1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

Содержание

Колокольня Ивана Великого

Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля

Колокольня Ивана Великого (колокольня «Иван Великий»), украшающая Соборную площадь Московского Кремля, – доминанта средневекового архитектурного комплекса. Помимо самой трехъярусной башни, ансамбль включает в себя Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Колокольня возводилась в 1505-1508 годах по замыслу зодчего из Италии Бона Фрязина. В 1600 году, получив дополнительный ярус звона, колокольня превратилась в самое высокое здание Москвы. Это белоснежное 81-метровое сооружение не утрачивало своих позиций до 1883 года, когда был построен храм Христа Спасителя.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Колокольня Ивана Великого

Основные моменты

Колокольня Ивана Великого возводилась в самое интересное и продуктивное для средневековой архитектуры Москвы время – в эпохи правления Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, Бориса Годунова. Тогда каноны русского зодчества были обогащены и усложнены итальянскими архитекторами, приглашенными на Русь. Своей высотой, изящным силуэтом и умеренным декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, но Бон Фрязин создал не четырехгранную конструкцию, характерную для подобных сооружений на его родине, а восьмигранную, отдавая дань русской зодческой традиции.

Монументальное башнеобразное сооружение, имеющее чуть выраженную коническую форму, удивляет легкостью и стройностью. Этими качествами башня обязана композиционному построению своих объемов – каждый следующий ярус-восьмигранник меньше предыдущего в диаметре и высоте. Толщина стен первого яруса колокольни – 5 м, а второго – уже 2,5 м. Ярусы завершаются галереями, где помещаются колокола – замечательные памятники отечественного литейного искусства XVI-XVIII веков. На постаменте перед колокольней красуется Царь-колокол.

Из 33 колоколов, входящих в коллекцию Музеев Московского Кремля, 22 размещены на ярусах колокольни Ивана Великого, в проемах прилегающих к ней Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Эти здания, построенные в XVI-XVII столетиях, подверглись серьезным разрушениям при отступлении наполеоновских солдат из Москвы. Их сегодняшний облик с элементами классицизма и неоготики – результат восстановительных работ, начавшихся после изгнания французов из России.

История колокольни Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого возвышается на самом видном месте Боровицкого холма – там, где с 1329 года стояла небольшая церковь. Это был первый известный нам храм из камня «иже под колоколы» в Москве. Его построили по волеизъявлению князя Ивана Калиты и посвятили тезоименитому святому московского правителя – Иоанну Лествичнику, философу, богослову из Византии.

В конце XV – начале XVI столетия осуществлялась масштабная реконструкция Кремля, инициированная князем Московским Иваном III Великим. К работам были привлечены итальянские зодчие, инженеры, знакомые с архитектурой и искусством эпохи Возрождения. Они появились в Москве после женитьбы Ивана III на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог, воспитывавшейся в Риме. В 1505 году, ознаменовавшемся кончиной князя, церковь Иоанна Лествичника была снесена, и к востоку от нее начали возводить восьмигранную колокольню по образцу итальянской башни-кампанилы. Автором проекта выступил зодчий по прозвищу Бон Фрязин, предположительно, выходец из северной Италии.

Двухъярусная колокольня высотой в 60 м и внутристенными лестницами была достроена в 1508 году. В первом ее ярусе разместилась новая церковь Иоанна Лествичника. Выше сконструировали промежуточный этаж, над которым была устроена нижняя площадка звона. Второй, более узкий, ярус, представлял собой стройный постамент для опоры следующего уровня звонов. Площадки для колоколов были украшены арочными проемами.

Колокольня Ивана Великого стала доминирующим сооружением ансамбля, включившего в себя три собора – Успенский, Архангельский и Благовещенский, у которых не было собственных звонниц. Использовалась она и как наблюдательный пункт: со второго яруса было удобно отслеживать очаги возникновения пожаров и вовремя замечать приближение неприятеля к городу. Окрестности обозревались отсюда на 25-30 км.

В 1532 году зодчий из Италии Петрок Малый приступил к возведению к северу от колокольни церкви Воскресения с площадкой, на которой можно было бы разместить дополнительные колокола. Известно, что к исходу XVII столетия она уже не использовалась как место поклонения, а служила звонницей, получившей имя «Успенская».

В эпоху царствования Бориса Годунова над двухъярусной колокольней Ивана Великого выросла надстройка, послужившая барабаном для золоченой главы. Так, эта архитектурная жемчужина достигла актуальной высоты. Автором проекта третьего яруса предположительно является отечественный зодчий Федор Конь. Завершение строительства башни датируется 1600 годом.

Гармоничный комплекс колокольни сложился к последнему десятилетию XVII века. В ту пору частью его уже стала и Филаретова пристройка с шатровым завершением. Возведенная по рекомендации патриарха Филарета, изначально она служила еще одной звонницей для размещения большого колокола.

Филаретова пристройка и Успенская звонница были взорваны французами в 1812 г. Здания воссоздали к 1819 году, но не в строго аутентичном облике. Самой же колокольне, заминированной отступавшими захватчиками, удалось уцелеть, но не чудесным образом, а благодаря уникальной прочности несущих конструкций. Этот факт подтвердил предположения тех историков, которые считали, что зодчему Бону Фрязину были известны секреты военной инженерии.

Существует популярная, но не подтвержденная история о злоключениях купольного креста колокольни Ивана Великого во время пребывания в Москве французов. Тогда в башне размещались канцелярия оккупантов и оптический телеграф. Незадолго до исторического пожара Наполеон распорядился снять крест. Говорили, так он хотел продемонстрировать, что Москва пала, или же просто перепутал колокольню с Благовещенским собором, о котором шла молва, будто его венчает крест из цельного золота. Когда мародеры взобрались на кровлю купола, их атаковала стая ворон. Отбиваясь от птиц, солдаты упустили крест, который спускали на веревке, и тот рухнул на землю. Обломки продемонстрировали, что крест был всего лишь позолоченным. По свидетельству одного из москвичей, среди незадачливых «альпинистов» оказались двое горожан. Они якобы были расстреляны чуть ли не самим Наполеоном, презиравшим предателей.

После революции богослужения в храме Иоанна Лествичника прекратились, а колокольный звон был запрещен в Москве в 1918 году. Благовест колокольни Ивана Великого нарушил молчание лишь 1992 г., в Светлое Воскресение Христово. В 2000-х была проведена реставрация исторического сооружения, после чего здесь разместились разноплановые экспозиции Музея истории Московского Кремля.

Видео: Внутри колокольни

Что посмотреть

Колокольня Ивана Великого считалась важной туристической достопримечательностью еще в дореволюционной Москве. В первых путеводителях по городу, которые начали издаваться в конце XVIII столетия, путешественникам рекомендовалось непременно увидеть эту «достопамятность» и подняться под ее купол. Экскурсоводами в то время выступали звонари, которых всегда можно было найти возле Царь-колокола. Александр Пушкин, чье детство протекало в Москве, часто поднимался на колокольню вместе со своим дядькой Тимофеем Козловым. А Михаил Лермонтов утверждал, что тот, кто не побывал на вершине Ивана Великого, «не имеет понятия о Москве».

Сегодня подняться на колокольню можно в составе экскурсии, в хорошую погоду. Зимой она закрыта для посещения, а весной и осенью подъем разрешается при отсутствии дождя и ветра. Наверх ведут 137 ступеней, преодолеть потребуется всего лишь 25 м. Смотровая площадка, откуда можно запечатлеть чудесные панорамы, расположена в первом ярусе звонов, на уровне, соответствующем примерно 1/3 высоты здания. В этой локации находится 6 мощных колоколов с «низкими» голосами, в том числе «Медведь» (7223 кг) и «Лебедь» (7371 кг), впервые отлитые в XVI веке и перелитые по прошествии двух столетий мастером Семеном Можжухиным.

На следующем ярусе расположились колокола поменьше – от 820 до 3280 кг. Среди них – старейшие из сохранившихся в Кремле: «Корсунский», перелитый из более древнего звона в 1559 году, а также «Немчин» 1550 года, с изящным растительным орнаментом и надписью на старонемецком языке, вероятно, являвшийся военным трофеем. В последнем ярусе разместились самые миниатюрные колокола – от 164 кг.

Тройку крупнейших представителей «Ивановской колокольной фамилии» можно увидеть в проемах Филаретовой пристройки и Успенской звонницы. Великопостный (или Семисотный, Вседневный) колокол, отлитый в 1704 г. и расположенный в пристройке, отличает богатая пластическая разработка рельефных орнаментов в барочной стилистике, горельефы херувимов. Он весит 13 071 кг.

Безусловным лидером трио гигантов выглядит Успенский колокол (65 320 кг). Некоторые другие его наименования – «Воскресный», «Праздничный», «Большой». Отлитый в 1817 г. из колокола, датировавшегося 1760 годом, он искусно декорирован горельефными портретами императора Александра I и членов его семьи. Успенский колокол висит в центральном проеме одноименной звонницы. По соседству с ним красуется Реут (либо Ревун), изготовленный в 1622 году Андреем Чоховым – умельцем, отлившим Царь-пушку.

На нижнем уровне звонницы разместился выставочный зал Музеев Московского Кремля, где любопытно осмотреть раритеты из кремлевского собрания. Хорошо организованное внутреннее пространство Успенской звонницы позволяет проводить здесь и передвижные выставки, представляющие коллекции различных отечественных и зарубежных музеев.

В самой колокольне Ивана Великого, в нижнем ярусе, также работает музей. Его экспозиция посвящена истории зодческого ансамбля Кремля. Тут можно увидеть аутентичные фрагменты белокаменного декора не дошедших до нас кремлевских построек, сведения о которых хранят древние летописи.

Практическая информация

Целиком осмотреть достопримечательности Соборной площади можно в составе экскурсии. В программу входит, в том числе, посещение двух музеев, расположенных в колокольне Ивана Великого и в Успенской звоннице. Стоимость полного билета – 500 рублей. Льготным категориям населения предоставляются скидки.

Заплатив 350 рублей, туристы могут подняться на колокольню и познакомиться с музейной экспозицией, расположенной на первом ярусе. Ежедневно, кроме четверга, проводится шесть 45-минутных сеансов. Летом и до 30 сентября организуется дополнительный, седьмой, сеанс. Максимальное число экскурсантов – 10 человек, дети до 14 лет не допускаются.

Стоит учесть: если вдруг пойдет дождь, то даже при наличии билета попасть внутрь колокольни будет невозможно. Билеты продаются в Александровском саду, у Кутафьей башни. Чтобы приобрести их, лучше подойти к кассам пораньше – к 09:00-09:30.

Читать еще:  Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Как добраться

Ближайшие к колокольне Ивана Великого станции метрополитена – «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции», «Охотный ряд».

Также можно доехать на автобусе № м5 или 158 до остановки общественного транспорта «Красная площадь».

Колокольня Ивана Великого

В самом центре Москвы на Соборной площади московского Кремля возвышается церковь-колокольня из белого кирпича Святого Ивана III Великого, объединившая всё многообразие древних храмов Кремля в общий архитектурный ансамбль. В ансамбль входят столп колокольни Иван Великий, Успенская звонница и Филаретова пристройка.

В настоящий момент колокольня Ивана Великого является музеем истории московского Кремля. На первом этаже Успенской звонницы расположен выставочный зал, в котором идет демонстрация памятников искусства не только Кремля, но и самых разных музеев со всего света. В качестве экспонатов посетителям представлены панорама Москвы, ряд фрагментов белокаменного зодчества XIV века и множество других редкостей.

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Высота колокольни Ивана Великого

Сразу после возведения новой церкви в 1508 году горожане были поражены размерами новой святыни — такие высокие каменные храмы не возводились ни в Москве, ни во всей Руси. В самой высокой точке храм достигал в высоту 81 м.

Святыня сразу же стала выразителем могущества и силы столицы. Белокаменный «столп славы» огромных размеров, возвышающийся своей сияющей золотом главой над кремлевским холмом, сообщал всем подъезжающим к городу о величии Москвы.

Вид с колокольни Ивана Великого

В настоящее время с колокольни открывается удивительный вид на исторический центр столицы. Несколько веков назад, в отсутствии плотной застройки, с верхней точки колокольни можно было рассмотреть территорию на 30 м вперед, что позволяло использовать святыню в качестве ключевого дозорного пункта города. Есть сведения о том, что путь наверх, состоящий из 429 ступеней, в свое время преодолели Александр Пушкин и Михаил Лермонтов.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля — средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1505 год
Окончание строительства: 1508 год
Архитектор: Бон Фрязин
Высота: 81 м.
Координаты: 55°45’03.3″N 37°37’05.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Колокольня Ивана Великого, местом расположения которой является Московский Кремль, имеет ещё одно название: церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичника. Храм является очень древним памятником архитектуры — как и Успенский собор, его история насчитывает более чем 500 лет.

Колокольня Ивана Великого является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющая все его строения в единый ансамбль.

История Колокольни Ивана Великого в Москве: с чего все началось?

История церкви-колокольни Ивана Великого официально начинается с 1329 года, когда на месте сегодняшнего храма была построена церковь Ивана Лествичника с характерным названием «под Колокол».

Вид колокольни с Ивановской площади

Эта церковь простояла недолго — аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально приглашенный из Италии архитектор Фрязин приступил к строительству новой церкви. Постройка новой церкви была приурочена к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи диву буквально диву давались — таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.

В 1600 году Борисом Годуновым церковь Ивана Великого была основательно модернизирована — к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы. Наверняка многим знакомо одно расхожее выражение: «во всю Ивановскую». Так вот, пошло оно именно из этих мест — рядом с храмом Ивана Великого (с его восточной стороны) была площадь, которую назвали Ивановской. Вот на этой-то площади «во всю Ивановскую» глашатаи озвучивали княжеские указы, а палачи наказывали виновных.

Вид колокольни с Соборной площади

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Россия немало натерпелась во время захватнической наполеоновской агрессии 1812 года. И именно в это непростое время были разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка. Одним из немногих строений, уцелевших в то время, была колокольня с «Благовестником».

Вид колокольни от Успенского собора

Точно известно, что французы с неё похитили купольный крест, который до сих пор так и не найден. В настоящее время на колокольне имеется другой крест — железный, восьмиконечной формы с орнаментальным покрытием в виде медных позолоченных листов. На верхней перекладине креста вырезана надпись «Царь Славы».

Реставрация разрушенных строений в послевоенное время

Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французскими вандалами, были вновь отстроены только через 7 лет после окончания войны — в 1819 году. Автором проекта был назначен швейцарский архитектор, работавший в то время в Москве, Доминико Жилярди.

О колоколах на Колокольне Ивана Великого

Если назвать точное число колоколов, установленных на Филаретовской пристройке, звоннице и колокольне Ивана великого, то оно будет равно 21. В прежние времена все колокола были подвешены на балки из дерева, и только начиная с 19-го столетия все балки были заменены на металлические, причем последние — уже в 20-м веке.

Успенский колокол — самый большой из действующих колоколов во всем мире

На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них — Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы — 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик — чистоте тона и силе звука.

Колокол Ревун

Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского — в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов.

Семисотный колокол

В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого — Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.

Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.

И остальные..

Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже:

  • 1. Лебедь
  • 2. Медведь (вседневный колокол)
  • 3. Широкий
  • 4. Новгородский
  • 5. Ростовский
  • 6. Слободский

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:

  • 1. Новый (переименован из Успенского);
  • 2. Немчин
  • 3. Безымянный
  • 4. Даниловский
  • 5. Глухой
  • 6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
  • 7. Марьинский

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия.

Читать еще:  Церковь Живоначальной Троицы в Останкино: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Колокольня Ивана Великого сегодня

Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля. Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира. Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века.

Вид колокольни от Благовещенского собора

Также музей оснащён современной техникой — приглашенным на экскурсию показывают исторические памятники Кремлёвского архитектурного ансамбля прямо в зале. А смотровая площадка позволит насладиться открывающимся и захватывающим дух видом на Кремль с высоты птичьего полета.

История и архитектура колокольни Ивана Великого в Москве: интересные факты

Колокольня Ивана Великого занимает особое место в списке шедевров мирового и русского зодчества и считается одним из главных украшений Москвы.

Ее история полна мистических тайн, которые исследователи не могут разгадать и по сей день.

  1. История колокольни
  2. Церковь Иоанна Лествичника
  3. Возведение и основание колокольни
  4. Историческая судьба
  5. Успенская звонница и Филаретовская пристройка
  6. Послевоенная реставрация
  7. Современное положение
  8. Месторасположение сооружения
  9. Как добраться
  10. Действующие колокола
  11. Архитектурный ансамбль сооружения
  12. Возможности посещения колокольни
  13. Значение здания
  14. Видео о прошлом и настоящем колокольни

История колокольни

История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.

Церковь Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.

Есть версия, что храм построили согласно обету, который дал Калита перед походом московской дружины на Псков. Удача сопутствовала Ивану Даниловичу, и он сдержал обет.

Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.

Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры — всего пять на пять метров.

Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.

Возведение и основание колокольни

Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.

Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.

Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.

Постройка не имела аналогов по прочности благодаря уникальному фундаменту и революционным по тем временам способам строительства.

Автором следующего проекта, изменившего облик храма в 1540 году, был также итальянец — Петрок Малой. Им была построена прямоугольная звонница на северной стороне здания.

В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. В ысота колокольни Ивана Великого в Москве — 81 метр.

Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.

Историческая судьба

Храму довелось пройти через множество испытаний.

Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:

  1. Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
  2. Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
  3. Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
  4. Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.

Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.

Успенская звонница и Филаретовская пристройка

В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.

Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.

К концу XVII века звонница стала одним из символов Москвы.

С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.

Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.

Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.

Послевоенная реставрация

Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.

Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.

Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.

Современное положение

В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.

Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.

Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.

Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.

Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.

На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.

Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

Действующие колокола

Изготовленные русскими и иностранными мастерами, колокола располагаются на всех трех ярусах колокольни.

Самые массивные и басовитые — на галерее первого яруса, а легкие и мелодичные — наверху:

  1. На Успенской звоннице и Филаретовой пристройке действуют три колокола.
  2. В центральном проеме находится второй по величине после Царь-колокола и самый большой из ныне действующих колоколов — Успенский. Он украшен портретами императора Александра I и его семейства, изображениями Христа, Божьей Матери, Иоанна Крестителя, митрополитов Петра и Алексия и композицией «Успение Божией Матери». Вес языка колокола, диаметр которого достигает 4,3 метра, составляет 1,75 тонны, а сам колокол весит около 65 тонн 320 килограммов. Успенский колокол считается лучшим по тону и звуку.
  3. Колокол Ревун массой 32 тонны 760 кг изготовлен по указу царя Михаила Романова в 1622 году мастером Андреем Чоховым, автором Царь-пушки.
  4. Великопостный, или Семисотный колокол весит 13 тонн 71 кг и расположен на Филаретовой пристройке.
  5. Древнейший из колоколов — Медведь. Он назван так за мощный голос и низкое звучание.
  6. Колокол Лебедь получил название за звон, похожий на лебединый крик.
  7. Новгородский колокол впервые отлит при Иване IV для Софийского собора Новгорода. Затем был перевезен в Москву. Рядом находятся колокола Широкий, Слободской и Ростовский.
  8. На втором ярусе звонницы расположены Корсунский колокол, Немчин Новый Успенский, Даниловский, Ляпуновский, Марьинский, Глухой, Первый и Второй безымянный колокола.
  9. Третий ярус образуют колокола меньшего размера.

Архитектурный ансамбль сооружения

Цоколь звонницы построен из белого камня. Потом идет кладка из крупного кирпича, скрепленная прочными железными связями. Нижние этажи колокольни, представляющие почти сплошной массив, слились в единый мощный монолит с фундаментом.

Данный архитектурный ансамбль замыкает с восточной стороны Соборную площадь Московского Кремля.

Стены нижнего яруса достигают в ширину пяти метров.

Второй ярус колокольни как бы повторяет первый: нижняя часть — сплошной массив с несколькими узкими окнами, а над ними — открытая галерея, где находятся колокола.

Стены второго яруса в два раза тоньше стен нижнего. Такая повторяемость форм обоих восьмигранников с более массивной нижней частью и облегченной верхней зрительно подчеркивает устремленность всего сооружения ввысь.

Архитекторы, участвовавшие в строительстве и реконструкции Ивановского столпа:

  • Бон Фрязин;
  • Петрок Малой;
  • Федор Конь;
  • Бажен Огурцов;
  • Джон Талер;
  • Доменико Жилярди;
  • Константин Тон.

Храм Ивана III объединил в себе характерные особенности зодчества двух эпох: строгие конструктивные формы XV и декоративную отделку XVI веков.

Возможности посещения колокольни

Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В музее, расположенном внутри Успенской звонницы, собраны старинные артефакты, иллюстрирующие архитектурную историю Кремля.

В этой коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек.

В выставочном зале размещаются передвижные экспозиции.

Стоимость билета в 2018 году — 250 рублей.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Видео о прошлом и настоящем колокольни

В этом видео вы можете ознакомиться с прошлым и настоящим знаменитого объекта.

Москва. Колокольня Ивана Великого

Успенский колокол — самый большой из действующих колоколов во всем мире
На звоннице и Филаретовской пристройке подвешены только три колокола. Самый большой из них — Успенский, ещё называемый Праздничным. Точное значение его массы — 65 тонн 320 килограмм. Этот колокол был отлит известными мастерами-литейщиками 19 века Русиновым и Завьяловым. Успенский колокол по праву считается самым большим из реально действующих колоколов и лучшим в плане звуковых характеристик — чистоте тона и силе звука.

Колокол Ревун
Еще один большой колокол называется Реут (или Ревун), его вес в 2 раза меньше Успенского: 32 тонны 760 кг. Колокол гораздо древнее Успенского — в 1622 году Ревун отлил мастер Андрей Чехов в 1622 году по Указу Михаила Фёдоровича. Знаменит тем, что в 1855 году упал, проломив 5 этажей и убив несколько прихожан. Колокол подняли и снова вернули на место.

Читать еще:  Церковь Рождества Христова в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, время и часы посещений

Семисотный колокол
В 18 веке русским литейщиком И. Моториным был отлит ещё один колокол для колокольни Ивана Великого — Вседневный или Семисотный. Он тоже висит на Филаретовской пристройке и весит ни много ни мало 13 тонн 71 килограмм.
Конечно, он самый маленький по сравнению с предыдущими 2-мя, но в то же время такой 13-тонный колокол сразу стал бы достопримечательностью, помести его в другие города мира.
И остальные.
Оставшиеся 18 колоколов располагаются на среднем и нижним ярусах колокольни. В нижнем ярусе подвешены 6 колоков, названия которых приведены ниже ив се они имеют нестандартные имена и различные тоны звучания :

1. Лебедь
2. Медведь (вседневный колокол) 1501 год.
3. Широкий
4. Новгородский
5. Ростовский
6. Слободский
На фото: слева лебедь, а справа медведь. Колокол «Лебедь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин. Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус. Колокол «Медведь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин. Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус

В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:
Купола колокольни

1. Новый (переименован из Успенского);
2. Немчин
3. Безымянный
4. Даниловский
5. Глухой
6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
7. Марьинский

Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия. В нынешнее время на звоннице и колокольне присутствуют 24 колокола, датированные XVI-XVII веками. А весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».
Звук колокола зависел не только от его массы, которая варьируется в колоколах Ивана Великого от 123 кг до 7 тонн, но и от состава медного сплава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорция меди, серебра и золота в сплаве устанавливалась по наитию.
Московские колокольные заводы в XIX веке считались лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — местности за Сухаревой башней (нынешние Балканские переулки).
«Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки.
…Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого и сложилась известная поговорка «колокола льют», когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе. » А.П.Милюков
Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять их чем-то другим. Хозяева колокольных заводов верили в силу подобных действий, а изобретатели таких слухов получали хороший гонорар. Если колокол получался удачный, то слух опровергали: мол, это на таком-то заводе колокол лили — очень звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались, и слух превращался в легенду.В одном из «колокольных» рассказов говорилось, как в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у брачующихся с голов, вылетели из окон и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Они росли и воспитывались в разных местах, никогда не видали друг друга, случайно встретились, приняли родственное влечение друг к другу за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак таким чудесным образом.
Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения украшены золочеными венцами. Смотрели, удивлялись, ахали, но никому в голову не приходило, что венцы украшают церковь уже почти 100 лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могут спокойно разместиться в венце, как в беседке. Позже в Москве долгое время ходила легенда, что венцы на церкви Воскресения поставлены потому, что в ней императрица Елизавета тайно обвенчалась с Разумовским.

А однажды вся Москва только и говорила, что о происшествии накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, и вдруг, в самый разгар танцев, ударил колокол на Иване Великом. Вмиг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и леденящим холодом повеяло на танцующих. Испуганные гости бросились к дверям, но двери с громом захлопнулись, и никакая сила не могла их открыть. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных, погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор.
Газеты объявили, что это сказка, и генерал-губернатор жив-здоров. Но слухи о замерзших еще долго ходили по городу.
Московская полиция, расследуя слухи, иногда добиралась до источника. У заводчиков брали подписки не распускать слухи при отливке колоколов. Но они продолжали придумывать все новые и новые нелепости. А в словаре Даля так и осталась поговорка «Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести».Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921 году, этот запрет нарушили.

После этого звона Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 году на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.
Известно, что колокольня Иван Великий выполняла в старой Москве еще и функцию главной дозорной сигнальной башни. С нее хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км.

«Исследования реставраторов показали, что основание колокольни имеет глубину всего 4,3 метра. Это опровергает легенду, что фундамент сильно углублен. Строение покоится на восьмигранном каменном основании, а его прочность — результат мастерства архитекторов: внутри кирпичных стен вмонтированы железные сваи, а раствор замешан на яичном желтке. Стены у основания Ивана Великого имеют толщину 5 метров, и 2,5 метра на втором ярусе».
Сейчас в колокольне музей, а на вершине — смотровая площадка. Но чтобы подняться на вершину Ивановской колокольни, нужно преодолеть путь в 329 ступеней, что не всем под силу. В 1950-е гг. начата реставрация колокольни Ивана Великого. Вновь колокола зазвонили на пасху 1992 г. Сегодня Колокольня Ивана Великого представляет из себя музей истории Московского Кремля. Практически весь первый этаж Успенской звонницы занимает выставочный зал, где демонстрируются памятники искусства как самого Кремля, так и привезенные из многих других музеев мира. Экспонаты отличаются разнообразием, включая такие интересные образцы как, например, панорама столицы или элементы архитектурных белокаменных сооружений, использующихся в строительном деле 14 века.
Также музей оснащён современной техникой — приглашенным на экскурсию показывают исторические памятники Кремлёвского архитектурного ансамбля прямо в зале. А смотровая площадка позволит насладиться открывающимся и захватывающим дух видом на Кремль с высоты птичьего полета.

«Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал! «
М.Ю.Лермонтов

Колокольня «Иван Великий»: история, высота, колокола

Колокольня Ивана Великого играет особую роль: она объединяет все храмы, находящиеся на территории Кремля, в целостный архитектурный ансамбль. Это достопримечательность имеет длинную историю, к которой можно прикоснуться, побывав в стенах этого здания.

Описание колокольни

На строительство этого здания повлияла итальянская архитектура и традиции построения колокольных башен не вместе с церковью, а отдельно от нее. В этом помещении насчитывалось раньше 33 колокола.

Основными считаются:

  • Царь-колокол;
  • Реут, или Ревун.

Самый крупный и массивных из колоколов – Успенский. Его вес составляет 65320 кг. На всех колоколах представлены украшения в виде орнаментов и надписей. Практически все они были созданы знаменитыми литейщиками из сплава, в состав которого входили медь и олово.

На сегодняшний день в рабочем состоянии находится всего 22 колокола, а остальные помещены в Музее Московского Кремля, который располагается внутри этого здания. Экспозиция демонстрирует посетителям и туристам историю Кремля и Москвы.

Здесь рассказывается о ее многочисленных укреплениях, расширении территорий и строительстве новых зданий в столице государства. В качестве экспонатов тут можно найти каменные куски первых сооружений, возникших здесь более 500 лет назад.

Высота колокольни — 81 метр.

На сегодняшний день здесь проводят экскурсии, а все желающие могут подняться на колокольню, чтобы посмотреть с высоты птичьего полета на Кремль. Билеты имеют фиксированную стоимость – 250 рублей.

Из истории

Расположена колокольня на Соборной площади. Свою историю она ведет уже многие века, начиная с 1329 года. В то время бразды правления были у Ивана Калиты, а на этом месте находилась церковь святого Иоанна Лествичника.

Спустя практически два столетия каменную церковь снесли, а на ее месте была построена новая в честь Ивана III, которая стала основой будущей колокольни. Ее возведением занимался архитектор Бон Фрязин. В 1508 году при Василии III у колокольни появляется второй ярус.

Со временем колокольню начали окружать новые постройки. В 1552 году рядом с ней возникла Успенская звонница, которую спроектировал и возвел Петрок Малый. Через 80 лет Бажен Огурцов пристроил к ансамблю Филаретовую пристройку.

Во время правления Бориса Годунова в 1600 году это место также претерпело изменения: был пристроен 3 ярус колокольни, что придало ей уже современный вид. Об этом также свидетельствовала золотая надпись, располагавшаяся под куполом. После этого события высота этой башни достигала 81 метр, и это здание считалось самым высоким в Москве до XVIII века.

Во время Отечественной войны, когда войска Наполеона заняли Москву, французский император приказал убрать с колокольни позолоченный крест. Но его солдатам сделать этого не удалось. Врагам помешала тогда стая ворон, которая с остервенением набрасывалась на мародеров.

Когда армия Наполеона отступала из Москвы, она взорвала многовековую конструкцию. Чудесным образом сохранился только столп здания, все остальное – звонница и пристройка – были полностью уничтожены. Восстановили их былой вид только по истечению трех лет.

Как добраться до достопримечательности?

Эта достопримечательность находится в самом центре столицы. Добраться сюда можно на метро. От станций Площадь Революции, Библиотека имени Ленина, Театральная необходимо пешком пройти до Соборной площади, где и располагается колокольня «Иван Великий».

«Иван Великий» – оказалась одной из первых колоколен-башен, построенных в России. После ее возведения в стране стали все больше и больше строить подобных сооружений.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector