0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Великий Четверг. Служба двенадцати Евангелий

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (17)

Постоянные читатели

  • Все (330)

Сообщества

Трансляции

Статистика

Митрополит Антоний Сурожский

Вечером или поздней ночью в Страстной Четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти…

Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью.

Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.

Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…

Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…

Архивы

  • Октябрь 2020
  • Сентябрь 2020
  • Август 2020
  • Июль 2020
  • Июнь 2020
  • Май 2020
  • Апрель 2020
  • Март 2020
  • Февраль 2020
  • Январь 2020
  • Декабрь 2019
  • Ноябрь 2019
  • Октябрь 2019
  • Сентябрь 2019
  • Август 2019
  • Июль 2019
  • Июнь 2019
  • Май 2019
  • Апрель 2019
  • Март 2019
  • Февраль 2019
  • Январь 2019
  • Декабрь 2018
  • Ноябрь 2018
  • Октябрь 2018
  • Сентябрь 2018
  • Август 2018
  • Июль 2018
  • Июнь 2018
  • Май 2018
  • Апрель 2018
  • Март 2018
  • Февраль 2018
  • Январь 2018
  • Декабрь 2017
  • Ноябрь 2017
  • Октябрь 2017
  • Сентябрь 2017
  • Август 2017
  • Июль 2017
  • Июнь 2017
  • Май 2017
  • Апрель 2017
  • Март 2017
  • Февраль 2017
  • Январь 2017
  • Декабрь 2016
  • Ноябрь 2016
  • Октябрь 2016
  • Сентябрь 2016
  • Август 2016
  • Июль 2016
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Сентябрь 2015
  • Август 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
  • Февраль 2015
  • Январь 2015
  • Декабрь 2014
  • Ноябрь 2014
  • Октябрь 2014
  • Сентябрь 2014
  • Август 2014
  • Июль 2014
  • Июнь 2014
  • Май 2014
  • Апрель 2014
  • Июль 2013
  • Июнь 2013
  • Октябрь 2011
  • Сентябрь 2011
  • Август 2011
  • Июль 2011
  • Июнь 2011
  • Май 2011
  • Апрель 2011
  • Март 2011
  • Февраль 2011
  • Январь 2011
  • Декабрь 2010
  • Ноябрь 2010
  • Октябрь 2010
  • Сентябрь 2010
  • Август 2010
  • Июль 2010
  • Июнь 2010
  • Май 2010
  • Апрель 2010
  • Март 2010
  • Февраль 2010
  • Январь 2010
  • Декабрь 2009
  • Ноябрь 2009
  • Октябрь 2009
  • Сентябрь 2009
  • Август 2009
  • Июль 2009
  • Июнь 2009
  • Май 2009
  • Апрель 2009
  • Март 2009
  • Служба с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа

    И тропарь глас 8:

    Егда славнии ученицы / на умовении Вечери просвещахуся, / тогда Иуда злочестивый / сребролюбием недуговав омрачашеся, / и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. / Виждь имений рачителю, / сих ради удавление употребивша! / Бежи несытыя души, / Учителю таковая дерзнувшия: / Иже о всех благий, Господи слава Тебе.

    Трижды, косно и со сладкопением.

    Тропарь, глас 8

    Когда славные ученики / при умовении на вечере просвещались, / тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался / и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. / Смотри, любитель стяжаний, / на удавление из-за них стяжавшего! / Беги от ненасытной души, / на такое против Учителя дерзнувшей! / Господи, ко всем благой, слава Тебе! (3)

    Читать еще:  Усадьба «Коломенское»: wiki: Факты о России. Генеральный план развития города

    Великий Четверг. Служба двенадцати Евангелий

    Для тех, кто не сможет быть в Храме на чтении 12-ти Страстных Евангелий
    подготовлены тексты на русском и церковнославянском языках для домашнего чтения.

    Великий четверг

    Песнопения Великого четверга полны глубоких чувств и мыслей в связи с рядом Евангельских событий этого дня.
    Здесь преклонение перед смирением Спасителя, которое проявилось в умывании ног ученикам; благоговение перед таинством Тела и Крови Христовых; прославление бесконечного самоотвержения Христова; скорбь о Его страданиях; негодование против ожесточения иудеев и вероломства предателя Иуды.

    В начале Утрени (которая служится в среду вечером) поется тропарь о том, как Иуда, ослепленный сребролюбием, покинул Тайную вечерю.

    Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает.
    Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша.
    Бежи, несытая души, Учителю таковая дерзнувшия.
    Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.
    Когда славные ученики просвещались на Тайной вечери при умовении [ног], тогда нечестивый Иуда, одержимый сребролюбием, омрачился, и Тебя, Праведного Судью, предал беззаконным судьям.
    Смотри же, собиратель богатства, на того, кто удавился из-за него.
    Избегай жадности: вот что она дерзнула сделать с Учителем.
    Благостный ко всем, Господи, слава Тебе.

    В каноне Утрени, начинающемся словами «Сеченное сечется море Чермное» (выточенным жезлом рассекается Красное море), изъясняется значение Тайной вечери и изображается духовный союз Господа Иисуса Христа с Его учениками.

    В четверг утром совершается Литургия Василия Великого, предваряемая вечерней.

    Евангельское чтение повествует о Тайной вечери, умовении ног и молитве в Гефсиманском саду.

    Вместо Херувимской поется:

    Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.Сын Божий, приими меня сегодня причастником Твоей таинственной Вечери, ибо я не открою тайны врагам и не дам Тебе [лицемерного] лобзания, как Иуда, но исповедаю Тебя, как [благоразумный] разбойник: «Помяни меня, Господи, в Твоем Царствии.»

    Вместо Достойно есть поется 9-й ирмос канона:

    Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слава от Слова научившеся, Его же величаем.Приидите, верные, в верхней горнице насладимся гостеприимством Владыки и бессмертной Трапезой, направляя ввысь [свои] мысли и от [Бога] Слова познавая высшее учение. Его мы и величаем.

    В этот день, когда Спаситель установил таинство Причащения и Своими руками причастил апостолов, следует с особым трепетным чувством подходить к Чаше, размышляя о величии Христовой любви и собственном недостоинстве.

    Служба 12-ти Евангелий

    Для тех, кто не сможет быть в Храме на чтении 12-ти Страстных Евангелий
    подготовлены тексты на русском и церковнославянском языках для домашнего чтения.

    Вечером этого же дня совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение.
    Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека.
    Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
    В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

    Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!»
    После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

    Страстные Евангелия:

    1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).

    2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).

    3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

    4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).

    5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).

    6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

    7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

    8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

    9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).

    10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).

    11) 19:38-42 (Никодим и Иосиф погребают Христа).

    12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

    В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.

    «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь.
    – От лика ли апостольского Он тебя отлучил?
    Или дара исцелений тебя лишил?
    Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил?
    Или других ноги умыл, а твои презрел?
    О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»

    «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас?
    Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил.
    Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня;
    не буду терпеть вас более, призову Мои народы,
    и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

    После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

    Читать еще:  У кого именины 2 февраля. Именины в феврале, православные праздники в феврале

    Приводим здесь ирмосы этого канона.

    Песнь первая:
    К Тебе Утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче.
    Утро посвящаю Тебе Слову Божию.
    Оставаясь неизменным, Ты унизил Себя по милосердию [к нам] и бесстрастно снизошел до претерпения мук. Мир подай мне падшему, Человеколюбче.

    Песнь восьмая:
    Столп злобы Богопротивныя Божественнии отроцы обличаша; на Христе же шатающееся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащаго длинию.
    Его же вся тварь благословит, славящи во веки.
    Благочестивые юноши [в Вавилоне] подвергли бесчестию столб с мерзким [идолом], а буйствующее против Христа сборище беззаконных [начальников] замышляет тщетное, намереваясь убить Того, Кто держит жизнь в Своей руке, Кого вся тварь благословляет, прославляя вовеки.

    Песнь девятая:
    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.
    Более почитаемую чем Херувимы и несравненно более славную чем Серафимы, безболезненно родившую Бога Слова, истинную Богородицу, Тебя величаем.

    После канона хор поет трогательный эксапостиларий, в котором вспоминается покаяние разбойника.

    Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.Благоразумного разбойника Ты тотчас рая удостоил, Господи! И меня крестным древом просвети и спаси меня.

    На Всякое дыхание стихира:
    Кийждо уд пречистыя Его плоти безчестие нас ради претерпе; глава – терние, лице – оплевание, челюсти – заушения, уста – в отце растворенную желчь с уксусом, ушеса – хуления злочестивая, плещи – биения, и рука – трость, всего телесе протяжение на кресте, членов – гвоздия и ребра – копие.
    Каждый член Его пречистого тела подвергся бессчестию: глава – терновому [венцу], лицо – оплеванию, челюсти – ударам, уста – желчи, растворенной в уксусе, уши – безобразным хулам, спина – бичеванию, руки – трости, все тело – растягиванию на кресте, руки и ноги – гвоздям, ребра – копью.

    Пред концом службы (отпустом) хор поет тропарь:
    Искупил ны еси от клятвы законныя (Ты избавил нас от проклятий [ветхозаветного] закона) честною Твоею кровию на крестепригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.

    Существует древний обычай после последнего Евангелия не гасить свою свечу, но принести ее домой горящую и ее пламенем сделать маленькие крестики вверху каждой двери дома (чтобы сохранить дом от всякого зла, Исх. 12:22).
    Этой же свечей зажигают лампаду перед иконами.

    Епископ Александр (Милеант)

    Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

    © 2009-2020 Храм свт.Феодосия Черниговского
    (03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

    По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

    Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

    Служба «Двенадцати Евангелий» (страстные Евангелия). 2 мая 2013 г.

    Служба “Двенадцати Евангелий” – великопостное богослужение, совершаемое вечером Страстного Четверга.

    Имеет своим содержанием благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений, по числу часов ночи, чем указывается, что верующие должны всю ночь провести в слушании Евангелий, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский.

    Чтение Страстных Евангелий обставлено некоторыми особенностями: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи», возвещается благовестом, выслушивается верующими при возженных свечах.

    О чтении Страстных Евангелий в этот день упоминает уже Иоанн Златоуст.

    Вечером в Великий четверг совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

    В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

    В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился

    И далее как бы от лица Господа хор обращается к древним иудеям:

    «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] — уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную

    После шестого Евангелия и чтения «блаженных» с тропарями следует канон трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и муки Господа и поется трижды светилен.

    Читать еще:  Джон бивер биография. Джон Бивер: Мы исковеркали учение о благодати

    Страстные Евангелия:

    1) Иоан. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

    2) Иоан. 18:1-28. (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

    3) Мф. 26:57-75. (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

    4) Иоан. 18:28-40, 19:1-16. (Страдания Господа на суде у Пилата).

    5) Мф. 27:3-32. (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

    6) Мар. 15:16-32. (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

    7) Мф. 27:34-54. (Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).

    8) Лук. 23:32-49. (Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).

    9) Иоан. 19:25-37. (Слова Спасителя с креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания об Его смерти и прободении).

    10) Мар. 15:43-47. (Снятие тела Господа с Креста).

    11) Иоан. 19:38-42. (Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя).

    12) Мф. 27:62-66. (Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба).

    С. В. Булгаков, Триодь Постная. Триодь Цветная. Настольная книга для священнослужителей

    Зачем нести домой зажженную свечу?

    Во время чтения евангельских отрывков верующие держат в руках зажженные свечи, после окончания богослужения они не тушат их, а так следуют домой, чтобы пламенем «четверговой», или «страстной» свечи нарисовать крест у входной двери. Считается, что этот крестик должен защитить жилище от нечистой силы.

    Но что это? Благочестивая традиция или очередное суеверие, так красиво замаскированное под православие?

    В богослужебной литературе нет упоминания о такой традиции Великого четверга, нет соответствующего постановления к обязательному исполнению.

    Но этот обычай нельзя и назвать магическим действием, ведь совершается он с верой и молитвой.

    Можно провести некоторые параллели с древнееврейской Пасхой. В книге Исход написано, что каждое семейство должно было взять агнца, испеченное мясо которого с горькими травами и пресными хлебами и вкушали на Пасху. А кровью этого ягненка помазывали косяки дверей. По такому «начертанию» Ангел Господень отличал семьи израильтян от египтян, в домах которых «губительная язва» должна была забрать старших сыновей.

    Так и до наших дней православные верят, что кресты, нарисованные «страстными» свечами, способны защищать их жилища от нечистоты. С этим трудно не согласиться, зная, как лукавые духи боятся крестного знамения и нательного креста.

    Евангелия утрени Великой пятницы

    Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария[i], то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения – воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части – это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям №5+7, 6, 8 и 9.

    Образовавшаяся в какой-то момент система из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции Иерусалима – например, в Константинополе, – когда ночное иерусалимское бдение получило распространение вне Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя, повествующими о Погребении Спасителя (№10 и 11), и в таком виде уже широко представлена в византийских рукописях. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 – очевидно, ради ровного счета. При этом, например, в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия – оно читается не священником, как остальные 11, а диаконом.

    Традиции и обычаи

    В Чистый четверг нужно обязательно посетить храм, чтобы понять смысл торжества, причаститься и выслушать Священное Писание.

    В начале Тайной Вечери Христос омыл ноги ученикам. Возможно, благодаря этому возникла традиция убирать дома и квартиры в Чистый четверг. Но стоит помнить, что суть этого дня состоит вовсе не в уборке жилища, а в духовном очищении, покаянии и подготовке души ко Святому Причащению. Наводить порядок нужно, но делать это ради славы Всевышнего, без отвлечения на мирское. Хозяйки обычно в этот день не только наводят чистоту дома, но и красят яйца, пекут куличи и готовят другие блюда для праздничного стола.

    Раньше стрижку и мытьё воспринимали как тяжкий труд — отсюда появилось стремление вовсе оставить их в этот день ради восхваления Небесного Отца.

    Церковь совершенно отрицает всяческие заговоры, совершаемые в Чистый четверг. Они относятся к язычеству и не очищают сознание, а ложатся на душу тяжким грехом.

    В 2020 году Великий Четверг выпадает на 16 апреля. Так что не забудьте посетить в этот день храм. У кого нет такой возможности — помолитесь дома, почитайте Евангелие и вспомните о Тайной Вечере и событиях, произошедших в Гефсиманском саду.

  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector