0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антониев Сийский монастырь: история и адрес, описание, святыни и праздники, храмы

Содержание

Антониево-Сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырь, Троицкий собор с колокольней Цветков А. А.

Антониево-Сийский монастырь был основан в начале 16 века на уютном полуостровке в Михайловском озере. Так уж сложилось, что о монастыре заговорили практически сразу, слава пронеслась даже по Москве. В период игуменства Антония скромный монастырский комплекс значительно расширился. Появились новые церкви, каменные постройки и часовня с колокольней. Постепенно Антониево-Сийский монастырь превратился в крупнейший культурный и духовный центр Подвинья.

Главным занятием местных монахов было переписывание книг. За всю историю существования монастыря здесь скопилась огромная библиотека — около 20 тыс. экземпляров. В монастырском хранилище имелись удивительные произведения ювелирного искусства. Их жертвовали богатые прихожане. На рубеже 16 и 17 веков при монастыре появились иконописная и граверная мастерские. Так случилось, что и преподобный Антоний — основатель монастыря, и последующие игумены Феодосий и Никодим были прекрасными иконописцами. Кроме того, монастырь владел еще и небольшой типографией.

Как видим, на протяжении нескольких веков Антониево-Сийский монастырь жил в покое и достатке. Но, как это обычно бывает, белая полоса сменилась черной. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. Во времена советской власти на его территории размещались детская колония, детский лагерь, интернат для престарелых и т. д. Многие здания монастырского комплекса были разрушены.

Восстановление началось лишь с 1992 г., когда монастырь перешел под патронат Русской православной церкви. Ныне здесь вновь работает библиотека и иконописная мастерская, выпускается газета и альманах. Монастырь держит скромное хозяйство, а разрушенные здания постепенно возрождаются.

Практическая информация

Добраться до монастыря можно автобусами № 503 (Архангельск — Емецк), № 511 (Архангельск — Котлас), № 505 (Архангельск — Вельск), № 520 (Архангельск — Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М-8 Архангельск — Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Монастырь.

Из истории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря

Мiръ Россия Архангельская область деревня Антониево-Сийский Монастырь Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Троицкий Антониев Сийский монастырь

— православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Современное состояние

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Из истории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря

Уже прошло почти 20 лет со времени возобновления (1992 г.) регулярного пастырского служения и монашеской жизни в одном из древнейших русских монастырей, находящемся в колыбели средневековой святости — Архангельской земле, прославившей свое Отечество тысячами чтимых и безвестных подвижников веры. Эта знаменательная дата нам кажется весомой еще и потому, что история обители есть не только летопись Русского Севера прошлых веков, но и современная нам жизнь, с ее шатаниями по сторонам, приведшими к апофеозу безверия, с ее трагическими страницами, наконец, с ее духовной нитью, связующей то доброе и светлое, что всегда жило в русском народе. И во всем этом деятельное участие принимал и продолжает принимать Сийский монастырь. Его история, полная легендарных событий и насыщенная подчас никому неизвестными обыденными эпизодами, все же заслуживающими и нашего внимания, по крупицам теперь собираемая, есть и наш общий вклад в дело сохранения и укрепления основ подлинной русскости, коренящихся там, в глубине веков… Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь своим рождением обязан преподобному Антонию, который в 1520 г. вместе с шестью учениками водрузил деревянный Крест и поставил келью на мысу Михайловского озера у реки Сии. Еще до прихода в эти места монахов среди местного населения существовало поверье: одни слышали колокольный звон, другие — церковное пение.

Преподобный Антоний (в миру — Андрей) был уроженцем села Кехта Двинского уезда Архангельской губернии. Ребенком родители отдали сына учиться грамоте. Особенно он преуспевал в иконописном деле. После смерти родителей в возрасте 25 лет Андрей отправился в Новгород, где работал в услужении у одного боярина несколько лет и, по его повелению, вступил в брак, но, овдовев, вернулся в родные места, прося у Господа ангельского иноческого чина. Андрей принял монашество в возрасте 30 лет в Пахомиевой пустыни на реке Кена в Каргопольской области. В Житии Антония сказано: «Имел преподобный смирение великое, так что последним и худшим у всей братии себя считал. Когда трудился он в поварне, то сам воду носил и дрова рубил, готовя пищу братии, а духом в небесах пребывал… Беседовал же со всяким со смирением, и, встречаясь с кем-нибудь из братии, первым кланялся до земли и брал благословение, и был всеми любим и почитаем» . Пробыв несколько лет в обители, преподобный Антоний вместе с двумя монахами, Александром и Иоакимом, отправился в пустыню на реку Шелекса. Там он поставил церковь во имя св. Николая и основал монастырь, в котором жил 7 лет. В одном из преданий сказано, что «корыстолюбивые крестьяне…, жалея уступить часть земли для кельи незнакомого инока, отказали ему в приюте и настойчиво просили удалиться от них. Преподобный же, удаляясь от них, сказал: «Живите ни голо, ни богато», и предсказание его сбылось» .

Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь

В Холмогорском районе Архангельской области находится святое место, пребывание в котором заставляет забыть о быстротекущем времени и неурядицах этого мира.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь — православная мужская обитель с древней историей, несущая духовное очищение и спасение как северному краю, так и всей России. В 2020 году одна из главных христианских российских святынь будет отмечать свое пятисотлетие.

История основания архангельской святыни

Сийским монастырь называют из-за его нахождения на реке Сия, которая вытекает из Большого Михайловского озера.

Троицкий Антониево-Сийский монастырь берет свое историческое начало с начала 1520 года, когда преподобный Антоний, покинувший Шелексенскую Троицкую пустыню, в сопровождении верных иноков поселился на архангельской земле.

Святитель Антоний

Интересна предыстория жизни святителя Антония.

  • Его родители в середине 15 века переехали из Новгорода Великого в Двинскую область, село Кехта. Никифор, отец будущего преподобного, был зажиточным крестьянином. Они с женой Агафьей славились своим христианским благочестием, но Господь не давал им деток.
  • Много времени провела пара в молитвах, паломнических поездках и вымолила мальчика, которого крестили Андреем. Богом посланный мальчуган рос смышленым, в возрасте 7-ми лет он уже прекрасно читал и обрел навыки иконописи, обучаясь у местного священника этому искусству.
  • В возрасте 25 лет Андрей похоронил родителей и решил вернуться в Великий Новгород, где женился на прекрасной дочери местного боярина. Судьба распорядилась таким образом, что вскоре молодая жена, за ней и ее отец отошли к Богу, после чего Андрей принял решение посвятить себя Господу, поселившись в мужской обители Каргополя.
  • Вскоре он принимает монашеский постриг с именем Антоний, тяжко трудится, находит утешение в молитвах и уходе за больными и немощными.

Ни один раз иноки изнемогали от непосильного труда, но силой молитвы приобретали силы.

Вскоре маленькая деревянная Живоначальнотроицкая церковь выросла среди прекрасного озера, и потянулись прихожане к иконе Святой Троицы, написанной самим отцом Антонием и вскоре явившей свои чудеса. Спасающую силу образа все увидели в момент попадания молнии в храм, когда все вокруг выгорело, а святой лик сохранился невредимым.

Открытие монастыря

В 1552 году великий князь Василий Третий благословил открытие Свято-Троицкого монастыря по просьбе преподобного Антония.

  • 39 лет посвятил святой Антоний своему детищу, в возрасте 79 лет отошел к Творцу, оставив мужскую обитель под попечительство старца Кирилла.
  • В 1587 году была получена грамота на возведение каменного храма, строительство которого из-за смутных времен, частой смены царей, растянулось на 2 десятилетия.
  • Это время занесено в историю русской державы, ибо Борис Годунов сослал сюда Феодора Романова, который был пострижен в монахи, и был известен, как Филарет, ставший патриархом всей Руси после возвращения из ссылки.

Пожар 1658 года уничтожил практически все постройки, от огненной силы плавились даже колокола. Насельники приняли это как наказание за изгнание преподобного Феодосия, он был оклеветан и скорее возвращен для восстановления святыни.

Интересно! В начале 17 века Антонево-Сийская мужская обитель является одной из главных святынь русского севера, привлекающая паломников множеством старинных икон, богатой библиотекой и драгоценными украшениями святынь.

Ныне всего этого нет, но сохранена могила преподобного Антония.

В «Кормовой книге» записаны все благодетели, сделавшие пожертвования на развитие монастыря, среди них братия постоянно поминает царей:

  • ВасилияІІІ;
  • Иоанна Грозного;
  • Федора Иоанновича;
  • Бориса Годунова.

Вошедший в силу Троицкий Антониево-Сийский монастырь обладал крупной казной, из которой не раз выдавались деньги в долг государям для ведения военных действий.

Важно! Сийская святыня принимала на поклонения царей, в лице императоров Александра Первого, Александра Второго и ряда августейших особ.

17 век стал временем расцвета Антониево-Сийской мужской обители в Архангельске, приезды царственных особ собирали множество паломников и прихожан, что способствовало накоплению казны.

С 1652 года монастырем управляют архимандриты.

Более 200 монахов проживало в то время в обители, были возведены храмы:

  • Живоначальный Троицкий с церковью преподобного Антония;
  • Благовещения Пречистой Божьей Матери с приделом в честь Николая Угодника;
  • колокольня Святителей Московских;
  • надвратный в честь Сергия Радонежского.

В монастырских владениях находились деревни, земли, солеварни, рыбные промыслы по всему Кольскому полуострову.

Из поколения в поколение передается предание о том, что во времена грозящего голода из-за холодов и ненастья, в 1672 году Иоанн Тырданов был посещен преподобным Антонием, который нарекал жителям полуострова за грешную жизнь, несоблюдение постов. Святой повелел совершить Крестный ход из святыни к месту его начального обитания на озере Угловатое, названное в народе Святым.

После Крестного хода установилась хорошая погода. Угроза голода миновала, а около Святого озера возникла Крестовоздвиженская церковь, к которой с 2000 года ежегодно совершает Крестный ход в первое воскресенье Петровского поста.

Духовное наследие святителя Феодосия

После кончины в 1687 году преподобного Феодосия обитель получила неоценимое наследство — книги, 25 из них были написаны вручную, 28 — напечатаны.

Ризница Сийской обители являлась хранилищем более двадцати тысяч православных изданий. Там же была собрана целая коллекция ювелирных изделий, имеющих историческую ценность:

  • редчайшей святыней был ковчежец для хранения святых мощей, сделанный из серебра;
  • особой реликвией считалось Евангелие 1570 года;
  • чаша для святой воды была датирована 1589 годом;
  • серебряную с позолотой дарохранительницу в 1685 году преподнес архимандрит Никодим.

В 18 веке императрица Екатерина Вторая отбирает у монастырей земли, урезает средства на монастырское содержание до 1000 руб. в год, после чего монастырское существование приходит в упадок.

Ещё статьи о православии:

В 19 веке расцветает миссионерская деятельность, направленная на просвещение народов Севера.

В начале 20 века паломников встречал перезвон 20-ти колоколов, поражала красота покрытых позолотой иконостасов, еще можно было поклониться святым мощам св. Антония и помолиться у древних образов Святой Троицы и Богородицы «Смоленская».

Святость и красота Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря надолго оставались в памяти паломников.

Время разрушения

В 1920 году на монастырской территории большевики устроили колонию для малолетних преступников. Церковные ценности вывезли, старинные издания были переданы в архив Архангельска, а затем перевезены в Москву, монашескую братию разогнали или отправили в ссылку.

Впоследствии здесь была трудовая коммуна, бом отдыха, интернат детей-инвалидов и престарелых людей, только большой пожар 1992 года прекращает вакханалию в святых стенах.

Огонь полностью уничтожил кровлю, но нетронутыми оказались мощи святого Антония.

Время возрождения

В начале осени 1992 года епископ Архангельский и Холмогорский Пантелеимон добивается у Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ благословения на возвращения уникальной архангельской святыни под лоно православной Церкви.

Назначенный настоятелем попранной обители иеромонах Трифон застал только развалин, но он почувствовал живой дух святителя, основателя святыни преподобного Антония и в октябре 1992 года провел первую Литургию в Сергиево-Радонежской церкви.

Так началось возрождение православия в северном крае России.

Прибывшие монахи возобновили работу в иконописной мастерской, начали совершать служения в приходах края, не имеющих своих священников. Монастырская братия с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божью на восстановлении Сийской святыни.

Современное состояние

К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:

  • храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
  • Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
  • Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
  • трапезная.

Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.

С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.

Святыни и престольные праздники

Прихожане и паломники приходят с молитвами и поклонениями перед монастырскими святынями, святыми образами:

  • Богородицы «Смоленская»;
  • Божьей Матери «Владимирская»;
  • Живоначальной Троицы;
  • Богородицы «Умиление».

Тысячи прихожан и паломников собираются на территории Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря в день Святой Троицы, который отмечается на пятидесятый день от Воскресения Иисуса Христа.

7 апреля в особой атмосфере покаяния и благоговения проходит Литургия в честь Богородицы, принявшей со смирением и великим доверием Благовещение Господнее о даровании ей права родить Сына от Духа Святого.

18 июля и 8 октября воздается память Московским Святым и преподобному Сергию Радонежскому.

Информация для паломников

Все желающие могут доехать да архангельской святыни, с автовокзала Архангельска до Сии ходят регулярные автобусные рейсы.

Людям престарелого возраста, больным и родителям с детьми следует учесть, что от остановки до монастыря надо пройти до 9 км пешком. Комфортабельная гостиница «Сийский паломник» принимает на ночлег паломников, решившихся провести в святом месте не один день.

Для монастырской братии и паломников, прибывших пожить жизнью монахов, богослужения начинаются в 5.30 молебном преподобному Антонию, в 6.30 начинается полунощница.

Прихожане приходят на утреню, она начинается в 7.00 по будним дням, в 8.00 — по воскресеньям и праздникам. В 9.00 звучит Литургия. Вечернее служение — в 21.00. после него чтение вечернего правила и крестным ход с чтением 150 молитв.

Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Антониев Сийский монастырь основан в 1520 г. прп. Антонием на о-ве Михайловского озера, у истоков реки Сии (ныне — Холмогорский район Архангельской области) в 100 км от Холмогор. По своему первому и главному храму носит также имя Свято-Троицкого монастыря.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви 15 июня 1992 года, при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни, 23 августа 1992 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II .

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Божественная Литургия совершается ежедневно (кроме дней, когда не положено по Уставу). По воскресным и праздничным дням по окончании Литургии совершается чин о Панагии. Часы и Литургия совершается каждую субботу или воскресение также и на монастырском подворье в с. Емецк. Один–два раза в месяц совершается Литургия в домовом храме в честь священномученика Власия на монастырском хозяйственном подворье в д. Ваймуга-Осередок. На подворье в пос. Брин-Наволок служатся Полунощница, Малое повечерие, молебны и панихиды. В будние дни богослужения совершаются по следующему распорядку: с 18.00 — 9-й час, Вечерня, Малое повечерие с тремя канонами, молитвы на сон грядущим. По окончании вечернего богослужения братия Крестным ходом обходит вокруг монастырских храмов с преднесением фонаря (со свечой) и иконы Божией Матери, которую несет старший священник. Утром в 5.30 (летом в Троицком соборе, зимой — в Благовещенской церкви или в храме–колокольне Трех Святителей Московских) — братский молебен преподобному Антонию Сийскому, утренние молитвы, Полунощница. В зимнее время по окончании Полунощницы братия строем направляется в Троицкий собор и прикладывается к святым мощам прп. Антония (в летнее время к мощам прикладываются сразу после молебна). Около 7.00 — с двупсалмия начинается Утреня, затем примерно с 9.00 — часы 1-й, 3-й, 6-й и далее — Божественная Литургия. В воскресные дни и дни великих праздников братский молебен не совершается. В эти дни с 9 часов утра совершаются часы и Божественная Литургия. Накануне — Всенощное бдение, которое начинается в 18.00 и заканчивается около или после 1.00. Ежедневно в Троицком соборе у святых мощей преподобного Антония Сийского читается акафист Преподобному. С наступлением холодов ежедневное чтение акафиста совершается в Благовещенской церкви или в храме колокольне Трех Святителей.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Деятельность прихода
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Престольные праздники
  • 7 Как добраться
  • 8 Паломнику
  • 9 Фото
  • 10 Видео
  • 11 Ссылки

История [ править ]

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

  • Подворье в Санкт-Петербурге
  • Подворье в Емецке

Деятельность прихода [ править ]

Святые [ править ]

  • Прп. Феодосий, игумен Сийский
  • Прпмч. Вениамин (Кононов), архимандрит Сийский, Соловецкий
  • Прп. Никанор Сийский, Ручьевский и прп. Исаия Сийский, Ручьевский
  • Прп. Пахомий, игумен Кенский
  • Прпп. Иоаким и Александр Сийские
  • Прп. Исаия (он же Илия) Сийский
  • Прп. Антоний, игумен Сийский

Святыни [ править ]

  • Чудотворный образ Богоматери «Смоленская»
  • Образ Богородицы «Владимирская»
  • Чудотворная икона Живоначальной Троицы
  • Икона Богородицы «Умиление»
  • Евангелие напрестольное московской печати, 7135 (1627) года
  • Евангелие напрестольное 7189 (1681) года от патриаршего казначея Паисия
  • Евангелие напрестольное 7189 (1681) года, серебряный потир и воздух, вклады дворянина Семена Тимофеевича Риморева
  • Евангелие апракос XVII века
  • Евангелие XV-XVI века принадлежавшее преподобному Антонию
  • Чудотворный образ Богоматери «Смоленская»
  • Ризы персидской материи
  • Образ Богородицы «Владимирская»
  • Служба Преподобному Чудотворцу Антонию
  • Ризы преподобного Антония
  • Евангелие, 1570-е гг.
  • Деревянный ковчежец для хранения святых останков
  • Запрестольный крест
  • Крест напрестольный
  • Плащаница
  • Евангелие Толковое на Евангелиста Луку
  • Евангелие большое XVII века
  • Чудотворная икона Живоначальной Троицы
  • Икона Богородицы «Умиление»
  • Покрова на раку прп. Антония Сийского

Престольные праздники [ править ]

  • День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
  • Сергий Радонежский, преподобный — Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

Как добраться [ править ]

Адрес: 164537, Архангельская область, Холмогорский район, д. Антониево-Сийский монастырь.

Проезд: Добраться до г. Архангельск можно самолетом, поездом или автобусом.

Автобусами № 503 (Архангельск-Емецк), № 511 (Архангельск-Котлас), № 505 (Архангельск-Вельск), № 520 (Архангельск-Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М8 Архангельск-Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

Паломнику [ править ]

Паломническая Служба организует паломничество к святыням Антониево-Сийского монастыря и к местам подвигов основателя обители преподобного Антония.

В обители попечение о паломниках оказывает братия монастыря и их помощники. Паломники размещаются в гостевых келиях обители. Организовано их питание.

Наиболее важным во время пребывания паломника в обители является его участие в храмовом богослужении. Приветствуется оказание помощи братии в ее трудах по благоустройству монастыря.

В сопровождении экскурсовода паломники посетят храмы обители и те места, где подвизался один из великих угодников Божиих преподобный Антоний Сийский.

Для организации паломничества можно связаться с Паломнической службой по следующим телефонам:

Руководитель паломнической службы:

Телефон: +7 911 597 78 87 – иеромонах Лука (Костоломов).

Сотрудники паломнической службы, координирующие паломнические поездки:

Телефон: +7 911 593 33 63 – Крылова Наталья Серафимовна,

Телефон: +7 921 476 56 70 – Беляева Наталья Михайловна.

Антониево-Сийский монастырь: уникальное святое место в Архангельской области

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь – мужская обитель, созданная в XVI веке. Это одна из самых значимых и известных обителей Русского Севера.

Монастырь – одно из немногих мест, в котором сохранились древние постройки.

В монастыре также хранятся Евангелие, созданные в шестнадцатом, семнадцатом и восемнадцатом веках чудотворная икона Живоначальной Троицы, икона Богородицы «Умиление» и другие православные святыни.

Где находится в Архангельской области?

Монастырь находится в Архангельской области, на полуострове, который располагается в Большом Михайловском озере. Из озера вытекает река Сия, которая впадает в Двину, именно её название отразилось в названии обители.

Обитель образует населённый пункт – деревню Антониево-Сийский монастырь, которая относится к Емецкому муниципальному образованию, расположенному в Холмогорском районе.

В форме поиска ниже вы можете посмотреть стоимость авиабилетов:

История Свято-Троицкой обители


Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием, который впоследствии сам же писал для церкви иконы, и получил название в честь своего главного храма – Свято-Троицкий.

До XVIII века монастырь вёл активную жизнь и был одним из крупнейших центров притяжения верующих, но со временем деятельность в обители стала угасать.

В 1923 году он был закрыт по решению Губернского исполнительного комитета, и прилежащие территории заняли колхоз, дом отдыха и интернат, а в семидесятых годах прошлого века появился пионерский лагерь для детей, родители которых работали на автотранспортных предприятиях региона.

С 1992 года обитель вновь принадлежит Русской православной церкви.В ней время от времени проводится реставрация, работает возрождённая иконописная мастерская, а также ведётся хозяйство – обители принадлежат ферма, конюшня, многочисленные теплицы и пекарня.

Здесь можно выбрать жилье в Архангельске:

Библиотека

Особого внимания заслуживает местная библиотека, которая насчитывает более 40 тысяч единиц хранения. В библиотеке находится не только духовная литература, но и современные издания, например, книга Архимандрита Тихона “Несвятые святые”. Есть также книги для детей и издания о святыне.

В монастыре ежемесячно выпускается миссионерская газета “Духовный Сеятель”, а также ежегодный церковно-исторический альманах “Сийский Хронограф”.

Как добраться самостоятельно?

Добраться в монастырь можно только на автобусе из Архангельска или на собственном автомобиле. Однако стоит учесть, что нет такого автобусного маршрута, который пролегал бы непосредственно до места.

Доехать можно на автобусах, которые идут в Вельск, Березник, Котлас или Коряжму; нужно выйти на автобусной остановке Сия и пройти пешком около восьми километров до обители.

Найти самые выгодные цены на гостиничный номер в Архангельске можно здесь:

Добираясь на автомобиле, нужно отправиться в сторону Вологды по трассе М-8, а затем свернуть с трассы на 152-м километре и проехать ещё 8 километров.

На карте указан автомобильный маршрут из Архангельска до обители. Карту можно посмотреть на сайте или скачать по ссылке.

Постройки

Троицкий собор и Благовещенская церковь

Троицкий собор располагается на месте самой первой постройки – деревянной Троицкой церкви, возведённой преподобным Антонием и иноками. Каменное здание собора была построено после пожара в конце XVI века, уничтожившего деревянную постройку, в нём по сей день хранятся мощи основателя монастыря.

В декабре 2019 года Министерством культуры Российской Федерации было принято решение о реставрации этого важнейшего культурного памятника. Окончательное восстановление собора запланировано к 2023 году.

Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами была возведена в 1644 году и стала вторым каменным зданием на территории монастыря. В 1992 году она сильно пострадала при пожаре.

Церковь Серея Радонежского

Надвратная каменная церковь с архиерейскими покоями была третьим каменным зданием, её строительство завершилось в 1670 году. Церковь нуждается в реставрационных работах, однако Министерство культуры никаких решений, касающихся этого вопроса, не принимает.

Посмотреть расписание поездов можно здесь:

Экскурсии и паломничество

Архангельские туристические компании предлагают совершить автобусные экскурсии до обители, в которые входит знакомство с комплексом и подъём на звонницу.

Также по предварительной договорённости экскурсии проводит и братия монастыря. В программу входит не только осмотр территории, но и трапеза и посещение божественной литургии.

Специальная служба на официальном сайте

Чтобы совершить паломничество в Антониево-Сийский монастырь, необходимо предварительно обратиться в паломническую службу.

Видео

Посмотрите небольшое видео об истории и сегодняшней жизни обители:

Антониево-Сийский монастырь – очень важное место для паломников, но поездка в обитель заинтересует не только православных верующих, но и тех, кто любит культуру и историю России.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь

Антониево-Сийский монастырь заслуженно считается одним из наиболее крупных и известных в Архангельской области. Расположенный в Холмогорском районе, он привлекает внимание не только верующих, но и путешественников, желающих познакомиться с историей родного края, а также побыть в месте столь уединенном и живописном.

Считается, что монастырь долгое время был центром культурной, духовной и даже экономической жизни северной части России. Здесь останавливались многие исторические личности, а также активно развивалась рукописная школа, часть из трудов которой в настоящее время хранят крупнейшие архивы нашей страны. Не может ускользнуть от внимания и огромный библиотечный фонд, сформировавшийся в течение долгой жизни монастыря. Стоит также отметить, что именно здесь был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В настоящее время к местным святыням организуется паломничество. Помимо участия в храмовом богослужении, паломники смогут посетить места подвигов основателя обители Антония. Также на территории монастыря расположены ферма, конюшня, теплицы, пекарня и даже столярная мастерская, в деятельности которых совершающие паломничество могут принять участие.

Библиотека Антониево-Сийского монастыря

Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители. Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.

В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.

Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.

История создания

Монастырь был основан в 1520 г. преподобным Русской церкви Антонием Сийским, обосновавшимся на этом тогда еще пустынном месте с разрешения великого князя владимирского и московского Василия III. Носивший в миру имя Андрей, основатель стал первым игуменом Сийской обители и затем в 1579 г. был причислен к лику святых.

Спустя несколько десятков лет после возведения первой часовни, в 1587 г., пришла первая грамота на возведение в этой части полуострова каменного собора, строительство которого растянулось на целых четыре царствования — храм был полностью готов только спустя 20 лет. В этот же временной период (1601—1605 гг.) на территории монастыря пребывал в заключении боярин Федор Никитич Романов, сын которого впоследствии стал первым царем из династии Романовых, поэтому место привлекает не только верующих, но и историков с разных уголков России.

Интересно, что к обители Антониево-Сийского монастыря до 1613 г. относился Ивановский Емецкий монастырь, который располагался в Холмогорском уезде в 180 км от Архангельска вплоть до его полного уничтожения князем Пронским, опасавшимся вторжений польских войск.

Сийский монастырь в допетровское время являлся одним из крупнейших духовных центров Русского Севера. В его книжном собрании были представлены такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI в., а также иллюстрированные святцы. В послереволюционный период, однако, рукописи были изъяты у монахов и перевезены в Архангельский областной архив, а в 1958 и 1966 гг. были переданы в Российский государственный архив древних актов в Москве.

Стоит также отметить, что в 1730 г. в монастыре останавливался первый крупный русский естествоиспытатель Михайло Ломоносов, которому был подарен тулуп, чтобы скрасить долгий путь в Москву.

В 1923 г. Антониево-Сийский монастырь был закрыт постановлением местного управления. Территория же была использована для нужд колхоза, а также в качестве зоны отдыха работников лесной промышленности, дома для детей-инвалидов и дома престарелых. В 1970-х гг. здесь разместился пионерский лагерь «Автомобилист».

В 1992 г. монастырь был официально передан Русской православной церкви, и вскоре началось восстановление святой обители.

Подворье Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь включает в себя несколько архитектурных памятников. Основным является четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор, который был заложен в 1589 г., а достроен лишь в 1606. Храм сочетает в себе элементы новгородского и московского зодчества: своды в невысоких арках, аркатурные звенья, широкий антаблемент, расположенный под закомарами. Невооруженным глазом легко определить, что средняя глава значительно доминирует над остальными. Спустя примерно сотню лет после постройки собор перекрыли на четыре ската и изменили форму его центральной главы.

Вторым объектом является шатровая Благовещенская церковь, которая была заложена в 1638 г. с трапезной и келарской палатами. Строительство церкви заняло около пяти лет. Интересным является тот факт, что новое построение было возведено на месте ранее существовавшего деревянного храма и во многом повторяет его архитектуру. Об этом свидетельствует наличие элементов деревянного храмового зодчества. Например, высокий шатер на небольшом восьмигранном построении, двухчастный алтарь, а также две маленькие главки над престолами, которые впоследствии были утрачены.

Позднее, в период с 1661 по 1687 год, были также построены Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь, и Сергиевская церковь с двухэтажными кельями. Целиком все основные строительные работы завершились только к 1699 г.

Как добраться до Антониево-Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км от Архангельска и в 27 км от посёлка Брин-Наволок. Его точные координаты на карте — 63.552697, 41.555699. Добраться до монастыря можно как на личном автомобиле, так и на автобусе. Стоит отметить, что от остановки общественного транспорта до пункта назначения придётся пройти пешком еще около 8 км. От автовокзала Архангельска до остановки «Сия», которая является ближайшей к монастырю, следуют автобусы № 520 (Архангельск — Каргополь), № 503 (Архангельск — Емецк), № 505 (Архангельск — Вельск) и № 511 (Архангельск — Котлас).

Чтобы доехать до Антониево-Сийского монастыря на личном автомобиле, для начала нужно выехать через Северодвинский мост на трассу М-8 «Архангельск-Москва». Затем следовать по нему через село Брин-Наволок до 151 км и свернуть по указателю «Антониево-Сийский монастырь» направо. В целом дорога из Архангельска займет около двух часов.

Антониево-Сийский монастырь на панораме Google-карт

Антониево-Сийский монастырь на видео

Антониево-Сийский монастырь

Святыня духовная и. гражданская

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Северная Фиваида русская, ожерелье монастырей, рассыпанных от Москвы до далекого Мурмана, необыкновенно пестра. Есть среди ее многочисленных бусин и громадные, процветающие обители – еще три века назад их настоятели, бывало, управляли территорией размером с небольшое европейское государство. А есть и малые жемчужины – пустыньки на островах, по берегам озер и рек. Где-то одна церковка, а где-то – с полдюжины храмов один другого величественнее. По нынешним же временам добавилось еще одно различие: здесь монастырь блистательно реставрирован, тут – жизнь едва теплится в развалинах, а там – и тропы-то не осталось, всё заросло…

Если современная северная обитель выглядит процветающей, если церкви ее как следует восстановлены, если вернулось к ней величие, значит, скорее всего, нашлись некие щедрые жертвователи, подарившие ей новую жизнь. А их, в свою очередь, привлекло какое-то историческое обстоятельство, поставившее монастырь в фокус общественного внимания.

Именно там обстоят дела со знаменитым Антониево-Сийским монастырем в Архангельской области.

Не столь уж много дошло до сегодняшнего дня святынь допетровской России, прямо и нерасторжимо связанных с династией Романовых. Какие древние обители в первую очередь приходят на ум, когда вспоминаешь ее судьбу? Новоспасский монастырь в Москве, Новоиерусалимский – под Москвой, да Ипатьевский – в Костроме.

Следующим в этом ряду надо ставить именно Антониево-Сийскую обитель. Преподобный Антоний основал ее в первой четверти XVI века на месте, где, по словам из его жития, задолго появления иноческой братии крестьяне слышали колокольный звон и пение церковное, видели монахов, рубящих лес. Первый век своей биографии монастырь жил небогато, обходился деревянными храмами и держался весьма строгих правил киновиального уклада.

Потом, однако, всё изменилось. В начале XVII столетия сюда направили знатного постриженика: опального боярина Федора Никитича Романова-Юрьева, во иноках Филарета. Он прожил здесь несколько лет, сдружился с игуменом и сохранил в памяти своей самые добрые воспоминание о месте, которое, вроде бы, предназначалось для его унижения.

За пределы обители инок Филарет вышел в самый разгар великой русской Смуты. Страну ожидало еще десять с лишком лет войны, интервенция и всеобщее обнищание, а Филарета Никитича – головокружительная духовная «карьера» и… тяжелый плен у поляков.

В 1613 году его сын, Михаил Федорович, был избран русским царем и первым из Романовых занял русский престол. После этого Михаил Федорович приложил немало усилий, чтобы вызволить отца. Филарет вернулся в Россию шестью годами позже. Очень быстро он занял патриаршую кафедру. Впоследствии страной долгое время правил дуумвират: царь-сын и патриарх-отец, подсказывающий отпрыску львиную долю решений в делах большой политики.

Тогда и началась эпоха благоденствия для Антониево-Сийского монастыря. Филарет благоволит обители, посылает туда дорогие подарки, способствует строительству великолепных каменных храмов. А вслед за ним и прочие представители царской династии оказывают знаки заботы далекому северному монастырю.

Обитель растет, обитель набирается благолепия. Обитель становится одной из самых больших и красивых во всей стране. Всё это продолжается до 1917 года…

Надо ли перечислять, сколько всего там разрушили, испортили, осквернили при советской власти? Зачем? Как везде, в общем-то…

Однако в наши дни на земле монастыря очень многое счастливо восстановлено. И соборная церковь, и уникальный храм-колокольня, воздвигнутый новгородскими зодчими, и большая каменная трапезная. В обители сейчас около пятидесяти священников, дьяконов, монахов, послушников и трудников. Для нашего севера это очень много. Можно сказать, фантастически много…

Старинное величие и старинное цветение возвращается к монастырю с новой силой.

Конечно, дело не обошлось без благочестивых жертвователей. Возможно, их привела сюда древняя слава большого святого – преподобного Антония. Но, скорее, другое. Россия постепенно меняет свое отношение и к своей истории в целом, и к истории последней династии в частности. Всё, что связано с судьбами Романовых, до недавнего времени было табуировано, да чуть ли не проклято от властей. Ныне же всё это приобретает значение гражданских святынь.

Вот и в Антониево-Сийском монастыре вырос новый храм – не восстановленный, а именно новый, творение наших дней. Он освящен по имя святого Николая, последнего государя Российского, недавно канонизированного Русской православной церковью. Эта церковь сама по себе – неоспоримое доказательство того, что мировидение народа обретает иной вид. «Позвонки столетий» срастаются, идет «возвращение имен».

Медленно всё это происходит, очень медленно. Однако… что такое век для истины? Господь наш терпеливо, не спеша, расставляет по своим места стулья, разбросанные во вселенском доме Его непослушными детьми, чинит их руками столы, ими же когда-то переломанные и вставляет окна, ими выбитые.

Фото автора, фото на заставке — архим. Трифон (Плотников)

Свято-Троицкий Антониев-Сийский мужской монастырь

Свято-Троицкий Антониево-Сийский православный мужской монастырь, удаленный на сто шестьдесят километров от Архангельска, сыграл значительную роль в развитии российского государства в 16-17 веках.

Он представляет собой уникальный в архитектурном отношении комплекс зданий, раскинувшийся на полуостровной территории, окруженной заповедными водами Большого Михайловского озера в Холмогорском районе у села Емецк.

Название монастырю дали из-за того, что озеро дает начало притоку Двины – реке Сия, близ которой расположился монастырский ансамбль.

Страницы истории

Основателем монастыря был Святой Антоний, пришедший на эти безлюдные места в 1520 г. вместе с молодыми монахами Александром, Исайей и другими из Никольской пустыни в Шелексе (село недалеко от Архангельска) и обосновавшийся здесь благодаря позволению Василия Третьего.

Строительство собора значительно отсрочилось из-за крестьянских волнений Смутного времени. Однако было решено построить здесь храм их камня, о чем говорилось в царском указе, полученном в 1587 г.

Выполнение указа затянулось на 20 лет.

Тогда в недостроенную обитель во времена правления Б. Годунова сослали и постригли в монахи как Филарета Феодора Романова, отца российского самодержца Михаила Феодоровича. Сам Филарет стал впоследствии российским патриархом.

Еще одно знаменитое имя связано с обителью: в конце 1730 г. здесь побывал направлявшийся в столицу М. Ломоносов, остановившийся у дяди-стряпчего.

Монастырь в 16-17 веках был очень богат, в его владения входили деревни, пашни, сенокосные луга. Под управлением монастыря производили товар ремесленные мастерские, большой доход приносили соляной, рыболовный, морской промыслы.

Монастырь имел такие большие доходы, что неоднократно помогал деньгами русским царям, например, Михаилу Федоровичу на войну со шведами.

И русские монархи жаловали монастырь: Иван Грозный передал тысячу рублей на помин души казненных бояр; Федор Иоаннович подарил большой колокол; Борис Годунов присылал деньги, принес в дар крест, медное паникадило, золотые ризы и покров; знатные боярские семьи Волконских, Милославских, Морозовых вносили щедрые пожертвования.

Русские цари любили совершать паломничество в монастырь: здесь бывали Александр Первый и Александр Второй, великий князь Константин и Алексей. К началу 19 века стали национализировать монастырские земли и передавать государству, поэтому монастырь обеднел, хотя и сохранил величественный архитектурный облик 16 века.

В 1923 г. монастырь закрывают, используют его земли для организации крестьянского коммунального хозяйства, потом колхоза, колонии для беспризорников, дома отдыха, учреждения для детей с инвалидностью, интерната для пожилых людей, детского оздоровительного лагеря, дач административных работников.

Возрождение обители начинается в 1992 г., сейчас здесь снова собрана большая коллекция книг, открыта иконописная мастерская.

Преподобный Антоний

Антоний происходил из семейства богатых крестьян. Село Кехта, где он родился, существует и сейчас, в нем установлен памятный крест. Его отец Никифор и мать Агафья вымолили сына у Господа и крестили его Андреем. В 7 лет мальчик сталь читать, писать, начал учиться иконописи. В 25-летнем возрасте после смерти матери и отца он устроился на службу к новгородскому боярину, женился на его дочери, которая через год умерла. После этого он решает уйти от мира и постригается как Антоний. Через год принимает священнический сан, много работает в лесу, любит помогать заболевшим.

Стремясь к Богу, Антоний приходит к Михайлову озеру, о святости которого среди местного населения ходили легенды. Там обосновался Антоний с товарищами. Они сами валили лес, обрабатывали пашню, возводили первые постройки. Антоний вел аскетичную жизнь, был скромен и смиренен.

Когда строился храм Живоначальной Троицы, Антоний сам написал для него икону, которая прославилась как чудотворная: исцеляла слепых, изгоняла бесов, не горела в огне пожаров. И сам Антоний при жизни был известен как чудотворец, помогал больным и убогим. Больше всего он стремился к уединению, много раз уходил из монастыря. Но каждый раз его умоляли вернуться. Перед смертью он написал завещание «Духовная память» , которое сберегалось его последователями, а теперь представлено в Архангельском краеведческом музее. Мощи Антония были торжественно погребены в Троицком соборе, хранящем их и по сей день.

Культурный центр

До 18 в. обитель считалась самым крупным на севере Руси центром православной культуры. Монахи искусно переписывали книги. Здесь сберегались редкостные рукописные тексты, такие как Сийское Евангелие 14 века (поступило из монастыря в Лявле в 1663 г.), «Житие Антония Сийского» с красочными миниатюрами (1648; в хранилище Государственном Историческом музее), приходо-расходные книги и другие документы (более двадцати тысяч единиц хранения представлены в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге) и т.д. В 17 в. книги печатались монахами самостоятельно типографским способом на своих станках.

Здесь благодаря пожертвованиям образовалось целое собрание бесценных работ древнерусских ювелиров: чаши для святой воды, паникадила, чаша для причастия из чистого серебра – дар монастырю дворянина С. Римарева и др.

Развивалась иконопись. Писал иконы сам Антоний. Священники, проживавшие тут в 17 в., – Феодосий и Никодим – были талантливыми мастерами иконописи. В 16-17 веках здесь создавались замечательные работы художниками-самоучками и граверами. Известны имена работавших на благо обители знаменитых мастеров-иконописцев: Федор Зубов, Василий Кондаков. Здешними художниками исполнен уникальный Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями, выполненными как прориси с икон гравюр Западной Европы, редчайшее произведение древнерусского искусства (хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге).

Величайшими ценностями обители считаются Евангелия напрестольные 1627, 1681 года; Евангелие 1570 г.; Чудотворная икона Смоленской Божьей Матери; Чудотворная икона Живоначальной Троицы и др. Богатое книжное собрание после революции 1917 г. изъяли и передали в Архангельск в архив области, а оттуда в 1958 и 1966 гг. – в Москву в Российский государственный архив древних актов.

Уникальная архитектура

Антоний Сийский возглавлял обитель 37 лет. Им и его товарищами возведены три церкви из дерева: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. Постройки были выполнены из камня в конце 17 в.

Тогда построили Троицкий собор – символ этого благодатного места. Его начали строить вологодские мастера под присмотром московского зодчего по имени Захар в 1589 г. по приказу царя Федора Иоанновича, а закончилось строительство величественного собора в 1606 г. По мысли царя, собор должен был не хуже московского Девичьего монастыря. Собор был спроектирован как четырехстолпный, с пятью куполами, причем средняя глава, большая по размеру и богато украшенная, является доминирующей по отношению к четырем малым главам. Собор уникален, так как изначально сочетал в себе принципы двух стилей: новгородского и московского. Однако спустя столетие первоначальный облик был изменен из-за перестройки центрального купола и строительства четырехскатной кровли.

Входящая в ансамбль монастыря Благовещенская церковь строилась на месте более древней деревянной с 1638 г. в течение пяти лет. По замыслу строителей, она повторяла особенности предшествующей церкви, например, в ней был двухчастный алтарь, высокий шатер на восьмиугольном основании и др. Одновременно с Благовещенской церковью строились помещения для приготовления и приема пищи, звонница и помещения для именитых богомольцев.

В 1652 г. возвели звонницу с куполом в форме шатра с храмом Трех Святителей Московских.

Украшают ансамбль Святые врата, соединенные с двухэтажными монашескими кельями и Сергиевской церковью, построенной на месте деревянной во имя Андрея Первозванного; они были закончены к 1699 г. В Сергиевской церкви 3 престола: святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра.

Святое озеро

Святое озеро расположено на расстоянии десяти километров от озера Михайловское. Знаменито оно тем, что на его берегах сохранилось капище языческого периода. По преданиям, воды озера обладают целительной силой, что объясняет его название.

Читать еще:  Храм Татианы мученицы при МГУ: история и адрес, описание, святыни и праздники
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector