6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Собор Феодоровской иконы Божией Матери построен в 1911-1914 годах. Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Официальное название — собор Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у «Союза русского народа», и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте.

Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта. Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию «цитат» из различных школ русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М. Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры — в общем и целом безвкусный.

Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.

Этот белокаменный храм, посвященный 300-летию Дома Романовых, должен был стать «священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа», отчего в нем предполагалось собрать списки с икон всех святых, тезоименитых членам династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев и др. Поскольку главной была идея памяти о «двух русских царственных домах», то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 человек и оформленная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века и посвящалась св. Александру Невскому. 7 ноября 1913 г. были освящены два ее придела: правый — св. Филарета Милостивого, и левый — мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых. Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Так как колонн в ней не было, то это создавало ощущение простора. Внутрь церкви вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы. Покрытый басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И.М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых. В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы — копии старинных — написали под руководством профессора Н.В. Покровского известные в Москве «изографы»: В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову. Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром 3 сажени и отлила колокола с именами членов Царской Семьи. Серебряная дарохранительница — уменьшенная копия Успенского собора — была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря — Гвардейским корпусом. Главный придел нижней церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского оформить не успели, хотя Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата, подаренные инженером С.Н. Смирновым. Названный придел был освящен лишь осенью 1920 года, одновременно с правым — святителя Николая и мученицы Александры. Через неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем монахи Феодоровского монастыря. После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г.

В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен. Храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Современное состояние [ править ]

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планировалось закончить в 2013 году к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века.

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор.

15 сентября 2013 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершён чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.

Святые [ править ]

  • мч. Алексий Нейдгардт

Святыни [ править ]

  • Феодоровская икона Божией Матери

Как добраться [ править ]

Проезд: Пешком от Московского вокзала

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литера А

Федоровский собор – памятник династии Романовых

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Миргородская улица
Строительство: 1911 — 1914 годы
Автор проекта: Степан Самойлович Кричинский
Координаты: 59°55’32.8″N 30°22’07.1″E
Объект культурного наследия народов РФ

Оригинальный церковный комплекс рядом с Московским вокзалом относят к самым красивым соборам и храмам Санкт-Петербурга. Жители города называют его Романовской церковью, потому что храм появился в год 300-летия дома Романовых. В XX веке собор прошел через непростые испытания. Сегодня архитектурный памятник полностью отреставрирован и открыт для паломников и туристов.

Федоровский собор с высоты птичьего полёта

История храма

В начале прошлого века, за несколько лет до знаменательной даты в России стали готовиться к празднованию юбилея царствующей династии. Городские власти Санкт-Петербурга решили построить новый храм, который был бы похож на самые красивые допетровские церкви Верхневолжья.

В 1909 году младший брат царя Николая II – великий князь Михаил Александрович Романов стал покровителем строительного комитета. Проект церкви подготовил талантливый русский зодчий, мастер эклектики Степан Самойлович Кричинский. Устроители нашли подходящее место возле Николаевского вокзала, на территории подворья Федоровской мужской обители, и собрали для будущей стройки 500 тысяч рублей.

Летом 1911 года в городе провели торжественную церемонию закладки фундамента. Высокие гости из правительства и священники опустили в подготовленную яму старинные монеты, а великий князь Михаил Александрович положил туда несколько редких монет начала XVII века.

Вид Федоровского собора с Полтавского проезда

Строительство шло споро – уже через 2,5 года в Романовской церкви провели обряд освящения. Торжество получилось пышным и многолюдным. На нем присутствовали император, его дочери, мать Николая II – Мария Федоровна, княгиня Елизавета Федоровна, несколько министров и председатель Государственной Думы.

Новый собор стал выполнять роль монастырского подворья и одновременно был приходским храмом для служащих Николаевского вокзала. Его статус был очень высоким. До революции при храме жили архимандрит и 11 священников.

После прихода новой власти, в январе 1918 года собор перестал быть подворьем обители и остался только приходской церковью вокзала. Несколько лет здесь сохраняли воскресную школу, в которой дети учились грамоте и счету. Страна бурлила от преобразований, и негативные перемены были неизбежны.

Читать еще:  Свято-Георгиевский монастырь в Ессентуках: история и адрес монастыря, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Несколько раз Романовскую церковь хотели закрыть, а здание отдать под клуб железнодорожников или кинематограф. Настоятель архимандрит Досифей насколько мог противился этому. Чтобы сохранить святыню, он вынужден был передать управление храмом общине верующих-обновленцев, которые поддерживали советскую власть.

Вид Федоровского собора с улицы Миргородской. Слева расположен храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских

Богослужения в соборе шли до начала 1930-х годов. Когда в стране развернули активную кампанию против церкви, храм закрыли, а здание стали использовать для молокозавода. Под сводами собора, где раньше молились люди, перерабатывали и фасовали молочные продукты. Чтобы купола не портили вид нового индустриального мира, их попросту снесли.

Бывший храм смотрелся сиротливо и быстро оброс уродливыми пристройками. О прежнем величии напоминали только высокие обезглавленные барабаны. В 1970-годы СССР принимал президента США Ричарда Никсона. Перед приездом лидера зарубежного государства в Ленинград город стали приводить в порядок. Власти решили, что храмовые барабаны портят вид постройки, и их спешно снесли.

В 1993 году было принято решение перевести молочное производство на новое место и вернуть храм верующим. Молокозавод занимал церковь 73 года, и православная община получила здание только в 2005 году. Реставрация заняла несколько лет. Она была завершена в 2013 году, к 100-летию постройки Романовской церкви.

Вид на северный фасад Феодоровского собора

Федоровская икона

Собор посвящен одному из самых почитаемых на Руси образов – Федоровской иконе. По преданию, автором изображения Богородицы с маленьким Иисусом на руках был евангелист Лука. Эта икона появилась на Руси в XII веке, и для нее была построена деревянная часовня в Городце. Спустя век, здесь выросла мужская Богородице-Федоровская обитель.

Знаменитая икона получила свое имя в честь святого великомученика Федора Стратилата. Она считалась едва ли ни главной святыней рода Романовых. Именно с этой иконой в 1613 году был призван на царство родоначальник династии – Михаил Романов. В настоящее время древняя святыня хранится в Богоявленском соборе города Костромы.

Архитектурные особенности

Затейливое здание Федоровского собора возведено в неорусском стиле, по образцу православных храмов Ростова Великого, Юрьева-Польского, Суздаля и Ярославля, которые строили во времена царствования государя Михаила Федоровича. Питерский собор сделан из железобетона и стоит на цельной железобетонной плите. Его купола светятся приятной позолотой.

Необычный храм сочетает древние мотивы с модерном, имеет высоту 48 м и вмещает 3,5 тысячи верующих. По периметру здания возвышаются три непохожих друг на друга башни. Стены облицованы белым известняком и украшены затейливой резьбой. На них легко найти райскую птицу Сирин, российского двуглавого орла, птицу Феникс, льва и единорога.

На парадном фасаде с северной стороны красуется мозаика с изображением Богоматери, русских святых и представителей дома Романовых. Она сделана из майолики и имеет высоту 8 м.

Главный вход в собор украшает мозаичная икона Иисуса Христа. Более ста лет назад мастера Академии художеств изготовили необычную икону по рисунку Василия Михайловича Васнецова. К сожалению, в годы советской власти оригинальный мозаичный образ был уничтожен. Под толстым слоем штукатурки сохранилось только несколько разрозненных фрагментов. Современный художник-мозаист Виктор Татаренко использовал их в качестве образца и воссоздал красивую мозаику заново.

Крытый переход, который похож на краснокирпичную стену Московского Кремля, связывает основное здание со стройной шатровой колокольней. Все, кто идет со стороны Московского вокзала, видят на восьмигранном куполе аккуратную черепичную кровлю. В проемах колокольни висят 11 колоколов, общий вес которых составляет 17 тонн.

Интерьеры и святыни

Внутри здания находятся два храма, и они отличаются своим оформлением. Нижний престол освящен в честь князя Александра Невского и Марии Магдалины — небесных покровителей российского государя Александра III и его супруги. По проекту нижний храм должен быть оформлен в традициях новгородских церквей XIII века, но задуманное так и не удалось реализовать.

Сегодня нижнюю часть собора украшают фрески, написанные современным иконописцем архимандритом Зиноном. Нежные цвета росписей гармонично сочетаются с каменными элементами декора.

Интерьеры верхнего храма напоминают церкви первой половины XVII столетия. Верхняя часть собора полностью восстановлена и выглядит, как в начале прошлого века. Внутри высокой и светлой церкви красуется пятиярусный резной иконостас, а по центру висит огромное бронзовое паникадило.

Мраморный пол оформлен круглой двухцветной розеткой. Многие элементы декора Федоровского собора – это точные копии богослужебной утвари XVII-XVIII веков, которая хранится в Оружейной палате Москвы.

Храм новомучеников

Возвращение собора Церкви растянулось на несколько лет. Чтобы верующие могли посещать службы, в 1992 году рядом с обезображенным зданием храма построили временную часовню. Через 6 лет ее посвятили Новомученикам и Исповедникам Российским. Сегодня в небольшой церкви стоит красивый четырехрядный иконостас. Почти все иконы, которые находятся здесь, были написаны специально для этого храма.

Полезная информация для посетителей

Паломники и туристы могут попасть в собор в любой день с 6:30 до 19:00. Вход бесплатный. Богослужения проводят ежедневно утром и вечером.

Вид на панно «Вышний Покров Божией Матери над Царствующим Домом» на северном фасаде собора

В соборе ведут большую просветительную работу. При храме работает воскресная школа для детей и взрослых, экскурсионная служба и школа библейской филологии, слушатели которой изучают языки Священного Писания. Здесь открыты религиозные курсы, проводят лекции по истории искусств и истории, концерты классической и духовной музыки.

Как добраться

Собор стоит в центре города, на Миргородской улице. До него удобно дойти пешком от станций метро «Площадь Восстания» и «Площадь Александра Невского».

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге

Храм Феодоровской иконы Божией Матери был сооружен в Петербурге в память 300-летия Дома Романовых в 1909-1913 годах по проекту архитектора Степана Кричинского недалеко от Московского вокзала как подворье Богородице-Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии стараниями Строительного комитета под Августейшим покровительством Великого князя Михаила Александровича Романова.

Феодоровский собор построен в неорусском стиле, имеет два храма: верхний и нижний. Верхний храм в честь Феодоровской иконы и преподобного Михаила Малеина, небесного покровителя первого царя Романова, Михаила Федоровича, был освящен в 1914 году в присутствии императора Николая II и членов Царской семьи. Боковые приделы прежде имели посвящения небесным покровителям последней Царской семьи: святителю Николаю и мученице царице Александре, благоверному князю Михаилу Тверскому и святителю Алексию Московскому. Сегодня северный придел верхнего храма посвящен святым Новомученикам и исповедникам Церкви Русской, южный — святым Царственным страстотерпцам.

Нижний храм посвящен, как и прежде, святым Александру Невскому и Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны.

С 1918 года собор стал приходским храмом. Приход просуществовал до 1932 года, когда настоятель архимандрит Лев (Егоров), ныне прославленный в лике новомучеников Церкви Русской, многие члены причта и прихожане были арестованы за «контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию»; приход был ликвидирован и в храме разместился молокозавод.

За годы существования молокозавода здание храма значительно видоизменилось. Внутри были размещены дополнительные этажи. Снаружи снесены купола, возведены пристройки и надстройки производственного назначения. Полностью уничтожены колокола с именами Царской семьи.

В 1992 году был возрожден приход Феодоровского собора. Настоятелем его стал протоиерей Александр Сорокин. Молокозавод был выселен из здания храма в 2005 году.

Полная реставрация храма была осуществлена в 2007-2013 годах благодаря Попечительскому совету во главе с председателем Государственной Думы ФС РФ Борисом Грызловым (сейчас — председатель Наблюдательного совета Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»). В совет вошли митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга (сейчас — председатель Совета Федерации РФ) Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга (сейчас — член Совета Федерации РФ) Вадим Тюльпанов, президент ОАО РЖД Владимир Якунин, президент ВТБ Андрей Костин, князь Дмитрий Романов и председатель комитета Госдумы по связям с религиозными объединениями и общественными организациями (сейчас — председатель комитета Госдумы по регламенту) Сергей Попов.

Как объект культурного наследия федерального значения, храм реставрировался на средства из государственного бюджета. Значительная часть работ, таких как написание новых икон, изготовление утвари и многое другое, произведена на частные благотворительные пожертвования прихожан, попечителей и участников реставрации.

При храме воссоздается Дом причта, сооруженный в 1915-1916 годах и разрушенный в советские годы. В нем планируется разместить просветительский центр.

14 сентября 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения трех престолов верхнего храма восстановленного Феодоровского собора.

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии/Патриархия.ru

Феодоровский собор (Санкт-Петербург)

Феодоровский собор (Санкт-Петербург)

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810663000

Собо́р Фео́доровской ико́ны Бо́жией Ма́тери (официально Божией Матери Феодоровской в память 300-летия царствования Дома Романовых, в народе (1920-е) – Романовская) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви.

Настоятель — протоиерей Александр Сорокин.

Содержание

История

Строительство

В 1909 году в честь приближающегося 300-летия дома Романовых было решено соорудить здесь собор. Для сооружения собора был учреждён строительный комитет, его работу курировал великий князь Михаил Александрович. Этим комитетом был проведён специальный конкурс. На нём победил проект архитектора С. С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению.

Закладка храма состоялась в 5 августа 1911 года на Миргородской улице возле Николаевского вокзала.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма; 15 января 1914 года — главный придел верхнего храма (освящение совершил митрополит Владимир); а осенью 1920 года — главный придел нижнего и правый верхнего храма.

Советский период

Феодоровский храм со сменой власти был разграблен большевиками, но при этом некоторое время действовал.

Настоятелем в то время был отец Досифей (Степанов). Он взаимодействовал с представителями «Живой Церкви», которые признавались государственными властями РСФСР. Причины этих поступков он изложил так:

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»:

Храм действовал ещё девять лет, но и его закрыли:

протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви:

Вскоре после выхода этого постановления храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Читать еще:  Церковь Космы и Дамиана на Маросейке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Возвращение храма

Храм включён в перечень объектов культурного наследия федерального значения, и после многолетних тяжб здание было решено вернуть Церкви. Это событие произошло в 2005 году.

Описание

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ярославских и ростовских храмов XVI века. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

Одна из стен храма повторяет кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликом. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона [2] . Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом находилась копия работы Васнецова «мозаичный Спас».

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

Восстановительные работы

Лидер партии «Единая Россия» Борис Грызлов, который в Петербурге занимается культурными вопросами, заявил, что в течение 5 лет храм восстановят. Он также является директором попечительского совета по восстановлению этого храма. Выдержка из интервью Бориса Грызлова:

Для «Единой России» — это одно из ключевых направлений партийного проекта «Историческая память». Восстановление храма – наш вклад в духовное возрождение России… …На сегодняшний день уже многое сделано. Работы ведутся уже внутри храма. Демонтированы внешние пристройки. Преждевременно считать, что уже все проблемы решены, но в федеральном бюджете заложены значительные объёмы средств на восстановление храма: 200 млн рублей на 2008 год, и по 230 млн на 2009 и 2010 годы [3] .

План работ

Общая стоимость работ оценивается в 1,2 млрд рублей. Работы включают в себя:

  • Реконструкцию внешнего вида храма (2012 год)
  • Восстановление внутреннего убранства храма (2012-2013 годы)
  • Ремонт учебных корпусов семинарии.

Обновленный храм предстанет во всём своём великолепии в 2013 году.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге

Ещё задолго до начала торжеств, связанных с отмечавшимся в 1913 году трёхсотлетием царствовавшего Дома Романовых, по всей России началась подготовка к этому знаменательному событию. В Санкт-Петербурге было решено возвести памятный собор, своим архитектурным обликом воспроизводящий храмы начала XVII века, когда на российский престол был возведён государь Михаил Фёдорович – основатель правящей династии. Именно таким памятником трём столетиям российской монархии стал собор Феодоровской иконы Божией Матери.

Проект собора-памятника

Для реализации этих планов в 1909 году под августейшим покровительством великого князя и родного брата императора Николая II – Михаила Александровича — был учреждён особый комитет, который возглавил один из видных государственных деятелей тех лет генерал-майор Д. Я. Дашков.

Свою работу комитет начал с рассмотрения нескольких десятков архитектурных проектов, присланных в столицу со всех концов страны. Лучшей была признана работа петербургского зодчего С. С. Кричинского, спроектировавшего Феодоровский собор в стиле нижневолжских храмов XVI-XVII веков. Его проект и был принят к реализации.

Место для будущей постройки

Следует отметить, что выбор места для строительства собора на пересечении Миргородской и Полтавской улиц явился довольно случайным. Он стал результатом энергичных действий настоятеля Феодоровского Городецкого монастыря, чьё подворье находилось как раз на этой территории. Желая расширить принадлежавший подворью земельный участок, а заодно и соорудить на нём за казённый счёт большой и вместительный храм, настоятель сумел склонить членов комиссии к нужному ему решению.

Впоследствии выбор места, на котором был возведён Феодоровский собор, подвергался критике многих высокопоставленных лиц, и, в частности, московского генерал-губернатора В. Ф. Джунковского, заявившего, что храм, по его мнению, построен на окраине города.

С таким категоричным заявлением едва ли можно согласиться. Расположенная в непосредственной близости от Николаевского вокзала и прилегающей к нему одноименной площади, даже в начале XX века, когда границы города были значительно уже, чем в настоящее время, постройка находилась вблизи его исторического центра.

Закладка собора

Торжественная закладка собора состоялась в начале августа 1911 года в присутствии членов царствовавшего Дома и самого попечителя строительного комитета. Богослужение, сопутствовавшее этому знаменательному событию, возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий).

Согласно древней традиции, по завершении молебна все почётные гости опускали в заранее приготовленные углубления закладные монеты. Как свидетельствуют газеты тех лет, великий князь пожертвовал для столь торжественного случая подлинную монету времён первого государя Михаила Фёдоровича.

Завершение строительства и освящение собора

Несмотря на то что в те давние годы ещё не вошли в обиход такие понятия советской эпохи, как «ударные» и «комсомольские стройки», работали тем не менее быстро и на совесть. Бога боялись, знали – на Страшном Суде за нерадивость строго взыщется. В результате не прошло и двух лет, как центральная глава ещё строящегося собора, была увенчана крестом. Это событие, как и закладка собора сопровождалось торжественным молебном, который отслужил находившийся в то время в Санкт-Петербурге Антиохийский патриарх Григорий IV.

Завершён был Феодоровский собор (Санкт-Петербург) год спустя, когда в январские дни 1914 года в присутствии императора, членов его семьи и высших государственных сановников состоялось освящение главного придела его верхнего храма. При нём был создан приход, к которому был отнесён Николаевский вокзал со всеми его учреждениями и службами. Одновременно с этим Феодоровский собор являлся частью подворья Городецкого монастыря, учреждённого в честь Феодоровской иконы Божьей Матери. Именно эта святыня и дала ему своё имя.

Памятник Дому Романовых

Собор, ставший памятником эпохи правления Дома Романовых, был возведён из железобетона на основе новой по тем временам технологии. Средства на его постройку – полмиллиона рублей, что составляло огромную по тем временам сумму, были полностью собраны из народных пожертвований, поступавших со всей России. Это, поистине народное детище, в обиходе стало именоваться «Романовской церковью».

Феодоровский собор – величественное сооружение высотой в сорок семь с половиной метров и увенчанное традиционным для российской храмовой архитектуры пятиглавием, — вмещал одновременно более трёх с половиной тысяч человек. Они могли без труда разместиться на площади его внутреннего помещения, составлявшей триста шестьдесят квадратных метров.

Оригинальной архитектурной находкой являлась стена, примыкавшая к колокольне, и напоминавшая своим обликом стену Московского Кремля. По замыслу автора, она должна была символизировать единение главных российских городов Санкт-Петербурга и Москвы – двух столиц великой империи.

Убранство фасадов собора

Как явствует из сохранившихся документов, собор Феодоровской иконы Божьей Матери имел снаружи богатую декоративную отделку, выполненную в технике мозаики и майолики. В частности, на северном фасаде, выходившем на Миргородскую улицу и покрытым белым старицким камнем, размещалось майоликовое панно, изображавшее Пресвятую Богородицу, простиравшую Свой Покров над царствующим Домом Романовых.

На той же стене можно было увидеть Феодоровскую икону Божьей Матери, а также древо с портретами царей последних трёх столетий. Обе эти композиции были выполнены в мозаичной технике. Купола храма были выполнены из позолоченной меди и, в редкие для Санкт-Петербурга солнечные дни, сияли нестерпимым блеском.

Собор в руках обновленцев

После захвата власти большевиками, несмотря на их богоборческую политику,Феодоровский собор (Санкт-Петербург) в качестве приходского храма, оставался действующим ещё в течение пятнадцати лет. Поскольку монастырское подворье, на территории которого он находился, было упразднено в 1920 году, его насельники – один монах, четыре иеродьякона и шесть иеромонахов — были вынуждены перебраться в Александро-Невскую лавру, где в то время было создано монашеское братство.

Сам же собор вплоть до своего закрытия был в руках обновленцев – последователей раскольнического течения в Русской православной церкви, некоторое время поддерживаемого большевиками. Справедливости ради следует отметить, что в течение всего этого периода в его стенах действовала воскресная школа, в которой учились дети от шести до пятнадцати лет.

Храм, превращённый в молокозавод

В 1932 году, на основании постановления исполкома Ленинградского городского совета, собор Феодоровской Божьей Матери был закрыт, а его помещение передано в распоряжение находившегося поблизости молокозавода. Отдав, таким образом, предпочтение телесной пище перед духовной, жители города лишились выдающегося памятника своей трёхвековой истории.

Превратив Божий храм в производственное предприятие, местные власти полностью перестроили и его внутренние помещения. Были снесены также столь радовавшие некогда взоры петербуржцев купола. Ленинградцы старшего поколения, очевидно, помнят это изуродованное здание с нелепо возвышающимися на кровле барабанами, поспешно снесёнными в 1970 году, накануне ожидавшегося визита в Ленинград американского президента Р. Никсона.

Новые времена – новые веянья

В годы перестройки, когда вчерашние борцы с религиозным дурманом вдруг прозрели и начали дружно креститься перед объективами телекамер, собор Феодоровской иконы Божьей Матери, а точнее сказать, то, что от него осталось, был возвращён в лоно Церкви. Предстояла огромная работа по его восстановлению. После десятилетий господства богоборческой власти от прежнего храма остались невредимы лишь стены, прозорливо возведённые дореволюционным зодчим С. С. Кричинским из нового по тем временам и необычайно прочного железобетона.

Как в давние годы для строительства храма, так и теперь для его восстановления был учреждён попечительский совет, в который вошли представители руководства нового демократического государства.

Второе рождение собора

Работы начались в 2005 году, и завершились через восемь лет. К четырёхсотлетию Дома Романовых Феодоровский «государев собор» обрёл своё второе рождение. Чин великого освящения трёх престолов его верхнего храма был совершён 14 сентября 2013 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Среди почётных гостей присутствовали: министр культуры России В. Р. Мединский, Б. В. Грызлов, а также председатель Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко.

В настоящее время внутри собора действуют два храма – нижний, посвящённый святому благоверному князю Александру Невскому и выполненный в стиле русских церквей XIII века, а также верхний, стилизованный в духе начала XVII века – периода воцарения первого из династии Романовых. Такое решение храмовых интерьеров не является фантазией реставраторов, а полностью соответствует творческой задумке архитектора, осуществившей её столетие назад. Феодоровский собор (СПб) вновь принял свой первоначальный облик.

Собор, возвращённый людям

После того как были завершены все восстановительные работы, в соборе начали проводиться те же службы, что и в других храмах России. Кроме того, здесь, совместно с наиболее активными членами общины, проводится среди детей и взрослых широкая работа по религиозному просвещению.

Открыта воскресная школа, а также курсы катехизации для желающих принять святое крещение и всех, кто хочет ближе познакомиться с религией своих отцов. Силами прихода осуществляется также помощь людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.

Храм растерзанной славы

Царский образ

Сохранилась старая немая кинопленка о визите царской семьи в Федоровский собор в Царском Селе. Колыхание белых шляп дам, идущих крестным ходом, благословение священника. Государь на кинопленке — и сквозь столетие характер виден — именно таков, как отмечали близко его знавшие, без аффектов и пустых выспренностей — прост, здрав, умен в движениях. Императрица, княжны, наследник, еще ребенок, с вечной бескозыркой, старательно стучащий молоточком по первым кирпичам будущей святыни. 2 минуты 12 секунд пленки на YouTube прокручиваешь раз пять — чтобы снова колыхалось время вместе с белыми шляпами и зонтами, чтобы они крестились и благословлялись. Впечатление можно продлить фотографиями царской семьи на освящении еще одного Федоровского собора — в Санкт-Петербурге. И снова встретиться с чувством тайной, неиспытанной гордости за аристократическое русское царское величие.

Читать еще:  Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Наши чувства по поводу последнего государя обычно мечутся между соблазном строгого (хорошо, если не хамского) суда над его управленческим даром и щемящим чувством вины и жалости к нему и к России, которую мы потеряли вместе с ним.

Социологи говорят, что в XXI веке сильнее и выигрышнее будут общества, которые не стали сплошь массовыми, сохранили остатки сословности и царские и королевские дворы как символ национальной чести. И это снова и снова ставит немой вопрос о возможности если не восстановления монархии, то хотя бы ее символического капитала.

У царской семьи Романовых была «своя» святая икона — Феодоровская. Именно этим образом инокиня Марфа в начале XVII века благословила сына Михаила — первого выбранного из рода Романовых царя — на царство.

Немецкие принцессы, становясь невестами русских великих князей и принимая православие, с XVIII века обычно брали себе отчество «Федоровны» — в честь этого образа.

И поэтому к 300-летию Дома Романовых в начале XX века важно было построить в столице Федоровский собор — как духовный памятник трехвековому царствованию. Официально — храм Феодоровской иконы Божией Матери. В обиходном языке Ленинграда 20-х годов — Романовская церковь.

20 минут ходьбы от вокзала, и столбенеешь от ощущения, что ты в Москве, перед тобою настоящая кремлевская стена. Петербургские церкви — это либо замечательная классика, либо привычное барокко, а тут, как контрапункт, что-то допетровское, белокаменное. Если когда-нибудь будут снимать ремейк «Иронии судьбы», то Лукашина на 3-ю улицу Строителей надо провезти как раз мимо Федоровской церкви для пущей уверенности, что он в Москве. Впрочем, выйдя из такси и присмотревшись, понимаешь, что храм не к одной Москве отсылает, но и к Ярославлю, Суздалю, Ростову Великому.

Храм как памятник в неорусском стиле должен был явить все богатство церковных архитектурных форм, что Россия накопила за столетия. В том числе и в доромановские времена. Главными в проекте Степана Кричинского стали стилевые мотивы московских, ярославских, ростовских церквей. Интерьер нижнего храма — св. Александра Невского — распорядились обустроить в стиле древних новгородских церквей.

Первые 100 рублей на строительство Федоровского собора перечислил находящийся на одре предсмертной болезни святой Иоанн Кронштадтский. Первые 25 тысяч — государь-император. Деньги продолжили собирать всем миром, и храм был построен.

Его задумали в 1909 году, а освятили в январе 1914 года, собрав на праздник потомков тех, кто голосовал когда-то за избрание на царство Михаила Федоровича. Пять первых колоколов носили царские и великокняжеские имена — «Михаил-Николай», «Александра», «Мария», «Михаил» и «Ольга».

Здание передать Союзмолоко

Сегодня архитектурные замыслы 1914 года — сочетание древних мотивов с модерном — кто-то бы, наверное, рискнул назвать игрой с историей и культурными формами. Но, прежде чем произошла эта игра с историей, история сыграла в злую игру с людьми и храмом.

Не успели в освященном соборе позолотить купола, как началась Первая мировая война. Позолота куполов, как и обустройство нижнего храма, были отложены. Осталась лишь запись в журнале строительного комитета: оформить интерьер.

А потом грянула революция. Осенью 1917-го строительный комитет заявил о прекращении своей деятельности «вследствие текущих тяжких событий».

Каким-то чудом эта церковь оставалась действующей — до 1932 года. Храм — мудростью или хитростью — упорно отстаивало Александро-Невское братство (состав — от простых рабочих до университетских профессоров).

В протоколах допроса последнего настоятеля собора, архимандрита Льва Егорова, записан его ответ на вопрос «Ваши политические убеждения?»: «Стараюсь не мешать строительству социализма». С дополнением о «несочувствии» атеистической работе советской власти.

В 1937 году отец Лев был расстрелян. Были расстреляны трое из посещавших собор и служивших в нем епископов и архиепископов. А в 1932 году — постановлением Володарского райсовета — закрыт сам собор. «Церковь ликвидировать, здание передать Союзмолоко» — так была решена его судьба.

Участь церковных зданий в те времена была горестна — их либо взрывали и сносили полностью, либо переоборудовали под что-то совершенно чуждое Церкви — овощехранилище, склад, бассейн, гараж, завод, в лучшем случае — клуб или музей. Федоровский собор постиг один из худших случаев — здесь построили промышленное предприятие со всеми вытекающими — иногда в буквальном смысле слова — последствиями. Когда в 60-е годы затеяли расширение молокозавода, обезглавленный собор покрыла четырехскатная оцинкованная крыша. Пятиглавый собор превратился в пятиэтажное промышленное почти кубическое строение, хаотично обросшее кирпичными пристройками. Из 100 лет своей жизни храм 80 лет не был храмом.

Политический проект и современные Рублевы

В 90-е годы были предприняты первые труды по возвращению поруганного храма Церкви. Они были долгими, включавшими тяжбы и разбирательства со всевозможными мутными ООО. Новая страница в истории храма по-настоящему открылась в XXI веке, когда «Единая Россия» приняла программу «Историческая память» по восстановлению храмов, усадеб и памятников культуры. Федоровский собор шел в ней под номером один. И даже когда финансовый кризис сократил список задуманного, собор не пострадал. Слишком нерядовым был этот храм, поэтому попечительский совет по его воссозданию возглавил тогдашний председатель Госдумы Борис Грызлов, в него вошли Валентина Матвиенко, бывший глава Заксобрания Петербурга Вадим Тюльпанов, тогдашний глава РЖД Владимир Якунин, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, представитель Дома Романовых князь Дмитрий Романович Романов.

Спустя почти 100 лет пришло время воплотиться запланированному в 1914 году. Внешний вид храма воссоздали по фотографиям, вдобавок позолотив купола. Внутреннее убранство верхнего храма (иконостас, паникадило в виде царской короны Михаила Федоровича) — по ним же. А обустройством нижнего храма, с которым не успели в 1914-м, — в стиле старых новгородских церквей до времени Александра Невского — занялся выдающийся иконописец нашего времени архимандрит Зинон (Теодор), которого иногда называют «современным Рублевым».

Заполучить отца Зинона, расписывающего монастырь на Афоне, было не так просто, но сказалась его дружба с молодым настоятелем собора, отцом Александром Сорокиным. Попечительский совет предоставил абсолютную свободу о. Александру , а тот — ее же — отцу Зинону.

Уже в начале XX века археологи и историки церковного искусства предполагали, что новгородские церкви домонгольской Руси были похожи на храмы Византии. В них, например, не было привычных нам иконостасов, лишь невысокая алтарная преграда. И архимандрит Зинон предложил свое решение в камне и красках.

По сути, в восстановленном Федоровском соборе сегодня явлено то, на дефицит чего иногда указывают Церкви, — хорошее образование и вкус настоятеля и огромная культура и выдающийся талант знаменитого иконописца, чей проект неожиданно совпал с тем, что желали создатели храма 100 лет назад. И теперь нижний храм Романовской церкви — это современный художественный шедевр. Кстати, когда в Петербурге проходила ночь музеев, отец Александр присоединился к ней — храм, как и городские музеи, был открыт до 11 вечера. » К нам пришли люди, которые бы никогда не пришли на службу, — рассказывает он. — Мы для них провели экскурсии».

В бывшем Доме причта храм организовал Просветительский центр. Здесь работают воскресные школы для детей, собираются анонимные и неанонимные алкоголики ( до 20-30 человек), заядлые трезвенники. Постоянно читаются лекции по богословию и истории искусства. Иногда в нижнем храме идут концерты — например, поется «Всенощная» Рахманинова в исполнении лучшего нецерковного хора Санкт-Петербурга — Смольного собора. Недуховные песнопения — это в основном классика — все слушают в Просветительском центре. В нижнем храме, как исключение, исполняется музыка барокко XVIII века. Основание — эта музыка связана с Романовыми — начиная с Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Ее писали русские музыканты иностранного происхождения, итальянцы при дворе русских государей. Ансамбль, ее исполняющий, и называется «Солисты Екатерины Великой». А руководитель ансамбля — прихожанин храма. «Культуре место в церкви, — любит повторять отец Александр. — Я считаю, что церковные врата должны быть распахнуты всему культурному и духовному в широком смысле этого слова, а не только тому, что записано в требнике или служебник. Хотя для этого нужны высокий вкус, чутье, образование, чтобы не допустить никакой вульгарщины».

И память о Романовых в храме сегодня нужно наполнять именно культурой, открывающей в людях лучшие стороны и зовущей к диалогу, уверен настоятель Федоровского храма.

Столетие отречения императора Николая II от престола будет отмечено патриаршим богослужением. Патриаршая литургия будет совершена сегодня. В день отречения 100 лет назад была явлена Державная икона Богородицы, верующие восприняли это как знак заступничества Божией Матери о русской земле. Сейчас Державная икона хранится в Казанской церкви в Коломенском, где была обретена, и является одной из главных святынь современной России. В этом храме Патриарх Кирилл и совершит сегодня богослужение.

Государь и вандалы

В храме, посвященном 300-летию Дома Романовых, какими выглядят эти 300 лет?

Протоиерей Александр (Сорокин): Наш храм построен как «величественный памятник благополучного 300-летнего царствования Дома Романовых». Оно было славным, успешным, замечательным. Иногда трудным и ошибочным, но, в общем, это, конечно, был богатый положительными результатами период истории России. Но закончился он большой трагедией и для последней царской семьи, и для всей России. Кровавое и трагичное завершение правления Дома Романовых, с одной стороны, нелогично (страна мощно набирала обороты развития), а с другой — в нем была своя страшная логика. Причины революции в виде накопленных несправедливостей надо было изживать. И тогда, и сейчас.

Последний государь прославлен как святой. При этом критическая оценка его правления стала чуть ли не общим местом.

Протоиерей Александр (Сорокин): Святой не является совершенным суперменом и полубогом. Канонизируют не за совершенную жизнь, а за искреннюю верность Евангелию и желание воплотить его идеалы в жизнь. Николаю II это желание было свойственно. Как и его семье. Я во многом согласен с теми, кто критически оценивает его управление государством. Его действия, наверное, иногда были неудачными. Но власть выпала ему как жребий, таков был его удел. В его канонизации прежде всего выразилась оценка той трагедии, что произошла не только с ним, но и с Россией. Его казнь была актом запредельного вандализма, ставшего пафосом большевистской эпохи разрушения. А канонизация царя стала актом осуждения пафоса вандализма. Это действие по знаку своему обратное тому, что двигало вандалами.

Монархическая идея жива сегодня?

Протоиерей Александр (Сорокин): Мне кажется, это пройденная история. Романовых надо помнить, уважительно относиться к достижениям и плодам их правления, но как политической силы, по-моему, их сегодня не существует. И вряд ли она возродится. Принцип монархии в России продолжается разве что в предпочтении внятной и хорошо организованной, а иногда даже немного авторитарной власти.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector