0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм Девяти мучеников Кизических в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Московская церковь Девяти мучеников Кизических

Святые Девять мучеников Кизических пострадали за христианскую веру в конце III века от Рождества Христова в малоазийском городе Кизик на берегу Дарданелльского пролива. Население Кизика было большей частью языческим, так как из-за гонений многие христиане покинули город, а оставшиеся скрывали свою веру. Это огорчало приверженцев Христа. Девять мучеников, оказавшиеся в Кизике из разных областей, были убежденными христианами и ревностно исповедовали истинную религию, обличая язычество. По приказу местного правителя проповедников заточили в темницу и пытками заставляли отречься от Христа, обещая взамен свободу. Ничего не добившись, власти приговорили их к смертной казни, которая состоялась около 284–292 г.г. – всем мученикам отсекли головы и похоронили близ города. Их звали Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. И только при императоре св. Константине Великом, признавшем христианство государственной религией Римской империи, нетленные тела девяти мучеников упокоили в новоустроенном, посвященном им храме. От их святых мощей верующие получали исцеление тел и разума.

По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. В1686 году, когда бывший архимандрит кремлевского Чудова монастыря Адриан был поставлен митрополитом Казани и приехал в вверенный ему город, там началась эпидемия тяжелой болезни, косившая людей тысячами и прозванной в документах тех лет «горячкой». Митрополит Адриан дал свой первый обет – если эпидемия оставит город, он устроит местную обитель во имя Девяти мучеников Кизических. Эпидемия внезапно кончилась, и Адриан исполнил обет. Он основал под Казанью Девятинский монастырь, а с Востока были торжественно привезены в него частицы святых мощей мучеников. И после поставления патриархом Адриан продолжал обустраивать обитель. Он заказал царскому иконописцу Петру Золотому, ученику Симона Ушакова написать образ Девяти мучеников, а святителю Димитрию Ростовскому – составить им церковную службу. А в 1696 году самого патриарха Адриана вдруг разбил паралич. Оказавшись на пороге смерти, он стал горячо молиться святым мученикам об исцелении и вновь дал обет выстроить им храм – теперь в Москве. И снова получил просимое, прожив еще несколько лет.

Исцелившись, патриарх начал немедленно исполнять свой обет. Место для нового храма он выбрал на Пресне близ своего любимого Новинского монастыря, упраздненного в XVIII столетии. Этот монастырь был домовым митрополичьим, а потом патриаршим, – его основал еще в первой половине XV века митрополит Фотий в живописном местечке близ устья реки Пресни, где она впадала в Москву-реку. В далекие времена здесь проходила древняя Волоцкая дорога в Новгород. У дороги раскинулось село Кудрино, принадлежавшее участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Донского. Вдова князя пожаловала новому монастырю обширные угодья, и его владениями стали будущие Патриаршии пруды на Козихе, где была устроена Патриаршая Козья слобода (см. 8 августа). А на Пресне образовалась другая патриаршая слобода, где разводили дорогие породы рыб, хранили хлеб и вели огромное огородное хозяйство – отсюда явилось старомосковское прозвание Девятинской церкви – «что на Кочерыжке». Вокруг монастыря со временем устроилась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники. Ее приходская церковь была освящена во имя св. Иисуса Навина, отчего и могло явиться название местности Новинское, но это наименее вероятно. Имя местности, возможно, произошло от ее характера – новых, только что осваиваемых окраинных земель, «выселок», или от местного села Новинки, с тем же происхождением его названия.

Новинский монастырь мог иметь и значение сторожи, ибо еще в XVIII веке его по старой памяти называли «осадным». Здесь же находился патриарший житный двор, для которого в конце XVII столетия, незадолго до построения Девятинской церкви, патриарху передали бывшее владение опального князя В.В. Голицына (теперь часть этой территории занимает комплекс Американского посольства). Тут же расположились монастырские конюшенные дворы, оставшиеся в названии Конюшковских переулков.

Новая красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь уже в 1698 году и строилась патриаршими служителями по личному указу Петра I, очень уважавшего патриарха Адриана. Деревянная петровская церковь сгорела при Анне Иоанновне и была выстроена каменной в 1735 году, в общих чертах обретя свой современный вид. Именно в то время появился ее первый придел во имя св. Архангела Михаила, а спустя сто лет – второй придел во имя св. мученицы Варвары, освященный по именинам Варвары Челищевой и Варвары Нерской, на чьи средства была выстроена новая трапезная с приделом. В середине XIX века появилась и колокольня.

В тот же 1698 год, когда была выстроена первая деревянная церковь, Петр вернулся из Великого посольства и сразу же навестил больного патриарха. Адриана даже называли «наперсником царя», настолько близкими были их отношения. Петр часто бывал у патриарха, принимал щедрые угощения наливными яблоками, вином, медом, отправляясь в Азовский поход и в Европу, получал благословение образами Владимирской Богоматери, Успения и Спаса, писал ему с дороги письма и, более того, советовался о реформах. Вернувшись из Европы, Петр получил благословение патриарха на реформу образования в России и создание школ для борьбы с невежеством, в том числе и для священнослужителей, что преследовало цель повысить их образовательный уровень и расширить кругозор. А в Девятинской церкви Петр любил слушать замечательных патриарших певчих.

Адриану не довелось дожить до эпохи петровских реформ – он умер в 1700 году, застав лишь их начало. Современники говорили, что неслучайно Петр устроил новую русскую столицу после смерти патриарха, который непременно уговорил бы государя не делать этого и не создавать главный город России без московских святынь. После кончины Адриана царь отменил патриаршество, но оставил патриарших певчих в церкви Девяти мучеников, а потом перевез их с собой в Петербург. И в том же столетии бывший патриарший храм стал приходским.

Ему достался замечательный приход. Самым знаменитым прихожанином много лет был А.С. Грибоедов. В 1801 году мать писателя купила здесь маленький деревянный домик у своего брата – говорили, что он и стал прототипом Фамусова. Ныне дом точно восстановлен в камне и стоит на углу Большого Девятинского переулка (№1/17). Здесь Грибоедов жил, когда учился в Благородном пансионе, а потом в Московском университете, и в церкви Девяти мучеников родные писателя служили молебен перед его уходом в ополчение. Как говорят исследователи, именно церковные книги Девятинского храма являются ныне единственным источником биографии поэта до 1812 года. В этой же церкви отпевали мать Грибоедова и похоронили ее на близлежащем Ваганьковском кладбище. Приезжая в Москву, Грибоедов останавливался в этом доме, – как и в свой последний приезд в 1828 году. Из фамильного владения дом ушел после гибели поэта.

А в середине XIX века прихожанином Девятинского храма стал русский композитор А.Алябьев, автор романсов «Соловей» и «Нищая». На Новинском бульваре, 7 стоял дом его жены, где Алябьев жил тайно, когда ему было запрещено проживать в столицах, и умер здесь в 1851 году.

Позднее поблизости от храма жили и Федор Шаляпин, и А.Н. Толстой, причем великий певец расположился в собственном особняке на Новинском бульваре, 25, а знаменитый писатель – в элегантном доме Щербатова на Новинском, 11. Этот причудливый дом был построен в аналогичное с нашей эпохой время строительной лихорадки дореволюционной капиталистической Москвы, когда возводили во множестве на любой вкус и лад доходные дома для сдачи квартир в наем. Князь Сергей Щербатов решил выстроить нечто новое: собственный особняк и доходный дом, объединенные в один комплекс, который хотел завещать городу для создания музей частных коллекций. У входа стояли непременные каменные львы, а также подлинные, «изысканного рисунка», железные фонари Московского университета, стоявшие в день его открытия на парадной лестнице и потом отданные «на слом». Дом Щербатова получил премию на конкурсе городских фасадов, хотя его построил никому тогда не известный, но талантливый архитектор А. Таманян. Квартиры в нем были крайне удобными, – архитектор изучал заграничные интерьеры стиля модерн как самые комфортные для человеческого жилья, и неудивительно, что одну из них перед I Мировой войной занял Алексей Толстой.

Только в XIX веке появилось название Новинского бульвара, устроенного на месте древнего Земляного вала. После того, как средневековое укрепление срыли за ненадобностью, на его отрезках стали разбивать бульвары, а часть решили застроить домами с обязательными палисадниками, отчего и произошло имя Садового кольца. После пожара 1812 года из Петербурга был прислан «регулярный» план устроить в Москве кольцевую зеленую улицу для гуляния и назвать ее Садовой. Однако протяженность ее составила 15 км, что создало огромную трудность для образования церковных приходов и полицейских участков. Тогда улицу разбили на 29 самостоятельных улиц-отрезков, для обозначения которых к общему имени Садовая прибавляли местное название: Садово-Кудринская, Садово-Спасская и т.д. На тех участках кольца, где палисадники появились позже, остались старые названия от бывшего Земляного вала, как Крымский вал, или от прежних бульваров, как Зубовский и Новинский. В старину «под Новинском», рядом с монастырем проходили самые обширные народные гуляния. Произошли они от традиции всемосковских празднований Рождества, Масленицы, Пасхи, но считается, что в новом виде завел их Петр I для «полирования» народа. Ставились торговые палатки со всякими гостинцами, карусели, качели, театральные балаганы для развлекательных представлений актеров и акробатов, и целых «батальных» пантомим, вроде демонстрации эпизодов из Крымской войны. Там же выставлялись на обозрение восковые фигуры «диких людей» и даже «пойманная» в Атлантическом океане сирена. Билетик стоил 10–20 копеек и составлял заработок выступающих в балагане. На Новинском лихое московское купечество устраивало катание на тройках.

Читать еще:  Александр Мень: биография протоиерея, книги и проповеди, духовный путь

После революции замечательная Девятинская церковь была закрыта и ограблена. По сведениям, здание храма перешло в ведение ЧК, и там, возможно, совершались расстрелы по приговорам. Потом там разместились какие-то учреждения, вроде Гипробытпрома, но уцелевшее старинное здание поставили на государственную охрану и в 1970-е годы отреставрировали, – даже поставили кресты на главах.

А в конце 1920-х годов у храма появился новый сосед – экспериментальный «коммунальный дом» (или «дом переходного типа»), явленный в эпоху утопистских экспериментов по созданию коммунистического обобществленного жилья «будущего», в соответствии с идеологическим постулатом марксизма о ликвидации семьи и брака при коммунизме. Чтобы облегчить гражданам переход от индивидуального жилища к обобществленному, был предложен проект «дома переходного типа». В отличие от дома-коммуны с полным обобществлением быта, в нем еще предполагались изолированные квартиры («ячейки для семьи»), которые сочетались с «коммунальным центром» – общественным помещением, где предполагалось питание и проведение активного досуга. «Ячейки для семьи» были соединены длинной лентой общего коридора — архитекторы таких домов отказывались от изолированных лестничных клеток и предлагали размещение множества квартир на одном этаже, поэтому эти дома были необычайно длинными. Коридор был местом общественного пребывания – в хорошую погоду его раздвижные окна открывались, и он превращался в террасу, где ставились столы и стулья для отдыха. Кроме того, этот коридор связывал отдельные квартиры и их жильцов не только между собой, но и с коммунальным центром, – там была общественная столовая, читальня, детская. Квартиры делились на несколько категорий, от просторных трехкомнатных, рассчитанных на многочисленные семьи, с кухней и ванной, до малометражных с душевой кабиной и «кухонным элементом», для быстрого домашнего приготовления пищи. В условиях жесточайшего жилищного кризиса, который свирепствовал тогда в советской России, эти квартиры казались раем.

Такой дом и был построен в 1928 году на Новинском бульваре, 25а, архитектором М. Гинзбургом, одним из теоретиков «революционного» советского конструктивизма и идеологов домов переходного типа. Грязно-бежевого цвета, с выбитыми окнами и треснувшей повсюду штукатуркой, ныне большей частью выселенный, дом поражает своим удивительным убожеством. «Лента жилых ячеек . в виде длинного однообразного объема с ритмически повторяющимися элементами», как замечательно описывают его искусствоведы, резко противостоит всей традиции жилища старой Москвы и является подлинным историческим символом своей эпохи. Еще с одним творением Михаила Гинзбурга, правда, не столь выразительным, как коммунальный дом, можно ознакомиться на Малой Бронной, где он построил жилой дом для служащих Госстраха. А коммуна Трехгорной мануфактуры заняла в те же годы и бывший дом князя Щербатова.

Девятинский храм был возвращен верующим в 1992 году. Через несколько месяцев он попал под обстрел во время октябрьских событий 1993 года, но снова уцелел чудесным образом. А в 1994 году его настоятелем стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова. Не столь давно случилось важнейшее событие в новой истории Девятинского храма. В декабре 2000 года в нем более суток находилась кровоточащая икона Спаса, явленная незадолго до того в селе Державино Оренбургской области. Кровь точилась из-под нимба, покрывая Лик Спасителя. Икону на несколько дней привезли в Москву, и около храма пришлось расставить заграждения, дабы избежать давки – столько верующих пришли поклониться святому чуду и приложиться к образу.

Вторая церковь во имя Девяти мучеников находилась в усадьбе Орловых на Б. Никитской. Интересно, что и эта домовая церковь была освящена во второй половине XVIII столетия по тому же поверию – в связи с эпидемией чумы, охватившей Москву в 1771 году. Усадьба тогда принадлежала графу В.Г. Орлову, а его старший брат участвовал в подавлении московских волнений и организации борьбы с эпидемией. Октябрьская революция покончила с домовыми церквями в Москве, и от Девятинского храма ныне осталось лишь помещение в историческом доме, построенном, кстати, Матвеем Казаковым. В мае 1934 года именно в этом здании впервые открылся исторический факультет МГУ, ныне располагающийся в 1-м Гуманитарном корпусе на Воробьевых горах. Сейчас он торжественно празднует свой 70-летний юбилей.

Храм Девяти мучеников Кизических

Архитектура церкви Девяти мучеников Кизических
Девять мучеников Кизических
Почему храм Девяти мучеников Кизических построен в Москве
Храм Девяти мучеников Кизических. Вехи истории
Святыни храма Девяти мучеников Кизических
Знаменитые прихожане храма
Как добраться до церкви Девяти мучеников Кизических

Архитектура церкви Девяти мучеников Кизических

Есть в Москве церковь с очень необычным посвящением — храм Девяти мучеников Кизических. Расположена она за Садовым кольцом, неподалёку от Дома Правительства на Краснопресненской набережной, рядом с американским посольством. Проезжая по Новинскому бульвару можно заметить изящную главку колокольни Девятинского храма. Почтовый адрес церкви — Москва, Большой Девятинский переулок, дом 15.
Я столько раз проходила и проезжала мимо этого храма, что однажды решила зайти в церковь, поинтересоваться его историей, поближе рассмотреть архитектуру. Погода выдалась солнечная, я добежала до церкви, издалека из-за деревьев рассматривая её объём.

Немного удивилась архитектурному решению Девятинского храма. Если не брать в расчёт более позднюю колокольню, то можно подумать, что церковь построили в третьей четверти века XVII. Но источники в один голос утверждали — возведён в первой половине XVIII столетия, между 1732 и 1735-м годом.

Восмерик на четверике — такова основная структура композиции. Трапезная и колокольня построены заново спустя более, чем сто лет по завершению собственно церкви.
Я уже было приготовилась во всех деталях сфотографировать колокольню, прекрасный образец стиля ампир,

вознамерилась поподробнее изучить суховатые формы незамысловатой трапезной,

как откуда не возьмись выскочил охранник и издалека стал махать мне руками, подавать знаки, что снимать на церковном дворе запрещено. Спорить я не стала, зачехлила фотоаппарат. Лишь выйдя за церковную ограду ещё раз запечатлела весь ансамбль целиком.

Из-за забора не совсем удачно сняла выпуклую церковную апсиду с квадратным окном и наличником с килевидным кокошником, ещё одной характерной деталью архитектуры XVII века.

Надо ли говорить, что о снимках внутри церкви я не смела даже и помышлять? Но не стану торопиться, мы ещё не разобрались с посвящением церкви.

Девять мучеников Кизических

жили в городе Кизик в III веке. Сейчас это территория Турции. В те далёкие дохристианские времена город входил в состав Римской Империи. Географически он находится на полуострове Кизик в Малой Азии, на побережье Мраморного моря.

История донесла до нас имена девяти ревностных христиан в языческой империи. Звали их Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий, Филимон. За веру Христову и обличение языческого нечестия по приказу властей Кизика их схватили, жестоко пытали, добиваясь вероотступничества. Ничего не добившись, всех девятерых обезглавили мечом около 284-292 года. Тела святых мучеников погребли близ города.
Во время правления императора Константина были обретены мощи Девяти мучеников Кизических и погребены в храме, построенном в их память. От святых мощей Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артема, Магна, Феодота, Фавмасия, Филимона происходили и происходят многие чудеса.

Почему храм Девяти мучеников Кизических построен в Москве

Первая деревянная Девятинская церковь появилась благодаря последнему древнерусскому патриарху досинодального периода Первосвятителю Адриану и связана с его деяниями. Его назначили митрополитом Казанским и Свияжским. Приезд Владыки в Казань совпал с началом эпидемии тяжёлой болезни. Его Высокопреосвященство истово, с надеждой, усердием, с глубокой верой молился о спасении города и дал обет Господу основать монастырь в память Девяти мучеников Кизических, если моровое поветрие прекратится. Этим святым приписывали скорую помощь исцеления от лихорадки. На следующее утро в городе ни один человек больше не заразился. Произошло чудо, эпидемия прекратилась. Во исполнение своего обета Владыка основал монастырь близ Казани в честь Девяти мучеников Кизических. Немногочисленные постройки девятинского монастыря в Казани дошли до наших дней.

Читать еще:  Покровский собор в Самаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

г.Казань. Монастырь Девяти мучеников Кизических. Надвратная церковь. г.Казань. Монастырь Девяти мучеников Кизических.

Спустя пять лет, митрополита Казанского и Свияжского Адриана возвели в сан Патриарха Московского и всея Руси.
Прошло шесть лет служения патриарха Адриана, как святителя разбил паралич. Он снова в молитве обратился за помощью к Девяти Мученикам и снова дал обет возвести в их честь церковь в Москве в случае своего исцеления. Снова произошло чудо. Патриарх встал на ноги и в 1698 году недалеко от Новинского монастыря возвели небольшой деревянный храм в честь Девяти мучеников Кизических.
Строительство церкви в Москве не обошлось без участия царя, Петр I издал указ о возведении церкви, а по завершению неоднократно слушал здесь хор патриарших певчих.

Храм Девяти мучеников Кизических. Вехи истории

Деревянная церковь сгорела во время правления племянницы первого императора, Анны Иоанновны. Пожар случился в 1736 году, а новая каменная церковь уже строилась с 1732 года. Деньги на строительство пожертвовал содержатель шелковых фабрик купец Андрей Семенов.


Закрыли девятинскую церковь в 1922 году, ценности изъяли. Одно время помещение храма использовали для нужд пресненской женской тюрьмы. Много лет в церкви находился Гипробытпром. И только спустя 70 лет с момента закрытия, церковь Девяти мучеников Кизических передали верующим. В 1994 году настоятелем церкви стал священник Антоний Серов, внук знаменитого художника Валентина Серова.
Подробная история храма прекрасно изложена на церковном сайте. http://www.kizik.ru/index.php/hram/history
Не стану переписывать надёжный источник, не удержусь лишь от цитаты о событиях новейшей истории:

Во время октябрьских событий 1993 года храм оказался под обстрелом, так как расположен недалеко от Белого Дома и мэрии, и получил многочисленные повреждения. Громадных размеров надпись «Я убил пять человек и очень этому рад», сделанная рукой снайпера, пробравшегося на колокольню, навсегда погребена под слоем штукатурки, но церковная колокольня до сих пор хранит отметины пуль, которые предназначались прятавшемуся там профессиональному убийце.

Святыни храма Девяти мучеников Кизических

Самой почитаемой святыней Девятинского храма считается икона конца XVII века Девяти мучеников Кизических.

До конца своих дней Патриарх Адриан чтил святых мучеников Кизических и в 1693 году заказал царскому иконописцу Петру Семенову Золотому икону святых Девяти мучеников. По всей видимости, именно этот образ патриарх и пожаловал Девятинской церкви в 1698 году, к освящению церкви.
В годы советского лихолетья храмовая икона хранилась в близлежащей церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Оттуда в 2004 году её торжественно вернули в Девятинский храм.
Хранится в церкви Девяти мучеников Кизических и частичка мощей этих святых.

Святым Девяти мученикам Кизическим молятся при поисках работы. На странице храма описаны случаи чудесной помощи святых в устройстве на работу. http://www.kizik.ru/index.php/hram/wonders

В церкви есть два придела — Михаила Архангела и Варвары мученицы. В храме хранится частичка мощей святой великомученицы Варвары.

Знаменитые прихожане храма

Неподалёку от церкви Девяти мучеников Кизических до наших дней сохранилась небольшая усадьба Грибоедовых. Она принадлежала матери писателя и дипломата. Анастасия Федоровна Грибоедова купила дом в 1801 году. Александр Сергеевич жил в нём до войны 1812 года и был прихожанином церкви.
Это соседнее с американским посольством здание по Новинскому бульвару. Оно стоит торцом к Садовому кольцу. На дальнем плане снимка хорошо видно здание посольства.

На особняке установлена памятная доска.

В середине XIX прихожанином церкви Девяти мучеников Кизических был композитор Александр Александрович Алябьев.

Как добраться до церкви Девяти мучеников Кизических

Ближайшая станция метро к Большому Девятинскому переулку — Краснопресненская. Привожу вырезку карты с маршрутом.

Пешком от метро до церкви идти примерно 12 минут. Чтобы сориентировать читателей на местности, добавляю визуальные ориентиры.
1.На станции метро Краснопресненская есть выход в город и переход на станцию Баррикадная.

Внимательно смотрите на указатели. Вам нужно ориентироваться по стрелке «Выход в город»

к Зоопарку, музею «Пресня», биологическому музею К.А.Тимрязева, магазину Детский мир.

Поднимитесь по эскалатору вверх, стрелка укажет выход.

Как только вы оказались на улице, на противоположной от вестибюля метро стороне проспекта (улицы Баррикадной) увидите интересную башню московского зоопарка.

2.Пройдите немного вперёд и поверните направо.

Через несколько метров увидите пешеходный переход. Перейдите Конюшковскую улицу.

3. После светофора сразу поверните направо и идите прямо по Конюшковской улице. Ориентиром будет служить высокое здание московской мэрии.

4. Следуйте прямо до следующего пешеходного перехода. Он не регулируется светофором, машины вас пропустят.

5.Продолжайте идти прямо. По левую руку от вас будет краснокирпичный забор комплекса американского посольства.

6.Вскоре после того, как закончится забор, нужно будет ещё раз перейти дорогу на светофоре.

7. И сразу повернуть налево. Отсюда вы уже увидите колокольню церкви Девяти мучеников Кизических.

Ещё раз повторю без снимков — из метро немного прямо и направо. Перейти первую улицу и повернуть направо. Идти всё время прямо, после забора американского посольства повернуть налево. Думаю, не заблудитесь.

А мы приглашаем вас на наши авторские пешеходные экскурсии по Москве.

Храм Девяти мучеников Кизических

Центральное благочиние Москвы
(Округ Центральный, управления Арбат, Пресненское и Хамовники)

Храм Девяти мучеников Кизических «на патриаршей слободе, что на Кочерыжках», известен с 1698 г. Ныне существующая каменная церковь построена в 1732-1735 г. купцом Андреем Семеновым. В 1929 г. храм был закрыт и приспособлен под административное здание. В 1992 г. храм был возвращен Церкви, с мая 1994 г. возобновлены регулярные богослужения в приделе мученицы Варвары.

Престолы

  • Архангела Михаила
  • Вмц. Варвары

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Примечание : При храме действует Всероссийский православный комитет «Церковь и армия».

Расписание : По воскр. и праздн. — Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч., по субб. Литургия в 9 ч., накануне вечерня и утреня с акафистом в 17 ч..

Адрес : Девятинский пер., 15

Проезд : М. «Краснопресненская», авт. 64, тролл. Б, 10, ост. «Девятинский пер.»

  • Метро «Краснопресненская»

Духовенство:

И.о. настоятеля — иерей Антоний Серов.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. — сообщите их в разделе комментариев.

Комментарии читателей:

информация о Храме Девяти Мучеников Кизических

Состав клира — настоятель прот. Антоний (Серов)
иерей Игорь (Коньков)
иерей Сергий (Князев)
иерей Димитрий
архидьякон Владимир,
еще один дьякон, к сожалению имени не помню.
Службы в будни — обычно две литургии в 7 и 10.

6/9/2005 Кирилл

Иерей Дмитрий (Валюженич), иерей Владимир (Соколов),
дьякон Александр.
Службы проводятся каждый день: утром — 8.00, вечером 17.00
В праздничные и воскресные дни — две Божественные Литургии, в 7.00 и 10.00

6/9/2005 Солнцева Любовь

настоятель храма 9-ти мучеников кизических — уже протоиерей, воскресные и праздничные службы в 7 утра и в 10 утра

18 апреля 2005 года священник храма Девяти мучеников Кизических о.Игорь (Коньков) возведен патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в сан протоиерея.

6/9/2005 Кирилл

О нахождении Храма Девяти мучеников Кизических:
Храм находится недалеко от Белого Дома и американского посольства
(а на карте сайта указано не верно!).

6/9/2005 Сергей

Богослужения в храме ежедневные, по воскр. и праздн. — две Божественные Литургии — в 7 ч. и в 10ч.

6/9/2005 Ирина

Этой весной я посетила храм,как раз был храмовый праздник и икона девяти мученикам была вынесена для поклонения. Я, еще ничего не зная,молилась перед образом о муже, чтобы у него все было хорошо на работе и о здоровье родственников. Придя домой мне сообщили, что меня разыскивают по телефону представители китайской фирмы игрушек. Они предложили мне работу:создать музыку в игрушки.(Я пишу музыку для детей, и выпустила на СД несколько детских проектов.)А мой муж на той же неделе получил такое высокое назначение по гос. службе, что не решаюсь написать. (Не из-за суеверия,конечно.)А когда я пришла в храм, еще не знала, что у чудотворного образа девяти мученикам кизическим совершаются такие чудеса ,-помощь в нахождении работы. Только позже я взяла в храме ,брошюрку с пояснениями.О как!
Всего доброго.

Храм Девяти Мучеников Кизических в Девятинском переулке

Храм Девяти Мучеников Кизических. В 3 веке в городе Кизике, что в Малой Азии, население в большинстве своем придерживалось язычества. Христиане вынуждены были либо покидать город, либо скрывать свою веру.

9 мучеников, которые оказались в Кизике из разных мест, не скрываясь, исповедовали христианство, за что были привлечены к пыткам, а затем и к смертной казни.

Только при императоре Константине, который первым признал христианство в качестве государственной религии, тела 9 мучеников упокоили со всеми почестями в храме им посвященном.

Считается, что, помолившись Святым Мученикам Кизическим, можно обрести исцеление от многих недугов, а также получить помощь во время эпидемий.

Читать еще:  Заиконоспасский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

В 1686 году архимандрит Адриан оказался в Казани, где свирепствовала эпидемия.

Митрополит пообещал, что если «горячка» отступит, он построит здесь церковь во имя святых мучеников. Эпидемия закончилась внезапно, храм был поставлен, а с Востока сюда даже привезли частицы мощей мучеников.

Когда внезапно Адриана разбил паралич, он вновь стал молиться святым, на этот раз пообещав выстроить храм в Москве. Болезнь отступила, а строительство было начато незамедлительно.

История строительства церкви Девяти Мучеников Кизических в Москве

Место под храм Девяти Мучеников Кизических выбрали на Пресне, возле Новинского монастыря в Москве.

Указ на строительство издал Петр I, поскольку очень ценил патриарха Адриана. Известно, что именно Адриан благословил царя на проведение образовательных и некоторых других реформ, правда, сам не смог до них дожить.

Церковь появилась уже в 1698 году.

В 1735 году петровская деревянная церковь сгорела, на ее месте появилась каменная.

Среди прихожан нового храма Девяти Мучеников было немало известных людей.

Так, сюда часто приходил А.Грибоедов (его мать приобрела дом недалеко от святыни, где писатель часто останавливался). Посещал Девятинский храм композитор А.Алябьев. Рядом с храмом жили Ф.Шаляпин и А.Толстой.

Храм после революции и сегодня

После революции церковь в Девятинском переулке закрыли и разграбили.

Есть сведения, что в стенах святыни исполнялись приговоры к расстрелам. Затем здание занимали различные учреждения и склады, но поскольку постройка находилась под охраной государства, ее в 70-х годах отреставрировали и даже установили на главах кресты.

В 1992 году Девятинский храм вернули верующим. В октябре 1993 году он попал под обстрел, но уцелел.

В 2000 году в церкви Девяти Мучеников Кизических целые сутки находилась икона Спаса, из-под нимба которой точилась кровь. Верующих пришло так много, что пришлось выставлять ограждения, дабы избежать давки.

В 2004 году в храм вернулась икона Кизических мучеников, которую удалось спасти в советское время. К этой реликвии каждый день приходит поклониться немалое количество верующих.

Храм Девяти Мучеников Кизических расположен по адресу: Москва, Девятинский переулок, 15 (станция метрополитена Смоленская или Краснопресненская).

ort_palomnik

Православный паломник

В Девятинском переулке прямо напротив нового здания посольства США примостилась церковь в которую я сегодня специально приехала.

Храм Девяти мучеников Кизических на Патриаршей слободе, «что на Кочерыжках», известен с 1698 года.
Ее главный престол освящен в честь девяти мучеников Кизических (т. е. из города Кизик на берегу Дарданелльского пролива в Малой Азии Антипатра, Феогнида, Руфа, Артема, Феостиха, Магна, Феодора, Фавмасия и Филимона, замученных за христианскую веру в 111 в).

фото из Альбомов Найденова.
По народному поверью святые мученики Кизические оказывают чудесную помощь при телесных болезнях и эпидемиях. В1686 году, когда бывший архимандрит кремлевского Чудова монастыря Адриан был поставлен митрополитом Казани и приехал в вверенный ему город, там началась эпидемия тяжелой болезни, косившая людей тысячами и прозванной в документах тех лет «горячкой». Митрополит Адриан дал свой первый обет – если эпидемия оставит город, он устроит местную обитель во имя Девяти мучеников Кизических. Эпидемия внезапно кончилась, и Адриан исполнил обет. Он основал под Казанью Девятинский монастырь, а с Востока были торжественно привезены в него частицы святых мощей мучеников.

А в 1696 году самого патриарха Адриана вдруг разбил паралич. Оказавшись на пороге смерти, он стал горячо молиться святым мученикам об исцелении и вновь дал обет выстроить им храм – теперь в Москве. И снова получил просимое, прожив еще несколько лет.

Исцелившись, патриарх начал немедленно исполнять свой обет. Место для нового храма он выбрал на Пресне близ своего любимого Новинского монастыря, упраздненного в XVIII столетии.

Этот монастырь был домовым митрополичьим, а потом патриаршим, – его основал еще в первой половине XV века митрополит Фотий в живописном местечке близ устья реки Пресни, где она впадала в Москву-реку. В далекие времена здесь проходила древняя Волоцкая дорога в Новгород. У дороги раскинулось село Кудрино, принадлежавшее участнику Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Донского. Вдова князя пожаловала новому монастырю обширные угодья, и его владениями стали будущие Патриаршии пруды на Козихе, где была устроена Патриаршая Козья слобода. А на Пресне образовалась другая патриаршая слобода, где разводили дорогие породы рыб, хранили хлеб и вели огромное огородное хозяйство – отсюда явилось старомосковское прозвание Девятинской церкви – «что на Кочерыжке».

Вокруг монастыря со временем устроилась слобода, в которой жили монастырские слуги, крестьяне и ремесленники. Ее приходская церковь была освящена во имя св. Иисуса Навина, отчего и могло явиться название местности Новинское, но это наименее вероятно. Имя местности, возможно, произошло от ее характера – новых, только что осваиваемых окраинных земель, «выселок», или от местного села Новинки, с тем же происхождением его названия.

Новинский монастырь мог иметь и значение сторожи, ибо еще в XVIII веке его по старой памяти называли «осадным». Здесь же находился патриарший житный двор, для которого в конце XVII столетия, незадолго до построения Девятинской церкви, патриарху передали бывшее владение опального князя В.В.Голицына (теперь часть этой территории занимает комплекс Американского посольства). Тут же расположились монастырские конюшенные дворы, оставшиеся в названии Конюшковских переулков.

Новая красавица-церковь во имя Девяти мучеников Кизических появилась здесь уже в 1698 году и строилась патриаршими служителями по личному указу Петра I, очень уважавшего патриарха Адриана. Деревянная петровская церковь сгорела при Анне Иоанновне.
Новая каменная церковь, а также придел во имя Архангела Михаила с трапезой были построены к 1735 году на средства содержателя шелковых фабрик купца Андрея Семенова. И церковь в общих чертах обрела свой современный вид.

Спустя 100 лет, в 1838 на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 году воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX века на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов.

Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 году соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 годах. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII векам, среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 году и пожалована храму к его освящению в 1698 году патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными.

это правда не она, а список ее.
В XVIII веке Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок.

Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией Чумы 1771 года. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа — Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома № 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х годов исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета.

В начале XIX века стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар.

В 1801 году городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова — мать знаменитого писателя Александра Грибоедова.

Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги — единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 года. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем — Ваганьковском — кладбище.

В пожаре 1812 года сгорели все здания Девятинского прихода, но на удивление быстро были отстроены. В том числе грибоедовский дом, городские усадьбы князей Оболенских (Новинский бульвар, 13) и Офросимовых-Алябьевых (Новинский быльвар, 7). Автор знаменитого «Соловья», композитор Александр Алябьев был прихожанином храма в 1840-1850-х годах.

В 1929 году храм закрыли, приспособив его под административное здание. Внутреннее пространство помещения было разделено на этажи. Храм возвращен Церкви в 1992 году. Внутренние переборки разобраны в 1994 году, с мая того же года возобновлены регулярные богослужения в приделе великомученицы Варвары, а с июля 1997 года – в главном приделе Девяти мучеников.

Сейчас церковь внутри вся восстановлена и красиво украшена.

Последнее время есть такое поверье, что Икона Девяти мученников Кизических помогает устроится на работу и к ней потянулись ищущие работу.
Вот и я пошла поставить им свечку и прочитать молитву по этому поводу.
Моей подруге они уже помогли.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector