0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Востребованный концертный коллектив, состоящий из мирян, гастролирующий по самым разным залам России – нет, эта история не про шоу-бизнес, а про служение Богу и людям. Хор Валаамского монастыря выступает перед людьми, многие из которых имеют самое поверхностное представление о христианстве, о Церкви. Оригинальные концертные программы хора – не только предложение прикоснуться к древней культуре и насладиться более привычными для нее произведениями современных композиторов, но и свидетельство проникновения Православия в сознание жителей России. Руководитель хора Александр Бордак рассказывает об истории создания коллектива и о его буднях.

– Монастырь на острове Валааме возник в начале прошлого тысячелетия. Как только на суровой северной земле затеплился огонек веры, запели сердца, преисполненные любовью, воздавая хвалу Творцу. На Валаамскую землю пришли греческие миссионеры Сергий и Герман, с уставом греческой службы они внесли пение византийской традиции. Особенность пения в один голос передавалась из поколения в поколение. В эпоху Петра I в храмах и монастырях Руси стали петь многоголосные песнопения, но братия Валаамского монастыря сохраняла верность древней знаменной традиции. Многие паломники преодолевали тысячи километров, чтобы оказаться на острове и погрузиться в молитву, слушая строгий одноголосный распев.

Постепенно и на Валааме зазвучал партес. Чаще пелись обработки именно одноголосных распевов, чему есть подтверждение. Существует аудиозапись на шведском радио – покинувшие в связи с исторически сложившейся сложной ситуацией Валаам монахи записали фрагменты богослужений, и там мы слышим как раз валаамский распев в многоголосном изложении.

С начала Великой Отечественной войны на Валааме – страшное запустение. Военные действия, затем интернат. И только в 90-е годы, с возрождением монастыря, опять начинает звучать древний одноголосный распев. По благословению епископа Троицкого Панкратия на Валаам были приглашены профессиональные музыканты для помощи братскому хору. Помимо пения на службах «светская» часть хора ежедневно участвовала в небольших концертах-лекциях, во время которых знакомила паломников и туристов с историей валаамских песнопений. Традиция данных выступлений сохранилась и по сей день.

Постепенно Валаамский монастырь обретает статус центра Православия на Севере Руси. Патриарх ежегодно служит на острове. Приезжает много гостей, среди них – и члены правительства страны. Хор увеличивается в своем численном составе для более объемного и красочного звучания, и на данный момент шестнадцать человек в его составе славят Господа на службах и поют концерты.

Как Вы стали руководителем хора Валаамского монастыря?

– Я закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования и классу вокала, длительное время занимался сольной практикой. В 2013 году был приглашен руководством Валаамского монастыря для создания новых музыкальных программ. Осенью 2016 года по благословению владыки Панкратия был назначен художественным руководителем коллектива.

За время нашего сотрудничества создан ряд духовно-патриотических программ. Первой стала программа «Вера и победа», премьера которой состоялась 9 мая 2013 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Далее были подготовлены программы «Забытая война» к 100-летию начала Первой мировой войны, «Свет Христов просвещает всех», посвященная Рождеству Христову. Все произведения создаются с учетом специфики голосов наших певцов. Например, специально для нашего баса Михаила Круглова, обладателя редкого голоса бас-профундо, был написан гимн Пресвятой Богородице «Достойно есть». Такой голос – конечно, украшение нашего коллектива. Как и все голоса, конечно, которые создают ту самую узнаваемую краску именно нашего хора.

С чем выступает ваш хор сейчас?

– В данное время мы выступаем в разных городах России с программой «Свет Валаама». В концерте звучат древние валаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторская музыка русских композиторов. Затем мы поем произведения, в которых в простой песенной форме говорим о Божьих заповедях, о милосердии и жертвенности. И именно в песнях военных лет – известных и неизвестных, любимых и забытых – эта тема стоит особенно остро. Две тысячи лет назад Спаситель отдал Свою жизнь за спасение всего человечества. И на полях сражений тысячи героев отдавали свои жизни во имя мира и во имя любви, о которой сказал Сам Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Как часто хор должен репетировать, чтобы звучать достойно?

– Мы стараемся делать запись каждого концерта, затем ее слушаем, анализируем и перед следующим концертом на репетиции вносим коррективы. Таким образом, во время гастролей у нас репетиции проходят каждый день. Раньше, когда у нас не было большого количества выступлений, мы встречались два-три раз в неделю. Теперь, когда в Петербурге мы бываем значительно реже, наши репетиции только на гастролях и происходят.

Какие напевы, произведения каких композиторов нравятся лично Вам? И влияет ли Ваш вкус на репертуар хора?

– В первую очередь это, конечно, древние одноголосные распевы, которые являются неотъемлемой частью богослужения на Валааме. Мы их исполняем на каждом концерте. Часто звучат произведения Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова. Для реализации творческих задач иногда сами сочиняем музыкальные композиции.

Кто-то, кроме Вас, участвует в составлении программ?

– До сегодняшнего дня мы сами справлялись с поставленными задачами. Но впереди обозначена новая работа, рабочее название которой – «100 лет жизни страны: 1917-2017». Премьера состоится 27 июля на Валааме в рамках фестиваля «Просветитель». Помимо хора, в концерте примут участие автор-исполнитель Елена Фролова, певец Олег Погудин, а также камерный симфонический оркестр. Будет осуществляться видеоподдержка. С таким объемом работы нам одним, конечно, не справиться. Будут приглашены режиссеры, видеоинженеры, и совместными усилиями, я уверен, удастся создать новую интересную программу.

Откуда приходят в хор новые певцы? Обязательно ли они должны быть воцерковленными людьми?

– Основной состав нашего хора сохраняется с 90-х годов. Мы вместе работаем больше двадцати лет, и поэтому хорошо понимаем друг друга с полуслова, полужеста.

Конечно, и новые люди приходят. Вера – дело очень личное. Когда человек приходит на прослушивание, никто не спрашивает его, верит ли он в Бога, воцерковленный ли он. Если человек принимает решение работать в нашем хоре, он ведь понимает, что идет не только работать, но, в первую очередь, служить Богу, так как мы занимаемся именно духовно-просветительской деятельностью. Бог приводит нам людей, которые нужны. Как руководитель хора я не заглядываю в личное пространство певцов. Но отношение ребят, конечно, проявляется.

Например, мы были в Керчи. Концерт «на материке» был под угрозой срыва, так как оказалась закрытой паромная переправа. Вдруг появился неизвестный нам батюшка и стал служить молебен. Мы даже не сразу это все заметили, поскольку были в другом месте. Я стал участвовать в молитве. Краем глаза заметил, что еще несколько наших ребят присоединились. Потом услышал, как запели басы. Через некоторое время пел уже весь хор. Поэтому мне кажется, мы дышим одним воздухом, смотрим в одном направлении и делаем одно общее дело.

Вас часто приглашают поучаствовать в богослужениях?

– В данный момент не часто. И это оправдано, потому что у нас каждый день концерты, каждый день переезды. Существуют чисто физические ограничения. Ребятам надо высыпаться, чтобы полноценно работать. Мы поем службы на Валааме. Наше служение сейчас – на концертных площадках. И это очень важно.

На концертах вы используете подзвучку. Есть ли в этой части вашей работы какие-то нюансы?

– Залы очень разные по акустическим параметрам, поэтому мы используем микрофоны. Стараемся «подзвучить» каждого певца, чтоб звуковые потери были минимальными. Мы обращались к владыке Панкратию с ходатайством, чтобы благотворители монастыря помогли в приобретении гарнитур для каждого участника хора. Уверен, такой момент настанет, и это даст нам возможность получить полный спектр звуковых красок.

Очень важный момент: наш звукорежиссер находится в зале, но в хоре один из певцов – также звукорежиссер, у него в папке с нотами находится планшет, с помощью которого он управляет звуком прямо со сцены. Это наша маленькая особенность.

Хор Валаамской братии: чем он привлекает паломников и туристов со всей России?

Многие слышали об известном профессиональном, гастролирующем по всей стране хоре Валаамского монастыря. Но не менее известен братский хор, который неизменно поет на службах, пока профессиональный находится в разъездах. Услышать его пение стекаются паломники со всего света —все дело в каноническом знаменном распеве, который до сих пор используют на территории монастыря и его подворьях.

В наши дни на службах чаще всего можно услышать многоголосное хоровое пение: сложное, торжественное и красивое, как на концерте, — это пение партесное. Такой вид церковного пения в большей степени обращен к эмоциям и чувствам, чем к разуму. Но существует и другое пение, одноголосое и строгое, уходящее к древнерусской богослужебной традиции, — знаменное.

В разных концах нашей страны знаменный распев имел свои особенности, но его принципы всегда оставались одинаковыми: одноголосие, плавность, уравновешенность. Само название «знаменное» восходит к слову «знамена», то есть знаки. Это альтернатива привычной нам нотной записи — особые знаки, «крюки», которые писались над богослужебным текстом и обозначали звуковые интервалы и мелодические обороты.

Еще со второй половины XVII века, а особенно в XVIII, с началом Петровских реформ, вторжение богатой западной культуры оказало большое влияние на Россию, в том числе и в церковной музыке. Тогда повсеместно распространилось партесное пение, а знаменное осталось лишь в российских монастырях, таких, как Валаам. В этом плане валаамская современная традиция является более канонической, фундаментальной, древней и близкой к исконно русской культуре.

Валаамская традиция церковного пения включает в себя знаменный и византийский распевы, а также распевы других Церквей — грузинской, сербской, болгарской… За последние тридцать лет после возрождения Валаамской обители успел развиться современный валаамский распев. И более того, он оказывает немалое влияние на храмы и обители всей нашей Церкви. Его особенностью стал исон — это такой голос, который не нарушает самого древнего принципа монодии (одноголосного пения), но в то же время придает ему некую глубину и удобство как для восприятия, так и для молитвы.

Читать еще:  Екатеринбургская епархия: паломнический центр, монастыри и церкви, отделы

Братский хор Валаамского монастыря состоит из 20 монахов. Это значительно меньше, чем было на дореволюционном Валааме, но достаточно много по сравнению с другими обителями. Среди певчих только один человек с высшим музыкальным образованием — регент хора иеромонах Давид (Легейда).

Он пришел в монастырь в 1993 году и с первого же дня стал петь на клиросе. По словам отца Давида, его карьера музыканта, начатая в миру, не остановилась, а лишь воцерковилась. В 1998 году, после того как известный валаамсксий регент иеродиакон Герман (Рябцев) перешел в скит, а потом был переведен на московское подворье Валаамского монастыря, регентом хора валаамской братии стал иеромонах Давид.

«Регент, как некий художник, с помощью голосов своего хора живописует словесную икону, становится устами Церкви, то есть народа Божьего, — рассказывает он. — Это ответственность, великая ответственность, но и творческая радость, вдохновение».

По его словам, для церковного пения необязательно специальное образование — монаху достаточно иметь музыкальность, слух, голос и, главное, прилежание и терпение, как и в любом серьезном деле. Обычно все способные братья сначала приобщаются к богослужебному чтению, и если у них обнаруживаются голосовые способности, то и к пению.

Братский хор Валаамского монастыря почти не поет вне богослужений, а если и делает это, то только ради миссионерского служения и только на территории самого монастыря — чтобы показать людям красоту Православия. Однако, когда остров оказался закрыт для паломников во время пандемии, братия начала записывать видеоклипы на праздники, чтобы дать возможность всем любящим Валаам и обитель приобщиться к красоте валаамского распева.

И все-таки регент хора напоминает: «Паломникам, как и всем молящимся в храме, нужно стараться обращать внимание не столько на распев, музыку и поющих, сколько на слова песнопения. Нужно постараться пропустить их через свое сердце и вместе с хором вознести их к Богу».



LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Музыка (1560)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (399)
  • Камерная (294)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (112)
  • Хоровая (92)
  • Народная (54)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1507)
  • Музыкальные жанры и формы (720)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (107)
  • Вальс (80)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (384)
  • Певцы (355)
  • Музыканты (350)
  • Пианисты (179)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (248)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (198)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыкотерапия (96)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)

Музыка

  • Все (3)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Праздничный Хор Валаамского монастыря

liudmila_leto все записи автора Еще за несколько километров от скалистого острова можно наблюдать чудесную панораму архитектурного ансамбля Валаамского монастыря: взору открываются купола величественных церквей и высокая колокольня в окружении дремучих хвойных лесов и необозримых водных просторов Ладоги.
«О, дивный остров, Валаам…»

О хоре
В состав хора вошли профессиональные музыканты из С.-Петербурга, выпускники Хорового училища при Государственной Академической Капелле им. М. И. Глинки и
С.-Петербургской Государственной Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, дипломированные дирижёры и вокалисты, лучшие певцы вокальных, хоровых коллективов и музыкальных театров С.-Петербурга.

Среди них – два уникальных баса-профундо:
заслуженный артист России Владимир Миллер (род. 1964)
и заслуженный артист Республики Карелия Михаил Круглов (род. 1972).
Также в составе хора: заслуженные артисты Республики Карелия –
Дмитрий Попов, Олег Палкин,
солист Государственного Мариинского театра С.-Петрбурга Владимир Целебровский;
солист Государственного Большого театра России Станислав Мостовой,
солист Государственного С.-Петербургского музыкального театра «Зазеркалье» Антон Росицкий,
лауреаты международных вокальных конкурсов – Александр Бордак, Гавриил Давыдов, Борис Петров.
Большинство участников хора более 15-ти лет поют каждое лето на Валааме для многочисленных гостей обители, ежедневно участвуют в Литургиях, помогают братскому монастырскому хору во время праздничных богослужений. Средний возраст участников хора – 35 лет.

Мы русские солдаты

Боже,храни родную Русь

Мы пойдем с конем

Репертуар
Крайне широкий репертуар хора отражен в его некоторых концертных программах.
«От Византии до России» — богослужебное пение Греции, Сербии, Болгарии, Грузии древнерусские сполповые и раннепартесные песнопения.
«Величественные тона Валаама» — оригинальные напевы Валаамского монастыря и их многоголосные изложения.
«Русский духовный концерт» — духовные сочинения русских классиков крупной формы, (Бортнянский, Дегтярев, Архангельский).
«Мелодии русской души» — русские народные песни и романсы (Алябьев, Булахов, Вертинский), песни русской армии и казачества 19-20 вв., лирические и патриотические песни советского периода (Соловьев-Седой, Пономаренко, Афанасьев).
«Вера и Победа» — Пасхальные песнопения русских классиков и современных Российских композиторов (Рахманинов, Чесноков, Бордак), песни о Великой Отечественной Войне (Мигуля, Тухманов, Молчанов).
«Здравствуй, весна!» — песнопения и песни духовного содержания композиторов советского периода (Свиридов, Гаврилин, Крылатов).

Праздничный хор Валаамского монастыря – абсолютно уникальный коллектив.
Его участники собираются вместе только по особым случаям, например, для сопровождения Патриарших богослужений на Валааме.

Рубрики:Музыка/Народная
Музыка/Духовная
Музыка/Хоровая

Процитировано 34 раз
Понравилось: 20 пользователям

Хор Валаамского монастыря: история и состав церковного хора

Переложение всех этих произведений для мужского хора делал И. Ушаков.

Ряд других записей хора можно послушать на сайте «Песни русского Воскресения». Диски хора продаются во многих российских музыкальных магазинах, а также в зарубежных интернет-магазинах (например, в этом).

О хоре

Когда в 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован мужской хор, он начинал так же, как и другие возникавшие тогда церковные хоры: пение за богослужениями, участие в отдельных церковных и государственных мероприятиях, скромная концертная деятельность. Но уже тогда мало-помалу начинал складываться свой — особый исполнительский стиль нового коллектива. В его основание был положен обиходный распев Валаамского и Соловецкого монастырей — двух самых северных в русской земле древних обителей. Не случайно, основу репертуара начинающего хора поначалу составили расшифровки, гармонизации и обработки древних монастырских распевов.

С 1990 по 1994 год шел трудный процесс освоения тайн русского церковно-певческого искусства. Очень важной оказалась в те годы поддержка и духовное наставничество игумена Назария, а также наместника Валаамского монастыря игумена Андроника (внука о. Павла Флоренского), по благословению которого новый петербургский хор, наряду с основной работой, начал активную просветительскую деятельность вне монастыря. В эти же годы складывался уникальный певческий состав коллектива. Создатель и бессменный художественный руководитель хора Игорь Ушаков сумел объединить вокруг себя и вдохновить своим энтузиазмом талантливых исполнителей. В их числе — выпускники Санкт-Петербургской Консерватории, ведущие солисты оперных театров Петербурга и Академической Капеллы. Обладая прекрасными голосами и редкой музыкальностью, все они — с тех пор и доныне — буквально одержимы идеей возрождения подлинно русского певческого искусства.

Творческий взлет нового хора был стремительным и на редкость успешным. Сольные вечера в концертных залах Санкт-Петербурга и Москвы, выступления перед почетными гостями Валаамского монастыря и видными деятелями культуры, концерты для членов Правительства РФ, для Президента России Б.Н. Ельцина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мастерство хора и его руководителя были замечены: 12 июля 1992 года, в день памяти валаамских чудотворцов, преподобных Сергия и Германа, Указом Президента РФ — «за выдающиеся заслуги в области хорового искусства» — руководителю мужского хора Валаамского подворья И.В. Ушакову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России». Однако это было лишь начало пути.

Для дальнейшего творческого роста необходимы были новые идеи, новые формы развития. Потому весной 1994 года, обобщив накопленный к тому времени исполнительский и исследовательский опыт, И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. Вот самые значительные из них:

    Антология «Православные Святыни Русского Севера» ( «Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь»;«Соловецкий монастырь», часть 1; «Тихвинский монастырь»;«Кирилло-Белозерский монастырь»;«Коневский монастырь»;Соловецкий монастырь», часть 2) , изд. 1995—1996;

  • Триптих духовных песнопений «Русская Голгофа» ( часть I — «Новомученикам Российским», часть II — «Царственным Мученикам», часть III — «Пасха Неурочная»), изд. 1995—1996;
  • «Бородино» Солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года., изд. 1997;
  • «Распевы Валаамского монастыря», изд. 1999;
  • «Распевы Соловецкого монастыря», изд. 1999;
  • «Духовный хоровой концерт. Часть 1», изд. 2000;
  • «„Храм земли русской“. Полковые и солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года. Духовные песнопения», изд. 2000;
  • «Песни Российского Флота», изд. 2000;
  • «„Боже, Царя храни!“. Гимны и песни Российской Императорской Армии», изд. 2001;
  • «„За Царя, за Русь святую!“. Гимны и песни Российской Императорской Армии», изд. 2001;
  • «„Христос воскресе!“. Пасхальные песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2002;
  • «„Пошли нам, Господи, терпение. “. Посвящение семье последнего Российского императора», изд. 2001;
  • «„Русь святая“. Распевы монастырей Русского Севера», изд. 2001;
  • «Русская духовная хоровая музыка 16—17 веков», изд. 2001;
  • «Распевы Валаамского монастыря в творчестве русских композиторов», изд. 2001;
  • «„Певческая летопись Кавказской войны“. Солдатские песни эпохи Кавказской войны 19 столетия», изд. 2002;
  • «Песни Российской Императорской Гвардии», изд. 2002;
  • «„Гром победы, раздавайся!“ Песни и марши Российской Императорской Армии», изд. 2001;
  • «Духовный хоровой концерт. Часть 2», изд. 2003;
  • «„Непобедимый воин Феодор“. Адмирал Флота российского Ф.Ф. Ушаков», изд. 2003;
  • «„Царь-ремесленник, Самодержец Всероссийский“. Канты эпохи Петра Великого. Песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2003;
  • «„Мы — кадеты, мы — дети России!“ Песни военно-учебных заведений Императорской России», изд. 2003;
  • «„Тернистый путь борьбы и муки“. Песни Белого Движения и Русского Зарубежья», изд. 2004;
  • «„Хвала, тебе Паскевич-Росс!“ Русские солдатские песни времен: Персидской войны 1826—28 гг., Турецкой войны 1828—29 гг. и Усмирения Польши в 1831 г.», изд. 2004;
  • «„Похвала русским святым“. Песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2004;
  • «„Гимн героям“. К 100-летию Русско-японской войны. Произведения русских композиторов, народные песни», изд. 2004;
  • «„Легендарный Севастополь“. К 150-летию Восточной (Крымской) войны. Русские солдатские песни. Сочинения русских композиторов», изд. 2004.
  • Читать еще:  Храм Христа Спасителя в Калининграде: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

    Записаны в 2005 г. и готовятся к изданию:

    • «Песни Блокадного Ленинграда». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов 1942—1944 гг.;
    • «Гордость Русских Моряков (Севастополь)». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов 1942—1964 гг.;
    • «В степи широкой под Иканом». Русские солдатские песни времен присоединения Средней Азии к России 1864—1881 гг.;
    • Духовно хоровые сочинения П.Г. Чеснокова (Op. 37 и 41). Записаны впервые.

    Обращает на себя внимание просветительская направленность всех без исключения программ. Каждая из них посвящена одной из ярких страниц российской истории, либо определенному жанру отечественной хоровой музыки. Чтобы найти, отобрать, обработать репертуар даже для одной из таких программ, необходима длительная и многоплановая работа — архивная, источниковедческая, аналитическая, музыкально-стилистическая, редакционная, исполнительская. Такая работа предполагает широкую эрудицию и глубокие профессиональные знания автора-составителя. И здесь нельзя не сказать о руководителе Мужского хора ИПК «Валаам».

    Редкостное сочетание незаурядных качеств исполнителя, аранжировщика, исследователя, организатора и просветителя позволило И. Ушакову найти собственное направление музыкальной деятельности и создать яркий самобытный исполнительский коллектив. Сегодня в репертуаре этого коллектива более 600 произведений, включающих церковную музыку, народные песни и светские авторские сочинения. При этом историко-тематический принцип составления программ всякий раз позволяет продемонстрировать неразрывность русской церковно-певческой и народно-песенной культур. Русская песня и духовный распев — явления родственные и теснейшим образом взаимосвязанные, о чем еще в 1909 году сказал выдающийся исследователь древнерусской музыкальной культуры С.В. Смоленский, образно заметивший, что «в художественном своем строении — это сестра и брат, дети одной матери-родины». Доказательством этому является каждая из программ Мужского хора ИПК «Валаам».

    Наряду с церковными песнопениями, исполняемыми в традициях русского мужского монастырского пения, значительное место в репертуаре хора занимают песни русской армии и военно-морского флота. Это не случайно: именно воинский песенный фольклор изначально связан со звучанием мужских голосов. Кроме того, важнейшей драматургической особенностью большинства народных песен является диалог солиста (запев) и хора (припев). В этом отношении состав мужского хора ИПК «Валаам» является совершенно особенным, поскольку представляет собой уникальный ансамбль солистов — ярких, выразительных, самобытных. С другой стороны, восстановление памятников русского церковно-певческого искусства и русской песенной старины требует особой, почти утерянной ныне вокально-исполнительской манеры. Поиск и выработка этой манеры потребовали многих лет кропотливой работы. В конечном счете, настойчивость дирижера, помноженная на истинный энтузиазм его единомышленников-певцов, были вознаграждены: сегодня, по отзывам слушателей и мнению специалистов, звучание Мужского хора ИПК «Валаам» отличается совершенно особым, национально характéрным певческим тоном — сочным, плотным, ярким, мощным, насыщенным, а главное — естественным (как говорили старые регенты, «натуральным»), т.е. не замутненным никакими искусственными вокальными манерами и чужеродными «школами». Тем самым коллектив, возглавляемый И. Ушаковым, является наследником и продолжателем коренных традиций русской певческой культуры.

    Программы, записанные и изданные на компакт-дисках Мужского хора ИПК «Валаам», не имеют аналогов — ни в прошлой, ни в современной музыкальной культуре России. По содержанию своему это — исторические концерты: масштабные, насыщенные богатейшим репертуаром, складывающиеся в уникальный, грандиозный по замыслу цикл. По существу же это — песенная летопись истории Государства Российского. Каждая ее глава-программа посвящена значительному событию, нашедшему отражение в народных песнях и духовных гимнах. Благодаря И. Ушакову и его сподвижникам, многие прекрасные произведения возвратились из тишины забвения и, прозвучав заново, донесли до нас биение сердец и чистоту помыслов наших мужественных предков. Но, чтобы это произошло, понадобилось сделать десятки стилистически выверенных обработок, корректных переложений и гармонизаций, стремясь бережно сохранить неповторимый дух музыкально-исторических свидетельств давно минувших дней. И, в то же время, рядом с памятниками музыкальной старины в программах присутствуют произведения и свободные обработки современных авторов, что свидетельствует о жизненности и преемственности традиций русского певческого искусства.

    И еще об одном следует сказать — о высокой идейной направленности деятельности И. Ушакова и руководимого им хора. Сегодня, когда все острее встают проблемы нравственно-гражданского воспитания, программы Мужского хора ИПК «Валаам» представляются особенно ценными и в высшей степени необходимыми. Будучи ориентированы на самого широкого слушателя, в первую очередь — на подрастающие поколения, они многоплановы: историографически точны, познавательно интересны, художественно убедительны, музыкально выразительны. Но главное, они неизменно патриотичны — в самом лучшем, самом высоком значении этого слова. Воспламеняя сердца современных россиян гордостью за мужество их пращуров, согревая души живущих радостью сопричастности к подвигам некогда ушедших, программы историко-музыкального цикла, осуществляемого Игорем Ушаковым, пробуждают в нас любовь к Отечеству. Любовь истинную, трепетную, святую, возвышающую и животворную!

    К. Никитин, май 2005

    Приоритет в деятельности хора сегодня — это запись новых дисков. Коллектив редко выступает на публике, когда же это случается — поют на торжествах и по специальным случаям. Как, например, на концерте «Георгиевская музыкальная ассамблея» в Георгиевском зале Московского Кремля в июне 2005 г.:

    Отзыв: Выступление мужского хора Валаамского монастыря — Впечатления ошеломляющие,в хоре собрана целая плеяда выдающихся вокалистов.

    Предложила мне пойти, я естественно, больше наверно из-за любопытства и разнообразия, да скоротать вечерок, скажем так, согласился, не думая в тот момент о том, каким ярким и запоминающимся окажется это выступление. В коллективе хора целая плеяда заслуженных профессионалов вокального жанра, выпускников Хорового училища при Государственной академической капелле имени М. И. Глинки и Санкт-Петербурской Государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Чувства и эмоции после выступления хора до сих пор переполняют моё сознание, поэтому случаю я просто горю желанием оставить свой отзыв, и поделиться своими мыслями и впечатлениями об увиденном, 26 января сего года, так как то, что было представлено зрителям, собравшимся в зале на выступлении артистов, это настолько непередаваемо, что я даже не могу подобрать нужные слова, чтобы выразить свой восторг, восхищение и благодарность этому коллективу, настолько это было профессионально, «аж мурашки по коже» честно говоря. Хор Валаамского монастыря создан в 2005 году, а вот гастролировать по стране начал в 2016 году. На сцене нашего драмтеатра он выступает во второй раз, первый раз в марте прошлого года, на том выступлении я не был, о чём немного жалею, а что касается недавнего выступления, то тут могу сказать, что зал был полностью забит. Хор гастролирует в данное время по стране, если не ошибаюсь, в сорока городах России, с музыкально-поэтической программой «Свет Валаама». Перед началом выступления глава нашего города поприветствовал церковно-певческий коллектив и зачитал приветствие Президента Российской Федерации в адрес организаторов, участников и гостей концертной программы, и поблагодарил их за ознакомление публики с культурным, историческим наследием нашего народа, образцами древнерусского певческого искусства, после чего ведущий концертной программы пригласил на сцену музыкантов. Начался концерт с церковных песнопений, далее в программе звучали песни Древней Руси, русские классические произведения, композиторов М. Глинки и С. Рахманинова, песни Первой Мировой и Великой Отечественной войн, лирические песни современных авторов, В. Соловьёва-Седова, В. Мигули, а также стихи поэтов «Серебряного века», Гумилёва, Ахматовой. Полуторачасовое выступление пролетело как один миг. После окончания нескольких песен, зал встал, и аплодировал стоя, овации плавно переходили в бурные и продолжительные аплодисменты, перекликаясь с криками «Браво». Ближе к середине выступления, эмоциональное напряжение с каждой песней возрастало. Репертуар коллектива обширный и разнообразный, исполнялись песни а капелла(без музыкального сопровождения) на славянском, греческом, грузинском, болгарском, сербском и, соответственно, русском языках. Мне не было стыдно за земляков, наша публика хорошо приняла артистов, и зал довольно-таки долго не отпускал музыкантов со сцены. В конце выступления сам руководитель и дирижер коллектива, высказался с особой благодарностью в адрес зрителей, и подтвердил то, что от зала шла положительная энергетика, которая подпитывала выступающих, и придавала им сил, темперамента и энергии. Мне кажется это выступление никого не оставило равнодушным, потому как большинство тех, кто выходил из зала, делились между собой только положительными эмоциями, и всех без исключения потрясло выступление хора. Если мне предоставится ещё возможность побывать на выступлении этого замечательного хора, то я обязательно воспользуюсь этим. Вам всем однозначно рекомендую и ответственно заявляю — эта музыка для любителей разных жанров. Сам я почитатель тяжелого рока, причем с внушительным стажем, но эта музыка проникла в мою душу и сердце. Желаю вам обязательно сходить на выступление Хора Валаамского Монастыря — не пожалеете, а наоборот что-то приобретете для себя.

    Песоченская епархия

    Официальный сайт

    Озарил свет Валаама

    Калужскую область озарил свет святой земли острова Валаама. Он пролился на наш регион, благодаря знаменитому хору Валаамского монастыря. Этот уникальный творческий коллектив дал на Калужской земле несколько концертов. С 17 по 20 февраля 2017 года его выступления прошли в Калуге, Малоярославце, Людинове и Кирове. Музыкально-поэтическая программа просветительского тура называлась «Свет Валаама».

    О хоре Валаамского монастыря

    Хор Валаамского монастыря создан в августе 2005 года по случаю восстановления и освящения главной святыни Валаамской обители – Спасо-Преображенского собора. Выступать перед публикой начал в 2007 году.

    Коллектив является одновременно церковно-певческим и концертным. В этом его уникальность! Хор ежегодно участвует в Патриарших богослужениях на Валааме и его подворьях, а также концертирует.

    В составе хора вошли только профессиональные дипломированные дирижёры и вокалисты, заслуженные артисты, лауреаты международных вокальных конкурсов.

    Репертуар у коллектива крайне широкий. Он включает богослужебное пение Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, Древней Руси, пасхальные и рождественские песнопения, песни времён Первой мировой и Великой Отечественной войн, русские народные песни и романсы, лирические и патриотические песни советских композиторов.

    Ведущая идея творческой деятельности хора заключается в осуществлении культурно-просветительской миссии и духовно-патриотического воспитания.

    Неординарное событие

    Приезд прославленных исполнителей в маленький провинциальный город Киров стал ярким и запоминающимся событием.

    Кировчане, которым посчастливилось получить пригласительный билет во Дворец культуры «Юбилейный» на концерт «Валаамского хора», будут вспоминать эту встречу всю свою жизнь. Ведь ничего подобного – возвышенного, очищающего, проникающего в душу – на кировской земле ранее не происходило. Собравшийся 19 февраля в ДК полный зрительный зал соприкоснулся с духовным светом Валаама и, хочется верить, впустил его в свои сердца.

    О, дивный остров Валаам!

    Затихшую в ожидании чуда публику приветствовал художественный руководитель хора Валаамского монастыря Александр Бордак.

    Читать еще:  Свято-Духов собор в Минске: история, описание и адрес храма, святыни и праздники

    В качестве вступления он рассказал историю острова Валаама, на протяжении многих столетий являющегося символом православной веры на Руси. Расположенный здесь монастырь был основан преподобными Сергием и Германом Валаамскими. За период своего многовекового существования он достигал великолепного рассвета и переживал страшные разорения.

    -Земля Валаама поистине святая. Она полита слезами, потом и кровью своих насельников, — отметил ведущий концертной программы. — На самой верхней точке острова, на колокольне Спасо-Преображенского храма, всегда горит яркий свет. И так как Валаам – это остров в Ладожском озере, то исходящий от «его вершины» свет служит маяком для проходящих мимо кораблей. Так и духовный свет Валаама светит всем людям, жаждущим Божией правды далеко за пределами острова.

    О, дивный остров Валаам!

    Рука Божественной судьбы

    Воздвигла здесь обитель рая,

    Обитель вышней чистоты…

    Такими стихотворными строками воспевают Валаамскую обитель её братия и многочисленные паломники. За ними стоит «осознание того, что благословенный Валаам есть возвышенный (хотя и вполне земной) прообраз райского бытия, к которому призывается всякий просвещенный светом Христовым человек, и что само существование столь дивного места на Русской земле есть дело всеблагого Божественного Промысла».

    Талантливо и с вдохновением!

    В ходе концерта исполнители талантливо и с вдохновением открыли кировским зрителям «глубокую духовную правду», имя которому – святой Валаам.

    Участники хора исполнили древневалаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторскую музыку известных композиторов, а также прикоснулись к великим христианским праздникам – Рождеству Христову и светлой Пасхе. Затем в простой песенной форме вокалисты говорили о Божиих заповедях, таких как милосердие и жертвенность. Стоит заметить, что тема любви к ближнему и готовности пожертвовать собой ради него занимает особое место в творчестве коллектива. Она прозвучала в песнях военных лет – хорошо знакомых многим и неизвестных, любимых и несправедливо позабытых.

    -Более 2000 лет назад наш Спаситель Иисус Христос отдал свою жизнь ради спасения всего человечества. А следом тысячи наших героев отдавали свои жизни во имя мира на земле, своих родных и близких, своей страны, выполняя главную заповедь Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — подчеркнул художественный руководитель хора Александр Бордак, объясняя, почему песни военных лет, причём относящиеся, как к Первой мировой, так и к Великой Отечественной войне, включены в репертуар коллектива.

    Лично на меня, да и, думаю, на всех неизгладимое впечатление произвело мощное и проникновенное исполнение молитвы «Достойно есть». Так как шёл концерт, то все в зале сидели и с трепетом слушали, а хотелось встать. Уверена, что мысленно весь зал стоял вместе с солистом и молился на купола кировских храмов «Матери Бога нашего, честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим».

    Также мне особенно запомнилась песня на слова монаха Валаамской обители иеродиакона Амвросия. Она пропитана болью за греховную жизнь, которую ведёт род человеческий.

    Людям, увы, не хватает великой любви,

    Здесь и повсюду, везде на земле, повсеместно.

    Люди страдают и топят друг друга в крови,

    Занято злобой святое сердечное место…

    Благодаря хору Валаамского монастыря, кировчане услышали показательное исполнение патриотических композиций, написанных в послевоенное время советскими композиторами. Например, великолепно, «без показного надрыва», свойственного современным эстрадным певцам, прозвучала песня о солдате авторского дуэта В. Мигули и А. Агашина. Вы, наверняка, помните строчку из узнаваемого всеми припева: «Ты же выжил, солдат, хоть сто раз умирал!». Искреннее спасибо профессионалам – показали пример.

    Примечательно, что для выступления «Валаамскому хору» понадобилось минимум аппаратуры. Лишь в некоторых номерах использовались инструменты – клавишные и баян. В основном произведения исполнялись акапелла.

    -Кстати, музыка исполнителям вовсе и не требовалась, она лилась из них самих с помощью одного лишь голоса, — поделилась Марина Николаевна Елесина, методист Дома детского творчества, занимающаяся с детьми фольклором. – Интересно также то, что для звуковой настройки вокалистов худрук едва заметным движением доставал из кармана своего длинного кафтана камертон.

    Замечательный материал с одноимённого концерта в городе Свободном Амурской области опубликовал Олег Погодаев, журналист общественно-политической газеты «Зeйcкиe огни». Советую почитать http://www.gzt-sv.ru/2016/09/28/hor-valaamskogo-monastyrya-potryas-zritelej.html. Если сравнить публикацию коллеги с собственными впечатлениями и отзывами в Интернете своих земляков http://hor.valaam.ru/otzyvy/, то видно, что, в каком бы уголке России ни выступал хор Валаамского монастыря, везде его встречают с восторгом и благодарностью. Жаль только, такие коллективы – редкость в провинции.

    На земле мир, в человеках – благоволение

    К финальной песне «Я люблю тебя, Россия» атмосфера достигла такого эмоционального состояния, что зрители больше не могли оставаться на своих местах. В итоге зал – от мала до велика – в едином эмоциональном порыве поднялся и стоя подпевал.

    Силу воздействия русской национальной культуры на сердца людей вне зависимости от их возраста прокомментировал заместитель главы Кировской районной администрации Герман Викторович Кропачев: «После того что мы услышали, хочется просто помолчать, побыть наедине с собой и как можно дольше сохранить в себе возникшие чувства и переживания. На ум приходят слова молитвы: «На земле мир, в человеках – благоволение».

    Высокую оценку творческой деятельности коллективу, посетившему Киров, дал архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан. Он назвал концерт «Свет Валаама» прекрасным прежде всего потому, что хор Валаамского монастыря подарил нам «разумное пение».

    -По мнению святых отцов, человеку дан разум, чтобы избегать греха, чтобы стремится к добродетели и чтобы петь с чистым сердцем. Тогда будет «разумное пение». На Валааме живут монахи – воины, ведущие духовную брань с грехами. Перед нами выступил хор Валаамского монастыря, старающийся жить по Евангелию и петь разумно. И мы почувствовали, насколько сильно «разумное пение» воздействует не только на певцов, но и на слушателей. Я надеюсь, что такое «разумное пение» поможет нам в нашей борьбе с грехами, — сказал владыка.

    В знак благодарности управляющий Песоченской епархией подарил гостям с острова Валаама авторскую фотокнигу. Она посвящена красотам и духовным святыням Северной Фиваиды. Напомню, что так зовётся Вологодоская область, где просияло много святых, показавших пример борьбы с грехами и то, какую пользу духовный подвиг приносит нашему государству.

    В ответ участники «Валаамского хора» поблагодарили гостеприимных кировчан за тёплый приём и на волне душевного единства спели с ними «Катюшу».

    Подготовила Оксана Баркова.

    // Невский благовест. Приходская газета собора святого благоверного князя Александра Невского.– 2017. — 28 февраля № 15 . – С. 1,5.

    ИПК «Валаам». Духовные песнопения

    Страницы: 1, 2, 3 След.

    22-Ноя-2008 23:20

    Мужской хор Института певческой культуры «Валаам». Дирижер И. Ушаков.

    Когда в 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован мужской хор, он начинал так же, как и другие возникавшие тогда церковные хоры: пение за богослужениями, участие в отдельных церковных и государственных мероприятиях, скромная концертная деятельность. Но уже тогда мало-помалу начинал складываться свой, особый исполнительский стиль нового коллектива. В его основание был положен обиходный распев Валаамского и Соловецкого монастырей . двух самых северных в русской земле древних обителей. Неслучайно основу репертуара начинающего хора поначалу составили расшифровки, гармонизации и обработки древних монастырских распевов.

    1. Начало ныне положим, о братие

    1. Боже, Царя храни!

    Год выпуска: 1995

    1. Великая Ектения (Раннее трехголосие)

    1. Великая Ектения (Раннее 3-х голосие)

    Формат: MP3 224 kbps CBR stereo

    1. Во Царствии Твоем (3:49)

    Статья о хоре «Валаам» получилась уж слишком апологетической. На деле им прекрасно удаются гармонизации, произведения композиторов XIX-XX вв. и старинные российские гимны. Что касается трактовки древних русских распевов, одноголосных и строчных, то очевидна несовместимость исполняемого материала с академической, светской манерой пения.Кстати, вокруг современного валаамского пения столько путаницы и недоразумений, что пора бы внести хоть немного ясности.

    Хор под управлением Игоря Ушакова пел на валаамском подворье в Петербурге в 1990 — 1993 гг. Состоял он из светских музыкантов — участников питерской капеллы, вокалистов, выпускников консерватории. Иногда несколько хористов уезжали на остров. Хор Ушакова пел праздничные службы и литургии по будням (в малом составе). Братского хора как такового не было. Остальные службы в Казанской церкви пели самое большее двое-трое трудников и послушников, живущих на подворье, из которых лишь один знал нотную грамоту. Был в их числе и Геннадий Рябцев, будущий иеродиакон о. Герман. И ваш покорный слуга отметился с 21.08.92 по 8.03.93, заработав себе хронический бронхит. Снег тогда выпал чуть ли не в середине октября, отопление включили только через месяц, и его явно не хватало, чтобы обогреть церковь как следует. В кельях мы спали, не снимая ватников, а в храме у певчих изо рта шёл пар.

    Когда при подворье открылась церковно-приходская школа, Игорь Ушаков решил создать хор мальчиков. Маленькие певчие получали солидную подготовку: занятия по пению вели сам Ушаков, Александр Попов — прекрасные вокалисты; серьёзную теоретическую подготовку давал детям Михаил Рузанов — нынешний регент подворского хора, выпускник музыковедческого факультета питерской консерватории.

    Среди хористов было немало певцов с уникальными голосами. Но больше всех мне запомнился бас-профундо Владимир Миллер. Обратите внимание на звучание его октавы в каждом песнопении, на запевы (например, в треке 19). Никогда не забуду, как впервые услышал его соло. «Бла-же-е-ен му-уж. » — раздался вдруг настоящий раскат грома. Стоя у ограды клироса, я увидел, как все прихожане подняли головы, и сам обернулся посмотреть, кто издаёт такие нечеловеческие звуки. Это был светловолосый, высокий и плотный мужчина; пел он спокойно, без малейшего усилия. Потом мальчишки-хористы гурьбой обступили его, как какого-то сказочного великана:

    — Да ничего особенного, каждый так может, — добродушно пророкотал в ответ Миллер.

    С конца 1993 г. хор под управлением Ушакова «Валаам» не имеет отношения к монастырю, наместник о. Панкратий просто разрешил сохранить прежнее название. С тех пор клиросным хором подворья управляет Михаил Рузанов. На мой взгляд, хор Рузанова звучит более одухотворённо. Настоятельно советую купить несколько прекрасных дисков, записанных этим составом.

    У братского хора своя сложная история. 90-е годы — эпоха иеродиакона о. Германа, который сейчас поёт на клиросе петербургского подворья. Новым регентом братского хора на Валааме стал иеромонах о. Давид, и в 2002 г. был выпущен отличный CD «Торжество православия».

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector