0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Казанский монастырь в Вышнем Волочеке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Содержание

История монастыря

Храм во имя Всех Святых, архивное фото.

История монастыря началась с богадельни для престарелых людей при храме Всех Святых. Церковь-часовня была построена в 1849-56 гг. на средства Верхне-Городковского купца Павла Кропачева и сначала служила как кладбищенская приписная церковь при храме Рождества Христова поселка Верхне-Чусовские Городки. В 20-х годах ХХ века церковь была закрыта, а здание использовалась как спичечная фабрика. По просьбе общины она была возвращена в 1946 году, после закрытия Рождественского храма. С 1955 по 1981 год настоятелем Всехсвятской церкви был старец протоиерей Николай Рагозин.

Промыслом Божиим, с 1989 года при храме открылась богадельня, где проживало около десяти старушек, многие из которых были духовными чадами отца Николая. Указом Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия от 18 сентября 1992 года богадельня была официально утверждена.

При храме было построено несколько домиков для престарелых людей, появилось своё хозяйство. Для ухода за старушками на Святую горку приходили молодые сестры, желавшие монашеской жизни. На устройство женской общины сестер благословил архимандрит Иоанн (Крестьянкин) из Псково-Печерского монастыря.

Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря

В 1996 году Священный Синод Русской Православной церкви благословил при Всехсвятской церкви посёлка Верхне-чусовские Городки восстановление Казанской Трифоновой женской пустыни. Настоятельница монастыря — монахиня Ксения (Ощепкова), духовник — игумен Савватий (Рудаков).

В 1998 году началась реконструкция храма, он был расширен за счет пристройки нового алтаря и тёплого притвора, были восстановлены колокольня и восьмерик. Были вновь отстроены на старом фундаменте Святые врата и ограда.

Главная святыня обители — явленная чудотворная икона Божией Матери Казанская. История её явления такова. Предположительно в XVIII столетии местные жители обрели Казанскую икону Божией Матери в водах лесного источника близ деревни Заболотье (в пяти километрах от Верхне-Чусовских Городков).

По сохранившемуся местному преданию, крестьяне принесли обретённую святыню в свой приходской храм Рождества Христова. На другой день икону в храме не обнаружили. Она вновь была обретена на источнике.

Протоиерей Николай Рагозин

Трижды повторялось исчезновение иконы и обретение её на источнике. Тогда над источником была построена часовня, где хранилась эта икона. В годы гонений на Православную веру икона чудом сохранилась и была принесена во Всесвятский храм. Вода же источника, где была обретена икона и поныне славится своей целебной силой. Известно множество случаев исцеления.

Обитель также носит имя святого преподобного Трифона Вятского, подвизавшегося в этой местности более 400 лет назад и основавшего тут Успенский мужской монастырь, который был упразднён при Екатерине II. Преподобный Трифон почитается здесь особо как просветитель и покровитель этих мест. Близ села Успенка, где жил и подвизался святой, также существует чудотворный источник с целебной водой.

С 1955 по 1981 год на Святой горке жил праведный старец — отец Николай Рагозин. Вырос он в благочестивой крестьянской семье, в деревне Верхтурка, недалеко от Белогорского монастыря, который часто посещал в юношестве. К пастырскому служению Господь призвал его уже в зрелом возрасте. По болезни сердца Николаю Рагозину пришлось оставить работу в заготконторе, он поселился у родственников при церкви, а вскоре и сам принял рукоположение. Более 20-ти лет после этого отец Николай был настоятелем Всесвятской церкви в Чусовских Городках. Скромный сельский батюшка имел духовных чад по всей России. Скончался он кончиной праведника. Но и по смерти люди не забывают его. На перенесении честных останков старца в августе 2001 года присутствовало более 1000 человек.

Казанский женский монастырь г. Вышний Волочек Епархиальные монастыри РПЦ

История

Казанский женский монастырь в городе Вышний Волочек основан на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери, на протяжении нескольких веков являвшейся великой святыней вышневолоцкой земли. На месте ее явления, у святого источника, была воздвигнута для ее пребывания часовня, а впоследствии – храм с колокольней, где чудотворный образ находился вплоть до разорения обители после революции, привлекая к себе множество паломников и богомольцев со всей Руси.

Основательница обители, игумения Досифея (Салтыкова) с несколькими сестрами прибыла на это место в 1871 году и поселилась на небольшом участке земли, приобретенном на средства благотворителей при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина.

Вскоре начали приходить первые сестры, через несколько лет их собралось около 30 человек. Первоначально жизнь в новой обители была крайне тяжелой. Средств не было даже на пропитание. Сестры, и особенно матушка Досифея, слезно взывали к Царице Небесной об устроении монастыря.

В 8/21 июля 1872 г., в день празднования Казанской иконы, община — 24 сестры с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. Настоятельницей общины назначена монахиня Досифея. На момент утверждения Св. Синодом община располагала участком земли близ часовни длиной 146 м и шириной 110 м, обнесенным деревянным забором.
В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу.

В конце 1870-х — 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, крупнейшими из которых были петербургский статский советник Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877 — 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен неповторимый Казанский собор.

14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь. 14 января 1882 года матушка Досифея была возведена в сан игумении.

В 1883 — 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.

В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая икона, называемая иначе Андрониковой, которую Е.Н. Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря.

В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня.

В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом пророка Илии и вмч. Пантелеимона.

К концу XIX века обитель имела уже более 700 сестер и была вполне благоустроена.

В 1897 году, при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского, на месте Боголюбской домовой церкви, был построен большой теплый собор, главный престол которого был посвящен Андрониковой иконе Божией Матери, а придельные — один в честь свт. Григория, просветителя Армении, и еп. Иннокентия Иркутского, а другой — в честь Всех Святых. План и чертежи были выполнены московским архитектором Н.П. Марковым.

При строительстве Андроникова храма была сохранена усыпальница, устроенная под Боголюбской домовой церковью. Здесь были захоронены основательница обители игумения Досифея, схимонахиня Пелагия, казначея Макария, а также благодетель и попечитель монастыря князь Арсений Степанович Путятин.

В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. Возведен каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Внутри монастыря был разбит сад.

На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало более 800 сестер, сестринский хор насчитывал сто человек. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа.

Монастырь имел три киновии: Спировскую и Пятница-Бор и Кашаровскую, имелось подворье в Санкт-Петербурге.
Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, представители царской фамилии, в том числе великие князья, неоднократно приезжал отец Иоанн Кронштадтский, бывший благотворителем монастыря и духовным наставником сестер.

После революции, в 1919 г. монастырь был ликвидирован. Сестрам было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время на территории Казанского монастыря размещалась воинская часть. Были снесены церковь и часовня за пределами монастыря – место пребывания чудотворной Казанской иконы, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище было превращено в плац, уничтожены святые источники, вырублен сад.

В 1991 г. согласно ходатайству архиепископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. монастырь был вновь открыт, настоятельницей назначена игумения. Феодора (Пилипчук). Были восстановлены главы соборов, произведен частичный ремонт зданий монастыря. Над местом захоронения блаженных стариц Любови Сусанинской и схимонахини Марии Самарской построена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Читать еще:  Рафаил Карелин: биография отца, проповеди и книги, путь

Блаженная Любушка Лазарева подвизалась в подвиге странничества и юродства ради Христа. Последнюю четверть своей жизни несла молитвенное служение на Петербургской земле, затем прибыла в Казанский монастырь и почила здесь о Господе 11 сентября 1997 года. Блаженная старица схимонахиня Мария (Матукасова) несла подвиг юродства Христа ради на Самарской земле, в конце жизни жила в Оптиной пустыни, где была пострижена в великую схиму. 3 января 2000 года схимонахиня Мария приехала в Казанский монастырь. 14 января 2000 г. она преставилась ко Господу и была погребена рядом с Любушкой.

В настоящее время монастырь нуждается в восстановлении. Спустя более 25 лет после открытия обители в 1991 году Казанский и Андроников соборы, а также большинство зданий обители находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции — как снаружи, так и внутри. В храмах и корпусах отсутствует отопление, водопровод и канализация, повреждены перекрытия и кровля, необходимо восстанавливать внутреннюю отделку и убранство помещений. В крипте Андроникова собора, где захоронены блаженные первоустроительницы и подвижницы Казанского монастыря, требуется расчистка от многослойного мусора и осыпающегося со сводов кирпича, который разрушается от постоянного присутствия воды, скапливающейся в большом количестве под храмом.

С 26 декабря 2016 года послушание настоятельницы монастыря несла монахиня Феофилакта (Левенкова).
4 апреля 2019 года на должность настоятельницы обители назначена монахиня София (Сухова), 22 апреля 2019 года возведена в сан игумении.

Уставные богослужения в обители совершаются ежедневно в храме преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Ежедневно совершается Панихида в часовне у блаженных стариц.

Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке

Духовная жизнь в России возрождается не только в крупных городах, но и в глубинке. Казанский женский монастырь, находящийся на окраине города Вышний Волочёк — уникальное место, которое притягивает паломников и любителей архитектуры не только из Тверской области, но и из других уголков страны.

История основания

Летом 1866 г. инокиня рыбинского Софийского монастыря Досифея приехала в Вышний Волочёк, чтобы помолиться перед чудотворным списком Казанской иконы Божией Матери. По дороге в храм она повстречала местного блаженного, восклицавшего, что бежит к чтимой иконе, чтобы построить храм. Восприняв эти слова как пророчество, монахиня вернулась в тверской городок в 1868 г.

На средства, собранные местными благотворителями под предводительством князя А. С. Путятина, около Казанской часовни был куплен участок земли. Первоначально на нём располагался крест и небольшой деревянный домик, в котором жила Досифея и первые насельницы.

В октябре 1872 г. Святейший Синод одобрил образование женской монашеской общины во имя Казанской иконы Божией Матери. К этому времени на общинной территории при содействии князя Путятина были построены следующие здания:

  • два келейных корпуса;
  • больница;
  • кухня;
  • трапезная;
  • просфорня;
  • баня;
  • хозяйственные постройки.

Через год в одном из келейных корпусов была освящена домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В связи с увеличением числа насельниц в 1881 г. Казанская женская монашеская община получила статус монастыря, игумений которой была назначена монахиня Досифея.

Дореволюционное развитие

Конец XIX — начало XX вв. — время расцвета и активного каменного строительства на территории вышневолоцкого монастыря. В это время были возведены основные культовые постройки, к которым относятся:

  • храм Казанской иконы Божией Матери;
  • церковь, освященная в честь образа Андрониковой Богоматери;
  • церковь в честь преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины;
  • Надкладезная часовня.

К началу XX в. Казанский монастырь в городе Вышний Волочёк являлся самой большой женской обителью Тверской губернии. В нём постоянной проживали 700 насельниц. Помимо духовного служения, монахини работали во множестве ремесленных мастерских. Монахини занимались иконописью и переплётным делом, шитьём и вышиванием, изготовлением ковров и обуви. При монастыре действовал монастырский приют для девочек и церковно-приходская школа.

1908 г. в столице империи был освящён храм во имя Казанской Божией Матери, являющийся монастырским подворьем. В начале Первой мировой войны вышневолоцкие монахини работали в общине сестёр милосердия, организованной в Царском Селе.

Интересно: своим духовным отцом монахини считали святого Иоанна Кронштадтского, который часто посещал обитель. Также в её стенах гостил император Александр III, великие князья Константин Константинович и Владимир Александрович.

Советское время

С приходом в стране к власти большевиков монастырские земли были национализированы. В зданиях обители разместили детский дом, в котором работали насельницы. В 1925 году в бывшем монастыре разместили войсковую часть. Старинная Казанская часовня, деревянные постройки и каменная ограда были разрушены.

На месте монастырского кладбища, на котором были погребены многие горожане, в том числе князь А. С. Путятин, организовали площадь для строевой подготовки. Полностью был уничтожен монастырский сад. Часть монахинь, выселенных из обители, поселились на территории сельскохозяйственной артели, созданной на основе Спировской и Кашаровской киновии. Эта организация просуществовала до 1931 г.

Интересно: в начале 30-х гг. нескольких инокинь из основного монастыря и ленинградского подворья арестовали и приговорили к исправительным работам в трудовом лагере.

Возрождение и современное состояние

Монашеская жизнь в монастыре возобновилась по решению Святейшего Синода в 1991 г. С этого момента началось возрождение обители, территория которой находится на восточной окраине старинного города.

В современный архитектурный комплекс входят старинные и вновь возведённые культовые постройки. Многие из них всё ещё находятся в аварийном состоянии и требуют реконструкции.

Казанский собор

Решение о строительстве нового каменного собора для иконы Божией Матери Казанской было принято в 1875 г. В этом же году начался сбор средств для строительства здания. Первоначальных пожертвований хватило на оплату подготовительных работ, которые заключались в подготовке фундамента для постройки и разработке архитектурного проекта.

Его подготовкой занялся известный московский архитектор А. С. Каминский. Мастер нестандартных архитектурных решений создал в российской глубинке яркий, пышно украшенный храм, в котором классические черты русского храмового зодчества соединились с оригинальными архитектурными решениями в романском стиле.

Собор представляет собой крестообразную в плане постройку, над перекрестием которой установлена мощная ротонда со сферическим куполом, увенчанным узким барабаном с луковичной главой. Ещё 14 луковичных глав, установленных на декоративные барабаны, располагаются на угловых частях основного объёма и над крестовыми частями фасада.

Алтарная часть располагается в прямоугольной в плане апсиде. Такую же форму имеют южный и северный притворы. Западный фасад оформлен в виде огромной арки, окружённой двумя полукруглыми башнями. В её глубине над входным арочным порталом располагается большой витраж, в центре которого находится окно-роза, свойственное романским храмам. Фасады здания богато декорированы следующими декоративными архитектурными элементами:

  • сложные карнизы;
  • килевидные кокошники;
  • аркатурные пояса;
  • фигурные фризы;
  • каменные фигурные оконные наличники.

Интересно: при советской власти Казанский собор был осквернён, его центральную главу снесли, а внутри разместили сначала кинотеатр, а затем складское помещение. Сегодня в главном монастырском храме проводятся реставрационные работы.

Андроникова церковь

Тёплый храм, освящённый в честь монастырской святыни — древней иконы Божией Матери Андроновской, построили на месте небольшой Боголюбской церкви, которая была основана в год утверждения вышневолочковской монашеской общины. Проект нового храма разработал московский архитектор Н. П. Марков.

Внешне собор представляет собой классический крестово-купольный храм, над центральной частью которого расположен восьмерик, увенчанный световым барабаном с луковичной главой. Идентичные главы на световых барабанах расположены на угловых частях шестистолпной трёхпредельной базилики.

К восточному фасаду примыкает полукруглая апсида. В главном западном притворе располагаются лестницы, ведущие на хоры и подвальное помещение, в котором располагается усыпальница основательниц храма — монахинь Досифеи и Макарии. Боковые фасады имеют трёхчастное деление с центральными ризалитами в виде ложных закомар.

Фасады здания украшены белыми лепными элементами в виде крестов, аркатурными поясами, фигурными карнизами и полукруглыми закомарами.

Сегодня внутри храма отсутствует иконостас, а алтарь находится на невысоком подъёме. Белоснежные стены украшают немногочисленные иконы, особое место среди которых занимает список с утерянного образа Божией Матери Андроновской.

Интересно: первоначально храм украшал деревянный резной иконостас, украшенный позолоченными деталями.

Ефремовская церковь в колокольне

В 80-е гг. позапрошлого века на средства супругов Ефрема и Неонилы Сивохиных была воздвигнута высокая трёхъярусная колокольня. Считается, что в разработке её проекта участвовал А. С. Каменский. В основании церкви стоит двухэтажный четверик, на втором этаже которого размещается церковь в честь небесных покровителей благотворителей — преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неолины.

На основу установлена конструкция, состоящая из четверика, на который установлен восьмерик, увенчанный шлемовидным куполом. Звонница занимает два верхних колокольных яруса. Как и главный монастырский храм, колокольню украшают тройные окна, фигурные карнизы, аркатурные пояса и ажурная балюстрада. В подклете храма располагается усыпальница благотворителей.

Малые храмы

Сегодня на территории монастыря располагаются следующие малые храмы:

  1. Надкладезная часовня возведена в конце XIX в. над колодцем со святым источником. Она представляет собой восьмиугольную ротонду с увеличенными подпружными арками, на которые опирается сферический купол с луковичной главой.
  2. Домовая церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери располагается над центральным входом на территорию монастыря. О её месторасположении говорит невысокий шатёр, увенчанный луковичной главкой, и одноимённая икона на фасаде здания.
  3. Часовня в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии построена после возрождения монашеской жизни в монастырских стенах в 1999 г. Она построена над могилой старосты блаженной Любушки, почившей в обители в 1997 г. В 2000 г. в этом храме была погребена старица схимонахиня Мария.
Читать еще:  Покровский храм в Саратове: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

Расписание богослужений

Церковные службы проводятся на территории монастыря два раза в день в 7 и 17 часов. В будние дни в них участвуют только насельницы, ведущие строгий быт в соответствии со строгим скитским уставом. В воскресные и праздничные дни к монастырским богослужениям допускаются миряне. В эти дни утренняя служба начинается в 6 утра.

Престольные праздники в обители отмечаются в следующие даты:

  • почитание иконы Казанской Божией Матери — 21 июля, 4 ноября;
  • почитание Андроновского образа Богоматери — 14 мая, 4 ноября;
  • поминовение святого преподобного Ефрема Сирина — 10 февраля;
  • поминовение мученицы Неолины — 10 ноября;
  • почитание иконы Божией Матери Боголюбская — 1 июля.

Общественная деятельность

Насельницы монастыря занимаются восстановлением обители и работают в иконописной мастерской. По предварительной договорённости возможно проведение паломнических экскурсий, в процессе которых монахини рассказывают об истории обители, её архитектуре и процессе восстановления. В обычные дни миряне не могут посетить территорию монастыря.

Как добраться

Казанский женский монастырь находится в городе Вышний Волочёк в районе Красный Городок на улице Свиридова. Доехать до обители от железнодорожного вокзала можно на маршрутном такси № 260.

Женская обитель в честь Казанской иконы Божией Матери — уникальное культовое место. Паломники едут сюда, чтобы поклониться старинным чудотворным иконам и могилам уважаемых монахинь-целительниц. Любители архитектуры приезжают любоваться произведениями известных московских мастеров Каменского и Маркова. Но независимо от цели визита в обитель, люди ощущают здесь покой и умиротворение, дарованные сенью Богородицы.

Православный женский монастырь Казанской иконы Божией Матери в г. Вышний Волочек

Российская глубинка хранит подчас настоящие шедевры архитектуры, пример тому – Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. На территории обители расположены несколько религиозных строений разнообразного устройства, не похожих друг на друга. Мирянам доступ в монашеские ворота открыт официально только по воскресеньям и праздникам, однако есть сведения о возможности посещения и в другие дни.

Оказавшимся в Тверской и Новгородской областях не следует жалеть времени, чтобы посетить Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Своеобразие и красота православных храмов здесь представлена удивительно разнообразными зданиями, ансамбль невиданный в поселениях столь малого масштаба. Здесь есть и скромные часовни с одним куполом, и пятиглавый собор, и собор с многоглавым завершением, и скромная домовая церковь.

Именно домовая церковь Боголюбской иконы Божьей Матери встретит входящих в калитку южных монастырских ворот, отделяющих территорию обители от городской улицы. Даже сами ворота достойны внимания за лаконичный орнамент, а прежде всего – за росписи на библейские сюжеты на опорных столбах. Православный крест на створке словно указывает на икону Богородицы над церковным входом, зажатым между корпусом настоятелей, бывшей больницей и пятиглавым собором.

Чем удивляет Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке

Упомянутый пятиглавый собор покажем ближе к концу обзора, проходная арка в домовой церкви выводит к центральному и самому необычному храму обители. Свое название собор иконы Божьей Матери Казанской, как и сам Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, обрел в честь утраченной старинной часовни, хранившей чудотворный список этого образа. Создавал здание известный архитектор Каминский, автор часовни Пантелеймона в столице. Здание храма столь своеобразно и привлекательно, что его следует осматривать с нескольких ракурсов.

Через узкий промежуток между настоятельским корпусом и соседним монастырским зданием собор виден лишь частично. Угадывается крестообразное основание строения, видны западный и южный портики, крупная ротонда под центральным куполом. Весьма представительно в плане использования декоративных элементов оформление фасада портика, доступного обзору. Арки, колонны, балюстрада и башенки с куполами на крыше с сочетании с монументальной ротондой выглядят впечатляюще. Запоминается облик простых зданий, стены которых содержат крупные изображения святых.

Казанский собор и часовня в память блаженной

Обзор и фотография Казанского собора с юго-восточного направления подтверждает наличие четырех порталов, идентичность их оформления. Однако это фото не вносит ясности по общему количеству куполов храма, больших и малых. Четко видны главный в центре, четыре среднего размера в местах соединения лучей креста контура. На фасадах порталов по две башенки с малыми куполами, а на удлиненном западном их четыре. Расшифровать значение 15 глав православного храма нам оказалось не под силу.

С выбранного направления осмотра видна часовня, которая украсила Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке намного позднее других строений, в 1999 году. Построена она над захоронением чтимой в этой местности блаженной Любушки Сусанинской, которая скончалась в обители в 1997 году. Освящена часовня в честь Веры, Надежды, Любови и их матери Софьи, известных персонажей православия. Левее собора и часовни виден трехъярусный храм, совмещенный с колокольней, размеры которого сильно уменьшены прямой перспективой фотографического изображения.

Церковь с колокольней

На самом деле это самое высокое из строений, украшающих Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Это хорошо видно на заглавной и заключительной фотографиях нашей публикации. Церковь преподобного Ефрема Сирина и Неонилы мученицы построена на средства их тезок Сивохиных, здесь же и похороненных. Автором постройки, предположительно, также является Каминский, судя по характерным деталям оформления.

Церковь-усыпальница имеет в основании четверик из 2-х этажей, на втором расположено молитвенное помещение. Много меньше четверик второго яруса, еще меньше верхний восьмигранник, оба они являются ярусами звонницы. Два перепада поперечного сечения оборудованы смотровыми площадками, огражденными балюстрадами, где есть возможность круговой прогулки. Рядом с церковью виднеется часовня, построенная над источником, или Надкладезная.

Боголюбский, или Андрониковский собор

Пятиглавый храм продолжительное время был местом пребывания бесценной реликвии, которую сохранял Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Почитаемая чудотворной икона Андрониковой (Боголюбской) Божьей Матери якобы была домашней святыней императора Византии Андроника Третьего Палеолога, правившего в XIII веке. Спасенная при борьбе Греции за независимость XIX века, реликвия была передана императору Николаю Первому и хранилась в Зимнем дворце и Троицком храме.

Переданная в 1877 голу в Казанский женский монастырь, икона удостоилась строительства отдельного храма. Фантазировать с изобретением названия не стали, именоваться новый собор стал в честь своего главного сокровища. Конструктивно Боголюбский (Андрониковский) собор предстает традиционным православным храмом, пять глав – символы Христа и евангелистов увенчаны световыми барабанами и позолоченными куполами. Алтарная апсида на востоке и вход с западной стороны, все как обычно.

Что характерно для многих строений, составляющих Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке, это украшение стен зданий крупными святыми образами. Это же наблюдается в именном соборе знаменитой иконы, не видно только ее изображения, как нет самой иконы внутри. Пережив революцию и гражданскую войну, уцелев в Великую Отечественную, древний святой образ был банально украден в 1984 году. Сейчас местонахождение иконы Анроника Палеолога неизвестно, остался лишь собор ее имени.

Интерьер обворованного собора

Насколько традиционен Андрониковский собор снаружи, столь же он внутри непривычен для православных, да и любых других посетителей. Архитектор Марков, для которого этот храм был далеко не дебютной постройкой, при внутреннем оформлении отошел от привычных образцов. Удивляет полное отсутствие алтарной преграды, нет ни привычного иконостаса, ни каких-либо решеток или балюстрад. Алтарное пространство лишь приподнято над уровнем пола храма, а алтарь находится на виду у прихожан.

Памятуя о древнейшем происхождении чудотворного образа, авторство которого приписывалось евангелисту Луке, зодчий обратился к интерьеру храмов раннего христианства. В подземных святилищах гонимых последователей христианского учения службы велись на гробницах погибших мучеников за веру, поднятых над поверхностью пола. Так же были устроены первые наземные храмы, отделять алтарь преградой стали позднее. В этом Боголюбский собор является уникальным случаем возврата к прошлому.

Уникальность внутреннего убранства Боголюбского (Андрониковского храма, неповторимый наружный облик Казанского собора, другие религиозные объекты делают Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке значимым во всей православной культуре России. Редко где встретишь подобное многообразие религиозной архитектуры, сконцентрированное на небольшой территории. Приводимая в заключение обзора высотная фотография позволяет наглядно убедиться в красоте и разнообразии сооружений, составляющих комплекс застройки этой обители.

На этой фотографии легко опознаются все названные ранее объекты, начиная от златоглавого храма в честь пропавшей иконы. Рядом виднеется арка домовой церкви, уже изнутри, и Настоятельский корпус. В центре – Казанский собор с темными куполами и часовня на могиле Любушки, правее церковь Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, перед ней – часовня над источником.

Даже приличная отдаленность населенного пункта от крупных магистралей и его провинциальная неустроенность не умаляют культурного и религиозного значения, какое имеет Казанский женский монастырь в Вышнем Волочке. Видится неоправданным, что такой уникум является только регионально значимым культурным объектом по официальной классификации. Отзывы согласных с высказанным мнением стали бы неким голосованием, способным повысить статус замечательного монастыря.

Вышневолоцкий Казанский женский монастырь.

Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 г. на средства благотворителей, при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина была приобретена для создания женской общины свободная земля площадью 80 на 60 сажен. 20 октября 1872 г. Казанская община (24 сестры) с больницей на 8 человек была утверждена Синодом.

Читать еще:  Владимирский собор в Киеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 г. на средства благотворителей, при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина была приобретена для создания женской общины свободная земля площадью 80 на 60 сажен. 20 октября 1872 г. Казанская община (24 сестры) с больницей на 8 человек была утверждена Синодом.
К тому времени здесь уже был построен двухэтажный корпус (низ каменный, верх деревянный), в котором устроили больницу, и три деревянных флигеля. В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. В конце 1870-х — 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, из которых крупнейшими были петербургский купец Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877 — 1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. 14 ноября 1881 г. община, в которой насчитывалось более 260 сестер, была преобразована в женский общежительный монастырь с возведением настоятельницы Досифеи в сан игумений (в миру А.В. Салтыкова. В это время здесь имелось 13 каменных и деревянных корпусов, в которых помимо келий размещались больница, иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. В начале 1880-х гг. часовню 1852 г., в которой находился местночтимый Казанский образ Богоматери, перестроили в загородную церковь монастыря. Рядом сохранялась деревянная часовня XVIII в. Над водным источником возвели сень. В 1883 — 1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни — А.С. Каминский. В 1885 г. в обитель была привезена из Петербурга древняя греческая Боголюбская икона, называемая иначе Андрониковой, которую Сивохин купил для Вышневолоцкого монастыря. В 1889 г. был завершён новый настоятельский корпус. Тогда же над монастырским колодцем была возведена часовня. В 1889 г. закончилось строительство нового больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона, освящённым в 1890 г. В 1897 — 1901 гг. по проекту московского архитектора Н.П. Маркова был сооружён тёплый собор Андрониковой иконы Божией Матери. Храм примкнул к сохраненному фрагменту старого больничного корпуса с воротами и звонницей. В конце XIX в. в монастыре выстроено 18 двухэтажных и 16 одноэтажных деревянных жилых и хозяйственных зданий и пять домов причта за пределами монастыря. В начале XX в. строился каменный корпус, включавший трапезную, гостиницу и странноприимный дом. Монастырское кладбище располагалось справа от собора. Ограда представляла собой деревянные прясла, укрепленные на каменных столбах. Внутри монастыря был разбит сад. На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало 600 сестер. Монастырь владел 505 десятинами земли. Работали живописная, вышивальная, швейная, башмачная и переплетная мастерские. Был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа. Монастырь основал три киновии: Спировскую, Кашаровскую и Пятница-Бор, имел подворье в Санкт-Петербурге. Вышневолоцкий монастырь посещали император Александр III с супругой, великие князья, неоднократно приезжал Иоанн Кронштадтский (канонизирован в 1990 г. В 1919 г. монастырю было разрешено создать сельскохозяйственную трудовую коммуну, однако к 1922 г. все здания и храмы были заняты подразделениями Тверской стрелковой дивизии. В советское время были снесены церковь и часовня за пределами монастыря, ограда, большинство деревянных корпусов. Снесены главы соборов, утрачено их внутреннее убранство. Монастырское кладбище превращено в плац, вырублен сад.

В 1991 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Тогда же начались реставрационные работы. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине городе Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась надкладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны.

Доступ посторонних лиц в монастырь ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. В монастыре скитской устав, монашеское правило, чтение неусыпающей Псалтири.

1) Соборная Казанская, однопрестольная, каменная, построена в 1882 г.
2) Теплая, устроенная во втором ярусе колокольни 1888 г., престол один Преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы.
3) Андронниковой Божией Матери храм, построен в 1901 г.
4) Домовая при больничном доме, построена в 1890 г., престол один Пророка Илии. (не сохранилась)
5) В Спировской Киновии, теплая, домовая однопрестольная, Успения Божией Матери, построена в 1878 г. (не сохранилась)
6) Близ домовой церкви деревянная Смоленской Божией Матери, построена в 1898 г. (не сохранилась)
7) В Кашаровской киновии деревянная домовая Святителя Николая, построена в 1885 г. (не сохранилась)

1) Веры, Надежды, Любови, г. В. Волочек, Красный городок
2) Надкладезная, г. В. Волочек, Красный городок

Колокольня с престолом Преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы, справа — гостиница (трапезная).

Церковь Андрониковой иконы Божией матери и Настоятельский корпус.

Надкладезная часовня, Собор Казанской иконы Божией Матери, Церковь Андрониковой иконы Божией Матери.

Собор Иконы Божией Матери Казанской. Перед храмом Часовня Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Колокольня Вышневолоцкого Казанского монастыря, в которой расположена церковь Ефрема Сирина и Неонилы Мученицы.

Вышний Волочек. Казанский монастырь

Казанский монастырь в Вышнем Волочке (Россия, Тверская область, г. Вышний Волочек, Красный городок)

Как добраться? На автомобиле из центра Вышнего Волочка нужно выбраться на его восточную окраину. Проедем 4-5 кварталов по ул. Сиверсова, которая удаляясь к периферии, переходит в ул. Володарского. Уже вскоре покажутся золотые купола обители, еще недавно занятой под хлебопекарное производство.

Начало обители положила скромная часовня, в которой находился список с Казанской иконы Божией Матери, привезенный вышневолоцкими купцами в XVI в. из Казани. Вскоре рядом с этим местом для строительства пустыни был приобретен земельный участок. Первыми строениями стали больница и три флигеля для сестер. Основное строительство развернулось в 1870—1880-х гг. Производство каменных работ финансировали два представителя купечаства Е.Н. Сивохин и Г.Г. Германов.
Казанский монастырь обладает сооружениями высокого художественного уровня, жемчужиной комплекса, его смысловым и художественным средоточием стал летний Казанский собор арх. А.С. Каминского (1877—1882).

Казанский монастырь в Вышнем Волочке

Храмы и постройки: Казанский собор, собор Андрониковой иконы Божией Матери, колокольня, настоятельский корпус, часовня, келейные корпуса, больничные корпуса, трапезная, гостиница

Крестообразная в плане постройка несет большую световую ротонду с главкой, окруженную 14-ю ажурными башенками и главками. Поражает богатое, но несколько дробное фасадное убранство, отразившее эклектичные веяния.
Другой собор, с посвящением иконе Андрониковой Божьей Матери — представитель «тоновского» направлении в архитектуре. В отличие от Казанского он обладает массивным объемом и крупно исполненным декором. Высотной доминантой служит хорошо спропорционированная колокольня, ранее стоявшая в линии ограды.
Сегодня монастырь возвращен РПЦ и является действующим.

Описание из С.В. Булгакова:

Казанский монастырь, общежительный, в городе Вышнем Волочке. Основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины. Здесь находится греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвовал ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь. Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской).
С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector