1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Содержание

Казанский женский монастырь в Ярославле

Ярославль и его округа богаты на памятники церковной архитектуры. Паломники часто выбирают именно это направление для поездок, поскольку их влечет главная жемчужина города — Казанский женский монастырь. Это одна из древнейших обителей на территории России, которая была основана в Смутное время, пережила советскую власть и успешно функционирует сейчас, принимая всех желающих на экскурсии.

История основания обители

В период Смутного времени, весной 1609 года Ярославль осаждали в течение 23 дней польские войска. Жители города молились и проводили службы Казанской иконе, надеясь и моля Богородицу о спасении. Когда же войска отступили, и победа пришла в город, жители решили построить в честь образа церковь. Первый Казанский собор был построен в 1610 году из дерева недалеко от Земляного вала.

Вскорости вокруг храма поселились монахини, которые бежали из сожженного ранее поляками монастыря. Это положило начало основанию Казанского женского монастыря.

Поскольку все постройки первоначального подворья были из дерева, то первый же пожар в 1658 году полностью уничтожил его. Все здания были восстановлены, но также в дереве. В 1710 году на территории обители проживало уже 132 монахини, а благодаря поощрению императора и многочисленным благотворителям монастырь приобрел многочисленную утварь, иконы и обустраивался. До 1763 года его постройки все так же оставались деревянными, а каждая старица жила по своим собственным средствам.

На заметку! В 1802 году был принят общежительный устав, а в 1807 году впервые проведен крестный ход с чудотворной иконой.

При правлении Екатерины II монастырские здания стали приходить в упадок, они трескались, ветшали и грозили рухнуть в любой момент. В 1770-1850-х годах были проведены масштабные ремонтные работы и почти все здания и корпуса были перестроены в камне. Обновили даже забор, а в 1845 году был освящен и главный храм — Казанский. После перестройки подворье занимало весь квартал и содержало более трехсот насельниц. Несмотря на поддержку государства, монастырь занимался собственным производством: имел мастерскую по написанию икон, золотошвейную, хозяйство, пекарню и школу для девочек. В обители действовал большой хор (около 200 человек).

Во время Гражданской войны и сразу после Ярославского восстания подворье было экспроприировано, а монахи изгнаны. Имущество монастыря стало собственностью государства, а чудотворная икона Богородицы утеряна безвозвратно. В 1919-1922 годах тут размещался концентрационный лагерь, а после — Государственный архив и библиотека. Уже после распада СССР на территории подворья организовали планерами и колледж.

В 1998 году подворье было возвращено РПЦ и спустя 80 лет вновь возобновило свою деятельность. Только в 2001 году на территории храмов стали проводить богослужения и в 2002 году возродило традицию крестных ходов.

Описание архитектуры

Казанский собор — это главная церковь подворья, ее создавал архитектор Авраам Мельников, который по совместительству был и ректором академии художеств. Именно он создал архитектурный проект будущего храма в точных стилевых чертах позднего классицизма. Именно поэтому к его четверику пристроены портики с колоннами в строгих формах.

Объем зданию придают 5 барабанов, каждый из которых увенчан золотыми луковицами-главами. Изначально храм украшала высокая колокольня, но она была уничтожена советской властью.

Здание собора весьма массивно, все входы и простенки, а также главы украшены колоннами и полуколоннами, которые имеют вид 8-угольных башен. Внутри храма располагается иконостас в три яруса, украшенный искусной резьбой.

Покровский храм, который был теплым, построили в 1820-1830 гг. Камни в его фундамент закладывала сама настоятельница монастыря в то время Маргарита и архиепископ Авраамий. Это происходило в один из дней крестного хода и было засвидетельствовано множеством верующих. Этот храм имеет два придела.

Еще одна церковь на территории подворья, Сретенская, была воздвигнута в конце 70-х — начале 80-х годов XIX века. Проспонсировала строительство игуменья Феофания. Построенный храм был домовым для всех будущих настоятельниц.

Деятельность прихода

Казанский монастырь в Ярославле один из первых был восстановлен в своем религиозном статусе — еще в 1988 году при советской власти. С началом его работы монахини получили список с той самой чудотворной иконы, которая до сих пор считается утраченной. Эта копия была создана монахинями этого же монастыря, но перед самым его закрытием большевиками. Теперь список вновь занимает свое место на иконостасе.

Сегодня насельницы постоянно живут в обители, но она не считается самостоятельной и относится к Толгскому монастырю. Тем не менее территория открыта для посещения паломниками ежедневно. Управляет монахинями игуменья Екатерина (Гаева).

Расписание богослужений

Ежедневно тут проходят богослужения по установленному расписанию:

  1. По будням и праздникам утренняя литургия в 6:30.
  2. По будням вечерняя служба в 17:00.
  3. По субботним праздникам всенощное бдение в 17:00.

Помимо этого, работает православная гимназия, где учителями выступают священники и доктора наук, при этом дисциплины преподаются и мирские, и религиозные. Функционирует регентская школа, где готовят служителей для храмов Ярославской епархии. Кроме этого, монахини совершают миссионерское, катехизическое служение и паломническую и социальную службы.

Регулярно с 2002 года в июле тут проводятся крестные ходы с иконой Богородицы. Паломники двигаются по берегу Волги до города Рыбинска и возвращаются обратно по другому берегу.

Святыни и престольные праздники

Среди святынь, хранящихся в обители, находятся:

  1. Мощи святителя и мученика Агафангела, которые были переданы монахиням только в 2000 году.
  2. Список с иконы Богородицы «Казанская» 1918 года.

Паломники могут поклониться святыням, а также приехать на торжественные богослужения в престольные праздники монастыря:

  1. День памяти образа Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября.
  2. Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября.

Как добраться

Монастырь располагается на пересечении сразу двух улиц в Ярославле: улиц Первомайская (здание 19-а) и Трефолева (здание 20). На машине со стороны Москвы следует заезжать в Ярославль по трассе М8, затем продолжать движение по Московскому проспекту и после моста через 800 метров свернуть на парковку монастыря.

При путешествии на поезде от Московского вокзала можно добраться до подворья пешком, попутно любуясь видами Ярославля. Можно взять такси или воспользоваться автобусом № 99 или № 1 до остановки «Площадь Волкова».

Внимание! Для планирования групповых посещений паломников следует связаться с администрацией подворья для организации экскурсий и трапезы по телефону +7-(4852)-72-77-51.

До сих пор в монастыре проводят реставрационные работы и планируют полностью восстановить уничтоженную колокольню. Кроме этого, есть проект установки каменного креста как мемориала погибшим людям в Гражданскую войну. Нуждается в ремонте и главный храм подворья.

Тем не менее монахини всегда искренне радуются паломникам и туристам, с готовностью проводят экскурсии и кормят в трапезной. В храмах работают церковные лавки, а прихожане могут исповедаться и причаститься.

Казанский женский монастырь

Казанский женский монастырь, находящийся в центральной исторической городской части считается одной из интересных достопримечательностей Ярославля.

Вход в Казанский монастырь, фото со стороны улицы Трефолова

Его образование напрямую связано с иконописным образом Казанской Богоматери, обретенным во второй половине 16 столетия. Эта икона считается спасительницей Ярославля в период польско-литовского нашествия. Её же несли воины Народного ополчения в походе на Москву. С образом и явлениями Казанской Богородицы связано множество легендарных историй, так или иначе повествующих о возведении храма, ей посвященного, вокруг которого образовалась со временем женская обитель.

История образования монастыря

Легендарную историю обретения Казанской иконы Богоматери девятилетней девочкой Матроной на казанском пепелище 1579 года знакома, пожалуй, всем. Этот обретенный образ практически сразу был признан чудотворным, и к нему устремились паломники из других городов.

Помогла исцелиться Богоматерь и находящемуся по делам в Казани купцу Герасиму Трифонову, который приобрел ее список и привез его в город Романов (ныне Тутаев) в 1588 году. Причем и приобретение списка, и доставка его в Романов были осуществлены, согласно преданиям, по воле самой Богородицы, увиденной Герасимом в сновидениях. Исполняя ее же волю, совместно с жителями Романова, Герасим сооружает деревянную Церковь во имя иконописного образа, где тот и пребывает до наступления Смутных времен.

Икона Казанской Богоматери

В начале 17 века, после взятия Романова польско-литовскими войсками, чудесная икона Богородицы Казанской попадает в захваченный поляками Ярославль. Одни считают, что ее переезд связан с неким литовским офицером, другие связывают это событие с православным Яковом Любским. Возможно, что это одно и то же лицо.Так или иначе, но икона, в конечном счете, попала к ярославскому старосте и была установлена в приходском Храме Похвалы Богоматери.

Во время мощного и последнего наступления польских войск на Ярославль Икона Казанской Богоматери была временно перенесена в тогда еще деревянную Церковь Рождества Христова около Волжской набережной. Защитники города верили, что именно Богоматерь помогла спасти город, ведь ни Ярославский Кремль, ни Спасо-Преображенский монастырь враги тогда взять не смогли.

Церковь Рождества Христова

После этих событий Пресвятая Богородица является в сновидениях дьякону Крестовоздвиженского храма Елеазару с волеизъявлением установить для ее образа церковь. Сооружение нового храма происходит в 1610 году на посадской территории недалеко от границы Земляного города. Туда переносится спасенная романовская икона, которая теперь называется Ярославская-Казанская. А в Романов отправляется ее список, который устанавливают взамен прежнего образа в местный Казанский храм.

А вокруг нововозведенной Казанской Церкви Ярославля стали селиться монахини из уничтоженной врагами Рождественской женской обители, находившейся ранее в районе нынешней Богоявленской площади. Более 70 монахинь начали строить кельи для проживания, хозяйственные здания и т.д. Таким образом, самопроизвольно произошло основание новой женской обители, ставшей преемницей Рождественского монастыря.

История существования обители

Дальнейшее существование монастыря, получившего название Казанского, развивалось традиционно. Монахини вели немудреное хозяйство и проводили много времени в молитвах. Ежегодно монастырем организовывался пеший крестный ход с несением иконы Богоматери от стен монастыря к городу Романову, а с 19 века верующие стали ходить в Рыбинск. Росло число монахинь, многие из которых выделялись иконописным и золотошвейным мастерством, также обитель славилась церковным песнопением.

С 17 до середины 18 века монастырь существовал, согласно царским грамотам, на таможенные отчисления. При Екатерине Второй он был переведен на казенное довольствие. Общежительной обитель стала в начале 19 века, а до этого каждая сестра жила на свои средства. Но основными материальными вливаниями были дары состоятельных православных граждан и русских государей. За весь период дореволюционного существования монастыря его возглавляли 29 игумений.

Вид Казанского женского монастыря, фотография 19 века

Постепенно на монастырской территории появлялись новые храмы и прочие сооружения. К 1649 году деревянную Казанскую церковь перестраивают в кирпиче. Однако работы над ее приделами, стеновая роспись и т.д. продолжались еще долгое время. Сам храм освящен в 1673 году, а стены расписали к 80-м гг., при митрополите Ионе Сысоевиче. Еще через четыре года сооружается каменная трапезная с теплым приделом. Её вход украшается шатровой колокольней.

Кроме главной Казанской церкви практически все остальные монастырские строения долго еще оставались в деревянном виде, поэтому случившийся в 1658 году «великий пожар» нанес обители внушительные разорения. Но монастырь постепенно отстраивается заново.

Великий пожар 1658 года в Ярославле

К середине 18 века территория Казанского монастыря уже имеет каменную ограду. Над входными воротами располагался Храм Иоанна Предтеча. В конце 18 столетия начал функционировать теплый храм Спаса Нерукотворного.

В начале 19 столетия деревянные келейные корпуса были заменены на каменные. В каменном виде сооружаются и покои настоятельницы. Перестраиваются монастырские стены, по углам которых возводятся башни. В 20-е гг. 19 века появляется также теплая зимняя Церковь Покрова Богородицы. Примыкающие к храму Святые ворота оформляются 60-метровым четырехъярусным строением Колокольни, на которой устанавливается 10 колоколов.

В 1835-45 гг. под руководством губернского архитектора П.Панькова вместо прежнего Казанского храма строится новый Казанский собор (архитектор А.Мельников), существующий и поныне. Новое сооружение, украшенное колоннами и полуколоннами, было возведено в стиле поздней классики, что было весьма популярно в то время. Главы имели 8-угольные башенные формы. Внутри храм был оборудован трехъярусным резным иконостасом, который также был снабжен колоннами. Стены храма были расписаны артелью местных художников.

Казанский собор — фото главного храма Казанской женской обители

Во второй половине 19 века покои игуменьи были дополнены одноглавой домовой Церковью Сретения Господня.

К началу 20 столетия монастырская территория занимала целый квартал, находящийся между сегодняшними улицами Трефолева и Первомайской, северо-восточнее нынешней Площади Волкова. При монастыре жило около трехсот монахинь и послушниц, а церковно-приходская школа имела более 60 учащихся.

Обитель владела многочисленными земельными участками и строениями в самом городе и в его окрестностях, мукомольными мельницами и т.д. На заволжской монастырской территории находилось кладбище с богадельней и Храм Тихвинской богоматери. Постоянно благоустраивалась и основная монастырская территория.

После подавления Ярославского антибольшевистского восстания, в городе установилась советская власть. Монастырь как православная организация упраздняется. Оставшихся монахинь переводят в Толгский монастырь. А в бывших мирных обительских стенах размещается концлагерь для политических «врагов народа», затем здание собора использовалось под городской архив, а остальные сооружения под жилой фонд и прочие нужды. В Покровском храме, например, была размещена библиотека, а затем городской Планетарий.

Читать еще:  Харьковский Благовещенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Планетарий в здании Покровского храма. Советский период

Бывшие монастырские строения переделывались под Дом крестьянина и складские помещения, под казармы и учебные заведения. Монастырскую красавицу колокольню и часовню снесли.

Покровская церковь еще недолго продолжала действовать в качестве приходского храма, поэтому туда были перенесены основные монастырские святые иконы — Спас Нерукотворный, Казанская Богоматерь и Троеручница. Но все-таки закрыли и Покровскую церковь. Тогда все святые образы перевозятся в Крестовоздвиженскую церковь, но к 30-м годам и она ликвидируется. Дальнейшая судьба монастырских икон неизвестна. От Ярославской-Казанской Богородицы осталась рамка, увидеть которую туристы могут в Древнерусском отделе Художественного музея.

Казанский монастырь без крестов в советские годы

В 20 столетии с начала 90-х началось поэтапное возвращение монастырских строений Ярославской епархии. Переселялись жильцы, вывозилось архивохранилище, начиналась реставрация и прочее-прочее…

В 1998 году строения и территорию Казанского женского монастыря возвращают верующим. Главной обительской святыней становится один из списков Ярославской-Казанской Богоматери, написанный местными иконописными мастерицами в досоветский период. С началом 21 столетия главный монастырский храм – Казанский собор – начал проводить регулярные службы.

Ворота на территорию Казанского женского монастыря

Сегодня эта женская обитель живет обычной христианской жизнью. При ней организованы учебные заведения — регентская школа и православная гимназия им. Св. И.Брянчанинова. Возобновлена традиция летнего Тутаевского крестного хода с несением иконописного образа Казанской Богородицы через Тутаев и другие населенные поволжские пункты в Рыбинск. Все вернулось на круги своя.

Тутаевский крестный ход 2018 года

Достопримечательности Казанского монастыря

Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор, сооруженной к концу первой половины 19 века. Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честь иконы Казанской Богоматери.

Интерьер Казанского собора

Теплая одноглавая Покровская церковь с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.

Покровский храм в Казанской женской обители сегодня

Сретенский храм, сооруженный во второй половине 19 столетия в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.

Поклонный крест на фоне Сретенского храма

В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.

Казанский женский монастырь – память об спасении Ярославля в Смутные времена

История Казанского монастыря

В 1609 году польско-литовские войска в течение трех с половиной недель осаждали Ярославль, причинив городу немало бед. Тогда ярославцы считали, что выстоять удалось, лишь благодаря заступничеству чудотворного образа Казанской Богоматери. В благодарность этой иконе у оборонительного Земляного вала горожане построили деревянную церковь. И вскоре рядом с ней соорудили кельи для 72 инокинь Рождественской обители, которую полякам удалось сжечь. Так зародился Казанский женский монастырь.

Собор Казанской иконы Божией Матери

Его первые постройки и стены делали из дерева. А первую кирпичную церковь построили лишь в 1649 году. Сделано это было стараниями монастырского священника Ермила Михайлова и с благословения митрополита Ростова – Варлаама. Однако спустя 9 лет во время огромного пожара, прокатившегося по всему городу, дотла сгорели все деревянные строения, а каменный храм сильно повредился. И его пришлось отстраивать заново. Главный придел храма освятили в честь знаменитой Казанской иконы, а престол в приделе посвятили преподобной Параскеве Сербской. Уже при митрополите Ионе Сысоевиче внутренние помещения церкви расписали, а в 1817 году эту роспись подновили.

О женской обители были наслышаны в Москве, и она имела покровительство у царя. В жалованной грамоте, подписанной государем Алексеем Михайловичем, дается распоряжение установить содержание на каждую старицу, проживающею в обители, в размере одного рубля в год. Известно, что в 1659 году, вскоре после пожара, в монастыре проживали 112 монахинь, а спустя полвека – 132. Каждая из них жила своими средствами, то есть изначально обитель не была, как принято тогда было говорить, общежительной. Устав, регламентирующий совместную собственность, был принят монахинями лишь в 1802 году.

Богатые дары из Москвы и состоятельных семей Ярославля позволяли монастырю реконструировать территорию, закупать дорогую богослужебную утварь и ремонтировать здания. Но до 60-х годов XVIII века большая часть строений в монастыре оставались деревянными.

Жизнь монашеской обители год за годом протекала в традиционных занятиях. Ее насельницы вели хозяйство и молились. Каждый год проходил собиравший много народу крестный ход, на котором несли чудотворный образ Казанской Богоматери. Вначале верующие доходили до города Романова, а с начала XIX века – уже до Рыбинска. Настоятельниц по традиции хоронили под алтарем главного собора обители, в простых монахинь с 1770 года стали погребать вне монастырских стен, выделив для их могил место на погосте, который принадлежал Толгскому монастырю. Это было сделано по указу, подписанному царицей Екатериной II.

С 1770-х по 1850-е годы в обители произошли большие строительные работы. Большая часть средств на них выделила Екатерина II.

За несколько лет старые деревянные и обветшавшие каменные постройки, включая стену, заменили новыми. Из кирпича были возведены новые храмы, один трехэтажный и два двухэтажные корпуса для монахинь, а также монастырская стена с башнями по углам. Всеми строительными работами руководили настоятельница монастыря Маргарита (Смагина) и ярославский губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков.

Церковь Сретения Господня

В середине 30-х годов XIX века полностью перестроили, а в 1845 году освятили главный храм монастыря. Перед этим церковь расписала артель мастеров под руководством знаменитого изографа Тимофея Медведева, а ярославские резчики изготовили для нее позолоченный трехярусный иконостас.

Обитель занимала целый городской квартал, ограниченный с разных сторон Варваринской и Казанской улицами, а также Театральной площадью. Монастырь постоянно благоустраивали. Поэтому к началу XX века на его территории стояли 10 корпусов для монахинь (9 каменных и 1 деревянный), в которых проживали 300 монахинь.

Жалование для настоятельниц, насельниц и священнослужителей выплачивалось городским казначейством. По сохранившимся документам известно, что на протяжении всей истории в монастырь приходили как отдельные инокини, так и целые группы монахинь из Преображенского храма города Романова и упраздненной Троицкой обители Ярославской епархии.

При монастыре существовали мастерская по изготовлению икон и золотошвейное производство. Причем качество работ вышивальщиц было очень высоким. Сделанные ими вещи выставляли на Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1900 году, и эти изделия были отмечены специальными наградами. Кроме того, монастырь славился большим в две сотни человек церковным хором и церковно-приходской школой.

В 1910 году обитель торжественно и пышно отметила 300 лет своей истории. Главные церковные службы в юбилейном году проводились архиепископом Ярославля и Ростова Тихоном, который впоследствии стал российским патриархом.

Советское время стало для обители тяжелым испытанием. После того, как в Ярославле произошло белогвардейское восстание против новой власти (1918 г.), ее упразднили.

Во время ожесточенных городских боев сильно пострадали все монастырские здания, особенно колокольня и три храма. А келейные корпуса сгорели во время начавшегося пожара. Потом все ценное монастырское имущество, включая Казанскую икону, конфисковали, а монахинь с игуменьей Феодотией отправили в Толгский монастырь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

До 1922 года в монастыре работал концентрационный лагерь. Через 6 лет в соборной церкви разместили областной архив. Потом помещения занимало множество разных контор и учреждений – казарма, Дом крестьянина, коммунальные квартиры склады икон и утвари, конфискованные из других ярославских храмов, городская библиотека, планетарий и колледж. При этом внутренние помещения храмов постоянно перестраивались. К большому сожалению, не обошлось и без утрат. В 20-30 годы прошлого века снесли колокольню и три часовни.

В 1997 году началась передача зданий верующим, и Казанский собор стал поначалу приходским храмом. Спустя год женская обитель была вновь открыта, ей передали корпуса для монахинь и Сретенскую церковь. Через несколько лет верующие возобновили традицию проведения крестных ходов с образом Казанской Богоматери до города Тутаева (бывший Романов). В Казанском храме провели большие реставрационные работы, и в 2007 году он предстал в своей первозданной красоте. Рядом с этим собором поставили красивую деревянную звонницу.

История собора

Пережив невзгоды междоусобиц и орды захватчиков, первоначальный храм простоял до XVI века. Но здесь его настигло другое несчастье – пожар. В самом начале века храм сильно пострадал от огня и разрушился. Усилиями горожан он был восстановлен. Именно с тем периодом связано одно из значимых событий в истории собора – обретение мощей князей Владимира и Константина Всеволодовичей, которые становятся главной святыней храма.

  1. В XVII веке после очередного пожара собор был вновь перестроен.
  2. В XVIII веке собор становится кафедральным, его неоднократно расширяют и модернизируют.
  3. В XIX веке первому среди храмов Ярославля собору покрывают купола золотом. Он приобретает вид, знакомый нам по описаниям и редким фотографиям современников и приближенный к современному собору.
  4. После революции собор был закрыт для богослужений, в нем сначала устроили склад, а затем и вовсе взорвали.
  5. В начале XXI века, в преддверии празднования тысячелетия Ярославля, было принято решение о строительстве в городе Успенского кафедрального собора. Причем однозначно оговаривалось, что новый храм не будет в точности повторять уничтоженный. Первый камень был заложен в 2005 году, а строительство началось в 2006 году.
  6. А уже в 2010 году, 12 сентября, новый Ярославский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы был освящен.

Сейчас это белокаменное сооружение, увенчанное пятью позолоченными куполами. Главный купол имеет высоту 50 метров. Одновременно собор может вместить более четырех тысяч верующих. На месте, где был алтарь разрушенного храма, неподалеку от входа в новый собор, расположена скульптурная композиция Троица.


Скульптурное изображение троицы, расположенное у входа в кафедральный собор.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год.

Массивное здание построено в традициях позднего классицизма. Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками. При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

В чем помогает этот образ? Есть ли у иконы свой храм?

В 2011 году был заложен современный храм Ярославской иконы Божией Матери. Он является частью большого храмового комплекса, который, по завершении строительства, будет именоваться в честь основателя города, Ярослава Мудрого. Проект и само строительство благословил митрополит земли Ярославской Пантелеймон. Первый камень в основании Малого храма заложили 22 августа, а уже в последние дни ноября митрополит освятил церковь и прослужил в ней литургию. Однако иконостас этого храма не обладает ни одним из древних списков с Ярославской Божьей Матери. Находится эта церковь на проспекте имени Фрунзе и ее двери открыты для прихожан с раннего утра до позднего вечера.

В чем же помогает эта икона? Обретена она была в крайне непростой исторический период. Люди не просто страдали от ига захватчиков, в результате кровавых битв во многих семьях были увечные, больные, ослепшие. Разумеется, все они, каждый со своим горем, шли на поклон к Богородице.

Образ Ярославской Божьей Матери считается исцеляющим от самых тяжких недугов и увечий. Молитва перед иконой способна вернуть зрение ослепшему, излечить безнадежного больного. Также Божья матерь покровительствует домашнему очагу и целостности, благополучию семьи.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Где можно остановиться рядом с монастырем?

На территории монастыря действуют паломнические корпуса, где приезжие могут остановиться в уютных 1-2-3-5-7-9-12-местных комнатах.

Важно! Поселение и питание совершаются по договорной плате и возможны только для паломников (не для туристов). Для поселения в паломнический корпус необходимо иметь при себе паспорт.

Знаете ли вы? При желании вы можете выполнять полезные послушания для монастыря и жить здесь бесплатно.

Туристы, не являющиеся паломниками, могут поселиться в одной из гостиниц г. Ярославля.

Как добраться до Казанского монастыря

Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.

Читать еще:  Храм Александра Невского в Пскове: описание и адрес храма, святые, праздники и святыни, расписание богослужений

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.

Казанский женский монастырь в Ярославле

Казанский женский монастырь Ярославля — архитектурное и духовное сокровище Золотого кольца России. Это действующая обитель 17 века с четырьмя храмами и деревянной звонницей, наполняющей округу переливами колоколов. Тысячи туристов приезжают сюда поклониться чудотворному образу Казанской Божией Матери, посетить службы и купить сувениры. Несколько раз в году верующие проходят крестным ходом до близлежащих городов, а в престольные праздники для народа проводятся пышные богослужения. По отзывам паломников, место заряжает благодатью и духовно очищает, там приятно полюбоваться великолепием монастырских церквей и соборов и прогуляться по небольшой, но ухоженной территории, а заодно исследовать местный планетарий с обсерваторией и познавательно-развлекательный комплекс.

История монастыря

Вот о чем повествует одна из многочисленных легенд. В 1609 г., во время польско-литовской интервенции, в окрестностях осажденного поляками Ярославля находился чудотворный образ Казанской Божией Матери, обретенный в 1579 г. в Казани. В один день нескольким молящимся снизошло послание Богородицы — построить в Ярославле храм и перенести в него икону. Вскоре после этого неприятель чудесным образом отступил, а через год, в соответствии с наказом Заступницы, благодарные горожане возвели храм и поместили в него образ. Позднее вокруг храма образовалась женская обитель, когда 72 монахини бежали туда из Рождественского монастыря, спасаясь от врагов. В 20 веке Казанская обитель неоднократно подверглась разрушениям и запустению, а в последние 20 лет была восстановлена из руин.

Что посмотреть

Главная святыня монастыря — список 19 века с чудотворного образа иконы Божией Матери, оригинал ранее был утерян вместе с другими святынями. Также в монастыре покоится другой известный артефакт: мощи священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых.

Белокаменные стены Казанского монастыря внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Находящиеся на его территории собор Казанской иконы Божией матери, Покровский храм, церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Сретения Господня радуют глаз подновленными куполами. Соборный иконостас, правда, еще в процессе реставрации, но открыт для богослужений. Возле собора возвышается поклонный крест памяти кровавых событий 1918 г.

По соседству разместились регентская школа и Ярославская губернская гимназия.

Практическая информация

Адрес: Ярославль ул. Первомайская, 19а. Схема проезда — на сайте монастыря. Богослужения проводятся ежедневно на церковнославянском языке. Вход свободный. На территории работает сувенирная лавка.

Казанский женский монастырь – память об спасении Ярославля в Смутные времена

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Первомайская, д. 19а
Дата основания: 1610 год
Основные достопримечательности: собор Казанской иконы Божией Матери, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Сретения Господня
Святыни: чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, мощи священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского
Координаты: 57°37’40.9″N 39°53’13.5″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История обители начинается сразу после Смутного времени, с 1610 года и длится уже более четырех веков. За это время женская обитель развивалась, перестраивалась, была упразднена и сегодня вновь возрождается. В память о таланте ярославских зодчих нам остались три красивых храма, среди которых особое место занимает величественный Казанский собор – яркий пример культового здания эпохи позднего классицизма.

История Казанского монастыря

В 1609 году польско-литовские войска в течение трех с половиной недель осаждали Ярославль, причинив городу немало бед. Тогда ярославцы считали, что выстоять удалось, лишь благодаря заступничеству чудотворного образа Казанской Богоматери. В благодарность этой иконе у оборонительного Земляного вала горожане построили деревянную церковь. И вскоре рядом с ней соорудили кельи для 72 инокинь Рождественской обители, которую полякам удалось сжечь. Так зародился Казанский женский монастырь.

Собор Казанской иконы Божией Матери

Его первые постройки и стены делали из дерева. А первую кирпичную церковь построили лишь в 1649 году. Сделано это было стараниями монастырского священника Ермила Михайлова и с благословения митрополита Ростова – Варлаама. Однако спустя 9 лет во время огромного пожара, прокатившегося по всему городу, дотла сгорели все деревянные строения, а каменный храм сильно повредился. И его пришлось отстраивать заново. Главный придел храма освятили в честь знаменитой Казанской иконы, а престол в приделе посвятили преподобной Параскеве Сербской. Уже при митрополите Ионе Сысоевиче внутренние помещения церкви расписали, а в 1817 году эту роспись подновили.

О женской обители были наслышаны в Москве, и она имела покровительство у царя. В жалованной грамоте, подписанной государем Алексеем Михайловичем, дается распоряжение установить содержание на каждую старицу, проживающею в обители, в размере одного рубля в год. Известно, что в 1659 году, вскоре после пожара, в монастыре проживали 112 монахинь, а спустя полвека – 132. Каждая из них жила своими средствами, то есть изначально обитель не была, как принято тогда было говорить, общежительной. Устав, регламентирующий совместную собственность, был принят монахинями лишь в 1802 году.

Богатые дары из Москвы и состоятельных семей Ярославля позволяли монастырю реконструировать территорию, закупать дорогую богослужебную утварь и ремонтировать здания. Но до 60-х годов XVIII века большая часть строений в монастыре оставались деревянными.

Жизнь монашеской обители год за годом протекала в традиционных занятиях. Ее насельницы вели хозяйство и молились. Каждый год проходил собиравший много народу крестный ход, на котором несли чудотворный образ Казанской Богоматери. Вначале верующие доходили до города Романова, а с начала XIX века – уже до Рыбинска. Настоятельниц по традиции хоронили под алтарем главного собора обители, в простых монахинь с 1770 года стали погребать вне монастырских стен, выделив для их могил место на погосте, который принадлежал Толгскому монастырю. Это было сделано по указу, подписанному царицей Екатериной II.

С 1770-х по 1850-е годы в обители произошли большие строительные работы. Большая часть средств на них выделила Екатерина II. За несколько лет старые деревянные и обветшавшие каменные постройки, включая стену, заменили новыми. Из кирпича были возведены новые храмы, один трехэтажный и два двухэтажные корпуса для монахинь, а также монастырская стена с башнями по углам. Всеми строительными работами руководили настоятельница монастыря Маргарита (Смагина) и ярославский губернский архитектор Петр Яковлевич Паньков.

Церковь Сретения Господня

В середине 30-х годов XIX века полностью перестроили, а в 1845 году освятили главный храм монастыря. Перед этим церковь расписала артель мастеров под руководством знаменитого изографа Тимофея Медведева, а ярославские резчики изготовили для нее позолоченный трехярусный иконостас.

Обитель занимала целый городской квартал, ограниченный с разных сторон Варваринской и Казанской улицами, а также Театральной площадью. Монастырь постоянно благоустраивали. Поэтому к началу XX века на его территории стояли 10 корпусов для монахинь (9 каменных и 1 деревянный), в которых проживали 300 монахинь. Жалование для настоятельниц, насельниц и священнослужителей выплачивалось городским казначейством. По сохранившимся документам известно, что на протяжении всей истории в монастырь приходили как отдельные инокини, так и целые группы монахинь из Преображенского храма города Романова и упраздненной Троицкой обители Ярославской епархии.

При монастыре существовали мастерская по изготовлению икон и золотошвейное производство. Причем качество работ вышивальщиц было очень высоким. Сделанные ими вещи выставляли на Всемирной выставке, которая проходила в Париже в 1900 году, и эти изделия были отмечены специальными наградами. Кроме того, монастырь славился большим в две сотни человек церковным хором и церковно-приходской школой.

В 1910 году обитель торжественно и пышно отметила 300 лет своей истории. Главные церковные службы в юбилейном году проводились архиепископом Ярославля и Ростова Тихоном, который впоследствии стал российским патриархом.

Советское время стало для обители тяжелым испытанием. После того, как в Ярославле произошло белогвардейское восстание против новой власти (1918 г.), ее упразднили. Во время ожесточенных городских боев сильно пострадали все монастырские здания, особенно колокольня и три храма. А келейные корпуса сгорели во время начавшегося пожара. Потом все ценное монастырское имущество, включая Казанскую икону, конфисковали, а монахинь с игуменьей Феодотией отправили в Толгский монастырь.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

До 1922 года в монастыре работал концентрационный лагерь. Через 6 лет в соборной церкви разместили областной архив. Потом помещения занимало множество разных контор и учреждений – казарма, Дом крестьянина, коммунальные квартиры склады икон и утвари, конфискованные из других ярославских храмов, городская библиотека, планетарий и колледж. При этом внутренние помещения храмов постоянно перестраивались. К большому сожалению, не обошлось и без утрат. В 20-30 годы прошлого века снесли колокольню и три часовни.

В 1997 году началась передача зданий верующим, и Казанский собор стал поначалу приходским храмом. Спустя год женская обитель была вновь открыта, ей передали корпуса для монахинь и Сретенскую церковь. Через несколько лет верующие возобновили традицию проведения крестных ходов с образом Казанской Богоматери до города Тутаева (бывший Романов). В Казанском храме провели большие реставрационные работы, и в 2007 году он предстал в своей первозданной красоте. Рядом с этим собором поставили красивую деревянную звонницу.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Главный храм монастыря – Казанский собор был возведен архитектором и ректором Императорской академии художеств Авраамом Ивановичем Мельниковым с 1835 по 1845 год. Массивное здание построено в традициях позднего классицизма. Согласно им, к четверику с трех сторон пристроены строгие портики с колонами. А основной объем завершают пять световых барабанов с крупными луковичными главками. При соборе в 1828 году построили высокую колокольню, которая была снесена в годы советской власти.

Теплый Покровский храм возведен в 1820-1830 гг. Известно, что камни в его основание были заложены настоятельницей обители Маргаритой и архиепископом Авраамием при большом стечение верующих в день проведения крестного хода. Храм имеет два придела.

Сретенская церковь построена в конце 70-х – начале 80-х годов XIX века на деньги игуменьи обители Феофании и в прежние времена служила домовым храмом для настоятельниц обители. А сейчас является домовым храмом для православной гимназии.

Современное состояние и режим посещения Казанского монастыря

Сегодня в монастыре живут насельницы, и его территория открыта для паломников и туристов ежедневно. Но пока монастырь не самостоятелен, а приписан к Толгской обители. Он является центром духовного образования в городе. С 2006 года здесь открыта православная гимназия, которую разместили в бывшем корпусе настоятельницы. В регентской школе монастыря готовят церковнослужителей для православных храмов местной епархии.

В обители запланированы большие строительно-реставрационные работы по воссозданию утраченной колокольни Монахини хотят установить гранитный крест на месте деревянного креста – мемориала, посвященного жителям города, погибшим в 1918 году. Предстоит также благоустроить территорию и завершить реставрацию Казанского храма.

Как добраться до Казанского монастыря

Монастырь находится на улице Первомайской, 19А или на улице Трефолева, 20, так как он занимает территорию между двумя этими улицами.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, территория обители находится справа по ходу в 0,8 км от моста.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Казанского монастыря составляет 3,4 км. Их можно пройти пешком, а также проехать на автобусе или такси.

Краткая история обители

Основанию Казанского монастыря предшествовало явление Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы и связано оно с событиями Смутного времени.

Образ Божией Матери Ярославская Казанская. 1588 г.

Эта святыня является одним из первых списков с Казанской иконы явленной в 1579 году в граде Казани. Икона была принесена в 1588 году в город Романов его жителем Герасимом из Казани, где он получил исцеление руки от этого образа. В период польско-литовской интервенции 1608-1614 годов, при отступлении поляков из Романова польским поручиком Любским в Ярославль был вывезен чудотворный образ, впоследствии выкупленный у него благочестивым ярославским купцом Василием Лыткиным. В апреле 1609 года началась осада Ярославля. Именно в это тяжелое время проявилось заступничество чудотворной иконы. Пречистая Матерь, явившись в видении дьякону Крестовоздвиженской церкви Елеазару, открыла свою святую волю, что бы построили в честь Ее чудотворного образа храм и при этом «изрекла Свое слово с надежным упованием: яко им буду воспоможением своим невидимо твердыня и стена, паче всякия ограды и оружия от супротивных супостат…» .

Спустя 24 дня поляки, понеся большие потери, сняли осаду и отступили от Ярославля. Жители города увидели в этом заступничество Божией Матери. За чудесное спасение города и в благодарность Пресвятой Богородице ярославцы начали строительство храма в честь чудотворной ее иконы Казанской.

Основное каменное строительство в обители началось в XIX веке при игумении Маргарите и было связанно с необходимостью обновить обветшавшие постройки и с перепланировкой улиц города. На месте прежнего храма с 1835 по 1845 гг возведен Казанский собор. В 1820-1828 гг. была возведена зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с трехъярусной колокольней. С 1878 по 1881 гг.построен домовый храм во имя Сретения Господня при игуменском корпусе. Одновременно к игуменскому корпусу пристроено трёхэтажное каменное здание для удобного размещения монастырской трапезы, золотошвейных и иконописных мастерских, певческого зала и классов.

Казанский монастырь в начале XX века.

К своему 300-летию монастырь насчитывал около 400 сестер и славился золотошвейным и иконописным мастерством. При этом обитель отличалась скромностью, стройным молитвенным пением, размеренными службами, торжественными крестными ходами с чудотворной иконой до Романова и Рыбинска. 20-21 июля 1910 г. юбилейное богослужение в обители возглавил святитель Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский (с 1917 г. – Патриарх Московский и всея Руси).

Во время белогвардейского восстания в городе июле 1918 года обитель сильно пострадала от артиллерийских обстрелов. Были разрушены колокольня, северо-западная башня, два келейных корпуса. В декабре 1918 года монастырь был закрыт, однако Покровский храм продолжал действовать как приходской до конца 1921 года. В нем сохранялись главные святыни монастыря — Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии Покровского храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. Игумения Феодотия с сёстрами переехали в Толгскую обитель и жили там до ее закрытия.

Читать еще:  Евгений Попиченко: биография, проповеди и труды, семья

В октябре 1925 года из Крестовоздвиженской церкви города была похищена чудотворная Ярославская Казанская Икона Божией Матери вместе с драгоценной ризой, оставлена только живописная рама с клеймами, которая находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея. Участь иконы не известна до настоящего времени.

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в годы советской власти, разделив участь многих монастырей России. Возрождение обители началось в 90-х годах. Еще не возвращенный Церкви Казанский собор был увенчан пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители.

В 1998 году решением Священного Собора открыт Казанский женский монастырь г. Ярославля спустя 80 лет запустения. На должность настоятельницы назначена монахиня Михаила (Сафонова) из Толгского женского монастыря, вместе с которой прибыли первые сестры. В том же году архиепископом Михеем монастырю передан чудом сохранившийся список с Ярославской Казанской иконы Божией Матери, сделанный сестрами обители в 1881 году.

Список чудотворной иконы Божией Матери Ярославская Казанская. 1881 г.

В 1998 году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. С 1999 года началась реконструкция Казанского собора. Но весь объём собора и фрески на его сводах открылись взору молящихся только к 2007 году. В мае 2011 было начато восстановление храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который спустя два года после реставрации был открыт для богослужений. В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 года».

Накануне престольного праздника обители 3 ноября 2000 года монастырю были переданы чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников российских.
В настоящее время на территории обители расположена Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии. Сестры монастыря, следуя монастырским традициям, пекут просфоры для многих храмов епархии, занимаются пением, рукоделием, учатся золотошвейному и иконописному мастерству.

Возрождение Казанского женского монастыря, этой древней православной святыни, расположенной в самом центре Ярославля – это большое чудо!

Здесь особо видны забота и помощь Матери Божией!

Казанский женский монастырь

История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.

Первый каменный храм обители был построен в 1649 году. В пожаре 1658 года сгорели деревянные постройки монастыря, и пострадал собор, вскоре после этого возобновленный. Впоследствии храм пристраивался трапезной и колокольней. В 1766 г. была возведена каменная ограда и церковь Иоанна Предтечи над Святыми вратами.

К началу XIX века каменные монастырские здания обветшали совершенно. При талантливой игуменье Маргарите архитектурный ансамбль обители был практически заново выстроен. Была заменена каменная ограда и разобрана стоявшая без служения Предтечинская церковь. Построен и освящен в 1828 году теплый Покровский храм с четырехъярусной колокольней высотой в 60 метров.

В 1834 году приступили к разборке обветшавшего и находившегося в аварийном состоянии Казанского собора. В следующем году на его месте был заложен новый храм. Автором проекта собора был знаменитый столичный архитектор А. И. Мельников. После окончания строительства, росписи и устройства иконостаса в 1845 году новый храм обители был торжественно освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением.

В 60-х годах были построены два новых двухэтажных корпуса. В 1881 году освящена новая церковь в честь Сретения Господня, примыкающая к игуменскому корпусу.

С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.

Традиция крестных ходов с Казанской иконой в наши дни восстановлена. Ежегодно в июле отправляется многодневный крестный ход по левому волжскому берегу через левобережный Тутаев (Романов) до Рыбинска, обратно – по правому берегу через правобережный Тутаев (Борисоглебск) до Ярославля. Шествие делает остановки во многих храмах и селениях.

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей. В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь. В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей.

Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица. По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна. Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.

Архитектурный комплекс разоренной обители использовался под разные нужды. В игуменском корпусе был Дом крестьянина, затем каммунальные квартиры. В Казанском соборе с 1927 года располагался Государственный архив Ярославской области. Покровский храм в 1948 году переоборудован под планетарий. Колокольня и три часовни монастыря были снесены в 1920-х годах.

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас.

К тысячелетию Ярославля был построен новый планетарий, Покровский храм возвращен обители. Сейчас ведутся работы по его восстановлению.

На территории обители находится Ярославская губернская гимназия имени свят. Игнатия Брянчанинова и Регентская школа при Ярославской духовной семинарии.

В 2003 году на территории Казанского монастыря, перед собором, был установлен памятный поклонный крест «Жертвам кровавых событий в лето 1918 от Рождества Христова».

Главной святыней монастыря является список с Ярославской-Казанской иконы Божией Матери, написанный сестрами обители в нач. XX века. В 2000 году в Казанский монастырь были перенесены мощи свт. Агафангела, Митрополита Ярославского исповедника.

Казанский женский монастырь в Ярославле

История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в 1881 году и подаренный священнику монастыря о.Иоанну Крылову. Сохранен р.Б.Екатериной Бакаевой и передан по завещанию монастырю. В в 1998 г., в год открытия обители передан архиепископом Михеем (Харахаровым), келейно хранившим икону. Находится у левого столпа близ солеи в Казанском соборе монастыря.

Казанская икона была написана в 1588 году. Спустя столетие для иконы была изготовлена рама с клеймами, которые повествуют об истории написания иконы, об истории Смутного времени. После революции икона пропала. В собрание Ярославского художественного музея рама поступила в 1935 году, сейчас она представлена в постоянной экспозиции музея. Реставрация ее в 2001 году была проведена в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении в Москве. В 2012 году между Ярославской епархией и художественным музеем было достигнуто соглашение о создании копии рамы для музея Казанского женского монастыря. Написанная рама была передана обители 2 ноября 2013 года. Икона была написана иконописцем Николаем Мухиным.

3 ноября 2014 года в Ярославском художественном музее состоялась торжественная церемония передачи Казанской иконы Божией Матери Казанскому женскому монастырю г. Ярославля.Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы.

Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы. В течение первой половины XIX века монастырь был отстроен заново: сооружены келейные корпуса, вместо старой «неблаговидной» каменной ограды была возведена новая, по-прежнему с четырьмя башнями по углам. В 1845 году был освещен Казанский собор, построенный по проекту столичного архитектора А. И. Мельникова на месте одноименной каменной церкви, построенной еще в 1649 году. Застройка монастыря продолжалась вплоть до I Мировой войны.

В 1764 году Казанский монастырь в соответствии с церковной реформой был причислен к трехклассному. В начале XIX века он становится общежительным (до этого насельницы всем необходимым, включая питание и жилье, обеспечивали себя сами). На его содержание тратилось 240 рублей из казны, а штат был утвержден в составе игуменьи, казначеи, 150-ти монахинь (с 1859 года добавилось еще 150). Казанский собор являлся и приходским храмом, что позволяло не только благоустраивать территорию но и довести число насельниц к началу XX века до 300 человек (по другим данным – до 400). Хозяйственная деятельность монастыря опиралась на большой участок собственной дачи за Волгой и мельницы на р. Лахости. Здесь были свои огороды, плодовые сады, строились даже каменные жилые дома.

Современное здание Казанского собора в стиле позднего классицизма строилось с 1835 по 1838 годы. В 1840-е годы были установлены главки с крестами и начаты работы по росписи собора артелью под руководством Тимофея Медведева. Казанский собор освящен Архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением 4 ноября 1845 года.

В конце 1918 года монастырь как таковой перестал существовать. Монахинь изгнали из его стен без предоставления какого-либо жилья. Часть из них вынуждена была покинуть Ярославль, другая перешла в Толгский монастырь, третьи искали убежище у окрестных крестьян. После пожаров 1918 года город испытывал большую потребность в жилье, поэтому часть келий была отдана лишившимся крова горожанам.

С 1 сентября 1919 года до лета 1922 года территория монастыря была отведена под концлагерь. В нем находились люди, оказывавшие помощь восставшим, а также «нетрудовой элемент». Все они занимались разборкой разрушенных зданий, уборкой улиц от мусора и т.д. В это же время в соборе был организован склад церковных вещей, привезенных из разных церквей. В 1919 — 1921 гг.

Покровский храм выполнял функции приходского и служил местом хранения святынь монастыря и церковного имущества. Впоследствии он был закрыт, а прихожане стали посещать Крестовоздвиженскую церковь, куда было перенесено и церковное имущество. Но в 1931 году и эта церковь была закрыта, судьба монастырских святынь и поныне неизвестна.

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия. В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь.

Началась его долгая и кропотливая реконструкция. В наши дни восстанавливается соборный иконостас. В мае 2011 года здание было передано обители. В июле того же года начались масштабные ремонтные работы, связанные с разбором железобетонных конструкций купола, стен, перекрытий. При этом обнаружились чудесным образом сохранившиеся фрески конца XIX века. В Казанском соборе проведены значительные ремонтные работы: расписаны своды оконных проемов, завершено золочение и благоукрашение иконостаса, повешены дополнительные паникадила. Выполнено золочение глав и крестов, венчающих купола. Казанский собор предстает взору верующих в своей величественной красоте.

Статья проиллюстрирована изображениями из Интернета.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector