0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воевода сон на волге краткое содержание. Опера «Сон на Волге» в четырех действиях

Воевода (Чайковский)

Первая опера, пожалуй, одного из самых известнейших и величайших композиторов в истории Петра Ильича Чайковского «Воевода» является его совместным либретто с русским писателем-драматургом, членом Петербургской Академии наук Александром Николаевичем Островским по его произведению «Сон на Волге». Премьера пьесы прошла в начале 1869 года на сцене Большого театра в Москве. Из биографии гениального композитора мы узнаем, что ему принадлежит авторство более восьмидесяти произведений, в том числе десятка опер и трёх балетов. Чайковский был недоволен своим «Воеводой». Вначале процесс сочинения шел довольно быстро, но позже был затруднен тем, что Петр Ильич был вынужден сам дописывать либретто начатое Островским. Опера выдержала всего шесть успешных представлений и в целом была критикована как слабо исполняемая, ссылаясь на малое количество репетиций.

Также Г. Ларош дал негативный отзыв о музыке в «Воеводе» что в кое-то мере вынудило автора уничтожить значительную часть музыкального сопровождения, а именно ноты. Попытки восстановить оперу были предприняты в 1930-1940 годах П.А. Ламмом, В. Шебалиным, Б. Асафьевым и Ю.В. Кочуровым.

«Воевода» действительно одно из самых значительных драматургических произведений, которое пронизано духом русской песни, сказкам, фантастикой и ярко выраженным национальным колоритом и характером. Именно возможность описать некоторые характерные особенность русского быта и использовать русские песни заинтересовали Чайковского.

Так как часть произведения утеряна, сны Воеводы для упрощения сюжета не восстанавливались. Было пропущено несколько действующих лиц – такие как: Мизгирь-колдун, Отшельник, Домовой, пропущена сцена с крестьянкой в крестьянской хате. Некоторые роли просто урезали, так, к примеру, Марья Власьева была оставлена только в качестве сопрано и из-за всяческих сокращений роли почти лишена собственного облика.

В арии Марьи была использована лирическая песня «Коса ль моя, косынька…», которая была записана лично Чайковским в 1867 году. Чайковский также использовал другие народные песни и фрагменты своих собственных более ранних наработок, на сайте клуба «Орфей» вы можете прослушать их онлайн.

Впервые возрожденную оперу мир увидел в ленинградском Малом оперном театре осенью 1949 года под управлением Э. Грикурова.

Содержание оперы в трёх действиях «Воевода» вы можете узнать, прослушав данное произведение бесплатно на сайте клуба «Орфей»

Сюжет первого действия переносит слушателя в сад около дома купца Дюжого, где боярин Бастрюков пробирается на свидание к дочери Дюжого — Марьи. Что касается Байстрюкова, то тот озадачен в первую очередь тем, что купец выдаёт Прасковью – свою старшую дочь – замуж за его злейшего врага – Нечая Шалыгина, который в свою очередь разорил всю семью Байстрюкова. Нечай появляется во время свидания влюбленных и, очарованный красотой младшей дочери Дюжого, отказывается от ее сестры в пользу неё. Марью в качестве новоиспеченной невесты везут в терем, а отчаянный Байстрюков ищет способы спасти свою возлюбленную.

Во втором действии пред нами предстаёт дома Байстрюкова, в котором он день и ночь думает лишь о судьбе своей невесты, на помощь Байстрюкову приходит Роман Дубровин. Воевода разорил Дубровина и забрал себе его жену. Роман предлагает завтра поутру, когда Шалыгин отправится на богомолье, освободить своих возлюбленных.

В тереме Воеводы (Нечая Шалыгина) Марья Власьевна начинает скучать и когда девушка остается одна, появляется Олеся, жена Дубровина, и сообщает Марье о будущем побеге.

Третье действие описывает как обе пары – Дубровин с Байстрюковым и Марья с Олесей готовятся к предстоящему побегу. Но долгожданную встречу нарушает разгневанный Воевода, который приказывает связать провинившихся, а Марью силой вернуть обратно в терем. На не доволен очередным произволом Воеводы и заполняет двор. Бунтующие против несправедливости Нечая люди освобождают заключенных, и готовы расправиться над самим Шалыгиным. Байстрюков же сообщает собравшимся, что Воевода лишен воеводства. Отец вместе с народом проставляют молодых на брак.

Читать еще:  Торжество Воскресения: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему

Воевода сон на волге краткое содержание. Опера «Сон на Волге» в четырех действиях

  • Поддержите наш сайт →

Опера в 4 действиях. Либретто по пьесе А. Н. Островского «Воевода» (Сон на Волге) написано самим композитором.
Первое представление состоялось 21 декабря 1890 года в Москве на сцене Большого театра.

Действующие лица:

  • Нечай Шалыгин, воевода, баритон
  • Влас Дюжой, богатый посадский, баритон
  • Настасья, жена его, меццо-сопрано
  • Марья, Прасковья — их дочери, сопрано
  • Степан Бастрюкоз, тенор
  • Резвый, слуга его, бас
  • Роман Дубровин, беглый посадский, бас
  • Олена, его жена, меццо-сопрано
  • Недвига, нянька, меццо-сопрано
  • Мизгирь, колдун, баритон
  • Пустынник, бас
  • Домовой, бас
  • Старуха, меццо-сопрано
  • Неустройко, слуга Воеводы, бас
  • Ближний боярин, бас
  • Челобитчик, тенор
  • Новый Воевода, бас
  • Шут, тенор
  • Народ, стрельцы, слуги

Первое действие

Первая картина. Сад на берегу Волги. Марья Власьевна, младшая дочь богатого посадского, тоскует в отцовском тереме по воле, по простору лугов, по любви. Девушку полюбил молодой боярин Степан Бастрюков, и он любим ею. Однако Степан не может жениться на Марье — к ее старшей сестре, Прасковье, посватался заклятый враг Бастрюкова, старый Воевода, который не пожелает иметь его свояком. В довершение всех бед Воевода увидел красавицу Марью и воспылал к ней страстью. Теперь он сам задумал жениться на ней и отказался от брака с Прасковьей. Родители девушек боятся всемогущего Воеводы,— они согласны на все. Не дожидаясь свадьбы, Воевода приказывает перевезти Марью Власьевну в свой дом. Молодой Бастрюков отважно решает вступить в борьбу с Воеводой.

Вторая картина. В доме Бастрюкова. Разлученный с любимой, Степан подавлен глубокой печалью и тоской. Слуга советует ему обратиться за помощью к беглому посадскому Роману Дубровину, который «куда на выдумки горазд». Романа постигла такая же беда — Воевода выкрал его жену. Нужно добиться, чтобы Воевода уехал, хотя бы на два дня,— на охоту или на богомолье,— советует Дубровин. А для этого надо подкупить колдуна-гадателя Мизгиря. Его слово — закон для суеверного Воеводы.

Второе действие

Первая картина. Светлица в доме Воеводы. Мизгирь наколдовал, что Воевода сможет приворожить красавицу только своей отлучкой из дому: пусть отправится на два дня в монастырь, в лесную пустынь. Перед уходом старик отдает слугам строгий приказ — зорко охранять терем и никого не выпускать из ворот.

Вторая картина. Лесное ущелье. Вдали, на берегу реки, виден монастырь. Подъезжает на лодке Дубровин с несколькими гребцами и прячется за дерево. Вскоре показывается Воевода, приближающийся вместе со свитой к монастырю.

— Теперь на лодку, в город, и за дело!— восклицает Дубровин из засады.

Третье действие

Терем в доме Воеводы. Сенные девушки развлекают Марью Власьевну песнями и плясками. Марья Власьевна поет грустную песню о соловушке. Неожиданно Олена, жена Дубровина, тайком передает Марье Власьевне, что Бастрюков будет ждать ее завтра вечером в саду. Сторожей пусть она не боится — их опоят вином.

Четвертое действие

Первая картина. Деревенская изба. Заунывной, печальной колыбельной убаюкивает старуха ребенка. В избе неспокойным сном спит Воевода — тяжелые видения мучают его. Ему снится, что в Москве, в кремлевском дворце, челобитчик подает жалобу на его беззаконные, злые дела, что Большой боярин снимает его с воеводства и посылает вместо него нового воеводу. В ужасе проснувшись, он задумывается — не обманул ли его Мизгирь своей ворожбой? Не пробрался ли кто в терем к Марье?

Опять засыпает старик, и новое сновидение возникает перед ним. По Волге к терему подплывает Бастрюков с гребцами и увозит в своей лодке Марью Власьевну, Воеводу же сбрасывает в реку.

— Коней живей, коней!— приказывает Воевода, проснувшись.— Домой скорей, чтоб к ночи дома быть!

Вторая картина. Сад перед теремом Воеводы. Темная ночь. Марья Власьевна, Бастрюков, Олена и Дубровин приготовились к побегу. Неожиданно у ворот их настигает вернувшийся домой Воевода. Разгневанный, он уводит Марью Власьевну. В этот момент во двор въезжает новый Воевода, присланный из Москвы. Кончилась власть притеснителя народа — старый Воевода смещен со своего поста. Ничто теперь не помешает счастью Марьи Власьевны и Бастрюкова, Олены и Дубровина.

Наиболее яркой стороной оперы «Сон на Волге» являются жанровые моменты. Большое развитие получает ариозно-декламационная сторона вокальных партий. В этом отношении опера Аренского продолжает традиции композиторов — членов «Могучей кучки», в частности М. Мусоргского.

Читать еще:  Как получить обезболивающее: памятка пациентам

Воевода сон на волге краткое содержание. Опера «Сон на Волге» в четырех действиях

  • Тексты
  • События
  • Кратко
  • Контакты
  • Манифест
  • Реклама
  • Редакция

​Воевода. Сон на Волге

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о необычной пьесе Островского в Историко-этнографическом театре.

«Как можно снам не верить!» — говорит персонаж одной из пьес Островского — «Праздничный сон до обеда». Да и разговоры о снах, приметах и видениях часто возникают у этого драматурга, но всё больше в комичном, немного даже издевательском, ключе. Вспомним хотя бы самый яркий пример с придуманными снами и подстроенными совпадениями в комедии «На всякого мудреца довольно простоты».

Однако сегодня мы обратимся к истории немного другого плана. Пьеса «Воевода. Сон на Волге» стоит особняком в творчестве Островского. Если по содержанию или другим формальным признакам сравнить с остальными произведениями драматурга, то можно провести параллель с драматической хроникой «Тушино», так же написанной в стихах и об историческом прошлом. А если присмотреться к внутренней форме, то проявится некое родство с весенней сказкой «Снегурочка», где тоже присутствует другая реальность. Не волшебная или мифическая, то есть грубая и в нашем сознании ассоциирующаяся с обманом и выдумкой, которые, и мы это осознаем, на самом деле никак не влияют на нас, а мистическая, метафизическая, тонкая, способная в любой момент проникнуть в нашу жизнь и изменить её.

Чаще всего такое вмешательство осуществляется через сон, «вкуснейшее из блюд в земном пиру» (Шекспир, «Макбет») с ароматом потустороннего. Этот самый потусторонний мир, как мы его называем, настолько могущественный и прекрасный, что иногда всего лишь легкий его аромат способен выправить человека, переродить.

Вот и удивительное перевоплощение воеводы Нечая Григорьевича Шалыгина произошло благодаря одному — случайному ли? — сну.

Итак, картины из народной жизни «Воевода. Сон на Волге». Эту пьесу очень редко ставят на сцене. Ещё в XIX веке Н.С. Лесков в литературном некрологе о критике и переводчике Эдельсоне писал: «В последнее мое свидание с Эдельсоном он только и говорил об Островском и все жалел о том, что его „Воевода“ не пользуется у публики тем вниманием, на которое имеет всякое право». К сожалению, ситуация с пьесой ровно такая же и по сей день. Островской на современной русской сцене достаточно популярен, но «Воеводу» вы не увидите. Уверяю вас. Ради любопытства попробуйте задать в сети и поискать, где она в России поставлена — не найдёте ничего, кроме постановки Михаила Мизюкова в Историко-этнографическом театре. О ней мы и поговорим.

Но прежде, справедливости ради скажу, что когда я, хвастаясь, написал на своей странице в фейсбуке, мол, был на редчайшей пьесе Островского, сценического воплощения которой никто не видел до сих пор, то известный театральный критик и драматург из Таллина Борис Брух, ученик Лотмана, между прочим, мне ответил в комментарии, что я заблуждаюсь. На заре туманной юности в 1970-е годы где-то в глубинной России в одном провинциальном театре (в каком именно не помнит) он имел удовольствие смотреть эту историю «из русской старины». Хотя актеры выходили «с приклеенными бородами, косоворотками, охабнями и смазными сапогами», но впечатления от игры остались теплые.

Сюжет пьесы очень актуален для нашего времени

Постановка Мизюкова, разумеется, тоже традиционна. Режиссер признается, что еще будучи студентом его манил «Воевода» «своим эпическим размахом и мощным фольклорно-этнографическим началом». И действительно, в спектакле занята почти вся труппа театра: в нём очень много массовых сцен, в которых приходится задействовать одних и тех же артистов, переодетых в слуг, разбойников, посадских и «всякий народ». Актёры играют без «приклеенных бород», но в красочных реалистичных, как я себе представляю одежду того времени, костюмах (художник Мария Утробина). Декорации минимальны: плетеные заборы на колесах, которые при необходимости сдвигаются, создавая новое пространство, и бутафорские деревья. Спектакли МГИЭТ никогда не обходятся без музыкального наполнения. А тут сам Бог велел обратиться к песенной фольклорной стихии. Лейтмотивом всей истории звучит песня «Вниз по матушке, по Волге». Не могу не отметить удивительного исполнения колыбельной Старухой-крестьянкой (актриса Наталья Михеева) — завороженно слушаешь и погружаешься в глубь веков. Заметьте, для меня, не славянина — чужое прошлое. Однако слушаешь и становишься тем дитятей в зыбке, что сидит и качает Старуха. «Тут ангельское место», — шепчет она, и границы стирается между «чужим» и «своим». Всё родное, первозданное.

Читать еще:  История географических карт. Почему гадания на картах имеют магический смысл

Или странные разные струнные музыкальные инструменты в руках Домового (Андрей Сенин) — я даже названий не знаю этих чарующих звучанием диковин.

Сюжет пьесы очень актуален для нашего времени. Воевода-самодур (Михаил Клюшкин) в своем воеводстве что хочет, то и ворочает, «берет тебя без сыску и пытает/ Без царского указу, — мукой мучит/ Огнем палит. ». Забрал себе в терем Ульяну (Дарина Строчкова), жену беглого посадского Романа Дубровина (Игорь Стам). Но Ульяна наотрез отказалась жить с ним. Тогда задумал он жениться на молоденькой девушке Марье (Екатерина Фураева). Вот тут и завязывается основной конфликт пьесы. Марья и первый враг Воеводы Бастрюков (Николай Антропов) влюблены друг в друга. Бастрюков, заручившись поддержкой беглого Романа Дубровина, собирается выкрасть свою возлюбленную в ночи, когда Нечай Шалыгин уйдет на богомолье. Но ключник Нечая (Антон Чудецкий) раскрывает заговор, и слуги Воеводы заговорщиков ловят. Однако в дело вмешивается. сон. И это самое загадочное в пьесе.

О сне Воеводы, как он поставлен в спектакле, хотя бы два-три слова стоит сказать. Но прежде о другом. Предваряют сон две очень загадочные сцены. Одна из них — с Домовым — как будто предрекает и расписывает сценарий будущего. Точнее, этот эпизод с Домовым намекает нам, что от нас на самом деле ничего не зависит — есть высшие силы, которые управляют нами: что они внушат, то мы и совершим. Домовой как бы дирижирует спящими женщинами. Другая сцена — у монастыря. Монастырский Служка (Андрей Безымянный) от имени старца объявляет Роману Дубровину, «чтоб он жену Олену/ Взял за руку и вел к себе домой». Когда же заговорщиков хватают, мы в недоумении начинаем сомневаться во всеведении Старца (Сергей Васильев). Но, как я уже сказал выше, в дело вмешивается «основной» сон.

Отправившийся на богомолье Воевода останавливается в крестьянской избе. Как раз после того, как Старуха прогнала его подальше от люльки с младенцем («Ты отойди, здесь ангельское место»), Нечай засыпает. Вдруг какой-то гул, как перед землетрясением. Причём мы, зрители, вначале тоже не понимаем, откуда он идёт — так задумано для сцены или он из нашей жизни, этот гул? Потом он усиливается. Спящий Воевода бьется в кошмаре, плетни сходятся к нему, гул усиливается и уже напоминает не то ржание лошадей, не то космическое гудение из детских ужасов. Воевода вскакивает, а перед ним — его враг Бастрюков, Роман Дубровин с разбойниками. Сцена превращается в корабль, разбойники — в гребцов. А Мария, с которой он завтра должен обручиться, поднимается на корабль. Гребцы поют:

А Бастрюков кричит: «Ты, есаул, вперед гляди,/ И, буде что увидишь впереди,/ Рассказывай. »

Я не стану рассказывать, что и как там случилось дальше. Потому что, буде кто соберется посмотреть, для него и сохраним интригу.

Но хотелось бы ещё обратить особое внимание на две роли, которые развиваются на протяжении спектакля. Во-первых, это Воевода в исполнении Михаила Клюшкина, который проходит духовный путь классического праведника — от абсолютного распутства до покаяния.

Во-вторых, есть в пьесе небольшая роль вдовы Ульяны, злой, хитрой, жестокой и несчастной, но по сути в душе своей доброй, как потом выясняется, женщины. Всё комедийное составляющее постановки отдано этому персонажу. Ульяну играет замечательная актриса Светлана Американцева. В ее исполнении вдова вначале предстает перед нами бессердечной и алчной ведьмой, которую «в ступе утолочь невозможно». После того как прельстилась на подарки, преподнесенные Марьей, она уже смешная и карикатурная, а в финале — совсем обычная добродушная баба. Но во всех трёх «ипостасях» актриса играет ярко и красочно.

Премьера спектакля состоялась ровно в тот день, когда президент открывал Год театра в Ярославле. Так что этот сон на Волге я видел уже два раза. Хороший сон, добрый.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector