0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Рождества Богородицы на Сенях: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях, Москва

Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейших храм XIV столетия, поныне ожидает своей очереди на тщательное изучение историками, архитекторами и теологами, ныне закрытый для богослужений, но бывает временно открыт для экскурсий.

Большой Кремлевский дворец является хранителем старинной постройки с золотым куполом во главе.

Исторические сведения о храме

В конце XIV века вдова Дмитрия Донского, княгиня Евдокия велела заложить новый храм в честь победы во время Куликовской битвы.

Княжеский дворец располагался на территории московского кремля и находился под его защитой. Будущий храм решено было построить над деревянной святыней Воскрешения Лазаря и использовать его в качестве домовой церкви. По плану строительства церковь, соединяющаяся с дворцом сенным переходом, была названа на Сенях.

Читайте также похожие статьи:

Первой иконой новопостроенной святыни является образ ангела, написанный самой княгиней после посещения ее во сне посланником Божьим.

На заметку! Сохранившиеся росписи сводов и стен принадлежат кисти знаменитых художников Феофана Грека и Симеона Черного.

Пожар 1479 года привел к обвалу верха здания, но разрушения вскоре восстановили. В начале XVI века, в 1514 году архитектором Алевизом Новым было начато строительство нового яруса, который впоследствии стал главным престолом храма Рождества Божьей Матери. Церковь Воскрешения Лазаря оказалась в подклете.

В то время еще не было Вознесенской женской обители в Кремле, и женщины царского рода хоронились в приделе Воскрешения Лазаря, где хранилась и казна храма.

О существовании трех глав и двух приделов можно узнать только по сохранившимся чертежам 1600 года.

Царь Федор Алексеевич в конце XVII века в 1681 году приказал перестроить святыню, упразднив Лазаревский придел, и возвести собор Святого Духа, который простоял совсем немного, на его месте была возведена одноглавое здание, и придел Лазаря замуровали.

Строительство Большого Кремлевского комплекса подарило новую жизнь храму Богородицы на Сенях и приделу Воскрешения Лазаря, украсившему древний подклет.

Другие храмы в честь Рождества Богородицы:

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля реставрировали, провели электричество, при этом уничтожив многие древние росписи.

На протяжении многих столетий в беломраморном здании молились царицы и великие княгини. Царь Николай Второй с царицей Александрой и детьми в 1903 году приобщался в древней святыне Святых таинств.

В церкви Воскрешения Лазаря богослужение проводилось раз в год, на Лазареву субботу.

После Гражданской войны христианские кремлевские святыни закрыли.

Храм Богородицы на Сенях восстановили и отреставрировали. Но только в 2012 году патриарх Кирилл провел первое богослужение в стенах святыни, установив на ее стене памятную доску в честь памяти Евфросинии Московской, основательницы храма.

Святыни и престольные праздники

Престольные праздники древнейшей святыни — 21 сентября — Рождество Божьей Матери, последняя суббота перед Пасхой — Лазарева суббота.

Чудотворную Феодоровскую икону Богородицы, перед которой юный боярин Михаил Романов был наречен царем, принесла в святыню мать императора Михаила Федоровича.

Костромской Успенский собор ныне является хранителем чудного Феодоровского образа Божьей Матери.

Левая сторона царских ворот украшалась писком Владимирской иконы Богородицы, украшенной серебряным киотом.

Золотая риза с 2555 бриллиантами украшала список образа Спаса Нерукотворного.

Современное состояние храма

Современное здание Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля полностью восстановлено.

Орнаменты и сцены из жизни святых украшают своды небольших ее внутренних пространств.

Через решетчатые отверстия в куполе церковь освещается слабым светом. В дворцовые коридоры свет попадает через цветные стеклянные мозаики.

Ещё интересные статьи:

Реставрация XIX века не коснулась Царских ворот и серебряного храмового иконостаса, изготовленного по заказу императора Николая II.

Современная святыня хранит список Феодоровской иконы Богородицы, фамильного Божьего лика семьи Романовых, и список Владимирского образа Божьей Матери.

Информация для паломников

На данный момент одна из древнейших святынь России закрыта для богослужений и массового посещения, о проведении экскурсий в святыню следует уточнить в бюро экскурсий Кремля.

Экскурсии по храмам Кремля проводятся ежедневно, кроме четверга. С 10 утра до 6 часов вечера.

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях, Москва — что важно знать

Древнейшее здание Москвы, никому не известное и закрытое для посещения

Исторические сведения о храме

В конце XIV века вдова Дмитрия Донского, княгиня Евдокия велела заложить новый храм в честь победы во время Куликовской битвы.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

Княжеский дворец располагался на территории московского кремля и находился под его защитой. Будущий храм решено было построить над деревянной святыней Воскрешения Лазаря и использовать его в качестве домовой церкви. По плану строительства церковь, соединяющаяся с дворцом сенным переходом, была названа на Сенях.

Первой иконой новопостроенной святыни является образ ангела, написанный самой княгиней после посещения ее во сне посланником Божьим.

На заметку! Сохранившиеся росписи сводов и стен принадлежат кисти знаменитых художников Феофана Грека и Симеона Черного.

Пожар 1479 года привел к обвалу верха здания, но разрушения вскоре восстановили. В начале XVI века, в 1514 году архитектором Алевизом Новым было начато строительство нового яруса, который впоследствии стал главным престолом храма Рождества Божьей Матери. Церковь Воскрешения Лазаря оказалась в подклете.

В то время еще не было Вознесенской женской обители в Кремле, и женщины царского рода хоронились в приделе Воскрешения Лазаря, где хранилась и казна храма.

Купол храма Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях

О существовании трех глав и двух приделов можно узнать только по сохранившимся чертежам 1600 года.

Царь Федор Алексеевич в конце XVII века в 1681 году приказал перестроить святыню, упразднив Лазаревский придел, и возвести собор Святого Духа, который простоял совсем немного, на его месте была возведена одноглавое здание, и придел Лазаря замуровали.

Строительство Большого Кремлевского комплекса подарило новую жизнь храму Богородицы на Сенях и приделу Воскрешения Лазаря, украсившему древний подклет.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля реставрировали, провели электричество, при этом уничтожив многие древние росписи.

На протяжении многих столетий в беломраморном здании молились царицы и великие княгини. Царь Николай Второй с царицей Александрой и детьми в 1903 году приобщался в древней святыне Святых таинств.

В церкви Воскрешения Лазаря богослужение проводилось раз в год, на Лазареву субботу.

После Гражданской войны христианские кремлевские святыни закрыли.

Храм Богородицы на Сенях восстановили и отреставрировали. Но только в 2012 году патриарх Кирилл провел первое богослужение в стенах святыни, установив на ее стене памятную доску в честь памяти Евфросинии Московской, основательницы храма.

Воскрешение Лазаря

Если глядеть на Кремль с Большого Каменного моста, то среди зеленых крыш Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца увидите одинокую белую главку (вот панорама). Это двухэтажная церковь: на втором этаже — храм Рождества Богородицы, что на Сенях, а на первом — храм Воскрешения Лазаря, древнейший памятник Москвы. Попасть сюда могут только сотрудники ФСО и допущенные ими реставраторы.

Читать еще:  Николо-Берлюковская пустынь в Московской области: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Церковь Воскрешения Лазаря со всех сторон обстроена, от нее остались белокаменные стены с главным порталом с южной стороны и частью щелевидных окон. В стенах — ниши, ныне пустые, а изначально расписанные фресками.

Что касается самого Лазаря, то это друг Христа, который умер в 33 году н. э., но Христос воскресил его, чтобы явить свою Силу, но также и из чисто человеческого сочувствия, на что богословы указывают отдельно. В православии есть праздник Лазарева суббота (накануне Страстной недели), а также 30 октября отмечается праздник перенесения мощей Лазаря в Константинополь.

Интересно, что судьба кремлевского храма дивно соответствует посвящению, да только окончательное воскрешение и выход из замурованной гробницы все никак не наступает.

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.

Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Рождество Богородицы

А церковь Рождества Богородицы — это куб с куполом + трапезная. Стены сплошь покрыты фресками, окна резные, с цветными витражами. Это видно по фотографии 2012 года (см. ниже).

А само Рождество Богородицы — это событие, предваренное пророчествами. Святые богоотцы Иоаким и Анна все никак не могли создать потомство, но явился им ангел, и все сложилось. Русская церковь отмечает этот праздник 21 сентября.

Церковь Рождества Богородицы была домашней церковью великих княгинь и цариц в XV—XVII вв. Царская семья молилась здесь не только с торжественными выходами, но и просто так, в любое время. Церковь соединяется с Теремным дворцом, отчего и называется: на Сенях.

А сейчас вы узнаете, до чего непомерна и неисполнима задача поддерживать этот небольшой храм в нормальном состоянии.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.

Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.

Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.

Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.

Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.

Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.

Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1393 год
Окончание строительства: 1394 год
Координаты: 55°44’59.5″N 37°36’55.8″E

Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен.

История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.

Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному. Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях». Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.

В начале XVI века над реконструкцией здания работал итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.

На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы. Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме. В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.

Читать еще:  Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки, расписание богослужений

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек. Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца. Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.

Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли. И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма. После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем. В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца. Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.

Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ. Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках. А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.

Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение. От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось. С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.

Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.

Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.

Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме. Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.

Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт. Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен. Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.

МОСКОВСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРАМ В СТАРОМ СИМОНОВЕ

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
(Московская епархия)

  • Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца, блгв. Димитрия Донского, прп. Кирилла Белоезерского, прп. Сергия Радонежского
  • Адрес: Россия, г. Москва, ул. Восточная, д.6
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Деревянный храм на этом месте был возведён в 1370 году преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского Симонова монастыря. В 1379 году Симонов монастырь был перенесен на новое место.
Вокруг храма располагалось монастырское кладбище. В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве (1380). Позднее их гробницы были устроены в новом храме (описание гробниц известно с 1660 года). Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод – сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

В 1509 году возвели существующее доныне каменное церковное здание.
В середине XVII века старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В 1703 году на северо — востоке от храма построена отдельно стоявшая деревянная теплая трапезная с храмом святителя Николая Чудотворца (в 1734 году перестроена). В 1785-87 годах сооружена новая каменная трапезная и колокольня (перестроена в 1849-55 гг.). В 1870 году в приделе преподобного Сергия Радонежского установлено новое надгробие Пересвета и Осляби — шедевр чугунного каслинского литья, — покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу. Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.

В 1894 году храм был расписан.

В 1927 или 1929 году церковь была закрыта. В 1930-х годах церковь была обезглавлена. Надгробие героев Пересвета и Осляби отправлено на лом, надгробные плиты монастырского кладбища распилены на бордюрные дорожные камни. В стенах пробиты окна и двери. В здании разместилась компрессорная станция . В 1932 году была снесена колокольня.

В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. С 1980 года реставрировалась добровольцами, к 1988 году отгорожена от завода.

В 1989 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

16 сентября 1989 года были освящены приделы преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая.

В 1991 году рядом с храмом построена каменная звонница.

Художник О.Б. Павлов на северной и южной стенах выполнил росписи в технике термофосфатной живописи – Рождество Пресвятой Богородицы и образ Божией Матери «Оранта». Росписи и внутреннее убранство были восстановлены. В левом приделе преподобного Сергия Радонежского над могилой святых иноков Пересвета и Осляби установили надгробие, выполненное скульптором Вячеславом Клыковым.

3 июня 1993 года освятили главный престол в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Возобновлен придел преподобного Кирилла Белозерского.

В 2006 году была восстановлена колокольня.

Часовня Кирилла Белозерского в Старом Симонове

При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки колоколов, разбитых в 1930-е годы.
На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из «Задонщины»: «Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую».

Читать еще:  Храм Архангела Михаила в Царицыно: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

Архитектура и материалы для строительства и отделки

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.

Концепция церкви

Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.

Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.

Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.

С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.

Колокольня

Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.

По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково

Официальный приходской сайт

  • Новости
  • О храме
    • История храма
    • Святыни храма
    • Приделы
    • Главный придел Рождества Пресвятой Богородицы
    • Святителя Николая Чудотворца
  • Расписание богослужений
  • Воскресная школа
  • Статьи
    • Паломничество
  • Библиотека
  • Фотогалерея
    • Флористическое украшение храма
  • О Православии
  • Духовенство
  • Контакты
  • Прямая трансляция
  • Принимаем требы онлайн

Рубрики

Архивы

Аудиоархив

Flickr-фото,видеоматериалы

  • play
  • pause

Святыни храма

На сегодняшний день в храме Рождества Богородицы собрано немало святынь, среди которых главное место занимает чудотворный образ Божией Матери «Страстная», находится в приделе Святого пророка Божия Илии. Эта икона была перенесена в храм из Страстного монастыря в XIX веке в связи с моровым поветрием, нашедшим на окружающие села, с иконой совершались крестные ходы вокруг сел, перед ней служились молебны. Самое торжественное богослужение совершается в день её празднования – 26 августа (по новому стилю).
Святыней храма является икона Божией Матери «Троеручица» (Дамаскинская), её почитание ещё началось в XVIII веке. Перед чудотворным образом совершались водосвятные молебны. В храме Рождества Богородицы хранится древний образ Пресвятой Богородицы «Боголюбская». В XIX — XX веках с этим образом обходили все дома крестным ходом. Крестный ход доходил до деревни Заозерье, Островцы. Празднование совершается 1 июля (по новому стилю).

Местное предание помнит небесную защиту и ходатайство святого Николая, архиепископа Мир Ликийского Чудотворца. Во время революции и Великой Отечественной войны многие прихожане усердно молились перед иконами святителя Николая. В храме хранится три иконы святителя Николая: икона Николая с житием, икона Николая в митре (древний образ в старинных ризах) и икона святителя в полный рост (в золотых ризах). Празднование 19 декабря и 22 мая (по новому стилю).

В Ильинском приделе храма находится старинный образ пророка Божия Илии, перед которым уже несколько столетий совершается молебное пение с акафистом.

В храме находился чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Крестным ходом неоднократно проносилась икона по окрестностям Верхнего Мячково и очень почиталась жителями, так как неоднократно спасала округу от эпидемий. В 70-е годы XX века старинный почитаемый образ был украден. Молитвами прихожан в храме появилась икона старинного письма «Всех Скорбящих Радость». Празднование совершается 6 ноября по новому стилю.

В храме находится ковчег с частицами святых мощей угодников Божиих, прославленных Русской православной Церковью, камень с Голгофы, привезенный из Иерусалима, и много святынь, привезенных из разных мест. Камень с горы Моисея вставлен в ковчег с частицами мощей.

В Ильинском приделе возвышается Голгофский Крест Господень с частичкой древа, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Так же в храме хранятся другие святыни и иконы, заслуживающие особого внимания по своей древности и красоте. В первую очередь это святые Царские врата, украшенные лозой виноградною, большая икона Божией Матери «Иверская», в золотых ризах. Иконы Богородицы «Тихвинская», «Владимирская» в серебряных ризах, «Нечаянная Радость», «Всецарица» в серебряном окладе, «Неупиваемая чаша», «Млекопитательница», «Живоносный источник», «Неопалимая купина», «Собор Пресвятой Богородицы», «Смоленкая», «Взыскание погибших», «Умягчение злых сердец», искусно расписанная бисером и подаренная храму одним из прихожан, «Призри на смирение», «Успение Пресвятой Богородицы».

В храме хранятся иконы святых угодников Божиих: святого Иоанна Предтечи, святых апостолов Петра и Павла, Святого апостола евангелиста Иоанна Богослова, святого Алексия человека Божия, святого Иоанна Воина, святых безсеребренников Косьмы и Домиана, Димитрия Солунского, святого мученика Георгия Победоносца, семи отроков Эфесских, учителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, Святителей московских, Преподобного Сергия Радонежского и Серафима Саровского, святой праведной Анны Кашинской, написанная на кипарисовой доске с памятной надписью «освящена на мощах». В храме хранилось несколько напрестольных крестов искусной работы XVIII – XIX веков, потиры, кадила и некоторая другая старинная церковная утварь того времени, но в советские годы храм несколько раз обворовывался, поэтому многие святыни храма утеряны безвозвратно.

В ризнице хранятся несколько старинных облачений, покровцев, плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется для богослужений.

Святой источник

До революции рядом с храмом находился святой источник. В советское время святой источник был осквернен, забросан мусором, на месте источника была устроена свалка. Силами прихода по просьбе прихожан с 1999 года начались первые работы по расчистке источника от мусора. Было вывезено 20 тонн мусора. Прихожанами был расчищен и восстановлен святой источник. Его Высокопреосвященство Высопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий торжественно освятил святой источник 26 августа 2001 года в день празднования иконы Божией Матери «Страстная». Источник был освящен в честь иконы Божией Матери«Страстная» и Святого пророка Илии. Случаи исцеления на этом святом источники продолжаются до сих пор, о чем свидетельствуют прихожане и паломники.

Случаи исцеления на этом святом источники продолжаются до сих пор, о чем свидетельствуют прихожане и паломники. Местность вокруг источника очень живописная: бревенчатые постройки, беседка, грот, аккуратно выложенный из серых камней, деревья, кусты и цветы, словно в сказке. Всегда на Руси считалось, источник у храма – это особая благодать и милость Божия и Царицы Небесной.
Святая вода, к которой припадают люди, так же благодатна, как и Слово Божие. Ежегодно паломничество к святому источнику рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково неуклонно растет. Ежегодно совершается крестный ход на святой источник в день празднования святого пророка Илии, в праздник иконы Пресвяятой Богородицы «Страстная», на праздник Крещения Господне.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector