2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Новодевичьей обители научат делать вертеп

Вертеп

В Европе по сей день существует многовековая традиция на Рождество в доме ставить вертеп. Кто-то его покупает в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В России вертепы был популярны до революции. С 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто и активно заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Последние двадцать лет возрожденная вертепная драма пользуется широкой популярностью.
Ее ставят профессионалы и любители, на большой сцене и дома — для домочадцев. Однако вертеп вертепу рознь.

Иисус Христос — Сын Божий, родился в вертепе, где остановились на ночлег Богородица и Иосиф

Что же такое вертеп? Вертеп — это слово древнегреческое, означает оно «пещеру». По Священному Писанию, Иисус Христос — Сын Божий, родился именно в вертепе, где остановились на ночлег Пресвятая Богородица и праведный Иосиф.

О рождении Спасителя повествуют евангелисты Лука и Матвей. Все жили с надеждой, что придет Мессия, который сможет исправить последствия греха Адама, а также примет все человечество и спасет от погибели. Во всех книгах Ветхого Завета было указано, что все это исполнится.

То время под властью Иудеи был весь Рим. Император Августин решил объявить всемирную перепись.

Обручник Девы Марии — Иосиф и Пресвятая Богородица была потомками Царя Давида, они пошли в Вифлеем, но все гостиницы были переполнены. Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере.

Так как Дева Мария ожидала скорого рождения Иисуса Христа, они были просто вынуждены с праведным Иосифом остановиться на ночлег за городом, в обычной пещере

Спаситель, рождение которого ждал весь мир, родился в пещере. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Весь мир спал, и только Ангел, который явился пастухам, сообщил о том, что родился в мир Спаситель. Это запечатлено на многих иконах, картинах.

Ангел Господень посетил пастухов и сообщил им о рождении Иисуса

Рождественские традиции Руси. Приглашаю в театр «Вертеп».

В каждом празднике, будь он церковного календаря или
государственного, есть своя неповторимая изюминка,
присущая только этому празднику. Так, на Пасху принято
печь куличи, красить яйца, на Новый Год наряжают ель, а
вот неотъемлемой традицией Рождественских праздников
на Руси являлись «рождественские вертепы».

Вертеп — это удивительный и неповторимый исконно русский народный театр кукол, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — Младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Слово «вертеп» по-старославянски означает «пещера».

На Руси Вертеп был известен с 17-го столетия, но массовое распространение получил в 18-19 веках. Представления разрешалось показывать на святочные торжества, которые длились 12 дней: от рождения Христа до Крещения. В это время все семьи обязательно посещали церковь. Дети пели колядки, за что хозяева домов, куда они заходили, давали им вкусные угощения. Важными атрибутами во время святок являлись деревянная звезда и «Вертеп».

Да, это был переносной кукольный театр, работавший всего раз в году — на Рождество. И разыгрывалось в нем, хоть и с вариациями, но только одно представление — «Царь Ирод», дополнявшееся комическими и сатирическими интермедиями. Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», так определил это явление народной культуры:

«Зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике,
с которым ходят о святках, представляя события и
обстоятельства рождения Иисуса Христа».

Прообразы вертепа встречаются еще в Древней Греции. Такой кукольный театр представлял собой ящик без передней стенки, разделенный на два этажа. На первом этаже были куклы — люди, а на втором помещали кукол — богов. Это была попытка рассказать людям о сотворении мира, о существовании неба и земли, божьего и земного. После распада древнегреческих государств, традиции кукольных театров перешли в другие государства.

В отличие от городов Западной Европы, где вертепы долго показывали в помещениях и они имели внушительные размеры, у восточных славян вертеп делался из фанеры или картона и был небольшого размера.

В двухэтажном вертепе каждый этаж имел свое значение: на нижнем этаже ставили пародии из бытовой жизни, интермедии светского характера. Здесь же показывали сюжеты рождественского цикла — ночь Рождества Иисуса Христа, приношение даров волхвами, преследование Христа Иродом, бегство в Египет.

На верхнем ярусе изображалась пещера, в которой был рожден Иисус Христос. Иногда этот ярус называли небом. Куклы приводились в движение при помощи стержней, тем самым создавая иллюзию того, что фигурки движутся сами. Вел представление один человек, руководил и озвучивал все персонажи, изменяя голос. Все представление длилось 10-20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.

А так как у вертепа не было постоянного сценария, всегда оставалось место для творчества. Так что сами решайте, что такое Вертеп — профессиональный театр, самодеятельность, или еще одна попытка рассказать людям об Иисусе Христе?

До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. Но, … с 1917 года, когда началась антирелигиозная пропаганда, первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. И эта традиция была забыта нашими соотечественниками.

Читать еще:  Царь Соломон. Библейская фальсификация или Кольцо вокруг лжи либеральных историков сужается

Увы, любимая народом новогодняя потеха, устоявшая перед церковными гонениями, не смогла выдержать противоборства с воинствующими атеистами, крушившими веру вместе с храмами, иконами и многовековой культурой. Вот почему уцелевшие в нескольких музеях страны Вертепы можно сосчитать по пальцам.

Однако, в последние десятилетия, интерес к вертепам в России и странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, даже проводятся фестивали вертепных театров.

Возможно, один из первых обновленных театров «Вертеп», это московский театр Александра Грефа «Бродячий Вертеп» , который находится в Вадковском переулке Москвы. Театр существует с 1989 года. Театр «Бродячий Вертеп» — участник и лауреат российских, московских и международных фестивалей, и кроме того проводит свой маленький фестиваль «Старый Новый Год». «Бродячий Вертеп» член международной ассоциации кукольников UNIMA. О театре написаны десятки статей, сняты телевизионные и кино- сюжеты, записаны радиопередачи.

Предлагаю вашему вниманию спектакль театра Бродячий Вертеп
«Смерть царя Ирода или Рождественское вертепное действо».
Поверьте, этот спектакль будет интересен не только детям.

Похоже, исконно русские традиции возрождаются — отрадный факт. Поистине, народ свою культуру потерять не может, чтобы не происходило во времени.

Весёлых Рождественских праздников!

Музыка: Карен Саркисян «Рождественской ночью…»

Рубрики:Отдыхаем/Новый год
Это интересно
Театр

Метки: Театр Это интересно

Процитировано 1 раз
Понравилось: 7 пользователям

Вертеп: как сделать кукол своими руками

Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.

Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.

Тщательность проработки деталей куклы — лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма — зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол — без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.

Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным — по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.

Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину — из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.

  1. Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой.
  2. Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
  3. Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды — вначале, либо дважды — вначале и в конце — на поклон Младенцу.
  4. Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две — белая и черная, прикрепляются к пастуху.
  5. Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Рахиль появляется лишь во второй сцене.
  6. Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один — это вполне приемлемая театральная условность.) Воины — очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене — сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
  7. Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.
  8. Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.

Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.

Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра «Вертеп», Москва

Вертеп и его виды

Вертеп — это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи художественного творчества (театр, скульптура и т. д.).

Различают несколько видов вертепов:

  1. Живой вертеп — праздничное представление при участии актеров, символических животных и с использованием декораций.
  2. Вертепная композиция — это изображение сцены рождения Иисуса Христа при помощи фигурок, скульптур, которые могут быть выполнены из различных материалов. Такая форма наиболее распространена в странах, где большая часть населения исповедует католичество.
  3. Вертепный театр — рождественские сценки, для разыгрывания которых используются куклы. Наибольшей популярностью эта форма пользуется на Украине, в Польше, Беларуси и в некоторых областях России.
Читать еще:  Бог планеты уран. Уран, небо и бог неба, верховный бог после хаоса

Как правило, вертепные композиции начинают устанавливать еще в начале декабря, а театры и живые вертепы показываются непосредственно на Рождество.

История термина

Как и любое древнее слово, оно уходит корнями в глубину веков. Это означает, что современные исследователи могут только предполагать, догадываться, откуда взялся термин и какова его история, опираясь, в первую очередь, на письменные источники.

Первое употребление

В Библии «вертеп» употребляется четырежды и каждый раз как притон разбойников. Нас же интересует это слово, как название места, связанного с Рождеством Христовым.

Попробуем расположить вехи, связанные с историей слова в хронологическом порядке:

  1. Святой Вертеп, или Пещера Рождества, впервые упомянута в апокрифическом протоевангелии Иакова около 150 года. Автор пишет о пещере около Вифлеема как месте рождения Спасителя. Сегодня эта пещера находится под амвоном храма Рождества Христова. Там на полу начертаны серебряная звезда и надпись на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
  2. Точной даты, связанной с первым созданием места, иллюстрирующего евангельский сюжет, не существует. По мнению исследователя Бориса Голдовского, представления рождественской мистерии появились в V веке. Именно тогда в храмах начали создавать объемные панорамы Вифлеемской пещеры с младенцем в яслях, в окружении домашнего скота, Девой Марией, пастухами и волхвами.
  3. Создание первой светской инсталляции на тему явления миру Спасителя ученые приписывают католическому святому Франциску Азсизскому, который в 1223 году встречал Рождество в селении Греччио. Как апогей праздника, он составил живую композицию рождественской истории или, как ее называют итальянцы, — «презепе» (ясли). Именно с тех пор появилась традиция устанавливать презепе не только в церквях, но и в домах верующих.
  4. Первые достоверные сведения о театрально-кукольных представлениях с рождественским сюжетом на Руси относятся к концу XVI века. Самый ранний из найденных вертепных ящиков датирован 1591 годом.

Дальнейшая судьба

Расцвет вертепов пришелся на XVIII-XIX вв. В России популярность этого действа была так велика, что к концу XVIII века в Санкт-Петербурге сложилось семейное дело: династия вертепщиков Колосовых все следующее столетие бережно хранила и передавала от отцов к детям традиции проведения спектаклей.

Представление состояло из двух частей. Первая — евангельская мистерия о рождении Спасителя. Во второй разыгрывались сатирические балаганные сценки на бытовые сюжеты.

Постепенно светское народное представление стало настолько популярным, что вертепщики начали гастролировать со своими волшебными ящиками не только на святки, но и позже — вплоть до самой масленицы.

После октябрьской революции в 1917 году вера в Бога и все, связанное с религией, подверглось гонениям: елка, святки, гулянья и вертеп, в том числе, были запрещены. Елка как атрибут празднования Нового года вскоре вернулась в дома людей, а вот вертепное действо постепенно было забыто.

Современное значение

В конце 80-х годов прошлого века, когда государство окончательно примирилось с церковью, русские фольклористы занялись поисками утраченных религиозных народных обычаев, в том числе вертепного представления.

Очень много для этого сделал исследователь театра кукол, режиссер Виктор Новацкий. Он по крупицам собрал элементы вертепной традиции, восстановил сценарий и тексты действия, вдохнул жизнь в персонажей рождественской истории.

Сегодня эти спектакли снова радуют христиан нашей страны в дни главного церковного праздника — Рождества Христова.

Земное и небесное

Ярусы делили домик на два пространства. Верхний ярус обозначал пространство небесное. Ведь с небес сходит на землю Младенец Христос. А нижний ярус – земное, в котором живем мы, грешные люди, со всеми своими страстями, радостями и надеждами.

Вот на нижнем ярусе театрик и будет представлять само кукольное действие, которое расскажет, что произошло в год рождения Иисуса Христа в городе Вифлееме, – народную драму-мистерию о жестоком царе Ироде. Именно царя Ирода и его воинов народ выведет кукольными персонажами и будет за них говорить речи. Подразумевается еще и третий, нижний, ярус – преисподняя, куда утаскивал черт Ирода. Так простой кукольный домик разрастался до размеров Вселенной.

В течение нескольких веков в Москве за неделю до Рождества разыгрывалась принародно История «Пещное действо». Это был один из излюбленных сюжетов театрализованных представлений на Руси в XVI — XVII веках и до «Петрушки» Игоря Стравинского. Чин «Пещного действа» древняя и совершенно забытая сейчас традиция Церкви. Совершается он в день памяти пророка Даниила и трех святых отроков, то есть 18 декабря по старому стилю и 30 по новому. И если вертепный театр ставился в основном для детей, то «Пещное действо» не уставали смотреть из года в год все от мала до велика. Исполнители этих рождественских представлений не были профессионалами, они давали заработок тем, кто оставался на зиму без работы. В деревнях это были крестьяне, в городах — любители из мещан.

Тексты к вертепам писали священнослужители на основе Священного Писания. А представляли вертепы на Святки и на Рождество школяры. Так в старину называли воспитанников духовных семинарий. Так как деревянный кукольный домик-вертеп был тяжелым, то школяры тащили его на носилках. И он словно плыл в рождественской морозной ночи над деревенской дорогой, как спасительный ковчег, защищая землю от всего тревожного и опасного, происходящего в мире.

Вертепный театр был любимым развлечением для детей, которых в дореволюционной Росси в светские театры практически не возили. В течение года рождественские театрики-ящики, вместе с комплектами кукол хранились где-нибудь на чердаке или в сарае. Ходили с ними с 25 декабря в течение Святочной недели, а иногда и до самого Великого поста, но после Святочной недели духовную часть показывать запрещалось, оставалась только светская.

Из истории рождественских вертепов

В каждом храме в святую ночь за богослужением тоже вспоминаются и переживаются события, о которых говорят евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1, 18-23; 2, 1-12; Лк. 2, 1-20). Посреди храма – икона, где есть и пещера, и ясли со спеленатым Младенцем. Кроме того, существует обычай ставить в домах рождественские вертепы. Появились они, по мнению исследователей, еще в раннехристианскую эпоху. Известный российский ученый-театровед Б.П. Голдовский пишет по этому поводу: «В V в., во времена Папы Сикста III, при праздновании Рождества в церквах устраивались панорамы – «Рождественские ясли»… Вертепная панорама в то время представляла собой Вифлеемскую пещеру, в которой находились ясли с куклой-младенцем. Над яслями склонились вол и осел. Рядом – спящая Богоматерь и задумавшийся Иосиф. Все фигуры были неподвижными» [2].

Читать еще:  Тату славян и их значение. Славянская тематика: татуировки для мужчин и значение древних рун

Джотто ди Бондоне. Чудо в Греччо. Фрагмент росписи базилики Сан Франческо в Ассизи. 1300 г.

В 1223 г. святой западной церкви Франциск Ассизский [3] устроил у себя на родине панораму «Рождение Христа». Произошло это в Греччо (провинция Риети в Италии). Незадолго до этого он совершил паломничество на Святую землю, где долго молился в пещере Рождества. И вот, чтобы отпраздновать рождение Младенца, «вспомнить тяготы Его первых дней, когда Он положен был в ясли, и плотскими очами увидеть, как это Он лежал на сене, а рядом стояли вол и осел» [4], св. Франциск устроил наглядную проповедь о Рождественской тайне. Собрал животных и людей и как бы повторил то, что происходило в Вифлееме. Здесь были и нищета, в которой родился Иисус, и атмосфера любви, и все те люди, которые окружали Его и верили, что Он Бог. В пещере, где был устроен вертеп, св. Франциск совершил праздничное богослужение, во время которого произошло «чудо в Греччо» – явление в яслях Богомладенца. Весть о чуде разнеслась далеко за пределы Греччо, люди стали стекаться к пещере, а вертепы [5] обрели популярность в Италии, а затем по всей Европе.

Миниатюрный вертеп Современный итальянский мастер.

Традиция сооружения вертепов там никогда не прерывалась. В различных областях Италии на протяжении столетий проходят ежегодные конкурсы вертепов. Они самые разные: «деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя» [6]. Когда-то они были Библией для неграмотных, а сейчас свидетельствуют о Боге, пришедшем на землю ради спасения человека.

Марина Казанцева-Политанская. Современный мастер вертепов. Москва.

В России вертепы появились в XVIII веке и были особенно популярны в XIX-начале XX вв. Их покупали на ярмарке или мастерили сами. После 1917 года под запрет попали и вертепы, и рождественские елки [7]. В постсоветское время происходит возрождение. Вертепы устанавливают дома, в храмах или возле храмов. Это самая любимая зимняя тема в художественных кружках многих воскресных школ. Дома вертепы готовят всей семьей: персонажей много, и каждому найдется занятие. В Москве и Петербурге есть художники, которым особенно близка рождественская тема. Они специализируются на изготовлении вертепов, это замечательные произведения, которые можно рассматривать часами.

Трагическое и комическое

Вторая часть вертепа — мирская. Что это значит? Если первая часть играет Божию повесть — вторая часть без всякой видимой связи с верхним играет какое угодно действие, главное, чтобы было весело. Его герои — всем известный петрушка, персонажи сказок, а также придуманные на ходу куклы-образы. Главный мотив — злободневность. В народном искусстве встречается такое склеивание сюжетов: комическое сменяет трагическое.

Первая часть — это трагедия! Представьте: полутемная комната, горят свечи, и вот уже Ирод замыслил свое злодейство, младенцы убиты, Рахиль плачет, и ее трагедия сопутствует радости Рождества Христа.

Почему Рождество сопровождается избиением младенцев? Потому что впереди у Младенца-Христа — Голгофа, крест. А плач Рахили о детях предваряет страдания Богородицы у креста.

Но как Христос воскреснет и восторжествует, так и царь Ирод получает возмездие — появляется Смерть и уносит его. История получает завершение.

И вот дальше начинается комическая часть, которая строится как любая народная драма. Нижний этаж вертепа отражает элемент смеховой народной культуры. Это свойственно народному гулянию, и здесь нет никакого обесценивания. Герои балагурят, разговаривают естественными голосами, смеются и паясничают.

Только, конечно же, вертеп нельзя путать со скоморошеством. Сюжеты нижней части, как правило, не закреплены: часто это народная импровизация: у тебя есть кукла коза — играй козой. Это история, которая сама зародилась и сама продолжает развиваться — редкий случай, когда ничего не спускали сверху, не рекомендовали, не пропагандировали.

Конечно, во времена гонений, например, в Городживе вторая часть вертепа была неактуальной. Вертеп играли, потому что — Рождество. Вместо службы: в храм пойти нельзя, он закрыт, вот мы играем вертеп и так помним Рождество. И преследовали не потому, что театр, а потому, что Бога славили.

Глубинное единство обеих частей вертепа при внешней их разности можно найти в презепе (presepe, ясли) — западном варианте вертепа. В презепе все происходит на открытой площади, причем каждый художник презепе воспроизводит свой собственный город: все заняты своими делами, вот прачка несет белье, торговец — свой товар, какие-то дикие горцы спускаются в деревню, и тут же, немного в глубине, — Дева Мария родила Младенца Христа.

Так подчеркивается всемирность действия, его литургичность — общность, вневременность — в смысле несвязанности Рождества какой-либо линейной хронологией, что, кстати, подчеркивает и наш тропарь: «Дева днесь (сейчас) пресущественнаго раждает».

Рождество произошло для всех людей, оно касается судеб всех людей без исключения, которые когда-либо родятся или уже родились, оно меняет ход мира коренным образом. Но вместе с тем презепе отражает и то, что не все люди поняли, что случилось.

И кто-то может так и остаться увлеченным собственным делом, не заметив в самом центре своего города-мира — родившегося Спасителя.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector