0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В суре аль кадр 114 букв. Чтение суры «аль-Кадр» после омовения

Сура «Аль-Кадр»

По милости Всевышнего Аллаха мы вступили в последние десять дней благословенного месяца Рамадан. Одной из милостей, дарованных Создателем верующим в эти дни и ночи – возможность застать и провести в поклонении ночь Ляйлятуль-Кадр.

Сура 97 «аль-Кадр» «Ночь Предопределения»

Мекканская сура.

В ней говорится о начале ниспослания Священного Корана и о достоинствах Ляйлятуль-Кадр (Ночи Предопределения). Всевышний Аллах выделил ее из общего ряда ночей года особым почетом и величием. Ценность этой ночи и ее тайны, а также блага, которыми одаряет Всевышний Аллах Своих верующих рабов в эту благословенную ночь, – неисчислимы. Мы не знаем всего: многие вещи, касающиеся Ляйлятуль-Кадр, неизвестны нам и непостижимы.

Причина ниспослания

Ибн Аби Хатим передает от Муджахида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал своим сподвижникам о воине-иудее, который носил оружие тысячу месяцев, ни разу не сложив его. Мусульмане были поражены, услышав это. После этого была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ляйлятуль-Кадр, дарованное этой умме, лучше, чем тысяча месяцев войны на пути Аллаха, в которой участвовал этот воин.[1]

Название суры

Первое значение слова «кадр» — это величие, почет или достоинство. Имам аз-Зухри и другие ученые считали, что Ляйлятуль-Кадр – это ночь Величия и ночь Почета. Абу Бакр Варрак считал, что эта ночь названа так, потому что мусульманин может приобрести данные качества (обрести достоинства, стать человеком чести) в результате раскаяния, обращаясь к Господу за прощением и проведя эту ночь в поклонении своему Создателю.[2]

Второе возможное значение слова «кадр» — предопределение. Считается, что эта ночь была названа так, поскольку судьба отдельного человека и целых народов, предопределенная для них Всевышним Аллахом в вечности, передается для воплощения особым ангелам, ответственным за реализацию предопределения. Информация о событиях жизни каждого человека, времени его смерти, его пропитании, количестве осадков и всех прочих вещах передается этим ангелам на осуществление в течение года – от одного Рамадана до другого. Ибн Аббас говорил, что за это отвечают четыре ангела: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир им.[3]

Когда наступает Ляйлятуль-Кадр?

В Коране однозначно утверждается, что эта ночь приходится на благословенный месяц Рамадан, но на какую именно ночь – не сообщается. Посему этот вопрос стал предметом дискуссий ученых. Существует приблизительно сорок мнений на этот счет.[4]

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается хадис:

«Ищите Ляйлятуль-Кадр в нечетные дни последней декады Рамадана».[5]

Передал ʼУбада ибн ас-Самит, да будет Аллах им доволен:

«Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел, чтобы сообщить нам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Ляйлятуль-Кадр, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамадана!»».[6]

Эти и другие хадисы и сообщения о дате Ляйлятуль-Кадр можно согласовать между собой так: это может быть любая из десяти нечетных ночей, и она может меняться из года в год, то есть с наибольшей вероятностью это 21, 23, 25, 27 или 29 ночь месяца Рамадан.

Учёные так объясняют мудрость сокрытия Аллахом точной даты наступления этой ночи: если бы она была оглашена, то большинство, поклоняясь в эту конкретную ночь, оставило бы поклонение в другие ночи. Тогда как ее сокрытие в одной из последних десяти ночей Рамадана мотивирует поклоняться больше и, соответственно, увеличить награду в разы. Также знание точной даты чревато тем, что верующие, не способные оставить свои грехи, застав эту ночь, не смогут воздержаться от греха, а совершение греха сознательно в эту ночь опасно для имана.

Транскрипция суры «АЛЬ-КАДР»

Бисмилляяхир-Рахмаанир-Рахиим

Инна Анзальнаху Фи Ляйлятиль-Кадр.

Уа Ма Адрака Ма Ляйлятуль-Кадр.

Ляйлятуль-Кадри Хайрун Мин Альфи Шахр.

Таназзалюль-Маля`икату Уар-Руху Фиха Би`изни Раббихим Мин Кулли Амр.

Салямун Хийа Хатта Матля`иль-Фаджр.

Как определить наступление этой ночи?

Самый надежный способ – провести в поклонении все десять последних ночей Рамадана. Если не получается, то хотя бы нечетные. Также можно попытаться определить эту ночь по ее характерным признакам. В хадисах упоминаются следующие признаки Ляйлятуль-Кадр:

  • Она бывает светлой, ясной, не жаркой и не холодной (с учетом климата конкретной местности).
  • Луна в эту ночь яркая.
  • Ветер дует с умеренной силой.
  • Верующие ощущают особое спокойствие и благодать в эту ночь.
  • После нее утром солнце восходит без лучей – круглое, как полная Луна. Ученые говорят, что этот признак – основной, он присутствует обязательно.

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْر

1.Мы, поистине, низвели его (Коран) в ночь Предопределения.

Эта ночь отмечена прежде всего тем, что именно в нее Священный Коран был ниспослан целиком из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира.

Коран обрел словесную форму и был зафиксирован первоначально в Хранимой Скрижали. И из шариатских текстов следует, что передача Корана в виде откровения произошла именно из Ляуха. Наш господин Джибриль, мир ему, по повелению Всевышнего Аллаха спустил Коран из Ляуха на небо земного мира. Это мнение назвал самым верным имам ат-Табари в своем тафсире, передавая его от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом. Сама форма глагола «أنزل» указывает на однократность, что подтверждает мнение ученых, согласно которому в аяте говорится именно о ниспослании Корана в Ляйлятуль-Кадр полностью. [7]

Имам Абу Суʼуд пишет:

«Под «ниспосланием» в этом аяте подразумевается ниспослание Корана целиком на небо этого мира. И передается, что он был ниспослан именно целиком в Ляйлятуль-Кадр из Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) на небо этого мира».[8]

Затем Джабраиль, мир ему, постепенно в течение двадцати трех лет передавал его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

В некоторых сообщениях упоминаются также ангелы-писцы, которые диктовали текст Корана Джабарилю, мир ему, однако имам аль-Куртуби передает от Абу Бакра ибн аль-Араби, что это не соответствует действительности:

«Не было посредника (промежуточного звена) между Аллахом и Джабраилем, как не было его затем между Джабраилем и Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует».[9]

وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ

2.Откуда ты мог знать, что такое ночь Предопределения?

Откуда ты, Мухаммад, получил знание о том, что такое Ночь Предопределения (или Ночь Величия и Почета)? Вопрос в такой форме – это известный в арабской риторике прием, подчеркивающий особую значимость и достоинства того, о чем говорится.

Затем Всевышний Аллах называет три особенности этой ночи, составляющие ее величие.

لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْر

3.Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.

Поклонение, совершенное в ночь Предопределения или ночь Величия и Почета лучше, чем непрерывное поклонение в течение тысячи месяцев, то есть примерно восьмидесяти трех лет, в которые нет этой ночи.[10]

В достоверном хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

«Тому, кто проведет Ляйлятуль-Кадр в намазе с верой и надеждой (на награду), будут прощены все прошлые грехи».[11]

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

للَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«Аллахумма иннака ʼафуввун тухиббуль-ʼафва фаʼфу ʼанни».

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!».[12]

В другом хадисе говорится:

«Кто в Ляйлятуль-Кадр совершит намазы магриб и иша джамаатом, тот получит долю (из благ) Ляйлятуль-Кадр».[13]

Муфтий Мухаммад Шафиʼ Усмани пишет:

«Если человек совершит ночной и утренний намазы джамаатом, он получит благословение и награду Ляйлятуль-Кадр. Чем больше поклонения он совершит в эту ночь, тем больше будет его доля от ее благодати. В «Сахих» Муслима говорится, что наш господин Усман, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной намаз (иша) джамаатом, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. А если он совершит утренний намаз (фаджр) джамаатом, он получит столько благ, будто провел в поклонении всю эту ночь целиком»».[14]

تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْر

4.Ангелы и Дух (Джабраиль) спускаются в нее (в эту ночь) с разрешения их Господа (на Землю) со всеми (Его) повелениями.

Вторая особенность этой ночи: в Ляйлятуль-Кадр ангелы, среди которых Джабраиль, мир ему, спускаются по приказу Аллаха на Землю, чтобы выполнить все предопределенное Господом от этой ночи до Ляйлятуль-Кадр будущего года. Это толкование передается от Ибн Аббаса, да будет Аллах доволен им и его отцом.[15]

Спустившись, ангелы также говорят «амин» в ответ на дуа верующих, проводящих Ляйлятуль-Кадр в поклонении Аллаху и мольбах, пока не наступит время утреннего намаза следующего дня.[16]

Читать еще:  Гороскоп на май: Овнам новые доходы, Тельцам - эксперименты с имиджем. Гороскоп на май

Также передается, что ангелы приветствуют салямом каждого верующего, которого застают за поклонением в эту ночь, и просят прощения за его грехи.[17]

سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْر

5.Она благополучна до наступления рассвета.

Третья особенность Ляйлятуль-Кадр: день перед ней и сама ночь до рассвета благополучна – в это время происходит лишь благое.

Ибн Касир пишет:

Хвала Аллаху, на этом тафсир суры «аль-Кадр» завершен.

[1] Аль-Вахиди, «Асбаб нузуль аль-Куран», с. 486. Также см. Ибн Касир (Тайба), 8/442 – 443.

[2] «Маʼариф аль-Куран», 8/843.

[3] Там же. Основа этого – в тафсире аль-Куртуби.

Чтение суры «аль-Кадр» после омовения

Великого ученого мазхаба Имама Аш-Шафии Джалалуддина Ас-Суйути спросили:

‎ ﻫﻞ ﻭﺭﺩ ﺣﺪﻳﺚ ﻓﻲ ﻗﺮاءﺓ ﺳﻮﺭﺓ اﻟﻘﺪﺭ ﺑﻌﺪ اﻟﻮﺿﻮء؟ ﻭﻣﺎ ﺣﺎﻟﻪ؟

«Дошло ли до нас от Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, что-либо насчёт желательности чтения суры «Аль-Кадр» после омовения? И какова степень достоверности этого хадиса?»

Ответ:

‎ اﻟﺠﻮاﺏ: ﺭﻭﻯ اﻟﺪﻳﻠﻤﻲ ﻓﻲ ﻣﺴﻨﺪ اﻟﻔﺮﺩﻭﺱ ﻣﻦ ﻃﺮﻳﻖ ﺃﺑﻲ ﻋﺒﻴﺪﺓ، ﻋﻦ اﻟﺤﺴﻦ، ﻋﻦ ﺃﻧﺲ ﺑﻦ ﻣﺎﻟﻚ ﻗﺎﻝ: ﻗﺎﻝ ﺭﺳﻮﻝ اﻟﻠﻪ ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ: «ﻣﻦ ﻗﺮﺃ ﻓﻲ ﺃﺛﺮ ﻭﺿﻮﺋﻪ: (ﺇﻧﺎ ﺃﻧﺰﻟﻨﺎﻩ ﻓﻲ ﻟﻴﻠﺔ اﻟﻘﺪﺭ) ﻣﺮﺓ ﻭاﺣﺪﺓ ﻛﺎﻥ ﻣﻦ اﻟﺼﺪﻳﻘﻴﻦ، ﻭﻣﻦ ﻗﺮﺃﻫﺎ ﻣﺮﺗﻴﻦ ﻛﺘﺐ ﻓﻲ ﺩﻳﻮاﻥ اﻟﺸﻬﺪاء، ﻭﻣﻦ ﻗﺮﺃﻫﺎ ﺛﻼﺛﺎ ﺣﺸﺮﻩ اﻟﻠﻪ ﻣﺤﺸﺮ اﻷﻧﺒﻴﺎء» . ﻭﺃﺑﻮ ﻋﺒﻴﺪﺓ ﻣﺠﻬﻮﻝ .

الحاوي للفتاوى للسيوطي ج1 ص403

«Дайлями в своем сборнике «Муснад аль-фирдаус» по цепи передачи от Абу Абайды через Хасана, Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Всевышний, привел хадис, в котором Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорит: «Кто прочитает после омовения суру «Аль-Кадр» один раз, тот достигнет степени праведных. А кто прочитает два раза, имя того напишут среди мучеников. А кто прочитает три раза, того Аллах соберет в День Суда вместе с пророками».

Однако в цепи передатчиков этого хадиса есть некий Абу Убайда, а он неизвестен».

См. «Аль-Хави лиль фатава» том 1, стр. 403

قال الأجهوري في حاشيته على شرح الزرقاني على المنظومة البيقونية

Аль-Уджхури в своем субкомментарии к книге «Шарх Аз-Заркани» сказал:

المجهول من أفراد الضعيف اه ‎

«Хадис, в цепи передачи которого есть неизвестный человек, относится к слабым хадисам».

قال الامام النووي في كتابه الاذكار

Имам Навави в своей книге «Аль-азкар» сказал:

اعلم أنه ينبغي لمن بلغه شيء في فضائل الأعمال أن يعمل به ولو مرة واحدة ليكون من أهله ولاينبغي أن يتركه مطلقا بل يأتي بما تيسر منه لقول النبي صلى الله عليه وسلم في الحديث المتفق على صحته: «اذا أمرتكم بشىء فأتوا منه ما استطعتم » ‎

«Знай же, что человеку, до которого дошло что-либо из преданий о достоинствах превосходных деяний «фазаил аль-а’маль»* желательно следовать этому хадису хотя бы один раз, чтобы быть из числа тех, кто последовал за этим хадисом. Такие хадисы не следует полностью игнорировать, а наоборот, необходимо стремиться следовать им по мере своих возможностей, так как Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, в единогласно достоверном хадисе говорит: «Когда я вам что-то повелеваю, то исполняйте из него то, что вы в состоянии исполнить».

Далее имам Навави пишет:

ﻗﺎﻝ اﻟﻌﻠﻤﺎء ﻣﻦ اﻟﻤﺤﺪﺛﻴﻦ ﻭاﻟﻔﻘﻬﺎء ﻭﻏﻴﺮﻫﻢ: ﻳﺠﻮﺯ ﻭﻳﺴﺘﺤﺐ اﻟﻌﻤﻞ ﻓﻲ اﻟﻔﻀﺎﺋﻞ ﻭاﻟﺘﺮﻏﻴﺐ ﻭاﻟﺘﺮﻫﻴﺐ ﺑﺎﻟﺤﺪﻳﺚ اﻟﻀﻌﻴﻒ ﻣﺎ ﻟﻢ ﻳﻜﻦ ﻣﻮﺿﻮﻋﺎ اه. ص36

«Учёные из числа хадисоведов, факихов и другие ученые сказали: « Можно и желательно следовать слабым хадисам в вопросах, касающихся «фазаил аль-а’маль1», также в вопросах о побуждении к благому и предостережении от плохого, если только этот хадис не вымышленный».

См. «Аль-азкар» стр. 36

Известный ученый мазхаба Имама Шафии Ахмад ибн Абдульазиз Аль-Малибари в своей книге «Фатх аль-Муин», перечисляя суннаты омовения сказал:

و سن للمتوضئ . ثم يصلي ويسلم على سيدنا محمد وآل سيدنا محمد ويقرأ <إنا أنزلناه>[٩٧ سورة القدر ثلاثا كذلك بلا رفع يد. ص57

«Желательно совершившему омовение…затем (по чтении дуа после омовения) благословить и поприветствовать нашего господина Мухаммада и его семью и прочитать суру «Аль-Кадр» трижды, не поднимая рук».

См. «Фатх Аль-Муин», стр. 57

Отдел Фетв Муфтията РД

[1] «Фазаиль аль-а’маль»— деяния, превосходство и достоинства которых обоснованы аятами Корана и достоверными хадисами и совершать которые побуждает Шариат. Например: чтение Корана, зикра, дуа и т.д.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Сура 97: «Аль-Кадр» («Могущество»)

О СУРЕ «Аль-Кадр»

Одна из самых популярных у мусульман сур Священного Корана – «Аль-Кадр» («Могущество», «Предопределение») имеет порядковый номер девяносто семь. Включающая в себя лишь пять аятов, она была ниспослана в мекканский период биографии Пророка Мухаммада (с.г.в.).

«Аль-Кадр» посвящена наиболее значимому и ожидаемому многими мусульманами явлению – наступлению Ночи предопределения (Ляйлят уль-Кадр).

О её величии говорит то обстоятельство, что именно в Ночь предопределения было завершено ниспослание Священной Книги мусульман, о чём говорится в 1-м аяте суры.

Затем Создатель задаёт вопрос, что такое Ночь предопределения, после чего Сам на него отвечает: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев».

Эти слова следует понимать так, что по своей благодати она приравнивается более чем к тысячи месяцев, которые соответствуют временному периоду в 83 с лишним лет. И любое благое деяние верующего, совершённое в эту ночь, по уровню награды превзойдёт аналогичное деяние, которое бы он совершал непрерывно в течение 83 лет – практически, всей жизни раба Аллаха.

В связи с этим многие верующие ожидают Ляйлят уль-Кадр с нетерпением, поскольку в эту ночь Создатель даёт нам возможность снискать для себя множества благ, а также ожидать прощения всех грехов.

Доказательством этому служит следующий хадис Заключительного Посланника Аллаха (с.г.в.): «Тому, кто проведёт Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (Бухари, Муслим).

Конкретная дата, соответствующая наступлению Ляйлят уль-Кадр, считается неизвестной, но описаны возможные признаки для её определения.

На это указывает, в частности, один из достоверных хадисов: «Мы уединились вместе с Посланником Аллаха (с.г.в.) во 2-й декаде месяца Рамазан, а наутро 20-го числа он вышел из своего дома и обратился к нам: «Воистину, мне была показана Ночь предопределения, а потом случилось так, что я её забыл.

Но ждите её в одну из нечетных ночей последней декады благословенного месяца Рамазан» (Бухари, Муслим, Абу Дауд).

Исходя из вышеизложенного, Ночь могущества следует ожидать в последние десять ночей Рамадана и именно в этот период мусульмане усердствуют в деле поклонения своему Творцу.

В заключительных аятах суры «Аль-Кадр» сказано, что в одноимённую ночь ангелы снисходят на землю, в эти часы воцаряется мир, поскольку шайтан оказывается не в состоянии кому-либо нанести вред. Благодать Лейлят уль-Кадр действительна до наступления зари.

Чтение данной короткой суры возможно не только во время намаза, но и в любой иной период.

Наилучшим же признано её чтение в последние 10 ночей Священного месяца Рамазан.

ВИДЕО С ЧТЕНИЕМ СУРЫ «Аль-Кадр»

Намаз — время намаза

Мекканская сура, состоит из 5 аятов.

(1) Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения.

(2) И что позволило тебе узнать, что такое Ночь Предопределения?

(3) Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.

(4) Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений.

(5) Она – мир до восхода зари.

Ибн Хатим передает от Муджахида (как хадис мурсаль), что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказал о муджахиде (воине на пути религии) из числа детей Исраиля (бану Исраил), который носил свое вооружение на плечах в течение тысячи месяцев, во время которых он ни разу не складывал свое оружие. Сподвижники были поражены, когда услышали это. В связи с этим событием и была ниспослана данная сура, где сказано, что поклонение в Ночь Предопределения, дарованное этой умме, превышает тысячу месяцев джихада, в котором участвовал этот воин. Согласно другому повествованию от Муджахида, приведенному у Ибн Джабира, поклоняющийся среди бану Исраил имел обыкновение совершать поклонение каждую ночь, а как только наступал рассвет, он вооружался и сражался целый день. Это продолжалось на протяжении тысячи месяцев. Таким образом была ниспослана эта сура. Она показывает превосходство общины Пророка Мухаммада да благословит его Аллах и да приветствует, и что Ночь Предопределения является особым качеством (достоинством) этой уммы (Мазхари).

Значение Ночи Предопределения

Одно из значений слова «кадр» — это величие, почет или достоинство. Зухри и другие ученые отнесли это значение к данной ночи. Эта ночь названа Ночью Предопределения, потому что это ночь величия, почета и достоинства.

Абу Бакр Варрак утверждал, что эта ночь названа таким образом, потому что человек может приобрести данные качества (стать человеком чести и достоинства) вследствие раскаяния, обращаясь за прощением и совершая праведные действия в эту ночь, поскольку до этого ему, возможно, не хватало чести и достоинства и он вел неправедную жизнь.

Другое значение слова «кадр» — это предопределение. Согласно этой точке зрения, эта ночь была названа так, поскольку судьба каждого человека и целых народов, которая была предписана им в вечности, осуществляется через особых ангелов, ответственных за вселенское планирование. Срок жизни каждого человека, его смерть, его пропитание, дожди и другие вещи отмеряются этим ангелам, чтобы осуществиться в течение года, от одного месяца Рамадан до другого. Если человеку предопределено совершить хадж в предстоящем году, он будет ему предписан. Согласно Ибн Аббасу, есть четыре ангела, ответственных за подобные вещи: Исрафиль, Микаиль, Израиль и Джибриль, мир ему.

Читать еще:  Что сделал вольтер. Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия

Это ясно показано в следующих аятах (смысл):

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, поскольку Мы увещеваем людей. В эту ночь каждая мудрая вещь решается (разделяется) через Наше повеление. Мы являемся посылающими (пророков и посланников)» (44:3-5).

Название «Ляйлятун Мубарака», или «благословенная», относится, согласно большинству ученых по Корану, к Ночи Предопределения. Ангелы записывают и спускаются с тем, что Аллах предопределил и повелел на предстоящий год. Некоторые ученые полагали, что слова «благословенная ночь» в аяте 44:3 относятся к 15-й ночи месяца Ша`бан, так называемой «Ляйлятуль-Бараа», или «Ночи неприкосновенности (защиты)». Эта точка зрения может быть согласована с предыдущей, так что начальное божественное предопределение решается в Ночь Бараа, а подробности записываются и передаются соответствующим ангелам в Ночь Предопределения. Это подтверждается повествованием от Ибн Аббаса, которое приводит Багави от Абуд-Духа, который утверждал, что в Ночь Бараа Аллах устанавливает Своим повелением все вселенские предписания, но они передаются соответствующим ангелам только в Ночь Кадр (Мазхари).

Дата Ночи Предопределения

В Коране ясно говорится, что эта ночь приходится на благословенный или благоприятный месяц Рамадан, но ее точная дата не сообщается. Вследствие этого ее дата была предметом для дискуссий среди ученых. Известно примерно сорок мнений на этот счет. Мазхари утверждает, что самое сильное мнение – это то, что Ночь Кадр приходится на последние десять ночей месяца Рамадан, но точная дата ее не установлена. Это может быть любая из десяти нечетных ночей, которые могут меняться из года в год. Согласно достоверной традиции (Сунне), это может быть одна из следующих ночей – 21, 23, 25, 27 и 29. Таким образом, все явно противоречивые предания, связанные с нечетными ночами, согласованы. Все хадисы (предания), связанные с датой этой ночи, подлинные, поэтому нет никакой необходимости в сложной интерпретации. Большинство выдающихся правоведов, таких как Аба Киляба, Имам Малик, Имам Ахмад ибн Ханбаль, Суфьян Саури, Исхак ибн Рахваи, Абу Саур, Музани, Ибн Хузайма и другие согласны, что эта ночь приходится на последние десять нечетных ночей попеременно. Имам Шафии имел два мнения. С одной стороны, он соглашался с большинством, с другой – считал, что дата этой ночи фиксированная и не меняется (Ибн Касир).

Есть передача от Аиши, да будет доволен ею Аллах, записанное в «Сахихе» Бухари, согласно которому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять ночей Рамадана» (Мазхари).

Ценность и важность этой Ночи и особые дуа этой Ночи

Самое большое достоинство этой Ночи упоминается в самой суре, то есть поклонение, совершенное этой ночью, лучше, чем поклонение в течение тысячи месяцев, что составляет восемьдесят три года и четыре месяца. В данном случае этот оборот, как и везде в Коране, не подразумевает точного числа, но обозначает какое-то большое число. Один Аллах знает, насколько (она) больше или лучше.

Передается у Бухари и Муслима от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто проводит Ночь Кадр в поклонении Аллаху, будут прощены все прошлые грехи». Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все ангелы, находящиеся у Лотоса Крайнего предела, спускаются под предводительством Джибриля, мир ему, и приветствуют каждого верующего, мужчину или женщину, кроме тех, кто пьет вино и ест свинину». В другом хадисе сообщается, что, кто лишится благ Ночи Кадр, лишился всего хорошего. В Ночь Предопределения некоторые люди чувствуют особый свет и свидетельствуют об этом.

Однако, нужно отметить, что подобные переживания или свидетельства от одного или нескольких не являются частью благословений или вознаграждений этой ночи. Поэтому люди не должны беспокоиться об этом.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, однажды спросила Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, какие дуа ей следует читать, если она застанет эту ночь. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, посоветовал ей произносить следующее дуа:

(Аллахумма иннака `афуввун тухиббуль-`афва фа`фу `анни)

«О Аллах, поистине, Ты Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня» (Куртуби).

Ниспослание Благородного Корана

Смысл первого аята:

(1) “Поистине, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения”.

Из этого аята ясно, что Благородный Коран был ниспослан в Ночь Кадр. Он (этот аят) может иметь два значения: 1) весь Коран был ниспослан этой Ночью из Хранимой Скрижали. Затем Джибриль, мир ему, передавал его Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, по частям по мере необходимости в разные моменты времени в течение двадцати трех лет; 2) первое откровение, заключающее в себе начальные аяты 96-й суры, произошло в месяце Рамадан, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, совершал поклонение в пещере Хира. Остальная часть Корана была ниспослана постепенно, по необходимости в различных обстоятельствах.

Все небесные книги были ниспосланы во время Рамадана

Абу Зарр Гифари, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Свитки пророка Ибрахима (мир ему) были ниспосланы 3-го Рамадана, Тора была ниспослана 6-го Рамадана, Инджиль был ниспослан 13-го Рамадана, Забур был ниспослан 18-го Рамадана, и Коран был ниспослан 24-го Рамадана» (Мазхари).

Нисхождение ангелов и духа с решениями Аллаха

Смысл четвертого аята:

«Ангелы и дух (ангел Джибриль) нисходят во время нее с дозволения Господа для всяких повелений».

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Когда наступает Ночь Предопределения, Джибриль спускается на землю с огромным множеством ангелов, и все они молятся за каждого раба Аллаха, мужчину или женщину, занятых молитвой или поминанием Аллаха, чтобы получить благословение Аллаха» (Мазхари).

Во фразе «мин кулли амрин» предлог «мин» используется в значении предлога «с» так же, как в аяте 13:11.

Поэтому аят, согласно комментариям, будет иметь смысл, что ангелы спускаются в течение всей ночи с повелениями относительно того, что должно произойти в наступающем году. Некоторые комментаторы, такие как Муджахид и другие, говорят, что фраза «мин кулли амрин» синтаксически связана с «салям» и слово «амр» означает «все». Таким образом, они понимают эту фразу так: «Эта Ночь безопасна от всякого зла и вреда» (Ибн Касир).

Смысл пятого аята:

«Она – мир до наступления рассвета».

Слово «салям» (мир) дополняет полный смысл предложения «вся эта ночь – мир, спокойствие и полная благость, лишенная всякого зла» (Куртуби).

Некоторые ученые рассматривают слово салям как определяющее предложение «мин кулли амрин» — «ангелы спускаются с каждой вещью, которая является мирной и благостной» (Мазхари).

Заключительная часть аята означает, что благословения этой Ночи не ограничены никакой отдельной ее частью. Она начинают ниспосылаться в начале ночи и продолжаются до рассвета.

В аяте сказано: «Ночь Предопределения лучше, чем тысяча месяцев». Каждая тысяча месяцев равняется восьмидесяти трем годам и четырем месяцам. Очевидно, каждый год включает в себя Ляйлятуль Кадр, которая лучше тысячи месяцев.

В результате, Ночь Предопределения возвратится к бесконечности, то есть будет повторяться без конца. По этой причине некоторые комментаторы говорят, что выражение «больше, чем тысяча месяцев» не включает в себя Ночи Предопределения. Таким образом, это не представляет собой проблему (Ибн Касир со ссылкой на Муджахида).

Вследствие географического положения разных стран, время этой ночи меняется в различных местах. В результате Ночь Предопределения не происходит везде одновременно. Это не является проблемой, поскольку люди в каждой местности должны вычислить эту ночь, и провести ее в поклонении, и получить ее благословения согласно своему географическому положению.

Аллах, Пречистый и Великий, знает лучше.

Если человек исполнит ночной и утренний намазы в джамаате, он получит благословения и награду Ночи Кадр. Чем больше поклонения он совершит ночью, тем больше получит благодати этой ночи. В «Сахихе» Муслима говорится, что наш господин Усман, д будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если человек совершит ночной (иша) намаз в джамаате, он получит столько благословений, будто провел половину этой ночи в поклонении. И, если он совершит утренний (фаджр) намаз в джамаате, он получит благословения [будто] за целую ночь, проведенную в поклонении».

Толкование суры «Аль-Кадр = Предопределение»

Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!

Эта сура, которую большинство учёных считают мединской и которая состоит из пяти аятов, получила такое название её первому аяту. Она посвящена очень важному и благодатному периоду времени, а именно — ночи предопределения, одной из ночей благодатного месяца рамадан.

Поистине, говорит Господь, Мы ниспослали Коран в ночь почёта и милости. Это была одна из ночей рамадана. Откуда мог ты, о Пророк, знать, что представляет собой эта ночь предопределения? Ночь предопределения — благодатная ночь, и благое деяние, совершённое в эту ночь, лучше благих деяний, совершаемых на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. Такова милость Аллаха к этой общине. В эту ночь ангелы и Джибриль (мир ему) много раз нисходят на землю с позволения Господа по каждому Его повелению, предопределённому для этого года. Эта ночь безопасна и благополучна и не случается в неё никакого зла до самого рассвета.

Читать еще:  Металлическая коза стрелец гороскоп. Год петуха для козы

Цель суры — подчеркнуть благодатность и важность этой ночи, в которую каждый мусульманин имеет возможность обрести великую награду и снискать довольство Всевышнего Господа.

Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку сура посвящена как раз ночи предопределения и её достоинствам. Это ночь, в которую началось ниспослание Корана и в которую на землю спускаются ангелы, в том числе и Джибриль (мир ему). Это особая по своей значимости и благодатности ночь, подобной которой нет. И не приходится сомневаться в том, что эта чудесная ночь — ещё одно явное указание на Всемогущего и Великого Творца.

Также нетрудно заметить связь между началом и концом данной суры. В начале суры сообщается о ниспослании Корана в эту ночь, а в конце суры упоминается о том, что ночь эта исполнена мира и благополучия. А главным фактором этого мира и благополучия как раз и было ниспослание Корана. Ведь Коран — источник мира и благополучия и безопасный путь для тех, кто неуклонно придерживается его учения, следует его спасительному руководству и аккуратно исполняет его заветы.

Существует тесная связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Сгусток». Та сура завершается велением совершать земные поклоны Всевышнему Аллаху и приближаться к Нему, то есть усердно поклоняться Ему одному и не обращать внимания на тех, кто старается помешать верующим в поклонении Аллаху и совершении богоугодных дел. А эта сура начинается с упоминания о ниспослании в неё Корана.

При этом коранические аяты в этой суре словно побуждают нас уделять особое внимание этой благодатной ночи, которая бывает раз в году, и ни в коем случае не придавать её забвению и не упускать возможность получить огромную награду, которая предоставляется этой ночью каждому верующему. А для того, чтобы получить эту награду и извлечь для себя пользу из этой благой ночи, верующий должен посвятить её искреннему и усердному поклонению Всевышнему Аллаху. И это поклонение, вне всяких сомнений, включает в себя и чтение Корана, и совершение дополнительных молитв, и обращение к Аллаху с мольбами, и неустанное поминание Его. И, конечно же, среди этих действий присутствует совершение земных поклонов и стремление приблизиться к Нему, упомянутые в конце предыдущей суры.

Поклоняться Всевышнему со всей возможной искренностью и усердием, устремляясь к Нему при этом всем сердцем, мусульманин должен всегда, на протяжении всей своей жизни, однако в благодатные периоды времени он должен относиться к поклонению с особым вниманием, ибо это уникальный шанс многократно увеличить свою награду, совершая практически те же действия, что и в обычные дни.

Также хорошо заметна связь между этой сурой и предыдущей. У содержания этих двух сур в действительности много общего. Так, в суре «Сгусток» Всевышний Аллах велит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) читать Коран во имя Господа его, Который сотворил всё сущее и научил человека тому, чего тот не знал. А в данной суре содержится упоминание о Коране и Его ниспослании и указание на его достоинства, и то, что он — от Всемогущего и Великого Господа, знающего о том, в чём благо для людей и что им требуется для того, чтобы быть счастливыми в этом мире и в мире вечном, и что он ниспослан в ночь предопределения, благодатность и достоинства которой описываются в суре.

Кроме того, та сура начинается с веления: «Читай!», а заканчивается велением совершать земной поклон Господу миров и искать приближения к Нему. Веления эти адресованы Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А данная сура повествует о ниспослании Корана, читать который было велено Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). К тому же, сура «Сгусток» была ниспослана в самом начале ниспослания Откровения, а в данной суре разъясняется, что ниспослание Корана, которое началось с ниспослания аятов суры «Сгусток», имело место в ночь предопределения.

К тому же, в той суре содержится веление читать Коран во имя Господа, совершать земные поклоны Ему и приближаться к Нему посредством усердного поклонения Ему одному. А в данной суре упоминается благодатная ночь предопределения, в которую поклонение Всевышнему и благие дела лучше, чем то же поклонение и те же благие дела, совершаемые на протяжении тысячи обычных месяцев, то есть приносят человеку большую награду. Об этом упомянуто для того, чтобы мусульманин использовал эту ночь, посвящая её чтению Корана, земным поклонам и приближению к Аллаху, упомянутым в суре «Сгусток».

Благодатность ночи предопределения

Поистине, Мы ниспослали его [Коран] в ночь предопределения [или величия].

Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения [или величия]?

Ночь предопределения [или величия] лучше тысячи месяцев.

Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры, поскольку повествует о ночи предопределения и её благодатности и величии. Ведь это ночь, в которую началось ниспослание Корана, ночь, в которую связь земного с вечным проявляется особенно чётко, ночь, в которую небесное общество ангелов наиболее тесно соприкасается с обществом земным, человеческим. Она пропитана благодатью и является уникальным даром Всевышнего человечеству.

Сура начинается с упоминания о том, что Великий Аллах ниспослал великий Коран в эту великую ночь. И она упоминается под одним и тем же названием в трёх аятах подряд, чем лишний раз подчёркивается её величие.

Ночь эта названа ночью предопределения, потому что в неё имеет место распределение событий, ситуаций, удела и жизненных сроков для всего сущего на предстоящий год: Всевышний Аллах оповещает о предопределённом Им ангелов, дабы те приступали к претворению этого предопределения в жизнь. Мы знаем, что Всевышний Аллах знает всё изначально — всё, что было, есть и будет. Что же касается данного предопределения, то оно представляет собой лишь детальное разъяснение того из уже предопределённого Им и записанного на Хранимой Скрижали, чему суждено произойти в предстоящем году.

Эти аяты обращают наше внимание на важную истину: порой небольшое количество благих дел, совершаемых в благодатный период времени или в благодатном месте, оказывается лучше, чем множество благих дел, совершаемых в обычное время или в обычном месте. К благодатным периодам времени относятся, например, рамадан, особенно последняя его декада, а также первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа. А к благодатным местам относится, например, Достопочтенная Мекка и Пресветлая Медина.

Это в высшей степени справедливо и когда речь идёт о ночи предопределения. И само упоминание об этом — явный призыв воспользоваться этим благодатным периодом времени и не упустить эту редкую возможность многократно увеличить свою награду и значительно утяжелить чашу с благими деяниями на наших весах в Судный день. И призыв этот адресован каждому верующему — обладателю живого и чуткого сердца, стремящемуся к спасению, преуспеянию и счастью в обоих мирах и желающему снискать довольство Господа миров.

Особенности ночи предопределения

В эту ночь ангелы и Дух [Джибриль] нисходят с дозволения их Господа по всяким делам.

Она благополучна вплоть до наступления зари.

Эта часть суры явно связана с главной темой суры, поскольку посвящена ночи предопределения и её особенностям. Связана она и с предыдущей частью суры, поскольку в ней сообщается о событиях, которые происходят в эту ночь и являются её особенностями и отличительными чертами и проявлениями её благодатности и величия.

Вообще связь между этими двумя частями суры вполне очевидна. Упоминая в той части суры о великом Коране, ниспосланном в великую ночь предопределения, Всевышний Аллах при этом подчёркивает её величие вопросом: «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения [или величия]?» Это явное указание на достоинства и величие этой благодатной ночи. Известно, что Всевышний Аллах сделал одни места и периоды времени более благодатными, чем другие, и ночь предопределения однозначно относится к числу таких особенных и благодатных периодов времени, в которые верующий имеет возможность получить огромную пользу, увеличить свою награду и обрести много блага.

Затем Всевышний Аллах упоминает о ещё одной особенности этой ночи, о ещё одном проявлении и свидетельстве её благодатности — это нисхождение ангелов, в том числе и Джибриля (мир ему), который упомянут особо, учитывая его достоинства и высоту его положения среди ангелов. Эти чудесные создания, которые никогда не ослушиваются Господа и поклоняются Ему самым усердным образом, аккуратно и точно исполняя каждое Его веление, относятся к числу Его великих творений.

Завершается сура упоминанием о ещё одной чудесной особенности этой благодатной ночи, которая также относится к числу её достоинств: она исполнена мира и благополучия. При этом упоминание о мире может служить указанием на то, что особенностью этой ночи являются мир и благополучие до самого рассвета, а может служить указанием на то, что в эту ночь до самого её окончания, то есть до рассвета, пречистые и благородные ангелы Всевышнего приветствуют миром покорных Господу и занятых поклонением Ему.

Таким образом, все части суры самым тесным образом связаны между собой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector