3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Спиридона Тримифунтского в Москве: описание и адрес храма, мощи и святыни, расписание богослужений

Содержание

Храм святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне, Москва

Паломнические поездки обычно совершаются по местам, которые богаты на архитектурные и исторические памятники. Однако не только старинные церкви заслуживают внимания, но и совсем молодые, возведенные в 21 веке, могут поразить человека своей красотой и величием. Один из них — это храм святителя Спиридона Тримифунтского, который располагается в Москве.

История возведения

Современное здание было построено в память древнего храма, носящего такое имя, стоящего на Козьем болоте, который был разрушен с приходом большевиков в 1930 году. Церковь возвели в рамках проекта «200 храмов Москвы» и начали строительство в августе 2011 года. С началом строительства в вагончике рабочих постоянно проводили воскресение литургии.

Уже в ноябре было проведено освящение малого, временного храма архиепископом Истринским Арсением. Тогда же провели и первую литургию на святом месте.

Несмотря на отсутствие реальных стен, молитвенные уже были возведены, ведь люди собирались на этом месте с начала строительства и регулярно участвовали в богослужениях. Отмечали и первый престольный праздник во временном помещении — 25 декабря прошла торжественная литургия под началом гостя протоиерея Олега Воробьева. Настоятель церкви Михаил Шманов лишь прислуживал ему, как и иерей Алексий.

Интересно! Несмотря на отсутствие должного помещения, на собрание пришло более 300 человек, и все это количество людей едва уместилось во временной церкви. Для удобства прихожан на улице установили колонки и видеопроектор, чтобы транслировать запись богослужения для тех, кто остался стоять снаружи, а также в рамках евангелизации.

Кроме большого количества слушателей, были и желающие причаститься — на причастие выносили 3 чаши, чего не бывает и в больших приходах. Настоятель был приятно удивлен отзывчивостью и желанием людей служить. Во время возведения комплекса местные жители постоянно приходили и изъявляли желание помочь, убрать или сделать что-то для прихода. При этом было одинаковое количество молодежи и пожилых людей, что свидетельствует о живом духе православного христианства в стране.

В январе была проведена торжественная рождественская литургия во временном помещении и там же сразу после Рождества, провели обряд Крещения. Первым младенцем, принявшим тут крещение, стал мальчик по имени Елеазар, названный в честь сына Исаака.

Только 27 марта 2012 года был заложен первый камень в фундамент нового храма. Он был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и это таинство было сопровождено знамением — в темном пасмурном небе вдруг выступило яркое весеннее солнце и осветило территорию будущего подворья. Летом была установлена малая звонница, а уже 15 сентября главное здание увенчалось первым золотым куполом.

Весной 2014 года церковь увенчали золотые кресты, а 25 декабря 2016 года законченное здание освятили. Обряд освящения вновь проводил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Описание архитектуры

Весь комплекс состоит из трех частей: главного храма, дома причта и хозяйственной части. Хозяйственные постройки располагаются на задней части территории, оставляя прихожанам возможность любоваться главным зданием. Тем не менее весь комплекс выполнен в едином стиле и оформлен одинаковыми тонами, создавая единую картину.

Главный храм был построен в стиле владимиро-суздальского зодчества 12 века и представляет собой трехапсидный четверик с пятью главами. Его площадь составляет 826 м², а стены в высоту достигают 13 метров. Тона для наружного дизайна были выбраны теплые — основная часть стен окрашена в краску светло-желтого оттенка с рельефными белыми колоннами вдоль. Пять куполов покрыты сусальным золотом и венчаются крестами.

При этом особого внимания заслуживает главный крест — его высота 4,5 метра, при этом он украшен ажурной вязью и вставками из разноцветного стекла. В ночное время крест освещается благодаря встроенным светодиодам.

Расписание богослужений

Паломники могут посетить храм в любой день — он работает с 8 утра и до 8 вечера. Туристы могут осмотреть церковь, послушать экскурсию и почтить святыни, которые тут хранятся. Среди них:

  • часть мощей святителя Спиридона и его обувь;
  • часть мощей архиепископа Крымского Луки;
  • часть мощей сщмч. Харлампия;
  • икона святых мучеников. Бориса и Глеба.

Все святыни находятся в открытом доступе и их легко осмотреть при посещении церкви. Паломники также могут принять участие в регулярных богослужениях, которые проходят по расписанию:

  1. С понедельника по субботу утреннее служение в 8:00 (включая исповедь) и вечернее в 17:00 (с чтением акафиста). В субботу с 17:00 начинается всенощное бдение.
  2. В воскресенье Божественная литургия начинается в 9:00 утра.
  3. Помимо общецерковных христианских торжеств (Рождество и Пасха) здесь ежегодно отмечается престольный праздник покровителя — святого Спиридона Тримифунтского. День его памяти торжественно сопровождается праздничными богослужениями 25 декабря, в день зимнего солнцестояния.

Руководит службами иерей и настоятель Михаил Шманов, который принимал участие и в создании дизайна комплекса, в частности, разработал оригинальный крест на главном куполе.

Деятельность прихода

При храме работает Воскресная школа для детей, которые изучают Закон Божий, основы христианской нравственности и церковно-славянский язык. Помимо этих уроков, дети могут записаться в кружки пения, хореографии, ИЗО, английского языка, игры на музыкальных инструментах, шахмат и рукоделию. Преподаватели в школе имеют специализированное образование, поскольку для служителей в храме важно заботиться о растущем поколении и их образованности.

Все участники школы принимают активное участие в деятельности храма: играют в Рождественских и Пасхальных постановках, поют в церковной хоре, совершают паломнические поездки.

Как добраться

Храм святителя Спиридона расположен по адресу: г. Москва, ул. Судостроительная, д. 48. Добраться можно от станции метро Коломенская на автобусе № 724 (остановка «Судостроительная 48») или на трамвае № 35 или № 47 (остановка «Нагатино»).

По всем вопросам следует звонить в приход по номеру телефона 8 968 723 59 20.

Брюсов переулок в Москве, Храм Воскресения Словущего и его святыни.

История постройки

Брюсов переулок был построен на месте оврага между улицами Тверская и Никитинская в 16 столетии, около которого стояла Успенская церковь. Давно нет овражка и храма Успения Богородицы, но осталось название Успенского вражка, древнего место Белого города.


Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Уникальна предыстория появления в Брюсовом переулке церкви Воскресения Словущего. Святыней церкви является храм Воскресения Господня в Иерусалиме, возрожденный святыми императором Константином и его матерью Еленой в 355 году на месте распятия Христа, на горе Голгофа.

Более трех столетий на месте страданий и распятия Иисуса велось языческое поклонение в капище Венеры, пока после обретения Животворящего Креста здесь не был воздвигнут православный храм.

Память об этом уникальном событии отмечается Православной Церковью 26 сентября, во многих церквях, в том числе в храме Воскресения Словущего в Москве отмечается престольный праздник. 1548 год хранит первое упоминание о деревянной церкви Обновления храма Воскресения Христова.

Возведение каменной церкви

Пожар 1629 года уничтожил все постройки на Успенском вражке, в том числе и церковь.

Новый, каменный храм был воздвигнут в 1634 году, о чем свидетельствует прошение настоятеля Матфея к Патриарху Иосафату Первому об освящении.

В 1634 году после упразднения рядом стоящей церкви, в храме Воскресения Словущего появился Елисеевский престол, переосвященный с Покровского.

Придел пророка Елисея построен в память о времени, когда царь Михаил Федорович встречал отца, патриарха Филарета, вернувшегося после нахождения в плену у поляков. До 1812 года придел существовал, как отдельный храм.


Богослужение в Московском храме Воскресения Словущего

К 1634 году в Воскресенской церкви были три прихода:

  • Елисеевский;
  • Мученицы Параскевы;
  • Никольский.

Найдены записи 1638 года, в которых упоминается о монастыре на Успенском вражке, это говорит о том, что в Брюсовом переулке некогда стояли кельи монахов.

В начале 18 века московская святыня была под покровительством князя М. Гагарина, на чьи средства производили ремонты, заменили храмовую кровлю.

Чума 1771 года привела к смерти всех священников, а пожар 1773 года уничтожил новую кровлю. До начала 19 столетия христианская обитель была закрыта, затем постепенно была отстроена.

В 1897 году для колокольни был подарен огромный колокол, для установки которого пришлось перестроить верхние колокольные ярусы, что придало храму более современного вида.

Читать еще:  Протоиерей Александр Шаргунов: биография священника, книги и проповеди, труды

Период разрушений

Во время массового закрытия христианских святынь в начале 20 века богослужения в храме Воскресения Словущего не прекращались ни на день, благодаря заступничеству и ходатайству известных в Москве и во всем мире людей, живущих в близлежащих районах, только в 30-х годах 20 столетия были сняты колокола и забраны все ценности.

Интересно! В числе прихожан церкви можно было встретить певцов, актеров, писателей и других выдающихся личностей, среди которых был Иван Козловский, Владимир Заманский, братья Пироговы, Константин Станиславский, Мария Максакова и многие другие.

На Пасху 1944 храмовая территория и близлежащие улочки заполнило более 2,5 тысячи прихожан.

Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке

Еще одна церковь в самом центре города, в шаге от Тверской улицы — храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Наверное, это один из самых знаменитых храмов Москвы, и вот по каким причинам.

Храм с частицей мощей Спиридона Тримифунтского

Для многих верующих храм в Брюсовом переулке — это прежде всего место, где можно поклониться образу и частице мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

Народ полон суеверий, и одно из них гласит: святитель Спиридон помогает в квартирных вопросах.

Это такое немного обмирщенное знание о великом святом, который действительно считается заступником сирых и убогих, и помогает в действительно безвыходных ситуациях.

Отчасти, именно из-за мощей святителя Спиридона Тримифунтского эта церковь в Брюсовом переулке полна народу — и в будни, и в выходные, во время служб и без них. Храм даже иногда по незнанию называют храмом Спиридона Тримифунтского в Брюсовом. Представляете?

Храм, который не закрывался в советское время

Храм в Брюсовом переулке — один из немногих, который оставался открытым в советские времена. Википедия пишет, что за него «просили» актеры и музыканты, что жили неподалеку.

Поэтому для тех, кто ходил в советское время в Церковь, это место, — Брюсов переулок и небольшой храм в нем, — дороги, как память.

Храм рядом с Тверской улицей

Храм Воскресения Словущего расположен в удивительно тихом для центра города месте. Еще 100 метров — и будет Тверская улица с толпой туристов и легионом машин. Но по самому Брюсовому переулку, — мимо храма, — автомобили ездят редко, а на площади перед входом в церковь — еще реже.

Это вообще удивительное свойство городов, когда в шаге от центральных улиц оказываешься вдруг в противоположном мире — неспешном и тихом. В данном случае: видишь ту Москву, которой не только восхищаешься или гордишься, но которую любишь.

Храм Воскресения Словущего: как добраться

Ближе всего до этой церкви дойти будет от метро «Охотный Ряд»: это пять минут пешком.

(Чуть дольше, если идти от Пушкинской площади и станций «Тверская», «Чеховская» и «Пушкинская».)

Если идти от метро «Охотный ряд», то — по левой стороне Тверской улицы из центра. Вскоре — после Телеграфа и «Макдональдса» — в сталинском доме будет гигантская арка. Нужно в нее: это и есть Брюсов переулок.

Современное состояние

Богослужения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима более 40 лет окормляли православных верующих. В особой величественной, торжественной атмосфере святости через молитвы митрополита излилась в сердца прихожан особая Божья любовь, приобретая новых чад для Православной Церкви.

Современная церковь Воскресения Словущего в Брюсовском переулке представляет собой типичное для уличного храма строение, построенного в классическом стиле. Архитектурными особенностями древней московской святыни являются декоративные полукруглые закомары стен, оконные наличники, пилястры, наличие карниза и колончатого пояса.


Внутри Воскресенского храма

С 1820 года сохранено помещение трапезной и колокольни, прилепившейся с западной стороны пятиглавого четверика. Лепнина и живописный орнамент главного свода появились в 1880 году, внутренняя роспись сделана и иконостасы сделана в конце 19 столетия.

Настоятель храма — протоиерей Николай Балашов. Для прихожан открыта воскресная школа, работают кружки, часто совершаются совместные паломнические поездки.

Колокольня

Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения «Архангел Михаил». Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.

Святыни

Тысячи паломников приезжают в Москву, чтобы поклониться иконам храма Воскресения Словущего.

Чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших» увешан множеством украшений, привезенных благодарными прихожанами, получившими ответы на молитвы о проблемах:

  • зависимости от алкоголя, наркотиков и компьютерных игр;
  • потери веры и уверенности в жизни;
  • разладов в семье;
  • исцеления от неизлечимых болезней.

Всегда людно около икон Богородицы «Знаменская», «Боголюбская», «Утоли мои печали», «Иверская», «Смоленская», «Казанская» и других.


Чудотворная икона святителя Спиридона Тримифунтского

Редкая икона Николы Можайского помогает прихожанам с 16 века. Помогают укрепить веру и решить множество проблем и молитвы у святых образов мучеников святителей Дамиана и Космы, Георгия Победоносца, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сторожевского и других святынь.

Примечания

  1. 1234
    Москва: все улицы, площади, бульвары, переулки / Вострышев М. И. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2010. — С. 69. — ISBN 978-5-699-33874-0.
  2. 12345678910
    Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы. Официальный сайт Комитета по культурному наследию города Москвы. Проверено 3 апреля 2013. Архивировано 4 апреля 2013 года.
  3. Эрдели Ксения Александровна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 9 марта 2020. Архивировано 4 марта 2020 года.
  4. Федоровский Фёдор Фёдорович (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 13 марта 2015. Архивировано 4 марта 2020 года.
  5. Ханаева Евгения Никандровна. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 11 марта 2020. (недоступная ссылка)
  6. Брюсов пер. 7
  7. «В гости к гениям»: Путеводитель. — М.: Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы, 2013. — С. 84—85. — 132 с. (недоступная ссылка)
  8. 123Трофимов В. Г.
    Москва. Путеводитель по районам. 2-е изд. — М.: Московский рабочий, 1976. — 456 с. — С. 112.
  9. Литовцева Нина Николаевна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 5 июля 2020. Архивировано 6 июля 2020 года.
  10. Гельцер Екатерина Васильевна (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015. Архивировано 6 июля 2020 года.
  11. Годунов Александр Борисович (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015. Архивировано 6 июля 2020 года.
  12. Никас Сафронов: «Дом моей мечты» (недоступная ссылка)
  13. Москва, Брюсов переулок, 17 // Сайт «Последний адрес».
  14. Брюсов переулок. Путешествия по Москве. Исторические улицы.
  15. Малинин Н. С.
    Архитектура Москвы. 1989—2009: Путеводитель. — М.: Улей, 2009. — С. 349. — 400 с. — ISBN 978-5-91529-017-3.
  16. Брюсов переулок 6
  17. Брюсов пер. 8
  18. Зак Яков Израилевич (недоступная ссылка — история
    ). Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 19 марта 2015. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  19. Известия, 7 ноября 2008, «Накоротке с вождями»
  20. Достопримечательности Москвы
  21. Самое главное о Музее-квартире Вс. Э. Мейерхольда
  22. К 85-летию со дня рождения Ростроповича в Москве появился памятник маэстро

Возведение каменной церкви

Тогда же боголюбивые москвичи приступили к возведению нового, на этот раз каменного храма, работа над которым была завершена через пять лет. Судя по сохранившимся историческим документам, своим обликом он мало отличался от существующего ныне, и известного большинству москвичей, храма Воскресения Словущего в Брюсове переулке.

Некоторые изменения в облик храма были внесены лишь в первой половине 19 века когда к нему построили двухъярусную колокольню, чем приблизили его облик к канонам модного в то время архитектурного направления, получившего название «русский классицизм».

Расписание богослужений

В завершении статьи коснемся еще одного важного вопроса. Как уже говорилось, церковь Воскресения Словущего привлекает к себе множество паломников, приезжающих порой из дальних уголков России, и желающих посетить этот старинный храм в Брюсовом переулке. Расписание богослужений, приведенное ниже, поможет им сориентироваться в его насыщенной религиозной жизни.

Так, по будним дням часы и исповедь начинаются с 8:40, а литургия в 9:00. Вечерние же богослужения проводятся в 18:00. Что же касается воскресных и праздничных дней, то их график является более плотным и насыщенным. Двери храма открываются в 6:30 для всех, кто желает отстоять часы и исповедаться, а в 7:00 совершается ранняя литургия, вслед за ней, в 10:00 – поздняя. В 18:00 начинаются вечерние богослужения, включающие в себя, кроме вечерни, чтение акафистов, предусмотренных в этот день церковным календарем.

Происхождение названия

В XVI веке на месте современного Брюсова переулка, между улицами Никитской и Тверской, проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом «Белом городе» Москвы.

Посвящение же храма относится к празднику Воскресения Словущего, посвященному восстановлению Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (более известного как Храм Гроба Господня

) в 335 году. Считалось, что поскольку Храм Воскресения Христова в Иерусалиме построен на месте реальных исторических событий, связанных с воскресением Христа, церкви в других городах не могли иметь такое же название. Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением.

Читать еще:  Троицкий монастырь в Муроме: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки, современное положение, расписание служб

Город-экран

Святыни Чудотворца СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО в Москве .

Многовековая (начиная с XVII века) история храма увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме.

Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.

Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. В каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами.

Святыни Чудотворца СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО в Москве .

На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.

Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в нашем храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом, но см.расписание богослужений.

Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя.

При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но см.расписание богослужений. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага).

Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением. Икона «Взыскание погибших» поступила в храм не ранее 1937 года. С первых лет XIX века до середины 1930-х она находилась в церкви Рождества Христова, что в Палашах.

Праздник в храме Святого Спиридона

Отец Иннокентий, когда возникла идея принесения в Россию с Корфу мощей святителя Спиридона Тримифунтского? Как раз сейчас, в начале октября, начнется очередная «Русская неделя», одним из организаторов которой является и Данилов монастырь. При общении с митрополитом Нектарием выяснилось, что в 1984 году грекам была возвращена из Ватикана… десница святителя Спиридона. Это, действительно, было настоящее чудо, поскольку в течение многих столетий было неизвестно, где она вообще находится.

Святитель Спиридон – очень добрый святой

Затем в Синод поступило соответствующее обращение приснопамятного патриарха Алексия II, и в 2007 году десница святителя впервые прибыла в нашу страну. Кстати, частица мощей этого святого есть также в старинной иконе ХVIII – начала ХIХ века, которая хранится в храме Воскресения словущего на Успенском Вражке в Брюсовом переулке.

Патриаршее служение в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в неделю 7-ю по Пасхе. Хиротония архимандрита Никиты (Ананьева) во епископа Людиновского

В самом деле, это так. Это был один из греческих просветителей, который приехал в Россию по приглашению Екатерины Великой. Представьте себе, именно в роду Вулгарисов, в их домовой церкви, хранились 400 лет мощи святителя Спиридона, и только в ХIХ веке они были переданы в храм, где и сейчас покоятся. Как известно из жития святителя Спиридона, он был не только великим святителем и богословом, но еще и очень добрым, отзывчивым, милосердным.

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ШАНХАЙСКОГО И САН-ФРАНЦИССКОГО Чудотворца

Есть много чудес, которым сразу и не поверишь. Нам рассказали, что в монастырь приходила женщина с дочкой, которые очень нуждались, им было нечем заплатить за квартиру. И вот когда после этого они возвращались домой, женщина нашла в метро большую сумму денег. Потом эта женщина снова приходила к мощам, чтобы поблагодарить святого.

Архитектура и убранство храма

И он был действительно очень добрым человеком. И, конечно, все добрые качества многократно возрастают в Царствии Божием, как бы еще более освящаются. Поэтому святитель оказывает заступничество многим и многим, помогая в различных житейских обстоятельствах.

Архимандрит Нектарий: Я хочу показать детям из России и Украины все самое лучшее, что есть в Греции

И все знали: когда проблемы с жильем, всегда нужно заказывать молебны святителю Спиридону Тримифунтскому. Такая традиция существовала издревле и у простых, и у знатных людей. Особо чтила святителя Спиридона царская семья. Император Александр I родился в день памяти святого – 12 декабря. Когда он родился, то от Финляндского полка ему был изготовлен ко дню крещения складень, в котором были образы Спаса Нерукотворного, святителя Спиридона и митрополита Алексия Московского.

Как сейчас проходит в Даниловом монастыре встреча людей со святителем? Мне в прошлый раз так было жаль людей, которые стояли в очереди по шесть, восемь и даже десять часов, а потом, приложившись к святыне, тут же покидали монастырь.

Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

Московская церковь святителя Спиридона на Козьем Болоте

Единственная в Москве церковь, освященная во имя святителя Спиридона Тримифунтского, до революции стояла на одноименной улице между Тверским бульваром и Садовым кольцом — раньше она называлась Спиридоньевской. В безумное советское время храм был разрушен, а Спиридоньевскую в 1945 году переименовали в улицу Алексея Толстого, так как «красный граф» жил здесь свои последние годы. Церковь же стояла на углу Спиридоновки и Большого Спиридоньевского переулка, где сейчас возвышается громоздкий жилой дом сталинской архитектуры с барельефами на фасаде (№24). В старину она была главным слободским храмом Патриаршей слободы на Козихе.

Сама улица появилась не ранее середины XVI века незадолго до основания здесь слободской церкви – тогда эта топкая пустынная болотистая местность считалась «загородьем». Есть свидетельства иностранцев, посещавших средневековую Москву, что здесь водились дикие козы – отсюда произошло старинное название местности «Козье Болото». Когда часть этих коз приручили и занялись их разведением, здесь образовалась Патриаршая слобода, откуда для Патриаршего двора поставляли дорогую шерсть и молоко, а в местных прудах разводили простую рыбку для каждодневного стола.

Церковь св. Спиридония появилась на Козихе в XVII веке. Это была вторая слободская церковь после Ермолаевской, которую устроил фактический основатель Патриаршей слободы, святитель Гермоген по своим именинам – до принятия монашества он носил имя Ермолай (см. 8 августа). Освящение новой церкви во имя св. Спиридона было связано с тем, что слобода нуждалась в патрональном храме, а св. Спиридон в молодости сам был пастухом и почитался покровителем пастухов и сельского хозяйства.

Святой Спиридон жил в конце III – первой половине IV вв. от Рождества Христова на территории Греции. Он родился на острове Кипр, имел семью и в ранней молодости пас свои стада. И тогда его душа была обращена к Богу: все средства св. Спиридон отдавал ближним и странникам, за что обрел от Бога чудесный дар исцелять неизлечимых и изгонять бесов. Когда умерла его жена, св. Спиридон был избран епископом города Тримифунта, — это случилось в правление императора Константина Великого. И в 325 году святитель приехал на I Вселенский Собор, созванный императором в Никее, где был принят первый Символ Веры. Св. Спиридон много трудился над созданием и проповедью православной догматики, особенно вероучения о Святой Троице. На заседании Собора он вступил в диспут с греческим философом, приверженцем арианской ереси, и сумел убедить его в истинности православия так, что тот даже принял святое Крещение. Известно, что св. Спиридон для доказательства истины взял в руку обыкновенный глиняный кирпич (в старину называвшийся плинфой) и стиснул его: чудесным образом из кирпича моментально вспыхнуло и унеслось ввысь пламя, вниз потекла вода, а в руках святителя осталась глина. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна. Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино», — молвил святитель.

Был св. Спиридон и христианским мудрецом, и служителем Церкви, и исцелителем, и защитником простых людей. Однажды несчастная мать принесла ему своего мертвого младенца, вопия о помощи. По молитве святого младенец ожил, но пала бездыханной мать, не выдержав радости. Святой вновь начал читать молитву, и к женщине тоже вернулась жизнь. В другой раз его друг невинно попал под суд по навету и был приговорен к смерти. Святитель поспешил к нему на помощь, но путь ему преградил разлившийся ручей. Тогда святой приказал воде остановиться волею Христовой, так как он спешит спасти невинного человека. Вода чудесным образом остановилась, святитель благополучно переправился на сушу, и когда пришел в суд, там уже знали о случившемся чуде. Судья с почетом отпустил друга святого Спиридона.

Однажды в Великий Пост в дом к нему постучался усталый путник. Святитель, увидев, что человек крайне истомлен, велел дочери накрыть на стол. В доме ничего не оказалось, кроме зимних запасов солонины, и странник отказался отведать мясо, сославшись на то, что он христианин и должен соблюдать закон. Тогда св. Спиридон сел за стол и сам начал вкушать солонину, убеждая гостя подражать ему – ибо он видел, что этот человек изможден и нуждается в хорошем подкреплении сил. А когда воры задумали украсть у св. Спиридона овец и ночью забрались к нему в овчарню, то неожиданно оказались связанны веревкой. Утром обнаруживший их святитель развязал непрошеных гостей по молитве и долго уговаривал оставить неправедные дела, подарив им в напутствие по овце со словами: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Читать еще:  Игумен Петр Мещеринов: биография, беседы и книги, лекции

Чудеса сопровождали жизнь св. Спиридона, свидетельствуя о нем. Когда святитель однажды служил с дьяконами в пустой церкви, зазвучал невидимый великий хор, «сладкоголосее всякого пения человеческого», и этот хор слышали люди на улице, думая, что церковь полна молящихся… По молитвам святого на его родной Кипр в засуху шли дожди, а в сырую погоду, опасную для урожая, наступали солнечные дни. По молитве его сокрушались языческие идолы. Однажды в Александрии был созван церковный собор: священнослужители молились о том, чтобы исчез с их земли мрак языческий, и по их молитве местные идолы сокрушались один за другим, кроме главного. И было Александрийскому патриарху видение, что этот идол должен быть повержен св. Спиридоном, святителем Тримифунтским. Узнав о том, св. Спиридон немедленно сел на корабль и как только ступил на землю Александрии, идол повергся в прах.

В молитве Св. Спиридон отдал душу Богу. Он скончался около 348 года. Святые мощи его упокоены на острове Корфу в храме, освященном во имя святителя, а десная рука хранится в Риме.

Сохранилось еще одно предание. Однажды поклониться святым мощам Спиридона Тримифунтского приехал Н.В.Гоголь. Он стоял в толпе ожидавших подойти к гробнице и услышал, как один англичанин рассуждал, может ли человеческое тело так хорошо и долго сохраняться, и, наконец, пришел к выводу, что оно просто прекрасно забальзамировано. И будто бы колыхнулось тело святого Спиридона, оборотившись в сторону нечестивого. Потрясенный Гоголь, ставший свидетелем чуда, рассказывал о нем потом в Оптиной пустыне.

На Руси день праздника святого сопровождали многочисленные народные приметы. Он выпадает на время зимнего солнцестояния, когда наступают самые короткие дни и самые долгие ночи, но природа уже поворачивается к солнцу, и с этого времени дни начинают удлиняться: «После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек». По этому дню в старину гадали и о встрече нового года: «Если на Спиридона светло, новогодье предстоит морозным и ясным; если хмуро и деревья покроет иней – на праздник будет тепло и пасмурно».

Основание московской церкви во имя св. Спиридона на Козихе состоялось в то время, когда патриаршая слобода была уже достаточно развита как городской хозяйственный центр и требовала своей «патрональной» церкви. Самая первая, деревянная Спиридоньевская церковь была известна здесь уже в 1627 году. А в 1633 -1639 г.г. ее возвели каменной по указу патриарха Филарета — он вообще любил эту местность, и построил для себя в ее окрестностях, за пределами Козьей слободы маленькую церковь св. Феодора Студийского, которая стала его укромным молельным храмом.

Главный престол новой слободской церкви освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а приделы — во имя св. Николая Чудотворца и св. Спиридона. Был здесь чтимый чудотворный образ св. Спиридона с частицами мощей. В 1717 году, в петровскую эпоху, здесь был устроен новый придел во имя св. апостолов Петра и Павла, а спустя еще столетие вся церковь была перестроена, и Спиридоньевский придел освятили уже в новой трапезной. Вся эта перестройка произошла по необходимости расширить храм, так как его приход сильно увеличился – со временем старинная патриаршая слобода исчезла, и местность превратилась в элитнейший старомосковский район. Тихая Спиридоновка стала «барской улицей», тягавшейся с Арбатом и Пречистенкой – здесь тоже не было ни торговли, ни кабаков, и тоже жили люди «достаточного» и «образованного сословия», хотя многие из них были купеческого звания и даже вышли из крепостных – Морозовы, Рябушинские, Тарасовы.

Спиридоновка! Сколько чувств рождает это имя у москвича, и какой чарующей московской тайной предстает она гостю русской столицы. Настоящая улица-музей – пешая прогулка по ней дарует возможность увидеть в миниатюре всю старую Москву. В самом ее начале у Никитских ворот — знаменитый особняк Степана Рябушинского, визитная карточка гениального московского модерна, провозгласившего исцеление жизни красотой, которую творит искусство. И хотя в нем открыт мемориальный музей Горького, сам по себе этот дом — музей архитектуры и старомосковского быта эпохи «брильянтового» века. На другой стороне – роскошно отреставрированные палаты старинного Гранатового двора. Здесь, рядом с московскими бронниками, находился оружейный склад боеприпасов и литейные печи, где отливали русские пушки. Отсюда после пожара в XVIII столетии Гранатный двор перевели на Васильевский луг к Москворецкой набережной, где потом был выстроен екатерининский Воспитательный дом (см. 7 декабря), а Гранатный двор вновь перевели — к далекому Симонову монастырю.

Точно напротив места, где возвышалась Спиридоньевская церковь, — особняк Саввы Морозова (№17), стилизованный великим Шехтелем под средневековый замок: «Мой дом — моя крепость». Здесь прятался у хозяина Николай Бауман, которого разыскивала вся полиция. И когда губернатор Москвы, великий князь Сергей Александрович приезжал к Морозову на обед, он и не подозревал, что его любезный собеседник за столом и есть тот самый Бауман. Здесь прошли самые трагические дни жизни Саввы Морозова накануне самоубийства, полные горечи, обид и разладов с семьей, с друзьями и с самим собой. Здесь он занимал две скромные комнатки на втором этаже, а огромный, изумляющий древневосточной роскошью, особняк был владением его жены, Зинаиды Григорьевны. Потом она купила себе подмосковную усадьбу Горки, некогда принадлежавшую князьям Трубецким, и вновь пригласила Шехтеля перестроить ее в модном стиле модерн. Когда после смерти Саввы Тимофеевича она вышла замуж за московского градоначальника Рейнбота, она привезла мужа в свой подмосковный дом, куда для его служебных надобностей провели редкий еще телефон. Усадьба во вкусе Морозовой оказалась такой комфортабельной, что в 1918 году ее передали Ленину. Сам же особняк на Спиридоновке купили у вдовы Рябушинские, а после революции дом перешел в ведение МИДа. Здесь же, на Спиридоновке, 11, жил известный врач-отоларинголог А.Ф.Беляев, у которого лечились-наблюдались Шаляпин и Собинов. А в советское время «по соседству», в доме №15 жил маршал Г.К.Жуков и именно здесь писал свои знаменитые мемуары.

За три века своей жизни Спиридоньевская церковь стала свидетельницей многих исторических событий, важных для России. И на ее собственную долю выпало участвовать в них. Почти неизвестно, что в трагическом июле 1918 года, после того, как было получено известие о расстреле семьи императора Николая II, его приверженцы открыто отслужили в скромной Спиридоньевской церкви заупокойную обедню. На ней присутствовали бывшие придворные, государственные чиновники и члены монархических и правых партий. Как вспоминал один участник, тогда еще не боялись столь искренне выражать свои чувства и отношение к жизни – настоящий красный террор начался только в сентябре.

А еще спустя годы Спиридоньевская церковь поплатилась жизнью из-за социалистической реконструкции столицы и ее утопистской идеологии. В 1930 году церковь была сломана под экспериментальное строительство в престижном районе старой Москвы — только лишь великий подвижник П.Д. Барановский успел сделать необходимые обмеры. В 1932 –1934 г.г. точно на ее месте выстроили большой серый жилой дом «треста «Теплобетон» в стиле конструктивизма. На первый взгляд – обычный дом, но дом уникальный.

Во-первых, он был построен из редкой технологической новинки – теплобетона, то есть бетона с теплопроводным наполнением, дабы опробовать его. Во-вторых, дом представляет собой настоящую декларацию социалистической реконструкции столицы, а именно идею синтеза архитектуры и скульптуры. Этот важнейший художественный принцип социалистического зодчества был рассчитан на идеологическое воспитание массового жителя-«утопийца». «Сооружение не всегда в широкой практике воспринимается как художественное — его воздействие не оформлено в сознании. Активность восприятия находится в прямой зависимости не только от художественной культуры масс. В этом смысле изобразительный язык скульптуры понятней. Массовый зритель иногда через скульптуру, более ему понятную, приходит к сознательному освоению архитектурных форм, и только тогда можно считать архитектурные средства приведенными в действия», — писал один из идеологов реконструкции.

Сюжеты и образы скульптур и барельефов, используемых при оформлении архитектурных сооружений, полностью соответствовали поставленной цели. В основном, это был утопический образ нового человека «будущего», жителя социалистического города, идеал для «развития» реальности, который прошел насквозь через всю эпоху социалистического строительства. Фасад дома, выходящий на Спиридоновку, украшают ранние, нелепые, еще не развитые аллегорические барельефы «Техника», «Искусство», «Наука» с изображением трех стилизованных фигур. Под надписью «Техника» помещен юноша с моделью дирижабля в руках. «Искусство» символизирует тоже юноша античного телосложения, сидящий на каменной глыбе перед мольбертом. «Наука» – девушка, неестественно изогнувшаяся над столом с книгами: при очень внимательном рассмотрении выясняется, что она наблюдает за чем-то в микроскоп.

Ради этого уродства был снесен старинный московский храм. И теперь Спиридоньевскую церковь помнят лишь ее исторические соседи. А как хотелось бы, чтобы она была восстановлена, дабы исчез мрак языческий с Российской земли.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector