0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем заключалась философия древней греции. Философы древней греции

Содержание

Древнегреческая философия. периодизация и черты

Античная (от. лат. антиквитас — древность, старина) философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н.э. и просуществовала до начала VI в. н.э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу — Платоновскую Академию. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран. Древнегреческая философия (учения, школы), создавалась греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия возникла в первой половине VI до н. э. в малоазиатской части тогдашней Эллады — в Ионии, в г. Милете. Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и др. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке.(Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием «античная философия»).

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

I. VII-V вв. до н.э. — досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

II. 2-я пол. V — конец IV вв. до н.э. — классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

III. Конец IV-II вв. до н.э. — эллинистический период (Эпикур и др.),

IV. I в. до н.э. — VI в. н.э. — римская философия.

I. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-«досократиков»:
1. милетской школы — «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
2. Гераклита Эфесского;
3. элейской школы;
4. атомистов (Демокрита, Левкиппа).

Досократики — это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов.
Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа — древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.
Основным вопросом школы стало определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий. Гераклит говорил, что все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует борьбу противоположностей в космосе и его постоянное движение. Также Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) — принципа разумного единства, который упорядочивает мир из противоположных начал. Логос управляет миром, и познать мир можно только через него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Основные проблемы, которыми занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

II.Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса.
К данному этапу относятся:
1. философско-просветительская деятельность софистов;
2. философия Сократа;
3. зарождение «сократических» школ;
4. философия Платона;
5. философия Аристотеля.

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

1. Платон — автор учения о «чистых идеях», предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир;
2. проявили интерес к проблеме человека, общества, государств;
3. вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
1. внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
2. дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
3. выделил 10 философских категорий;
4. дал определение бытия через категории;
5. определил сущность материи;
6. выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа — политии;
7. внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного
метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.

Отличительные черты эллинистической философии:
1. кризис античных моральных и философских ценностей;
2. снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним;
3. отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
4. поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного чело¬века (физическое — киренаики, моральное — Эпикур).

Таким образом, стоицизм, кинизм, эпикуреизм — философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. — начало I в.) — возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период.

IV.Наиболее известными философами римского периода являлись:
1. Сенека;
2. Марк Аврелий (император Рима в 161 — 180 гг.);
3. Тит Лукреций Кар;
4. поздние стоики;
5. ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:
1. взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древне¬греческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская фило¬софия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
2. фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
3. повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
4. расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и пове¬дение человека);
5. расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, ученос¬ти, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
6. преобладание идеализма над материализмом;
7. все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
8. повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
9. рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
10. постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Нужно отметить, что школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала и во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы.» Философия скептицизма также получила свое продолжение — это философия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик говоря о вещях и собтиях не оценивает их, он просто воспроизводит факты.

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие «философия» в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
1. стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
2. на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
3. были заложены два направления в философии — идеалистическое («линия Платона») и материалистическое («линия Демокрита»), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

Философия Древней Греции

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 459.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 459.

Философские размышления появились уже в первых произведениях древнегреческих историков Фукидида, Геродота и Гомера. В VI веке до н.э. зародилась философия Древней Греции. Примерно в это же время появились философские течения в Индии и Египте.

Формирование древнегреческой философии в VI-V веке до н. э.

Первой философской школой в Древней Греции принято считать школу мыслителя Фалеса в городе Милет. Отсюда произошло название этой школы-милетской. Первая школа философов отличалась тем, что понимала мир как единое целое, не отделяя живые субстанции от неживых.

    Фалес. Этот философ первым открыл Созвездие Большой Медведицы и определил, что свет луны, падающий на землю, является её отражением. Согласно учению Фалеса, всё, что нас окружает, состоит из воды. Его тезис – “всё из воды и всё в воду”.

Гераклит создал новое понятие в философии – “Логос” -это своеобразный свод законов созданный божественными силами. Логос, иными словами, голос космоса, но даже услышав, люди не понимают и не принимают его. Всё живое может меняться, но сущность Логоса всегда остаётся прежней.

  • Пифагор. Этот древнегреческий философ и математик основал свою школу в Кротоне. Пифагорийцы считали, что государством должен управлять человек с благородным сердцем. В основе всего сущего, считал мыслитель, лежат числа. Учёный также известен доказательством своих геометрических и математических теорем. Таблицей Пифагора пользуются с древнейших времён по сей день.

Школа элатов

Школа элатов уделяла своё основное внимание объяснению природе мира и бытию человека в этом мире. Основные философы этой школы – Зенон, Ксенофан и Парменид.

  • Ксенофан, философ и поэт, одним из первых заговорил о подвижности Вселенной. Он также подверг критике религию древних греков. Высмеивал и прорицателей с предсказателями, называя их мошенниками.
  • Приёмный сын Парменида Зенонразработал теорию “мира мнения”, в которой главная роль принадлежит движению и числу. Этот мыслитель пытается отсечь всё непонятное методом исключения.
  • Парменидутверждал, что в мире нет ничего, кроме бытия. Критерием всего, считал философ, служит разум, а всё чувственное имеет размытые границы и не подлежит глубокому осмыслению.

Демокрит

Одним из виднейших идеологов натурфилософии был мыслитель Демокрит.

  • Демокритомутверждалось, что у подножия Вселенной лежит множество миров. Каждый такой мир состоит из атомов и пустоты, пустота наполняет пространство между атомами и миром. Атомы, сами по по себе неделимы, они не меняются и бессмертны, число их бесконечно. Философ утверждал, что всё происходящее в мире имеет свою причину, а знание причин есть основа действию.

На первом этапе формирования древнегреческой философии появляется обобщение знаний. Первые философы пытаются понять устройство мира, появляются понятия о космосе и атомах наполняющих пространство.

которые читают вместе с этой

Расцвет Древнегреческой философии

В период V-IV веков до н.э. в Древней Греции развиваются точные науки и естествознание. Примечательно, что это развитие происходит на фоне мифологии и религии.

Софисткая школа

Школа софистов была известна своим критическим отношением к религии многобожия Древней Эллады, основоположником этой школы стал Протагор.

  • Протагорбыл философом-путешественником, объехавшим всю Грецию и бывавший за границей. Он встречался с видными политическими деятелями Эллады: Периклом и Еврипидом, которые искали его советов. Основой идеологии Протагора стал его тезис: “человек есть мера всего” и ” человек всё понимает, как понимает”. Его слова следует понимать как то, что человек видит и чувствует, и есть на самом деле. Учение философа привело к тому, что его обвинили в атеизме и изгнали из Афин.
  • Антифонт– один из младшего поколения софисткой школы. Мыслитель считал, что человек сам должен заботиться о себе, при этом сущность природы неотделима от человека. Антифонт, также как и Протагор, подвергся гонениям со стороны властей за то что женился на рабыне, а всех своих рабов отпустил на волю.

Сократ

Этот философ, родившийся 469 году до н.э., любил ходить по улицам города и вести беседы с людьми. Будучи по профессии скульптором, Сократ успел поучаствовать в Пелопонесской войне.

  • Философия Сократаполностью отличается от идеологии его предшественников. В отличие от них, Сократ не предлагает размышлять и созерцать, он предлагает действовать во имя благородных целей. Жить во имя добра – вот основной тезис Сократа. Знания мыслитель рассматривает как общий фундамент для саморазвития личности. “Познай самого себя” – вот основной тезис философа. В 399 году до н. э. Сократа обвинили в богохульстве и растлении молодёжи. Ему был вынесен смертный приговор. Как свободный гражданин Эллады, Сократ был должен принять яд, что он и сделал.

Рис. 2. Сократ. Работа Лисиппа.

Платон

После смерти Сократа одной из самых видных фигур среди философов Древней Греции становится Платон. В 387 году до н. э. этот философ образовал свой круг учеников, который в дальнейшем стал его школой под названием Академия. Так её назвали по местности, на которой она находилась.

  • В целом, философия Платонавобрала в себя основные тезисы Сократа и Пифагора. Мыслитель стал основоположником теории идеализма. Высшее нечто, согласно его теории, есть Благо. Человеческие желания непостоянны и напоминают колесницу запряженную двумя конями. Познание мира, по Платону, – это стремление увидеть в каждом человеке красоту души. А приблизить человека к Благу способна только Любовь.
Читать еще:  Преподобный Варнава Гефсиманский: «Пророк в отечестве своем»

Аристотель

Кульминацией древнегреческой философии, её самой замечательной вехой, принято считать труды философа Аристотеля. Аристотель обучался в Академии Платона и создал единый комплекс из науки, логики, политики и естествознания.

  • Материя, по мнению Аристотеля, то из чего сделан наш мир, сама по себе она не может ни исчезнуть, ни переродиться, так как инертна. Аристотелем созданы понятия времени и пространства. Он обосновал философию как систему знаний науки. Как и Сократа, этого мыслителя обвинили в безбожии и заставили покинуть Афины. Умер великий философ на чужбине, в городе Халкис.

Рис. 3. Бюст Аристотеля. Работа Лисиппа.

Закат Древнегреческой философии

Классический период философской мысли Древней Греции завершился со смертью Аристотеля. К III веку до н. э. наступил закат философии, так как Эллада пала под ударами Рима. В этот период приходит в упадок духовная и нравственная жизнь древних греков.

Основными идеологиями в этот период принято считать эпикурейство, скептицизм и стоицизм.

  • Эпикур– видный философ, родился в 372 году до н. э. Он утверждал, что мир невозможно изменить. Согласно учению мыслителя, атомы передвигаются в пустом пространстве. Высшим началом человека Эпикур считал удовольствие. Вместе с тем, мыслитель утверждал, что безнравственный человек не может быть счастлив.
  • Клеанф– один из основателей стоицизма утверждал, что мир есть живое вещество управляемый законом божественных сил Логосом. Человек должен слышать волю богов и подчиняться каждому их велению.
  • Философом Пиррономбыло введено понятие скептицизма. Скептики отвергали накопленные знания людей, утверждая что человек не может знать и малую толику об окружающем его мире. Поэтому человек не может судить о природе вещей и тем более давать ей какую-либо оценку.

Что мы узнали?

Постепенный переход древнегреческих философов от простого созерцания природных явлений к самой сущности человека, создал фундамент для современного моральных качеств с синтезом науки. Кратко самые главные философы Древней Греции – это Аристотель, Платон, Сократ и Демокрит: о них и некоторых других философах и философских течениях рассказывается в этой статье.

Философия Древней Греции

Древнегре́ческая филосо́фия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще бо́льшая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Содержание

Периодизация

В соответствии с принятой периодизацией историю античной философии разделяют на три периода:

  • Период архаики (до VI в. до н. э.)
  • Классическая античная философия (V—IV вв. до н. э.)
  • Философия Эллинизма
    • Ранний эллинистический период (кон. IV—I вв. до н. э.)
    • Поздний эллинистический период (кон. I в. до н. э.-VI в.)

Досократовский период

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс. Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора, занимавшаяся исследованием гармонии, меры, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).

Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор. Демокрит, с его энциклопедически всеохватывающим мышлением, вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой, является завершением досократовской космологии. К досократикам можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик).

Классический период

Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии (древняя Академия — 348—270 до н.э., средняя — 315—215 до н.э., новая — 160 до н.э. — 529 н.э.); важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицерон и Марк Теренций Варрон (116-28 до н.э.); за Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм (куда наряду с др. входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).

Сторонники Аристотеля, большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н.э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).

Экономическое обоснование

1. Повышение уровня производительных сил по сравнению с первобытно-общинным, родовым строем.
2. Дифференциация труда и ремёсел, развитие торговли, развёртывание различных форм рабовладения. Появляется необходимость в знаниях, их передаче и распространении среди знати.
3. Распространяются города, появляются города-полисы. На этом этапе ценятся уже не только сугубо практические знания. Развитие прямой демократии обуславливает необходимость получения знаний, направленных на привлечение народа на свою сторону. Активно развивается риторика, а затем значение приобретает не только внешняя форма, но и содержание речей. Появляются «учителя мудрости» — софисты.
4. На смену полисам приходят монархии — возрастающая централизация власти обуславливает дальнейшее направление и препятствия для свободного развития философской и политико-правовой мысли.

Борьба и запрет древнегреческой философии христианством

Феодосий I Великий преследовал представителей Древнегреческой, античной философии, религии, которых христиане считали язычниками — В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

В 391 году толпа христиан-фанатиков под руководством патриарха Феофила разрушила и сожгла Александрийскую библиотеку, которая была хранилищем книг по античной философии.

В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция старо-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика «язычества» продолжалась в глухих углах империи.

Значимость

Древнегреческая философия оказала определяющее влияние на всю историю западной и отчасти даже мировой философии вплоть до сегодняшнего дня. Самим термином «философия» мы обязаны именно античности. Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н. э., а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия. В Византии и странах ислама господствующее влияние греческой философии сохранялось в течение всего следующего тысячелетия; затем, во времена Ренессанса и гуманизма, и в Европе произошло возрождение греческой философии, что привело к творческим новообразованиям, начиная от платонизма и аристотелизма эпохи Ренессанса и кончая влиянием греческой философии на все развитие европейской философской мысли (см. Европейская философия).

Философия в Древней Греции: основы

Первопроходцами древнегреческой философии по праву считаются представители досократических школ, в частности, милетцы, их учение вошло в историю и наиболее известно как составляющая часть ионийской философской науки. Впервые такой термин был введен Диогеном Лаэртским, историком позднего периода античности, а к ионийцам им был причислен наиболее яркий представитель направления – Фалес, а также все его ученики и последователи.

Первая философская школа Древней Греции

Сама философская школа стала называться милетской по названию одноименного города – Милета. В древние времена это было самое крупное греческое поселение на западном побережье малоазиатской территории. Милетская школа имела обширную научно-философскую направленность деятельности, значение которой трудно переоценить. Накопленные знания дали значительной толчок в развитии большинства видов европейских наук, в том числе оказали колоссальное влияние на становление математики, биологии, физики, астрономии и прочих естественно-научных дисциплин. Именно милетцами была создана и введена в обиход первая специальная научная терминология.

Ранее абстрактно-символические понятия и представления, например, о космогонии и теологии поверхностно присутствовали в искаженном виде в мифологии и имели статус передаваемой традиции. Благодаря деятельности представителей милетской школы многие направления физики и астрономии стали изучаться и представлять уже не культурно-мифологический, а научно-практический интерес.

Основополагающим принципом их философского мировоззрения была теория о том, что ничто в окружающем мире не может возникнуть из ничего. Опираясь на эту теорию, милетцы считали, что окружающий мир и большинство вещей и явлений имеет бесконечное в пространстве и времени единое божественное первоначало, которое также является главенствующим источником жизни космоса и самого его существования.

Другой особенностью милетской школы является рассмотрение всего мира как единого целого. Живое и неживое, а также физическое и психическое имели крайне незначительное разделение для ее представителей. Все окружающие людей предметы считались одушевленными, разница заключалась только в том, что некоторым это было присуще в большей степени, а другим в меньшей.

Закат милетской школы пришелся на конец V века до нашей эры, когда Милет потерял свою политическую значимость и перестал быть независимым городом. Произошло это благодаря персам-ахеменидам, которые положили конец развитию философской мысли в этих краях. Несмотря на это в других местностях у милетцев остались последователи их идей, наиболее известными были Гиппон и Диоген Аполлонийский. Милетская школа не только создала геоцентрическую модель, но и оказала огромное влияние на становление и развитие материалистической философии в древнегреческих городах, хотя самих милетцев не принято причислять к материалистам.

Особенности философии Древней Греции

Философия Древней Греции оказала не только значимое влияние на европейскую мысль, но и задала направление развитию мировой философии. Несмотря на то, что с тех пор прошло огромное количество времени, она до сих пор вызывает глубокий интерес у большинства философов и историков.

Древнегреческой философии характерно в первую очередь обобщение первоначальных теорий различных научных знаний, наблюдений за природой и многих достижений в культуре и науке, которые были достигнуты коллегами с Востока. Другой характерной чертой является космоцентризм, следовательно, появляются понятия микрокосмоса и макрокосмоса. К макрокосмосу относятся вся природа и ее явления, а также известные стихии, микрокосмос же является своеобразным отражением и повторением этого естественного мира, то есть человеком. Также у древнегреческих философов присутствует понятие судьбы, которой подчинены все проявления человеческой деятельности и ее конечный результат.

В период расцвета древнегреческой философии происходит активное развитие математических и естественно-научных дисциплин, а это вызывает уникальный и весьма интересный синтез научных знаний и теорий с мифологией.

Причина, по которой древнегреческая философия получила такое развитие и имела столько индивидуальных особенностей, заключается в отсутствие касты жрецов в отличие, например, от восточных государств. Это привело к значительному распространению свободы мысли, что благоприятно сказалось на становлении научно-рационального движения. На Востоке же консервативные верования держали под контролем все социальные явления, что для Древней Греции было чуждым явлением. По этой причине можно считать, что демократическое устройство античных полисов оказало наиболее значимое влияние на все особенности древнегреческой философской мысли.

Периоды философии Древней Греции

Для удобства изучения древнегреческой философии историками была введена общепринятая система ее периодизации.

Так, ранняя греческая философия начала развиваться еще в VI-V веках до нашей эры. Это так называемый досократовский период, во время которого появился Фалес Милетский, признанный самым первым философом Древней Греции. Он принадлежал к милетской школе, одной из первых, возникших в то время, уже после нее появилась школа элеатов, представители которой были заняты вопросами бытия. Параллельно ей Пифагором была основана и его собственная школа, в которой по большей части подлежали изучению вопросы меры, гармонии и чисел. Также отмечается большое количество философов-одиночек, не примкнувших ни к одной из существовавших школ, среди них были Анаксагор, Демокрит и Гераклит. Помимо перечисленных философов в этот же период появляются и первый софисты, такие как Протагор, Продик, Гиппий и другие.

В V веке до нашей эры можно наблюдать плавный переход древнегреческой философии к классическому периоду. Во многом благодаря трем гигантам мысли – Сократу, Аристотелю и Платону, город Афины стал настоящим философским центром всей Греции. Впервые вводится понятие личности и принимаемых ею решений, которые основываются на совести и принятой системе ценностей, философская наука начинает рассматриваться в качестве политической, этической и логической системы, а наука получает дальнейшее продвижение путем исследовательских и теоретических методик изучения мира и его явлений.

Последним периодом является эллинизм, который историки иногда разделяют на раннюю и позднюю стадии. В целом это самый длительный период в истории древнегреческой философии, который начался в самом конце IV века до нашей эры, завершился только в VI веке нашей эры. Эллинистическая философия также захватила и часть римского периода, в это время многие философские направления получили множество возможностей для своего развития, происходило это по большей части под влиянием индийской мысли. Основными направлениями, возникшими в это время, являются:

  1. Школа эпикуреизма , представители которой развивали уже существующие положения этики, признавали вечность окружающего мира, отрицали наличие судьбы и проповедовали получение удовольствий, на которых строилось все их учение.
  2. Направление скептицизма , последователи которого проявляли недоверие к большинству общепринятых знаний и теорий, считая, что они должны быть проверены научно-познавательным путем на предмет истины.
  3. Учение Зенона Китийского , получившее название стоицизм, наиболее известными представителями которого были Марк Аврелий и Сенека. Они проповедовали стойкость и мужество перед жизненными трудностями, что заложило основу раннехристианских моральных доктрин.
  4. Неоплатонизм , который является самым идеалистическим философским направлением античности. Является синтезом учений, которые создали Аристотель и Платон, а также восточных традиций. Мыслители-неоплатонисты изучали иерархию и устройство окружающего мира, первоначало, а также создали первые практические методики, которые способствовали достижения единения с Богом.

Философы Древней Греции

«Первая и лучшая победа — это победа над самим собой!». Не правда ли, с данным изречением не поспоришь?! Во все времена люди старались познать самое себя и окружающий мир. В Европе начало развития философии — учение о познании всего сущего и исследованию причин и принципов вещей, в VII-V вв. д.н.э. положила Эллада. Философы Древней Греции стремились ответить на вопросы: «Из чего произошел мир?», «Зачем?», «Познаваем ли он?».

Ранняя греческая философия (VI-V вв. д.н.э.)

Древние философские школы включали в себя милетскую, пифагорейскую, элейскую, атомизм. Родоначальником греческой философии считают Фалеса Милетского — философа и математика, который рассматривал Воду, как начало всего и вся. По мнению Фалеса Вода — это Альфа и Омега, начало и конец Вселенной. Его концепцию «утвердили» Гераклит и Плутарх, которые отмечали, что Вода (Влага), испаряясь, обращается в воздух, выпадает в виде осадков, питает землю, то есть жизнь без нее невозможна. «Родителем» всего сущего считали Воду и древние египтяне.

Читать еще:  Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа или Третий (Ореховый) Спас. Что это за праздник? Праздник перенесения нерукотворного образа господа иисуса христа Перенесение нерукотворного образа господня

Милетцы

Представители Милетской школы Анаксимандр и Анаксимен в качестве «первоначала» видели апейрон (нечто божественное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении) и воздух. Кстати, Анаксимандр первым из мыслителей выдвинул предположение, что Земля имеет форму сферы. Милетцы полагали, что Единое Вечное имеет первовещество — некую субстанцию абстрактную, неопределенную, беспредельную и божественную. Находясь у истоков греческой науки, они первыми ввели научную терминологию и стали писать прозой.

7 мудрецов

«Отец» философии Фалес возглавлял список «7 мудрецов», куда входили политики, мыслители, общественные деятели VII-VI вв. д.н.э. Кроме него неизменными в этом списке во всех источниках оставались:

  • Солон из Афин — поэт, политик, архонт по роду деятельности (гг.жизни 640-559 до н.э.); сыграл важную роль в становлении Афинского государства;
  • Биант из Приены — мудрец, общественный деятель (625-559 гг. до н.э.); автор крылатой фразы «Все свое ношу с собой»;
  • Питтак из Митилены — мудрец (д/р 650 – д/с 570 гг. до н.э.), автор изречения «С неизбежностью и боги не спорят».

Философия «7 мудрецов» — это и не наука, и не мифология, а сознание, которое достигается уровнем житейской мудрости и проявляется в изречениях, пословицах и поговорках. Так, профессор Шахнович М.И. отмечал, что «…изречения, приписываемые 7-ми древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору». А Карл Маркс считал, что греческая философия «…начинается с «семи мудрецов».

Имена оставшихся трех мудрецов из семи в разных источниках отличались друг от друга. Но в одном из них, списке Диогена Лаэртского, значился Пифагор — философ, математик, мистик, основоположник собственной философской школы, получившей название Пифагорейской.

Школа Гераклита Эфесского

Одним из значимых философских учений раннего периода древнегреческой философии являлось учение Гераклита. Его считают основателем первой формы диалектики. Гераклит из Эфеса принимал за первооснову Живой Огонь, воспламеняющийся и потухающий по законам Природы. Он полагал, что все явления рождаются из Огня, и, исчезая, преобразуются в него. В этом Гераклит «перекликался» с милетскими философами, которые брали за первовещество природную стихию.

Мир, по мнению Гераклита, — это Вселенная, где все изменяется и движется, где невозможно пребывать все время в одном и том же состоянии. И в тоже время, противоположности связаны друг с другом и становятся тождественными, как «тепло-холод», «день-ночь», «избыток-нужда», «жизнь-смерть». Так, каждая пара противоположностей формирует единство и одновременно множественность.

Пифагорейская школа

Пифагор первый ввел в обиход понятие «Космос» — Вселенная, как единое целое, где все подчинено Гармонии и Соразмерности. Красота гармонична, если она «пропорциональна», но не чрезмерна. Таким образом, пифагорейцы выдвигали математическое объяснение происхождения мира и количественные закономерности его развития. Пифагор утверждал, что познать мир можно только, изучая числа и числовые отношения. С помощью чисел и пропорций можно познать душу человека и управлять ею до того самого момента, как она перейдет в другое — высшее состояние.

Одной из сфер деятельности Пифагора была мистика. Он создал мистическое учение о круговороте переселений души, где прослеживалась мысль о том, что Душа Вечна: она многократно переселяется в тела людей или животных до тех пор, пока не заслужит права вернуться вновь на Небеса.

Интересной и даже экзотической версией Пифагора было учение о Гармонии сфер, к которым якобы прикреплены планеты. Сферы эти двигаются и вместе с ними вращаются и планеты. Естественно, в те времена речь шла о видимых небесных телах: Луна, Солнце и т.д. Правда, одну планету — десятую — пришлось «выдумать», так как Пифагор считал «10» совершенным числом. Придумал ее ярый последователь пифагорейцев Филолай и назвал Противоземля, считая, что она находится напротив Земли и заслонена «Центральным огнем».

Вращаясь, небесные сферы издают неповторимую музыку, но человек этого услышать не может, потому что созвучие их постоянно, ничем ненарушаемо. Человек родился, живет и умирает с этой мелодией и не улавливает ее, как нечто особенное для слуха. Это и есть Гармония сфер. Кстати, впоследствии Пифагор даже определил для небесной мелодии музыкально-математическую пропорцию.

Самосский мыслитель проповедовал лечение музыкой и достигал в этом больших успехов. В его учении ясно прослеживалось триединство математики, астрономии и музыки, и в дальнейшем усложнилось Платоном и использовалось другими последователями Пифагора, включая Шекспира и Гёте.

Элейская школа

Она была основана Ксенофаном примерно в 540 году д.н.э. Самый знаменитый ее представитель — Парменид, который предложил идею Бытия, как то, что оно Всегда есть, а Небытия нет. Элеаты утверждали, что какого-либо движения во Вселенной не существует, и это лишь обман чувств. Зато есть Одно лишь Материальное и Неподвижное Вечное. Элейская школа плотно подошла к вопросам бытия, отождествляя его с Богом, Космосом.

Атомизм

Ранняя древнегреческая философия совмещала философию и физическое начало, чтобы объяснить первооснову мира и всесущего. Учение об атомах — следующий этап развития этой концепции.

Демокрит рассматривал Бытие, как нечто абсолютно простое и неделимое. Его учение, так называемая онтология, сводилась к двум положениям: все в мире соединяется и разделяется на атомы (1), которые движутся в пустоте и занимаемое ими место случайно (2). Атомы, находясь в бесконечном движении, при столкновении образуют различные соединения. Более «плотные» частицы соединяются в середине — это Земля. Более «тонкие» устремляются во внешнюю часть пустоты — это Небо.

Человека тоже образуют атомы, но он еще и наделен Душой, которая «функционирует» за счет дыхания. Человек «познает» мир через органы чувств. Причем реакцию вызывают образы вещей — их тончайшие копии, которые «проникают» в Тело и соприкасаются с атомами Души. Так человек ощущает что-либо: видит, чувствует, осязает, постигает их природу.

Античная классика (V век — середина IV века д.н.э.)

Сократ

Постепенно философы подходят к изучению человека и его мироощущений. Родоначальником субъективно-антропологического направления в философии стал Сократ. Он был софистом — популярного в V-VI вв. д.н.э. учения, обличающего окружающую действительность, но обратившего внимание людей к проблемам человека, его внутреннему «я», воспитанию и отношению к миру. Однако Сократ был больше, чем софисты, которые не желали учитывать опыт прошлых цивилизаций. Мудрец с помощью логических приемов и вопросов к собеседнику, подводил его к самостоятельному поиску истины и верному ее нахождению. Он совершил переворот в философии, «перейдя» от натурфилософии к рассмотрению человека, как форме Бытия.

Философия Сократа отличалась высокой нравственностью. Он сам являл собой пример храбрости, мудрости, благородства. Сократ отличался красноречием, независимостью взглядов, добродетелью, жаждой помочь другим. На поле боя, когда он помогал раненому Алкивиаду, воинам противоборствующей стороны ничего не стоило убить старца. Но они находились под впечатлением от его храбрости, слов, авторитета, и просто разошлись в стороны.

Примером была не только жизнь Сократа, но и смерть. Когда его в родном городе Афины осудили за богохульство и развращение молодежи, он, как свободный гражданин, сам себе избрал способ казни, и принял сильный яд — спокойно, безропотно, с высоко поднятой головой. Он даже отказался от побега из тюрьмы, который ему организовали друзья, пошутив, что вряд ли на свете есть место, куда не могла бы заглянуть смерть.

Позже последний день жизни и суд над философом описывали в своих трудах ученики Сократа — Платон и Ксенофонт. Кстати, благодаря им мир узнал о Сократе, как о великом ораторе, философе и мудреце, ведь он никогда не записывал свои мысли, но излагал их в форме беседы и спора. Так он разработал диалектику, состоящую из иронии и рождения в споре истины. «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!» — это крылатое выражение Сократа актуально в современном мире.

Продолжатель Сократа — Платон. Он впервые в философии обозначил различие между тем, что есть сущность и что — явление. Он предложил объяснить многообразие чувственного мира с помощью понятия «материя» — первичного материала, из которого «сделаны» все существующие вещи — и ее формы.

  • Платон развил учение о том, что все божественное произошло из Хаоса;
  • Он «разделил» Душу человека на три части: разумную, вожделенную и чувственную;
  • Он предложил создать совершенное государство со строгой системой воспитания и образования, где высшей властью обладали бы философы, второе сословие составляли бы стражи, третье — ремесленники и земледельцы.

Завершил объективистско-онтологическое учение Платона Аристотель. Правда, он не был согласен со своим учителем на счет идеального государства, состоящего из несчастных граждан, где каждый занимался бы не тем, что близко его душе, а тем, куда его определит общество.

Аристотель утверждал, что Душой наделены растения, животные и человек, но только Человек может заниматься интеллектуальной деятельностью и следовать определенным нравственным правилам жизни. Аристотель — ученик Платона и воспитатель Александра Великого — был первым мыслителем, который «охватил» все аспекты человеческого бытия: социологию, политику, логику, этику, физику и, конечно, философию. Его учение оказало огромное влияние на последующее развитие западной философии.

Эллинистическая философия

Аристотель был «последним» философом античного периода древнегреческой философии. После него начинается эра эллинистической системы взглядов, для которой первостепенными вопросами являются проблемы человеческого счастья и добродетели. Это время, когда жил Сенека, пропагандировавший следование судьбе, фатуму, Эпикур, считавший, что жизнь человека — это преодоление страхов, и основным из них является страх перед смертью.

Одним из направлений эллинистической школы стал скептицизм, и философ из Элиды Пиррон был основателем скептической школы, где поддерживалось мнение, что нет в мире ничего прекрасного и безобразного, плохого и хорошего — все ровно и одинаково. А значит, суждения на эту тему неуместны и недоступны для человеческого познания.

В целом, разнообразие философских школ Древней Греции определило основные тенденции для дальнейшего развития человеческой мысли.

Специально для Лилия-Тревел.РУ — Анна Лазарева

Особенности и основные понятия философии Древней Греции

  • Особенности древнегреческой философии
  • Периодизация, основные этапы
  • Школы философии древней Греции
  • Христианство и борьба с древнегреческой философией

Особенности древнегреческой философии

Первые философские концепции и мысли были изложены в трудах Фукидида и Гомера — историков Древней Греции. Здесь же зародились первые философские течения в IV веке. Древнегреческая философия стала прародительницей европейской мысли. Отличная от нее восточная концепция была основана на деспотическом режиме и традиционном укладе, в то время как в трудах западных мыслителей всегда провозглашалось свободомыслие.

Предпосылками зарождения древнегреческой философии выступили следующие факторы:

  • смена общественного строя: вместе родоплеменного уклада теперь становится целесообразным создание полисов, для которых характерна демократия;
  • укрепление взаимоотношений с жителями соседних территорий и активное взаимодействие с ними;
  • развитие торговли и разного вида ремесел;
  • становление умственного труда в качестве отдельного рода деятельности.

Совокупность данных факторов способствовала формированию свободомыслия и личности, у которой есть собственный взгляд на жизнь. Знания, размышления, тяга к философии становятся модными в обществе. Начинает действовать принцип состязательности, к которому прибегали как в спортивных соревнованиях, так и при ведении дискуссий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Первоначально древнегреческая философия во многом перекликалась с мифологией. Мыслители так же задавали вопросы о происхождении мира: «В чем его смысл? Как объяснить природные явления?» и т.д. Существенная разница между новым направлением и мифологией заключалась в том, что философия стремилась дать объяснения через рациональный подход. Один за другим возникали новые вопросы:

  1. В чем причина мирозданья?
  2. Почему все происходит именно таким образом?
  3. Что такое истина?

Чтобы найти ответы, необходимо наличие критического мышления, то есть все подвергалось сомнению.

Вместе с тем почитание богов по-прежнему остается актуальным в течение всего периода существования древнегреческой философии вплоть до того момента, пока христианство не начинает вытеснять политеизм радикальными методами.

Периодизация, основные этапы

Философия древней Греции разделяется на следующие этапы:

  1. Досократовский, который существовал до V в. до н.э. Школы — милетская и элейская.
  2. Классический, просуществовавший в течение ста лет до IV века до н.э. Представители: Сократ, Аристотель, Платон. Это время считается расцветом греческой античной философии.
  3. Эллинистический, который завершился в 529 году. Тогда была закрыта последняя школа (Платоновская Академия) по приказу императора Юстиниана.

До нас дошло мало документов о труде философов древней Греции первых лет. Намного больше сведений о работах Аристотеля и Платона, живших позднее. Можно заметить, что все периоды древнегреческой философии объединяет космоцентрический тип, то есть все учения мыслителей той эпохи были посвящены исследованию окружающего мира, природы и явлений, взаимосвязи между ними.

Философы прибегали к методу абстрагирования, который был необходим для описания конкретных предметов, их свойств и признаков. Также мыслители обобщали те теории, которые уже существовали в тот период.

Школы философии древней Греции

Рассмотрим последовательность развития всех философских школ в Древней Греции.

Натурфилософы, которые представляли Милетскую школу. Они считали, что мир — это целое, которое является живым неделимым организмом. Вещи они также считали одушевленными в той или иной степени. Представители занимались поиском бытия, пытались понять, откуда все произошло и из чего состоит.

Натурфилософы не сходились во мнении, какой именно из элементов следует считать основополагающим. Кто-то считал, что это вода; другие — воздух; третьи — огонь. Один из представителей школы, Фалес, является основателем геоцентрической системы мироустройства. Он считал, что наша планета находится в центре мирозданья. Его стараниями впервые был создан календарь с разделением года на 12 месяцев.

Элеаты или элейское направление. Главные представители — Парменид и Зенон. Их труды положили начало идеализму — течению, которое разовьется впоследствии. Философы не признавали перемен и движений, так как, по их мнению, существовало лишь бытие.

Представили данной школы стали первыми, кто выдвинул мысль о вещах, существующих в реальном мире и способных постигаться мышлением. Также, по их мнению, есть только такие явления, которые можно познать с помощью чувств.

Атомистическая школа, созданная Демокритом. Мыслитель говорил, что, помимо бытия, существует и небытие. Сам мир состоит из атомов — малейших частиц. В совокупности они образуют тело, при этом сами частицы имеют разный размер и форму. Специфика восприятия мира заключается в том, что атомы можно увидеть лишь с помощью разума, а не чувств.

Классическое направление. Расцвет периода древнегреческой мысли. Именно сюда входили великие мыслители: Аристотель, Сократ, Платон. Сократ — первый, кто рассматривал человека как личность, имеющую совесть и набор внутренних принципов.

Он говорил, что самопознание играет важнейшую роль для развития и необходимо для познания истинного блага. Также он считал, что научить другого стать добрым или умным невозможно. Человек сам должен сделать выбор в сторону личностных изменений с помощью размышлений, воспоминаний и наблюдений.

Платон стал основоположником объективного идеализма. Суть учения в том, что идеи должны стать основой всех вещей, которые мыслитель назвал моделями. Например, у каждого стула есть образец, представляющий собой идеал того, что называется «стулом».

Платон говорил, что государственное устройство не является совершенным и справедливым, т.к. основано на мнении правителя, которое субъективно. Бытие он разделял на истинное (идеи) и неистинное (вещи). Вещи и предметы могут меняться, исчезать, ломаться и т.д., идеи же — постоянны и неизменны.

Аристотель стал самым выдающимся учеником Платона. Примечательно, что он критиковал взгляды своего преподавателя. Аристотель углубленно занимался философией, логикой, экономикой, политологией. Он же разделил науки на 2 ветви: теорию и практику.

Идеи Аристотеля заключались в следующем:

  • бытие — единый организм формы и материи, из которого образуются вещи;
  • материя состоит из огня, воздуха, воды и земли, которые при различных соединениях создают те или иные предметы.

Еще одно достижение направления состояло в том, что Аристотель стал основоположником законов и понятия логики.

Эллинизм. Период действия данной школы является самым продолжительным по сравнению с остальными. Представители решают вопросы об этических проблемах и о примирении человека со сложившейся реальностью. Школы эллинизма и их характеристики:

Читать еще:  На что жили приходские священники. Церковный доход

1. Эпикуреизм, который придавал особое значение духовному и философскому удовольствию как главной цели в жизни. Такой образ мышления доступен только мудрым.

2. Скептики — они проявляли недоверие ко всем явлениям, теориям и направлениям. По их мнению, все должно проверяться научным методом.

3. Неоплатонизм — включал в себя учение Аристотеля и Платона и восточного мировоззрения. Представители считали, что нужно познать Бога через специальные практики, которые они создали сами.

Христианство и борьба с древнегреческой философией

По мере распространения христианство включилось в активную борьбу с представителями древнегреческой философии.

При Феодосии I Великом совершались постоянные преследования философов. Христиане разрушили Храм Артемиды Эфесской и Храм Артемиды Гемеры, а также другие значимые для язычников места поклонения богам.

В 391 году христиане сожгли Александрийскую библиотеку, где хранились философские труды. Поджог произошел по инициативе патриарха Феофила. Впрочем, до сих пор неизвестно, была ли сожжена библиотека. Язычник и мыслитель Евнапий Сардийский писал лишь об уничтожении храмов, а не библиотек с книгами.

О том же можно прочесть и у Сократа Схоластика, создававшего труды об истории церкви. В том же 391 году было запрещено поклоняться языческим богам даже в собственном доме.

Позднее под руководством Феодосия в Риме из зала сената вынесли статую Ники (греческой богини победы). В 394 году запретили проведение олимпийских игр, и погасили огонь Весты. Платоновская академия была закрыта в 529 году во время правления императора Византии Юстиниана. Заведение стало последним прибежищем древнеримского учения.

В заключение важно отметить, что период существования древнеримской философии равен 1200 годам. На первых этапах она основывалась на мифах и легендах, затем развивалась самостоятельно как отдельная наука. Представители философских школ стремились к рациональному объяснению всех окружающих явлений и вещей. Они проповедовали свободомыслие, побуждали к размышлению над вопросами мироздания и поиску истины.

С появлением и распространением христианской религии были уничтожены все школы древнегреческой философии. В сложившихся условиях течение уже не могло существовать в полноценном виде. Тем не менее, их положения легли в основу европейской мысли и культуры.

Философия Древней Греции возникновение, этапы развития, особенности философских школ

Философия Древней Греции — это интересное и обширное направление. Иногда его называют античным, что тоже является верным.

Люди давно начали задумываться о смысле бытия и человеческой природе. Всё это нашло отражение в философских идеях. Иногда, в самых различных ситуациях, человек обращается к ним.

Философия Древней Греции — кратко о самом главном

Считается, что зарождение древнегреческой философии произошло в промежуток VII VI вв. до нашей эры. Самые ранние философы Древней Греции — Фалес, Пифагор, Гераклит, Анаксимандр, Ксенофан и Анаксимен.

В чём заключается проблема происхождения слова «философия», которое является древнегреческим? Оно означает «любомудрие» или, по-другому, «любовь к мудрости».

Некоторые спрашивают, почему философия зародилась именно в Древней Греции? Ошибочно так полагать, так как это произошло немного раньше. Еще в Индии и Китае существовали мудрецы, в высказываниях которых прослеживались черты, присущие данной науке.

Но именно в Древней Греции философия достигла периода расцвета.

Особенности древнегреческой философии

Данное учение подразумевает взаимодействие трёх составляющих: природы, божеств, и человека. Оно так же несёт антропологический «посыл».

Философы считали, что природа являлась абсолютом и не была божьим творением. Боги сами выступали частью природы, каждый из которых олицетворял своё явление. Человек жил не только по природным законам, но и по велению разума.

Боги не влияли на человеческий разум. Человек их уважал, но жил своим умом и разумом, опирался только на себя. Существовал принцип, что не потому боги любят человека и он счастлив, а что человек счастлив и потому любим богами.

В Древней Греции очень уважали закон, как великое разумное проявление. Закон принимали все жители города и все были перед ним равны.

Отличительные черты

Демифологизация была одной из отличительных черт, которая отличала древнегреческую философию от древневосточной. Одним из главных принципов было построение теории и логическое её доказательство.

Так же мыслители старались постичь сущность устройства бытия. Они же часто занимались изучением конфликтов. Примерно в те же времена произошло возникновение философских школ, каждая из которых считала свой подход наиболее верным.

Этапы развития древнегреческой философии

Периодизация, в свою очередь, делилась на три этапа.

Досократовский период

Считается самым ранним периодом. Известные представители — Фалес, Зенон, Пифагор и Демокрит. Классический период, в котором проявит себя Сократ, появился немного позже.

Если имена Демокрита и Пифагора (теорема Пифагора) более или менее знакомы обычным людям, то имена Фалеса и Зенона вряд ли знакомы тем, кто не изучал философию основательно.

Фалес объяснял сложные процессы, разложив их на простые составляющие. Таким образом сложные явления можно было легко понять, если знать простые законы, благодаря которым они случаются. Так получил своё становление один из методов изучения мира — редукционизм.

Демокрит — основатель теории атомизма, которая подразумевает, что всё в мире состоит из атомов.

Классический период

Произошел плавный переход и в нём в полной мере проявили себя Сократ, Аристотель, Платон (политический мыслитель) и Ксенофонт. Последние были учениками Сократа.

Специфика этого периода заключается в том, что произошёл переход от рассмотрения и изучения природы к человеку. Появляется такое понятие, как «личность».

Поступки «личности» рассматривались теперь с моральной, этической точки зрения и со стороны совести. Труды Платона дошли и до наших дней, благодаря чему учёные смогли сделать выводы о том, как развивалась древнегреческая философия.

Эллинистический период

Самый длительный период. В нём берут свои истоки течения эпикуреизма, кинизма и стоицизма, которые характерны для этой эпохи.

Таблица их отличий выглядела бы примерно так: для эпикуреизма характерно признание вечности окружающего мира, получение удовольствий. Его последовали отказывались верить в судьбу.

Для стоицизма характерно было следовать судьбе и жить в гармонии. Последователи считали, что человек — дитя космоса и его судьба уже давно предопределена. В отличие от эпикурейцев, от удовольствий следовало отказываться.

Киники считали, что человек, подобно собаке, может довольствоваться малым. Основоположником этого философского течения (кинизм) стал Антисфен. Считалось, что в жизни человека много лишнего, без чего он вполне мог бы обойтись. После смерти одного из самых заметных учеников, на могиле умершего была установлена скульптура собаки.

Философские школы Древней Греции

В Древней Греции существовало несколько сотен философских школ, в каждой из которых были свои учителя мудрости. Первая в мире раннегреческая философская школа (так считают многие источники), считается Милетская.

Натурфилософия была основана Фалесом, который так же является основателем школы. Существовали так же школа Сократа, стоиков, эпикурейцев и др. Каждой из этих школ свойственен свой список имен.

Закат древнегреческой философии

Закат пришёлся на эллинистический период. Общая характеристика выглядит так: духовная и политическая жизнь начала угасать. Философия начала сосредотачиваться на жизни отдельного человека.

Философия стала учением о мудрости. А мудрость, по представлениям школ, была скорее нравственным образом жизни.

Зарождение философии в Древней Греции

Философские школы Древней Греции стали основой для современной цивилизации. Всего их насчитывали около трехсот.

Предполагается, что первым слово «философия» использовал в своих трудах Пифагор. Хотя годом появления философии можно считать 582 до н.э. Именно тогда, во время Пифийских игр, впервые проводилось соревнование в мудрости. Тогда же первый раз упоминаются и семь мудрецов. Их звали: Фалес, Солон, Клеобул, Биант, Периандр, Хилон и Питтак. Эти мыслители почитались греками за свой ум и практичную мудрость, а их крылатые фразы ушли в народ. «Познай самого себя» — этот афоризм и сейчас на слуху и вполне актуален для нас. Но кто догадывается, что автор данного высказывания, Хилон, жил в столь далеком от нас VI веке до н.э.?

Из всех мудрецов основателем древнегреческой и фактически всей европейской философии, считают Фалеса из Милета.

Милетская школа философии

Милет был крупным городом-государством, расположенным в Малой Азии. Житель Милета по имени Фалес многими источниками признается как основатель первой в мире философской школы. Ее обычно называют милетской или ионийской.

Фалес заложил начало натурфилософии. Он выявил главные вопросы, которые лежат в основе этой науки: что было первой стихией, из которой возник мир? И каковы законы Всеобщего (Космоса)? О первоначале мира у философов милетской школы не существовало единого мнения. Фалес полагал, что началу мира положила вода. Другой ученый муж, Гераклит, считал, что в основе мира – огонь, все сущее рождается из него и спустя время в нем же и погибает. С ними не был согласен Анаксимен, которой назвал воздух первым элементом Космоса. По его мнению, разрежаясь или сгущаясь, воздух превращался в другие стихии такие, как огонь, земля или вода.

Последователи ионийской школы не только ввели такое понятие, как Космос, который они называли «Всеобщее». С их трудами еще связывают зарождение таких наук как математика, астрономия, физика, биология и география.

Пифагор и его последователи

Пифагор родом из города Регия. Тот находился на острове Самос вблизи полиса Милет, где и появились первые философские школы. Они развивались не только в Древней Греции, но и ее колониях.

Пифагор был учеником Анаксимандра, одного из философов милетской школы. Позднее Пифагор сам стал основателем своей школы, а его последователей стали называть пифагорейцы.

Само создание термина «философия» обычно приписывается Пифагору. В переводе с греческого языка это означает «любовь к мудрости».

В наше время Пифагор известен, как великий математик, но его знания этим не ограничивались. В своих научных изысканиях он развивал такие науки, как астрономия и философия.

В основу своей философской идеи выходец из Регии положил количественную концепцию бытия. В основе мира лежит математика, все в мире определено по качеству и количеству. Этот тезис Пифагора прошел через тысячи лет и в наше время среди ученых является основой для проведения экспериментов и наблюдений. Возведение математики в Абсолют создало и негативные последствия, учение Пифагора породило мистику чисел, основанную на суеверии.

Свою школу Пифагор открыл в городе Кротон, что располагался в Южной Италии. Пифагорейцы, вслед за своим учителем, считали, что все происходящее во вселенной можно свести к числу. Но их интерес не ограничивался только математикой. Последователи Пифагора считаются основателем точных, естественных и гуманитарных наук.

Софисты

Софистов называли учителями мудрости и красноречия. Самими известными из них были Протагор и Горгий. Протагор вывел краеугольный принцип всех софистов: «Человек есть мера всех вещей». Именно сам человек – в центре внимания софистов. Они старательно изучали психологию, чтобы познать принципы работы сознания и научиться влиять на него, используя убеждения.

Софисты признавали, что любое восприятие мира субъективно, ведь оно происходит через органы чувств. Из этого следует, что сознание наше относительно и истины человек познать не сможет. Это привело к тому, что софистика стала считать условными законы государства, правовые нормы или мораль.

Последователи данной школы были первыми, кто стал брать плату за обучение. Взамен они предлагали свои услуги политикам: обучали их грамматике и стилистике, помогали обрести красноречие с помощью риторики и умения вести полемику. Софисты странствовали по Греции и ее колониям и любого, кто мог заплатить, обучали искусству красноречия. Их целью было привлечение молодежи к активному участию в политической жизни.

Противником этой школы стали Сократ и его ученики.

Платон и его Академия

Платон основал свою Академию в окрестностях Афин около 385 г. до н.э. Свое название она получила потому, что сады, где проходили занятия, были посещены герою из мифов по имени Академ. Помимо философии, ученики Платона изучали математику, астрономию, естествознание и другие науки.

В своих трудах Платон старался объединить философию и политику. Его школа подготавливала мудрецов-правителей, которые должны были управлять своими людьми справедливо и опираться на принцип всеобщего блага.

Диалоги Платона со своими учениками дошли до нашего времени. В них философ учит размышлять над людскими проблемами, которые не изменились за более чем два с половиной тысячелетия. В основе их – представление о том, что есть Идея, Справедливость и Государство. По Платону, в основе мира – идеи, когда они воплощаются, то становятся вещами. Материальный, мир вещей, меняется и способен исчезнуть. Он менее существенен, он не является истинным, в отличие от мира идей. Именно тот мир является истинным. Так говорил Платон.

Учеником, а впоследствии, и критиком Платона был Аристотель.

Учение перипатетиков

В 335 г. до н.э. Аристотель, ранее бывший членом платоновской Академии, не сошелся во взглядах с учителем и основал свою школу. В ней постигалась только одна наука – философия. Название свое школа получила от греческого словосочетания «ходить вокруг». Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время его лекций. Другое название этой школы – Ликей (искаженное — Лицей) появилось, потому что ученики постигали мудрость по соседству с храмом Аполлона Ликейского.

Платон и Аристотель не сошлись во взглядах на то, каким представляется идеальное государство. Аристотель поддерживал право частной собственности, в противовес идее общности имущества, которую выдвигал его учитель.

Человека Аристотель считал общественным животным, которое обладает разумом. Только находясь в обществе, люди способны взрастить в себе нравственность. Главной добродетелью для Аристотеля являлась справедливость.

Воспитанником Аристотеля был Александр Македонский. Он опирался на идеи своего наставника и меньше чем за 10 лет смог стать правителем целой империи.

После Аристотеля основные, классические философские школы Древней Греции уступили свое место новой философии.

Эпикурейцы

Школа эпикурейцев была основана в Афинах в 306 г. до н.э. Цель человеческой жизни, по Эпикуру, это удовольствие. Но не простое бесконечное чувственное наслаждение. А – удовольствие покоя, отсутствия страданий.

Все понятия, принятые в философии, Эпикур и ученики рассматривали с точки зрения духовного наслаждения. В основе данной философской школы ощущения, связь с окружающим миром. Эпикурейцы занимались изучением чувственного мира. Их целью было постижение уравновешенного удовольствия, которое бы не скатывалось до упрощенного или даже вульгарного наслаждения.

Мир чувств, ощущений считался среди них по-настоящему реальным. Поэтому для Эпикура и последователей реальность – нечто изменчивое, множественное. По их мнению, высшее наслаждение – это душевный покой и безмятежность. Чтобы достичь этого, человеку необходимо подчинить разуму свои страсти и плотские побуждения.

Этот исторический период для Греции был непрост. И философия откликалась на злободневные темы через призму вечности. Эпикурейцы размышляли о комфорте отдельного человека с позиций поздней эпохи рабовладельческого строя.

Школа стоиков

Философское учение стоиков оказалось популярней в Риме, чем у себя на родине, в Греции. Его представителями были Сенека и Марк Аврелий, Плутарх и Цицерон.

Целью этого учения было освобождение от страстей и покорность судьбе, ее фатализм.

Ведь по учению стоиков, весь мир, Космос – это один организм, составленный из разных элементов, главным из которых является огонь. Главный вопрос философии стоиков: каково место человека в Космосе? Согласно их учению, человек и Космос неразделимы. Космос – одновременно бог и мировое государство. И каждый человек – тоже часть этого организма. Космические законы влияют и на человека, поэтому судьба каждого из нас неизбежна и предопределена изначально. А неминуемость судьбы должна вызвать состояние бесстрастности, чего добивались последователи этой школы.

Киники

Последователи учения киников не поддерживали принятые в обществе нормы и обычаи и призывали их отбросить. В основе существования общества киники хотели заложить добродетель, а не условные законы. А добродетель, по их мнению – это природа, естественное состояние человека, которое было искажено навязанными правилами.

Киники противопоставляли себя обществу, и отвергали принятые в нем приличия. Никогда ни в одном городе не открывались шоклы данного направления. Ее последователи не создавали филосовских трактатов. Самым известным представителем киников был Диоген.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector