3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аносин Борисоглебский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, настоятельницы

Содержание

Борисоглебский Аносин женский монастырь

На северо-западе Московской области в деревне Аносино располагается небольшая женская монашеская община, который в народе называют женской Оптиной пустынью. Борисоглебский Аносин монастырь — одна из самых уважаемых обителей дореволюционной России. Сегодня в ней возрождаются традиции строгой иноческой жизни, основанной на молитве, прилежном труде и благих делах во славу Господа.

История

Борисоглебская женская обитель, расположенная в деревне Аносово Истринского района, имеет интересную историю, в которой были и радостные, и печальные страницы. Все они укрепляли Веру и Дух инокинь.

Основание

История Борисоглебской обители началась в 1799 году, когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская (урождённая Тютчева) купила деревню Аносово, расположенную в красивой местности на берегу Истры. В 1810 г. вдова князя Бориса Мещерского получила благословение митрополита Московского Платона на строительство в своих владениях храма во имя Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге северный придел церкви был освящён в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

В 1820 г. при Троицком храме была организована богадельня, в которой проживали 11 женщин. Через 2 года богадельню преобразовали в женское общежитие в честь святых Бориса и Глеба. По благословению святителя Филарета её попечительницей стала княгиня Мещерская. Через год монашеская община получила статус монастыря, а её попечительница была пострижена в монахини под именем Евгения и возведена в сан игуменьи, организованной ею обители.

Её духовным наставником был святитель Филарет, который составил общины строгий ионический устав, характерный для пустыни.

Были установлены следующие правила:

  • на территорию обители не имели права передвигаться посторонние люди;
  • монахиням запрещалось выходить из монастыря, навещать родственников;
  • сбор милостыни был запрещён;
  • насельницы должны проводить время в труде и молитве, которые начинались ночью;
  • монахини обладали минимальным набором необходимых вещей, не имея права принимать что-либо из мира.

Игуменья Евгения управляла созданной обителью до 1937 года. В феврале этого года её земной путь завершился. Основательницу монастыря похоронили у северного придела Троицкого храма. За время её управления сложился основной архитектурный облик монастырской территории. Были возведены следующие здания:

  • монастырская ограда со святыми воротами и часовней святого Дмитрия Ростовского;
  • больничный корпус;
  • церковь во имя Анастасии Узорешительницы;
  • каменные кельи;
  • трапезное помещение;
  • амбар для хранения хлеба;
  • мастерской корпус.

Помимо постройки жилых и хозяйственных сооружений, на территории монастыря был устроен сад и 2 пруда для разведения рыбы.

Интересно: при игумении Евгении в Аносинскую монашескую общину начали отправлять для покаяния и исправления женщин, злоупотребляющих алкоголем, прелюбодеек, а также старообрядцев женского пола. Эта практика проводилась вопреки желанию настоятельниц.

Период расцвета

Наибольшего расцвета монастырь достиг во второй половине XIX в. При внучке основательницы монашеской общины, также получившей при постриге имя Евгения, продолжалась постройка новых и реконструкция существующих зданий. Расположенный на небольшой территории монастырь являлся образцом общежительной пустыни, насельницы которой прославились по всей стране своими духовными подвигами. Они становились настоятельницами женских обителей по всей стране.

Множество богомольцев приезжало в московское подворье Борисоглебского Аносина монастыря. В саму подмосковную пустынь часто приезжали высшие чины Московской епархии, для проживания которых построили специальное здание.

Помимо духовных подвигов, монахини славился своей хозяйственной деятельностью. Успешный опыт в земледелии, животноводстве и ремесленном деле перенимали миряне и монахи со всей империи.

Уже после захвата власти большевиками обитель торжественно отпраздновала свой вековой юбилей.

Упадок и разрушение

Борисоглебский Аносин монастырь официально существовал до 1928 г. Жизнь его насельниц в это время значительно изменилась. Монахиням, обложенным высокими налогами, пришлось расширять своё хозяйство и производить продукцию для продажи. Тяжёлые условия жизни укрепляли смирение и силу духа сестёр. На момент закрытия в обители проживали 130 насельниц.

Летом 1928 г. игуменью Алипию и несколько монахинь арестовали, а после выслали в трудовые лагеря. Остальных насельниц выгнали из обители. Они разошлись в разные районы страны, но продолжали поддерживать связь и помогать друг другу. На территории монастыря организовали сельскохозяйственную коммуну, которая просуществовала до окончания монастырских продуктовых запасов.

Материальные ценности и святыни, собранные в храме, подверглись разорению. Ценную утварь ещё в 1922 г. изъяли под предлогом помощи голодающим. Святые образы в драгоценных окладах погружали в кислоту, отделяя золото. Монастырские колокола переплавили для хозяйственных нужд.

В церкви святой Анастасии организовали клуб, который позже переделали в жилой барак. В Дмитровском храме разместили сельский магазин. Часть Троицкого собора была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. В уцелевшей части до 90-х гг. прошлого века функционировала ремонтная мастерская для сельскохозяйственной техники.

Возрождение

К 1992 г. из бывших насельниц в живых находилась только схимонахиня Анна. Она обратилась к Святейшему патриарху с просьбой способствовать восстановлению обители. До 1999 г. монастырская территория носила статус патриаршего подворья. В последние дни XX столетия подворью в Аносино был присвоен статус ставропигиального монастыря.

Первыми насельницами возрождённой обители стали насельницы Троицкого монастыря, основанного в Риге монахиней Сергией (Мансуровой), являющейся духовной дочерью аносинской игуменьи Евгении (Озеровой). В 2005 г. игуменьей стала монахиня Мария (Солодовникова).

Современность

Сегодня Борисоглебский Аносин монастырь переживает период очередного расцвета. Монахини несут духовное служение, работают в обширном хозяйстве и принимают в своих стенах многочисленных паломников и туристов.

Архитектурный ансамбль

Основные культовые постройки были возведены в первой половине XIX в. После 70-ти лет забвения и разрухи монастырские храмы были вновь отстроены и заново освящены. На территории монашеской общины в Аносино функционируют следующие культовые постройки:

  1. Самой старой постройкой Борисоглебской обители является Троицкий собор, возведённый в 1812 г. Храм, выполненный в стиле классицизма, состоит из основной части, представляющий собой круглую ротонду, к которой примыкает полукруглая апсида, трапезной части и изящной колокольни.
    Ротонда перекрыта полусферическим куполом, увенчанным небольшой башенкой. В его основании располагается пояс люкарн. В трапезной части устроены два придела во имя Успения Божией Матери и святых Бориса и Глеба.
    В верхней части трёхъярусной колокольни, возведённой над западным притвором, располагается звонница. Фасады здания оформлены белоснежными рустами, сандриками и карнизами. Внутренние стены и своды покрыты росписями и иконами.
  2. Частью северной стены городской ограды является часовня святого Дмитрия Ростовского. Она была построена в 1824 г. Здание представляет собой бесстолпный храм, к которому примыкает маленькая трапезная часть и полукруглая апсида.

Как и главный монастырский храм часовня украшена белоснежными архитектурными декоративными элементами. В период дореволюционного расцвета в храме проводили частные требы. Современная история монастырских богослужений началась в этом маленьком храме.

  • Храм во имя святой Анастасии Узорешительницы находится в северной части монастырских владений рядом с больничным корпусом. Храм, возведённый в честь дочери основательницы монастыря, был освящён в 1829 г. Квадратный в плане бесстолпный храм перекрыт четырёхскатной крышей, увенчанной круглой ротондой со сферическим куполом.
    Красные фасады здания украшены белыми декоративными деталями. Чин великого освящения восстановленного здания был проведён в ноябре 2013 г.
  • Помимо культовых зданий, на территории современной обители располагаются жилые и административные корпуса, хозяйственные постройки и искусственные пруды.

    Расписание богослужений

    Насельницы Борисоглебского Аносина монастыря круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением о здравии и упокоении православных христиан. Кроме этого, ежедневно проводятся богослужения, проходящие по следующему расписанию:

    • с понедельника по субботу службы проводятся в 8 и 17 часов;
    • в воскресные и праздничные дни службы проводят в 6.30 и 8.45;
    • в дни престольных праздников вокруг монастырской территории проходит крестный ход.

    Престольными праздниками обители являются следующие дни:

    • День Святой Троицы — 50-й день после Светлого Христова Воскресения;
    • Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа;
    • поминовение святых Бориса и Глеба — 15 мая и 18 августа;
    • дни памяти святителя Дмитрия Ростовского — 4 октября, 10 ноября;
    • поминовение великомученицы Анастасии Узорешительницы.

    Интересно: по будням утренние молитвы для насельниц начинаются в 6 утра.

    Общественная деятельность

    Монахини Борисоглебского монастыря, расположенного в деревне Аносино, проводят активную общественную деятельность, заключающуюся в следующем:

    1. При монастыре организован приют для девочек-сирот.
    2. На базе обители работает воскресная школа для детей и взрослых. Юные ученики изучают Слово Божие, а также развивают свои творческие способности под руководством специалистов, работающих в монастырской школе на добровольной основе. Со взрослыми людьми священнослужители обсуждают основные вопросы христианской Веры и православия.
    3. Насельницы ведут переписку с людьми, находящихся в местах лишения свободы, оказывая им духовную поддержку.
    4. Частыми гостями обители являются воспитанники детских социальных учреждений Подмосковья.

    Также в монастырь организуются туристические экскурсии и паломнические поездки, во время которых можно увидеть и поклониться множеству святынь, собранным в стенах монастырских храмов. К ним относятся:

    • Тихвинская икона Божией Матери;
    • икона Успения Пресвятой Богородицы;
    • образ Димитрия Ростовского с частицей мощей;
    • мощи святых Бориса и Глеба;
    • мощевик с частицами мощей многих святых.

    Как добраться

    Борисоглебский Аносин монастырь находится в деревне Аносино Истринского района Московской области, на улице Троицкой, д. 37.

    Чтобы самостоятельно посетить обитель на общественном транспорте туристам из Москвы следует доехать до Рижского вокзала и сесть на электричку, следующую до станции Нахабино. Затем необходимо пересесть на автобус маршрута No22 и доехать до остановки Аносино.

    Женский Борисоглебский монастырь, расположенный в подмосковной деревне Аносино — тихое и живописное место, в котором возрождаются древнерусские традиции иночества. В соответствии с православными традициями монахини не только занимаются духовным служением, но и ведут общественную и образовательную деятельность.

    Борисоглебский Аносин монастырь

    Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница.

    С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
    • 3 Храмы
    • 4 Святыни
    • 5 Престольные праздники
    • 6 Фото
    • 7 Видео
    • 8 Как добраться
    • 9 Паломнику

    История [ править ]

    В 1821 году при церкви в подмосковном сельце Аносино была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем, 1823 году, в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым). Княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией.

    В 1928 году монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября / 3 декабря.

    После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне.

    В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий II благословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря.

    Современное состояние [ править ]

    Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников.

    Настоятельница монастыря

    игумения Мария (Солодовникова)

    Духовенство

    иеромонах Адриан (Чаликов)

    протоиерей Владислав Сысолятин

    иерей Георгий Кириндас

    Храмы [ править ]

    Вдоль южной ограды Аносина Борисоглебского монастыря протянулся так называемый больничный корпус с церковью св. великомуч. Анастасии Узорешительницы. Эта церковь – воплощение горячей материнской молитвы о счастье своей дочери. Храм был заложен 6 мая 1828 года, 1 сентября 1829 года – освящен в честь ангела дочери иг. Евгении (Мещерской), Анастасии Борисовны Озеровой. В больничном здании находилась больница на шесть кроватей, келлии игумении, некоторых монахинь и послушниц. Исключительное удобство для больных и немощных сестер представляло то, что корпус был соединен с храмом крытым переходом, так что они получили возможность присутствовать за богослужением, не выходя из помещения. Церковь свт. Димитрия Ростовского При входе в Аносинскую обитель по левую руку от Святых врат встречает богомольцев нарядная церковь святителя Димитрия Ростовского, выстроенная в стиле «ампир». Эта небольшая церковка не только радует глаз соразмерными пропорциями и нарядным убранством, но и согревает боголюбивую душу благочестивыми воспоминаниями.

    Соборный храм Святой Живоначальной Троицы (по имени северного придела – Борисоглебский собор) – древнейшее по времени сооружения здание в архитектурном ансамбле Аносина Борисоглебского монастыря. Он был построен тщанием княгини Авдотьи Николаевны Мещерской (впоследствии – игумения Евгения) изначально как приходской храм. В октябре 1809 года Авдотья Николаевна обратилась с прошением к митрополиту Платону (Левшину) о разрешении построить за свой счет церковь в Аносине с условием, что она обеспечит содержание священника и причта. Разрешение последовало незамедлительно, и уже в мае 1810 года был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе).

    Святыни [ править ]

    Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

    Престольные праздники [ править ]

    Ежегодно 1 октября, в день открытия обители и на все престольные праздники обители совершается крестный ход с молебном.

    Аносин монастырь: обитель княгини и тетки поэта

    В селе Аносино Истринского района находится Борисоглебский женский монастырь. Эту обитель основала в 1823 году княгиня Евдокия Николаевна Мещерская – родная тетка поэта Ф. И. Тютчева. После смерти мужа Бориса Ивановича Мещерского княгиня приняла монашество с именем Евгения и стала первой игуменьей обители в Аносино. Святыми покровителями монастыря считаются благоверные князья Борис и Глеб, святитель Дмитрий Ростовский. В Аносино также почитают Тихвинскую икону Божией Матери.

    Церковь в память о супруге

    На 23-м году жизни Евдокия Николаевна Тютчева вышла замуж за князя Бориса Ивановича Мещерского. Спустя два месяца после свадьбы супруг скончался, простудившись во время охоты. Вдова князя решила не выходить больше замуж и посвятила себя воспитанию дочери, которая родилась у нее уже после смерти мужа.

    Княгиня дала обет увековечить память супруга. «Со времени кончины князя Бориса Ивановича я имела на душе обет устроить в память ему и в поминовение о его душе что-либо полезное для ближнего» – писала вдова Мещерская в дневнике. В 1799 году княгиня купила имение Аносино в Звенигородском уезде, а спустя несколько лет стала строить здесь Троицкую церковь в память о супруге. Сначала это был приходской храм. Ближайшая к Аносино церковь стояла в шести верстах в Павловской Слободе.

    Храм в Аносино возвели незадолго до войны 1812 года. В Троицкой церкви княгиня устроила два придела: в честь святых князей Бориса и Глеба и Тихвинской иконы Божией Матери. Во время нашествия армии Наполеона княгиня бежала с дочерью в Моршанск. «Французские мародеры поломали резьбу на иконостасах, все утащили, что было железного или медного в церкви, книги, лампады… чего не могли унести, побили, поломали» – писал биограф Евдокии Мещерской. В 1813 году княгиня вернулась в Аносино и занялась восстановлением усадьбы и церкви.

    Читать еще:  200 храмов: условия и особенности программы, где и как происходит строительство

    Женский монастырь и княгиня-игуменья

    Церковь в память о супруге в Аносино была построена, но заветным желанием вдовы князя Бориса Мещерского было основание монастыря. Выдав дочь Анастасию замуж, Евдокия Мещерская в 1820 году основала при церкви общежитие. Это был еще не монастырь, а богадельня, в которой жили 12 женщин. Спустя три года женское общежитие получило статус монастыря, а сама княгиня Мещерская постриглась в монашество с новым именем Евгения. По решению иерархов, основательница монастыря у реки Истры стала первой игуменьей.

    После учреждения монастыря в Аносино княгиня-игуменья построила еще две небольшие церкви. Это был храм святителя Дмитрия Ростовского и церковь при монастырской больнице великомученицы Анастасии Узорешительницы. Монастырские постройки относятся к стилю ампир. Он распространился в русской архитектуре после победного завершения войны с Наполеоном. Троицкая церковь имеет некоторые черты стиля барокко. Например, купол главного Троицкого храма украшают люкарны. Это окошки, выступающие вперед из купола. Подобный вид купола с люкарнами можно увидеть также у Никольского храма в Заяицком в Москве.

    Игуменья Евгения руководила Аносиным монастырем 14 лет. В 1837 году она умерла и была похоронена с северной стороны собора у придела Бориса и Глеба. Позже монахиней Аносиной обители стала родная внучка княгини Евдокия Озерова. В монашестве она тоже получила имя Евгения, став во всем преемницей бабушки. Евгения Озерова руководила монастырем 20 лет. Ее могила также находится рядом с приделом святых Бориса и Глеба.

    Покровители и святыни Аносина монастыря

    Второе название монастыря – Борисоглебский. Оно указывает, что обитель строилась в память о князе Борисе Мещерском. Страстотерпцы Борис и Глеб – это первые русские святые, вошедшие в церковные святцы после принятия христианства на Руси. Они были сыновьями киевского князя Владимира. После смерти отца старший брат Святополк, прозванный в народе Окаянным, послал к Борису и Глебу слуг для расправы над соперниками. Братья знали о предательстве Святополка, но не стали сопротивляться, чтобы избежать междоусобицы.

    Почитание Бориса и Глеба как святых началось на Руси почти сразу после их трагической кончины. Несколько столетий русские правители, братья и родственники, называвшие себя христианами, вели жестокие междоусобные войны. Эти войны опустошали города и села, и сделали русские земли уязвимыми для кочевников. Можно понять, почему образ святых князей, отказавшихся от

    Святитель Дмитрий Ростовский – это еще один почитаемый в монастыре святой. Автор жизнеописания игуменьи Евгении Мещерской писал в 1876 году: «Не у французских мыслителей XVIII века, сочинения которых читала с таким увлечением в молодости, заимствовала она силу и мужество…Святитель Дмитрий Ростовский был тот духовный писатель, которого сочинения особенно благотворно подействовали на ее дух». Княгиня называла святого своим целителем и приписывала ему свое обращение «от безумного мудрования» к христианской вере.

    Будущий святитель родился недалеко от Киева в семье сотника Саввы Туптало в 1651 году. Дмитрий учился в Киево-Братской коллегии, стал монахом и прославился проповедями. В 1701 году он переехал в Москву, а чуть позже Петр I назначил его митрополитом Ростовским. Святитель Дмитрий известен составлением «Четьи-Минеи» – собрания житий православных святых. Это и сегодня популярная книга о жизни древних святых.

    Основательница монастыря игуменья Евгения Мещерская чтила Тихвинскую икону Божией Матери. Она писала в дневнике: «положу освящение храма во имя Тихвинской Божией Матери в память чудесного избавления меня с дочерью и другом моим Елисаветою Алексеевною Ельчаниновой от потопления в Ладожском канале в проезд наш из Петербурга к Тихвину в 1798 году». На сайте обители говорится, что в 1995 году одна женщина из Москвы вернула в монастырь список Тихвинской иконы, который хранился в обители до закрытия. В 2013 году в монастырь был передан еще один старинный список Тихвинской иконы, созданный в конце XVIII века.

    История княгини Мещерской – это не единственная история знатной вдовы, которая после смерти супруга приняла монашество, а затем создала или возглавила женскую обитель. Основательница знаменитого Дивеевского монастыря схимонахиня Александра до монашества была женой владимирского помещика и генерала Мельгунова. Он скончался вскоре после свадьбы. Первой настоятельницей Казанской обители в Шамордино была София Михайловна Болотова – представительница старинного дворянского рода. София вышла замуж, но супруг тоже скончался всего через год после венчания. Расцвет Введенского Владычного монастыря в Серпухове в XIX веке связан с игуменьей Митрофанией – в миру баронессой Прасковьей Григорьевной Розен. Она была дочерью генерала и родственницей княжеских фамилий Вяземских, Трубецких и Зуевых. Великая княгиня Елизавета Федоровна после убийства супруга великого князя Сергея Александровича Романова посвятила жизнь благотворительности и основала Марфо-Мариинскую обитель в Москве.

    Аносино – одно из двух мест в Подмосковье, связанных с семьей поэта Федора Ивановича Тютчева. В усадьбе Мураново в Пушкинском районе жили сын и вторая жена поэта. Игуменья Евгения Мещерская была родной теткой Федора Ивановича, однако нет свидетельств, что поэт посещал монастырь в Аносино. Известен еще один случай родства литературного гения и монахини. Сестра Льва Николаевича Толстого во второй половине жизни поступила в уже упоминавшийся Шамординский монастырь в Калужской области. В отличие от Тютчева, точно известно о том, что писатель несколько раз посещал сестру-монахиню в Шамордино. Именно к ней он поехал после своего ухода из дома в 1910 году перед смертью.

    Аносин Борисоглебский монастырь

    Борисоглебский Аносин монастырь — обитель, сохранившаяся ещё с дореволюционных времён. С 1927 г. она была закрыта, возврат территории церкви был выполнен только в 1992 г. Как монастырь она заработала 29 декабря 1999 г.

    Сейчас в монастыре постоянно находятся 25 монахинь и работают почти 60 сотрудников. Они возрождают старые традиции иноческой жизни, усердно работают и совершают благие дела, прославляя Бога.

    Расписание богослужений Аносина Борисоглебского монастыря

    Монахини обители читают Неусыпаемую Псалтирь круглые сутки. Они поминают об успокоении и здравии православных христиан. По будням насельницы монастыря начинают молиться в 6 утра. Также в Троицком соборе проходят богослужения для прихожан:

    • по будням и в субботу — в 8:00 Божественная Литургия и в 17:00 вечерняя служба;
    • по воскресеньям и праздникам — в 6:30 и 8:45.

    В период Великого поста службы проходят в 7:00 и в 17:00. В среду и пятницу проводится Литургия Преждеосвященных Даров.

    Исповедь проводится после вечерней службы. Утром попасть на неё могут только немощные и прихожане с маленькими детьми. Молитва во время богослужения перед Причастием обязательна.

    Если место проведения службы меняется, прихожане информируются об этом объявлением на специальной доске у храма.

    Престольные праздники в монастыре сопровождаются крестным ходом. Основные события приходятся на 15 мая, 18 и 28 августа, 4 октября, 10 ноября и 50-й день после Пасхи. Крестный ход также проводится 1 октября в день открытия монастыря.

    Сестры ежедневно несут послушания: ухаживают за животными, выращивают огородные культуры, делают из молока коров творог, сыры, сметану и другие продукты, а пекут знаменитый аносинский хлеб.

    Где находится

    Борисоглебский монастырь располагается в деревне Аносино, что в северо-западной части Московской области. Эту монашескую общину называют Оптиной пустынью. Она находится в Истринском районе Московской области. Ближе всего к ней город Дедовск — всего 7 км.

    Оптина пустынь — действующий ставропигиальный монастырь. Он подчиняется не местной епархии, а непосредственно патриарху. Это самый высокий статус монастыря.

    История монастыря Аносиного монастыря

    В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.

    При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.

    В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.

    Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.

    До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.

    Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.

    С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».

    До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.

    В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.

    Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах

    Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.

    Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.

    Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.

    Постройки на территории

    Во времена управления игуменьи Евгении были возведены основные постройки на территории монастыря. Это ограда со святыми воротами, часовня святого Дмитрия Ростовского, каменные кельи для монахинь, церковь Анастасии Узорешительницы, больничный корпус, амбар для хлеба, корпус мастерской, трапезная. Для обеспечения жительниц питанием на территории были организованы 2 пруда с рыбой и сад.

    К концу XIX в. в монастыре произошла реконструкция действующих зданий и постройка новых. Её инициировала внучка основательницы, которая при постриге также стала Евгенией. Сюда приезжало много гостей из Московской епархии, поэтому им было возведено отдельное здание. Также восстановлена звонница и возвращены на место колокола. Храм Живоначальной Троицы, часовня Дмитрия Ростовского и храм святой Анастасии Узорешительницы были отреставрированы. Их заново освятили в ноябре 2013 г. Помимо культурных строений, на территории есть административные и жилые здания, хозяйственные постройки.

    Как добраться

    Точный адрес монастыря — Московская область, Истринский район, деревня Аносино, ул. Троицкая, д. 37.

    Добраться до Аносиного монастыря на общественном транспорте проще всего из Москвы. Нужно на Рижском вокзале сесть на электропоезд до станции Нахабино. Оттуда необходимо выехать на автобусе № 22 и выйти на остановке «Аносино».

    На автобусе можно доехать и из Москвы. Для этого нужно от станции метро «Щукинская» нужно добраться на автобусе № 480 до остановки «Павловская слобода». Оттуда до Аносино ходит автобус № 22.

    До Борисоглебского Аносинского монастыря можно добраться на машине. Для этого нужно ехать по Новорижскому шоссе и повернуть на Павловскую Слободу. В направлении Аносино двигаться ещё 12 км.

    Видео об Аносином Борисоглебском монастыре

    Борисоглебский Аносин женский монастырь

    Вглядываясь в скромный портрет монахини Евгении — первой настоятельницы Борисоглебского монастыря под Истрой — и не подумаешь, что в молодости это была блистательная княгиня. Да-да, обитель в селе Аносино воздвигла светская когда-то дама, более того — родная тетушка поэта Федора Тютчева.

    Потеряв мужа (он умер вскоре после свадьбы), Евдокия Тютчева так и не вышла второй раз замуж. Воспитав и выдав замуж единственную дочь, она создала обитель, которую сама же и возглавила. В монастыре изначально действовал строгий устав (не благословлялось даже разговаривать с посетителями, чтобы не отрывать время от молитвы — разговора с Богом). В обители до сих пор существуют строгие ограничения: принятие пищи, например, только два раза в день.

    Борисоглебский Аносин женский монастырь зачастую называют Девичьей пустынью — по аналогии с Оптиной. И если последняя славится своими старцами, то в Борисоглебском есть старицы.

    Были и страшные годы в истории монастыря, когда монахинь арестовывали и расстреливали, а в его стенах обосновалась советская сельскохозяйственная артель. Говорят, пробыла она там недолго — пока в амбарах не закончились запасы, сделанные монахинями.

    В 1990-х монастырь вернули Церкви и дышащую на ладан полуразрушенную обитель принялись восстанавливать. Теперь тут растут дивные сады, а на огородах монахини выращивают все, что нужно им для жизни. Летом тут много трудников — тех, кто приезжает поработать на благо монастыря. Многие — из Луганска, Донецка и Молдовы.

    Адрес: Истринский р-н, д. Аносино, Павловская Слобода, ул. Троицкая, 37

    Координаты: 55.838627, 37.007176

    Режим работы: ежедневно, 7:00 – 19:00

    Официальный сайт: anosinomonastir.ru

    Карта намоленных мест Подмосковья

    История

    В 1796 году Евдокия Тютчева, которой было тогда 22 года, по большой любви вышла замуж за князя Бориса Мещерского. Увы, вскоре тот простудился на охоте и через два месяца умер от туберкулеза. Так и не увидев своей дочки, которую Евдокия родила через несколько месяцев.

    Княгиня сама воспитала дочь. В 1799-м она купила для летнего отдыха небольшое село Аносино. Построила усадебный дом, а в 1810-1812 годы — еще и каменную церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых Бориса и Глеба (в память об умершем супруге). Сделала все на свои деньги.

    Но тут беда: в 1812 году войска Наполеона вошли в Москву и добрались до Аносино. Княгиня с дочкой и прислугой к тому времени уехали в эвакуацию под Тамбов. А когда по окончании войны они вернулись, то нашли усадьбу и церковь разоренными напрочь. Пришлось все восстанавливать заново.

    К 1917 году Борисоглебский Аносин женский монастырь процветал. В нем жили около 180 монахинь и послушниц, которые занимались практически всеми видами сельхозработ.

    В 1928 году монахиням объявили, что отныне они будут не монастырем, а… трудовой артелью. Потом начались аресты. Многие из оставшихся сестер ушли куда глаза глядят, а их кельи заняли местные жители — устроили такую коммуналку в монастыре, который еще недавно казался им святым местом.

    Вскоре в монастыре расположилась сельхозкоммуна, в церкви во имя святителя Димитрия Ростовского устроили сельский магазин. Вплоть до 90-х годов на территории монастыря действовали авторемонтные мастерские. В 1992-м обитель начали восстанавливать.

    Интересные факты

    • В 19 веке Борисоглебский Аносин женский монастырь был самой настоящей пустынью: по нему запрещалось ходить посторонним. Наемный труд не допускался, и монахини все делали сами: готовили, выращивали овощи-фрукты, собирали урожай, даже изготавливали обувь. А чтобы ничто не отвлекало сестер от молитвы, в кельях не было света (кроме лампадки перед иконами).
    • Матушка Евгения (она же тетя Тютчева) воздвигла на территории монастыря храм в честь ангела ее дочки, Анастасии Озеровой, — великомученицы Анастасии Узорешительницы. В советские времена тут разместили сначала колхозный клуб, потом медпункт.
    • За несколько лет до смерти основательница монастыря выкопала себе могилу, к которой часто приходила. В 1837 году матушка Евгения скончалась. Ей было 63 года. Погребена в монастырском Троицком храме возле придела святых благоверных князей Бориса и Глеба. После ее смерти настоятельницей обители стала воспитанница Евгении, сестра Анастасия, которая раньше была… крепостной княгини Мещерской. А потом монастырь возглавила внучка Евдокии Мещерской, тоже решившая посвятить себя Богу.
    • В этом монастыре жила монахиня, которую в миру звали Дарья Зайцева. В 1930-е годы на 68-летнюю женщину поступил донос: якобы она продает святую воду. А еще ведет божественные разговоры и недолюбливает советскую власть. Дарью арестовали и вскоре расстреляли на Бутовском полигоне. 12 марта 2002 года ее канонизировали.
    • Из письма бывшей княгини Тютчевой, игуменьи Евгении, — ее дочери: «Учись избегать гордости и тщеславия, но не быть льстивой, говорить разумно, но не употреблять ума на то, чтобы говорить чего не чувствуешь (это было бы гнусное притворство), соблюдать во всем благопристойность и скромность, столь любезные в человеке, а наипаче — в женщине. Вот чему научает благий закон наш, столь приятный для благомыслящего».
    Читать еще:  Благовещенский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Что посмотреть на территории монастыря

    Троицкий собор

    Работы по реставрации Троицкого собора еще идут, но он все равно открыт для прихожан.
    Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

    Главный в монастыре храм сейчас ремонтируют, но вход в него открыт и службы идут.

    Планируется, что у монастыря скоро будет свой музей. Помочь в его создании может любой желающий: если у вас есть исторические предметы 19-го — первой четверти 20-го веков (посуда, рукоделие, одежда, лампы, часы, сельскохозяйственные орудия), сестры готовы их принять.

    Храм великомученицы Анастасии Узорешительницы

    В советские времена в храме великомученицы Анастасии Узорешительницы разместили сначала клуб, потом медпункт.
    Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

    Церковь примыкает к больничному корпусу. Тот самый храм, который построили в честь ангела дочери матушки Евгении. Между церковью и медкорпусом был крытый переход: таким образом монахини, находившиеся тут на лечении, могли попасть на службу, не выходя на улицу.

    Церковь святого Димитрия Ростовского

    Небольшая церковь во имя святого Дмитрия Ростовского, построенная в стиле ампир, находится у главного входа в обитель.
    Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

    Маленькая красно-белая церковь с зеленым куполом будто встроена в ворота. Она удивляет симметричностью и атмосферностью внутри. Вы увидите ее слева, как зайдете на территорию монастыря.

    Какие святыни хранятся

    Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, Серафима Саровского, Даниила Переяславского, праведного Симеона Верхотурского, блаженной Матроны Московской, мученицы Татианы, преподобномученицы Евгении, преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Русская Церковь
      • Синодальные учреждения
      • Московская Патриархия
      • Самоуправляемые Церкви
      • Экзархаты
      • Митрополичьи округа
      • Митрополии
      • Епархии
      • Ставропигиальные монастыри
      • Храмы и монастыри
      • Зарубежные учреждения
      • Научные и образовательные организации
      • Издательства и СМИ
    • Поместные Церкви
    • Автономные Церкви
    • Государственные и общественные организации
    • Организации иных конфессий
    • Прочие

    Главные новости

    В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

    В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

    Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

    Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

    В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

    Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

    История

    История монастыря восходит к 1810 г., когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская, родная тетя Ф.И. Тютчева, на свои средства заказала строительство храма Живоначальной Троицы, при котором была создана община из числа крепостных. В 1820 г. княгиня открыла при церкви богадельню. 17 апреля 1823 г. богадельня была реорганизована в Борисоглебское женское общежитие в честь святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Б.И. Мещерском. Перед этим Е.Н. Мещерская подала императору Александру I прошение об обращении общежития в монастырь. Указ императора Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Е.Н. Мещерской вышел 25 июня 1823 г. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини с именем Евгения и стала первой игуменией монастыря.

    Всего в монастыре в дореволюционные годы было три храма: Живоначальной Троицы, св. Димитрия, митрополита Ростовского, и св. Анастасии Узорешительницы. Территорию окружала кирпичная ограда с четырьмя угловыми башнями. Обитель была столь знаменита своим укладом и духовными подвигами, что ее называли «женской Оптиной пустынью».

    В 1928 г. монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева) — день памяти 1/14 марта; преподобномученица Татиана (Фомичева) — день памяти 20 ноября/3 декабря.

    Возрождение иноческой жизни в Аносине началось в 1992 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II обитель была открыта в качестве Патриаршего подворья.

    В 1999 г. постановлением Священного Синода Патриаршее подворье было преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигиального.

    Святыни

    Мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, свт. Димитрия Ростовского, свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников, Оптинских старцев, свв. прпп. Кирилла и Марии Радонежских, прп. Серафима Саровского, прп. Даниила Переяславского, прав. Симеона Верхотурского, блж. Матроны Московской, мц. Татианы, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары и других святых.

    Настоятельница — игумения Мария (Солодовникова).

    Женская Аносина пустынь

    Среди древнейших русских монастырей, история которых порой насчитывает
    по шестьсот-семьсот лет, Аносин женский монастырь, основанный около 1820 года, выглядит совсем юным. Однако и в его «био графии» мы встретим, за эти неполных два века, немало славных имен видных деяте­лей Русской Православной Церкви.

    Основание Борисоглебского монастыря связано с жизнью и трудами княгини Евдо­кии Николаевны Мещерской, урожденной Тютчевой, родной тетки великого русского поэта Ф.И. Тютчева. Евдокия Николаевна родилась в 1774 го­ду, в 1796 году вышла замуж за князя Бори­са Ивановича Мещерского, а всего через два месяца после свадьбы он скончался от горячки. Только сознание того, что она нужна своему будущему ребенку, помогло молодой вдове удержаться от отчаяния. Будучи религиозно настроенной, она в 1810 году начала строить Троицкий храм в селе Аносине (в 35 км от Москвы). Строительство храма благословил Московский митрополит Платон (Левшин). В 1812 году уже были отштукатурены стены и поставлены иконостасы. Нашествие Наполеона помешало окончанию строительства. Французы разграбили господскую усадьбу, растащили церковную утварь и богослужебные книги.После изгнания врага Евдокии Николаевне пришлось занимать деньги, чтобы закончить свое богоугодное дело.В 1813-1814 гг. были освящены приделы Тихвинской иконы Божией Матери и придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба.

    Но это было только началом. В 1821 году княгиня по разрешению властей открывает при Троицком храме богадельню на 12 человек в память своего покойного мужа. Спустя некоторое время богадельня по благословению святителя Московского Филарета (Дроздова) была преобразована в женское общежитие для нескольких не­богатых насельниц. Святитель Филаре сам составил для него «Правила», по которым новое духовное общежитие должно было существовать. В шестидесяти шести правилах ясно прослеживается духовно-нравственная цель Аносинского общежития. В них воплощены три главных канонических условия монашест­ва: нестяжание, целомудрие, послушание. Уже на открытии общежития в мае 1822 го­да Владыка Филарет благословил сестрам носить черное одеяние и камилавки без по­крывал. А еще через несколько недель пя­теро из них были облечены в рясофор. И наконец в июне следующего, 1823 года на доклад Святейшего Синода об открытии Борисоглебского Аносинского женского монастыря последовала резолюция импе­ратора Александра I: «Быть по сему».

    Через несколько месяцев княгиня Евдо­кия была пострижена в монашество с име­нем Евгения и поставлена игуменией ос­нованной ею обители. Начались нелегкие годы монашеских подвигов. Мать Евгения старалась утвердить в своем монастыре древний чин иноческой жизни по обще­жительному монашескому уставу препо­добного Феодора Студита. Но помимо духовного строительства новая обитель тре­бовала и строительства материального. За короткое время были возведены святые врата с церковью во имя святителя Димит­рия Ростовского (она была предназначена в основном для мирских прихожан); боль­ница на шесть человек с храмом во имя великомученицы Анастасии Узорешительницы; был возведен новый корпус для келлий, построены башни с погребами и кла­довыми.

    Однако внешнее строительство никогда не заслоняло от игумений Евгении главного дела — духовного созидания. А ведь она, как руководительница, отвечала не только за свое духовно-нравственное состояние, но и за возрастание своих сестер. Строгость устава Борисоглебской обители понималась и принималась не всеми — некоторые сест­ры возмущались, называя мать Евгению су­ровой, непреклонной, безжалостной. И это говорилось о той, которая положила на со­здание новой обители не только всё свое состояние, но и всю свою жизнь.

    Святитель Филарет всегда имел отеческое попечение о Борисоглебской обители и ее игумений . Он по­могал матери Евгении утешением, советом; мог выделить на строительство монастыря немалую сумму денег. На протяжении 1830-х годов он несколько раз посылает игумению Евгению в отпуск — в Киев, в Воронеж, в Троице-Сергиеву Лавру — где она могла бы помолиться, отдохнуть, поправить здоровье, надорванное усиленными мона­шескими трудами. Но жизнь основательницы постепенно подходила к концу. Осенью 1836 года она во второй раз ездила в Воронеж, чтобы по­клониться святителю Митрофану Воронежскому, которого очень чтила, и поддер­жать здоровье. Но уже в январе следующе­го года она сильно ослабла. В последний раз она была на церковной службе 2 фев­раля, в праздник Сретения Господня. А на следующий день, после соборования и молебна перед Тихвинской иконой Божией Матери, тихо отошла ко Господу на 62-м году своей подвижнической жизни.

    Следующей игуменией Аносина монастыря стала мать Анастасия. Она была крестни­цей и воспитанницей матушки Евгении; по­сле пострижения стала ее келейницей, а с 1834 года была и казначеем Борисоглеб­ского монастыря. Став игуменией Аносина через пять дней после кончины матушки Евгении, игумения Анастасия начальство­вала в монастыре семнадцать лет.

    Мать Анастасия считала своим долгом сохранять и под­держивать в обители тот порядок, который был установлен игуменией Евгенией. При ней в обитель поступила послушницей род­ная внучка игумений Евгении — Евдокия Семеновна Озерова. Она была послушни­цей не по имени, а по сути, исполняя самые грубые и тяжелые труды, являясь приме­ром для других сестер.

    Именно ей суждено было стать третьей настоятельницей монастыря, когда игуме­ния Анастасия в 1854 году была переведе­на в Серпуховской Владычный монастырь. К тому времени Аносина обитель терпела нужду. Еще в 1832 году на нее возложена была Московской Духовной консисторией обязанность явно не по силам: обитель на­значили местом покаяния и исправления женщин, уличенных в пьянстве, прелюбо­деянии и других неблаговидных поступ­ках. Кроме того, в обитель присылали и старообрядок для увещания к возвраще­нию из раскола в Православие. И это при том, что в обители не было даже штатного духовника!

    С назначением настоятельницей Евдокии Озеровой (постриженной в монашество с именем Елизаветы, поставленной на игумен­ство с именем Евгении, в память бабушки) Борисоглебский женский монастырь полу­чил новый толчок к своему развитию. Во-первых, игумения Евгения принесла с собой немалые материальные средства, позволившие развивать дальше дело благо­творительности. Во-вторых, ее духовные цели были не менее высоки, чем у первой игумений Евгении. Вот что вспоминала она о том времени, когда жила в Аносиной обите­ли еще послушницей: Не хочу скрывать, что часто смущалась мыслию, видя бес­порядок в обители; потому что стро­гость правила, заведенного первою ма­тушкою игуменией, не была исполняема, но между тем самое неисполнение тяго­тило совесть всех. Не скудость средств меня тревожила, но бестолковость во всем надоедала мне: я теряла терпение, часто роптала, даже мелькала мысль: уж не перейти ли куда в другой монас­тырь. Даже из этого короткого отрывка видно, что в обитель приходила новая хозяй­ка, для которой никакое нестроение в мона­стырской жизни не могло быть маловажным.

    Ей пришлось начинать с ремонта сест­ринских келлий, в которых давно сгнили полы, с наведения порядка в трапезной, с отопления монастырских помещений. А дальше — дальше надо было заботиться о храмовой и келейной молитве, о духов­ном просвещении. Достаточно сказать, что в то время старые монахини учили молодых насельниц, что читать у себя в келлий Свя­тое Евангелие — большой грех.

    Чудесным образом во время строительства монастыря появля­лись жертвователи; под руководством свя­тителя Филарета, а позже — святителя Московского Иннокентия, происходило ду­ховное возрастание обители. В 1870 году произошло в обители небывалое до того времени событие: первая насельница была посвящена во святую схиму. В начале 1870-х годов подлинная духовная дружба связывала мать Евгению с епископом Дми­тровским Леонидом (Краснопевковым), ви­карием Московской епархии. В 1874 году по случаю 50-летия Аносина монастыря матушка Евгения была награждена золо­тым наперсным крестом. Год спустя она была назначена настоятельницей Страст­ного монастыря в Москве и уехала из Бори­соглебской обители; она вернулась в Аносин уже в гробу, 21 апреля 1890 года, и бы­ла погребена рядом со своей бабушкой.

    После кратковременного управления обителью игуменией Рафаилой (1875-1879 годы) ее настоятельницей на долгие сорок лет стала игумения Иоанна, в миру Надежда Николаевна Макарова. Она роди­лась в 1828 году в купеческой семье Мака­ровых, получила образование в Московском пансионе при лютеранской церкви Петра и Павла, а в 1849 году поступила в Аносину обитель. Двадцать лет она была послушницей и только в 1869 году была пострижена в монашество с именем Иоан­ны. Несколько лет исполняла послушание казначеи монастыря, а в 1879 году была возведена в сан игумений. В 1904 году ее наградили золотым наперсным крестом из кабинета Его Императорского Величества. Иоанна не прини­мала никаких личных услуг, сама делала всё в своей келлии: убирала, топила, ставила самовар, отдельного стола не имела, а пользовалась общим, сестрин­ским и, как говорят, за все свое долго­временное игуменство ни разу не нару­шила этого правила. Церковные службы посещала не пропуская; последний выход ее в церковь был за два дня до смерти.

    Замечательна была любовь Аносинской игумений к святому Иоанну Златоусту, имя которого она носила. Изображения святителя, лепные и живописные, во множестве украшали ее келлию; тут же на отдельном столике находились все его творения. Одно только слово Иоанн, где бы оно ни. произносилось, уже умиляло старицу.

    Как настоятельница игумения Иоанна была строга. Принимая в обитель сестер, она брала с них подписку до смерти безвыходно пребывать в монастыре, не разрешала никаких поездок и отпусков на родину. Вела старческое окормление и всемерно заботилась, дабы насельницы обители не проводили время праздно.

    На рубеже веков Борисоглебский Ано-син 3-го класса женский монастырь владел тремя сотнями десятин земли (большую ее часть составляли леса) и получал от казны ежегодный оклад в 337 рублей 46 копеек. Число монахинь и послушниц почти никог­да не превышало двух десятков, зато «по видам проживающих в монастыре» обитало до ста человек. В начале XX века среди церковных людей Аносин Борисоглебский монастырь имел такой высокий духовный авторитет, что его часто называли «жен­ской Оптиной пустынью».

    После революции монастырь существовал еще десять лет, до 1928 года. Жизнь его, Матушка Иоанна была строгой к себе и другим духовной подвижницей. Вот как рассказывает о ней епископ Арсений (Жадановский): Матушка конечно, кардинально изменилась, но ду­ховные дарования насельниц, пожалуй, за­сияли еще ярче в непроглядной и мрачной тьме атеизма, которая заполнила Россию в те нелегкие годы.

    Последней настоятельницей обители ста­ла игумения Алипия (Таишева). В 1923 го­ду, на празднование столетия обители, ее наградили золотым наперсным крестом с украшениями, а казначею Антонию — золотым наперсным крестом.

    В 1925—1926 годах в обитель несколько раз приезжал священномученик Серафим(Звездинский). Живя в монастыре, он не­укоснительно ежедневно служил Божест­венную литургию, постригал во иночество аносинских сестер, причащал насельниц, рукополагал верных братьев из друзей Борисоглебского монастыря во священно­служителей.

    Сестры Аносина монастыря, как и боль­шинство православных людей того време­ни, не избежали гонений, тюрем, ссылок. В 1928 году, в день Пресвятой Троицы, бы­ла совершена последняя Литургия. В тот же день двух священников и семерых на­сельниц арестовали и отвезли в ГПУ. Иконы из храмов уничтожались (предварительно с них смывалось золото «для народной пользы»), архивы и церковная утварь были вывезены в музей города Истра. На основе образцового монастырского хозяйства бы­ла создана сельхозкоммуна, впоследствии преобразованная в колхоз, один из первых в Подмосковье.

    В 1933 году были произведены новые аресты среди аносинских сестер, но и по­сле всех испытаний, уже в послевоенное время, некоторые аносинские сестры духовно окормлялись в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове, у протоиерея Сергия Орлова. Минули десятилетия. В 1992 году по просьбе схимонахини Анны (Тепляковой), бывшей по­слушницы Аносина Борисоглебского монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил начать восстановление обители. Первыми насельницами стали сестры Рижского Троице-Сергиева монастыря; священником был назначен насельник Троице-Сергиевой Ла­вры архимандрит Спиридон.

    Читать еще:  Храм Державной Божией Матери в Чертанове: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    В то время территория монастыря была занята местной механизированной колон­ной: кучи песка, склады, бензоколонка, железобетонные стены с колючей проволокой. И естественно, развалившиеся хра­мы и заросли бурьяна вокруг. С первых же дней насельницы взялись за работу; вскоре появились и первые благотворители. Осенью 1992 года обитель впервые посетил Святейший Патриарх; впоследствии он бывал в ней не раз, прояв­ляя истинно отеческую заботу.

    Труды предстояли немалые. Помимо за­боты о хлебе насущном, помимо восста­новления храмов и домов обители надо бы­ло думать о том, чтобы как можно скорее наладить главное дело любого монашеско­го общежития — молитву. И молитва, с по­мощью Божией, налаживалась. Нелегко было освободить территорию монастыря от прежних жильцов (с этой проблемой несомненно сталкивалась любая возрождавшаяся в 90-е годы оби­тель). Но и здесь помогал Господь. В тра­пезном корпусе, где жили рабочие мехколонны с семьями, даже случился пожар (Божией милостью никто не пострадал!), в результате которого трапезный корпус ос­вободился от жильцов. Они рассказывали позже, как за несколько дней до пожара слышали стук в окна (на втором этаже!), в двери, шаги на чердаке. В случившемся без сомнения была явлена воля Божия. Похожий случай произошел, когда надо было освобождать бывшее здание монастырской пекарни, незаконно занятое дач­никами. На просьбу настоятельницы освободить помещение они ответили отказом и даже пригрозили обратиться в суд. Сразу после этого в помещении обвалился пото­лок, едва не придавив ребенка; испуганные таким странным совпадением, дачники уехали и больше уже не появлялись.

    6 августа 1994 года, на память святых бла­говерных князей Бориса и Глеба, обитель посетила схимонахиня Анна (Теплякова), послушница монастыря в 20-е годы. Она привезла старинные фотографии игумений и сестер. Спустя несколько дней были обнаружены могилы первых игумений — Евгении Мещерской и ее внучки Евгении Озеровой. Через год из Москвы в обитель вернулась Тихвинская икона Божией Матери, которая до закрытия находилась в монастыре. Так че­рез святыни и живых людей налаживалась та духовная связь нового времени с прежним, которая казалась навсегда утраченной. А в апреле 1996 года был проведен первый по­сле возобновления обители монашеский постриг послушниц, которые получили в иночестве имена Евгении и Елизаветы.

    История Аносина Борисоглебского жен­ского монастыря не слишком продолжи­тельна, но не менее славна, чем история лю­бого самого древнего русского монастыря. Ведь монастырское время — время молитвы и подвигов — особое, несущее на себе отпе­чаток вечности. Той вечности, в которой нет ни прошлого, ни будущего, но лишь одно на­стоящее время веры, надежды и любви.

    Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь

    Адрес: Московский область, Истринский район, село Аносино, п/о Павловская Слобода.

    Проезд: электропоездом с Рижского вокзала Москвы или станции местро Тушинская до станции Нахабино (33 км). Далее — автобусом №22 до остановки

    Фотографии Монастыря можно посмотреть у нас в ГАЛЕРЕЕ

    Аносин Борисоглебский монастырь

    Описание

    Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском.

    С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова.

    История

    Богадельня и общежитие

    История монастыря восходит к 1810 году, когда княгиня Евдокия Николаевна Мещерская на свои средства заказала строительство Троицкой церкви, при которой была создана община из числа крепостных. В 1820 году княгиня открыла при храме богадельню. 17 апреля 1823 года богадельня реорганизована в Борисо-Глебское женское общежитие. Перед этим Евдокия Николаевна подала императору прошение об обращении общежития в монастырь с приложением планов существующих на его территории зданий и указав те, которые собиралась выстроить за свой счёт.

    Основание монастыря

    Указ императора Всероссийского Александра I об обращении Борисо-Глебского общежития в монастырь и поступлении в него учредительницы Евдокии Николаевны Мещерской вышел 25 июня 1823 года. 13 сентября того же года княгиня была пострижена в монахини под именем Евгении и стала первой игуменьей монастыря. В строительной и наставнической деятельности она руководствовалась советами митрополита Московского и Коломенского Филарета, с которым вела регулярную переписку.

    В январе 1832 года из-за болезни и конфликтов с казначейшей монастыря Серафимой игуменья Евгения передала ей управление монастырем и по благословению Филарета отправилась в паломничество. Вернувшись 19 сентября 1832 года в Москву, получила от митрополита письмо с предложением вновь принять управление монастырём «к утешению всех там пребывающих». Ответив согласием, 24 сентября 1832 года Евгения вернулась в Борисоглебский монастырь.

    3 февраля 1837 года игуменья Евгения преставилась, её тело положили в простой дубовый гроб, заранее ею приготовленный, и перенесли в больничную церковь Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы, а оттуда в Троицкий собор. Похоронили первую настоятельницу с северной стороны Троицкого собора около Борисоглебского придела.

    Период расцвета

    Несмотря на то, что само село Аносино оставалось небольшим (по данным 10 ревизии 1858 г. в селе Борисоглебское-Аносино Павловской волости Звенигородского уезда находилось всего 26 крестьянских дворов), расположенный в нём Борисоглебский Аносин женский монастырь был столь знаменит своим укладом и духовными подвигами, что современники называли его «женской Оптиной пустынью». В монастыре строго соблюдался общежительный устав преподобного Феодора Студита: утреннее правило в половине четвёртого часа ночи, затем обедня, послушания, повечерие, всенощная. Все монахини были обязаны присутствовать в храме во время службы, запрещалось стряпать в кельях, ходить из кельи в келью без благословения. Мирским людям, даже ближайшим родственникам монахинь, вход в обитель был строжайше запрещен.

    Духовниками и исповедниками аносинских сестёр с 1856 года были иеромонахи Зосимовой пустыни. Монастырь имел гостиницу для богомольцев и подворье в Москве. В Аносинскую обитель приезжали погостить епархиальные архиереи, для них был построен специальный дом в саду.

    Славу Аносинскому монастырю приносила и хозяйственная деятельность. Перенимать опыт земледелия, животноводства и ремесел приезжали сюда со всей империи.

    Монастырь сумел просуществовать десять лет после революции. Здесь по-прежнему ревностно соблюдался монастырский устав. 18 сентября 1923 года в присутствии многих гостей из Москвы было торжественно отмечено 100-летие монастыря.

    Закрытие и разрушение

    В 1927 году монастырь был официально закрыт, а на его месте организована первая сельскохозяйственная коммуна. Но, как говорят очевидцы, просуществовала она до тех пор, пока не опустели монастырские амбары.

    Последняя в XX веке торжественная церковная служба в Аносине состоялась на День Святой Троицы в 1928 году. 7 июня 1928 года игуменья Алипия и последние шесть монахинь были арестованы и привезены в Секретно-оперативное управление ОГПУ при СНК CCСР, а впоследствии подвергнуты высылке.

    В церкви Димитрия Ростовского у Святых ворот монастыря долгое время размещалась машинно-тракторная станция. На территории монастыря также действовал один из отделов Московского областного краеведческого музея, организованного в 1919 году.

    К концу XX века от исторических зданий сохранились только монастырские стены, руины главного храма, часть надвратной церкви и хозяйственных построек.

    Открытие и восстановление

    В августе 1992 года оставшиеся от монастыря строения и более 100 гектаров прилегающей земля переданы Московскому патриархату, до 1999 года на территории бывшей обители располагалось Патриаршее подворье.

    29 декабря 1999 года постановлением Священного синода Русской православной церкви Патриаршее подворье преобразовано в женский монастырь со статусом ставропигии. Силами монахинь и трудников восстановлен главный Троицкий собор и надвратная церковь Димитрия Ростовского. Организованно деревообрабатывающее производство и ферма.

    До возрождения родной обители дожила лишь одна из бывших послушниц Борисоглебского Аносина монастыря схимонахиня Анна (Теплякова). Две бывшие монахини Борисоглебского Аносина монастыря в 2000-х годах прославлены в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских в качестве преподобномучениц — Дария (Зайцева), расстрелянная на Бутовском полигоне в 1938 году, и Татиана (Фомичёва), принявшая смерть в заключении в период репрессий.

    Архитектура

    Архитектурный комплекс Борисоглебского Аносина монастыря сложился в основном в первой половине XIX века. Сначала настоятельница монастыря матушка Евгения, в миру княгиня Авдотья Мещерская, выстроила на свои средства церковь Живоначальной Троицы (1810—1812 гг.), которая с 1823 года стала главным храмом монастыря. Затем вокруг Троицкой церкви, получившей статус собора, были поставлены ещё два храма: церковь Св. Димитрия Ростовского и церковь Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы.

    Правильный четырехугольник монастырской территории по всему своему периметру обнесен невысокой кирпичной стеной с декоративными машикулями. По углам ограды стоят четыре башни с конусообразными кровлями. Ворота главного въезда в монастырь — поздние, в ложновизантийском характере. На территории, помимо трёх храмов, также располагались больничный корпус с приютом, кельи, трапезная, мастерская, хлебные амбары, другие жилые и хозяйственные постройки, вырыто два пруда для разведения рыбы. Ограда, кельи и другие службы монастыря были перестроены во второй половине XIX века на средства П. Г. Цурикова, благодетеля Саввинского скита.

    Троицкий (Борисоглебский) собор

    Троицкий собор, известный также по наименованию одного из приделов под именем Борисоглебский, сооружён в 1810—1812 гг. в стиле зрелого классицизма, близкий казаковской школе. Двусветная ротонда храма покрыта куполом с лёгким деревянным фонариком и венцом люкарн. Оштукатуренные фасады рустованы, сандрики и карнизы выполнены из белого камня. Храм имеет два придела: Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе Мещерском). Храм и трапезная соединены между собой коротким переходом, над западной папертью поднимается стройная колокольня, завершённая цилиндрическим ярусом звона. В 1863—1867 гг. трапезная подвергалась перестройке, а в 1930-х гг. вместе с колокольней была разобрана. В XX веке собор был частично разрушен, полностью восстановлен и вновь освящён в 2006 году.

    Церковь Димитрия Ростовского

    В 1824 году на территории монастыря у Святых ворот был построен храм Св. Димитрия Ростовского, небольшая бесстолпная церковь в стиле ампир с характерными для этого времени большими арочными окнами над северным и южным входами и угловыми рустованными пилонами. Церковь Димитрия Ростовского встроена в линию монастырской ограды и использовалась как приходская церковь, поскольку вход для мирян на остальную территорию монастыря был запрещён. Церковь сильно пострадала от времени и переделок, но сохранила ампирную обработку. В начале XXI века была завершена её реставрация.

    Церковь Анастасии Узорешительницы

    В 1828—1829 гг. при монастырской больнице построен храм Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы. Назван в честь небесной покровительницы княжны Анастасии Озеровой — единственной дочери Евдокии и Бориса Мещерских. Церковь часто перестраивалась, а в советский период здание было окончательно утрачено. С 2009 года церковь строится на новом месте.

    Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

    Мiръ Россия Московская область деревня Аносино Борисоглебский Аносин монастырь

    Идёт загрузка карты…

    Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь)

    — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница.

    С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова.

    История

    В 1821 году при церкви в подмосковном сельце Аносино была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем, 1823 году, в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым). Княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией.

    В 1928 году монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября / 3 декабря.

    После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне.

    В 1992 году по ее просьбе Святейший Патриарх Алексий II благословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря.

    Первая игуменья монастыря

    Получив высочайшее разрешение и желая до конца жизни не расставаться со своей будущей обителью, Евдокия Николаевна постриглась в монахини, приняв имя Евгения, и была благословлена на игуменство. На самом трудном этапе неоценимую помощь оказал ей митрополит Московский Филарет (Дроздов). Его советами она руководствовалась и в вопросах строительства, и в новой для неё наставнической деятельности. Мать Евгения руководила основанной ею обителью до тех пор, пока в 1837 году Господь не призвал её в Свои Небесные чертоги.

    Современное состояние

    Святые покровители обители
    Современность

    Среди святынь монастыря – мощевики с частицами мощей многих святых: покровителей монастыря благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, Спиридона Тримифунтского, Луки (Войно-Ясенецкого), Киево-Печерских подвижников…

    Настоятельница монастыря

    игумения Мария (Солодовникова)

    Духовенство

    иеромонах Адриан (Чаликов)

    протоиерей Владислав Сысолятин

    иерей Георгий Кириндас

    Визиты Предстоятеля

    • В июне 2006 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение восстановленного Троицкого собора при Борисоглебском Аносином монастыре.
    • В апреле 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл I в Великий вторник Страстной седмицы совершил вечернее богослужение и обратился со словами проповеди к насельницам обители и многочисленным богомольцам. Настоятельница монастыря монахиня Мария (Солодовникова) познакомила Его Святейшество с историей обители и рассказала о первой настоятельнице игуменьи Евгении (Мещерской).

    Храмы

    Храм вмч. Анастасии Узорешительницы

    Вдоль южной ограды Аносина Борисоглебского монастыря протянулся так называемый больничный корпус с церковью св. великомуч. Анастасии Узорешительницы. Эта церковь – воплощение горячей материнской молитвы о счастье своей дочери. Храм был заложен 6 мая 1828 года, 1 сентября 1829 года – освящен в честь ангела дочери иг. Евгении (Мещерской), Анастасии Борисовны Озеровой. В больничном здании находилась больница на шесть кроватей, келлии игумении, некоторых монахинь и послушниц. Исключительное удобство для больных и немощных сестер представляло то, что корпус был соединен с храмом крытым переходом, так что они получили возможность присутствовать за богослужением, не выходя из помещения. Церковь свт. Димитрия Ростовского При входе в Аносинскую обитель по левую руку от Святых врат встречает богомольцев нарядная церковь святителя Димитрия Ростовского, выстроенная в стиле «ампир». Эта небольшая церковка не только радует глаз соразмерными пропорциями и нарядным убранством, но и согревает боголюбивую душу благочестивыми воспоминаниями.

    Храм вмц. Анастасии Узорешительницы

    Собор Святой Живоначальной Троицы

    Соборный храм Святой Живоначальной Троицы (по имени северного придела – Борисоглебский собор) – древнейшее по времени сооружения здание в архитектурном ансамбле Аносина Борисоглебского монастыря. Он был построен тщанием княгини Авдотьи Николаевны Мещерской (впоследствии – игумения Евгения) изначально как приходской храм. В октябре 1809 года Авдотья Николаевна обратилась с прошением к митрополиту Платону (Левшину) о разрешении построить за свой счет церковь в Аносине с условием, что она обеспечит содержание священника и причта. Разрешение последовало незамедлительно, и уже в мае 1810 года был заложен каменный храм во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге князе Борисе).

    Постройки на территории

    Во времена управления игуменьи Евгении были возведены основные постройки на территории монастыря. Это ограда со святыми воротами, часовня святого Дмитрия Ростовского, каменные кельи для монахинь, церковь Анастасии Узорешительницы, больничный корпус, амбар для хлеба, корпус мастерской, трапезная. Для обеспечения жительниц питанием на территории были организованы 2 пруда с рыбой и сад.

    К концу XIX в. в монастыре произошла реконструкция действующих зданий и постройка новых. Её инициировала внучка основательницы, которая при постриге также стала Евгенией. Сюда приезжало много гостей из Московской епархии, поэтому им было возведено отдельное здание. Также восстановлена звонница и возвращены на место колокола. Храм Живоначальной Троицы, часовня Дмитрия Ростовского и храм святой Анастасии Узорешительницы были отреставрированы. Их заново освятили в ноябре 2013 г. Помимо культурных строений, на территории есть административные и жилые здания, хозяйственные постройки.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector