2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Успения Богородицы в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Соборы и Храмы

Краткое описание

В дельте реки Невы на Васильевском острове уже более 250 лет возвышается Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Православный храм с 90-х годов XX века — гордость и достояние подворья Оптина Пустынь. В истории церкви были периоды бедности, разрушения, гонений, даже закрытия, но сейчас это центр религиоведения, церковных искусств, православного образования, богословия и иконописи.

История

История храма тесно переплелась с подворьями монастырей, которые располагались с ним на одной территории. Подворье — это филиал загородного монастыря. Оно было нужно для того, чтобы священники и старцы останавливались в Петербурге во время поездок.

В 1721 году, по указу Петра I, на месте храма было основано архиерейское подворье для высших церковных органов управления. Постройки принадлежали Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

В середине XVIII века монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив после себя домовую церковь Рождества Христова. С 1756 году здание никто не купил, в течение 10 лет сдавалось в аренду.

В 1766 году Екатерина II издала указ о передаче построек Псковскому Архиерейскому дому для устройства нового подворья. Осуществлять контроль из Пскова была сложно, поэтому в 1872 году здания опять были выставлено на продажу.

С 1856 по 1874 годы хозяйственное управление подворья осуществлял Святейший Синод

В 1875 году старинное подворье стало принадлежать Киево-Печерской лавре и называться Киевским. Включало в себя землю, церковь Рождества Христова, несколько служебных зданий и склад.

К 80-м годам XIX века постройки и церковь подворья находились в полуразрушенном состоянии. В помещениях теснились монахи и киевские архиереи. Мирские люди платили за жилье в этом месте арендную плату. Это негативно влияло на статус Киево-Печерской лавры. Внутреннее и внешнее пространства церковных строений было организовано не гармонично. В 1879 году архитектор П. И. Шестов возвел на территории одноэтажный флигель под названием «Зеленый дом». Но Рождественская церковь не вмещала всех желающих.

С 1891 года митрополит Иоанникий ходатайствует о масштабной перестройке подворья и своей резиденции

В 1894 году перед архитекторами была поставлена серьезная задача — представить Киево-Печерскую лавру в виде нового храма на Невской набережной, вместо устаревшего подворья. Конкурс выиграл Василий Антонович Косякова. Автор подобных проектов стремился соединить в архитектуре духовность и творчество.

В 1894—1895 годах на Васильевской острове появился новый комплекс зданий, в который входили:

  • Успенский храм
  • двухэтажный корпус Митрополита
  • флигели для братии
  • дом причта
  • служебные постройки: конюшни, каретник, кладовые
  • сады

Жители Петербурга проявляли большой интерес к стройке. Люди ждали открытия, чтобы посетить храм и услышать традиционные хоровые распевы, о которых много говорилось в прессе.

Планировка жилых корпусов и церкви были тщательно продумана таким образом, чтобы шумная жизнь столицы не проходила сквозь ворота храма

18 декабря 1897 года освящен главный придел храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, 19 декабря — боковой придел в честь Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских. К 1900 году строительство успешно завершилось, храм получился красивым и просторным.

Государственный переворот 1917 года означал конец мирной жизни Киево-Печерского подворья и привычного уклада ее обители. 29 сентября 1926 года закрыли Киево-Печерскую лавру. Подворье продолжило своё существование самостоятельно. Власти открыто заявляли о том, что хотят ликвидировать Успенскую церковь. С 1930 года членов монашеской братии стали осуждать за контрреволюционную деятельность, арестовывать и отправлять в Соловецкий лагерь и ссылку в Казахстан.

В 1934 году храм закрыли официально. На территории организовали физкультурный зал. Из церкви вывезли иконы, иконостас и многое другое церковное оснащение.

Во время Великой Отечественной войны помещения церкви перестроили под склад Ленинградского военного порта. Наблюдательный пункт противовоздушной обороны был скрыт за куполом храма. В церковном подвале оборудовали бомбоубежище, а сад использовали как зенитный расчет.

В 1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Сырость и влага уничтожили дорогую метлахскою плитку и живопись, стены стали крошиться и разрушаться.

После катка в Успенском храме были бани, потом в здании выращивали цветы. К концу 1980-х годов комплекс бывшего подворья был занят различными организациями и коммунальными квартирами.

Еще до революции монастырские власти ходатайствовали, чтобы открыть в столице монастырь Оптина Пустынь. Только в 1991 году наместник монастыря архимандрит Евлогий добился разрешения у властей города. Храм Русской Православной церкви передан Введенскому ставропигиальному мужскому монастырю Оптина Пустынь.

Началась реставрация храма. Восстановление здания потребовало больших материальных, людский и технических ресурсов. Были организованы реставрационные работы в административно-хозяйственных частях подворья. Вместе с реставрацией начал возрождаться уклад жизни монахов. Подворье стало вести работы по социальному служению и благотворительности.

С ноября 2013 года Настоятелем Оптинского подворья в Санкт-Петербурге назначен игумен Арсений

Архитектура

Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет высокую архитектурную ценность. В здании нет поддерживающих колонн. За счет перекрещивания бетонных арок, поддерживающих массивный главный барабан, образовалось большое внутреннее пространство. Это была новаторская идея архитектора В. А. Косякова. Новая технология на сезон сократила время стройки и улучшало акустические свойства внутри. Архитектор при строительстве Успенского храма не экономил на материалах. Получился отличный результат.

Вместимость церкви — до 2 000 человек. Построена из кирпичей и бетонной смеси. Было использовано 14 сортов облицовочного кирпича. Нижний ярус покрыт серым гранитом, верхний — песчаником. Русский художник-мозаичист В. А. Фролов вместе с учениками исполнил в мастерской наружные мозаики. Гладкие части 5 куполов закрыты листами из алюминия.

Храм выполнен в псевдорусском архитектурном стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы.

Внутреннее убранство храма

Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Стены церкви изначально расписаны московскими мастерами. В Советский период, когда здание храма использовалось не по назначению, росписи замазывали штукатуркой, белили стены, закрашивали масляной краской в несколько слоев. Холод и влага ускорили разрушение. После возвращения Успенского храма церкви, реставрацию начали проводить, используя фото из архивов и аналогичные росписи живописцев дореволюционного времени. Этим занимались группы реставраторов и 80 выпускников Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина. В 2013 году работы были окончены.

Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя.

Тема центрального алтаря — Успение Пречистой Девы, северного — Архангелы и русские святые, южного — Спас Эммануил. В алтаре расположен мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

В Успенской церкви находятся:

  • иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых
  • рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца
  • частица Животворящего Креста
  • икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.
  • иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Храм Сегодня

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — это не только духовный, но и просветительский центр. При подворье работают:

  • воскресная школа
  • гимназия
  • институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств
  • иконописная школа
  • реабилитационный центр «Диалог», который помогает людям, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций и ведет профилактическую работу по предотвращению вовлечения в секты
  • золотошвейная мастерская «Урбус»
  • мужской хор «Оптина Пустынь» — настоящая гордость храма, сопровождает службы в традициях старинных монастырских распевов
  • паломнический центр, который организует экскурсии по территории храма и по святым местам г. Санкт-Петербурга; проводит много встреч, концертов и дискуссий
  • гостиница
  • кафе

Расписание богослужений в 2019 году

Вся актуальная информация о работе Церкви Успения Пресвятой Богородицы представлена на официальном сайте «Оптинское подворье в Санкт-Петербурге».

Режим работы 2019

На Подворье в храме Успения Пресвятой Богородицы богослужения совершаются ежедневно:

  • Литургия начинается в 9:00
  • Вечерняя молитва — в 17:00

Подробный распорядок на официальном сайте spb.optina.ru.

Где находится

Адрес

Васильевский остров, набережная Лейтенанта Шмидта, дом 27/2

Метро

Как добраться

От станции метро идти направо по 7-й линии до набережной Шмидта, потом еще раз направо. Пешком около 18 мин.

  • автобусы: № 1, № 7, №128, №151
  • маршрутное такси: №359, №309
  • трамвай: № 37, №63
  • троллейбус: № 10, № 11

Интересные факты

  • В 1875 году земля тогда еще Псковского подворья вместе с постройками продана Киево-Печерской лавре за 86 000 рублей
  • В 1922 г. из помещения Успенского храма похитили сосуд для освящения вина, кресты и Священные книги. Братию обвинили в несанкционированном хранении имущества
  • Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоял в любительском хоре Подворья. Там познакомился с будущей женой Раисой Владимировной Кучиной. В 1933 году Михаила Гундяева вместе с 42 прихожанами обвинили в подготовке убийства Сталина и арестовали.
  • 15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы. Этот церковный обряд называют «обновлением» храма: здание становится святым, местом особого присутствия Божия на земле.
  • В звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг
  • Подворье и Успенская церковь — объект культурного наследия федерального значения

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге

Ставропигиальный православный собор располагается на Васильевском острове, что в Санкт-Петербурге. Церковь сооружалась в течение двух лет с 1885 по 1887 год., это пятиглавое религиозное здание рассчитано на 2000 прихожан. Сегодня Успенский храм является подворьем Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни.

История постройки храма

В 1721 г. по указу государя Петра Первого на территории Васильевского острова началось возведение подворий для архиереев Синода. Троице-Сергиева пустынь приобрела землю у семьи Нарышкиных. Через 30 лет монастырь перенес подворье на набережную Фонтанки, оставив на берегу Невы церковь Рождества.

  • Это здание вскоре собирались продать, но покупатель так и не нашелся. Поэтому Екатерина II распорядилась передать оставшуюся одинокой церковь во владение епархии Пскова. В подворье проводились церковные заседания и проживали архиереи.
  • Вскоре Священный синод перенял правление, так как Псковской епархии недоставало средств и географической близости для рационального контролирования дел. Смена владельцев не повлияла на благоустройство, поэтому вновь встал вопрос о продаже участка с одинокой церковью. Священный синод отдал его Киево-Печерской обители за 86 тысяч рублей.
  • Участок включал, главным образом, двухъярусную, постоянно ремонтирующуюся церковь Рождества Христова. Во дворе храма располагались служебные строения и склад материалов. Рядом находился общественный туалет и яма с мусором. Митрополит Арсений предлагал осуществить полноценную перестройку, но скончался, не успев разработать и утвердить проект.
  • Бедное подворье сдавалось в аренду мирянам, с 1879 г. начались ремонтные работы, архитектор П. Шестов построил одноэтажный флигель. Старый Рождественский храм, к сожалению, уже не мог вмещать всех желающих, его состояние становилось критическим: не хватало освещения, штукатурка стен отваливалась, целостность пола и потолков была сильно нарушена. В архиерейских покоях установили чугунные колонны, чтобы избежать крушения кровли.
Читать еще:  Собор Преображения Господня в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В конце XIX века прошел архитектурный конкурс, где рассматривались проекты нового здания. В 1884 г. на месте одного из снесенных строений воздвигли двухэтажный дом для настоятеля и митрополита. Отсюда архиереи могли выходить прямо в храм. Через несколько лет соорудили сад и 2 двора, конюшню, сарай и ограду. Подворье обрело статус закрытого комплекса с отдельными помещениями для монахов, архиереев и настоятеля. В 1915 г. здесь благоустроили богатую библиотеку, принадлежащую отцу Владимиру.

Возведение Успенского собора

Первый камень заложили в конце лета 1895 г., работами руководил архимандрит Феогност. Строители трудились с самого утра до позднего вечера, вместо кирпича для арок было решено использовать бетонную смесь. В начале осени 1896 г. внутри строящегося здания воздвигли временный собор, предназначенный для ежедневных богослужений. Через год на купола храма подняли православные кресты.

    Основной придел, освященный в честь Успения Пречистой Девы, и боковой, прославляющий святых Антония и Феодосия Печерских, освятил митрополит Иоанникий в декабре 1897 г. Летом следующего года проводились отделочные работы и золочение куполов. После ритуала освящения в соборе поставили иконостас, находившийся в старой церкви. Роспись и отделка были закончены в 1903 г.

Восстановление

В 1956 г. поступило распоряжение о том, чтобы внутри церкви соорудить крытый каток. В результате подготовительных работ уничтожили напольное покрытие, настенную живопись, а на месте алтаря организовали гардероб. Здесь поместили склад инструментов и мастерскую по заточке, стены украсили знаменами и портретами вождей.

Другие храмы в честь Успения Богородицы:

В 1967 г. каток использовали для обучения детей. Состояние здания ухудшалось, требовался полноценный ремонт. Чтобы исправить проблемы с финансированием, здесь открыли бани и цветочный магазин.

В 1991 г. Успенский храм передали Оптину монастырю, временный иконостас разместили там, где располагался каток. Началось постепенное восстановление Божьего дома: убирались не принадлежащие архитектуре церкви стены, вывозился мусор. Ежедневные богослужения начали проводить только с середины зимы 1996 г.

В 1998 г. на храм поставили крест, а к 2003 г. полностью реконструировали иконостас. В 2013 г. Успенский храм сиял новой жизнью, патриарх Кирилл освятил его традиционным ритуалом.

На заметку! В 1994 г. при храме открыли воскресную школу и богословские курсы. В 1999 г. эти заведение переквалифицировались в институт религиоведения, где изучалась христианская культурология и практиковалось миссионерство, социальная деятельность. В 2010 г. здесь организовали православную гимназию в честь святителя Амвросия.

Архитектура

Собор имеет пять глав и создан в псевдорусской манере, вмещает до 2000 человек. При возведении использовали кирпичную кладь и бетонную смесь. Нижний ярус облицевали гранитом серого цвета, а верхний — песчаником. Гладкие поверхности куполов покрыли алюминиевыми листами.

Внутреннее пространство собора образовалось за счет перекрещивания арок, поэтому зданию не требуются поддерживающие колонны. Изначально стены храма расписывали московские мастера. В восстановительных работах участвовали выпускники Академии искусств города Санкт-Петербурга.

Внутренняя роспись купола демонстрирует Христа и сонм ангелов, под барабаном располагаются композиции, рассказывающие о деяниях Спасителя. Тема алтаря, находящегося в центре, — Успение Пречистой Девы. Рядом располагается мраморный престол и позолоченный иконостас из фарфора.

Святыни храма, как добраться

Сегодня Успенский храм благополучно принимает паломников и проводит ежедневные богослужения.

При Успенском храме, расположенном на Васильевском острове, работает воскресная школа и институт религиоведения. Братия также обладает скотом и имеет возможность заниматься сельским хозяйством.

В храме паломники могут обнаружить частицу Животворящего Креста, а также фрагменты мощей святых: Иоанна Предтечи, Андрея Первозванного, Лазаря и Николая Угодника. В соборе находится икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.

Здесь же располагается рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца.

Успенский храм построен в Санкт-Петербурге по адресу: набережная Лейтенанта Шмидта, дом № 27/2. Строение располагается на берегу реки Невы, от ближайшего метро (станция «Василеостровская») — 15 минут ходьбы.

Для сведения! Богослужения здесь совершаются по православным канонам и проходят ежедневно. Литургия начинается в девять часов утра, а вечерняя молитва — в 17:00.

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни
(бывшее подворье Киево-Печерской лавры)

История возникновения этого храма относится ко времени царствования императрицы Анны Иоанновны. На этом месте (до революции набережная Лейтенанта Шмидта называлась Николаевской) с 1766 года находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В здании подворья на втором этаже была устроена домовая церковь Рождества Христова.

В 1833 году архитектор А.И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н.А. Мельникова. В 1893 году по проекту гражданского инженера А.М. Воробьева на углу здания выстроили часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 — 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Закладка церкви освящена 15 августа 1895 года архимандритом Феогностом. Освящение главного алтаря с хорами 18 декабря 1897 года осуществил митрополит Киевский Иоанникий. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским (настоятель храма — архим. Феогност (Пашков)). С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год — к Патриаршей Церкви (настоятель в 1926 г. — архим. Гурий (Егоров В.М.)); в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви (настоятели: 1929 г. — архим. Феодосии (Михайловский Иван Петрович), до 22 авг. 1930 г. — архим. Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич) (арестован), 1933 г. — Ладыгин Николай Гермогенович, 1934 — янв. 1935 гг. — архим. Владимир (Кобец Константин Демьянович)).

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом. В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону «Успение Божией Матери» передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители).

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В конце 1993 года в церкви возобновились регулярные богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. С 1997 года начались работы по воссозданию живописи церкви. В 2011 году по архивным фотографиям и чертежам был заново собран исчезнувший после 1935 года иконостас.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека. С 2010 года открыта православная Гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского, с 2016 года — вечерняя четырехгодичная иконописная школа для взрослых.

Подворьем стала осуществляться работа по социальному служению и благотворительности: помощь многодетным и неполным семьям, бездомным и заключенным, престарелым людям и инвалидам. Организуются благотворительные акции, оказывается адресная помощь нуждающимся.

15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин Великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Украшением служб Оптинского подворья стало пение мужского хора — ансамбля профессиональных певчих, выпускников Санкт-Петербургской консерватории. Этот богослужебный коллектив, созданный регентом Александром Семёновым в 1996 году, был призван возрождать утраченные традиции древнего монастырского пения. Благодаря тесному сотрудничеству хора с группой ученых-медиевистов многие певческие рукописи, пребывавшие в забвении в книгохранилищах монастырей и академических библиотек, вновь обрели звучание на клиросе Подворья.

С ноября 2013 года Настоятелем Оптинского подворья в Санкт-Петербурге назначен игумен Арсений (Мосалев).

На Подворье в храме Успения Пресвятой Богородицы богослужения совершаются ежедневно.
Божественная литургия — в 9:00 (часы — в 8:40). После утреннего богослужения служится лития (молитвенное поминовение усопших). В субботу — панихида.
В воскресенье, Великие и Двунадесятые праздники совершаются две Божественные литургии: ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00 (Часы — в 9:40). По окончании поздней Литургии в воскресенье служится молебен и панихида.
Вечернее богослужение — в 17:00 (9-й час — в 16:50). Вечером в субботу всегда бывает Всенощное бдение.

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, В.О. наб. Лейтенанта Шмидта, 27а.
Транспорт: ст. метро «Василеостровская»; авт. 128; трл. 10; трм. 37, 63.
Телефон: 8 (812) 323-74-36; 355-74-73; факс: 327-88-09.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»
Читать еще:  Спасо-Вифанский монастырь: история и адрес, описание, святыни, как доехать

Храм Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни

Место, где стоит Успенская церковь, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям. В 1721 году Троице-Сергиева лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье. На нем был выстроен небольшой деревянный храм.

Но через 35 лет, в 1756 году, монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать. Дом Императорским указом велено было передать «к епархии Псковской в подворье». Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем. Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), в ту пору — епископ Рязанский, который по воспоминаниям казначея владыки архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года.

В 1854 году временно управляющий Псковской епархией Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода. Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже. В этот самый момент от митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской лаврой.

К сожалению, вскоре после приобретения зданий подворья в 1875 году митрополит Арсений умер (†1876) и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет. Все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса. Митрополит Иоанникий (Руднев), для которого подворье было местом его постоянного пребывания, был крайне нетребователен в отношении личного комфорта и мирился с перекосившимися полами и подпорками к потолкам жилых покоев, но был озабочен необходимостью перестроить церковь, не вмещавшую богомольцев.

Начиная с 1886 года, владыка Иоанникий был первенствующим членом Святейшего Синода. А с 1891 года до самой своей кончины в 1900 году занимал Киевскую и Галицкую кафедру, и, стало быть, являлся настоятелем Киево-Печерской лавры вместе с ее Санкт-Петербургским подворьем. Известны постническое воздержание святителя, его широкая благотворительность, скромность жизни, справедливость, простота и прямота в общении, и наконец, живое и искреннее благочестие.

Митрополит Иоанникий хорошо знал архитектора Косякова, строившего в Галерной гавани Петербурга храм Милующей Божией Матери. Ему было вверено преобразовать захудалое подворье в великолепный церковный комплекс, способный стать настоящим духовным центром, связующим Петербург и Киев, имперскую столицу и Печерскую лавру.

В 1894-1900 годах здания подворья было построены заново, включая храм Успения Пресвятой Богородицы. Образы киевских святых и теперь украшают его своды. 15 августа 1895 года состоялась закладка храма, а уже 18 декабря 1897 года владыка Иоанникий произвел освящение главного алтаря с хорами. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Храм выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика. Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова — наружные мозаики храма. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера под руководством академика Федора Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал Виктор Васнецов.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским; настоятелем храма был в это время архимандрит Феогност (Пашков).

С 1919 года монахов выселяли из келий под предлогом «уплотнения» жилья, а с 1930 по 1933 год все насельники подворья и активные прихожане храма были арестованы и приговорены к отправке в ссылки и лагеря. Среди арестованных членов общины был певчий храма Михаил Васильевич Гундяев, отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

В 1934 году Успенская церковь была закрыта и превращена в склад Ленинградского военного порта, а в 1961 году в ней уже открылся крытый каток. На его льду проводили занятия спортивные общества того времени. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону Успения Божией Матери передали в Князь-Владимирский собор. Со временем каток пришел в упадок, требовалось все большие вложения в ремонт здания.

В монастыре Оптина пустынь вопрос о создании своего подворья в Петербурге рассматривался еще до революции. Но только в 1991 году при участии Святейшего Патриарха Алексия II город передал в безвозмездное и бессрочное пользование бывшее подворье Киево-Печерской лавры вновь образованному подворью ставропигиального мужского монастыря Свято-Введенской Оптиной пустыни. Казалось, восстановить храм практически невозможно: стены были испорчены сыростью и грибком, росписи скрыты под слоями штукатурки. В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать Литургию в южном приделе. Регулярные богослужения в храме смогли проводить только с 1993 года.

В 1995 году новый настоятель подворья иеромонах (ныне игумен) Ростислав (Якубовский) пригласил к сотрудничеству выпускников Санкт-Петербургской Академии художеств Ярослава Штеренберга и Геннадия Журавлева, создавших бригаду реставраторов, приступивших к восстановлению наружного облика здания и реставрации интерьеров. Средства на возрождение обители собирали всем миром; основным спонсором выступил Вадим Новинский. В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. В 2003 году завершилось восстановление иконостаса. Только в 2013 году завершилось воссоздание интерьера и настенных росписей.

15 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

pharmateacher

pharmateacher

В последний день февраля я прогуливалась от Дворцового моста по набережной Лейтенанта Шмидта к музею-институту семьи Рерихов, в сторону порта.
День выдался серым, пасмурным, неласковым. 29 февраля . Редкий день).
Периодически шел снег.

Нева еще подо льдом, левушки мерзнут на набережной..

И в жару, и в холод Петр Первый «строит лодку» у Адмиралтейства.

» На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел..Пред ним широко
Река неслася. «

Вот вышла на прогулку петербургская семья . Не туристы, явно. Редкий турист дойдет до конца набережной. )

Наблюдаю трогательную кормежку. Женщина принесла целый пакет еды для пернатых.

Уточки, голуби, вороны, чайки..Дружная невская семейка)

Самые хулиганистые — катаются на тающих льдинках)

Чуть дальше — еще один пункт раздачи питания)

А я нахожусь где-то тут.

За Невой, за мостом, виден купол Исаакиевского собора. Очень удачно луч солнца выглянул)

Вижу подводную лодку. Один из новых музеев, открыт совсем недавно. О нем я еще расскажу. Другой рассказ будет.

На набережной, как раз напротив лодки, стоит Успенская церковь. Точнее — церковь Успения Божьей Матери.

Церковь очень красивая. Р асположена она чуть вдали от основных достопримечательностей центра города, ближе к порту, за мостом Лейтенанта Шмидта , ныне Благовещенского моста.

Для меня она стоит в одном ряду с нашим Спасом-на-Крови и московским собором Василия Блаженного на Красной площади.

Кроме того, что она интересна сама по себе, с ней связана история нашей семьи. Точнее ,страница жизни прародственницы Полины. О ней я чуть позже расскажу.
А сейчас — о церкви. Она — пятиглавая, вмещает до 2000 человек.

Проект выдержан в псевдорусском стиле. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя — песчаником. 14 сортов облицовочного кирпича поставлялись рижским заводом М. В. Нестерова.
Наружные мозаики были исполнены в мастерской В.Фролова. При строительстве храма впервые в Санкт-Петербурге гладкие части куполов были облицованы листами алюминия.
На звоннице помещены шесть колоколов общим весом 1128 кг.

С тех пор, как ее полностью восстановили, в этой церкви я еще не была ни разу. Только в «лесах» ее наблюдала.

Захожу. Открываю тяжелые двери.

Храмовое пространство — система перекрещивающихся арок.
Поэтому в церкви отсутствуют столбы.

Красиво. Необычно.
Стены церкви первоначально были расписаны московскими мастерами под руководством академика Ф.А Соколова. Роспись была затем отреставрирована.

Кроме того, в храме работала группа из 80 человек, сформированная выпускниками Санкт-Петербургского института им. Репина.

На внутреннем пространстве купола изображён «Христос Пантократор» с херувимами и серафимами (закончен совсем недавно, в 2007 году ).
Под барабаном — четыре композиции: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господне», «Сошествие во ад» и «Вознесение Господне».
На парусах находятся образа четырёх Евангелистов.

Идет служба. Акустика великолепная ! Чудо просто!

Главной темой центрального алтаря является Успение Пресвятой Богородицы.

В алтаре установлен престол из каррарского мрамора. Фарфоровый позолоченный иконостас был изготовлен в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Л. С. Солодкова.

Храмовый список «Успения Божией Матери» после закрытия подворья был перенесён во Владимирский собор.
Там и остался..

История этого храма начинается еще с петровских времен, хотя в нынешнем виде храм был построен в конце 19 века.
В 1721 году на Васильевском острове, в соответствии с указом Петра I , началось строительство архиерейского подворья членов Святейшего Синода . Подворье использовалось, в основном, для проживания архиереев-синодалов, приезжающих в Санкт-Петербург на заседания. Синод находился на другой стороне Невы.

Доход был небольшим, поэтому в 1872 году было решено его продать для подворья Киево-Печерской лавры. Теперь тут размещались монашествующие и продолжительный срок проживали киевские архиереи. Но места становилось мало, церковь оставалась маленькой и не вмещала всех желающих.


( фото из инета)

В 1894 году состоялся архитектурный конкурс на строительство здесь нового комплекса церковных зданий.
По его итогам был принят проект , с огласно которому главной архитектурной доминантой подворья и этой части невской набережной должен был стать новый храм, а большинство зданий предполагалось выстроить заново.

В 1894-1895 годах на месте снесённого здания на набережной был построен новый двухэтажный дом, в котором устроены квартира настоятеля и покои митрополита с балконом на главном фасаде.

Видите его выше на снимке прошлых лет ? Слева за часовенкой .

Из своих комнат митрополит мог непосредственно перейти в храм.
Остальные служители подворья разместились в двухэтажном дворовом флигеле. Еще один, уже имеющийся, дом был надстроен третьим этажом.

Новый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был заложен в 1895 году.
Работы по строительству продолжались без перерыва с раннего утра до наступления темноты.

В 1896 году внутри строящегося храма была возведена временная церковь, где постоянно проходили богослужения. В следующем году на купола были подняты кресты.

Затем были позолочены купола и произведены отделочные работы. После освящения в храме был установлен временный иконостас из старой домовой церкви подворья . Отделочные работы и роспись были завершены к 1903 году.

Читать еще:  Схиигумен Савва: биография старца, книги и проповеди, поучения


( фото из инета)

Тут я снова вспомню свою родственницу. Полина Михайловна владела доходным домом на углу Малого проспекта и 17 линии Васильевского острова до 1917 года. Жила она одна, детей и своей семьи у нее не было. Была она тогда уже немолода.

После революции дом отобрали, поселили туда рабочих и крестьян, а ей выделили комнатку на первом этаже.
Через некоторое время и эта комнатка оказалась нужна , Полина оказалась на улице.

Она отправилась в ближайшую к ее дому церковь, о которой идет рассказ, там ее приняли, определили жить в подвальное помещение храма. Питалась Полина в монашеской столовой.

Помещение было сырым, холодным. Помимо Полины, в нем жили крысы. Во время наводнений ( а наводнения в то время были нередки, дамбы еще не было) подвал церкви, стоящей на берегу Невы, заливало и ходить приходилось по колено в воде.
Через какое-то время она там же и умерла..

Через два года после революции началось постепенное «уплотнение» и монашеского жилья, люди были перемещены из келий в небольшие помещения.

После закрытия Киево-Печерской лавры в 1926 году подворье продолжило своё существование самостоятельно.

Между прочим, в 1930-е годы в храме служили певчими М.В.Гундяев и Р. В. Кучина — родители патриарха Московского и всея Руси Кирилла .

В ночь на 23 августа 1932 года некоторые монашествующие и часть прихожан были арестованы по обвинению в «систематическом задерживании разменной серебряной монеты, подрывая этим денежное обращение в СССР». Они были осуждены с последующей отправкой в лагеря.
Последних членов братии арестовали и приговорили к ссылке в Казахстан.


( вид на церковь с борта ледокола «Красин»)

Ленсовет решил снести церковь, на что получил согласие Наркомпроса . Прихожанам удалось отстоять храм, собрав более 3000 подписей в его защиту.
Эта акция и спровоцировала арест последних монахов подворья.

Подворье фактически перестало существовать.

После закрытия храма его здание было передано в ведение Ленинградского военного порта.
В 1936 году церковь использовали как спортивный зал.

В период блокады Ленинграда под куполом, выкрашенным в зелёный цвет, расположился наблюдательный пункт ПВО, в самом храме — склад РККФ, в подвале — бомбоубежище. В бывшем садике подворья находился зенитный расчёт.

В 1956 году, в соответствии с личным распоряжением А.Микояна, здание храма было передано под устройство в нём первого в Ленинграде закрытого катка.

В результате работ была уничтожена метлахская плитка; уничтожена или закрашена живопись.
В алтаре оборудованы машинное отделение и гардеробы; в центре размещено ледовое поле площадью 289 м 2 , на хорах — буфеты и кладовые для инвентаря.

Представляете , какая площадь у храма ?!

Кроме того, здесь размещались склад спортивного инвентаря, мастерская по заточке коньков, раздевалки.
Зал был украшен портретами В. И. Ленина, флагами и транспарантами.

Торжественное открытие катка состоялось в 1961 году. На нём тренировались наши знаменитые фигуристы Л.Белоусова и О.Протопопов.

После окончания строительства Дворца спорта «Юбилейный» , крытый каток в бывшей церкви стали использовать для тренировок детей и проведения новогодних ёлок.

Однако , состояние храма ухудшалось, зданию требовался ремонт, стены были повреждены грибком и разрушались. Чтобы решить финансовые проблемы, в здании катка были открыты сначала бани, а затем — цветочная плантация для продаж.

В 1988 году вновь была открыта Оптина пустынь.

Наместник монастыря обратился к властям Ленинграда рассмотреть возможность передачи одного из городских храмов (в том числе закрытых) для основания в нём монастырского подворья.
Среди предложенных храмов был Успенский, на котором он и остановил свой выбор . С этого времени началась реставрация храма и восстановление помещений подворья .

В 1991 году в бывшем хореографическом зале катка был установлен временный иконостас, начаты службы. Ежедневно службы стали совершаться здесь лишь с 1996 года . Тогда же началась реставрация центрального алтаря.

В 1998 году на куполе был водружён крест. К 2003 году восстановлен иконостас. Три года назад церковь снаружи и внутри была полностью восстановлена и освящена патриархом Кириллом храм.

Вот такая история.

При подворье действуют Институт религиоведения и церковных искусств , православная гимназия, воскресная школа, реабилитационный центр «Диалог» , д еятельность которого направлена на помощь лицам, пострадавшим от деструктивных религиозных организаций . Кроме того, Центр ведёт профилактическую работу по предотвращению вовлечения в псевдорелигиозные и раскольнические организации. Есть так же золотошвейная мастерская и библиотека.

Интересный момент : при входе в церковь слева от дверей, ведущих в зал для молений, находятся два помещения .
Одно — церковная лавка, где можно купить свечи, заказать службы, купить монастырскую выпечку , мед и другие продукты.
И второе — помещение для бесед с прихожанами , над которым написано «Дежурный священник». На лавочках у кабинета сидели люди, ожидали своей очереди .
А священника и посетителя, сидевшего за столом с разных его сторон и разговаривающих о чем-то, было видно сквозь стеклянную стену кабинета.
Нигде раньше такого не видела.) Интересно, есть запись или живая очередь .

Наверное, Крузенштерн, памятник которому стоит тут с 1873 года, мог бы много рассказать о том, как менялась церковь и какие люди шли к ней по набережной мимо него. Может быть, и сам бы зашел)

Успенская церковь (Church of the Assumption)

Богородицкая церковь, Успенская церковь – таковы обиходные названия церкви Успения Пресвятой Богородицы при подворье Оптиной Пустыни.

Церковь имеет ставропигиальный статус, который присваивается тем церквям, которые являются независимыми от местной епархиальной власти и находится в подчинении патриарха или синода.

Церковь находится на Васильевском острове, на набережной Лейтенанта Шмидта . Яркое здание с сияющими куполами хорошо видно с Благовещенского моста, который соединяет набережную с центром Петербурга.

История церкви уходит в 1721 год, когда на Васильевском острове началось строительства архиерейских подворий. На углу набережной и 15-й линии находился дом семьи Нарышкиных, к роду которых принадлежала мать Петра I Наталья Кирилловна.

Это здание было приобретено для подворья Троице-Сергиева монастыря. На месте нынешнего храма появилось еще несколько строений и небольшая домовая церковь Рождества Христова.

Вскоре подворье монастыря было перенесено в другое место и здание на Васильевском острове выставили на продажу.

Покупателей долгое время не находилось. В 1766 году указом Екатерины II здание передали для устройства подворья Псковского архиерейского дома.

Нельзя сказать, что это способствовало развитию нового подворья, которое по-прежнему не имело значительных доходов и использовалось в основном как место проживания архиереев, приезжающих в Петербург по церковным делам.

Выход был найден в результате его продажи Киево-Печерской лавре в 1875 году. Новым владельцам подворье досталось в запущенном состоянии: из-за бедности жилые и служебные помещения подворья сдавались внаем мирянам, которые не слишком заботились о его сохранности и соблюдении санитарных норм.

Условия совсем не отвечали потребностям и статусу Киево-Печерской лавры, архиереи которой подогу жили в Петербурге. Домовый Рождественский храм не мог вместить всех молящихся.

Восстановление подворья началось с косметического ремонта и строительства одноэтажного флигеля, так называемого «запасныго дома».

Даже проведенный в 1883-1885 годах капитальный ремонт не смог решить существующих проблем, поэтому в 1894 году состоялся конкурс архитектурных проектов для возведения нового подворья.

Для строительства был выбран проект, представленный В.А. Косяковым, который был известен как автор Морского собора в Кронштадте.

Новое Киево-Печерское подворье с храмом Успения Пресвятой Богородицы, сохранившимся до наших дней, стремились построить как можно быстрее, работы шли в течение всего светового дня.

С момента закладки первого камня в 1895 году до подъема крестов на купола прошло всего два года.

В 1897 году митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий освятил главный придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. Боковой предел освящен во имя Киево-Печерских преподобных.

Золочение куполов, внутренняя отделка, роспись и другие работы были закончены в 1903 году. Здание теперь могло одновременно вместить около 2000 человек.

Прежнее здание на набережной была снесено, вместо него построили двухэтажный дом с покоями митрополита и настоятеля.

Подворье строили со всеми возможными удобствами. Митрополит мог из своего помещения пройти прямо в храм.

Для служителей подворья во дворе построили двухэтажный флигель. Кладовые и конюшня находились отдельно. Для защиты от наводнений на дверях и окнах подвала оборудовали специальные полуавтоматические ставни.

На «запасный дом» надстроили третий этаж, и он сдавался внаем. Митрополит, монашеская братия и посетители имели отдельные входы в подворье.

Церковь выдержана в псевдорусском стиле. Для облицовки здания использованы два вида камня: серый гранит – для нижней части и песчаник – для верхней.

Облицовочный кирпич был заказан на заводе М.В. Нестерова в Риге. Наружные стены выложены мозаикой мастерской Ф. Фролова.

Здание имеет пять куполов, которые впервые в российской практике были покрыты цельными листами алюминия. На звонницах установлены шесть колоколов.

Храмовое пространство образуется системой перекрещивающихся арок, что позволило обойтись без опорных колонн. Это создает большое открытое пространство.

Роспись осуществляли московские мастера, которыми руководил академик Ф.А. Соколов. Иконы для храма написали насельницы московского Новодевичьего монастыря.

В храме установили медные печи, изготовленные на заводе Товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья». Система отопления была такой продуманной, что даже в самых дальних углах и у входа молящиеся не мерзли. Здание церкви отличалось отличной акустикой.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы сразу стала привлекать к себе молящихся, которых особенно много собиралось в праздничные дни и во время службы митрополита Иоанникия, который с большой любовью относился к храму.

После революции службы в церкви продолжались до 1935 года. После ее закрытия в здании устроили склад ленинградского военного порта. В середине 1950-х годов в здании церкви началось оборудование первого в Советском Союзе искусственного катка, который начал работать в 1961 году.

Каток активно использовался для тренировок спортсменов высшей категории, среди них были даже олимпийские чемпионы Л.Белоусова и О. Протопопов.

После открытия в Ленинграде большого ледового дворца «Юбилейный» на катке в бывшей церкви тренировались только детские группы фигуристов.

Экстремальные условия эксплуатации такого сложного технического сооружения вели к быстрому ухудшению состояния здания, которое поражалось грибком и разрушалось.

Недостаток финансирования пытались решить за счет открытия бани, а затем даже устроили оранжерею для разведения цветов на продажу.

Возрождение церкви началось после ее передачи ставропигиальному Свято-Введенскому монастырю Оптиной пустыни. В 1991 году там, где был хореографический зал, установили временный иконостас и провели первые службы.

Изучение состояния здания, очистка от мусора и составление проекта его восстановления заняло несколько лет.

Реставрационно-ремонтные работы шли поэтапно. В 1993 состоялось богослужение в южном приделе. Центральный алтарь восстановили через пять лет, в 2003 году появился обновленный иконостас.

Завершение реставрации и освящение церкви великим чином, совершенное патриархом Кириллом, стало возможным только в середине 2013 года.

Работа по восстановлению церкви потребовала огромных усилий. Только над росписью стен и куполов под руководством А. Любимова, Ю. В. Смолянского и Е. П. Большакова работала целая группа живописцев, количество которых доходило до 80 человек.

Интерьер церкви содержит изображения «Христоса Пантократора» с херувимами и серафимами, большие библейские композиции и образы четырех Евангелистов.

Центральный алтарь раскрывает тему Успения Пресвятой Богородицы, в других приделах представлены архангелы, русские святые и святые Киево-Печерского патерика.

Сегодня при подворье Оптиной пустыни действуют православная гимназия, воскресная школа и золотошвейная мастерская.

Большую работу проводит антисектантский реабилитационный центр «Диалог».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector