Вера надежда и мать их софия. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София (†137)
Содержание
- 1 Вера надежда и мать их софия. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София (†137)
- 1.1 Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
- 1.2 Дата праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- 1.3 Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- 1.4 Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!
- 1.5 Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- 1.6 Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
- 1.7 Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
- 1.8 Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
- 1.9 Мученицы Вера , Надежда , Любовь и мать их Софи ́ я
- 1.10 День памяти
- 1.11 Жития
- 1.12 Новости Барнаула
- 1.13 Опросы
- 1.14 Вера, Надежда, Любовь. Как три девочки и мать их София стали святыми и кому помогают
- 1.15 Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- 1.16 Житие свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- 1.17 Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. История почитания
- 1.18 Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Богослужение
- 1.19 Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Иконы
- 1.20 Народные традиции в день свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- 1.21 Храмы в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
- 1.22 Душеполезное поучение
- 1.23 Вера, Надежда, Любовь и мать их София – раннехристианские мученицы
- 1.24 Похожие новости
- 1.25 Помощь телеканалу
- 1.26 «Православная газета»
- 1.27 Мы в контакте
- 1.28 Последние телепередачи
- 1.29 Вопросы и ответы
- 1.30 filaretuos
- 1.31 Реалии нашей жизни
- 1.32 Вера, Надежда, Любовь и София
- 1.33 Происхождение мучениц
- 1.34 Мучения девочек
- 1.35 Смерть Софии
- 1.36 Вера надежда и мать их софия. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София (†137)
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Дата праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
30 сентября – важное число для многих, ведь в этот день Церковь чтит память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, а значит и большинство женщин с этими именами отмечают свой день ангела. Впрочем, вопреки представлениям, далеко не все обладательницы этих прекрасных имен празднуют именины именно этого числа, у некоторых из них день ангела приходится на другую дату.
В этом материале мы собрали подробную информацию о празднике Веры, Надежды, Любви и матери их Софии: о жизни святых мучениц, традиции их почитания, молитвах к ним и других датах праздников, связанных с этими именами.
Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.
В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.
Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.
Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.
Именины (день Ангела) Веры, Надежды, Любови и Софьи – не только 30 сентября!
Димитриос Пелекасис. Святая София и ее дочери Надежда, Вера и Любовь
Большинство девушек с именами Вера, Надежда, Любовь и София отмечают именины именно 30 сентября. Но в церковном календаре есть и другие праздничные даты, связанные с этими именами. Более того, в последние годы таких дат стало больше, потому что Русская Православная Церковь канонизировала новых святых, пострадавших за веру уже в 20 веке.
Даты именин Веры, Надежды, Любови и Софии приведены ниже:
Дни Ангела для Веры:
26 февраля, 14 июня, 30 сентября, 14 октября, 15 декабря, 31 декабря.
Дни Ангела для Надежды:
14 марта, 20 марта, 30 сентября, 21 октября.
День Ангела для Любови:
Дни Ангела для Софии:
28 февраля, 1 апреля, 4 июня, 17 июня, 14 августа, 30 сентября, 1 октября, 29 декабря, 31 декабря.
Храм, где хранятся мощи Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад. 10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима, который был тогда центром католического аббатства.
С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь назывался аббатством Святой Софии.
В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе много паломников, так что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
Вплоть до Французской революции мощи святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софии хранились в аббатстве.
Однако в 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона, а святые мощи были растоптаны и сожжены революционерами.
В монастыре был устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников, остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, свв. Мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
К мощам не оскудевает поток паломников, в том числе и из России. Возле них регулярно совершаются православные богослужения.
Молитва и акафист Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии Православной Церковью был составлен акафист, а также написана краткая молитва.
Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою. что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас, грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Кондак мучениц
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Величаем вас, святыя мученицы, Веро, Надеждо, Любы и Софие, и чтим святыя страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Акафист святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии можно прочитать здесь.
Иконы, картины с изображением мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. XVIII в.
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София изображены в левой части триптиха Виктора Васнецова «Радость праведных о Господе (Преддверие Рая)»
В. Тропинин. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1818
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Памятник в Петербурге
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Вера, Надежда, Любовь и их мать София (икона Карпа Золотарёва, 1685 год).
Второй век нашей эры. В языческом Риме идут массовые казни христиан. Толпы горожан ходят смотреть на них так же, как ходят смотреть бои гладиаторов. В те жестокие времена это было одним из привычных развлечений толпы. Но в этот день даже самые жестокосердные люди были потрясены. В Риме казнили трех девочек. При этом рядом стояла их мать, которая ни словом, ни жестом не молила о пощаде. Многим казалось, что у нее нет сердца.
Торговка:
Ах! О, боги!
Язычница:
Ну что ей стоило отречься от этой своей веры. Это же дети, дети!
Торговка:
Она ужасная мать! Они все, эти христиане, звери, звери, а не люди!
Люди и тогда не понимали поведения матери, многие не понимают и сейчас. Когда мучают твое дитя, всякая мать отречется от любой веры, идеологии, принадлежности к конфессии — так считают многие. Но София опровергла это. Она любила своих дочерей, ей было невероятно тяжело, но она выдержала это испытание. Что же ею двигало, что ее держало? Какая же сила веры должна быть, чтобы выдержать такое?!
Богатая женщина, патрицианка, она назвала своих дочерей-погодок именами христианских добродетелей веры, надежды и любви. Ее вера удивляла и пугала ее родных и близких, ведь христианство было запрещено! Ну пусть бы она продолжала при этом чтить других римских богов, но нет, никто не видел ее в языческих храмах.
А мудрая София понимала, что христианский Бог вовсе не один из многих богов римского пантеона, это единственный подлинный Бог, Творец всего сущего на земле. Она верила в то, что душа не умирает со смертью, а значит, надо заботиться о том, куда душа попадет после смерти. А потому она была тверда в своей вере и так же воспитывала и своих дочерей.
Они не проповедовали свою веру, не навязывали ее никому, они просто жили в соответствии с ней. Но тучи сгущались и над ними. Слух о том, что София исповедует «неправильную», запрещенную религию, и более того, воспитывает в ней своих детей, дошел до императора Адриана.
Император любил изображать справедливый суд. Он вызвал Софию и ее дочерей к себе для разговора, призывая их для начала отречься от веры. Он обещал за это им прощение и жизнь. София отвечала – нет, никогда. Он напирал на ее материнские чувства, убеждал, уговаривал – София не поддавалась.
Адриан был удивлен, восхищен ее стойкостью, он отправил мать с детьми домой, призывая подумать. Адриан даже послал к ним одну из своих приближенных женщин, чтобы та попыталась переубедить их. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасны.
Император:
Ну, что?
Язычница:
Бесполезно!
Император:
Ты говорила ей, что если они не отрекутся, то ее детей казнят?
Язычница:
Да!
Император:
И что?
Язычница:
Она боится, я видела! Она их обнимает, целует, она прощается с ними! Она знает, что их казнят и все равно твердит про своего Бога! Единственного!
Софию с дочерьми снова привели к императору. На этот раз он даже не требовал с них никаких клятв и слов, нужно было просто принести жертву Артемиде. Казалось бы, что в этом такого, «просто» бросить несколько зернышек на алтарь чужого бога и дети будут жить! Но нет, и мать и дочери отказываются это делать! Они молятся Христу и предают свою судьбу в его руки. «У нас есть Бог Небесный!» — отвечают они. «Его детьми мы и желаем остаться, нет никаких других Богов!»
Тогда начал действовать палач. На глазах у матери и сестер он мучает старшую — Веру. Ее бьют, она молчит. Ее положили на раскаленную решетку, но силой Божией огонь не причиняет ей вреда. Тогда обезумевший от жестокости император приказал бросить девочку в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился. И Вере отрубили голову.
Потом точно так же мучали и умертвили среднюю — Надежду, потом младшую — Любовь. Любовь привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Мать убеждала каждую терпеть страдания. Но вот и последняя девочка мертва.
Торговка:
Бедные дети, бедные дети!
Язычница:
Я говорила ей, что дочерей казнят, она в ответ мне все про вечную жизнь! Где ее вечная жизнь?
Язычницам было не понять логику матери. Они видели сегодняшнее страдание. Но они не понимали самого простого – как краток миг этих страданий по отношению к вечности. А мудрая София понимала. Она понимала, что принеся жертву Артемиде, она спасет своих детей в этой жизни, но навсегда закажет им путь к вечному блаженству и уготовит вечные адские мучения. Гораздо страшнее было предать веру и остаться в живых!
Но материнское сердце все равно мучилось. Она уже ждала своей смерти как избавления, однако император не дал ей такого простого выхода. Ей выдали останки дочерей, и она, сложив в телегу страшные, раздробленные их тела, сама должна была отвезти их на кладбище и похоронить. Обливаясь слезами, она сделала это, а потом осталась сидеть на могиле, потому что некуда и не зачем ей было идти. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу.
Святая София вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году нашей эры. Вере тогда было 12 лет, Надежде — 10, а Любови — всего лишь 9 лет. Сегодня мы обращаемся к святым мученицам Вере, Надежде и Любови и матери их Софии со своими молитвами в трудный час, во время испытаний. Они помогают нам укрепиться в вере, сохранить надежду, не растерять любовь и обрести мудрость.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Мученицы Вера , Надежда , Любовь и мать их Софи ́ я
День памяти
Жития
Жития мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, – ответили они, – его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», – сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
- Газ на Алтае
- Налоги для физических лиц
- FITamic
- FM-Продакшн
- Все проекты
- Правила поведения на сайте
- Рубрики
- Алтай
- Барнаул
- Коронавирус сегодня
- Бийск
- Рубцовск
- Республика Алтай
- Политика
- Экономика
- Правила жизни Искателей
- Общество
- Недвижимость
- Происшествия
- Мобильный репортер
- Экология
- Здоровье
- Авто
- Инфографика
- Культура
- Туризм
- Спорт
- Наука
- Только о хорошем
- Тесты и игры
- Люди говорят
- Образование
- Кухня
- Дача
- Только на amic.ru
- Подкасты
- Вакансии
- А это вообще законно?!
- AmicМилосердие
- Марафон победы
Прямой эфир
Вера, Надежда, Любовь. Как три девочки и мать их София стали святыми и кому помогают
Автор: Anonimous, Novgorod school, СС0, commons.wikimedia.org
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечает 30 сентября Православная церковь. Трем сестрам пришлось пережить перед смертью страшные мучения и пытки. Палачи не щадили девочек, хотя те были еще детьми – самой старшей из них, Вере, было всего 12 лет. За что детям и их матери пришлось терпеть муки и на чьи молитвы они сейчас отвечают – читайте в материале amic.ru.
Как рассказывается в житии, во II веке в Риме жила вдова София со своими дочерьми. Женщина была христианкой и в детях тоже воспитывала любовь к Богу. Девочкам она дала имена в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. В те времена вера в Христа была под запретом, а верующих жестоко казнили.
Когда императору Адриану донесли о благочестивой семье, он приказал привести их к себе, чтобы те отреклись от веры и принесли жертву богине Артемиде. София понимала, что живыми их не отпустят и молила Бога, чтобы он дал дочерям мужество и силы. Вере на тот момент было 12 лет, Надежде – 10 лет, а Любови всего 9 лет.
Сначала император пытался уговорить отречься от веры во Христа, но девочки отказались. Тогда Адриан приказал их жестоко пытать. А мать заставили смотреть на муки дочерей.
Девочек избивали, резали их тела, бросали в кипящую смолу и на раскаленные печи. Но они остались тверды в своей вере. Тогда детей обезглавили на глазах матери.
Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Память свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии совершается 30 сентября (17 сентября ст. ст.). Это один из самых примечательных дней в христианском церковном календаре, когда воспоминается одно из самых трогательных житийных повествований, говорящее о непреклонном мужестве трех совсем еще юных христианских дев и святой их матери.
Содержание:
Житие свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София. У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко благочестивой и добродетельной христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Тогда они предстали перед императором, твердо и бесстрашно исповедуя свою веру во Христа, хотя дочери были еще совсем юными: Вере исполнилось 12 лет, Надежде — 10, а младшей, Любви, только 9 лет. Император попытался отвратить их от веры с помощью лести и для этого отправил к одной язычнице, которой приказал убедить сестер отречься от христианства. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и тогда император уже с угрозами стал настойчиво требовать, чтобы юные христианки принесли жертву языческим богам. Но святые отроковицы с негодованием отвергли его приказ.
Разгневанный Адриан велел предать отроковиц различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не остановился перед чудом Божиим и велел бросить святую в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она без колебания преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужественным примером старшей сестры, претерпели подобные ей мучения. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом головы. Святую Софию не подвергли телесным мукам, но обрекли ее на еще более сильные душевные страдания, которые испытывала она, как мать, глядя на бесчеловечные истязания любимых дочерей. Когда все было кончено, св. София сама погребла их честные останки и два дня не отходила от могилы, пребывая в посте и непрестанной молитве. На третий день Господь послал ей тихую кончину, и так взошла она в небесные обители, чтобы вечно радоваться со святыми своими дочерями и никогда уже больше не разлучаться с ними.
В некоторых источниках указано, что мощи св. Софии и ее дочерей хранились во Франции (Эшо), в аббатстве ее имени. Их торжественно принесли из Рима в VIII в. Святыни привлекали так много паломников, что для них пришлось выстроить гостиницу. После французской революции святыни пропали — видимо, были уничтожены. Святые пострадали от руки тех, кто отрицал любую веру. Сам же монастырь стал трактиром.
Возрождение обители началось уже в ХХ в., когда удалось получить еще частицы мощей св. Софии. Останки же святых дев утеряны навсегда.
Сии быша от Итталии близ Рима. В царство Андреяново. Преведена же бывши Вера, летома сущи двою надесятим, и исповедавши Христа, жезлием биена бысть. И сосца ей отрезаша, и в крови место млеко потече. По сих же на сковраду огненую возложена, и неопальна пребывши. И мечем главу ея отсекоша. По сем же приведена бывши Надежда, летома сущи десятим, и биена бысть волуями жилами. И во огнь вринута, и повешена и строгана, и преславно избавлена бывши, и та прият мечную кончину. Такоже и Любовь летом сущи девятим, и та нещадно мучена бывши, и изшед невредима, на конец и той главу отсекоша. Сих же мати София за три дни гробу их приседящи, душу свою Господеви предаде.(Старообрядческий пролог).
Читать онлайн в оригинале
Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. История почитания
Почитание тезоименитых святых, как одних из первых мучениц за веру, началось еще в самые ранние века христианства. На Руси также издревле с особым молитвенным благоговением чествовали их страдания. Славянский перевод жития св. мучениц был сделан вскоре после Крещения Руси при св. великом князе Владимире, причем, в отличие от общепринятой практики житийных переводов, изначальные греческие имена дочерей — Пистис, Элпис и Агапэ <греч. Πίστις, Ἐλπίς и Ἀγάπη>были также переведены на славянский язык (слав. Вера, Надежда, Любы), и только имя их матери Софии («Мудрость») оставили в дословном варианте.
Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Богослужение
Служба святым мученицам совершается по уставу четверичных святых совместно с попразднеством Воздвижения Креста Господня.
Тропарь, глас 1.
Агницы словесныя Агнцу и Пастырю приведостеся мучением, ко Христу течение скончавше и веру соблюдше. Тем же днесь радостною душею совершаем досточюднии святую вашу память, Христа величающе.
Кондак, глас 1.
Агницы словеснии, Агницу и Пастырю беседовати сподобистеся. Огневи лютому и мукам предани бысте, и явистеся ангелом равночестнии. Тем вси священную вашу память празднуем в веселии сердца девы богомудрыя.
Седален.
София, честныя священныя леторасли, Вера, и Надежда, и Любы явльшеся, мудрость объюродиша еллинскую, благодатию. Страдавше, и победоносны явившеся, венцы нетленными от всех Владыки увязошася.
Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Иконы
Поскольку святые мученицы жили во II в., почитание их образа имеет давнюю историю. Изображаются они фронтально, за спинами невысоких дочерей стоит св. София. Как правило, все держат в руках кресты — это символ великой жертвы Спасителя. Также он означает мученические испытания.
Свв. мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Москва, XV век
Часто икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» выглядит очень красочно — на девочках ризы разных цветов (используются красный, белый, лазоревый, иногда зеленый и желтый). Чаще всего юные отроковицы не имеют на себе головного покрова, что весьма редко встречается в иконописной традиции женского образа в христианстве. Стиль изображения ликов зависит от времени выполнения иконы и школы, к которой принадлежал иконописец. Но всегда семейство находится вместе, как достойный образец для подражания.
Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Новгородская икона, XVI век
Икона Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Россия, нач. ХХ века
На традиционных образах византийской школы святые отроковицы держат в руках православные восьмиконечные кресты, их мать стоит, молитвенно воздев руки к небу — она испрашивает Божьей помощи. Лики святых спокойны, головы наклонены, словно в знак согласия с волей Бога, который приготовил Своим детям испытания.
Существует также икона с клеймами, на которых изображены сцены из жития: на одном из них св. София с чадами изучают Священное Писание, на другом — предстают перед правителем, затем ведут беседу с языческой жрицей. Далее идут сцены мучений каждой из сестер, затем — погребение. В центре — классическое фронтальное изображение всей семьи. Икона эта также считается «семейной», как образец крепкой, дружной и благочестивой христианской семьи. Перед ней чаще всего молятся о семейном благополучии и здоровье своих домочадцев.
Народные традиции в день свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
Праздник этот называют «Вселенскими бабьими именинами», ведь День Ангела выпадает здесь сразу четырем различным именинницам: Вере, Надежде, Любови и Софии. «Бабьи именины» в старину праздновали три дня. В эти дни прославляли материнскую мудрость (Софию) и женские добродетели — веру, надежду и любовь. В этот день женщине дозволялось поплакать о своей нелегкой доле, а также помянуть в слезной молитве родственниц и подруг. Однако плачь — не плачь, а за плиту становиться все равно придется. Поплакав, женщины принимались за стряпню, чтобы в свой именинный день ублажить домочадцев-мужчин именинными пирогами и кренделями.
Храмы в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии
В честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии освящен придел собора Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве. Смоленский собор был возведен в 1524-1525 гг. По другим данным, собор был отстроен в камне между 1533 и 1551 гг. В соборе пребывает чтимая Смоленская икона Пресвятой Богородицы (список середины XV века). Новодевичий монастырь находится в совместном ведении РПЦ и ГИМ.
Собор Смоленской иконы Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве
Русская Древлеправославная Церковь в 2015 году начала строительство храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в селе Моты Шелеховского района Иркутской области. Пока здесь огорожен участок, установлен деревянный крест и размещена небольшая сторожка. Храм предполагается изготовить из дерева.
Место будущего храма РДЦ во имя св. мучениц Веры, Надежды, Любви в с. Моты Иркутской области
Душеполезное поучение
Вера, Надежда и Любовь — три тезоименитые начальные добродетели, на которых созидается духовное стремление к совершенству и спасению души.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).
Так завещал нам перед Своими крестными страданиями Спаситель. Но в настоящее время часто приходится жаловаться, что именно любви и взаимопонимания более всего теперь и не хватает, даже между своими же братьями и сестрами во Христе. Не хватает сочувствия и милосердия, порой просто маленькой поддержки, искреннего, доброго слова в час смущения и душевной скорби. Удивительными уже кажутся жития первых христиан, когда «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32). Напротив, за охлаждением любви начинает проявляться чувство соперничества и желание превосходства, возрастают темные страсти зависти и клеветы, уводящие подвластные себе души к вечной погибели. И если такие отношения имеют место среди единоверных братьев, то что говорить о пришельцах со стороны, которые могут искренне интересоваться и стремиться к познанию христианской веры, но не находят должного радушия и участия, когда пытаются обратиться к церковной среде? Некоторые на это могут возразить, что посторонние люди руководствуются чаще всего лишь праздным любопытством и своим присутствием только отвлекают молящихся. Но следует помнить, что лишь Один Господь точно знает и судит сердце человеческое: случайность может послужить причиной для решительных изменений в жизни, непреднамеренная встреча преобразить весь внутренний духовный мир человека. И тогда очень важно, какое впечатление эта встреча оказывает: ведь недаром прп. Макарий Великий поучает нас, «что доброе слово может и худого человека сделать добрым, и, напротив, злое слово — и доброго злым». Из жития св. Пахомия Великого известно, например, что он, будучи язычником и воином императора, был глубоко тронут милосердием христианских поселенцев, которые бескорыстно, во имя любви к ближнему, делили с воинами все свои съестные припасы. Так, неожиданно для самого себя он открыл христианство и сделался впоследствии одним из самых известных подвижников-пустынножителей. На сегодняшний день, когда от нас чаще всего просят не материального вспоможения, которое действительно не у всех может быть на резерве, но только духовного внимания и доброжелательности, сможем ли мы найти их в себе, чтобы поделиться с окружающими? Если нет, то, скорее всего, следует тщательно пересмотреть свое внутреннее «я» и привычные принципы, чтобы задуматься: точно ли стоим мы на верном пути? И здесь никогда не лишним будет еще раз внимательно перечитать и осмыслить, особенно в этот нарочитый день, святые слова апостола Павла, которые положил он на все века в основание нашего спасения:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; вся покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1-е Коринфянам, 13, 1-13).
Вера, Надежда, Любовь и мать их София – раннехристианские мученицы
Вера, Надежда, Любовь и мать их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей. В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. В Москве на Миусском кладбище стоит храм, посвященный мученицам.
Поделиться:
Нравится:
Похожие новости
4 октября 2021 г. Память святого благоверного князя Олега Брянского почтили в Новосибирске.
4 октября 2021 г. Накануне в кафедральном граде Серовской епархии отмечали духовный день города.
4 октября 2021 г. В Шиханах отметили 200-летие со дня образования города.
4 октября 2021 г. В Государственном музее истории религии открылась новая экспозиция, посвящённая Александру Невскому.
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
13 октября 2021 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»
13 октября. Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
13 октября 2021 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)
13 октября. Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец
13 октября 2021 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)
Читаем Апостол. 13 октября
13 октября 2021 г. «День ангела»
День ангела 13 октября
13 октября 2021 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)
Этот день в истории 13 октября
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Дорогие друзья
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
История мощей святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии
София и её дочери :Вера (12 лет), Надежда (10 лет) и Любовь (9 лет), это христианские святые, почитаемые в лике мучениц. Жили во II веке в Риме.
София, вдова из Милана, прибыла в Рим и остановилась у богатой дамы по имени Фессамния. Согласно преданию. девочки воспитывались матерью в христианском благочестии. Когда император Адриан узнал об этом, он попытался совратить их с христианского пути и заставить поклониться богине Артемиде — сначала обещанием богатых подарков, а затем угрозами. Но они твёрдо исповедовали свою веру в Христа. Император повелел подвергнуть дочерей Софии жестоким пыткам, но они чудесным образом перенесли их и погибли только будучи обезглавленными или зарубленными.
Император отдал истерзанные тела дочерей Софии, она с почестями похоронила их и умерла сама на могиле дочерей через три дня. Тело Софии нашёл благочестивый христианин Палладий, похоронил её рядом с дочерями и поставил надгробный памятный крест над всеми погребёнными, заповедуя и его по смерти похоронить рядом.
Интересно то, что в оригинале не было таковых имён как Вера, Любовь и Надежда. Например Католическая Церковь в этой истории вспоминает имена трёх девочек-сестёр Fides, Spes, Caritas. А Греческая Православная Церковь говорит о именах Пистис, Элпис и Агапэ . Но и в первом и во втором случае у девочек была мать по имени София.
Почему такое расхождение в именах девочек, дочерей Софии? Всё очень просто! Славянские переводчики, переводившие эту историю жития святых, перевели и имена девочек. Оригинал же имён остался у греков. А вот имя матери оставили в оригинале, хотя Софию можно было тоже перевести как «Мудрость».
В то время в Эшо находился монастырь святого Трофима. Святой Трофим является первым епископом той местности, который ещё распростронял в Эльзасе. в провинции Нижний Рейн христианство ещё во втором-третьем веках.
В средневековой Европе почитание мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии было широко распространено. Мощи их привлекали к себе такое множество паломников, что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих». Служились и так называемые мессы Софии. К заступлению мучениц прибегали в случае особой нужды и скорби.
Папой Львом III была составлена специальная месса мученицам, служившаяся им при дворе Карла Великого в Падерборне по случаю бедственного положения короля.
Известная раннесредневековая писательница монахиня Росвита из Гандерсгеймского монастыря (род. ок. 935 г.) в Германии, писавшая пьесы и стихи по латыни, посвятила этим святым мученицам свою драму «Sapientia» («Премудрость», то есть «София»). Считается, что материал она заимствовала из жития, датированного VIII веком и принадлежавшего перу медиоланского монаха Иоанна, утверждавшего, что святые происходили из его родного города Медиолана (Милана).
Реформация и Французская революция не пощадили монастырь в Эшо. Монастырь был полностью разграблен, а мощи мучениц исчезли. В 1792 году монастырь был продан с аукциона и в нём разместили трактир. В 1822 году и трактир был разрушен.
В 1898 году остатки монастырской церкви Святого Трифона были объявлены Францией, как «Исторический памятник» и началось постепенное восстановление храма.
3 апреля 1938 года, католический епископ Шарль Руш привозит из Рима в Эшо две частички мощей святой матери Софии .
Сегодня старинный католический храм святого Трофима потерял своё некогда огромное значение. Если до 18 века в этот храм приезжали люди в поломничество со всей Европы чтобы поклонится мощам мучениц и получить исцеления, то сегодня в Эшо можно сказать пустынно. В храме проводятся богослужения только в воскресные дни, паломников давно уже нет, а местный приход очень маленький.
В 1994 году вокруг храма востановлен некогда очень здесь популярный в средние века, сад лекарственных растений.
Вера, Надежда, Любовь и София
Мужество и вера этих маленьких девочек поразила весь мир. И сейчас, даже спустя почти две тысячи лет, их помнят, чтут и любят во всех уголках мира.
- Происхождение мучениц
- Мучения девочек
- Вера
- Надежда
- Любовь
- Смерть Софии
- День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Происхождение мучениц
Во втором веке Нашей эры в городе Риме жила одна благочестивая вдова. Звали ее София, что значит «Божия премудрость». Своих трех дочек она назвала именами христианских добродетелей и воспитала в вере.
В те времена правил нечестивый император Адриан. Он устроил гонение на христиан. Когда ему донесли, что знатная вдова воспитала дочерей в христианстве, он послал гонцов с целью привести их во дворец. Император приказал девочкам поклониться языческой богине Диане. Но они отказались это сделать, исповедав свою веру в Единого Бога.
Тогда он велел одной язычнице «вразумить» непослушных девчонок. Некоторое время они слушали, что говорила им женщина, но не принимали ее слова к сердцу. Тогда император снова позвал их к себе. Он обещал им большие богатства и почести, если они отрекутся от Христа. Но мужественные девочки отказались, пожелав лучше принять смерть, чем поклониться языческим богам.
Императору было жалко губить столь юных созданий, и он уговаривал их до последнего. Но они были тверды в своем убеждении.
Мучения девочек
В то время старшей Вере было всего двенадцать лет, Надежда была младше своей сестры на два года. А младшая Любовь была совсем маленькая, ей было девять лет.
Но, несмотря на такой юный возраст, сестры оказались мудрее и отважнее, чем некоторые взрослые. Они знали, что их ждет в случае исповедания веры, но стояли твердо на своем.
Разгневанный император решил начать пытки со старшей сестры. Другие девочки и мать стояли тут же и наблюдали ее мучения. Он надеялся, что они под впечатлением испугаются и отрекутся от своей веры. Но он ошибался.
Веру начали нещадно бить металлическими прутьями, так что плоть ее кусками падала на землю. Потом ее положили на раскаленную решетку и жгли раны. Затем бросили в кипящий котел. Все эти мучения не смогли заставить юную христианку отречься от веры. Потом ей отрезали груди, из них хлынуло молоко вместо крови.
Видя, что мучения не приносят желаемого результата, император велел отрубить ей голову. Вера говорила, что с радостью умрет за Своего Спасителя. Мать, видя мучения дочери, не только не пала духом, она радовалась за нее и уговаривала остальных дочерей подражать ей и крепиться духом. «Совсем немного и вы окажетесь рядом с Нашим Господом».
Надежда
После убиения Веры, мучитель призвал среднюю сестру. Надежда смело и радостно вступила на порог мучений. Так же как и сестра, она отказалась принести жертву идолам, и ее стали мучить. Ее тоже били палками, бросали в горящий котел, но она не проронила ни слова. Затем ее тоже обезглавили.
Любовь
Настала очередь маленькой Любови. Мать, как могла, укрепляла ее словами, уговаривая посмотреть на тела замученных сестер, что они уже наслаждаются в раю. Жестокий мучитель подверг девочку еще большим пыткам. Ее тело привязали к колесу и били палками. От крови земля быстро обагрилась. Но маленькая мученица молчала. Тогда ее бросили в горящую печь, но огонь не повредил ей, а пламя, вырвавшись наружу, опалило ее мучителей. После этого девочке отрубили голову.
Смерть Софии
Мать смотрела на мучения своих детей и радовалась их крепости духа. Она знала, какое великое воздаяние ждет их от Бога, Основоположника страданий. Софии разрешили похоронить тела дочек. Она взяла их, отнесла на кладбище и закопала. Три дня мать провела на могиле дочерей в молитве и посте. И тут же тихо предала свою душу Богу.
Так, «Премудрость» смогла подарить миру трех мучениц, которые стали примером стойкости духа, невероятной веры и смелости.
День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Первые свидетельства об их почитании, как святых, относятся к седьмому веку. День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии – 30 сентября.
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и их мать София
Вера надежда и мать их софия. Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь и мать их София (†137)
Тропарь свв. мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, глас 4 :
Торжествует Церковь первородных,/ и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся,/ яже яко мудрости тезоименитая/ тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи./ Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову,/ с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще:/ Троицы поборницы,/ Веро, Любве и Надеждо,// в вере, любви и надежде утверждайте нас.
Кондак свв. мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии, глас 1 :
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.
Величание свв. мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии :
Величаем вас, страстотерпицы святыя, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Свв. Мученицы София, Вера, Надежда, Любовь.
Вторая половина XVIII века.
14,5 х 12,5.
На обороте иконы надпись чернилами почерком XVIII в.: благословение (. ) Марии Михайловны Юсуповой, а сим (. ) благословлена (. ) дочь (. ) при рождении.
Икона поступила в Музей имени Андрея Рублева от частного лица.
ЦМиАР. КП 4737.
Сохранность: основа дублирована, мелкие тонированные утраты левкаса и красочного слоя.
Изображение мученицы Софии и перед нею трех ее дочерей-отроковиц, названных именами трех главных христианских добродетелей Веры, Надежды, Любови (πίατιζ, έλπίζ, αγάπη — греч.), традиционно. В руках у них кресты — символы их мученической кончины за христианскую веру, которую они приняли, согласно житию свт. Димитрия Ростовского, около 137 г. в царствование императора Адриана (76-138).
Последование мученицам в современных богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа « Σοφ ί ας τ ῆ ς σεμν ῆ ς, ἱ ερ ώ τατοι κλ ά δοι, ἡ Π ί στις κα ὶ ᾿ Ελπ ί ς, κα ὶ ᾿ Α ϒ ά πη » (Софии честныя священнейшия ветви, Вера, и Надежда, и Любовь); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом « Τ ῆ ς σοφ ί ης ἀ ρ ί δηλα κα ὶ ἀ ϒ λα ὰ τ έ κνα λι ϒ α ί νω » (Софии на зелоявленная и светлая чада пою), ирмос: « Σο ῦ ἡ τροπαιο ῦ χος » (Твоя победительная десница), начало: « Τ ῆ ς ὑ περκοσμ ί ου σου Χριστ ὲ κα ὶ τ ῆ ς ἀ φρ ά στου σοφ ί ας » (Премирныя Твоея Христе, и несказанныя премудрости осияние); цикл стихир-подобен. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и другой цикл стихир. В существующей приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (начало: «Торжествует церковь первородных, и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся»).
На Руси получило распространение греч. дометафрастово житие свв. мучениц (BHG. № 1637у). В переводах, выполненных в Болгарии и Древней Руси, имена дочерей были заменены славянскими эквивалентами, что прочно вошло в традицию, несмотря на сохранение греческих форм их имен в ряде последующих переводов (нестишной Пролог 2-й редакции). В некоторых рукописях была предпринята попытка перевода имени Софии (Σοφία) — «Премудрость» (Карпинское Евангелие. XIII в. Л. 142 об.).
Имя «Премудрость» в русском богословии применялось исключительно к Сыну Божию, поэтому на профанном уровне было сохранено греческое имя матери, дабы не вносить сумятицы в головах паствы:-)
Древнейшие изображения мучениц на Руси (погрудно) сохранились в соборе Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в. В древнерусской иконописи наибольшее распространение получила иконография, где в центре представлена София, впереди нее (иногда под ее мафорием) 3 небольшие фигурки малолетних дочерей (новгородская икона 1-й пол. XVI в. в ГТГ).
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013.