0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Горненский монастырь: адрес и описание, история, святыни, настоятели и игуменья

Содержание

Горненский монастырь в Иерусалиме:
история обители и ее престольных праздников

Архимандрит Антонин Капустин

Около 1870 года

Икона Встреча Пресвятой Богородицы и Праведной Елисаветы

Керамика. Фасад храма во имя Казанской иконы Божией Матери

в Горненском монастыре в Иерусалиме

Фото 25 января 2014 г.

Вид на селение Эйн-Карем с обзорной площадки Горненского монастыря

Фото 6 марта 2014 г.

Павел Петрович Мельников (1804-1880).

Первый министр путей сообщения Российской империи (1865—1869).

Председатель комитета по сбору средств для покупки земли

будущего Горненского монастыря в Иерусалиме

Первоночальный вид Обители,

с только что построенной Церковью

Литография 1883 года

Вид на храм во имя Казанской иконы Божией Матери, освященный 14 февраля 1883 года

Фото монаха Тимона

Вид на Горненский женский монастырь в пригороде Иерусалима Эйн-Карем

Фото монаха Тимона. Конец XIX в.

Молящиеся монахини в храме во имя Казанской иконы Божией Матери

Фото монаха Тимона. Конец XIX в.

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери

Горненский монастырь. Современный вид

Цветочный ковер у входа в Казанский храм в праздник «Целования».

Горненский монастырь в Иерусалиме. Фото 11 апреля 2013 г.

Цветочный ковер у входа в храм в праздник «Целования»

Горненский монастырь в Иерусалиме

Насельницы Обители готовятся к «Встрече» иконы «Благовещения»

Встреча чудотворной иконы «Благовещения»

в Горненском монастыре

Чудотворная икона «Благовещения»,

приносимая из Троицкого собора Миссии на 3 месяца в Горний

Горненский монастырь

Осень, особенно поздняя, не совсем удачное время для паломничества. Сырая погода, дожди и ветра порой останавливают людей от посещения святынь […]

Осень, особенно поздняя, не совсем удачное время для паломничества. Сырая погода, дожди и ветра порой останавливают людей от посещения святынь в этот период года. Но если Вы решили совершить паломничество на Святую Землю, то лучшего сезона Вам просто не найти. Солнце палит весьма умеренно, легкий ветерок лишь добавляет приятных ощущений. И сегодня наше виртуальное путешествие в Горний, или Горненский монастырь — православный женский монастырь в ведении Русской духовной миссии в Иерусалиме.

«Сестра, благословите!» – так обращаются друг к другу при встрече сестры и прихожане.

Монастырь интересен не только своим месторасположением и архитектурой, но и историей своего появления на Святой Земле. С этого я и начну рассказ.

Монастырь находится в одном из живописнейших уголков на юге современного Иерусалима – Эйн Кареме, что в переводе с арабского и иврита означает «источник в винограднике» или «источник виноградника». Тут действительно были виноградники еще во времена древней Иудеи. И виноградари-виноделы более других любили дегустировать собственную продукцию.

Уж не потому ли Ангел Господень, стоявший по правую сторону жертвенника кадильного, требует от святого Захарии, храмового священника, обет, что сын его не будет пить «вина и сикера»?

Архимандрит Антонин (Капустин)

Приобретением этого участка Россия полностью обязана палестинскому труженику, подвижнику-одиночке архимандриту Антонину (Капустину). Дело в том, что батюшка Антонин очень любил это место, гулял и отдыхал там в небольшие часы досуга. И наверняка молился в такой благодатной тишине.

Место само по себе благодатное и исторически очень святое. Ведь именно это место связано с посещением Богородицей своей родственницы праведной Елисаветы. Помните, конечно, что Пречистая пришла в Горнюю из Назарета Галилейского после Архангельского благовестия. Здесь жили ее родственники – святой праведный Захария и его супруга Елисавета, которая долгие годы не могла родить наследника. А после она станет матерью Иоанна Предтечи. Именно к праведной Елисавете приходит Пречистая, чтобы открыть своей самой близкой родственнице Небесную Тайну. Приходит именно сюда, «в нагорную страну, в город Иудин». Матерь Божия прожила здесь три месяца.

От слова «нагорная» и стал называться монастырь: Горний, или Горненский.

Всё это мы можем прочесть в Евангелии от Луки. Вот почему еще это место так притягивало архимандрита Антонина. Он просто-таки загорелся идеей приобрести его в Российское пользование.

Петр Мельников, министр путей сообщения

Вместе с Петром Петровичем Мельниковым – членом Государственного Совета, бывшим министром путей сообщения, находившимся с визитом в Иерусалиме, архимандрит Антонин в который раз посещает Эйн Керем и настоятельно просит помочь с приобретением этого участка для России.

Мельников тоже загорелся этой идеей. Проблема была лишь в единственном и очевидном – финансах, которых требовалось не так уж мало. Вернувшись на родину, Петр Петрович развернул целую кампанию по сбору средств. И надо сказать, что откликнулось на призыв много состоятельных людей, среди которых были владельцы заводов, гастрономов, люди искусства, а также простые люди. Сумма была собрана в довольно короткие сроки.

Процесс приобретения завершился, хотя существовали в ходе оного некоторые проволочки. Но мы их касаться здесь не будем. Наша цель – побольше узнать о монастыре.

Итак, монастырь куплен. И по тогдашней традиции земля вокруг него стала называться «Московия».

Поначалу службы в летний период совершались в специально устроенной палатке, потому что храма или хотя бы небольшой часовенки на тот момент там не было.

Но и ему пришел срок появиться. Сам архимандрит Антонин выбрал место для храма и рядом место для колокольни. Архитекторы начертили проекты, и строительство началось.

Не вдаваясь подробно в описание, скажу лишь, что на сегодняшний день на территории Горненского женского монастыря отстроены: храм во имя Казанской Божией Матери, приюты для паломников, посещающих Горненский, а также несколько десятков домиков, где живут послушницы, известные как сестры Горненской русской женской общины, основанной архимандритом Антонином.

Горненский монастырь

Отец Антонин задумывал, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней оставаться на Святой Земле. Поэтому при поступлении соблюдался такой принцип, что каждая насельница за определенную сумму, уплаченную Миссии, получала свой земельный надел и должна была на свои средства построить дом, все хозяйственные постройки, развести кругом дома садик, благоустроить участок. Сестринская община под руководством инокини Павлы росла и крепла, склон расцветал садами, отдавая дань тяжелому кропотливому труду, любви и заботе.

«Отец Антонин исходатайствовал в Синоде установление особого праздника Целования в память посещения Божией Матерью своей родственницы праведной Елисаветы после Благовещения. Отцом Антонином написана и служба праздника»

Почитая Эйн Карем как место встречи Пречистой Богоматери и праведной Елисаветы, отец Антонин исходатайствовал в Синоде установление особого праздника Целования в память посещения Божией Матерью своей родственницы праведной Елисаветы после Благовещения. Синод установил праздновать его 12 апреля по новому стилю, если Благовещение не попадает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы или в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся по смыслу со службой попразднства Благовещения. Праздник Целования отмечается из года в год, привлекая немалое количество народа. Известен факт, что архимандрит сам написал к празднику Целования особый тропарь, кондак и стихиры. Тропарь «Прихождения Божией Матери в Горний Град Иудов» поется сестрами обители до сих пор и стал неотъемлемой богослужебной традицией при совершении служб. Вот текст этого умилительного песнопения, составленного основателем обители архимандритом Антонином (Капустиным):

Дево безневестная и Мати всечестная,

Приемши от Архангела Благовещение,

И целовавши южику Твою всечестную Елисавет,

Материю Господа от сея наречена была еси,

И возвеличила возвеличившаго Тя Господа.

Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!

Так возникла церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и традиция праздника Целования.

После кончины архимандрита Антонина Горненской настоятельницей была монахиня Валентина. При ней обитель достигает расцвета. В ней создаются иконописные и золотошвейные мастерские.

Архимандрит Леонид (Сенцов)

При архимандрите Леониде (Сенцове) было начато строительство собора во имя Живоночальной Троицы, которое затянулось почти на 100 лет, сначала из-за Первой мировой войны, затем революции и последовавшего советского богоборческого периода. В наше время собор отстроен. Он величественно возвышается на вершине склона монастыря, увенчанный куполами с крестами. Ныне почивший патриарх Алексий II, увидев этот заново отстроенный храм, не задумываясь дал ему имя Всех святых в земле Российской просиявших. Теперь он так и называется.

12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Лет тридцать тому назад в Горнем появился еще один пещерный храм во имя святого Иоанна Предтечи. По преданию, он стоит на том самом месте, где проживали его праведные родители Захария и Елисавета.

На сегодняшний день Горненский монастырь является местом паломничества туристов всего мира, и особенно из России. Ведь такая благодать побывать в местах, где жили праведные родители Предтечи, где сам маленький Иоанн появился на свет. В месте, куда приходила и жила Богородица. В это святое, намоленное веками место.

Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. У всех сестер есть свои послушания. Сестры, несущие послушание в церкви, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре, вне церкви сопровождают паломников как гиды или помогают в домиках-гостиницах, убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. На сегодняшний день число сестер около 60-70. У каждой свое послушание, свои обязанности. Но это, несмотря на труд, знойный климат и короткий сон, очень добрые и приветливые люди, готовые подсказать, помочь, со вниманием выслушать просьбы и оказать содействие паломникам.

В монастыре водятся черепахи, целые стаи зеленых попугаев, кошки и даже мангусты! Они, по рассказам сестёр, очень воспитанные и приходят иногда целыми семействами. Когда монахини кормят кошек, зверьки терпеливо ждут, пока те насытятся, и только потом угощаются сами. Что и говорить – картина, приближенная к райской. Недаром это такое святое и намоленное место! Недаром его так сильно хотел приобрести архимандрит Антонин.

Паломникам рассказывают одну удивительную историю, произшедшую в Горненском монастыре. Во время Первой мировой войны в Иерусалиме была эпидемия холеры, и восемь сестер монастыря умерли. Монахини читали акафист перед образом Казанской Богоматери. Когда читали акафист в 12-й раз, икона сошла со стены и сама обошла храм. Сестры услышали голос, говоривший, что все беды в обители прекратятся. И болезнь действительно отошла. С тех пор появилась традиция чтения акафиста 12 раз в летний престольный праздник, после всенощной. А еще каждый вечер одна из насельниц обходит монастырь с Казанской иконой в руках.

Вот такие чудеса творит Бог по нашей горячей и искренней молитве. Чудеса, свидетелями которых может стать каждый. В данном случае это были сестры, молящиеся перед Казанской иконой.

Есть в обители и свои традиции. Например, вечером Лазаревой субботы сестры под звон колоколов с пальмовыми ветвями идут от того места, где Господь сел на ослика, до стен Старого города. То есть совершается шествие вместе со Христом в Иерусалим, где когда-то ему кричали «Осанна!»

В Великую Пятницу сестры направляются по Крестному пути Спасителя. А в Великую Субботу идут к Святому Гробу Господнему, чтобы увидеть и поклониться Его Святому Свету. Именно так на Святой Земле называют Благодатный огонь.

И счастлив тот, кто в эти дни пребывает на Святой Земле и может вместе с сестрами обители так провести Страстную Седмицу.

И напоследок расскажу еще об одной истории, которую и сама узнала довольно недавно.

Дело в том, что отца Антонина можно считать и «крестным отцом» великого романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Хотя сам отец Антонин об этом, конечно же, никогда не думал. Дело в том, что в Киевской духовной академии, выпускником которой был будущий архимандрит Антонин, несколькими годами позднее писал свою магистерскую диссертацию Николай Корнильевич Маккавейский. Диссертация эта называлась «Археология страданий Господа нашего, Иисуса Христа». И конечно же, для сбора материалов диссертант приезжает на Святую Землю, в Иерусалим, где его встречает великолепный знаток библейской истории, автор нескольких важных археологических открытий отец Антонин Капустин.

Возвратившись в Киев, Маккавейский публикует свою диссертацию в трудах Духовной академии и впоследствии становится профессором. Одновременно с ним в Академии преподает другой профессор, Афанасий Иванович Булгаков, отец будущего писателя, автора «Мастера и Маргариты».

В страшном 1937 году, когда многие церковные книги были изъяты и уничтожены, Михаил Афанасьевич Булгаков находит в букинистической лавке труды Киевской духовной академии и покупает их, потому что там публиковались статьи его отца. Так в руки писателя попадает уникальное описание Иерусалима времен Иисуса, составленное Маккавейским не без помощи отца Антонина во время его пребывания на Святой Земле.

Горненский монастырь

Так что «булгаковский Иерусалим» берет свое описание в том числе и на территории Горненского монастыря, где останавливался профессор Маккавейский.

Вот такая удивительная история. Как все в жизни порой неожиданно переплетено!

Вход в монастырь бесплатный. На территории имеется лавка, где можно приобрести иконы и свечи, а также подать записки.

Я желаю каждому приезжающему в Израиль посетить это благодатное и намоленное место. И гарантирую, что та благодать, которой заполнится Ваша душа, будет полезной и очищающей!

Бог в помощь! И многая и благая лета всем насельникам и трудникам Горненского монастыря!

Горненский монастырь

Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь — православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, в 7 км на юго-запад от Старого города Иерусалима.

Читать еще:  Евгений Соколов: биография священника, служение и проповеди

Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Храмы
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Где остановиться
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км. к юго-западу от Старого города Иерусалима близ селения Эйн-Карем, которое традиционно считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39-56). Владелец участка бывший драгоман французского консульства в Иерусалиме Ханна Джельяд запросил за него 4000 наполеондоров (80 тыс. франков или около 25 тыс. рублей серебром). Для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет.

Сразу после закупки участка в 1871 году на нём поселились отдельные монахини и паломники. Первая монастырская церковь была освящена 14 февраля 1883 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чудотворная Казанская икона Богородицы. Справа от входа в Казанскую церковь находится перенесенная святыня — камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Этот камень был доставлен в монастырь из окрестностей Иерусалима, недалеко от так называемой «пустыни» св. Иоанна Предтечи, рядом с современным поселком Эвен-Сапир.

Статус монастыря община монахинь получила от Святейшего Синода в 1898 году, а в 1903 году в обители открылись иконописная и золотошвейная мастерские, за счёт которых монастырь сам себя кормил.

В 1910 году началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

К 1914 году в монастыре находилось около 200 монахинь, которым по требованию оттоманских властей пришлось покинуть обитель и переехать в Александрию, откуда вернулись в 1918 году в основательно повреждённый монастырь. Однако усилиями сестер он был восстановлен.

Из-за невозможности связи с Московским Патриархатом монастырь, как и вся Русская духовная миссия, с 1920 года перешли в подчинение Русской Православной Церкви заграницей. В 1924 году Горненская община снова получила канонический статус монастыря.

Многие насельницы, пришедшие в обитель в эти годы, были русскими монахинями-эмигрантками, бежавшими в Бессарабию, оттуда в Сербию, а затем во Святую Землю. Лишь несколько послушниц были из арабок.

В 1945 году, после визита в Святую землю Святейшего Патриарха Алексия I, среди сестер монастыря возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая часть сторонниц перехода в юрисдикцию Московской Патриархии. Тогда Иерусалимская Патриархия предоставила в распоряжение этим сестрам греческий храм в Эйн-Кареме.

Во время арабо-израильской войны, когда в июле 1948 года начались бомбежки Эйн- Карема, сёстры покинули монастырь и бежали в Иорданскую часть Палестины.

После образования Государства Израиль в 1948 году, монастырь (как и здания Русской Духовной Миссии) был передан израильскими властями Московской Патриархату. Монахини, не пожелавшие вернуться в юрисдикцию Московского Патриархата, перебрались в Англию, где основали Благовещенский монастырь в Лондоне. Пять монахинь переехали в Чили, где в 1958 году архиепископом Леонтием был основан Успенский монастырь.

С середины 1950-х годов монастырь стал пополняться монахинями, приезжавшими из СССР. Продолжал оставаться одним из действующих монастырей РПЦ в течение всей последующей истории СССР, являясь единственным женским монастырём Московского патриархата за пределами советских границ.

В 1987 году был освящен пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя.

В 1997 году было возобновлено строительство собора в честь Святой Троицы и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших, а 12 ноября 2012 года патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.

Храмы [ править ]

Собор Всех святых в земле Российской просиявших

Церковь Казанской иконы Божьей Матери

Церковь Иоанна Предтечи

  • Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших. В 1910 г. в монастыре был заложен вместительный храм во имя Троицы Живоначальной. Однако храм не был тогда достроен из-за начавшейся в 1914 г. I Мировой войны, когда сотрудники РДМ был вынуждены покинуть Иерусалим и уехать в Каир. В недостроенном виде собор простоял почти 90 лет. Лишь в 1997 г., когда отмечалось 150-летие РДМ, монастырь посетил патриарх Алексий II, и было получено благословение на достройку храма. К настоящему времени строительные работы практически завершены. Храм был освящен во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших.
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери построена между 1880 и 1881.
  • Пещерная церковь Иоанна Предтечи построена не позже 1987.

Престольные праздники [ править ]

Особый праздник монастыря

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Священный синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов», совершаемый обычно 12 апреля (30 марта по ст. ст.). Это связано с тем, что монастырь находиться в нескольких десятках метров от места, где, по преданию, произошла Встреча Девы Марии с праведной Елизаветой (на том месте в настоящее время находится францисканская церковь Посещения).

С тех пор накануне праздника Целования икону Благовещения Пресвятой Богородицы перевозят из Свято-Троицкого собора в Иерусалиме в Горненский монастырь, где остается в течение трех месяцев до праздника Рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня по ст. ст.), т.к. Богородица была здесь у Елизаветы 3 месяца. Эту икону ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, ставя рядом с ней игуменский жезл . В течение этих трех месяцев сама Пресвятая Богородица является игуменей монастыря.

В общецерковном календаре Русской Православной церкви такое празднование отсутствует.

Как добраться [ править ]

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Где остановиться [ править ]

  • Паломнические дома Горненского монастыря

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Фото [ править ]

Игумения Горенского монастыря Георгия (Щукина)

Монастырь Горненский в Иерусалиме: история, описание и интересные факты

Город, где Спаситель проповедовал Слово Божье и взошел на крест за грехи всего рода людского — Иерусалим, является священным для христиан всех конфессий. На протяжении веков его посещали русские паломники и подвижники. Ими в Иерусалиме и его окрестностях было построено несколько храмов и обителей. К их числу относится и монастырь Горненский.

Эйн-Карем

Район, где расположена Горненская обитель, находится в юго-западной части Иерусалима. В переводе на русский язык с иврита ее название переводится как «Источник винограда». Согласно библейскому преданию, именно туда, к своей родственнице святой Елизавете приехала Дева Мария, после того как узнала о том, что ей уготовано стать матерью сына Божия. Кроме того, в Эйн-Кареме родился Иоанн Предтеча, который был сыном священника Захарии. Еще будучи во чреве своей матери святой Елизаветы, он взыграл при приближении Богоматери, тем самым возвестив о том, что вскоре должен родиться Спаситель.

Предыстория

Согласно свидетельству современников, монастырь Горненский появился благодаря неусыпным трудам подвижника архимандрита Антонина (Капустина).

Осенью 1869 года он принимал у себя одного из членов Госсовета Российской империи и известного в то время политика П. П. Мельникова. Во время прогулки по окрестностям Иерусалима архимандрит показал гостю участок земли, где сегодня находится Горненская обитель, и попросил помочь приобрести его православной миссии у бывшего французского драгомана Хана Карло Джельяда.

П. П. Мельников организовал комитет по сбору средств, требовавшихся отцу Антонину для обустройства обители. Щедрые пожертвования на богоугодное дело сделали крупные московские фабриканты Путилов и Поляков, братья Елисеевы, известные меценаты, а также многие простые россияне.

Но сбор средств был не единственной заботой архимандрита Антонина, так как селение Эйн-Карем приглянулось миссионеру Ратибсону, благодаря которому католики стали приобретать там участки земли, построили часовню, школу и монастырь Magnificant. Их представители также начали вести переговоры с Джельядом, но он склонялся к тому, чтобы продать свою недвижимость отцу Антонину.

В феврале1871 года, после долгих мытарств, наконец была оформлена купчая на участок драгомана с двумя домами и садом за 55 000 франков. Однако на этом история не закончилась, так как через несколько дней Джельяд умер в результате отравления. Убийство так и не было раскрыто, хотя многие посчитали его местью католических фанатиков.

Строительство первого храма

Поначалу в летний период службы совершались в специально обустроенной палатке, а зимой — в 2-этажном доме миссии. Позже архимандрит Антонин выбирал место для храма и сам начертал архитектурный план. Согласно этому проекту, за строительные сезоны 1880-1881 годов арабский подрядчик Джирьес построил церковь и получил за работу 300 наполеондоров. Кроме того, ему заплатили 30 французских золотых монет за возведение отдельно стоящей колокольни. В 1883 году храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Горненский монастырь: история основания

Сразу же после того как участок земли перешел во владение Русской Православной Церкви, там был построен приют для паломников. Через некоторое время в нем поселились несколько инокинь. Тогда архимандрит Антонин задумал основать необычную православную женскую обитель. Согласно написанному им уставу, в ней могли селиться только монахини, которые были в состоянии построить на ее территории за свои средства дом и посадить вокруг него сад. Так, вместо привычных корпусов с кельями появилась небольшая женская деревня, утопающая в зелени оливковых, миндальных и цитрусовых деревьев.

В 1898 году Святейший Синод присвоил местной общине статус монастыря.

Спустя 5 лет на его территории стали действовать золотошвейная и иконописная мастерские. Благодаря им Горненский монастырь в Иерусалиме перестал нуждаться в финансировании извне.

Судьба обители в годы Первой мировой войны

В 1910 году было начато строительство собора, который по пожеланию сестер должен был быть освящен в честь Святой Троицы. Осуществлению этих планов помешала Первая мировая война, с началом которой работы по возведению храма были прекращены.

По требованию властей Османской империи, во владении которых тогда находился Иерусалим и большая часть Палестины, 200 монахинь, проживавших в обители, были вынуждены переехать в египетскую Александрию. Оттуда в монастырь Горненский они смогли вернуться только в 1918 году. Перед их глазами предстала основательно разоренная обитель с поврежденными строениями, однако благодаря усилиям сестер она была быстро восстановлен.

Дальнейшая история монастыря в 20-м веке

С 1920 года из-за невозможности поддерживать связь с Московским патриархатом Горненский монастырь в Иерусалиме в составе Русской духовной миссии перешел в подчинение РПЦ за границей. В этот период в обители поселилось много насельниц, которые бежали из России, охваченной Гражданской войной, через Бессарабию, и перебрались в Святую Землю через Сербию.

В 1945 году в Палестину прибыл Святейший патриарх Алексий Первый. Его приезд стал причиной разлада среди сестер, так как часть из них решила перейти под юрисдикцию Московской патриархии. Тогда было решено отдать им греческий храм в Эйн-Кареме.

В ходе арабо-израильской войны летом 1948 года Эйн-Карем подвергся бомбежкам. Сестрам пришлось покинуть Горненский монастырь (история обители до Первой мировой войны представлена выше), они бежали в часть Палестины, принадлежавшую Иордании.

После образования Израиля

В 1948 году монастырь был передан властями Московскому патриархату. Насельницы, не пожелавшие вернуться под юрисдикцию Московского патриархата, отправились в Лондон и основали там Благовещенский монастырь. Еще 5 монахинь перебрались в Чили, где в 1958 году под руководством архиепископа Леонтия основали Успенскую обитель.

С середины прошлого столетия в монастырь Горненский стали поступать насельницами православные женщины и девушки, приехавшие из СССР. Они быстро стали полноправными членами общины и трудились в поте лица во имя Господа.

В дальнейшем на протяжении многих лет обитель продолжала оставаться единственным заграничным действующим женским монастырем Московского патриархата.

В 1987 году впервые за многие годы на его территории во имя св. Иоанна Крестителя был освящен пещерный храм.

Возрождение обители

В 1997 году было решено возобновить строительство собора Святой Троицы. Оно длилось 10 лет и завершилось в 2007 году. 28 октября храм освятили во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших (малым чином).

Позже, в ноябре 2012 года, Горненский монастырь (как он был основан, вам уже известно) посетил Патриарх Московский Кирилл. Он торжественно освятил собор и побеседовал с сестрами.

Для возрождения обители многое сделала ее нынешняя настоятельница игуменья Георгия (Щукина). Она была назначена в Горненскую обитель с благословения Святейшего Патриарха Алексия в 1991 году. Матушка Георгия в детстве пережила блокаду Ленинграда, а когда она с матерью была эвакуирована в Краснодарский край, оказалась в зоне немецкой оккупации. После долгих мытарств девочка вернулась в родной город, а спустя несколько лет удалилась в действующий в Эстонии женский православный монастырь, где прожила 40 лет.

Когда она взяла на себя управление обителью, последняя находилась в упадке. Достаточно сказать, что в домиках монахинь не было даже водопровода и канализации, а многие из них находились в полуразрушенном состоянии.

Горненский монастырь: описание

Сегодня в обители постоянно проживают 60 сестер. Главным собором монастыря является храм Всех Святых, в земле Российской просиявших. В нем хранится чудотворной Казанский образ Богоматери. Справа от входа можно увидеть святой камень, на котором, согласно древнему преданию, проповедовал сам Иоанн Креститель. Валун был доставлен в обитель из окрестностей Иерусалима из «пустыни», расположенной рядом с поселком Эвен-Сапир. Считается, что там незадолго до своей казни с призывами освободиться от грехов и готовиться к приходу Мессии обращался к израильтянам св. Иоанн Предтеча.

Читать еще:  Чистопольская епархия: храмы и монастыри, епископ и митрополит

Кроме того, в 2012 году в обители освятили пещерный храм. Он посвящен св. Иоанну Крестителю (Предтече). Согласно древнему преданию, эта небольшая церковь расположена на месте, где незадолго до рождения Христа построили свое жилище святые праведники Захария и Елизавета. Ее каменные ниши украшены иконами, изображающие сцены из жизни Иоанна, который окрестил Спасителя в водах реки Иордан.

На территории обители расположена греко-православная церковь, которая была построена в 19-м веке. После того как скончалась монахиня, которая жила при этом храме и многие годы посвятила созданию росписи на ее стенах, он крайне редко открывает свои двери перед посетителями.

Монастырский уклад

Все насельницы, выбравшие местом своего служения Горненский монастырь (Эйн-Карем), имеют свои послушания. Их день расписан по часам:

  • с 5:30 до 9:00 в монастыре проходит утренняя служба;
  • с 9:00 до 9:30 — завтрак в трапезной;
  • с 9:30 до 12:30 — время для послушания, во время которого монахини выполняют задания, которые им назначает благочинная сестра;
  • с 12:30 до 13:00 — обед;
  • с 13:00 до 15:00 — послушания;
  • с 15:00 до 18:00 — вечерняя служба;
  • с 18:00 до 21:00 — послушания.

Трудники

В последние годы все больше людей хотят посвятить некоторый период своей жизни служению Господу. С этой целью они отправляются в обители, где стремятся найти ответы на свои вопросы, касательно спасения души и смысла пребывания человека на земле.

В частности верующие женщины и девушки могут стать трудницами Горненского монастыря на срок до трех месяцев. Для этого им следует получить туристическую визу в Израиль, а также благословение и рекомендацию священника из храма, который они обычно посещают.

Как доехать до обители

Главный вопрос, который интересует тех, кто хочет увидеть Горненский монастырь: как добраться туда из Иерусалима? Легче всего это сделать на автобусах № 19 и № 27 (до остановки «Больница Хадасса»). Кроме того, от Центрального автовокзала туда можно отправиться, сначала воспользовавшись трамваем № 1, а затем автобусом № 28.

Теперь вы знаете, какую историю имеет Горненский монастырь. Как доехать туда, вам также известно, и вы сможете посетить его, если окажетесь в Иерусалиме и захотите побывать в местах, связанных с земным житием Богоматери.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
    • Православная Москва
    • Нарушение прав верующих УПЦ
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Православные святыни на Святой Земле: Горненский женский монастырь

Заместитель начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме игумен Тихон (Зайцев) рассказал в интервью корреспонденту Агентства национальных новостей Лизе Дорон об истории и нынешнем укладе Горненского женского монастыря, расположенного в Эйн-Карем — южном районе современного Иерусалима.

Монастырские земли уже более века принадлежат Русской Православной Церкви. Один из самых выдающихся начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандрит Антонин (Капустин), в 1871 году оформил купчую на земельный участок к югу от Иерусалима, включающий селение Эйн-Карем («Источник в винограднике»), и назвал его по-евангельски — «Град Иудов» или «Горняя».

— Когда была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме и каковы ее заботы?

— Со времени принятия на Руси христианства русский благочестивый человек устремлял свои взоры на Святую Землю, где Господь Иисус Христос совершил спасение рода человеческого, где, пролив кровь, через жертву явил любовь к человеку. Человек, в благодарность принявший веру Христову, стремился ответить на эту любовь многоразличными подвигами, среди которых было паломничество к местам, связанным с жизнью Спасителя. Путь паломника был не просто труден, но и опасен. Видя нужды благочестивого человека, Русская Церковь организовала здесь представительство для вспомоществования стремящихся сюда паломников. Но только к началу XIX века удалось наладить взаимоотношения с турецкой Портой, что вселило надежду на установление духовной миссии, которая и была учреждена в 1847 году.

Основные ее задачи остаются сегодня теми же — быть связующим звеном между Церквами Иерусалимской и Русской, иметь заботу о русских паломниках, число которых, например, к концу XIX в. достигало 10 тыс. человек в год. Поддерживая паломников, миссия помогала и местному населению в его нуждах, возводя приюты, больницы и школы, неся свет веры народам, не просвещенным верой Христовой.

Величайшей заслугой архимандрита Антонина (Капустина) является приобретение им в собственность Русской Церкви участков земли в местах, тесно связанных со священной историей Ветхого и Нового Завета.

Начиная с 1868 года, архимандритом Антонином были приобретены земли в Иерусалиме, Хевроне, Вифлееме, Иерихоне, Галилее. Средств на их покупку часто не хватало, и тогда архимандрит Антонин обращался за помощью в Россию. Немалые суммы пожертвовали российские промышленники, к примеру, владелец металлургических заводов в Санкт-Петербурге Путилов, а также владельцы известных гастрономов братья Елисеевы. Но деньги жертвовали и обычные прихожане русских церквей, внося посильную лепту в благое дело.

Таким образом, в 1871 году архимандрит Антонин сумел осуществить покупку земли поселения Эйн-Керем, расположенного в живописном месте на склоне горы близ Иерусалима. Место не просто радовало глаз, здесь проходила сама евангельская история. Эта земля освящена жизнью Иоанна Предтечи, его родителей — святых праведных Захарии и Елисаветы, посещением Божьей Матери.

— Каким образом появился здесь монастырь?

— Купив землю в Эйн-Карем, архимандрит Антонин задумал основать здесь обитель для русских женщин, пожелавших остаться на Святой Земле и провести остаток жизни в подвиге. Приезжавшим женщинам предстояло самим заботиться о строительстве жилищ. Так со временем был заселён северный склон горы. Свои внешним видом монастырь не похож на привычные русские монастыри. Здесь нет одного или нескольких общих корпусов с кельями — по всей территории разбросаны небольшие домики, в разное время отстроенные сестрами.

Но созданное поселение еще нельзя было назвать монастырем — в нем не было храма. Об этом и позаботился рачительный начальник Миссии. На его строительство также собирались средства в России, и уже в 1883 году в Граде Иудовом был освящен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери.

С этого момента и началась полнокровная жизнь Горненского женского монастыря под духовным руководством начальника Русской духовной миссии.

Шли годы, число насельниц увеличивалось, необходимость требовала постройки нового, более вместительного храма. Так, в 1910 году на вершине горы началось строительство величественного собора, но оно было прервано драматическими событиями в мировой и российской истории. Возведению храма сначала помешала первая мировая война, а затем революционные события 1917 года и последующие за ними годы гонения на Церковь.

Уже в наши дни Русская духовная миссия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II приступила к возобновлению строительства собора Всех святых, в земле Российской просиявших. Сегодня Собор во всем своем величии возвышается над склонами монастыря, уже увенчанный куполами и крестами. В настоящее время в храме ведутся внутренние отделочные работы.

— Каков нынешний уклад монастырской жизни?

— Благоустройство обители всегда поддерживалось заботами начальников Русской духовной миссии, а также усердием монахинь и трудниц. Сейчас в монастыре проживают 60 монахинь и послушниц. В лучшие времена (до революции 1917-го года) в монастыре подвизались до 200 сестер. Монашествующие прибывают сюда из русских монастырей, желая подвизаться в Святой Земле. Их заботами многочисленные паломники имеют возможность посетить Святые места, поклониться земле, освященной спасительным подвигом Господа.

Монастырский уклад строится строго по общежитийному уставу, данному еще архимандритом Антонином. Дни проводятся в келейных молитвах, храмовых богослужениях и послушаниях, к которым относится и обустройство быта, и прием паломников, и работа в трапезной, и сбор маслин.

Но в монашеском укладе важнее всего правильно проходить поприще жизни духовной. Недостаточно уединиться за монастырские стены, на этом месте должно свято жить. Нужно вести духовную жизнь, тогда и мир будет преображаться. Уход от мирской суеты — это не убегание от внешних трудностей, но желание служить Богу, подвизаясь в монашестве. И подражать святости проживших в святости мы призваны. Бог создал человека по образу и подобию Своему. Образ мы носим, а подобия нужно стремиться достичь, восстановить утраченную связь с Богом.

Если молитва будет основой для всех, населяющих обитель, если забота о спасении будет главным для подвижника, и послушание он сделает правилом своей монашеской жизни, тогда монашествующие будут светом для мирян, тогда как для монахов светом будет жизнь ангелов — им они будут уподобляться.

— Разве перечисленные Вами принципы не являются уже утверждающей основой монашеской жизни?

— Люди, избравшие путь монашества, не лишены недостатков, они такие же, как и все. Но они имеют постоянное стремление приблизиться к Богу и служить Ему, через подвиг они врачуют душу, обновляются и совершенствуются. Каждому требуется для этого свое время. Молитва — главное делание, основа жизни монашествующих. Они молятся о личном спасении, об Отечестве, о тех, кто в молитве нуждается. Когда разбился самолет под Донецком, монахини молились о душах погибших, а убитые горем родственники знали, куда обратиться за помощью и утешением.

— Подобные масштабные трагедии являются следствием технического прогресса, который присутствует в нашей жизни как данность. Все мы пользуемся его благами и уже не представляем себе иной жизни. Насколько вошли блага цивилизации в жизнь монахов?

— Монастырь — место подвигов, сокрытых от мира. Достижения науки и техники используются в монастырской жизни, но они второстепенны, они должны быть подчинены потребностям духовным. Молитва, послушание, труд — вот основа жизни монастыря. Технические достижения — это лишь средства послужить внутренней жизни обители. К примеру, нет смысла отказываться от электричества или телефона. Для поддержания каталога рукописей удобно использовать компьютер. Замечу, что и паломники сегодня прибывают на Святую Землю самолетами и передвигаются на комфортабельных автобусах. Но все это не должно отвлекать от главного. В жизни духовной важны ценности духовные, а не вещественные, материальные. Последние же используются по мере разумной необходимости, так, чтобы не занимали ум и сердце человека, избравшего путь телесного и духовного подвига.

— Каким образом Русская духовная миссия участвовала в поддержке северных районов Израиля во время ливано-израильского конфликта?

— Русская духовная миссия не могла оставаться безучастной к той трагедии, которая постигла и израильтян, и ливанцев, и вообще всех добропорядочных людей. Чувство скорби и стенания наполняют душу. Заботами миссии были эвакуированы сестры с подворья в Тиверии, семья священника с подворья в Хайфе. Сам же священник счёл своим долгом остаться со своей паствой, и на протяжении всей войны, когда на Хайфу падали ракеты, страдали и погибали люди, продолжал служение в храме св. пророка Божия Илии. Прихожанами храма являются как работники российского консульства, так и православные репатрианты из бывшего Союза, приехавшие в Израиль. Немало прихожан и из местных христиан-арабов.

В Троицком соборе Миссии был совершен молебен «Об избавлении от брани и даровании мира». Многочисленные прихожане храма и паломники молились о том, чтобы мир вновь воцарился на Святой земле.

Горненский монастырь (Эйн-Карем)

Го́рний или Го́рненский монасты́рь — православный женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская православная церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 4 км на юго-запад от Иерусалима (Израиль). В обители около 60 сестёр. [1]

Настоятельница монастыря с 1991 года — игумения Георгия (Щукина).

История

В 1871 году глава Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин) выкупил плантацию оливковых деревьев в селении Эйн-Карем близ Иерусалима. Участок был куплен у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда за 55 000 франков, причем для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет. На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря. [2]

Первая монастырская церковь была построена в честь Казанской иконы Божией Матери, сегодня это основной храм обители, в нём хранится чтимая Казанская икона Богородицы. Справа от входа в Казанскую церковь находится камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель. Пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя освящен в 1987 году.

В 1911 году началось строительство собора, который предполагалось освятить в честь Святой Троицы. Оно прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.

С 1914 по 1918 года по требованию оттоманских властей насельницы монастыря выехали в Александрию (Египет); возвратились в 1918 году. Сестры находились в юрисдикции РПЦЗ; после образования Государства Израиль, в 1948 году, монастырь (как и здания Русской Духовной Миссии) был передан израильскими властями Московской Патриархату. Продолжал оставаться одним из действующих монастырей РПЦ в течение всей последующей истории СССР.

Строительство было возобновлено в 2003 году и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 28 октября 2007 года храм был освящён малым чином в честь Всех святых в земле Российской просиявших [3] [4] , а 12 ноября 2012 патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма [5] .

«Наша миссия – принимать паломников»

Интервью с игуменией Горненского монастыря Георгией

Наступление лета, а вместе с ним и поры отпусков, побуждает каждого задуматься о том, как провести это время с пользой. У кого-то все уже давно расписано по стандартной схеме: дача и садово-огородные работы либо море, солнце, пляж. Верующие люди стараются уделить часть своего отпуска посещению православных святынь как в России, так и за рубежом. И в первую очередь они, как правило, обращают свои взоры в сторону Святой Земли, стремясь ощутить причастность к происходившим здесь евангельским событиям. Отправиться в паломничество на Святую Землю можно либо присоединившись к одной из групп, формируемых многочисленными паломническими службами, либо напрямую обратившись в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая занимается приемом и размещением паломников. Но посещение Святой Земли может быть не только паломничеством или отдыхом – можно одновременно оказать своим трудом посильную помощь здешним обителям, в том числе и в приеме паломников.

Читать еще:  Иоанн Крестьянкин: биография старца, книги и советы, труды и письма

Игумения Георгия с иконой Благовещения

Как и чем можно помочь Горненской обители, сестры которой несут послушание по приему и сопровождению паломников, о жизни этой обители рассказала ее настоятельница игумения Георгия (Щукина).

– Сильно ли отличается жизнь насельниц русских православных монастырей на Святой Земле от жизни монашествующих в женских обителях России?

– Да, конечно. Мы живем на земле, куда тысячи и тысячи людей мечтают попасть, чтобы поклониться Гробу Господню и помолиться па святых местах. Когда Святейший Патриарх Алексий назначал меня сюда, то сказал: «Матушка, ваша миссия – принимать паломников». Конечно, и в России женские монастыри посещает много паломников, особенно Дивеевский или Пюхтицкий в Эстонии, но Святая Земля – особенное место. Здесь собраны главные святыни православного мира, все события Нового Завета происходили здесь. Именно поэтому сюда так стремятся люди, особенно сейчас – группа за группой. Мы в Горненском монастыре Русской духовной миссии принимаем их, сестры несут послушание по сопровождению паломников.

– Сейчас кризис, а паломников за последнее время стало больше.

– Больше. Когда я прилетела сюда в 1991 году, вообще никого не было. Первый раз получали Благодатный огонь – тихо, спокойно, ни туристов, ни паломников. Все наши сестры прямо у самой кувуклии стояли. Блаженнейший Патриарх вышел с Благодатным огнем, и мы прямо из его рук зажигали свечи. А теперь совсем по-другому.

С каждым годом людей стало приезжать все больше, как и предсказывал Святейший Патриарх. Вначале я просто не знала, как быть: каждый день столько звонков, столько просьб принять, а у монастыря ни одной гостиницы не было. С Божией помощью начали все восстанавливать и обустраивать.

Святейший Патриарх Алексий прислал нам в помощь 20 человек семинаристов, которые начали понемножечку благоустраивать Горненский монастырь, ведь все было запущено. К храму Всех святых, в земле Российской просиявших, например, подняться было невозможно: ни дорожки, ни тропинки, сплошной лес. Семинаристы его вырубали. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены и внутри выросли огромные деревья. Все нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем семинаристы.

Устроили первую гостиницу – со стороны госпиталя «Хадасса». Когда-то в этом монастырском здании была богадельня. Всего у монастыря, когда я приехала, имелось четыре богадельни, потому что когда-то здесь жило около 200 насельниц и среди них много стареньких и слабеньких. Теперь все эти богадельни у нас стали гостиницами.

Когда я только приехала, в монастыре света не было, водопровода не было. Слава Богу, в те годы шли обильные дожди. Мы наполняли этой водой имеющиеся на территории старые цистерны. Так как паломников не было, общей трапезной тоже, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, тогда уже пришлось подключать городское водоснабжение.

– Как сочетается постоянный прием паломников с полноценной монашеской жизнью?

Горненский монастырь, подготовка к празднику

– Сестры, несущие послушание по сопровождению паломников, всегда рады, что имеют возможность снова поехать в Вифлеем, еще раз помолиться у Гроба Господня, посетить реку Иордан, но получается, что они все время на людях, и это, конечно, духовное внимание рассеивает. Они устают. Нужно готовиться к рассказу о каждом святом месте, знать, как и о чем в каждом случае говорить. Посещая с паломниками святое место, сестра молится вместе с ними и призвана передавать свое благоговейное молитвенное чувство им. Конечно, сестрам бывает тяжело. Но этот труд надо нести за святое послушание – такова наша миссия.

Помню, когда я пришла в Пюхтицкий монастырь – мне тогда было 18 лет, – меня поселили в келье с монахиней Аркадией. Она была духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского и сама родом из Кронштадта. Тогда в Пюхтицах я застала много сестер, которые пришли по благословению отца Иоанна. Им пришлось очень трудно. Когда в Пюхтицах строился собор, сестры даже кирпичи сами делали. Косили, бороновали, жали – все вручную, потому что не было никакой техники. И батюшка им тогда говорил: «Сестры, только трудитесь безропотно. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны». Этот его завет нам, новеньким, которые приходили уже после войны, внушали.

– Каков распорядок жизни Горненского монастыря?

– День начинается с молитвы. Летом, когда жарко, в 5 часов утра у нас служится полунощница, акафист читаем. В понедельник – архангелу Михаилу, во вторник – святому Иоанну Предтече, в среду здесь такая традиция: после литургии опускается икона Матери Божией, которая висит над царскими вратами, и мы поем нараспев акафист «Радуйся, Невесто Неневестная». Это очень давняя Горненская традиция. По воскресеньям читаем акафист иконе Божией Матери «Казанская». Службы, слава Богу, каждый день утром и вечером. Литургия служится каждый день, а это очень важно.

Зимой и осенью молитвы начинаются в половине шестого, в праздники – в 6 часов. По воскресеньям, так как мы всегда посещаем ночную службу в храме Гроба Господня, служба начинается в половине седьмого. На летнее время мы не переходим. Еще когда я приехала, старенькие монахини просили меня: «Матушка, не надо переходить на летнее время. У нас в Горнем никогда его не было. Какое время Господь дал, такое пусть и будет». Так и осталось. Конечно, это создает определенные сложности: программу для паломников мне присылают по летнему времени, а у меня в Горнем другое время.

– Подвизаться на Святой Земле – особый крест?

– Когда меня Святейший Патриарх Алексий сюда только назначил, я взмолилась: «Ваше Святейшество, я, наверное, не смогу». А он в ответ: «Матушка, у меня на сегодня одна только ваша кандидатура. Сколько сможете, пробудьте, хоть четыре-пять лет».

Батюшка Николай Гурьянов мне все предсказал: Иерусалим, игуменство. За несколько дней до назначения я у него была на острове, прилетела попрощаться на вертолете из Печор. Вертолет над островом кружится, кружится, ищет место, где приземлиться. Бабульки местные все собрались, смотрят вверх: «Что такое случилось?» – никогда еще не было, чтобы над островом кружил вертолет.

Трудница на монастырском кладбище

Наконец сели. Идем к церкви вдвоем с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом – теперь он владыка в Рязани, а отец Николай нас уже на паперти встречает. Отец Павел сначала с ним поговорил, а потом отец Николай ко мне обратился: «Георгиюшка, да какая ты счастливая, да куда ты едешь! К своему святому Георгию». Я отвечаю: «Батюшка, я так переживаю, боюсь, что не справлюсь. Святейший сказал и паломников принимать, и монастырь восстанавливать. Это же заграница, сколько всего надо в голове держать!» А он мне отвечает: «Всего у тебя хватит, справишься. Святейший тебе сказал побыть там четыре-пять годочков, а я хочу, чтобы ты там и померла». Ну, думаю, батюшка утешил. И вот уже 21 год я здесь.

– Сколько насельниц в обители сегодя?

– Когда я пришла, здесь было около 50 монахинь. Из них часть несла послушание в миссии и на участках. Тогда в миссии было всего сестер пять-шесть, а на сегодняшний день их там уже 17. Всего в нашей обители сестер 83. К сожалению, многие, даже молодые, очень немощны. Мне уже 80 лет, но получается, что сестры нашего поколения оказываются крепче, чем молодежь.

Территория у нас большая. Работы в Горнем монастыре хватает. Например, сегодня утром только подмели, вечером ветер – снова листьев набросало, опять надо подметать. Нужны помощницы и в трапезной, и в гостинице: убраться после паломников, подмести, сменить белье.

Мы нуждаемся и в певчих. Наши сестры, сопровождающие паломников, большей частью несут клиросное послушание, и, когда много паломников, на клиросе почти никого не остается. Я, конечно, теперь уже не пою, но иногда приходится немножечко «погудеть», потому что голосов не хватает. Нужны трудницы и на других участках Русской духовной миссии.

Когда я приезжала в Москву на избрание нашего Святейшего Патриарха Кирилла, то встретилась с ним накануне интронизации в Патриархии, в Чистом переулке. Говорю: «Владыка святый, помогите Горнему монастырю! Паломников много, а сестры немощные». И, как только его избрали, он отдал распоряжение, и нам прислали новых сестер – из Пюхтиц, из нескольких женских монастырей Москвы, из Санкт-Петербурга –Иоанновского монастыря на Карповке. Но все равно надо просить еще.

– Пополнение насельниц происходит только из российских монастырей?

– Да. Желающие должны подать прошение на имя Святейшего Патриарха и пройти собеседование с архиепископом Марком, руководителем Управления по зарубежным учреждениям Русской Православной Церкви. Будет дано благословение – всех принимаем.

– А как должна действовать потенциальная трудница-мирянка, желающая помочь обители?

– Нужно обратиться в Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Трудниц оформляют на жительство в Горнем монастыре сроком на три месяца. Иногда приезжают и на более продолжительный срок. Нам очень нужны трудницы, и мы с любовью их примем.

Горненский монастырь в Иерусалиме

На юго-западной окраине священного для всех христиан города Иерусалима, в районе Эйн-Карем, названному по исторически расположенному здесь селению, находится одно из наиболее любимых и посещаемых российскими паломниками святых мест — Горненский монастырь в Иерусалиме.

Горненский монастырь Иерусалим: История

Она началась в 1871 году. Тогда архимандрит Антонин, бывший начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме решил создать на Святой земле приют для православных паломников. С этой целью был выкуплен в Эйн-Кареме небольшой участок, на котором располагались два дома и оливковая плантация. Он вскоре был расширен за счет докупаемых близлежащих земель и стал основой сначала для приюта русских паломников в иерусалимской земле, а после для женской монашеской общины — исполненной созерцательности, изучения священных книг и молитв благочестивой жизни образованных отшельниц, по замыслу о. Антонина не связанной жестким монастырским уставом.

Еще одной особенностью, отличающей горненский монастырь Иерусалим от других стало поселение паломников и насельниц не в единых корпусах с келиями, а в отдельных частных домиках. Постройка на свои средства домика, разбивка вокруг него сада стали требованием, необходимым для поселения в монастыре и уже в 1894 году таких частных строений насчитывалось в монастыре 30. Кроме того на подворье располагались 6 казенных домиков, 2 дома для паломников, ризница и трапезная. Все это было окружено садами лимонных и миндальных деревьев, оливковыми плантациями, а общая площадь владений насчитывала 360 тысяч м².

В 1882 году обрел первый каменный храм, освященный через год в честь Сретенья Пречистой Девы Марии и праведной Елисаветы, в том же году в монастыре установлен праздник, привлекший большое количество паломников.

После смерти основателя, о. Антонина, монастырь претерпел большие перемены — была канонически оформлена и в 1898 году официально утверждена монашеская община, утверждены новые правила, выбрана «старшая сестра».

И дальнейшие годы для монастыря были богаты на испытания — после начала первой мировой войны он подвергся эпидемии чумы — сестер и насельниц монастыря защитило чудо явления из иконы Казанской Божьей матери, которая обошла монастырь, беря его под свою защиту. С тех пор Казанская икона Божьей Матери особо почитается здесь и храм переименован в ее честь. Во времена гонений храм подвергся эвакуации, а после возвращения сестер — реорганизациям и сменам юрисдикции. Сначала он перешел в ведение Русской Церкви Заграницей, а после Московского Патриархата.

Восстановление и современная жизнь монастыря

В 1991 году в пришедший в запустение, полуразрушенный монастырь была назначена новая настоятельница Матушка Георгия. Он пребывал в плачевном состоянии — полуразрушенные строения, отсутствие электричества и канализации. Воду носили руками из источника — того самого, из которого по преданию, пила Богородица. В 1992 году обитель начала возрождаться. Была отстроена гостиница для паломников при входе — бывшая богадельня, проведены работы по благоустройству — сегодня во всех домиках есть вода и свет. В 2007 было закончено строительство храма, освященного во имя Всех святых в земле Российской просиявших.

Сегодня Горний монастырь в Иерусалиме принимает паломников и трудников — христиан, желающих посвятить некоторую часть своей жизни служению Богу, выполняя различные работы в храме. Они приезжают на различный срок — обычно до 3 месяцев (срок туристической визы в Израиль). Трудники живут по своему расписанию, отличному от распорядка дня сестер монастыря. Они выполняют работы, которые благочинная назначает им в соответствии с умениями.

Как посетить?

Документы для поездки:

  1. 1. заграничный паспорт со сроком не менее полугода с даты поездки;
  2. 2. для желающих трудиться в монастыре необходимо оформление визы, для простых паломников и туристов не требуется;
  3. 3. Билеты в оба конца с «закрытыми» датами;
  4. 4. Медицинскую страховку на срок пребывания в стране;
  5. 5. Бронь гостиницы или приглашение;
  6. 6. Подтверждение платежеспособности.

Поездка в Иерусалим, посещение святых для каждого христианина мест требует особой подготовки. И это не подготовка документов, бронирование гостиниц или подбор авиарейсов. Перед паломничеством на Святую землю желательно отрешиться от земных хлопот, исповедоваться, настроиться на восприятие величайших святынь христианского мира.

Чтобы паломническая поездка стала для вас истинным событием духа, такие несомненно важные, но земные вопросы, как организация трансфера, размещения, питания, экскурсионной программы возьмет на себя служба Товия. По благословению храма Рождества Пресвятой Богородицы наш паломнический центр помогает совершать православные туры к самым важным святыням России и мира. Православные экскурсоводы помогут проникнуться духом и смыслом истинного христианского паломничества, а наш опыт в организации поездок сделает каждый тур безопасным и комфортным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector