0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Языческие боги и названия дней недели. Раскапываем языческие корни дней недели Как четверг называют в Европе

Как боги и планеты повлияли на название дней недели в разных языках

Понедельник, вторник … воскресенье – названия и последовательность дней недели прекрасно знают даже пятилетние дети. Это весьма удобный и понятный всем отсчет, поскольку упоминание, скажем, о пятнице 28 февраля 2014 года позволяет нам быстро сориентироваться во времени и понять – о каком именно дне идет речь.

Но когда, как и откуда взялись эти названия?

Почему в русском языке среду называют «средой», в Англии – wednesday («уензди»), а во Франции – mercredi («меркоди»)? Небольшая экскурсия в прошлое поможет разобраться в этом вопросе.

ДНИ НЕДЕЛИ У СЛАВЯН. И названия месяцев, и названия дней недели у разных народов так или иначе связаны с религией, и славяне – не исключение.

Возьмем любимый всеми выходной – воскресенье. Наименование этого дня недели имеет непосредственное отношение к великому библейскому событию – воскресению Иисуса Христа после распятия. Слово «воскрешать» имеет старославянские корни и означает оживление или здоровье.

Возможно, вам будет интересен тот факт, что среди всех славянских народов только у русских 7-й недели зовется воскресением. У других родственных народностей этот день обозначается как неделя, т.е. нерабочий день, день неделания. Например:

  • у поляков – niedziela,
  • у болгар – неделя,
  • у белорусов – нядзеля,
  • у украинцев – неділя.

Все остальные дни недели (кроме субботы) в русском языке просто отсчитываются после воскресенья (или недели) по порядку.

Понедельник– первый после недели, Вторник – второй, Среда – серединный день недели, Четверг – соответственно, четвертый, ну и Пятница – пятый день после недели.

Исключением является суббота, название которой происходит от еврейского слова «шаббат» (для примера – в русском языке это суббота, у поляков, словенцев и чехов – sobota). Иудеи именно в этот день воздерживаются от работы, поскольку считают субботу выходным днем.

Название «шаббат» пришло к древним римлянам и затем к европейцам вместе с распространением христианства, которое призывает в 7-й день недели не работать, а посвятить Богу.

Необходимо отметить, что к порядку отсчета дней недели приложил руку Советский Союз. Первым днем недели долгое время оставалось (и до сих пор остается в некоторых странах) воскресение. И было оно самым обычным рабочим днем. Но в 1940 году в СССР был выпущен указ, который предписывал введение семидневной рабочей недели и «назначал» выходным именно воскресенье. Впоследствии многие другие страны также перешли на недельный отсчет с понедельника.

НЕДЕЛЯ ПО-АНГЛИЙСКИ И ПО-НЕМЕЦКИ. Английский и немецкий языки, как известно, относятся к германской группе. Здесь названия дней недели еще более тесно связаны с религией, правда, не христианской, а языческой.

Каждый день седмицы древние германцы посвятили своим – саксонским или древнеримским богам. Кстати, именно у древних римлян саксами было позаимствовано решение о посвящении дней недели божествам.

ltraditionalist

VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК

ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ

Раскапываем языческие корни дней недели.

Семь дней недели произошли в стародавние времена, когда ещё был лунный календарь. В лунном месяце, как всем известно, 28 дней. Делим 28 на 4 лунных фазы — и получаются 7 дней недели.

У древних язычников каждый день недели был посвящён определённому божеству. В немецком и английском языках это сохранилось, а вот в русском напрочь исчезло.

Понедельник — это день «по неделе», первый день «после недели», а «неделя» — это та же украинская » неділя «, т. е. восресенье.
Вторник — соответственно — второй день после » неділи «.
Среда — средний день недели.
Четверг — четвёртый день.
Пятница — пятый.
Суббота — от еврейскоего слова шабба́т (ивр. ‏ שַׁבָּת шаба́т‎ ‏‎‎), означающего «покоиться», «прекращаться», «воздерживаться»; в иудаизме — суббота, седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Воскресенье — понятно — в честь воскресения Иисуса Христа. Интересно, что во всех славянских языках, кроме русского, воскресенье называется «неделей» (польск. niedziela , укр. неділя , белор. нядзеля , чеш. neděle и т. д. ), то есть днём, когда «не делают», то есть не работают.

Теперь посмотрим дни недели в английском языке:

Monday — понедельник — день бога Луны.
Tuesday — вторник — день германского бога Teiwaz (древнеанглийский Tiw), т. е. «День Тиу» — бога войны и закона.
Wednesday — среда — день Водана или Одина, германского бога-шамана.
Thursday — четверг — день Тора, бога грома и дождя, бурь и молний.
Friday — пятница — день богини Фрейи или Фригги (Фригг).
Saturday — суббота — день Сатурна.
Sunday — воскресенье — день богини Солнца.

И на немецком языке:

der Montag — понедельник — день бога Луны (санскрит. Sōmavāra, Сома — имя Лунного бога в индуизме.
der Dienstag — вторник — как и у англичан, день бога войны Марса („Tag des Ziu“).
der Mittwoch — среда — буквально «середина недели»; у немцев считается несчастливым днём, ибо в этот день Иуда продал Иисуса Христа
der Donnerstag — четверг — «день грома», т. е. день бога грома и молний континентальных германцев — Доннара.
der Freitag — пятница — от имени Фрейи.
der Sonnabend — суббота — происходит от древневерхненемецкого sunnunaband и буквально означает «Канун (дня) солнца», то есть, «День перед воскресеньем»
der Sonntag — воскресенье — день богини Солнца, ибо «солнце» в немецком языке — die Sonne — женского рода.

Есть мнение, что каждому божеству Пантеона князя Владимира соответствовал свой день недели. Так, у Перуна был четверг, у Хорса — понедельник, у Даждьбога — воскресенье, у Стрибога — вторник, у Симаргла — суббота, у Мокоши — целых два дня: среда и пятница.

Тут безоговорочно можно лишь признать, что четверг действительно был днём Перуна, поскольку есть такое выражение «после дождика — в четверг»; опять же «чист-четверг» в Страстную неделю.

Скорее всего, у древних славян, как и у древних германцев, пятница была «женским днём», и поэтому её можно соотнести с Мокошью, наследницей которой стала Параскева Пятница.

Всё остальное — гадательно. Можно лишь предполагать, что воскресенье было посвящено богине Солнца, а суббота — рогатому супругу богини. Ещё можно предполагать, что в неделе было три «женских» дня — среда, пятница и воскресенье, и четыре «мужских».

kisitnikov предложил этимологию марийских дней недели:

Пн. — шочмо. Это же слово значит «родной». Шочмо кече — день рождения
Вт. — .кушкыжмо. Кушкыжаш — садиться верхом. Так говорят, например, о быке, который взбирается на корову.
Ср. — вÿргече, букв. «крови день».
Чт. — изарня, от изи арня, букв. «маленькая неделя», «маленький (день) недели».
Пт. — кугарня, от кугу арня, букв. «большая неделя», «большой (день) недели».
Сб. — шуматкече, разг. кукшыгече (от кукшо «пустой»?).
Вскр. — рушарня, букв. «русская неделя», «русский (день) недели».

Римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов. Названия следующие: суббота — день Сатурна, дальше — день Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры.

Может быть у кого-то есть что сказать по этому поводу, что-то добавить из других языков?

Как назывались дни недели у древних славян?

Начнем с начала. Сколько дней было в неделе у славян? Вопрос и сложный, и простой одновременно. Разные исследователи славянской культуры считают по-разному. Кто-то говорит, что дней было семь. Но есть мнение, что их было пять, а суббота и воскресенье появились лишь после Крещения Руси. Третьи вообще говорят о девяти днях. Поэтому, сколько дней в неделе было у славян на самом деле, мы не знаем. Мы можем лишь предположить, что оно было непостоянным и менялось с течением времени.

Дни недели у славян носили названия, обозначающие их порядковый номер. А вот воскресенье называли «неделя». Это значит, что никаких дел в этот день быть не должно, нужно отдыхать. Такое правило имеет чисто языческие корни. Понедельник же был назван так с тем смыслом, что идет как бы после недели. Нетрудно догадаться о значении названия «среда», то есть – середина недели.

Дни недели у древних славян были тесно связаны с тем или иным языческим богом. Например, четверг считался Перуновым днем, а пятница – днем Макоши. То есть день находился под чутким покровительством и защитой божественных сил. Скорее всего, такую традицию славяне переняли у европейцев.

Читать еще:  Господь сегодня подписал Себе смертный приговор

Пятница и неделя были священными днями недели.

Названия дней недели у славян были похожи на те, которые есть сейчас, но все же отличаются. Как назывались дни недели у древних славян? Тут необходимо рассмотреть различные варианты. Если верить в девятидневную неделю (которая, скорее всего, имела место быть далеко до прихода христианства), то ее дни звучали так:

  • Понедельник.
  • Вторник.
  • Тритейник.
  • Четверг.
  • Пятница.
  • Шестица.
  • Седмица.
  • Осьмица.
  • Неделя.

Если брать в расчет, что неделя состояла из семи дней, то названия ее дней были аналогичны современным. Единственным отличием, как уже было сказано, являлось воскресенье – «неделя». Соответственно, если неделя была пятидневной, то из нее были исключены два последних дня – суббота и неделя.

Казалось бы, даже такая простая вещь как календарная неделя имеет свой смысл. Мало кто из нас задумывался, откуда вообще появились эти названия. А обязаны этим мы древним славянам и их мудрости.

Этимология дней недели

Этимология дней недели базируется в основном на семидневной неделе, которая согласно официальной версии появилась в Вавилоне исходя из планетарного построения солнечной системы на основе 7 видимых планет. Также о семи днях говорится в Ветхом Завете. За семь дней Бог создал Небо и Землю, а на седьмой день отдыхал.
В свое время древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны семь блуждающих светил, которые были названы планетами, а именно: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце, но основная версия состоит в том, что в древности люди пользовались лунным календарём, 4 основные фазы которого составляли приблизительно 7,4 дня и 29,6 солнечных суток синодального месяца. Лунный календарь был удобен в любом племенном обществе, достаточно только наблюдать фазы луны. Но с основанием летоисчисления астрономы обнаружили, что этот лунный календарь непостоянен из-за эллиптической орбиты луны и насчитывает 355,2 дня в году и отличается от тропического года на 10 дней, который составляет основу современного григорианского календаря.

Название дней недели

В Западной Европе ассоциация дней семидневной недели с семью классическими планетами, восходит к древнему Вавилону. Но наряду с лунным вавилонским параллельно существовал солнечный древнеегипетский календарь, который и был заимствован греко-римской традицией. В Римской империи между I и III столетиями эта традиция укоренилась, постепенно заменив восьмидневную римскую неделю семидневной восточной. Ассоциация дней недели с соответствующим божеством сопоставима с названием планет солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун по расстоянию от Солнца), где исключены Земля, Уран и Нептун и включены звезда Солнце и спутник Земли – Луна. Значит, это не совсем точное отражение планет солнечной системы в космосе и порядок видимых планет в вавилонском календаре не соответствует принятому расстоянию планет от Солнца: Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн. Тогда по какому принципу названия планет привязаны к дням недели ? По принципу названия богов.

Воскресенье – Солнце
Понедельник – Луна
Вторник – Марс/Арес
Среда –Гермес/ Меркурий
Четверг – Зевс/Юпитер
Пятница – Афродита/Венера
Суббота – Кронос/Сатурн

Воскресенье – Солнце
Понедельник – Луна
Вторник – Тюр
Среда –Один
Четверг – Тор
Пятница – Фрея
Суббота – Сатурн

Воскресенье – неделя (ничего не делание)
Понедельник – понедельник (после ничего не делания)
Вторник – второй
Среда – середина (недели)
Четверг – четвёртый
Пятница – пятый
Суббота – суббота (собирать баню)

В русском языке Воскресенье – воскресенье.

Кроме того, почти во всех языках имеется цифровая нумерация дней недели:

Понедельник –1-й день недели
Вторник – 2-й день недели
Среда – 3-й день недели
Четверг – 4-й день недели
Пятница – 5-й день недели
Суббота – 6-й день недели
Воскресенье – 7-й день недели

Из всех научных и любительских публикаций об этимологии дней недели создаётся впечатление, что название божеств дней недели возникли из названий планет. Однако это не так. Скорее названия планет солнечной системы соответствуют древнеримским божествам дней недели. Поэтому связь дней недели с планетарной системой не соответствует действительности, а значит, вавилонский календарь просто не является предшественником греко-римского календаря.

Прародителем юлианского и григорианского календаря является древнеегипетский солнечный календарь, появившийся в III тыс. до н.э. Календарь насчитывал 365 дней, которые делились на 3 сезона:
1. сезон разлива Нила
2. сезон спада вод Нила
3. сезон засухи
Год делился на 12 месяцев по 30 дней и составлял 360 дней. Каждый месяц делился на три больших недели по 10 дней или 6 недель по 5 дней. Дополнительные 5 дней являлись добавкой к календарю в конце года.
Очевидно, древнеегипетский солнечный календарь был альтернативой вавилонскому лунному календарю и название древнеримских и древнегреческих богов с привязкой к дням недели является не случайными.

Сопоставление Луны с 1-м днём недели является данью лунному календарю, когда 4 основных фазы Луны привязана к началу недели и в сумме составляют месяц.

Рис. 1. Фазы Луны

Марсу был посвящен первый день и первый месяц года – по старинному римскому календарю год начинался 1-го марта. Сам этот месяц получил название от имени бога. Вероятно, по традиции, Марс стал 1-м днём недели каждой недели древнеримского календаря, но по счёту он оказался вторым. Возможно, по вторникам римский жрецы делали объявления о войне.

3-й день недели, в самом деле, был средним днём в 5-ти дневной неделе, принятой в древнеегипетском календаре (1, 2, среда, 4, 5). Название среды сохранилось в славянских языках. Кроме того, Меркурий древнеримский бог торговли, переводится по-славянски как «мерка», что соответствует мере измерения в торговле (например, локоть, аршин).
Mercurij > merka – мерка (слав.)
Поэтому среда первоначально в древнеегипетском календаре могла быть днём торговли, что вполне естественно.

4-й день недели был посвящён верховному богу Юпитеру-громовержцу. У славян – это Перун. Отсюда выражение: «После дождичка в четверг», то есть пустые надежды на моления Юпитеру, Перуну, Тору (германский бог-громовержец) о дожде в дни засухи.

Афродита-Венера-Фрея-Зухра-Шукра-Параскева – богиня любви и плодородия у греков, римлян, германских восточных, индийских и славянских народов. С точки зрения календарной даты понятие богини любви не имеет смысла, но если рассматривать природу происхождения Афродиты, то можно вспомнить, что она родилась из пены морской. «То время туманом покрыто, когда на песок золотой взошла на песок Афродита, рождённая в пене морской…» (поэт Станислав Куняев).
Афродита (др.-греч. ;;;;;;;;, в древности истолковывалось как производное от ;;;;; — «пена»). Согласно А. Ф. Лосеву, это «народная этимология» негреческого имени.
Но вероятнее всего имя Афродита получила от бога Урана, которому его младший сын Хронос отсёк серпом гениталии, т. е. Афродита – Aphroditi > auro-diti > Uran ditija – Урана дитя (слав.), где Уран от Uron – моча (греч.) > urina – моча (лат.). Кстати, горькая морская вода по вкусу напоминает мочу. Функция небесного бога Урана орошать (оплодотворять) Землю (богиню Гею) небесным дождём. Моча – дождливая погода (др.-русск.).
Венера – Venera > Volna – волна (слав.)(редукция l/r, перест. l/n)
Фрея – Freja > Vlaga – влага (слав.)(редукция v/f, l/r, g/j)
Зухра – Zuxra – Stirka – стирка (слав.)(редукция st/z, k/x, перест. x/r)
Шукра – Shukra — Stirka – стирка (слав.)(редукция st/sh, k/x, перест. x/r)
Параскева – Paraskeva – Prachka – прачка (слав.)(редукция ch/s)
Параскева с греческого переводится как «приготовление, подготовка, канун субботы», иначе, преддверие дня отдыха субботы в 6-ти, 7-ми дневной неделе.
В 5-ти дневной неделе «пятница»- несчастливый день» у многих народов, когда запрещалось что-либо делать (табу).

Интересно, что слово «табу» (запрет на что-либо) похоже на слово «суббота».
Табу – tabu >subbat –сабат/суббота (ивр.), иначе, «отдых», но по-славянски subbat > sobrat banja – собирать баню. То есть у евреев в субботу исходно занимались только стиркой и мытьём (банный день), впрочем, как и у славян. Это уже позднее с приходом христианства, римский император Адриан запретил евреям справлять субботу, поэтому банный день был перенесён на воскресенье.
Сатурн – Saturn > Stiranj — стирание (слав.)
Таким образом, в 7-ми дневной неделе день «воскресенья» заменил «субботу».
В 6-ти дневной неделе день «пятница» заменил «субботу», а суббота заменила воскресенье.
В 5-ти дневной неделе день «пятница» стал «субботой» и «воскресеньем».

Шабаш (от евр. Шаббат — суббота) — многозначное понятие:
1. Шабаш — тайные праздники и сборища нечистой силы.
2. Шабаш — отдых после работы (разговорное).
3. Шабаш — выходной день (устаревшее).

Слово шабаш связано с баней, но в средневековых поверьях слово «шабаш» получило понятие сборища ведьм и, очевидно, от того, что во время бани славяне хлестались берёзовыми вениками, а обнажённые женщины плескались с распущенными волосами как на картине Пластова. Откуда вполне понятно, почему обнажённые ведьмы с распущенными волосами летали на мётлах, которые ассоциируются с берёзовыми вениками.

Рис. 2. Картина «Весна», Аркадий Пластов

Очевидно, банные процедуры толковались средневековыми пастырями как идея распущенности и греховности, что и послужило рождению легенды о «сборищах ведьм» и процветанию антисанитарии в городах средневековой Европы.

Читать еще:  Шеф, все пропало! Съел не то, весь пост — псу под хвост

Рис. 3. Ведьмы собираются на шабаш

В русских народных сказках Баба-Яга летает в ступе на метле. Ступа (шайка — низкая деревянная кадка для воды) и метла (веник) это тоже атрибуты бани. Иванушку-дурачка Баба-Яга подсаживает на лопате в печь, якобы чтобы сжечь. На самом деле это древняя банная процедура мыться в печи в отсутствии банного домика. Кстати, Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках. Кроме функции домовины избушка является образом бани. В славянских обрядах крестьяне посыпали зёрна в бане и на дороге к ней, предполагая приход гостей с того света и, если обнаруживали куриный след (совпадение – избушка на курьих ножках !), то считали, что умершие предки приходили (хотя это были просто куры). Следует отметить, что в деревнях еще совсем недавно (лет 70 назад) банные домики были редкостью по разным причинам и старожилы помнят, как мыли детей в печи и сами мылись в ней. Этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила баней до середины XX столетия.
«Вот Иван-дурак зашол в избушку, а в ей середе полу лежит Яга-баба: «Фу-фу-фу! рюска коска сама на двор зашла!» Взела да и заперла ево в голбец . «Я тибя завтре велю изжарить меньшой дочери».
Вот на другой день по утру растопелась печка. Меньша-та дочь вышла и говорит: «Выходи, Иван-дурак, из голбца-та!» Вот Иван-дурак вышол, она и говорит: «Садись, Иван-дурак, на лопату-ту!» Иван-дурак сел, а сам руки и ноги расшарашил. Она и говорит: «Стань, Иван-дурак с лопаты-то: я тибя поучу! Вот как, — говорит, — седь!» Сама с села на лопату-ту. Иван-дурак бросил ие в печку да заслонкой и припер. Маленько погодя вынял ие и положил на голбчик . А сам опеть в голбец ушол.» [сказка «Иван-дурак и Яга-баба», 1863 г.]

Рис. 4. Баба-Яга летает в ступе с метлой

7-й день недели посвящён Солнцу. В день Солнца ничего не делают, недаром у славян воскресенье называется «неделя» — не делание. С другой стороны день субботы по эдикту императора был перенесён на воскресенье.
Есть предположение, что слово Солнце является фонетической заменой слова «саньё» (слав.), иначе стирка мочой. Отсюда, слово «санитария» — здоровье (лат.) происходит от того же славянского слова со значением «моча». В таком случае день «воскресенья» — банный день, который является заменой субботы.
«Римляне не знали мыла и не использовали это чудесное изобретение в своем быту. Возникает справедливый вопрос: чем же они тогда могли начисто отстирать одежду? И ответ на него слегка шокирует современного обывателя, избалованного гигиеной и обилием стиральных средств в магазинах. Фуллоны использовали для своей и без того нелегкой работы мочу и особую глину — так называемую «валяльную глину», которая очень хорошо впитывала жир. Хорошо отстирать ткань обычной водой без моющих средств невозможно, особенно, если одежду носили постоянно, почти не снимая. Таинственный древнеримский анонимус однажды заметил, что человеческая моча, постоявшая одну-две недели, образует в соединении с жиром, пропитавшим одежду (человеческая кожа выделяет жир), пенящееся вещество, хорошо отмывающее ткани, иначе говоря — жидкое аммониакальное мыло. «Это величайшее открытие в истории!», — подумал Анонимус, и побежал сушить описанную тогу.» [4].

Самое интересное, что древнеегипетский календарь является предшественником универсального (постоянного) календаря Якова Гильбурда, предложенного в 1969 году, если переставить 6 недель и 5 дней, т.е. 5 недель по 6 дней (шестидневка) при 30 днях в месяц. При этом решается проблема 2-х выходных: суббота и воскресенье при 7-днейной неделе. Как мной было доказано, и суббота и воскресенье являются фактически днями отдыха, иначе, совмещением дня субботы и воскресенья, чего быть не могло при семидневке [2, 3].
Универсальный календарь постоянен и не содержит смещения дней недели от месяца к месяцу.

В итоге, в названиях дней недели важно, сочетание рабочих дней и дней отдыха или дней стирки, которые в разные недельные циклы ложатся на пятницу, субботу или воскресенье в разных религиозных концессиях и поэтому стали предметом путаницы в понимании этимологии дней недели.
Банный день, день стирки, омовения, очищения тела и души от языческих времён стал с приходом христианства процедурой крещения.
С другой стороны, важно понять, что древние народы, составляя календарь, всегда учитывали время на работу и отдых при всём несовершенстве календарей.

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Дни недели

Дни недели

История . Впервые исчислять дни седмицами стали в древнем Вавилоне, где в ходу был лунный календарь с его семидневными фазами роста и убывания ночного светила. Помимо этого вавилоняне считали, что каждым часом и, как следствие, каждым днем недели управляет одно из божеств местного пантеона, отождествлявшихся у них с планетами Солнечной системы, по именам которых и были названы в конечном итоге дни недели. И поныне наука астрология утверждает, что эти планеты действительно влияют на дни недели, наделяя события и даже людей, родившихся в тот или иной день определенными характеристиками.
От вавилонян семидневка перекочевала к древним иудеям, которые после Вавилонского плена, почерпнув огромное количество знаний из общего культурно-религиозного котла огромной империи, довольно удачно вписали, казалось бы, «иноверку» в свое монотеистическое мировоззрение. Была принята неделя и в Риме, где семидневный цикл заменил собой восьмидневный, с семью рабочими днями и восьмым базарным. И вот уже из Рима начала неделя свое победное шествие по странам и языкам, культурам и континентам, заполучив в помощники не только колоссальный потенциал римской имперской машины, но и гибкость христианства, которое после падения Рима продолжило неудержимо распространяться по Европе, а впоследствии и по всему земному шару. Эти тенденции, а возможно и объективные факторы лунного календаря, привели к тому, что названиями планет для обозначения дней недели пользовались и многие народы Азии – индийцы, монголы, корейцы, таиландцы.
Таким образом, «перелопатив» не одну культуру и пройдя не один век, неделя стала универсальной. Это, в общем-то, вполне очевидно, но для нас интересен следующий факт: многие народы, например, древние германцы, адаптировали греко-римскую систему наименований, привнеся в нее имена богов местного пантеона с подобным же «послужным списком», что и у их греко-римских собратьев. Подобный же процесс, очевидно, имел место и в языках древнего Закавказья. Судите сами.

—> История . Впервые исчислять дни седмицами стали в древнем Вавилоне, где в ходу был лунный календарь с его семидневными фазами роста и убывания ночного светила. Помимо этого вавилоняне считали, что каждым часом и, как следствие, каждым днем недели управляет одно из божеств местного пантеона, отождествлявшихся у них с планетами Солнечной системы, по именам которых и были названы в конечном итоге дни недели. И поныне наука астрология утверждает, что эти планеты действительно влияют на дни недели, наделяя события и даже людей, родившихся в тот или иной день определенными характеристиками.
От вавилонян семидневка перекочевала к древним иудеям, которые после Вавилонского плена, почерпнув огромное количество знаний из общего культурно-религиозного котла огромной империи, довольно удачно вписали, казалось бы, «иноверку» в свое монотеистическое мировоззрение. Была принята неделя и в Риме, где семидневный цикл заменил собой восьмидневный, с семью рабочими днями и восьмым базарным. И вот уже из Рима начала неделя свое победное шествие по странам и языкам, культурам и континентам, заполучив в помощники не только колоссальный потенциал римской имперской машины, но и гибкость христианства, которое после падения Рима продолжило неудержимо распространяться по Европе, а впоследствии и по всему земному шару. Эти тенденции, а возможно и объективные факторы лунного календаря, привели к тому, что названиями планет для обозначения дней недели пользовались и многие народы Азии – индийцы, монголы, корейцы, таиландцы.
Таким образом, «перелопатив» не одну культуру и пройдя не один век, неделя стала универсальной. Это, в общем-то, вполне очевидно, но для нас интересен следующий факт: многие народы, например, древние германцы, адаптировали греко-римскую систему наименований, привнеся в нее имена богов местного пантеона с подобным же «послужным списком», что и у их греко-римских собратьев. Подобный же процесс, очевидно, имел место и в языках древнего Закавказья. Судите сами.

Названия дней недели в различных языках

• Греко- римские названия дней недели

Воскресенье – день Солнца → (греч.) хемера Хелиоу (бог Гелиос) → (лат.) dies Solis
Понедельник – день Луны → (греч.) хемера Селена → (лат.) dies Lunae
Вторник — день Марса → (греч.) хемера Ареос (бог Арес) → (лат.) dies Martis
Среда – день Меркурия → (греч.) хемера Хермоу (бог Гермес) → (лат.) dies Mercurĭi
Четверг – день Юпитера → (греч.) хемера Диос (бог Зевс, в род. пад. читается как Диос) → (лат.) dies Jovis
Пятница – день Венеры → (греч.) хемера Афродитес → (лат.) dies Venĕris
Суббота – день Сатурна → (греч.) хемера Кроноу (бог Кронос) → (лат.) dies Saturni

Читать еще:  Мы живем чувствами. Но после Встречи все остальное кажется чуждым

• Мегрельский язык.

Воскресенье – Жашха (ჟაშხა) — Жа (ჟა) — Солнце
Понедельник — Т’ут’ашха (თუთაშხა) — Т’ут’а (თუთა) — Луна
Вторник — Т’ахашха (თახაშხა) — Т’аха (თახა) — вероятно Земля. А еще вернее, это божество, также встречающееся у сванов — Т’ахаш (თახაშ) – покровитель урожая. Таким образом, в названии дня мы имеем Тахаш – имя бога, плюс «ха» (ხა), что в переводе означает «рождение». Обратите внимание, что точно так же образуются и названия других дней. В данном случае получается «день, рожденный Т’ахашем», «день Т’ахаша». Как и в предыдущих названиях все опять сводится к языческой традиции, распространенной по всему средиземноморью, ведь Марс изначально был богом плодородия и уже потом стал отождествляться с Аресом — богом войны.
Среда — Жумашха (ჟუმაშხა) — Жума (ჟუმა) – Бог -покровитель пастухов.
В античной мифологии ему соответствует Гермес, заведовавший, помимо всего прочего, и скотоводством, и именовавшийся, как известно, в римском пантеоне Меркурием.
Четверг — Цашха (ცაშხა) — Ца (ცა) – Небо
Большинство исследователей полагает, что это калька с греческого «день Зевса» (хемера Диос – род пад. от имени Зевс), он же dies Jovis – день Юпитера. Очевидно, что картвельские народы отождествляли его со своим богом неба Ца. Подобное же мы увидим и в сванском, и в грузинском языках.
Пятница — Обишха (ობიშხა) — Оби (ობი) – Звезды
А вот здесь с определением этимологии слова возникают определенные вопросы. Скорее всего, звезды в данном случае – это звезда, Венера, самая яркая на ночном небосклоне. В связи с этим любопытен один факт. В баскском языке четверг называется osteguna, а пятница – ostirala. Оба слова в некоторых источниках переводится как «день неба». Однако при более глубоком изучении, этимологию этих слов сводят к следующим вариантам. Слово ortz обычно переводят как «небо, гром». Следовательно, четверг получается «днем неба, грома», что считается адаптацией латинского Jovis dies — «день Юпитера», а пятница выводится подчиненным днем, следующим за ortz. Но есть и другое толкование пятницы, где ost, ortz означает «(утренний) свет», и толкуется буквально как «(утреннего) света звезда», «утра звезда», а, следовательно, Венера. Напрашиваются определенные параллели, не правда ли? Тем более, что связь Грузии и басков — тема не одного исследования.
Суббота — Сабат’он (საბათონ) — Шабат(ивр.), (Сабатон)(греч.) – от еврейского «покоился, прекратил деятельность». Здесь также возможна и версия происхождения этого слова от «Батоно» (ბათონო), что означает «Господин».

• Сванский язык.

Здесь названия дней недели во многом созвучны названиям на мегрельском языке, при этом этимология слов практически совпадает.

Воскресенье — Мишладэг’ (მიშლადეღ) — Солнце
Понедельник — Дэшдиш (დეშდიშ) — Луна
Вторник — Т’ахаш (თახაშ) — наш знакомец, покровитель урожая, отождествляемый с Марсом – Аресом.
Среда — Жумаш (ჟუმაშ) — Сравните с Мегрельским. Мы опять имеем дело с покровителем пастухов, а, следовательно, с Гермесом-Меркурием.
Четверг — Цааш (ცააშ) – Небо. Как и в мегрельском, это — «день Ца», «день Зевса», «день Юпитера».
Пятница — Вэбиш (ვებიშ) — Звезды. Вновь, вероятно, аллюзия на Венеру.
По некоторым же источникам это слово переводится как «вода». Хотя и в этом случае можно усмотреть привязку к Венере – Афродите, ведь она, помимо богини любви, считается и морским божеством. У Гомера она дочь Зевса и океаниды Дионы, а согласно «Теогонии» Гесиода она – «пенорожденная», вышедшая из морских волн на берег Кипра.
Суббота — Сап’тин (საფტინ) – это, по-видимому, опять общеизвестный Шабат.

• Древнегрузинский язык.

До IV века (до возникновения христианства) дни недели назывались следующим образом (по версии Сулхан-Саба Орбелиани XVII-XVIII вв.):

Воскресенье — Мзиса (მზისა) — Мзэ (მზე) — Солнце.
Понедельник — Мтовариса (მთოვარისა) – Мтварэ (მთვარე) — Луна.
Вторник — Араис (არაის или არეასი) — древнегреческий Арес-Марс. (см. словарь)
Среда – Эрмиса (ერმისა) – здесь мы, вероятно, имеем дело с Гермесом. (см. словарь)
Четверг — Апродитиса (აფროდიტისა) — А вот тут произошла путаница, и «днем Зевса», «диосиса», назвали пятницу, тогда как греческое название последней, «день Афродиты», перешло на четверг. Этот факт заслуживает особого внимания, но точного объяснения ему найти так и не удалось. Однако в различных источниках указывается, что путаница действительно имела место и это не опечатка и не ошибка, которая, сделанная единожды, повторяется повсеместно. (см. словарь)
Пятница — Диосиса (დიოსისა) — уже хорошо известный нам «День Ца». (см. словарь)
Суббота — Кроносиса (კრონოსისა) — греческий Кронос, по греко-римскому соответствию — Сатурн.

В современном грузинском языке произошла «христианизация» названий. Дни недели стали считать от субботы, и новые названия полностью заменили старые, языческие.
Воскресенье – Квира (კვირა) – вероятно, от греческого Кюриос – Господь. Чему соответствует и латинская Dominica, которая перешла во многие европейские языки почти неизменной.
Понедельник – Оршабати (ორშაბათი) – Второй день (после Шабати-Субботы) или вторая Шабати.
Вторник – Самшабати (სამშაბათი) – Третий день (после Шабати) или третья Шабати.
Среда – Отхшабати (ოთხშაბათი) – Четвертый день (после Шабати) или четвертая Шабати.
Четверг – Хутшабати (ხუთშაბათი) – Пятый день (после Шабати) или пятая Шабати.
Пятница – Параскеви (პარასკევი) – происходит от греческого «параскене» — «канун праздника».
Суббота — Шабати (შაბათი) – Шабат. Субботний вечер принято называть kviraali , что обозначает «воскресенье набирает силу» или «вот-вот наступит воскресенье».

Почему четверг называется четвергом? Причины, фото и видео

Каждый из дней недели имеет собственное название. И люди в большинстве своем настолько привыкли к этому, что уже не задаются вопросом касаемо того, почему дни эти носят именно такое название. Однако порой подобные вопросы все же возникают – или внезапно, спонтанно, или с подачи детей. Почему четверг принято называть именно четвергом? Это интересный вопрос, ответ на который действительно стоит поискать. Ведь даже сам процесс его поиска окажется интересным, для того, чтобы найти ответ, придется рассмотреть некоторые исторические моменты.

Ведь этот день носит такое название далеко не первый год, а кроме того, его название остается похожим во множестве славянских языков.

Происхождение названия дня недели: четверг

Четверг является четвертым днем недели, именно от порядкового числительного это слово и произошло. Но современное звучание возникло не сразу – изначально этот день недели именовался как четврьтъкъ. Затем слово упростилось в своем синтаксисе, постепенно стало обретать свое современное звучание. Каждый из славянских языков прошел собственный путь развития, и в каждом из них осталось это слово, получив собственные особенности звучания, но оставаясь узнаваемым.

Как четверг называют в Европе?

Славянская семидневная неделя имеет пять рабочих дней, обозначенных числительными, и выходные, названия которых связаны с христианской верой. Но в Европе дело обстоит иначе. В дохристианскую эпоху здесь были существенно распространены древнеримские представления, влияние этой старой цивилизации оказывается серьезным и по сей день, несмотря на то, что никаких римлян уже не существует, и их цивилизация пала под натиском тех же европейцев прошлого. Римляне называли дни недели в честь своих богов, и эта традиция сохранилась до нашего времени. В Риме этот день посвящался верховному богу Юпитеру, и этот корень сохранился в испанском языке, где четверг называют jueves, во французском, где он носит название jeudi. Но так дело обстоит не повсеместно.

Так исторически сложилось, что в английском четверг звучит как Thursday – день Тора, а в немецком – Donnerstag, день грома. Ведь как Юпитер, так и Тор были богами – громовержцами. Также немецкое название можно перевести как “чертов день”, это связано с переходом на христианские традиции. Этот день у славян был посвящён громовому божеству Перуну.

Но почему именно Юпитер стал символом четвертого дня? Само обозначение Юпитера напоминает цифру 4, и возможно, что это вовсе не случайное совпадение. Обозначение осталось актуальным и сегодня, как и рекомендации посвятить этот день вопросам карьеры, серьезным проектам, учебе – для тех, кто верит в астрологию. Ведь Юпитер – это не только громовержец, также это верховный бог, имеющий безграничную власть. По крайней мере, в это верили люди прошлого.

Таким образом, в традициях Европы осталась привычка называть дни недели именами языческих богов, и четверг посвящен здесь Юпитеру или Тору – верховному богу. В российской традиции, и во всех славянских языках отмечается другая тенденция, ведь соседствовать с могучим Римом людям здесь не приходилось. И потому четверг – это просто четвертый день недели, и его название восходит только к числительному. Это отмечается во всех славянских языках. Четверг – это четвертый рабочий день, после которого идет пятница, а за ней следуют выходные.

Почему дни недели так называются – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector