0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры. Вавилонское пленение евреев – кратко Щедровицкий второй храм возвращение из вавилонского плена

Содержание

Вавилонское пленение евреев – кратко

Вавилонское пленение евреев, трагический период в истории еврейства, с 597 по 539 год до рождества христова. Когда евреи бежали (массово переселялись) в Вавилонию, в результате политики царя Навуходоносора Второго.
Навуходоносор правитель Нововавилонского царства, историческое название государственного образования в Месопотамии, оно существовало с 626 по 539 годы до н. э.
Не только погромная политика но и открытое выселение евреев, проводившееся почти двадцать лет.
Это было карательными мерами в ответ на антицарские восстания в Иудее.
Эпоха гонений и переселений завершилась с возвращением части еврейства в Иудею после завоевания Вавилонского царства персидским царём Киром Великим.
Однако нет худа без добра. Это народное несчастие, стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального и культурного сознания.
В 586 году после очередного бунта в Иудеи, вавилонский правитель Навуходоносор штурмом взял Иерусалим и разрушил Храм Соломона (этот Храм был построен в период наивысшего проявления национального самосознания еврейского народа). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных. Так начался для евреев великий плен, который продолжался почти 70 лет.
Со временем могучая Вавилонская держава слабела и в итоге стала хрупкой для неприятеля – персиян.
Диктатор Навуходоносор царствовал без малого 50 лет. На смену ему пришёл его сын Авельмардук, тоже отличившейся жестокостью, поправил двадцать три года.
Преемник Авельмардука, — царь Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И когда эти 70 лет, как ему казалось, истекли, Валтасар возликовал — Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен!
Валтасар был как сказали бы современники атеистом, при чём воинствующим. Он решил показать своё призрение и величие перед Богом, устроил шикарный ужин (пир). На этом пире устраивались шутовские оргии. Он сделал то что не решались сделать его предшественники, использовать сосуды Храма, для выпивки.
Уже на утро Валтасар был убит Дарием и Киром (персом).
Согласно древней еврейской традиции, Дарий предложил престол Киру, но последний не согласился. Дарий правил год, а Кир — менее 3 лет. Таким образом исполнилось предсказание Даниила, согласно которому, Вавилонское царство перейдёт сначала к Мидии, а затем к Персии.
Новая царствование отличалась веротерпимостью и толерантностью по отношению к «сынам Давидовым».
Евреи пользовались почти всеми правами и могли не опасаться за свою жизнь. Персидский царь Кир даже разрешил евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм Соломона.
Начались архитектурные работы по восстановлению Храма, несмотря на набеги враждебных племен, обитавших недалеко от Иерусалима. В Вавилоне возродилось изучение Торы, можно было свободно ходить по улице в национальной одежде, не боясь преследования.
Позднее отношение царя к евреям изменилось. Он запретил остальным евреям возвращаться в Израиль. Это препятствие вызвало озабоченность среди евреев, кто уже находился в Иерусалиме, и работы по восстановлению, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же официального запрещения со стороны властей не было.

Вавилонское пленение

Вавилонское пленение. – Так называется тот период Библейской истории, когда народ иудейский, потеряв свою политическую самостоятельность, уведён был в плен вавилонянами и оставался в нем в течение 70 лет, с 605 по 536 год до Р. X. Плен вавилонский для иудейского народа не был случайностью. Палестина, занимая промежуточное положение между Египтом и Месопотамией, по необходимости должна была принимать участие в великой борьбе, постоянно происходившей между этими двумя центрами политической жизни древнего мира. Чрез неё или по её окраинам то и дело проходили огромные войска – то египетских фараонов, стремившихся подчинить себе Месопотамию, то ассировавилонских царей, старавшихся ввести в сферу своей власти все пространство между Месопотамией и берегами Средиземного моря. Пока силы борющихся держав были более или менее равномерны, еврейский народ ещё мог сохранять свою политическую самостоятельность; но когда решительный перевес оказался на стороне Месопотамии, то евреи должны были неизбежно сделаться добычей сильнейшего воителя. И действительно, северное еврейское царство, так называемое царство Израильское, пало под ударами ассирийских царей ещё в 722 году. Царство Иудейское продержалось ещё около ста лет, хотя существование его за это время походило на политическую агонию. Среди народа происходила ожесточённая борьба партий, из которых одна настаивала на добровольном подчинении месопотамским царям, а другая старалась искать спасения от угрожающей гибели в союзе с Египтом. Напрасно более дальновидные люди и истинные патриоты (особенно пророк Иеремия) предостерегали от союза с коварным Египтом; египетская партия восторжествовала и тем ускорила падение царства (о дальнейшем ходе событий см. Вавилония). За так называемым первым пленением, т. е., уводом в плен нескольких тысяч иерусалимских граждан, последовало новое нашествие Навуходоносора, который лично явился под стенами Иерусалима. Город спасён был от разрушения только тем, что царь Иехония поспешил сдаться со всеми своими жёнами и приближенными. Все они были уведены в плен, и на этот раз Навуходоносор приказал отвести в Вавилонию 10,000 человек из числа лучших, воинов, знати и ремесленников. Над ослабленным царством, в качестве вавилонского данника, был поставлен Седекия. Когда Седекия, в свою очередь, отложился от Вавилона, передавшись на сторону Египта, Навуходоносор решил совсем стереть Иудею с лица земли. В девятнадцатый год своего царствования он в последний раз явился под стенами Иерусалима. После продолжительной осады Иерусалим подвергся беспощадному мщению победителя. Город, вместе с храмом и дворцами, разрушен был до основания, и все оставшиеся в нем сокровища достались в добычу неприятеля и увезены были в Вавилон. Первосвященники были убиты, а большая часть остального населения уведена была в плен. Это было в 10 день 5 месяца 588 года до Р. X., и этот страшный день доселе вспоминается у иудеев строгим постом. Жалкие остатки населения, оставленные Навуходоносором для обработки земли и виноградников, после нового возмущения были уведены в Египет, и таким образом окончательно опустела земля Иудейская.

Массовое переселение покорённых народов из их родной страны в страну победителя было обычным явлением в древнем мире. Система эта иногда действовала с большим успехом, и, благодаря ей, целые народы теряли свой этнографический тин и язык и расплывались в среде окружающего чужого населения, как это случилось с народом северн. Израильского царства, который окончательно потерялся в плену ассирийском, не оставив никаких следов своего существования. Иудейский народ, благодаря своему более развитому национальному и религиозному самосознанию, сумел сохранить свою этнографическую самостоятельность, хотя, конечно, и на нем плен оставил некоторые следы. Для поселения пленников в Вавилоне был отведён особый квартал, хотя большая часть их была отправлена в другие города, с предоставлением им там участков земли. Состояние иудеев в вавилонском плену было несколько похоже на состояние их предков в Египте. Масса пленного народа несомненно употреблялась на земляные и другие тяжёлые работы. На вавилоно-ассирийских памятниках наглядно изображается в многочисленных барельефах этот труд пленников (особенно на барельефах в Куюнджике; снимки с них в 9 изд. «Ист. древн. Вост.» Ленормана, т. IV, 396 и 397). Вавилонское правительство, впрочем, относилось к иудеям с известной долей человеколюбия и предоставляло им полную свободу во внутренней жизни, так что они управлялись своими собственными старейшинами (как это видно из истории Сусанны: Дан. гл. 13), строили себе дома, разводили виноградники. Многие из них, не имея земли, начали заниматься торговлей, а именно в Вавилоне впервые среди евреев развился торгово-промышленный дух. При таких обстоятельствах многие из иудеев настолько обжились в стране пленения, что даже и забыли о родной земле. Но для большинства народа память об Иерусалиме оставалась священной. Заканчивая свои дневные работы где-нибудь на каналах и сидя на этих «реках вавилонских», пленники плакали при одном воспоминании о Сионе и помышляли об отмщении «окаянной дочери Вавилона, опустошительнице» (как это изображено в Псалме 136). Под тяжестью постигшего иудеев испытания, у них сильнее, чем когда-либо, пробуждалось раскаяние в прежних беззакониях и прегрешениях и укреплялась преданность своей религии. Великую религиозно-нравственную поддержку пленный народ находил в своих пророках, среди которых прославился Иезекииль, с его восторженными видениями о будущей славе теперь угнетённого народа. «Книга пророка Даниила» служит весьма важным документом для изучения жизни иудеев в Вавилоне, и, кроме того, в ней немало драгоценных данных и о внутреннем состоянии самого Вавилона, особенно о внутренней жизни двора.

Положение иудеев в плену вавилонском оставалось без изменения и при преемниках Навуходоносора. Его сын освободил еврейского царя Иехонию от тюремного заключения, где он томился в течение 37 лет, и окружил его царскими почестями. Когда новый завоеватель, Кир, двинулся со всеми своими силами на Вавилон, он обещал многочисленным пленникам свободу или, по крайней мере, облегчение их положения, чем сумел обеспечить себе с их стороны сочувствие и содействие. Иудеи, по-видимому, встретили Кира с распростёртыми объятиями, как своего освободителя. И Кир вполне оправдал их надежды. В первый же год своего господства в Вавилоне он приказал освободить иудеев из плена и построить для них храм в Иерусалиме ( 1Ездр. 1 – 4 ). Это было в 536 г. до Р. X., которым и закончилось семидесятилетие плена вавилонского. На призыв царского указа откликнулись все те иудеи, которым была дорога и священна память об Иерусалиме. Но их оказалось немного, всего лишь 42,360 человек с 7,367 слугами и служанками. Это, за небольшими исключениями, были все люди бедные, имевшие только 736 лошадей, 245 мулов, 436 верблюдов и 6,720 ослов. Гораздо большая масса пленного народа – все те, кто успел обзавестись хозяйством и достигнуть значительного обеспечения в стране пленения, – предпочли остаться там, под великодушным владычеством Кира. Большинство между ними принадлежало к высшим и богатым классам, которые легко теряли свою веру и народность и перерождались в вавилонян. Караван переселенцев, взяв с собою 5,400 сосудов храма, некогда захваченных Навуходоносором и теперь возвращённых Киром, двинулся в путь под начальством знатного иудейского князя Зоровавеля и первосвященника Иисуса, которые и привели их на старое родное пепелище, где из этих переселенцев возродился вновь народ иудейский.

Плен вавилонский имел огромное значение в судьбе народа иудейского. Как тяжкое испытание, он заставил его глубоко призадуматься над своей судьбой. Среди него началось религиозно-нравственное возрождение, стала крепнуть вера и вновь загорелся пламенный патриотизм. Потребность в оживлении закона и старых преданий вызвала появление книжников, которые стали собирать разрозненные книги священной и гражданской литературы. Первые были собраны в особый канон или сборник, получивший значение книги Закона Божия для народа. В свою очередь вавилонская культура не могла не оставить своих следов на иудеях. Всего сильнее было влияние её на язык который подвергся существенному изменению: древний еврейский язык, был забыт, и на его место выступил язык арамейский, т. е., сирохалдейский, который и сделался народным языком иудеев последующего времени и на котором написаны позднейшие произведения иудейской литературы (Талмуд и др.). Вавилонский плен имел ещё и другое значение. До него иудейский народ со всем его своеобразным религиозно-нравственным миросозерцанием, жил отчуждённо от остального мира. Со времени пленения иудейский народ сделался как бы всемирным: из плена вавилонского возвратилась только незначительная часть иудеев, а гораздо большая их часть осталась в Месопотамии, откуда мало по малу они стали распространяться по всем окружающим странам, всюду внося элементы своей духовной культуры. Эти иудеи, жившие вне Палестины и своими колониями усеявшие впоследствии все берега Средиземного моря, стали известны под названием иудеев рассеяния; они оказали глубокое влияние на последующую судьбу языческого мира, постепенно подтачивая религиозное миросозерцание и таким образом подготовляя языческие народы к принятию христианства.

Подробнее о вавилонском пленении можно читать в больших курсах истории израильского народа, как: Еwald, «Geschichte des Volkes Israel» (1 изд. 1868 г.); Graetz «Geschichto der Juden» (1874 г. и др.). Из монографии можно указать: Deаnе, «Dаniеl, his life and times» и Rawlinson, «Еzra and Necemiah, their lives aud times» (из новейшей библейско-исторической серии под общим заглавием «Меn оf the Bible» 1888 – 1890 г.). По вопросу о соотношении библейской истории с новейшими открытиями и исследованиями ср. Vigоuroux, «Lа Bible еt les décounertes modernes» (1885 г., т. IV, стр. 335 – 591), а также А. Лопухин, «Библейская история при свете новейших исследований и открытий» (т. II, стр. 704–804) и др.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к. : ил.

Читать еще:  Наш христианский шаг должен быть решительным, но не глупым

Вавилонское изгнание

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Вавилонское изгнание — это насильственное переселение евреев в Вавилон царем Невухаднецаром (Новуходоносор) после разрушения Первого Храма. В течение 70 лет изгнания евреи в Вавилоне не ассимилировались, а сохранили свою Традицию. В поддержку вавилонским пленникам Вс-вышний послал пророков: Даниэля, Ирмияу, Хавакука, Йехезкеля. Когда персидский царь Кореш разрешил евреям вернуться в Землю Израиля, многие евреи остались жить в Вавилоне и положили начало Вавилонской диаспоре.

Оглавление

Этапы изгнания [↑]

В 3318 (443 до н. э.) году в Вавилоне воцарился Невухаднецар, покорил сначала Нинве, а затем Иудею. Иудейский царь Йеояким покорился ему и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. Живший в то время пророк Ирмияу пророчествовал о завоевании Иерусалима Вавилонией и призывал царя и народ Иудеи не оказывать сопротивления Невухаднецару.

Евреи не послушались пророка и подняли восстание против Вавилонского правления. Войска Невухаднецара напали на Иерусалим и захватили в плен «три тысячи двадцать три иудея» (Ирмияу 52:28): всю знать, среди которой был и царь Йеояким с семьей и свитой, а также пророк Йехезкель, ставший одним из духовных руководителей изгнанников.

Через несколько лет в вавилонский плен были отправлены еще десять тысяч евреев: все сановники, семь тысяч войска, тысяча «ремесленников и кузнецов», и в Иудее «не осталось никого, кроме бедного народа земли». Утварь из Иерусалимского Храма тоже была увезена в Вавилон.

Еще через 11 лет, в 3338 (422 до н.э.) году, после длительной осады Иерусалима и разрушения Храма, в Вавилон были угнаны почти все оставшиеся в живых евреи.

Но, окончательно разгромив Иудейское царство, Невухаднецар не пожелал превращать его в пустыню. Поэтому он позволил простолюдинам остаться на своих землях, чтобы возделывать и обрабатывать их. Наместником над ними он поставил Гедалью бен-Ахикама, мудрого и Б-гобоязненного человека.

Жизнь в Вавилоне [↑]

Вавилонская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, и все входящие в нее государства очень обогатили ее. Вавилонские мудрецы умели воздействовать на сверхъестественные силы, армия вавилонян побеждала в многочисленных войнах. И вот в центре этой огромной страны оказался маленький народ, попавший сюда с берегов Средиземного моря.

Евреи прибыли в Вавилонию измученные, разбитые, потрясенные ужасами осады и плена. Здесь, однако, они обнаружили еврейскую общину, основанную мудрецами и учеными, переселенными сюда Невухаднецаром одиннадцать лет назад.

Власти предоставили евреям автономию в решении внутренних вопросов. Гигантская империя правила многочисленными народами, и главное для правителей Вавилона было получение от подданных налогов.

Евреям в Вавилоне грозила серьезная опасность: они жили среди иноверцев и могли перенять их обычаи, тем не менее, это изгнание стало началом возрождения нашего народа.

В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Их социальное положение было вполне удовлетворительным, они пользовались всеми правами граждан. Их поселили в центральной и южной Месопотамии. Больше всего евреев оказалось в сельскохозяйственном районе Ниппур в центре Вавилонии.

Этот район сильно пострадал во время войн между Вавилоном и Ассирией, и, видимо, вавилонские цари прилагали усилия для его экономического восстановления. Там же находилось и поселение Тель-Авив, где пророчествовал Йехезкель. Другие поселения назывались Тель-Мелах, Тель-Харша, Крув, Адан, Имер.

В чем-то евреи были вынуждены приспосабливаться к местным условиям, но главное они сохранили: Традицию. Иврит продолжал употребляться наряду с арамейским, еврейские праздники соблюдались в их традиционные сроки, еврейскими именами называли детей даже в пятом-шестом поколении, жившем в Вавилоне. Выполнялось обрезание, соблюдение субботы и постов, освящение Новомесячья.

При отсутствии Храма евреи оказались в шокирующе новой ситуации: невозможность приносить жертвы. И здесь, в Вавилоне, другие формы служения вынужденно становятся основными: молитвы, покаяния и посты. Превращение молитвы в центральный элемент служения рассматривалось изгнанниками как временное состояние. Одним из первых действий вернувшихся из вавилонского пленения (даже до основания нового Храма) была постройка алтаря и возобновление жертвоприношений (Эзра 3:1—6).

Лидеры поколения изгнания [↑]

Все годы изгнания продолжала сохраняться преемственность рода Давида. Царь Йеояким, изгнанный из Иерусалима в Вавилон и державшийся там в заточении, в 3364 году /396 г. до н.э./ был освобожден и стал главой еврейских изгнанников.

После смерти Йеоякима его сменил сын Шалтиэль. Внуком Шалтиэля был Зерубавель, заменивший своего деда во главе еврейской общины Вавилона (Седер олам зута 7:10; Седер адорот 3364).

Важнейшую роль в жизни евреев в Вавилоне играли старейшины, священники и пророки. Читаем у пророка Ирмияу, что он обращается из Иерусалима (29:1): «…к старейшинам, (что) в изгнании, и священникам, и пророкам, и всему народу, которых Невухаднэццар изгнал из Йерушалаима в Бавэл».

Ученик пророка Ирмияу Барух бен Нерья стал преемником своего учителя и духовным лидером поколения, прививавшим своим многочисленным последователям любовь к Торе. Среди его учеников в Вавилоне был писец Эзра, ставший главой следующего поколения мудрецов.

Вскоре после его смерти Эзра поднялся в Землю Израиля, где создал крепкую общину, сплотившуюся вокруг отстроенного в Иерусалиме Храма. Таким образом, Барух стал духовным «мостом», соединившим поколение мудрецов Первого Храма с мудрецами Второго Храма.

Евреи селились в Вавилоне родовыми и сословными группами (которые обычно совпадали, так как занятия наследовались) во главе со старейшинами, роль которых, уменьшившаяся в период существования Первого Храма, снова возросла в изгнании.

Старейшины Израилевы приходили к пророку Йехезкелю (20:3): «Сын человеческий! Говори со старейшинами Йисраэйля и скажешь им…» Они неоднократно упоминаются в книгах Эзры и Нехемии как организаторы подготовки к возвращению из Вавилона, участники сбора средств на восстановление Иерусалимского Храма и посредники в переговорах с персидскими властями в ходе строительства.

Священники (коэны) продолжали свое основное занятие до изгнания — изучение и преподавание Торы. Мы видим, что в Эзра 7:11, Нехемья 8:9 и др. подчеркивается статус Эзры — «священника, писца», а про левитов сказано: «И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого» (Нехемья 8:8). Эзра был прямым потомком коэна Пинхаса, внука первосвященника Аарона.

В изгнании продолжали сохраняться также и другие группы храмовых служителей: среди вернувшихся были семьи певцов, привратников и нетиним (храмовых служек).

Роль пророков была особенно велика в духовной сфере, а именно — в противостоянии идолопоклонству и многобожию окружающих народов. Тот факт, что изгнанники остались верными еврейским традициям, свидетельствует об успехе деятельности пророков. С этого периода совершенно исчезло всякое идолопоклонство.

Все предсказания пророков, которые предостерегали евреев от грядущих несчастий, сбылись. Поэтому теперь изгнанники с особой надеждой вслушивались в их слова о грядущем освобождении.

Даниэль [↑]

Среди пленных первой волны были праведник и провидец Даниэль, который происходил из колена Йеуды и принадлежал к знатному роду, а также его друзья Хананья, Мишаэль и Азарья. В течение трех лет плененных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, после чего они были взяты в свиту Невухаднецара.

Через два года после разрушения Иерусалимского Храма Невухаднецар увидел сон, который его очень встревожил, — но по пробуждении он забыл содержание сна, и никто не мог его восстановить и разгадать. Только Даниэлю Творец открыл разгадку вещего сна. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины» (Даниэль 2:1-33, Раши; Седер адорот). По словам Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении истории и подчинят себе сыновей Израиля, и первое из этих четырех царств — Вавилон.

Пророк Ирмияу [↑]

Ирмияу задолго до разрушения Храма предостерегал евреев от растворения среди чужих народов и поклонения чужим богам. Но евреи Иудеи настолько привыкли к греху, что изменение к лучшему стало для них практически невозможным. В такой ситуации всеобщего духовного разложения возмездие становится неизбежным. А бичом возмездия должны были стать полчища завоевателей: «Я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, — сказал Б-г, — это могучий народ, народ древний, языка которого ты не знаешь и не поймешь, что он говорит» (Ирмияу 5:15).

«Выброшу Я вас, — говорит Творец устами пророка, — из этой страны в страну, которой не знали ни вы, ни ваши отцы» (Ирмияу 16:13). Как известно, евреи не послушались своего пророка, и все случилось по слову Б-жьему. В конце своей жизни Ирмияу продолжал возвещать свои пророчества и в Вавилоне.

Были в вавилонском изгнании лжепророки, чьи предсказания побуждали евреев совершать ошибки и верить в то, что их пребывание в Вавилоне кратковременно и они очень скоро возвратятся на родину, поэтому не стоит «оседать» на новом месте. Но пророк Ирмияу призывал евреев Вавилонии: «Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их» (Ирмияу 29:6). Он же указал и срок нынешнего изгнания: «Сказал Г-сподь: Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмияу 29:10-11).

Пророк Йехезкель [↑]

Пророк Йехезкель бен Бузи Акоэн упрекал народ в совершенных грехах и в то же время поддерживал и утешал евреев, говоря, чтобы они не отчаивались, потому что Святая Земля дана в наследство только народу Израиля, а не тем, кто изгнал его из родных мест и увел так далеко от родины. Изгнанники вернутся домой, на родную землю и раскаются в своих грехах:

«И созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля» (Йехезкель 11:16). Йехезкель предсказывал взятие Невухаднецаром Иерусалима, а также пророчествовал, что настанет день, и в Иерусалим вернутся изгнанники, которые не только восстановят город, но и построят новый Храм.

Когда пришло время вавилонского пленения, пророк не оставил своей миссии. Он продолжал вселять в сердца изгнанников надежду на освобождение. В своем знаменитом пророчестве об иссохших костях, которые «облекаются плотью» и «оживляются духом», он предсказал, что Цион восстанет из пепла, и туда вернутся его сыновья — не только живые, но и мертвые.

Как и предшествовавшие ему пророки, Йехезкель предсказывал не только избавление от вавилонского пленения, но и полное Освобождение.

Пророк Хавакук [↑]

Пророк Хавакук также предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Вс-вышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук1:12).

Конец Вавилонской империи [↑]

После смерти Невухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Его сын Мардок (Меродох) был убит на двадцать третий год царствования. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга. Затем на престол взошел царь Навонид. Это был слабовольный человек, передавший управление страной своему сыну Бельшацару (Валтасару). В дни его правления у границ Вавилонии появилась победоносная армия персидского царя Кореша (Кира).

Бельшацар выступил против мощного противника, но был побежден. Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет, пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.

Бельшацар же был уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу, и не ожидал опасности. Однажды ночью он устроил пир для своих приближенных и, хвастаясь перед ними, приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды, захваченные Невухаднецаром в Иерусалимском Храме. В то время, когда приглашенные праздновали — пели, ели и веселились, прославляя своих богов, — на стене дворца вдруг появились странные письмена. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли. Тогда позвали мудреца Даниэля, и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин». Даниэль растолковал эти слова так: «мене — исчислил Б-г царство твое и положил ему конец; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; парас — разделено царство твое и отдано персам».

В ту же ночь, после застолья, во время которого осквернили священные сосуды Храма, Бельшацар был убит. Власть в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. К этому времени (3391 г.) исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев и могущественной Вавилонской Империи пришел конец, по слову пророков.

Возвращение из плена [↑]

Кореш, почти без боев овладевший Вавилоном, издал декрет, позволявший изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм.

Только малая часть вавилонских пленников, получив возможность вернуться в Израиль, решила воспользоваться ею. Изгнанники жили в Вавилоне относительно безбедно. Кроме того, Израиль был тогда пустынной и заброшенной провинцией, а Вавилон — сложным конгломератом больших и малых городов, обладавшим всеми материальными и культурными благами цивилизации того времени.

Читать еще:  Оберёжные травы. Магические растения ордена розенкрейцеров Розенкрейцеры использовали корень валерианы, предпочтение отдавалось особо крупным растениям

В Вавилоне евреи могли свободно исповедовать свою религию и поэтому не испытывали особого желания обрекать себя на заведомые трудности и лишения, связанные с восстановлением своей страны из развалин. Только те, кто до конца были преданы идее возвращения на родину, пустились в нелегкий путь к священной цели.

Первая группа евреев во главе с Зерубавелем в составе нескольких тысяч человек вскоре покинула Вавилон, за ней последовали другие. Кореш предложил им взять с собой в Иудею священные сосуды из разрушенного Иерусалимского Храма, захваченные Невухаднецаром. Он приказал также, чтобы бывшим изгнанникам всюду оказывали помощь.

Если бы тогда из Вавилона вышло все еврейское население, Шхина сопровождала бы их, и, как во времена Моисея, их исходу сопутствовали бы чудеса и знамения. Но за Зерубавелем пошли немногие. Нехемья в 8-й главе пунктуально указывает, сколько человек из каких родов вернулось в Землю Израиля: в общей сложности, 42 360 человек, не считая рабов и певцов.

Многие предпочли остаться: особенно те, кто не имел в Иудее земельную собственность или же пустил корни в Вавилоне. Оставшиеся на чужбине евреи положили начало вавилонской диаспоре.

Вавилонское пленение осталось для нас в далеком прошлом. Давно уже нет и такого государства — Вавилон. Но остались с нами навсегда вавилонские названия месяцев: Нисан, Ияр, Сиван и так далее. Наши мудрецы постановили использовать их после возвращения из Вавилонского изгнания в память о том, что Вс-вышний избавил нас и от этой напасти.

Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры

Началом Вавилонского пленения традиционно считается прибытие 10 тыс. евреев, переселённых из Иудеи в 597 году до н. э.

Падение Иерусалима

Они надеялись вскоре вернуться домой, полагая, что на их родине вспыхнет восстание против Навуходоносора, которое принесет им освобождение. Они не стремились основательно укорениться в незнакомом месте, чурались чужаков, жили тесно сплочёнными сообществами и даже ухитрялись тайно вести переговоры с оставшимися жителями Иудеи, настойчиво призывая их бунтовать и восстановить попранную справедливость. Этот процесс продолжался до 586 года до н. э., когда стало известно о падении Иерусалима. Ослеплённого иудейского царя привели в оковах в Вавилон. Тогда стало очевидным, что надежда на быстрое возвращение домой не подтвердилась.

После покорения Ассирии в 612 году до н. э. вавилоняне завладели обширной территорией своего бывшего соперника, в том числе и Иудеей с ее величественной столицей Иерусалимом, жители которого не хотели подчиняться новым властям. В 605 году до н. э. юный наследник вавилонского престола Навуходоносор успешно сражается с египетским фараоном и одерживает победу — Сирия и Палестина становятся частью вавилонского государства, а Иудея фактически обретает статус государства, находящегося в зоне влияния победителя. Спустя четыре года стремление вернуть утерянную свободу возникает у тогдашнего царя Иудеи Иоакима (Иегоякима), в тот самый момент, когда ему приходит известие о том, что Египет отразил атаку вавилонской армии у своей границы. Заручившись поддержкой прежних колонизаторов, он надеется тем самым освободиться от вавилонян. В 600 году до н. э. Иоаким поднимает мятеж против Вавилона и отказывается выплачивать дань. Однако из-за весьма скоропостижной смерти он так и не смог насладиться плодами своих решений.

Тем временем его сын оказался в довольно неоднозначной ситуации. Спустя три года Навуходоносор II получает все бразды правления в свои руки, возглавляя очень сильную армию, и, недолго думая, он приступает к осаде Иерусалима. Юный правитель Иудеи Иехония (Йегояхин), поняв, что поддержку египтяне, на которых так надеялся его покойный отец, не оказывают, к тому же прекрасно представляя все драматичные последствия длительной осады своей столицы для жителей, принимает решение сдаться в плен. Шаг Иехонии можно оценить по достоинству, ведь это позволило избежать разрушения Иерусалима, когда Навуходоносор согласился сохранить город в целости. Однако разграблению подвергся священный храм Соломона, а сам иудейский правитель и представители знатных фамилий должны были быть депортированы в Вавилон. Царем Иудейского царства становится дядя Иоакима — Седекия.

Восстание против колонизаторов

Тем временем Египет, не желая отказываться от своих территориальных претензий, продолжает вести переговоры с побежденной Иудеей (впрочем, как и с другими государствами региона) по поводу возможности свержения вавилонского владычества. Иудейский правитель Седекия заявляет о готовности вступить в борьбу с Вавилоном, но его доблестное решение не поддерживается соотечественниками, сохранившими в своей памяти последствия ответных контрмер Навуходоносора. Несмотря на все возможные препятствия и сомнения, война оказывается неизбежной. Жители Иерусалима поднимают восстание против колонизаторов в конце 589 года до н. э. или в начале года следующего. Навуходоносор со своими войсками возвращается в Сирию и Палестину, приняв окончательное решение навсегда покончить с постоянными мятежами.

Свой лагерь вавилонский полководец расположил около знаменитого сирийского Хомса — оттуда он руководил осадой Иерусалима. Несмотря на тщетные попытки египтян оказать помощь осажденному городу, жители терпят нехватку продовольствия. Понимая, что настает решающий момент, Навуходоносор распоряжается создать насыпи, с помощью которых его войска смогли бы достигнуть верхней части крепостных стен, однако, в конце концов, вавилоняне врываются в город через пробитую брешь в стене. Долгие и мучительные восемнадцать месяцев ожесточенного сопротивления оканчиваются довольно печально: все иудейские воины, да и сам царь, вынуждены спешно отступить к долине реки Иордан в надежде избежать страшных пыток, которые вавилоняне обычно применяли к побежденным врагам. Иудейский правитель Седекия оказывается в плену — побежденный царь предстает перед Навуходоносором. Мятежников постигло страшное наказание: сыновей Седекии убивают в присутствии отца, а ему самому затем выкалывают глаза и, закованного цепями, приводят в вавилонскую тюрьму. Этот момент стал началом Вавилонского пленения евреев, продолжавшегося почти 70 лет.

Вавилонское царство, в котором оказались плененные иудеи, представляло собой обширную территорию, расположенную в низменной равнине, в междуречье Евфрата и Тигра. Родной пейзаж живописных гор сменили для иудеев необозримые, раздробленные искусственными каналами поля, перемежавшиеся огромными городами, в центре которых величественно возвышались исполинские строения — зиккураты. В описываемое время Вавилон был в числе величайших и богатейших городов мира. Его украшали многочисленные храмы и дворцы, вызывавшие восхищение не только у новых пленников, но и у всех гостей города.

Вавилон к тому моменту насчитывал около миллиона жителей (немалая цифра по тем временам), его окружала двойная защитная линия крепостных стен такой толщины, что по ним мог спокойно проехать экипаж, запряженный четырьмя лошадьми. Свыше шестисот башен и бесчисленное множество лучников круглосуточно охраняли покой обитателей столицы. Величественная архитектура города придавала ему дополнительный блеск, например, знаменитые резные ворота богини Иштар, к которым вела улица, украшенная барельефами львов. В центре Вавилона располагалось одно из семи чудес света — висячие сады Семирамиды, расположенные на террасах, поддерживаемых специальными арками из кирпича. Другим местом притяжения и религиозного культа был храм почитаемого вавилонянами бога Мардука. Рядом с ним взмывал высоко в небо зиккурат — семиярусная башня, построенная в III тысячелетии до н. э. На ее верхушке торжественно хранились голубые плитки небольшого святилища, в котором, по мнению вавилонян, жил когда-то сам Мардук.

Естественно, что величественный, огромный город произвел на иудейских пленников сильнейшее впечатление — их насильно переселили из небольшого по тем временам и достаточно провинциального Иерусалима в центр мировой жизни, практически в гущу событий. Изначально пленники содержались в особых лагерях и вынуждены были работать в самом городе: или на строительстве царских дворцов, или помогая в возведении оросительных каналов. Надо отметить, что уже после смерти Навуходоносора многим иудеям стали возвращать личную свободу. Уходя из большого и суетного города, они расселялись на окраинах столицы, занимаясь преимущественно сельским хозяйством: садоводством или овощеводством. Некоторые недавние пленники становились финансовыми магнатами, благодаря своим знаниям и трудолюбию умудрялись даже занимать крупные должности на государственной службе и при царском дворе.

Оказавшись невольно вовлеченными в жизнь вавилонян, часть иудеев в целях собственного выживания должна была ассимилироваться и на время забыть о своей родине. Но для подавляющего большинства народа тем не менее память об Иерусалиме оставалась сакральной. Иудеи собирались вместе на одном из многочисленных каналов — «реках вавилонских» — и, делясь со всеми своей тоской по родине, пели грустные и полные ностальгии песни. Один из иудейских религиозных поэтов, автор 136-го псалма, так попытался отобразить их чувства: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе… Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни, язык мой, к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего».

В то время как другие жители Израиля, переселенные ассирийцами в 721 году, рассеялись по миру и в результате бесследно исчезли с карты народов Азии, иудеи в годы Вавилонского плена старались селиться сообща в городах и поселках, призывали своих соотечественников неукоснительно соблюдать древние обычаи предков, праздновать субботу и иные традиционные религиозные праздники, а поскольку у них не было единого храма, они вынуждены были собираться на совместные моления в домах священников. Эти частные камерные молельные дома стали предтечей будущих синагог. Процесс сплачивания национального самосознания у иудеев привел к появлению ученых, книжников, собиравших и систематизировавших духовное наследие иудеев. Недавним пленникам удалось спасти из горящего Иерусалимского храма некоторые свитки Священного Писания, хотя много исторических материалов пришлось фиксировать заново, опираясь на имеющуюся устную традицию и источники. Так восстанавливался и переживался всем народом текст Священного Писания, окончательно подвергшегося обработке и редактированию уже после возвращения на родину.

После смерти Навуходоносора, как зачастую бывает с уходом выдающегося полководца, начался упадок Вавилонского царства. Новый царь Набонид не обладал качествами ни смелого воина, ни талантливого и деятельного государственника. Со временем Набонид вообще стал избегать управления своей империей, покинул Вавилон и поселился в своем личном дворце в Северной Аравии, оставив сына Валтасара заниматься государственными делами.

Глава 13 Вавилонское пленение (586-537 гг. до хр. эры)

После разрушения Иерусалима Невухаднецаром существованию еврейского народа грозила опасность. Большая часть этого народа, жившая в Израильском или десятиколенном царстве, была оторвана от своей родины и рассеяна по отдаленным странам уже давно, во время владычества Ассирии.

Сменившая Ассирию владычица мира Вавилония положила конец существованию Иудейского царства и разогнала жителей Иерусалима. В Вавилонии, Мидии, Персии, Сирии и Египте бродили пленники Иудеи; многие были проданы в рабство иноземцам. Казалось, что иудейскому народу предстоит так же затеряться среди других народов, как затерялись жители бывшего Израильского царства. Случилось, однако, не так. Те иудеи, которые находились в изгнании в Вавилонии, вовсе не смешивались с окружающим языческим населением, а жили особняком, оставаясь верными своей религии, своим законам и обычаям. На чужбине в них пробудилось с особенной силой чувство привязанности к своей родине и вере. Они скорбели об утраченной родине и каялись в тех ошибках, которые привели к этой утрате. К прибывшим из Иудеи изгнанникам присоединились многие потомки старых изгнанников Израильского царства, которые жили в соседних областях (бывшей Ассирии) и еще не успели раствориться среди окружающих племен.

Покоритель Иудеи, Невухаднецар, не угнетал евреев, переселенных им в Вавилонию. От переселенцев требовалось только, чтобы они признавали власть вавилонского царя и не стремились к восстановлению своего государства, но во внутренней жизни и в делах веры им предоставлялась полная свобода. Многие владели пахотной землей к сами обрабатывали ее; другие занимались ремеслами и торговлей. Как в столичном городе Вавилоне, так и в других, евреи жили отдельными общинами, имели своих старейшин, свое духовенство и свои молитвенные дома. В молитвенных собраниях пелись псалмы и читались священные книги. Молящие обращались лицом в сторону Иерусалима, как бы мысленно переносясь в разрушенный храм. Четыре дня в году, связанные с воспоминаниями о гибели отечества – годовщине осады и взятия Иерусалима разрушения храма и смерти Гедалии, – были днями народного поста и траура. Религиозные собрания содействовали духовному объединению членов иудейских общин. Здесь изгнанники говорили и читали па своем родном языке, предавались воспоминаниям о своей далекой родине, слушали восторженные речи своих проповедников и пророков, которые поддерживали в них надежду на лучшее будущее.

Лишенные родины, изгнанники жили воспоминаниями о ней. Их жгучая тоска по родине была воспета в трогательных псалмах, из которых один стал навсегда гимном национального траура евреев:

«У рек вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая о Ционе. На вербах, которые росли там, повесили мы свои арфы. Там пленившие нас требовали от нас несен, а угнетатели – веселья: «Пойте нам из песен Циона!» – Но как нам петь песни Иеговы на чужой земле? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя рука. Пусть прилипнет язык мой к гортани, если не буду вспоминать тебя, если не поставлю Иерусалима выше всех моих радостей».

Одно народное предание свидетельствует о том, как ревностно еврейские переселенцы соблюдали свои законы и обычаи. Предание рассказывает, что при дворе царя Невухаднецара в Вавилоне находились потомок иудейских царей Даниил и еще трое юношей из иудейской знати: Ханания, Мисаил и Азария. Даниил и его товарищи воспитывались при дворе и усвоили халдейский (вавилонский) язык и все науки, которыми гордились тогдашние халдейские жрецы; но вместе с тем они не отступали от заповедей своей веры. Получая пищу с царского стола, они отказывались есть мясо и пить вино, запрещенные еврейским законом, а питались овощами и пили воду. Однажды Невухаднецар хотел заставить трех товарищей Даниила поклониться вавилонскому идолу, а когда они отказались сделать это, то велел бросить их в раскаленную печь. Но юноши вышли невредимыми из огня, не опалив себе даже волос на голове. Тогда царь убедился, что еврейский Бог всемогущ, и после того не заставлял больше иудеев поклоняться другим божествам.

Читать еще:  9 фактов о каноне Андрея Критского и его создателе

Среди иудейских изгнанников в Вавилонии жил великий пророк Иехезкель, который был увезен туда еще с царем Иоахином, до разрушения Иерусалима (88>.

Иехезкель был духовным руководителем вавилонских пленников. Своими вдохновенными речами он поднимал упавший дух народа-странника; он пророчествовал о будущем возрождении рассеянной нации. Одним из самых блестящих пророчеств Иехезкеля является его знаменитое видение о мертвых костях:

«Рука Иеговы была на мне, и Иегова вывел меня духом, и поставил посреди долины, которая была наполнена костями. И Он обвел меня вокруг них, и вот этих костей очень много на поверхности долины, и они очень засохли. И сказал он мне: «Сын человеческий, оживут ли кости эти?» – И я ответил: «Мой владыко, Иегова, Ты один это знаешь!». И Он сказал мне: пророчествуй этим костям и скажи ил: ^Сухие кости, слушайте слово Иеговы! Вот Я вселю в вас дух – и вы оживете. И дам вам жилы, и наложу на вас мясо, и обтяну вас кожею, и вложу в вас дух, и вы оживете». – И я пророчествовал, как мне было приказано. И лишь изрек я пророчество, послышался шум, и стали сближаться кости, одна к другой.

И увидел я: вот на них жилы, и мясо выросло, а сверху кожа покрыла их; но духа в них не было. И (Бог) сказал мне: «Пророчествуй о духе и скажи: от четырех ветров приди, дух, и дунь на этих убитых, и пусть они оживут!». И я пророчествовал, как мне было приказано, и вошел в них дух, и они ожили, и стала на ноги очень большая рать.

И сказал Он мне: «Сии человеческий, эти кости – весь дом израильский. Вот они (изгнанники) говорят: засохли наши кости, погибла паша надежда, отрезаны мы (от родины). Поведай же им, что так говорит Бог: Я открою ваши гробы, и выведу вас из ваших гробов и приведу вас в землю израильскую… И вложу в вас дух – и оживете, и успокою вас на земле вашей – и узнаете, что Я, Иегова, как сказал, так и сделал» (Книга Иехезхеля, гл. 37).

92. Упадок Вавилонии и надежды Иудеев.

После смерти завоевателя Невухаднецара (562 г.), могущество Бавилонии на Востоке стало клониться к упадку. Сын Невухаднецара, Эвиль-Мородах, царствовал только два года. Он освободил из темницы бывшего иудейского царя Иоахина, которого его отец некогда увел в плен и держал в заточении 36 лет; Мородах приблизил Иоахина к себе и отвел ему почетное место при царском дворе. В это время в Вавилонии начались смуты; за царскую власть спорили разные сановники и военачальники.

Эвиль-Мородах был низложен, и в течение пяти лет в стране сменились три царя.

Последним вавилонским царем был Набонад (555 г.). При нем произошло распадение великой восточной империи.

В то время, когда Набонад царствовал в Вавилонии, рядом с ней возникло новое государство, которое вскоре приобрело господство над всей Передней Азией. Обширная страна к востоку от Месопотамии, называемая Ираном, была населена двумя народами: мидийцами и персами. Мидийцы, в союзе с вавилонянами некогда разрушили ассирийское царство С тех пор мидийцы господствовали в Иране, а персы подчинялись им. Но впоследствии перевес в Иране получили персы.

Под начальством своего храброго полководца Кира (Кореш) они покорили Мидию и взяли ее столицу Экбатану. Кир сделался царем соединенного Мидо-Персидского царства (около 550 г.) и устремился к новым завоеваниям. Он завоевал Малую Азию и Сирию, а потом задумал покорить сильное вавилонское государство. Он успел уже занять некоторые области Вавилонии и готовился подступить к ее столице. Слухи о блестящих победах Кира наполняли радостью сердца иудейских пленников в Вавилоиии. О новом победителе рассказывали, что он отличается великодушием и хорошо относится к угнетенным народам. Иудеи, поэтому, надеялись, что после завоевания Вавилона Кир освободит их и отпустит на родину. Один живший среди изгнанников пророк в пламенных речах восхвалял добродетели Кира и указывал на него, как на посланного Богом избавителя иудеев.

Этот великий безымянный пророк (его называют условно Иешая II, так как его речи сохранились во второй части Книги Иешаи I, прославленного пророка времен Хизкии) может быть назван «пророком возрождения». Если в речах Иехезкеля отразилась темная ночь пленения, то в речах нового пророка сияет блеск поднимающейся зари, слышится бодрящий призыв к освобождению и новой жизни. Пророк слышит голос Бога, обращенный к вождям иудейского народа:

«^Утешайте, утешайте народ Мой! Говорите сердцу Иерусалима, возвестите, что кончилось время борьбы его, что получено удовлетворение за вину его… Голос взывает: в пустыне (между Вавилонией и Иудеей) проложите путь для Иеговы, в степи выровняйте дорогу для Бога нашего. Выходите из Вавилона, спешите вон из Касдима (Халдеи), скажите: освободил Иегова своего раба Якова. (гл. 40).

– Исполнителем Божией воли в этом перевороте является персидский завоеватель Кир: «Так сказал Иегова про своего мошиаха (мессию) Кореша: Я укрепил десницу его, покорил ему народы, распоясал чресла (обезоружил) царей, открыл перед ним двери и снял запоры с ворот (городов)… (И все это Я сделал) ради Моего раба Якова и Моего избранника Израиля. Я воздвиг его (Кира) для правды, и все пути его уровняю; он построит мой град и Моих изгнанников отпустит» (гл. 45).

Пророк развивает ту мысль, что Иегова есть не только Бог еврейского народа, но и Бог всего мира, направляющий судьбы всех людей. Еврейский народ есть только избранник Божий, призванный открыть другим народам истинную веру и осуществить идеалы высшей правды на земле. Этот «избранник» должен был терпеть муки и гонения, но он в конце концов восторжествует: он будет «светочем для народов», знаменосцем истины для всего человечества. Этот светоч вновь засияет на вершине Циона, в освобожденной Иудее. Очищенная страданиями, еврейская нация должна вернуться на родину и там показать миру образец духовной мощи.

Пророк сулил освобожденной нации не военное могущество, не владычество над другими народами путем меча и насилия, а покорение умов и сердец путем распространения идей правды и общественной справедливости.

93. Освобождение иудеев персидским царем Киром.

В то время как грозные войска Кира приближались к Вавилону, царь вавилонский ничего не предпринимал для обороны своей столицы. Он надеялся, что Вавилон, окруженный двойным рядом толстых стен, никогда не будет взят приступом. Считая себя в безопасности, царь и его приближенные предавались веселию и устраивали шумные пиршества. Об одном из таких пиров предание рассказывает следующее. Вавилонский царь Бельшацар (сам Набонад или его сын) устроил большой пир для своих вельмож и велел принести во дворец сосуды, вывезенные когда-то Невухаднецаром из иерусалимского храма. В то время, когда царь и его гости сидели за столом и пили вино из священных сосудов, на стене комнаты, против стола, показалась человеческая рука и написала там какието непонятные слова. Царь испугался и призвал своих мудрецов, чтобы они прочли надпись, но мудрецы не могли ее прочесть. Тогда призвали иудейского мудреца Даниила, Даниил немедленно разобрал надпись и сказал царю: «Тут начертаны следующие слова: мене, мене, текель уфарсин. Это означает: сосчитано, взвешено и разделено. Сосчитаны дни твоего царствования, взвешены на весах твои дурные дела и разделено твое государство между мидийцами и персами». Это предсказание очень скоро сбылось.

Могучее войско Кира подступило к Вавилону и осадило его. Взять этот громадный, укрепленный город приступом оказалось невозможно. Кир велел выкопать за городом канал и соединить его с рекой Евфратом, протекавшей среди города. Вода из реки устремилась в канал, а оттуда выливалась в находившееся поблизости глубокое озеро. В реке осталось так мало воды, что се можно было перейти в брод. Однажды ночью, когда вавилоняне беззаботно веселились по случаю праздника в честь своего божества, персидские воины пробрались по обмелевшему руслу Евфрата в город. Вавилон был взят. Кир объявил себя повелителем вавилонского государства и присоединил его к Персии (538 г.).

Многочисленное иудейское население Вавилонии с восторгом встретило персидского победителя. Эта преданность иудеев понравилась Киру. Он решил освободить их из долгого плена и отпустить в Иудею, которая, как бывшая вавилонская провинция, вошла теперь в состав персидского государства. Вскоре по всей Вавилонии были разосланы царские гонцы, объявлявшие указ Кира: всем евреям, живущим в вавилонских и персидских городах, дозволяется возвратиться в Иудею, отстроить разрушенный Иерусалим и святой храм. Деньги па сооружение иерусалимского храма Кир приказал выдать из своей царской казны. Заведующий персидским казначейством получил от Кира приказ – выдать возвращающимся все золотые и серебряные сосуды, которые Невухаднецар увез из иерусалимского храма.

Десятки тысяч иудеев приготовились покинуть Вавилонию и возвратиться на родину. Во главе этих выходцев стояли: Зерубавель, внук царя Иоахина, и Иешуа, внук последнего иерусалимского первосвященника Сераи. Часть иудеев осталась еще в Вавилонии, но и она не забывала своего отечества и надеялась позже туда возвратиться. Оставшиеся снабдили своих уходивших на родину братьев деньгами, припасами и вьючным скотом. Кир дал переселенцам конвой из тысячи всадников, для охраны в дороге от нападения хищных племен.

В 537 году многочисленная масса иудеев двинулась из Вавилонии в родную землю, по которой так сильно тосковали два поколения изгнанников. Внезапное освобождение от неволи казалось им Божиим чудом или волшебным сном. Позднейший псалом передает ликующее настроение возвращавшихся:

Когда пленников Бог в свой Цион возвращал, Все мы были как будто во сне;

Ликованьем наполнились наши уста,
Песня радости с них полилась.
Говорили тогда средь народов земли:
«Бог великое с ними свершил!»
Да, великое с нами Иегова свершил,
Ликованьем наполнил сердца!

Вавилонский плен

В странах ислама
В Азии
В Западной Европе
В Восточной Европе
В России
В Новом Свете

Периоды еврейской истории:

Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Течения в иудаизме

Вавило́нский плен или Вавилонское пленение (ивр. גָּלוּת בָּבֶל ‎, галут Бавел) — период в истории еврейского народа с 598 по 539 год до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II.

Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598—582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.

Вавилонское пленение привело к появлению крупной еврейской диаспоры [1] и стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания. [источник не указан 812 дней]

Содержание

Вавилонское изгнание и персидское господство

Вавилонский плен

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия (Цидкийаху), пытавшийся бежать. Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет. В составе Ново-Вавилонского царства еврейские переселенцы образовывали родовые группы, не забывавшие о своей родине и поддерживавшие с ней связи.

В 556 году до н.э. в результате заговора вавилонским царем стал арамейский сановник Набонид. Его правление отмечено попыткой ослабить влияние гражданско-храмовых общин Вавилонии и сделать своих соплеменников-арамеев главной опорой государства. С этой целью в качестве верховного государственного божества в его правление выдвигался харранский Син, особо почитавшийся арамеями. Важный религиозный ритуал Новогодия, требовавший личного участия царя, игнорировался, поскольку царь подолгу находился вне Вавилона, в аравийской Тейме (в отсутствие царя страной управлял его старший сын, царевич Бел-шар-уцур), культовые изображения богов перевозились из их святилищ в Вавилон, жречество вавилонских храмов заменялось новым, лояльным Набониду. Такая политика встретила всеобщую враждебность, и когда в Вавилонию вторгся персидский царь Кир II, вавилоняне приветствовали его как освободителя. Вавилонское царство покорилось персам и вошло в состав Ахеменидской державы, сохранив свою автономию.

Правление Кира Великого

Кир II оказывал покровительство народам, входившим в Вавилонское царство, стремясь заручиться их поддержкой. В частности, в первый год своего царствования он издал эдикт, разрешающий депортированным в Вавилонию евреям вернуться на родину. Как следует из Книги Ездры, после эдикта Кира в Иудею отправилось 42360 евреев. Это сделало возможным восстановление иерусалимского храма (Второй Храм), которое было завершено в 516 г. до н.э. Многие евреи предпочли остаться в Месопотамии.

Хронология

В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода. Существует значительное расхождение между традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия [источник не указан 372 дня] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector