0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великий понедельник

Великий понедельник

Дата в 2021 году26 апреля 2021 года, Понедельник
Церковное название:Великий Понедельник
Значение:Воспоминание страданий и жизни Иисуса Христа; подготовка к Пасхе
Другие названия:Страстной, Чистый, Страшной, Великий понедельник Страстной седмицы Великого Поста
Традиции:Наведение порядка в жилом помещении, отмена развлечений, молитвы

Великий Понедельник – народный праздник, для христиан, начинается в последнюю неделю перед Светлым Воскресеньем. Все шесть дней, предшествующих празднику Воскрешения Христа, посвящены подготовке к этому событию.

Великий Понедельник

22 апреля 2019 Ахилла

Митрополит Антоний Сурожский

Понедельник. 31 марта 1980 г. Мф 24:3-35

Понедельник Страстной седмицы дает нам в евангельских чтениях картину Суда и картину того, на чем основан Суд Божий. Суд приходит к каждому человеку, не только верующему, но и неверующему; есть моменты в жизни, когда мы вдруг оказываемся перед лицом последствий своих слов или своих поступков и видим, во что вылилось праздное слово, легкомысленный поступок, какие страшные последствия бывают из него. Есть моменты, которых никто не избежит: это – час смертный, и в этот час всякий человек – был ли он верующим или был он безбожником в течение всей своей жизни – оглядывается на свою жизнь и ставит перед собой вопрос: зачем я жил? Не напрасно ли я прожил долгую жизнь? Скопил казну, получил какие-нибудь научные знания, достиг высокого положения в обществе или, может быть, просто честно как будто трудился – и вдруг оказывается, что все это осквернено тщеславием, желанием сделать карьеру, и притом с готовностью добиться своего за счет другого человека и за счет собственной совести. И когда перед человеком ничего больше не остается, кроме грядущей смерти, тогда все становится на свое место, тогда человек говорит себе: стоило ли подличать, стоило ли лицемерить, стоило ли обманывать, лукавить, предавать, пресмыкаться, быть недостойным себя самого? Скрывать свою низость от жены, от матери, от друзей, чтобы они увидели только успех, когда теперь все это приходит вот-вот к концу?

Эта тема Суда должна встать перед каждым человеком. Человек совестливый, человек честный должен был бы задавать себе этот вопрос изо дня в день и никогда не допускать, чтобы день прошел без того, чтобы был произнесен суд, и если этот суд осуждает нас – чтобы было исправлено или, по крайней мере, не повторено то, за что совесть наша нам говорит: ты не прав! Аминь.

Протопресвитер Александр Шмеман «Дневники»

Страстной понедельник, 20 апреля 1981

Службы Лазаревой субботы и Вербного воскресенья прошли как-то особенно радостно. (…) И этот «Апостол всех Апостолов»: «Радуйтесь… и паки реку, радуйтесь…» Действительно – Царство Божие «среди нас», «внутри нас»… Но почему – помимо минутной радости – все это не действует! Сколько кругом, совсем близко – злобы, взаимного мучения, обид, сколько – можно без преувеличения сказать – скрытой violence. Чего человек хочет, жаждет – больше всего, чего не получая – превращается в «злого» и – получая это – оказывается ненасытным? Признания, то есть «славы друг от друга». Быть для другого, для других – чем-то: авторитетом, властью, объектом зависти, то есть именно – признания, вот, мне кажется, главный источник и сущность гордыни. И именно эта гордыня превращает «ближних» – во «врагов», именно она убивает ту радость, к которой призывает нас вчерашний Апостол.

В Церкви – потому что она «микрокосм» и, главное, потому что она призвана являть в «мире сем» новую жизнь, то есть жизнь, источник, сущность которой не гордыня, а любовь (к «врагам»), – все это особенно очевидно. Вне Церкви, в «мире сем», гордыня, как и смерть, как и власть, как и «похоть» – узаконены и для них, так сказать, найдены формы, их как бы «сублимирующие», превращающие в phaenomenon bene fundatum. Отсюда в наши дни, например, эта возня с «правами» и с «демократией». Главная движущая сила этой возни совсем не «свобода», как это принято думать, а уравнение. Это – страстное отрицание иерархичности жизни, защита совсем не права каждого быть «самим собой», а подсознательное утверждение, что, в сущности, все – то же самое и, значит, нет на самом деле «первых», нет незаменимых, единственных, «призванных». (…)

И все же в падшем мире, «во зле лежащем», и права эти, и демократия оказываются относительным добром, относительной регуляцией той вражды всех против всех, что является, на глубине, законом мира сего. Зло они только в ту меру, в какую исчезает понимание их «относительности», и они обожествляются. Добро они, иными словами, только по отношению к тому злу, которое они регулируют и, так сказать, «ограничивают» в его всесилии. Так, они – добро в тоталитарном государстве или расовом, но они сами превращаются в зло там, где они побеждают и становятся «самоцелью», то есть идолом. А становятся они идолом всякий раз, что, переставая быть защитой слабых, становятся орудием уравнения и тем самым – духовного расчеловечивания, в конечном итоге «гордыни»…

В том-то и все дело, однако, что к Церкви все это абсолютно неприменимо. Ибо она не знает никакого иного «закона», кроме закона любви или, лучше сказать, кроме самой любви – отрицанием, оскудением которой, отпадом от которой и является гордыня («похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…»). Любви как Божественной жизни. А в этой Божественной жизни нет гордыни. Отец есть всегда Отец, но все отдает Сыну, Сын «не претендует» на «право» быть Отцом и есть вечно Сын, а Дух Святой – сама Жизнь, сама Свобода («дышит где хочет…») – есть Сама Любовь Отца к Сыну, Сына к Отцу, сама Божественная самоотдача и послушание. Эту любовь дарует, ей приобщает Бог человека, и это приобщение есть Церковь. И потому в ней нет никаких «прав» и с ними связанного уравнения. Нет уравнения, и потому нет «сравнения» – этого главного источника гордыни. Призыв к совершенству, обращенный к каждому человеку, есть призыв найти самого себя, но найти не «по сравнению» и не по «самоанализу» (в чем мой potential) – а в Боге. Отсюда парадокс: найти себя можно только потеряв себя, и это значит – отождествить себя до конца с «призванием», с замыслом Бога о себе, но раскрываемом не в «себе», а в Боге…

Любить Божьей любовью. И себя, и других… Как нужно было бы – в наш век почти полного непонимания любви – поглубже вникнуть в радикальную «особенность» Божьей любви. Мне иногда кажется, что ее первая особенность – это жестокость. Это значит – отсутствие в ней той «сентиментальности», с которой уже давно отождествил ее (и потому – само христианство) «мир сей». В любви Божьей нет обещания «земного счастья», нет и заботы о нем. Или, лучше сказать, оно целиком подчинено обещанию и заботе о Царстве Божьем, то есть о том абсолютном счастье, для которого создал, к которому призвал человека Бог. Отсюда первый, основной конфликт между любовью Божьей и падшей любовью человеческой. Отсечь руку, вырвать глаз, оставить жену и детей, идти узким путем и т.д. – все это так очевидно несовместимо с «житейским счастьем». Именно от всего этого в ужасе отшатнулся «мир сей», этого не захотел, это возненавидел. Но – и это самое важное – отшатнулся тогда, когда в самой Церкви что-то переменилось, что-то «отшатнулось». Что? В этом весь вопрос. Но об этом, как говорят в таких случаях, – в другой раз… Надо идти в церковь, «включаться» в Страстную неделю…

Великий понедельник, 12 апреля 1982

Вербное воскресенье – праздник Царства, праздник воцарения. Так ясно, празднуя его, что вся Страстная – это явление Царства. Вход Господень в Иерусалим: явление Царя. Тайная Вечеря – явление Царства. Крест – воцарение, победа Царя. Пасха – начало вечной Пасхи, вхождение на небо… «И отверз еси нам райские двери…»

Все труднее, все болезненнее – соприкосновение с людьми в неизбежно «суетном» измерении жизни: решения, разговоры, планы. Все сильнее жажда du temps immobile… Из нашего временного алтаря, с того места, где я стою, когда не служу, видно высокое, высокое, еще по-зимнему обнаженное дерево. И если долго смотреть на него, начинаешь чувствовать его таинственное присутствие, как если бы оно – это присутствие – совершало для меня, для нас что-то важное, чего в суете мы не замечаем… Вот сейчас, пока пишу, за окном залитая солнцем тишина пустого Крествуда. И где-то медленно звучит колокол… Можно сказать так: вся природа, все «естественное» – океан, закатные лучи и тени, прогулки в Лабель, – все «обличает» нашу порабощенность «суете», которая, в сущности, и есть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», из них, во всяком случае, родившаяся. Тварь, поработившая себя тлению, – суета и есть «тление жизни», бегущее по ней, как по нитке, пламя.

Читать еще:  Тимофей Сухинин — врач, пришивший девушке отрубленные руки

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Молитвы

Тропарь на Великий Понедельник, глас 8

Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти предана́ бу́деши/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,/ Богоро́дицею поми́луй нас.

Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас!

Кондак на Великий Понедельник, глас 8

Иа́ков рыда́ше Ио́сифова лише́ния. Той же до́блий седя́ше на колесни́це, я́ко царь почита́ем, еги́птяныни бо тогда́ сласте́м не порабо́тав, возпросла́вляшеся от Ве́дущаго челове́ческая сердца́ и Посыла́ющаго вене́ц нетле́нный

Перевод: Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот, доблестный, восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный.

Великий понедельник. Начало

Сегодня мы открываем страстную седмицу главой из книги протоиерея Александра Абрамова “Весна надежды нашей…” , которая раскрывает символическое значение Великого понедельника.

Что такое Страстная неделя?

После Входа Господня в Иерусалим, торжественного праздника, когда Спаситель, приветствуемый тысячами людей, входит в Свой город, наступает Страстная неделя. Каждый из ее дней называется великим.

Неделя, состоящая из великих дней, завершится распятием Спасителя.

Если быть точным, то Страстными, относящимися к аресту, мучениям и казни Христа, являются только два дня — четверг и пятница. А понедельник, вторник и среда посвящены в богослужениях Церкви воспоминанию тех или иных символических событий и отражаются в разговоре Христа со Своими учениками. Мы будем слышать в начале Страстных дней тропарь:

«Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

Мы будем слышать и другое песнопение на протяжении этих дней:

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

На утрене после девятой песни канона троекратно поется светилен первых четырех дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой…». Уставом предусмотрено, что он должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

Оба песнопения говорят о страшной возможности опоздать. Опоздать ко Христу, затвориться вне Царствия Божия, не иметь одежды, чтобы войти в чертог Спасов, быть вне дружбы Божией. Так выражает Церковь понимание того, что дни земного бытия Христа заканчиваются, а всякий человек, проживающий Страстную неделю, должен подвести пусть промежуточный, но важный итог собственного земного пути.

Церковное толкование

Это понимание Церкви очень ясное: ты идешь рядом с Господом, ошибаешься и падаешь, грешишь и каешься, если дана тебе такая возможность. Но ты идешь рядом с Господом, а не с теми, кто собирается Его убить. Церковь на протяжении всего года много говорит о том, как опасно, как губительно, даже самоубийственно быть вне богообщения. Как разрушается грехом связь Бога и человека. Но сейчас, в первые дни Страстной седмицы, об ином идет речь.

На фоне бессобытийной тягучести этих часов, предваряющих стремительное развитие событий после установления Тайной Вечери, Церковь говорит: все завершается. Чертог может быть закрыт. Может оказаться так, что не будет одежды. Может быть так, что ты отяготишься сном и будешь предан смерти. И надо воспрянуть, говоря: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй мя.

Об этом же в первую очередь и Евангелие от Матфея, повествующее об иссохшей смоковнице (Мф. 21: 18–22). Матфей рассказывает очень кратко: Спаситель, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. Это проклятие бесплодности, неготовности послужить Христу, быть рядом с Ним кажется нам очень понятным. Пока мы не обращаемся к рассказу евангелиста Марка о том же самом. Марк, говоря об отсутствии плодов на дереве, прибавляет: Ибо еще не было время смокв (Мк. 11: 13).

За что была проклята смоковница?

Выходит, что Христос проклинает невиновную смоковницу. Как она могла плодоносить, когда еще не пришла пора? О чем тогда евангельский текст? Неужели о том, как Христос, идущий умереть за род человеческий, впал в раздражение лишь потому, что не смог поесть смокв? Понятно, что не об этом. Спаситель, идя на смерть, говорит о жизни. О том, что всякий человек, приносящий плод покаяния, может встать, ожить, совоскреснуть Ему, еще не умершему, но грядущему на вольную страсть (страдание). Проклятие бесплодной смоковницы — это не акт ожесточения по отношению к невиноватому дереву, это проклятие всему, что мешает нам быть по-настоящему живыми, раскрывшимися, находящимися в общении со своим Творцом, в дружбе с творением Божиим, в мире с людьми.

Итак, Церковь Христова, начиная службы Страстной недели, говорит нам о том, что мы можем опоздать и нельзя откладывать на потом главнейшее дело своей жизни, и объясняет какое: переход от жизни бесплодной, искусственной, ненастоящей к жизни подлинной, во Христе Иисусе.

Больше размышлений на все важнейшие дни перед Пасхой вы можете найти в книге протоиерея Александра Абрамова «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем. 2018»

Великий понедельник: что нельзя делать в первый день Страстной недели

Страстная седмица – неделя, предшествующая Пасхе, – начинается с Великого понедельника. Рассказываем, когда будет Великий понедельник в 2020 году, что можно и нельзя делать в этот день, и какие приметы связаны с первым днем Страстной недели.

Великим называют последний понедельник перед Пасхой. А вся неделя, предшествующая главному христианскому празднику, именуется Страстной (или Великой) седмицей. В каждый из дней седмицы верующие вспоминают последние дни Христа на Земле, его страдания и распятие на кресте.

В Синаксаре (сборнике писаний святых отцов) объясняется, что дни Страстной седмицы называют Великими не потому, что они «больше других», а потому, что именно в эти дни совершались «великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя».

С окончанием Страстной недели завершается Великий пост, который в 2020 году начался 2 марта.

В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового и Ветхого завета. Одно из них – проклятие бесплодной смоковницы. Это единственное чудо Христа, направленное на уничтожение, а не на созидание. История гласит: по пути в Иерусалим Христос проголодался и увидел смоковницу, покрытую листьями. Это значило, что на дереве должны были быть плоды (они появляются раньше листьев). Но плодов на дереве не оказалось, тогда Иисус сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек».

Бесплодная смоковница символизирует еврейский народ, внешне благочестивый, но отвергнувший Спасителя. «В богослужении Великого Понедельника и Великого Вторника неплодной смоковницей называется всякий грешник, не приносящий плодов покаяния и доброй жизни во Христе, и потому достойный наказания», – рассказывает портал religion.wikireading.ru.

В Великий понедельник также вспоминают притчи о злых виноградарях, о двух сыновьях и пророчества Христа о грядущих страданиях. Историю Ветхозаветного Иосифа трактуют как предсказание страданий и воскрешения Христа. Иосиф был невинно продан и унижен братьями, но после Бог его восстановил.

Великий понедельник 2020: службы, молитвы, что можно и нельзя

Великий понедельник в 2029-м выпадает на 13 апреля – православная церковь в этот день вспоминает евангельское сказание о том, как Иисус проклял бесплодное дерево смоковницы (инжира), которое засохло сразу на глазах у Его спутников

Это событие стало символом духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. Спаситель на примере смоковницы показал, что в Его власти и являть свое правосудие.

Вспоминают в Великий понедельник и целомудренного Иосифа, проданного в рабство в Египет за 20 серебряников своими братьями. Как Иосиф был продан из зависти родными братьями, так и Иисус был предан и осужден на смерть своими единоплеменниками — иудеями.

Читать еще:  Планета Х — Nibiru (Нибиру)

Но Иосиф, освобожденный из темницы по Божьему промыслу, господствует над Египтом, так и Сын Божий восстает из гроба и приемлет власть над миром.

Sputnik Грузия рассказывает, какие службы проводят и какие молитвы читают в Великий понедельник, а также что можно и нельзя делать в этот день.

Службы и молитвы

Главным содержанием церковной службы Великого понедельника являются перечисленные выше темы — они отражены в песнопениях в дни Страстной недели.

В Великий понедельник, и в следующие за ним два дня, вспоминают последние беседы Спасителя со своими учениками и теми, кто Его приходил послушать. Последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров совершаются с понедельника по среду в Страстную неделю.

Службы Великого понедельника, как и двух последующих дней, начинаются Утреней, на которой поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас. Жених грядет, и по Его следам идем и мы!».

Во время службы Часов читается Евангелие — в Великий понедельник служба проводится трижды.

На Страстной неделе читаются паремии (притчи), темы которых принципиально отличаются от тех, что читались в другие дни Великого поста. На 6-м Часе вместо пророка Исаии читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное таинственных, страшных видений, которые созерцал он в дни Вавилонского пленения.

Читается в ходе службы молитва Святого Ефрема Сирина – во время Великого поста эта молитва наиболее часто произносится.

«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Ветхозаветные чтения изменяются и на вечерней службе. Так, вместо книги Бытия, которая читалась в течение всего Великого поста, читают книгу Исход — в ней говорится о исходе из страны рабства и греха.

А вместо Книги Притчей Соломоновых читают о прообразе Христа — многострадальном Иове.

Чин Мироварения

Чин мироварения — одно из самых важных событий, связанных напрямую с Таинствами Церкви, начинается в Великий понедельник – его делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят под непрестанное чтение молитв три дня.

Святейший Патриарх освящает миро в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение проводится при открытых Царских вратах после Евхаристического канона.

Миро используют во время Таинства Миропомазания – оно совершается при крещении и представляет собой печать Дара Духа Святого, а также в храме при освящении новых престолов. Освящение святым миро происходит один раз в 15-20 лет.

Право на мироварение имеет только автокефальная церковь. Грузинская церковь издревле пользуется этим правом.

Что можно и нельзя

Церковь рекомендует Великий понедельник, отложив все дела и решение проблем, посвятить чтению Евангелия. Читать Святое Писание можно дома в семейном кругу.

Великий понедельник в народе посвящают приготовлениям к главному церковному празднику – Пасхе. В этот день можно начинать уборку в доме, мелкий ремонт и так далее.

В Великий понедельник, как и в другие дни Великого поста, нельзя сориться и сквернословить, курить и завидовать. Также нельзя венчаться, праздновать что-либо или распивать спиртные напитки.

Вкушать в Великий понедельник можно хлеб, овощи и фрукты — нельзя есть пищу, прошедшую термическую обработку, даже пить чай. Но многие православные, по негласному правилу, проводят его без еды и воды.

Чтобы сохранить молодость и достаток в доме, можно умыться на заре из серебряной или золотой посуды.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источники

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005. — С. 366-367.
  • Великий Понедельник Страстной седьмицы Великого поста
  • Понедельник Великой седмицы. Песнопения Триоди Постной на сайте Православие.Ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Великий Инка
  • Великий Любинь

Смотреть что такое «Великий Понедельник» в других словарях:

Великий Понедельник — На Страстной неделе православные соблюдают самый строгий пост и уделяют посещению храмов и молитве больше времени, чем во все дни Великого поста. Это время подготовки к Пасхе. Все дни Страстной недели верующие называют Великими. В Великий… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Великий понедельник — «Проклятие смоковницы» (фреска Дионисия, Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.) Великий понедельник, Страстной понедельник понедельник Страстной недели. В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный… … Википедия

Великий Понедельник — так называется понедельник Великой Седьмицы, в который Церковь вспоминает чудо иссохшей смоковницы (Матф. XXI, 18 22) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК — См. ст. Великие понедельник, вторник, среда … Православная энциклопедия

Великий понедельник в Армянской Апостольской Церкви — После праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и до дня Пасхи Армянская Апостольская Церковь отмечает Великую неделю, посвященную страданиям и смерти Христа. Великим называется и каждый из ее дней, имеющий условное название,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Великий — Великий возвеличивающий или выделяющий эпитет, в случае с человеком дополнительное именование, которое часто получали наиболее выдающиеся люди: правители, полководцы и философы. Возвеличивающие эпитеты люди нередко получали еще при жизни, и … Википедия

Великий вторник — Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века. Великий (Страстной) вторник вторник … Википедия

Великий Вторник — Страшный суд и притча о десяти девах (неизвестный фламандский художник, середина XV века) Великий вторник, Страстной вторник вторник Страстной недели в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. Содержание 1 Евангельский … Википедия

ПОНЕДЕЛЬНИК — (англ. Monday, нем. Montag, фр. lundi), первый (если считать с понедельника) или второй (если считать первым днем воскресенье) день недели. В римском календаре ему соответствует Lunae dies, день Луны . В названии отражен древний обычай праздников … Энциклопедия Кольера

Великий четверг — … Википедия

  • 1 Евангельский рассказ
  • 2 Богослужение
    • 2.1 Православная церковь
      • 2.1.1 Утреня
      • 2.1.2 Часы
      • 2.1.3 Литургия
      • 2.1.4 Тема Иосифа
    • 2.2 Католическая церковь
    • 2.3 Древневосточные церкви
  • 3 Примечания
  • 4 Источники

Православная церковь

Утреня

С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы. Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы «Се Жених грядет в полунощи»:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас [2] .

Вот, Жених (то есть Христос) приходит в полночь. Блажен тот раб, которого Он найдёт бодрствующим, и недостоин тот, которого Он найдёт спящим. Будь внимательна, душа моя, чтобы не быть отягощённой сном, быть преданной смерти и остаться за затворёнными дверями Царства. Но восстань, взывая: Свят, свят, свят еси Боже, молитвами Богородицы помилуй нас.

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся.

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф. 21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире).

Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя.

Вижу Твой украшенный (брачный) чертог, Спаситель, но не имею (достойной) одежды, чтобы войти в него. Просвети одежды души моей, Дарующий свет, и спаси меня.

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что этот важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется «Утреней Жениха», в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди храма икона «Жених Церкви», изображающая Христа в терновом венце [3] .

В Великий понедельник и два последующих дня часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Особенностью часов этих трёх дней являются:

  • Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше — на второй седмице Великого поста, так что в Великий понедельник, вторник и среду читается уже Евангелие от Иоанна.
  • На шестом часе читается не Книга пророка Исайи (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля. В Великий понедельник прочитывается отрывок Иез.1:1-20 — видения славы Божией, почивающей на таинственных херувимах (животных с четырьмя лицами и шестью крыльями).
Читать еще:  Инклюзивная молекула: дети с аутизмом идут в школу

Литургия

Совершается литургия преждеосвященных даров. Стихиры на «Господи, воззвах» возвращают молящихся к обстоятельствам, предшествовавшим входу в Иерусалим: пророчеству Христа о Его грядущих смерти и воскресении, просьбе Саломеи и её сыновей о привилегированных местах в будущем Царстве, беседе с апостолами о первенстве через служение ближним. Эти же стихиры указывают и на будущие события: распятие, погребение и воскресение. Характерным примером может служить первая из этих стихир (она же исполняется и «на хвалитех» на утрени):

Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже писано о Нем. Придите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим за еже страдати, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное.

Идя на добровольные страдания, Господь говорил на пути апостолам: вот, восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий, как написано о Нём, будет предан. Очистив наши помыслы, и мы да придём, и последуем вместе с Ним, и распнёмся, и во имя Его умертвим наши житейские сладости, чтобы ожить с Ним и услышать Его слова: Я восхожу в земной Иерусалим не только для того, чтобы пострадать, но восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, к Богу Моему и Богу вашему. И вместе со Мной Я возведу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное.

В качестве паремий предлагаются:

  • 1 глава книги Исход (Исх.1:1-20), напоминающая о страданиях евреев в Египте и злобе фараона, желавшего смерти новорождённых еврейских мальчиков;
  • начало книги Иова (Иов.1:1-12), где праведности Иова противопоставляется злоба дьявола, желающего искусить праведника.

Далее читается Евангелие о втором пришествии (зачало 98: Мф. 24:3-35). Апостол на литургии не читается. В конце службы читается особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…».

Тема Иосифа

Богослужение Великого понедельника пронизано воспоминаниями о ветхозаветном Иосифе. В его страданиях от возненавидевших его братьев, его целомудренном воздержании и незаслуженном заключении в темницу Церковь видит прообраз страданий Христовых. В конечном торжестве Иосифа и его возвышении в Египте предызображается воскресение Христово и Его победа над миром. Подобно Иосифу, простившему братьев и питающему их земными благами, Христос примиряет с Собой падшее человечество и питает верных Своими Телом и Кровью. История Иосифа и жены Потифара символически противопоставляется падению прародителей: жена Потифара, подобно Еве, стала сосудом лукавого змея, но Иосиф, в отличие от Адама и подобно грядущему Спасителю, смог противостоять соблазну и остаться чистым от греха; согрешивший Адам устыдился своей наготы перед Богом, а целомудренный Иосиф предпочёл остаться нагим, лишь бы сохранить свою нравственную чистоту. Традиция видеть в истории Иосифа прообраз евангельских событий прослеживается вплоть до апостольских времён и может быть найдена в Деяниях (Деян. 7:9-16).

Типичным примером темы Иосифа может служить икос Великого понедельника:

На рыдание ныне приложим рыдание, и излием слезы со Иаковом, плачущеся Иосифа приснопамятнаго и целомудреннаго, порабощеннаго убо телом, душу же непорабощену соблюдшаго, и Египтом всем царствовавшаго: Бог бо подает рабом Своим венец нетленный.

Присоединим рыдание к рыданию и изольем слезы вместе с Иаковом, оплакивающим целомудренного и приснопамятного Иосифа. Он (Иосиф) был порабощен телом, но сохранил свободной душу, и воцарился в Египте. Так Бог дарует Своим рабам венец нетленный.

Католическая церковь

Литургия совершается обычным порядком. Первое чтение Литургии слова — пророчество о Мессии из книги Исайи (Ис. 42:1-7), евангельское чтение этого дня (Ин. 12:1-11) повествует о том, как сестра Лазаря Мария помазала ноги Иисуса миром. Согласно Евангелию от Иоанна это происходило за день до Входа Господня в Иерусалим, однако читается этот текст в Великий понедельник, так как в субботу читается фрагмент Евангелия, повествующий о воскрешении Лазаря.

Причастное песнопение Великого понедельника взято из Псалма 101 — «Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день когда воззову к Тебе, скоро услышь меня» (Пс. 101:3).

В амвросианском обряде до литургической реформы Павла VI на мессе читался отрывок Лк. 21:34-38 (предупреждение Иисуса о скором Страшном суде), после реформ — Ин. 12:27-36 (последняя публичная проповедь Христа в Иерусалиме) [3] .

Древневосточные церкви

В западно-сирском, восточно-сирийском, коптском, армянском обрядах богослужение Великого понедельника, как и последующих Великих вторника и среды, характеризуется обилием библейских чтений. Так в восточно-сирском обряде в Великий понедельник читаются Быт. 37:1-23 (завистливые братья намереваются убить Иосифа), Нав. 22:21-30 (Иисус Навин отпускает колена Рувима и Гада в их уделы за Иордан), в этот же день вспоминается воскрешение Лазаря.

В богослужении западно-сирского обряда ночью Великого понедельника совершается особый чин «Восхождения на небеса» (иначе «10 светильников» или «10 дев»). Пресвитеры и диаконы обходят вокруг (или от северных к южным вратам) храма, воспевая псалом 117 и особые гимны, напоминающие «Се, Жених грядет в полунощи». Затем в полной темноте поётся покаянный псалом 50, совершается ряд библейских чтений (в том числе притча о десяти девах (Мф. 25:1-13)), после ектении предстоятель трижды касается крестом алтарной завесы, царские врата и завеса отверзаются, зажигаются все храмовые светильники, и процессия священнослужителей входит в алтарь [3] .

Армянская церковь, подчёркивая особый траурный характер Великого понедельника, как и двух последующих дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров [3] .

Богослужения Страстной седмицы

На Страстную седмицу бывают самые красивые и торжественные церковные службы в году. Они неторопливы, полны скорби и величия. В Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду служатся утром Литургии Преждеосвященных Даров. На этих службах поются: «Се Жених» и «Чертог Твой».

Страдая вместе с Христом, Церковь ведет верных Его Крестным путем. Все богослужебные тексты вспоминают каждое событие, каждое слово Господа, сказанное на этом скорбном пути. Особое внимание на богослужениях уделяется Евангельским словам.

В первые три дня Страстной недели совершаются одинаковые богослужения, более долгие и торжественные, чем в предыдущие постные дни. Богослужения в эти дни состоят из великого повечерия, утрени и литургии Преждеосвященных даров. В эти дни на службах прочитывается весь Псалтирь, кроме 118 псалма, который относится к Великой субботе. Песнословия Псалтири исполнены плачем о падшей, греховной природе человека и ожиданием Спасителя мира.

Богослужения в первые дни Страстной недели сопровождаются Евангельскими благовествованиями об Иисусе Христе — Его жизни, учении, вольных страданиях, начиная от рождения, заканчивая Крестной смертью и погребением. Евангельские чтения в этот период напоминают верующим о том, что Иисус Христос — совершеннейший человек и Бог, по доброй воле пришел в мир и умер ради нашего спасения.

На вечерне в первые четыре дня читаются паремии из книги Исхода и книги Иова. События из книги Исхода рассказывают о тяжелой жизни евреев в египетском рабстве и избавлении от него, и являются образом духовного рабства греху и искуплением христиан из этого рабства через смерть Господа. Страдания невинного Иова это прообраз невинных страданий Иисуса Христа ради нашего спасения.

Какие народные приметы надо соблюдать в Великий понедельник

Издавна замечено, что предпасхальные дни наполнены удивительными событиями. О них предсказывают приметы, которые также помогают избежать неприятностей и жизненных трудностей. Приметы в Великий понедельник:

  • умыться рано утром святой водой — обеспечить себя здоровьем на год;
  • выбросить из дома старые сломанные вещи, убраться со всей тщательностью, тогда и год будет успешным;
  • следует навести порядок во дворе, отремонтировать забор или калитку в частном доме. Считается, что это нужно, чтобы преградить путь в дом нечисти, которая попытается укрыться в преддверии Христова Воскресения;
  • солнечное утро понедельника Страстной недели — к богатому урожаю летом;
  • растения, посаженные в понедельник, также принесут хороший урожай.

Великий понедельник — время, когда еще можно вступить на путь исправления. Каким бы сложным оно не казалось, как бы ни было лень обращать внимание на духовную сторону бытия, стоит чуть больше постараться, и награда не заставит себя ждать — радость от встречи Светлой Пасхи.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector