0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенон из Китиона. Зенон китийский и рождение стоицизма Зенон из кития был представителем

Зенон из Китиона. Зенон китийский и рождение стоицизма Зенон из кития был представителем

Зено́́н Кити́йский, Зенон-стоик. Родился ок. 334, Китион, Кипр. Дата смерти — ок. 262 до н. э., Афины. Древнегреческий философ, основоположник стоической школы.
Биография
Родился в греко-финикийском городе Китие (Китионе) на Кипре. Потомок выходцев из Финикии, сын Мназея. Занимался морской торговлей.

Около 320 до н. э. приехал в Афины, где стал учеником киника Кратета, но, недовольный его «киническим бесстыдством», перешел к Стильпону и к диалектику Диодору.

Диоген Лаэртский даёт портрет Зенона: это худой и высокий, нескладный и слабосильный человек с кривой шеей и толстыми ногами, любивший полакомиться зелёными фигами и пожариться на солнцепёке.

Сам став учителем, Зенон собрал вокруг себя многочисленных учеников, которые сначала назывались, по его имени, зенонеями, а потом, по месту преподавания (др.-греч. Ποικίλη στοά — расписной портик) — стоиками. Превосходные качества его характера заслужили ему особое уважение афинян и царя Антигона Гоната; награжденный при жизни золотым венцом и статуей, он после смерти удостоился почётного погребения в Керамике.

Живя крайне просто, без семьи и рабов, он избегал, однако, практиковавшейся киниками нищеты и грязи. Он прожил в Афинах около шестидесяти лет и достиг глубокой старости; год его смерти (как и рождения) в точности неизвестен (по предположению Целлера он умер в 270 до н. э., по Дройзену — в 267 до н. э.). Причем передают, что он умер, специально задержав дыхание, то есть, покончив жизнь самоубийством (этика стоиков это признавала нормальным в случае целесообразности).
Писания Зенона по этике, диалектике, физике и поэзии, перечень которых находится у Диогена Лаэртского, отличались, по древним свидетельствам, краткостью и отсутствием красноречия, но из них сохранились лишь немногие и незначительные отрывки, причём сомнительной подлинности. В общем учении стоиков, как оно излагается у древних авторов, невозможно определить, что собственно принадлежит Зенону и что — его преемникам, Клеанфу и Хрисиппу.

Известно, что Зенон пытался избавить от страха смерти таким умозаключением: “Зло не может быть славным, смерть бывает славной, значит, смерть не есть зло”.
До вступления Кипра в Европейский Союз Зенон Китийский изображался на монетах номиналом в 20 центов.

Память
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Зенона Китийского кратеру на видимой стороне Луны.

Зенон — основатель стоицизма


Возникшие почти одновременно две философские школы – киники и стоики, хоть и проповедовали одну идею – равнодушие к земным благам, отличались друг от друга в корне.

Не зря, в дальнейшем на базе одной, появилось такое явление, как циники от лат. сynici, в то время, как стоик ассоциируется у всех с мужественным человеком, безропотно переносящим все жизненные невзгоды.

Стоицизм, как направление философской мысли, в котором выделяются 3 периода его развития, просуществовало с III в. до н.э. до III в. уже нашей эры.

Первый период – это ранний стоицизм, представителями которого являлись Зенон из Китиона, Хрисипп и др.

Второй период – средний стоицизм ( II — I вв. до н. э.). Здесь звучат такие имена, как Панеттий и Посидоний;

Третий период — поздний стоицизм, где свой след оставили такие личности, как Цицерон, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий и др.

Свое название стоики получили от места, где находилась эта философская школа. А находилась она в крытой галерее, украшенной фресками – «стое». *

* Якушев. А. Философия (конспект лекций)

В этой статье мне хотелось бы рассказать о Зеноне, как основателе школы стоицизма.

Зенон из Китиона

Китион или Китий — город на Кипре, в те давние времена являлся центром финикийской цивилизации. Вот здесь-то и рос Зенон — сын сын Мнасея.

На греческую же землю этот финикиец ступил в тот момент, когда он занимался делом своего отца – продажей пурпура. Одно из его морских путешествий закончилось неудачей – весь его груз затонул в море и он вынужден был задержаться в Афинах. Было это в 315 году до н.э.

Существенного разорения гибель груза ему не принесла, но послужила толчком к переосмыслению своей жизни.

Зенон и киники

Вначале Зенон приник к киникам и сделался слушателем Кратеса, который добровольно отказался от заемных благ ради единения с природой. Слушая его, Зенон сделал для себя вывод, что жизнь человека должна строиться не на прихотях, а на непреложных законах бытия.

Но вульгарные выходки киников, их презрение, как к другим людям, так и к знаниям, не способствовали тому, что бы он стал их последователями. Ему такой образ жизни претил. Он считал, что если человек хочет жить в согласии с природой, то в первую очередь он должен озадачиться вопросом, что представляет из себя Вселенная и чем она управляется.

И он стал самостоятельно искать ответ на этот вопрос, поставив перед собой цель — реформировать кинизм, подведя под него прочное основание, очищенное от крайних экстравагантностей.

Зенон и стоики

Один из главных вопросов, на который стоики искали ответ, сводился к тому, чтобы понять, что такое благо и в чем оно состоит?

По их мнению благо состоит в том, чтобы жить в соответствии с добродетелью, т.е. с тем, что совершенно в соответствии с разумом. А в соответствии с разумом может быть совершено только благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. Все, что противоположно этим четырем элементам, т.е. неразумие, необузданность, несправедливость и трусость – это зло. Других, промежуточных состояний нет – либо добродетель, либо зло. Все, что может стоять между добродетелью и злом – безразличные вещи, которые не зависят от человека (жизнь и смерть, богатство и бедность, болезнь и здоровье). Поэтому эти безразличные вещи надо принимать такими, какие они есть. От человека не зависят обстоятельства его жизни, от него зависит лишь его отношение к этим обстоятельствам. Отсюда и происходит стоический постулат — жизненная пассивность, при которой человек примиряется со всем происходящим вокруг. Так утверждает, во всяком случае, Блинников Л.В. в своем кратком словаре философских персоналий.

Читать еще:  Христианское фэнтези: 6 лучших авторов на все времена

Только вот интересно, утверждая подобное о жизни и смерти, сам же Зенон закончил свое земное существование, добровольно лишив себя жизни, проще говоря, совершил суицид. И как так, по его мнению, жизнь и смерть не могут зависеть от самого человека?

Мень А. в своей книге «История религии. На пороге Нового Завета» утверждает, что согласно теории стоиков, если добродетельному человеку опостылела его жизнь, он имеет право распорядиться ею по своему усмотрению, вплоть до того, чтобы самому ее оборвать.

С одной стороны, стоицизм не так уж и плох. Не всегда надо жить стремглав и суетясь. Иногда надо подчиниться обстоятельствам и умереть свои пыл и страсти. Согласно стоицизму, единственно правильное благо всецело заключается в воле человека, а потому он может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в болезни, будучи приговоренным к смерти и т.д. Именно такое поведение освобождает человека от тревог и отрицательных эмоций ибо в нем изначально отсутствует страдание.

Но, в то же время, стоики призывали к социальному единству и космическому братству. Из этого космополитизма вытекала необходимость введения таких обычаев, к примеру, как общность жен и отмена денег. Наилучшей формой правления, по Зенону, был бы естественный союз свободных граждан, подобных стаду,

«пасущемуся на общих пастбищах, согласно общему закону»

* Пельман Р. История античного коммунизма и социализма

Ну, а если вы по своим убеждениям не стоик и предстоящая уборка помещений не дает вздохнуть свободно, обратитесь к профессионалам и они все за вас сделают.

Зенон из Китиона. Зенон китийский и рождение стоицизма Зенон из кития был представителем

Зенон на кипрской монете 2001 года.

Зенон из Китиона (Zenon) (ок. 333—262 гг. до н.э.). Философ и основатель стоической школы философии. Сын Мнасея из Китиона на Кипре. Согласно упоминаниям источников, по происхождению был финикийцем. В 313 г. до н.э. переехал в Афины, где посещал Платоновскую Академию, однако затем под влиянием Кратеса стал придерживаться философии киников. Еще позднее создал собственную философию и преподавал в Стое Пойкиле, от названия которой произошло наименование философского направления «стоицизм».

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 447.

Зенон из Китиона (Ζήνων) (ок. 336-264 до н. э.) — древнегреческий философ, основатель школы стоицизма. Название школа получила от греческого слова … («колоннада»), означавшего картинную галерею, где собирались ученики 3енона. В течение двух десятилетий обучался у киника Кратеса, мегарика (см. Мегарская школа) Стильпона, а также у философов Академии платоновской и Полемона. В 308 году до н. э. основал собственную школу в Афинах. Последователи 3енона назывались сначала зеноновцами, впоследствии — стоиками.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 121.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Основатель стоицизма (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Грицанов А.А. Зенон-Стоик (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Ильичёв Л.Ф. Автор идеи о безотносительности внутренней добродетели ко всему внешнему (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Столяров А.А. Потомок выходцев из Финикии (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).

Блинников Л.В. Дожил до преклонного возраста. и покончил жизнь самоубийством (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Далее читайте:

Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.

Мессения — область Древней Греции, располагавшаяся в юго-западной части Пелопоннесского полуострова. .

Арголида (Аргос), античное государство, существовало в кон. XII — XI в. до н. э.

Зенон из Китиона, древнегреческий философ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография Зенона

Зенон из Китиона – яркий представитель стоиков Древней Греции. Он основал данное философское направление.

Зенон умер в преклонном возрасте. По разным источникам, он совершил суицид, голодая долгое время. Им написано много трудов, но большинство из них сохранились лишь отрывочно, или известны только их названия.

Мало сохранилось работ и других стоиков:

  • Клеанфа (264-232 г. до. Р.Х.), руководившего школой строго ортодоксальной направленности, он дожил до ста лет, умер так же, как и Зенон, заморив себя голодом;
  • Хрисиппа (281-208 г. до Р.Х.) – умер естественной смертью, по разным источникам – от неразбавленного вина или от смеха.

Диогеном Лаэртским были изложены взгляды стоической философии целиком, то есть он объединил воззрения всех стоиков вместе. Система стоической философии сложена из трех частей:

  • логика,
  • физика,
  • этика.

Философия Зенона из Китиона

Зенон и его последователи – стоики — сравнивали философию с целостным организмом, или садом, или яйцом. Например, при сравнении философии с яйцом, они говорили, что желток представлен этикой, белок – физикой, скорлупа – логикой. При сравнении философии с организмом, они считали, что жилы и кости – это логика, мясо – этика, а душа – физика.

Все три части философии, по мнению Зенона и его последователей стоиков, заслуживают внимания, так как логика призвана скреплять систему, физика – давать знания, касающиеся природы, а этика – учить жить в согласии с природой.

Разработка вопросов логики протекала у стоиков под воздействием аристотелевской логики. Зенон в своей логике, в первую очередь, обращался к языку и речи в качестве формы, в которой выражается мысль. Логика разделяется на риторику, которая изучает правила, в соответствии с которыми строится беседа, и диалектику, которая изучает правила связного изложения. Диалектика включает собственно логику, занимающуюся «обозначаемым», и грамматику, занимающуюся словом.

Читать еще:  11 правил для родителей, чтобы ребенок не пропал

Готовые работы на аналогичную тему

Максимальный вклад Зенон внес в учение об обозначаемом в качестве словесно выраженного («лектон»).

Лектон – это определенный тип содержания мышления, словесно выраженного и оформленного.

Основная мысль стоиков, на основании взглядов Зенона, заключалась в существовании «лектона» исключительно в словесном выражении, или в любом знаковом оформлении. Вместе с этим сам знак или слово не могут существовать без лектона. Теория лектона – это теория о значениях слов, ее первый подход к этому вопросу, который получил свое всестороннее выражение в последующей истории философии, особенно в рамках современной аналитической философии.

Стоиками в гносеологии, разработанной Зеноном По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее , было выдвинуто понятие «каталепсис» — постижение. В процесс познания стоиками было включено «согласие» субъекта, некоторый волевой акт, который присутствует в акте познания. Иными словами, познание, как считали стоики, совершается как возникновение ощущений, восприятия существующего предмета, запечатление этого предмета в душе и возникновение согласия субъекта. У стоиков данный процесс носит название «каталептическая фантазия».

Вместе с этим стоиками признавалось наличие научных понятий, требующих для своего усвоения обучения и воспитания. Наиболее обще научные понятия стоики делили на категории, среди которых высшей категорий стоики называли «сущее».

Стоики считали, что существуют только тела, имеющие субстрат. Качества тел также являются материальными. Все в мире построено из четырех стихий: огонь, воздух, вода и земля. Стоики считали, что огонь – первостепенен в мире. Но различают два начала в мире: пассивная материя и движущее начало – логос, или Бог.

В соответствии со взглядами стоиков, все эти стихии взаимодействуют и образуют некий «пневматический тонус», под которым они понимают напряжение, которое возникает под влиянием теплого воздуха и огня и является источником вещей.

При этом концепция детерминизма была доведена стоиками до фатализма, так как они утверждали, что мир развивается циклами, периодически возвращаясь к первоначальной стадии, после исчерпания своих возможностей и погибает в мировом пожаре.

Стоики представляли космос в качестве разумного существа. Бога видели пантеистически, в смешении с природой и материей. Вместе с этим они считали, что Бог вечен, так как существует и после гибели мира.

Душа По данной теме мы уже выполнили реферат Душа человека подробнее , по мнению стоиков, по своим исходным установкам все-таки признана бессмертной. Бессмертие в данном случае подразумевает Бога. Стоики также говорили о противоречивости своей теологии, так как в ней признано, с одной стороны, смешение материи с Богом, а с другой – продолжение существования Бога после гибели мира в мировом пожаре. Согласно мыслям стоиков, Бог существует, и они сделали этот вывод на основании логических аргументов.

Все благие качества были разделены стоиками на четыре добродетели:

  • благоразумие;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • мужество.

Зло представлено пороками, противоположными добродетели, к ним относятся:

  • необузданность,
  • неразумие,
  • несправедливость,
  • трусость.

Между пороками и добродетелями расположено то, что не зависит от человека, то есть безразличные вещи, такие как жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье.

Стоицизм видел бесстрастие, или атараксию путем к блаженству, поэтому ими первыми была разработана теория страстей. Страсти для них делились на положительные и отрицательные. Положительными страстями являются радость, осторожность и воля. Отрицательными – печаль, страх, вожделение и наслаждение.

Стоиками отрицались позиции крайних гедонистов (киренаиков) и позиции умеренных гедонистов (эпикурейцев). Поэтому они считали первостепенным стремление человека к самосохранению, а не к удовольствию.

Глава XXII. Зенон Китийский, основатель стоицизма

История философа, который учился у покойников.

Извини, любезный читатель, я ввел тебя в заблуждение, пообещав закончить рассказы о философах Древней Греции. Да, было такое намерение покинуть древнюю Элладу и обратиться к римским мудрецам, Сенеке и Марке Аврелии, стоикам. Но как это сделать, не коснувшись прелюбопытнейшей жизни основателя стоицизма, Зенона Китийского? Исправляю свою ошибку. Вот мой рассказ о нем.

Зенон, сын Мнасея (или Демея), из Кития, что на Кипре, греческом городе с финикийскими поселенцами. Так пишет Диоген Лаэрций.

Въедливый Лаэрций добавляет, что у Зенона была кривая шея. Сам он этого не видел, но вычитал в трудах Тимофея Афинского. Сам Зенон был, «по свидетельству Аполлония Тирского, худой, довольно высокий, со смуглой кожей (за что его и прозывали «египетской лозой», как сообщает Хрисипп в I книге «Пословиц»), с толстыми ногами, нескладный и слабосильный – оттого-то, как говорит Персей в «Застольных записках», обычно он не принимал приглашений к обеду. Зато, говорят, ему доставляло удовольствие есть зеленые фиги и загорать на солнце».

Зенон учился философии не менее двадцати лет. Вначале он учился у Кратета, потом по десять лет у Стильпона, Ксенократа и еще у Полемона. Ему и этого показалось мало и Зенон обратился к оракулу с вопросом, как ему прожить жизнь достойно. Оракул посоветовал «взять пример с покойников», Зенон правильно понял совет и стал усердно читать древних писателей.

Тут надо сделать весьма существенное уточнение. Древние греки называли философией примерно то же самое, что мы называем словом «физика», то есть науку об устройстве Вселенной. Плюс еще и другие науки, начиная с психологии и заканчивая ботаникой. Поэтому то столь усердный исследователь, каким был Зенон Китийский, не мог не написать кучу сочинений по самым различным областях доступного ему знания. Он и написал. Судите сами, вот они:

«Государство», «О жизни, согласной с природою», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О цельном», «О знаках», «Пифагорейские вопросы», «Всеобщие вопросы», «О словах», «Гомеровские вопросы» в 5 книгах, «О чтении поэзии». Кроме того, ему принадлежат: «Учебник», «Решения», «Опровержения» в 2 книгах, «Воспоминания о Кратете», «Этика».

Читать еще:  Восточная притча. Притчи восточные: мудрые и короткие

Прервем рассказ о Зеноне. Расскажем о Стое. На самом деле это ни что иное как портик, расписной портик- «Стоа Пойкиле» — (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»). Проще говоря, галерея или эстрада. То есть возвышение с крышей, которую подпирает ряд колонн. По латыни – «портик», по гречески «стоя». Понимаете теперь, почему для рассказа о стоицизме нам пришлось рассказать о греке Зеноне? Иначе от Сенеки и Марка Аврелия слишком далеко пришлось бы возвращаться.

Зенон рассуждения свои он излагал, прохаживаясь взад и вперед по этой самой «Расписной Стое» (собственно, она называется Писианактовой, но по фрескам Полигнота получила название Расписной, пишет Лаэрций).

Выбор им был сделан не случайно. Зенон не любил толпы и шума городского. Он искал тишины. А в этом месте при Тридцати Тиранах было убито полторы тысячи человек, и афиняне обходили Стою стороной.

Зато ученики Зенона стали здесь собираться, и поэтому их прозвали стоиками, а раньше звали просто зеноновцами.

Мы еще успеем потолковать об основных канонах стоицизма, а сейчас лучше расскажем о Зеноне.

Он был богатым человеком, по приезде в Афины у него уже было около тысячи талантов(это серьезная сумма), и он обеспечивал себе пропитание, отдавая эти деньги в рост(то есть под проценты) корабельщикам, как пишет Лаэрций. То есть финансировал торговые экспедиции, так как и сам прибыл в Афины на корабле, который впрочем потерпел крушение. В общении с людьми Зенон был весьма обходителен, македонский царь Антигон часто приглашал его на застолья, но когда доходило до буйства, Зенон вовремя покидал гулянья. Когда Антигона спросили, что его восхищает в Зеноне, тот ответил: «Тем, что, сколько он ни получал от меня дорогих подарков, я ни разу не видел его ни надменным, ни униженным».

При всем своем богатстве, Зенон «был мрачен и едок, с напряженным лицом. Жил он просто и не по-эллински скупо под предлогом бережливости».

Будь иначе, не стал бы Зенон знаменитым философом, а остался бы простым торговцем или ростовщиком.

Зенон знал толк в метком и остром слове. Вот что пишет об этом Лаэрций:

«Один юноша вел слишком дерзкие разговоры; Зенон ему сказал: «Ну, мальчик, не скажу я тебе того, что думаю!» К нему льнул один родосец, отличавшийся красотою и богатством, а более ничем; чтобы отделаться от него, Зенон сперва посадил его на пыльную скамью, чтобы он запачкал одежду, а потом отвел ему место среди нищих, чтобы он терся об их лохмотья; и наконец юноша сбежал. «Ничего нет неприличнее гордыни, – говорил Зенон, – а в молодых людях особенно». Не надо обременять память звуками и словами, а надо стараться расположить свой ум к извлечению пользы и не думать, будто это какое-то уже сваренное и поданное угощение. Он говорил, что молодые люди должны знать порядок и в походке, и в облике, и в одежде; и он часто напоминал стихи Еврипида о Капанее:

« Он был богат, но не был он заносчив:

Нимало не тщеславней, чем бедняк».

Чтобы овладеть науками, говорил он, самое нежелательное – это самомнение, а самое надобное – это время. На вопрос, что такое друг, он ответил: «Второй я».

Однажды он порол раба за кражу. «Мне суждено было украсть!» – сказал ему раб. «И суждено было быть битым», – ответил Зенон. Красоту он называл цветом целомудрия (а иные говорят, что, напротив, целомудрие – цветок красоты). Как-то раз он увидел чьего-то знакомого раба всего в синяках; «Вижу следы твоего нрава!» – сказал он ему. Кто-то натерся душистым маслом; Зенон спросил: «От кого это так запахло женщиной?» Дионисий Перебежчик спросил, почему Зенон ему одному не делает замечаний? «Потому что я тебе не доверяю», – отвечал Зенон. Мальчишке-болтуну он сказал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше говорили». Однажды на попойке он лежал и молчал; его стали спрашивать, в чем дело, а он ответил: «Передайте царю, что среди вас был один человек, умеющий молчать», потому что спрашивавшие были посланы от Птолемея и хотели узнать, что передать от Зенона царю. Его спросили, как он чувствует себя, когда его бранят; он сказал: «Как посол, когда его отсылают без ответа».

Аполлоний Тирский рассказывает, что однажды Кратет схватил его за плащ, чтобы оттащить от Стильпона. «Нет, Кратет, философов мало хватать за уши: убеди и уведи! сказал ему Зенон. – А если ты оттащишь меня силой, то телом я буду с тобой, а душой со Стильпоном».

Гиппобот сообщает, что водился он и с Диодором, усердно занимаясь с ним диалектикой, и сделал в ней большие успехи, но был так далек от тщеславия, что пошел в ученье к Полемону, и тот, говорят, сказал ему: «Вижу, Зенон, ты прокрался ко мне через черный ход, чтобы выкрасть наше учение и разодеть его по-финикийски!» А когда один диалектик показал ему семь диалектических приемов для софизма «Жнец», он спросил, сколько тот за них хочет, и, услышав: «Сто драхм», заплатил двести; такова была в нем страсть к знаниям».

Умер Зенон в преклонном возрасте и по собственной воле. Уходя с занятий с учениками, он споткнулся и сломал себе палец. Тут же, постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» Тимофея Афинского:

«Иду, иду я: зачем зовешь?»

И умер на месте, задержав дыхание. Афиняне погребли его, воздав высшие почести.

Что же касается Зенонова учения, которое и получило название стоицизм, то состояло оно из трех частей – физики, логики и этики. Сам Зенон ставил на первое место логику, но его последователи внесли каждый свою трактовку и нам предстоит еще рассказать об этом.

Из учения Зенона самой существенной оказалась этика. Образ сурового мудреца, непоколебимо и мужественно переносящего невзгоды судьбы, твердого в жизненных испытаниях, стал одним из столпов общественного сознания европейцев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector