0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Содержание

Благовещенский cобор Московского Кремля

Мiръ Россия Москва Благовещенский cобор Московского Кремля

Благовещенский Собор Московского Кремля — самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера. В облике собора черты московской архитектуры соединились с деталями, характерными для псковского зодчества. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые нишки и выложенные из кирпича особой формы пояски «бегунка» и «поребрика». В то же время, мы видим ярусы килевидных закомар и кокошников, характерных московскому зодчеству. Собор наряден и невелик, что полностью соответствовало его роли домового храма великокняжеской семьи.

По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения (7 апреля) установленного в память Благой вести о рождении Иисуса Христа, принесённой архангелом Гавриилом Деве Марии.

В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», а сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора.

Первоначально Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён галереями-папертями. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. Купола и кровлю покрыли медными позолоченными листами. Именно в это время в основном сложился живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня.

Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: Венчанием Ивана Грозного на царство, завоевание Казани, одной из побед Ливонской войны – взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

Описание [ править ]

Благовещенский собор построен русскими мастерами в традициях псковской и московской архитектуры на старом подклете, сохраненном от предшествовавшего храма. Современный облик собора с крытыми галереями и четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века.

Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна.

Восточную стену первоначально закрывала галерея, поэтому только высоко на апсидах помещен скромный поясок балясин. Сначала он был терракотовым, как на построенной одновременно с Благовещенским собором и теми же мастерами церкви Ризположения, но в XIX веке его заменили на каменный.

Пристроенные в 1560-х годах приделы удачно дополняют основной объем: их стены расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора. Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564—1566 годах принципиально изменило художественный облик памятника, заставило его по-новому звучать в ансамбле Соборной площади. Благовещенский собор имеет четыре придела — небольшие одноглавые бесстолпные церковки с тонкими стенами толщиной в один кирпич. Они возведены над углами галерей. Создание приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями грозненского времени середины XVI века – венчанием на царство Ивана Грозного, взятием Казани, взятием Полоцка 1563 года (одной из побед в Ливонской войне).

Хорошо сохранившиеся внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века позволяют восстановить интерьеры этих интересных памятников культуры Руси времени Иоанна Грозного.

Окружив центральный объем здания небольшими отдельно стоящими приделами-церковками, зодчие середины XVI века принципиально изменили первоначальный идейно-художественный замысел памятника. Утратив стройный силуэт и гармоничное равновесие интерьера и внешнего облика небольшого московского храма конца XV века, Благовещенский собор приобрел живописную парадность, свойственную памятникам архитектуры грозненского времени, стал своеобразным монументом, представительствующим на Соборной площади от великокняжеского дома, подчеркивающим значимость нового положения московского государя — «царя всея Руси». Девятиглавая пирамидальная композиция сближает Благовещенский собор с памятником Казанской победы – Покровским собором на Красной площади.

Здание собора стоит на высоком подклете. Подклет представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Это квадратное в плане помещение под центральной частью собора, выложенное из крупных белокаменных блоков. В центре его массивный столп с перекинутыми от него на стены низкими арками. С востока к нему примыкает апсида. Вероятно, изначально в подклете хранилась великокняжеская казна. С 1989 года в нем открыта археологическая выставка, экспонаты которой связаны с историей заселения и освоения Боровицкого холма, с уникальными кладами, которые были найдены в XIX – XX вв. на территории Кремля.

Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей явно видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Северная и западная галереи использовались в торжественных процессиях, для прохода царских шествий, православных гостей царя на прием Грановитую палату.

Южная и ныне утраченная восточная галереи были возведены одновременно в 1489 году. Южная паперть уже тогда представляла собой отдельное закрытое помещение. Вероятно, в середине XVI в. сюда из дьяконника был перенесен придел Василия Кесарийского. В 1562-1564 годах придел, расположенный в галерее, был обновлен.

Южная и восточная галереи соединяли храм с дворцом и Казенной палатой, где хранилось имущество князя. Возведение паперти с востока, со стороны, обращенной на площадь, была необычной для русского зодчества: к алтарям не полагалось пристраивать что бы то ни было. Впоследствии восточную галерею разобрали вместе с примыкающими к ней палатами казны. По южной паперти цари проходили с Соборной площади в свой дворец, связанный переходами с домовым храмом. Вход в собор с гульбища украшает портал, характерный для московской архитектуры XV века.

Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Самые большие перемены относятся к 1836 году, когда в галерее устроили придел святого Николая Чудотворца, покровителя императора Николая I. Позже ее использовали как мастерскую для вышивальщиц, здесь размещалась соборная ризница. В это время были стесаны портал и лопатки четверика. Портал восстановили в 1949 году. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой.

На эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо (со стороны Москвы- реки). В 1550-1560-ых годах южное крыльцо, прежде открытое, сделано закрытым.

Южное крыльцо храма выходило в небольшой дворцовый сад, по нему проходили в Архангельский собор, оно служило местом отдыха и раздачи милостыни. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века.

До XIX века южная паперть, вероятно, не имела сплошной росписи, но была украшена резьбой. О богатстве и изысканности декора свидетельствуют сохранившиеся резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, открытая при реставрации 1949 года. Ее ствол и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски обнаружены и на резных деталях южного крыльца. Колонки при входе на крыльцо открыли во время реставрации 1860-х годов и тогда же заменили грубыми копиями.

Благовещенский собор в Москве

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался «Благовещения, что на Сенях». Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

Читать еще:  Ставропольская митрополия: паломнический центр, храмы и монастыри, святыни

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в «часник», – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась «Благовещенская, что на Житном дворе».

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы «Нечаянная радость» чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Благовещенский собор в Москве

Наверное, сложно найти человека, который не знал бы, что такое московский Кремль. Множество туристов ежегодно приезжает в столицу, чтобы посмотреть на достопримечательности. Однако Москва богата не только историческими и туристическими диковинками, но и духовными дарами. В самом центре города, в Кремле на Соборной площади находится один из самых известных и посещаемых храмов Москвы — Благовещенский собор московского Кремля. Познакомимся с ним поближе.

История

Самые первые исторические данные о Благовещенском соборе на этом месте датируются концом ХІІІ в. Именно в этот период, по распоряжению Владимирского князя Андрея Александровича, была заложена небольшая деревянная церковь в честь праздника Благовещенья Пресвятой Богородицы.

К концу XIV в историки упоминают о княжеской домовой церкви, выполненной из камня. Она все еще была небольших размеров, имела всего одну главу.

Интересно! Древняя каменная церковь была построена на так называемом «подклете» — так раньше называли нижний этаж постройки, наподобие современного погреба или подвала. Древний церковный подклет сохранился и в современном храме в наши дни.

Уникальными были фрески и росписи на стенах — они принадлежали кисти таких известных художников и иконописцев, как Андрей Рублев, Прохор с Городца (по одной из версий, он обучал Андрея Рублева), Феофан Грек.

Другие Московские соборы:

Значительное расширение собора происходило в 1405 году. Из небольшой каменной церквушки возвели величественный треглавый собор, украшенный колоннами и внешними папертями. Внутреннее убранство храма также стало заметно богаче: появились ступенчатые своды, большие иконы в драгоценных окладах, красивые росписи и фрески на стенах.

Во время правления царя Ивана ІІІ было принято решение о начале строительства нового здания храма, которое длилось целых 5 лет. Именно эти годы и считаются временем основания Благовещенского собора, поскольку он полностью видоизменился и сильно расширился. Все работы велись мастерами из Пскова Мышкиным и Кривцовым, а по окончании строительства храм был освящен митрополитом Геронтием. Новое сооружение было выполнено из кирпича, но сохранило много элементов первоначальных построек и внутреннего убранства.

Существенно перестраивали храм в 1560 году, во время правления царя Иоанна Грозного. Этому предшествовал сильный пожар, который значительно повредил церковь. После реставрации появились новые приделы — в честь Входа Господнего в Иерусалим, святого Георгия Победоносца, Собора архангела Михаила и Собора Пресвятой Богородицы.

В начале XIX в были заменены полы на белокаменные, а придел в честь вмч. Георгия был перестроен, а затем заново освящен, только уже в честь святого благоверного князя Александра Невского. К середине того же столетия возвели еще один придел, освященный в честь святого Николая Угодника, а сам собор был соединен специальным переходом с Кремлевским дворцом. К началу ХХ века и кровавых гонений на православную Церковь, собор представлял собой богатый и до мелочей украшенный памятник архитектуры, что не могло укрыться от новой советской власти.

Упадок и реконструкция

С началом революции большевиков, весь Кремль многократно попадал под тяжелые обстрелы и осаду. Не удалось уберечь архитектурное и духовное богатство и Благовещенского собора — в 1917 году снаряд попал в церковь и частично разрушил вход и крыльцо. Уже через год, вместе с другими московскими храмами, Благовещенский собор был лишен возможности служить службы и был закрыт.

Ещё интересные статьи о православии:

От полнейшего разорения и расхищения всех богатств собор был спасен тем, что в 1918 году в Кремле был организован музей. Под руководством Игоря Грабаря развернулась обширная деятельность по изучению и восстановлению памятников средневековой живописи и архитектуры, которыми был богат Благовещенский собор. Именно тогда были найдены и открыты иконы кисти Андрея Рублева, уцелевшие фрески, уникальная настенная живопись.

Активная реставрация и восстановление началось примерно с середины ХХ века. Именно тогда восстановили часть храма в том виде, в котором она была еще в ХV веке. Обнаружили остатки древних строений под толстым слоем штукатурки. Полностью отремонтировали весь комплекс к 1970-м годам, тогда же покрыли позолотой и купола.

Следующая масштабная волна реставрации ожидала собор в начале 90-х годов. Под ведомством всесоюзной организации «Союзреставрация» начали расчищать стены от поздних работ, благодаря чему была найдена уникальная настенная живопись конца XVI века. Значительную часть удалось восстановить, но многое было и безвозвратно утеряно из-за проведения более ранних ремонтных и восстановительных работ, которые полностью повредили древних рисунки.

В 1989 году была открыта интересная выставка икон, которые удалось восстановить в древнем домовом храме. Выставка была приурочена к 500-му юбилею со дня освящения собора. Начиная с 1993 года на празднование Благовещения Пресвятой Богородицы в церкви совершается торжественная служба под руководством самого патриарха. Существует красивая благочестивая традиция этого дня — после богослужения выпускать в небо стаю белых голубей, как символ благой вести.

Святыни

Находясь в самом центре Москвы, Благовещенский собор может предложить паломникам поклониться большим христианским святыням. Это икона Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина» и икона Пресвятой Богородицы «Боровская».

История образа «Неопалимая купина» идет от конца XIV в, когда эта икона была принесена в Москву монахами из Палестины. По преданию, икона написана именно на том камне, подле которого Моисей видел несгораемый куст.

По народному верованию, перед этим образом возносятся сердечные молитвы Пречистой Деве от избавления и защиты жилища от пожаров и других бед. Молиться можно и о любых других прошениях, главное, это делать искренне и с глубокой верой.

Другая святыня, икона «Боровская» или «Цезарская», находится в храме в алтаре. Эта святыня была обретена в далеком 792 году, после чего прославилась множеством чудотворений. Чтобы помолиться перед этим образом, необходимо стоять перед алтарем, поскольку зайти в сам алтарь — священное место в церкви — обычный паломник не может. Вход туда доступен только священнослужителям, а женщины не могут входить в алтарь ни под каким предлогом.

Современные православные верующие очень ценят возможность помолиться в древнем храме и поклониться таким уникальным святыням, которые есть в Благовещенском соборе Кремля. Еще в прошлом веке церковь была настолько гонима, что верующие люди часто расплачивались жизнью за проповедь христианства и хождение на богослужения. Сегодня каждый человек может свободно исповедовать Христа и приобщаться к святыням православия.

Престольные праздники

Поскольку Благовещенский собор большой и имеет несколько освященных пределов, помимо обычных воскресных и праздничных богослужений на общие церковные праздники, в нем служат особые торжественные престольные службы.

Помолиться на престольном богослужении можно в такие праздничные дни:

  • на праздник Благовещенья Пресвятой Богородицы, отмечаемый всем православным миром 7 апреля;
  • в день памяти архангела Гавриила (21 ноября, 8 июля, 26 июля);
  • в день памяти Входа Господнего в Иерусалим (в последний воскресный день перед Пасхой);
  • когда воспевается Собор Пресвятой Богородицы (8 января);
  • в день почитания святого благоверного князя Александра Невского (6 декабря);
  • в день памяти святителя Николая, Мирликийского Чудотворца (19 декабря, 22 мая).

В эти дни в Кремле собирается большое количество паломников и верующих прихожан. Участие в престольном праздновании всегда особо радостное, возвышенное, дарующее большое утешение и благословение человеческой душе. Поэтому православные христиане стараются не пропускать подобные даты и, по мере возможности и сил, участвовать в богослужениях.

Что нужно знать паломнику

Тем, кто впервые попадает в Москву в Кремль, предлагается посетить музейный архитектурный ансамбль всей Соборной площади. Он открыт для просмотра с 10.00 и до 17.00. Купив входной билет, можно познакомиться не только с Благовещенским собором, но и с остальными архитектурными, историческими и духовными памятниками Кремля.

Читать еще:  Церковь Илии Пророка в Обыденском переулке: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Найти собор не составит никакой сложности — он находится на Соборной площади Москвы, добраться туда можно любым городским транспортом.

Благовещенский собор Московского Кремля: часы работы, адрес, история создания и фото

Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей. В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик. Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.

Где находится

Как лучше добираться

Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».

Посещение

Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга. В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.
Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет, который дает право на вход во все музеи Соборной площади. Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.

История создания Благовещенского собора

На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия. А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие. Начато строительство было в 1484 году, а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году, во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет. К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году, собор становится девятиглавым.

В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским, происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.

Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году.
В 1993 году, в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.

Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля

  • Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
  • Собор имеет один основной престол и пять приделов.
  • Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
  • Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.

Святыни

Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская, авторства Феофана Грека.

Благовещенский собор Московского Кремля на фото


Благовещенский собор Московского Кремля в ясную погоду.

Крупный план позолоченных куполов храма.
Фрагмент декора Благовещенского собора.

Благовещенский собор Московского кремля — видео

В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!

Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.

Благовещенский собор Кремля

Благовещенский собор в Москве — православный храм, построенный в честь Благовещения Богородицы и носящий ее имя. Он расположен на Соборной площади в комплексе Московского Кремля. Рядом с ним в ансамбль Соборной площади входят Архангельский, Успенский собор и церковь Ризоположения.

Датой основания собора считается 1489 год, когда по приказу Ивана III псковскими архитекторами был создан белокаменный собор на подклете стоявшего на этом месте в XIV- начале XV веков старого храма. Вскоре после постройки трёхглавый собор заметно пострадал во время пожара 1547 года, но был восстановлен в 1564 году. С этого момента он стал девятиглавым, что символизирует Небесную Церковь, имеющую девять чинов Ангелов и Праведников Небесных.

В отличие от других крупных соборов Кремля и Москвы, Благовещенский собор скромный по размерам и был предназначен для посещения царской семьи и князей. В нем совершались обряды крещения, венчания коронованных особ. До XVIII столетия Благовещенский собор являлся домовой церковью российских царей и их приближенных, а его священники являлись духовниками монарших особ.

После Революции 1917 года Благовещенский собор был закрыт и возобновил свою работу в 1993 году. В настоящее время он является одной из главных достопримечательностей Кремля и всей Москвы.

Расписание богослужений в Благовещенском соборе в Москве

Службы в Благовещенском соборе совершаются несколько раз в году, самая масштабная и праздничная — в день Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по старому стилю). Ее, по традиции, проводит сам Патриарх.

Также богослужения проходят в честь следующих праздников:

  • Александра Невского — 6 декабря, 12 сентября (перенесение мощей),
  • Входа Господня в Иерусалим — 12 апреля,
  • Николая Чудотворца — 22 мая (перенесение мощей), 19 декабря,
  • Собора Пресвятой Богородицы — 8 января.

В обычные дни собор доступен для посещения. Хотя богослужения и не проводятся, он является ценнейшим православным и историческим памятником Русской истории.

Иконы Благовещенского собора в Кремле

Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля включает в себя почти 100 икон, выставленных в шесть рядов. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

Иконостас Благовещенского собора признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Наиболее ценной иконой собора является чудотворная икона Пименовской Божьей Матери. Ее привез в дар митрополит Пимен в 1381 году из Константинополя. Среди реликвий выделяется также крест царя Константина, который был прислан в дар Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Комнином.

Фрески Благовещенского собора

Собор был расписан в 1508 году. Эта дата считается окончанием работ по созданию фресок на стенах.

Основное по объему и значению место на фресках собора отведено иллюстрациям из Евангелия, объединенным в несколько циклов — праздников, страстей, чудес и притч, явлений Христа по воскресении.

В центральной части собора размещены фрески со сценами из Апокалипсиса. «Страшный суд», «Процессия праведников, следующая к вратам рая» и многие другие сюжеты отражаются в живописи того времени.

В боковых частях собора чередуются «Княжеская» тематика (изображение великих князей, причисленных к лику Святых) и изображения теофаний — видений Бога. В особую группу выделяются росписи хоров, где некогда располагались приделы.

В Благовещенском соборе изображению праздников — основных событий из жизни Христа отведено центральное место. Эти композиции объединены в несколько групп. Наиболее значимые из них: «Благовещение», «Рождество Христово», «Путешествие в Вифлеем», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев» и т. д.

В западной части собора находятся фрески, повествующие о божественной сущности Христа. Среди них: «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим». Основной свод и южная его часть наполнены иллюстрациями чудес и исцелений Христа, а также библейских притч.

Цена билета в Московский Благовещенский собор в 2021 году

Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля, но для посещения его предусмотрен отдельный билет, по которому можно осмотреть все достопримечательности Соборной площади.

Детям до 16 лет (независимо от гражданства) вход бесплатный.

Стоимость билета зависит от возраста посетителя:

  • взрослым и детям с 16 лет — 700 руб.,
  • студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 500 руб.

Для более детального знакомства с достопримечательностями есть возможность приобрести билет + аудиогид. При этом цена составит:

  • взрослым и детям старше 16 лет — 1000 руб.,
  • студентам дневной формы обучения и пенсионерам (при предъявлении соответствующих документов) — 800 руб.

Каждый второй вторник месяца возможен бесплатный вход лицам младше 18 лет и членам многодетных семей.

Цены могут меняться. Перед посещением рекомендуется уточнять актуальную информацию на официальном сайте Благовещенского собора Московского Кремля. Там же можно приобрести билеты онлайн в специальном разделе или в кассе, которая находится в Александровском саду у входа в Кремль. Режим ее работы следующий: в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00, в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30. Выходной день — четверг.

Архитектура

Благовещенский собор Московского Кремля был построен псковскими мастерами в лучших традициях древнерусского храмового зодчества. Современный облик собора сложился к середине XVI столетия. Он включает в себя крытые галереи, четыре придела на их углах, девять золоченых куполов.

Строительство приделов в Благовещенском соборе в 1564–1566 годах существенно изменило художественный облик Соборной площади. Создание приделов ученые связывают с крупнейшими событиями времен Ивана Грозного, при котором собор и приобрел свой окончательный облик. В числе этих событий — венчание на царство царя, взятие Казани и Полоцка и т. п.

В массивные стены собора вписаны узкие щелевидные окна, из которых свет пробивается очень ненавязчиво, давая возможность сохранить полумрак и освещать помещение горящими свечами.

Здание собора стоит на высоком подклете, который датируется XIV веком и имеет квадратную форму. Подклет выложен из белых каменных блоков и представляет собой подвальное помещение с низкими арками.

Благовещенский собор — крестово-купольный четырехстолпный храм. Внутри помещение относительно небольшое, поскольку предназначалось для семьи царя и великого князя. В традициях православного зодчества к восточной части храма примыкает иконостас, а на западе находятся хоры с массивными низкими сводами.

Как добраться до Благовещенского собора в Москве

Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит труда. Сделать это можно разными способами.

Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — метро. Ближе всего расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Также рядом находятся станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 4–5 минут пешком.

Добраться до Благовещенского собора поможет и наземный транспорт. Например, автобусы № 144, Н2, Н11, м1, м2, м3, м6, м27. Они курсируют по разным районам Москвы и останавливаются рядом с входом в Александровский сад и Кремль. Остановка их называется «Метро «Библиотека им. В. И. Ленина». От нее до цели — около 5 минут пешком.

Доехать до Благовещенского собора можно и на автомобиле, либо воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Благовещенский собор в Кремле — Панорама Google Maps:

Видео-обзор Московского Благовещенского собора (с 1:03 минуты):

Благовещенский собор – древнейший храм Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля

Благовещенский собор Московского Кремля – древнейший храм столицы, освященный в честь одного из двунадесятых православных праздников, Благовещения Пресвятой Богородицы, отмечаемый 7 апреля по новому стилю. Небольшой по размерам величественный храм расположен в юго-западной части Соборной площади.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

Архитектурные особенности храма

Благовещенский собор состоит из нескольких построек разного времени, гармонично сочетающихся между собой.

От трехглавого к девятиглавому

Первоначальный каменный храм в форме квадрата венчался тремя главами. От столпа, расположенного в центральной части, расходились к каждой стороне низкие арки. Крестово-купольную постройку окружали крытые галереи. Специальные переходы связывали храм с кремлевскими палатами.

В 1563 году князь Иван IV в честь победы над половцами приказал перестроить храм, возведя на четырех углах крытой галереи небольшие одноглавые церкви-приделы. На восточной стороне крыши возвели два барабана с куполами. Так трехглавый храм стал девятиглавым.

Псковская архитектура

Четырехстолпный, трехаспидный, крестово-купольный белоснежный храм расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются во внешнем украшении храма: каменная кладка образует на стене углубления треугольной формы, поребрик, выложенный вдоль стен.

Читать еще:  Георгиевский собор в Калуге: история и адрес храма, описание, святыни и настоятели

Полукруглые выступы в стене украшает аркатурный пояс – декоративные украшения в виде ряда глухих арочек, опирающихся на колонки. Стены украшают узорчатые пояса.

Украшения Благовещенского собора

Пол храма выложен из ценных благородных камней: мрамора, агата, яшмы, присланных царю Алексею Михайловичу в дар персидским шахом. Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, желая преумножить красоту кремлевского храма, установил на центральной главе крест из чистого золота.

Весть об этом разнеслась по миру, так что золотой крест долго искал Наполеон, желая завладеть золотом кремлевского храма. Судьба усмехнулась ему в ответ: полководец, перепутав главы соборов, приказал снять крест с колокольни Ивана Великого, всего лишь позолоченный, но не золотой.

Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В XVI веке итальянские резчики украсили резьбой северный и западный порталы собора. Здесь проходили торжественные процессии, следуя на Соборную площадь, поэтому главные входы так торжественны и нарядны.

Затейливая резьба с пышными вьющимися растениями, сложные цветочные гирлянды в позолоте украшают входы в собор. Железные двустворчатые двери украшены ажурными коваными решетками. На полотнищах дверей – сцены Благовещенья и пророки, возвестившие о скором пришествии Спасителя.

Интерьер и внутреннее обустройство

Внутри собор невелик. Проектируя внутреннюю часть собора, архитекторы ввели вертикальные конструкции, которые создают ощущение стремления вверх. Для усиления эффекта особым образом использовано освещение: нижнюю часть затемнили, а поток света льется из окон барабана сверху. Бесценны росписи храма, виртуозно выполненные знаменитыми иконописцами.

Росписи храма

Благовещенский собор впервые расписан в 1508 году. В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.

Основное место в росписях храма – иллюстрации Евангелия: праздники и страсти, чудеса и притчи, явление Христа по воскресении. Здесь представлены «Жития» Василия Великого, Иоанна Златоуста.

Росписи демонстрируют тему преемственности власти великих князей и царей, ведь Благовещенский храм – домовая церковь. Изображения, расположенные на лопатках внутренних стен, прославляют русских князей: Владимира Мономаха и Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Ивана III.

Своды галереи занимает композиция «Древо Иессеево». Кроме родословной Христа здесь изображение пророков, праотцов и праматерей, библейские и евангелические сцены «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Помазание Давида», «Рождество Христово», «Сретение», «Вознесение». Венец композиции – изображение Богоматери с Младенцем у западного входа в собор.

Православные святыни в росписях

На стене храма написан образ Благовещения: Пресвятая Дева Мария изображена у кладезя, черпающей воду. При виде Ангела в облаках она возводит на него взоры удивления. Ведь Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела благую весть о будущем рождении у Нее Спасителя.

В притворе благовещенского собора – чтимый образ Всемилостивого Спаса, перед которым негасимо горят свечи и лампады. От этого образа чудесную помощь получил кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. К образу приходят люди, ожидая доброй вести и милости.

Здесь хранилась донская икона, поднесенная Дмитрию Донскому после куликовской битвы. В XVII столетии во имя этой иконы, не раз помогавшей России, построили Московский Донской монастырь.

Иконостас

В иконостасе Благовещенского собора – уникальная коллекция икон, выполненных выдающимися мастерами, расположенными в несколько рядов. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежит Феофану Греку. Он же написал 3 центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел».

Андрей Рублев написал икону «Архангел Михаил» и 7 икон праздничного чина. Композиции выполнены на досках высотой более 2 метров и шириной 1 метр. При перестройке храмов работы перемещались в новый храм.

В центре иконостаса – образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов, по бокам – образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними – Архангел Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Праздничный ряд включает в себя 14 икон. В иконостасе Благовещенского собора пустует место для изображения царя, который правит в отдельный промежуток времени. После смерти монарха икону с его изображением перенесли в Архангельский собор, разместив на надгробье.

Символ точного времени – московские куранты

С великокняжеского двора Благовещенского собора началась история кремлевских курантов.

Впервые Москва стала узнавать точное время в 1404 году, когда мастер Лазарь Сербин установил за деревянным Благовещенским собором на башне часы с механической фигурой человека, который круглые сутки ударял молотком в «часник»-колокол по окончании каждого часа.

В 1624 году русские мастера Ждан и Шумило при помощи англичанина Христофора Головей установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. Потом подобные шатры увенчали и остальные кремлевские башни

Благовещенский собор сегодня

С 1955 года в Благовещенском соборе работает музей. С 1993 года в храме, закрытом в 1918 году, начались богослужения. Службы в соборе проходят один раз в году – в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Перед ежегодным богослужением собор каждый раз освящается заново.

Благовещенье – светлый весенний праздник, когда по традиции после Литургии Святейший патриарх выпускает на волю птиц – символ свободы каждого Божьего творения.

В Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.

Видео: загадки и странные факты

Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Контактная информация

  • Статус собора: собор
  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения совершаются в престольные праздники и по особым случаям.
  • Престольные праздники:
    • Благовещения Пресвятой Богородицы — Апрель 7 [по н.с.]
    • Александра Невского — Декабрь 6 [по н.с.] (день преставления), Сентябрь 12 [по н.с.] (перенесение мощей)
    • Архангела Гавриила — Апрель 8 [по н.с.] (Собор Архангела Гавриила), Июль 26 [по н.с.] (Собор Архангела Гавриила)
    • Входа Господня в Иерусалим — Апрель 25 [по н.с.]
    • Николая Чудотворца — Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
    • Собора Пресвятой Богородицы — Январь 8 [по н.с.]
  • Краткая историческая справка: Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV — начала XV вв.

    Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

    Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик.

    В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения.

    Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

    Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI-XVII вв. его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. После перенесения столицы в Санкт-Петербург придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

    Богослужения в соборе Благовещения были прекращены в марте 1918 г. в связи с переездом советского правительства из Петрограда в Москву. Вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нем произведений искусства. Свободный доступ в Кремль был возобновлен после организации музея, открытого для посещения 20 июля 1955 г.

    С 1993 г. в соборе возобновлены богослужения: на престольный праздник Благовещения, 7 апреля, Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II.

Благовещенский собор Московского кремля

Благовещенский собор Московского кремля Holger Zscheyge

9 луковичных глав Благовещенского собора Московского кремля символизируют число степеней ангельской иерархии, подвластных Пресвятой Богородице. Здесь традиционно венчались и крестили детей все великие московские князья и русские цари до тех пор, пока столицей России не стал Санкт-Петербург. На свой домовой храм они не жалели золота, серебра и драгоценных камней. Даже пол сделан из агата и яшмы, привезенных из Персии.

Считается, что на месте нынешнего храма стояла скромная церковь, где преподобный Сергий Радонежский благословил молодого князя Дмитрия на битву с темником Мамаем. Василий I, сын победителя на Куликовом поле, ее перестроил и поручил роспись иконостаса артели Феофана Грека, где уже трудился инок Андрей Рублев. Церковь прозвали «Благовещения, что на Сенях», поскольку она стояла прямо перед входом в княжеский терем. К 15 веку храм обветшал, и Василий III повелел его снести и на том же фундаменте возвести новый. Иконы, к счастью, сберегли и установили в драгоценные оклады. Тогда же и купола покрыли позолоченной медью.

Архитектура Благовещенского собора

Четырехстолпный трехапсидный храм возвышается на высоком подклете. Планировка традиционная, в виде креста. Барабаны глав украшены кирпичным поребриком и бегунцом в псковском стиле.

В честь побед в Ливонской войне собор очередной раз реконструировали, пристроив по углам 4 маленьких церковки с куполами и добавив еще две главы к имеющимся трем. К концу 16 века Благовещенский храм окончательно приобрел свой нынешний вид.

Интерьер

Общая композиция иконостаса, эскизы и три центральных иконы — «Спас», «Иоанн Предтеча» и «Богоматерь» — принадлежат Феофану Греку, «Архангел Михаил» и еще 7 икон — первая крупная работа Андрея Рублева. Сейчас уже невозможно установить, подлинники это или точные списки, но авторство подтверждается характерной манерой письма. На стенных росписях изображены евангельские и исторические сюжеты с участием Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III.

Музей в подклете

Подвальное помещение некогда служило хранилищем для царской казны. Вполне логично, что именно в нем находится экспозиция «Клады Московского кремля». Горожане, воины и монахи считали крепость самым безопасным местом и часто зарывали свои ценности при угрозе нападений или пожарах. На стендах выставлены ювелирные украшения, оружие, культовые предметы, обнаруженные при раскопках.

Благовещенский собор

Благовещенский собор — самый знаменитый храм города Москвы.

Располагается храм на Соборной площади внутри Кремля. Благовещенская церковь – старейший московский храм . Собор был домовым храмом членов царской семьи.

Храм благовещения расположен в юго-западной части Соборной площади. 9 куполов храма покрыты сусальным золотом. По площади он уступает многим храмам, но по великолепию и величию – это один лучших. Храм построен в честь Благовещения Богородицы.

Летопись знаменитого собора Москвы началась в 15 веке

По велению царя Ивана III в 1484 году закладывается Благовещенский собор.

По мнению ученых, что в XIII-XV веках на месте будущего Благовещенского собора находился деревянный храм с каменным фундаментом.

Московский кремль в XV веке активно перестраивался. Архитекторы из других стран возводили новые постройки.

В 1474 г. летописец отметил:

«Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита.

Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На этом основании принято считать, что собор был построен мастерами из города Пскова.»

Из сохранившихся летописей следует, что фамилии мастеров строительных дел из Пскова, кто построил Благовещенский собор — Мышкин и Кривцов.

После окончания строительных работ, храм представлял собой: крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное здание. Архитектор разделил стены на 3 неравные части лопатками, а завершаются закомарами килевидной формы.

Своды в храме ступенчатые. Под центральным барабаном мастера расположили повышенные арки. Благодаря этому в основании главы был сделан ряд кокошников.

На фото можно увидеть архитектурные особенности Благовещенского собора

В 1489 году, после окончания всех работ, митрополит Геронтий лично освятил собор.

1547 год. Пожар в храме, здание сильно пострадало.

1564 год. Поменялось количество куполов. Из 3-хглавого превратилось в 9-тиглавый.

1572 год. Мастера сделали крыльцо, которое именуется Грозненским.

Грозненское крыльцо собора. По легенде, его приказал построить Иван Грозный. Его отлучили от церкви после четвертого брака, и он хотел слушать проповеди в церкви, куда ему теперь было нельзя

1917 год. Из-за артиллерийских атак разрушился внешний фасад здания.

1918 год. Собор закрыли, так как советская власть боролась с церковью

В 1993 году службы возобновили.

Сейчас в храме службы проводятся 1 раз в год, во время благовещенского праздника . По принятой традиции глава Православной церкви отпускает голубей в небо.

Благовещенского собор по архитектуре похож на греческие соборы 10 века

Собор выдержан в стиле греческих храмов десятого века. Собор украшен росписями и иконами, перенесенными из деревянного храма.

Благовещенский собор украшают 9 глав. В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом Царицы Небесной Церкви (9 чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных)

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры . Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

В 1508 году покрыт золотом один средний купол, а в 1590-1595 годах века оставшиеся купола покрыли раствором золота с медью. После этого прихожане стали называть собор – «златоверхий».

Собор поражает посетителя своим великолепием

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Стены с северной и западной стороны украшены золотым орнаментом из Италии. В южной части — красивая разноцветная роспись.

Росписи в храме делал Андрей Рублев, под руководством Феофана Грека.

Центральное место в росписях относят сюжеты из Евангелия – праздники, чудеса, Христос.

Если внимательно смотреть росписи, видны евангельские композиции и иллю­страции «Апокалипсиса».

Иконы Благовещенского собора украшены золотыми и серебряными окладами по велению царя Василия III

В росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Здесь изображения Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д.

Собор переделывался, достраивался, изменялся, но работы знаменитых мастеров не потерялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый.

Обновленную роспись собора храма выполнил мастер Федор Едикеев

В соборе есть свои реликвии, главная из них — икона от Феофана Грека

  • Чудотворная икона Пименовской Богоматери.

Чудотворная икона Пименовской Богоматери — привезена из Константинополя в XIV веке, и навсегда осталась в Москве;

  • крест царя Константина, подарок императора Византии Александра Комнина Владимиру Мономаху.

Главная святыня храма — чудотворная икона Божией Матери Донская, сделанная Феофаном Греком.

Чудотворная икона Божией Матери Донская, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой

Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля

Собор принимает посетителей каждый день с 7 утра до 21 вечера.

Расписание проводимых служб:

  • понедельник-пятница в 8:00 и 18:00;
  • суббота-воскресенье в 7:30 и 17:00.

Видео божественной литургии из Благовещенского собора

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector