0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге

Православный храм находится на дорожном пересечении Лиговского проспекта и самого глубокого в городе Обводного канала. Собор воздвигался в середине XVIII столетия и считается старейшей петербуржской церковью. Сегодня это строение, выполненное в стиле барокко, носит имя «казачьего», так как в 1991 г. храм отдался во владение приходу, который объединил казачество в Северной столице.

История постройки

История строительства величественного храма восходит к годам становления самой северной столицы. В XVIII столетии вместо сегодняшнего Лиговского проспекта существовала Новгородская дорога, древний и единственный тракт, по которому можно было добраться в строящегося Петербурга. Вдоль этой магистрали селились ямщики со своими семьями, — так появилась Ямская слобода.

  • Вскоре люди начали испытывать нужду в религиозной постройке, они просили благословения у архимандрита Феодосия. Церковь воздвигли общими усилиями в 1718 г., а через год её торжественно освятил иеромонах Варлаам, наместник Александро-Невской лавры. Новоявленный собор назвали в честь Рождества Иоанна Крестителя.
  • Храм создавался в стиле петровского зодчества, он представлял собой продолговатое здание с высокой крышей, которую венчал шпиль. Однако начальное строение не имело рядом колокольни, её построили только 1723 г. и использовали древесину в качестве основного материала. Четыре 300 килограммовых колокола заимствовали с пушечного городского двора.

В 1730 г. собор Иоанна Предтечи сгорел полностью, через год на месте пепелища поставили небольшую часовню, которую купили и привезли из петербуржского завода.

Другие храмы Санкт-Петербурга:

Освящение здания произошло в конце февраля 1731 г., торжественным процессом руководил протопоп П. Григорьев. Вследствие этого часовня стала называться православной церковью. В 1734 г. воздвигли Никольский придел, которым через десятилетие стал пользоваться Кирасирский военный полк.

Преображение старого здания

Так как храм создавался из деревянных брусьев, вскоре строение пришло в негодность: протекала кровля, стены обветшали. В 1740 г. прихожане церкви обратились за помощью к Священному синоду, прося благословение на возведение рядом нового собора. Миряне просили взять за основу камень и назвать новоявленную постройку во имя Животворящего Креста, так как храма с подобным наименование в Петербурге еще не существовало.

  • Главным архитектором назначили зодчего И. Шумахера, по его плану церковь состояла из трёх приделов. Основную пристройку в честь Воздвижения Креста освятил преподобный Феодосий в начале лета 1748 г. Северный придел получил наименование во славу святого Николая Чудотворца, а западный — во имя пророка Иоанна Крестителя.
  • Одноэтажный храм, построенный из камня, своей формой представлял католический крест. В восточной части строения отчетливо выделялся прямоугольный выступ, с противоположной стороны располагался симметричный притвор. Колокольня находилась как раз в западной части здания.
  • Священнослужители и миряне обратились к Священному синоду с еще одной просьбой. Люди хотели, чтобы на месте старой деревянной церкви, стоявшей без применения, построили отапливаемый храм. Это благородное прошение вскоре удовлетворили, финансовые средства предоставил городской купец И. Ильин. Новая церковь, располагавшаяся за алтарем храма, получила название Тихвинской.
  • Возведенная церковь напоминала по своей форме самое первое деревянное здание 1748 г. Она представляла собой прямоугольное строение, с восточной стороны которого виднелось чуть заметное расширение. Внутреннее помещение слагалось при помощи трёх нефов, перегородки которых завершались крестообразными сводами. Церковь имела одну главу, поставленную на восьмерике, декорированном пилястрами (выступами).

В середине декабря 1768 г. Тихвинский собор торжественно освятили. Петербургский купец по имени И. Меньшой возжелал построить на свои деньги здесь дополнительный придел. Пристройку освятили в 1800 г. в честь преподобного И. Златоуста.

История храма с XIX столетия

В 1804 г. зодчий А. Постников представил чертежи надвратной колокольни, которую воздвигли в 1812 г. Постройку при помощи крытых галерей гармонично соединили с двумя небольшими часовнями. В нишах самой колокольни расположили скульптуры великих христианских апостолов. Высота сооружения составляла 60 метров, верхнюю часть декорировали восемью апостольскими изображениями, нижнюю — четырьмя. Сегодня Крестовоздвиженская колокольня ярко выделяется на Лиговском проспекте и считается важнейшей достопримечательностью Северной столицы.

  • В середине XIX столетия в ограду, протяженность которой составила 610 метров, вставили железные решетки, выкованные мастером Ф. Мартьяновым. На третьем ярусе этой колокольни располагалось 20 колоколов.
  • В 1872 г. под её сводами устроили приход во имя Кирилла и Мефодия. Работу над этим проектом возглавлял архитектор Л. Бульери. Новоявленную церковь освятил митрополит Исидор в 1878 г. Чтобы войти в храм, нужно было подняться по каменной лестнице.

Тихвинская церковь и находящийся рядом собор Воздвижения Креста простояли без ремонтных работ целое столетие. Священство предприняло попытку полной перестройки этих храмов. Проект архитектора В. Моргана был выполнен в лучших традициях греческого зодчества. Монументальное здание рассчитывалось на 2500 прихожан, а по своей форме напоминало Исаакиевский собор. Однако неправильно было оставлять многолюдный район города без собора на время перестройки.

  • Управители решили сперва расширить маленький Тихвинский собор, а уже после переходить к полноценной модернизации церковных зданий. В начале лета 1844 г. приделы Иоанна Крестителя и Николая Угодника переместили из собора Воздвижения в соседний храм, а вскоре торжественно освятили. С этого момента Тихвинская церковь окружалась каменным прямоугольником, она увеличилась в размерах за счет ризницы и небольшой сторожки.
  • Вскоре обнаружилось, что финансирования на проект не хватает, поэтому комиссия получила официальное разрешение на возведение нового Крестовоздвиженского собора. Архитектором назначили Е. Диммерта, строить начали в середине весны 1848 г. Работы проходили в быстром темпе, однако собор доделали уже после смерти главного зодчего. Отделка внутренних помещений завершилась в конце 1851 г., освящение прошло под руководством преподобного Никанора.
  • Город становился больше, в церквях молились жители Лиговского проспекта, военные атаманских полков. По возвращении отечественных воинов из похода в храме всегда проходили торжественные богослужения. В середине XIX настоятелем собора являлся протоиерей И. Яхонтов, знаковый проповедник и богослов, в 1883 г. его сменил В. Гуляев, знаменитый законоучитель. В 1875 г. здесь организовали общество помощи беднякам, которое создало три богадельни. Активисты предоставляли приют для пожилых и сирот, давали им пищу и обучение.

На заметку! В середине XIX столетия Крестовоздвиженский собор представлял собой здание, напоминающее формой латинский крест. Длина собора — 53 м, ширина — 35 м, а высота — 41 м. Одноэтажный храм знаменовался пятью главами, в которых виднелись световые барабаны. В трех нефах стояли алтари, внутри имелось пять престолов. На большом куполе изображались семь ангелов, херувимы и преподобный И. Предтеча. Фасад Крестовоздвиженского собора создавался в манере зодчества периода Анны Иоанновны.

Советский этап и современность

В 1932 г. собор был закрыт властями и использовался как школа, в начале 40-х здесь находилась мастерская радиотехникума. В 1938 г. большевики рождали идею, согласно которой церковь закрывалась и сносилась, но этот порыв не воплотился в жизнь. Через некоторое время право на владение зданием хотело приобрести объединение «Союзкинопрокат». Ходатайство удовлетворили, и собор использовался в качестве хранилища для кинопленки.

  • Интерьер Крестовоздвиженской церкви исказили, используя вольную перепланировку и возводя перекрытия и стены. Некоторые данные утверждают, что в период с 1937 по 1938 г. большевики расстреляли пятерых священников собора.
  • Во время бомбардировок Ленинграда церковь пострадала от снарядов. В зимний период ужасающей блокады сюда свозили трупы умерших, которых хоронили только весной.
  • Возрождение обоих храмов началось в 1991 г., митрополит Иоанн благословил передачу церкви Воздвижения Креста в управление российского казачества. Первым настоятелем нового периода стал священнослужитель В. Сергиенко. Через месяц на колокольне Крестовоздвиженского храма установили титановый крест высотой 4 метра. Первый молебен прошел в конце мая 1991 г.
Читать еще:  Иверский монастырь на Валдае: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, как проехать и добраться

Состояние церкви оценивалось как катастрофическое, она была изуродована перекрытиями и отсутствием креста и купола. Внутри располагались токарные и деревообрабатывающие станки, а вместо пола находился асфальт. Внешний облик также печалил взгляды казаков и обычных мирян.

Восстановление началось при финансовой поддержке городского благотворителя Ю. Петрова. Рабочие убрали перегородки, отремонтировали внутреннее и внешнее убранство, установили купол. Пришлось долго трудиться, чтобы очистить собор от мусора. Первое богослужение здесь прошло в 1993 г., на праздник Пасхи.

На заметку! У алтарной стены храма в конце весны 2002 г. установили бюст последнего царя Российской империи Николая II. У подножия памятника расставили уникальные капсулы с землей со всех территорий отечественного казачества. В конце мая 2013 г. рядом с бюстом Николая II торжественно установили памятную скульптуру Цесаревичу Алексию, которого считают главным Атаманом России. Третьим величественным экспонатом в этой композиции стал памятник в честь святой мученицы Александры Федоровны. Все три бюста выполнил петербуржский скульптор С. Алипов.

Текущая деятельность храма

Действующая церковь, находящаяся по адресу: Лиговская, дом № 128, с большим радушием принимает прихожан и ценителей великолепной архитектуры.

На сегодняшний день в Крестовоздвиженском соборе продолжаются реставрационные работы, которые начались в 2008 г. За этот период мастера сумели восстановить изначальный облик колокольни, позолотить купола и отремонтировать кровлю. Здание является главной доминантой Лиговского проспекта и притягивает народ убранством и умиротворением.

Крестовоздвиженский храм, находящийся на Лиговском проспекте, дом № 128, ярко выделяется на фоне современных зданий Санкт-Петербурга и ежедневно приглашает паломников для участия в богослужениях. Несмотря на тяжелую историю становления и угнетения, собор сумел возродиться и возобновить усердную работу во имя Всевышнего Господа.

Престольные праздники

Главный престольный праздник Воздвижение Креста Господня назначен на 27 сентября.

Кроме него, в храме чтут память святых:

  • 22 мая и 19 декабря в Крестовоздвиженском соборе отмечают память великого святителя Николая Угодника;
  • 8 октября и 18 июля священнослужители и прихожане чтут имя Сергия Радонежского
  • пророка Иоанна Крестителя славят 5 раз в году.

Сегодня настоятелем храма является протоиерей В. Сергиенко, ему помогают три священника и два диакона.

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Сгорая, превращался в камень. Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII , так и XIX столетия.

Петр І , позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

«Транспортные» параллели

Довольно интересным фактом является «транспортная» преемственность здешних мест. Если вспомнить, что во времена Великого Петра окрестности вокруг собора населяли «короли дорог» ямщики, то почему-то абсолютно не удивляет сегодняшнее расположение тут современного автовокзала. А Крестовоздвиженский собор находится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала – транспортных магистралей Северной Пальмиры .

Символ верности казачества России

Скульптор Сергей Алипов ко дню рождения Николая ІІ создал проект памятника императору. Бронзовый бюст Его Величества установили в 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженского собора. А у подножия памятника – капсулы с землей из российских регионов, где проживают казаки – своеобразный символ верности казачества Отечеству. В свое время на Обводном канале стоял лейб-гвардии К азачий полк, в составе которого служил царевич Алексей, а шефствовал над ним сам Николай ІІ.

Крестовоздвиженский казачий собор на Лиговском пр.

Контакты

Расписание богослужений

Архитектурный стиль: необарокко

Автор проекта: по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Годы постройки: 1848 — 1851

Служения при храме

воскресная школа

социальная помощь

любительский хор

оглашение

Ближайшие места

О храме

П ервоначально построен в 1747–1751, освящен архиепископом Феодосием в 1749 (главный алтарь, в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня) и в 1751 (три боковых придела).

В 1848–1851 храм перестроен и расширен (арх. Е. И. Диммерт); вновь освящен митрополитом Никанором 15 декабря 1851 (главный алтарь; престольный праздник 27 сентября) и в июне 1852 (боковые приделы: Свт. Николая Чудотворца, престольные праздники 22 мая, 19 декабря; и Рождества Иоанна Предтечи, престольный праздник 7 июля).

Летом 1938 храм закрыт. В 1991 году казачьей общине передан храм свв. Кирилла и Мефодия в колокольне (восстановлен), в 1993 году — храм Тихвинской иконы Б.М. (восстановлен, совершаются регулярные богослужения), в 1996 году — Крестовоздвиженский собор (идут реставрационные работы).

Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт‑Петербурге

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Когда проходишь или проезжаешь по Лиговскому проспекту, взгляд обязательно останавливается на стройном силуэте высокой колокольни Крестовоздвиженского казачьего собора. Собор назван казачьим, потому что в нем окормляются и несут службу казаки, живущие в Петербурге.

История возникновения собора

История собора давняя и славная — она восходит к первым годам существования Санкт‑Петербурга. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями.

По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.

Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек.

В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена часовня, купленная и привезённая с охтинских заводов. 25 февраля 1731 г. протопоп Петропавловского собора Петр Григорьев освятил престол, и часовня стала церковью. Через три года в ней появился Никольский придел, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк.

Строительство каменной Крестовоздвиженской церкви

Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали. В 1740 году причт и прихожане Иоаннопредтеченский церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, «понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт‑Петербурге не обретается».

Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) — во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.

Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери

Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена. На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел — во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.). В 1861 году в ней был освящен придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1804 году архитектором Постниковым (1766 — 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажень высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя — четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1878 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Крестовоздвиженская колокольня — одна из красивейших колоколен Петербурга — важнейшая градостроительная доминанта района. В годы строительства колокольни была установлена и ограда протяженностью 610 м.

Перестройка храмов

Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.

Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.

После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: «В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт‑Петербургским». 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня — Николая Чудотворца.

Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится предел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева — придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном — во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.

Крестовоздвиженский собор в XIX веке

Шли годы. Город рос, окраина перестала быть окраиной, и приход храма становился все более многочисленным. В храме молились жители Лиговой стороны, в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.

Кроме часов ен в ограде, храму принадлежали еще две: первая — в ампирном стиле на Лиговке, около Расстанной улицы, выстроенная в 1893-1894 гг. по проекту В. Ф. Пруссака купцом Н. Алексеевым — в память спасения Цесаревича в Отсу, перед которой в Егорьев день кропили святой водой ямщицких лошадей, и вторая — в 2-х верстах, около железной дороги, куда 25 июня шел крестный ход. Ее возвели в 1895-1896 гг. крестьяне Ямской слободы — в благодарение Господу за спасение Императора Александра III в Борках.

В 1843-1854 гг. настоятелем церкви был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, духовный писатель и проповедник, издатель журнала «Духовная беседа», а с 1883 — прот. Владимир Григорьевич Гуляев, видный пастырь и законоучитель, занимавший это место более 30 лет, до самой революции.

В 1875 году при Санкт‑Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным.Общество создало и опекало три благотворительных заведения, располагавшихся в церковных зданиях по адресам: Лиговский пр., 124–126 и Павлоградский пер. 2 (построены епархиальным архитектором Г. И. Карповым в 1865 г.; надстроены в 1888). В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности Общества за все время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась воскресная школа для взрослых, в 1909 — кружок для детей прихожан.

Крестовоздвиженский собор в XX веке

В феврале 1932 г. Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу; с 40‑х годов в ее помещении располагались производственные мастерские радиотехнического техникума № 2. С 1924 года по июль 1938 года собор относился к Патриаршей Церкви.

Существовал «Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва» о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения «Союзкинопрокат» ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг. были расстреляны пятеро из священнослужителей Крестовоздвиженского храма.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери закрыта 22 апреля 1932 года, передана под школу.
Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия закрыта в 1938 году.

Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. В суровую зиму 1941-1942 гг. в храм свозили умерших блокадников, лишь весной они были захоронены на Волковском кладбище.

История возрождения прихода

Возрождение храмов началось с возвращения их Русской Православной Церкви. В 1991 году Митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Уже через три недели после передачи колокольни Церкви на ней был воздвигнут четырехметровый титановый крест.

Первый молебен в небольшом храме свв. Кирилла и Мефодия состоялся 24 мая 1991 года.

Состояние церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в документах оценивалось как руины. Храм был варварски изуродован: перегорожен на два этажа, купол и крест были снесены. Внутри помещались мастерские с тяжелыми токарными, деревообрабатывающими станками, пол был залит асфальтом. В алтаре – раздевалка для рабочих, в притворе – баня, всё загажено и закурено. Снаружи он выглядел как большой сарай с облупленной штукатуркой. Казаки, несмотря на весь ужас поругания храма, взялись за дело.

Храм восстал из руин при значительной материальной поддержке благотворителя Ю.Л. Петрова. Были разобраны перекрытия, выполнен капитальный ремонт, воздвигнут купол. В деревянный крест, венчающий купол, была вложена и частица Мамврийского дуба, под которым праотцу Аврааму явилась Святая Троица.

Прогулки по Петербургу. Крестовоздвиженский казачий собор.

Попасть внутрь нам помог староста церкви, очень приятный мужчина, который вышел на наш гомон за закрытой дверью, выяснил, кто мы и откуда, и предложил рассказать об истории церкви и казачества в Петербурге.
А сфотографировала я, практически, тайком: поинтересовалась у бабульки, разливающей святую воду, можно ли сделать пару снимков. Оказалось, надо благословение священника. На вопрос: «Где же он?», бабулька ответила, что он прислал ей СМС-ку, предупредил, что задержится. Я еле-еле сдержалась, чтобы не засмеяться. Но бабушка мне разрешила тихонько, пока староста не видит, снять из-за колонн.

Царский придел:

Кроме того, известно, что в тимпане фронтона художником К.Л.Барковым был написан образ Тихвинской Божией Матери. Но этот образ не сохранился, а мозаичная икона находится на наружной стене алтарной части:

Уже в 2002г. перед входом в Тихвинскую церковь был установлен бронзовый бюст Николая II, у подножия которого собраны капсулы со всех казачьих земель:


В 1812 году была освящена 60-метровая колокольня, выстроенная в стиле ампир по безвозмездному проекту архитектора Горного департамента А.И.Постникова. Она строилась 7 лет. В нишах были установлены статуи святых Петра и Павла и аллегорий Веры и Надежды.
Венчал ее 15-метровый шпиль с крестом, а медный колокол весил 700 пудов.
Эта колокольня стала доминантой этой части города.
В конце 70-х годов под сводами колокольни был освящен храм Кирилла и Мефодия, устроенный церковным старостой, купцом И.Шигалевым в память об умершей жене.
Сейчас там находится церковная лавка.
Уголок храма удалось заснять:

Остатки потолочной росписи храма:

К концу 19 века, с разрастанием города, в число молящихся в храме входили не только жители Лиговой стороны, но и казаки, служившие в лейб-гвардии Казачьем и Атаманском полках, чьи казармы располагались вдоль Обводного канала. Возвращение казачьей гвардии из походов всегда ознаменовывались службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.
В 1878г. при Крестовоздвиженской церкви было основано Общество Вспомоществования бедным. Общество создало и опекало три благотворительных заведения: богадельню для престарелых женщин от 60 лет, приюты для сирот, где проживали мальчики и девочки от 7 до 12 лет. Для их обучения была создана церковно-приходская школа. Кроме того, Общество оказывало помощь бедным, выдавая им денежные пособия «в широких размерах». В начале 20 века открылась воскресная школа для взрослых и кружок для детей прихожан.

Война и революция нарушили жизнь собора. В феврале 1932 года Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу, а с 40-х годов здесь располагались производственные мастерские Радиотехнического техникума. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой и возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий.

Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийского снаряда. В блокадную зиму 1941-1942 годов сюда и в Крестовоздвиженскую церковь свозили умерших блокадников, которых укладывали штабелями, высота которых достигала человеческого роста. Весной их захоронили на Волковском кладбище.
После войны церковь была передана реставрационным мастерским, установившим в помещении компрессор и громоздкие деревообрабатывающие станки.
Крестовоздвиженская церковь действовала до 1938 года. В годы репрессий 30-х годов были расстреляны пять священников храма.

Возрождение храмов началось в 1991 году, после передачи храмов РПЦ.
Тихвинская церковь к этому времени представляла собой руины. Казаки сами взялись за ее восстановление. Освобождение помещения от громоздких станков произошло только после казуса: дирекция реставрационных мастерских тянула резину с вывозом станков. Тогда один из казаков, подполковник, опрокинув рюмку-другую (как деликатно сказал нам староста), облачился в казачью форму, пристегнул шашку, взял нагайку и явившись к директору мастерских, заявил, что, если тот за неделю не уберет станки, будет публично выпорот этой самой нагайкой. И пообещал не меньше 25 ударов.
Директор побежал к священнику с жалобой. Выяснив, кто конкретно приходил, батюшка «обнадежил» директора, сказав, что ЭТОТ точно сможет. Станки вывезли за два дня.
Восстановление церкви происходило на спонсорские деньги Ю.Л.Петрова.

Сейчас в стадии реставрации находится сам Крестовоздвиженский храм:

Реставрация движется достаточно медленно. Одно время общине оказывал помощь город, но перед переходом в Совфед, В.И.Матвиенко разгавкалась с патриархом, отказавшись передать в ведение РПЦ Казанский, Исаакиевский и Смольный соборы, а также Спас-на-крови. После этого федеральное финансирование прекратилось.
В настоящее время Крестовоздвиженский храм стал церковью «Невской станицы», которая была основана в Санкт-Петербурге еще в 1899 году. В число членов станицы входили такие известные личности, как атаман Войска Донского писатель П.Н.Краснов, профессор Военно-медицинской академии, почетный лейб-медик Л.В.Попов, А.П.Чехов, писатель и публицист И.А.Родионов.
После посещения храма, наша группа отправилась в Музей хлеба, о чем я напишу отдельный пост.
А пока экскурсовод пересчитывала по головам желающих поехать в музей, я пыталась сфотографировать летающих уток на Обводном канале. Но, пока я прицеливалась своей мыльницей, они успели приводниться:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector