0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Притча о блудном сыне — толкование смысла

Содержание

В притче, младший сын желает получить свою часть собственности и уйти. Неподобающая просьба в высшей степени оскорбительна. В ветхозаветные времена получить наследство можно было только после смерти родителей. Однако, глава семьи разделяет имущество и даёт обоим детям. Он понимает, что произойдет с младшим сыном, но не препятствует ему. У строптивца уже зародился похотливый помысел и удерживать бунтаря при себе страхом и послушанием не имеет смысла. Отцу нужен не бездушный наемник, но сын, который оставался бы в доме по свободному произволению и любви. Своевольник все же уходит в дальнюю сторону. Он не собирается создавать семью или приумножать богатство. Цель отрока: вести разгульную, необременительную жизнь, предаваться похоти и веселью.

В 72 псалме Давида говорится: « Ибо вот, удаляющие себя от Тебя, гибнут ». По толкованию, отец в притче о блудном сыне – Бог, а имение, не что иное, как Царство Божие. Уход из него отождествляется с отступничеством, самовластием и неразумием. Человек далеко удаляется от Царствия Божия и расточает Божественные дары.

Притча о блудном сыне

В воскресенье читается отрывок из Евангелия от Луки (15, 11-32). В нем Христос рассказывает притчу о блудном сыне.

Два брата жили в доме отца. Когда младший сын вырос, то попросил своего отца, чтобы он дал ему часть имения, принадлежавшую ему. По сути, он захотел, чтобы отец «как бы умер», ведь только после смерти родителей можно получить наследство.

Но отец согласился, несмотря на необычность заявления сына. Он отдал ему полагающуюся ему часть имения. И сын пошел из отчего дома в неизвестном направлении. Молодому человеку захотелось свободной и счастливой жизни, которую он, по его мнению, не мог вкусить, живя в доме отца. Многим детям хочется свободы, ведь родители все время учат и всё запрещают. И в наше время часто случается, что дети сбегают из дома.

Герой притчи, конечно, вкусил все «прелести» свободной жизни, и очень скоро все деньги у него закончились. Ведь он необдуманно тратил их на развлечения. Да еще настал голод в той стране, где он находился, и сын стал голодать.

Он пошел и устроился на работу к одному богачу. Молодой человек стал пасти свиней. Он был настолько голоден, что желал даже насытиться рожками – кормом для скота, но никто не разрешал ему.

Тогда он, размышляя в себе, подумал: «у моего отца столько работников, которые питаются вдоволь, а я тут голодаю. Пойду к отцу моему, скажу, что согрешил и недостоин уже называться сыном твоим. Прими меня, хотя бы в число работников твоих».

И он пошел обратно в свой дом, из которого так стремился убежать когда-то. Он готовился к раскаянию, броситься в ноги отцу. Он уже не ожидал от отца прощения. Но произошло неожиданное.

На половине дороги сын увидел, как сам отец идет к нему. Отец издалека увидел своего блудного сына и побежал к нему навстречу. Сын совсем не ожидал, что отец простит и будет к нему милостив. Но не успел сын договорить своих слов, чтобы отец принял его в число своих наемников. Так отец бросился на шею к сыну и крепко обнял его, не дав договорить ему свою задуманную покаянную речь.

Затем отец повел его домой, велел одеть сына в лучшие одежды, надеть сапоги на его ноги и перстень на руку. Также он велел заколоть теленка упитанного и устроить пир, в честь того, что пропавший сын его нашелся.

Все начали есть, пить и веселиться. Тут с поля возвращался старший сын. Он услышал веселое пение и, подозвав слугу, спросил, что за веселие в доме отца. Тот ответил, что пир устроен в честь младшего сына, который вернулся домой. Тогда старший сын обиделся и не захотел идти домой.

Отец вышел к нему и просил войти в дом. Но тот, обиженно, сказал, что он всегда слушался его и вел себя хорошо, но отец никогда не разрешал заколоть даже козленка, чтобы он повеселился с друзьями. А когда этот блудный сын вернулся, то отец устроил большой пир.

На это отец ответил, что он всегда с ним, и все у них общее, а этот блудный сын пропал и нашелся, был мертв и ожил.

Понять и простить: в чем смысл подготовительной недели о блудном сыне?

Фото: Возвращение блудного сына. Николай Лосев / pravmir.ru

16 февраля 2020 года наступает вторая подготовительная неделя перед Великим Постом. Она называется Неделя о блудном сыне (неделя на церковном языке – воскресенье, прим. ред.). В этот день Церковь вспоминает самую известную притчу Иисуса Христа. О чем она и какой несет смысл в преддверии одного из главных испытаний, читайте в нашей рубрике «Вопрос – ответ».

Читать еще:  Смерть на ступеньках, или Как правильно оказывать помощь

Притча рассказывает о том, что у зажиточного человека было два взрослых сына. Старший всегда был при отце, помогал ему в хозяйстве и не смел перечить. Младший же вел довольно праздный образ жизни. А однажды и вовсе потребовал отца поделить наследство и выдать его часть.

Глава семейства отдал то, что полагалось сыну, и тот ушел. В далеких краях он быстро потратил деньги. Наступили тяжелые времена, но гордость и стыд не позволили блуднику идти к родителю. Чтобы не умереть с голода, он нанялся работать свинопасом – самая низшая степень падения в то время. Доходило до того, что он украдкой ел еду, которую давали животным Невыносимые условия жизни довели юношу до отчаяния. Он решил вернуться к отцу и проситься к нему слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу и обнял его.

«Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим«, – сказал парень.

Отец вместо того, чтобы прогнать блудного сына, приказал рабам принести лучшую одежду, дать перстень (символ власти), обувь. А также заколоть самого откормленного теленка для праздника в честь возвращения наследника.

Когда старший сын вернулся с поля, дома уже пели песни и веселились. От слуги он узнал о поводе для торжества. Ему же за все время службы ни разу не был оказан такой прием. Он рассердился и даже не захотел входить.

«Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся«, – такими словами пригласил отец старшего сына в дом (Лк. 15:11-32).

Главный смысл этой притчи кроется во взаимоотношении между человеческой душой и Богом. Бога символизирует отец, для которого все люди являются детьми. Под образом блудного сына подразумеваются все те, кто удалился от Бога, кто грешен и был своеволен. Порой и мы, как этот блудный сын, уходим от Бога.

Через этот рассказ Церковь напоминает о милосердии всевышнего ко всем грешникам, которые обращаются к Богу с искренним раскаянием. В нескольких шагах до Великого поста (особого времени в жизни каждого верующего) эта притча – луч надежды на то, что Бог простит грешников и протянет руку помощи. Церковь призывает вернуться к Богу, сокрушенно и искренне покаявшись в грехах, и надеяться на Его прощение и милосердие.

Отдельно стоит сказать про старшего брата. Он служил отцу не ради любви, а лишь старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника. Не мог он и поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать. Так бывает и в жизни: люди ходят в храм, соблюдают все каноны, но, если кто-то из прихожан в силу незнания сделал что-то не так, они начинают возмущаться. Неделя о блудном сыне – напоминание о том, что Бог всегда готов простить и принять, но только раскаявшееся сердце.

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан – научиться, как родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в душе не осталось обиды, зла.

16 февраля и в два последующих воскресенья на Всенощной поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Он описывает страдания евреев в плену Вавилонском и их тоску о своем отечестве, напоминая верующим о греховном плене и о необходимости стремиться к духовному отечеству – Царствию Небесному. Появление этого псалма именно в Неделю о блудном сыне – не случайно. Тут в псалме прослеживается общая идея с притчей – грусть по родине, по отчему дому. Кроме того, важно, что евреи оказались за пределами своей родной земли не случайно, а в наказание за грехи всего народа.

Евангельская притча о блудном сыне, также звучащая на богослужении, как бы продолжает смысловой ряд: отец ждет возвращения блудного сына. Подобно древним евреям, находившимся в плену у чужеземцев, мы пленены своими страстями и греховным образом жизни. Все тексты богослужения в Неделю о блудном сыне пронизаны соединением плача о своих грехах и радостью о том, что возможность вернуться не потеряна.

По окончании второй подготовительной седмицы наступает неделя о страшном суде. Это воскресенье за неделю до начала поста носит название Мясопустной недели.

Читайте также в сюжете: Великий пост-2020

«Приготовление к Посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение – это начало настоящего покаяния. Смирение – прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий», – пишет отец Александр.

Итак, сначала – желание, потом – смирение. О чём же дальше напомнит нам Церковь, бережно приготовляя к Великому посту, о чём завтра будет возглашать Евангелие? Почему на утрене, после радостных псалмов полиелея, будет петься полный тоски псалом 136? Об этом – в сегодняшнем рассказе протопресвитера Александра Шмемана.

Значение

Каждая подготовительная неделя связана с главной темой Великого поста — искуплением и спасением человечества. Смысл Недели о блудном сыне, наверное, лучше всего раскрывает седален (богослужебное песнопение, исполнение которого допускается слушать сидя) из канона на Утрени:

Читать еще:  В храме христа спасителя торжественно встретили мощи николая чудотворца. Мощи Николая Чудотворца в России
Церковнославянский текст:
Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие,
на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе,
ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.
Русский текст (иером. Амвросия (Тимрота):
Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!».

Эта молитва входит не только в состав богослужения второй подготовительной недели, но и в чин монашеского пострига.

Трогательные слова богослужебного текста отражают настроение, к которому готовит нас Церковь. С одной стороны, осознание своей греховности, духовной нищеты и недостоинства. С другой — надежда на прощение и встречу с любящим Отцом.

И когда я так всё вспоминаю, я нахожу в себе и желание и силу вернуться: «…я вернусь к щедрому Отцу, со слезами взывая: прими меня, как одного из наемников Твоих…»

Надо обратить внимание и упомянуть здесь одну из литургических особенностей этого Воскресения блудного сына. На утрене, после радостных и торжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мои гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего…

(На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего…)

И когда я так всё вспоминаю, я нахожу в себе и желание и силу вернуться: «…я вернусь к щедрому Отцу, со слезами взывая: прими меня, как одного из наемников Твоих…»

Надо обратить внимание и упомянуть здесь одну из литургических особенностей этого Воскресения блудного сына. На утрене, после радостных и торжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136:

На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мои гортани моему, аще не помяну Тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего…

(На реках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя (моя правая рука, со всей ее ловкостью и хитростью). Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего…)

Кондак Недели о блудном сыне

Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно, в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство. Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́: согреши́х пред Тобо́ю, О́тче ще́дрый, приими́ мя ка́ющася и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х.
От Твоей отеческой славы я безумно удалился, в злых делах расточив богатство, которое Ты дал мне. Поэтому приношу Тебе голос блудного сына: согрешил пред Тобой, Милосердный Отец, прими меня, каюшегося, как одного из наемников Твоих.

Почему поётся псалом изгнания и каков смысл Недели о блудном сыне

Приближаясь к сорокадневному странствию Великого поста, мы ощущаем особую необходимость почувствовать дух великопостных богослужений, понять, что означает читаемый на первой неделе Великий канон Андрея Критского, зачем нужно бить поклоны на покаянной молитве Ефрема Сирина, откуда пошла традиция «Прощеного Воскресенья» и как не превратить Великий пост в обычную диету. ..

Всё это скрыто в текстах великопостных служб, в особых молитвах и песнопениях, которые важно знать и понимать. Чтобы помочь в этом читателям, мы публикуем выдержки из книги протопресвитера Александра Шмемана «Великий пост».

Тайны великопостных богослужений

Приближаясь к сорокадневному странствию, нам особенно важно почувствовать дух великопостных богослужений, понять, что означает читаемый на первой неделе Великий канон Андрея Критского, зачем нужно бить поклоны на покаянной молитве Ефрема Сирина, откуда пошла традиция «Прощёного Воскресенья», и как не превратить Великий Пост в обычную диету. Всё это – скрыто в текстах великопостных служб, в особых молитвах и песнопениях, которые важно знать и понимать.

От желания – к смирению

Напомним, уже третье воскресенье Святая Церковь вспоминает особые события из Евангелия, и эти воспоминания помогают нам начать подготовку к странствию Великого поста.

Закхей не постеснялся народа и залез на дерево, лишь бы увидеть в толпе Христа, и Господь ответил на желание Закхея, войдя в дом к нему. Это первый призыв Церкви: мы должны желать того настоящего, заложенного в самой глубине нашей души, признать жажду Абсолютного, которое в нас есть. «И если мы достаточно глубоко, сильно желаем, Христос нам ответит», – заключает Александр Шмеман.

За желанием следует смирение. Об этом нам напоминает притча следующего воскресенья – о мытаре и фарисее . Тот, кто не смел даже на небо взглянуть, а только бил себя в грудь, прося Бога о помиловании, оказался выше довольного собой и своими добрыми делами человека. «Приготовление к Посту начинается прошением, молитвой о получении смирения, так как смирение – это начало настоящего покаяния. Смирение – прежде и больше всего восстановление, возвращение к настоящему порядку вещей, правильных понятий», – пишет отец Александр.

Читать еще:  Что можно кушать на поминках в пост. Поминальный обед: меню

Почему сегодня вечером будут петь полный тоски псалом?

Итак, сначала – желание, потом – смирение. О чём же дальше напомнит нам Церковь, бережно приготовляя к Великому Посту, о чём завтра будет возглашать Евангелие? Почему на утрене, после радостных псалмов полиелея, будет петься полный тоски псалом 136? Об этом – в сегодняшнем рассказе протопресвитера Александра Шмемана.

Возвращение в отчий дом (Hеделя о блyдном сыне)

В тpетье воскpесение, пpиготовляющее нас к Великомy Постy, мы слyшаем чтение пpитчи о Блyдном сыне (Лyка 15, 11-32). В пpитче и в стихиpах этого дня говоpится о покаянии человека, возвpащающегося из самовольного изгнания. Hам pассказывается о блyдном (моpально заблyдившемся) человеке, котоpый yшел в «далекyю стpанy» и там истpатил все, что он имел.

Если этого не почувствуешь, христианскую веру не поймёшь

Далекая стpана! Это единственное опpеделение состояния человека, котоpое мы должны пpинять и yсвоить, когда мы пpиближаемся к Богy. Человек, котоpый никогда зтого не испытал, хотя бы только немного, котоpый никогда не почyвствовал, что он изгнан от Бога, от настоящей жизни, никогда не поймет, о чем говоpит хpистианская веpа. И тот, кто чyвствyет себя совеpшенно «дома» в этом миpе, кто никогда не испытал мyчительной тоски по дpyгой Пpавде, никогда не поймет, что такое pаскаяние.

То, без чего исповедь не имеет настоящей силы

Покаяние часто пpосто пpевpащается в pавнодyшное, объективное пеpечисление гpехов и пpегpешений, как пpизнание себя виновным пеpед законным обвинительным актом. Исповедь и pазpешение гpехов pассматpивается как что-то юpидически законное. Hо пpи этом забывается что-то сyщественное, без чего ни исповедь, ни pазpешение гpехов не имеют ни настоящего значения, ни силы.

Это «что-то» и есть именно чyвство отдаления от Бога, от pадости общения с Hим, от настоящей жизни, созданной и данной нам Богом. Действительно, нетpyдно пpизнаться на исповеди, что не соблюдал постов, пpопyскал yтpом или вечеpом молитвы, сеpдился. Hо совеpшенно дpyгое – это вдpyг осознать, что я запятнал и потеpял свою дyховнyю кpасотy, что я далек от своего настоящего «дома», своей настоящей жизни и что что-то дpагоценное, чистое и пpекpасное безнадежно сломано в самой моей жизненной сyщности. И однако это сознание, только это и есть настоящее покаяние и в то же вpемя гоpячее желание веpнyться назад, обpести вновь потеpянный «дом».

Всё это я потерял!

Я полyчил от Бога богатые даpы: пpежде всего – жизнь и возможность наслаждаться ею, наполнить ее значением, любовью, знанием; а потом – в Кpещении – Hовyю Жизнь Самого Хpиста, даp Святого Дyха, миp и pадость Цаpства Hебесного. Я полyчил знание Бога и в Hем знание всего пpочего, силy и возможность сделаться одним из сыновей Божних. И все это я потеpял и пpодолжаю все вpемя теpять не только в особых гpехах и пpегpешениях, но в наибольшем изо всех гpехов – в yтpате моей любви к Богy, в пpедпочтении «стpаны далекой» пpекpасномy домy Отца.

Hо здесь Цеpковь напоминает мне о том, что я покинyл и потеpял. И, слyшая ее голос, я вспоминаю. «Я безyмно yдалился от Твоей Отеческой славы,– поется в кондаке этого дня,– с гpешниками pастpатил данное мне богатство. Hо взываю к тебе голосом блyдного сына: согpешил я пеpед Тобою, Отче щедpый, пpими меня кающегося, пpими меня, как одного из наемников Твоих».

И когда я так все вспоминаю, я нахожy в себе и желание и силy веpнyться: «…я веpнyсь к щедpомy Отцy, со слезами взывая: пpими меня, как одного из наемников Твоих…».

Там сидели мы и плакали…

Hадо обpатить внимание и yпомянyть здесь однy из литypгических особенностей этого Воскpесения Блyдного сына. Hа yтpене, после pадостных и тоpжественных псалмов полиелея, мы поем полный тоски псалом 136:

Hа pеках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянyти нам Сиона… Како воспоем песнь Господню на земле чyждей? Аще забyдy тебе, Иеpyсалиме, забвена бyди десница моя. Пpильпни язык мои гоpтани моемy, аще не помянy Тебе, аще не пpедложy Иеpyсалима, яко в начале веселия моего…

Hа pеках вавилонских, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе… Как нам петь песнь Господню на земле чyжой? Если я забyдy тебя, Иеpyсалим, забyдь меня, десница моя (моя пpавая pyка, со всей ее ловкостью и хитpостью). Пyсть пpилипнет язык мой к гоpтани моей, если я не бyдy помнить тебя, если не поставлю Иеpyсалима во главе веселия моего…

О псалме изгнания

Это псалом изгнания. Его пели евpеи в Вавилонском пленy, вспоминая свой святой гоpод Иеpyсалим. Он стал навсегда песнью человека, котоpый осознает себя изгнанным от Бога и, сознавая это, становится вновь человеком, тем, котоpый никогда не может найти полного yдовлетвоpения в этом падшем миpе, потомy что по своей пpиpоде и пpизванию он всегда ищет, как паломник, Совеpшенства.

«Этот псалом поется еще два pаза, в последние два воскpесения пеpед Великим Постом. Он откpывает нам значение Поста как паломничества, покаяния – возвpащения в дом Отца», – завершает своё объяснение Недели о блудном сыне протопресвитер Александр Шмеман.

  • %0D%0A%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D1%8F%D1%81%D1%8C%20%D0%BA%20%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8E%20%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%2C%20%D0%BC%D1%8B%20%D0%BE%D1%89%D1%83%D1%89%D0%B0%D0%B5%D0%BC%20%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%8E%20%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%83%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D1%83%D1%85%20%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8+%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C+%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B&subject=%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%20%D0%BF%D0%BE%D1%91%D1%82%D1%81%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%20%D0%B8%D0%B7%D0%B3%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%20%D0%9D%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B1%D0%BB%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%81%D1%8B%D0%BD%D0%B5+

Find more like this: АНАЛИТИКА

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector