0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Содержание

Казанский женский монастырь в Рязани

Россия полна красивых и величественных церквей, но мало какой из них сравнится с Казанским женским монастырем, который является одним из самых старых на территории РФ. Он также известен под именем Явленский, потому что именно тут людям явилась чудотворная икона Божьей Матери Казанская.

Несмотря на долгие годы запустения и разрухи, обитель сегодня медленными шагами восстанавливается и возрождает свою просветительскую и духовную ценность для Рязани. Необыкновенный Казанский храм возвышается над городом и притягивает взгляды всех прохожих.

История обители

По документальным свидетельствам, монастырь в честь образа «Казанской» Божией Матери был основан в XVI веке и находился изначально рядом со Спасским монастырем. На его территории размещалась первоначальная деревянная церковь. Большой каменный храм был возведен в XVII веке при участии митрополита Авраамии. Обитель поддерживали государственным пособием в виде денег и хлеба до 1764 года, а в 1779 году было принято решение о его перемещении на современное место.

Стараниями игумений обитель процветала и росла. В 1861 году при поддержке неизвестных благодетелей тут была открыта больница для больных монахинь и всех нуждающихся в помощи. В 1863 году обитель переходит под управление игуменьи Евгении, которая смогла сделать невероятно много:

  1. Было открыто училище в 4 класса для девочек.
  2. Построен новый храм Казанский с приделами (сщмч. Харлампия и прп. Сергия Радонежского).
  3. Построена надвратная церковь святой Варвары.

За всю историю существования монастыря в нем хранились удивительные иконы, а некоторые из них были написаны господином Живаго. Помимо икон, в храмах хранилось множество золотой и серебряной утвари, священные сосуды, кресты и ковчеги. Монастырь имел множество покровителей и все они щедро жертвовали. Всего на территории располагалось 40 корпусов и среди них:

  • деревянный дом настоятельницы;
  • 6 каменных корпусов для монахинь;
  • помещение больницы и аптеки;
  • училище;
  • библиотека-читальня;
  • корпус по производству свечей;
  • пекарня;
  • хозяйственные постройки.

Вся территория была окружена каменным забором и имела две пары ворот — восточные (с церковью святой Варвары) и западные. Паломники могли остановиться за пределами обители, в специальном здании гостиницы. Монахини, помимо работы на территории, преподавания и производства свечей, возделывали огород в 2,5 га.

С началом революции все монахини были изгнаны, а все имущество реквизировано советской властью. Высокая каменная ограда пригодилась большевикам для удержания всех недовольных их руководством — правление города и жандармы тут ждали своего приговора. После завершения Гражданской войны здесь устроили клуб для воинов Красной Армии, все росписи и иконы были закрашены. Помимо клуба, за советское время тут устраивали колонию для беспризорников и швейный цех. Храм Варвары отдали под жилой дом, колокольню на нем снесли. Прочие здания были использованы под конторы, некрополь полностью разграблен и разорен.

Описание архитектуры

Изначально Казанская женская обитель занимала целый квартал по улице Фурманова и включала более 40 различных зданий, в том числе и две церкви. Сегодня монастырь только в процессе возрождения после разрушительных лет запустения во время СССР. Реставрация поможет не только восстановить разрушенные здания, но и вернуть их к максимально возможному первоначальному виду.

Казанский храм был выложен из камня по технологии сплошной кладки, без зазоров. Стены его были покрыты толстым слоем извести внутри и снаружи, а крыша — толстыми листами черного железа. Кровлю также покрасили специальными белилами на основе масла. На куполах стояли прорезные кресты, которые были покрыты сусальным золотом. Их основание было укреплено в таких же позолоченных яблоках-главах. С южной и северной стороны на здании были продолговатые окна, полукруглые сверху. Их украсили художественными коваными рисунками из стали.

Трапезная и алтарный зал были сделаны под мрамор — на их полах были выложены мраморными желтыми плитами. Своды были сделаны в виде куполов и из их центров книзу опускались на цепях паникадила. Сами стены и своды были украшены росписями святых сюжетов, но автор их неизвестен. По стилю написания (тонкая совмещенность церковных канонов и художественной живописи) росписи походят на работу мастера живописи Шумова, который проживал в Рязани в 1857 — 1904 годах.

Над алтарным сводом располагались три огромных иконостаса покрытых позолотой и богатыми украшениями. Главный из них имел три яруса и именно в нем была установлена чудотворная икона Богородицы «Казанская». Казанский храм отапливался с помощью духовой печи и поэтому богослужения в нем проводились круглый год.

Вторая церковь обители была надвратной и располагалась над западными воротами. Она была освящена в честь великомученицы Варвары в 1870 году. Именно в ней был вход в женский монастырь. Храм имел особенную архитектуру — он был совмещен с ярусом колокольни, который был квадратной формы. Венчала ее глава вместе с большим крестом, а колокольня имела 1- колоколов. Эта церковь была неотапливаемая и служения тут совершались лишь в теплое время года.

После разграбления храм был отдан советской властью под простой жилой дом, таким он остается до сих пор.

Деятельность прихода

Сегодня обитель находится под управлением игуменьи Анны (Сычуговой). Тут ежедневно проходят богослужения по установленному расписанию:

  • утренняя служба в 7 утра в будние дни, и в 8 утра в праздничные;
  • вечерня в 5 часов вечера;
  • лития по усопшим ежедневно в 6.40 утра;
  • по воскресным праздникам также проходит водосвятный молебен в 9 утра.

На заметку! Помимо богослужений, с 2007 года на территории обители действует и Рязанское женское епархиальное духовное училище. Оно стало продолжением и преобразованием ранее действующей школы регентов-псаломщиков.

Сегодня в училище может поступить любая девушка по желанию и по окончании получить соответствующий диплом. В обители выпускается периодическое издание «Вестник Казанской обители» и действует воскресная школа для взрослых и детей.

Святыни и престольные праздники

Паломники могут приезжать в монастырь в любой день, но особенно рекомендуется посетить святые места в дни первопрестольных праздников:

  • явление образа «Казанской Божьей Матери» — 21 июля и 4 ноября;
  • день памяти влм. Варвара — 21 декабря;
  • день памяти свмч. Харлампия — 23 февраля;
  • обретение мощей прп. Сергия Радонежского — 18 июля.

Но даже в будние, непраздничные дни можно поклонится и посмотреть на святыни Казанского монастыря:

  • чудотворная икона Богоматери «Казанская»;
  • икона святых Петра и Февронии;
  • образ Богородицы «Скоропослушница»;
  • ковчеги с мощами святых Симона Кананита и Анны Срезневской.

Как добраться

Работает монастырь с 8 утра каждый день и до 5 вечера, а располагается по адресу город Рязань, ул. Фурманова, здание 56. Территория обители находится недалеко от площади Свободы и одноименной остановки, поэтому добраться к ней просто:

  • троллейбусом № 10 и № 3;
  • автобусом № 18.

Рязанский Казанский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери был основан в XVI веке и располагался недалеко от Спасского монастыря, к югу. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, построена каменная Казанская церковь, на месте или около существовавшей здесь деревянной.

До секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь пользовался хлебным и денежным пособием.

По новому архитектурному плану города, утвержденному в 1779 году, предлагалось перенести Казанскую обитель в другое место.

Наместник, глава Рязанского наместнического управления, генерал-поручик Кречетников М.Н. в марте 1781 года настаивал на переселении и указал новое место в Ямской слободе, у церкви святителя Николая. От Наместнического управления на переселение выделялась необходимая сумма — 31 рубль. Но перевод обители состоялся только в 1786 году. Игуменья Евгения с сестрами, при поддержке епископа Симона (Лагова), добились перенесения обители не в Ямскую слободу, а к Вознесенской церкви. Ктитором этой церкви был купец Игнатьев, давший согласие на размещение монастыря. Вскоре в Вознесенской церкви устроены были приделы в честь Казанской Божией Матери и священномученика Харлампия.

При игуменье Екатерине в 1861 году в монастыре учреждается община и при ней больница. Учредители ее, по христианской скромности, отказались назвать свои имена. Известно только, что это супружеская чета, проживавшая в Москве. Муж имел рязанские корни, занимался торговлей.
Община и больница создавались благотворителями с заботой о старых и немощных сестрах, которые уже не могли трудиться и требовали призора, ухода.
С 1863 года настоятельницей Казанского монастыря становится Евгения (вторая), усилиями и стараниями которой монастырь засиял заново. Так, на средства Сергия Живаго в 1868 году открыта была больница и четырехклассное училище для девочек, стали выделятся деньги на содержание их по завещанию рязанским Банком Живаго.

На месте обветшавшей Вознесенской церкви построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Освящение проводил архиепископ Алексий (Ржаницын) 16 августа 1870 года. Храм был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и других благотворителей. Собор представлял собой одноглавый четверик с трапезной, которую увенчивает вторая глава аналогичная первой. В храме было три иконостаса. Все они трёхъярусные, с деревянной резьбой и позолотой. Святые иконы были необычайно богато украшены.

Особенно выделялась храмовая чудотворная икона Казанской Божией Матери, установленная в главном иконостасе. Оплечье и венцы были сделаны из позолоченного серебра; убрус (платок) и риза Богоматери с Предвечным младенцем — шитье жемчугом; на убрусе и ризе две звезды из бриллиантов, алмазов, аметистов, бирюзы; корона украшена топазами и аметистами. Количество драгоценных камней — 506. На иконе серебряная риза, серебра на которую пошло 3,5 кг. Икона вложена в бронзовую позолоченную киоту. Вокруг на деке изображены чудеса от Казанской иконы.

В Казанском монастыре была, икона «Живоначальной Троицы» в серебряной ризе с позолоченными венцами. На ризе надпись : «Сия риза приложена надворным советником и кавалером Федором Никифоровичем Стерлиговым по сделанному ему завещанию, от иждивения из дворян девицы Анастасии Ивановны Трескиной, которой тело погребено в Явленском монастыре близ алтаря настоящего храма на правой стороне 1 апреля 1818 г.»

Другая икона, святителя Николая, хранила имя мастера на серебряной ризе: «1837 г. 4 декабря, мастер Петр Терентьевич Сапогов».

Некоторые иконы в этом храме написаны профессором Академии художеств господином Живаго.

Вторая церковь в монастыре — надвратная над святыми (западными) вратами была основана в честь великомученицы Варвары, построена в 1870 году и освящена 7 октября. Над церковью возвышалась одноярусная колокольня постройки 1872 года. Церковь малых размеров, холодная. Служба велась в ней только летом. На колокольне было 10 колоколов, изготовленных по прямому заказу только для Казанской обители. Это именные колокола: большой воскресный и праздничный, полиелейный, будничный и остальные, безымянные.

Читать еще:  Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

На большом воскресном и праздничном колоколе было изображение храмовых святых и надпись: «По благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского, попечением игуменьи Евгении, вылит сей колокол во славу Божию, в Рязанский Казанский Явленский монастырь 31 января 1875 года в Москве, на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 14 пудов 30 фунтов».

Полиелейный колокол также имел изображения храмовых святых и надпись: «Во славу Божию вылит сей колокол во град Рязань, в святую Казанскую Явленскую девичью обитель на пожертвования благотворителей, при настоятельнице оной игуменьи Екатерине, по благословению Рязанского архиепископа Гавриила в 1851 г. 10 мая, в Москве на заводе почетного гражданина Димитрия Николаевича Самгина. Весу 211 пудов 35 фунтов».
Будничный колокол, весом 39 пудов, еще два по 18 и 13 пудов, а об остальных пяти ничего не известно.
Из церковной утвари наиболее ценны были священные сосуды, напрестольные кресты, ковчеги. Большей частью — это серебряные изделия весом от одного до четырех килограмм, с позолотой. Среди дарителей столь дорогих предметов значились имена Почетного гражданина Москвы С.А. Живаго и некоего Павла Александровича Кудряшова.

  • деревянное здание для настоятельницы;
  • шесть каменных зданий для сестер;
  • здание общины с больницей и аптекой;
  • здание четырехклассного училища для девочек;
  • библиотека-читальня;
  • свечное производство;
  • пекарня;
  • хозяйственные постройки (баня, погреба, амбар, ледник).

Библиотека монастыря получала периодические издания (журналы): «Православное обозрение», «Душеполезное чтение», «Странник», «Домашняя беседа» и другие.

Обитель была обнесена Каменной оградой с двумя воротами — восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды с южной стороны. Огород, недалеко от обители, занимал 2,5 гектара.

Капитал обители на начало XX века составлял 94729 рублей, процент с которого шел на жалованье игуменье, казначею, монахиням и причту. В причте монастыря положены два священника и два псаломщика.

При обители находилось кладбище, где хоронили на только монахинь, но и известных своими заслугами горожан.

После революции монахини были изгнаны. Девичий монастырь, все его ценности реквизированы советской властью. Территория монастыря с высокой каменной оградой идеально подошла большевикам для заключения первых жертв революции. Среди арестованных: рязанский губернатор Кисель-Загорянский, городской голова И. Антонов, около 150 жандармов, другие уважаемые люди — ждали приговоров ревтрибунала.

Позже в Казанском храме устроен был красноармейский клуб. Святые росписи на стенах храма замалевали революционными картинками. Размещалась колония беспризорников в стенах монастыря и прочее. Наконец, организовано было швейное производство военной амуниции на «фабрике №1».
От бывшего монастырского комплекса был частично сохранен Казанский собор, в здании которого с 1924 до 2006 года размещался Рязанский областной архив.
Надвратная церковь великомученицы Варвары со снесенной колокольней приспособлена под жилой дом. Также около десяти других сохранившихся запущенных зданий использовались под жилье и конторы. Некрополь был полностью разорен. Лишь на углу Затинной и Вознесенской улиц сохранились башня и фрагмент монастырской стены

Только в 2006 году Казанский женский монастырь был возвращен Рязанской епархии.

В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Любовь (Бойкова).

6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе.

7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божественная литургия.

20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.

В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное Училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 23 июня 2008 года настоятельницей Казанского женского монастыря была назначена монахиня Анна (Сычугова). 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы.

17 декабря 2009 года состоялась передача в пользование Рязанской Епархии келейного корпуса монастыря. В 2010 году — окончены работы по воссозданию Некрополя монастыря.

Казанский монастырь Рязани: прошлое и настоящее

Монастыри соратники человечества в борьбе за духовные устои, отеческие традиции и чистоту веры. На Руси они вместе с народом переживали смутные времена, захватнические войны, эпидемии страшных болезней. Люди всегда шли в обители за утешением и помощью, молясь у чудотворных икон Спасителя, Божьей Матери и святых. Когда заканчивались беды и наступало мирное, спокойное время, монастыри расцветали вместе с государством, принося плоды благочестия на земле политой слезами любви и благодарности Богу.

В 16 столетии на территории древнего Рязанского кремля, представлявшего из себя холм, окруженный тремя реками и высоким насыпным валом, согласно историческим документам находилось три монастыря — два мужских и один женский. Точная дата основания одного из них — Казанского Явленского девичьего монастыря — неизвестна, а вот его название говорит о том, что обитель возникла на месте явления Казанской иконы, которая бережно хранилась в ее стенах и почиталась как чудотворная.

Посетив сегодня кремль современной Рязани, трудно представить как на его территории помещалось, кроме Архиерейского дома, еще несколько приходских церквей и монастырей. Казанская женская обитель, действительно, была невелика. По описи 1780 года в ней числилась одна церковь, игуменские покои и 15 келий монахинь и трудниц. Занимал монастырь, в переводе на современные единицы измерения, всего 0,5 гектара. Все строения, кроме храма, были деревянные, включая ограду.

С 1782 года Рязань стала перестраиваться по новому плану. И так как Явленский монастырь находился у стен Архиерейского дома и Спасской обители, а его деревянные кельи были «худы по строению», он представляли большую угрозу при пожарах, Рязанское наместническое правление предложило перенести монастырь в более удобное место. Правящий тогда архиерей епископ Симон (Лагов) выбрал для него усадьбу в Нижнем посаде города у неосвященного еще тогда Вознесенского храма. Земли были уступлены монастырю его ктитором купцом Игнатьевым.

Исторические документы говорят о том, что монахиням не очень хотелось переезжать на новое место. Они даже писали жалобы в епархиальное управление, но епископ Симон не отказался от своего решения, он видел далеко вперед. Владыка понимал, что более обширная территория даст новый виток истории обители и значительно преобразит ее жизнь. В 1788 году произошло освящение церкви. И по случаю перенесение к ее стенам Явленского монастыря, освящена она была в честь Казанской иконы божьей Матери, а не в честь Вознесения Господня, как предполагалось, хотя чтение праздничных тропарей свершалось так, как будто церковь была освящена во имя двух праздников.

Свое почетное место в храме занял чудотворный Казанский образ. К сожалению, описание истории иконы было утеряно во второй половине 18 века. Сохранилось только несколько более поздних фактов о чудотворениях от святыни. В Государственном архиве Рязанской области имеется «Дело об исцелившейся от слепоты Рязанского уезда села Казари Государственной крестьянки Евдокии Ивановой». В деле 1845 года были собраны документы, не только рассказывающие об исцелении женщины от глазной болезни, но и отображающие процесс расследования события духовными властями. После сбора всех фактов выяснилось, что чудо исцеления действительно произошло. Это было подтверждено крестьянами, знавшими о болезни женщины, благочинным округа, а также уездным врачом.

В 1849 году архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков) познакомился еще с одним удивительным случаем исцеления, происшедшего от иконы. Крестьянин Раненбургского уезда Порфирий Никитин в 30 лет получил страшную болезнь и не мог ходить, а только ползал. В течение шести недель он молился перед иконой Божией Матери Казанского девичьего монастыря и мощами святителя Василия Рязанского. В отчете об исцелении записано: «…когда диакон стал окроплять согбенные ноги его святою водою, то в них произошло необыкновенное и сильное сотрясение, согбенность их ослабла и исправилась … он в тоже время мог, хотя нетвердо, стоять на ногах своих крепко и при помощи других дошел до квартиры». В конце отчета владыка сделал приписку, что событие это действительно имело место, так как подтверждено многими очевидцами.

Шло время, монастырь расцветал на новом месте. С каждым годом все больше паломников стекалось к стенам его храма. К шестидесятым годам 19 века Казанская церковь стала тесна для молящихся. К тому же еще и обветшала, своды в нескольких местах дали трещины. В обители встал вопрос о постройке нового храма, вернее о перестройке старого. Предстояло в трапезной части разобрать все столбы и своды, которые ограничивали пространство, сломать колокольню и построить ее заново над малой церковью в воротах, поднять стены и расширить фундамент. Вновь назначенная игуменья Евгения с энтузиазмом взялась за это нелегкое дело.

Судьба молодой настоятельницы стоит отдельного рассказа. Евдокия Таптыкова (так звали матушку в миру) была представительницей древнего дворянского рода. В свое время она считалась одной из самых завидных невест с богатым приданным. К тому же была красива, хорошо воспитана и блестяще образованна. Но, закончив Санкт-Петербургский институт благородных девиц, в 1851 году в возрасте 25 лет ушла в Казанский монастырь. Что заставило молодую дворянку так круто поменять жизнь, навсегда, наверное, останется тайной. Через два года послушница была облечена в рясофор, а спустя девять лет пострижена в монашество с именем Евгения. И вскоре стала матерью-настоятельницей для своих сестер во Христе, к чему она приступила с огромной мерой ответственности, любви и заботы.

Энергичная и деятельная игуменья приступила к сбору средств на строительство нового храма, ведь монастырская казна была весьма скудна. Она обратилась к тем, кого и сегодня называют неустаревающим и таким понятным словом как благотворители. Сама внесла немалую по тем временам сумму в 3000 рублей серебром. В разные концы губернии ею были посланы послушницы для сбора подаяний. В 1868 году приступили к разбору старого храма, а спустя два года на его месте была воздвигнута новая церковь, которая стала украшением города. Удивительно, что белой краской были покрашены не только стены, но и кровля. Это придавало строению необычный вид и навевало ощущение чистоты и целомудрия.

Красотой и изяществом поражало и внутреннее убранство. Рязанские епархиальные ведомости писали: «Все внутреннее украшение храма, отличающегося строгою величественностью и изяществом, любителя благолепия святыни христианской, не может не привести в полное восхищение». Стены новой церкви были украшены «живописным письмом по маслу», пол выложен плитами желтого подольского мрамора, отапливался храм новшеством того времени — печами Амосова. Располагались они в подвале здания, а разогретый ими воздух поднимался по трубам вверх. За левым клиросом находилась главная святыня обители — чудотворная Казанская икона. Любовь и почитание образа народом выражалось в его благоукрашении. Ризы Божьей Матери и Младенца были серебряные, венцы позолоченные, убрус украшен жемчугом и каменьями. К сожалению, в наши дни местонахождение чудотворного образа неизвестно.

Казанский монастырь был для города настоящим духовным центром, который затрагивал многие стороны социальной жизни общества. При монастыре располагались библиотека-читальня, аптека и больница. Обитель оказывала помощь старикам и детям-сиротам. В ней была устроена община для престарелых и бедных сестер, бесплатная столовая для учеников церковно-приходских школ, организованна помощь нищим и убогим. А в 1869 году при монастыре открылось двухклассное училище для бедных девиц купеческого и мещанского сословия.

Читать еще:  Храм Григория Неокесарийского: история и адрес, описание, святыни

В годы войн и испытаний для Отечества монастырь тоже не оставался в стороне. Так в 1904 году, когда началась русско-японская война, обитель принимала раненых, собирала «платье и обувь» для солдат, передавала средства в пользу Красного Креста. В те годы некоторые монахини проходили обучение на сестер милосердия. В Первую Мировую войну в монастыре был развернут лазарет, в котором проходили послушание насельницы-фельдшерицы и послушницы, которые им помогали.

Казанский монастырь. Современный вид

К 1917 году первоклассный Казанский женский монастырь был, если можно так сказать, на вершине своего расцвета. Два белых храма (Казанский и Варваринский надвратный), окруженные, как берегами, зеленью садов, словно лебеди плыли над Нижним посадом. Стройная и изящная колокольня, которую в народе за белоснежный цвет называли невестой, созывала людей на службу перезвоном своих колоколов… И вот, как будто в одно мгновение, стрелки часов счастливой, благополучной жизни повернули вспять и страна замерла в преддверии надвигающейся беды.

Два года новые власти третировали обитель. Сначала осторожно, потихоньку, обирая ее и утверждая свои законы, а в 1919 году решили больше не церемонится. Развелось, по их мнению, слишком много «нетрудового элемента», все тюрьмы забиты. А тут, такое подходящее место для заключенных: высокие стены, крепкие двери, кельи — готовые бараки. Осталось только разогнать монахинь, и лагерь для провинившихся перед большевиками готов. Насельницы были изгнаны из монастыря. Часть из них уехала в свои родные села, а часть осталась в Рязани. Некоторым посчастливилось найти кров рядом с любимой обителью.

Лагерь просуществовал три года. За это время обитель сильно изменилась. Потускнели некогда белоснежные стены храмов, низвергнуты были золоченые кресты, замолчала колокольня. Там, где жили заключенные, царствовали грязь и антисанитария. Среди них были люди разных сословий: дворяне, мещане, купцы, и даже крестьяне. Много было священников и офицеров Белой армии. Голодных, оборванных, каждое утро их выгоняли строем на работу. Обедом для этих людей служила баланда с картофельными очистками, вечером выдавалось по куску хлеба с кружкой кипятка.

Но, когда, казалось, что этот ужас закончился и лагерь был расформирован, начались еще более худшие времена для обители. Монастырские стены разобрали на кирпич, сад пошел на дрова, сгорел дом игуменьи, разорили и остальные строения. Казанский собор был изуродован внешне и внутри. Одно время там даже работал красноармейский клуб. На месте алтаря устроили сцену. Настенную живопись замалевали пропагандистскими картинками. Это был молотобоец, разбивающий оковы, и красноармеец, убивающий копьем гидру империализма.

Спас церковь от полного разрушения известный рязанский краевед и архивист Степан Дмитриевич Яхонтов. Назначенный директором Губернского архива, он предложил властям использовать монастырский храм в качестве хранилища документов и получил согласие. Степан Дмитриевич, как глубоко верующий человек, близко принимал к сердцу разорение обители. Когда к нему приходили монахини и в их глазах он видел надежду на то, что все в ближайшее время может вернуться, он понимал, что вернуться может не скоро.

Сестры монастыря. В центре игуменья Анна (Сычугова)

Более восьмидесяти лет в стенах Казанского собора просуществовал Рязанский Областной архив. На протяжении многих лет храм стоял неотапливаемый. От холода и сырости страдал не только он сам. Покрывались плесенью и гибли ценные исторические документы, а людям, работающим там, приходилось греться у небольшой железной печурки, которую топили дровами. Но архив, в действительности, помог сохранить здание. За эти годы сотрудники стали свидетелями многих необъяснимых вещей. На одной из стен, где раньше была роспись, из под густого слоя побелки проявлялся лик Христа. Рабочие белили стену заново, но, через какое-то время, все повторялось вновь. По словам директора архива, многие из работников тогда пришли к вере.

Но, все же, наступило то время, о котором мечтали бывшие насельницы монастыря в начале, теперь уже такого далекого, 20 столетия. Усилиями заинтересованных людей было найдено помещение для архива и в декабре 2005 года здание Казанского храма было передано Рязанской епархии. А через год Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении обители. На то время Казанский собор находился в плачевном состоянии, территория монастыря представляла из себя заброшенный пустырь, а все оставшиеся постройки обители были заселены людьми. Невероятными усилиями обитель начала восстанавливаться. И сказать сегодня, что за прошедшие годы сделано многое, это ничего не сказать.

Служба в Казанском соборе

Прошло всего пятнадцать лет со дня начала новой жизни, всего один маленький миг в многовековой истории монастыря. И пока воссоздана лишь малая толика от былого величия. Немногочисленно сегодня и число сестер. Можно лишь удивляться, как им удается преодолевать все трудности, и с терпением и смирением идти по выбранному пути. Да, многого уже не вернуть, но в наследство современным насельницам осталось главное — это непрерывная молитва, которая возносилась в монастыре столетиями и даже в самые страшные годы творилась ее изгнанными монахинями. И сегодня этот нескончаемый поток веры и силы духа низвергается на это святое место, соединяя его с небом.

Казанский монастырь в Рязани

Автобусост. «Площадь Свободы», № 18, 23, 107, 108, 110, 111а, 120, 128, 135, 149, 156.
Троллейбусост. «Площадь Свободы», № 3, 7, 10.
Маршрутное таксиост. «Площадь Свободы», № 41, 55, 62, 65, 66, 75, 99.

Казанский женский монастырь основан в Рязанском кремле в XVI веке. Место было выбрано не случайно: считается, что здесь явилась чудотворная икона Божией Матери Казанской, в честь которой и освятили построенный монастырь.

На современное место (между нынешними улицами Фурманова и Затинной) Казанская обитель перенесена в 1768 году, обосновалась при Вознесенской церкви.

На протяжении XIX века обитель развивалась, обзавелась больницей и училищем. Обветшавшую Вознесенскую церковь заменил Казанский собор, освященный в 1870 году. Тогда же были возведены и освящены церковь Варвары Великомученицы и колокольня. К 1972 году на территории обители, ставшей монастырем первого класса, находилось и использовалось насельницами порядка 40 служебных зданий, среди которых имелись в том числе библиотека и своя пекарня. Территория была окружена каменной оградой, включала также кладбище.

Вскоре после революции 1917 года обитель была разорена и ликвидирована. В стенах некогда процветавшего монастыря разместился концлагерь, позднее в храме обосновался клуб красноармейцев. В следующие годы историческом комплексе монастыря базировалась колония для беспризорников, пошив одежды для военных. В первые советские годы почти полностью разобраны стены и башни монастыря, разрушен некрополь, церковь Варвары отдана под жилье, а прочие храмовые и хозяйственные постройки стояли заброшенными и быстро ветшали. Историческое здание Казанского собора спасло только размещение в нем архива по просьбе историка С. Д. Яхонтова.

Рязанской епархии комплекс монастыря возвращен в конце 2005 года, и первое богослужение в возрожденном соборном храме состоялось почти год спустя.

Купольный крест монастыря освящен 20 июля 2007 года. С октября 2007 года работает монастырское женское училище.

В монастыре хранится несколько почитаемых православных святынь, в том числе чудесно явленная Чудотворная Казанская икона Божией Матери, частицы мощей Симона Кананита, Любови Рязанской, Петра и Февронии Муромских.

Сейчас в храме регулярно проводятся богослужения — дважды в день в будни и по субботам, трижды — в воскресенье и церковные праздничные дни.

Как добраться до Казанского монастыря в Рязани

Доехать до Казанского монастыря в Рязани получится на автобусах, троллейбусах и маршрутках до остановки «Площадь Свободы», затем менее 400 метров пешком до краснокирпичного монастыря (основной вход — со стороны улицы Затинной).

Пешком недалеко и от Рязанского кремля — чуть больше километра. Совсем близко и от Приокского автовокзала (тем, кто едет в монастырь издалека) — полтора квартала или 500 метров пути.

Монастырь на панорамах Google Maps (вид с Затинной улицы)

Видео о Казанском монастыре в Рязани

Казанский женский монастырь в городе Рязань: история и описание

Там, где Лыбедь и Трубеж соединяют свои воды воедино, расположился Рязанский кремль и Казанский женский монастырь. Как гласит предание, именно в этом благословенном месте состоялось явление чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.

  1. История монастыря
  2. Дореволюционная история
  3. Закрытие монастыря
  4. Новомученицы Ольга и Евдокия
  5. Возрождение
  6. Святыни монастыря
  7. Адрес и как добраться

История монастыря

Такие места притягивают к себе огромное количество значимых событий. Данная обитель не стала исключением, хоть и хотелось ее жительницам лишь покоя.

Дореволюционная история

Обитель для женщин, ищущих покоя и возможности служения Господу Богу, основана на холме, омываемом двумя реками, в 16-м столетии. Примерно через 2 столетия им пришлось сменить свое место жительства. В 1786 году монастырь перенесли поближе к въезду в городские ворота Рязани со стороны Владимирского гужевого тракта, где на территории современной улицы Затинной уже возвышалась Вознесенская церковь. Здесь он и остается поныне.

В самом монастыре много раз происходили изменения. Некоторые из них активно влияли не только на внешний вид монастыря, но и на суть служения послушниц.

Одной из таких перемен в работе обители стало формирование общины и больничного крыла. Целью данного новшества стала защита старых и немощных сестер. Именно так в 1861 г игуменья Екатерина позаботилась о тех, кто уже не мог этого делать самостоятельно.

Через 2 года монастырскими делами стала заведовать новая игуменья, Евгения. Она не оставила обитель без поддержки и защиты, вдохнув в нее новую жизнь. В период правления в этом маленьком закрытом мирке монастырь вновь обрел свое сияние.

Игуменья была женщиной, которая умела смотреть в будущее. В 1868 году, получив помощь от известного в то время банкира, занимающегося меценатством, Сергея Афанасьевича Живаго, она создала небольшое училище для девочек. Четыре класса обучения давали им основы большинства необходимых на то время знаний, при этом стали одним из основных очагов образования в данной местности.

Обветшавшую Вознесенскую церковь заменили на новый соборный храм, именованный в честь иконы Казанской Божьей Матери, имеющий приделы священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Создано это великолепие было с помощью финансирования проекта Никанором Петровичем Суворовым и других жителей губернии, желающих помочь монахиням в их обустройстве. Освящение нового собора было произведено архиепископом Алексием (Ржаницыным) 16 августа 1870.

На этом изменения в монастыре не остановились. Еще до конца этого же года территория обогатилась надвратной церковью, именованной в честь великомученицы Варвары. Верхнюю часть строения украсила колокольня.

Монастырь рос и развивался неуклонно. Послушницы служили Богу и людям, принимали в свои ряды всех желающих утешения в Божьем Слове. Уже в 1872 году обитель была признана первоклассной. Территория включала в себя не только вышеназванные храмы, церкви, но и еще 40 зданий, которые использовались для разных нужд. Кроме хозяйственных построек, здесь были:

  • библиотека-читальня;
  • завод по изготовлению церковных свечей;
  • пекарня.

На территории расположилось также и кладбище. Хоронить тут разрешалось не только усопших служительниц, но и горожан, которые имели особые заслуги перед людьми и церковью.

Как и любой другой монастырь, обитель окружала изготовленная из гранитных камней ограда, для прохода в которую были сооружены крепкие ворота в двух местах: одни смотрели на восток, другие – на запад. Гостям, посещающим монастырь на праздники, жить в пустых монашеских кельях необходимости не было. Они могли воспользоваться специальной монастырской гостиницей, расположенной неподалеку.

Читать еще:  Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле: история и адрес, описание, архитектура

Часть продуктов питания, используемых монахинями в ежедневном рационе, послушницы выращивали сами. Для этого у них имелся свой огород, раскинувшийся на 2,5 гектара за территорией монастырского двора.

Количество послушниц и монахинь в обители регулярно менялось. В разные годы их было то больше, то меньше. К концу 1917 года здесь насчитывалось около 400 посвятивших себя Богу женщин.

Закрытие монастыря

Когда пришла революция, многим монастырям пришлось закрыться. Не миновала беда и Рязанскую обитель. 1917 год стал началом разорения благого места. К 1919 году монастырь в Рязани ликвидировали, монахинь изгнали, а все ценное, что смогли найти, реквизировали для новой власти. Теперь место для служения Богу превратилось в концентрационный лагерь для «врагов народа» и первых жертв нового режима. Высокая каменная ограда, которая давала ощущение защищенности многим девушкам и женщинам, бежавшим к Богу от несправедливости мира, изменила свое предназначение. На этот период она стала символом тоски и ненависти тех, кого привозили сюда для принудительных работ. Некоторые здания, которые были получше, заняли комендант лагеря и сотрудники системы. Другие стали жильем для охраны.

В таком качестве монастырь воспринимался тоже не очень долго, всего лишь до 1923 года. Именно в этот период (20 февраля) лагерь расформировали, при этом изменили направление деятельности в монастыре. Теперь тут обосновался красноармейский клуб. Великолепные картины, росписи на стенах были закрашены. Их заменили низкопробными картинками большевистского направления с соответствующими лозунгами. Потом сюда привезли беспризорников. Чтобы данное предприятие было не совсем убыточным, детей заставили шить обмундирование для военных, назвав все это дело швейным цехом.

Башни и стены монастыря в Рязани были подвержены вандализму. Камни из кладки вынимали «на нужды горсовхоза». С тех пор до наших дней дожили лишь одна башня и отрезок стены, расположенной на углу улиц Затинная и Вознесенская. Некоторые здания перешли в статус жилых домов. Они были отданы под квартиры (в том числе и надвратная церковь). Со временем эти территории были подвержены перестройкам и приватизации.

Некрополь монастыря, где покоились многие известные рязанцы (граф М.Д. Бутурлин, губернатор П.С. Кожин и другие) подвергся разграблению и разрушению.

Строения на территории монастыря также стали местом, где расположился губернский рязанский архив, переехав сюда в 1924 году.

Новомученицы Ольга и Евдокия

Монастырь стал местом, которое смогло помочь душам многих людей очиститься и достичь многих высот. Некоторые из женщин, выросших здесь, пострадали за веру, став мученицами нового поколения.

На протяжении 10 лет в Казанском женском монастыре проживала Архипова Евдокия Сергеевна, которая была послушницей Евдокией. Здесь же 12 лет провела послушница Ольга, в миру именуемая Жильцовой Ольгой Георгиевной. Когда монастырь подвергся разорению, эти две чистые души отправились домой, в село Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии. Здесь они не отреклись от веры, а продолжали молиться и нести службу. Послушница Евдокия при этом была избрана старостой Пятницкой церкви, расположенной на территории села. Но недолго они смогли радоваться жизни и возносить славу Господу в тихой глуши под Рязанью.

1938 год стал для послушниц Рязани последним. Февральским днем они были арестованы по доносу одного из местных жителей. Им было предъявлено обвинение в конспиративном совещании, подкрепленное двумя лжесвидетельствами. Девушек не стали слушать, при этом никакие слова не повлияли на суровую тройку НКВД, вынесшую им приговор 8 марта. Так, 14 марта на полигоне Бутово в том же году оборвались жизни послушниц под звуки расстрела.

Когда пришло время реабилитаций в 1950-х годах, дело послушниц подняли и пересмотрели. 27 июля 1957 года их имена были реабилитированы.

30 июля 2003 года Священный Синод определил послушниц Евдокию и Ольгу в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Их день памяти приходится на 14 марта и на четвертую субботу после Пасхи, когда проводится праздник Собора Бутовских новомучеников.

Возрождение

Все плохое когда-то заканчивается. Это также показала и история Казанского собора монастыря Рязанской Епархии. Здания, которые раньше принадлежали обители, снова вернулись к служению Богу 16 декабря 2005 года.

4 ноября 2006 года люди имели возможность впервые собраться на проведение первого молебна в Казанском соборе перед иконой Божьей Матери «Казанская».

Не отложил монастырь и просветительскую деятельность. На его территории в 2007 году было открыто Рязанское епархиальное духовное училище для девушек, которое преобразовалось из Школы регентов-псаломщиков при Рязанской православной духовной семинарии.

Решением Священного Синода настоятельницей Казанского женского монастыря была назначена монахиня Анна, в миру носящая фамилию Сычугова.

Современные архитекторы постарались восстановить ту славу и красоту монастыря, которая была потеряна за годы разрухи. Но многое осталось еще с тех лет. Здесь можно наткнуться на надгробия, установленные в местах, где покоятся наиболее значимые деятели обители. Старинные здания по возможности восстановлены, с каждым годом проводятся новые работы.

Люди не оставили обитель в одиночестве. Все новые послушницы приходят сюда, укрываясь от мира. Те, кто имеет возможность, помогают финансово. Пройдет совсем немного времени, и Казанский монастырь для женщин снова станет жемчужиной России, сияющей не только внешней красотой, но и душевным наполнением, качеством душ, посещающих это место.

Святыни монастыря

Обитель снова становится богатым на духовные сокровища. Здесь собраны особые святыни, поклониться которым приезжает огромное количество паломников. К ним относятся:

  • чудотворная икона Казанская Богоматери
  • Икона в честь Петра и Февронии
  • Икона Скоропослушница
  • Ковчеги с мощами святого апостола Симона Кананита и Анны Срезневской

Каждая из этих святынь имеет свою историю, свою силу.

Адрес и как добраться

Для тех, кто желает поклониться святыням Казанского женского монастыря Рязанской епархии, существует возможность посещения города и непосредственно обители практически в любой день.

Расположен он в Рязани по улице Фурманова, 56.

Тем, кто обосновался в городе, при этом желает посетить служение, достаточно воспользоваться общественным транспортом. Это и недорого, и удобно. Сюда идут троллейбусы №10 и №3, а также автобус №18. Выходить надо на остановке «Площадь Свободы».

Монастырский собор работает каждый день:

  • В будни служба начинается в 7 часов утра, а в праздники начало переносится на 8 часов.
  • Вечерняя служба проходит в 5 часов вечера.

Казанский женский монастырь в Рязани

Женский монастырь Рязанской епархии Русской Православной Церкви в городе Рязань

Казанский монастырь в Рязани — это Женский монастырь Рязанской епархии Русской Православной Церкви в городе Рязань.

История монастыря

Казанский монастырь основан в ХVI веке на холме возле слияния речек Лыбедь и Трубеж на территории Рязанского кремля. Назван монастырь Казанским и основан тут потому, что согласно преданию здесь была явлена чудотворная икона Божией Матери Казанской.

В 1786 году Казанский монастырь был перенесён к Вознесенской церкви на въезде в город с Владимирского гужевого тракта «в Новинках», где и находится по сей день.

В 1861 году про монастыре открывается больница.

В 1868 году на средства банкира Сергея Афанасьевича Живаго при монастыре было открыто четырехклассное училище для девочек.

В 1868-1870 годах построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского.

В 1870 году построена надвратная церковь в честь великомученицы Варвары.

В 1872 году Казанский монастырь получает статус первоклассного.

К 1917 году в монастыре было около 400 насельниц, функционировали библиотека-читальня, пекарня, свечной завод. Внутри монастыря имелось монастырское кладбище, а за пределами обители была гостиница и монастырский сад.

В 1919 году монастырь был закрыт и разграблен, в здании разместилась тюрьма.

В 1923 году в здании церкви разместили клуб.

Позже на монастырских землях была колония для беспризорников, швейное производство, часть земель отдали под городскую застройку, ограду и башни монастыря разобрали на кирпичи. Монастырское кладбище разорено.

В 1924 году в Казанской церкви разместился областной архив.

16 декабря 2005 года здание Казанского собора монастыря вернули Рязанской Епархии.

Святыни Казанского монастыря

В монастыре находится несколько почитаемых святынь:

  • Чудесно явленная Чудотворная Казанская икона Божией Матери.
  • Ковчег с частицей мощей святого апостола Симона Кананита
  • Ковчег с частью мощей блаженной Любови Рязанской
  • Икона Петра и Февронии Муромских с частицей мощей
  • Икона с частицей мощей блаженного Василия Кадомского
  • Икона Божией Матери «Каплуновская»
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Афонский образ святого великомученика и целителя Пантелеимона
  • Чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
  • Ковчег с частицей мощей преподобноисповедницы Анны Срезневской
  • Чтимая икона Божией Матери «Казанская»

Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт

Адрес: Россия, Рязань, улица Фурманова, 56

Телефон: +7 4912 27‑33-60

Время работы: пн-пт 6:00–19:30

Казанский женский монастырь в Рязани на карте

GPS координаты: 54.631777, 39.76309

Отзыв о статье «Казанский женский монастырь в Рязани»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

Подразделы

  • Архитектура
  • Религия
  • Памятники
  • Музеи
  • Природа
  • Техника
  • Места
  • Города
  • Транспорт
  • События
  • Отдых
  • Справка
  • Кухня

Похожие записи

Троице-Георгиевский женский монастырь в Адлере

Иверский храм в Феодосии

Абабковский монастырь

Соборная часовня в Вязниках

Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде

Донской монастырь в Москве

Брусенский монастырь в Коломне

Благовещенский женский монастырь в Вязниках

Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Контактная информация:

39000, г. Рязань, ул. Фурманова, д.56

Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Игумения: игумения Анна (Сычугова)

Современное состояние обители

В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Любовь (Бойкова).

6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе.

7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божественная литургия.

20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.

В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное Училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 23 июня 2008 года настоятельницей Казанского женского монастыря была назначена монахиня Анна (Сычугова). 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы.

17 декабря 2009 года состоялась передача в пользование Рязанской Епархии келейного корпуса монастыря. В 2010 году — окончены работы по воссозданию Некрополя монастыря.

2013 год ознаменовался проведением широкомасштабных работ по благо­устройству пустыря, прилегающего к келейному корпусу обители. 21 июля в монастырь был принесен ковчег с восемнадцатью частицами мощей святых угодников Божиих. 4 ноября митрополит Рязанский и Михайловский Павел совершил чин освящения здания келейного корпуса монастыря, а 12 ноября состоялось открытие монастырской воскресной школы для детей и взрослых.

Храмы:

В честь Казанской иконы Божией Матери
Богослужения:

Утром — 7.00 (по будням)
— 8.00 (в праздничные дни)
Вечером — 17.00
Престольные праздники:

23 февраля — сщмч. Харлампия,
18 июля, 8 октября — преп. Сергия Радонежского,
17 декабря — мч. Варвары,
21 июля, 4 ноября — Казанской иконы Божией Матери.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector