0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Десятинный монастырь в Киеве: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Содержание

Десятинный монастырь в Киеве

На правом берегу великого Днепра в центре древнего города Киева находится место, где делало первые шаги на славянской земле Православная Вера. Десятинная церковь — первый православный храм Киевской Руси, являющийся святыней всех православных народов. Его возрождение — символ единения и духовного единства всех славянских народов.

История места

В 989 г. великий князь Владимир, принявший за год до этого крещение, решил возвести в киевском детинце около своих палат большую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через 7 лет строительство большого собора было закончено. Семикупольный храм, выстроенный в византийском стиле, являлся самой большой каменной постройкой Киева того времени. Внешние и внутренние стены храма покрывали фрески, мозаичные панно, иконы в резных мраморных и деревянных окладах.

В соборной усыпальнице покоились мощи святой княгини Ольги, князя Владимира Крестителя и его супруги византийской принцессы Анны. Также на территории церкви находились останки младенца Иоанна и его отца Фёдора, замученных язычниками на этом месте за несколько лет до строительства культовой постройки.

Интересно! На строительство и содержание храма Владимир выделил десятую часть от доходов со своих земель. Это стало поводом для простонародного названия здания, которое сохранилось сквозь века.

Первая Десятинная церковь была разрушена войсками хана Батыя в 1240 г. Вторая постройка с этим названием появилась в центре Киева в 1842 г. Здание, возведённое по проекту архитектора В. П. Стасова, ничем не напоминало первый киевский храм. Как и многие православные святыни он был разрушен советской властью в 1936 г.

Современный монастырь

В начале 2006 г. Священный синод Украинской Православной Церкви принял решение о возрождении на историческом месте Десятинной церкви в том виде, который она имела в X в. Первое богослужение в этом же году произошло в светлый праздник Христова Воскресения. Службы на святом месте велись на протяжении всей Святой седмицы во временном храме-палатке.

В 2007 г. на небольшом участке земли, расположенном вблизи фундамента первой Десятинной церкви, появился деревянный храм во имя святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги.

Десятинный Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь был основан в 2009 году. Настоятелем обители был назначен архимандрит Гедеон. Постепенно в монастырь приходили новые насельники, и увеличивалась площадь храма. С каждым днём увеличивалось количество прихожан нового храма. Из различных уголков православного мира в монастырь передавались святыни, укрепляющие Веру людей, приходящих в монастырь.

В декабре 2012 г. злоумышленники выбили окно в основной части храма, облили стены и святые образы бензином и подожгли помещение. В эпицентре пожара оказались главные святыни монастыря — иконы Божией Матери Десятинная-Владимирская и Княжеградская. Но благодаря Небесному заступничеству ни одна святыня не пострадала в бушующем 2,5 часа пожаре.

Через полгода церковь была отстроена в камне и освящена главой Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром. Главными духовными событиями, произошедшими в Десятинной обители в последние годы, являются:

  • канонизация Иоанна Босого, Христа ради юродивого;
  • прославление Владимирской-Десятинной иконы Божией Матери.

Архитектура и интерьер

Каменный храм, возведённый в 2013 г., представляет собой восьмигранный храм, увенчанный шлемовидным куполом. К основному объёму примыкает трапезная часть, объединённая с притвором, которую перекрывает полукруглый свод. Кроме основного пространства, в архитектурный комплекс монастыря входят следующие помещения:

  • ризница;
  • братская трапезная;
  • открытая звонница.

Западный фасад украшен чеканками, изображающими святого Владимира Крестителя и княгиню Ольгу. Над входом располагается изображение Спаса и двух архангелов.

Внутренние стены храма украшены иконами. Алтарная часть храма отделена от основного помещения двухъярусным иконостасом.

Святыни

Среди множества святых изображений, хранящихся в храме, особо почитаемыми являются следующие образы:

    Десятинная икона Божией Матери, написанная специально для нового храма. Чудотворные свойства образа проявились после чуда явления Пресвятой Богородицы в святую пятницу Светлой Седмицы в 2006 г. По молитве перед этой иконой проходят чудеса исцеления от различных физических и душевных недугов.

Помимо почитаемых богородичных икон, святынями храма являются мощи святых, хранимые в раках и мощевиках, помещённых в оклады икон.

  • мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских Чудотворцев;
  • икона с мощевиком великомученика Георгия Победоносца;
  • мощи святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского;
  • святой образ с мощевиком Святой Блаженной Матроны Московской;
  • частица мощей святого праведного воина Феодора Ушакова.

Братия монастыря, помимо духовного служения, проводит активную общественную деятельность.

Расписание богослужений

В Десятинном монастыре богослужения проводятся ежедневно по следующему расписанию:

  • в будние дни службы проводятся в 7 и 17 часов;
  • в выходные и праздничные дни богослужения проходят в 7, 9 и 17 часов.

Ежедневно несколько раз в день братия монастыря проводит молебен за мир на Украине.

На заметку! Престольным праздником монастыря является Рождество Пресвятой Богородицы, отмечаемый 21 сентября.

Общественная деятельность

Братия монастыря проводит активную общественную деятельность, направленную на устранения раскола в украинском обществе. Во время трагических событий, происходивших в 2014 г. на площади Независимости, братия монастыря со святыми образами и хоругвями стояла между протестующими сторонами, призывая к миру и единению.

Также монахи ведут воспитательную и образовательную деятельность, публикуют статьи, освещающие основные вопросы православной Веры.

Как добраться

Десятинный мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится в центре Киева по адресу улица Владимирская, владение 2.

Десятинный монастырь в Киеве — символ единения православных людей через возрождение древнего храма, с которого началась история православия на землях восточных славян.

Рождества Пресвятой Богородицы Десятинный мужской монастырь

Официальный сайт монастыря

История

Предыстория

■ Под 988 г. древнерусская летописная «Повесть временных лет» сообщает об отказе Киевского князя Владимира от язычества и введении на Руси христианства. По словам ПВЛ, накануне князь взял византийский г. Херсонес (Корсунь). На основе древнерусских и византийских источников выдвинуты 2 версии о причинах взятия города: 1) дорожа политической независимостью, князь решил не просить, а требовать от Византии крещения; 2) Византия откладывала брак князя с царевной Анной, обещанный за военную помощь. ПВЛ гласит, что взять Херсонес помог его житель Анастасий (пустив стрелу с надписью о месте расположения водопровода), и позже, соорудив Десятинную церковь, Владимир «поручил ее Анастасию Корсунянину, и священников корсунских приставил служить в ней, вложив сюда все, что было взято в Корсуне – иконы, и сосуды церковные, и кресты», а близ храма установил привезенные из Херсонеса медные статуи. После венчания с Анной Владимир вернул Херсонес Византии.

■ После крещения киевлян св. равноап. князь Владимир воздвиг в столице первый на Руси каменный христианский храм. Его закладку источники датируют по-разному: 989 , 990, 991, 993 гг. (989 – в Лаврентьевской летописи кон. XIV в.); окончание постройки большинство источников датируют 996 г. (998 – в Никоновской летописи XVI в.). Храм был освящен во имя Пресвятой Богородицы, но в честь какого из Ее праздников – летописи не уточняют; в ряде источников XVI-XVIII вв. и исторических трудов XIX-ХХ вв. храм назван Успенским, но с XVII в. существует также мнение, что он назывался Рождество-Богородичным. Поскольку на содержание храма св. Владимир выделил десятую часть казны, его также прозвали Десятинным. О начальном облике храма нет единой точки зрения – известно лишь, что его строили зодчие из Византии (ПВЛ), которые использовали глину для изготовления плинфы (кирпича), местные породы камня, привозной мрамор; внутри храм украшали мозаики и фрески (данные раскопок).

■ Супрасльский список (первая половина XVI в.) Летописи Авраамки (кон. XV в.) утверждает, что в 996 г. при Десятинном храме был учрежден монастырь: «Свершиша манастырь Святую Богородицу»; поскольку в других списках вместо «манастырь» читается «мастеры», сообщение об основании монастыря в древности признается спорным.

■ «Чтение о свв. Борисе и Глебе» (†1015) прп. Нестора Летописца (рубеж XI-XII вв.) называет храм «кафоликани иклисиа» («кафедральный собор»). Вскоре этот статус перешел к другому храму – в нач. XI в. в Киеве был построен Софийский собор, который летопись называет «митрополичьим». Тем не менее, как мемориал Крещения Руси, Десятинная церковь осталась одним из 2-х главных храмов Киева. Так, летописи упоминают, что в 1150-1151 гг. Софийский собор и Десятинную церковь посещали боровшиеся друг с другом за Киев князья: 28 авг. 1150 г. Галицкий князь Владимир, войдя в город, посетил Софийский собор, а затем Десятинный храм; выгнав Владимира из Киева вместе с Юрием Долгоруким и готовясь к новому бою, их соперники во главе с Изяславом Мстиславичем посетили 1 мая 1151 г. Десятинный храм, а затем Софийский собор; одержав победу, Изяслав и его союзники вновь посетили Софию и Десятинную церковь 6 мая.

■ Со времен св. Владимира Десятинный храм стал княжеской усыпальницей. Двое из погребенных в церкви лиц княжеского рода были причислены к лику святых, а их гробы почитались как раки со святыми мощами. Имеются сведения о перенесении в храм гробов св. равноап. княгини Ольги («Похвала» св. Владимиру Иакова Мниха XI в.; пролог XV в.; «Степенная книга» XVI в.) и полоцких потомков св. Владимира – Изяслава Владимировича (†1001) с сыном Всеславом (†1003) («Помянник» лаврского архимандрита Иосифа Тризны XVII в.), погребении Владимировой супруги Анны (†1011) (дата кончины: ПВЛ; погребение: «Хроника» Титмара Мерзебургского) и самого св. Владимира (†1015, ПВЛ); в 1044 г. князь Ярослав Мудрый перенес сюда кости братьев св. Владимира – Ярополка и Олега (их окропили освященной водой, т.к. оба умерли язычниками), в 1078 г. в церкви был погребен князь Изяслав Ярославич, в 1093 г. – внук Изяслава Ростислав Мстиславич (ПВЛ).

■ В 1039 г. храм был заново освящен, вероятно, вследствие ремонта; в 1169 или 1171 гг. – подвергся разорению при нападении на Киев коалиции князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом, а в 1203 г. – при нападении Рюрика Ростиславича. В 1240 г. территория храма стала последним рубежом обороны Киева от войск хана Батыя: после многонедельной осады монголы проломили городскую стену, и начались 2-дневные уличные бои, в ночь между которыми киевляне насыпали вал вокруг усадьбы Десятинной церкви; в последний день борьбы в храм сбежалось много людей «с товары своими»: они теснились на полатях и кровле церкви; не выдержав нагрузки, храм обрушился, похоронив под собой многих осажденных: по мнению историков, свою роль сыграла и ветхость церкви, и воздействие на нее землетрясений (1230), и прежние разорения, и возможное применение монголами стенобитных таранов.

■ В «Списке русских городов ближних и дальних» ( кон. XIV в. ) упоминается «Святая Богородица Десятинная, камена, была о полутретьятцати версех». С 1605 г. документально известен униатский Свято-Николо-Десятинный храм на месте разрушенной Батыем древней Десятинной церкви (1240). В 1500 г. отсюда в Минск был перенесен чтимый образ Пресвятой Богородицы. В 1633 г. Киевский митрополит свт. Петр Могила отобрал храм у униатов. Как сообщает вышедшее в 1635 г. печатное издание «Киево-Печерского Патерика» («Патерикон»), от древней церкви «едва кусок стены выглядывающей стоит» (на момент публикации книги); там же сказано, что свт. Петр «ныне из земной тьмы выкопать велел и свету дня раскопанной явить» Десятинный храм. К тому же году личные записи свт. Петра относят начало сбора денег «на реставрование церкви Святой Пречистой Десятинной». Сохранился акт с записью о том, что в 1636 г. свт. Петр «церковь святого Николая, названную Десятинной… разобрать приказал». Начатый свт. Петром новый малый храм (на его окончание митрополит завещал 1000 злотых) был освящен в 1654 г. в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1758 г. церковь обновили на средства известной подвижницы Киево-Флоровского монастыря схимонахини Нектарии (Долгоруковой) .

■ В 1822 г. на Киевскую митрополичью кафедру был назначен выдающийся ученый иерарх – владыка Евгений (Болховитинов) . Работая над «Описанием Киево-Софийского собора и Киевской иерархии» (издание – 1825), он оказался перед необходимостью решения вопроса: каковы были размеры древней Десятинной церкви? Не афишируя свое исследование (при значительной недооценке археологии в то время, выступление епископа инициатором раскопок на погосте церкви могло быть воспринято неоднозначно), архиерей в 1823 г. организовал (и профинансировал) разведочные земляные работы; в результате было установлено, что древнерусский фундамент храма – уцелел. После этого владыка решил раскрыть фундамент по всей площади древней церкви, и в 1824 г. продолжил раскопки официально. Непосредственным исполнителем работ был археолог-любитель Кондратий Лохвицкий . Получив ответ на интересовавший его вопрос, митрополит Евгений справедливо полагал, что дальнейшее изучение фундамента следует поручить профессионалу. Тем временем, к архиерею обратился отставной поручик Александр Аннеков : проживая в Киеве с 1820 г. и скупая земли на территории Детинца, он еще от предшественника митрополита Евгения (владыки Серапиона) получил согласие на «возобновление» древней святыни, а теперь предлагал воздвигнуть новую церковь, проект которой заказал архитектору Андрею Меленскому . Отбывая в 1825 г. в Санкт-Петербург по делам, архипастырь представил данный проект в Академию художеств, но, со своей стороны, заметил, что «фасад» Меленского не соответствует древнему облику храма, тогда как более тщательное изучение фундамента и принятие Софии Киевской за образец позволили бы подготовить более обоснованную документацию. В 1826 г. из Санкт-Петербурга в Киев был командирован архитектор Николай Ефимов : проведя еще один сезон раскопок, он пришел к выводу об ошибочности плана церкви, составленного Лохвицким и опубликованного митрополитом Евгением. Восприняв это с обидой, Лохвицкий написал в Санкт-Петербург негативные письма о Ефимове, из-за чего последний лишился возможности представить императору свой проект нового храма (впрочем, Лохвицкому это не прошло даром: он лишился прежнего доверия митрополита); не видя работы Ефимова, государь утвердил проект архитектора Василия Петровича Стасова , реализованный в 1828-1842 гг. Новый храм Рождества Пресвятой Богородицы занял 2/3 площади древней церкви; при его сооружении храм времен свт. Петра Могилы был разобран.

■ В рамках новых археологических исследований Старокиевской горы, развернутых в 1907 г. по инициативе Викентия Хвойки , в 1908-1914 гг. археологи Дмитрий Милеев и Сергей Вельмин осуществили раскопки фундаментов северной и восточной стен древней Десятинной церкви, которые остались снаружи «Стасовского» храма. Продолжению работ помешали кончина Милеева и начало I-й мировой войны. В сер. 1930-х гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и уничтожена; в 1939 г. всю площадь Десятинного храма Х в. исследовал археолог Михаил Каргер . Впоследствии в науке был разработан целый ряд графических реконструкций древнерусской церкви. В связи с празднованием 1500-летия Киева (1981-1982), засыпанные остатки фундаментов старейшего каменного храма Руси обозначили на поверхности полосами бутовой кладки; в ознаменование юбилея 1000-летия Крещения Руси (1988-1989), на могиле убитых монголами киевлян (1240) за алтарем церкви был установлен каменный крест.

Основание

■ В 2000-2004 гг. Правительством Украины стал рассматриваться вопрос о возрождении святыни. Разработка концепции нового благоустройства территории храма, которая бы предусматривала сохранение остатков древней церкви, потребовала проведения дополнительных археологических исследований; они были осуществлены в 2005-2011 гг. Одновременно на прилегающей с севера территории развернулось церковное строительство: в 2006 г. был установлен храм-палатка, в 2007 г. его сменила деревянная церковь, которая через несколько лет обрела пристройки, была оштукатурена и оформлена в псевдовизантийском стиле. В 2010 г. при храме учрежден монастырь. В дек. 2012 г. интерьер церкви пострадал от поджога злоумышленниками (однако престол, иконостас и святыни остались почти невредимы) и был обновлен до конца весны 2013 г.

Десятинный монастырь

Десятинный женский монастырь расположен в старом Людином конце, к югу от Прусской улицы, примыкая к линии вала Окольного города. Не совсем понятно с чем связано его название, хотя известно, что первый каменный храм, построенный в Киеве почти сразу после Крещения Руси, назывался «Десятинным», он был разрушен татаро-монголами в 1240 г. Возможно, название связано с тем, что постройки возводились на княжеской земле — «десятине».

Первое упоминание о монастыре находим в летописи под 1327 г., где сказано: «постави церковь святой Богородицы Рождество Архиепископ Моисей в Десятине». В 1397 г. новгородский посадник Исак Онкифов возводит уже новый храм Рождества Богородицы, в в 1413 г. — Иван Морозов ставит еще одну каменную церковь Иоанна Предтечи. Постепенно обитель обрастает всем комплексом монастырских построек — каменными кельями-стенами, часовней, трапезной, квасовней. В 1809 г. ставится каменная колокольня, венчающая весь комплекс. Она была перестроена в 1903 г. и в таком виде сохранилась до наших дней.

Парадный вид колокольни обманывает ожидания. К сожалению, пройдя в арку, вы увидите лишь корпуса монастырских помещений и руины храма Рождества Богородицы (1397, перестроена в 1670-е годы).

В 1970-80 гг. кельи и монастырские помещения отреставрированы и сейчас в них размещаются — выставочный зал и мастерские художников.

С Десятинным монастырем связана некоторая историческая загадка. Существует обоснованное предположение, что основан он был в первой половине ХIII века княгиней Феодосией Мстиславовной, в монашестве — Евфросиньей, матерью Александра Невского, в честь «чудесного избавления от нашествия суздальцев в 1170 г.».

«С большим войском они пришли к городу. Новгородцы, увидев большое число осаждавших, упали духом, силы их истощались, сильно скорбели и смущались они, ниоткуда не ожидая помощи, — только у Бога просили милости и надеялись на молитвы святого архиерея».

Архиепископ Иоанн во время молитвы услышал глас «Иди в церковь Господа Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми образ Пречистой Богородицы и вынеси его на городские стены против врагов; тотчас тогда увидишь спасение городу». Владыка вынес икону Божьей Матери Знамение на городскую стену против Десятинного монастыря. Одна из суздальских стрел вонзилась в образ, и тотчас же слезы потекли из глаз ее. «На неприятелей напал страх, тьма покрыла их— и они начали убивать друг друга». Довершили их полное поражение новгородцы.

Эпизод «нашествия» суздальцев стал излюбленным в новгородском эпосе, а икона Божьей Матери Знамение — наиболее почитаемой. Сейчас она находится в Софийском Соборе и доступна для обозрения и почитания каждому посетителю собора.

Фундамент Десятинной церкви в Киеве

Десятинная церковь в Киеве — место сегодня, скорее, историческое, чем религиозное. От первого христианского храма Руси, построенного из камня, остался только раскопанный археологами фундамент и стенды с информацией для всех интересующихся. Да и расположение его, равно как и окружение, приглашает окунуться в прошлое «матери городов русских»: Старокиевская гора является историческим центром украинской столицы, в двух шагах от раскопок фундамента находятся руины дворца, в котором жил князь Владимир, Музей истории Украины, липа, возраст которой перевалил за 500 лет, а также место, отмеченное камнем с летописной цитатой «Отсюда есть пошла Русская земля». Именно здесь, по мнению археологов, располагались первые строения Киева.

Визит к Десятинной церкви можно, тем не менее, вписать не только в исторический, но и в религиозный маршрут. В 700 метрах южнее находится Софийский собор, а в округе есть несколько храмов. Кроме того через дорогу от территории с фундаментом Десятинной церкви, на площади с монументом Андрея Первозванного располагается музей «Духовные сокровища Украины». Если же вас интересует исключительно первый каменный храм христиан на Руси, загляните в открытый поблизости Музей истории Десятинной церкви (улица Владимирская, 6/1). Экскурсия с гидом позволит получить полное представление о судьбе храма.

Строительство Десятинной церкви в Киеве

Возведение Десятинной церкви началось вскоре после принятия Русью христианства. Выбор места для религиозного сооружения объясняется не только близостью к княжескому дворцу, но и особым значением территории: в 978 году здесь были убиты Феодор Варяг и его сын Иоанн, которых впоследствии стали считать первыми русскими мучениками за веру. Некоторые исследователи полагают, что именно их бесстрашная стойкость в противостоянии язычникам подтолкнула князя Владимира Святославовича к религиозной реформе.

Церемония закладки краеугольного камня, ознаменовавшая начало стройки, носила торжественный характер. Присутствовали не только церковные иерархи во главе с епископом Леонтием, но и бояре и простые жители Киева. В их присутствии князь Владимир заявил, что церковь будет построена на десятую часть от доходов земель, которыми он правил. Таким образом за храмом, изначально посвященным Богородице, закрепилось определение «Десятинного».

Храм стоял на главной торговой площади, его украшали не только иконы и церковная утварь, но и дорогостоящие сосуды из Херсонеса. Торжественный вид зданию придавала отделка белым мрамором, а западный вход украшали бронзовые статуи лошадей. Первым настоятелем Десятинной церкви стал духовник князя Владимира Анастас Корсунянин. Впоследствии в храме создали княжескую усыпальницу. Некоторое время в ней хранились мощи Владимира, а также его братьев Ярополка и Олега.

В XII веке церковь частично разрушилась из-за землетрясения и пережила 2 разграбления во время междоусобных войн. В 1240 году ее окончательно разрушили войска татаро-монголов. Руины лежали нетронутыми 4 столетия, пока в XVI веке фрагменты мрамора не разобрали для строительства костелов.

Возрождение храма началось при первых Романовых. Инициатором стал митрополит Петр Могила. В 1635 году под его руководством состоялись первые раскопки, были обнаружены и перезахоронены в Софийском соборе мощи князя Владимира. Примерно в то же время у юго-западного угла фундамента возвели небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он простоял до 1828 года, когда его решили разобрать в связи с восстановлением основной Десятинной церкви.

Созданию третьего храма предшествовали масштабные раскопки, стартовавшие за 4 года до стройки. В процессе был полностью открыт план фундаментов, найдены остатки фресок и мозаик, созданных в X–XI веках. Строительство новой Десятинной церкви шло 14 лет, руководил им петербургский архитектор, академик Императорской Академии художеств Василий Стасов. Он не воссоздавал облик первого храма, а опирался на новый проект здания в русско-византийском стиле.

Освященная в 1842 году Десятинная церковь простояла меньше столетия: ее разрушили при Советской власти и к 1936 году окончательно разобрали. Тем не менее, в последующие годы тут неоднократно проводились археологические раскопки. В «нулевых» не раз поднимался вопрос о возрождении Десятинной церкви, но в итоге идею отвергли, так как полных сведений о первом облике сооружения не осталось. Кроме того в 2011 году ЮНЕСКО выступило против возведения нового храма на исторически ценном фундаменте. Его остатки открыли для просмотра всеми желающими.

Что посмотреть рядом

В здании рядом с остатками церковного фундамента находится музей, посвященный первому каменному храму христиан на Руси. Здесь выставлены материалы раскопок, проводятся тематические экскурсии.

Для более обширного знакомства с историей Киева рекомендуется посетить Национальный музей истории Украины, возвышающийся в 100 метрах от остатков фундамента Десятинной церкви. Здесь выставлены коллекции оружия, монет, посуды, произведений искусства, археологических артефактов, датированных рубежом эр, древних документов, часть из которых была создана более 700 лет назад.

Южнее Национального музея обустроен парк с «Пейзажной аллеей», знаменитой необычными скульптурами вроде «Кота-многоножки» и «Кубика Рубика». Если же пойти от музея в северную сторону, можно попасть на улицу Андреевский спуск — в 10 минутах ходьбы на ней находится музей Булгакова и Театр на Подоле.

В восточной части, ближе к Днепру за зданиями музея «Духовные сокровища Украины», окружного суда и МИДа находится прогулочная зона со смотровыми площадками, с которых открывается панорама набережной. Если двигаться по аллеям в южную сторону, можно дойти до станции фуникулера и парка «Владимирская горка» с монументом князю.

Рядом со станцией расположен Михайловский Златоверхий монастырь с собором и большой площадью перед ним. На ней установлены скульптурная группа со статуями княгини Ольги, Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного. Вымощенная плиткой пешеходная Михайловская площадь с золотистыми куполами над лазурными стенами собора является одним из самых красивых мест в Киеве.

Как добраться до Десятинной церкви в Киеве

Добраться до Десятинной церкви в столице Украины на общественном транспорте можно разными способами. Если вы предпочитаете метро, будьте готовы к 15-минутной прогулке: 2 подходящие станции находятся в 1,3 км от достопримечательности. Во-первых, подойдет поезд Сырецко-Печерской линии (зеленая ветка), выйти нужно на станции «Золотые ворота» и по Владимирской улице идти в северную сторону около 1,2 км, минуя Софийский собор.

Во-вторых, можно сесть на поезд Оболонско-Теремковской линии (синяя ветка) и доехать до станции «Почтовая площадь». Рядом с вестибюлем расположена линия фуникулера, которая поможет подняться на Старокиевскую гору. Сделать это можно и по лестнице, расположенной левее станции. После подъема нужно идти по главной аллее парка в северо-западную сторону до Андреевской церкви, а возле нее выйти на улицу Десятинную, пересечь ее и по Владимирской улице дойти до достопримечательности.

Маршрут прогулки от станции «Почтовая площадь» до руин Десятинной церкви: в Киеве: Яндекс. Карты

Кроме того можно воспользоваться наземным общественным транспортом, но стоит учесть, что в историческом центре Киева его выбор не обширен. Оптимально будет сесть на троллейбус № 16. Нужная вам остановка «Улица Владимирская» находится всего в 5 минутах ходьбы от нужного места. По выходу из транспорта следуйте до улицы Владимирской, на ней поворачивайте налево и идите примерно 300 метров.

Из автобусов подойдет только маршрут № 114, который поможет добраться до остановки «Почтовая площадь» рядом с одноименной станцией метро. От нее нужно будет подняться в парк по описанному выше маршруту либо на фуникулере.

Для поездки на такси воспользуйтесь мобильными приложениями от Uber, «Яндекс. Такси», «Лайм» и других служб.

Видео о Десятинной церкви в Киеве:

Панорама парка с остатками фундамента Десятинной церкви в Киеве:

Святыни Руси. Десятинная церковь

Храм может получить вторую жизнь. Так главный собор Русской Православной Церкви храм Христа Спасителя был восстановлен после разрушения его большевиками. А вот первому древнерусскому каменному храму Десятинной церкви в Киеве повезло гораздо меньше. Построенный святым равноапостольным князем Владимиром Святославовичем он получил второе рождение в 1842 году, но был уничтожен большевиками. Сегодня о нем напоминает лишь небольшая памятная скиния.

«Повесть временных лет» определяет 989 год годом рождения собора: «В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек». Место его строительства было подобрано не случайно. Здесь в 983 году смерть от рук язычников приняли первые известные русские православные мученики варяг Феодор и его сын Иоанн. Они получили крещение в Византии и во время языческого празднования были принесены в жертву древнерусским богам.

На строительство церкви сам князь Владимир выделил одну десятую часть своих доходов, откуда она и получила свое название. Ее украсили иконы и кресты, мрамор и постаменты, привезенные из Херсонеса Таврического.

Собор был освящен дважды: в первый раз – после окончания строительства в 996 году, а второй раз – в 1039 году, во время правления создателя «Русской Правды» великого князя Ярослава Мудрого.

В нем хранились мощи священномученика Климента из Херсонеса. В усыпальнице была похоронена жена князя Владимира, византийская царевна Анна, а впоследствии и сам князь Владимир, также сюда были перенесены останки первой княжны-христианки Ольги. Их мощи были спрятаны во время нашествия монголо-татарской орды, а затем обнаружены Петром Могилой, после чего вновь исчезли.

Но первая гибель собора была скорой. Сначала в 1169 году его разграбляют войска князя Мстислава Андреевича, затем в 1203 году – войска князя Рюрика Ростиславовича. А в 1240 году ее окончательно разрушают войска хана Батыя.

В 1653 году киевским митрополитом Петром Могилой ставится над юго-западным углом храма небольшая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в память о разрушенном храме. В ней размещается одна из древнейших икон Руси с изображением святого Николая Чудотворца.

Второе рождение древнейшая каменная церковь Руси получает в 1824 году, когда по поручению митрополита Евгения началась расчистка ее фундамента, а уже в 1828 году происходит освящение начала ее нового строительства. 15 июля 1842 года, по завершении строительства, ее освящает митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

Но жизнь второго храма прерывается Октябрьским переворотом. В 1928 году церковь разрушается большевиками, как множество храмов по всей Руси.

В 2006 году в память о первом столпе христианской Руси вблизи Десятинной церкви возводится храм-скиния, а в 2007 году устанавливается деревянный храм, освященный предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейшим Митрополитом Владимиром.

В 2011 году ЮНЕСКО, всячески борющееся с Православием на Украине, запретило строительство храма на фундаменте Десятинной церкви.

Третье рождение древнейшего храма Руси видится нам вполне возможным после воссоединения народов России и Малороссии. Ему суждено стать символом единства Руси, величия Православия и возрождения единого русского народа.

Русь Святая, храни Веру Православную – в ней же тебе утверждение!

Десятинная церковь

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна [1] .

Содержание

Первый храм (996—1240)

История

Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:

В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.

В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строительство было окончено в 996 году. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами были найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром. [3]

Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». [4] Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. [5] [6] . Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин [7] .

Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи святого священномученика Климента, погибшего в Корсуни. [8] В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского.

В первой половине XII в. церковь перенесла значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. [9] В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий. [10] [11]

Второе освящение

Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. [3] [8] В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. [12] Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным ). [13] Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения. [8]

Реконструкции

Второй храм (1842—1928)

В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевским археологом-любителем К. А. Лохвицким, а затем петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик, фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в византийско-московском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.

В 1908—1911 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы [14] . Остатки фундамента были изучены лишь в 1938—1939 гг. после окончательного сноса новой церкви [14] .

При советской власти, в 1928 году [15] [16] [17] вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена. В 1936 году церковь окончательно разобрали на кирпичи [18] [19] .

26 ноября 1996 году Национальний банк Украины ввёл в обиход две юбилейные монеты «Десятинная церковь» из серебра и медно-никелевого сплава, посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.

Третий храм

В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, в законности которого высказывались сомнения. [20] [21] [22] В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил Предстоятель УПЦ МП Блаженнейший Митрополит Владимир. 9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ МП было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). В январе 2010 года начальник Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергей Целовальник сообщил, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата [23] . Позже им было заявлено об отказе от строительства новых объектов на фундаментах в связи с подписанными Украиной конвенциями. При этом конкурсная комиссия по определению дальнейшей судьбы остатков фундамента Десятинной церкви огласила победителями конкурса два проекта, один из которых предусматривает восстановление храма, а другой — сохранение фундаментов как археологического памятника с постройкой часовни неподалёку [24] Инициатива УПЦ МП также не находит полной поддержки общества и критикуется учёными в связи с тем, что информации о внешнем виде храма не сохранилось и аутентичная реконструкция невозможна. [25] . Историк и политолог Александр Палий задаётся вопросом:

Пётр Толочко (директор Института археологии НАН Украины, председатель Украинского общества охраны памятников истории и культуры, член Академии Европы и Международного союза славянской археологии, лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники) сказал, что ему не известно кто разрешил поставить вагончики возле останков церкви. По его словам:

По словам председателя постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александра Бригинеца 26 мая 2011 года монахи незаконно установленного рядом с Десятинной церковью монастыря сделали попытку проникнить на территорию археологических раскопок Десятинной церкви. При вопросе как монахи заполучили ключи от территории те сослались на Святого Петра (у которого ключи не только от рая) [28] .

3 июня 2011 года третий Президент Виктор Ющенко отверг обвинения в том, что он якобы предоставил в 2005 году разрешения на проведение строительных работ на месте Десятинной церкви [29] . Как отметил третий президент Украины В. Ющенко в отношении Десятинной церкви:

24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС выступили против планов построить храм на фундаменте Десятинной церкви [30] [31] . Эксперты организаций ЮНЕСКО и ИКОМОС подчеркивают:

Ночью 15 декабря 2012 года в часовне, построенной рядом с фундаментом Десятинной церкви, произошел пожар. Возможной причиной пожара называют поджог [32] .

Археологические исследования

Исследования Петра Могилы

Первые раскопки руин храма были проведены в 1635 году по инициативе митрополита Петра Могилы, который поставил над юго-западным углом древнего храма небольшую церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память о потерянной святыне и выставил в ней одну из древнейших икон с образом св. Николая, по преданию, привезённую Владимиром из Корсуня. При раскопках в руинах были обнаружены саркофаги, по мнению Петра Могилы, принадлежавшие князю Владимиру и его супруге Анне. Княжеский череп захоронили в храме Спаса на Берестове, потом перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Другие останки были захоронены в Софийском соборе. В своём завещании Пётр Могила оставил тысячу золотых на восстановление Десятинной церкви.

Первая половина XX века

В 1908—1914 годах член Императорской археологической комиссии Д. В. Милеев провел раскопки вокруг храма постройки 1828—1842 гг., вновь открыв остатки восточной, апсидной части древнего храма, а также обнаружив остатки фундаментов двух больших гражданских построек конца X века поблизости от стен храма. К сожалению, материалы раскопок начала XX века не были полностью опубликованы.

В 1938—1939 годах научная группа Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальные исследования остатков Десятинной церкви. Во время раскопок снова были найдены фрагменты фрескового и мозаичного украшения древнего храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и т. д. Кроме Десятинной церкви были найдены руины княжеских палат и боярских жилищ, а также мастерские ремесленников и многочисленные захоронения IX—X века. Археологические находки хранятся в заповеднике «Софийский собор», Национальном музее истории Украины, Государственном Эрмитаже.

Раскопки 2005—2010 гг.

3 февраля 2005 года Президент Украины Виктор Ющенко подписал указ об исследованиях Десятинной церкви. В 2005—2010 годах под руководством Г. Ю. Ивакина (Институт археологии НАН Украины) фундаменты Десятинной церкви были исследованы вновь [источник не указан 451 день] . Были доследованы ранее нераскопанные участки, составлен уточненный план остатков фундаментов, определены этапы их возведения, собрана значительная коллекция фрагментов фресок и строительных деталей. На данный момент раскопки не завершены.

Архитектура Десятинной церкви

Сохранившиеся под землёй фундаменты первоначальной Десятинной церкви свидетельствуют о том, что архитектура её центрального ядра может быть отнесена к типу крестово-купольных храмов на четырёх опорах, классической архитектурной модели византийского искусства после иконоборческой эпохи. Детали объемно-пространственного решения церкви на основе археологических данных не могут быть восстановлены, и существует две равноправных версии реконструкции: в виде центричного храма, подобно Софии Киевской (Г. Н. Логвин) и в виде храма с продольно-осевой композицией, подобно Спасо-Преображенскому собору в Чернигове (Н. В. Холостенко, А. И. Комеч). Типологическая схема, особенности кирпичной кладки, выполненной в технике с утопленным рядом, техника мозаичных полов, элементы резного мраморного декора, греческие клейма на некоторых кирпичах однозначно говорят о происхождении мастеров из Константинополя. Вместе с тем, кириллические граффити на отдельных кирпичах из первоначальных кладок, а также мощение некоторых участков храма поливными керамическими плитками свидетельствуют об участии в строительстве южных славян (болгар).

Читать еще:  Архангельский собор в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector