0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком городе находится священный далам бурятия. Буддизм в Бурятии

Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев

УЛАН-УДЭ, 10 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России немало буддийских святынь, но, пожалуй, главная — это Иволгинский дацан в Бурятии. Корреспондент РИА Новости побывал в центре российского буддизма и выяснил, какие чудеса надеются увидеть паломники и почему сами монахи не особо в них верят.

Лама нетленный

Центр традиционной сангхи России (крупнейшей в стране буддийской религиозной организации) в Бурятии знают и глубоко почитают все, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Стоит неправильно произнести название, местные незамедлительно поправляют: «Иволгинский (ударение на третью гласную. — Прим. ред.)!» Здесь любой знает дорогу к святыне.

Солнце только что появилось из-за гор, а у входа в дацан уже припарковалось несколько автобусов с монгольскими номерами. Паломники разного пола и всех возрастов выстраиваются возле небольшой кабинки. Через минуту-другую они преображаются — все в расшитых золотом национальных костюмах. Вот человек на костылях догоняет своих, а жена в спешке накидывает на его плечи тэрлэк, легкий монгольский халат. «Мы всю ночь ехали из Улан-Батора, чтобы пораньше сюда попасть. Для каждого из нас это место особенное», — говорит она.

В дацане сообщают, что с 2015 года, когда ввели безвизовый режим с Монголией, из-за границы приезжают каждый день. О том, что монголы тут частые гости, свидетельствуют и стеклянные ящички для пожертвований, набитые рублями вперемешку с тугриками.

Главная святыня Иволгинского дацана — нетленное тело Пандито Хамбо-ламы (титул главы буддистов России) Даши-Доржо Итигэлова. Этот известный религиозный деятель, живший в начале XX века, очень много сделал для развития буддизма в России. В 1927 году он собрал своих учеников и завещал им проверять его могилу каждые 25 лет. Затем, как верят буддисты, сел в позу лотоса и медитировал до тех пор, пока не перестал подавать признаки жизни. В таком положении его и похоронили в специальном кедровом кубе. А в 2002 году тело обнаружили. «Оно было нетленным. На голове даже остались еще черные волосы», — рассказывает один из монахов. Тело Итигэлова поместили в построенный для него дуган (храм-дворец).

У входа в дацан паломников ждут торговки: «Смотрите, какие четки! А это портрет ламы Итигэлова — повесите его дома и обретете благополучие». Тут же можно купить подношения святому монаху — очень распространенный среди посетителей монастыря обычай.

«Приезжают из Европы, Америки, Австралии и очень много из Азии. Буддисты всего мира знают, что бурятский лама, наш современник, сохранился в таком феноменальном состоянии. А поскольку слово «феномен» мы часто ассоциируем со словом «чудо», люди обращаются с какими-то просьбами. Многие потом рассказывают, что Хамбо-лама их выполнил», — говорит пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева.

К ламе, подчеркивает она, приезжают буддисты совершенно разных направлений. А накануне чемпионата мира по футболу дацан даже посетили две съемочные группы крупнейших мексиканских телеканалов, «достаточно редкие для этих широт гости».

Колыбель российского буддизма

Итигэлов был двенадцатым Пандито Хамбо-ламой, то есть духовным лидером российских буддистов. Этот титул в 1764 году даровала ламе Дамба-Доржо Заяеву сама Екатерина Вторая.

«Но прежде его спросили, какой титул он сам хочет получить. Заяев сказал, что глава буддистов — это «хамбо-лама» и попросил добавить к этому еще и «пандито» — «ученый» на санскрите. Тем самым он дал понять, что буддизм в России напрямую связан не только с Тибетом, но и с Индией», — объясняет лама Иволгинского дацана Борис Балданов.

А началось с того, что императрица Елизавета Федоровна в 1741 году разрешила Заяеву проповедовать среди бурят.

До революции в Бурятии были сотни дацанов с тысячью лам. Но советская власть полностью запретила буддизм — монастыри разрушили, а их насельников либо расстреляли, либо отправили в лагеря. Лишь в 1945 году постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР в улусе Средняя Иволга было разрешено построить дугэн (храм). Монастырь же вновь открылся здесь шесть лет спустя, когда власти выделили землю под дома для лам. Сейчас здесь же находится резиденция двадцать четвертого Пандито Хамбо-ламы Дамбо Аюшеева «Хамбын Хурээ».

Буддизм — крупнейшая религия в регионе. Его исповедуют, как сообщили РИА Новости в информационно-аналитическом управлении правительства Республики Бурятия, 39 процентов населения.

Духовный промысел

Кроме лидера российских буддистов, в Иволгинском дацане проживают десятки лам. Внутри есть небольшие деревянные домики, в которых монахи принимают посетителей. На окнах висят объявления: «Астрология», «Лечение» и другие.

Марина стоит у входа в дом багши (учителя) Дымбрыла Дашибалданова. Она привела к нему сестру с племянником. На вопрос «Зачем?» отводит глаза, делая вид, что не слышит. Зато охотно рассказывает, к кому можно в случае чего обратиться: «В Бурятии многие приходят к ламам. По разным вопросам». Ламам обычно жертвуют столько, «сколько могут, они не просят определенную сумму».

По ее словам, ходят и к шаманам. Правда, среди них «много шарлатанов». «Моя знакомая побывала недавно у шамана. Так он сказал, что у ее мамы скоро будет онкология. Но пообещал помочь, за тридцать тысяч», — рассказывает Марина. Если не помог шаман, то обращаются еще к бабушкам. «Мы вообще тут избалованы — столько разных вариантов», — улыбается она.

Читать еще:  Не будет ли грехом, если послушница уйдет из монастыря?

Лама Дыбрыла Дашибалданов считает, что из-за этого у людей формируется потребительское отношение к вере: «Обычно как бывает: обращается к тебе человек, рассказывает о своей проблеме. И в ходе беседы проговаривается, что до этого побывал у бабки, у шамана, да еще и в православный храм забежал свечку поставить. У людей возникает путаница в голове».

Основная задача лам в этом случае — просвещать. «Лично я считаю, если человек обратился к ламе, то и должен впредь ходить к нему и слушать его советы — почитать мантры, например, и так далее. А не убегать к шаману. И наоборот — пошел однажды к шаману, то пусть только к нему и ходит. Мы не собираемся биться за паству, а просто хотим, чтобы у людей был порядок в голове и душе», — подчеркивает лама.

Аккредитация в нирвану

На Дашибалданова возложена большая ответственность, ведь он еще и ректор единственного в стране буддийского университета «Даши Чойнхорлин». В нем учатся около ста студентов из разных регионов страны. После окончания учебы они становятся ламами.

«Пока мы еще не прошли госаккредитацию, она ведь подразумевает, что мы должны будем преподавать тут предметы, базовые для светских вузов. Пока я не хочу сильно загружать ребят, они и так изучают философию, тибетский, старомонгольский, английский языки».

Университет существует исключительно на пожертвования. Помимо обучения студентов, университет, как и вся традиционная сангха России, вместе с властями региона занимается сохранением бурятской культуры, проводя среди школьников конкурсы на знание бурятского языка, а также соревнования по бухэ барилдаан — бурятской борьбе на кушаках (поясах).

«Бывает, например, приезжает к нам учиться парень из Перми, а его тут недружелюбно встречают: мол, зачем приехал. И это вдобавок к тому, что его и там, на родине, порицают за то, что подался в буддисты. Мы стараемся учить молодых людей терпимости. На конкурсах по бурятскому языку ребята из разных частей региона могут пообщаться друг с другом на своем диалекте, а не сидеть во дворах и бездельничать, говоря, что буряты здесь бесправное меньшинство. То же самое с борьбой — у людей, занимающихся спортом, просто нет времени на всякую ерунду», — объясняет лама.

Радна Ринчинов учится тут уже седьмой год. Говорит, когда решил стать ламой, вовсе не задумывался о таких сложных вещах, как «избавление от страданий», «выход из цикла перерождений», что считается целью как монахов, так и простых буддистов.

«Просто так случилось. У меня родители буддисты, хотя не сказал бы, что фанатики. Я случайно попал сюда — на стройку здания университета. Во время работы обдумывал поступление и решил один год здесь поучиться. Собирался после этого вернуться к мирской жизни, но прошел год, второй, а я до сих пор здесь», — рассказывает он.

«Ничего удивительного»

Радна идет по периметру дацана: каждый, кто вошел на территорию монастыря, должен совершить его троекратный обход по часовой стрелке. По пути встречаются многочисленные хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены мантры. Их нужно крутить тоже по часовой стрелке. Тем самым верующие сочетают физическую активность с молитвой, согласно учению Будды, тело и душа тесно взаимосвязаны друг с другом.

Иволгинский дацан

Иволгинский дацан в Улан-Удэ Mikhail Markovskiy, Dreamstime.com

Многоцветные крыши иволгинского дацана видны издалека: этот храмовый комплекс, признанный центр буддизма в России, встречает посетителей яркими красками и религиозно-философскими традициями, уходящими корнями в века. Дацан расположен на территории республики Бурятия и является памятником культуры и истории мирового значения.

Немного истории

Дацан был построен в 1945 г., что до сих пор многих удивляет, — в сталинскую эпоху редко возводились культовые постройки такого размаха. 1951 г. храмовому комплексу был выделен собственный земельный участок, и началось строительство. Сегодня он включает 10 дацанов и дуганов, университет, медицинский корпус, оранжерею, вольеры для косуль и жилые помещения. Первое здание не было выдержано в традиционном буддийском стиле и представляло собой простой деревянный дом, возвышающийся в чистом поле. Позже дацаны начали строить с использованием китайско-тибетских элементов (многоцветность и загнутые вверх крыши), однако комплекс приобрел и местный архитектурный колорит — так, бурятские дацаны построены из дерева вместо камня, в них есть прихожие, защищающие внутренние помещения от зимних холодов.

Что посмотреть

Паломники и туристы начинают осмотр дацана с «гороо» — так называется обход священных мест в буддийской традиции. Совершается он нечетное количество раз по часовой стрелке, и для того, чтобы не знакомый с храмовым комплексом гость не заблудился, по всей его территории проложена специальная дорожка. Ламы с радостью проводят экскурсии для паломников, но при желании можно побродить по дацану самостоятельно. Главной достопримечательностью и гордостью храмового комплекса выступает нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Великий Учитель родился в 1852 г. и прошел тяжелый путь от послушника до ламы, а в 1927 г. впал в нирвану, завещав ученикам похоронить его и через 70 лет извлечь на свет. К удивлению ученых, присутствовавших при эксгумации, тело ламы не деформировалось, и ткани остались нетленны. Увидеть священные останки может любой желающий, но лишь 8 раз в году — во время больших буддийских празднеств.

Исследуя дацан, не стоит обделять вниманием ни одну деталь: все памятники, скульптуры и элементы несут глубинный смысл, понятный приверженцу буддизма и менее очевидный для простого обывателя. К примеру, хурдэ (молитвенные барабаны), в которых находятся свитки с мантрами, необходимо покрутить по часовой стрелке, а до камня с отпечатком ладони Зеленой Тары, напротив, нельзя дотрагиваться, не закрыв предварительно глаза.

Читать еще:  Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, с. Верхняя Иволга, ул. Дорожная. Координаты: 51° 45′ 30″ N; 107° 12′ 12″ E.

Как добраться: из Улан-Удэ на автобусе № 130 с площади Банзарова до пос. Иволгинск (стоимость билета 30 RUB), далее пересесть на автобус Иволгинск — Дацан (15 RUB); на личном авто из Улан-Удэ — 30-40 минут по федеральной трассе А165.

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение — бесплатное.

Буддийский монастырский комплекс в Бурятии — Иволгинский дацан

Иволгинский дацан – крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма РФ, резиденция Пандито Хамбо-ламы. Находится в населенном пункте Верхняя Иволга, в пределах Иволгинского района Бурятии, примерно в 36 км к западу от Улан-Удэ.

Иволгинский дацан – наиболее известный буддийский монастырь Бурятии. Он привлекает многочисленных паломников и туристов, которые приезжают сюда не только со всей России, но и из других стран.

Здесь ежедневно проводятся ритуалы, а по религиозным праздникам – соответствующие службы. Иволгинский дацан является местом пребывания довольно необычной святыни – нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова.

Основание Иволгинского дацана

Буддизм распространился по Бурятии в XVII столетии. Он был принесен в эти края монгольскими ламами. До революции 1917 года в России имелось более 35 дацанов, из которых 32 – в тогдашней Забайкальской области, занимавшей большую часть современной Бурятии и Забайкальского края. Однако, затем настали трудные времена.

К 1930 годам буддизм в нашей стране был почти полностью искоренен. Почти все дацаны были разрушены, а монахов отправили в тюрьмы, ссылки и на каторжные работы. Сотни лам были расстреляны. Ситуация стала меняться к лучшему лишь к середине 1940 годов.

Весной 1945 года Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики выпустил постановление. Этим постановлением разрешалось основание нового дацана.

Местные буддисты стали собирать деньги и предметы культа. На те средства, которые удалось собрать, в месте, известном как Ошор-Булаг, буквально посреди чистого поля построили первый храм.

В декабре 1945 года здесь впервые провели открытую службу. В 1951 году были выделены земли под строительство монастыря, тогда тут выстроили дома для проживания лам и некоторые хозяйственные постройки.

В 1970 годах осуществлялось возведение почти всех существующих сегодня храмов дацана. В 1991 году в пределах монастыря открыли Буддийский университет. Сегодня в нем проходят обучение больше ста монахов.

В 2002 году в Иволгинский дацан было помещено нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Итигэлова. Для хранения этой буддийской реликвии был возведен новый храм, куда в 2008 году и поместили тело Учителя.

Монастырский комплекс

В состав дацана входят 10 храмов. Имеется также ряд других зданий и сооружения – резиденция действующего Хамбо-ламы Аюшеева, библиотеки, учебные корпуса, оранжерея, гостиница, разные хозяйственные и жилые строения, информационный центр.

Священная реликвия Иволгинского дацана: история Ламы Итигэлова

Хамбо-Лама Итигэлов был духовным лидером буддистов Бурятии. По имеющимся данным он появился на свет в 1852 году в пределах нынешнего Иволгинского района.

Родители Итигэлова умерли, когда он был еще ребенком. В возрасте пятнадцати лет он пришел в Анинский дацан, а затем более 20 лет занимался там изучением буддизма.

В дальнейшем Итигэлов проявил себя как религиозный деятель. В 1904 году он стал настоятелем одного из дацанов Бурятии, а в 1911 году его выбрали XII Пандито Хамбо-ламой.

Принято полагать, что в июне 1927 года Итигэлов ушел в нирвану, предварительно дав указания монахам взглянуть на его тело семьдесят пять лет спустя. Он был погребен в саркофаге из кедра сидящим в позе лотоса, так как пребывал в этом положении во время своего ухода.

Тело Итигэлова дважды тайно осматривалось ламами – в 1950-х и 1970-х годах. В ходе осмотров ламы пришли к заключению, что оно не изменилось.

В сентябре 2002 года Хамбо-лама Аюшеев совместно с рядом других лиц вытащили куб с телом Итигэлова и препроводили его в Иволгинский дацан.

В 2008 году тело Учителя перенесли в возведенный для этого храм. Оно почитается как святыня буддизма.

Новый храм был выстроен по чертежам Дэважин-дугана Янгажинского дацана. Дэважин-дуган в 1906 году спроектировал и возвел сам Итигэлов, однако этот храм был разрушен в 1930-х в ходе преследований буддистов.

Тайна сохранности тела Хамбо-ламы – загадка для ученых. После поднятия тела были взяты некоторые элементы биологических тканей, но уже в 2005 году любые дальнейшие анализы были запрещены Аюшеевым. Данные лабораторных исследований показали, что ткани не омертвели.

Монахи, ухаживающие за телом, утверждают, что у него изменяется температура и даже появляется испарина на лбу. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году, во время важных религиозных праздников.

Как добраться до дацана?

Иволгинский дацан находится в хорошей транспортной доступности. По автомобильной дороге А-340 Улан-Удэ – Кяхта необходимо доехать до райцентра, поселка Иволгинск. В поселке нужно свернуть с основной трассы направо и проехать еще около 8 км до села Верхняя Иволга, на северной окраине которого и находится монастырь.

Расстояние от дацана до центра Улан-Удэ составляет 36 километров.

Из Улан-Удэ можно добраться на автобусе №130 до Иволгинска, а оттуда до монастырского комплекса ходят микроавтобусы. Во время важных богослужений автобусы из бурятской столицы следуют непосредственно до дацана.

Почему стоит посмотреть Иволгинский дацан

Буддизм входит в тройку главных мировых религий, в т. ч. и в нашей стране. Священным центром буддизма в России с середины прошлого века является монастырь в Бурятии – дацан Иволгинский.

Благодаря своей архитектуре, равной которой нет нигде в мире, он стал местом паломничества последователей Будды со всего мира. Немало познавательного находят на территории храма и простые туристы.

История буддийского монастыря

История этого монастыря, где живут и молятся русские буддисты, начинается с 40-х гг. прошлого века. Она тем более интересна, потому что в это время любая религия в Советском Союзе подвергалась дискредитации.

Читать еще:  Переворот спутника юпитера европы. Вода на Европе. Уникальный спутник Юпитера

Впервые на территории Российской империи буддизм появился еще в 17 в. До октябрьских потрясений в стране действовало более 30 буддийских центров. После 1917 г. начались гонения на все конфессии и монастыри, в т. ч. и дацаны Улан-Удэ, постепенно закрывались.

Возродить буддизм в Бурятии помогла Великая Отечественная война. Легенды гласят, что в те страшные годы последователи этой религии смогли собрать большую сумму, чтобы помочь фронтовикам.

За эту заслугу в правительстве страны было принято постановление, разрешающее буддистам начать возведение храма. Таким образом, Иволгинский монастырь начинает отсчет своей истории с середины прошлого века.

Новый буддийский монастырь в России стали возводить практически в открытом поле. В 1951 г. под него отвели участок земли. Современный архитектурный комплекс начинался с простого деревянного дома, однако постепенно в Бурятии буддизм стал распространенной религией и силами верующих были быстро построены десятки зданий.

Современный духовный центр российского буддизма – это 10 храмов-дуганов, 5 ступ-субурганов, учебное заведение, оранжерея, в которой растет священное дерево Бодхи, дома проживающих в храме служителей и святыня буддистов – не подверженное тлению тело учителя буддистов Итигэлова.

Почему стоит увидеть Иволгинский дацан

Главной достопримечательностью этого монастыря является нетленный бурятский лама, которого знают буддисты по всему миру.

Его история окутана тайнами и легендами. В монастыре туристам рассказывают, что Итигэлов, который родился в конце позапрошлого века, в детском возрасте потерял родителей и, будучи подростком, смог в одиночку пройти более 300 км, чтобы добраться до ближайшего монастыря и вступить в ряды послушников. Он прожил там 23 года, изучая философские науки и возрастая в святости. Благодаря своей широкой просветительской деятельности он стал наставником для всех восточносибирских буддистов.

В 1927 г. наставник принял позу лотоса и впал в нирвану, предварительно дав указание своим последователям извлечь его тело из кедрового короба, куда его поместили, через 30 лет.

Ученики исполнили последнюю волю учителя и через 3 десятка лет в присутствии ученых извлекли его из-под земли. Оказалось, что тело не носит следов тления, деформации и разложения, находится в хорошем состоянии. В 2002 г. Итигэлов был окончательно извлечен из под земли и помещен в одну из комнат монастыря. С тех пор он является достопримечательностью храмового комплекса, его называют нетленным ламой.

За телом тщательно ухаживают послушники, а увидеть его можно только в дни больших праздников.

Неизменный восторг посетителей религиозного комплекса вызывает необычная архитектура зданий. Они выстроены в традиционном тибетско-китайском стиле – углы крыш поднимаются вверх, стены окрашены в яркие цвета.

Но, в отличие от китайских храмов, Иволгинские строения имеют ряд отличий. Прежде всего это материалы, из которых построены здания. Большинство храмов по всему миру возведено из камня, в то время как для бурят привычным строительным материалом является древесина. Поэтому все дуганы здесь деревянные.

Свой отпечаток на архитектуру зданий наложили и суровые зимы, которые свойственны этой местности. Храмы в этой обители имеют прихожие, которые не позволяют холодному воздуху проникать внутрь главного помещения.

Чем заняться в Иволгинском дацане

Большинство последователей Будды и простых туристов стремятся увидеть тело нетленного ламы. Однако это можно сделать только в день крупного праздника, т.е. всего 8 раз в году. Поэтому тем, кто хочет познакомиться с этой достопримечательностью, нужно ориентироваться на время, когда в монастыре проводятся большие празднования.

Чтобы познакомиться с достопримечательностями духовного центра, нужно совершить экскурсию по святым местам – гороо. Сделать это можно как в одиночку, так и компании какого-либо ламы. Главное – пройти по всем объектам буддийского храма нечетное количество раз.

Обход монастыря необходимо совершать по часовой стрелке, начиная от ворот.

Кроме храмов-дуганов, по периметру комплекса часто встречаются барабаны для молитв (хурдэ). Их рекомендутся вращать слева направо. Каждый из них наполнен свитками с мантрами. В самом крупном лежит свиток, на котором изображено 100000 мантр. Поэтому 1 поворот равен такому же количеству словно бы произнесенных молитвословий.

Спрос среди туристов приобрел магический камень Зеленый Тары. В буддийской религии это богиня, которая всегда спешит на подмогу. Считается, что если отступить от святыни на 10 шагов, прикрыть глаза и задумать заветное желание, а потом с вытянутыми руками приблизиться к камню и прикоснутся к нему, то задуманное обязательно исполнится. Главное, чтобы мысли были светлыми, а желание – благостным.

Обязательно нужно посетить оранжерею, где растет дерево Бодхи, отросток которого несколько десятилетий назад был привезен из Индии. С годами оно разрослось, и сейчас посетители могут наблюдать уже небольшой лесок.

На пустыре за храмами можно повязать на сухое дерево химморин – цветную ленточку с молитвами. Это помогает обрести духовную силу и повысить внутреннюю энергию.

В религиозном центре находится действующее учебное заведение – Даши Чойнхорлин. Его открыли в 90-х гг. прошлого века. Желающие могут посетить открытые лекции. В этом учебном заведении изучают духовные науки, философию, восточную медицину, историю.

Кроме того, на территории религиозного центра действуют кафе, где подают национальную бурятскую еду, а также работают лавки, которые торгуют сувенирной продукцией.

Как добраться до Иволгинского дацана

Доехать до монастыря можно как на автобусе, так и на личном автомобиле. Храмовый комплекс находится недалеко от Иволгинска. Это райцентр, на который нужно ориентироваться.

Общественный транспорт

От столицы до районного центра постоянно ходит автобус номер 130, а до монастыря курсируют маршрутные такси. Весь путь занимает не больше 1 часа.

Личный автомобиль

Чтобы добраться до храма собственными силами, необходимо найти Иволгинский дацан на карте. Ехать нужно по шоссе А-340 от столицы до Иволгинска, а потом и до Верхней Иволги.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector