4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Секта; 3 примера из Библии

Сегодня слово секта носит больше негативный оттенок. И что вы думаете, когда вам предлагают почитать Библию? Обычно людям страшно и они думают, что ты сектант.

В религии многие вещи, к которым мы не привыкли вызывают сначала настороженность, а только после изучения темы спокойствие.

Пример такого поведения приводит даже Библия. В Новом Завете верующие подвергли сомнению некоторые мысли:

11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.
(Деян.17:11)

И что они стали делать? Проверяли — то ли это так.

Секта (сред.-в. лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной, политической, философской или иной группы, иногда отделившейся от основного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Слово «секта» изначально не несло в себе никакого негативного смысла. В классической латыни этот термин (лат. secta — «партия, школа, фракция») служил для обозначения образа мышления, образа жизни, а в более конкретном смысле — политической партии или философской школы, к которой принадлежал человек.

В некоторых источниках понятие «секта» трактуется шире. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей [где?] церкви или идеологии.

Латинскому слову лат. secta в древнегреческом языке соответствует слово др.-греч. αἵρεσις — ересь. Понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественные. Википедия.

Секта — термин, используемый для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления.

Секта — 3 примера из Библии

Все, что отличается от основного религиозного направления или от господствующей церкви, идеологии — воспринимается как секта.

Хорошим подспорьем в этом вопросе для меня была книга: «Александр Леонидович Дворкин «СЕКТОВЕДЕНИЕ. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования».

В этой книге, по моему мнению, порой агрессивно, но точно рассказано о современной тенденции влияния на ум и сердце человека. Как правило все строиться на централизованном сборе денег для главного филиала или человека, чтении только определенной литературы, страхе, гипнозе или грехе.

Предлагаю посмотреть на это слово в контексте Библии. Подл сектой далее я буду подразумевать «новое» учение.

А что Святое Писание говорит о «новом»? Бог дал нам все необходимые данные для поиска ответа. Вся информация находиться в 66 книгах Библии, в Ветхом и Новом завете.

Вот несколько примеров того, кого тогда можно назвать в Библии «сектантом»:

Призвание Авраама

Что Бог обещал ему в земле Харрана (примерно с 2000 до 1800 г. до Р.Х.)?

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
(Быт.12:1-3)

Мы знаем, что в планах Бога был святой народ, который будет служить Ему в духе и истине. По этой причине Он призывает Авраама (основателя).

В исторической картине того времени на холсте было много крупных городов, а так же лжебогов, истуканов, которым поклонялись все города. Вера Авраама была новой и не понятной для того времени. Бог, у которого нет изображения и Он просит идти за Ним…

В некотором (хорошем) смысле Авраам стал «сектантом». «Его Бог» отличался от остальных того времени.

Скрижали Завета

Теперь коснемся истории Моисея, кто стал освободителем своего народа от плена в Египте. Через него Бог напоминает о Себе, о вере отцов.

Вся история будоражит воображение, начиная от уговоров фараона отправить народ Израиля на служение Богу, до перехода через море, где поднялась вода над сушей. Внимание обратим на момент в пустыне.

Моисей уходит на гору Синай и отсутствует 40 дней. Народ просит сделать привычного им «бога» для поклонения и прославления от избавления пленения египетского.

1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5 Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
(Исх.32:1-6)

Далее писание рассказывает о великом горе, которое постигло народ за грех. Бог готов был истребить весь народ и повторно создать его от Моисея. Моисей молится Богу о милости.

Второй раз Бог приглашает его подняться на гору для получения завета.

10 И сказал [Господь]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
(Исх.34:10 и далее)

Бог через Моисея дает заповеди. Это «новое» для всех иудеев.

Бог обращался к народу через своих святых, а с этого момента посылает еще и «письмо». Теперь воля Всевышнего доступна каждому.

Подчеркну, что от господствующей религии Египта — золотого тельца, новая вера кардинально отличается.

С 1445 г. до Р.Х. (примерная датировка) начинается эпоха соблюдения заповедей Бога.

За весь исторический промежуток от получения скрижалей завета до прихода Иисуса Христа народ Израиля описан, как блудный сын, который то уходил от служения Бога к идолам, то возвращался повторно из плена (Вавилон, Персы, Вавилон, Рим…) к Отцу.

За это время закон превратился в свод правил, где к нему стали прибавлять, трактовать на свой лад, что в итоге привело господствующею религию к духовной смерти.

Сердце иссохло под палящими лучами «праведности» книжников, садукеев, фарисеев (религиозные партии того времени).

Все приближалось к исполнению пророчества:

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иер.31:31-34)

Заповеди сердца

Все ждали Спасителя.

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
(Матф.5:17)

То, что говорил Иисус, как поступал — было словно глотком прохладной воды в пустыне для усталых сердец.

Читать еще:  Протоиерей Алексий Долгоруков: Поиск Бога начинается с тревоги

Он исцелял в субботу, Он ел с грешниками, Он прощал заблудших.

Благая весть о Царстве Бога стала преградой в душах многих религиозный умов того времени.

Зависть, страх, как горькое вино заполнили сердца тех, кто должен был первый пасть перед Иисусом и прославить Сына Божьего:

18 Услышали [это] книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
(Мар.11:18)

Новый завет — то, что отличается от Ветхого завета, старого.

За это отличие, как «сектантов» готовы были убить Апостолов:

34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
35 а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать.
36 Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.
37 После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались.
38 И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится,
39 а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками.
40 Они послушались его; и, призвав Апостолов, били [их] и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их.
41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.
42 И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе.
(Деян.5:34-42)

Со смертью Апостолов, слово было записано в полном объеме и пророчества больше не открываются.

Библия сегодня — полная воля Бога, вся истина и любовь в одной книге.

С разрешением храма в Иерусалиме, служение больше не привязано к месту.

Христианство, взяв свое начало как «секта», сегодня в некоторых государствах — господствующая религия.

Но почему же по прежнему в наши дни много разных течений, конфессий, названий церквей? Где или у кого сегодня взять тот недостающий глоток свежей воды для своей души и не быть обманутым?

На эти вопросы предлагаю ответить в следующей статье: вторая часть.

czeslaw_list

Liepš być bahatym i zdarovym, čym biednym i chvorym

Понятие конфессия, секта, ересь


Современная религия — это многоконфессиональный комплекс, набор множества религиозных вероучений (до 5000 различных религий и культов). Сегодня церквями называют обычно широкие объединения — отдельные конфессии и их административные структуры.

Понятие «Конфессия»

Конфессия (лат. confessio — признание, исповедание) — это вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, а также религиозное объединение, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и определенную организационную структуру. Например, в христианстве церкви, в исповедании употребляющие разные Символы веры, образуют разные конфессии. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии.

Термин «Конфессия» используется в качестве синонима слова «Деноминация» (от лат. denominátio — «переименование», наименование, изменение имени, «выход из имени») восходит к эпохе Реформации и конфессионализма, когда протестантизм дробился на различные течения. Термин получил распространение в период Реформации, когда многие протестантские общины и объединения формулировали собственные исповедания веры — «confessiones», поскольку, в отличие от исторических церквей, не имели общепризнанного Священного Предания. Реформация церкви в 16 веке Мартином Лютером и его последователями Джон Кальвин и Джон Нокс, лишь породила различные христианские деноминации. Реформаторы не поняли главного; о невозможности совокупления церкви с миром — системой государства, равно и с любой организацией.

В религиоведении термин «Деноминация» употребляется для обозначения религиозных объединений, а иногда как синоним терминов «вероисповедание». Часто деноминацией религиоведы называют особый, промежуточный тип религиозной организации, которая, в зависимости от характера образования и тенденций эволюции, соединяет в себе черты церкви и секты. Слово «Деноминация» имеет скорее негативную коннотацию с элементом смысла «отделение от единства веры».

В каждой из крупнейших религий мира есть свои конфессии, отличающиеся друг от друга.

Христианские конфессии согласно хронологии их возникновения:

Со второй половины предыдущего столетия получило распрострнение вне конфессиональных христиан, разделяющие две сферы: Церковь и государство. Вне конфессиональные христиане не и меют деном и нац и и в смысле орган и зац и и и в ней иерархию , которая управляет поместным и общ и нам и. Вне конфессиональные христиане проповедуют церковь не как организация, а как — собрание созванных на равных в Теле Христа (Мф.16:18), духовная субстанция, живой организм Тела Христа и творение Триединого Бога. Где каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Хр и стом, который является ее Главой. Читать больше → Внеконфессиональное христианство — Основные положения вероучения .

Понятие «Секта»

Се́кта (лат. sectaшкола, учение, от лат. sequorследую) — понятие, которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления и противостоящего ему. Так называется любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение, организованную традицию — свою практику, своего основателя и особое учение, отличные от господствующей церкви или идеологии.

Термин «секта» вызывает у людей слишком негативную эмоциональную реакцию, хотя научное определение «секты» применимо к вполне христианским группам, отколовшимся от традиционных для данной страны конфессий. В самом слове «секта», большинство людей представляют себе нечто мрачное, зловещее, тайное, связанное с кровавыми жертвоприношениями и зомбированием адептов «сект». Между тем, ничего зловеще-криминального в самом слове «секта» нет.

В классической латыни слово secta обозначало образ мышления, образ жизни, а также, в более конкретном смысле, политическую партию, которой человек поклялся в верности, или философскую школу, учение которой он принял. Этимологически с этим понятием не было связано никаких уничижительных коннотаций.

Этимология слова «секта» (лат. secta — «партия», «школа», «фракция») не совсем ясна. Одни исследователи возводят его к причастию прошедшего времени от глагола secare («отрезать», «разделять»), другие — от глагола sequi («следовать за кем-либо). Сектами обычно называли такие группы, которые отделялись от существующих религиозных сообществ. Кроме того, этот термин служил для обозначения таких групп, которые утверждали свою идентичность, не порывая связей с тем религиозным сообществом, к которому принадлежали.

Изначально слово «секта» было нейтральным термином для описания отдельных, обособленных политических, философских и религиозных групп. Например, ранняя христианская Церковь, обособленная в языческом мире от традиционных античных религий и противопоставляющая себя им, подпадала под все признаки секты, почему именно так и именовалась. Более того, ранние христиане не стыдились этого эпитета. Они, в общении с язычниками, прямо называли свое религиозное общество сектой, поскольку пользовались общепринятой терминологией и не видели в этом слове отрицательного содержания. Известный христианский апологет Тертуллиан писал в своей «Апологии»: «когда истина наша становится очевидной для каждого, тогда неверие, изобличаемое всем добрым, что известно о НАШЕЙ СЕКТЕ, утверждает, что она уж во всяком случае, не Богом учреждена, но есть скорее какой то особенный вид философских школ»

Понятие секты изменилось для христиан только тогда, когда церкви христианского вероучения стали доминирующими в обществе и ее учение превратилось в культурообразующую идеологию. Для христиан сектами стали исключительно обособленные от Церкви группы и течения. Т.е. отрицательное содержание термин получил исключительно в силу того, что возникшие внутри христианства секты стали противопоставлять себя общепринятому учению о церкви.

« Тоталитарная секта » и история его возникновения:

« Тоталитарная секта» — организация на религиозной основе, зачастую существующая в форме общественной, коммерческой, образовательной или оздоровительной организации для прикрытия различного рода противоправной деятельности, представляющая опасность для жизни и здоровья . В большинстве стран критика религиозных меньшинств зачастую заключалась в том, что они объявлялись «культами» и «сектами». Оба термина используются почти взаимозаменямо, причём «секта» (фр. secte, нем. sekte, итал. setta) имеет более негативную окраску.

Читать еще:  Свято вознесенский мужской монастырь отец михаил отравление. Архимандрит Лонгин (Жар): Батюшка, усыновивший…

С таким явлением как « Тоталитарная секта» столкнулись США, а затем страны Западной Европы в 1960-е годы. В начале к ним относились настороженно, но за последние двадцать лет отношение к ним улучшилось. Большинство из них социально адаптировались и вписались в современное общество, заполняя незанятые традиционными церквями ниши.

В России религиозные меньшинства были всегда. Они зарождались на российской почве или в результате усилий иностранных миссионеров. В начале 1990-х годов в России появилось большое количество новых религиозных организаций и групп.

Понятие « Ересь»

Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

С точки зрения теологии, ересь — это «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению».

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным, где слово «ересь» имеет значение «чепуха», «бессмыслица» — например, в выражении «нести ересь».

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин.14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет.2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал.5:20).

С точки зрения ортодоксального христианства, следующие учения традиционно рассматриваются как еретические:

В православии с ересью надлежит бороться только аргументами и добротой

В православии, в его истинной природе, порицаются попытки очернять другие учения и пытаться уничтожить еретические организации. Протоиерей Олег (Стеняев) так говорит об этом:

«Нельзя бороться с сектантами нехристианскими методами, как делают это некоторые миссионеры. Такие миссионеры отодвигают в сторону Библию и берут в руки Гражданский или Уголовный Кодекс. Они занимаются только сбором компромата на руководителей сект и на рядовых сектантов. Что можно сказать об этом? Их изыскания, с религиозной точки зрения, заведомо бесполезны, их деятельность на руку противникам Православия».

Но особенно полезно для православного человека прочесть то, что говорит архиепископ Иоанн (Шаховской):

«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить «православного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе.

И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божиего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия — духом своим.

Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный.

По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он – верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному Господу Иисусу Христу до смерти»

Православие — это путь доброты, понимания и заботы о ближнем. Потому допустимо попытаться еретика вразумить, но если это не получилось в первые пару бесед, стоит оставить человека в покое:

«Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся»

3 глава послания Титу: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся

Ересь – что это в современном понимании

В богословии под ересью по-прежнему подразумевают учение, противоречащее или чем-то отличающееся от общепринятого.

Интересно, что и в исламе существует подобное понятие и оно достаточно популярно. Мусульмане очень консервативны и поэтому скептически относятся ко всем нововведениям. Любой обычай, меняющий старый, они называют ересью.

А поскольку в исламе, как и в христианстве, есть несколько векторов вероучения (сунниты, шииты, ибадиты), каждое из них клеймит все прочие и называет их ересью.

Но шло время, и слово «ересь» обогащалось новыми смысловыми оттенками. Его стали употреблять не только в религиозном контексте, но и в обыденном общении.

Так, в диалоге один человек может назвать другого еретиком просто потому, что не согласен с его точкой зрения. Это может касаться абсолютно любого объекта обсуждения, не обязательно вопросов веры.

Сегодня чаще всего мы употребляем это слово в качестве более «дипломатичного» эвфемизма (это как?) к таким малоприятным определениям, как:

  1. чушь;
  2. вздор;
  3. ахинея;
  4. бред;
  5. чепуха;
  6. абсурд (это как?);
  7. галиматья;
  8. белиберда;
  9. околесица;
  10. ерунда и т.д.

Как видите, термины «ересь» и «еретик» первоначально понимались не совсем в том значении, которое позже навязала католическая церковь. Так называли людей или их группы, которые отличались от других своим мировоззрением.

Сейчас эти понятия вернули свой исконный смысл и даже обзавелись новым. Кого заинтересовала эта тема, посмотрите этот ролик:

Сообщений 1 страница 20 из 143

Поделиться102-08-2011 00:54:39

  • Автор: Nikita
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 31-01-2020
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 75
  • Уважение: [+11/-0]
  • Позитив: [+13/-1]
  • Пол: Мужской
  • Возраст: 29 [1991-08-13]
  • Провел на форуме:
    4 дня 5 часов
  • Последний визит:
    Сегодня 20:34:56

В соседней теме о малоизвестных религиях, форумчанин Люциус задал интересный вопрос, а именно — в чём отличие религий от сект? Ведь, как правильно заметил Люциус, то же христианство было 2000 лет назад, грубо говоря, ничем иным, как сектой. Основное различие на первый взгляд состоит в том, что под сектами изначально подразумевается какой-то негатив, а религии это нечто положительное, чистое, светлое, правильное. Но всегда ли это так на самом деле?

Итак, в чём же принципиальное отличие религий от сект? И есть ли оно вообще?

Поделиться202-08-2011 09:19:57

  • Автор: S@nder
  • Ёжик в тумане
  • Откуда: Лес за околицей
  • Зарегистрирован : 11-10-2009
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 7851
  • Уважение: [+405/-12]
  • Позитив: [+313/-3]
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    2 месяца 21 день
  • Последний визит:
    03-06-2020 15:10:20

Секта- часть какой либо религиозной конфессии по тем или иным причинам отделившаяся от основной. (В своё время, православие отделилось от римской церкви. Таким образом и православие смело можно назвать сектой. Это так, к слову.)
Почему слово «секта» имеет негативный окрас?
А вот представьте, что часть какой либо общины рассорилось с другой и отделилась. Неизбежна вражда между ними. Руководители основной части затравливают и обливают грязью другую, меньшую часть. И вот тем кто отделился приходится обосабливаться или скрываться. Ну, а если вы чего то скрываете, значит занимаетесь чем то нехорошим. И отношение к вам соответствующее.
А разница может быть всего лишь в том, что одни крестятся тремя перстами, а другие двумя.
И ещё у нас принято называть сектами, религиозные организации руководители которых действительно занимаются противозаконной, антиобщественной или аморальной деятельностью. Поэтому слово «секта» у нас употребляется только как ругательство. Возможно даже в устах таких же конкурирующих с ними «сект».
ИМХО

Итак, в чём же принципиальное отличие религий от сект? И есть ли оно вообще?

Принципиального отличия нет. «Секты» так же проповедуют религиозные учения, только со своим, немного (или сильно) другим пониманием.

Поделиться302-08-2011 09:22:54

  • Автор: Cuckermann
  • Легенда
  • Откуда: Северо-Запад РФ
  • Зарегистрирован : 15-03-2010
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2388
  • Уважение: [+153/-2]
  • Позитив: [+261/-4]
  • Пол: Мужской
  • Провел на форуме:
    15 дней 9 часов
  • Последний визит:
    26-08-2016 21:21:08

Секта искать по порталу
Секта (от лат. secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления.

Читать еще:  Клуб многодетных: Беременность, которую не ждали

В.И. Даль определил слово «секта» как «франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь.»

Д.Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)».

В Большом юридическом словаре слово «секта» определено как «отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п.»

Особенности употребления понятия
Само слово «секта» — не нейтральное, оно заключает в себе глубокий исторически обусловленный подтекст и в русском языке часто носит уничижительный оттенок. Косвенным подтверждением этому являются производные от этого термина слова «сектант», «сектантство» и «сектантский», которые вызывает негативные ассоциации и обычно используется полемически или уничижительно.

В силу эмоциональной окрашенности религиоведы избегают пользоваться этим термином иначе как в описании исторических процессов, предпочитая термины «религиозные группы», «религиозные организации», «религиозные образования», «религиозные течения». Слово «секта» употребляется исключительно публицистами и религиозными деятелями (в отношении других религиозных организаций), практически всегда в уничижительном смысле.

Следует помнить, что это слово, как правило, обозначает не само учение, а организацию, его представляющую.

Термин «Секта» не употребляется (кроме единичных случаев) в нормативных актах РФ.

Происхождение понятия
Уже в латыни слово secta имело следующие значения[6]:
путь, правило, образ действия, мыслей или жизни;
учение, направление, школа;
ересь, ложное учение;
шайка;
Этимологически слово секта происходит от лат. secta от sequī — «следовать за кем-то, повиноваться»; при этом довольно рано это слово стало ассоциироваться со словом лат. sector и другими производными от seco — «резать, разделять, отсекать».

Слово «секта» изначально было нейтральным термином для описания отдельных политических, философских и религиозных групп, и употреблялось в полемическом контексте еще в дохристианскую эпоху.

Уже в раннехристианскую эпоху оно стало обозначать ложное учение, отколовшееся от основной общины, используясь для перевода др.-греч. αἵρεσις (которое тоже сначала значило просто «учение, школа, направление», а затем сузилось до понятия «ложное учение, ересь»). Эти два слова вплоть до Нового времени употреблялись на латинском Западе как синонимы.

После Реформации установилось разграничение значений терминов: слово — «секта» стало обозначать организацию или группу людей, а «ересь» — неортодоксальное учение, содержащееся сектой или деноминацией, причем это правило словоупотребления было обращено и в прошлое христианства (таким образом, можно, например, сказать, что секта севериан исповедовала монофизитскую ересь). Такое различение названных понятий было воспринято отечественной богословской наукой в синодальный период истории Русской Православной Церкви. В греческом же богословии до сегодня в обоих значениях употребляется только слово αἱρέϭις.

. но его остановила жалость. «Какая жалость, что у меня кончились патроны», — подумал он.

Этимология Править

В греческом языке термин первоначально использовался в значении «выбор, направление, течение». В иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зародилось и развивалось христианство, этим термином обозначали «философские или религиозные школы» [1] . К примеру, так называли иудейские религиозно-политические партии [2] — фарисеев и саддукеев (см. Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Соответственно, это понятие изначально носило описательный, вполне нейтральный характер. Именно в этом смысле иудеи называли первых христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). В Вульгате в этих местах слово др.-греч. αἵρεσις переведено как лат. secta — секта.

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. 14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Чему учили еретики?

Первые христианские ереси появились практически одновременно с официальным христианским вероучением. При всех расхождениях, они все-таки оказали определенное влияние на формирование канонического церковного вероучения.

Период расцвета еретических учений пришелся на 2-4 века н.э., когда появился целый ряд уникальных учений и течений. Некоторые из них сохранились в несколько измененном виде до наших времен.

  • Манихейство. До сих пор идут споры относительно того, что есть манихейство – ересь, ответвление от христианства, парсизм или самостоятельная религия, наравне с мировыми. Появилось манихейство в Месопотамии в 3 веке, затем распространилось по Средней Азии и части Запада. Среди наиболее известных приверженцев данной ереси выделяется Аврелий Августин, около десяти лет бывший сторонником манихейства, позднее обратившийся в официальное христианство и обличавший бывших сторонников.
  • Гностицизм. Данная ересь является смесью христианского и языческого мировоззрений. От язычников пришло неприятие исторических еврейских корней христианства, от христиан – использование некоторых христианских данных в создании собственной системы. Согласно исследованиям некоторых ученых нового времени, гностицизм также испытал определенное влияние буддизма.
  • Арианство – популярная ересь 4-6 веков. Основное отличие от традиционной церкви – неприятие догмата о единосущии. Впервые было признано еретическим учением еще при жизни основателя учения, александрийского священника Ария. Через некоторое время император Константин заинтересовался арианством и начал оказывать поддержку. Особенно распространенным стало арианство в различных германских племенах, представители которых составляли римскую армию. Окончательно учение было признано еретическим на Константинопольском соборе, после этого оно сохранялось в некоторых варварских государствах.
  • Несторианство. Основателем ереси был Константинопольский патриарх Несторий. Учение базировалось на арианстве. Оно было признано ересью в 431 году, патриарх Несторий был сослан, но само вероучение сохранилось до нашего времени, трансформировавшись в Ассирийскую церковь Востока.

Большинство других ересей имели в своей основе несколько основных, перечисленных выше.

Видео о еретиках в Средневековье

Однозначно сказать, в чем состояла суть идей, высказываемых еретиками, нельзя. Некоторые ереси отличались от общепринятой доктрины лишь в нескольких малозначительных нюансах. Другие вероучения развивались в течение нескольких веков, затрагивали глубинные проблемы и постепенно становились самостоятельными и независимыми религиями. Например, согласно православному вероучению последнюю тысячу лет (после Великого Раскола) еретиками являются католики, и наоборот.

Чем опасна секта адвентистов

Адвентисты седьмого дня именуют свою религиозную организацию «Церковью христиан», но при ближайшем рассмотрении христианами вовсе не являются. От приверженцев канонического текста Библии они отличаются рядом хорошо усвоенных заблуждений, которые принимают за непреложные истины.

Учение адвентистов гласит, что человеческая душа смертна и будет пребывать в мертвом теле до своего воскресения. Адвентисты подвергают сомнению и другие положения христианства. В частности, сектанты полностью отрицают сам факт существования ада и идею о вечном воздаянии за грехи.

Новообращенных всячески убеждают в том, что истинную веру можно найти только в этом религиозном сообществе, а спасение будет ниспослано лишь тем, кто беспрекословно следует учению адвентистов. Все эти моменты дают ортодоксальным христианам основания для того, чтобы считать учение и взгляды адвентистов ложными и уводящими прочь от истинных христианских ценностей.

Следует также помнить, что секта адвентистов седьмого дня по сути своей до сих пор является зарубежной организацией и не имеет ничего общего с культурными традициями православия. Вольно или невольно адвентисты насаждают в России ложные духовные ценности и нравственные традиции, лишая доверчивых прихожан ориентиров.

Представители православной церкви не раз обращали внимание на то, что деятельность адвентистов порой оскорбляет чувства верующих прочих конфессий. Сектанты допускают оскорбительные выпады по отношению к тем, кто придерживается иных религиозных взглядов. Деятельность адвентистов опасна и тем, что смущает умы людей, мешая им следовать общепринятым канонам христианской веры.

Современные еретики

Сегодня еретик — это слово, использующееся для обозначения представителей любого религиозного учения, которое может заставить верующего оторваться от ортодоксальности или принятых взглядов сообщества.

Большинство современных представителей ереси проповедуют взгляды, которые противоречат тому, что содержится в Библии. Так, к ней относят гностицизм, модальность (идея о том, что Бог — один человек в трех обличиях) и тритеизм, который продвигает идею о том, что Троица на самом деле является тремя отдельными богами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector