0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Содержание

Дмитровский Борисоглебский монастырь

Недалеко от Дмитровского кремля находится Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь, основанный в XV веке. Его главные святыни: Борисоглебский собор, часовня Сошествия Святого Духа, Святые ворота и надвратная Никольская церковь, Водосвятная часовня.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Согласно преданию, Борисоглебский монастырь был основан Юрием Долгоруким почти одновременно с основанием Дмитрова в 1154 году. Однако, скорее всего, он возник не раньше третьей четверти XV века. В письменных источниках монастырь впервые упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году. В 1841 году под приделом Борисоглебского собора монастыря был найден крест, на котором была выбита дата его установки – 1462 год. Есть также версия, что Борисоглебский Дмитровский монастырь возник в 1380-е годы.

В 1537 году в монастыре был построен одноглавый собор во имя святых князей Бориса и Глеба. В 1610 году пострадал от отряда гетмана Яна Сапеги. В 1652 году монастырь стал подмосковной резиденцией митрополита Новгородского Никона, ставшего в том же году патриархом, однако тот вскоре охладел к этой обители и перенес свою резиденцию в основанный им Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1656 г. Прасковья Чаплина, жена стольника Алексея Чаплина, пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия. После сильного пожара в 1672 году Борисоглебский монастырь был перестроен в камне. В 1689 году были построены стены и башни. С 1664 по 1682 год монастырь был самостоятельным, затем до 1725 года он был приписан к московскому Заиконоспасскому монастырю, а с 1725 года вновь стал независимым. В 1777 году здесь открылось духовное училище. На рубеже XIX-XX веков были проведены ремонтно-восстановительные работы. До конца XIX века в монастыре вели рукописную летопись.

После революции 1917 года на базе Борисоглебского монастыря была создана трудовая артель. В первой половине 1920-х годов Борисоглебский монастырь стал женским. В 1926 г. на территории разместился Музей Дмитровского края, однако в 30-х годах многие сотрудники музея были репрессированы.

В 1932 году в связи со строительством канала Москва-Волга (переименованного в 1947 г. в Канал имени Москвы), здесь было размещено Управление канала Москва-Волга и Дмитлага (одного из подразделений ГУЛАГа). В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря размещалась воинская часть. После войны – различные организации, склады и жилье.

В 1993 году началось возрождение монастыря.

Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря

У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.

Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря

Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.

Здание братских келий и трапезной Здание братских келий и трапезной, фрагмент

Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.

Святые ворота и надвратная церковь Николая Чудотворца Церковь Николая Чудотворца Церковь Николая Чудотворца

Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.

Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба, фрагмент Вход в собор Бориса и Глеба Колокольня собора Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.

Часовня Сошествия Святого Духа Часовня Сошествия Святого Духа

Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:

Водосвятная часовня Водосвятная часовня, крест На территории Борисоглебского монастыря

На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.

Монастырский птичник Хозяйственные постройки и Настоятельский дом

Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.

Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

красиво…
скажу честно — птичник и водосвятную часовню вижу впервые….(стыдно)

Лен, почему?
В Николо-Пешношском монастрыре есть, например, свой зверинец. А еще мне нравится, какие сейчас при храмах и в монастырях делают цветники — загляденье.

Просто у нас нет такой часовни для воды….обычно просто деревянные бочки стоят и все…(
И птичников и зверинца нет….а вот огороды почти везде…

Если честно, я сама не ожидала, по крайней мере увидеть живность.

Мы как-то прогуливались там, но очень быстро нас «попросили». Вежливо, но настойчиво. Решили не спорить и ушли.

Удивительно. Мы нагулялись там по полной — правда, были одеты по всем правилам И я буквально прилипла к фотоаппарату (снимала на свою зеркалку). Мимо прошло несколько монахов, кажется, даже настоятель — слова не сказал.

Борисоглебский монастырь в Дмитрове: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

На территории России несколько обителей, носящих имя Бориса и Глеба, однако монастырь в Дмитрове уникален. Рядом с ним установлен памятник святым братьям, причем интересно, что оба они стоят на одном пьедестале и при этом изображены верхом на лошадях.
В самом монастыре хранятся такие святыни, как мощи евангелистов Луки и Матвея, апостола Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, Георгия Победоносца, святых Петра и Февронии, а также частица Креста Господня. К сожалению, в советские времена мощи Глеба и Бориса были утеряны.
В этот период монастырь был закрыт, многие святыни разграблены и разрушены, но сегодня архитектурный ансамбль восстановили, дополнив современными строениями: Водосвятной часовней, часовней Сошествия Святого Духа (сооружена в честь юбилея Дмитрова). На территории обители расположен птичник, фазанник, она привлекает уютом и обилием зелени и цветов.

Где находится Борисоглебский монастырь

  • Расположен Борисоглебский монастырь в Московской области, в городе Дмитрове, на улице Минина, строение 4.
  • Телефон: 99-37-406, код – 495.
  • Телефон церковной лавки – (916)-35-60-381.

Как добраться до обители

  • Прежде всего необходимо попасть в сам Дмитров. Из столицы это можно сделать электричкой от Савеловского вокзала, а также автобусом, который ходит от метро Алтуфьевская, номер рейса – 401. Доехать можно и автомобилем, двигаясь по Дмитровскому шоссе.
  • В городе удобнее всего использовать общественный транспорт: до монастыря довезут маршрутки №40, 3, 36, 11, 30 или же автобусы №63, 1, 54, 10, 45, 22, 41 и 2. Во всех случаях необходимо выходить на остановке «Улица Минина».

Посещение монастыря

Хотя богослужения в этой обители совершаются каждый день, туристам лучше заранее договориться о посещении и экскурсии. Сделать это можно, связавшись по телефону с церковной лавкой, работающей без выходных.
Обратите внимание, что в обители экскурсии проводятся исключительно с 10.00 до 15.00. Именно в это время посетителям рассказывают о прошлом и настоящем монастыря, его святынях, о жизни Бориса и Глеба.

Расписание богослужений Борисоглебского монастыря в Дмитрове

День неделиБогослужениеВремя начала
Понедельник-субботаПолунощница, исповедь, часы
Литургия, молебен, панихида
Часы, утреня, вечерня
6.00
7.00
17.00
ВоскресеньеПолунощница, часы, исповедь, водосвятный молебен
Литургия, лития заупокойная
Акафист
7.00

Обратите внимание, что акафисты служатся поочередно иконе Богоматери «Нечаянная радость», а также святым Глебу и Борису.

Где остановиться неподалеку

  • Поскольку при обители нет монастырской гостиницы, паломникам и туристам следует заранее подыскать место, где можно переночевать в Дмитрове. Ближе всего к монастырю расположен отель «Четыре короны», в котором 11 номеров, есть ресторан и бассейн.
  • Также можно остановиться в апартаментах на Школьной, гостиницах Дмитров Град, Кристалл.
  • Еще один вариант – снять жилье в частном секторе города.

История Борисоглебского монастыря в Дмитрове

  1. Основан Борисоглебский мужской монастырь практически в одно время с самим Дмитровом, в XII веке, и сделал это, по преданию, Юрий Долгорукий. Точных сведений об этом нет, поскольку в начале XVII века обитель вместе с архивом сожгли польско-литовские банды.
  2. В ранний период своей истории монастырь подчинялся князьям московским дмитровским, однако позже перешел под руку Патриарха и митрополита. Именно в это время здесь возвели каменный Борисоглебский собор.
  3. Позже, уже после восстановления монастыря, он стал резиденцией Новгородского патриарха Никонав Подмосковье, однако в конце XVII века новое возгорание уничтожило значительную часть обители, многие деревянные строения. Возводили их уже из камня, и делали это достаточно оперативно. Таким образом, в девяностых годах XVII века архитектурный облик монастыря стал таким, как сегодня. В это время соорудили и каменную стену с башнями вокруг обители.
  4. В следующем столетии темпы строительства несколько сократились – как и другие монастыри, Борисоглебский пострадал в результате екатерининских реформ, существенно ущемлявших права обителей.

Фото Борисоглебского монастыря

  • Золотые купола Борисоглебского собора видны издалека.
  • В теплое время года обитель утопает в зелени.
  • Толщина внешних стен монастыря – чуть меньше метра.
  • Часовня Сошествия Святого Духа была построена к юбилею основания Дмитрова.
  • Ажурная Водосвятная часовня привлекает внимание многих паломников.
  • Рядом с обителью стоит уникальный памятник князьям Борису и Глебу.

Борисоглебский монастырь — видео

Борисоглебский монастырь – практически ровесник Дмитрова. В летописи обители немало и светлых, и темных страниц, однако сегодня храмы восстановлены, а территория радует ухоженностью и аккуратностью. Здесь множество цветов, деревьев, а в монастырской пекарне выпекают хлеб, аромат которого моментально пробуждает аппетит.

Борисоглебский мужской монастырь, г. Дмитров Епархиальные монастыри РПЦ

История

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана Затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня

Борисоглебский мужской монастырь г.Дмитров

Московский патриархат Московская Епархия

История

Древняя обитель:
история и современность

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Борисоглебский монастырь (Дмитров)

Борисогле́бский монастырь, монастырь св. Бориса и Глеба — мужской православный монастырь в Дмитрове. Точной даты основание монастыря история не сохранила, известен он со второй половины XV века. Есть легенда, документально ничем не подтверждённая, связывающая возникновение монастыря с Юрием Долгоруким, основавшим в 1154 году Дмитров.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
    • 3.1 Cобор свв.кн. Бориса и Глеба
    • 3.2 Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца
    • 3.3 Часовня Сошествия Святого Духа
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
    • 9.1 «Преображение»
  • 10 Ссылки

История [ править ]

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Современное состояние [ править ]

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Храмы [ править ]

Cобор свв.кн. Бориса и Глеба [ править ]

Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Его неоднократно достраивали и перестраивали. В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили.

Надвратная церковь свт. Николая Чудотворца [ править ]

Кирпичная церковь сооружена в 1685-1687 гг. над Святыми воротами, выстроенными в 1672 г. Небольшой бесстолпный одноглавый четверик с трапезной, обширный северный придел Феодоровской Богоматери пристроен в 1834 г.

Закрыта в 1920-х годах, занята жильем. Реставрировалась с 1980-х, в 1990-х возвращена верующим.

Часовня Сошествия Святого Духа [ править ]

Сравнительно крупная одноглавая кирпичная часовня в псевдорусском стиле. Сооружена в 2004 рядом с Борисоглебским собором как памятник к 850-летию Дмитрова.

Святыни [ править ]

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня.

Престольные праздники [ править ]

Свв. благоверных князей Бориса и Глеба — 15 мая, 6 августа;

Алексия, человека Божия — 30 марта;

Свт. Николая Чудотворца — 22 мая, 19 декабря;

Феодоровской иконы Божией Матери — 27 марта, 29 августа.

Фото [ править ]

Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа

Собор Бориса и Глеба

Часовня Сошествия Святого Духа

Святые ворота и надвратная церковь Николая Чудотворца

Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове

Здесь стоит такая тишина, что хочется говорить только шепотом. Летом пахнет розами, которые рассажены по огромным клумбам. Вход в Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове — через арочные ворота. В них еще на подходе видно белоснежный каменный собор. Справа от него небольшая часовня, через ее открытую дверь видны горящие у икон свечи.

От Дмитровского кремля сюда можно добраться пешком. Монастырь действующий, поэтому следует соблюдать общепринятые правила: женщинам надевать головные уборы и юбки, мужчинам, наоборот, проходить с непокрытой головой; не шуметь. Встретите монаха — попросите благословения.

Вход на территорию открыт с раннего утра до восьми вечера. Борисоглебский собор открывают перед церковными службами. Если вы застанете этот момент открытия дверей храма и войдете в него первыми, вас поразят пустой зал с древними росписями в полумраке, высокий иконостас и атмосферность места.

Монахи следят за чистотой и порядком, ведут свое хозяйство: работают на пасеке, делают свечи, пекут хлеб. У входа есть лавка, где продают свежую монастырскую выпечку. Можете попробовать, заказав тут же чай, или купить с собой.

Адрес: Дмитров, ул. Минина, вл. 4

Координаты: 56.343244, 37.53082

Режим работы: ежедневно, 6:00-20:00

Официальный сайт: dmitrov-bgm.ru

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Точную дату постройки монастыря ученые не могут установить. Одни считают, что обитель появилась в 12 веке, когда и сам город Дмитров, основанный Юрием Долгоруким. Другие относят к 15 веку, исходя из надписи на установленном здесь кресте: «На Благовещенье в 1462 году». Документы, которые могли бы прояснить ситуацию, сгорели при сильном пожаре в начале 1600-х. Тогда монастырь сильно пострадал, и понадобились годы, чтобы его восстановить.

Внешний вид сохранился до наших дней, несмотря на то что монахи здесь жили не всегда. После революции тут разместили краеведческий музей. В 30-е годы прошлого века базировалось управление по строительству канала Москва-Волга. Во время Великой Отечественной помещения отдали военным. В результате многие документы и исторические ценности потерялись.

Только в 90-х годах Борисоглебский монастырь вернули церкви.

Интересные факты

  • Борис и Глеб, именами которых назван монастырь, — сыновья киевского князя Владимира. После его смерти титул князя присвоил себе старший сын Святослав. Однако он боялся, что Борис и Глеб отнимут у него престол, и подослал к ним убийц. Братья выступали против междоусобных войн и приняли мученическую смерть, за что были позже канонизированы.
  • Есть несколько вариантов икон с изображением Бориса и Глеба. В одном они с крестом — символом мученичества, в другом — с крестом и мечом, говорящим о их принадлежности к княжескому роду. Существует также образ, где они на конях.
  • В Дмитрове было три монастыря — Борисоглебский, Пятницкий и Никитских. Два последних закрыли, и остался только тот, который мы видим сейчас.
  • В середине 1600-х Борисоглебский монастырь был резиденцией патриарха Никона. Того самого, который задумал построить в Подмосковье аналог иерусалимского Храма Гроба Господня. Никон перенес свою резиденцию в строящийся Новый Иерусалим, но так и не увидел достроенный здесь монастырь: царь лишил его сана патриарха и отстранил от дел.

Что посмотреть на территории монастыря

Борисоглебский собор

Борисоглебский собор — старейшее здание монастыря, построенное, предположительно, в середине 16 века.
Фото: Елена КОРОМЫСЛОВА, lori.ru

Неоднократно перестраивался, достраивался, залы и хранящиеся в нем реликвии переносились. Среди главных была икона Вознесения Господня. В уникальных документах, дошедших с 17 века, есть название — Вознесенский. Ученые предполагают, что так назывался храм изначально.

Внутри необычность собору придают колонны, которые делят зал на несколько зон. Высокий купол и богато украшенный иконостас, поражающий своими размерами.

Надвратная церковь Николая Чудотворца

Надвратная церковь Николая Чудотворца закрыта для туристов, осмотреть ее можно только снаружи.
Фото: Денис ЛАРКИН, lori.ru

«Надвратная» — значит, построенная над воротами. Возводилась два года, с 1685 по 1687 год. В начале 20 века ее закрыли для посещений. Сейчас туристы могут наблюдать только ее внешний вид.

Рассмотрите внимательнее Святые ворота в виде арки. На их внутренней стороне — списки с икон Васнецова.

Часовня Сошествия Святого Духа

Часовню Сошествия Святого Духа построили в 2004 году, к 850-летию Дмитрова.
Фото: Елена КОРОМЫСЛОВА, lori.ru

Новая постройка на территории монастыря. Часовня появилась здесь в 2004 году, когда город Дмитров праздновал 850 лет. Выполнена в той же стилистике, что главный собор, поэтому органично входит в ансамбль. Открыта для паломников и туристов.

Водосвятная часовня

Необычное ажурное строение купольной формы, украшенное крестом. При желании можно набрать святой воды, поэтому возьмите с собой пустую бутылку.

По монастырю проводятся экскурсии с 10:00 до 15:00. Лучше записаться заранее, но можно обратиться в лавку по приезду.

architectstyle

Архитектурный стиль

Исторические периоды и стили Русской Архитектуры

Борисоглебский монастырь в городе Дмитрове. Маленький, но уютный, красивый, и душевный.

Во время нашего путешествия по Тверской и Московской областям одним из главных пунктов программы был город Дмитров, расположенный на севере Московской области . А в Дмитрове нас интересовали — Борисоглебский монастырь и местный кремль. В монастырь мы и направились, как только прибыли в город. Оставив автобус с водителем на площади перед кремлем, пошли вверх по городским улицам, на возвышенность, где расположен этот монастырь. О тех впечатлениях, которое он произвел на нас, я расскажу сейчас подробно, и покажу много фотографий, сделанных нами.

Сразу отмечу, что все монастыри строились в те времена в виде крепостей или замков, и по количеству таких сооружений — мы не уступаем ни в чем Западной Европе. Но если крупные монастыри были похожи на большие укрепленные города, и могли сдерживать надолго целые армии, представляя собой очень мощные крепости, то маленькие монастыри скорее похожи на современные охраняемые объекты, у которых есть высокие заборы, видеокамеры, охранники в будке и сигнализация — то-есть оборонялись они уже не от войск, а от проникновения разбойничих шаек. Однако стиль строений все равно сохранялся — это, как и в случае с большими монастырями-крепостями, были башни и стены с бойницами, хоть и маленькие, и это радует сердца любителей средневековой романтики, а также крепостной архитектуры. Но и тем, кто не интересуется такой тематикой, а просто любит красоту — здесь есть на что посмотреть. Монастырь маленький, но изящный и уютный.

Первое, что видим — собор Бориса и Глеба. Считается, что построен он в 1537 году, из кирпича.

Сам же монастырь основан в 1472 году. Правда, есть версия, что он существовал уже в 1380-е годы, потому что в земле был найден каменный крест с этой датой. А по легенде, монастырь вообще основал сам Юрий Долгорукий.
Существовал монастырь на средства удельных, потом московских князей. В 1650-е годы утратил самостоятельность, был сначала подчинен Новгородскому архиерею, потом Заиконоспасскому монастырю в Москве. В это время он был подмосковной загородной резиденцией всемогущего патриарха Никона. Никон особо монастырем не интересовался, это был лишь укрепленный и охраняемый его постоялый двор, сам он больше занимался Валдайским монастырем да государственными делами. Поэтому монастырь не подвергся масштабной перестройке.

Часовня Сошествия Святого Духа. Построена в 2004 году.

После победы большевиков монастырь впал в очень мрачное существование. Монахов разогнали, а здесь была настоящая Обитель Зла — управление Дмитровским лагерем, где сотни тысяч заключенных рыли канал Москва-Волга, чтоб позже чванная столица могла себя назвать «портом пяти морей».

Каменная стена. Эта ограда появилась после 1672 года, когда пожар уничтожил деревянные постройки, и все возвели заново, но из камня и кирпича. По крайней мере, так утверждается в статье на сайте «соборы.ру». Значит, стены — памятник архитектуры эпохи царя Алексея Михайловича Романова.

Обращаем внимание, что на ней все по классике — ниши для бойцов, бойницы, чтоб стрелять. Времена были неспокойные, бунты и восстания кончатся только к 19 веку, защищаться монастыри обязаны были уметь.

Очередь к колонке со святой водой. Сюда приходит набирать воду весь город. Иные бабули тащили по 4-5 больших пятилитровых бутылок. Но в этой очереди туристы да паломники, только попробовать воду, да себя окропить ею.

Водосвятная часовня и колонка с водой. Она не течет из-под крана, чтоб она пошла, надо нажать на изогнутую железную ручку, тогда под действием силы человека пойдет вода.

Идем в другую часть монастыря. Здесь небольшой искусственный водопадик.

А под ним — бассейн с золотыми рыбками.

Рядом серый павлин. Тут надо отметить, что все время пребывания в монастыре мы слышали жуткие вопли, от которых порой можно было изрядно вздрогнуть. Но это самка павлина, и она не вопила, а тихо сидела. Кто же устраивал эту шумовую атаку?

А вот кто! Павлин — самец, сидящий в тени. Пару раз, пока я его фотографировал, он «обрадовал» своим пением, и от резкого громкого воющего звука я как-то чуть не выронил фотоаппарат

Многие из вас в детстве наверняка смотрели мультфильм про барона Мюнхгаузена, где тот добивается упорно от джина, чтоб тот продал ему павлина, чтоб услышать чудесное пение этой красивой птицы. А когда наконец добился своего, то был ошеломлен. в общем, посмотрите этот милый советский мультфильм, он веселый и поучительный. И заодно поймете, чем «наслаждались» мы. Но птица красива, и пение, пусть и жуткое, вносит свой неповторимый вклад в атмосферу, даря яркие воспоминания.

От павлина туристы всячески пытались добиться, чтоб он распушил хвост. Напрасно, сия птица людей откровенно презирала

После наших уговоров павлин демонстративно стал клевать зернышки на земле, показывая, что у него куча важных дел, и тогда мы поняли, что он нас таким образом послал подальше, и пошли восвояси. Но птица красивая, надо признать.

Вид изнутри на угловую башенку.

Монастырь передали церкви в 1993 году. До этого тут была воинская часть, поселившаяся после упразднения концлагеря. (Вполне разумно — стены, башни — для военных идеальное пространство)
Сейчас тут очень приятная атмосфера — только работающие люди, что-то благоустраивающие. Все двери открыты, никаких заборов нет. Душевно и красиво.

Можно было зайти, но я не стал злоупотреблять открытостью. Тем более, что меня интересовало совсем другое.

В углу была лесенка на стену, и я просто не мог отказать себе в удовольствии зайти на боевой ход стены! Тем более, что не было никаких запрещающих табличек. Хотя тропинок сюда тоже не было, видимо это не особо поощряется. Но я залез скромно и тихо, лишь чтоб сделать пару фотографий, изучая особенности крепостной стены — все во имя краеведения.

Боевой ход крепостной стены. Это больше все декоративное, чем реально работающее. Хотя при желании поставить сюда пару стрельцов с пищалями, и пульнуть в бойницу по разбойникам — вполне было можно.

Бойница в стене.

Дальше мы идем осматривать монастырь снаружи. Для меня это каждый раз очень важно и интересно. Внешний облик монастыря всегда уникален, одинаковых не бывает. .

Угловая юго-западная башенка, построена примерно в 1680-е годы

Воротная башня, она же надвратная церковь — храм Николая Чудотворца. Внутри церковная лавка, где я себе купил какой-то напиток на травах, весьма кислый, но жажду в жару (а в мае уже была жара) утолял хорошо, а также магнитики.

Юго-восточная угловая башня. А улица, по которой мы идем, носит злое название — Большевистская она.

Фотографируюсь на фоне башни, чтоб было видно ее размер. Обращу внимание, что хоть башня большей частью декоративная, а вот бойницы, чтоб стрелять сверху вниз по стоящим у стены врагам — все равно есть.

Северная часть стены и северо-западная башня. Недавно эту часть монастыря перестраивали, разобрав и собрав заново. Видимо от этого она и имеет упрощенный и огрубленный облик.

Гулять вдоль стен весьма приятно. Ничто не мешает, не заграждает дорогу, не портит вид — это очень здорово!

Алена на фоне угловой башенки. Такие башни не могли бы сдержать врага, но могли бы защитить часового, наблюдающего за безопасностью возле стен.

Памятник князьям Борису и Глебу. Очень справедливо с точки зрения истории сделан: князья показаны не беспомощными страстотерпцами, которые дали себя просто так убить, а вполне себе вооруженными воинами, готовыми к войне, какими и были они на самом деле. Надпись под памятником гласит, что были они невинно убиты, но не поясняет, кем именно — и это тоже правильно, потому что каноническая версия, что их убил Святополк, в настоящее время не вызывает доверия у историков. Скорее всего, убил их Ярослав, известный как Мудрый, и никакого смирения братья не испытывали, потому что для их убийства пришлось нанять из Швеции варягов. Суровые были времена, и памятник это хорошо передает.

Завершаем обход стен монастыря. возвращаясь к угловой южной башенке, к которой пристроены братские кельи.

Место очень красивое, душевное, уютное. Архитектура радует глаза, состояние монастыря совершенно идеальное. Все чистое, белое, внутри море цветов, спокойствие и благодать. И ощущения, оставшиеся у нас после того, как побывали здесь — самые светлые.

Борисоглебский мужской монастырь

Борисоглебский монастырь расположен в юго-восточной части города, у старой дороги на Троице — Сергиеву Лавру. Точная дата его основания неизвестна, так как в 1610 г., при разорении Дмитрова поляками, в пожаре сгорел весь монастырский архив, поэтому об основании монастыря можно говорить только предположительно, по косвенным источникам. Есть предание, что основал монастырь, как и город, в XII веке князь Юрий Долгорукий. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к XV веку. В 1841 г. под Алексеевским приделом Борисоглебского собора был обнаружен белокаменный крест, «поставленный на Благовещенье в 1462 году». В 1472 г. монастырь упомянут в духовной грамоте Юрия Васильевича, удельного дмитровского князя.

Во второй половине XVII века в связи с развитием поместного землевладения монастырь обрел новых покровителей и вкладчиков, благодаря чему велось интенсивное каменное строительство. Тогда и сложился архитектурный ансамбль монастыря, дошедший до наших дней.

Здания монастыря строились не одновременно. Например, надвратная Никольская церковь относится к XVII веку. Строилась она постепенно с 1672 по 1687 г., а в 1834 г. к ней был пристроен придел Федоровской иконы Божьей Матери.

Собор Борисоглебского монастыря построен, скорее всего, в середине XVI века. Сдержанная архитектура, одинокий купол. С южной стороны строгость архитектуры собора несколько нарушена пристроенным в середине XVII века нарядным Алексеевским приделом.

Кирпичная ограда четырехметровой высоты, толщиной около метра, была выстроена в 1685-1689 гг. и никогда не имела оборонительного назначения. Башни с нависшим вторым ярусом, узкие окна – это все дань прошлому, которое уже в XVII веке входило в моду, и эти элементы – всего лишь стилиза-ция под старину.

Братские кельи в два этажа сооружены из кирпича в последней трети XVII века. Двухэтажный кирпичный оштукатуренный Настоятельский корпус с лаконичными фасадами характерен для монастырского строительства первой половины XIX века. Монастырская гостиница справа от входных ворот восстановлена в 2004 г. В последние годы комплекс дополнен небольшими строениями административно-хозяйственного назначения.

Монастырь был отдан местными властями в 1926 г. под музей. За два года до этого монахов перевели в Николо-Пешношский монастырь. Их место заняли монахини из Турковицкого женского монастыря, эвакуированные с Западной Украины и монахини Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. Музейщики мирно уживались здесь с насельницами, не возражая против разведения ими огорода, проведения служб. Как могли, музейные сотрудники сохраняли интерьеры и убранство храмов монастыря, настоятельно требовали от Уездного исполкома провести в монастыре ремонт.

В 1932г. монастырские здания и территория, скрытая старыми стенами, приглянулись руководству строительства канала Москва-Волга. В результате после недолгого противостояния учреждение культуры оказалось побежденным всесильным в те времена управлением Дмитлага, входившего в систему Главного Управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР, которое руководило стройкой. В монастыре до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничал «Дмитлаг», уничтожая памятники истории и культуры.

Воинская часть, которая разместилась здесь после Управления строительством канала на несколько лет, не изменила внешний вид памятника к лучшему. После десятилетий использования зданий монастыря под различные нужды советских организаций и учреждений монастырь к началу 1990-х годов пришел в такое запустение, что даже субботники, устраиваемые активистами Общества помощников реставраторам, в том числе и музейщиками, были каплей в море и не могли ничего изменить.

В 1993г. началось возрождение монастыря. По благословлению митрополита Ювеналия первым настоятелем монастыря стал архимандрит Роман (Гаврилов) Благочинный церквей Дмитровского округа до 2007г., ныне епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. При нем полностью восстановлены: Борисоглебский собор 1537г. (восстановлен четырехъярусный иконостас и роспись главного собора), с приделом в честь Алексия Человека Божия 1656 г. и колокольней XVII в. (на колокольне установлены часы с боем и звонница из 8-ми колоколов от четверти до 40 пудов); надвратная церковь в честь свт. Николая 1687 г. с приделом Федоровской иконы Божией Матери 1834 г.; трапезная, братский корпус, стены с четырьмя угловыми башнями XVII в.; настоятельский корпус первой половины XIX в.

Отреставрированный храм стал одной из святынь Дмитрова, снова стал мужским монастырем во имя святых мучеников Бориса и Глеба. Там, где было монастырское кладбище, разбит цветник, а останки, много раз потревоженные, собраны, захоронены, и над ними в 2004 г. поставлена часовня во имя Святого Духа.

31 августа 2003 г. произошло историческое событие для города — посещение города Дмитрова Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. После Божественной литургии в Успенском соборе, встречи с горожанами на стадионе «Локомотив», Святейший Патриарх посетил Дмитровский Борисоглебский мужской монастырь. После награждения отца Романа орденом преподобного Сергия Радонежского II степени за возрождение церковно-приходской жизни Дмитровского благочиния, в своем слове Святейший Патриарх высоко оценил труды настоятеля и братии монастыря по возрождению порушенных святынь.

6 августа 2004 г. митрополит Ювеналий освятил полностью восстановленный Борисоглебский собор.

6 августа 2006г. у юго-западной стены монастыря установлена скульптура «Борис и Глеб», скульптор Александр Рукавишников, архитектор Ростислав Нарский.

В монастыре живет восемь насельников. Настоятель монастыря игумен Ав-густин. Он один из старожилов монастыря с 1993 г. Сначала Августин просто приезжал, потом совсем остался. В 1994 г. его постригли в монашество, рукоположили в диакона, а в начале 1995 г. – в иеромонаха.

В октябре 2007 г. в обители был освящён источник святой воды.

Источник открыт с раннего утра до 9 вечера, воду в нем можно брать до зимних холодов. Источник обрамлен ажурной кованой решеткой. За образец была взята кованая сень в Силезии (нынешний польский город Болеславец), из-готовленная мастерами Австрийского арсенала в первой половине XVII века. По её подобию кузнецы из Орудьево сделали сень для нашего источника.

Для паломников проводятся экскурсии в монастыре. Можно обращаться в церковную лавку, которая работает ежедневно. С 10 до 15 часов в монастыре готовы принять людей, познакомить их с историей монастыря, открыть храм, рассказать о святынях, но лучше всего договариваться об экскурсиях заранее.

Святыни монастыря: в Борисоглебском соборе находится рака с частицами мощей святых угодников и частичка Креста Господня. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей. Афонские иконы старинного письма — им уже более ста лет — «Милующая, или Достойно есть», Казанская и «Млекопитательница» Матери Божией. Нетленный гроб преподобномученицы Параскевы, мощи её обретала братия монастыря. В приделе преподобного Алексия, человека Божия есть старинная икона великомученика Пантелеймона.

Обитель живет согласно общежительному уставу – кроме церковного богослужения, братия занята на различных послушаниях: выпекает просфоры и хлеб, изготавливает свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начато освоение земельного участка на монастырском подворье. Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.

Монастырь проводит экскурсии для паломников, участвует в выпуске православного приложения к районной газете, ведет благотворительную деятельность в детских приютах района и колонии несовершеннолетних. Насельники монастыря с богословским образованием преподают в воскресной школе.

Читать еще:  Тихвинская епархия: монастыри и храмы, хор, духовенство и священники
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector