0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Содержание

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире, надвратная церковь Иоанна Предтечи Wikicommons, Ludvig14

Владимир — один из старейших городов не только современной России, но и обширных территорий, которые некогда представляли из себя единое древнерусское государство. Много событий, и славных, и горестных, связаны с этим «старшим» городом колонизированного Северо-Востока Европы. С тех давних пор прошло огромное время, и некогда стольный град Владимиро-Суздальской Руси сегодня уже не несет в себе того политического значения, что в былую эпоху. Однако ж сохраняет дух древности и истории благодаря архитектурным сооружениям, многие из которых по праву считаются настоящими жемчужинами древнерусского зодчества и живыми свидетелями событий давно ушедших дней. Одно из таких мест во Владимире — это мужской Богородице-Рождественский монастырь, первое упоминание о котором относится еще к концу 12 столетия.

Святая обитель видела многое: и периоды расцвета, и жестокие междоусобные войны, и страшные свирепые набеги татар, и бесчинства опричников, и ужасы русской Смуты, и тройки НКВД. Долгое время Богородице-Рождественский монастырь считался главным духовным центром Северо-Востока, а при перенесении кафедры митрополита из Киева во Владимир, его главный собор стал Кафедральным.

Удивительна судьба этого монастыря: даруя верующим надежду на мир загробный, он стал местом жестоких казней 20 столетия. Словом, невозможно посетить Владимир и не побывать в этой древней обители.

Несмотря на то, что значение основного духовного центра России монастырь впоследствии утратил, он был важным центром паломничества и святым почитаемым местом. Так продолжалось вплоть до большевистского переворота 1917 г. После чего обитель была закрыта, а на ее территории расположились карательные советские органы, которые тут же расстреливали репрессированных.

Активные работы по восстановлению обители начались в начале 90-х гг., когда ансамбль стали реконструировать, а отдельные здания, например, собор — и вовсе отстроили заново.

Сегодня основу архитектурного ансамбля Богородице-Рождественский монастыря составляют строения 17 столетия, выполненные в стиле эклектики и барокко, — это братские кельи и палаты архимандрита. Прекрасным образцом того же архитектурного направления считается церковь Рождества Христова с необычной колокольней в шатровом стиле. Неподалеку от нее расположен храм Александра Невского, а также Святые ворота, построенные в 17 столетии.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Б. Московская, 68. Ближайшая остановка: «Соборная площадь». В монастыре несколько раз в день проводятся службы, храмы открыты примерно с 6:00 до 20:00 в зависимости от церковных праздников.

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира Епархиальные монастыри РПЦ

История

Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице — Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

Первое время Богородице — Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице — Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице — Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.

В 1263 г. в соборе Богородице — Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро — Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Многие настоятели Богородице — Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице — Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице — Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона — в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице — Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) — являлись членами Святейшего Синода.

Богородице — Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.

В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение — цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице — Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Библиотека Богородице — Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице — Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице — Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество — Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.

В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже — спортивный зал.

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице — Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),

30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице — Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене — мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице — Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,

С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

С 25 июля 2014 г. — постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

Богородице-Рождественский мужской монастырь

Богородице-Рождественский мужской монастырь — монастырь Владимиро-Суздальской епархии, до основания Троице-Сергиевой обители являлся главным центром монашеской жизни в Северо-Восточной Руси.

Город Владимир считается одним из старейших городов не только современной России, но и территорий, которые ранее являлись единое древнерусское государство. Много событий связаны с этим городом, но с тех пор прошло много времени, и сегодня город уже не имеет того политического значения, как раньше. Но до сих пор сохраняет дух древности и истории благодаря архитектурным сооружениям. Каким и является мужской Богородице-Рождественский монастырь.

Панорама Богородице-Рождественского мужского монастыря во Владимире на Яндекс. Картах:

Богородице-Рождественский монастырь — одна из древнейших обителей Русской земли, которая в свое время стала свидетелем многих событий: периоды расцвета, нашествие татаро-монгол, жестокие междоусобные войны, кончина великого князя Александра Невского. В стенах монастыря творилась и хранилась Лаврентьевская летопись. Долгое время этот монастырь являлся важным духовным центром Северо-Востока.

В монастыре пекут бездрожжевой хлеб по уникальному рецепту, а также делают различную постную выпечку.

Храмы и часовни монастыря:

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Колокольня с церковью св. кн. Александра Невского;
  • Надвратная церковь св. кн. Александра Невского и Часовня свт. Николая Чудотворца;
  • Пристенный храм Рождества Христова;
  • Надвратная церковь св. Иоанна Предтечи.

Другие постройки монастыря:

  • Казённые кельи (XVII в.);
  • Проездные ворота;
  • Архиерейский корпус (XVIII в.) с церковью свт. Феофана Затворника при архиерейском кабинете;
  • Монастырская постройка;
  • Больничный корпус (XVII—XIX вв.);
  • Келейный корпус (XVII—XIX вв.);
  • Мемориальный крест;
  • Контрфорсы (XIX в.);
  • Стены и башни ограды (XVIII в.).

Подворья:

  • Покровское подворье;
  • Свято-Троицкое Подворье с. Заястребье;
  • Богородице-Рождественское подворье с. Мёдуши.

На базе монастыря рабоатет церковно-исторический музей, созданный в 2021 году. Музей посвящен истории одного из древнейших монастырей России, жизни и деятельности святого благоверного великого владимирского князя Александра Невского. Экспозиция музея располагает книгами и вещами, информационными стендами, которые повествуют об основных этапах жизни князя Александра Невского, связанные с историей Владимирского края и Богородице-Рождественского монастыря.

В монастыре нужно придерживаться строгих правил — на службе царит особая атмосфера, здесь женщины должны стоять слева, мужчины — справа. На входе стоит охрана, там же висит свод правил, которые должны придерживаться приезжающие туристы. Фото и видео можно делать только с благословения настоятеля монастыря. На территории очень красиво, тихо и спокойно. Каждые полчаса звонят колокола.

Аудиоэкскурсии

История

В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич положил начало мужскому монастырю, именно поэтому первое упоминание о нем датируется этим годом. До 1744 года был мужским монастырем. В 13–14 веках был одним из крупнейших центров русского летописания.

Первое время монастырем управляли игумены, затем в обители была учреждена архимандрития. В 1238 году при взятии Владимира татарами монастырь был сожжен, а братия и игумен убиты. Затем здесь был похоронен князь Александр Ярославич, известный под прозвищем Невский.

Рождественский монастырь долгое время считался старшей обителью на Руси. В 1561 году монастырь уступил первенство Троице-Сергиевой лавре, а в далее — Александро-Невской Лавре, куда в 1723 году по решению Петра I были перенесены мощи Александра Невского. С того времени монастырь стал считаться третьим по значимости в России.

Многие настоятели монастыря занимали епископские кафедры, они принимали участие в церковных Соборах. Богородице-Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. В 1701 году в монастыре жили 72 монаха, в 1715 году жили 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В 1741 году в монастыре числились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек.

По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году была учреждена Владимирская епархия, именно тогда построили Архиерейский дом. А с мая 1788 по апрель 1798 года в служебных зданиях размещалась администрация Владимирского наместничества.

Библиотека монастыря к 1653 году насчитывала 93 книги. Часть рукописных и старопечатных книг после 1917 года хранилась в собрании ГВСМЗ.

В 1910 году монастырь закрылся, в начале 30-х гг. был взорван древний храм Рождества Пресвятой Богородицы. На территории монастыря размещались здания следственного изолятора, где расстреливали и хоронили осужденных. Возрождение Богородице-Рождественского монастыря началось с 1991 года.

Несмотря на тот факт, что со временем значение основного духовного центра России монастырь утратил, он оставался важным центром паломничества и святым местом. Это длилось до 1917 года, после чего обитель и вовсе была закрыта, а на ее территории разместились карательные советские органы, которые расстреливали репрессированных. Работы по восстановлению обители начались в начале 90-х годов, когда ансамбль стали реконструировать, а другие здания строить заново.

В XX веке, во время гонений на православную веру со стороны советской власти, монастырь был разорён и закрыт для верующих, но в 1991 году был возвращён Церкви. В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря составляют строения XVII века, выполненные в стиле эклектики и барокко, а в обители проходит своя спокойная жизнь. В храмах ежедневно проводят богослужения, на которые может попасть любой желающий, а по территории монастыря проводятся экскурсии. С июля 2014 года наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря назначен игумен Кирилл (Сурков).

Читать еще:  Владычный монастырь в Серпухове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Как добраться до Богородице-Рождественского мужского монастыря во Владимире

Монастырь расположился недалеко от городского парка «Липки». Доехать до монастыря можно на следующем транспорте:

  1. На автобусе: № 12с, 15, 22, 25, 26, 28, 152.
  2. На троллейбусе: № 1, 5.

Выходить на остановке «Соборная площадь», которая расположена у парка «Липки», далее пройти к Александро-Невскому скверу, у которого и располагается монастырь и все его постройки.

Добраться также можно на такси: сервис заказа такси «Максим», Такси Тройка, Сервис заказа такси Яндекс Go, Red Taxi, Такси Успех, Такси Везет, Uber Taxi.

Видео: Богородице-Рождественский мужской монастырь, Владимир

ВЛАДИМИРСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирский Богородице-Рождественский монастырь

Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской епархии

Монастырь веден начало от храма основанного великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. По летописному сообщению в 1192 году «заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане.» 29 октября 1196 года белокаменный собор был освящен. В 1199 году он пострадал во время пожара, после чего в 1219 году последовало новое великое освящение собора.

Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик, над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон. В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл. До 1230 года монастырём управляли игумены, после чего тут была учреждена «великая архимандрия». В 1238 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться «лаврой.» С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября 1263 года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

В начале XIV века, с переездом митрополитов в Москву, монастырь утратил значение кафедрального всея Руси. Монастырь оставался виднейшим центром книжности — здесь были написаны знаменитая Лаврентьевская летопись, Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. В ту эпоху в обители подвизался преподобный Пахомий Нерехтский.

После обособления Русской Церкви

В 1491 году во время городского пожара «и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре,» «и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми,» после чего, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 году во время нового пожара «рождественаго монастыря половина згорела

Указом царя Иоанна Грозного в 1561 году, когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь был определен вторым по значению в Русском царстве.

В XVII веке в обители проводился ряд строительных работ. В 1607 году пребывающим тут на покое митрополитом Ионой был построена церковь во имя святого Александра Невского на святых вратах. В 1634-1637 годах в обители настоятельствовал святитель Серапион (Сысоев), вскоре после чего в монастыре была построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В 1654 году была построена 8-гранная шатровая колокольня. С 1667 года монастырь был ставропигиальным. В 1678 году собор был окружен с трех сторон кирпичными пристройками — одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера «паперть и палатки кирпичные.» В 1678-1685 годах в монастырь поступило ряд вкладов на строение «палаток» и «связное железо.» В 1681 и 1689 годах были починены соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на «чертеже» 1715 года. В 1683 году — монастырь пострадал от пожара. В 1695 году московским жителем Иваном Евстегнеевым была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи близ больничных келий. В 1701 году в обители упоминается «трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный.» В начале XVIII века монастырь был обнесен деревянными стенами, его земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В 1717 и 1719 годы произошли городские пожары, после которых собор пребывал в запустении.

Синодальный период

В 1720 году, за год до учреждения Святейшего Синода царь Петр I, подготавливавший церковную реформу, изменил иерархию русских монастырей, опустив Владимирскую обитель на третью ступень после учрежденной им новой Александро-Невской Лавры. По указу императора 14 июля 1723 года мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и положены новоустроенной Александро-Невской обители. 16 июля 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, монастырь — бывший до того ставропигией Синода — был определен резиденцией Владимирских архиереев.

В середине XVIII века в обители была из железа построена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты (разобрана в 1800 году при епископе Викторе). На 1763 год главный храм монастыря именовался Рождественским. В 1777 году монастырь пострадал от пожара, после чего «Рождественская церковь была пустою и иконостас выгоревшим» [1]. В монастыре разместилось древлехранилище, из фондов которого вырос со временем Владимирский исторический музей. В 1791 году Рождественский храм был отстроен заново.

В 1812 году в старой (XVII века) Рождественской церкви обители находилась Иверская икона Божией Матери, привезённая из Москвы в связи с нашествием французов. С иконы были сделаны два списка в размере подлинной, один из которых был впоследствии оставлен в монастыре.

24 августа 1858 года монастырь посетил император Александр Николаевич, который пожаловал 20 тыс. рублей на восстановление собора, а в 1862 году — ещё 20 тыс. руб., сверх 10 тыс. руб. данных от Святейшего Синода. В 1859-1864 годах последовало восстановление собора в архитектурном облике XII века по проекту епархиального архитектора Н. А. Артлебена. В 1864-1866 годах была перестроена церковь Рождества Христова XVII века, по рисункам Артлебена был выполнен золочёный резной иконостас. Возрожденный собор был освящен 22 июля 1869 года.

При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

Советский период

В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского окрисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен «План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,» по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

В 1953 году на фасаде бывшей Рождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Рождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

Возрождение

21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Рождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент (Капалин) и Владимирский архиепископ Евлогий (Смирнов).

С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет «Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря

На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

Статистика

  • нач. XVIII в. — 64 монашествующих (из них 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов)
  • нач. 2005 — ок. 15 насельников
  • 25 сентября 2012 — 10 человек братии (из них 7 постриженных)

Храмы

Рождественский храм

Церковь в честь Рождества Христова с трапезной — единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной. В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена. Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах — картинная галерея и спортивный зал УКГБ.

К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины — вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными — в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.

Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр — в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором — филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа — небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей — арочные, частью ложные, со скромными рамками. Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах — плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее — старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

Приписные

На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы [2].

Настоятели и наместники

  • Свт. Симон (1206 — 1214)
  • Сщмч. Митрофан (1219 — 1227)
  • Свт. Кирилл (? — 1231)
  • Сщмч. Пахомий (? — 1238)
  • Геннадий (Богоявленский) (? — 1517)
  • Евфимий (? — 1572/73)
  • Захария (после 1572/73 — 1578)
  • Иоаким (1578/79 — ?)
  • Варлаам (Рогов) (1583 — 1584)
  • Иона (Думин) (1585 — 1588)
  • Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 — 1637)
  • Иоасаф (1654 — 25 апреля 1656)
  • Филарет (ноябрь 1659 — 1672)
  • Гавриил (Русской) (ок. 1730 — 1731)
  • Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 — 1748)
  • Владимирские владыки (с 1748)

Наместники

    Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)

Святыни

  • Мощи свт. Афанасия (Сахарова) — с 29 октября 2000 года; покоятся в Христорождественском храме
  • Исторически:
    • Мощи блгв. Александра Невского — со времени захоронения в 23 ноября 1263 до перенесения в Санкт-Петербург 14 июля 1723; покоились в Богородице-Рождественском соборе
    • Знаменская икона Божией Матери, которую носил при себе в походах великий князь Александр Невский
    • три иконы с изображением благоверного князя Александра Невского
    • икона Рождества Богородицы — датировалась кон. XVII в.

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. , СПб., Сойкин П. П., 1910 (репринт СПб., 1994).

Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир)

Мiръ Россия Владимирская область Владимир Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир)

Богородице-Рождественский мужской монастырь — православный мужской монастырь во Владимире.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Монастырь был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси.

Монастырь в XIII-XIV веках.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь.

Монастырь в XVII веке.

Современные музыковеды считают архимандрита Исайю одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета.

В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.

В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

Монастырь в XVIII-XIX веках.

14 июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

16 июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял своё мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.

24 августа 1858 года Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию. В 1869 году архитектор-реставратор Н. А. Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились снести храм домонгольского времени и под видом реставрации выстроили на его месте новый.

Трагедия XX века.

В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского горисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен «План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,» по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

Возрождение.

21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Христорождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент и Владимирский архиепископ Евлогий.

С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет «Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.»

На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

Современное состояние [ править ]

Ныне Богородице-Рождественский мужской монастырь является действующим.

В монастыре совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует духовная семинария и молодежное объединение. Насельники обители, при помощи активных прихожан, занимаются социальной деятельностью и миссионерским служением.

Храмы [ править ]

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Собор Рождества Христова;
  • Храм Рождества Иоанна Крестителя;
  • Храм Александра Невского;
  • Притвор-часовенка Иверской иконы Божией Матери;
  • Часовня св. Николая Чудотворца.

Святыни [ править ]

В соборах и храмах монастыря находятся частицы мощей святителей Феофана Затворника и Афанасия, преподобного Серафима Саровского и святого благоверного великого князя Александра Невского.

Престольные праздники [ править ]

  • Собор Рождества Богородицы — 21 сентября;
  • Собор Рождества Христова — 7 января;
  • Храм Рождества Иоанна Крестителя — 7 июля;
  • Храм Александра Невского — 6 декабря, 12 сентября.

Фото [ править ]

Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире

Богородице-рождественский мужской монастырь.Вид сверху

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

Богородице-Рождественский монастырь является одним из самых древних в России, он был образован в конце XII века. В течение 150 лет, до основания Троице-Сергиевой Лавры, обитель была главным духовным центром на всей территории Северо-Восточной Руси. В настоящее время Богородице-Рождественский монастырь является действующим, он расположен в центре города, на возвышенности, над руслом реки Клязьмы.

Даже если во время поездки мало времени и Вы осматриваете только главные достопримечательности Владимира, посетить эту древнюю обитель, несомненно, стоит. Архитектурный ансамбль составляют, в основном, строения XVII–XVIII веков, в том числе кельи монахов и палаты архимандрита, церковь Рождества Христова (массивное вытянутое здание) и Святые ворота, собор Рождества Богородицы и другие исторические здания. На территории обители расположена Владимирская духовная семинария.

Вы сможете посетить службу и послушать звон колоколов, а также ощутить дух древности и истории русского государства. Чтобы гостям было легче ориентироваться, на входе имеется план обители, а на всех важных объектах помещены таблички с наименованием.

Становление

Датой основания монастыря принято считать 21 августа 1191 года, в этот день сын Юрия Долгорукого князь Всеволод III Большое гнездо (такое имя он получил по той причине, что у него было 12 детей) заложил белокаменный собор Рождества Богородицы.

Время становления обители тесно связано с именем Всеволода III. Князь покровительствовал над монастырем — отписал ему немалые земли, а настоятелями назначал епископов Владимира.

Ярким событием в монашеской жизни стало погребение в склепе Рождественского собора в 1263 году Великого князя Александра Невского. В дальнейшем, каждый из правящих князей, желая почтить память великого полководца, преподносил дары Богородице-Рождественскому монастырю и делал вклад в его развитие. Это было время, когда обитель укреплялась и процветала.

Правда, в этот период были и мрачные страницы в ее истории. В 1238 году во время нашествия полчищ татаро-монгольского ига монастырские постройки были разграблены и преданы огню, а монахи и настоятель убиты. Много сил и времени потребовалось, чтобы вновь восстановить монастырскую жизнь.

Значение обители

Высокий статус обители сохранялся до правления Ивана Грозного, первого царя на Руси. По его решению в 1561 году главным центром монашеской жизни была признана Троице-Сергиева Лавра. Богородице-Рождественский монастырь Владимира стал вторым по своему значению. Через 150 лет, при Петре Первом в 1710 году, был основан Александро-Невский монастырь (с 1797 года он становится Лаврой). Именно сюда в 1723 году переносятся мощи Великого князя Александра Невского и Владимирская обитель становится третьей по своей значимости.

Несмотря на то, что значение обители, как центра духовной жизни, снизилось, вплоть до большевистского переворота 1917 года она оставалась важным центром паломничества и святым почитаемым местом.

Советское время

За свою историю Богородице-Рождественский монастырь много раз страдал от пожаров, реставрировался и перестраивался. Но самые страшные дни наступили при Советской власти, когда территорию обители занимали различные карательные организации, начиная от ГубЧК (губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и заканчивая КГБ. В период сталинских репрессий здесь проходили массовые расстрелы репрессированных, обвиненных в шпионаже и признанных врагами народа.

В память о погибших в монастырском саду установлен памятный белокаменный крест, а на монастырской стене Вы увидите мемориальную доску с фамилиями убитых.

Собор Рождества Богородицы

К сожалению, собор Рождества Богородицы, главный монастырский храм, возведенный еще при Всеволоде III, не сохранился в первозданном виде.

В 1858 году император Александр II, посещая обитель, обратил внимание на ветхость многовекового строения и распорядился выделить средства на его реставрацию. Здание было полностью разобрано, а затем восстановлено в соответствии с прежним видом. Особенно замечательно выглядел позолоченный купол собора.

Однако, в 30-е годы, когда в СССР повсеместно уничтожались храмы, Собор Рождества Богородицы и колокольня с часами также были разрушены.

Спустя 800 лет со дня основания обители началось ее возрождение. Первое богослужение состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1992 года. В конце XIX века началось воссоздание собора Рождества Богородицы и звонницы. Причем, архитекторы не стремились выполнить копию собора XII века, ими был построен белокаменный храм по образу Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества того времени. В 2004 году восстановленный собор был освящен.

Адрес

Владимир, Большая Московская 68

Официальный сайт

Богородице-Рождественский монастырь — это одна из сохранившихся жемчужин древнерусского зодчества. Разрушенный и переживший страшные годы репрессий он непременно возродится.

Богородице-Рождественский монастырь («Владимирский кремль»)

Богородице-Рождественский мужской монастырь, расположенный на высоком холме над Клязьмой, следуя его изгибам, как бы завершает ансамбль древних белокаменных храмов Владимира. Основатели монастыря – великий владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо и епископ Иоанн.

Здесь до середины XIX века стоял очень искаженный переделками белокаменный Рождественский собор, построенный в 1192-1195 гг., почти одновременно с княжеским Дмитриевским собором. Он и внешне напоминал последний, уступая ему, однако, в обилии резного убранства. Вместо аркатурного-колончатого пояса его стены обегал геометрически простой поясок из зубчатых треугольников-городков. Резьба использовалась лишь для оформления порталов и капителей.

Несмотря на то, что Рождественский собор не дошел до наших дней, его реконструкция показывает наличие двух расходящихся линий во владимирском белокаменном зодчестве XII в. Одна – церковно-монастырская — представлена Успенским собором и упомянутым собором Рождественского монастыря. Для нее характерна строгость архитектурных форм, отрицание разнообразия скульптурного убранства как греховного напоминания о резных языческих идолах. Другая линия – княжеская – представлена Дмитриевским собором с его пышным резным убором. В ней проявились светские художественные взгляды феодальной знати, склонность к праздничности и смелому полету фантазии.

До начала XIV в. храм считался кафедральным собором русских митрополитов. В 1263 г. под сводами Рождественского собора был погребен выдающийся государственный деятель и полководец, герой Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) князь Александр Ярославич Невский, внук Всеволода Большое Гнездо. Его мощи более четырех с половиной веков покоились в монастырском соборе, привлекая знатных и богатых покровителей и жертвователей. В монастыре создавалось и рукописное «Житие Александра Невского» и хранилось много других рукописей. В частности, практически до начала XVIII в. здесь хранилась одна из древнейших русских летописей – Лаврентьевская.

Рождественский монастырь долгое время считался старшей обителью на Руси. Лишь в 1561 г. он уступил свое первенство Троице-Сергиевой лавре, а в дальнейшем – Александро-Невской Лавре, куда в 1723 г., по решению Петра I, были перенесены мощи Александра Невского. С этого времени Рождественский монастырь во Владимире стал считаться третьим по значимости в России. После переноса мощей место их пребывания в Рождественском соборе продолжало почитаться. Оно было выделено железной решеткой с холстом, на котором лежал писаный по зеленому атласу образ святого князя. Кроме того, в монастыре осталась реликвия – памятная гробница-рака в виде простого деревянного ящика, в крышку которого была встроена частица его мощей. С 1923 г. она бережно хранится в Успенском соборе.

Рождественский собор вплоть до конца XVI в. оставался единственным каменным зданием в монастыре, пока не была построена надвратная церковь во имя Александра Невского. Постепенно монастырский комплекс прирастал новыми зданиями. В начале XVII в. в одну линию со Святыми вратами строится трапезная шатровая церковь (Троицкая, переименованная затем в Христорождественскую, которая ныне выходит на Большую Московскую улицу). В середине XVII в. сооружается шатровая колокольня с «боевыми» часами, а также каменные жилые келейные здания. К концу века появляются северный, служительский, и южный корпус братских и больничных келий, а затем – восточный архимандритский корпус.

В 1744 г. указом Елизаветы Петровны была учреждена Владимирская епархия. Рождественский монастырь был упразднен, став резиденцией архиерея. Именно тогда строится Архиерейский дом – нарядный, в стиле барокко, с тремя высокими кровлями-«колпаками», с двумя парадными лестницами у входов.

А что же стало с древним Рождественским собором? Он дожил до середины XIX в. очень обветшалым, что увидел Александр II, будучи проездом во Владимире. Государь повелел восстановить храм в первозданном виде и пожертвовал 40 тыс. рублей. В результате появилось новое здание (реконструкция), воспроизводящее облик древнего собора. Но его век был недолог.

В 1918 г. монастырская жизнь прекратилась – более чем на 70 лет. Весь монастырский комплекс поступил в распоряжение губЧК: на дверях храмов повесили замки, кресты были заменены на красные флаги, в бывшей трапезной церкви разместился танцевальный зал. В июле 1930 г. Рождественский собор, который «заслонял свет и солнце в квартиры сотрудников» ОГПУ и мешал учебным стрельбам, был разобран вместе с фундаментом. Та же участь постигла и колокольню XVII в. В 1930-х-1070-х годах территория и все здания бывшего монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ.

В 1992 г. на старом месте был восстановлен мужской монастырь и резиденция архиерея. 30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Свято-Рождественского монастыря открыт поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в.

Восстановлению Рождественского собора предшествовали археологические раскопки, проведенные в 1997-1999 гг., во время которых было найдено большое количество деталей собора XII в., полностью раскрыт и обмерен фундамент. В 2004 г. было завершено строительство нового красивого и необычного храма, который воспроизводит некоторые детали первоначального собора (резной портал с орнаментом, городчатый пояс). В 2006 г. около храма появилась колокольня со звонницей и престолом Александра Невского. Эти новые здания, не повторяя прежние, возвращают ансамблю Рождественского монастыря его выдающуюся роль в городской панораме. Не случайно, многие владимирцы привыкли называть это величественное сооружение на высоком берегу Клязьмы «владимирским кремлем».

Святыни монастыря:

  • мощи священноисповедника Афанасия (Сахарова);
  • частица Пояса Пресвятой Богородицы;
  • частицы мощей Киево-Печерских святых и новомучеников Владимирских.

ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Владимирской и Суздальской епархии), основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире кн. Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо. Юж. и вост. границей В. Р. м. служил вал т. н. Печернего города, на западе к мон-рю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресв. Богородицы. В наиболее раннем описании Владимира — писцовой книге И. А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг.- эта местность названа «кремлем» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 1 об.).

В. Р. м. в кон. XII-XVIII в.

Мн. исследователи считают временем основания В. Р. м. год закладки каменной ц. в честь Рождества Богородицы — 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке зап. стены храма (до его разрушения в 1930) находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем мон-ря (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 409, 413). Впервые игумен В. Р. м. упоминается в летописи под 1206 г. Под 1212 г., в некрологе вел. кн. Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424, 437). (При описании погребения в 1175 св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, к-рый привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир (ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 370; М., 1998. Т. 2. Стб. 593). Нек-рые историки, ошибочно считая Феодула игуменом В. Р. м. (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем мон-ря кн. Андрея Боголюбского.)

Первое время В. Р. м. управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, мон-рь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Пахомий убит, вероятно, погибли и др. иноки ( Приселков М . Д . Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 316). В. Р. м. считался старшей рус. обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву мон-рю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. В. Р. м. стоит на 2-м месте среди рус. обителей. В 1667 г. настоятелю мон-ря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К В. Р. м. были приписаны в 1682 г. Феодоровский мон-рь в вост. предместье города, в 1692 г. владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца мон-рь.

В 1263 г. в соборе В. Р. м., в юго-зап. углу под хорами, был погребен св. кн. Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, к-рую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в наст. время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у юж. двери собора, к-рая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В февр. 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге.

В. Р. м. пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в мон-ре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми» (ПСРЛ. Т. 4. С. 530; Т. 6. С. 38; Т. 8. С. 221). В 1536 г. сгорела «половина монастыря».

Мн. настоятели В. Р. м. занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи — свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) — до своего поставления на кафедру управляли В. Р. м. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. В. Р. м. Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели мон-ря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архим. Исаия первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архим. Исаия участвовал в поставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сент. 1645 г. архим. Иона — в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского мон-ря в Москву, в дек. 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты В. Р. м.- Павел и Платон (Петрункевич) — являлись членами Святейшего Синода.

В. Р. м. посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. № 3. Л. 328 об.). Патриарх Иосиф 30 янв. 1643 г. в мон-ре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег (Там же. № 15. Л. 515 об.). 23 янв. 1653 г. Патриарх Никон служил в мон-ре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней (Там же. № 34. Л. 112 об.).

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во В. Р. м. жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном мон-ре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих (РГАДА. Ф. 350. Оп. 1. № 68. Л. 12-13 об.). В 1741 г. в В. Р. м. значились 35 насельников, при мон-ре служили 65 чел. В обители также жили 8 отставных военных (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 11 об.- 12).

В 1722 г. на территории мон-ря было открыто 1-е в городе учебное заведение — цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом имп. Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. В. Р. м. в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апр. 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, мон-рь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом имп. Павла I от 14 апр. 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Материальное обеспечение

Никоновская летопись в статье, сообщающей о смерти кн. Всеволода Большое Гнездо, пишет, что князь, создав В. Р. м. во Владимире, наделил его «селы, и бортми, и озеры, и реками и многим имением удоволи» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 10. С. 65). Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты вел. кн. Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также села Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 392 об., 397; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 86). В кон. XIV — нач. XV в. св. кнг. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала В. Р. м. села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 390, 396; ГВСМЗ ОР. Вкладная книга В. Р. м. № В-5636/511. Л. 10 об.). В 1-й пол. XV в. вел. князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали В. Р. м. мельницу на р. Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 375 об., 393, 393 об.; Вкладная книга. Л. 9 об.). В XVI в. были пожалованы вел. кн. Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по р. Рпень у Владимира и с. Шахово Московского у. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском у. и благовестный колокол (Вкладная книга. Л. 11-13). Согласно переписным книгам 1678 г., за В. Р. м. числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, мон-рю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 488. Ч. 1).

Начиная с XVI в. В. Р. м. получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казненным и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 р. и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 р. В 1605 г. царь Борис Годунов пожертвовал 150 р. Колокол весом 300 пудов пожаловал в мон-рь в 1636 г. царь Алексей Михайлович. В 1678 г. царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками были Ростовский митр. Иона, передавший в 1606/7 г. в мон-рь вещей и денег на сумму 1750 р., Рязанский и Муромский архиеп. Варлаам, пожертвовавший обители в 1616/17 г. 500 р., Н. Пушкин (в иночестве Нифонт), вклад к-рого составил 600 р., архим. Троице-Сергиева мон-ря Викентий, Патриарший ризничий иеродиак. Боголеп, окольничий Н. И. Акинфов (Там же. Л. 11 об., 12 об., 14, 21 об.- 23 об., 25, 30-33 об., 66 об.- 69 об., 70 об.- 73 об., 74 об.- 81 об.).

В описи монастырского архива имеется упоминание о несохранившейся жалованной ружной грамоте обители царя Иоанна IV 1576/77 г., предписывавшей «давать на чюдотворцев канун меду на год по пяти пуд» (Там же. Ф. 248. Оп. 1. № 126. Л. 375 об.). В XVII в. архимандрит с братией получали «панихидные» 35 р. 7 алтын 3 деньги, на освященный мед за 5 пудов — 2 р. 20 алтын.

В 1741 г. денежные доходы мон-ря составляли 703 р. 90,5 к., хлебные доходы — 611 четв. Из этих денег 35 монахам и жившему в обители белому духовенству выдавалось 175 р. и 175 четв. хлеба, 65 служителям-бельцам- 98 р. 56 к. и 455 четв. и 6 четвериков хлеба, находившимся в мон-ре на пропитании 8 военным — 103 р. 97,5 к., 38 четв. 2 четверика хлеба. В доход Коллегии экономии мон-рь собирал 830 р. 20 к. и 515 четв. ржи, овса, пшеницы, ячменя, гороха и гречи (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. № 13. Л. 10 об.- 12).

Библиотека В. Р. м.

Согласно описи степенных мон-рей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них — списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга мон-ря, написанная мон. Симеоном Златописцем в 1684/85 г., при архим. Иосифе (ГВСМЗ ОР. № 511).

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской б-ки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из В. Р. м., имеются и в др. рукописных собраниях России. В Лаврентьевской летописи, к-рую большинство ученых считают копией Владимирского летописного свода 1305 г., на 1-м листе имеется запись XVI — нач. XVII в.: «Книга Рожесвенского монастыря Володимерьскаго» (РНБ. F. IV. 2), по мнению А. Н. Насонова, именно во В. Р. м. мон. Лаврентий составлял свою летопись, здесь же была написана Троицкая летопись. В кон. XVI в. настоятель В. Р. м. архим. Иона (Думин) вложил в обитель крупное собрание рукописных книг, в т. ч. список Воскресенской летописи (ГИМ. Син. № 144) и список «Книги степенной царского родословия» (РГАДА. Ф. 381. № 346). На одном из списков Владимирского летописца имеется запись о принадлежности его В. Р. м. (ГИМ. Син. № 793), список Царской Софийской I летописи принадлежал в XVIII в. приказным стряпчим мон-ря (ГИМ. Увар. № 248). В описи книг степенных мон-рей указано, что в обители помимо Степенной книги имелось 5 «летописцов», «гранограф», «книга царственная» и «книга греческая царственная».

В. Р. м. связан с историей рус. агиографии. До 1214/15 г. игуменом мон-ря был свт. Симон, один из авторов Киево-Печерского Патерика. Вероятно, во В. Р. м. в 80-х гг. XIII в. была создана первоначальная редакция «Повести о житии Александра Ярославича Невского». К соборному прославлению блгв. князя в 1547 г. по благословению Московского митр. св. Макария инок В. Р. м. Михаил создал службу святому и «Слово похвальное благоверному великому князю Александру». Пространную редакцию жития и службы св. князю написал архим. Иона (Думин), он же составил собрание сочинений прп. Максима Грека. В XVII в. архим. Викентий переделал редакцию Жития архим. Ионы. Мон. Михаил помимо службы св. Александру Невскому написал службу св. Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским.

Опись архива В. Р. м. XVIII в. фиксирует ок. 170 актов XIV — нач. XVII в. Значительная часть документации В. Р. м. утрачена. К 2004 г. сохранилось ок. 60 подлинных и копийных текстов, бо́льшая часть вотчинных документов XVII-XVIII вв. хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, нек-рые источники XVI-XVIII вв. в составе фондов др. архивов Москвы и С.-Петербурга.

Богородице-Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский монастырь – исторически сложившаяся совокупность храмов, административных зданий, келий и хозяйственных построек, обнесенная крепостной стеной с бойницами и башнями в древнем центре Владимира. Здесь расположен действующий мужской монастырь, основанный в 1191 году великим князем Всеволодом Большое Гнездо. И монастырь, и его главный храм часто называют просто Рождественскими.

Это единственная сохранившаяся крепостная стена во Владимире, поэтому монастырь часто и не совсем верно называют кремлем. Он это лишь часть территории древнего владимирского кремля.

Внутри стены в отдельных зданиях, кроме собственно монастыря, расположены:

  • епархиальное управление;
  • Владимирская духовная семинария;
  • департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области.

Князь Всеволод Большой Гнездо основал этот монастырь в восточной части кремля Владимира. И пока Владимир еще удерживал столичный статус, монастырь был первенствующим на Руси. Настоятели монастыря (сначала игумены, а позже архимандриты), как правило, становились епископами. Есть сведения, что отсюда происходили монах Лаврентий, автор знаменитой Лаврентьевской летописи, и епископ Симон – один из авторов не менее знаменитого «Киево-Печерского патерика».

Еще сам Всеволод в XII веке украсил монастырь белокаменным собором, по значению сравнимым с Успенским и Дмитриевским. Это был собор Рождества Богородицы. Во Владимире особенно развился культ Богородицы, так что выбор посвящения очередного храма был не удивителен. Так что до 1930 года в панораме высокой центральной части Владимира доминировали три великих белокаменных собора.

Не удивительно, что столь выдающийся собор в ведущем монастыре стал местом захоронения великого князя Александра Невского в 1263 году. Об этом напоминают мемориальные доски разных лет. Святой князь покоился в Богородице-Рожественском монастыре до 1723 года, когда Петр I явно в политических целях велел перевезти оcтанки Невского в Санкт-Петербург. До упразднения патриаршества Петром I монастырь оставался ставропигиальным, то есть подчинялся напрямую патриарху.

В 1299 году митрополичью кафедру перенесли из Киева во Владимир, и Богородице-Рождественский монастырь ненадолго стал резиденцией главы русской православной церкви.

Самые ранние из сохранившихся строений монастыря относятся к XVII веку. Это выходящий на улицу Большую Московскую массивный и длинный трапезный храм Рождества Христова, Святые ворота, кельи монахов. Но их коснулись перестройки. Стены и башни – XVII –XVIII веков, Архиерейские палаты построены в 1748 г.

После 1918 года монастырь из очага православия стал очагом репрессий. Его заняли чекисты. Однако последний наместник монастыря в 1920 – 1921 годах, вскоре ставший епископом Ковровским, Афанасий (в миру Сергей Сахаров) был так популярен, что большевики не решались надолго арестовывать его до конца 20-годов. В итоге он прошел лагеря, умер в Петушках, а в 2000 году по инициативе Владимирской епархии был канонизирован. Теперь его мощи – главная святыня нового Рождественского собора.

В монастыре были и расстрелы. А в 1930 году снесли Рождественский собор и другие храмы. Снос оправдывали тем, что храм был в плохом состоянии. Он действительно обветшал, но гораздо раньше. Поэтому был разобран и сложен заново во второй половине XIX века. Так что другие говорят, что храм к 30‑м годам XX века был еще в хорошем состоянии.

Так или иначе, но тот храм Рождества Богородицы, который мы видим сегодня, – новодел начала нынешнего века. Даже не реконструкция.

Снесли в 30‑е годы и красивую шатровую колокольню XVII века с часами. Ее тоже восстановили несколько лет назад, и даже с курантами.

О жертвах репрессий, погибших в монастыре в годы лихолетья (так говорят священники о периоде с 1918 по 1992 годы), напоминает мемориальный крест в западной стене храма. У него собираются владимирцы в День памяти жертв политических репрессий.

Возрождение монастыря началось с 199З года, после того как работники ЧК-НКВД-КГБ скромно покинули монастырь. Появились снова монахи. В монастырь въехало епархиальное управление во главе с архиереем – тогда еще епископом Евлогием. По решению синода с 2013 году здесь уже центр Владимирской митрополии.

Трапезный храм Рождества Христова, который по преданию освятил святой Феофан Затворник, использовался одно время под спортзал, так что устоял. Он был заново освящен в 1994 году. Если смотреть снаружи, то справа к нему примыкает часовня-притвор в честь пребывания в монастыре Иверской иконы Богородицы, эвакуированной из Москвы во время нашествия Наполеона. Под часовней – древние Святые ворота 1607 года. А слева, сразу у въездных ворот, часовня Николая Чудотворца. В западной части в 2010 году освящен симпатичный храм с балкончиком в честь Рождества Иоанна Предтечи. Новичку не запутаться по дороге к различным храмам монастыря – помогают таблички на стенах и понятный план с обозначением важнейших объектов.

В центральной части обители – тихий сквер. В западной части – монастырский сад.

От госорганов на территории монастыря остается только департамент имущественных и земельных отношений администрации области.

По данным епархии на 2012 год, в монастыре было братии 10 человек, из них постриженных – 7.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector