0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Георгиевский собор в Калуге: история и адрес храма, описание, святыни и настоятели

Содержание

Свято-Георгиевский собор (Калуга)

Свято-Георгиевский собор, называемый также собором в честь великомученика Георгия «за верхом», построен в 1701 году. По преданию, строителем собора был земской староста Иван Кириллович Коробов. На местном диалекте слово «верх» означало овраг, таким образом название связано с особенностями рельефа города.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Первое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции 1917 года храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и вновь стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» , решением Управляющего Калужской епархией, сохранил статус собора.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Деятельность прихода [ править ]

Воскресная школа при соборе была открыта тщанием архиепископа Калужского и Боровского Климента (ныне митрополита) в сентябре 1990 года. Она стала первой в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковно-приходская школа. Она находилась в расположенном во дворе собора здании, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12).

В настоящее время здание частично возвращено Церкви, в нем и разместилась школа.

Святыни [ править ]

Главной святыней храма является всемирно известная чудотворная Калужская икона Божией Матери. Празднования в её честь совершаются четырежды в год: во второе воскресенье после праздника Святой Троицы (переходящее празднование), 31 июля, 15 сентября и 25 октября. Доступ к иконе открыт для всех желающих каждый день с 7-30 до 19-00.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Россия, г. Калуга, ул. Баумана, 14

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

Понедельник — суббота:

08:00 Часы, Божественная литургия, молебен, панихида

17:00 Вечерня и утреня

Воскресенье:

07:00 Часы, Божественная литургия, молебен, панихида

Свято-Георгиевский собор – православное сердце города

Мiръ Россия Калужская область Калуга Свято-Георгиевский собор (Калуга)

Идёт загрузка карты…

Свято-Георгиевский собор

, называемый также собором в честь великомученика Георгия «за верхом», построен в 1701 году. По преданию, строителем собора был земской староста Иван Кириллович Коробов. На местном диалекте слово «верх» означало овраг, таким образом название связано с особенностями рельефа города.

История

Первое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

Читать еще:  Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции 1917 года храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и вновь стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» , решением Управляющего Калужской епархией, сохранил статус собора.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Описание храма

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.
Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

Деятельность прихода

Воскресная школа

при соборе была открыта тщанием архиепископа Калужского и Боровского Климента (ныне митрополита) в сентябре 1990 года. Она стала первой в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковно-приходская школа. Она находилась в расположенном во дворе собора здании, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12).

В настоящее время здание частично возвращено Церкви, в нем и разместилась школа.

Примечания

  1. 123
    Свято-Георгиевский собор
    (неопр.)
    . Сайт Калужской епархии. Дата обращения: 14 мая 2021.
  2. Малинин Д.И.
    Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии / Вступ. ст. и коммент: Ларин А.К. и др… — Калуга: Золотая аллея, 1992. — С. 54−55. — 15 000 экз.
  3. 123
    Церковь Георгия за верхом // Калужская энциклопедия / под ред. В. Я. Филимонова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Калуга: Издательство Н.Ф. Бочкаревой, 2005. — С. 455. — 494 с. — 3100 экз. — ISBN 5-89552-333-1.
  4. Матеріалы для географіи и статистики Россіи, собранные офицерами Генеральнаго штаба. Калужская губернія. Часть 2 / сост. М. Попроцкий. — СПб.: Тип. Э. Веймара, 1864. — С. 400. — 770 с.
  5. 123Фехнер М. В.
    Калуга. — М.: Стройиздат, 1971. — С. 55−60. — 224 с. — (Города СССР).
  6. Духовенство | Свято-Георгиевский собор г. Калуги (неопр.)
    . georgsobor.cerkov.ru. Дата обращения: 27 февраля 2021.

Престольные праздники

Георгий Победоносец, великомученик

Икона Пресвятой Богородицы «Калужская»

— 31 июля, 25 октября, 15 сентября

Рождество Иоанна Предтечи

Икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»

Приходы Калужской епархии — Город Калуга:

Свято-Георгиевский собор
(храм в честь великомученика Георгия «за верхом»)

Адрес: г. Калуга, ул. Баумана, 14
Телефон: (4842) 74-24-68, 74-24-62

Наместник: протоиерей Николай Казаков

Клирики собора: иерей Олег Прохоров, иерей Сергий Гандера, диакон Филипп Лесинков

Окончание постройки нынешнего каменного храма относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

Читать еще:  Софийский собор в Вологде: история и описание, адрес, архитектура, праздники и святыни

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранились: напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

До революции храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» сохранил статус собора.

В сентябре 1990 г. при соборе была открыта воскресная школа — первая в Калужской епархии после многолетнего перерыва. До 1918 г. при Георгиевском храме действовала церковноприходская школа. Она находилась в здании рядом с собором, построенном в XVIII в. на средства, собранные духовенством (ул. Георгиевская, 12). Это здание было запрошено епархией еще в 1976 г., в настоящее здание полностью передано Калужcкой епархии.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память о этом в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

В настоящее время наместником Свято-Георгиевского собора является протоиерей Николай Казаков.

Престольные праздники собор отмечает:

  • в дни празднования икон Божией Матери: Калужской — во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; 18/31 июля; 2/15 сентября и 12/25 октября;
  • «Утоли моя печали» — 25 января/7 февраля;
  • в праздники Воздвижения Креста Господня — 14/27 сентября и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня — 1/14 августа; в 3-ю Неделю Великого поста, Крестопоклонную;
  • на Рождество Иоанна Крестителя 24 июня/ 7 июля.

Свято-Георгиевский собор г. Калуги

П ервое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Д вухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен царя Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенная.

Н аружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были.

В ерхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

П ятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

К олокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни. Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области. Вместе с ним были арестованы клирики собора: протоиерей Иоанн Сперанский, протоиерей Иоанн Остроглазов, протоиерей Павел Семеновский, священник Афанасий Любимов, священник Василий Макаров и его брат Яков, священник Александр Покровский, диакон Василий Становов, псаломщик Бабичев А.К., староста Тащина З.М., член церковного совета Филатова Е.А., регент Виноградов А.Ф., Сухов М.П., певчий Смирнов. Многие из них были впоследствии расстреляны вместе со священномучеником Августином.

С 1937 по 1942 гг. — время, когда Калужская кафедра оставалась праздной, — в соборе сменилось около десятка священников. После ареста владыки и священнослужителей службу в Георгиевском соборе стали по очереди совершать священники Николо-Козинского храма — протоиерей Александр Кедров и священномученик архимандрит Иоаникий (Дмитриев). Вскоре о. Иоаникий был арестован и привлечен по делу священномученика Августина. На его место был назначен священник Волков В.В., но и он через десять дней был арестован.

С ноября 1937 г. в Георгиевском соборе служил бывший священник храма великомученика Георгия на Воробьевке протоиерей П.А. Добронравов, который прослужил в соборе до весны 1939 г. После него Патриархией был прислан священник К.А. Рождественский. А в 1940 г. на его место был назначен протоиерей Антоний Попов.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт. После открытия (в том же 1940 г.) в соборе служил игумен Прокопий (Зимин), приехавший из Москвы по просьбе старосты Николо-Козинского храма Шумаковой Д.Д. Игумен Прокопий прослужил в соборе три недели, затем его место занял прибывший из Волоколамска протоиерей А.М. Анохин, который служил здесь до 18 ноября 1940 г. В конце января 1941 г. в соборе начал служить протоиерей Иосиф Куницкий. 21 мая 1941 г. в Калугу приехал протоиерей И.С. Соловьев и вскоре стал служить вместе с о. Иосифом. В это же время приехал протоиерей Г.К. Лысяк, который потом временно работал сторожем при кафедральном соборе.

В октябре 1941 г. из Смоленской области вернулся в Калугу о. А.М. Анохин и, когда находящийся в преклонных летах о. Иосиф окончательно слег, был зачислен в штат Георгиевского собора. Отец Иосиф скончался 2 ноября 1942 г. На тот момент штатными священниками собора числились протоиерей Г.К. Лысяк и протоиерей А.М. Анохин.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327).

20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

Д о революции 1917 года храм Георгия «за верхом» собором не являлся. Статус кафедрального собора он получил в 20-е гг. ХХ в. после закрытия Свято-Троицкого собора. В 1999 г., когда Свято-Троицкий собор был восстановлен и вновь стал кафедральным, храм Георгия «за верхом» , решением Управляющего Калужской епархией, сохранил статус собора.

В конце XIX в. во время своего визита в г. Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в память об этом событии в алтаре собора находится бронзовая табличка с надписью: «Отец Иоанн Кронштадтский совершил в сем храме 15 мая 1895 г. Божественную литургию». В соборе также служили первоиерархи Поместных Православных Церквей: — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (неоднократно), Блаженнейший Митрополит Вашингтонский и всея Америки Феодосий (1992), Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III (1994).

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Свято-Георгиевский собор – православное сердце города

В Калуге находится сразу два кафедральных храма – Троицкий и Свято-Георгиевский соборы. Туристы, которые путешествуют по «Золотому кольцу» России, любят заезжать в древний город и любоваться великолепной церковью в честь великомученика Георгия. Красивый пятиглавый храм с высокой колокольней были построены в самом начале XVIII века и украшают исторический центр Калуги по сей день.

Содержание:

  1. История храма
  2. Архитектурные особенности и интерьеры
  3. Полезная информация для туристов и паломников
  4. Как добраться
  5. Источники информации
  6. Дополнительная информация
  7. Свято-Георгиевский собор на карте

История храма

Когда-то на месте собора стоял деревянный Георгиевский храм. Пожары в средневековых городах были обычным делом. После того, как церковь сгорела, калужане решили поставить вместо нее каменное здание.

Свято-Георгиевский собор с высоты птичьего полёта

Новый храм возвели с 1700 по 1701 год на средства купцов Коробовых. Поначалу к приходу относились 75 домов, в которых жили богатые калужские торговцы Коробовы, Билибины, Гончаровы, Вяземские, Золотаревы и Носовы. Притч был небольшим. Богослужения проводили священник, дьякон и два дьячка.

Церковь много раз перестраивалась. В 1776 году была сделана кровля над вторым этажом, а начале XX века расписан нижний храм. Из семи колоколов, которые украшали колокольню, один был отлит в 1739 году на Невьянских заводах Демидова, а другой в 1785 году – на московском заводе Ассона Петровича Струговщикова.

Читать еще:  Священник Валерий Духанин: биография протоиерея, здоровье, служба в церкви и труды

Общий вид Свято-Георгиевского собора

В 1926 году, когда власти Калуги закрыли Троицкий собор, кафедральным храмом стала Георгиевская церковь. Перемены не принесли благополучия священникам. После того, как в сентябре 1937 года был арестован калужский архимандрит Августин, служить в соборе стали священники Николо-Козинской церкви, в частности, архимандрит Иоанникий. Однако, он тоже был осужден и приговорен к расстрелу.

В феврале 1940 года храм осиротел, и его на короткое время закрыли для верующих. В 1950 году строители заделали купол и подновили стенную роспись. Капитальные ремонтные работы были проведены в 1988 году, к тысячелетию Руси.

В 1999 году, когда Троицкий собор снова стал кафедральным храмом, Свято-Георгиевский собор не утратил своего значения. В данный момент оба храма считаются главными соборами Калуги, и это уникальный случай в истории Русской Православной Церкви.

Вид Свято-Георгиевского собора с улицы Баумана

Архитектурные особенности и интерьеры

Пятиглавый храм «полукораблем» построен в лучших традициях русского барокко. Двухсветный четверик с примыкающей к нему трапезной стоит на высоком подклете, который с трех сторон окружает живописная галерея. С юга и севера на нее ведут две широких лестницы.

Окна оформлены витыми колонками и резными крестами, а углы здания – группами полуколонок. Вверху на вытянутых граненых барабанах возвышаются небольшие купола, которые характерны для церквей XVIII века. Стройная колокольня поднимается на высоту 43 м.

Вид Свято-Георгиевского собора с улицы Пушкина

В красивом и добротном здании хранятся многие святыни – почитаемая верующими икона Калужской Божьей Матери, образ Божией Матери «Утоли Моя Печали», иконы Спасителя, святителя Николая, великомучеников Георгия и Параскевы Пятницы.

На первом этаже находится главный престол в честь Великомученика Георгия, а на втором – в честь Воздвижения Креста Господня. Левый придел посвящен пророку Иоанну Предтече, правый – иконе Божией Матери «Утоли Моя Печали».

Вид на колокольню Свято-Георгиевского собора

Полезная информация для туристов и паломников

Двери собора открыты в любой день с 7:30 до 18:30, вход в церковь бесплатный. Храм действующий, в нем ежедневно проходят церковные службы. С 1990 года в соборе работает воскресная школа для детей.

О калужском храме часто говорят «за верхом». Такое название связано с топографическими особенностями местности. В старину калужане называли «верхом» овраг, поэтому «за верхом» означает «расположенный за оврагом».

Как добраться

Собор находится в историческом центре города – на улице Баумана, 14. С автовокзала и с железнодорожного вокзала Калуги нужно ехать на автобусах или троллейбусах, которые идут в центр города. Выходите на остановке «Улица Баумана» или «Школа №6» и идите до церкви пешком.

Свято-Георгиевский собор (г. Калуга)

Первое упоминание о нынешнем каменном храме относится к 1701 г. По преданию, он был построен калужским земским старостой Иваном Кирилловичем Коробовым. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом».

Двухэтажный каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Храм выполнен в стиле построек времен Алексея Михайловича или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Храм пятиглавый, имеет форму полукорабля, высотой около 43 м, длиной чуть более 32 м, по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открытыми, но в конце 1776 г. покрыты кровлей, которая держится на пяти четырехугольных колоннах с каждой стороны. После Великой Отечественной войны галерея была полностью застеклена. На галереи и в храм второго этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Главный вход в нижний храм был «из-под колокольни», о чем свидетельствует арка в первом ярусе колокольни, ныне заложенна

Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Храм обведен зубчатым поясом в пять кирпичей на угол. В стенах верхнего храма есть голосники. Кровля у храма четырехскатная, увенчанная пятью главками. Кокошники в верхней части фасадов четверика укреплены раковинообразными вставками. Следует заметить, что здесь отчетливо сказались новые веяния, неизвестные в конце 1680-х гг. Просторный алтарь сохраняет традиционное трехчастное деление, хотя здесь это уже единое помещение. Отделка дверей как в нижнем, так и в верхнем храме, выполнена в русском стиле из мячковского камня. Двери остаются в неприкосновенности, раскрашенными, как были. Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в 1824 г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в 1766-1767 гг. В 1880-1881 гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в 1999 г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к 1770-1780 гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырех-угольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

С 1926 по 1999 гг. собор являлся кафедральным. 1934-1937 гг. связаны с пребыванием на калужской кафедре священномученика Августина (Беляева). В эти страшные для Русской Церкви годы собор начал вновь заполняться людьми, которых владыка своим примером учил не бояться открыто исповедовать веру. Люди приносили в собор цветы и украшали иконы и архиерейскую кафедру. В то время, когда другие храмы разрушались, Георгиевский кафедральный собор, благодаря владыке Августину, свидетельствовал о непрекращающейся духовной жизни.

Священномученик Августин был расстрелян 23 ноября 1937 г. по приговору тройки УНКВД Тульской области.

В феврале 1940 г. Георгиевский собор был ненадолго закрыт.

В 1950 г., при епископе Онисифоре (Пономареве) в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись. К празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт. Снаружи весь храм был подштукатурен и окрашен в красный цвет, была перекрыта крыша, включая и купола. Вместо обветшавшего центрального креста над куполом был поставлен новый, который был вскоре позолочен. Вся настенная живопись верхнего храма была промыта и подновлена, местами написана заново, на западной стене алтаря были выполнены новые росписи. Посередине — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, с правой стороны — великомученик Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, с левой — праведный Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский. В это же время иконостас, киоты и все храмовые иконы были отреставрированы.

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. С 1960 г. собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление СМ РСФСР от 30.08.1960г. № 1327). 20 мая 1999 г. был освящен установленный возле Свято-Георгиевского собора крест, посвященный памяти «преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии». Так было начато празднование 200-летия со дня учреждения Калужской епархии.

29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало храм в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Свято-Георгиевский собор в Калуге

АвтобусОст. «Баумана», № 2
АвтобусОст. «Школа №6 (ул. Гагарина)», №№ 4, 20, 21, 22, 32, 33, 35, 37, 44, 75, 93
ТроллейбусОст. «Баумана», №№ 1, 2, 3
ТроллейбусОст. «Школа №6 (ул. Гагарина)», №№ 3, 18
Маршрутное таксиОст. «Баумана», № 1
Маршрутное таксиОст. «Школа №6 (ул. Гагарина)», №№ 24, 25, 26, 28, 29, 31, 44, 73

Именно здесь пребывает главная достопримечательность калужского края — чудотворная икона Божией Матери Калужской, которая ранее находилась в Троицком соборе. Каменный храм включает в себя пять глав, а венчается он красивой шатровой колокольней. Особенно замечательна по своему архитектурному исполнению звонница храма высотой в 43 метра.

О строительстве храма известно лишь то, что оно было закончено в самом начале XVIII века. По своему стилю и архитектурному оформлению сооружение выполнено в стиле «московского барокко». Внешнее его оформление и отделка дошли до наших дней практически в неизменном виде. Согласно данным исторических летописей, Свято-Георгиевский храм был возведён на средства Ивана Коробова, сына известного в то время калужского купца.

Сам по себе храм — двухэтажный. В верхней его части находится придел, освящённый во имя воздвижения Креста Господня. А внизу — в честь св. великомученика Георгия. По обеим его сторонам расположены ещё два придела. Один был освящён во имя Иоанна Предтечи. Другой — в честь иконы Богородицы «Утоли моя печали». Их создание относят к началу XIX века.

Потолочную роспись верхнего храма, уникальную по исполнению, специалисты относят к 1767 году. Столетие спустя роспись обновлялась с использованием древней манеры написания. Много позже она была выполнена и в нижней храмовой части. В сооружённый здесь иконостас были перенесены иконы из бывшего деревянного храма. Это лики св. Параскевы Пятницы и Георгия Победоносца.

Церковноприходская школа находилась здесь вплоть до 1918 года. В дни гонений на православную веру Георгиевский храм был практически единственным церковным сооружением, которое постоянно привлекало большое количество верующих.

В 1990 году здесь вновь открылась воскресная школа. А в 2007 году храм святого великомученика Георгия был возвращён калужской епархии.

Георгиевский собор в Калуге, заказать требу

Заказать молитву в Георгиевском соборе

Среди других соборов Калуги, этот собор был и останется особенным, как символ победы добра и созидания над силами зла и разрушения, как символ покаяния и возвращения к национальным истокам. Уникальный Георгиевский собор построен в 1701 году. Благодаря трудам Ивана Коробова этот замечательный храм обрел жизнь и до сих пор радует сердца молящихся своим благолепием. Собор Георгия Победоносца за верхом получил свое название благодаря местному диалекту, в старину говорили «за верхом», подразумевая «за оврагом».

Архитектурное решение собора — уникальное, двухэтажное. Это не просто сооружение, а здание, где каждая деталь наполнена очень глубокого смысла. Собор был построен в форме корабля, «плывущего» по водам Истины. Каменные стены украшены крестами, двухъярусные башни, перекрытые сводами, с главками на куполах. Главной иконой Георгиевского собора стала Калужская икона Божией Матери, как образ святыни и целомудрия. Явление иконы Калужской Божьей Матери впервые случилось в 1748 году. На окраине Калуги стояла деревенька Тиньково, где до сих пор сохранился фундамент старого дома, на месте которого в 18 веке была богатая усадьба помещика. На чердаке этого дома и была обретена икона Божьей Матери, ставшая покровительницей всей Калуги и Калужской области. Явившую чудо икону помещик взял к себе домой. Когда икона стала являть чудеса, то верующий помещик отдал в дар святой образ в местную деревянную церковь на поклонение всем верующим людям. Позже, специально для иконы, в 1760 году на смену деревянной церкви строится каменная. Память чудотворной иконе Калужской Божьей Матери празднуется нашей церковью четыре раза в год. Мы помним о том, что наша спасительная жизнь во многом зависит от молитв Пречистой Божьей Матери. Когда мы прикасаемся к святыни, мы получаем помощь.

За три столетия Святая икона побывала в разных храмах города. В начале 20-го века икона находилась в Свято-Троицком кафедральном соборе города Калуги, затем её перевезли в местный краеведческий музей. А сейчас чудодейственная икона находится в Соборе Георгия Победоносца за верхом. Сей образ встречает в храме всех молящихся и дарит надежду на исцеление от всякого рода недугов и душевных ран.

Этот храм особенен еще и потому, что каждый день здесь молятся о погибших в Великой Отечественной войне, обращаясь к Святому Георгию, как к великому защитнику рода православного. Каждый пришедший в этот храм может заказать панихиду, поставить свечу, помолиться об упокоении близких. Богослужения в Соборе Георгия Победоносца совершаются ежедневно, без выходных.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения. Храни вас Бог!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector