0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком то капище был деревянный бог. Древние капища славян: понятие языческого святилища, история возникновения, культура и быт

Капища и святилища древних славян

Всем известно, что когда-то давно не существовало тех мировых религий, которые сегодня исповедуются людьми. Наши предки поклонялись многочисленным богам, которые часто были связаны с природой и не только. Были боги воды, солнца, деревьев, огня, любви, плодородия и многие другие. Кстати, такая религия, основанная на многобожии, называется язычеством.

Вся жизнь древних славян, как они полагали, их урожай, их семейное благополучие, их достаток зависели именно от воли богов, от их расположения к человеку. Поэтому и неудивительно, что этих богов всегда старались задобрить, сделать благосклонными. Для этого им не только делали жертвоприношения и совершали обряды, но и строили особые сооружения. Если сегодня местами для богослужений являются церкви и храмы у крестьян, мечети у мусульман, то у наших предков это называлось языческое святилище славян (иногда их еще называют капищами, что не совсем верно. Капище – это разновидность святилища, представляющая собой площадку). Относится возникновение таких священных сооружений к пятому-седьмом векам.

Святилище у древних славян: внешнее и внутреннее устройство

Святилище славян обычно располагалось за пределами жилых и многолюдных поселений. Обычно для строительства выбирали возвышенное место. В постройке были свои особенности, зависящие от района проживания, местных традиций и природных условий. Обычно диаметр площадок сооружения колебался от семи до тридцати метров. Капища и святилища древних славян, независимо от района государства, имели общую черту: ограждение для защиты и не только, которое представляло собой ров или канаву до пяти метров шириной. Глубина их была небольшой. Помимо защиты они выполняли функцию вместилища для жертвоприношений.

Потолок имелся не у всех построек. Но, безусловно, наличие его было огромным преимуществом: можно было проводить обряды и культы с использованием огня даже, если на улице шел дождь или снег.

Центральным культовой фигурой на капище (святилище) была скульптура, или идол. Ему поклонялись, к нему обращались с благодарностями и просьбами. Идолы в основном изготавливали и дерева, но встречались и каменные. Разумеется, что из дерева было проще вырезать части лица, туловища. Высота фигур в среднем составляла два-два с половиной метра. Часто идолы украшались теми или иными божественными атрибутами, а также величественными головными уборами. Они олицетворяли то или иное божество, в честь которого и возводилось данное святилище. Идолы устанавливали в центре построек, на некотором возвышении от пола, как бы на небольшом подиуме.

Представим, что мы мысленно можем войти в святилище. Итак, сначала мы проходим ров через мост, затем через узкие ворота оказываемся в помещении. Последнее разделено на две большие части – мужскую и женскую. По периметру постройки стояли скамейки, а в центре – идол.

Разновидности святилищ по внешнему виду:

  • Круглые, в виде площадок, вымощенные камнями и/или покрытые глиной. Обычно в центре устанавливали идол, а само капище окружали рвом.
  • Похожие на предыдущие, но в дополнение они ограничивались еще и валом.
  • Храмы. Представляли собой деревянные строения, в центре которых опять же располагался идол.
  • Городища-убежища. Они предназначались и для культовых целей. Отличительной чертой их было наличие мощных каменных или дубовых стен-ограждений.
  • Крупные святилища, или центры. Они могли объединять в себе несколько более мелких святилищ и культовых центров. Часто в этих центрах проводили праздники, ведь вместимость их была довольно крупной.
Читать еще:  Из ислама в православие — путь Антония Алая

Функции святилищ

Их, на самом деле, было очень много. Во-первых, это решение важных вопросов рода (общины). Во-вторых, тут волхвы проводили гадания, предсказывали будущее. В-третьих, собственно поклонение богам, жертвоприношения, культовые обряды и празднества.

Языческие святилища древних славян – это культовые сооружения, которые сегодня представляют исторический интерес. Места некоторых их них известны, имеют свои названия и кое-где сохранились даже остатки построек. Конечно, это лишь малейшая часть святилищ, их было гораздо больше, по всему существовавшему тогда государству. Но когда на Русь пришло христианство, языческие святилища подвергались уничтожению. Есть описания того, как сжигали и разрушали идолов.

В каком то капище был деревянный бог. Древние капища славян: понятие языческого святилища, история возникновения, культура и быт

Ка́пище (идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня) — пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй (кумиров), изображающих богов) или иных сакральных предметов, место отправления служб. У западных славян вместо капища использовалась гонтина.

Гонтина (Гонтына, польск. gontyna, kącina) — языческий храм у славян, с помещениями для ритуальных пиров и хранения священных знамен. В отличие от капища это крытое строение. Гонтины появились значительно позже, чем капища и священные рощи. Термин gontyna создан искусственно примерно в 1860 Брониславом Трэнтовским, на основе немецкого слова gont из немецких хроник 12 века.

Система древнего мировоззрения повсюду находила в природе различных божеств и требовала создания условий для общения человека с духовным миром. Если в обыденной хозяйственной жизни человек находил духов низшего уровня (зачастую равных с человеком по статусу), то для общения с высшими божествами требовались особые места, роль которых исполняли как естественные, так и созданные человеком святилища.

Ученым удалось выделить ряд основных признаков, характерных для культовых памятников славянства. Прежде всего это особая круглая форма капищ, а также их расположение на труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров.

Типы святилищ

Культовые объекты

Многочисленные источники донесли до нас сведения о почитании славянами природных культовых объектов. Среди них можно назвать камни, родники, колодцы, деревья, болота, озера, деревья, вообще все объекты, выделявшиеся по тем или иным причинам из окружающего ландшафта. Например, поклонение деревьям нашло отражение в находках двух моренных дубов, поднятых из Днепра — в них были вбиты кабаньи челюсти. У подобных естественных святилищ вплоть до недавнего времени устраивались народные празднества, донесшие до нас отголоски старых языческих обрядов.

Подобные объекты с трудом поддаются археологическому изучению — влияние времени и чрезвычайное разнообразие не позволяют как-либо классифицировать их.

Культ камней

Больше можно сказать о культе камней. Часто они имеют определенную грубую обработку, смысловую символику, либо естественные углубления, которые позволяют судить о роли данного природного объекта в языческом ритуале. Почитание камней порой непосредственно связано с находящимся по близости капищем. Например, недалеко от городища-святилища расположенного у Кулишевки известен камень с двумя овальными углублениями, известным по местным легендам как «божьи ноги».

Курганные некрополи

К культовым объектам можно отнести так же курганные некрополи. Обладая той же формой, что и основная масса славянских святилищ курганы так же являлись местом совершения треб, по-видимому, предкам. Отголоски поминальных трапез и тризн сохранились до наших дней.

Читать еще:  Заказать обследование тел 8(963)711-59-21

Священным объектом в доме отдельной семьи была печь. К ней были обращены просьбы домочадцев и целый комплекс бытовых ритуалов. По поверьям именно в печи (или за печью) обитали домовые духи низшей ступени духовной иерархии и находился главный выразитель божественной воли — огонь.

Жертвенные ямы

Для ритуальных нужд отдельных семей или родов устраивались особые жертвенные ямы. Связаны они с культом земледельческих работ и плодородия в целом.

С развитием родоплеменных отношений возникла потребность в создании мест для общих ритуальных действий представителей всего племени. С развитием института жречества наряду с естественными природными святилищами появляются особые рукотворные капища, на которых обычно выделялось почитание определенного божества. Это способствовало укреплению связей и развитию племенной общности.

Идолы

Центральным культовым объектом на капище являлся идол — скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным «посредником» между человеком и определенной силой природы — богом.

Славянские идолы чаще всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2—2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи.

Отличительной чертой славянских идолов было убранство. Кумир мог иметь в правой руке определенный предмет: рог, кольцо, меч, связанный с тем или иным богом. Венчала изваяние чаще всего шапка (либо шлем), сходная с поздними княжескими головными уборами.

По-видимому, основным материалом для изготовления идолов служило дерево. Многочисленные упоминания деревянных изваяний известны в летописях. В источниках известны также упоминания кумиров из иных материалов, например «Слово об идолах» (XI век): «начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзеи мраморяне и золотеи и серебряны».

Среди археологических источников наиболее многочисленны находки каменных идолов. Среди них выделяют несколько типов: столбы, столбообразные с одним или несколькими лицами, столбообразные с объемной головой, рельефные головы. Отмечены также характерные черты славянских каменных идолов: схематичность изображения, общая прямоугольная (чаще с четермя сторонами) форма, фронтальность постановки фигуры.

Чаще всего идол занимал центральное положение на капище. Иногда он смещался к противоположному от входа концу святилища. В таком случае центральное место занимал ритуальный жертвенник.

Капище — устройство

Одним из самых распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре) площадки — капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов (например, капище в Ходосевичах, Белоруссия).

Площадки-капища обычно располагались за территорией поселения или на окраине могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта глиной. О проведении здесь языческих обрядов говорит обожженная поверхность — по-видимому, тут регулярно разжигали ритуальные костры.

Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма. В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.

Читать еще:  Кафедральный собор нотр дам в хошимине. Собор сайгонской богоматери Нотр дам сайгон

Капища обносились своеобразными сакральными заграждениями от злых сил. Самым характерным типом подобных заграждений были ровик или канавка, неглубокая, но достаточно широкая (2—5 метров) с плоским дном, на котором разжигались очистительные огни. Иногда в подобных канавках находят остатки жертвоприношений: кости животных и осколки глиняной посуды, а также охранительные предметы — ножи, топоры, гривны. Система рвов могла перейти в систему отдельных ям вокруг святилища, на дне которых горел огонь (подобную структуру имеет капище Перуна на урочище Перынь — здесь обнаружено восемь радиальных ям, на дне которых сохранились следы костров).

Распространены были также оградки капищ из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой практике (например, находки каменных наконечников для стрел). При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. В источниках встречаются упоминания оград и других типов: из дерева (частокол) или плетня.

Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах — святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов. Известны городища — святилища по всей территории славянского мира.

Эти культовые памятники располагались на уединенных территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ — острова сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии), крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова на озерах (Германия). Своеобразное положение определило названия ряда таких памятников — болотные городища.

Сакральная сущность подобных городищ — святилищ заключалась по-видимому в убежище от действий злых сил. Удаленность и труднодоступность способствовали защите общины, построившей подобное убежище, не только от духовных, но и от физических противников. Как отмечал Б.А.Рыбаков «несомненна их связь с культом подводно-подземных сил «нижним миром», лучше всего выраженная самим болотом», местом на котором в основном и располагались подобные памятники.

Дома-контины

Иногда в качестве языческих храмов рассматриваются дома-контины, места сбора населения для ритуальных пиров, хранилища ценных предметов, содержавшие по-видимому и «кумирни идольские».

Рассматривая вопрос о языческих храмах, академик Б.А.Рыбаков отметил селище Грудок, на котором обнаружены остатки подобной контины. Она представляла собой круглое наземное сооружение внутри, которого обнаружены остатки жертвенного кострища с глиняным основанием. Ближе ко входу обнаружены следы обгоревшего дерева, по предположению Рыбакова бывшего некогда идолом. По бокам сооружения выявлены ниши, в которых также находились кумиры. При круглой форме постройки и центральном положении жертвенника вполне естественно предполагать наличие дымового отверстия в кровле здания.

Возможно, подобные контины, в которых устанавливались идолы, и являлись собственно языческими храмами, служившие обрядовым целям отдельного села или общины.

Помимо характерной для славянского язычества круглой формы святилищ встречались и прямоугольные (квадратные) здания. Кроме Арконского храма к подобному типу относится постройка около села Зеленая Липа на Днестре. Имея квадратную форму, контина был сложена из параллельных бревен, обмазанных глиной. В центре выявлена глубокая яма со следами вертикально стоящего столба, возможно идола.

Древнее язычество оставило многочисленные материальные памятники, показывающие высокий уровень развития славянской культуры. Среди них особое место занимают святилища — религиозные и общественные центры древнего общества.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector