0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 рождественских посланий патриархов XX века

Содержание

Что происходит в стране: календарная реформа 1918 года привела к тому, что Рождество стало праздноваться через неделю после Нового года; подписан мир с Германией; в стране идет гражданская война; царская семья расстреляна; у Православной Церкви конфискованы все учебные заведения и все не богослужебное имущество, она лишена прав юридического лица, а духовенство и монашествующие — избирательных прав, их детям запрещено поступать в высшие учебные заведения; Поместный Собор установил ежегодное церковное поминовение новомучеников 25 января, в день убийства в Киеве митрополита Владимира (Богоявленского), а также в связи с повсеместным закрытием храмов разрешил совершать богослужения в частных домах; власти, раздраженные активностью Собора, его разогнали; после убийства главы Петроградской ЧК Урицкого объявлено начало «красного террора» и введен институт заложничества, в первую очередь в заложники брали священнослужителей; началась травля Церкви в печати; патриарх Тихон помещен под домашний арест, с осени 1917 года он выпустил четыре послания к Церкви и в первом из них назвал происходящее гонением на истину Христову.

Чем руководствовались составители Нового Завета, выбирая Евангелия

Евангелия от Матфея и Луки были написаны в 80-х годах I века. Церковная традиция приписывает одно из них ученику Иисуса Христа, апостолу Матфею, однако ученые-библеисты полагают, что автором этого текста был другой человек. Практика приписывать сочинения тому или иному известному лицу для придания тексту большего авторитета встречается еще в Ветхом Завете. Многие новозаветные книги — это псевдоэпиграфы (то есть они написаны вовсе не теми авторами, которые фигурируют в заголовках). С Евангелием от Луки дело обстоит иначе. Вероятно, его автором действительно был Лука — ученик и спутник апостола Павла. До окончательного формирования ново­за­вет­ного канона в разных христианских общинах, , читали разные Евангелия: был популярен Матфей, — Лука. Принимая реше­ние о включении того или иного Евангелия в канон, церковные авто­ри­те­ты прежде всего исходили из того, не противоречит ли оно сложи­вше­му­ся церковному учению о том, что Иисус был богочеловеком, Спа­сителем мира, распятым на кресте и воскресшим на третий день. Расхождения в некоторых бытовых, топографических, хронологических и прочих деталях, вероятно, показались составителям канона не столь существенными. При этом многие христианские сочинения были признаны апокрифами Апокрифы (от греч. «темный») — религиоз­ные тексты, не вошедшие в библейский канон. , поскольку имели сомнительное про­ис­хо­жде­ние и содержали богословские идеи, противо­ре­ча­щие церковному мейнстриму. Впервые новозаветный канон из 26 книг был принят на Лаоди­кий­ском соборе в 364 году, и туда не вошло Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Окончательный список из 27 книг был утвержден на Трулль­ском соборе в 692 году.

Фильм 1-го канала «Рождество»:

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.

Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник — особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову. Рождественский сочельник — день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это — особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды — в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.

В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).

Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.

Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Святки — это не только радость и веселье. Наши благочестивые предки на святки творили дела милосердия, следуя заповеди Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 36).

13 января — отдание праздника Рождества Христова.

Что такое Второе Пришествие Христа, и чем оно уникально

Возвращение Спасителя на землю в последние дни существования мира называется Вторым Пришествием. Цель его состоит в том, чтобы свергнуть антихриста и подвластных ему народов. Иисус ввергнет в вечный огонь беса и всех демонов. Господь воскресит и станет судить на Страшном Суде всех, кто жил на земле.

Пришествие Спасителя должно стать глобальным событием, которое нереально будет не заметить. Оно будет общим для всего человечества. Но не для всех этот день будет веселым и радостным. Для христиан, что не пошли на поводу обещаний антихриста, будет избавление и переход в Царствие Божие, а остальные погибнут.

В Ветхом Завете пророчеств о Втором Пришествии не так и много. В дохристианские времена избранный народ ждал первого явления Мессии. Апостолы ждали Спасителя и конец света.

Тайна Рождества Христова

«Велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти»
(1 Тим. 3, 16)

Н ыне мы отмечаем праздник насколько великий, настолько же и неизвестный для многих. Мы отмечаем событие такой важности, что мир, некогда потрясенный им, изменил свое летоисчисление и начал новый отсчет времени, словно новый виток жизни. С другой стороны, состояние мира во все века показывало, что он так и не понял значимости происшедшего.

Ожидание пришествия в мир Мессии началось очень давно. Еще там, в раю, в момент изгнания Адама и Евы Бог пообещал им, что некогда в мир придет Искупитель, и семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15). Он даст людям мир, и все вернется на свои места. С тех пор эта весть передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Только вот понятие об Искупителе стало со временем меняться. Мы знаем, что сейчас нет ни одной веры, которая бы не ждала своего мессию. Но кого они ждут? Удивителен тот факт, что когда Христос пришел с проповедью в Иудею, Его не узнали. Вернее сказать, Его образ не совпал с образом того, которого ожидали. Обманутые в своих ожиданиях иудеи жестоко расправились с Тем, Кто посмел обмануть их надежды.

Постараемся проникнуть в тайну Рождества Христова и на основании Священного Писания, а не на наших только представлениях и мечтах, узнать, Кто такой Христос и какова причина Его пришествия.

Сначала о том, когда Он должен родиться.

Праотец Иаков некогда пророчествовал своим сыновьям: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложения ему (Примиритель), и той чаяние языков (Быт. 49, 10). Заметим, что Тот — чаяние не только иудеев, но и вообще языков-народов. Говоря простым языком, Примиритель (Мессия) придет тогда, когда правителем в Иудее будет не иудей, а иноплеменник.

С 63 года до Рождества Христова Иудея находится под властью римского императора Помпея. С 37 года царем в Иудее стал Ирод — идумеянин по происхождению. Оскудел царь от Иуды, правителем стал иноплеменник. Пророчество исполнилось.

Архангел Гавриил в явлении предвещал пророку Даниилу: итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины (Дан. 9, 25).

С момента выхода повеления о восстановлении Иерусалима царем Артаксерксом I Лонгиманом в 458—457 годах до Рождества Христова, данного священнику Ездре, до восстановления города прошло семь седмин — 49 лет. До явления Христа осталось еще шестьдесят две седмины, или 434 года. По истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос и не будет (Дан. 9, 26).

Пророчество точно говорит о времени пришествия Христа и Его смерти. Окончание отсчета шестидесяти двух седмин выпадает примерно на 26 год нашей эры. Учитывая неточности при установлении летоисчисления в пересчете с римских олимпиад, 3—4 года, можно сказать, что окончание седмин выпало примерно на год крещения Христа и выхода Его на общественное служение. Пророчество исполнилось.

Где должен родиться Христос?

И ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысячах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, Еже быти в Князя во Израиле, исходи же Его из начала от дней века, — читаем мы у пророка Михея (Мих. 5, 2). Иначе говоря, Владыка Израиля, происхождение Которого из начала, от дней вечных, должен родиться в Вифлееме.

Псалом уточняет: Вот мы слышали о Нем в Евфрафе, обрели (нашли) Его в полях дубравы (Пс. 131, 6). В те времена место, где находился вертеп, было еще покрыто лесом.

Пророк Аввакум писал: Господи, разумех дела Твоя и ужасохся, посреде двою животну познан будеши (Авв. 3, 2). Как и видим на иконе Рождества Христова, Младенец лежит в яслях в вертепе посреди вола и осла. Так умалил себя воплотившийся Бог, отвергнув всякое земное, суетное великолепие для того, чтобы через это возвести нас к уразумению Своего нравственного достоинства, великого своей внутренней красотой и святостью.

Пророк Исаия писал о рождении Мессии: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис. 7, 14). Учителю чистоты и целомудрия и Самому также надлежало родиться от Чистой. Многие не верят, что Христос родился от Девы, и превратно толкуют слова Писания. Пусть их обличит Сам Господь, говорящий через пророка к царю Ахазу: Проси себе знамения от Господа Бога Своего во глубину или в высоту (Ис. 7, 11). Знамение было необходимо для того, чтобы убедиться в истинности необыкновенного события. Этим необыкновенным и было сошествие Бога на землю. Если бы в пророчестве говорилось не о Деве, а просто о молодой, как это превратно толкуют иудеи, то что же в этом было бы чудесного? Нет, способ рождения должен соответствовать достоинству Рождаемого. Еще одно свидетельство чуда — в удивлении Самой Марии. Архангел благовествует Деве о рождении от Нее Мессии, а Она возражает ему, указывая на Свой обет целомудрия: Како будет Мне сие, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34). И только после того как услышала о чистоте долженствующего совершиться: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя, темже и рождаемое свято наречется, Сын Божий — сказала: се раба Господня (Лк. 1, 35). Очевидно, если бы Она не услышала от ангела таких слов, то и сама бы не согласилась.

Читать еще:  Николай кузанский философия основные идеи кратко. Николай Кузанский (доклад)

Вернемся к самому пророчеству Исаии и отметим, что сказано — Дева приимет, а не зачнет во чреве. Самого зачатия не было. «Действительно, — писал преподобный Иоанн Дамаскин, — после того как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал ангел, сошел Святой Дух, очищающий Ее и дарствующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе и для рождения Его. И тогда ипостасная Мудрость и Сила Вышняго Бога, Сын Божий, единосущный со Отцем, из непорочных и чистейших Ее кровей образовал (сгустил) Себе плоть, одушевленную душею, одаренную как разумом, так и умом, начатки нашего смирения, не по образу рождения через семя, но творческим образом, через Святого Духа. Потому мы и говорим не о человеке обоготворенном, а о Боге вочеловечившемся».

Вифлеемская Звезда — место Рождества Спасителя

В другом месте Евангелия читаем: В месяц же шестый послан бысть ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве обрученней мужеви, ему же имя Иосиф (Лк. 1, 26). Заметим, что сказано не к жене, а к Деве. В другом месте, говоря про перепись: Взыде же и Иосиф от Галилеи написатися с Марией обрученною ему женою, сущею непраздною (Лк. 2, 4—5), Писание хоть и называет Марию женою, но всего лишь обрученною, чтобы подтвердить непорочность Девы.

Еще более чудно повествование о самом рождении Господа. И родила, — сказано, — Сына своего первенца, и спеленала (Сама) Его, и положила Его в ясли (Лк. 2, 7). Пророк Исаия писал: Еще не мучилась родами, а родила; прежде нежели наступили боли Ее, разрешилась Сыном (Ис. 66, 7). Таким чудным образом, не как все человеки, в беззаконных зачинаясь и во грехе рождаясь (Пс. 50), и надлежало явиться в мир новому Адаму. В грешный мир — Безгрешному, в мир, подлежащий проклятию первородного греха (тлению и болям), явиться Родоначальнику нового народа. Святитель Григорий Палама писал: «Родившая явилась выше как страстного наслаждения в зачатии, так и мучительных болей в рождении» — потому и смогла Сама спеленать родившегося Младенца.

Жизнь явившегося Мессии настолько полно была описана пророками, что нам остается только удивляться, как народ не узнал Его, а может быть, и не признал, отвергая то, чему Он учил.

Поговорим немного о признаках долженствовавшего явиться Мессии-Царя. Се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток и всед над подъеремника и жребя юна (Зах. 9, 9), — писал пророк. Не на колеснице приедет Он к тебе, но, как бедняк, на ослике. И что же сделает этот Царь? И ты в крови завета твоего искупил еси узники твоя от рова, не имущего воды (Зах. 9, 11).

Еще один пророк писал: се Бог наш, Той приидет и спасет нас, тогда отверзнутся очи слепых, и уши глухих услышат, тогда скочит хромый, яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис. 35, 4—6). Дивные чудеса должны сопровождать явившегося Мессию, какие ни один человек не может совершить.

И наконец, Кто же этот Христос?

Велия есть благочестия тайна, Бог явися во плоти (1 Тим. 3, 16). Такая тайна, писал апостол Павел, что дерзким умом страшно и попытаться проникнуть в нее. Если глаза наши не могут открыто смотреть на солнце, как могут они воззреть на Самого Творца солнца? Невозможно человеку видеть Бога и не умереть (Быт. 32, 30).

Вспомним, как иудеи, получая скрижали завета, в страхе просили Моисея быть посредником между ними и Богом. И да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх. 20, 13), — говорили они. Кая бо плоть есть, яже слыша глас Бога жива, глаголюща из среды огня, и жива будет (Втор. 5, 26). Если Даниил испугался ангела, явившегося ему, потому что лице его было аки зрелые молнии, очи же его аки свещи огненны, глас же словес его, аки глас народа (Дан. 10, 6), и сказал: Господи, в видении Твоем обратися утроба моя во мне, сила и дыхание не оста во мне (Дан. 10, 16—17), то что было бы с нами при виде Бога! «Итак, — писал святитель Кирилл Иерусалимский, — чего бы ты хотел, того ли, чтобы Пришедший для спасения соделался виновником погибели, так как люди не могут снести Его явления; или того, чтобы Он сообщил нам Свою благодать?» Потому и надлежало Богу принять на себя нашу грубую плоть, чтобы мы смогли видеть Его.

Но правда ли, что Христос — Сын Божий? — повторим еще раз в изумлении.

На вопрос Иисуса: За кого почитаете вы Меня? — апостол Петр говорит: Ты Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16). Этими словами Петр исповедал (признал) Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим. Особенно важно в данном случае название Бога живым. В Библии Бог живым называется в противоположность бездушным идолам. Бог есть самобытная жизнь. Отец имеет жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26). Имея жизнь в Самом Себе, Бог есть источник жизни для твари, которую Он поддерживает в состоянии жизни. По исповеданию Петра, во Христе Бог и открылся миру как живой. Иоанн Богослов называет Христа Логосом жизни (1 Ин. 1, 1). В Нем была жизнь (Ин. 1, 4; 1 Ин. 5, 11). Ему также дано иметь жизнь в Себе (Ин. 5, 26). Он Сам сказал о Себе: Я есмь жизнь (Ин. 11, 25). Его слова — жизнь (Ин. 6, 63), ибо и пришел для того, чтобы имели жизнь (Ин. 10, 10; 1 Ин. 4, 9). Он — Начальник жизни (Деян. 3, 15). Христос — жизнь ваша, — пишет апостол Павел (Кол. 3, 4).

В словах апостола Петра мы должны усматривать исповедание (выражение) великой тайны, великой истины воплощения на земле Единого Сына Божия. Так важно и так точно было это исповедание веры Петра, что Господь отвечает ему: и Я говорю тебе: ты Петр (с греч. — камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея (Мф. 16, 18). Христос, словно говорит Петру: «Ты выразил открытую тебе истину. Твое имя может быть метафизическим обозначением этой истины. Она будет тем камнем, на котором будет стоять Моя Церковь, и будет основной истиной веры Моих учеников».

Итак, можем теперь сказать мы: вот та великая и непостижимая истина, выраженная евангелистом Иоанном: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. и Слово плоть бысть и вселися в ны. и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 1—14).

Зададим же и еще один, последний вопрос:

Для чего Бог пришел на землю?

Как и полагается, исследуем Писания. В первой книге Бытия описано, как Бог в Шесть дней сотворил небо и землю, солнце и все светила небесные, животных и травы. Но все это было сделано не само по себе или для себя, а для человека — да служат они ему. После же всего создал Бог человека, по образу Своему и подобию, — существо разумное. «Если образ земного царя почитают, то сколько более должен почитаться образ Царя Небесного», — писал святитель Кирилл Иерусалимский. Но зависть и злоба диавольская, враждующая на Бога, изгнала человека из рая. Враг радовался о падении того, которому завидовал. Во втором поколении людей появился братоубийца. Потоп пытался уничтожить умножившуюся злобу людей. Огонь с неба сжег нечестивых содомлян. Бог из всех людей выбрал один народ, чтобы хотя бы его сохранить, но и те развратились, и род избранный заболел смертельною язвою. Моисей молился Богу на горе, а народ внизу кланялся бездушному идолу и любодействовал от Бога своего (Чис. 25, 8). После Моисея посылаемы были другие пророки для врачевания Израиля, но врачи эти плакали, не могши прекратить болезни. Так что некоторые из них говорили: У люте мне (о горе мне) душе! Яко погибе (исчез) благочестивый от земли, и исправляющего (праведного) в человецех несть (Мих. 7, 2). В другом месте: Вси уклонишася, вкупе неключими быша (сделали непотребными), несть творяй благостыню (делающего добро), несть до единаго (ни одного) (Пс. 13, 3). Также: Татьба (воровство), и любодеяние, и убийство разлияся по земли (Ос. 4, 2). Так велика была язва, покрывающая человечество. От ног даже до главы (не было) в нем целости, сплошная язва и рана, некуда пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания (повязки) (Ис. 1, 6). В другом месте: Пророки Твоя избиша (убили), алтари твоя раскопаша (разорили) (3 Цар. 19, 10). Зло, которое мы не в силах исправить, требует Твоего исправления. Господи! Приклони небеса и сниди (Пс. 143, 5).

И Господь услышал молитву пророков. Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача — Сына Своего, Господа нашего. Се Аз гряду, и вселюся посреде тебе, глаголет Господь (Зах. 2, 10). Но, так как во своя (ко Израилю) прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1, 11), то теперь уже гряду собрати вся языки (Ис. 66, 18), — говорит Господь. Собрать тех, кто будет веровать и приносить плоды этой веры. «Все, что делалось Господом для нашего спасения, — писал Феофан Затворник, — затем имело место, чтоб сделать нас способными жить свято». Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи (научающи) нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно, и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Тит. 2, 1—13). Вот цель пришествия Бога на землю. Не для того чтобы дать преуспеяние людям и не для особого покровительства верующим среди людей. Не для того, чтобы обеспечить успех в их делах и житейских нуждах, защитить их от всех болезней, скорбей и нечестивых людей. Нет, Он пришел затем, чтобы искупить людские грехи и научить жить свято — ибо в этом спасение.

Евангельский рассказ о Рождестве Христовом

О Рождестве Христовом и событиях, которые с ним связаны, идет речь в первых двух главах Евангелия от Матфея и во второй главе Евангелия от Луки. В Евангелии, пересказанном с добавлением некоторых подробностей из церковного предания и других исторических источников, так описано Рождество Христово.

Дева Мария

Родители Марии с детства посвятили ее Господу, и она воспитывалась в иерусалимском Храме. Первосвященник сам ввел ее в Святая Святых — запретное место Храма, которое было открыто только для него и юной Богородицы.

Читать еще:  «Дышите в телефон – мы обследуем вас на расстоянии»

Когда Богородица выросла, ее обручили с пожилым плотником Иосифом. Праведный Иосиф считался мужем Марии, но на самом деле он был только ее покровителем и защитником. В церковной традиции его обычно называют Иосиф-обручник. Однажды Деве явился Архангел Гавриил.

— Мария, Ты зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

— Как это может случиться, если у меня нет мужа?

В ответ она услышала:

— Дух Святой сойдет на Тебя, поэтому рожденное от Тебя дитя назовется Сыном Бога.

— Я Раба Господня, пусть будет Мне, как ты сказал.

И Архангел Гавриил отошел от нее, а Мария с этого дня стала носить под сердцем Мла­денца — Спасителя мира, само же событие называется Церковью праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который отмечают 7 апреля.

Рождение Иисуса Христа в Вифлееме

В те времена Иудея находилась под властью Рима, и римский император Август приказал провести перепись населения. Каждый житель страны должен был приехать в город своих предков и отметиться в списке. Исполняя данный приказ, Дева Мария, которая скоро должна была родить, отправилась с Иосифом в Виф­леем.

В город Мария с Иосифом прибыли поздно вечером, но туда съехалось множество народа, ни в одной гостинице для них не нашлось свободной комнаты. Тогда Святому Семейству пришлось расположиться на ночлег в пещере, за городом. Здесь местные пастухи держали коз и овец. Не в царском дворце, не в богатых хоромах родился Христос, а в холодном и темном хлеву. Младенца положили в ясли с сеном — кормушку для скота. Не только смерть Спасителя на Кресте стала жертвой ради всех людей, но и Его Рождество оказалось проявлением жертвенной любви ко всем людям.

Первыми о рождении Христа узнали вифлеемские пастухи, которые пасли стада неподалеку. Им явился ангел с вестью: «Я возвещаю вам великую радость: только что родился Спаситель». Пастухи поспешили к пещере. Увидев Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, пастухи поклонились Спасителю мира.

Поклонение волхвов

Затем из восточных стран в Иудею прибыли трое волхвов. В Евангелие не говорится, откуда именно они пришли, сколько их было; предание сообщает только три имени: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Известно, что они были мудрецами-звездочетами; еще их называют царями, так как они пользовались огромным уважением и почетом в своей стране.

Отправиться в долгое путешествие волхвов заставила новая, удивительно яркая звезда, которая появилась на небе. Увидев ее, мудрые звездочеты поняли, что родился Царь Царей (по их древнему преданию она ждали ЭТО Событие), и поспешили в Иудею, чтобы поклониться Ему. Сначала волхвы навестили иудейского царя Ирода, чтобы поведать ему о великом событии. Царь сделал вид, что обрадовался, и попросил волхвов зайти к нему на обратном пути и сообщить, где искать Спасителя. «Я тоже хочу поклониться Царю Царей», — заявил коварный Ирод.

Придя в Вифлеем и найдя Святое Семейство, волхвы поклонились новорожденному Христу. Они пришли не с пустыми руками, а принесли Ему роскошные (царские) дары: золото, ладан и смирну. Каждый из даров обладал скрытым смыслом. Золото — достойный дар для Царя, ладан (смолаблаговоние, которое используют при богослужении) — для Бога, смирна (ароматное масло) — для Человека. Возможно, они принесли Христу смирну потому, что Спаситель должен был уме­реть на Кресте, и именно таким маслом ученики натирали Его Тело перед погребением. Выйдя из вифлеемской пещеры, волхвы не стали возвращаться к Ироду, потому что запретил ангел, который явился им. Мудрецы подчинились и отправились на родину другим путем.
Избиение младенцев

Ирод долго ждал волхвов. Когда же понял, что они не собираются возвращаться, то разгневался. Он стремился отыскать Младенца, но не для того, чтобы поклониться Христу, а чтобы убить Его. Римские историки сообщают, что жестокий тиран Ирод очень боялся за свою власть и даже не жалел своих близких. Так, он велел казнить свою любимую жену Мириам и двух своих сыновей от нее. Поскольку Мириам происходила из царского рода, а Ирод даже не был евреем, то боялся, что народ может возвести их на престол вместо него. Вместе с родными Ирода были убиты еще 300 человек — мнимые сообщники несчастной царицы. Перед смертью Ирод повелел казнить еще одного своего сына — первенца Антипатра. Узнав о жестоком приговоре, римский император Август воскликнул: «Лучше быть свиньей у царя Ирода, чем сыном!»

Удивительно ли, что, узнав от волхвов о Рождении Христа, жестокий царь Ирод решил убить Младенца? Он не знал, в какой именно вифлеемской семье родился Спаситель, поэто­му приказал своим слугам убить в Вифлееме всех мальчиков младше двух лет. Так исполнилось древнее предсказание пророка Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание : Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер. 31, 15). Вифлеемские младенцы были первыми мучениками за Христа, и Православная Церковь вспо­минает об их страданиях каждый год 11 января. Однако до того, как жестокие слуги Ирода окружили Вифлеем, Иосифу-обручнику во сне явился Ангел и велел Святому Семейству немедленно бежать в Египет. Иосиф посадил Деву Марию с Младенцем на осла и поскорее увел их из Вифлеема. Они долго жили в Египте, а в Иудею вернулись только после смерти царя Ирода.

И Павел начинает этот стих с описания существования Иисуса до того, как Он пришел на землю в образе человека: «Он, будучи образом Божиим…»

Слово «будучи» — это перевод греческого слова huparcho, которое состоит из двух слов: hupo и arch. В данном случае слово hupo означает от, а слово archeпервый, первоначальный или древний. И когда они соединяются в слово huparcho, оно описывает то, что существовало вечно.

Используя это ключевое слово, означающее существовать вечно, Павел утверждает, что Иисус существовал всегда. Поэтому данное место Писания можно было бы перевести так: «Он, вечно существующий образ Бога…». Другими словами, рождение Иисуса в человеческой плоти в Вифлееме не было Его началом. Это было всего лишь Его короткое явление людям на протяжении Его вечного существования.

Павел говорит нам, что Иисус существовал всегда в «образе» Бога. Слово «образ» — это греческое слово morphe, которое описывает внешнюю форму. Это означает, что Иисус существовал раньше и выглядел как Бог. Он не был ни составной частью Бога, ни символом Бога. Он на самом деле был Богом. Иисус обладал внешностью и образом Самого Бога. Это включает в себя невероятное величие, силу, славу и Божье Присутствие, настолько сильное, что плоть не способна Его выдержать.

Бог существовал в славе настолько великолепной, что человеческий разум просто не в состоянии её постигнуть, и настолько мощной, что человеческая плоть не способна в ней находиться. Поэтому у Бога не было другого выбора, кроме как «переодеться» в образ, доступный человеческому восприятию. По этой причине Он «…уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Вот истинная история Рождества!

Приготовление блюд на Рождество

На ужин стандартно подают не менее 12 блюд (постных) — одно, на каждого из 12 апостолов. Во главе стола ставится кутья, приготовленная из пшеницы с рисом с добавлением каких-либо компонентов, например перетертый мак, курага, орешки или изюм.

Остальные 11 наименований блюд состоят из такого перечня:

  • рыба, запеченная в духовке
  • салат из любых овощей
  • сытное рагу
  • всевозможные соленья
  • голубцы с грибной начинкой
  • пироги с разным наполнением (как овощным, и сладким)
  • расстегай
  • кулебяка
  • классические пирожки

А из напитков почетное место занимает компот, сваренный из сухофруктов (иногда заменяют на узвар).

Хорошая новость для тех, кто постился весь период — уже начиная с 7 января, столы пестрят ассортиментом блюд из мясной продукции. Это может быть все, что душе угодно, но традиционно на столе можно увидеть запеченную птицу, мясные колбаски домашнего приготовления, сочные котлеты и вкусное заливное. Приглашенных чествуют винным напитком.

Рождество Христово

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям – старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.

История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира.

С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества – 25 декабря принята Церковью с IV века.

В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».

В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января – по новому, григорианскому стилю.

Читать еще:  Протоиерей Всеволод Чаплин: Дети не должны быть несчастными

Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.

Благовещение о зачатии Иисуса

В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему». И отошел от нее ангел.

Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Рождение Иисуса Христа

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.» (Лк.2:4-7)

Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.

В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.

В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда.

После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях». Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном – и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.

Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.

Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.

Сочельник

Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября — 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу–искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.

Канун Рождества называют Рождественским Сочельником. В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда – это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.

В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

ВСТРЕТИМ РОЖДЕСТВО ВМЕСТЕ. ..

Тропарь, глас 4
Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Кондак, глас 3:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог.

Выпуск из цикла Закон Божий — Праздник Рождества Христова

С детства он знал, что рождён для великой цели. И ждал, не расслабляясь ни на секунду — только бы не пропустить тот поворот, ту встречу, для которых он и появился на этот свет.

Знаки судьбы попадались на каждом шагу, и он всё время боялся ошибиться, повернуть не туда, помочь не тому, ответить не так — и колесо судеб мира повернётся не в ту сторону. Или вообще остановится.

Иногда возникала еретическая мысль — а как он узнает, что совершил именно то, что предназначено? Будет какой-то знак? Знамение? И как тогда жить дальше, если пропадёт смысл существования? А если знака не будет — он никогда не узнает, что цель достигнута и можно расслабиться и просто жить, не думая над каждым шагом и жестом.

Последний год стал для него адом. Он делал ошибки на работе, расстался с девушкой, разругался с соседкой по лестничной клетке. Потом взял в себя в руки и попытался жить как все. Иногда это даже получалось.

Но это утро было особенным. Знака никакого не было, тем не менее он сразу понял, что его день настал. Позавтракал спокойно, не боясь опоздать и наслаждаясь предвкушением. На лестнице сделал комплимент соседке. Соседка расцвела и заулыбалась. У подъезда подобрал и выбросил в урну шкурку от банана, придержав одной рукой дверь мамаши с еле ковыляющим ребёнком.

На выходе со двора облезлая дворняга трепала кого-то маленького и серого. Котёнок? А вот и проблема — на чью сторону встать. Дворняга хочет есть, а маленький-серый хочет жить. Наверное, жизнь важнее.

Пнул тощий зад со свалявшейся шерстью, шавка выпустила жертву, а он, довольный началом главного дня своей жизни, спокойно пошёл к автобусной остановке, по дороге подобрав с асфальта и переправив на газон заблудившегося дождевого червя.

Спасённая от неминуемой смерти беременная крыса нырнула в ближайший подвал и забилась под груду тряпья в дальнем углу. Укрытие нашлось как раз вовремя — роды уже начинались. Привычно и деловито она произвела на свет — вернее, во тьму подвала — двенадцать крысят.

Видимо, собака помяла крысу сильно, потому что живыми родились только пятеро. Волею случая, или слепой судьбы, или неизвестных сил, именно выжившие были разумны. В полном смысле этого слова, именно в том, который вкладывают в него люди. И ещё в том, о котором люди ещё не догадывались.

Предназначенное свершилось. Он не успел увидеть надвигающуюся темноту, не успел ощутить сосущую пустоту, вытесняющую разум — вылетевший на остановку автобус с отказавшими тормозами убил его мгновенно и безболезненно.

Первые в своём роду, первые на планете, но далеко не последние, будущие основатели цивилизации уютно устроились под тёплым материнским брюшком и ненадолго уснули — как и было предназначено, этот мир ждал их и медлить не стоило.

Другие рассказы — в сборнике «Перец в шоколаде»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector