0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Андреевский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Содержание

Андреевский мужской монастырь в Москве

Одной из древних достопримечательностей Москвы является мужской монастырь у Воробьевых гор, под названием Андреевский. Сегодня он активно посещается туристами и паломниками, но были в истории этой обители и годы забвения.

История основания монастыря

Относительно сроков появления мужской обители исследователи не пришли к общему мнению. Это связано с тем, что в документальных источниках упоминание о монастыре появилось только в середине XVII столетия, а по преданиям это произошло еще в XIII веке.

Монастырь возвели на правом берегу Москвы-реки, у Воробьевых гор, в Пленницах. Так называлось место, где в былые времена делали плоты из поленьев и спускали их вниз по течению. На то время на берегу возвышался храм в честь Андрея Стратилата. Его возвели в память о победе над войсками татарского хана Казы-Гирея.

Читайте также похожие статьи:

По информации из исторических источников, в 1648 году приближенное лицо царя, боярин Федор Михайлович Ртищев, отправился за благословением к патриарху Иосифу, чтобы построить в Пленницах Преображенский храм. Подле церкви он основал обитель, которая дополнила ансамбль из Донского и Новодевичьего монастыря. Поначалу все три монашеских комплекса выполняли важную роль — защищали подступы к городу с юга. Но в XVII веке границы государства приобрели совсем иные очертания, и обители уже не играли столь важного значения.

Основание «Учительского братства»

Ртищев пригласил из Киево-Печерской лавры и других малороссийских обителей тридцать монахов, которые стали насельниками Андреевского монастыря. Позже сюда прибыли ученые иноки — Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий. А через год приехал и Дамаскин Птицкий. Они организовали «Учительное братство», которое занималось переводом иностранных книг на русский язык.

Хлопотаниями боярина Ртищева также в монастыре была обустроена библиотека и школа для обучения детей, принадлежащих разным сословиям. Ученики осваивали грамоту, основы счета, читали тексты на греческом, латинском и славянском наречиях. На этой почве вскоре образовалось училище, которое впоследствии переросло в Славяно-греко-латинскую академию. Именно после создания училища Преображенская пустынь стала именоваться Андреевским мужским монастырем.

Возвращение статуса обители

Спустя 33 года обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю. К началу XVIII века Петр I издал приказ упразднить обитель и отдать его постройки под нужды приюта для детей-подкидышей и беспризорников. Здесь же появилась и тюрьма.

При императрице Анне Иоанновне статус монастыря был вновь присвоен Андреевской обители. Но продолжалось это до восхождения на престол Екатерины II, которая сочла лучшим преобразовать обитель в приходской храм и разместить здесь дом призрения для женщин-ленивец. Их повинность, по словам одного из заграничных дипломатов, заключалась в витье веревок для адмиралтейства и длилась по 2-3 недели.

Когда по Москве распространилась эпидемия чумы, на территории монастырского двора стали делать захоронения представителей дворянской знати. Так, известно, что на Андреевском некрополе находились могилы Плещеевых, Щербатовых, Шереметьевых. По соизволению Александра I в обители начали строить корпуса богадельни, в которой поселились старые москвичи, инвалиды. Их содержание взяли на себя несколько купцов, среди которых Боткин, Зубов, Пашков и др. Просуществовала богадельня почти столетие. При бывшей обители также открылась церковно-приходская школа для обучения детей.

Советский период

Все изменилось с приходом к власти большевиков. Школа и богадельня были закрыты. Корпуса отдали под нужды рабочих фабрики «Госзнак» — в них разметили дома-коммуны. С 1920 по 1930 годы церкви Андреевского монастыря планомерно закрывали. Сначала перестал действовать храм Андрея Стратилата, а затем — Воскресенская и Иоанно-Богословская церкви. Их переделывали под новые учреждения.

Некрополь полностью уничтожили. Реставрационные работы начались в связи с тем, что в зданиях обители работала государственная контрольная лаборатория по измерительной технике.

Патриаршее подворье

После распада Советского Союза, в 1991 году с благословения патриарха Алексия II на территории Андреевского мужского монастыря организовали Патриаршее подворье. С марта 1992 года в Воскресенском храме снова начали проводиться богослужения. Чин его освящения прошел в конце апреля того же года. В 1993 году сюда была перевезена главная библиотека Русской православной церкви, насчитывающая 140 тыс. ценных экземпляров. Сейчас она носит имя патриарха Алексия II.

Важно! С 16 июля 2013 года Патриаршее подворье вновь стало именоваться Андреевским ставропигиальным мужским монастырем. Его настоятелем избрали епископа Дмитровского Феофилакта.

Описание архитектуры

В середине XVII века комплекс возводился под руководством известного зодчего, Григория Копыла. Он построил основные сооружения и Воскресенскую церковь. Позже над «Святыми вратами» восточной стены появилась надвратная церковь Андрея Стратилата. Ее фасады декорировали красивыми изразцами мастера из Белоруси. Севернее Воскресенского храма стояла Покровская церковь.

Другие монастыри в Москве:

В 1748 году построили колокольню, которая впоследствии еще раз перестраивалась. До прихода большевистской власти ансамбль включал в себя:

  • церковь Андрея Стратилата;
  • собор Воскресения Словущего;
  • церковь Иоанна Богослова, которая расположена в нижнем ярусе колокольни.

Сверху комплекс выглядит как прямоугольник, с колокольней в центре. Место это очень красивое, умиротворенное, утопающее в зелени.

Деятельность прихода

Сегодня монастырь является полностью действующим, в нем появляются новые насельники. Службы проводятся в храмах обители ежедневно. В Андреевском монастыре размещены Учебный комитет Русской православной церкви, Синодальный отдел, занимающийся вопросами взаимоотношений церкви с обществом и СМИ, а также телеканал «Союз». Ведутся реставрационные мероприятия.

На богослужения можно попасть по будням с 7:30. Вечерня начинается с 17:00. По большим праздникам и в воскресные дни утренняя служба начинается позже — с 9:00, а вечерняя так же в 17:00.

На заметку! При монастыре работает платная трапезная.

Святыни и престольные праздники

В монастыре хранится деревянное распятие работы XIX века и очень чтимая православными христианами Казанская икона Божией Матери.

В монастыре чтут такие престольные праздники:

  • собор Воскресения Христова в Пленницах — Пасха;
  • церковь св. ап. Иоанна Богослова (в колокольне), преставление апостола — 9 октября;
  • церковь св. мч. Андрея Стратилата, день памяти святого — 1 сентября.

Как добраться

Андреевский монастырь находится на одноименной набережной в городе Москве, дом 2. Доехать можно на метро, выйти следует на станции «Ленинский проспект». Обитель находится в 6 км от Кремлевского дворца. Сюда удобно добираться на собственном авто, если ехать по Третьему транспортному кольцу. К набережной можно пройтись пешком по ул. С. Капицы или вдоль того же транспортного кольца. Рядом есть причал, где останавливаются прогулочные теплоходы.

Двери Андреевской обители всегда открыты для паломников, сюда можно прийти в любой день. Единственное требование к посетителям — уважительно относиться к монахам и не вести фотосъемку.

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Церковное предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, однако ранние документальные свидетельства о ней относятся к середине XVI века. До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

В 1591 году Москва была чудесно избавлена от набега войск крымского хана Казы-Гирея. Битва, в которой защитники города одержали победу, произошла в день памяти мученика Андрея Стратилата (284–305), а вскоре в обители, в благодарность Богу за спасение, был построен деревянный надвратный храм во имя святого мученика.

Особый расцвет Андреевская обитель переживала в XVII столетии, когда боярин Федор Ртищев (†1673), «ближний человек» царя Алексея Михайловича, взялся за устройство в Москве первой школы с преподаванием греческого и славянского языков.

В 1648–1649 годах в столицу были приглашены из Киева образованные монахи-книжники, основавшие ученое братство, которое Ртищев разместил в монастыре под своим попечением, и основал в обители также библиотеку и школу для подростков разных сословий. Членами «Ртищевского братства» были такие известные личности, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). В 1648–1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности, построен Воскресенский храм. Строительные работы финансировались из царской казны. В 1675 году деревянный надвратный храм святого Андрея Стратилата был заменен на каменный. Одним из жертвователей на его строительство был Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, в начале своего монашеского пути подвизавшийся в этой обители. Фасады храма, сохранившие полихромные изразцы работы известного мастера Степана Иванова, по прозвищу Полубес, являют замечательный пример декоративного убранства в московской церковной архитектуре.

В 1689–1701 годах на месте прежнего был построен храм Воскресения Христова (Словущего) в стиле московского барокко, освященный в 1703 году Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Стефаном (Яворским). Колокольня в классическом стиле построена в 1748 году, перестраивалась в 1848 году, после чего «храм под звонами» был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским, во имя святого апостола Иоанна Богослова (ранее храм в колокольне был освящен во имя Архистратига Божия Михаила).

По царскому указу в обитель принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В 1652 году здесь поселились киевские певчие с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало шестидесяти человек, ученых старцев было не более десяти-пятнадцати. «Ртищевское братство» стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве. Ученая братия перешла в Заиконоспасский монастырь, при котором и открылась в 1687 году академия, и сам Андреевский монастырь был тогда приписан к обители Всемилостивого Спаса «за иконным рядом».

Читать еще:  Ростовская епархия: духовенство и приходы, храмы и монастыри, священники

Первый раз монастырь упразднили в 1724 году, учредив в нем школу для подкидышей и беспризорных детей. При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен. В 1765 году обитель была вновь упразднена, храмы обратили в приходские. Во время моровой язвы 1771 года на территории бывшего монастыря стали погребать знатных горожан и насельников московских монастырей. Окончательно Андреевский некрополь сформировался в XIX веке, среди его захоронений – могилы членов семей Плещеевых, Щербатовых, Шереметевых.

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение богадельни «для лиц обоего пола». На средства московского купечества с 1805 года возводились корпуса богадельни по проекту архитектора Ф.К. Соколова. Это учреждение просуществовало больше века, в 1906 году в нем числилось 956 человек. Священники храмов бывшей обители окормляли и призреваемых, и жителей московских слобод, расположенных поблизости.

В 1900 году по инициативе настоятеля храма Воскресения Христова священника Николая Молчанова была открыта церковно-приходская школа, просуществовавшая до упразднения советской властью.

В 1918 году богадельню упразднили, а в ее корпусах разместили дома-коммуны 1-й московской фабрики «Гознак». В 1920–1930-е годы храмы – святого Андрея Стратилата, Воскресенский, Иоанно-Богословский – постепенно закрывали, приспосабливали под различные учреждения, некрополь был полностью уничтожен.

С 1964 года в комплексе строений бывшего Андреевского монастыря обосновалась московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. Для нужд института стали проводиться реставрационные работы.

14 августа 1991 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в бывшем Андреевском монастыре было открыто Патриаршее подворье. С 8 марта 1992 года были воз-обновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение было совершено 22 апреля 1992 года.

В 1993 году в обитель переехала незадолго до того воссозданная Синодальная библиотека Московского Патриархата – главное книгохранилище Русской Православной Церкви, ныне носящее имя Святейшего Патриарха Алексия II. Его Святейшество сам открыл и освятил читальный зал библиотеки. Ее фонды насчитывают более 140 тысяч единиц хранения и постоянно пополняются. От Святейшего Патриарха Кирилла регулярно поступают издания, имеющие особую ценность.

В декабре 1996 года правительство Москвы возвратило Церкви комплекс строений Андреевского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование. В 1999 году, в продолжение традиций, здесь была открыта негосударственная общеобразовательная школа с преподаванием ряда дополнительных предметов – Закона Божия, церковно-хорового пения, основ православной культуры; одновременно была образована воскресная школа.

На территории монастыря размещены Учебный комитет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, телеканал «Союз» и другие церковно-общественные учреждения.

Определением Священного Синода от 16 июля 2013 года Патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы. Наместником Андреевского монастыря назначен Преосвященный епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Юго-Западным викариатством Москвы. В настоящее время в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы.

Андреевский мужской монастырь

Старинный монастырь с размытой и длинной историей. Андреевский храм находится в Москве недалеко от Воробьевых гор. Самый красивый вид на достопримечательность открывается со стороны Москва реки и Воробьевых гор. Отличается он тем, что здесь была открыта первая в Москве просветительская школа для мирян еще в середине XVII века. Традиция до сих пор сохранилась, духовная школа при Андреевском монастыре работает и по сей день регулярно набирает и готовит учащихся по основным направлениям. Андреевский монастырь расположился в тихом уютном месте, он скрыт в зелени и новостройках.

История

Здание повидало множество событий и несколько раз было переориентировано: тут находилась тюрьма, сумасшедший дом, дом для сирот, богадельня, метрологическая лаборатория, клуб, дома-коммуны.

До конца XVI века местность у Воробьевых гор и реки пустовала. В 1591 году Москва была освобождена от нашествия хана Кызы-Гирея, и случилось это в день мученика Андрея Стратилата. В честь этого события был возведен деревянный храм, который в 1675 году сменился каменным. Он был назван во имя святого мученика Андрея Стратилата, поэтому монастырь носит название «Андреевский». В течение XVIII столетия монастырь трижды переориентировался и закрывался. В найденных документах того времени было указано: «Бывший Андреевский монастырь», то есть, упраздненный.

В 1900 году настоятель Николай Молчанов открыл при монастыре церковно-приходскую школу, она закрылась в 1918 году, после чего в корпусах расположились дома-коммуны Московской фабрики, в 1925 году был открыт клуб. С 1967 по 1971 годы велись работы по реставрации объекта. И только в 1996 году правительство Москвы постановило о передаче Андреевского монастыря в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

Архитектура и территория

В 1648 году была построена Воскресенская церковь, в 1675 — церковь мученика Андрея Стратилата. Фасадная часть второй церкви была создана белорусскими мастерами. Недалеко от Воскресенского храма велись работы по строительству Покровской церкви, но она вскоре была снесена, на ее месте началось построение корпусов. В 1748 году на территории появилась колокольня по заказу графа Шереметева. Изначально она была четырехгранная с арочными проемами и четырехскатным шатром, на вершине которого располагался шар и крест. В самой колокольне в нижнем ярусе была открыта церковь Иоанна Богослова.

Теперь монастырь представляет собой прямоугольное строение из нескольких зданий. Внутри располагается колокольня постройки XVII столетия в стиле барокко (в XVIII веке она была перестроена). Она украшена капителями, карнизами, прорезными окнами, лепниной. Под колокольней находится церковь архангела Михаила. Воскресенская церковь была отреставрирована, после чего сменился декор под куполом, но стиль нарышкинское барокко сохранился. Надвратный храм мученика Стратилата подвергся реставрации в 1961 году, в ходе которой были незначительно изменены декоративные элементы. Три богадельни сохранились по сей день еще с 1805 года.

В начале XXI столетия около монастыря отстроили элитный жилой квартал «Грин Хиллс», но территория достопримечательности осталась нетронутой. Здесь высажены декоративные кустарники, цветы, газон, местность выглядит ухоженной, но весьма скромной. На небольшой территории находятся фрагменты старого кладбища, подземелий, три храма.

На фоне быстрой жизни Москвы и шумной Набережной достопримечательность остается тихим, спокойным и умиротворенным местом, куда можно прийти и отдохнуть от суеты, посетить храм или просто ознакомиться со старой архитектурой. Посетители могут вкусно пообедать в местной недорогой столовой.

Расписание богослужений в Андреевском монастыре в Москве

На территории монастыря есть 3 храма, которые действуют и проводят богослужения ежедневно с понедельника по пятницу в 08:00, в субботу и воскресенье — в 09:00, в 17:00 в субботу и воскресенье — Вечерня и Всенощное в праздники. Посетить храм может любой желающий.

Видео «Андреевский монастырь у Воробьевых гор»

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Как добраться до Андреевского мужского монастыря

От метро «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) пешком добираться 15 минут.

Автобус № 144, 255, М1, 905, Т47, 308, 907, М6 останавливается непосредственно у Андреевской набережной. В пешей доступности находится остановка «Хамовнический Вал 2», добраться до которой можно на автобусах и маршрутном такси № 132, 255, 64. На автобусе № 64, 216, 255, Т79, С12 следует доехать до «Лужнецкая набережная», а через мост и реку будет находиться Андреевский монастырь.

На такси можно быстро добраться до ворот монастыря из любой точки столицы, оформив заказ автомобиля в приложениях Uber, Yandex taxi, Maxim taxi, Gett. В Москве доступны следующие службы такси: «Две столицы», «Уютное такси», «Славянское», «такси-Апельсин», Optimal, VeryWell.

Андреевский монастырь — учительское братство и традиции московского образования

Адрес: Россия, Москва
Дата основания: 1648, 2013 годы
Основные достопримечательности: собор Воскресения Христова в Пленницах, церковь Иоанна Богослова в колокольне, церковь Андрея Стратилата
Координаты: 55°42’42.5″N 37°34’29.9″E
Объект культурного наследия РФ

На юго-западе столицы, у подножья Воробьевых гор стоит монастырь, основанный другом царя Алексея Михайловича — боярином Федором Ртищевым. Православная обитель стала первым просветительным учреждением Москвы, и в наши дни она имеет статус памятника архитектуры.

Андреевский монастырь с высоты птичьего полёта

История монастыря

По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия. В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.

В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями. Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.

Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки

В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство — объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.

В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.

С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.

Читать еще:  Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».

Церковь Андрея Стратилата

В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.

Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».

В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы — Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.

Собор Воскресения Христова в Пленницах

С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.

Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.

Как и многие монастыри Москвы, православная обитель начала возрождаться с изменением политики государств — в начале 1990-х годов. Поначалу сюда перевели богатую Синодальную библиотеку и восстановили Воскресенский храм, а в 1996 году все здания и землю отдали Церкви.

Архитектурные памятники и святыни

Первоначальный архитектурный ансамбль монастыря был создан в середине XVII века под руководством талантливого зодчего Григория Копылы. Сегодня монастырская территория имеет форму правильного прямоугольника. Со всех сторон ее обрамляют двух-трехэтажные корпуса келий, учебных корпусов и хозяйственных построек, построенных в XIX веке.

Церковь Иоанна Богослова в колокольне

Особенно красиво смотрится монастырь с фарватера реки. Проплывающие на прогулочных теплоходах москвичи и туристы могут любоваться каменными корпусами и живописными куполами трех православных церквей.

Центральное место занимает самое высокое здание — трехъярусная барочная колокольня с храмом Иоанна Богослова. Она была возведена в 1748 году на деньги, которые пожертвовал граф С. Б. Шереметев. Вначале храм посвятили Архангелу Михаилу, но в середине XIX века его реконструировали и переосвятили.

С 1997 года над церковью была восстановлена звонница. Колокола для нее отлили на частном заводе Рудольфа Пернера, расположенном в городке Пассау. Примечательно, что мастера этого небольшого баварского городка занимаются изготовлением колоколов уже 400 лет, и их изделия можно увидеть в храмах по всему миру.

Старейший монастырский храм Андрея Стратилата был построен в 1675 году. Каменное здание стало памятью о древней деревянной церкви, с которой началась монашеская жизнь на берегу реки. Барабан под куполом и четверик храма украшен красивыми поливными изразцами «павлиний глаз», сделанными мастерами из Белоруссии.

Вид на монастырские купола

Главным в обители считается старинный храм Воскресения Христова, возведенный на рубеже XVII-XVIII веков. Красивая одноглавая церковь оформлена в традициях московского или «нарышкинского» барокко и возвышается в западной части монастыря. Она состоит из высокого подклета, лаконичного четверика, крытой галереи и трехчастной абсиды. Внутри храма хранится одна из монастырских святынь — икона Казанской Божией Матери.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

Как добраться

Монастырь стоит на зеленой Андреевской набережной, в 6 км от Московского Кремля. Рядом проложено Третье транспортное кольцо, по которому до обители удобно доехать на автомобиле. От станции метро «Ленинский проспект» до монастыря около 1,4 км. До набережной нетрудно дойти вдоль Третьего транспортного кольца или по улице Сергея Капицы. Возле монастыря находится пристань, где в период навигации делают остановку курсирующие по реке прогулочные теплоходы.

Андреевский монастырь в Москве

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь в Пленницах.

Адрес Андреевского монастыря: 119334, г. Москва, Андреевская наб., 2 (м. «Ленинский проспект»).
Телефоны Андреевского монастыря: (963) 770-10-30, (499) 135-73-61, (499) 135-70-91.
Сайт Андреевского монастыря: http://andreevskymon.ru

Андреевский монастырь в Пленницах в Москве, основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищевым. В 1640 г. митрополит Киевский свт. Петр (Могила) обратился к царю Михаилу Феодоровичу с просьбой поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского в честь Богоявления Господня монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской» (АЮЗР). Ртищев взялся за осуществление проекта, разработанного им вместе с ученым греком архимандритом Венедиктом, находившимся в Москве с марта 1646 по май 1647 г. Поддержку Ртищеву оказали царь Алексей Михайлович, духовник царя протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Б. И. Морозов, архимандрит Новоспасского московского монастыря (будущий Патриарх) Никон.

Сведения об основании монастыря сообщает «Житие милостиваго мужа Феодора Ртищева», написанное неизвестным по имени образованным монахом после кончины Ртищева, в 1673 г.; отдельные сообщения содержатся также в документах и воспоминаниях современников. Сначала было выбрано место за городом, к юго-западу, на берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы — наиболее распространенное. Первая деревянная церковь мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в кон. XVI в. в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с. Воробьёве, рус. лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 авг. войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч. Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русским и татарским лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери.

В 1648 г. первым настоятелем обители стал Досифей, «муж добродетелми украшен», келарем — Пафнутий (Еропкин), переведенный из Новоспасского монастыря. В 1648-1654 гг. под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен первоначальный комплекс монастырских зданий, в частности построена Воскресенская церковь (1648). Строительные работы финансировались из царской казны. Первоначально монастырь именовался Преображенским, содержался Ртищевым (ДРВ. Ч. 18. С. 157). Открытие училища и наименование храма во имя апостола Андрея относится к концу ноября 1652 г. Иеромонах Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна» (автограф Епифания в сб. сочинений Евфимия Чудовского 70-х гг. XVII в.- ГИМ. Син. № 369, вклейка к л. 3). Монастырь был ружным, состоял на хлебном денежном окладе государственной казны. До 70-х гг. XVII веке к Андреевскому монастырю были приписаны Донской иконы Божией Матери монастырь в Москве, Марчуковская (Марчуговская) Зосимо-Савватиевская пустынь и другие; в 1682 г. сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно, потому, что в Заиконоспасском монастыре готовилась к открытию Славяно-греко-латинская академия. В «Привилегии на академию» 1685 г., составленной для царевны Софии Алексеевны, говорится, что Андреевский монастырь «придается» академии на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения» (ДРВ. Ч. 6. С. 404).

Наряду с русскими иноками в Андреевском монастыре селились монахи из украинских, белорусских, литовских и других православных монастырей. По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных» (ДРВ. Ч. 18. С. 154). В 1650 г. в монастыре жили прибывшие из Киева иеромонахи Епифаний (Славинецкий) и Арсений (Сатановский), вместе составившие «Лексикон славяно-латинский». Перейдя в 1651 г. в Чудов Алексиевский монастырь, Епифаний продолжал поддерживать связь с андреевской братией, в числе которой упоминается переводчик Исаия. В 1652 г. в Андреевском монастыре поселились киевские певчие («вспеваки») с регентом и композитором Федором Тернопольским. Число братии в обители не превышало 60 человек, ученых старцев было не более 10-15; когда открылась Славяно-греко-латинская академия, они переселились в Заиконоспасский монастырь.

В Андреевском монастыре Ртищев основал библиотеку и школу для подростков разных сословий. Установлено имя одного из учителей — поляк старец Варлаам из виленского (вильнюсского) в честь Сошествия Св. Духа монастыря, которого привез Ртищев в конце 1655 г. из литовского похода. В течение 2 лет Варлаам учил детей польскому и латинскому языкам. Имена учителей были записаны в синодике монастыря XVIII в. (известен по упоминаниям). В 1-й половине 90-х гг. XVII века в Андреевском монастыре действовал тайный кружок молодых подьячих, объединенных вокруг строителя старца Авраамия.

В 1675 г. над Святыми вратами на восточной стене монастыря была построена церковь мч. Андрея Стратилата с приделом вмч. Феодора Стратилата (существовал до начала XIX в.), фасады церкви украшают изразцы работы белорусских мастеров. В 1689 г. на месте прежней Воскресенской церкви была построена новая (освящена в 1703 г.); в подклете над склепом, в котором, по преданию, погребен Ртищев, находился придел вмч. Феодора Стратилата. К северу от Воскресенского храма располагалась церковь Покрова (построена в 1701 г.), впоследствии разобранная, на ее месте был сооружен корпус богаделен. Колокольня монастыря возведена на средства гр. С. Б. Шереметева в 1748 г.; первоначально храм в нижнем ярусе колокольни был освящен в честь арх. Михаила, после перестройки колокольни в 1848 г. свт. Филарет (Дроздов) освятил его в честь ап. Иоанна Богослова.

Читать еще:  Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, святыни и настоятели, расписание богослужений

Андреевский монастырь был упразднен в 1724 г., его храмы стали приходскими, в постройках монастыря были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма. В 1730 г. монастырь был возобновлен, школа и тюрьма ликвидированы. В 1762 г. Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. Окончательно обитель была обращена в приход в 1764 г. (Московский митрополит Тимофей (Щербацкий) утвердил соответствующее определение консистории в январе 1765 г.). Во время эпидемии 1771 г. на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. В 1775 г. в обители разместился работный дом для «ленивиц» женского пола. В 1803 г. по просьбе Московского купеческого общества монастырь был передан под устроение богадельни для лиц обоего пола, строительство которой началось в 1805 г. (архитектор Ф. К. Соколов), последний корпус построен в 1878 г. (архитектор А. С. Каминский). Число призреваемых со 150 человек в 1805 г. увеличилось до 956 в 1906 г. В храмах обители служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в богадельне, но и жителей ближайших московских слобод — Андреевской и Живодёрной.

В 1918 г. богадельня прекратила существование, в зданиях Андреевского монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 г. храм мч. Андрея Стратилата передали рабочим Гознака под школу (не была открыта), в 1925 г. в Воскресенской церкви устроили клуб. В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 30-х гг. Некрополь обители, сложившийся в XVIII-XIX вв. (на территории Андреевского монастыря погребены Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы и др.), в основном уничтожен в 20-х — 40-х гг. XX в.

В 1964 г. здания Андреевского монастыря поступили в распоряжение Комитета стандартов, мер и измерительных приборов СССР, в них разместилась Московская государственная контрольная лаборатория по измерительной технике, преобразованная впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта. С 1967 г. в Андреевском монастыре велись реставрационные работы (автор проекта — архитектор Г. К. Игнатьев).

В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители было учреждено Патриаршее подворье, в следующем году освящена Воскресенская церковь, в которой возобновились богослужения.

В 1996 г. комплекс бывшего Андреевского монастыря передан РПЦ для размещения Синодальной библиотеки МП. С 1998 г. действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре».

МОСКОВСКИЙ АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Московский Андреевский монастырь

Московский Андреевский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьевых круч, в Пленницах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVI века.

До конца XVI века обитель называлась Преображенской пустынью.

Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году, происшедшее в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей построить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 году — каменный надвратный храм во имя мученика Андрея Стратилата. С того времени монастырь стал называться Андреевским.

Одним из жертвователей при строительстве надвратного храма был патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Фасады храма украшают полихромные изразцы, впервые примененные в убранстве московских церквей известным своими работами в Новом Иерусалиме мастером ценинных дел белорусом Степаном Ивановым по прозвищу Полубес.

Нынешний храм Воскресения, что в Пленницах был построен на месте прежнего (1648 года) храма, также Воскресенского, в 1689 году, но освящен был митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) лишь в 1703 году.

В подклете храма находился придел великомученика Феодора Стратилата над склепом, в котором по преданию был погребен Ф.М. Ртищев. К северу от Воскресенского храма был расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы, по некоторым сведениям построенный в 1701 году. Впоследствии он был разобран, а на его месте был сооружен корпус богаделен, примыкающий к Воскресенскому храму.

Колокольня монастыря сооружена на средства графа С.Б. Шереметьева в 1748 году. Первоначально храм в ее нижнем ярусе был освящен во имя Архистратига Божия Михаила, но после перестройки в 1848 году митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был освящен во имя апостола Иоанна Богослова.

Особый расцвет Андреевской обители связан с основанием в ее стенах боярином Федором Михайловичем Ртищевым (+ 1673) ученого братства. Приехавшие в 1648 году на Москву по инициативе Федора Ртищева ученые киевские монахи разместились в стенах монастыря. Среди них были такие известные ревнители духовного просвещения, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений Сатановский, Дамаскин (Птицкий) и Феодосий (Сафанович). Ртищевское братство стало основой для созданной впоследствии Славяно-греко-латинской академии, первого по времени возникновения высшего учебного заведения в Москве.

В XVII веке Андреевский монастырь имел в собственности земли, мельницы, рыбные ловли и прочую недвижимость. Среди приписанных к нему обителей числился и московский Донской монастырь.

В 1648-1654 годах под руководством зодчего Григория Копыла был сооружен комплекс монастырских зданий. Строительные работы финансировались из царской казны.

Во второй половине XVII века монастырь числился ружным, то есть состоял на хлебном и денежном окладе государевой казны. Однако уже в 1682 году обитель была приписана к Заиконоспасскому московскому монастырю в Китай-городе, возможно потому, что часть ученой андреевской братии переселилась туда.

Первое упразднение монастыря

Впервые монастырь был упразднен в 1724 году. Тогда в его храмы был назначен причт из белого духовенства, а в его стенах учреждена школа для подкидышей — «зазорных» детей и помещение для «колодников».

При императрице Анне Иоанновне в 1730 году монастырь был возобновлен, школа же и тюрьма ликвидированы.

В 1762 году Святейший Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных.

Второе упразднение обители

Окончательно монастырь был обращен в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», в 1764 году. Этот год указывает П.М. Строев как дату упразднения обители, хотя определение Московской духовной консистории об этом митрополит Московский и Калужский Тимофей (Щербацкий) утвердил лишь в январе 1765 года.

Во время моровой язвы, бывшей в Москве в 1771 году, на территории монастыря устраивается кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей. Позднее, уже в XIX веке, окончательно сформировался некрополь Андреевского монастыря. Среди погребенных в нем Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы.

По указу императрицы Екатерины II в 1775 году в обители размещается работный дом для «ленивец» женского пола.

Официально в гражданских и церковных документах обитель после ее окончательного упразднения в XVIII веке именовалась: бывший Андреевский монастырь (в смысле – упраздненный).

В 1803 году по просьбе Московского купеческого общества при «всемилостивейшем соизволении» императора Александра I монастырь был передан под устроение «богадельного дома» для лиц обоего пола, а с 1805 года по проекту архитектора Ф.К. Соколова на средства московского купечества на месте ветхих монастырских стен возводятся корпуса богадельни. Число призреваемых в ней со 150 человек в 1805 года увеличилось до 956 в 1906 году. Поздний по времени юго-западный корпус богадельни был построен по проекту архитектора Московского купеческого общества А.С. Каминского в 1878 году. В храмах обители, находившихся в ведении богадельни, служил причт из белого духовенства, окормлявший не только призреваемых в ней, но и жителей ближайших московских слобод — Андреевской и Живодерной.

До 1917 года при храме Воскресения существовала церковноприходская школа, открытая в 1900 году по инициативе настоятеля священника Николая Молчанова.

В годы советской власти

В 1918 году богадельня прекратила существование, так как в корпусах бывшей обители были размещены дома-коммуны 1-й Московской фабрики Гознак.

В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм Святого мученика Андрея Стратилата был закрыт и передан рабочим Гознака под школу, которая так и не была открыта.

В 1925 году «по просьбе трудящихся» Моссовет передал рабочим храм Воскресения для устройства в нем клуба.

В храме апостола Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х годов.

Некрополь обители в основном был уничтожен в 1920-40-е годы. До настоящего времени сохранились лишь три погребальные плиты (XVIII век), вмурованные в цоколь алтарной апсиды храма Воскресения.

В 1964 году в соответствии с решением Совета Министров СССР московские власти передали комплекс строений бывшего Андреевского монастыря Комитету стандартов, мер и измерительных приборов СССР для размещения Московской государственной контрольной лаборатории по измерительной технике, преобразованной впоследствии во Всесоюзный НИИ метрологической службы Госстандарта СССР. В соответствии с разработанным архитектором Г.К. Игнатьевым проектом-приспособлением под нужды ВНИИМС с 1967 по 1971 год в комплексе Андреевского монастыря велись реставрационные работы.

Возрождение обители

14 августа 1991 года было открыто патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола Иоанна Богослова (Архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата.

С 8 марта 1992 года были возобновлены богослужения в Воскресенском храме обители, а его освящение иерейским чином было совершено 22 апреля 1992 года.

Постановлением Правительства Москвы №1004 от 17 декабря 1996 года комплекс строений Андреевского монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

16 июля 2013 года патриаршее подворье преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь города Москвы [1].

25 августа 2019 года наместник монастыря епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев) совершил чин великого освящения храма Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который расположен в колокольне Андреевской обители.

Храмы и здания обители

  • Храм Воскресения Христова в Пленницах, 1689 г.
  • Колокольня с храмом Апостола Иоанна Богослова, 1748г. (перестроена в 1848 г.)
  • Надвратный храм Мученика Андрея Стратилата, 1675 г.
  • Корпуса, построенные по периметру обители и являющиеся в тоже время оградой, 1805-1878 гг.

Настоятели и наместники

Использованные материалы

  • Историческая справка на сайте монастыря
    • http://andreevskymon.ru/index.php/историческая-справка

[1] Журнал № 90 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector