0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

Храм преподобного Серафима Саровского (Курск)

Мiръ Россия Курская область Курск Храм преподобного Серафима Саровского (Курск)

Храм Преподо́бного Серафи́ма Саро́вского в Ку́рске — православный храм в историческом районе Цыганский бугор современного Железнодорожного округа города Курска. Памятник архитектуры местного значения.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

В 1905 году на совместные средства города и купца И.В. Пузанова, пожертвовавшего городу 10 тысяч рублей, на Цыганском Бугре была построена двухкомплексная школа и храм при ней во имя преподобного Серафима Саровского, который был освящен епископом Курским Питиримом.

Со времени своего открытия храм постоянно привлекал многочисленных богомольцев не только этого района, но и других районов города и местностей, прибегавших к молитвенной помощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Храм этот не был приходским (то есть к нему не были приписаны рядом проживавшие жители Цыганского Бугра, которые, соответственно, не могли полностью реализовать свои духовные и религиозные потребности), не имел собственного причта, а службы в нем проводил приезжий священник кафедрального собора. Преобразование данной церкви-школы в приходской храм было продиктовано действительно острой нуждой местного населения, которое частью было приписано к храму Успения Божией Матери, что в Очаково (ныне ул. Антокольского), часть же только переселялась из других районов города Курска по распоряжению Городской Управы – «Производитель заселения жителей города на свободных городских местах».

Прошение о передаче храма и находящегося в нем училища в ведение Духовной Консистории стал подавать епископ Курский Питирим в Городскую Управу с 1908 года от лица жителей Цыганского Бугра, а затем — архиепископ Курский и Обоянский Тихон. В представлении Правительства Синоду архиепископ Тихон среди оснований для открытия прихода указывает количество домов и населения, желающих выделиться в отдельный приход. Таковых насчитывалась 208 домов с населением 1316 душ обоего пола. На запрос Городской Управы об условиях, при которых возможно открытие самостоятельного прихода при Серафимовской церкви, Духовная Консистория 24 февраля 1911 года за №4766 сообщала, что

1) Здание Серафимовской церкви-школы должно быть передано в ведение Епархиального начальства;

2) Площадь земли, находящейся под церковью на расстоянии согласно строительному уставу, должна перейти в собственность храма.

Позже это решение было дополнено тем, что школьное помещение, находящееся в храме, должно быть оставлено под нужды училища (это помещение является достаточно обширным по площади, очень хорошо отличается от общей архитектуры храма, и в 1993 году здесь устроен придел во имя святителя Иоасафа Белгородского). В дальнейшем планировалось здесь открытие церковно-приходского училища имени инженера Конопатого.

После улаживания всех юридических и хозяйственных вопросов Духовная Консистория испросила Высочайшее разрешение на принятие Серафимовской церкви-школы в качестве дара от Городской Управы. На что 16 августа 1915 года был получен указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая II, который закрепил передачу Серафимовской церкви-школы в ведение духовного начальства и, соответственно, преобразование её в приходской храм. Школа же при храме получила название «Пузановская», в честь купца Ивана Васильевича Пузанова, чьими стараниями и были построены школа и храм.

Приход просуществовал до 30-х годов ХХ столетия, после чего помещение храма использовалось под спортивный зал и мастерские рядом находящейся школой №12.

В настоящее время архитектурный вид храма несколько иной, чем в годы его сооружения: в западной части с северной стороны здания возведена колокольня высотой 16,5 м.

15 января 2006 года архиепископом Курским и Рыльским Германом был освящен храм и главный престол в честь преподобного Серафима Саровского.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Храм построен в кирпичном стиле с использованием декоративных возможностей фигурного облицовочного кирпича. Это кирпичный, неоштукатуренный, бесстолпный одноглавый храм, имеющий в плане сложную конфигурацию. Основой композиции является четверик, к которому с востока прилегает восточная пятигранная апсида. Церковь имеет алтарный полукупол и высокий сомкнутый свод четверика. Трапезная имеет удлиннённую форму, к ней с южной стороны примыкает придел, сопоставимый с ней по площади, а с северной стороны пристроена колокольня высотой 16,5 м.

Читать еще:  Храм Михаила на Девичьем поле: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

Деятельность прихода [ править ]

При храме действует воскресная школа.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 305019, Курск, ул. Полевая, 17-6

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются ежедневно: утром — в 7.30; вечером — 17.00.

В воскресные дни: утром — в 8.30 вечером — в 17.00.

Храм прп. Серафима Саровского

Официальный приходской сайт

Контактная информация

  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Ежедневно: Литургия утро — 8.30 Вечернее богослужение — 17.00
  • Настоятель: протоиерей Георгий Анненков
  • Престольные праздники:
    • Серафима Саровского — Январь 15 [по н.с.] (день преставления), Август 1 [по н.с.] (обретение мощей)

    15 января – прп. Серафима Саровского 17 сентября – свт. Иосафа Белгородского

  • Краткая историческая справка: В 1905 году на совместные средства города и купца И.В. Пузанова, пожертвовавшего городу 10 тысяч рублей, на Цыганском Бугре была построена двухкомплексная школа и храм при ней во имя преподобного Серафима Саровского, который был освящен епископом Курским Питиримом.

    Со времени своего открытия храм постоянно привлекал многочисленных богомольцев не только этого района, но и других районов города и местностей, прибегавших к молитвенной помощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

    Храм этот не был приходским (то есть к нему не были приписаны рядом проживавшие жители Цыганского Бугра, которые, соответственно, не могли полностью реализовать свои духовные и религиозные потребности), не имел собственного причта, а службы в нем проводил приезжий священник кафедрального собора. Преобразование данной церкви-школы в приходской храм было продиктовано действительно острой нуждой местного населения, которое частью было приписано к храму Успения Божией Матери, что в Очаково (ныне ул. Антокольского), часть же только переселялась из других районов города Курска по распоряжению Городской Управы – «Производитель заселения жителей города на свободных городских местах».

    Прошение о передаче храма и находящегося в нем училища в ведение Духовной Консистории стал подавать епископ Курский Питирим в Городскую Управу с 1908 года от лица жителей Цыганского Бугра, а затем — архиепископ Курский и Обоянский Тихон. В представлении Правительства Синоду архиепископ Тихон среди оснований для открытия прихода указывает количество домов и населения, желающих выделиться в отдельный приход. Таковых насчитывалась 208 домов с населением 1316 душ обоего пола. На запрос Городской Управы об условиях, при которых возможно открытие самостоятельного прихода при Серафимовской церкви, Духовная Консистория 24 февраля 1911 года за №4766 сообщала, что

    1) Здание Серафимовской церкви-школы должно быть передано в ведение Епархиального начальства;

    2) Площадь земли, находящейся под церковью на расстоянии согласно строительному уставу, должна перейти в собственность храма.

    Позже это решение было дополнено тем, что школьное помещение, находящееся в храме, должно быть оставлено под нужды училища (это помещение является достаточно обширным по площади, очень хорошо отличается от общей архитектуры храма, и в 1993 году здесь устроен придел во имя святителя Иоасафа Белгородского). В дальнейшем планировалось здесь открытие церковно-приходского училища имени инженера Конопатого.

    После улаживания всех юридических и хозяйственных вопросов Духовная Консистория испросила Высочайшее разрешение на принятие Серафимовской церкви-школы в качестве дара от Городской Управы. На что 16 августа 1915 года был получен указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая II, который закрепил передачу Серафимовской церкви-школы в ведение духовного начальства и, соответственно, преобразование её в приходской храм. Школа же при храме получила название «Пузановская», в честь купца Ивана Васильевича Пузанова, чьими стараниями и были построены школа и храм.

    Приход просуществовал до 30-х годов ХХ столетия, после чего помещение храма использовалось под спортивный зал и мастерские рядом находящейся школой №12.

    В настоящее время архитектурный вид храма несколько иной, чем в годы его сооружения: в западной части с северной стороны здания возведена колокольня высотой 16,5 м.

    15 января 2006 года архиепископом Курским и Рыльским Германом был освящен храм и главный престол в честь преподобного Серафима Саровского.

Тайны Ахтырского храма

Не многие жители Курска знают, что за кинотеатром «Юность», в Ахтырском переулке, находится еще один храм, связанный с именем преподобного Серафима Саровского. Это церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Во время празднования в 2003 году 100-летия со дня канонизации святого на его стене установили памятную доску со словами: «В этом храме молился Прохор Машнин, будущий преподобный Серафим Саровский». А за церковной оградой можно увидеть крест, на котором начертано: «Сей крест установлен в память об усопших гражданах Курска, захороненных при Ахтырском храме, а также в память матери преподобного Серафима Саровского – Агафьи Машниной, которая предположительно покоится на сем месте».

Такой величественный вид имел Ахтырский храм в начале прошлого века.

Церковь «за приказами»

Церковь Ахтырской иконы Божией Матери была построена в 1736 году. Она носила официальное название Успенско-Ахтырская, но в народе ее называли «за приказами». Храм стоял на окраине плотно застраивающегося города (за Московскими воротами) и изначально был кладбищенским.

В самом начале Успенско-Ахтырская церковь была деревянной. Каменную построили во второй половине 18-го века. Она представляла собой одноглавый четырехстолпный храм с двухъярусной колокольней. Позже, в 1872 году, был пристроен придел с правой стороны храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. А спустя почти сто лет – в 1898 году – по проекту курского епархиального архитектора Слесарева церковь была перестроена в традициях средне-русского зодчества. В результате были изменены фасады, слева пристроен еще один придел, храм стал трехпрестольным, тринадцатиглавым.

По оценке 1917 года, приход считался одним из благополучных. По штату при нем полагалось два священника, диакон и два псаломщика. Имелась своя церковно-приходская школа, помещавшаяся в доме, принадлежащем храму, и содержащаяся на церковные средства. В 1917 году в школе обучались 34 мальчика и 13 девочек.

В июне 1934 года Ахтырский храм был закрыт и отдан под общежитие медицинского института. С 1937 по 1950-е годы здесь размещался матрасный цех, где трудились незрячие инвалиды из артели «Вторая пятилетка». В 50-е годы храм был разрушен, были варварски разобраны колокольня и купола, изменены фасады, надстроен второй этаж, сделано множество перегородок. В «обновленном» здании размещался склад медицинской техники ОАО «Медтехника», просуществовавший здесь до 1997 года.

Чудесное спасение иконы «Троеручица»

Примерно с 1920 года до закрытия храма его ктиторами (церковными старостами) были женщины из семьи художника Тихона Зикеева, проживавшего в Ахтырском переулке. Младшая дочь живописца Надежда была еще маленькой, но именно она, приняв от сестры, сохранила для курян драгоценную святыню – икону Божией Матери «Троеручица», которая находилась в Ахтырском храме до его закрытия. Сегодня она хранится в женском Свято-Троицком монастыре на улице Горького. Туда Надежда Тихоновна передала икону в 1994 году.

Удивительна история этого чтимого образа. Когда в 1934 году закрывали Ахтырский храм, приехавшие на машинах люди с дерзостью снимали со стен иконы и увозили их в неизвестном направлении. Так была вывезена из Курска чудотворная икона «Ахтырская». Список с нее до 1997 года хранился в Никитском храме, а затем был передан в возрожденный Ахтырский.

А вот икону Божией Матери «Троеручица», как ни старалась богоборцы, вынуть из киота так и не смогли. Позже перед этой иконой молилась дочь ктитора храма Елизавета Зикеева. После этой молитвы икона, которую не могли вынуть из киота силой, сама чудным образом упала прямо ей в руки. За образом находились монашеские четки и скуфейка. Так Пресвятая Богородица указала путь Елизавете. Впоследствии она ушла в монастырь. Скончалась Елизавета в схиме, приняв имя монахиня Иоасафа.

Ровно 60 лет хранилась икона «Троеручица» в семье Зикеевых. По словам Надежды Тихоновны, которая после сестры Елизаветы осталась главной ее хранительницей, перед образом Богородицы не раз совершались чудесные исцеления и исполнения прошений.

Сегодня Ахтырский храм, который когда-то украшали 13 куполов, совсем не похож на церковь. Он имеет вид обычного двухэтажного здания. На первом этаже, в правом восстановленном приделе совершаются богослужения, два остальных придела – центральный и левый – требуют реставрации. По словам настоятеля храма отца Василия, уже подготовлен проект, по которому будет рушиться второй этаж и восстанавливаться прежний величественный вид храма.

. а так церковь выглядит сегодня

Загадка могилы матери Серафима Саровского

Предположительно на кладбище, расположенном вокруг храма, была похоронена Агафья Машнина – мать преподобного Серафима Саровского. После пожара ее семья жила в доме на Московской площади, и Агафья Фатеевна была прихожанкой Ахтырского храма. Известно, что ее сын Прохор в этот период несколько раз приезжал в Курск. Следовательно, можно предположить, что во время этих визитов он посещал церковь.

Агафья Машнина умерла в 1800 году, о чем в книге Ахтырской церкви сделана запись: « 1800 год февраля 29 числа, вдова мещанка Агафья, Фатеева дочь, Сидорова жена, Машнина, 72 лет, погребение отправлял священник Василий Псарев с причтом». На этом и основана версия о том, что благочестивая родительница святого была похоронена за оградой этого храма. Ведь священник вряд ли совершал бы обряд на «чужом» погосте.

«Все это – всего лишь предположения, – осторожно предупреждает отец Василий. – Утверждать ничего мы, разумеется, не можем, ведь прошло столько времени».

Сегодня от Ахтырского кладбища не осталось и следа – вокруг храма все давно закатано в асфальт. Вести раскопки не представляется возможным. Но есть еще одна версия, по которой родители Серафима Саровского были перезахоронены на Никитском кладбище, у южной стены. Строится она на свидетельствах прихожан. Однако никаких документов, подтверждающих это, тоже нет.

Город Курск. Храм Преподобного Серафима Саровского: адрес и часы работы

Как и многие другие русские города, славится золотыми куполами город Курск. Храм Серафима Саровского, адрес которого: ул. Полевая 17-6, работает ежедневно. Настоятелем церкви является протоиерей Георгий Анненков.

В России до революции было отстроено огромное количество такого рода храмов, многие из них большевики разрушили или сделали из них хозяйственные постройки и дворы. В каждом городе расположено много церквей, о которых есть что рассказать людям. Возьмем, к примеру, Курск.

Храм Преподобного Серафима Саровского расположен в историческом районе этого города под названием Цыганский бугор. Надо сразу указать на тот факт, что именно Курская земля подарила нам великого святого подвижника Серафима. Мысль о постройке этой церкви у прихожан родилась после того, как произошла канонизация их соотечественника Преподобного Серафима, торжественно состоявшаяся в 1903 году 19 июля.

Курск: храм Преподобного Серафима Саровского

В 1905 году на средства города и купца И.В. Пузанова, пожертвовавшего на строительство 10 тысяч рублей, была построена двухкомплексная школа, а при ней церковь во имя святого Серафима. В благополучном исходе этого очень важного дела была заинтересована и Курская епархия. Городской епископ Питирим освятил новые постройки. Как только открылся храм, к нему потянулись толпы богомольцев, чтобы почтить память любимого святого, не только из этого района, но и из других населенных пунктов. Они хотели получить молитвенную помощь и защиту у чудотворца Серафима.

Таков город Курск. Храм Преподобного Серафима Саровского не являлся приходским, так как проживавшие рядом жители Цыганского бугра не были к нему приписаны и, соответственно, не могли получить и реализовать полностью свои религиозные и духовные потребности. К этому добавлялось и то, что церковь не имела собственного притча – состава священников. Все полагающиеся службы совершал приезжий из кафедрального собора священник.

Приход

Однако через некоторое время остро встал вопрос о преобразовании церкви в приходской храм. Такое желание появилось у местного населения, которое было приписано к Очаковскому храму Успения Божией Матери, а другая часть людей только начала переселяться в это место из других районов Курска по распорядительным документам городской управы.

В 1908 году прошение в городскую управу от жителей Цыганского бугра на передачу храма вместе с училищем под крыло Духовной консистории первым подал курский епископ Питирим, а за ним курский и обоянский архиепископ Тихон.

В документах, предназначенных для Правления Синода, архиепископ Тихон представил основания, где указывалось количество домов и жителей, пожелавших выделиться в отдельный приход. В итоге частных домов насчитывалось 208 и 1316 душ мужского и женского пола.

Требования

Затем городская управа запросила данные об условиях, которые давали бы возможность открыть самостоятельный приход при храме. Духовная консистория сообщала свои требования в документе под №4766 от 24 февраля 1911 года, в котором говорилось о том, что зданием церкви должна самостоятельно управлять Курская епархия (ведение Епархиального начальства); площадь всей церковной земли, согласно строительному уставу, будет состоять в собственности храма.

После недолгого времени к этим требованиям добавилось еще и то, что школьное помещение при храме должно быть отдано под нужды церковно-приходского училища им. инженера Конопатого, которое намеревались открыть здесь. В 1993 году в этом обширном помещении, отличавшимся от главной архитектуры храма, был обустроен придел в честь святителя Иосафа Белгородского после его канонизации. Это тоже великий святой чудотворец, которым может славиться Курск. Храм Преподобного Серафима Саровского не мог оставить этот факт без внимания.

После того как все было юридически улажено, Духовная консистория испросила Высочайшее разрешение о принятии церкви-школы от городской управы в качестве дара.

Пузановская школа

В 1915 году 16 августа указ подписал Его Императорское Величество царь Николай II, и Серафимовская церковь-школа стала приходской, закрепленной в ведение духовного начальства, а школа получила название Пузановская. В 30-х годах приход перестал существовать, советская власть превратила его в спортивный зал и мастерские.

Сегодня храм выглядит немного иначе, чем в прошедшие годы, но совсем не утратил своей красоты. 15 января 2006 года архиепископ Курский Герман освятил храм и главный престол во имя Преподобного Серафима Саровского.

Многие верующие и паломники приезжают в город Курск. Церковь Серафима Саровского, часы работы которой указаны ниже, открывает двери для всех желающих. Богослужения совершаются в храме ежедневно, утреня — в 7.30, вечерня — в 17.00. А по воскресеньям службы проходят так: утреня — в 8.30, вечерня — в 17.00. При храме также создана воскресная школа.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector