0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Николо-Малицкий монастырь в Твери: история и адрес монастыря, архитектурные

Содержание

Николо-Малицкий мужской монастырь

Николаевский Малицкий мужской монастырь (разг. Николо-Малицкий монастырь, Николо-Малица) — православный монастырь в Тверской области.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Архитекторы:

  • 1751-1760: Плюсков П. Я. — строительство по собственному проекту
  • 1829: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)
  • 1839: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)

Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.

В 1675 г., от сильного пожара вся обитель сгорела. Среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство.

В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново, руководил строительными работами арх. П. Я. Плюсков.

В 1829 по проекту И. Ф. Львова был перестроен братский корпус.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Судьба большинства братии сегодня неизвестна.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения.

В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.

С 2008 г. возобновлена монашеская жизнь.

Современное состояние [ править ]

Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов).

В настоящее время монастырский комплекс находится в стадии завершения строительства. Его архитектура решена в греческом стиле, который просматривается в узорах, созданных сочетанием кирпичей светло-желтого и коричневого цветов в облицовке стен строений, в их конфигурации. В планах монастыря – строительство гостиницы для паломников.

Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях. Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Молитвенное предстояние монахов обычно начинается в пять часов утра. В монастыре действует лекторий, работают христианские воскресные школы для детей и взрослых.

Храмы [ править ]

  • Соборная Всемилостивого Спаса. По правую сторону устроен придел Святителя Николая, а по левую ризница. (Разрушена)
  • Покровская теплая церковь, престола два: правый Архистратига Михаила, левый — Покрова Пресвятой Богородицы. (Вновь отстроена)
  • Церковь преподобного Петра Афонского. (Разрушена)
  • Церковь Святителя Николая.

— Покровский Отмицкий монастырь;

— Димитрия Солунского Черкасский монастырь;

— Вознесенский Тутанский монастырь;

— Введенская Нектарьева пустынь;

— Тверской Успенский Желтиков монастырь.

Святыни [ править ]

Святынями монастыря являются икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675 (найдена среди пепла частично обожжённой, с сохранившимся ликом), почитаемая чудотворной, а также частица мощей святого Арсения Тверского. Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку cвятой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери. Кроме того святитель основал на реке Тьмаке близ Твери Желтиков монастырь.

Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область

Николаевский Малицкий мужской монастырь расположился в уютном и живописном местечке в семи километрах от Твери.

История данной обители берет свое начало в древности, многие события были пережиты монастырем.

История постройки

1584-1595 — эти годы принято считать началом основания Николаевского Малицкого монастыря в Тверской губернии. Название берет свое начало с название реки, которая протекает рядом с землями обители — Малица. Возводились стены монастыря прямо посреди глухого и густого леса, который оберегал обитель от внешнего мира со всех сторон, частично зеленая роща сохранилась и в современное время.

В древности монастырь был беден и строился долго силами братии. Польские войска не обошли сторон обитель, и она была разорена, после такого смутного времени братия заново начала обустраивать монастырь, постепенно приводя его в порядок.

В это время рядом постепенно возникала слобода, и люди потянулись в монастырь, обитель стала принимать пожертвования, за счет которых и стала расширяться.

Возрождение храма после пожара

На смутном времени беды обители не закончились, в 1675 году в сильнейшем пожаре, все постройки сгорели дотла. Но благодаря этому событию, миру было подарено еще одно божественное чудо: в пепелище была найдена икона Николая Чудотворца, которая уцелела среди такого бедствия.

Другие православные храмы в Твери:

Через год после пожара, местный дворянин Овцын Григорий Дмитриевич пожертвовал большую сумму на восстановление Николо — Малицкого монастыря, вместо деревянного храма была возведена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса.

Здание было построено добротное, с пятью главами и двумя приделами:

На эти же средства были вновь возведены стены братских келий. Обитель вдохнула новую жизнь и возобновила богослужения. С 1751 по 1829 год монастырь был обновлен, перестроен корпус для братии и поставлены многие новые постройки.

Годы революции и войн

Безбожные году революции сказались на монастыре самым негативным образом, все выстроенное за многие годы великолепие и величие было уничтожено. В 1920-е годы обитель была закрыта и разграблена, судьба насельников тех времен не известна. Спустя 20 лет, в военные годы стены и постройки монастыря были уничтожены в боях.

В послевоенные годы народ начал возвращаться к Господу, мирная жизнь начала налаживаться. Для построек жилых домов в Тверской области стал использоваться кирпич от стен и построек, который остался от разрушения монастыря.

На заметку! Былой монастырь был полностью разрушен, все его захоронения были стерты с лица земли и не имеют ни одной записи в документации для истории.

Современное состояние монастыря

В 2005 году о монастыре вспомнили и начали восстанавливать обитель снова по благословению Архиепископа Тверского. Восстановительные работы ведутся до сих пор. Полностью смогли восстановить корпус для братии, два здания храмов, колокольня, трапезная и другие бытовые постройки.

Богослужения совершаются ежедневно и обитель открыта для приема паломников. Монашеская жизнь была начата лишь с 2008 года. Сегодня реконструкция монастыря находится на заключительном этапе, все постройки на территории обители выполнены в греческом стиле, территория облагорожена и всегда выглядит ухожено.

К сожалению, на сегодняшний момент на территории Николо-Малицкого монастыря нет гостиницы для остановки паломников, но в планах обители этот пункт стоит на первом месте на будущее.

Покровский храм всегда открыт для желающих помолиться на ежедневных богослужениях. Братия монастыря живет по строгим Афонским традициям, и единственным послаблением в режиме, является разрешение посещать обитель женщинам.

Интересно! Богослужения проводятся на греческом языке, что интересно отличается от служб, где поет традиционный русский хор.

На территории монастыря открыты:

  • библиотека;
  • воскресная школа для детей — занятия начинаются после утренней литургии по воскресеньям, в течение всего учебного года с сентября по май;
  • курсы для взрослых — с 2015 года все желающие взрослые могут записаться в Катехизической группу для верообучения, курсы проводятся как для воцерковленных людей, так и для тех, кто только готовится к крещению в Православие;
  • лавка с церковной утварью и трапезная.

В воскресной школе существует три возрастные группы: дошкольная, группа с детьми возраста младшей школы и старшая группа для школьников среднего возраста. Дети обучаются Закону Божьему, изучают Новый Завет, песнопения, церковнославянский язык, посещают кружки по творчеству и рукоделию. Все желающие могут в начале года записать сюда своих детей.

Монастырский хор, поющий на Греческом языке в византийском стиле, является главной достопримечательностью данной обители. Многие прихожане очарованы такими песнопениями и приходят на богослужения, чтобы послушать такое божественное пение.

Святыни

За стенами молодого монастыря хранятся две важные святыни:

  • выжившая в огне, чудотворная икона Николая Чудотворца;
  • рака с мощами Святого Арсения Тверского — Святитель Арсений, является покровителем города Тверь и монашеским заступником.

Храмы

На территории современного монастыря построено 3 храма:

  • в честь Святителя Николая;
  • собор Всемилостивого Спаса с приделом в честь Святого Николая Чудотворца;
  • Покровский Храм (зимний) с двумя престолами: в честь Покрова Богородицы и в честь Архистратига Михаила.

Расписание Богослужений и престольные праздники

Богослужения в монастыре можно посетить ежедневно:

  • понедельник, среда, пятница — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 17:00 Вечерняя молитва;
  • четверг — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 14:00 Акафист Николаю Чудотворцу, 17:00 Вечерняя молитва;
  • суббота — 6:30 — Утреня, 9:00 Литургия, 16:00 Всенощное бдение;
  • воскресенье — 9:00 Утреня, 11:30 Акафист иконе «Неупиваемая чаша», 17:00 Вечерняя молитва.

Важно! Ознакомиться с более подробным расписанием и изменениями на время поста и праздников можно на официальном сайте монастыря.

Местонахождение и контакты

Никольский Малицкий монастырь находится по адресу: Россия, Тверская область, Калининский район, деревня Николо-Малица, ул. Школьная, д.17.

До города Тверь из Москвы можно добраться на автобусе или автомобиле, монастырь находится рядом с городом, на расстоянии 9 км.

Николо-Малицкий монастырь в Твери: адрес с фото, расписание богослужений

Николо-Малицкий монастырь имеет богатую историю и поистине уникален не только для Тверской земли, но и для всей России. Он имеет большое значение в возрождении духовной жизни монахов через осмысление древних традиций, связь с которыми была оборвана в период советской власти.

История основания

История Николо-Малицкого монастыря началась в период 1584–1595 гг. Основан он был на Шевяковой пустоши во времена правления царя Федора Ивановича. Свое название обитель получила по имени реки Малицы, протекавшей в окрестностях.

Поначалу это был бедный скит, окруженный сосновым лесом. Постепенно усилиями немногочисленной братии монастырь развивался и обрастал земельными владениями. Вскоре возле обители образовалась и Малицкая слобода.

Близость скита к Московско-Новгородской дороге привлекала к нему проезжавших мимо купцов. Они заезжали сюда, чтобы помолиться покровительствующему в торговых делах Николаю Чудотворцу и нередко, совершали ценные вклады.

Пожар

Безмятежная, хоть и бедная жизнь монастыря закончилась в 1675 году. В обители случился большой пожар, не оставивший ни одной уцелевшей постройки. При разборе пепелища монахи обнаружили целым лишь один образ покровителя обители Николая Угодника.

Столь необычное событие было воспринято жителями Твери как чудо. Было решено восстанавливать Николо-Малицкий монастырь общими силами, на собственные средства. Уже через год на пожертвования царского стольника Г. Овцына на месте сгоревшей церкви был возведен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивейшего Спаса.

Остальные постройки, в том числе и ограда, были сооружены из дерева. Постепенно были восстановлены кельи, хозяйственные помещения и возобновлены богослужения.

В 1751 году, благодаря вкладу графини М. Шуваловой, обитель была полностью перестроена из деревянной в каменную. Началу этого послужило чудесное исцеление графини, которая, будучи больной, останавливалась в Малицкой слободе.

Обновленная обитель

После обновления территория Николо-Малецкого монастыря (Тверь) приобрела форму четырехугольника, обнесенного каменной стеной и башней на каждом углу. Изначально башни венчались высокими деревянными куполами, но к концу XIX века все постройки обители были покрыты железом.

В центре располагался Спасский храм, перестроенный в форме греческого креста. К востоку от него находился корпус для братии. В южной части был размещены покои для настоятеля. Над Святыми вратами возвышалась двухъярусная колокольная, а по сторонам — Покровская и Афонская церкви.

К середине XVIII века обитель приняла облик единого архитектурного ансамбля, выполненного в стиле барокко. Выгодное географическое расположение, множество почитаемых святынь и соблюдение древних традиций, служило причиной того, что сюда стекались верующие не только с соседних деревень, но и самой Твери.

В начале XX столетия Николо-Малицкий мужской монастырь развивался и благоденствовал. Постройки, принадлежавшие обители, находились даже за приделами ее территории. С севера от монастыря стояла каменная часовня, с иконостасом из древних икон. Другая часовня была возведена у дороги на Санкт-Петербург.

При обители находилась церковно-приходская школа и училище. В 1880 году братией монастыря были построены дачные дома, которые сдавались внаем жителям Твери. Также община активно занималась хозяйственной деятельностью. Ей принадлежала собственная мельница и пятьсот с лишним десятин лесных и пахотных угодий.

Советские годы

После Октябрьской революции все благолепие монастыря было разрушено и навсегда утрачено. Соборный храм и другие постройки были отобраны. Точная дата закрытия обители неизвестна. В архивных источниках есть сведения о том, что Покровская церковь продолжала работать с перерывами до 1929-1933 гг.

В годы Великой Отечественной войны тут проходила линия фронта и шли непрерывные бои. Основная часть архитектурного ансамбля обители была уничтожена вражескими бомбардировками.

После победы над фашистскими захватчиками советские власти не имели возможности выделять средства для восстановления монастыря. Жители окрестных деревень стали использовать для благоустройства своих домов все, что можно было выломать, из сохранившихся построек обители — доски, оконные рамы, двери.

Вместе с монастырем было уничтожено и церковное кладбище. Сохранились лишь несколько могил на старых захоронениях. От былой величественной обители остался лишь братский корпус. Какое-то время оно служило общежитием для колхозников, но в 1980 году было заброшено и разграблено.

Возрождение

Первые попытки возрождения обители были предприняты в мае 1994 года, когда у стен разрушенного монастырского комплекса был установлен поклонный крест и отслужен молебен.

Капитальное восстановление Николо-Малицкого монастыря началось в 2005 году. К сожалению, реконструировать обитель в ее первоначальном виде не представлялось возможным. Архитектурный ансамбль обители, ко времени его ликвидации, состоял из различных элементов, складывавшихся на протяжении двух столетий. К тому же достоверного описания и замера, разрушенных зданий, не сохранилось.

Поэтому образцами для монастырских храмов послужили церкви, расположенные в обителях на Святой Афонской горе. Так, Покровский собор Николо-Малицкой обители был выполнен по подобию Ватопедского храма Частного Пояса.

Сегодня обитель живет своей полноценной жизнью. Восстановление архитектурного комплекса находится в завершающей стадии. Продолжительность и суровость монастырских служб, не только не отпугивает верующих, а наоборот, привлекают сюда, как в былые времена, все новых и новых прихожан.

Особой гордостью монастыря является церковный хор. Все песнопения ведутся на греческом языке по старинным невмам. От партесного пения византийские распевы отличаются аскетизмом и требуют длительной подготовки.

Адрес и расписание Николо-Малицкого монастыря

Возродившаяся обитель становится настоящим духовным центром Тверской епархии. Избранный братией распорядок максимально, насколько это возможно в России, приближен к уставу афонских монастырей.

Расписание богослужений Николо-Малицкого монастыря включает в себя полный суточный круг, всех положенных служб, по утвержденному Церковью чину: с 6 часов утра последовательно совершается полунощница, утреня и литургия, а с 17 часов – вечерня и повечерие. Перед праздниками проводятся ночные бдения, которые проходят с 22 часов до 4 часов утра.

Основная часть богослужений проходит в большом Покровском храме. При этом не используется электрическое освещение — все службы совершаются при свечах. Согласно монастырскому уставу, численность зажженных свечей соответствует виду службы. Чем торжественнее праздник, тем больше свечей зажигается на паникадилах.

В службе Николо-Малицкого монастыря так много всего заимствовано греческого, что для русского православного она иногда кажется странной и не совсем понятной. Но достаточно постоять небольшое время, погрузившись в молитву, как все вокруг становится естественным и родным.

Адрес Николо-Малицкого монастыря в Твери: село Никола-Малица, ул. Школьная, д. 17.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Николаевский Малицкий мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.

В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите императрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой.

С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.

МАЛИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Тверской епархии Тверской и Кашинской митрополии), находится в дер. Николо-Малица Калининского р-на Тверской обл. на юго-зап. окраине г. Твери. Наименование происходит от названия протекающей рядом с обителью р. Малица. Основными источниками сведений по истории М. м. являются документы монастырского архива (ГА Тверской обл. Ф. 184, 1674-1919 гг.) и описания обители XIX в. (Ист. записка. 1855; Феофилакт (Виноградский). 1859).

XVI в.- 1917 г.

В XIX-XX вв. считалось, что М. м. основан при царе Феодоре Иоанновиче (1584-1598), о чем в челобитной к царю Михаилу Феодоровичу Романову 1615 г. упоминал строитель Феодосий: «. при Государе Царе. Феодоре Иоанновиче. устроилось наше богомолье Малицкая пустыня» (ГА Тверской обл. Ф. 184. Оп. 2. Д. 38, Л. 3). Но материалы дозорной книги 1551-1554 гг. позволяют утверждать, что М. м. существовал уже в сер. XVI в. Здесь упоминается «монастырек Никола Чудотворец на Ноугородцкой дорозе» (Писцовые мат-лы Тверского у. 2005. С. 273). Монастырь был построен на землях царя и великого князя. М. м. избежал разорения в Смутное время и при литовско-польской интервенции 1604-1610 гг. и даже укрепился после пожалования ему земель запустевших обителей. В 1613 г. к владениям М. м. были причислены земли разоренных тверских обителей: Крестовоздвиженского муж. монастыря и пустоши Мытицкого Николаевского монастыря.

Первоначально в М. м. был построен деревянный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца (или 2 храма), сгоревший в 1675 г. при игум. Иоиле. На пепелище была обретена икона свт. Николая Чудотворца с неповрежденным ликом и опаленной оборотной стороной.

Каменное строительство развернулось в мон-ре в XVIII в. После основания С.-Петербурга (1703) понадобилась большая дорога, проложенная с сев. стороны мон-ря. На этой стороне была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, упомянутая в описи 1720 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638, Оп. 1. Д. 115). К 1720 г. рядом с храмом стояли каменные св. врата и часовня, предназначенная для исполнения треб проезжавших по дороге. В часовне находился старинный иконостас.

В апр. 1742 г. в Малицкой слободе проездом из С.-Петербурга в Москву остановилась беременная гр. Мавра Егоровна Шувалова († 1759), статс-дама имп. Елизаветы Петровны. Она тяжело заболела в дороге и исцелилась после молебна перед иконой свт. Николая Чудотворца, благополучно добралась до Москвы и родила сына, к-рого назвала Николаем. Вскоре Шувалова вместе с супругом, президентом Военной коллегии гр. П. И. Шуваловым, стала благотворительницей обители. 1 марта 1743 г. на средства Шуваловых на заводе Демидова в Невьянске был отлит колокол весом 126 пудов 27 фунтов.

С 1751 г. по обету и на средства гр. Шувалова († 1762) на территории М. м. началось возведение каменных построек, в результате сложился единый архитектурный ансамбль в стиле барокко. В центре, на месте разобранного Спасского храма (1676), был возведен в 1754 г. одноглавый двусветный 3-престольный Спасский собор с трапезной (с зап. стороны), правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым — святых праведных Захарии и Елисаветы (впосл. помещение ризницы). По описи 1910 г., собор был 30 аршин в длину, 30 аршин в ширину, 22 аршина в высоту (Там же. Ф. 184. Оп. 1. Д. 195. Л. 1-5). Строила храм артель Фомы Павлова, крестьянина монастырской слободы Селижаровского Троицкого мон-ря. Внутри стены были полностью расписаны в 1861-1862 гг., новый иконостас помещен в 1862 г. В Никольском приделе был устроен склеп, в котором похоронили гр. М. Е. Шувалову (Ɨ 1759).

Над св. вратами М. м. была возведена 3-ярусная колокольня. В июле 1891 г. в обитель был доставлен отлитый на московском заводе Самгина колокол, весивший 293 пуда 20 фунтов. На колокольне стало 6 колоколов, в т. ч. самый древний, отлитый при игум. Иоиле в 1687 г. весом 14 пудов; колокол весом 126 пудов 27 фунтов, отлитый в 1743 г. и пожертвованный Шуваловыми; колокол весом 52 пуда, отлитый в 1840 г. строителем Иоасафом; и последний — самый большой колокол, отлитый при архим. Данииле (Чижове). В XVIII в. по сторонам от колокольни симметрично располагались одноглавые церкви: на востоке — в честь Покрова Пресв. Богородицы (теплая) с часовней; на западе — во имя прп. Петра Афонского (не была достроена). На юж. стороне ограды была построена церковь, которую предполагалось освятить во имя мучеников Тимофея и Мавры, но в 1771 г. она была перестроена в настоятельский корпус. Кроме зимних и летних комнат в настоятельском корпусе имелось еще 6 келий.

В XVIII в. одновременно с возведением Спасского собора велось строительство братских келий на вост. стороне мон-ря. Первоначально у каждой кельи был отдельный свод, но после ремонта 1829 г. своды заменили накладным потолком. Сохранился проектный чертеж братского корпуса 1829 г., подписанный губернским архит. И. Ф. Львовым и Тверским и Кашинским архиеп. Амвросием (Протасовым), но при строительстве и перестройках в него были внесены изменения. В XVIII в. в обители также были устроены деревянные хозяйственные помещения, в т. ч. амбар для хлеба, кладовые и поварня. Мон-рь (территория 65 саж. в длину, 40 саж. в ширину) был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, по углам возвышались башни с небольшими помещениями под ними.

В 1829 г. к северу от М. м. было проложено новое Московско-Петербургское шоссе. Рядом с дорогой была поставлена деревянная монастырская часовня, а ок. 1885 г.- каменная часовня с кельей для монаха и деревянным сараем. В часовне находились резной образ свт. Николая Чудотворца и др. иконы.

В 1840 г., при строителе Иоасафе, был отремонтирован настоятельский корпус (XVIII в.), в соборе поставлены железные двери. В 1873 г. с разрешения Тверской духовной консистории храм прп. Петра Афонского был разобран, а полученный строительный материал использовался для пристройки к теплой Покровской ц. нового юж. придела во имя арх. Михаила.

В 1886 г. в Николо-Малицкой слободе была открыта церковноприходская школа на 80 учащихся. В 1901 г. рядом с монастырем на его средства было построено школьное здание. В школе преподавали 2 учителя, курс обучения составлял 4 года. В дек. 1916 г. в школе обучались 38 мальчиков и 38 девочек, продолжительность учебного года составляла 157 учебных дней. Школу посещали дети из Николо-Малицкой слободы, из деревень Ст. и Нов. Каликино, Сакулино, Черкасы, Брянцево, из рабочей слободки вагонного завода.

К нач. XIX в. М. м. входил в десятку крупнейших землевладельцев среди обителей Тверской епархии и сохранил свои владения практически без потерь до XX в. На севере владения мон-ря граничили с дер. Брянцево, на юге — с дер. Черкасы, зап. граница проходила по р. Малице, а восточная — около пересечения шоссе Москва — С.-Петербург с Николаевской железной дорогой. Доходы обители складывались из пожертвований проезжавших по тракту и в значительной степени из средств, получаемых от сдачи в аренду пустошей, домов и др. строений, расположенных на землях мон-ря, а также от продажи строевого монастырского леса.

В 1888 г., когда строилась дорога из С.-Петербурга в Москву, архим. Даниил продал казне 26,5 га земли и безвозмездно отдал 6,6 га. С 1880 г. мон-рь начал строить деревянные дачные дома, к-рые сдавались жителям Твери в летний сезон. К 1910 г. за пределами основной территории М. м. было выстроено 16 домов. К нач. XX в. обители принадлежало 568 га пахотных, сенокосных и лесных угодий, пустоши, мукомольная мельница на р. Малица в 2 верстах от мон-ря. Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие, пустоши, сенокосные угодья и мельницу сдавали в аренду.

В годы первой мировой войны монастырь оказывал гос-ву материальную помощь. С сент. 1915 по авг. 1917 г. в помещениях и конюшнях мон-ря размещалось 4-е отд-ние Рижского общего конского запаса, численность которого во много раз превышала число братии. Ежедневно на постое было от 40 до 240 чел., в течение месяца от 1500 до 4800 чел. и от 1500 до 5400 лошадей.

Настоятели и братия

С 1613 г. М. м. возглавляли в основном игумены, с сер. XVIII в.- строители. Первым из известных настоятелей был строитель иером. Феодосий, в 1615 г. обращавшийся с челобитной к царю Михаилу Феодоровичу Романову об утверждении за мон-рем 4 пустошей.

Среди настоятелей наиболее почитаем о. Даниил (Чижов; 1812-1897), духовный сын еп. Можайского Саввы (Тихомирова), 12 марта 1880 г. возглавивший М. м., в 1884 г. возведенный в сан игумена, в 1889 г.- в сан архимандрита, в 1895 г. награжденный орденом св. Анны 3-й степени. Архим. Даниил вел строгую подвижническую жизнь и успешно занимался хозяйством обители. Единственным источником средств существования М. м. был крестный ход в Тверь с иконой свт. Николая Чудотворца. В 1883 г. по инициативе иером. Даниила время пребывания иконы в Твери было продлено с 21 мая до 1 июня, т. к. мн. верующие хотели принять икону в своих домах. Для пополнения монастырских средств архим. Даниил построил за оградой дачи-особняки, к-рые сдавались горожанам на лето. Архим. Даниил был духовным попечителем и законоучителем церковноприходской школы, окормлял сестер тверского в честь Рождества Христова монастыря. Похоронен у зап. входа в соборный храм Всемилостивого Спаса с правой стороны.

По описи 1720 г., в 5 кельях проживали 3 иеромонаха, иеродиакон, 4 монаха-клирошанина, 5 монахов. В 1764 г. М. м. получил статус заштатной необщежительной обители, в к-рой могли проживать 7 насельников (настоятель, 3 иеромонаха, иеродиакон и 2 послушника), им ежегодно отпускалось из казны по 300 р. ассигнациями. Но число братии и послушников обычно составляло 8-14 чел. В 1917 г. в штат М. м. входили настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах, 2 послушника — все по происхождению из крестьян или мещан, за исключением одного иеромонаха, принадлежащего по рождению к духовному сословию.

Святыни и крестные ходы

Главной святыней М. м. считалась икона свт. Николая Чудотворца, обретенная после пожара (ок. 1675). Образ был написан на холсте, наклеенном на доску 5, 5 вершка длиной и 4,5 — шириной (24,5×20 см). По сторонам от поясного образа свт. Николая на полях изображены страстотерпцы Борис и Глеб. Икона прославилась многочисленными исцелениями среди жителей не только окрестных селений, но и Твери. По преданию, когда один из игуменов, желая сэкономить масло и опасаясь пожара, запретил по ночам возжигать перед иконой лампаду, ему явился свт. Николай Чудотворец и обещал, что не оставит обитель без покровительства. К нач. XX в. перед иконами свт. Николая в монастыре (в соборе и в часовне) горели 2 неугасимые лампады.

По завещанию гр. Шуваловой ее муж передал М. м. более 250 семейных реликвий, в т. ч. икон, частиц мощей, благодаря чему обитель стала местом паломничества. Первым его даром мон-рю стала золотая риза с драгоценными камнями, украшавшими «образ чудотворца святителя Николая; на нем венец. в короне в двух запонах, и в двух крестах на омофоре, на Евангелии и на двух по сторонам святых Бориса и Глеба в коронах алмазов сорок, над короною крестик сребреной позлащенной, в середине коего винюса, по краям четыре изумруда, под оным в короне восточный хрусталь, по правую сторону аметист, на Евангелии в средине изумруд, выше онаго и ниже два простых белых камней, в короне в венце и по другим местами красных и других цветов яхонтов… сорок четыре» (ГА Тверской обл. Ф. 184. Оп. 1. Д. 14. Л. 3 об.). Среди др. даров Шуваловых — Казанская икона Божией Матери в позолоченном серебряном окладе с алмазами и самоцветами, серебряный вызолоченный ковчег со створками, в к-ром под слюдой помещены частицы мощей 77 святых; Иверская икона Божией Матери с частицами мощей 18 святых; под прозрачной слюдой в серебряном ковчеге имелись частицы Креста Господня, камня от Гроба Господня, мощей святых Иоанна Предтечи, апостолов Матфея, Луки, Андрея Первозванного, Иакова, брата Господня, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Арсения Тверского и др. Шувалов передал в М. м. и мозаичный Нерукотворный образ Спасителя, созданный М. В. Ломоносовым (ГИМ). В ризнице имелось большое Евангелие с серебряными застежками, изготовленное гр. Шуваловым для вечного поминовения супруги. Особой святыней являлся золотой крест с изображением на финифти распятого Спасителя, Пресв. Богородицы, ап. Иоанна Богослова. В кресте имелась часть ризы Господней. С 10 июля 1759 г. в мон-ре особо торжественно отмечали праздник Положение ризы Господней, с водосвятием и крестным ходом.

В 1727 г. царевны Прасковья Иоанновна и Анна Иоанновна подарили обители икону прп. Кирилла Белозерского (29×27 см), украшенную золотыми узорчатыми листами. 25 дек. 1828 г. дворянка Н. А. Бородина пожертвовала чеканный серебряный вызолоченный крест (15,6×13,3 см) с 72 частицами мощей святых. Их имена были написаны на задней стороне креста, а лики «иконным писанием» изображены на деревянной доске, в к-рую был встроен крест. В обители также хранились «древняя» икона Божией Матери «Троеручица» в басменном окладе (утрачена), устав обители 1547 г., «писанный не одною рукою» (утрачен), рукописное Евангелие 1566 г. (утрачено).

С сер. XVIII в. в Москве 10 июля, в день празднования Положения ризы Господней, совершали водосвятный молебен и крестный ход вокруг обители. С 1829 г., после строительства Никольской часовни на шоссейной дороге и перенесения в нее резного образа свт. Николая Чудотворца, ежегодно 9 мая из обители крестный ход направлялся в часовню. По указу Синода от 2 нояб. 1862 г. в память избавления Твери от эпидемий и пожаров 1860-1861 гг. ежегодно 9 мая совершался крестный ход с образом свт. Николая Чудотворца из М. м. в Тверь, сначала в Знаменскую ц., с 1901 г. в Никольскую ц.

Некрополь

Стольник Овцын, иждивением которого после пожара был выстроен каменный собор, умер 17 апр. 1683 г. и в дек. 1684 г., согласно его завещанию, был похоронен близ собора, напротив сев. придела в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». При перестройке собора на средства Шуваловых место захоронения оказалось внутри собора и было утеряно. По завещанию гр. Шуваловой ее тело было погребено в обители — в склепе под соборным приделом свт. Николая Чудотворца. Каменный склеп имел глубину ок. 3 аршин, длину ок. 6, ширину ок. 5 аршин. Гр. Шувалов был похоронен в фамильном монастырском склепе — под недостроенной ц. прп. Петра Афонского. В усыпальнице покоились также др. представители рода Шуваловых. В 1859 г. по ходатайству потомка благотворителей А. П. Шувалова прах членов семьи был перенесен в склеп Николаевского придела соборного храма, в нише на зап. стороне придела был установлен памятник высотой ок. 4 аршин, изготовленный по проекту архитектора Тверской удельной конторы М. С. Шашина. Ему же принадлежал и проект переделки склепа. Монашеские захоронения располагались вокруг Спасского собора, настоятелей погребали с зап. стороны, справа и слева от входа.

Николаевский Малицкий монастырь

Контактная информация

Основание обители, XVII век

История монастыря уходит своими корнями в XVI век. Основанный на пустоши Шевякова между 1584 и 1595 гг. во времена царствования Федора Ивановича, он получил свое название от речки Малицы, впадавшей в Межурку, приток Волги, и огибавшей обитель с севера. Со всех сторон монастырь был окружен сосновым лесом, частично сохранившимся до наших дней.

Первое время обитель была бедна. В смутное время она подверглась разорению от поляков, но постепенно трудами и молитвами немногочисленной братии начала возрождаться. Согласно данным тверских писцовых книг за 1627, 1628, 1685 гг., хранящихся в Государственном архиве Тверской области, владения Николаевского Малицкого монастыря в XVII веке заметно расширились – вероятно, к нему были приписаны монашеские обители и земли, запустевшие в Смутное время. Тогда же рядом с монастырем возникла Малицкая слобода.

Изначально монастырь был посвящен святителю и чудотворцу Николаю, что имело для всей его истории важнейшее значение. В архиепископе Мир Ликийских, которого на Руси называли Угодником Божиим, видели само воплощение святости. Близость к Большой Московской дороге, пролегавшей южнее монастыря, привлекала к нему купцов, заезжавших сюда помолиться Николаю Угоднику, покровительствующему путешественникам, и порой делавших ценные вклады.

В 1675 г. во время сильного пожара монастырь сгорел дотла, спасти не удалось почти ничего. Но на пепелище монахи нашли неповрежденный образ небесного покровителя обители – Николая Угодника. Обгорела только задняя сторона иконы, лик святого остался нетронутым. Чудо, по сообщению летописца, обрадовало всех жителей Твери, было решено всем миром возродить обитель.

В 1676 г. на пожертвования Григория Дмитриевича Овцына, тверского дворянина и царского стольника, вместо уничтоженной пожаром деревянной церкви был выстроен каменный пятиглавый храм в честь Всемилостивого Спаса с теплыми приделами: святого Николая Чудотворца и иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Остальные строения были возведены из дерева, вокруг монастыря построили деревянную ограду. В монастыре возобновились службы. В 1683 г. скончался Г. Д. Овцын и, согласно завещанию, был погребен в Николо-Малицком монастыре рядом с Соборной церковью напротив придела иконы Богородицы «Одигитрия».

Монастырь в XVIII–XIX веках

В 1742 г., в дни торжеств по случаю коронации Елизаветы Петровны, ближайшая подруга императрицы, статс-дама ее двора графиня Мавра Егоровна Шувалова, серьезно заболела во время следования по дороге из Петербурга в Москву и была вынуждена сделать остановку в Малицкой слободе. Доктор, знавший о том, что графиня ждет ребенка, не находил действенных средств лечения и опасался за жизнь обоих. Узнав о находившемся в Николо-Малицком монастыре чудотворном образе Святителя, графиня попросила, чтобы святыню доставили к ее постели и отслужили молебен. Она молила Николая Чудотворца о помощи и обещала перестроить деревянный монастырь в каменный. Вскоре после молебна наступило выздоровление, графиня благополучно доехала до Москвы, где родила сына, назвав его в честь Угодника Христова Николаем.

Николаевский Малицкий монастырь с тех пор приобрел особое покровительство, ведь ставший его ктитором Петр Иванович Шувалов, супруг Мавры Егоровны, был генералом-фельдмаршалом, сенатором, президентом военной коллегии, являясь фактическим руководителем правительства императрицы.

Во исполнение обета, данного графиней Шуваловой, с 1751 г. в монастыре началось каменное строительство в стиле «петровского» барокко, все работы велись на средства Петра Ивановича и Мавры Егоровны Шуваловых.

После реконструкции территория Малицкого монастыря приобрела вид четырехугольника 138,5 x 85 метров, обнесенного каменной оградой с башнями по углам, завершенными восьмиугольными деревянными куполами, увенчанными шпилями. К началу ХХ века ограду, башни и остальные каменные постройки обители покрыли железом. В одной из башен в восточной части монастырской стены была устроена келья. В центре монастыря стоял перестроенный Спасский собор, в плане имевший вид усложненного греческого креста, с двумя приделами – святителя Николая Чудотворца и святых праведных Захарии и Елизаветы. Восточнее соборного храма появился братский корпус. В южной части монастырской территории располагались настоятельские покои. Святые врата были надстроены двухъярусной колокольней, по сторонам от них построены церкви преподобного Петра Афонского и Покрова Пресвятой Богородицы. На колокольне было шесть колоколов, самый древний из которых датировался 1687 годом и весил 14 пудов, самый тяжелый колокол весом 126 пудов был отлит в 1743 г. и пожертвован обители графом и графиней Шуваловыми. В 1891 г. на монастырскую колокольню подняли новый колокол, отлитый на колокольном заводе Самгина в Москве и имевший вес 293 пуда.

В целом именно во второй половине XVII в. Николо-Малицкий монастырь превратился в цельный архитектурный ансамбль. В первой половине XVIII в. здесь был посажен фруктовый сад.

Мавра Егоровна Шувалова скончалась 9 (20) июня 1759 г. и по завещанию была похоронена в склепе под южным приделом Спасского собора, в храме у святых ворот погребены ее сын и другие родственники. Среди семейных реликвий, переданных Шуваловыми в дар монастырю, были предметы большой культурной и исторической ценности разного времени.

Ежегодно с 1862 г. 9 мая (по старому стилю) проходил крестный ход с иконой святого Николая Чудотворца в память избавления Твери от свирепствовавшей в 1860–1861 гг. эпидемии холеры, в котором участвовали жители ближайших деревень и города Твери. Чудотворную икону переносили из Николо-Малицкого монастыря в Знаменскую церковь Твери, а с 1901 г. – в церковь Николая Чудотворца в Капустниках.

За пределами основной монастырской территории также имелись постройки, принадлежавшие обители. На северной стороне к теплому храму была пристроена каменная часовня, где стоял старинный иконостас с «древними» иконами. Еще одна часовня была выстроена в 800 м от монастыря, вблизи дороги на Санкт-Петербург, при ней имелись монашеская келья и деревянный сарай.

В 1886 г. открылась Николо-Малицкая церковно-приходская школа с четырехгодичным курсом обучения, где преподавали два учителя. По данным на декабрь 1916 г., в школе проходили обучение 38 мальчиков и 38 девочек из Николо-Малицкой слободы и деревень Старое Каликино, Новое Каликино, Брянцево, Сакулино, Черкассы. Деревянное, крытое железом здание школы отапливалось двумя голландскими и одной русской печами. Закон Божий преподавал настоятель Николаевского Малицкого монастыря архимандрит Даниил.

В 1901 г. рядом с обителью и на ее средства было построено здание церковно-приходского училища.

В начале XX века

К началу ХХ столетия монастырь располагал многочисленными хозяйственными постройками, на его территории размещались изба для рабочих, баня, хлебный амбар, погреб, два сарая для лесоматериалов и дров, конюшня, сарай для телег, каретный сарай. За монастырской оградой также располагались принадлежавшие монастырю постройки: скотный двор с двумя избами, сараи для соломы и сена, рига с крытым гумном. Во владении обители находились мукомольная двухпоставная мельница на реке Малица в 2-х верстах от монастыря, свыше 520 десятин сенокосных, пахотных и лесных угодий. Только лесная дача монастыря имела площадь более 290 десятин. Кроме того, владения монастыря находились в пустошах: Рогачеве и Предтеченской (вблизи Предтеченской церкви Твери). Пахотную землю обрабатывали наемные рабочие. Мельница, пустоши и сенокосы сдавались в аренду.

Из вышеперечисленного видно, что Николо-Малицкий монастырь вел активную хозяйственную деятельность, что было обусловлено его статусом. Обитель принадлежала к числу заштатных особножительных монастырей, поэтому была более зависима от изменений в экономической и общественной жизни России.

Перемены в Тверской губернии, произошедшие с началом Первой мировой войны не обошли стороной и Малицкий монастырь. С сентября 1915 по август 1917 гг. в конюшнях и помещениях обители размещалось четвертое отделение Рижского общего конского запаса. На постое находилось от 40 до 240 человек ежедневно, за месяц здесь содержалось до 4 800 человек.

С конца XIX в. до 1918 г. численность монастырской братии составляла от 8 до 10 человек. На начало 1918 г. штат монастыря состоял из настоятеля, четырех иеромонахов (один из которых исполнял должность казначея), двух иеродиаконов, одного монаха и двух послушников.

В советские годы

В первые месяцы после Октябрьской революции 1917 г. монастырь продолжал вести хозяйство.

20 июля 1918 г. игумен Николо-Малицкого монастыря был уведомлен Брянцевским волостным исполкомом о том, что монастырь обязан уплатить в семидневный срок единый чрезвычайный продовольственный налог в сумме 1 000 рублей. Менее чем через полгода, 5 декабря 1918 г. от властей поступило еще одно уведомление об уплате налога в сумме 4 000 рублей.

Братия предпринимала попытки реорганизовать обитель в сельхозартель, однако разрешения на это не получила. Монахи не сразу оставили монастырь, какое-то время они проживали здесь как частные лица. Собор и другие постройки были отобраны, до 1929 г. действующей оставалась только Покровская церковь.

Точная дата полного закрытия монастыря на данный момент остается неизвестной, это случилось, предположительно, в период 1929–1933 гг. Неизвестной остается и судьба большинства братии. Ясно только, что обитель пополнила число новомучеников и исповедников российских.

После завершения церковной жизни помещения монастыря использовали под склады, общежития, Дом культуры. На его территории даже стали хоронить мирских людей.

Во время Великой Отечественной войны по деревне Николо-Малица проходила линия фронта, здесь шли кровопролитные бои за Октябрьскую железную дорогу. Большая часть архитектурного ансамбля Николаевского Малицкого монастыря была уничтожена немецкой бомбежкой: разрушены два храма, трапезная, колокольня, настоятельский корпус, большие повреждения получил собор. Сгорело и большинство малицких домов. Многие из вернувшихся сюда жителей остались без крова. Некоторые члены расположенного рядом колхоза «Нива» заняли кельи уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся стенах собора хранили рожь. Для обустройства своих домов люди использовали доски, двери, рамы – все, что было можно разобрать из монастырских строений.

В 1954 г. был взорван последний храм на территории монастыря – Покровский. От некогда величественного монастырского ансамбля остался только братский корпус, в нем располагалось общежитие для местных колхозников. В 1980-е гг., после того, как колхозникам было предоставлено жилье, здание пустовало, с крыши сняли черепицу, вынесли окна и двери. К началу 1990-х гг. от братского корпуса остался лишь кирпичный остов. Землю исторической территории бывшего Николо-Малицкого монастыря стали раздавать под индивидуальное жилищное строительство.

Возрождение обители

Начало возрождению монастыря положил игумен Юстиниан, первый настоятель возвращенной верующим в 1992 г. церкви Вознесения Господня в центре города Твери, ныне архиепископ, взявшийся вместе с прихожанами наводить порядок на монастырской территории. В Светлое Христово Воскресение 1 мая 1994 г. у стен полуразрушенного братского корпуса установили поклонный крест, игумен Юстиниан отслужил возле него молебен – первый после полувекового перерыва.

В конце 1990-х гг. Тверской Союз православных мирян под руководством Сергея Дмитриева, являвшегося в ту пору депутатом Тверской Гордумы, приступил к восстановлению совершенно заброшенного братского корпуса. Сначала восстановили северную часть здания, в 2001 г. здесь была устроена часовня, освященная во имя святителя Николая.

На заседании епархиального совета 14 июля 2005 г. было рассмотрено обращение жителей Николо-Малицы к архиерею и принято решение назначить клирика собора Белая Троица иеромонаха Бориса ответственным за восстановление Николо-Малицкого монастыря.

Первым делом часовня была преобразована в домовую церковь. Уже 20 августа в ней была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в домовой церкви стали совершаться каждую субботу. В октябре 2005 г. силами неравнодушных людей территория монастыря была обнесена забором, к весне 2006 г. на территорию провели электричество. В том же году была зарегистрирована церковная община, благодаря статусу юридического лица появилась возможность организовать целенаправленный сбор средств и работы по воссозданию обители.

От идеи восстановления монастыря в прежнем виде пришлось отказаться. По мнению искусствоведов и историков, архитектурный ансамбль Николаевского Малицкого монастыря ко времени его упразднения включал в себя разностильные строения, складывавшиеся с конца XVII до начала ХХ вв. Полного описания и результатов обмера большинства разрушенных зданий не сохранилось.

В ту пору будущий настоятель монастыря побывал на Афоне и его не оставляло желание перенести частичку святогорского благочестия на тверскую землю. После долгих размышлений за основу первого монастырского храма было решено взять храм Святого Пояса Богородицы Ватопедского монастыря, размеры которого примерно совпадали с размерами церкви Покрова Пресвятой Богородицы Николо-Малицкого монастыря.

К середине 2008 г. архитектором Михаилом Будкиным был разработан проект будущего храма с использованием опубликованных планов церкви в Ватопеде. 4 сентября того же года состоялась торжественная закладка церкви в присутствии архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, который совершил молебен.

В конце 2008 г. игумен Борис, ставший к тому времени наместником действующего Николаевского Малицкого монастыря, поселился в обители. Богослужения в монастыре с тех пор стали проводиться ежедневно. К этому времени был восстановлен братский корпус, построено здание трапезной, на втором этаже которой устроены кельи. В ноябре 2009 г. над куполом Покровской церкви был установлен крест. В мае 2010 г. завершилось строительство колокольни, вскоре была построена каменная ограда с четырьмя башнями. На средства благоустроителей в городе Бежецке были отлиты 15 колоколов.

1 июня 2012 г., в день Святой Троицы, в полностью построенной Покровской церкви была отслужена божественная литургия. Ранее, в 2010 г., по благословению архиепископа Виктора, из собора Белая Троица в Николо-Малицкий монастырь была возвращена главная святыня – чудотворный образ Святителя Николая.

Как добраться

Из Твери на маршрутном такси № 23 (233) – до монастыря.
Из Твери на маршрутном такси № 4 (204) – до остановки «Спортбаза Динамо», перейти на противоположную сторону Петербургского шоссе и идти пешком 1 км по дороге вдоль леса.

Читать еще:  Московская Казанская церковь в Коломенском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector