0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В поисках новой личности: ренессанс и реформация. Становление современной европейской цивилизации

Содержание

В поисках новой личности: ренессанс и реформация

В XV—XVI вв. два явления в культуре — Ренес­санс и Реформация — произвели своего рода револю­цию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс — это воз­рождение античного наследия, мирского начала. Ре­формация явилась обновлением церкви и сопровожда­лась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали но­вый взгляд на человеческую личность.

победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во вто­рой половине XIV в и продолжала развиваться на про­тяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние ве­ка» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и по­клонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов про­явились в самых разных сферах: в философии, литера­туре, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием не­многих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощен­ном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в философии. Ранние гума­нисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374), пи­сатель Дж, Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении ан­тичной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религий, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы цен­ностей.

В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетиче­ская мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследо­ванное от греков и римлян. Таким образом устраня­лось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланд жело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Человек с его земными страстями и желаниями по­явился и в литературе. Запретная прежде тема плот­ской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавля­ло духовного. Как и философы, писатели старались со­здать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах череду­ются с трагическими рассказами о безответной или са­моотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвя­щенных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до не­бесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Воз­рождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренца Балла (1407—1457) и Л. Альбер-ти (1404—1472) считали накопленные знания, кото­рые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было нераз­рывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Благородство — словно некое сияние, исходящее от добродетели и озаряющее ее обладателей, какого бы происхождения они ни были.

Из «Книги о благородстве» Поджо Браччолини, итальянского гуманиста, XV в,

Наступала эпоха стихийного и буйного самоут­верждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчи­няющей индивида целому. Это было время титаниз­ма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца — поэта, художни­ка, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрож­дения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искус­ства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренеб­регал интригами, а в борьбе с противниками использо­вал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.

Стихийный безудержный индивидуализм вмел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. — в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564—1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограни­ченных возможностей перед лицом окружающего ми­ра, полного злобы и страстей. Появился в его произве­дениях и другой тип индивидуалиста — эгоиста, рву­щегося к власти и встающего над моралью (Макбет).

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Реформация: границы индивидуализма

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483—1546) выступил со своими 05 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католи­ческой церковью. Реформация быстро распространи­лась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное дви­жение средневековья. Своих новых теоретиков Рефор­мация обрела в Швейцарии, где возник второй пос­ле Германии крупнейший ее центр. Там окончатель­но оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509—1564), которого прозвали «женевским папой».

Реформация разрушала представления о незыбле­мой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобща­ют человека к благодати, а личная вера. Единствен­ным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформи­ровать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секу­ляризовать церковное имущество, распустить мона­шеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень попу­лярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее инди­видуальном общении с Богом. Лишенный посредниче­ства церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности.

Кальвин учил, что знак Божественного благоволе­ния к человеку раскрывается в его практической де­ятельности: успех или неуспех — критерий, позво­ляющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

Результатом Реформации. было прежде всего то, что в противовес католической точке зрения моральное значение мирского профессионального труда и религиозное воздаяние за него чрезвычайно выросли.

М. Вебер. Протестантская этика

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным воле­вым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла ин­дивидуализм, но вводила его в строгие рамки мора­ли, основанной на религиозных ценностях.

Реформация оказала огромное влияние на массо­вое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, ре­формированные церкви — англиканская, лютеран­ская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религи­озных идеалов влекло за собой кровопролитные граж данско-религиозные войны, такие как война протес­тантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Вопросы и задания

1. Что привлекало деятелей Возрождения в культуре античности? Почему они считали средневековье «темным» временем в истории Европы? Согласны ли вы с такой оценкой средних веков? Почему? Как деятели Возрождения пытались примирить христианство и античную культуру?

2. Какое значение в эпоху Возрождения придавалось человеческой личности? Какие требования к ней предъявлялись? Чем такое отношение к личности отличалось от средневекового? Какой была «обратная» сторона индивидуализма? Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы?

3. Что такое Реформация? Какие новые представления о роли церкви, о вере и мирской жизни она выработала? Проярился ли в Реформации индивидуализм, свойственный этой эпохе? Чем он отличается от индивидуализма возрожденче­ского?

Средние века — важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сложились и стали развиваться те особые черты, кото­рые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом.

Уже в средние века были заложены основы совре­менной европейской демократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческой лич­ности.

На исходе средневековья в Европе в наиболее чис­той своей форме зародился новый тип социально-эко­номических отношений — капитализм.

Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немало мрачных страниц. Установление прогрессив­ных буржуазных отношений шло рука об руку с ата­вистической работорговлей. С XVI по XIX в. было об­ращено в рабство и вывезено с Африканского конти­нента около 10 млн негров. Только в XIX в. во многих европейских странах был принят закон о запрете тор­говли рабами. Рост промышленности привел к обеззе­меливанию и разорению крестьянства. В Европе рано появились идеи гуманизма, но это не мешало инк­визиции и в XVIIв. сжигать еретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокие религиозные войны.

Очевидно, главное достижение Европы средневеко­вой и приближающейся к новому времени — это дина­мизм, мобильность, быстрая приспособляемость циви­лизации к меняющимся историческим условиям, уме­ние использовать собственные достижения.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

7. В поисках новой личности: ренессанс и реформация.

В XV—XVI вв. два явления в культуре — Ренессанс и Реформация — произвели своего рода революцию в духовной жизни Западной Европы. Казалось бы, между ними мало общего. Ренессанс — это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация явилась обновлением церкви и сопровождалась всплеском глубоких религиозных чувств. Тем не менее объединяет их то, что они разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Ренессанс: победы и трагедии индивидуализма

Культура Ренессанса зародилась в Италии во второй половине XIV в. и продолжала развиваться на протяжении XV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Современники воспринимали эту эпоху как «светлый» век, как пробуждение от «тьмы» средневековья. Само название «средние века» появилось именно тогда. Древняя Греция и Рим превратились в объекты страстной ностальгии и поклонения.

Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи, пусть в упрощенном виде, просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления.

Одно из важнейших достижений Возрождения — это появление гуманизма в философии. Ранние гуманисты: поэт и философ Ф. Петрарка (1304—1374), писатель Дж. Боккаччо (1313—1375) — хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

В своей «Исповеди» Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху прежде всего в возвеличивании красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483— 1520), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонарроти (1475—1564) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.

Человек с его земными страстями и желаниями появился и в литературе. Запретная прежде тема плотской любви, натуралистические ее описания получили право на существование. Однако плотское не подавляло духовного. Как и философы, писатели старались создать гармонию двух начал, или, по крайней мере, их уравновесить. В знаменитом «Декамероне» Боккаччо озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими рассказами о безответной или самоотверженной любви. В сонетах Петрарки, посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и земные чувства возвышены до небесной гармонии.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого итальянские гуманисты Лоренцо Валла (1407—1457) и Л. Альберти (1404—1472) считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Высокое представление о человеке было неразрывно связано с идеей свободы его воли: личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу. Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе.

Наступала эпоха стихийного и буйного самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому. Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца — поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Однако титанизм имел и свою обратную сторону, приводя не только к добру, но и ко злу. Эпоха Возрождения славилась и зловещими, тоже титаническими фигурами, такими, как Цезарь Борджиа или Лоренцо Медичи. С Лоренцо Медичи, представителем знатного флорентийского семейства, был связан расцвет искусства во Флоренции в XV в. Однако этот образованный утонченный покровитель прекрасного, казалось бы, воплотивший в себе идеал личности эпохи, не пренебрегал интригами, а в борьбе с противниками использовал яд и кинжал. Сын папы римского Цезарь Борджиа был известен зверскими преступлениями.

Читать еще:  Сны в ночь на Крещение. Сон в крещенскую ночь

Стихийный безудержный индивидуализм имел свои издержки. Он порождал проблему личного выбора между добром и злом. Бремя индивидуальной свободы постепенно стало порождать трагическое отношение к жизни, которое особенно ярко проявилось в XVI в. — в эпоху позднего Возрождения. Не случайно в пьесах великого английского драматурга У. Шекспира (1564—1616) человек часто изображен и героически, и трагически. Таков Гамлет, в котором титанизм ума совмещается со слабостью, с ощущением своих ограниченных возможностей перед лицом окружающего мира, полного злобы и страстей. Появился в его произведениях и другой тип индивидуалиста — эгоиста, рвущегося к власти и встающего над моралью (Макбет).

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Реформация: границы индивидуализма

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483—1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509—1564), которого прозвали «женевским папой».

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. Единственным авторитетным источником для христианина является Писание, а не декреты пап. Требуя реформировать церковь, М. Лютер доказывал, что нужно секуляризовать церковное имущество, распустить монашеские ордена, а в монастырях разместить школы и больницы. Лозунг «дешевой церкви» был очень популярен, но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Реформация возвышала значение мирской жизни и деятельности.

Кальвин учил, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности: успех или неуспех — критерий, позволяющий понять, проклятие или благодать лежит на человеке. Трудовая этика Реформации освящала практицизм, предпринимательство.

И Реформация, и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви — англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической. Нередко утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой кровопролитные гражданско-религиозные войны, такие как война протестантских князей с католическим лагерем во главе с императором Германии, война католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции.

Средние века — важнейшая ступень в развитии западноевропейской цивилизации. В эту эпоху сложились и стали развиваться те особые черты, кото­рые выделили Европу среди других цивилизаций и одновременно повлияли (и продолжают влиять) на мировую цивилизацию в целом.

Уже в средние века были заложены основы совре­менной европейской демократии, стали складываться представления о правах и ценности человеческой лич­ности.

На исходе средневековья в Европе в наиболее чистой своей форме зародился новый тип социально-экономических отношений — капитализм.

Вместе с тем в истории средневековой Европы есть немало мрачных страниц. Установление прогрессивных буржуазных отношений шло рука об руку с атавистической работорговлей. С XVI по XIX в. было обращено в рабство и вывезено с Африканского конти­нента около 10 млн. негров. Только в XIX в. во многих европейских странах был принят закон о запрете торговли рабами. Рост промышленности привел к обезземеливанию и разорению крестьянства. В Европе рано появились идеи гуманизма, но это не мешало инквизиции и в XVII в. сжигать еретиков и «ведьм». Реформация дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей, но еще одним ее результатом были Варфоломеевская ночь, жестокие религиозные войны.

Очевидно, главное достижение Европы средневековой и приближающейся к новому времени — это динамизм, мобильность, быстрая приспособляемость цивилизации к меняющимся историческим условиям, умение использовать собственные достижения.

Практикум № 4. Западноевропейская цивилизация в средние века

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД

1. Ж. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада

Настоящий средневековый город народился и получил развитие благодаря именно своей экономической функции. Город был создан возобновленной торговлей и стал детищем купцов, но также он был порожден и подъемом сельского хозяйства на Западе, которое стало лучше обеспечивать городские центры припасами и людьми. Города нуждались в том, чтобы их кормили.

Горожане, бесспорно, составляли меньшинство в том преимущественно сельском мире. Но мало-помалу городскому обществу удалось поставить свои собственные интересы выше интересов сельских.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город — это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях — в образовании и архитектуре.

В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников 1 стали самостоятельными. Учеба и преподавание наук стали ремеслом. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания и стала предметом массового производства и торговли.

1 В монастырских школах обучали лишь тех, кто хотел стать священнослужителем.

Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Ренессанс
и
Реформация:
в поисках новой личности.

Описание слайда:

Эпоха Возрождения
Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») именуют время великих культурных перемен конца XIV- начала XVII вв., которые начались в Италии и со временем охватили почти всю Европу. В эпоху Возрождения существенно изменились человеческие ценности.

Описание слайда:

Докажите, что эпоха Возрождения, духовной основой которой стал гуманизм, опиралась на идеи античной культуры и наносила удар по средневековым представлениям, основывавшимся на религии. Проиллюстрируйте ответ фактами, заполнив таблицу.

Описание слайда:
Описание слайда:

«Дарование его было столь велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он находил решения».

Описание слайда:

Пропорции человека по Леонардо да Винчи

Описание слайда:

Т а й н а я в е ч е р я

«Тайная вечеря»(1495-1497) , знаменующая собой одну из вершин европейской живо- писи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математичес -кой закономерности компо- зиции, логически продолжающей реальное архитектурное простран -ство, в ясной, строго раз- работанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Описание слайда:

Мадонна в скалах

Описание слайда:

«Портрет удался… это была «точная копия натуры». Но Леонардо превзошёл возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы».

Мона Лиза (Джоконда) 1503-1506

Описание слайда:
Описание слайда:

Р А Ф А Э Л Ь С А Н Т И
1483-1520
Творения Рафаэля отличаются удивитель- ной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Его изображения Девы Марии — нежные, женственные, и при этом идеальные в своей непорочности — заложили традицию на века.

Описание слайда:

Р А Ф А Э Л Ь С А Н Т И
Мадонна с младенцем
(Мадонна Конестабиле)
1500—1502 г.

Сикстинская мадонна
1515 — 1519

Описание слайда:

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ
«Он показал путь к главной задаче искусства, каковой является человеческое тело».

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О
По заказу папы Павла III
Микеланджело написал на торцевой
стене Сикстинской капеллы
знаменитую фреску «Страшный суд» (1536 – 1541 гг.).
На фоне холодного сине-пепельного
неба множество фигур охвачено
вихревым движением. Господствует
трагическое чувство мировой
катастрофы. Близится час возмездия,
ангелы возвещают о
наступлении Страшного суда.

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О

Описание слайда:

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О
Творение это затмило
все известные статуи,
новые и древние, будь
то греческие или
римские … с такой
соразмерностью и
красотой закончил её
Микеланджело.

Описание слайда:

Противоречия эпохи Возрождения

«Я вижу некоторую роковую
перемену в жизни человечества».
Эразм Роттердамский.

Описание слайда:

Лоренцо Медичи
Покровитель искусств
-интриган,убийца
Цезарь Борджиа
светская
этика
Н.Маккиавели
ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕНЕССАНСА

Описание слайда:

Недаром загадочная и соблазнительная улыбка всех лиц Леонардо да Винчи , выражающая скептицизм, отпадение от Бога и самоупор человеческого «знаю», есть на деле улыбка растерянности и потерянности: сами себя потеряли, и это особо наглядно у «Джоконды». В сущности, это – улыбка греха, соблазна и прелести – улыбка — блуд, ничего положительного не выражающая, кроме какого-то внутреннего смущения, какой-то внутренней смуты духа, но – и нераскаянности.
П.Флоренский.

(
Мона Лиза (Джоконда) 1503-1506

Описание слайда:

Р Е Ф О Р М А Ц И Я
ОТ ЛАТИНСКОГО REFARMATIО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ.
Разнородное религиозное и социально-политическое движение, направленное на
переустройство католической церкви.

Описание слайда:
Описание слайда:

С п а с е н и е в е р о й
1517г. – 95 тезисов Мартина Лютера

«Мы на заре новой эпохи!»
Мартин Лютер

Описание слайда:

Учение о предопределении.

Т р у д о в а я
э т и к а
к а л ь в и н и з м а

Жан Кальвин
«Женевский папа»

Описание слайда:

З а д а н и е: сравните

Описание слайда:

А Н Т Р О П О Ц Е Н Т Р И З М
РЕНЕССАНС

-Творческая
активность
личности.
-Взлёт
искусства и
литературы.
-Безудержный
индивидуализм
РЕФОРМАЦИЯ

— Личная
ответственность
перед Богом.

— Индивидуализм в
рамках
религиозной
морали.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Другое
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Ремесленники в усадьбе Феодала

Васнецов Виктор Михайлович

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

Человек. Общество. Время

Образ женщины в мировой художественной культуре

Версальский дворец

Журавли над Родиной

Крамской Иван Николаевич 1837 — 1887

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5187528 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Путин призвал поддерживать сельские школы

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ренессанс и Реформация и их роль в становлении современной европейской цивилизации

Именно в Западной Европе в XV- XVI вв. благодаря двум грандиозным явлениям — Ренессанса и Реформации — произошел подлинный переворот в духовной жизни. Ренессанс был возрождением античного наследия, мирского начала в культуре. Зародившись в Италии во второй половине XIV в., он в XV-XVI вв. постепенно охватил все страны Европы. Современники воспринимали Ренессанс как «светлый век», пробуждение от «тьмы» средневековья. Именно в ту эпоху и появилось название «средние века» — нечто промежуточное между античностью и новым временем.

Одним из важнейших достижений Возрождения было появление гуманизма в философии и литературе. Идеалом гуманистов стал человек с его земными страстями и желаниями, свободный от предрассудков средневековья (хотя гуманисты отнюдь не отрицали религию). Запретная прежде тема плотской любви, ее весьма натуралистические описания получили право на существование в литературе. Это было время титанизма — торжества безграничных возможностей человека и в искусстве и в жизни. Но титанизм имел и обратную сторону: титаны могли нести в себе не только добро, но и зло. Наряду с ярчайшими талантами эпоха Возрождения славилась и зловещими фигурами, способными и на мастерские интриги, и на зверские преступления. Стихийный безудержный индивидуализм порождал проблему личного выбора между Добром и Злом.

Иное решение вопроса об индивидуальной свободе предложила Реформация — движение за обновление церкви. Она началась в 1517 г. в Германии, где доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась по ряду стран Европы, в Швейцарии возник ее второй центр. Там реформационное учение Лютера дополнил и по-своему осмыслил Жан Кальвин, которого прозвали «женевским папой».

Главным достижением Реформации стало новое понимание роли личности, ее индивидуального общения с Богом. Лютер и его последователи настаивали на том, что Библия должна служить опорой и источником веры христианина. Деятели Реформации призывали к секуляризации (передаче в светскую, государственную собственность) церковного имущества, роспуску монашеских орденов, упрощению пышных церковных обрядов. Реформация повысила значение предпринимательства, практицизма, мирской жизни и деятельности в целом. Идеи Реформации встречали острое сопротивление традиционной церкви. Во Франции, Германии и других странах утверждение этих идей сопровождалось кровавыми конфликтами, даже жестокими религиозными войнами. Но постепенно идеи Реформации утвердились в большинстве стран Западной Европы.

Читать еще:  Пневмония у детей и взрослых: знания, которые спасут жизнь

На пороге нового времени европейская цивилизация отличалась большим динамизмом, мобильностью, приспособляемостью к меняющимся историческим условиям. Зародившийся в недрах средневековья капитализм властно требовал решительной перестройки всей системы социально-экономических отношений.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 120 | Нарушение авторских прав

18. Возрождение и Реформация

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация, произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альбертии Витториано да Фельтре. Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

Презентация на тему: Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности

Ренессанс и Реформация: в поисках новой личности.

Эпоха Возрождения Термином «Возрождение» (или «Ренессанс») именуют время великих культурных перемен конца XIV- начала XVII вв., которые начались в Италии и со временем охватили почти всю Европу. В эпоху Возрождения существенно изменились человеческие ценности.

З а д а н и е Докажите, что эпоха Возрождения, духовной основой которой стал гуманизм, опиралась на идеи античной культуры и наносила удар по средневековым представлениям, основывавшимся на религии. Проиллюстрируйте ответ фактами, заполнив таблицу.

«Дарование его было столь велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он находил решения».

Пропорции человека по Леонардо да Винчи

Т а й н а я в е ч е р я «Тайная вечеря»(1495-1497) , знаменующая собой одну из вершин европейской живо- писи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математичес -кой закономерности компо- зиции, логически продолжающей реальное архитектурное простран -ство, в ясной, строго раз- работанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Мадонна в скалах

«Портрет удался… это была «точная копия натуры». Но Леонардо превзошёл возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы». Мона Лиза (Джоконда) 1503-1506

Р А Ф А Э Л Ь С А Н Т И Творения Рафаэля отличаются удивитель- ной чистотой, гармонией и безмятежностью, даже если наполнены действием. Его изображения Девы Марии — нежные, женственные, и при этом идеальные в своей непорочности — заложили традицию на века.

Р А Ф А Э Л Ь С А Н Т И Сикстинская мадонна 1515 — 1519Мадонна с младенцем(Мадонна Конестабиле) 1500—1502 г.

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ «Он показал путь к главной задаче искусства, каковой является человеческое тело».1475-1564

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О По заказу папы Павла III Микеланджело написал на торцевой стене Сикстинской капеллы знаменитую фреску «Страшный суд» (1536 – 1541 гг.). На фоне холодного сине-пепельного неба множество фигур охвачено вихревым движением. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Близится час возмездия, ангелы возвещают о наступлении Страшного суда.

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О

М И К Е Л А Н Д Ж Е Л О Творение это затмиловсе известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские … с такойсоразмерностью икрасотой закончил еёМикеланджело.

Противоречия эпохи Возрождения «Я вижу некоторую роковую перемену в жизни человечества». Эразм Роттердамский.

ПРОТИВОРЕЧИЯ РЕНЕССАНСА Лоренцо МедичиЦезарь БорджиаН.Маккиавелисветскаяэтика

Недаром загадочная и соблазнительная улыбка всех лиц Леонардо да Винчи , выражающая скептицизм, отпадение от Бога и самоупор человеческого «знаю», есть на деле улыбка растерянности и потерянности: сами себя потеряли, и это особо наглядно у «Джоконды». В сущности, это – улыбка греха, соблазна и прелести – улыбка — блуд, ничего положительного не выражающая, кроме какого-то внутреннего смущения, какой-то внутренней смуты духа, но – и нераскаянности.П.Флоренский. Мона Лиза (Джоконда) 1503-1506

Р Е Ф О Р М А Ц И Я ОТ ЛАТИНСКОГО REFARMATIО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ИСПРАВЛЕНИЕ. Разнородное религиозное и социально-политическое движение, направленное на переустройство католической церкви.

С п а с е н и е в е р о й 1517г. – 95 тезисов Мартина Лютера протестантизм

Учение о предопределении. Т р у д о в а я э т и к а к а л ь в и н и з м аЖан Кальвин«Женевский папа»

З а д а н и е: сравните

РЕНЕССАНС-Творческаяактивность личности.-Взлётискусства илитературы.-БезудержныйиндивидуализмРЕФОРМАЦИЯ- Личнаяответственность перед Богом.- Трудовая этика.- Индивидуализм в рамках религиознойморали.А Н Т Р О П О Ц Е Н Т Р И З М

Ренессанс: от тьмы к свету

Возрождение — своего рода культурный «взрыв», произошедший в Европе в период между 14 и 17 веками.

Эпоха Возрождения: как она изменила мир

После Средневековья Ренессанс — яркая эпоха европейского культурного, политического и экономического «возрождения». Охватывая период с 14 по 17 века, она дала старт новым открытиям в философии, литературе и искусстве. Целое созвездие писателей, мыслителей, государственных деятелей, учёных и художников блистало в это время. Отважные мореплаватели открывали новые земли и культуры для европейской торговли. По мнению исследователей, Ренессанс был призван преодолеть разрыв между Средневековьем и современной цивилизацией.

В Средние века, в период между падением Древнего Рима в 476 году и началом 14 века, в науке и искусстве европейцы добились незначительных успехов. Эту эпоху, также известную как «тёмные века», часто называют временем войн, невежества, голода и пандемий, таких как «чёрная смерть».

Гуманизм: в поисках «человеческого»

В течение 14 века в Италии активно развивалось новое культурное течение — гуманизм, которое среди многих своих постулатов продвигало принцип, что человек является центром мироздания, поэтому ему должны быть подвластны все достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки.

Изобретение Гутенбергом в середине 15 века печатного станка позволило улучшить связь по всей Европе. В результате такого прогресса в коммуникации были напечатаны и распространены среди широких масс малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, способствовавшие реновации традиционных греческой и римской культур.

Кроме того, многие учёные полагают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и заложили плацдарм для эпохи Возрождения.

Медичи — «padrino» итальянского Возрождения

Ренессанс первоначально возник и сформировался во Флоренции, в Италии, в месте с богатой культурной историей, где зажиточные граждане могли позволить себе поддержать подающих надежды художников. Члены влиятельной семьи Медичи, правившей Флоренцией более полувека, были известными сторонниками движения.

Великие итальянские писатели, живописцы, политики заявили, что с большой охотой примут участие в интеллектуальной и художественной революции, которая коренным образом будет отличаться от того, что они пережили в «тёмные века». Движение сначала распространилось на ряд итальянских городов-государств, таких как Венеция, Милан, Болонья, Феррара и Рим. В 15 веке идеи Ренессанса проникли из Италии во Францию, а потом пустили корни по всей Западной и Северной Европе.

И хотя другие европейские страны пережили Ренессанс несколько позже, чем Италия, последствия «возрождения» всё ещё были революционными.

Культура Возрождения

Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, учёных, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.

В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приёмы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали ещё одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

Отбытие Васко да Гамы в Индию. Источник: steamcommunity.com

В то время как многие живописцы и мыслители использовали свои таланты для выражения новых идей, некоторые европейцы отправились в морские путешествия, чтобы больше узнать об окружающем мире. В период, известный как эпоха Великих географических открытий, было сделано несколько важных исследований. Вояжёры пустились в экспедиции, чтобы бороздить моря и океаны по всему земному шару. Они проложили маршруты в Америку, Индию и на Дальний Восток, исследовали новые районы, которые прежде не были нанесены на карту. Знаменитые путешествия совершили Фернан Магеллан, Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Марко Поло, Понсе де Леон, Васко Нуньес де Бальбоа, Эрнандо де Сото и другие.

Закат эпохи

По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу 15 века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.

В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.

К началу 17 века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.

Реформация: рождение современной Европы

Что такое Реформация? Благодаря школьным учебникам, а также книгам и филь­мам перед глазами встают картины: бунты против разбогатевшей церкви, наживавшейся на суевериях невежественных людей, борьба аристо­кратов за власть, жестокие войны между католиками и протестантами, суровое подавление любого инакомыслия, лучший символ которого — костры инквизи­ции. Хотя эти ассоциации и не лишены смысла, они не дают истинного пред­ставления о Реформации — длительном процессе реформирования западного христианства, в результате которого европейское общество приобрело свои современные очертания.

Тезисы

Реформация была не отдельным событием, а большим процессом, и глав­ной ее задачей было изменить сообщество верующих. И като­лики, и протестанты шли параллельным курсом; их главные усилия были направлены именно на воспитание людей — подданных своих государей и добрых христиан, осознанно относившихся к своей вере, знавших основные положения ее учения, строго контролировавших свое поведение на публике и в семье. Такое воспитание потребовало массо­вых проповеднических кампаний и создания новой системы европей­ского образования.

Раскол некогда общего христианского сообщества на конкурирующие конфессии принес с собой конфликты — кровавые войны, преследова­ние религиозных меньшинств, поток полемической литературы, авторы которой записывали своих противников в служителей сатаны. Тем не менее главная христианская добродетель — любовь к ближнему — отнюдь не была забыта, хотя этот ближний теперь мог принадлежать к иной конфессии. Католикам и протестантам многих стран — Англии и Шотландии, Франции, германских княжеств, Речи Посполитой, земель Габсбургов и других — пришлось научиться жить рядом друг с другом. История Реформации — это вовсе не одно бесконечное противостояние, но чередование всплесков враждебности с периодами мирного сосуществования.

Именно Реформация определила облик современной Европы. Прине­сенные Реформацией конфессиональные различия сказались на евро­пейской культуре — на облике храмов, живописи, музыке, литературе. Конфессиональное деление оказало большое влияние на общество и политическую культуру. Рождавшиеся в раннее Новое время нацио­нальные государства принимали отчетливые конфес­сиональные очер­тания: так, например, Британия мыслилась как протестантское госу­дарство, а Испания, Франция или Бавария — как католические. Так Реформация очерчивала знакомые нам политические границы европейских стран.

Интервью с лектором

— Расскажите, почему вы стали заниматься именно Рефор­мацией?

— Меня довольно рано, еще в студенчестве, начал привлекать период в Европе. С одной стороны, он совсем не похож на со­временную жизнь, а с другой — именно тогда появляются первые ее предзнаменования. И особенно важной частью этого меняющегося мира мне казалась религиозная история. Меня интересовали люди, за­хва­ченные переменами — религиозным расколом, новыми догматами, политическими конфликтами и так далее. Как они реагировали на пе­ре­мены? Как себя вели и что значила тогда для людей их конфессио­наль­ная принадлежность — была ли она важнее, чем семейные или друже­ские связи, например? Большая удача, что моя работа позволяет искать ответы на эти вопросы.

— Какое место занимает предмет вашего изучения в современном мире?

— Историю Реформации начали сочинять уже в пору самой Реформа­ции — и этот период продолжает интересовать историков до сих пор; о нем пишут романы и снимают фильмы. Такое внимание не случайно: в событиях той эпохи ищут истоки современного общества, в котором религиозные кон­фликты никуда не делись. Параллели порой ока­зы­ваются неожиданно болезненными: именно период религиозных конфликтов подарил Европе террористические акты, самым известным из которых, хотя и несостоявшимся, был Пороховой заговор 1605 года — попытка английских католиков взорвать английский парламент. Вообще то, как рассказывается история Реформации, начиная с XVI века и по сей день, — это отражение того, как за 500 лет изме­ни­лись пред­ставления об обществе, религии и самом человеке.

Читать еще:  Разгребаешь кучу мусора, а на дне ее – забытый Крест

— Если бы вам нужно было очень быстро влюбить незнакомого человека в историю Реформации, как бы вы это сделали?

— Я бы позвала людей в музей, взглянуть на картины Тициана, Вела­скеса или ван Дейка, а потом в театр, на спектакли по пьесам этого периода. А потом попросила бы зрителей задуматься о том, почему лучшие произведения европейской живописи связаны с католиче­скими странами, а протестанты — за единственным исключением Голлан­дии — не имели развитого изобразительного искусства, хотя в области слова преуспевали — достаточно вспомнить Шекспира. Одним словом, влияние религиозного конфликта на культуру Европы наглядно видно до сих пор.

— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?

— Очень интересна история интеллектуальной культуры раннего Но­во­го времени. Ведь она отражает быстро меняющийся и увеличи­ваю­щий­ся мир и сама стремительно меняется, в буквальном и пере­носном смысле меняя язык — переходя с латыни на национальные языки и рез­ко расширяя свою аудиторию, а также и осваивая новые способы опи­са­ния мира. Когда выпадает возможность, с удовольствием совершаю вылазки в эту увлекательную область знания.

Где узнать больше

Николай Кареев. «История Западной Европы в Новое время. Том 2. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII веках» (1893)

До сих пор лучшее на русском языке изложение политической истории европейской Реформации. Одновременно это и прекрасное отражение исторического знания своей эпохи, и ее конфессиональных предрас­судков, которые, преодолев географические барьеры, прижи­лись в Рос­сии, казалось бы не имевшей отношения к рели­ги­озным конфликтам

Хилари Мантел. «Вулфхолл» (2011), «Внесите тела» (2013)

Автор дважды получила Букеровскую премию за эти романы, посвя­щенные жизни архитектора английской Реформации Томаса Кромвеля. В книгах Мантел прекрасно показано соединение политических, религиозных и личных мотивов, которое предопре­делило ход рели­гиозной истории раннего Нового времени. Мантел рассказывает о том, как изменения в религиозной жизни, навязанные правительством Англии, сказывались на жизни рядовых англичан — и сторонников Реформации, и тех, кто не стремился к переменам.

Жан Делюмо. «Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII–XVIII века)» (2003)

Исследование известного французского историка отлично показывает, как работала кампания по воспитанию христианина у католиков и у протестантов. В книге показывается, как проповедники всех кон­фессий учили прихожан постоянно контролировать свои поступки и побуждения через насаждение в них чувства собственной вины и греховности.

Фильмы и сериалы о тюдоровской Англии: «Тюдоры», «Другая Болейн», «Елизавета. Золотой век»

Прекрасно иллюстрируют живучесть конфессиональной мифологии — представлений о «прогрессивных», «свободолюбивых» протестантах (англичанах) и «силах зла» (католической Испании) — в современной массовой культуре.

Выставка к лекции

К лекции сотрудники Российской государственной библиотеки под­го­товили мини-выставку из фондов РГБ. Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации — Мартину Лютеру (1483–1546). На ней представлены автограф Лютера, Библии, изданные в его пере­воде на немецкий язык, портреты Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона.

Филипп Меланхтон (1497–1560) — сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог, систематизатор лютеранской теологии.

Отдел изоизданий РГБ

Письмо адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору (1505–1571). Иоахим II с отроческих лет был лично знаком с Лютером и являлся активным сторонником идей Реформации.

Отдел рукописей РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.

Отдел редких книг РГБ

Подробнее об экспонатах, представленных на выставке, можно прочитать здесь.

В поисках новой личности: ренессанс и реформация. Становление современной европейской цивилизации

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Лекция 14: Ренессанс, реформация и возникновение современной науки

Лекция 14:
Ренессанс, реформация и возникновение современной науки

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

Хотя сложно прочертить четкую линию, с точки зрения развития философской мысли мы можем сказать, что смерть Уильяма Оккама и эпидемия чумы в Европе, известная как «Черная смерть» в 1347-1349 г.г. знаменуют собой конец как средневековой философии, так и средневекового периода в целом.

С 1350 по 1650 года в Европе начинается период, известный как «ренессанс», или «возрождение», традиционно ассоциирующийся с возрождением духа гуманизма, находившегося в состоянии летаргической спячки на протяжении всего средневековья.

Пять основных сил, вместе отмечаемых как определяющие для ренессанса и последующего развития человеческой цивилизации, можно обозначить следующим образом:

1. Гуманизм – движение в искусстве и литературе, вызванное повторным открытием работ древнегреческой и римской классики
2. Религиозная реформация – приведшая в 16 веке к переосмыслению религиозных традиций и авторитета церкви
3. Социальные, экономические и политические изменения, затронувшие все сферы жизни общества
4. Развитие науки, самым радикальным образом изменившее взгляды людей на мир и на свою роль в этом мире
5. Новые методы познания, предложенные философами в попытках радикальным образом вымести прошлые заблуждения и восстановить человеческое познание на новом фундаменте.

Ренессанс (возрождение)

Движение Ренессанса, или Возрождение, зародилось в 14 веке, в Италии, и изначально обозначало возобновление интереса к древнегреческой и древнеримской литературе, распространение которой в Европе еще значительно ускорилось после захвата Константинополя Турцией в 1453 году.

В первую очередь это касалось диалогов Платона, из которого ранее был известен, в основном, только Тимей. Доступность же полного собрания Платоновских диалогов вызвало в образованных кругах Европы значительную анти-аристотелическую реакцию, и ознаменовало собой новое понимание отношений между Богом, Миром и Человеком.

Одним из первых, кто переместил акцент с Аристотеля на Платона стал итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, и один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca, 1304—1374)

Печатный станок

Огромный эффект имело и изобретение печатного станка в 1447 году. Если до появления печати сорок пять писарей за два года смогли произвести по заказу Козимо Медичи две сотни томов, то уже к 1500 году в Европе имелось порядка девяти миллионов книг тридцати тысяч различных наименований, и более тысячи печатных станков.

Рост индивидуализма

Одновременно с этим пошел процесс вытеснения латыни общеупотребимыми языками, такими, как английский в Британии и французский во Франции. Как результат, академический мир стал ближе миру повседневному.

Среди мыслителей того периода, наиболее прогрессивные среди которых не занимали никаких университетских позиций, и работали, что называется, «на дому» (Декарт и Гоббс как характерный пример), шел процесс отторжения схоластицизма как чересчур абстрактного, сухого интеллектуализма. Одновременно намечался общий поворот к литературе и искусству.

Проявление в литературе и искусстве классического стиля, в свою очередь, привнесло с собой и классический взгляд на вещи, отдававший приоритет автономности и независимости индивидуального мыслителя, и подчеркивавший значение и ценность человеческой личности.

Изменения в искусстве.

Произошли и значительные изменения в искусстве.

Так, если искусство средневековья отличалось крайним символизмом, и видело своей целью не отображение человеческого и земного, а использование репрезентативной формы изображения для поворота человеческого сознания в направлении небесного, то
искусство ренессанса, в свою очередь, возродило классические темы и современных героев, концентрируя внимание на человеческих формах.

Ганс Голбейн Младший, Послы (1533)

На шедевре Голбейна изображены не только и не столько французский посол в Лондоне Жан де Дентевиль и французский посланник в Венеции, епископ Жорж де Сельв, сколько целый ряд символических объектов, выражавших суть происходивших в обществе перемен.

Так, помимо искаженного изображения черепа на переднем плане, правильно наблюдаемого лишь с определенной позиции, здесь имеются глобусы и астрономические инструменты, отображавшие наступавшие изменения в науке и миропознании. Однако особого внимания заслуживает едва видная из-за занавески фигурка распятия, находящаяся в левом верхнем углу картины. Бог становится все менее заметен…

Протестантская реформация

В 1517 году в Германии молодой, идеалистично настроенный монах по имени Мартин Лютер (1483-1546) прибивает к воротам Виттенбергского замка свои знаменитые «девяносто пять тезисов», критикующие официальную церковь.

Вскоре схожие движения начинаются по всей Европе, включая разрыв с Римом Генриха Восьмого, короля Англии, в 1530 году, вызванный разногласиями по возможности развода, и создание реформированной теологии в Женеве Джоном Кальвином (1509-1564), получившее наименование «кальвинизма». Именно кальвинизм наиболее радикальным образом разошелся с официальным католицизмом как в отношении доктрины, так и в отношении практики.

Социальные и политические изменения в обществе

В мире политики протестантская реформация вдохновила собой растущий дух национализма.

Одновременно резкому росту подвергся мир коммерции. Бартерная экономика все больше уступала место экономике монетарной. Росло значение банковского сектора. Зарождавшийся капитализм требовал создания условий стабильности со стороны институтов власти. Доминирующими в обществе стали интересы среднего класса.

Развитие науки

Развитие науки произошло лишь во второй половине периода, известного как Ренессанс. Изначально, изменения касались в основном мира искусства и литературы. Однако к концу 16 века существенные подвижки произошли и в этой области.

Революция Коперника

С древнейших времен и вплоть до 16 века считалось совершенно несомненным, что Земля является центром вселенной, и Солнце, Луна, а также другие планеты вращаются вокруг нее. Эта теория изначально математически описана Клавдием Птолемеем во втором веке н.э., и потому известна как «система Птолемея». Согласно Птолемею, планеты описывают вокруг земли сложные траектории, необходимость которых трудно было объяснить.

Первым, кто, в своей работе «О вращении небесных сфер», изданной в 1543 году, поставил модель Птолемея под вопрос был Николай Коперник (1473-1543).

Копернику пришло в голову, что если поставить в центр вселенной Солнце, а не Землю, то сложности траекторий планет легко устраняются, и планеты в результате описывают вокруг Солнца обыкновенные круги. Исходным материалом для этой идеи послужили теории Неоплатоников, в которых идеальным движением считалось равномерное круговое вращение.

Из страха перед церковными властями Коперник оттянул публикацию своей работы, и она впервые вышла лишь незадолго до его смерти в 1543 году. Вплоть до появления работы Галилея по этой теме открытие Коперника прошло малозамеченным, в немалой степени потому, что было обозначено лишь как гипотеза, необходимая для облегчения вычислений.

Галилео Галилей (1564-1642) появился на свет почти в тот же самый день, в который умер Микеланджело и умер в году, когда родился Ньютон.
В своих «Диалогах о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой», вышедших в 1632 году, после почти 30-летней работы, Галилей описал гелиоцентрическую теорию уже не как гипотезу, а как факт.

Уже через несколько месяцев книга была запрещена и изъята из продажи, а Галилея вызвали в Рим (невзирая на эпидемию чумы) на суд Инквизиции по подозрению в ереси. Учёный был поставлен перед выбором: либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнет участь Джордано Бруно. Галилей вынужден был стоя на коленях отречься от своей доктрины.

Последствия для науки

Впервые в истории, Галилей синтезировал материалистический атомизм Демокрита и математические идеалы пифагорейцев и Платона в новую, математико-механическую концепцию мира.

Согласно его теории, существуют два вида качеств:

Первичные, или те, которые могут быть вычисляемы (размер, форма, движение, масса и число)

Вторичные, или субъективные, такие как цвет, запах, и ощущение звука.

Сама по себе природа состоит лишь из первичных качеств, поддающихся математическому анализу.
Все остальные качества, встречаемые нами в повседневности, дают лишь субъективную картину окружающего, зависимую от обстоятельств нашего восприятия.

Понижение роли Бога

По мере понимания учеными достаточности математически обоснованных физических законов для объяснения окружающей нас реальности, роль Бога как активного участника событий значительно уменьшилась. Вместо этого он оказался низведён до статуса Первого Двигателя, давшего изначальный толчок и направление развитию вселенной, далее развивавшейся автономно согласно заданным законам причинности.

Падение роли авторитета и традиции

Философы периода ранней современности видели свою цель двояко:

1. Устранение прошлого:

По мере падения авторитета научных теорий Аристотеля понизилась и роль его философии в целом. Поскольку багаж теорий прошлого держался на традиции и авторитете, и то, и другое так же подверглись существенному сомнению. Философы современности не считали возможным принимать на веру ту или иную теорию, пока не убедились лично в ее разумности.

2. Поиск нового, идеального философского метода:

Период современности в философии начинается с усиленных поисков новых методов обретения знания. Основными направлениями в этот период становятся, соответственно, эпистемология (теория познания) и философия разума.

Рационализм и эмпиризм

Два философских метода, доминировавших период ранней современности вплоть до Канта – рационализм и эмпиризм.
Основное разногласие между ними касалось вопросов познания.

1. Рационалисты утверждали, что часть нашего познания дается a priori.

Знание a priori содержится в разуме непосредственным образом, до опыта и не зависимо от опыта.

2. Эмпирики, с другой страны, утверждали, что все знание о мире обретается нами только a posteriori, или посредством опыта.

A posteriori, или эмпирическое знание – это знание, полученное на основании опыта.

Рационализм

Рационализм зародился в континентальной Европе, в основном Франции, Голландии и Германии. Среди ведущих рационалистов можно назвать Декарта, Спинозу и Лейбница.

Подлинное знание, с точки зрения рационалистов, имеет основу в мысли, или разуме.

Наш разум полон рационального содержания. В нем содержатся:

А) Врожденные идеи
Б) Врожденные принципы, и
С) Рациональные структуры, включая логические категории мышления.

Основополагающее знание само-очевидно, несомненно, и известно нам независимо от опыта.
Основополагающие истины универсальны, поскольку они уже содержатся у каждого в сознании, и представляют из себя необходимые черты мироздания.

Британский эмпиризм

Зародился в Англии, Ирландии и Шотландии. Среди ведущих эмпириков можно назвать Бэкона, Гоббса, Локка, Беркли и Юма.

Подлинное знание, с точки зрения эмпириков, имеет основу только и исключительно в опыте. «До» или «вне» опыта знания не существует.

Наш разум — это «чистая страница». Он не имеет никакого содержания помимо того, что дано нам опытом.

Все знание о мироздании является вероятностным, условным, и основано на опыте.

Некоторые идеи кажутся нам универсальными по той причине, что определенные черты человеческого опыта и мироздания универсальны сами по себе.

Нетрудно заметить, что корни континентального рационализма находятся в философии Платона, в то время, как британский эмпиризм тесно связан с Аристотелем и философией Уильяма Оккама и других номиналистов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector