0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знание о предмете можно считать истинным, если оно. Истина, истинное и ложное

Содержание

Истина. Истинное и ложное. Критерии истины

Описание разработки

Что такое истина?

Истина, как категория (добро, красота)

Одна из основных ценностей общества

Определение: объективное ( независящее от воли и желания человека) знание, соответствующее действительности.

1. Содержание знаний не зависящее ни от человека, ни от человечества.

2. Адекватное отражение субъектом окружающего мира.

Истинное и ложное знание

ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ- СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСИ.

ЛОЖНОЕ ЗНАНИЕ — НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Практика ( главный критерий)

Универсального критерия НЕТ!

Содержимое разработки

Истина, истинное и ложное. Критерии истины.

Урок 13

Ерёмина ОВ

1 Что такое истина. Объективная истина.

2 Противоположности истины.

3 Критерии истины.

4 Истина абсолютная.

5 истина относительная.

6 Особенности социального познания.

Что такое истина ?

  • Истина, каккатегория(добро, красота)
  • Одна из основных ценностей общества

Определение: объективное ( независящее от воли и желания человека) знание , соответствующее действительности.

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА

1.Содержание знаний не зависящее ни от человека, ни от человечества.

2. Адекватное отражение субъектом окружающего мира.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ИСТИН

ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Намеренное, сознательное искажение фактов.

Ненамеренное искажение фактов

Истинное и ложное знание

ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ- СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСИ.

ЛОЖНОЕ ЗНАНИЕ-

НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эксперимент

Практика ( главный критерий)

Универсального критерия НЕТ!

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

2 х2 = 4

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ- ОПЫТ

ЦЕЛЬ НАУКИ- ОПИСАНИЕ ФАКТА

ЭМПИРИКИ- СЕНСУАЛИЗМ

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Опыт не даёт истинного знания ?

Эмпирики-сенсуализм

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Параллельные прямые не пересекаются

Евклид

Через прямую и точку можно провести только одну плоскость

РАЦИОНАЛИСТЫ

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Главный критерий истины- ПРАКТИКА

Лобачевский

Параллельные прямые пересекаются

Параллельные прямые пересекаются в космосе (чёрные дыры)

РАЦИОНАЛИСТЫ

ИСТИНА АБСОЛЮТНАЯ

Евклидова геометрия

Геометрия Римана-Лобачевского

Абсолютная истина — раз и навсегда установленное знание

ИСТИНА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ

МИР БЕСКОНЕЧЕН

Относительная истина-меняющиеся знания

Пример относительности истины

Гелиоцентрическая система

Геоцентрическая система

Относительная истина-меняющиеся знания

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ людей, направленная на получение знаний об обществе

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ, в котором общество познаёт само себя

ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЁТ СЕБЯ И ОБЩЕСТВО

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Объект соц.познания – общество- сложнее, чем природа, поскольку в нём проявляются сознание и воля людей.
  • Субъект соц.познания- люди, которые имеют определённые интересы.
  • Результаты соц.познания зависят от субъективной позиции исследователя.
  • Результатом соц.познания является знание от обществе.

  • 1 Объективное знание об окружающем мире и действительности- истина.
  • 2 Истина должна быть объективна.
  • 3 Критерии истины- чувство и разум, опыт и эксперимент, главный, но не универсальный.
  • 4 Истина может быть относительной и абсолютной.
  • 5 Познание общества отличается от познания природы и имеет свои особенности.

1. И абсолютная и относительные истины:

1) Всегда находят своё подтверждение в практике

2) Носят объективный характер

3) Дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) Могут быть опровергнуты со временем

2. Истинное знание в отличии от ложного:

1) Добывается в ходе познавательной деятельности

2) Соответствует самому предмету познания

3) Абстрагируется от второстепенных черт

4) Изложено научным языком

3. Верны ли следующие суждения о ложном знании

Ложными являются знания:

А) Не соответствующие предмету изучения

Б ) Не проверенные экспериментальным путём

1)верно только А

3) Верны оба суждения

2)Верно только Б

4) Оба не верны

4 Верны ли следующие суждения об истине?

А) Путь к абсолютной истине идёт через истины

относительные

Б) Относительная истина- это полное, неизменное знание

1) Верно только А

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

2) Верно только Б

5. Верны ли следующие суждения о практике как о критерии истины?

Практика- это относительный критерий истины, потому что

А) Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные

Б ) Существуют явления недоступные для практического воздействия на них

3) Верны оба суждения

1)Верно только А

2)Верно только Б

4) Оба не верны

6 Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе

« Несомненно, неизменное, раз и на всегда установленное

знание , своеобразный образец, к которому стремится

человеческое знание, принято называть

Истина и ее критерии

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие истины

Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.

Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.

Есть и другие определения истины:

  • соответствие знаний действительности;
  • то, что подтверждено опытом;
  • соглашение, конвенция;
  • свойство самосогласованности знаний;
  • польза полученных знаний для практики.

Виды истины

Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.

Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.

Критерии истины

Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.

Критериями истины являются:

Соответствие логическим законам.

Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.

Простота, общедоступность формулировки.

Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.

ЕГЭ. Познание. Тема 3. Истина

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.

Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.
Читать еще:  Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью»

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания
  • Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

Истинное знание – какое знание является истинным?

Истинное знание – действие и качества

Истинное знание является собой не только теоретическое понимание, но, в большей мере, воплощение принципов этого знания в жизнь. Когда человек понимает что есть истина, что есть правда и что есть правильно, он будет естественным образом поступать сообразно с этим знанием.

Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т.д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.

Истинное знание

Мы читаем книги, статьи, развиваемся. Мы получаем много информации и никогда ещё получить так много информации за такой короткий промежуток времени было невозможно. Но какая разница между информацией и знанием? Что значит истинное знание, а что просто данные, которые мы зафиксировали? В этом стихе Кришна говорит что истинное знание — это качества и действия: если человек действует правильно и обладает определенными положительными качествами — это наилучшее проявление знания.

Мы можем быть сколько угодно начитанными и образованными, но даже не подумать о том, чтобы стать лучше. Мы можем быть экспертами в области вреде от алкоголя, но продолжать пить. Также мы можем обладать информацией об этом, но будучи неприменимой и не трансформированной в качества и действия — она становится пустой и бесполезной, а иногда даже и вредной. Разум занятый ложными знаниями, хуже чем пустой разум.

Те, чьё знание украдено иллюзией, не способны идти по духовному пути

Знание естественным образом трансформируются в действие и меняют человека. Человек который понял что на самом деле быть ленивым — это страдание, уже не будет подвержен лени. Человек, который понял что ненавидеть других — это ад, уже перестает обижаться по мелочам. Знания выводят человека на новый уровень, просто от самого факта их получения. Если мы каждый день слушаем о том, что нам нужно вставать рано и слушаем с желанием вставать рано, то мы очень скоро проснемся раньше солнца. Знание очень хорошо передается через слушание о чем-то.

Однако не стоит забывать что культивация знаний, то есть наши усилия, также очень важны. Они могут быть естественны — мы услышали и теперь так хотим жить, а иногда нам необходимо сознательно и дисциплинированно следовать некоторым правилам и предписания. Иисус Христос говорил о том, что семена попавшие в разную почву, дают разные плоды:

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Знание – осознание себя

Знание, которое привязывает нас к ложным целям, мотивам и объектам есть невежественное знание, иллюзорное. Важно выбрать правильную цель, правильное направление иначе конечным результатом наших трудов будет разочарование.

Истинное знание привязывает человека к чистой жизни, к счастливой жизни. Оно облегчает жизнь человека, давая ему простые правила, следуя которым каждый может стать счастливым и добиться успеха. Также вооружившись знанием, мы можем определить свой долг и исполнить его. Действуя вслепую, наугад, очень трудно понять что-то и определить правильный путь. Но обладая знанием все становится очевидным.

Получая знания, мы получаем возможность для реализации своей настоящей природы. Я знаю что эта деятельность подходит мне, а эта не подходит. Так я могу найти своё место в жизни. Именно от понимания себя и своего характера, сильных и слабых сторон, проистекает возможность действовать по своей природе. Действовать по своей природе значит жить без трения, без неудовлетворенности, без нерешимых проблем, нависающих над нами. Для этого иногда нужно очень сильно потрудиться.

Качества

Осознавая знания, мы приобретаем качества. Знания культивируют в нас правильные черты характера:

1. Смирение – понимание своего положения и принятие себя
2. Отсутствие тщеславия – отсутствие стремления к почестям и славе
3. Отказ от насилия – не приносить страдания другим
4. Терпение – способность твердо переносить различные трудности
5. Простота – открытость, честность, принятие авторитетов
6. Чистота – отсутствие внутренних и внешних загрязнений
7. Постоянство – непрерывное следование духовной практике
8. Самодисциплина – способность действовать из чувства долга
9. Отсутствие ложного эго – понимание своей духовной природы
10. Самоотречение – отрешенность от стремления к наслаждению
10. Отсутствие привязанности к детям, жене, дому – исполнять свой долг перед близкими, без желания получить что-то взамен. Способность действовать не привязываясь к другим.
11. Невозмутимость в счастье и горе – способность переносить счастливые и тяжелые времена, не меняя направления своего пути, под влиянием этих событий
12. Непоколебимая, безраздельная преданность Мне – преданность Верховному Господу
13. Отстраненность от мирских людей – отсутствие стремления заниматься пустыми делами и общаться на пустые темы, которые не приносят блага.

Действия

1. Отказ от насилия – перестать приносить другим беспокойства, отказаться от вражды, отказ от причинения насилия другим, прямым или косвенным способом.
2. Обращение к истинному духовному учителю – обращение к авторитету, в вопросах духовной истины.
3. Отказ от того, что приносит чувственное наслаждение – контроль чувств и отказ от стремления ублажать их.
4. Понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло – отсутствие привязанности к материальному миру.
5. Стремление жить в уединенном месте – отсутствие стремления к суете, развлечениям и шумным местам.
6. Признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины – следование духовному пути.

Истинным знанием является то знание, которое позволяет нам приобрести правильные качества и заняться правильной деятельностью. Всё это ведет к счастью и развитию человека, к исполнению его долга. Приобретая знания, вы делаете не только свою жизнь лучше, но жизнь других и весь мир. Таким образом, очень важно культивировать в себе правильное, истинное знание, которое соответствует принципам духовного пути.

Если знание не помогает приобрести качества, а наоборот привязывает человека, приносит ему беспокойства, заставляет его приносить страдания другим — это ложное знание. Кришна говорит «Все прочее, я называю невежеством«, указывая на то, что противоположные качества — это невежество: гордыня, насилие, ложное эго. Тогда как истинное знание порождает смирение, отказ от насилия, избавления от ложного эго и так далее.

В конечном итоге, для того чтобы обрести успех не только в духовном пути, но и в повседневной жизни, разумный человек должен приобрести истинное знание, связанное с приобретением самых важных – духовных качеств. В таком случае, истинное знание станет источником счастья и принесёт человеку счастье, удачу и умиротворение. Удачи.

Истина, истинное и ложное. критерии истины

15. И безотносительная, и относительная истины:

1) постоянно находят собственный подтверждение в практике; 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете;

2) объективен ; 4) смогут быть опровергнуты со временем.

16. Подлинное знание в отличие от фальшивого:

1) добывается на протяжении познавательной деятельности; 3) абстрагируется от второстепенных линия;

2) соответствует самому предмету познания; 4) изложено научным языком.

17. Верны ли следующие суждения о фальшивом знании?

Фальшивыми являются знания

А. не соответствующие предмету изучения.

1) правильно лишь А; 2) правильно лишь Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

18. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Путь к полной истине идет через истины относительные.

Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1) правильно лишь А; 2) правильно лишь Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

19. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

Практика – это относительный критерий истины, по причине того, что

А. не все явления смогут быть оценены как подлинные либо фальшивые.

Б. существуют явления, не доступные для практического действия на них.

1) правильно лишь А; 2) правильно лишь Б; 3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

20. Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Несомненное, неизменное, раз и окончательно установленное знание, необычный пример, к которому пытается человеческое знание, принято именовать ___________ истиной».

Прочтите текст и выполните задания 21-24.

Как мы знаем, объективная истина имеется содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Неспециализированная черта истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Но, отмечая общность, направляться видеть и специфику проявления истины в отражении публичных явлений. Нужно учитывать объекта и особенности, и субъекта познания, и их взаимоотношений…

Объективная истина в публичных науках, как и в естествознании, одна. В противном случае быть не имеет возможности, в случае если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но разумеется кроме этого да и то, что процесс постижения объективной истины столь же тяжёл, сколь и нескончаем. Развитие социального знания идет методом борьбы противоположных взоров, теорий и концепций, методом их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…

Читать еще:  Молитва к поясу пресвятой богородицы. Молитва перед поясам пресвятой богородицы Молитва поясу пресвятой богородицы

Наряду с этим нужно постоянно иметь в виду, что критерием истины есть не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а публичная практика в ее историческом измерении.

Но практика есть относительным критерием социальной истины в том смысле, что она показывает истинность знания лишь для определенных исторических условий. Критерий практики так «выяснен», дабы отличать объективные знания от идеалистических заблуждений и субъективных мнений, дабы стимулировать творческое развитие социального познания, и одновременно с этим так «неизвестен», дабы разрешать знаниям человека превратиться в «абсолют».

21. Какие конкретно два определения объективной истины даны авторами?

22. О каких двух изюминках практики как критерия истины в публичных науках говорится в тексте?

23. Охарактеризуйте, опираясь на знания курса, особенности объекта, результатов и субъекта социального познания.

24. Приведите три примера, подтверждающих три каждые утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сперва утверждение, а после этого – соответствующий пример.

1) установленные факты; 3) логические умозаключения;

2) экспериментально обоснованные выводы; 4) результаты наблюдений.

1) два раза два – четыре; 3) делу время – потехе час;

2) тише едешь – дальше будешь; 4) утро вечера мудренее.

27. Какое из приведенных утверждений есть научным?

1) время течет везде одинаково и ни от чего не зависит;

2) будущее человека зависит от размещения на небе звезд в момент его рождения;

3) электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам;

4) существует наследственная предрасположенность к отдельным болезням.

28. Какой способ получения знаний употребляется в основном на теоретическом уровне научного познания?

1) измерение объектов; 3) выдвижение догадки;

2) описание экспериментальных данных; 4) проведение наблюдений.

29.Узнаваемый мореплаватель Магеллан искал малейший путь в индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Негромкий океаны. Но в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не нашёл. Тогда он, изучив описания, покинутые предшественниками, высказал предположение, что данный пролив должен быть южнее. Он изучил каждую бухту, любой залив – и нашёл пролив (потом названный его именем) между архипелагом и материком Огненная почва.

Какие конкретно способы научного познания применил Магеллан? Укажите три способа.

30. Назовите каждые три особенности научного познания и каждую из них проиллюстрируйте примером.

31. Раскройте на трех примерах способы добывания знаний, свойственные науке.

Обществознание. человек и Общество: Истина и её критерии. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Знание о предмете можно считать истинным, если оно. Истина, истинное и ложное

Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.

Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.

Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.

  • Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
  • Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
  • Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
  • Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
  • Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.

Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.

Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.

В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.

  • Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.
  • Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.
  • Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.

  • Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
  • Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
  • Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Вы смотрели конспект «Истина: критерии, структура, формы познания».

Понятие истины, её критерии

Категорию «истина», наряду с понятиями «добро» и «красота», можно отнести к основным ценностям общества. Истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета.

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ

Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.

В этом выражается важнейшее свойство истинного знания — его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов. Однако здесь возникает проблема – каковы показатели, которые позволяют нам делать вывод об истинности полученного знания.

Особенно строго к отбору и проверке критериев, способов обоснования истины относится наука. Различные трактовки понятия «истина»:

  • Соответствие знаний действительности.
  • То, что подтверждено опытом.
  • Некое соглашение, конвенция.
  • Свойство самосогласованности знаний.
  • Полезность полученного знания для практики.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Ограниченность эмпиризма сегодня достаточно очевидна.

Во-первых, как уже отмечалось, на уровнях восприятия и представления для получения целостной картины мира наше сознание использует элементы обобщенных знаний, кроме того, наш чувственный опыт может давать искаженное представление о действительности.

Во-вторых, многие теоретические постулаты, лежащие в основе научного знания, нельзя обосновать опытным путем.

Кроме того, сам опыт не есть нечто изначальное, мы «видим» действительность под определенным углом зрения, концентрируем внимание на отдельных объектах, по тем или иным значимым для нас причинам, — словом, чувственный опыт есть результат понимания, интерпретации.

Для представителей другого направления — рационалистов — критерием истины выступал разум. За образец истинного знания принималась математика. Многие исследователи критиковали рационализм за необоснованные, на их взгляд, претензии на исключительную роль разума в деятельности человека и развитии общества.

Некоторые ученые предложили считать, что в определении того, что принято считать истинным научным знанием, лежит соглашение между исследователями — «конвенции». В попытках снять односторонность указанных подходов родился еще один взгляд на главный критерий истины.

Возьмем элементарный пример. Допустим, что человек видит темное пятно на белом фоне. Однако существует ли оно реально? Да, сразу скажут некоторые, при условии, что его видят другие люди. Но, может быть, дело в том, что у всех людей одинаковый психофизиологический механизм восприятия?

ПРАКТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Как выйти за рамки чувственного опыта? Это возможно разными путями. Во-первых, поставить эксперимент, используя специальные приборы.

Во-вторых, осуществить практическое взаимодействие наблюдаемого явления с каким-либо другим. В зависимости от того, получили ли мы ожидаемый эффект, можно судить об истинности первоначального суждения.

Оба эти пути укладываются в понятие «практика», которая и рассматривается как критерий истины. При этом данное понятие трактуется широко: в него включаются и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент.

Вряд ли можно оспаривать значительную роль практики в познавательной деятельности людей. Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научного знания.

Из курса истории вы знаете, как потребности земледелия и мореплавания стимулировали развитие астрономии, геометрии. Производство создает приборы и аппараты для научного исследования, существенно расширяющие познавательные возможности человека.

С точки зрения этого подхода знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования. Вместе с тем многие философы считают, что признание практики в качестве критерия истины не является окончательным решением проблемы.

Во-первых, практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Во-вторых, если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит, придется отказаться от принципа развития знания: если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута, получена полная истина.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определённым местом, временем, обстоятельствами. Возможные критерии истины

  • Соответствие законам логики.
  • Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
  • Соответствие фундаментальным законам.
  • Простота, экономичность формы.
  • Парадоксальность идеи.
  • Практика.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА

Абсолютная истина это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Можно ли считать им, например, утверждение, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180°? Да, для евклидовой геометрии это бесспорное утверждение. Однако в других геометрических системах оно ошибочно.

Кроме того, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность — необходимую черту научного познания. Ведь знание предполагает активную работу мысли, а думать — значит сомневаться.

Читать еще:  Церковь святой екатерины в ираклионе. Музей религиозного искусства в церкви Св

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин.

Прежде всего сам мир бесконечно изменчив. Ограниченны, как уже отмечалось, и познавательные возможности человека.

Кроме того, возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента. В итоге на каждом этапе познавательной деятельности мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные.

Но по мере накопления знания одни относительные истины сменяются другими, более полными и глубокими. Некоторые философы сравнивают путь познания с лестницей, где каждая вновь открытая истина — ступень к следующей.

ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Если мы обладаем мощным и эффективным инструментом познания — мозгом, знаем, что такое истина, стремимся к истинным знаниям, то почему так велико количество заблуждений человечества в целом и каждого из нас в отдельности? (Здесь мы отбрасываем случаи заведомой лжи, сознательной подтасовки фактов.) Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые могут приводить нас к ложным выводам.

В частности, хорошо известно, насколько мы привержены общепринятым мнениям, даже если они расходятся с достоверными фактами и научно обоснованными выводами. Некоторые из этих мнений складываются стихийно, другие навязываются пропагандой или рекламой.

К примеру, долгое время многие были убеждены, что упитанность, «полнотелость» — признак здоровья. Такой взгляд сохранялся вопреки заверениям медиков в обратном. Складываются и веками держатся социальные мифы, например убеждение, что всякая власть от Бога.

Людям также свойственно устанавливать связь там, где ее нет на самом деле. Но главное, что препятствует установлению истины, — это, говоря языком науки, отсутствие полной и точной информации об интересующем нас предмете, а также необходимых средств для ее обработки. Конечно, вряд ли можно располагать исчерпывающими сведениями, особенно о сложном объекте познания.

Именно поэтому мы говорим, что наше знание образуют относительные истины. Но и то, что уже достоверно известно, далеко не всегда учитывается каждым из нас: что-то кажется несущественным, что-то мы отбрасываем как противоречащее сложившимся взглядам.

Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, мы просто отбрасываем многие сведения, упрощаем сложное, часто принимаем решение, основанное не на анализе ситуации, а на использовании привычной схемы — стереотипа. В результате наши выводы нередко поверхностны, а порой ошибочны. Добывать объективные, истинные знания о мире и человеке призвана в первую очередь наука.

ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКИ КАК КРИТЕРИЯ ИСТИНЫ

Практика — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурном контексте. Формы практики: материально-производственная (материальное производство (труд), преобразование природы); общественно-политическая: социальное действие (реформа, революция, война и т. п.) и научно-экспериментальная.

Характерные черты практики:

  • Источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
  • Основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его → происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
  • Цель познания: человек для того и познаёт окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
  • Критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

Конспект по обществознанию на тему «Понятие истины, ее критерии»

ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ, ЕЁ КРИТЕРИИ

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.

Истина — знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. Иначе говоря, истина — это адекватное отражение действительности.

ВИДЫ ИСТИНЫ:

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала. Выделяют основные виды истины:

1. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено. В научном познании является скорее идеалом, целью, а в познании посредством религии, мифологии и т.п. представлена широко;

2. Относительная истина – недостаточно полное знание о предмете, которое с течением времени, по мере развития науки может измениться. Знания, полученные на пути к абсолютной истине;

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) — в степени точности и полноты отражения действительности.

Говоря о ложном, нужно различать преднамеренную ложь и заблуждение.

Не всё в нашей жизни поддаётся оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. д.

Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного.

1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать.

Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности. Зависят от особенностей субъекта познания.

Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека. Содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества;

В структуре истины выделяют субъект и объект.

Объект истины — окружающая действительность или её часть.

Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ:

· обусловлена реальной действительностью, общественной практикой (объективность);

· истина — это процесс постижения объекта;

· истина всегда конкретна (связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания).

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.

· Эмпиризм . Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.

· Рационализм . Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.

· Агностицизм . Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами:

· Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).

· Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).

· Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Критерий истины – это то, что позволяет отличить истину от заблуждения или лжи.

Не существует единственного критерия истины. В качестве критерия принимается:

• авторитетность источника знания;

• соответствие законам логики;

• соответствие ранее открытым законам, теориям той или иной науки;

• договорённость (конвенция) специалистов в данной области;

• простота, ясность мысли;

• парадоксальность идеи и др.

В качестве основного критерия истины признают общественную практику.

Практика — источник и цель познания. Многие науки были порождены практическими потребностями общества. Человек познаёт окружающий мир и себя самого для того, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Практика — основа познания. Человек в процессе своей жизнедеятельности преобразует окружающий мир. Практика даёт объекты познания, методы, оборудование.

Практика — критерий истины. Пока теоретическое положение не будет проверено, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением).

Истина — знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета;

Гносеология – это философское учение о познании.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector