0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вуду: официальная религия Гаити. Справка: религия вуду – история, теология, ритуалы

СПРАВКА: Религия вуду – история, теология, ритуалы. Вуду как официальная религия Гаити

Вуду — одна из самых интересных афро-карибских религий. Многие связывают ее с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов и соответствуют действительному положению вещей менее чем на один процент. В действительности вуду – это архаичная религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.
В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п. Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.

Слово «вуду» имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает «дух» или «божество». Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает «вера в святых». В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.
Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове Вест-Индии — во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.
Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» — приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.

Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa — у африканцев, святых — у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.

На Гаити вуду является официальной религией. Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu — Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть.

Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.

Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор — святилище). Основные атрибуты культа: митан (столб — «дорога богов») и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское «roi») Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».

Читать еще:  «Александр Невский». Премия со счастливой судьбой

Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.

Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины. Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:

— Агве (Agwe) — дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде.
— Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) — дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром.
— Барон Каррефур — дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.
— Дамбала — дух, связанный со змеями (Святой Патрик).
— Легба (Legba) — дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая).
— Эрзули Фреда (Erzuli Freda— Дева Мария) — дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ — сердце. Её цвета — красный и голубой.
— Симби — дух водных источников (пресных).
— Огун (Ogu) — дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.
— Мама Бриджит — супруга Барона Субботы.
— Марасса (Marassa) — духи-близнецы.
— Мадемуазель Шарлот — покровительница молоденьких девушек.
— Собо (Sobo) — дух в виде французского генерала.
— Согбо (Sogbo) — дух молний.
— Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) — злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.
— Эшу Рэй (Exu Rei) — управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу. Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей. Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами. Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.

Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева Вуду». Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства. Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях. Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту. Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден. Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту — местных аристократов французского и испанского происхождения.

Читать еще:  Для всех и обо всем. Самые высокие сооружения Древнего мира

В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год. Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.

В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.

Фото с сайта: gvardz.com

30 марта 2010, 17:26 Католическая семинария возобновит свою деятельность в столице Гаити после пасхальных праздников
23 марта 2010, 10:22 Папа Римский отправит на Гаити собранные перед Пасхой пожертвования
22 марта 2010, 13:31 Католики США в 2010 году пожертвуют на восстановление Гаити 300 млн $
17 марта 2010, 13:47 На Гаити христиане-неофиты напали на вудуистов
09 марта 2010, 10:00 Суд Гаити освободил миссионера из США, обвинявшегося в похищении детей

Вуду — не вуду: история африканской магии


Исследование
«Паранормальные явления»

Вуду — комплекс колдовских и магических практик, основанных на традиционных анимистических верованиях африканских аборигенов. В результате освоения Африки европейцами это обобщённое название вошло в широкое употребление. Считается, что слово «вуду» происходит от слова Vodun, что на языке фон означает «дух». Самиздат разбирается, откуда есть пошло вуду.

Первые подробные сведения о вере и культуре африканских народов получены именно от христианских миссионеров и колонизаторов, которые придали всей африканской культуре зловещий оттенок, что впоследствии облегчило этические проблемы работорговли. Позже возникшие не на пустом месте стереотипы перекочевали в века просвещённые и получили своё толкование в научных институтах.

Как пишет авторитетный английский исследователь Грин Лоуренс в своём этнографическом очерке, вышедшем в 1966 году: «Европейцы, долгие годы прожившие в тропической Африке бок о бок с колдовством, не раз отмечали, что „в колдовстве заключается нечто большее, чем кажется с первого взгляда“. Иначе говоря, они невольно признаются в своей вере в чёрную магию. Если бы они серьёзно разобрались в каждом загадочном случае, то вместо магии увидели бы жестокость». Эта цитата — наглядная демонстрация того, как местное колдовство и ритуальное поведение по обыкновению приравнивались западными миссионерами к чёрной магии. Впрочем, сложившийся порядок вещей постепенно менялся по мере того, как удовлетворялись корпоративные интересы колонизаторов, рассматривавших африканский континент исключительно в качестве источника полезных ископаемых и сырьевых ресурсов. С этих пор Африка стала представлять и туристический интерес. Путешественники, исследователи-любители и профессиональные учёные хлынули в Африку в поисках экзотики. В конечном итоге открылось, что Африка вовсе не так однородна и проста, какой её долгое время пытались представить.

Согласно традиции, источником магической силы колдуна вуду являются всякого рода духи — элементали (вроде союзников у Кастанеды). Желая установить с ними связь и получить силу, колдун приносит им жертвы. Но, как правило, духи сами выбирают того, с кем им предстоит иметь дело. В этом случае колдовскую силу могут унаследовать отпрыски колдуна, если он успевает передать её им до того, как умрёт. Если же нет, то он долго и трудно умирает, о чём вскоре узнаётся в его родном селении — так как его смерти может предшествовать череда загадочных явлений вроде попадания молнии в крышу. Колдун имеет возможность наделять силой предметы, после чего они начинают обладать магическими свойствами и могут приносить пользу или вред — в зависимости от того, какие цели преследует колдун. Когда европейцы столкнулись с верой аборигенов в предметы силы, то прозвали их фетишами.

Часто колдунов (или бокоров) считают злыми за их мрачность и отстраненность, хотя старожилы знают, что это всё от нелёгкой работы по избавлению от порчи, сглаза, проклятий, телесных и психических недугов, которые также полагаются следствием применения чёрной магии. Настоящим же чёрным магом человек становится в том случае, если устанавливает и налаживает контакт с инфернальными демоническими существами, после чего его глаза приобретают кроваво-красный оттенок.

Как и прочие магические традиции, колдовская практика вуду зиждется на вере в симпатическую магию: на её базе работали не только вудуисты, но и, например, известный средневековый врач и алхимик Парацельс. Симпатическая связь подразумевает, что микрокосм (человек, носитель сознания) и макрокосм (планеты и звёзды) пребывают в постоянном взаимовоздействии. Эта незыблемая связь установлена и между некоторыми элементами, из которых состоит человеческий организм: отдельные телесные субстанции, такие как кровь, волосы, ногти, сохраняют невидимую связь с телом после отделения. Воздействуя на эти субстанции определённым образом, чёрный маг может влиять на жизнь того, кому они принадлежат: подчинять своей воле, насылать болезни или даже убить. Также считается, что некоторые природные вещества и материальные объекты способны сохранять и накапливать энергетические заряды, вкладываемые в них колдуном. К ним относятся некоторые кристаллы, соли, сахар, воск (именно поэтому кукла вуду делается из воска). Передать заряд предмету можно и посредством его инвольтации. Для этого маг может использовать обыкновенные нити, сделанные из натуральных материалов, которые он наматывает на подручные предметы, находясь в изменённом состоянии сознания. После этого он должен незаметно подбросить заряженный предмет в место, где находится объект магического воздействия — например, под порог дома.

Читать еще:  Дмитрий Шноль: Реформа образования – под флером неправды?

Предполагается, что традиционные африканские верования, частью которых является вера в магию и колдовство, возникли вследствии разделения племенных общностей по социальному и хозяйственному укладу на три категории: охотников-кочевников, земледельцев-скотоводов, а также политически и социально организованные народы Северной и Северо-Восточной Африки. Появление в дальнейшем специфических земледельческих и охотничьих культов вытекает из продиктованного образом жизни племён мироощущения. Африканские племена нуждались в благосклонности высших сил, в качестве которых вне зависимости от социального и хозяйственного уклада рассматриваются природные явления, стихии, различные духи природы, иерархии пантеистических божеств и демонов, обитающих везде и всюду. В свою очередь социальное расслоение — вместе с обрядами, обычаями, табу, ритуалами и колдовскими практиками — возникло из-за необходимости наладить с высшими силами прочные взаимоотношения. В результате в племенных общностях выделяются и обособляются касты служителей культов, шаманов — жрецов различных рангов, занимающихся профессиональным поиском покровительства высших сил. Часто служители культов образовывали тайные союзы. Интересны и своеобразны обязанности, которые возлагались на наместников высших сил. У земледельцев-скотоводов, пребывающих в постоянной зависимости от изменений климата, наиболее существенным считалось умение вызывать дожди, как, например, у народностей банту и туркана. Народ гирьяма при долгом отсутствии дождей имел обыкновение собираться у могилы шаманки Мбодзе, вызывавшей при жизни дожди. По поверью, Мбодзе улетела на небо во время грозы.

В некоторых народностях жреческая обязанность возлагалась на вождя. Фрезер описывал племена, проживавшие вблизи озера Виктория: прямой обязанностью вождей укусумы и лоанго было вовремя доставлять племени ливни — невыполнение грозило изгнанием. Наиболее удачливые получали в качестве платы скот: количество голов было как бы послужным списком вождя-жреца.

У племён с более сложной социальной организацией наиболее востребованными оказывались способности регулировать социальные взаимоотношения. Повсеместное распространение среди таких племён обрели «суды силы». Обычно подобные судебные разбирательства выглядели так: обвиняемому или одной из сторон спора давали выпить напиток, приготовленный судьёй-жрецом. Если после этого с выпившим ничего не происходило, он автоматически признавался правым. В жизни племени азанде значительную роль играли предсказания, и личный прорицатель вождя имел большое влияние: выносил приговоры по делам, связанным с применением колдовства, и защищал от него членов племени.

Но всё же наибольшую известность и славу африканские колдовские практики имеют из-за чёрной магии, часто ассоциируемой с вуду. Доктор Гарвардской медицинской школы Уолтер Кеннон в своей статье «Смерть от вуду» обратил внимание на тот факт, что, начиная с 1587 года, случаи смерти от чёрной магии фиксируются и весьма подробно исследуются очевидцами. Причём в подавляющем большинстве случаев смерть жертвы колдовства наступает очень быстро, «будто жизненная сила вытекает из неё, как вода». Рациональное объяснение этого феномена усматривается в огромной внушаемости туземцев, узнававших, что на них наслали смерть. В доказательство этого приводятся документированные случаи успешного лечения при помощи плацебо людей, мнивших себя жертвами колдовства.

Но аборигены полагают иначе. Согласно верованиям народности ваньякуса, тёмная сила содержится в желудке некоторых людей и напоминает по форме питона. Она имеет наследственную природу, но иногда может быть передана. Племена азанде верят, что эта сила представляет собой иглообразное образование на краю печени, которое со временем растёт вместе с силой колдуна. Многие африканские племена убеждены, что у колдунов имеется энергетический двойник, который вторгается в чужие сны и крадёт жизненную силу спящих, иногда вместе с подельниками. Вред, который может нанести колдун, очень разнообразен, но, как правило, главной целью является основная валюта — жизненная сила, имеющая множество названий. Для африканцев чёрная магия — неотъемлемая часть повседневности. Например, у южно-камерунских пангве и коси имеется обычай вскрывать трупы с целью обнаружения признаков колдовства, которое могло стать настоящей причиной смерти.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector