2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верность Христу без надежды на Пасху. Архимандрит Савва

    Золотые лучики — сайт творчества детям, родителям, педагогам Виленско-Литовской епархии >Архив новостей >ТВОРЧЕСКАЯ СТУДИЯ «АртЕкклесия» >Галерея творчества >Православная поэзия > ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ: СХИИГУМЕН САВВА (ОСТАПЕНКО)

ДУХОВНАЯ ПОЭЗИЯ: СХИИГУМЕН САВВА (ОСТАПЕНКО)

Схиигумен Савва (в миру Николай Михайлович Остапенко.

Родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 году в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием. В семье было восемь детей.

В 1904 был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где был одним из способных учеников. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе.

Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году — досрочно в связи с началом Первой мировой войны призван в армию. С 1917 года служил уже в рядах Краской Армии. А после Гражданской — закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году окончил Московский строительный институт и до 1945 работал инженером-строителем.

В 1946 году, в возрасте 48 лет успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице -Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов) ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевскаого (Звенигородского). В Лавре нёс послушание эконома.

Переводится в Свято — Успенский Псково- Печерский монастырь, в котором, впоследствии принимает великую схиму.

Скончался (14) 27 июля 1980 году , был похоронен в пещерах при большом стечении народа.

И был там стон и плач великий,
И звон, и гул, и хохот дикий.
Тяжелый крест дрожал, трещал,
И грозно молот упадал

На пригвождаемые руки,
А Он, приемля эти муки,
Он был все Тот же, дивный взор
Ушел в таинственный простор

Туда, за грань веков далеких.
И за врагов, и за друзей,
За виноватых и невинных,
За целый мир, за всех людей

Молился Он душой скорбящей,
И от мучителей Своих
В немую глубь небес святых
Он устремлял Свой взор молящий,

И был Он скорбью объят,
Когда в печали бесконечной
Молился Он: Прости, Предвечный,
Они не знают, что творят».

Бесконечной вереницей

Бесконечной вереницей
Улетают день за днем,
Время мчится быстрой птицей…
Грусть-тоска в сердце моем.
Вот уж юность пролетела,
Вот. и зрелые года
Пролетают торопливо,
Словно вешняя вода.
Там и старость недалеко!
А потом… всему конец!
С чем же там, в стране далекой,
Я явлюсь к Тебе, Творец?
Что скажу? Слова какие?
Как Тебе отвечу я?
Где мои дела благие.
Вся в пороках жизнь моя.
С детских дней я, окаянный,
Познакомился с грехом,
Он мой спутник постоянный,
Он покрыл меня стыдом.
Грешной жизни злую повесть
Со стыдом читаю я…
Душу жжет, как пламя, совесть,
Боже мой, спаси меня!
Дай возможность мне и силы
Грех души скорее смыть
И владыкой до могилы
Над страстями тела быть.
Милосердие, смиренье,
Кротость, мир… о. Боже мой!
Безграничное терпенье
Дай душе моей больной.
Помоги мне укрепиться
В вере, в истине, в добре
И с надеждою стремиться
Сердцем пламенным к Тебе!

Душа

Душа с неизъяснимой силой рвется,
Как из оков, от всех земных услад
Туда, где мир струёй целебной льется,
Где небом дышит жизни всей уклад;
Где, осененная святою благодатию,
Обитель дивная уж много лет стоит,
Где молятся за мир отцы и братия…
Душа их чистая за грешников скорбит.

Их жизнь течет в молитвах беспрерывных…
Хотя путь труден, жизнь их не легка,
Они не знают жалоб заунывных,
Их не томит бессильная тоска.
Не жжет их зной страстей и мук бесцельных…
Пусть немощна их плоть, но дух их жив!
Желаний их, как небо, беспредельных,
Одна лишь цель: в жизнь вечную призыв.

Их спутник гроб, вблизи от них могила,
Молитва их в уме и на устах…
К Распятому любовь души их сила,
А где любовь, там незнаком и страх.
Зерно блаженства вечного таится
Лишь там, где дух наш ближе к небесам;
Вот почему душа-туда стремится,
Там каждая душа есть Божий храм.

Нам жизнь дана, чтобы любить,
Любить без меры, без предела,
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело,
Нам жизнь дана, чтоб утешать
Униженных и оскорбленных,
И согревать и насыщать
Нуждой и скорбью угнетенных.
Нам жизнь дана, чтоб до конца
Бороться со страстями, с ложью
И насаждать в свои сердца
Одну святую правду Божью.
А правда в том, чтобы любить,
Любить без меры, без предела
И всем страдальцам посвятить
Свой разум, кровь свою и тело.

Терпи

Терпи, терпящим есть награда
И здесь, и там, где Бог живет:
Здесь — в чистой совести отрада,
А там прекрасный Рай их ждет.

Как звезды в небесах сияют,
Так слезы страждущих блестят
Цветами радуги в венцах…
О чем же ты грустишь-то так?

Тебя зовет Кто воскрешает,
От ада всех освобождает,
Кто жизнь блаженную дает,
К небесным радостям ведет!
Утешься!

ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Обитель Святая — Печеры,
Предмет моей сладкой мечты,
Где Храмы, пещеры и горы, —
Все дивной святой красоты!
Кресты в небе золотом блещут,
А главы, как стражи, стоят;
И чья здесь душа не трепещет?
И чьи здесь сердца не горят?
Стоишь ты, как остров средь моря,
И светишь, как в бурю маяк:
Звезда ты в небесном просторе,
Ты — радость, надежда моя!
Пред Матерью Чудной, Небесной,
В молитве Корнилий Святой
Всем просит нам жизни безгрешной,
Нам просит душевный покой.
Как мать, нас встречаешь, родная,
Как друг, провожаешь домой,
Невзгоды с тобой забываем,
Душой воскресаем с тобой!
Красуйся ж, Обитель Святая,
Под солнцем вечернего дня;
Пусть вера в нас вечно живая
Тобою спасет и меня!


Не мсти врагу за оскорбленье,
Вражду любовью погаси
И в Божий храм, до примиренья,
Своих даров не приноси.
Любя лишь тех, кто вас лелеет,
Вы мните Богу угодить?
Но и язычники умеют
Взаимно любящих любить.
А ты, — ты братские объятья
Тебя клянущим простирай
И не проклятьем за проклятье —
Благословеньем воздавай!
Творец ваш солнце зажигает
И множество светил ночных
И с неба дождь ниспосылает
Равно для добрых и для злых:
Так ты и доброму и злому
Учись, как Он, благотворить,
И будешь сыном Всеблагому,
И жизнью вечной будешь жить!

Молитва

Духовным оком созерцая
Тебя, о Боже, пред собой,
Я в умиленьи прибываю
К Тебе с смиренною мольбой.
Велик Ты, Боже наш в твореньи!
И на земле и в небесах
Велик и дивен в промышленьи,
Могуч и славен в чудесах!
И мы, смиренное созданье,
Мы носим образ твой в себе,
Питаем в сердце упованье
За гробом перейти к Тебе.
Дабы навек соединиться,
С Тобою — неразлучно быть,
Но, чтоб достойно нам явиться,
Даждь нам всегда Тебе служить!
Даждь сердцем чистым незазорно
Святую веру сохранить,
Душою теплой не притворно
Тебя и ближних всех любить!


Любовь — не только наслажденье…
Любовь — тепло, забота, свет!
Любовь — страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья…
Любовь — Божественный завет!


Ночь тиха…
На тёмном небе
Мириады звёзд блестят,
В кельи инока лампады
Перед образом горят.
Бога зря перед собою
Чувством пламенной души,
Инок, стоя на коленях,
Богу молится в тиши:
“Боже правый, милосердный!
Угаси огонь страстей:
Злобы, зависти, коварства
И лукавых похотей…
Научи меня беречься
Мира суетных оков,
Научи прощать обиды
И молиться за врагов.
Юным крепкую опору
Дай на жизненном пути
И гонимых горькой долей,
Вдов и сирых защити.
А умерших в правой вере
Упокой на небесах. ” —
Так молился в темной кельи
В час полночный схимонах.
Ночь тиха…
На тёмном небе
Мириады звёзд блестят,
В кельи инока лампады
Перед образом горят.
И молитвой услажденный
Инок спит спокойным сном,
А над ним Ангел-Хранитель
Веет радужным крылом.


Горит пред образом лампада,
И кротко смотрит лик Христа,
И льется в душу мне отрада
Перед святынею Креста
И забываю я тревогу,
Тоску и злобу, клевету.
Я верю в счастье, верю в Бога!
Иду к Спасителю Христу.
И лик Спасителя сияет.
И тихо, мирно все кругом;
Душа больная отдыхает,
Блаженство вижу в мире том!
Не веди, друг, жизнь беспечно:
Вся как пар она пройдет
Счастье мира скоротечно,
Скоро смерть к тебе придет.
В ту минуту вдруг исчезнет
Прелесть мира… и тебя
Близость смерти в ужас ввергнет,
Бедным ты найдешь себя
Как покажутся ничтожны
На земли твои дела!
И познаешь: к цели ложной
В мире жизнь твоя текла.
Так не будь же, друг, беспечен
И застигнутый врасплох…
Божий гнев тогда уж вечен,
Ибо верен в слове Бог.
Вот зовет тебя теперь же
Иисус к любви Своей,
Сердце ты открой, немедля,
И прими Его скорей.
Будь уверен ты в прощеньи…
О, поверь Христа словам:
«Приобрел твое спасенье
Крестной смертию Я Сам».
Он пошлет тебе отраду
В сердце, счастье и покой,
Даст тебе затем награду,
В чудный Рай введет с Собой.

Читать еще:  «Лечь и умереть спокойно» с этой болезнью не получится

Ягнёнок не перестал спасать

С тех пор этот праздник напоминает новым поколениям евреев об освобождении их предков. Но в символическом смысле Пасха ещё и указывала на будущее избавление всех народов — однажды должен прийти Месси́я и освободить человечество от рабства греха.

Когда Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса Христа, он провозгласил Его Агнцем Божьим. Долгожданный Мессия будет распят на кресте как раз в день праздника Пасхи, и Его кровь прольётся в одно время с кровью пасхальных ягнят по домам у евреев. Его жертва освободит от рабства греха и смерти каждого, кто поверит в Сына Божьего. Это совершилось, потому что Иисус Христос — действительно Агнец Божий, Жертва от самого Бога.

Существует мнение о том, что до пришествия Христа люди получали спасение через исполнение заповедей Ветхого Завета, но это совсем не так! Во все времена Бог давал людям только один путь: спасение через веру во Христа, спасение по благодати. Такую веру тогда проявляли в пасхальном жертвоприношении, каждый год вкушая ягнёнка и ожидая прихода Агнца Божьего — грядущего Мессии, Спасителя мира. Этот уникальный образ связывает Ветхий Завет с Новым и делает миссию Христа понятной.

Не только Иоанн Креститель называл Иисуса Христа Агнцем. Важно заметить, как это определение его личности проходит через всю Библию. В книгах Исход, Числа и Левит устанавливается система жертвоприношений, по которой люди должны приносить ягнёнка без порока в жертву за свои грехи. Книга пророка Исаии предсказывает будущую смерть Мессии, сравнивая Его с зарезаным агнцем (см. Исаия 53:7). В книге Откровения Апостол Иоанн перед Божьим престолом увидел Христа в виде закланного Агнца. Такой наглядный символ куда лучше объясняет путь спасения грешников, чем все богословские термины!

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • >
  • В конец

Информация о произведении:

Год выпуска 2018

Неизбежность Пасхи. Великопостные письма

© ООО ТД «Никея», 2018

© Издательский дом «Никея», 2018

© «Православие и мир», 2018

Церковная публицистика – занятие скучное. Здесь всегда очень тесно. Не развернуться. Все наши журналы, газеты и сайты начинают ярко и порывисто, а потом принимаются дремать и «сдуваться». Журналисту нужны размах и свежесть темы, а в мире Православия все предзадано и предписано. Нет, не зорким цензором, а просто – церковным календарем. И мы кружим в этом календаре, словно лошадка на арене, – каждый раз одни и те же темы, лица, вопросы и допросы. Откройте любое церковное издание: проповедь на текущий праздник или евангельское чтение. Хороших авторов в этих жанрах немного, еще меньше сюжетов, на которые они пишут, ведь все из Писания, а это одна книга. Церковные новости вращаются тоже вокруг календаря: юбилеи, праздничные службы, концерты по случаю, конференции по поводу. Все предсказуемо в буквальном смысле – чаще всего опытному журналисту удается пред-сказать и даже пред-писать, что и как будет сказано и написано. Есть еще целый спектр «духовных» тем. Здесь чаще всего про борьбу – со страстьми, с детьми, мужьями, масонами. Вот видите, уже начинаю шутить. И в этом нет криминала. Шучу, но без раздражения. Церковная жизнь консервативна по самой своей природе, и календарная определенность и предельность – это хорошо и правильно. А то, что нам бывает тесно, на самом деле должно стимулировать автора к оттачиванию мастерства, к творческому усилию, чтобы даже через игольные калитки церковной предопределенности вводить и выводить чудесных зверей.

Каждый год редакция интернет-портала «Православие и мир» атакует меня просьбами написать что-нибудь о посте. И чаще всего я сдаюсь, и появляются постные опусы. Со временем развилось чутье: вот-вот наступит пост, и опять придут «постные заказы». Сколько можно писать на эту тему? Это предсказуемая реакция автора. Однако опыт показывает, что писать все равно надо, потому что огромное число православных людей даже понятия не имеет, зачем мы постимся, кому это нужно, как это делать – и еще целое море подобных вопросов. Но самое грустное для меня как церковного человека – это то, что большинство верующих даже не подозревают, какое же это красивое время – время Великого поста! Пост – это очень красиво, и я хочу поделиться этой красотой.

Как досадно, что для многих она сокрыта! Своим студентам я всегда рассказываю, на что обратить внимание в той или иной службе, какие тексты прочесть заранее, какого момента службы ждать с трепетом и восторгом. Ведь многие потрясающие церковные песнопения исполняются всего лишь раз в год, и как же жалко их упустить! Поэтому есть нужда в некоем «путеводителе по Великому посту».

И главное. Мне очень хотелось хоть как-нибудь облегчить участь «мучеников поста», людей, которых покалечил постный церковный опыт только потому, что они «подцепили» его в искаженном и неподлинном виде. Таких людей я видел немало, и сам был в их числе. Это жертвы недоразумения и злоупотребления, которое никак не отменяет употребления.

Поскольку я сам не люблю систематического изложения, – дремлю и зеваю, – то наиболее приемлемым жанром для «науки постной красоты» я избрал письмо. Великий пост 2017 года прошел для меня неожиданно бодро и бурно, поскольку ежедневно я усаживал себя за стол, чтобы написать очередное постное письмо, которое к утру уже появлялось в окошке сайта «Православие и мир». Мне казалось, что все это закончится очень скоро и дальше первой седмицы поста я не уйду, но оказалось, что письма необходимы не только читателям, но и мне самому. Постные письма стали для меня духовным упражнением, самоотчетом по итогам моего церковного служения. Цель этого служения – утешать людей и заражать их радостью, которую может подарить только Христос. Источник нашей радости – Пасха Христова – источник полноводный и неоскудевающий. Размышляя о Великом посте, я всегда смотрел на Пасху, потому что только в Пасхе – смысл Великого поста. Поэтому постные письма говорят не столько о посте, сколько о том, как в каждом богослужебном жесте великопостного богослужения разглядеть Пасху и заразиться ее радостью, утешением и красотой.

На пороге поста

Великий пост: в поисках смысла

В центре нашего церковного года – Пасха. Она стоит не просто неуловимо плавающей датой, но и внушительной смысловой конструкцией. Можно даже сказать так:

В начале была Пасха. И Пасха была с Богом. И Бог был Пасха. Все от Пасхи произошло, и без Пасхи ничего бы не было, что было.

Чем Церковь жива? Пасхой. От Пасхи, как круги по воде, расходятся во все стороны и наши богословские порывы, и церковные уставы, и богослужебные правила. Исходят от Пасхи, в Пасху возвращаясь, вновь замыкаясь и сходясь в этой светлой и радостной Тайне.

А что такое Пасха? На этот вопрос нельзя ответить раз и навсегда. Этот вопрос невозможно закрыть. Мы отвечаем на него каждый год. Ищем ответа очень долго, каждый для себя и все вместе. В этом вопросе и лежит смысл Великого поста. Великий пост – это долгое, семинедельное отвечание

Слово архимандрита Саввы (Михеева) при наречении во епископа Воскресенского, викария Московской епархии

Вечером 10 июля 2011 года в храме во имя святого благоверного князя Владимира Свято-Владимирского скита Валаамской обители Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Саввы (Михеева) во епископа Воскресенского, викария Московской епархии.

При наречении архимандрит Савва обратился к Святейшему Патриарху и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец наш! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой!

Бог Милосердный, как Отец чадолюбивый, привел меня к великому и священному дню, в который я через определение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода слышу голос Церкви Божией — быть мне ее епископом.

Сакральность сегодняшнего события заставляет меня оглянуться назад и вспомнить прошлое. Сделать это нетрудно, так как мой жизненный путь невелик. Безусловно, и ныне это отчетливо видно, все ранее казавшееся обычным и естественно происходившим явилось Промышлением Божиим о мне. Становятся удобопонятными слова Христа Спасителя, которые были некогда обращены в Прощальной беседе к ученикам и апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал…» (Ин. 15:16). И потому, следуя велению своего сердца и древнему обычаю, имею желание и долг высказать то, что я переживаю в эту сокровенную и неповторимую минуту моей жизни.

Мысль о предстоящем епископском служении повергает меня, с одной стороны, в душевное смущение перед святостью архипастырства, а с другой, — в осознание того, что вся жизнь моя без остатка принадлежит Церкви Христовой и на веки связана с ней. Осознание это усугубляется образами великих святителей и иерархов Церкви Христовой — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Леонтия, Иакова, Димитрия Ростовских. Если они со смущением и сокрушением сердечным принимали жребий апостольского служения, то, что скажу я, юный возрастом, не умудренный жизненным опытом, слабый духом? Только одно: «Вем, занеже весь пуст и пался есть».

Но ободряет меня образ моего небесного покровителя — преподобного Саввы Освященного. В семнадцать лет он принял монашеский постриг и преуспел в подвигах иноческого жития и усердном служении у престола Божия. Вдохновляет и укрепляет также пример преподобного Сергия, у мощей которого я сподобился насыщаться богословскими знаниями. А ведь и игумен Земли Русской «в юности возраста своего отрекся воли своея и во знамение отсечения ея постриг власы главы своея».

Верю, с надеждой на всемогущее воздействие благодати Божией, которая всегда немощная врачует и оскудевающая восполняет, заступничество святых поможет мне преодолеть не только нынешние душевные переживания, но и возможные лишения, всю тяжесть архиерейского служения.

Читать еще:  За запретной дверью в индийском храме скрываются несметные сокровища

Воля Божия открывается нам через людей, встречающихся в жизни. Таким воспитателем стал для меня приснопамятный митрополит Симон (Новиков). Он духовно взрастил заложенное семя веры и наставил меня. От него я сподобился облечься в ангельский образ, принять диаконство, священство и быть рядом с ним до его отхода в путь всея земли. По смерти этого старца-архиерея Господь не оставлял меня, вручив под водительство архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, который по-отечески научил неравнодушному и жертвенному пастырскому служению и полному послушанию Церкви. Преизбыточествует душа моя благодарной признательностью к Владыке архиепископу Кириллу.

Глубокой сыновней радостью полно сердце мое и благодарностью к Вашему Святейшеству, — за великое доверие, оказанное мне при назначении наместником Московского Новоспасского ставропигиального монастыря, и за избрание быть Вашим викарием. Считаю эти высокие звания не предметом для возношения, так как на это нет времени и сил, а содействием в решении возложенных на меня Вашим Святейшеством задач. Вы являетесь для меня примером неленостного, жертвенного, стойкого, энергичного служения Матери-Церкви. В чем имею благое намерение подражать и стремиться.

О своем недостоинстве к призываемому архиерейскому служению говорить не буду: ибо верю в силу Божию, которая только в немощи совершается (2 Кор. 12:9), и потому не о силе молю Вседержителя, а о благодатной немощи, рождающейся в сокрушенном и смиренном сердце. О любви и смирении молю Бога, как о единственном основании вечной жизни, как об источнике ведения, премудрости и рассуждения.

С этим предстою перед Вашим Святейшеством и перед Вами, Богомудрые архипастыри. Помню предупреждение Господне, что «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), но верю: молитвами Вашими и поддержкой Вседержитель даст мне сил исполнить все доброе и полезное во славу Его Церкви. Уповаю, Всеблагой Господь простит мне мое неведение и то недостаточное, что есть в моих словах, всех же нас соединит и укрепит во славу Триединого Бога. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Архиерейские будни владыки Саввы

Русская православная церковь очень высоко ценит ответственных и опытных священников. Поэтому 30 мая 2011 года решение Священного Синода РПЦ Савву назначают епископом Воскресенским, викарием Московской епархии.

Лично Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел Михеева в сан архимандрита в Московском Кремле 28 июня того же года. Официально хиротонисан в епископа Воскресенского, викария Московской епархии 11 июля.

Таинство возведения в сан совершили:

  • митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;
  • патриарх Московский и всея Руси Кирилл;
  • епископ Солнечногорский Сергий;
  • епископ Рыбинский Вениамин;
  • митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий;
  • архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил;
  • архиепископ Рязанский и Касимовский Павел;
  • архиепископ Верейский Евгений;
  • архиепископ Сергиево-Посадский Феогност;
  • епископ Троицкий Панкратий.

В декабре 2011 года владыка Савва Воскресенский указом патриарха Кирилла назначен ответственным за Юго-Западный район столицы. В том числе и за все последующие новые территории, включенные в эту административную область. 19 марта 2014 назначен первым замом управляющего московской патриархии. В сентябре оканчивает Общецерковную докторантуру и защищается на докторскую степень.

Тема докторской – «Авраамиев Богоявленский монастырь города Ростова Великого — архитектура в её церковно-историческом развитии». Получает из рук патриарха Кирилла докторский крест (11 ноября 2014 г.).

Патриарх Московский и вся Руси Кирилл принял самое активное участие в судьбе Саввы Воскресенского. Фото: upload.wikimedia.org

Епископ Савва Воскресенский регулярно назначался на разные председательское должности. Там он всегда принимал мудрые и взвешенные решения. Например, 6 апреля 2016 года Михеева избрали членом президиума и замглавы Всемирного русского народного собора.

1 февраля 2017 года по инициативе Священного Синода он попал в состав группы, которая подготавливала информационные мероприятия к 100-летию прихода к власти большевиков и началу гонений на Церковь. В 2018 году владыка Савва отправляется в Тверскую и Кашинскую епархию в должности. Здесь он назначается главой Тверской митрополии.

После чего уехал в Тверь. Здесь Михеев начал активную деятельность по установке новых контактов и укреплению старых отношений. Например, он ратовал за более тесные отношения с мирянами и творческой интеллигенцией.

В 2019 году вернулся в Москву. 26 февраля принял должность Управляющего московской патриархией. Эта должность автоматически сделала Михеева постоянным членом Священного Синода.

maks_korol

Блог выражает личное мнение автора, а не какую-либо официальную позицию.

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS

В чем нужно проявлять верность Богу

Быть верными Богу – это залог успеха в любом действии. О, как же нам не хватает верности и любви к нашему возлюбленному Спасителю! Мы так часто отвлекаемся от нашего призвания и смотрим на прелести греховного мира. И внутри понимаем, что делаем плохо, что отошли от библейских принципов, что предаем своего Создателя, но снаружи продолжаем грешить. И тем не менее, мы жаждем быть верными.

Верность – это принадлежность Богу. Это зависимость от Бога. Верность Иисусу Христу – это самое дорогое и чистое, что мы может отдать в знак благодарности за наше спасение. Бог верен человеку относительно всех Своих обещаний. Он ни на йоту не изменяется, потому что изменения нужны несовершенным! Он же не такой. Он совершенный. Быть верным рабом Иисусу Христу – что может быть более привилегированней и чудесней в этой жизни?! Верность присуща и тем, кто находится в вечности. Почему? Праведники не могут находиться в другом отношении к Богу. Он является их сущностью, Он должен быть и нашей страстью! Что мы можем отдать Богу в ответ на Его благодать, заключающейся в верной смерти за нас, человеков? В равном смысле, мы ничего не сможем Ему предложить, ибо ничто не сравнится с Его крестным подвигом. Но кое-что драгоценное Богу в нас все же есть — это наше сердце, преданное Ему. Это наша верность, проходящая сквозь долины сомнения и уныния; это наша посвященность, затмевающая неверность и насмешки мира.

Нам нужно быть верными в мыслях. Наш ум наполняет то, что мы видим, слышим и читаем. Мы размышляем о том, чем наполнено наше естество. Нет нужды доказывать каждому из нас, что много того, что мы смотрели раньше, время от времени всплывает в нашем внутреннем сознании. Или время от времени на память приходят отрывки книг, песен, фильмов.

К чему я это все пишу? Дело в том, что иногда наши прошлые поступки мотивируют нас на неверность Богу в мыслях. Мы очень много согрешаем, когда внутри думаем о том, что не приносит пользы нашему внутреннему человеку, что оскорбляет Духа Святого, живущего в нас. Это происходит потому, что мы в это время сосредоточены на себе, а не на Боге. Как только мы отводим взгляд от распятого Спасителя, сатана сразу пытается атаковать наш ум обольщающими речами и образами.

Для борьбы с этим нужно очистить свой ум жемчужинами истины и атаковать сатану мечом слова Божьего, при этом, держа в руке щит веры, который остановит целенаправленные стрелы сатаны, метящему прямо в сердце духовной жизни. Ведь не сделай мы этого, очень легко с мыслей перейти к делу. И наши поступки не будут угодны Богу. Скорей, они будут позорить доброе имя христианина. Прислушаемся же к словам апостола Павла и «…всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу..» (2Кор.10:5), ибо это угодно нашему Богу.

Мы поем: «Я пойду за Тобой до края земли. «, «Все Иисусу отдаю я. «, «Лишь Тебе принадлежу. «, «Я рад, когда со мной Господь. «, «Положу свою жизнь на алтарь Тебе. » Примеров можно приводить много. Очень часто скоротечные эмоции овладевают нами и мы поем о том, чего на самом деле в практической жизни попросту не существует. Для своей души и окружающих мы используем громкие слова, но в жизни и пальцем не двинем для осуществления того, о чем поем. Богу противно такое лицемерие. Писание утверждает, что нам нужно говорить факты, а не домыслы, не мечты, а реальную силу Божью, действующую в нас. Если этого нет, то и петь незачем.

Вначале нужно исправить свою жизнь, а не погрязать во лжи слов и поступков! Почему же мы сознательно лжем, когда поем многие христианские песни? Потому что многие песни вовсе не отображают состояние и готовность нашего сердца делать то, что мы так вдохновенно утверждаем. Вернее, мы думаем, что то, о чем мы поем, является свидетельством того, что есть у нас внутри. Хочу огорчить: часто это не так. Только я не хочу максимизировать данное утверждение, так как не у всех есть подобная проблема. Мы часто поем о готовности последовать за Христом до края земли, но так и не следуем, ибо не готовы идти, и где-то внутри это понимаем. Но нам ведь так нравится эта песня, которая утверждает подобную жертвенность. Мы поем, что нам ничего не нужно кроме небесного богатства, но в то же время становимся все более и более материальными и зависимыми от многих вещей. Мы поем о том, что все отдаем Иисусу, но до сих пор не отдали Ему свое время и сердце, до сих пор находимся под зависимостью фильмов и компьютерных игр. Мы поем новообращенному, что он спасен, но так и не знаем о том, с какими мотивами сердца он покаялся и покаялся вообще. О, поражающее сознание лицемерие и двуязычие! Доколе это все будет происходить?

Читать еще:  Роза кузденбаева нумерология. Клара Кузденбаева, нумеролог: В новом году не надо бояться перемен! Кто такая госпожа Кузденбаева

Во свете всего вышеперечисленного нам становится более понятнее, что не все, что мы поем, является отображением состояния нашего сердца. И если все так серьезно, то может лучше вообще не петь? Нет, конечно. Петь нужно, ибо пел Иисус с учениками, апостол Иаков в 5:13 пишет: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» и апостол Павел учит коринфскую церковь: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию».(1Кор.14:26)

Верность также нужно сохранять и в обещаниях, данных Богу. Очень часто в порыве эйфории мы обещаем Богу то, что хотим сделать, но спустя время не делаем. Бывает, молимся и что-то обещаем, но не исполняем. Поймите, верность Богу подтверждается не только в громогласных делах, но и в тихих словах, в малых и неприметных молитвах.

Последний настоящий архиерей

24 июля 2018 Ахилла

От анонимного семинариста.

Хочу поделиться с читателями «Ахиллы» переживаниями обители живого христианства — Санкт-Петербургской Духовной Академии.

На прошедшем Синоде патриарх Кирилл вместе со своими преданными друзьями, что уже накачали мышцы своих челюстей в вечном поддакивании и поддерживании блистательных предложений заботливого отца предстоятеля, приняли решение о переводе ректора Академии, архиепископа Амвросия (Ермакова), в Московскую Духовную Академию. На замену присылают 33-летнего патриаршего любимца, епископа Серафима (Амельченкова), но это имя больше не будет звучать в этом рассказе.

Рассказ пойдет о человеке, который по праву зовётся архипастырем и отцом. Опустим канцеляризмы, официальные обращения, громкие крики настоятелей с амвонов, которые звучат по всей святой Руси каждый день: «Ваше преосвященство, высокопреосвященство, святейшество, дорогой отец наш…», образуя хор совершенно разных священников — будь то заложники раболепства и протокола или настоящие подхалимы. Среди тех, к кому обращены эти слова, есть один, который их заслужил. Возле которого они не звучат сухо и официально — архиепископ Амвросий.

На все мои утверждения — у меня есть доказательства. Вспомните ситуацию с передачей Исаакиевского собора прошлой зимой. Петербуржцы вставали плотным кольцом вокруг собора, защищая его от рук РПЦ. Митрополит Варсонофий тогда побоялся служить там и отправил своего викария принимать удар. Учитывая висящую тогда в воздухе ненависть к РПЦ и ее бородатым представителям, на какое-либо положительное развитие событий надежд не было.

И вот была прошла служба. На амвон взошёл представитель Церкви и начал говорить. Говорить то, чего обычно не говорят архиереи. Он говорил о настоящей любви, о прощении, и тут же извинился за тех церковных представителей и чиновников, что оскорбляли людей в своей бешеной спеси и желании забрать собор. Он заговорил о мире и призвал к диалогу. Конфликт, что жарко висел в воздухе, упал в градусе.

В тот вечер все СМИ писали о мире, любви и прощении. Люди чуть-чуть поверили Церкви, что в наше время кажется непосильной задачей. Помню говорящее окончание одной из статей «Фонтанки». Корреспондент сравнил проповеди владыки Амвросия и Варсонофия в тот день: «У Амвросия в проповеди слово любовь прозвучало 32 раза, у Варсонофия — ни одного».

Кому-то глубокие проповеди не покажутся убедительными, оттого перейду в более интимные стороны жизни дорогого владыки. Примеров его «настоящести» очень много, я могу без устали писать о них. Но не благочестивые рассказы убеждают людей, а факты.

Например, факт того, какой стала Академия за 10 лет его ректорства. И я не говорю сейчас о рейтингах образования и условиях жизни студентов, в этом мы безоговорочно лучшие. Я говорю о внутренней жизни. 400 студентов, огромное количество прихожан, сотрудники, люди из города образовали мощное сообщество верующих во Христа людей под названием «академическая семья». Семья, пропитанная христианской любовью друг к другу и всему миру. Из академического храма никогда не выгонят женщину без платка и в джинсах, никогда дежурные помощники не будет подставлять студентов, как во многих семинариях, стукачество — так и осталось на уровне слухов, что, мол, у нас есть стукачи.

Владыка Амвросий лично участвовал в жизни каждого человека, тем более студента. Многие ребята получали материальную помощь из его личных средств. Многим людям он оплачивал дорогостоящие операции. Прощал. За разные вещи. Даже за те, за которые не прощают другие архиереи. Сам просил прощения, если был неправ. Молился вместе с нами так, что Бог целовал прямо в сердце. Каждый день ходил на литургию в свой уютный домовый храм у ректорского коридора, пел и всегда причащался.

К слову, о евхаристии. Владыка Амвросий сделал ее центром всей жизни нашей семьи. Каждую божественную литургию со Христом был практически весь храм, в буквальном смысле. Люди его команды, начиная от секретаря, проректора по воспитательной работе и заканчивая иподиаконами и пресс-службой, черпали от него силы быть настоящими, это тоже удивляло многих. Что секретарь у владыки — не подхалимный протокольщик, а честный и уважительный священник. Проректор по воспитательной работе — не душевный садист и тиран, а заботливый друг. Иподиаконы — не хамы, а пресс-служба творит красивый христианский контент вместо сухого инфостиля каменного православия.

Все это и многое другое держалось вокруг одного человека: нашего папы, в нашем маленьком Ватикане, внутри огромной машины безжизненного православия. Не знаю, встречу ли я подобного архиерея на своём жизненном пути. Если кто-то таких знает, я бы с радостью почитал о них, а покамест спасибо, что прочитали рассказ о последнем настоящем архиерее. С его служением все еще можно ознакомиться на всех ресурсах Академии на Неве в интернете.

P.S. Его улыбка и взгляд. В них виден Христос.

Фото: архиепископ Амвросий (Ермаков)/spbda.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Вербное воскресенье: в чем смысл праздника?

Вход Господень в Иерусалим — это одновременно признание Иисуса Мессией и прообраз его вхождения в рай. Иудеи ожидали, что предсказанный Спаситель явится на Пасху, так оно и случилось.

Жители Иерусалима знали, что он воскресил Лазаря, потому встречали Христа как победителя смерти — на Востоке пальмовыми ветвями чествовали именно победителей.

Иисус въехал в город на осле, показав, что несет мир — завоеватель по обычаю въезжал в захваченный город на коне.

Вход Господень в Иерусалим. Икона. Фото: rublev.com

Еще один смысл праздника — всепрощение и снисходительность к людям. Посреди всеобщего ликования один Христос знал, что вскоре его ждет смерть. Причем понимал, что требовать его распятия будут те же люди, которые теперь торжественно встречают его.

«Но Господь приемлет эту честь от своих будущих предателей и мучителей. Приемлет с благодарностью, зная непостоянство сердца человеческого, — объясняет архимандрит Савва (Мажуко) на сайте «Православие и мир». — Наши мысли нетверды, а намерения изменчивы. Мы предаем Бога так часто, так привычно… А потому верба — это еще и символ не только Божественной, но и человеческой снисходительности, всепобеждающей доброты. Если нас Господь прощает и принимает от нас даже малые крупицы добра, без укора и суда, так и нам следует подражать Богу милосердия, принимая своих близких, замечая и отмечая с благодарностью самые незначительные зерна добра и доброты».

Это какой-то неправильный священник.

Мне было то ли 16, то ли 17 лет. Родители мои люди не набожные, но верующие. И вот решили они, что я уже достаточно говна успел сотворить, и пора бы мне в церковь на исповедь. Я к этой идее отнёсся негативно, ибо в существовании каких-либо божественных сущностей я на тот момент уже усомнился (именно усомнился, а не начал отрицать), да и сама механика, когда ты сначала делаешь хрень, а потом, по сути, просто извиняешься и автоматически считаешься прощённым вызывала у меня определённые вопросы. Некоторое время мне удавалось избегать данной процедуры, но в какой-то момент наступил один из религиозных праздников, и я был вынужден вместе с остальной семьёй отправиться в храм. И вот, моя исповедь начинается. Я, ожидаемо, без особого энтузиазма начинаю перечислять, где я косячил. Батюшка, заметив это, поинтересовался, что не так. А я всегда был человеком то ли чуть более наглым, чем нужно, то ли чуть более глупым. Ну и в силу этих качеств ответил, что мол, не уверен я, что весь этот культ имеет смысл, да и в целом, дядя, чёт не то вы тут делаете. В общем, переклинило меня слегка в тот момент. Но реакция священника меня действительно удивила. Он, подумав какое-то время, ответил, что я, скорее всего прав, ведь и он сам не может с полной уверенностью утверждать, что бог существует, потому что лично никаких доказательств не наблюдал. Тем не менее, по его словам, религия все же приносит практическую пользу, являясь своеобразной психологической помощью в определённых ситуациях. В итоге, после непродолжительной беседы мы сошлись на том, что раз уж я и без веры себя хорошо чувствую, то и исповедь мне не нужна, а касаемо целесообразности — хрен его знает, кому надо — поклоняются, а кому не надо — нет. Такого разрыва шаблона у меня до этого не происходило. Классный мужик.

Рассылка Пикабу: отправляем лучшие посты за неделю 🔥

Осталось подтвердить Email — пожалуйста, проверьте почту 😊

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector