0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Мартина Исповедника на Таганке: история и адрес, описание, святыни

Содержание

Церковь Мартина Исповедника на Таганке

В историческом центре Москвы, именуемом сегодня Таганкой, а некогда — Заяузьем, находится храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского. Несмотря на то, что вид у церкви довольно современный, история храма началась еще во времена Василия III — в 15-16 веках.

История постройки

Если довольно подробно изучить историю московского храма Святителя Мартина Исповедника, то можно проследить основные вехи русской истории. Так стены церкви помнят времена нашествия Наполеона, пожар во время Отечественной войны 1812 года, период революции 1917 года — все эти события наложили свой отпечаток на судьбу этого храма.

О том, в какое время появился на Таганке храм Святителя Мартина, существует два предположения.

  • Согласно одному из них, по мнению Ивана Михайловича Снегирева — русского историка и археолога, церковь была построена предположительно в 1492 году.
  • Другая же дата — 1625 год, связана с первым упоминанием храма Святого Мартина в архивах города Москвы.

Интересно! Доподлинно известно, что изначально храм Мартина Исповедника именовался иначе. Когда в 1492 году был он возведен близ дороги ведущей от Кремля к Спасо-Андрониковой обители, главный престол храма был освящен в честь Вознесения Господа. В день, когда был венчан на царственный престол Василий III, по церковному календарю — день памяти святого Мартина, церковь получила новое название, оставшееся и до наших времен.

Считается, что во время посещения столицы в 1780 году австрийским императором Иосифом II зародилась идея о том, чтобы рядом со зданием храма Святителя Мартина заложить новый храм. Все это благодаря тому, что экскурсоводом по Москве для императора был избран не кто иной, как митрополит Платон. Однако строительство было начато лишь в 1791 году.

Другие православные храмы Москвы:

Промедление в начале стройки возникло по причине того, что только спустя 10 лет появились деньги на постройку новой церкви. Выделил их один из богатейших московских чаеторговцев — Василий Яковлевич Жигарев, ставший в дальнейшем главой города.

Архитектором проекта стал Родион Казаков, спроектировавший такие известные храмы, как:

  • церковь великомученицы Варвары;
  • один из соборов Зачатьевского монастыря;
  • церковь Симеона Столпника;
  • колокольня Андроникова монастыря и другие важные для культуры православия объекты.

В начале 1792 года состоялось благословение митрополитом Платоном начала строительства, а уже в 1806 году им же был освящен престол нового храма.

Первая служба состоялась в храме в 1812 году, и она была посвящена освобождению Москвы от французов. Случившийся в этом же году городской пожар не обошел стороной и церковь, после чего реставрация храма Святителя Мартина продолжалась до 1821 года.

Следует знать, что до начала 20 века храм считался летним, т.к. в нем полностью отсутствовало паровое отопление, которое появилось только в 1904 году, благодаря средствам, пожертвованным московским купцом Сергеем Андреевичем Александровым.

Советская власть внесла свои коррективы в судьбу храма — лишившись большей части церковной утвари в 1931 году храм был закрыт. В разное время в здании существовал архив студии «Востоккино», книжное хранилище, вычислительный центр одного из институтов Москвы.

Лишь в начале 90-х годов было принято решение вернуть помещению статус церкви, на что ушло целых 6 лет, а 28 мая 1998 года патриархом Московским и Всея Руси Алексием II было проведено освящение храма.

Современное состояние

Сегодня храм Мартина Исповедника — один из красивейших храмов столицы, отличающийся, в первую очередь, нетипичной для русского православия архитектурой. Эту церковь часто сравнивают с собором Святого Павла, находящимся в Лондоне, а также с римским собором Святого Петра.

К слову сказать, храм святителя Мартина построен в таком месте, где здания старой Москвы лишь подчеркивают самобытность храма, отлично дополняя его в этом историческом месте города.

Архитектура и убранство сооружения

Храм святителя Мартина на Таганке — образец архитектуры эпохи классицизма, его главная часть представляет собой крест, по обе стороны от которого расположены порталы с колоннами. Основной купол храма представляет по форме ротонду, с четырех сторон от которой расположены небольшие купола. С одной из сторон к храму примыкает колокольня, выстроенная в 3 яруса.

Интересно! Внутреннее убранство храма выполнено в стиле ампир, к этому стилю относятся и росписи, выполненные живописцем из Италии — Антонио Клаудио.

Деятельность прихода

Многие годы священники храма занимаются как духовной деятельностью (при храме имеется воскресная школа), так и социальной (при участии прихожан и волонтеров организуются мероприятия для детей сирот).

Святыни и престольные праздники

К основным святыням храма относят:

  • список с Грузинской иконы Божией матери, творящий чудеса;
  • святые мощи Мартина Исповедника, святителя Тихона, преподобного Никодима и многих других известных православных святых;
  • частица святых мощей и погребальная рубашка матушки Матроны Московской.

Один из главных престольных праздников храма связан с почитанием Грузинской иконы Богоматери, проходящий ежегодно 4 сентября.

Время работы

Храм Мартина Исповедника на Таганке открыт для прихожан ежедневно с 7.30 утра и до 19.30. Ежедневно проходят службы — в 8 утра и в 17.00 вечером. По выходным — в 10.00 и в 17.00.

Как добраться

В Москве добраться до храма довольно просто, достаточно ориентироваться на станции метро, ближайшие к храму: «Авиамоторная», «Марксистская», «Перово», «Шоссе Энтузиастов».

Достопримечательности

Посетив храм на Таганке, можно, кроме того, познакомиться и с такими достопримечательностями города, как:

  • музей мебели;
  • театр на Таганке;
  • церковь святого Николая Чудотворца;
  • дом-музей Владимира Высоцкого;
  • церковь Сергия Радонежского;
  • храм Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь святителя Мартина Исповедника (Москва)

Мiръ Россия Москва Церковь святителя Мартина Исповедника (Москва)

Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского — православная церковь конца XVIII века, находящаяся между улицей Солженицына (д. 15) и улицей Станиславского (д. 2) в Москве. Церковь имеет главный престол, освящённый во имя Вознесения Господня и два придела, по одному из которых и называется весь храм.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, — один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года.

Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли «черные люди» — ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине ХVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом — церковь святителя Мартина именовалась «в Хлебниках».

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, — но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен, в ноябре того же года завершилось возведение еще одного здания рядом с Мартиновской церковью — частного народного училища. Оно также было построено на средства В. Я. Жигарева.

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение нового храма Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Московским. Главный престол нового храма был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника.

Храм святителя Мартина Исповедника всегда занимал особое место среди памятников русского классицизма. Это связано с тем, что он стоял особняком в истории московской архитектуры и выделялся своей оригинальностью. Расположенный на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, храм был в свое время одной из наиболее мощных и значительных градостроительных доминант не только района Таганки и Рогожской улицы, но и всего Заяузья.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

На протяжении всего XIX века главный храм Вознесения Господня оставался холодным. Только в 1904 году на средства старосты церкви, московского купца, Сергея Андреевича Александрова в храме было устроено калориферное отопление. Одновременно с этими работами в церкви была обновлена живопись.

В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После 1917 года храм разделил судьбу многих московских святынь. По Декрету 1922 года об изъятии церковных ценностей храм лишился значительной части своей ризницы, а в 1924 году был разграблен. В 1931 году храм был закрыт, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, разграблен интерьер. Следующим владельцем храма стала Всесоюзная книжная палата, занявшая его под свои книжные фонды.

Идея возвращения храма святителя Мартина Исповедника Русской Православной Церкви родилась в 1989 году среди прихожан церкви Успения Божией Матери в Гончарах. На протяжении многих лет эта небольшая церковь была единственным действующим православным храмом в районе Таганки. В конце 1980-х годов в связи с увеличением количества верующих и большой теснотой во время богослужений встал вопрос об открытии одного из близлежащих храмов. Выбор пал на величественную церковь святителя Мартина Исповедника.

Читать еще:  Успенский собор в Ярославле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и мощи

Только в 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. 19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма – престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.

1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.

В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря, где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.

28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.

В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих». В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Здание представляет собой один из шедевров русского зодчества. Искусствовед и знаток московской архитектуры Марина Иосифовна Домшлак писала, что это «безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве».

Главное здание в плане представляет собой латинский крест, боковые стороны которого украшены порталами с коринфскими колоннами. Над ним находится главный купол, имеющий форму ротонды диаметром 17 метров. По углам здания расположены четыре купола гораздо меньших размеров. С западной стороны к храму пристроена трёхъярусная колокольня, которая до 20-х годов XIX века была отдельным строением. Её высота от земли до креста около 60 метров.

Изнутри церковь расписана итальянским художником Антонио Клаудо, работы которого сохранились до нашего времени.

Деятельность [ править ]

  • Воскресная школа

При храме имеется воскресная школа для детей, а также Православная школа для взрослых.

  • Помощь детскому дому

Братство храма Святителя Мартина Исповедника в течении многих лет занимается различной просветительской и социальной деятельностью.

Ведется духовное окормление детского дома для брошенных детей инвалидов № 1 г. Москвы.

Проводятся поздравления детей с праздниками Рождества и Пасхи, раздача подарков, причащение, устроение различных постановок.

  • Работа с ветеранами ВОВ

При самом храме осуществляются поздравления прихожан-ветеранов в те же праздничные дни.

Устраваются концерты, чаепития и раздаются подарки.

  • Группа милосердия «Курский вокзал»

Действует инициативная группа прихожан на Курском вокзале по помощи бездомным, где проводится кормление, помощь в восстановлении документов и отправке по месту жительства.

Святыни [ править ]

  • Грузинская икона Божией Матери

  • Мощевики с частицами святых мощей:

В первом мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.

Во втором мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.

  • Погребальная рубашка блаженной Матроны

Престольные праздники [ править ]

8 марта — день памяти преподобного Александра монаха

1 сентября — день перенесения в храм Грузинской иконы Божией Матери

4 сентября — день памяти Грузинской иконы Божией Матери

15 января — день памяти преподобного Серафима Саровского

24 января — день памяти преподобного Михаила Клопского

Как добраться [ править ]

Адрес: 109004 г.Москва, ул.Александра Солженицына, 15 (м.»Таганская» или «Марксистская»)

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

Богослужения в воскресные дни, а также в дни двунадесятых и великих праздников, в дни памяти особо чтимых икон Божией матери и святых начало Божественной Литургии в 10:00.

В будничные дни Божественная Литургия в 8:00.

Вечерние Богослужения в 17:00.

В пятницу в 17:00 в храме совершается вечерня и утреня с чтением акафиста «Грузинской» иконе Божией Матери.

В воскресенье в 17:00 совершается вечерня и утреня с чтением акафиста святителю Мартину Исповеднику.

(Богослужения с чтением акафиста совершаются во все указанные дни, кроме дней Великого Поста, дней Двунадесятых и Великих праздников, дней памяти особо почитаемых святых и особо чтимых икон Божией Матери, а также дней попразднства Двунадесятых Праздников).

Московский храм Мартина Исповедника на Таганке

Храм Мартина Исповедника — старинная святыня Руси , уцелевшая в период лихолетья. Это здание считается памятником многовековой церковной истории.

  1. История храма
  2. Возведение и основание
  3. Происхождение названия
  4. Историческая судьба
  5. Современное положение
  6. Месторасположение церкви
  7. Как добраться
  8. Архитектура и убранство сооружения
  9. Святыни храма
  10. Как проходят богослужения
  11. Видео об истории и святынях храма

История храма

Основание собора летописная традиция связывает с благословением на княжение Великого князя Василия Иоанновича III в Москве и Владимире, данным в день памяти святителя Мартина — 27 (14) апреля 1502 года.

Возведение и основание

Первое упоминание о церкви относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода была образована в начале XVII столетия вдоль дороги, соединяющей Таганские ворота со Спасо-Андрониковским монастырем. На этом пути, ставшим Большой Алексеевской улицей, стояла Мартиновская церковь. Основное население вокруг нее составляли ремесленники, торговцы и булочники.

По преданию, поселение основано на том самом месте, где была поставлена палатка святителя Алексея во время посещения им Спасо-Андоникова храма.

Богатый московский купец Василий Яковлевич Жигарев в 1791 году заказал проект новой церкви у архитектора Родиона Казакова. В следующем году по благословению Митрополита Московского Платона началось строительство. Работы были завершены к 1798 году. Живописец Антонио Клаудио расписал стены церкви в итальянском стиле.

Происхождение названия

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был выходцем из Тосканской области в Италии. Получив хорошее образование, он поступил в клир Римской церкви. Пресвитера Мартина избрали на престол после смерти папы Феодора I. В то время порядок нарушала ересь монофелитов, получившая широкое распространение.

Бесконечные религиозные споры происходили во всех слоях населения. Константинопольский патриарх Павел II и император Констанс придерживались сектантских взглядов. Правитель издал «Образец веры» (Типос) и обязал всех людей следовать ему. В нем накладывался запрет на дальнейшие споры.

Еретический «Образец веры» Рим получил в 649 году. Папа Мартин созвал Поместный Собор и отослал патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к православию. Император разгневался и приказал военачальнику Олимпию привести святителя на суд.

Прибыв на место, военный побоялся народа и духовенства, сошедшего на Собор. Он подослал убийцу, чтобы все сделать тайно. Приблизившись к своей цели, воин неожиданно ослеп. Олимп испугался и поспешно уехал в Сицилию, где вскоре пал на поле боя.

Тогда Констанс послал другого военачальника Феодора. Он предъявил святителю тяжкие обвинения в хулении Пресвятой Богородицы, неканоническом вступлении на папский престол и тайном общении с врагами империи. Несмотря на предъявленные доказательства о полной невинности папы Мартина, Феодор схватил его ночью и отправил на Цикладские острова в Эгейском море.

В этом месте исповедника держали почти год, а затем привезли на суд в Константинополь. Старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали отвечать стоя. Во время допроса воины поддерживали измученного святителя. Показания давали лжесвидетели, а оправдания святого никто даже не стал слушать.

В глубокой скорби Мартин сказал:

«Господу известно, какое великое благодеяние вы мне окажете, если скоро предадите смерти».

После слушаний его выставили в разодранной одежде на растерзание толпе. Через некоторое время пришел сакелларий и огласил приговор. Святого лишили сана и назначили время смертной казни. Его заковали в цепи и посадили в темницу с разбойниками. Они оказались милосерднее, чем еретики.

В это время император навестил умирающего патриарха Павла и рассказал ему о прошедшем суде. Тот отвернулся и сказал:

«Горе мне! Еще одно новое деяние к моему осуждению».

Он просил прекратить мучения папы Мартина. Констанс послал в тюрьму нотария для дополнительного допроса.

Святитель отвечал им, что не станет общаться с Константинопольской церковью, пока она окутана зловерием. Мучители поразились такому мужеству и заменили казнь на ссылку в отдаленный Херсонес Таврический. Там исповедник и скончался. Его погребли во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Ересь монофелитов осудили в 680 году на VI Вселенском соборе, а мощи святого папы Мартина перенесли в Рим.

Подробнее о святителе можно узнать из данного ролика.

Историческая судьба

Православная церковь святого Мартина на Таганке всегда занимала особое место среди памятников русского классицизма. Связано это с тем, что она выделялась своей оригинальностью и стояла особняком в истории московской архитектуры. Расположившись на вершине холма, храм был одной из значительных и мощнейших градостроительных доминант всего Заузья.

Во время оккупации французами в 1812 году здание пострадало от пожара. В течение девяти лет шел ремонт железных покрытий, реставрация облицовки церкви и прокладка прохода между колокольней и храмом. К началу XX столетия было устроено калориферное отопление, обновлена живопись.

После революции Мартиновская церковь разделила судьбу многих христианских святынь. По декрету 1922 года об изъятии ценностей храм лишился почти всей ризницы, а через два года его разграбили полностью. Здание закрыли, а помещение передали киностудии документальных фильмов и Всесоюзной книжной палате.

Церковь святителя Мартина вновь открылась только в 1989 году. Настоятелем храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Усилиями отца Сергия возобновились богослужения.

В 1991 году крестным ходом перенесли чудотворный образ Богоматери Грузинской. К 1996 здание полностью освободили от фондов книжной палаты, разобрали шесть этажей железобетонных перегородок и перекрытий, полностью заменили систему отепления, полы, кровлю и оконные рамы. Воссоздана настенная живопись, в Мартиновскую церковь вернули иконостас центрального алтаря.

Активное участие в реставрационных работах принимали:

  • священник Сергий Точеный;
  • священник Михаил Федин;
  • священник Андрей Бондаренко;
  • диакон Дионисий Пряхин.

В мае 1998 года патриарх Алексий II передал настоятелю Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью. В 1999 освящен один из приделов в честь преподобного Александра, монаха обители «Неусыпающих».

Современное положение

На данный момент церковь Мартина Исповедника ведет широкую общественную деятельность.

  1. Воскресная православная школа. Это учебное учреждение при храме предназначено для детей и взрослых.
  2. Помощь детскому дому. В течение многих лет братство занимается социальной и просветительской деятельностью. Осуществляется духовное окормление детского дома №1. Проводятся поздравления воспитанников с Рождеством и Пасхой, раздача подарков, устроение различных постановок и причащение.
  3. Работа с ветеранами Великой отечественной войны. В те же праздничные дни при самом храме организуются поздравления прихожан-ветеранов, устраиваются чаепития и концерты, раздаются подарки.
  4. Группа милосердия «Курский вокзал». Инициативная группа прихожан по помощи бездомным. Осуществляется кормление, помощь в восстановлении документов и отправке по месту жительства.

Месторасположение церкви

Храм расположен на улице Александра Солженицына в Москве.

Находящиеся рядом здания:

  • музей мебели;
  • церковь Николая Чудотворца на Студенце;
  • театр на Таганке;
  • церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе;
  • церковь Николая Чудотворца на Болвановке;
  • дом-музей Владимира Семеновича Высоцкого на Таганке;
  • церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
  • церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.

Как добраться

В столицу можно попасть любым способом: на поезде, самолете, автобусе или личном транспорте.

В самом городе следует ориентироваться на ближайшие к храму станции метро:

  • «Авиамоторная»;
  • «Марксистская»;
  • «Перово»;
  • «Площадь Ильича»;
  • «Шоссе Энтузиастов».

Подойдет и остановка «Серп и молот», входящая в маршрут троллейбуса № 53.

Архитектура и убранство сооружения

Главное здание выполнено в форме латинского креста, его боковые стороны украшают порталы с коринфскими колоннами. Сверху находится большой купол диаметром 17 метров, а по бокам — четыре маленьких. С западной стороны пристроена колокольня, имеющая три яруса. Ее высота составляет 60 метров.

Росписи, выполненные Антонио Клаудио в 1800—1801 годах, сохранились до наших дней. Настенная живопись в итальянском стиле была нетрадиционна. На парусах написаны несвойственные православному храму сюжеты: апостол Петр и пророк Моисей в окружении множества фигур. Мастером были выполнены и овальные иконы для главного иконостаса.

Читать еще:  Богоявленский собор в Ногинске: история, описание и адрес храма, святыни, праздники

Высокопреосвященный Платон в 1806 году освятил храм: главный престол — во имя Вознесения Господня, а два предела — во имя святителя Мартина Исповедника и Грузинской иконы Богоматери.

Святыни храма

Главной святыней является Грузинская икона Богоматери. Роспись была вывезена персидским шахом Аббасом во время нашествия агарян на Грузию в XVII столетии. Впоследствии ее купил русский купец и перенес в Красногорский мужской монастырь. Здесь сразу же начали совершаться многочисленные чудеса. По благословению Патриарха Филарета икону крестным ходом обносили по монастырям и городам Святой Руси.

Многочисленность случаев исцеления подвигла москвичей сделать точные копии росписи, три из которых прославились чудотворениями.

Эти списки были распределены между Алеексеевским женским монастырем, храмом Живоначальной Троицы в Никитниках и собором Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Третья копия иконы снискала особое почитание в простом народе и среди высочайших особ.

Императрица Анна Иоанновна перевезла список в Санкт-Петербург, где украсила его дорогим окладом из драгоценных камней. Перед росписью неоднократно произносил молитвы Александр I. Узнав, что рама была разграблена, он приказал выставить охрану вокруг святого образа. В 1991 году икона была перенесена в храм с вятого Мартина Исповедника на Таганке.

Пресвятая Богородица помогает всем приходящим и нуждающимся в Ее благодати. Этот образ особенно популярен у женщин с бесплодием. Поработав над восстановлением и благоустройством собора, многие семейные пары, лишенные возможности иметь детей, обзаводятся потомством.

В церкви также находится мощевик, в котором хранятся частица Животворящего Креста Господня и частицы мощей:

  1. Святых: святителя Мартина Исповедника (в самом центре), Блаженной Матроны, святителя Тихона.
  2. Преподобных: Никодима, Лонгина, Серафима, Дамиана, Анатолия, Григория, Саввы.
  3. Митрополитов: Московских святителей Иннокентия, Филарета, Филиппа.
  4. Киево-Печерских подвижников.
  5. Святого праведного старца Алексия Мечева.
  6. Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
  7. Святых младенцев, Иродом убиенных.

Как проходят богослужения

На службу могут попасть все желающие.

  • в воскресные дни Божественная Литургия — в 10:00;
  • в будничные дни Божественная Литургия — в 08:00;
  • вечернее Богослужение — в 17:00.

Утреня и вечерня с чтением акафиста Грузинской иконе Божией Матери совершается по пятницам в 17:00, а святителю Мартину Исповеднику — в то же время по воскресеньям.

Дни, когда не совершается богослужение с чтением акафиста:

  • в Великий Пост;
  • в Двунадесятые и Великие праздники;
  • в дни памяти особо почитаемых святых;
  • в дни особо чтимых икон Божией Матери;
  • в попразднества Двунадесятых Праздников.

Видео об истории и святынях храма

В ролике представлен краткий обзор храма: его история и святыни.

Храм святителя Мартина Исповедника – архитектурное украшение Таганки

Адрес: Россия, Москва, ул. Александра Солженицына, 15/2
Дата строительства: 1791 — 1806 годы
Святыни: чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери, мощевики с частицами святых мощей, частица мощей и рубашечка (срачица) блаженной Матроны Московской
Координаты: 55°44’36.8″N 37°39’36.9″E

Один из самых романтичных соборов и храмов Москвы стоит на старинной улице, совсем недалеко от просторной Таганской площади. Церковь в форме латинского креста – отлично сохранившийся памятник зрелого классицизма. Она радует прохожих совершенными пропорциями, стройными колоннами, величавой колокольней и красивым куполом-ротондой.

Кем был Мартин Исповедник

Папа Римский Мартин родился в VII столетии в Италии и получил хорошее образование. Тогда церковь была единой, однако уже вовсю шли непримиримые споры об основах христианской веры. Папа Мартин активно выступал на стороне православия. Он созвал в Риме Поместный собор, который осудил взгляды монофелитов.

Римский император был разгневан дерзким поступком церковного иерарха. Он отдал приказ военачальнику Олимпию убить Папу Мартина, но судьба уберегла владыку от смерти. Священника обвинили в тайном общении с врагами империи, проповедях ереси и на год отправили в заключение, которое он провел на острове Наксос.

Потом в Константинополе прошел суд, на котором больного Мартина лишили сана и выставили на поругание толпе. После разбирательств смертную казнь заменили ссылкой на Крымский полуостров, в греческую колонию Херсонес Таврический. В далеком полисе бывший Папа и провел остатки своих дней.

Католики чтят святого Мартина, как мученика. В православной вере его считают исповедником. Так называют людей, которые открыто признали себя приверженцами христианской веры, но не умерли в мучениях.

История храма

Великий князь Василий III венчался на престол в день, когда церковь поминала Марина Исповедника – 14 апреля 1502 года. В память об этом торжественном событии новый правитель Руси велел заложить в главном городе государства храм Мартина Исповедника. Старая церковь простояла 300 лет, и была за ветхостью разобрана.

Каменный храм начали возводить в 1791 году на деньги прихожанина и богатого чаеторговца Василия Яковлевича Жигарева. Строительство приурочили к приезду в Россию императора Священной Римской империи Иосифа II, а проект здания разработал талантливый зодчий и мастер классицизма Родион Родионович Казаков.

Необычная церковь была закончена в 1806 году и освящена митрополитом Московским Платоном (Левшиным). Благодаря выгодному расположению на холме, она стала архитектурной доминантой Таганки и Заяузья.

Любопытная история произошла с храмом в 1812 году, когда в Москве стояли войска Наполеона. Маршал Мюрат был настолько поражен красотой церкви, что выставил перед входом в нее вооруженный караул с офицером. Охрана защищала храм от мародеров, а при отступлении французов мюратовские солдаты сдались в плен русской армии.

Как и другие здания в Москве, храм сильно пострадал во время большого пожара. Когда французы оставили город, в церкви Папы Мартина провели благодарственное богослужение в честь избавления Москвы от неприятеля. Обгоревшие фасады пришлось восстанавливать более 10 лет.

На протяжении всего XIX столетия при храме существовали общество помощи бедным, церковно-приходская школа, богадельня и народное училище. Церковь была холодной. В ней не топили, поэтому богослужения шли только в теплое время года. В 1904 году церковный староста, состоятельный купец Сергей Андреевич Александров пожертвовал деньги, на которые была обновлена живопись на стенах и устроены калориферные печи.

После революции старинный храм разделил судьбу многих святынь Москвы. Когда в стране проводили кампанию по изъятию церковных ценностей, из ризницы вывезли более 14 пудов серебра. Вооруженные отряды забрали богослужебную утварь и оклады древних икон. Все внутреннее убранство храма, включая алтарь и придельные иконостасы, было полностью уничтожено.

В 1931 году церковь закрыли для богослужений. Опустевшее здание заняла киностудия документального кино. Потом в бывший храм вселилась Книжная палата, которая использовала помещения для книжных фондов. Долгое время территория вокруг была обнесена глухим высоким забором. Сквозь щели виднелся обветшавший фасад и большая надпись на фронтоне с названием храма.

В 1980-е годы здание занимал вычислительный центр одного из научно-исследовательских институтов. Когда в стране начались перемены, количество верующих выросло. Единственный действующий храм на Таганке – Успения Богоматери в Гончарах не справлялся с потоком прихожан. Было принято решение вернуть Церкви храм Папы Мартина. В 1991 году сюда перенесли чудотворный образ Божией Матери Грузинская.

Через пять лет реставраторы и волонтеры разобрали шесть перегородок из железобетона, которые были построены в годы советской власти. Постепенно были восстановлены настенные росписи, перестелены полы, заменены оконные переплеты, отопление и кровля. В храм вернулся иконостас, который несколько десятилетий хранился в стенах Донского монастыря. Наконец, в 1998 году прошло торжественное освящение старинной церкви.

Особенности архитектуры

Улица, на которой стоит храм, носит имя Александра Солженицына. В советские годы она называлась Большой Коммунистической, еще раньше – улицей Коммунаров, а до революции – Большой Алексеевской. Это одна из главных улиц московских старообрядцев. Богатые купцы и фабриканты старательно берегли родные пенаты, поэтому до 1917 года здесь построили всего один дом в пять этажей.

Сейчас высоких домов больше, но изящный храм Мартина Исповедника открывается издалека. Колокольня и купол словно парят над двухэтажными каменными особняками и коваными оградами старинных усадеб.

Все, кто бывал в этом уголке столицы, отмечают, что время здесь словно остановилось! Аккуратные отреставрированные здания и дворы выглядят точно так же, как и на рубеже XVIII-XIX веков.

Представительная церковь Мартина Исповедника в Москве напоминает знаменитый собор святого Петра в Риме. Волшебное творение Родиона Казакова отличают яркая монументальность и законченность. С запада к храму пристроена трехъярусная колокольня высотой 60 м. До 1820-х годов она была отдельным строением. К главному входу в церковь ведет широкое каменное крыльцо.

Двухъярусный основной объем удачно подчеркивают строгие римские портики и округлый купол со световой ротондой, которая имеет диаметр 17 м. Фасады, притвор и алтарную апсиду украшают колонны дорического ордера, а купол и колокольню – коринфского.

Интерьеры и святыни

Интерьер храма производит такое же сильное впечатление, как и само здание. Под тихими сводами горят свечи, и сверкает позолота. Посетители могут увидеть старинный резной иконостас, который в годы гонений на верующих находился в московском Музее архитектуры. Алтарная преграда имеет оригинальную форму триумфальных ворот и посвящена победе России над французами.

Внутри сохранились оригинальные настенные росписи начала XIX века, которые сделал Антонио Клаудо. Фрески в итальянском стиле отличаются от того, что принято изображать в православных храмах. Под барабаном можно увидеть несвойственные для православия сюжеты – апостола Петра, пророка Моисея и множество фигур вокруг.

Главной святыней храма считается список с чудотворной иконы Богоматери Грузинская. Кроме того, в церкви находятся мощевики с частицами мощей христианских святых и погребальная рубашка, в которой похоронили блаженную Матрону.

Полезная информация для паломников и туристов

Двери храма открыты для всех желающих с утра до вечера. Церковные службы проводятся ежедневно – в 8:00 и 17:00. При церкви создана воскресная школа, где занимаются дети прихожан.

Главный престол посвящен Вознесению Господню. Храмовая крестильня с баптистерием находятся в крипте, ниже уровня земли. Под церковью Мартина Исповедника бьет природный родник, воду которого используют для церковных обрядов.

Как добраться

Храм расположен в центре города, на улице Александра Солженицына, 15/2. До церкви легко дойти пешком от станций метро «Таганская» и «Марксистская».

Храм Мартина Исповедника на Таганке Москва

Содержание:

Храм Мартина Исповедника, что стоит на Таганке, в самом центре современной Москвы, выглядит не таким уж и древним. Но история его, тем не менее, уходит в глубину столетий, ко временам правления Василия III.

Храм Мартина Исповедника находится в самом центре исторической московской застройки, в Заяузье, которое ныне именуется Таганкой.

В храме Святителя Мартина Исповедника на Таганке можно поклониться частицам мощей святого Мартина Исповедника. В храме каждый день совершаются молебные пения перед мощами блаженной старицы Матроны Московской, а каждую субботу проводятся беседы с желающими принять Таинство Крещения.

Полное название — Храм Святителя Мартина Исповедника Папы Римского (Вознесения Господня) в Алексеевской Новой слободе, Москва.

Первые упоминания о московском храме Мартина Исповедника относятся к 1625 году, но в источнике не указана дата строительства. Сведений о том, каким было первоначальное строение храма — каменное или деревянное, на сегодняшний день не имеется. Первые документальные упоминания о каменной церкви относятся лишь к 1708 году. По другим сведениям, церковь была каменной уже в 1657 году

Таганка храм Мартина Исповедника возведение

Достоверно известно, что храм Мартина Исповедника появился на главной дороге из Кремля к Спасо-Андроникову монастырю в марте-сентябре 1492 года, с момента своего возникновения был православным, главный престол которого освятили в честь Вознесения Господня.

Уже после венчания на царство Василия III в день памяти святого Мартина он стал называться храмом Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Новой Алексеевской слободе. Алексеевской слобода звалась по имени одного из местных храмов, освященного во имя святителя Алексия Митрополита Московского «что за Яузой».

Новый храм Мартина Исповедника

В конце XVIII века богатый московский купец Василий Жигарёв решил отдать все свои средства на строительство нового храма Мартина Исповедника. Разрабатывал проект и осуществлял строительство архитектор Родион Казаков.

Строительство новой церкви Мартина Исповедника на Таганке началось в 1792 году и продолжились до 1806 года, то есть через 14 лет грандиозная стройка завершилась — огромный храм в стиле классицизма стал архитектурной доминантой всего Заяузья. Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма.

Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: собором Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Расписывал новый храм итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Приделы храма освящались постепенно. В октябре 1800 года — Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящен в 1806 году.

Читать еще:  Церковь Митрофана Воронежского в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История Храма Святителя Мартина Исповедника на Таганке в Москве

В судьбе храма Святителя Мартина Исповедника сказались все перипетии русской истории. Он пережил и нашествие Наполеона, и пожар 1812 года, и мирные годы, и разграбление после революции 1917 года. Но пришло время его возвращения в лоно Православной Церкви, и ныне он открыт для своих прихожан.

В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящен самим митрополитом Платоном (Левшиным).

Наполеоновское нашествие

Прошло совсем немного времени со дня освящения нового храма, как грянула Отечественная война 1812 года. Когда Москва была оккупирована наполеоновскими войсками, то внешний вид храма — такой европейский — спас его от разорения. Маршал Мюрат, расквартировавший свои войска неподалеку, не только приказал не трогать эту церковь, но и поставил для ее охраны взвод солдат под командованием офицера.

Однако большой московский пожар 1812 года, нанесший городу серьезный урон, храма не пощадил, и здание пострадало довольно сильно, что не помешало в том же году провести здесь первое благодарственное богослужение в честь бегства французов из Москвы. Более десяти лет — до 1823 года — продолжалась реставрация церкви, а особенно — пострадавшей облицовки храма.

После Октября

В 1922 году по Декрету об изъятии церковных ценностей храм был лишен части своего имущества. По описи, с 21 марта по 5 апреля было изъято 14 пудов 4 фунта и 91 золотник серебра.

В 1924 году храм Мартина Исповедника был вовсе разграблен. Главный иконостас храма был передан на хранение в Донской монастырь, святые врата — в музей архитектуры, иконостасы боковых приделов просто разобрали. В 1931 году в осиротевшем храме разместили «Востоккино» — киностудию документальных фильмов.

После 1934 года в храме разместилась Всесоюзная книжная палата, которая просуществовала в здании храма до 1996 года. В здании церкви Мартина Исповедника палата хранила книжные фонды. Вероятно, именно то, что владельцем церкви стала книжная палата, спасло храмовые росписи начала XIX века от гибели, хотя в основном объеме были устроены перекрытия, образовывавшие четыре дополнительных этажа. Надпись на фронтоне «Храм святаго Мартина Исповедника» также сохранилась. Вокруг церкви была установлена ограда.

В 1980 году обветшавшее к тому времени здание храма было взято государством под охрану.

Возрождение

В конце 1989 года в районе Таганки существовала лишь одна действующая церковь — Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. Именно здесь была создана первая община обновленного храма Мартина Исповедника, было принято решение начать хлопоты о возвращении храма Святителя Мартина Исповедника Православной Церкви. И с 1990 года храм постепенно начали возвращать верующим.

19 апреля 1991 года один из престолов храма был освящен во имя преподобного Серафима Саровского. Поначалу службы велись в притворе, в нижнем ярусе колокольни. А затем постепенно в храм стали возвращаться святыни.

Но только в 1996-м из здания окончательно были вынесены фонды книжной палаты. Несколько этажей перекрытий и перегородок были разобраны, произведен капитальный ремонт: заменены система отопления, полы, кровля, оконные рамы, отреставрирована настенная живопись. На свое место из Донского монастыря вернулся иконостас главного престола. 28 мая 1998 года совершили великое освящение храма.

Внутри храма Мартина Исповедника на Таганке в Москве

Внутри храма Мартина Исповедника все говорит о стиле ампир, очень модном в то время. Этот имперский стиль сохранился до наших дней практически без поновлений.

Особое внимание привлекает купол храма — это та самая ротонда, особенность архитектурного стиля Родиона Казакова. Свет льется в храм сквозь многочисленные окна (люкарны), расположенные в ротонде.

Росписью храма занимался итальянский живописец Антонио Клаудо. Стиль его работы характерен для конца XVIII — начала XIX века, его невозможно спутать ни с чем другим. Здесь нет, пожалуй, той строгости и духовной сосредоточенности, которая была присуща иконописцам допетровской Руси и которая встречает нас в храмах, построенных до XVIII века.

Под барабаном храма на парусах расположены весьма любопытные сюжеты: тут и пророк Моисей со скрижалями в окружении своего народа, и апостол Петр. При возвращении храма верующим была открыта фреска «Вход Господень в Иерусалим» работы того же Клаудо. Она украшает апсиду храма с внутренней стороны. В 1930-х годах она была спрятана за листами фанеры и таким образом сохранилась до наших дней.

Клаудо выполнил и большие овальные иконы главного иконостаса. Этот иконостас в советское время был вынесен из церкви и много лет пролежал в запасниках Музея архитектуры им. А. В. Щусева, но в 1994 году его вернули в храм. Позолоченная алтарная преграда в нем выполнена в форме триумфальной арки. Согласно архивным сведениям, эта триумфальная арка зафиксирована по документам на 1809 год, то есть она была еще до Отечественной войны 1812 года.

Боковые приделы выглядят чуть скромнее главного, их форма более традиционна для православных храмов. С правой, южной, стороны расположена трапезная, которая соединяется с колокольней длинным притвором.

Основной объем храма освящен в честь Вознесения Господня. Южный придел — во имя святителя Мартина, а северный — в честь Грузинской иконы Божией Матери. Крестильня храма находится ниже нынешнего уровня земли. Она расположена в подклете первоначального храма и освящена во имя преподобного Михаила Клопского. В 1999 году в левом предалтарии был также освящен придел в честь преподобного Александра Монаха, первоначальника обители «Неусыпающих».

К сожалению, историческая обстановка сохранилась в храме не полностью и утраты несомненны, слишком они бросаются в глаза в сравнении с тем, что удалось сохранить. Но все же церковь Мартина Исповедника одна из тех, которым максимально удалось сохранить свое наследие при том, что в советское время она была закрыта и отдана в эксплуатацию светской организации.

ort_palomnik

Православный паломник

Церковь Святого Мартина Исповедника на Таганке. Москва.

Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, находится в тихом уютном районе старой Москвы на улице Солженицына, в царские времена Большой Алексеевской (в советское время — Большой Коммунистической) близ Таганки. Это один из старинных московских православных храмов, свидетель и хранитель многовековой истории.

Вид на храм со стороны улицы Солженицына

Построенный в стиле классицизма, Храм святителя Мартина Исповедника представляет собой признанный шедевр русского зодчества. Величественное здание, стоявшее на вершине холма, резко обрывающегося к берегу Яузы, с древних времен формировало художественный облик всей Таганки, всегда отличалось своей мощью и оригинальностью.

Доподлинно неизвестно время строительства каменного храма на данном месте — предположительно 1502 год. Летописная традиция связывает посвящение храма святителю Мартину Исповеднику с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного, что случилось 14 (27) апреля 1502 года — в день памяти святителя Мартина, Папы Римского.

Имя святого Мартина созвучно греческому слову «мучение». Жизнь святого была воплощением этого смысла – он прошел через долгий путь страданий, оставаясь верным учению христианской Церкви. В июле 649 года он стал Папой Римским. Правящий император Констант II был приверженцем монофелитства и велел новому епископу принять учение, однако Мартин отказался и на Латеранском соборе в 649 году осудил монофелитов как еретиков. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий побоялся народа и подослал воина, чтобы тайно убить его. Когда убийца приблизился к святителю, то неожиданно ослеп. Тогда император послал другого военачальника, Федора Каллиопа, чтобы тот заточил епископа в тюрьму по ложному обвинению в еретичестве. Не слушая никаких оправданий святого Мартина, Каллиоп ночью арестовал его и на корабле отправил на Цикладские острова, где святой пробыл в заточении целый год, перенося пытку голодом. После чего папа был вызван в Византию на суд, где подтвердил своё решение по осуждению монофелитства. После долгих издевательств его приговорили к смерти и после заточили в темницу.

В это время скончался патриарх Павел, когда-то причинивший святому Мартину немало зла. Перед смертью, раскаявшись, он просил императора ослабить страдания мученика. Тогда по приказу императора святого не казнили, а на корабле сослали в Херсонес Таврический, где он умер 16 сентября 655 года. Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского.

Фреска с изображением Мартина Исповедника в экстерьере храма

Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале ХVI вдоль дороги, соединявшей Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Уже с XVIII столетия Алексеевскую слободу принялось охотно заселять московское купечество, что во-многом определило благоприятную судьбу Мартиновского храма.

В 1791 началось возведение нового, дожившего до нашего времени, храма в стиле классицизма. Строился он по заказу и на средства местного прихожанина, московского купца-чаеторговеца, позже московского городского головы, В.Я. Жигарева. Архитектором был приглашен Родион Казаков. В 1806 году Митрополит Московский Платон освятил престол нового храма. Главный престол был освящен во имя Вознесения Господня, а два придела – во имя Грузинской иконы Богоматери и святителя Мартина Исповедника. В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клаудо, эти росписи сохранились и до нашего времени. Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника сильно пострадал от пожара. Реставрация облицовки церкви проходила вплоть до 1823 года. Здесь же было проведено первое благодарственное богослужение после оставления французами Москвы в 1812 году.

Интересный факт из истории: французский маршал Мюрат, живший в доме бывшей усадьбы И.Р. Баташева, ныне — Яузская больница №23 — втечение всей оккупации Москвы, поражённый видом Храма, поставил взвод солдат с офицером для охраны от мародёров, которые сдались в плен входящим в город русским войскам, что позволило сохранить его в более-менее терпимом состоянии. В разное время при храме существовали народные училища, богадельни, приходское попечительство для вспомоществования бедным.

После прихода к власти большевиков храм постигла участь многих московских святынь.

1922 год. Внутри храма.

К счастью, его не разрушили: по декрету 1922 года была изъята значительная часть ризницы, в 1924 году церковь была разграблена.

В 1931 году храм закрыли, и его помещения были переданы киностудии документальных фильмов «Востоккино». Были разобраны и уничтожены придельные иконостасы, растащен интерьер.

В 1980-1990 годы здесь размещалось хранилище Всесоюзной Книжной палаты.
С 1990 года начался процесс передачи церкви верующим, который окончательно завершился в 1996 году. В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов.

Вновь храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием в мае 1998 года.

В настоящее время постоянно идут работы по совершенствованию интерьера и экстерьера. После возвращения здания церкви, еще в 90-е годы, были проведены все необходимые инженерные работы, постепенно воссоздана настенная живопись, возвращен иконостас центрального алтаря.

Сегодня работы над боковым фронтоном полностью завершены. Леса сняты.

Фреска с изображением сцены Преображения Господня украсила фронтон

Преображение Господне — важнейший праздник Православной Церкви, празднуется 6 (19) августа. Установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками, Петром, Иаковым и Иоанном, во время молитвы на горе Фавор. Описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия Иисуса Христа, когда во время одной из молитв Иисуса со своими учениками лицо его преобразилось, одежды сделались белыми и из облака раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Мк. 9:7).
Праздник появился на Руси вместе с принятием христианства и со временем оказался приуроченным к уборке яблок. В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом. С этого дня разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

В православной иконописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Пророки Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие Ему священник и диакон. Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

Работы художника Михаила Сатарова. Старая Москва.

Сегодня внутренний и внешний вид храма рождают ощущение единства и постоянства, кажется, что таким величественным и красивым он был всегда. Храм Святого Мартина по-прежнему является главной достопримечательностью Таганки и всей Москвы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector