0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В гостях у буддистских монахов. Иволгинский дацан

Содержание

ИВОЛГИНСКИЙ ДАЦАН — ЖЕМЧУЖИНА БУДДИЗМА В БУРЯТИИ.

Главные ворота Иволгинского дацана

У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. С Иволгинского дацана начался сложный процесс возрождения буддизма в стране в середине XX века. В этот период Правительством СССР были приняты определенные решения по уменьшению давления на религии в стране. Благодаря усилиям вернувшихся из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть «Хамбинское Сумэ» в селении Верхняя Иволга.

По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. На собранные деньги в местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие стали принимать активное участие в строительных работах.

В 1945 году в неприметной бурятской деревушке Иволга появился странный дом: его деревянные стены возвели своими руками освобожденные из сталинских лагерей ламы – последователи священного пути самого Будды. И это событие стало знаковым для всей республики Бурятия, ведь уже в 1951 году на месте первых построек красовались изящные храмы, полные тайн и святынь.

РЕЛИКВИИ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ ЖЕЛАНИЯ

Для жителей Бурятии, долгое время поклонявшихся духам и просившим милости у шаманов, буддизм стал второй религией, в аспектах и положениях которой здесь не усомниться никто. Ведь храмы Иволги обладают старинными и весьма интересными реликвиями:

В этой оранжерее растёт священное дерево Бодхи. В буддийских монастырях оно специально культивируется и высаживается. Дерево Бодхи — в буддизме — дерево в роще Урувелла, медитируя под которым, принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Бодхи — легендарное дерево, но полагают, что речь в легенде идёт о Ficus religiosa (фикусе священном), поэтому растет здесь именно он. Это вечнозеленое растение, поэтому для создания условий его существования в Бурятии и был построен этот домик. Ламы небезосновательно рассказывают о целебном действии этого растения. А ещё с Деревом Бодхи связана неплохая комедия «Тысяча слов» с Эдди Мёрфи.

    Дерево Бодхи – то самое, под которым и получил просветление сам Будда. Говорят, что в оранжерее, которая была возведена специально для ценного растения, можно получить ответы на все вопросы, даже на те, которые мучают вас уже не первый год.

  • Субурганы – сооружения, хранящие реликвии со времен самого Будды. Созерцание и прикосновение к ним сулит избавление от жадности, злобы и боли, очищение и просветление души.
  • Даже вода на территории Ивогинского Дацана обладает особыми, целебными свойствами. Рекомендуется не упустить случай и испить три глотка из предложенного кувшина.

    Но, несомненно, самым таинственным и притягательным артефактом, ради которого сотни европейцев ежегодно преодолевают долгий и сложный путь, является нетленное тело хамбо-ламы Доржо Итигэлова. Всего восемь дней в году Иволгинский дацан в Бурятии предоставляет возможность увидеть это чудо всем желающим, коих всегда оказывается немало. Ходит поверье, что прикосновение к нетленному ламе сулит сказочную удачу во всех делах, на которую и уповают те немногие, кому удалось умилостивить лам.

    («Возвращение Пророка». реж. Сергей Кудряшёв)

    ХАМБО-ЛАМА ИТИГЭЛОВ: МИСТИФИКАЦИЯ ИЛИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЕССМЕРТИЯ?

    Маги древности и алхимики Средневековья утверждали, что эликсир бессмертия существует, ученые всего мира давно бьются над попытками хотя бы немного замедлить процессы старения организма, а наиболее обеспеченные люди доверяют свои тела крионике, в надежде на то, что когда-нибудь они смогут продолжить свою жизнь. И лишь Хамбо-лама Итигэлов смог воочию показать чудо бессмертия всему населению Земли.

    С самого детства Доржо Итигэлов отличался от сверстников упорством и спокойствием. Будучи еще подростком, сиротой, прислуживающим зажиточным боярам, он был уверен в том, что станет 12-ым верховным ламой всей Сибири. Ныне его послания хранятся в дацане Иволги с особым трепетом – каждое из пророчеств сбывается с максимальной точностью.

    К 15-ому июня 1927 года Хамбо-Лама готовился с особой тщательностью – именно на этот день он наметил дату своего ухода из мира. Собрав в назначенное время в круг всех своих учеников, он завещал вскрыть его гробницу спустя тридцать лет, дабы открыть миру чудо буддийской веры. Но наказ ламы был нарушен: гробницу из кедра вскрыли лишь спустя 75 лет – в 2002 году.

    Нетленное тело ламы, погруженного в глубокую медитацию, вызвало целую бурю споров, негодований и отчаянной надежды людей на бессмертие. Ученые же так и не нашли разгадки феномена, но все факты указывают на особое состояние ламы – ту самую нирвану, при которой сознание путешествует вне бренной телесной оболочки. Возможно, спустя годы и столетия он выйдет из нирваны и явит миру еще одно чудо.

    В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт негосударственный буддийский институт «Даши Чойнхорлин». Он и по сей день является единственным учебным учреждением подобного рода в РФ, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии в соответствии с программами монастырских школ дореволюционной Бурятии. Решением Сугунды Сангхи России от 2003 года университет был наименован в честь Дамба Даржа Заяева — Первого Пандито Хамбо ламы, Главы «ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья».

    Программа обучения включает следующие предметы: Ламрим (изучение труда Богдо Цзонхавы), Согчен (заучивание литургических текстов), Дуйра (логика и гносеология), Дагриг (учение о логическом признаке и его свойствах), Лориг (учение о сознании и его составляющих), старобурятская письменность, история, английский язык, грамматика канонического тибетского языка и разговорный тибетский язык, история буддизма, особенности и практика перевода буддийских текстов, иконография, тибетская медицина, астрология монгольских народов и пр. По окончании Университета выпускник получает диплом о высшем образовании и звание ламы.

    16 июня 1999 года получил лицензию высшего учебного заведения. Сейчас в Университете обучаются около 100 студентов из разных регионов России.


    Жуд дуган (2001 г.). Тантрический храм.


    Схема дацана. Со временем различных построек становится больше.

    Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.

    Колесо сансары: буддийская мудрость бурят

    31 августа 2021

    До прихода советской власти в Бурятии было 16 тысяч лам и множество дацанов. К концу Великой Отечественной войны лам оставалось всего пятьсот, дацаны были закрыты. В 1945 году началось строительство первого дацана при советской власти, в 1991 году при нём основали буддийский университет. Колесо сансары пошло на очередной оборот.

    Под присмотром божеств

    В главном соборном храме Иволгинского дацана — Согчен дугане — прохладно и спокойно. Через левую дверь входят верующие, направляясь вперёд, к алтарю, уставленному статуями Будды и бодхисатв. Перед алтарём — длинные столы, на которых горками насыпаны конфеты, печенье, монеты, стоят открытые пакеты с молоком. Над столом к стеклу, ограждающему алтарь, прикреплён лист бумаги, на котором крупно напечатано: «Рис, зерно, пшено и другие сыпучие продукты на стол не класть».

    В центре зала сидят за низкими столиками монахи в шафранно-бордовых одеждах. Они то ли читают, то ли поют мантры на старотибетском, тихонько перелистывая вытянутые в ширину страницы молитвенников, традиционно сделанных в форме листьев священного дерева бодхи. Каждый ведёт свою партию, их голоса наполняют храм, напоминая пчелиный гул в летний полдень.

    00_aleksey_bushov_buddistskiy_lama.-417208.jpg

    Статуи святых многочисленны и разнообразны — яркие, многоглазые, многоголовые, многорукие. В центре — большая золотая скульптура Будды Шакьямуни, изготовленная монгольскими мастерами в подарок Иволгинскому дацану. Слева от неё — Зелёная Тара. Человек успевает лишь моргнуть, а она уже тысячу раз облетела вокруг Земли, помогая каждому, кто её об этом просит. Справа — Белая Тара, символизирующая сострадание, богиня медитации и покровительница практик долгой жизни.

    Пройдя вдоль всего алтаря и оставив подношения, нужно пятиться по направлению к правой двери, ведущей из храма. Поворачиваться к божествам спиной невежливо, это можно сделать, только отступив на несколько шагов. Центральные двери закрыты до особых случаев — в них входят ламы, проводящие молебны.

    Тара в переводе означает Спасительница. По преданию, достигнув совершенства и освобождения, она отказалась от нирваны из сострадания к людям. Существует 21 воплощение этой богини, у бурят больше всего почитаются Зелёная Тара и Белая Тара.

    Зелёная Тара восседает на лотосе, спустив с него правую ногу, чтобы по первому же зову прийти на помощь. Если человека одолевают демоны, достаточно прочитать её мантру «Ом Дари Дудари Дури Суха», чтобы злые силы отступили. Причём мантра работает, даже если её не помнить целиком, достаточно произнести часть.

    Белая Тара помогает спастись от болезней и других угроз жизни. Чтобы уберечься от беды, достаточно произнести её имя. Российские буддисты ассоциировали с нею двух императриц. Елизавета Петровна признала буддизм одной из государственных религий страны. Екатерина II в 1764 году учредила пост Пандито Хамбо-ламы. Первого из них — Дамба-Даржу Заряева она пригласила в Москву как делегата, когда нужно было составить новое религиозное уложение для последователей различных религий. С тех пор каждый Пандито Хамбо-лама давал особую клятву верности Белому царю, пока в стране не сменилась власть.

    2560px-ivolginskiy_dacan_foto_wikipedia.org_arkadiy_zarubin.jpg

    Очевидное-невероятное

    Одна из главных святынь дацана — тело XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, официально умершего в 1927 году. Сев в позу лотоса, он завещал собравшимся вокруг ученикам проверить его тело через 75 лет, а потом попросил читать ему молитву-благопожелание для умершего. Те стали отказываться, и лама сам приступил к чтению молитвы, так что ученикам пришлось присоединиться. Когда Итигэлов перестал подавать признаки жизни, его похоронили в той же позе в кубе, сделанном из кедрового дерева.

    7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаев, единственный, кто ещё помнил место захоронения ушедшего в нирвану ламы, указал это место XXIV Пандито Хамбо-ламе Дамбе Аюшееву. Три дня спустя тело Итигэлова перенесли в дацан. Ещё через шесть лет для него выстроили особый дворец, копию Деважин дугана, которую в своё время спроектировал для Янгажинского дацана сам Итигэлов. Там его можно навестить и попросить о помощи. Лама не ест и не пьёт, но за шесть лет после открытия саркофага набрал около десяти килограмм. Кроме того, он регулярно потеет. Смотритель Бимбо-лама, время от времени переодевающий тело, отмечает, что от него исходит благоухание.

    hram_itigelova_foto_wikipedia.org_arkadiy_zarubin.jpg

    Группа учёных во главе с профессором Виктором Звягиным провела исследования тела Хамбо-ламы и отметила отсутствие трупного запаха, эластичность кожи, подвижность суставов и тот факт, что белок в тканях Итигэлова по характеристикам не отличается от белка живых людей. При этом профессор не мог аттестовать ламу как живого — температура тела оказалась ниже 20 градусов, а это «абсолютный признак смерти».

    Во время восьми больших богослужений-хуралов тело Хамбо-ламы переносят в Согчен дуган, чтобы он мог принять участие в молебнах. Служители говорят, что в эти периоды Итигэлов особенно сильно потеет и его приходится постоянно протирать салфетками. Люди рассказывают о волшебных исцелениях и других чудесах, происходящих в непосредственной близости от Драгоценного тела.

    d_itigelov.jpg

    Впрочем, чудеса Итигэлов творил ещё при жизни. Так, он благословил триста янгажинских казаков, уходящих на Первую мировую войну. Все до единого вернулись целыми и невредимыми. Рассказывают, как Хамбо-лама спешил в дацан и раздвинул воды озера, чтобы не объезжать его, а проскакать к цели напрямую. В начале ХХ века, говорят, бурятские ламы умели многое — левитировали, становились невидимыми, телепортировались из одного места в другое. Когда буддизм в России пришёл в упадок, практики такого уровня исчезли. Но сейчас гонения на священников остались далеко позади. Спустя 75 лет Итигэлов вернулся, чтобы помогать тем, кому это нужно. В дацане вновь ламы проводят службы и обучают новых учеников.

    Читать еще:  Правила активации ставов с исландскими рунами. Что такое руны, как с ними работать и как их активировать

    Свет учения

    В 1991 году Центральное духовное управление буддистов России решило учредить высшее учебное заведение. Его открыли при Иволгинском дацане, дав название «Даши Чойнхорлин», что в переводе с тибетского означает «Земля счастливого учения». Первых педагогов приглашали из Тибета и Индии, кроме того, было несколько бурятских лам, получивших буддистское образование в Монголии.

    Первым в Буддийском университете открылся философский факультет. Одна из форм обучения — диспуты. Простые длятся одну минуту, сложные могут тянуться до нескольких суток. Великие ламы способны обсуждать вопросы философии несколько дней и ночей, не прерываясь. Кроме того, студенты изучают логику, общую философию, старомонгольскую письменность, тибетский и английский языки и другие предметы.

    aleksandr_kiselev_ivolginskiy_dacan.-430468.jpg

    Со временем открылись и другие факультеты: медицинский, буддийской живописи (танкописи) и тантрический. Сложнее всего даётся последний: чтобы поступить на этот факультет, необходимо сначала восемь лет обучаться философии в университете и ещё восемь — в Индии.

    «Необходимо закончить шестнадцатилетний курс общефилософского образования, только после этого желающие могут перейти к обучению тантре. Она по силам далеко не всем, практики требуют большой дисциплины. Можно сравнить сутру и тантру как два пути на вершину горы. Первый — более пологий и безопасный, но он длиннее, за одно воплощение его не одолеть. Второй — крутой и быстрый, позволяет достичь просветления в течение одной жизни, но и риск сорваться очень велик».

    Дид Хамбо лама Буддийской традиционной Сангхи России по Республике Бурятия Дагба Очиров

    Дид Хамбо-лама Дагба Очиров — один из первых выпускников университета, он окончил философский факультет. Судьбу ламы ему предрёк дед, который в 1911 году, шести лет от роду, уехал из России учиться в Монголию, а в 1930-е годы вернулся уже в Советский Союз. «Когда его отправляли из Монголии домой, все понимали, какая в стране ситуация, и предупреждали: «В храмы не иди», — вспоминает Дагба-лама. — Он прошёл Великую Отечественную войну, потом женился. Когда я был маленький, дед мне говорил: «Ты станешь ламой». Я не верил, конечно,советское время, какие ламы! Закончил педагогический институт по специальности «преподаватель химии и биологии», преподавал, работал инженером-химиком, заведующим лабораторией, начальником очистных сооружений… А когда в 1990-е годы открылся наш университет, я приехал сюда учиться. Меня приняли, поставив условие: пройти обучение полностью с первого курса, отказавшись от привычной жизни. Так что сидел я, тридцатилетний усатый дядька, с четырнадцатилетними подростками в одном классе. Самая счастливая пора была!»

    20210722-dsc_0004.jpg

    В университете обучается около 120 хувараков — студентов. Стипендии не предусмотрено, но жильё и еду они получают бесплатно, за счёт пожертвований и подаяний прихожан. Выпускникам вручают дипломы государственного образца по специальности «философ», «танкописец» или «эмчи-лама», то есть лекарь.

    В гостях у ламы

    Чтобы обратиться к ламе за советом, нужно уточнить в информационном центре, кто из лекарей или астрологов принимает посетителей. В прихожей деревянного дома, где живёт Дид Хамбо-лама Очиров, стоят старенький потёртый диван и кресло для ожидающих своей очереди. Из комнаты доносятся тихие голоса, время от времени прерываемые постукиванием камушков — лама бросает их, прежде чем ответить на тот или иной вопрос. Через некоторое время из дверей выходит, прощаясь с ламой, пара молодых людей — можно заходить внутрь.

    Перед посещением рекомендуется совершить гороо — ритуальный обход территории монастыря по часовой стрелке нечётное количество раз. По пути нужно по три раза вращать молитвенные барабаны хурдэ, установленные вдоль тропы. В каждом из них намотаны на ось от нескольких сотен до миллиона свитков с сутрами, так что, повернув барабан один раз, человек «читает» сразу множество молитв.

    В знак уважения ламе можно поднести хадак — шёлковый шарф, символизирующий пожелание счастья и мира. Его подают на ладонях обеих рук, слегка придерживая сверху пальцами. Белый хадак означает чистые помыслы, святость, благополучие. Синий — гармонию, доброту и спокойствие. Жёлтый — веру, процветание, учение Будды, а также достаток и стабильность.

    В благодарность за консультацию ламе делают пожертвование в любой форме — деньги, продукты, подарок.

    20210722-dsc_0017.jpg

    Дагба Очиров сидит за большим столом, заваленным книгами, сбоку стоит стул для посетителей. На табуретке у книжного шкафа в большой картонной коробке свернулась клубком бело-серая молодая кошка. Пока мы разговариваем с Дид Хамбо-ламой, она просыпается и отправляется совершать моцион по комнате, чувствуя себя там полной хозяйкой.

    — До революции почти каждая семья отдавала одного из своих детей в монастырь на обучение, — рассказывает Дагба Очиров. — Дацан в то время был центром культуры, попавшие в него получали образование, недоступное другим. Дети начинали учиться в шесть-семь лет, после 16–17 многие защищались и заканчивали обучение с научной степенью. Они были элитой. Именно поэтому после революции лам безжалостно отправляли в ссылку — они пользовались очень большим авторитетом.

    — А вам лично удалось встретить кого-нибудь из лам «старой закалки»?

    — Да, мне довелось общаться с теми, кто получил дореволюционное образование. В 2003 году я провожал в последний путь одного из них и спросил его: «Что можешь сказать о своей жизни?» Он мне ответил: «Я счастливый. Я застал расцвет буддизма, видел великих лам — Даши-Доржо Итигэлова, Агвана Доржиева и других. Видел, как буддизм приходил в упадок, и дожил до его возвращения в Россию. Я больше полувека этого ждал».

    detali_ivolginskogo_dacana_foto_wikipedia.org_yana_krasnopevceva.jpg

    — В Бурятии помимо буддизма распространён шаманизм. Они не противоречат друг другу?

    — Буддизм — самая старая из мировых религий и самая демократичная. Как-то при мне великого Бабу-ламу спросили, как он относится к шаманизму, и он сказал: «Это благодатная благородная почва, прекрасно вспаханная. На ней хорошо всходят семена буддизма, христианства или ислама». Рано или поздно люди дорастают до одной из мировых религий, многие шаманисты переходят в буддизм.

    anna_rakhmanko_monahi_u_vhoda_v_dacan-383590.jpg

    Беседу прерывает кошка, которая внезапно взвивается в воздух в погоне за пролетающей мухой. Промахнувшись, она пытается уцепиться за шкаф и с размаху шлёпается мне на колени. Пока я поглаживаю её по шелковистой спине, кошка вновь подбирается, прыгает и гордо уносит добытый трофей куда-то в уголок.

    — Вот оно, счастье! — смеюсь я.

    — В колесе сансары счастья нет, — улыбается в ответ Дид Хамбо-лама. — Только удовольствие. Знаете, в чём разница? Счастье непрерывно, а удовольствие — временное явление.

    Колесо сансары — в буддийской религии бесконечный круг перерождений. В зависимости от накопленных душой хороших и плохих деяний она перерождается в одном из шести миров. В каждом из них есть страдания, но только в человеческом мире можно сознательно совершать благодеяния, что позволяет в конце концов вырваться из колеса и достичь вечного блаженства в нирване.

    В гостях у буддистских монахов. Иволгинский дацан. Бурятия

    «Монастырь, где вращается Колесо Учения, полное радости и приносящее счастье» – так переводится бурятское название Иволгинского дацана. И ведь действительно, после посещения этого священного места человека переполняет радость и счастье, наступает душевное спокойствие.

    Здесь каждому рады. Монахи с удовольствием проведут экскурсию по дацану. Расскажут о своих традициях и святынях, дадут совет нуждающемуся.

    Дацаном считается монастырь, который кроме храмов включает в себя ещё и университет, где готовят священнослужителей – Лам.

    Чтобы приобрести свой сегодняшний образ Иволгинскому дацану потребовалось пройти путь более 70 лет.

    Всё началось с небольшого деревянного дома в чистом поле в 1945 году. Сегодня же дацан в республике Бурятия считается крупнейшим с России.

    Почётный обход святых мест

    По традиции, посещение дацана начинается с Гороо – почётного обхода святых места. Специально для этих целей по периметру территории монастыря есть дорожка.

    Гороо возможен как самостоятельно, так и в сопровождении одного из Лам.

    Правила Гороо:

    • Ход необходимо совершать обязательно по часовой стрелке. Вообще, обходить любые святыни в буддизме принято по часовой стрелке;
    • Гороо необходимо совершать нечётное количество раз;
    • Нельзя поворачиваться спиной к статуе Будды;
    • Гороо нужно совершать не спеша, осмысливая всё увиденное.

    Произносим 100 000 молитв за одну минуту

    Во время Гороо гостям будут встречаться множество святынь. Например, хурдэ (молитвенные барабаны), которые нужно покрутить. Опять же, по часовой стрелке!

    В хурде расположен свитки с мантрами, а в одном их аж 100 000! И каждый оборот барабана будто 100 000 прочитанных молитв.

    Загадываем желание у камня богини Зелёная Тара

    Возле камня, на котором оставила след ладони богиня Зелёная Тара можно загадать желание.

    По преданию, нужно отойти от него на несколько шагов, закрыть глаза рукой, подойти и положить руку на камень. Если промахнётесь, желание не сбудется.

    Интересные места Ивалгинского дацана

    Храмы Иволгинского Дацана

    На территории Иволгинского дацана расположено 10 храмов (Дуганы), построенных в китайско-тибетском стиле. Загнутые к верху крыши, яркие цвета строений.

    Основные отличия бурятских от тибетских дуганов это материал изготовления. В Бурятии строят из дерева на Тибете из камня.

    Также, из за суровых зим бурятские храмы имеют «прихожую», которая защищает помещение от холода.

    Нетленное тело Великого Учителя

    В Иволгинском дацане находится нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.

    В 1927 году главный учитель всех буддистов Восточной Сибири собрал своих учеников, чтобы те прочитали молитву за упокой его души. Итигэлов сел в позу лотоса и во время молитвы жизнь покинула его. Великий учитель завещал, чтобы его тело достали через 30 лет. Так и поступили послушники, оказалось, что тело не подверглось разложению.

    В 2002 году учёными был проведён анализы тканей нетленного тела, структура которых соответствовали живому человеку. Ламы, которые ухаживают за ламе Даши-Доржо Итигэлове утверждают что у него меняется температура тела и даже проступает пот.

    8 раз в год проходят Дни поклонения Великому учителю (даты ежегодно меняются). В эти дни каждый может увидеть святыню.

    Буддистский университет

    В 1991 году на территории монастыря был открыт буддистский университет, где подготавливают будущих Лам (монахов). Более 100 хувараков (послушников) обучаются тибетскому языку, логике, истории. восточной медицине, иконографии, философии.

    Курс обучения хуварака занимает 5 лет. Каждый день будущий Лама встаёт в 6 утра и с 7 до 21:00 проводит на занятиях. В перерывах между которыми участвует в богослужениях и хозяйственных делах дацана.

    Кстати, по субботам и воскресениям в университете проводятся лекции для всех желающих.

    Священное дерево Бодхи

    Обязательно посетите оранжерею Ивалгинского дацана. Здесь растёт священное дерево Бодхи.

    По преданию несколько тысяч лет назад, медитируя возле Бодхи Будда достиг просветления.

    Мирские радости Ивалгинского дацана

    На территории дацана работают летняя гостиница, музей буддистского искусства, библиотека. Также, торговые лавки, где гость может приобрести сувениры. А так же кафе, где подают национальные бурятские блюда.

    Как добраться?

    На автомобиле. Улан-Уде – село Верхняя Иволга (36 км)

    На рейсовом автобусе № 130 или маршрутном такси. Улан-Уде – село Верхняя Иволга (30-40 минут).

    Использованы материалы с сайтов:

    История

    Иволгинский дацан «Гандан Геже Даши Чойнхорлин»

    Эта фотография Иволгинский дацан «Хамбын Хурэ» (буддийский монастырь) является собственностью сайта TripAdvisor

    Иволгинский дацан – самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. В переводе с тибетского языка «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин» – «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты».

    Иволгинский дацан является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ». Это крупнейший буддийский монастырский комплекс в России и духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

    Дацан находится в Республике Бурятия, в 36 км от Улан-Удэ, он был основан в 1945 году. В 1945 году вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга». Вскоре был построен деревянный дом, которому придали вид дацана. 12 декабря 1945 года во главе с гэбши Галсаном Хайдубом был проведен первый открытый молебен «Сахюусан хурал». В феврале 1946 года новогодние молебны – «Сагаалганай хурал» – прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. В 1951 году власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам.

    Читать еще:  “Исправь его любовью” — как не надо вести себя с домашним тираном

    Иволгинский дацан стал первым действующим буддийским храмом после многих лет запрета на проведение религиозных буддийских обрядов, сейчас он является также памятником истории и архитектуры, музеем культового зодчества.

    После обретения в 2002 году Драгоценного Неиссякаемого Тела XII главы буддистов России Пандито Хамбо ламы Даши Доржи Этигэлова, в Иволгинском дацане возведен Дворец Хамбо Ламы Этигэлова, теперь дацан является резиденцией двух Хамбо лам.

    В настоящее время в монастырский комплекс входят:

    • Согчен дуган – центральный соборный храм Иволгинского дацана, его освящение состоялось в ноябре 1976 года.
    • Этигэлэй Хамбо ламын Ордон – Храм-дворец Пандито Хамбо ламы Этигэлова. Этот дуган воссоздан по сохранившимся старым фотографиям одного из дуганов Янгажинского дацана, который строился до революции под руководством в то время ширээтэ ламы Янгажинского дацана Этигэлова.
    • Сахюусан сумэ – деревянный дуган квадратной формы, посвященный Дхармапалам – защитникам Учения Будды. Возведен в 1986 году.
    • Чойра дуган – это здание было первым Согчен дуганом Иволгинского дацана, впоследствии преобразовано в факультет философии Чойра. Возведено в 1947-1948 гг.
    • Диважин дуган – Чистая Земля Будды Амитабхи, глинобитное восьмистенное двухэтажное здание, возникшее в 1970-х гг. как Согчен дуган. Диважин, или Сукхавати (санскр.), Дэвачен (тиб.) посвящен теме Чистой Земли, или Западного Рая, созданного Буддой Амитабхой.
    • Майдарин сумэ – небольшой деревянный храм Будды Майтреи, основанный в 1970-е гг.
    • Жуд дуган – тантрический храм.
    • Маниин дуган – храм бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (Арьяа Баалы).
    • Ногоон Дара Эхын Сумэ – дуган Богини Зеленой Тары (2010 г.).
    • Гунриг дуган – посвящен Будде Вайрочане, Божеству Гунриг. Освящение состоялось в 2014 году.
    • Оранжерея для cвященного дерева Бодхи.
    • Священные ступы-субурганы.

    На территории монастырского комплекса также расположены здания резиденции действующего XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, резиденции Дид Хамбо ламы по Республике Бурятия Дагбы Очирова, учебные корпуса Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева, библиотека, музей, Художественная мастерская «Эрхим Дархан» («Искусный мастер») и Галерея искусств народов Азии, различные служебные помещения, дома лам, столовая и гостиница.

    При дацане действует визитно-информационный центр.

    Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана

    Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).

    Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).

    В «Большом словаре земли снегов (གངས་ལྗོངས་ཚིག་མཛོད་ཆེན་མོ།)» говорится: «Шэрээтэ — на языке Шаншун означает: Храбрый, духовный герой (སེམས་དཔའ།)».

    В некоторых районах Бурятии Шэрээтэ Ламу называют Ламхай, это понятие исходит согласно Жаиг — уставу (བཅའ་ཡིག), в каждой сангхе по уставу есть иерархия, самый высший иерарх -это Хамбо (མཁན་པོ།), его полномочия распространяются на все дацаны.

    Далее ниже следует — Дид Хамбо (རྗེ་མཁན་པོ།), он же имеет полномочия на несколько дацанов.

    Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),

    Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.

    Семантика слова Ламхай, произносительная норма [ламхэ]: «Лам» -Лама, наставник, «Хай» -уважительная частица.

    Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).

    Этот трон имеет восемь украшений:

    1. изображение Слона (གླང་པོ་ཆེ།), символизирующего 10 сил Будды (སྟོབས་བཅུ།),
    2. изображение Льва (སེང་གེ), символизирующего четыре бесстрашия (མི་འཇིགས་པ་བཞི།),
    3. изображение Антилопы Кришнасара (རི་བདག་ཀྲྀཥྞ་ས་ར།), символизирующей сострадание (སྙིང་རྗེ།),
    4. изображение Журавля (ཤང་ཤང་།), символизирующего контроль благодеяния — не благодеяния (དགེ་སྡིག་བྱ་ར།),
    5. изображение Лебедя (བྱ་ངང་པ།), символизирующего доброту (བྱམས་པ།),
    6. изображение Макары (ཆུ་སྲིན།), символизирующей милосердие (ཐུགས་རྗེ།),
    7. изображение Нага, Дракона (ཀླུ་འབྲུག), символизирующих мудрость (ཡེ་ཤེས།),
    8. изображение Гаруды (བྱ་ཁྱུང་།), символизирующей благословения, взгляды (བྱིན་རླབས་ལྟ་བ།).

    Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.

    Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
    Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.

    В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:

    • Гандан Шэрээтэ (དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ།), это глава традиции школа Гелуг,
    • Цогчен Шэрээтэ (ཚོགས་ཆེན་ཁྲི་པ།), это глава центрального дугана, а настоятелей этих дуганов называют Ловбон,
    • Галон Шэрээтэ (བཀའ་བློན་ཁྲི་པ།) — это премьер-министр.

    Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:

    1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)

    2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)

    3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)

    4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)

    5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)

    6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)

    Иволгинский Дацан

    Когда я начинала договариваться про поездку в Улан-Удэ, мне сразу было понятно, что я поеду в Ивогинский дацан. Как я всегда это делаю: оказываясь в новом городе, я нахожу местные известные храмы, и еду туда. В иволгинский дацан люди едут со всей России и других стран, поэтому, конечно, и я туда собралась.

    Начнем с того, что Иволгинский – главный буддийский монастырь России, здесь же находится и резиденция Пандито Хамбо-ламы (главного ламы России).

    Я уже также писала, что на территории монастыря находится тело Пандито Хамбо Ламы Итигэлова (ламы, который в возрасте 70 лет ушел в нирвану в 1927 году и тело которого откопали в 2002 году, и температура тела, например, составляет 36,6 градусов), и это, безусловно, еще один повод для буддийских паломников посетить монастырь.

    И вот, за пару недель до поездки Настя Кузьмина скинула мне ссылку http://etegelov.ru/dni-poclonenia — со списком дней поклонения. Дело в том, что в дни поклонения тело Пандито Хамбо Ламы Итигэлова выносят в большой дацан, где все желающие имеют возможность подойти и поклониться. И таких дней в году 9, одним из них оказалось 17 марта, то есть тот день, когда я должна быть на Байкале. Я вздохнула, но – что поделать.

    А дальше я приехала в Улан-Удэ и тут, на месте, узнала, что тело Пандито Хамбо Ламы Итигэлова выносят на день раньше, то есть 16 марта вечером, именно в тот день, когда я, собственно, и планировала посетить Иволгинский дацан. То есть сегодня)))

    Хорошо, что я узнала это заранее, потому что я поехала вечером и смогла дождаться как раз самой церемонии выноса тела (которая произошла примерно в 20.00). Ну и потом я, конечно, пошла в основной храм и там прошла все необходимые ритуалы. И да, видела Пандито Хамбо Ламу Итигэлова.

    Русская женщина рядом в храме спросила, что я чувствую. И я сказала, что не могу говорить. И писать не могу. Эти вещи не пишутся…

    Из того, что пишется – на церемонии уже сегодня было много людей, не представляю, что будет завтра.. Монах, который проводил мне экскурсию по монастырю, сказал, что половина Монголии приезжает в дацан в такие дни))) Вот сегодня монголов было человек 500, мне кажется. Или это были монголы и буряты, тут я не сильно различаю. Но у монгол одежда особая, все же в основном были монголы, в таких невероятных халатах, очень хотелось их фотографировать, но – в храме нельзя.

    Удивительно все сложилось. Еще накануне я случайным образом прослушала лекцию Гребенщикова о буддизме, и хорошо, ибо про буддизм я не знаю практически ничего. Зато сразу в главный дацан России и в такой день. Хорошо.

    Путешествие по Приамурью и Забайкалью. Часть XV. Иволгинский Дацан.

    Вот и кончились рождественские каникулы. Продолжу свой рассказ дальше.

    Иволгинский дацан – кафедральный, если можно так сказать, буддистский храм в России, резиденция Пандидо-Хамбо-ламы XXIV Дамбы Аюшеева (главы российский буддистов), крупная культурно-историческая достопримечательность.

    Полное название — «Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурды Хиид» то есть «Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости».
    Монастырь не исторический, появился всего лишь в 1945 г. в связи с ослаблением гонений на верующих. Как говорят, решение о создании обители обсуждалось лично И.В. Сталиным и местными властями всех возможных уровней. По желанию священнослужителей было выделено и место у поселка Средняя Иволга. Днем рождения считается 2 мая 1945 г. — день опубликования постановления СНК Бурят-Монгольской ССР « Об открытии буддистского храма. »

    Постепенно строясь дацан превратился в то, что он есть сейчас – настоящий монастырь со всеми необходимыми вещами, и, главное, – подготовкой кадров.

    Как добираться:
    Элементарно. У Одигитриевского собора Улан-Удэ есть весьма запущенная автостанция. От нее часто ходит автобус №130 (или №131?) до Иволгинска. Если у вас будут какие-то сомнения, обязательно спрашивайте у пассажиров – уж что-что, а про путь в дацан они расскажут с удовольствием.

    Проехав на автобусе до конечной остановки (около сорока минут) нужно из автобуса выйти и, перейдя на другую сторону площади, сесть на маршрутку до самого дацана. Это тоже очень просто. От Иволгинска можно и дойти – но во-первых далеко, а во-вторых надо знать как. Так что рекомендую маршрутку за 10 руб.

    Ехать до конечной остановки, да вы и сами поймете где выходить.

    Вид примерно такой.

    Как и любое учреждение подобного рода на прилежащей площади развернута широкая торговля разнообразными сувенирами. Попадаются весьма нестандартные, не свойственные нашей «средней полосе» вещи.

    Сделаю-ка я сувенирный обзор:

    1) Самые доступные – разнообразные изображения на бумаге. Как правило Будды и других уважаемых в буддизме личностей («людей» не могу написать, поскольку это не совсем люди).

    2) Что-то вроде ладанок с изображением цветового, орнаментального рисунка – нужно покупать свое сочетание (зависит от знака зодиака).

    3) Амулеты на машину. На КАЖДОЙ машине владельца-бурята на зеркале висит подобная штука, отгоняющая демонов и привлекающая удачу. Это такое сочетание ярко-красных нитей и золотистых элементов (колокольчиков). Продается везде, но тут их можно сразу и освятить. Наверно в буддизме употребляется другой термин, но я его не знаю. В общем придать амулету силу.

    4) Четки. С разным количеством костяшек (пластиковые, каменные, деревянные. 16, 48 и 108 элементов). Самыми годными считаются можжевеловые из 108.

    5) Фигурки. Металлические, пластиковые и каменные изображения Будды, слоников и подобного.

    6) Культовые металлические предметы. Например Ваджра. Это особый металлический (медный, латуный) скипетр, символизирующий мужское начало (я купил :)).

    7) Поющие чаши. Самые необычные и дорогие из сувениров. Тонкие медные сосуды, напоминающие формой котелок, к которым прилагается пестик-толкушка. При проведении пестиком по стенке чаши раздается тихий, мелодичный но сложнописуемый звук, который не исчезает и при прекращении движения пестиком. Это акустический эффект, связанный с резонансом.

    8) Одежда. А именно халаты, шапки, и, самое главное, тапочки. Тапочки монгольского типа из катаного войлока – это просто отличный подарок!

    Помимо большого количества сувенирных лавок при входе еще есть турцентр, оснащенные двумя женщинами – помоложе и постарше. Как я понял, их работа заключается в разъяснении вопросов, задаваемых посетителями. Они же организуют и экскурсии по территории дацана.

    Экскурсии проводят не классические экскурсоводы, а послушники-хувараки. Очень прикольно ходить за молодым человеком в шафранном одеянии и слушать его пояснения. Я так и поступил (250 рублей это не слишком большая сумма). Тем более, что меня интересовали в основном бытовые моменты жизни общины.

    Отвлечемся на 1 минутку и посмотрим вокруг.

    Степь и простор.

    Итак, заходим внутрь.

    Что же поражает в первую очередь? То, что внутри дацан напоминает деревню. Стоят обыкновенные деревянные избушки в которых и живут ламы (правда при домах нет огорода). Но большая часть все равно напоминает сельскую улицу.

    По традиции территория обходится слева направо по ходу солнца и, по традиции же, нельзя особенно явно поворачиваться задом к храмам и к алтарю (внутри храма).

    На всех деревьях видны повязанные ленты. В самом дацане это не так бросается в глаза. А вот рядом:

    Читать еще:  Челпанов георгий иванович вклад в психологию. Значение челпанов георгий иванович в краткой биографической энциклопедии

    Обвязано буквально каждое дерево от корней до верхушки. Целый лес в ленточках. Мне сначала это все почему-то напомнило кладбище.

    Не знаю виден ли на фото эффект — стоит очень низкая радуга. Мелкие капли дождя буквально несет с гор.

    Мой провожатый беседует с знакомым студентом. Там учиться еще около 200 человек. Забавно видеть людей в шафранных одеяниях с телогрейками поверх церемониальной одежды. Ламы (лица более высокого звания) стараются ответственнее подходить к своей внешности. Еще одной характерной особенностью учащегося является сумка, которая похожа на матерчатую торбу.

    Молитвенные барабаны и послушники с сумами. Учиться идут :).

    И здесь много различных молитвенных барабанов. Обратите внимание — надписи выполнены на разных языках. Крайние надписи — это вроде как тибетский (уже неиспользуемый нигде кроме молитв), а в центре старомонгольский (тоже мертвый язык).

    А вот более стандартные. Обратите внимание, рядом ящик для сбора пожертвований. Вообще русская православная народная культура и русская буддистская народная культура очень тесно переплетены. Для меня почти все ритуалы и обычаи были знакомы, поскольку имели аналоги в православии.

    Ступы (субурганы). Здесь они размещены не в ряд, как в Агинском дацане, а в форме четырехугольника.

    На заднем плане видно учебное заведение «Тандан Даши Чойнхорлинг» (университет между прочим, один из двух буддистских с государственной лицензией). Оно еще строится.

    Вот оно целиком, но на заднем плане.

    Другой вид на скопление субурганов. Все это имеет символику и смысл, который от нас скрыт. Но он есть!

    При Пандидо-хамбо-Ламе есть, как видно, представительства различных российских регионов. Буддизм исповедуют три народа РФ — буряты, калмыки, тувинцы. Иногда к ним присоединяют алтайцев, но там все весьма неоднозначно (у ни распостранен и бурханизм, и шаманизм).

    Восточные ворота. А мы теперь перейдем непосредственно к культовым постройкам на территории дацана.

    Местный вариант мини-оранжереи для святого дерева Бодхи (Баньяна).

    Монах у барабанов-хурдэ. Помимо учебы монахи-послушники несут основную часть религиозных отправлений при храмах. Зайдя в дуган можно видеть молодых людей монотоно читающих некие тексты или совершающих иные процедуры.

    Чойра-Дуган — храм буддистской философии.

    Сбоку крайне похож на обыкновенную избу с застекленной терраской.

    Сахюсан-Дуган. Сахюсаны — это защитники учения, божества. В этом здании их и почитают.

    Дэважин Сумэ — место, где находится модель Сукхавати (то есть Рая Будды безграничного света или Амитабы). Но основное предназначение здания ныне это хранение книг (библиотека). Здесь храниться Ганжур (наставления Будды Шакьямуни) и Данжур (Пояснения к нему). 108+224 тома.

    Эти книги вообще не слишком похожи на наши книги. Более всего они похожи на перфокарты, сложенные стопочкой и перемотанные тканью. Каждая карточка является страницей с текстом, которая перекладывается по мере прочтения.

    Маанин Дуган — храм милосердия и сострадания, посвященный Будде Авалокитешваре.

    Вот этот выходящий дядька достаточно мрачно на меня посмотрел, но ничего не сказал. К снимающим там привыкли и относятся снисходительно.

    Жууд Дуган — храм, где проводятся практики Тантры и другие сложные и скрытые ритуальные обряды. Как объяснил мне провожатый — «Тантра — это быстрый и опасный путь к знаниям. Можно многого достичь, но еще легче все потерять».

    А вот это здание (оно строится, либо перестраивается) — то ли Майдари Сумэ (Храм в честь Будды-который-придет), то ли Дара Эхын Дуган (в честь одного из божеств — «Зеленой Тары» и ее двадцати одному воплощению).

    Цогчен Дуган — кафедральный главный храм. Парадный вид.

    Почему то стены у этих зданий принято красить (!) под крупный кирпич. Именно красить.

    Вот простая видовая фотография территории.

    Немного о внутреннем убранстве храмов.

    Все очень похоже на православные обители — приделы, большой внутренний зал в котором вместо иконостаса обыкновенно находится золоченая статую Будды (или того божества кому посвящен храм). Святые изображения тоже обязательно присутствуют на стенах. Возле алтаря (или как это называется?) находятся тарелки с едой, конфетками. Люди приносят освящать хлеб, прочую еду и почему-то очень много водки. Водка имеет какое-то особое значение в буддизме, связанное с предсказанием будущего.

    Обязательно и изображение Далай-Ламы, сегодняшнего воплощение Будды. Странновато смотреть на очень большие почести, воздаваемые живому и здоровому человеку.

    В чайнике возле колонн есть и Аршан (вода с шафраном). Понятие «святой воды» стало быть тоже есть.

    По краям стоят скамьи без спинок, а в центре, на свободном пространстве, обязательно есть топчаны для простираний, иначе говоря для максимально глубоких поклонов.

    Это самые яркие впечатления о внутренних распорядках.

    Дворец Ламы Даши Доржо Этигэлова — человека ушедшего в нирвану в 30-е годы прошлого века, чье нетленное тело очень почитается буддистами Бурятии. В нашем понятии это мощи.

    Восемь раз в год (в дни хуралов-молебнов) его тело доступно для почитания всеми верующими. Вроде как его даже выносят на улицу.

    Элементы оформления крыльца.

    Еще раз — парадный вид.

    Еще один вид барабанов-хурдэ.

    Недалеко от самого дацана, в степи есть святой источник.

    Виды оттуда потрясающие.

    Бросим последний взгляд на дацан и отправимся в Улан-Удэ на вокзал. Поезд №269 Благовещенск — Адлер как раз мне подходил. Отправляясь из У-У. 20.43 мск. (01.43 местного) он прибывал в Слюдянку в 02.04 мск (т.е. 07.04 местного). Как раз будет светать и я увижу восход на Байкале.

    На вокзале, на втором этаже, на балконе есть небольшое кафе. Так вот у одной из работающих там девушек совершенно потрясающая грудь. Это и было последним ярким впечатлением от столицы Бурятии.

    Ну а мы попрощаемся с чугунными медведями (справа на снимке) и будем ждать завтрашнего утра. Завтра — Байкал.

    Иволгинский дацан

    Дацан — монастырь-университет в буддийской традиции. Включает несколько храмов, учебное заведение и даже оранжерею со священными для буддистов растениями.

    История дацана

    Неожиданно для многих после окончания Великой Отечественной войны власти пошли на небольшие уступки. И хотя в восстановлении старинных дацанов XVIII века буддистской общине было отказано, власти выделили ей землю в болотистой местности, неподалеку от поселка Верхняя Иволга, в 30 километрах от столицы Бурятии Улан-Удэ. Одна из зажиточных бурятских семей пожертвовала под храм собственный небольшой дом. Он обустраивался силами добровольцев и лам, также неожиданно амнистированных после войны. Именно из этой постройки впоследствии вырос Иволгинский дацан.

    «…Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать ее…» — писал о дацане Далай-лама XIV.

    «Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хиид» — так полностью звучит название дацана на бурятском и переводится как «монастырь, где вращается колесо учения, полное радости и приносящее счастье». В тибетской традиции дацанами принято называть «факультеты» буддистских университетов, где изучают философию и медицину при монастырях. Однако в России — вероятно, из-за долгих периодов изолированности буддизма от внешних влияний — за дацаном закрепилось значение не только университета, но и монастыря.

    На сегодняшний день в России около 3 миллионов буддистов — это третья по численности конфессия в нашей стране.

    Сегодня, много десятилетий спустя, Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину. Слава о нем распространилась далеко за пределами России. И связано это не только с современным духовным образованием, но и с именем Даши-Доржо Итигэлова, лидера буддистов России начала XX века, сподвижника далай-ламы XIV.

    Итигэлов перед смертью в 1927 году обратил к монахам две просьбы: читать о нем особую заупокойную молитву и «навестить его тело через 30 лет». Монахи не решились читать подобную молитву при еще живом учителе. Тогда Итигэлов, заняв позу лотоса, сам начал ее читать и так ушел в лучший мир. Не меняя положения тела, его похоронили в кедровом саркофаге в Хухэ-Зурхэн, неподалеку от Улан-Удэ. В 1957 году, к тому моменту, когда покойного осмотрели в первый раз, на территории нынешнего Иволгинского дацана уже стоял небольшой храм-сумэ и несколько домов для лам. На теле Итигэлова не было следов тления. После проведения обрядов и смены одеяния тело снова захоронили. В следующий раз нетленное тело Итигэлова подняли в 1973 году и погребли вновь.

    Дацан рос. Возникали новые храмы, росло количество монахов и лам. Буддизм в России стал возрождаться. В сентябре 2002 года саркофаг выкопали. Ученые, которые всегда скептически относятся к подобным историям, предложили сделать экспертизу тела. Она показала, что суставы Итигэлова остались подвижными, а кожа мягкой. Эксперты не смогли объяснить этот феномен. А монахи ответ знали и так. Они перенесли тело Итигэлова в дацан и вместе с добровольцами воздвигли для него специальную постройку, самую красивую во всем комплексе дацана.

    Сегодня паломники из близлежащих регионов и из других стран приезжают специально, чтобы увидеть нетленное тело двенадцатого Пандито Хамбо-ламы. Считается, что Итигэлов помогает тем, кто его просит. А дацан продолжает развиваться, превратившись за несколько десятилетий из небольшого синего домика в монастырский комплекс — со своей рощей бодхи и живыми косулями, которые ежедневно слушают молитвы монахов, повторяющих слова Будды, сказанные 2500 лет назад.

    Что необходимо сделать в Иволгинском дацане

    — Обойти храм по часовой стрелке и покрутить барабаны «хурдэ».

    Согласно традиции, прежде чем войти в буддистский храм, его следует обойти кругом. По пути вы увидите барабаны «хурдэ», внутри которых лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве.

    В буддистских храмах ставят свечи особым образом. Внутри большой спирали благовоний закрепляют записку с именем, после чего ее поджигают и подвешивают к потолку. Когда бумажка колышется от дыма или ветра — это равносильно молитве.

    — Поговорить с ламой.

    Ламы очень приветливы и могут ответить на любой вопрос, который вы бы им ни задали. Следует знать заранее, что после разговора принято делать небольшое пожертвование.

    — Сходить на прием к врачу.

    В любом буддистском университете чаще всего обучают традиционной тибетской медицине. Врач продиагностирует болезни по пульсу, после чего сделает для вас лекарство из трав.

    Нетленное тело Пандито Хамбо-ламы Итигэлова находится в отдельном здании дацана. Говорят, что если до него дотронуться, уходят недуги и сбываются желания.

    Как нужно вести себя в дацане

    Лама или монах вряд ли будут делать замечания посетителям относительно поведения или внешнего вида. Терпение — одна из основ буддизма. Тем не менее есть пожелания, выполнение которых позволит чувствовать себя в дацане комфортно и никого не смущать.

    Сумки должны быть сняты с плеч. Руки и ноги прикрыты.

    Не следует поворачиваться к статуям спиной и показывать на них пальцем

    На выходе из дацана стоит аршан — сосуд с водой. Нужно зачерпнуть из него воду правой рукой и перелить ее в левую, сделать три глотка, а остальное вылить на голову. Этот ритуал символизирует очищение.

    Символы буддизма

    Ступа

    Ступы (по-бурятски — «субурган») символизируют эпизоды из жизни Будды. Они могут иметь восемь различных форм, символизирующих рождение, этапы просветления и чудеса, которые творил Будда.

    Шафрановый цвет

    Символизирует мудрость, чистоту и божественное откровение. По преданию, в древности буддийские монахи одевались в белое. Однако после очередного купания их одежда сама собой стала цвета шафрана.

    Дерево бодхи

    Считается, что это реальный вид дерева, получивший в настоящее время название «фикус священный». Сейчас его можно увидеть в любом буддийском монастыре или храме. Именно под таким деревом, по легенде, Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления.

    Лань

    Предание гласит, что, когда Будда читал пяти аскетам в лесу свою первую проповедь «Поворот колеса учения», из-за деревьев показались две лани. Они слушали Учителя, а после того, как проповедь была закончена, скрылись в лесу. С тех пор лань символизирует «принятие учения». Ее скульптурное изображение можно встретить на территории буддийских монастырей.

    Зонт

    Не исключено, что буддийский монах с зонтиком просто пытается защититься от жара или дождя. Однако зонт в буддизме символизирует еще и благие деяния, направленные на защиту от ударов судьбы.

    Лотос

    Лотос символизирует чистоту. В этом цветке заключается метафора буддизма. Лотос растет в мутной и грязной воде, тем не менее он всегда остается чистым.

    Об этом объекте также читайте в разделе: Религиозное наследие

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector