1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вознесение господне. Вознесение господне по православному календарю Праздник вознесения господня в году

Содержание

Вознесение Господне

Историческое содержание

Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи.

Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.

Новый Завет о Вознесении Господнем

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин.16:7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк.24:49; Деян.1:4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян.1:12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», которые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк.24:52), где через несколько дней на них сошел Св. Дух (Деян.2:1-4).

Некоторые различия в рассказе о Вознесении. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о которой говорится в Деян.1:12, должно начаться наступление Дня Господа – Зах.14:4).

В Деян.1:3 период явлений Воскресшего Христа (и, следовательно период от Воскресения до Вознесения) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа – от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк.2:22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф.4:1-2; Мк.1:12-13; Лк.4:1-2).

В др. местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян.2:32-36, 3:15-16, 4:10, 5:30-32, 10:40-43, 13:31; 1Кор.15:5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин.20:17).

Вознесение Господне как прославление Сына Божия

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк.24:26; Деян.5:31; Еф.4:8-10; Флп.2:6-11; 1Тим.3:16; Евр.1:3, 5, 2:9, 5:5, 12:2; Откр.3:21, 12:5; о «прославлении» после Воскресения – в 1Пет.1:21; о «седении одесную Бога» – в Рим.8:34; Еф.1:20, 2:5-6; Кол.3:1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из Ветхого Завета или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк.12:35-37, 14:62). В Откр.3:21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр.4:14, 6:20, 7:26, 8:1, 9:11-12, 24, 10:12).

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф.16:27, 24:30, 26:64; Мк.8:38, 13:26; Лк.21:27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин.3:13, 13:1-3, 16:5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин.3:17, 31, 6:38, 8:23, 13:3, 16:28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф.4:8-10 и 1Пет.3:18-22 (ср.: Пс.67:19 и 138:8).

Богословие Вознесения

Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1Тим.3:16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин.6:22-71)).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр.1:3, 9:12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр.9:12, 24-26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Установление праздника Вознесения Господня

До кон. IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, а не праздничный день (напр., Тертуллиан называет ее «laetissimum spatium» (радостнейший период) – Tertull. De orat. 23). В IV в. Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи (ср.: 20-е прав. I Всел.), но и как праздничный день (напр., 43-е прав. Эльвирского Собора (300 г.)). Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

На Востоке

Несмотря на то что уже стараниями св. имп. Елены на горе Елеон была построена церковь, в Сирии и Палестине до кон. IV в. Вознесение Господне и Пришествие Св. Духа, вероятно, еще праздновались вместе на 50-й день после Пасхи (Euseb. Vita Const. 4. 64). Одной из последних, видимо, об этой практике пишет зап. паломница Эгерия, сообщая, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, «в том месте, с которого Господь вознесся на небо», называемом Имвомон, и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем. (Eger. Itiner. 43. 5). Впрочем, Эгерия отмечает и совершение праздничной службы в Вифлееме на 40-й день после Пасхи (Eger. Itiner. 42); по мнению исследователей, в данном случае речь идет не о празднике Вознесения, а об иерусалимском празднике вифлеемских младенцев 18 мая (если это предположение верно, паломничество Эгерии следует относить к 383 г., когда эта дата приходилась на 40-й день после Пасхи – Devos. 1968). По мнению Ж. Даньелу, разделение 2 праздников произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381) и имело целью подчеркнуть особую роль Св. Духа в домостроительстве спасения.

Указания на отдельное празднование Вознесения Господня встречаются у свт. Григория Нисского (Greg. Nyss. In Ascen. // PG. 46. Col. 689-693) и в антиохийских проповедях свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. De st. Pent. I, II // PG. 50. Col. 456, 463; In Ascen. // PG. 50. Col. 441–452; De beato Philogonio. 6 // PG. 50. Col. 751-753). Прямо о праздновании 40-го дня после Пасхи как Вознесения Господня говорится в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) (Const. Ap. V 19). Высказывались не получившие полного подтверждения предположения о том, что под «четыредесятницей» (tessarakost»), о которой идет речь в 5-м прав. I Вселенского Собора, следует понимать праздник Вознесения. Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник на 40-й день после Пасхи.

На Западе

Первые сведения о праздновании Вознесения Господня встречаются в проповедях еп. Хроматия Аквилейского (388-407) (CCSL. 9A. P. 32-37) и в «Книге о различных ересях» еп. Филастрия Брешианского (383-391) (CCSL. 9. P. 304, 312), где среди великих господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который «Он взошел на небо около Пятидесятницы», что может указывать на неразделенность 2 праздников (Вознесения. и Пятидесятницы). В др. месте он говорит, что Вознесение Господне справляется именно на 40-й день, причем ему предшествует и последует пост.

Видимо, появление нового рубежа в пасхальном периоде (Вознесения, празднуемого на 40-й день) вызвало недоумение относительно времени начала поста – до или после Пятидесятницы; к VI в. было признано правильным начинать поститься только после Пятидесятницы, хотя символически 40-дневный период радости противопоставлялся 40 дням Великого поста (Ioan. Cassian. Collat. 21. 19–20; Leo Magn. Serm. 77. 3). К V в. практика празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно – например, блж. Августин называет «четыредесятницу Вознесения» (Quadragesima Ascensionis) праздником «древнейшим и повсеместным» (Aug. Ep. 54; ок. 400 г.).

Святоотеческие проповеди на праздник Вознесения Господня

Известны в числе неск. десятков; они были написаны сщмч. Мефодием Олимпийским (CPG, N 1829), св. Афанасием Александрийским (CPG, N 2280), Григорием Нисским (CPG, N 3178), Епифанием Кипрским (CPG, N 3770), Иоанном Златоустом (CPG, N 4342, 4531–4535, 4642, 4737, 4739, 4908, 4949, 4988, 5028, 5060, 5065, 5175. 18, 5180. 21), Проклом Константинопольским (CPG, N 5820, 5836), Кириллом Александрийским (CPG, N 5281), Софронием Иерусалимским (CPG, N 7663), свт. Григорием Паламой (PG. 151. Col. 275-286); др. древними церковными авторами (CPG, N 2636, 4178, 5733, 6078. 3–5, 6107, 7037 и т. д.), прп. Иоанном Дамаскиным (CPG, N 8091) (возможно, составление этих проповедей приписывается выше перечисленным отцам Церкви). Некоторые из этих проповедей вошли в богослужебную традицию Православной Церкви и приводятся в патристических Лекционариях или Торжественниках – сборниках святоотеческих слов, расположенных по принципу литургического года. Большинство из них надписано именем свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого или архиеп. Василия Селевкийского. Нек-рые Типиконы (напр., Мессинский) наряду с иными предписывают чтение слова имп. Льва Мудрого. В славянских рукописях Торжественника также встречаются произведения славянских церковных писателей – свт. Кирилла Туровского и свт. Иоанна, экзарха Болгарского.

По материалам статьи А. А. Ткаченко, А. А. Лукашевича, Н. В. Квливидзе, «Православная энциклопедия». т.9.

Вознесение Господне в 2022 году

Дата в 2022 году:2 июня , четверг (40-й день после Пасхи, именно четверг)
Другие названия:Вознесение; Вознесенье; Вознесеньев день; Спасов день; Спас; поминальный день
Церковное название:Вознесение Господне
Значение:вознесение сына Божьего на небеса; проводы весны
Традиции:богослужения в храмах; поминание умерших; приготовление блинов, поминальных хлебцов, «небесных лесенок»

Вознесение Господне 2022 приходится на четверг, 2 июня. Оно имеет переходящую дату и отмечается на 40-й день после Пасхи. Это великий двунадесятый церковный праздник. Он посвящен вознесению Сына Божьего на небеса. Его отмечают православные христиане, славяне, германцы и кельты. В народе в этот день справляют проводы весны и встречу лета (пролетье).

История праздника

В Новом Завете рассказывается о том, как Иисус после чудесного воскрешения не раз представал перед своими учениками. На 40-й день он попросил их собраться в Иерусалиме. Там они стали свидетелями очередного чуда. Спаситель поднялся в небо, а ученикам явились два одетых в белые одежды ангела. Они успокоили апостолов и сказали, что их Учитель вернется к ним так же, как только что вознесся.

О своем вознесении на небеса Спаситель задолго до смерти рассказывал ученикам. Об этом великом дне есть упоминания в Евангелиях от Марка и Луки.

До конца IV века Вознесение и Троица были единым праздником, после чего их разделили на два отдельных торжества.

Традиции и обряды праздника

Вознесение Господне празднуется десять дней. Среда накануне является днем предпразднства, в который в храмах совершается обряд отдания Пасхи – Светлого Воскресения Христова. Вечером в церквях проходит служба всенощного бдения. На ней зачитываются стихиры и паремии из богослужебной книги – Цветной триоди. На утрени читается Евангелие от Марка.

Читать еще:  Интернет-зависимость, или азбука нового поколения

Восемь последующих дней являются днями попразднества. В храмах проходят богослужения, прославляется событие Вознесения на небо Иисуса Христа. В пятницу на седьмой неделе после Пасхи совершается отдание Вознесения Господня. Во все сорок пасхальных дней и в дни празднования Вознесения Господня церковнослужители облачаются в белое одеяние.

Во многих регионах в этот праздник принято поминать умерших. На Руси женщины лепили из теста «поминальные хлебцы» и «небесные лесенки», в помощь предкам, чтобы им удобнее и быстрее было добраться до райских ворот. Люди относили эти лесенки на могилы родственникам или в поле, чтобы зерно тянулось к солнышку и небу.

Также женщины готовили особые блины, которые назывались «Христовы лапотки». По преданиям, Спаситель от Пасхи до Вознесения Господня обходит всю православную Русь. Эти блины считались Христу «на дорожку».

В этот день было принято не работать. Люди ходили в гости к родным и друзьям или приглашали их к себе.

В этот праздник полагается уважительно и с большим вниманием относиться к убогим. Легенда гласит, что в это время по миру в облике нищего гуляет Иисус Христос.

Что нельзя делать на Вознесение Господне

В этот день запрещается работать и заниматься делами по дому. Свободное время необходимо посвящать молитвам и членам семьи.

Нельзя кидать мусор и плевать на улицу, чтобы не попасть в Иисуса Христа. По преданиям, он в это время приходит к домам под видом нищих.

Вознесение Господне: когда празднуется, смысл праздника, традиции

В честь какого события празднуют в праздник Вознесения Господня?

Полное название праздника — Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́.

Праздник Вознесения Господня установлен в память о событии, связанным с вознесением Иисуса Христа на 40-й день после Пасхи.

Вознесе́ние Госпо́дне описано в Библии и посвящено восшествию (вознесению) Иисуса Христа во плоти на небо и обещании Иисуса о своем втором пришествии.

Праздник Вознесения Господня трактуется как обо́жение человеческой природы Иисуса, которая после вознесения стала невидимой для телесного ока.

Когда празднуется праздник Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня имеет 1 день предпразднества и 8 дней попразднества.

Дата празднования праздника Вознесения Господня является переходящей и зависит от даты Пасхи.

Вознесение Господне празднуется только в четверг 6-й недели на 40-й день после Пасхи.

История возникновения праздника Вознесения Господня

Вознесение Господне описано в книге Деяний святых апостолов.

По указанию Иисуса на 40-й день после Воскресения одиннадцать апостолов отправились из Галилеи на Елеонскую гору поблизости от Иерусалима.

Там, на горе Елеон, апостолы в последний раз видели Христа во плоти.

Иисус, подняв Свои руки, подал им Свое благословение и начал отдаляться от учеников и возноситься на небо.

Во время вознесения светлое облако скрыло Господа от учеников и апостолам явились «два мужа в белой одежде», которые пообещали ученикам, что Иисус вновь придет на Землю точно так же, как он взошел на небо.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» .
(Деян. 1:9-11)

Предсказание о своем Вознесении было дано Иисусом Христом своим апостолам задолго до своей крестной смерти.

В Евангелии от Луки рассказывается о встрече воскресшего Иисуса со своими учениками и их разговоре:

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».
(Лк. 24: 46-49).

«И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
(Деян. 1: 4–9).

Вот как это событие описывает Евангелист Матфей:

«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
(Мф. 28:16–20).

«… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью».
(Лк. 24: 50–53).

Как в православии проходит служба в день праздника Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников.

Богослужение в честь Вознесения Господня совершается по Цветной Триоди.

Накануне праздничного четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерне которого поются стихиры, посвященные Вознесению Господню. В это же время читаются три паремии, в которых, как считает Православная церковь, содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа.

На утрени читается Евангелие от Марка и два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

В текстах церковных песнопений описывается восхождение Иисуса на небо и встреча Его ангелами, а также рассказывается символический смысл события праздника Вознесения Господа.

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

История возникновения праздника Вознесения Господня

До конца IV века праздник Вознесения Господня и Пятидесятница праздновались в один день и по сути были единым праздником. Позже праздник Пятидесятницы стали отмечать отдельно.

Впервые об этом упоминается в текстах святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Иконы Вознесения Господня

Иконы, изображающие Вознесение Господне, имеют четкую иконографию.

На этих иконах изображающих Вознесения Господня должны быть изображены все двенадцать апостолов и Богородица, стоящая между ними.

Ученики Христа на иконе изображаются или просто стоящими, или стоящими, преклонив колени.

Христос изображается возносящимся в облаке, окруженный ангелами.

Новый Завет о Вознесении Господнем

События, связанные с Вознесением Христа описаны в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11).

Краткое изложение этого события также приведено в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Смысл праздника Вознесения Господня

Главным итогом для человечества Вознесения Иисуса стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве.

Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной.

Бог отец приняв на себя человеческую плоть, как Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству, согласно чему он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Традиции празднования Вознесения Господня

В традициях празднования Вознесения Господня намешано много различных церковных, языческих и народных правил, но при этом существует четкий церковный устав правил празднования и проведения служб.

В день Вознесения Христа принято заниматься благотворительностью и помогать ближним, потому что в этот день Христос, облачившись бродягой, путешествовал и наблюдал, как к нему относятся люди.

Что нельзя делать в праздник Вознесения Господня

— в праздник Вознесения Господня нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в этот день из храмов выносят Плащаницу;

— в этот день нельзя делать уборку по дому и любую тяжелую работу;

— в этот день нельзя думать о плохом;

— в этот день запрещается плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».

Что можно и нужно делать в праздник Вознесения Господня

— этот день лучше провести в домашнем семейном кругу и в молитве;

— в день Вознесения рекомендуется соблюдать в душе мир и спокойствие и не ссориться с друзьями и близкими;

— в этот день советуют вспомнить умерших родственников, врсстановить с ними духовную связь;

— можно ходить в гости к родным и знакомым, в старину это называлось «ходить на перепутье»;

— накануне Вознесения Господня принято печь особые блины «Христу на дорожку», еще их называют «Божья окутка», «Онучки», «Христовы лапотки».

Приметы в день праздника Вознесения Господня

— если на Вознесение Господне хорошая погода, то она такой будет и до дня Святого Михаила (21 ноября).

— если в день Вознесения идет дождь, жди болезни и неурожай.

Гадания в день праздника Вознесения Господня

— в этот день девушки вплетают в косы несколько веточек березы, и если веточки не завянут за десять дней до Троицы, то в этом году будет свадьба;

— на рассвете собирают травы, так как этот день они считаются особо целебными и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).

Фильмы о жизненном пути Иисуса Христа

— Фильм «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)

— Фильм «Иисус из Назарета» (1977)

— Фильм «Иисус» (1979)

— Фильм «Страсти Христовы» (2004)

— Фильм «Сын Божий» (2014)

— Фильм «Убийство Иисуса» (2015)

— Фильм «Восставший» («Воскресение Христа») (2016)

Дата празднования Вознесения Господня в 2021 году, значение и символика

Вознесение (Господа Бога) Господне — светлый праздник для всех христиан. В этот день Спаситель вознесся на небеса, а ангелы возвестили о том, что придет время, и он вернется на землю и станет судить живых и мертвых. Христиане празднуют Божественное Вознесение каждый год на сороковые сутки после святейшей Пасхи. Ведь именно в этот день Иисус стал Богом и Спасителем для всех людей.

История возникновения праздника

Вознесение — значимое событие в христианстве. Это один из двенадцати главных святейших праздников. Отмечается на сороковой день после Пасхи и обязательно в четверг. Об истории этого светлого религиозного праздника можно узнать из Евангелия от Луки и от Марка, а также из Деяний святых апостолов.

Число 40 выбрано не случайно. В древности, согласно закону святого Моисея, мальчиков на сороковой день приносили в храм, чтобы посвятить Богу. Маленького Иисуса в начале его земной жизни тоже освятили на 40 сутки. После чудесного воскрешения Спаситель именно на сороковой день вознесся в небеса. Так появился праздник, отражающий суть этого важного события. Именно в этот день Иисус стал Богом, а его человеческая природа стала невидимой для глаз людских.

Из священных текстов известно, что Христос, приняв казнь и воскреснув из мертвых, на протяжении 40 дней являлся своим ученикам. Верные соратники Спасителя могли воочию убедиться в телесном воскрешении Иисуса Христа.

На 40 день Господь, опять явившись ученикам, вывел их из Иерусалима в святую Вифанию на святейшую гору Елеон. Христос поднял руки и благословил своих последователей, а потом на глазах у них стал возноситься на небо. Мгновение — и Спаситель скрылся за облаками. После чего в небе появились два ангела в белой одежде. Они и возвестили верных апостолов о Втором Пришествии Христа.

Ученики вернулись в Иерусалим и всех последователей учения своего Спасителя обрадовали услышанной вестью. На десятый день после Вознесения на апостолов сошел, как и предупреждал Спаситель, Святой Дух. Благодаря этому событию ученики Христа еще больше окрепли в своей вере в Бога и получили силу и благословение проповедовать учение Иисуса среди людей. С тех пор на пятидесятый день после Пасхи христиане отмечают еще один святейший праздник — Пятидесятницу.

Богослужение в этот день

Накануне и в день святейшего праздника в церквях проходят праздничные Богослужения. Христиане поют гимны, посвященные Вознесению, а также читают Священное Писание, в котором содержатся ветхозаветные пророчества о восхождении Христа на небеса. Начинается праздник с Всенощного бдения, а утром совершается Литургия.

Тропарь

В посвященном Вознесению тропаре поется о вознесшемся во славе Христе Боге, который пообещал своим ученикам явление Святого Духа. Перед восхождением на небеса Спаситель благословил апостолов. Его благословение утвердило учеников в вере в то, что именно Иисус есть Божий Сын и Искупитель мира.

Глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак

В праздничном кондаке поется о великом замысле, исполненном Христом. Сын Божий вознесся во славе на небеса, соединив земнородных с небожителями. Спаситель не оставил верующих, пока он с христианами, никто их не одолеет.

Глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Величание

В праздничном величании прославляют Христа, как родоначальника жизни. Спасителя почитают за вознесение на небеса его пречистой плоти.

«Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение».

Задостойник

Глас 5

Величай, душе моя,// вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца. Тя паче ума и словесе Матерь Божию,/ в лето Безлетнаго неизреченно рождшую,// вернии, единомудренно величаем.

Молитва

В молитве в честь Вознесения Спасителя на небеса говорится, что в этот день земля празднует и ликует, радуется небо, а люди прославляют Сына Божьего. Верующие просят Господа оживить совесть человеческую, освободить их из плена греховной плоти, дать им мудрости угождать Господу и духовно возвыситься.

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, сошедый с Небесных высот спасения нашего ради и напитавый нас духовною радостию во святыя и пресветлыя дни Воскресения Твоего, и паки по совершении земнаго служения Твоего вознесыйся от нас на небо со славою и возседый одесную Бога и Отца! В сей ясный и всесветлый день Божественнаго на небеса восхождения Твоего земля празднует и ликует, радуется и небо Вознесением днесь Творца твари, человецы славословят непрестанно, зряще заблуждшее и падшее естество свое на рамо Твое, Спасе, вземлемо и на небеса вознесенное, Ангели же веселятся, глаголюще: Кто Сей, пришедый во славе, силен во брани. Сей воистину Царь Славы?! Сподоби и нам немощным, земная еще мудрствующим и плотоугодия, творити непрестающим, восход Твой на небо страшный помышляющи и празднующе, плотская и житейская отложити попечения и со Апостолы Твоими на небо ныне взирати всем сердцем своим и всеми помышленьми своими, поминающе, яко тамо на небеси горе жительство наше есть, здесь же на земли мы точию странники и пришельцы есмы, отшедшия из дома Отча в страну далечу греха. Сего ради усердно просим Тя, преславным Вознесением Твоим, Господи, оживи нашу совесть, еяже нужнейши ничтоже есть в мире, возведи нас из плена сего греховнаго плоти и мира и сотвори нас горняя мудрствовати, а не земная, яко да не ктому себе угождати будем и жити, но Тебе Господу и Богу Нашему служити будем и поработаем, дондеже отрешившеся от уз плоти и прошедши невозбранно воздушныя мытарства, достигнем небесных обителей Твоих, идеже, ставше одесную Величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы и всеми святыми прославляти будем Всесвятое Имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Единосущным и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Значение и символ православного праздника

С вознесения на небеса начался новый, божественный этап жизни Иисуса Христа. Спаситель вошел в небесное царство в человеческом облике. Иисус не избежал смерти, он ее победил. Христос вознесся на небеса к своему Всевышнему Отцу, занял место по правую руку от него и стал править миром. Благодаря этому событию все христиане уверовали в силу веры.

Читать еще:  Загадки пустыни ленсойса

Иисус стал всемогущим Богом, спасающим грешников от погибели. После своего чудеснейшего вознесения Христос не оставил людей. Он послал им Святого Духа, чтобы укрепить веру и дать людям силы выдержать все жизненные испытания. Каждый христианин верит, что в день Второго Пришествия Христа он тоже воскреснет и вознесется на небеса, если будет жить по заповедям Господним.

Народные традиции и приметы на празднование

Религиозный праздник чудеснейшего Вознесения совпадает с концом весны и началом лета. В старину верили, что в этот день можно уже не бояться возвращения ночных заморозков. С четверга Вознесения и до первого воскресения принято провожать весну со всеми почестями. Ночь перед праздником называют соловьиной. Именно перед Вознесением птицы звонко приветствуют наступление лета.

В старину всегда следили, какой будет погода в этот праздник. Ведь если на Вознесение шел дождь, то ненастье устанавливалось надолго — еще на шесть недель. Если в четверг сияло солнышко, то в ближайшие полтора месяца погода обещала быть солнечной. Предки верили, что дождь или солнце являлись предвестниками будущего урожая. Разумеется, дождливый день не предвещал ничего хорошего.

В праздничный четверг принято поминать покойных родственников, ходить на кладбище. Громкие застолья в этот день не устраивают. Правда, нищего, стучащегося в дом, обязательно нужно угостить. Существует поверье, будто именно в четверг Вознесения под видом странника в дверь может постучать сам Христос.

Иконография

В честь такого значимого для христиан события, как Вознесение, написано немало икон. В центре экспозиции обязательно находится возносящийся на небеса Христос. Внизу его провожает взглядом Богородица с верными апостолами. Возносят Спасителя на небо ангелы. Святейшие персоны изображаются на фоне горы Елеон, где когда-то Иисус вознесся на небо. На некоторых изображениях даже рисуют след ноги Спасителя, то есть последний отпечаток его ступни перед восхождением на небеса. В старину рисунками с Вознесением Христа украшали купол или стены храма.

Что можно и нельзя делать

С праздником Вознесения связано много народных поверий и примет. На протяжении многих столетий людям доводилось не раз убеждаться в правдивости древних предсказаний.

Что делать с мусором

В праздничный четверг нельзя сорить и выметать сор из избы. Убраться в доме можно в среду или после праздника. На Вознесение лучше с утра сходить в церковь. Запрещено в этот день плевать на землю и обижать нищих. Ведь существует поверье, что в праздничный четверг сам Спаситель может облечься в одежду бедного странника.

Можно ли ходить на кладбище

В праздник необходимо сходить на кладбище, проведать умерших родственников, поухаживать за их могилами. На само Вознесение в церкви нет специального богослужения об усопших. Вспомнить родных можно во время домашней молитвы.

Работа на огороде

В праздник работать на огороде нельзя. Зато можно печь выпечку и пироги с поперечными тонкими перекладинами на поверхности в виде лесенки — символа, по которому Христос взобрался на небеса. Этот хлеб можно принести в церковь и освятить.

Шитье

Шить на праздничный четверг не разрешается. С утра лучше сходить в церковь, раскаяться в прегрешениях и помолиться. После обеда можно проведать умерших родственников на кладбище.

Мытье головы

В этот день с неба льется целебная вода. Ведь на Вознесение сам Спаситель смотрит с небес на землю и благословляет людей. Если в праздничный четверг идет дождь, можно собрать воду в таз и помыть ею голову. Такая процедура убережет от головной боли и сделает волосы шелковистыми.

Замужество

На Вознесение в церквях не совершают обрядов бракосочетания. Ведь, согласно церковным правилам, во время большого праздника свадьбы запрещены. Влюбленные смогут пожениться после Вознесения, ведь до первого летнего Поста у них есть еще две недели.

Операция

На Вознесение лучше не делать хирургическую операцию. Ведь этот день, хоть и праздничный, но в то же время трагический. В четверг Христос вошел в небесное царство, распрощавшись навеки с земной жизнью.

Храмы в честь Вознесения

Самый первый Храм на месте Вознесения Спасителя на небеса был построен приблизительно в 330-378 годах римлянкой Пименией на святейшей Елеонской горе в Иерусалиме. Спустя несколько столетий здание Имвомона было разрушено персами, а потом вновь отстроено иерусалимским патриархом Модестом.

Древнейший храм не имел крыши, чтобы христиане могли смотреть на небо, куда вознесся Спаситель. Сейчас на этом месте находится часовня Вознесения, построенная в эпоху крестоносцев. На полу этого сооружения лежит камень, на котором виден отпечаток левой стопы Христа.

Во всех странах, где проповедовалась христианская религия, на протяжении многих веков постоянно строились костелы и церкви в честь Вознесения. Памятники архитектуры и до сегодняшних дней действующие храмы в честь Вознесения Спасителя есть в Коломенском, в Вильнюсе, на территории московского Вознесенского женского монастыря.

Старообрядческие храмы

Восхождение Спасителя на небеса почитается российскими старообрядцами. На территории России построено немало храмов в честь Вознесения. Старинная и поныне действующая церковь есть в поселке Баранчинский в Свердловской области, а также в деревне Мисцево Орехово-Зуевского района Московской области.

Как определить дату

Ежегодно святейший праздник Вознесения отмечают на 40 день после Пасхи. Празднуют восхождение Спасителя на небеса исключительно в четверг. Этот праздник является переходящим, он зависит от даты Пасхи. В прошлом, 2019 году святейшее Вознесение припало на 6 июня. В 2020 праздником считалось 28 мая. На следующий, 2021 год святейшее Вознесение будут отмечать тоже через 40 дней после Пасхи, вернее, в июне, 10 числа.

Вознесение Господне 2021, какого числа, как праздновать и что готовить

Вознесение Господне в 2021 г. – праздник, который как и раньше, непосредственно связан с Пасхой и празднуется на сороковой день после Светлого Воскресенья. За Вознесением – на пятидесятый день после Пасхи – следует Троица. Вознесение Господне считается одним из двенадцати главных православных праздников – «древнейшим и повсеместным».

Вознесение Господне 2021, какого числа

Вознесение Господне в 2021 г. отмечается 10 июня, поскольку от Пасхи и до Вознесения проходит ровно 40 дней. Праздник этот «плавающий», но всегда выпадает на четверг. Полное название этого праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вознесение Господне, что это за событие?

Афанасий Великий, христианский святой, один из греческих Отцов Церкви, архиепископ Александрийский, живший около 295-373 гг., писал, что Вознесение Господне означает обо́жение человеческой природы Христа, которая становится невидимой для телесного ока. Обожение, или теозис – христианское учение о соединении человека с Богом.

Интересно, что в греко-римском мире граница между смертными людьми и бессмертными богами не считалась непреодолимой. Посмертная участь героев, чудотворцев, философов, верховных правителей благодаря и в следствии судьбы, личных добродетелей или избранности отличалась от участи остальных («простых») людей. Божественность некоторых признавалась ещё при жизни, но чаще говорилось об их Вознесений к богам после смерти. Это называлось «обожествление». Обожествление случилось, в том числе, с Гераклом и с Ромулом, одним из братьев-близнецов – основателей Рима.

Согласно Евангелию, Христос в течение 40 дней от своего воскресения до вознесения на небо провёл на земле. Он являлся апостолам и рассказывал о Царствие Божьем, готовя их к особой миссии – распространению христианской веры. Интересно, что число 40 используется в Библии, в целом, для определения наиболее полного и достаточного срока – стоит только вспомнить и о сороковинах после ухода любого христианина.

На сороковой день Христос явился апостолам и, взойдя на гору Елеонскую, дал им последние наставления: не отлучаться из Иерусалима, пока не получат святого дара, обещанного им Богом, а после сошествия на них Святого Духа (что и случилось на Троицу), наказал идти проповедовать Евангелие всему миру. Подняв руки и благословив учеников, Христос начал отдалятся и возноситься на небо. По мнению отцов церкви, это событие – свидетельство совершившегося искупления, примирения Бога с миром, и благословения им церкви.

Праздник этот отмечается в храмах торжественными богослужениями при звоне колоколов.

Икона Вознесение Господне, Андрей Рублёв, 1408 г.

Вознесение Господне, история праздника

До конца IV в. празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы (Троицы) не разделялось и было одним периодом равным 50 дням после Пасхи. Позже Пятидесятница окончательно оформилась как самостоятельный праздник. Вслед за Троицей в V в. в особое празднование выделилось и Вознесение Господне.

Вознесение Господне 2021, как праздновать, что нельзя делать в этот день

Накануне Вознесения Господне, в среду, 9 июня, в храмах отметят праздник Отдания Пасхи, когда в последний раз в году служба совершается по пасхальному чину. Именно на Вознесение Господне 2021 г., как и раньше, в православных храмах красные облачения священнослужители поменяют на белые. В них они служат последующие десять дней – вплоть до Троицы.

В день Вознесение Господня не рекомендуется совершать какую-либо тяжёлую работу, за исключением повседневных бытовых дел. Усердствовать на садах и огородах тоже не рекомендуется. Если вы верующий человек, сходите в храм.

Картина Вознесение Господне, Рембрандт, 1636-1639 гг.

Вознесение Господне в искусстве

Самое раннее дошедшее до нас изображением Вознесения Господня – рельеф 430 г. на деревянных дверях собора Санта-Сабина в Риме. На нём изображён стоящий Христос со свитком в руке, внизу – Богоматерь, над ней два апостола держат крест в круге. Согласно историческим трактованиям, образ Богородицы – символическое изображение Церкви; подобная трактовка сохраняется и по отношению к другим памятникам средневековья.

В кафедральной церкви святого Лаврентия в Генуе, Италия, в стену вделана большая картина Вознесение Господне. Автор её неизвестен, однако некоторые исследователи приписывают авторство Леонардо да Винчи.

Картина Вознесение Христово Рембрандта входит в цикл картин «Страсти Христа», над которым художник трудился с 1636 по 1639 гг. Он закончил живописное полотно зимой, когда от лихорадки умер его первенец. Художник в память об умершем малыше изобразил в облаках порхающих ангелочков, символизирующих души всех ушедших детей.

Для Руси и России икона Андрея Рублёва Вознесение Господне, написанная иконописцем в 1408 г., пожалуй, является самым важным изображением этого события.

Икона сравнительно небольшая – 125 х 92 см, выполнена на липовой доске темперными красками на левкасе (грунте из мела, смешанного с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла). Рублёв изображает возносящегося на небо Христа в окружении ангелов, а внизу, в лучах света, помещены фигуры апостолов и Богоматери, указывающие на совершающееся чудо. Есть предположение, что эту икону для кафедрального Успенского собора во Владимире иконописец писал со своими верными помощниками во главе с Даниилом Чёрным. Икону отличает благородство цветовой гаммы, безупречность рисунка, выверенность пропорций и чёткость акцентов – всего того, что было характерно для работ Андрея Рублёва. К сожалению, сохранность святыни посредственная – много утрат верхнего красочного слоя. Икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

В киноискусстве стоит отметить французский немой художественный фильм «Жизнь и страсти Иисуса Христа» (La vie et la passion de Jésus Christ). Он снимался с 1902 по 1905 гг. и стал одним из первых полнометражных фильмов в истории кино. В фильме в хронологическом порядке рассказывается о жизни Иисуса от Благовещения до Вознесения. Декорации фильма напоминают религиозные картины и в некоторых сценах просто копируют картины великих художников. Костюмы похожи на одеяния гипсовых скульптур.

Деталь плиточной мозаики Вознесение Господне в церкви Всех Святых, 1873 г., Лондон, Великобритания

Церковь Вознесения Господня в Коломенском и полёт Икара, что между ними общего

В честь Вознесения Господня на Руси строили и церкви. Одна из них находится в московском Коломенском. Она была построена великим князем Василием III Иоанновичем после рождения сына, будущего царя Иоанна IV, «в своём селе», где располагался один из загородных дворов. Освящена 3 сентября 1532 г. в честь Вознесения Господня. По словам летописца, «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси». Благодаря постройке церкви в 30-е г. XVI в. великокняжеское село Коломенское становится своеобразным подмосковным Елеоном – местом воспоминаний о Вознесении Христа и ожиданий его второго пришествия.

Долгое время считали, что при строительстве 62-метровой церкви архитекторы пытались воспроизвести в камне деревянный шатровый храм. Позже обратили внимание на стиль архитектуры и решили, что церковь Вознесения Господне напоминает храм Гроба Господня в Иерусалиме и другие храмы на Святой земле. В 1994 г. церковь внесена во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО.

Некоторые экскурсоводы московского музея «Коломенское» рассказывают, будто во времена Ивана Грозного холоп Никита (русский Икар) именно с церкви Вознесения Господня поднялся в воздух. Словесное подтверждение этой легенды нашлось в автобиографической книге «Держись сестрёнка!» Aнны Александровны Тимофеевой-Егоровой, советской лётчицы-штурмовика, Героя Советского Союза, участницы Великой Отечественной войны. В 30-х годах Анна, мечтавшая о полётах, поступила в аэроклуб. В главе «Несостоявшаяся золотошвейка» она пишет: «Ранней весной стали мы ездить в село Коломенское на практику, туда, где когда-то холоп Никита, соорудив себе крылья, прыгнул с высокой колокольни. Там с крутого берега Москвы-реки и парили на планёрах. Конечно, по нынешним временам всё делалось тогда весьма примитивно».

В Коломенском, действительно, большое открытое пространство и церковь Вознесения Господне построена на крутом берегу Москвы-реки. В XX веке планеристы стартовали именно с этого высокого места, возможно, повторяя полёт русского Икара.

Церковь Вознесения Господне в Коломенском, Москва

Вознесение Господне в народных обычаях и повериях

«Вот весну торопит лето, В зелень яркую одето. Истекает срок весенний В день Господня Вознесенья»… В народе считалось, что Вознесение Господне – окончание весны и её переход к лету. Говорили: «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч весна-красна лень, летом обернётся-прикинется, за работу в поле примется» или «На Вознесение весна возносится на небо, а лето красное спускается на землю». А ещё говорили: «До Вознесения Христос с учениками по земле ходит, а в Вознесение Христос-Воскресе улетает».

По народному поверью, Христос в течение 40 дней после Пасхи ходит по земле, подходит к каждому окну, чтобы услышать, о чём люди говорят и что делают. Поэтому в это время и в день Вознесенья Господне нельзя было что-либо выбрасывать в окно. Люди считали, что во время праздничной литургии над каждой церковью разверзаются небеса, к куполу ангелы спускают лестницу и с ударом колоколов Христос возносится на небеса, но видеть вознесение было дано только благочестивым и праведным людям. В этот праздничный день старались не работать, ходили на ярмарки с их балаганами, качелями, медвежьими потехами, гостевали друг у друга, посещали деревенские гулянья.

Читать еще:  Педагог Ася Штейн: Не покидать школу и ничего не подписывать

Вознесение Господне в средней полосе России приходилось на время созревания озимой ржи, крестьяне верили, что правильные обряды способны повлиять на рост хлебов. Для богатого урожая целыми семьями выходили в поля смотреть посевы и устраивали своеобразные сельские «пикники». Крестьяне обходили свои наделы с приготовленной дома яичницей и съедали её, разделяя со всеми членами семьи. Шли и приговаривали: «Расти, расти трава в лесу, а рожь к овину». Так призывали урожай и оберегали свои спины от боли во время уборки хлебов.

Ночь на Вознесенье Господне считалась соловьиною. Верили, что соловьи в это время поют громче и звонче. В некоторых регионах России вознесенской росе приписывали особую целительную силу, только собирать её нужно было ранним утром. В Смоленской губернии канун Вознесения считался особенным временем, когда из-под земли выходят просушиться клады.

Когда день Вознесения Господня заканчивался, под вечер разжигали костры – символ наступления пролетья и расцвета природы. С этого дня «пошёл колос на ниву», то есть озимая рожь выпускает колос. В честь этого водили хороводы и «завивали колос», то есть проводили девичьи обряды.

Современная фреска Вознесение Господне в церкви Santuario Maria Auxiliadora i Sant Josep, 1966 г., Барселона, Испания

Вознесение Господне 2021, что готовить

Один из евангельских рассказов для детей Вознесение Господне, написанный Марией Кучерской, российской писательницей, литературоведом и доктором философии, начинается так: «Однажды воскресший Господь снова пришёл к ученикам. – Есть ли у вас еда? – спросил Он. – Рыба и мёд, – отвечали апостолы. И Христос ел перед ними».

В праздник Вознесения Господня нет особых запретов, оговорённых церковным уставом. В этот день можно есть любую еду, как постную, так и скоромную.

В народе сложилось своё представление о кулинарных правилах Вознесения Господня, которыми можно воспользоваться и в 2021 г. Для того, чтобы помочь Христу подняться в небо, пекли продолговатые пироги (лепёшки), на которые сверху выкладывали кусочки теста – словно ступени. Такую выпечку называли «лесенки» и делали на ней 7 символических перекладин из теста, что указывало на семь небес. В Вологодской области в каждом доме хозяйки пекли лепёшки с творожной начинкой, края которых загибались и защипывались в виде ступенек – «рогушки» или «преснушки».

В некоторых уездах Московской губернии дети шли с «лесенками» в поле. Они сначала съедали выпечку, а потом скакали по ржи и приговаривали: «Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки». Если на Вознесение Господне шли в гости, а это было принято, «лесенки» приносили хозяевам в подарок.

Пекли и ячменные блины – «Христу на онучки», символ удобной и надёжной обувки перед дорогой, «чтоб Ему не потереть ног».

Печенья Лествицы, приготовленные к празднику Вознесения Господне 2021

Лествицы

Для приготовления 4-5 порций нужно:

  • 50-60 мл растительного масла
  • 3 ст. л. мёда
  • 60-70 мл питьевой воды
  • 0,5-1 ч. л. молотой корицы
  • 350-380 г ржаной муки
  • 2-3 ст. л. пшеничной муки + для формовки
  • соль
  1. Духовку разогрейте до 180 °С.
  2. В постное масло добавьте горячей воды, растворите в этой смеси мёд, добавьте корицу и соль.
  3. Постепенно всыпая просеянную муку (смешайте 320 г ржаной и пшеничной), вымешивайте тесто до плотного, хорошо держащего форму. Если тесто слишком жидкое, подсыпайте ещё ржаную муку.
  4. Слепите из этого теста лесенки, обсыпьте мукой.Выложите на противень, застеленный бумагой для выпечки. Выпекайте в разогретой духовке до готовности, примерно 10 мин. Охладите и подавайте остывшими.

«И облако взяло Его». Вознесение Господне. Церковный календарь на 10 июня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

10 июня (28 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Четверг 6-й седмицы по Пасхе (шестой недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет. Сегодня совершается великий двунадесятый праздник Вознесения Господня, а также память многих христианских святых. Далее коротко расскажем о них и о сегодняшнем празднике.

Вознесение Господне. В самом центре Москвы, на Большой Никитской улице, находятся сразу несколько старинных храмов, два из которых, исторически именуемые «Малым» и «Большим Вознесением», посвящены одному из самых главных христианских праздников – Вознесению Господню. Торжеству, совершающемуся на 40-й день после Пасхи и завершающему празднование Светлого Христова Воскресения.

Согласно книге Деяний святых апостолов, Спаситель после Своего Воскресения в продолжение сорока дней являлся ученикам, говоря о Царствии Божием, а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться, сказав: «Вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». После чего «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

Сегодня именно храм Вознесения Господня у Никитских ворот – «Большое Вознесение», в котором (а если быть точнее, в храме, который был прежде на его месте) в 1831 году венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова, – является самой известной русской святыней, посвящённой этому великому двунадесятому празднику. Сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл неоднократно посещал эту церковь и совершал здесь торжественные богослужения. В том числе в день Вознесения Господня.

Московский храм «Большое Вознесение». Фото: Ruslan Merinov / Shutterstock.com

Так, в одном из своих Первосвятительских слов, произнесённых в стенах этого храма, Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул значимость события Христова Вознесения для всех нас:

Имеет огромное значение для всего рода человеческого, что Господь тело Своё вознёс в Божественную жизнь, и через Его тело мы связываемся с Ним. Совершенно неслучайно, что именно тело Своё Он приносит в заклание и что тело Своё Он даёт нам в заклание через таинство Святой Евхаристии. Когда, причащаясь тела и крови Спасителя под видом хлеба и вина, мы соединяемся с Его прославленным телом – тем самым телом, которое в тайне Святой Троицы пребывает на Божественном престоле.

И в праздник Вознесения Господня, приходящийся на конец весны или начало лета, всем православным христианам стоит забыть о повседневных заботах и постараться посетить храм. Чтобы в молитвах и Таинствах соединиться с Вознёсшимся на Небеса Спасителем.

Святитель Никита Исповедник, епископ Халкидонский. Архипастырь второй половины VIII века, времени, когда в Империи Ромеев (Византии) господствовала ересь иконоборчества, отвергающая православное учение о необходимости почитать изображения святых, а также их честные мощи. Святитель Никита прославился своим милосердным отношением к нищим и обездоленным, к старикам, вдовам и сиротам, которым всегда помогал всем, чем мог.

Святитель Никита Исповедник. Фото: pravoslavie.ru

И вместе с тем этот подвижник был очень твёрдым в вопросах веры, смело обличая за ересь иконоборчества не только высоких сановников, но и самого императора-еретика Льва Армянина. За это святитель был подвергнут мучениям и ссылке, в которой и скончался в начале IX века. От мощей святого Никиты сразу же стали происходить многочисленные исцеления.

Святитель Игнатий Ростовский. Глава Ростовской епархии во второй половине XIII века, известный чудотворец. В молодости был знаком со святым благоверным Князем Александром Невским, который и выдвинул архимандрита Игнатия помощником ростовского епископа Кирилла (после упокоения которого будущий святитель возглавил епископскую кафедру Ростова Великого). Несмотря на высокую церковную должность, прославился нестяжанием, глубокой молитвенностью и прижизненными чудотворениями. Примирял князей и неоднократно бывал в Орде, ходатайствуя за то, чтобы ордынцы не притесняли Русскую Церковь.

Преподобная Елена Дивеевская. Одна из духовных чад и учениц преподобного Серафима Саровского. Молодая дворянка, дочь титулярного советника Василия Мантурова, в 1822 году 17-летней девушкой решившая принять монашеский постриг. Сначала преподобный Серафим не благословил её на уход из мира, и только после того, как будущая преподобная три года провела в добровольном домашнем затворе, она была пострижена в инокини. В 1832 году преподобная Елена отошла ко Господу и была похоронена возле могилы основательницы Дивеевского монастыря преподобной Александры.

Преподобная Елена Дивеевская. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Евтихий, епископ Мелитинский. Ученик и сомолитвенник апостолов, один из первых страдальцев за Христа, принявший мученическую кончину в городе Мелитине в I веке.

Мученица Еликонида. Фессалоникийская христианка, пострадавшая за веру в III веке от Рождества Христова. Во время её проповеди Слова Божия жителям Коринфа язычники схватили подвижницу, которую сначала уговорами, потом угрозами, а в итоге чудовищными мучениями пытались заставить отречься от Христа. В заключение мученице явился Сам Спаситель с Архангелами Михаилом и Гавриилом, исцелившими раны святой страдалицы Еликониды. Великим чудом стало также то, что, когда её бросили на съедение львам, хищники покорились святой, после чего бросились на её мучителей. В 244 году от Рождества Христова святая Еликонида была обезглавлена.

Святитель Герман, епископ Парижский. Святой Западной Церкви до её разделения с Православием. Возглавлял епископскую кафедру города Парижа вплоть до своей смерти в 576 году от Рождества Христова. Прославился тем, что боролся за благочестие священнослужителей, а также с пережитками язычества, смело обличал пороки и преступления знати, многое сделал для преодоления междоусобной брани представителей династии Меровингов.

Священномученик Елладий Восточный. Об этом святом сохранилось мало сведений. Известно, что он был епископом в IV веке и пострадал за Христа либо от языческих гонений, либо от нападения персов. По преданию, этому святому в темнице явился Сам Спаситель и исцелил его раны.

Священномученик Елладий Восточный. Фото: www.pravoslavie.ru

Святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси. Один из первых Предстоятелей автокефальной Русской Церкви, Первосвятитель Третьего Рима, Первопрестольной Москвы, ставшей центром Православного мира после падения Константинополя. При святителе Геронтии в столице было возведено много каменных храмов, в том числе закончилось строительство Успенского собора Московского Кремля, в котором и был погребён митрополит после своей блаженной кончины в 1489 году.

Преподобномученики Макарий и Дионисий, священномученик Николай диакон, мученики Игнатий и Пётр – святые страдальцы, погибшие за веру в 1931 году и прославленные в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также в этот же день совершается память двух других святых, пострадавших за веру в годы советских богоборческих гонений, – преподобного Ираклия исповедника (отошёл ко Господу в 1936 году) и преподобномученицы Гермогены (скончавшейся в 1942 году в Онежском исправительно-трудовом лагере).

Также 10 июня празднуется день двух чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Никейской, прославившейся в городе Никее в 304 году от Рождества Христова, то есть ещё в период антихристианских гонений. И иконы Божией Матери Галичской-Чухломской «Умиление», явленной преподобному Авраамию Галичскому, ученику преподобного Сергия Радонежского, в 1350 году.

Чухломская (Галичская) икона Божией Матери. Фото: www.pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с днём этих святынь, великим двунадесятым праздником Вознесения Господня и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Вознесение Господне: смысл, история и традиции праздника

Вознесение Иисуса Христа на небо после распятия — одно из главных событий новозаветной истории. Согласно христианской религии, после Вознесения земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Праздник отмечают ежегодно на 40-ой день после Пасхи. В 2020 году Вознесение у православных приходится на 28 мая.

Событие в религиозных текстах

Событие Вознесения подробно описывается в евангелиях от Луки (Лк. 24: 50–51) от Марка и Деяниях святых апостолов (Деян. 1:9–11). Согласно этим текстам, приняв казнь и воскреснув из мертвых, Христос неоднократно являлся ученикам, укрепляя в них веру в чудо Своего Воскресения и подготавливая их к принятию обетованного Святого Духа. Затем Иисус собрал апостолов в Вифании на горе Елеон, благословил их и вознесся на небо. Тогда явились два ангела и возвестили о том, что пройдет время и Христос снова вернется на землю в зримом облике, чтобы судить живых и мертвых.

О Вознесении написано в Новом Завете: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деяния 1:9–11)

Дата и название праздника

Название праздника отражает суть события — вознесение на небо Иисуса Христа и завершение Его земного служения. В этот день верующие вспоминают вознесение на небо Иисуса Христа, которое свершилось после окончания его сорокадневного земного служения. Число 40 в иудаизме и христианстве имеет особый смысл. В древней Иудее, по закону Моисея, на 40-й день после рождения мальчиков-первенцев приносили в Иерусалимский храм, чтобы посвятить их Богу. Следуя этому закону, святой Иосиф и Дева Мария принесли Иисуса в храм после его рождения. На 40-й день после Пасхи, то есть после своего возрождения к вечной жизни, Иисус Христос снова входит в храм своего небесного отца.

Смысл праздника

Победив смерть и дав тем самым возможность воскреснуть, Господь вознес в своем лице человеческую природу, открыв каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. Этот день символизирует надежду христиан на второе пришествие Христа, а еще означает полный расцвет весны по славянским традициям. В народно-христианской традиции считалось, что с Вознесения (на Руси этот праздник иногда называют Вознесеньев день) весна окончательно уступает место лету.

Традиции и народные приметы

В этот день у православных христиан сложилась традиция поминать своих предков, ухаживать за могилами и ходить в гости. Устраивать громкие застолья в этот день не принято, но щедрость поощряется. Существует поверье, что в этот день Иисус ходит под видом нищего, поэтому в этот день стоит раздавать подаяние нуждающимся.

Ночь перед Вознесением в народе называют «соловьиной». Считается, что растения и певчие птицы в это время приветствуют наступление лета.

С Вознесеньева дня, который всегда приходится на четверг, и до ближайшего воскресенья в деревнях проходили окончательные проводы весны. Первое воскресенье после Вознесения считалось окончанием весны и началом лета.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector