0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании

Диакон Александр Занемонец

В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой.

Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы.

Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально.

Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей.

Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня.

В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы. Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм. Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.

Эта огромная крипта древнего храма в настоящее время поделена между двумя христианскими конфессиями: одна часть принадлежит православным, Иерусалимскому Патриархату, а другая – Армянской Апостольской Церкви.

Богослужения совершаются попеременно представителями этих Церквей. Православное богослужение проходит ежедневно перед Иерусалимской иконой Божией Матери. Она находится за кувуклией, за местом погребения Пресвятой Богородицы, и её киот становится престолом. С левой стороны – жертвенник, и каждый день ранним утром кем-то из иерусалимского православного духовенства совершается божественная литургия, в которой нередко принимают участие и паломники.

В настоящее время именно этот храм становится центром празднования Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Но, напомню, он не есть место её Успения, но место погребения. Как место Успения всегда воспринималась византийская церковь на Сионской горе. Она называлась «Святой Сион» и находилась на месте дома Иоанна Богослова, у которого жила Божия Матерь.

Храм Успения Богородицы на горе Сион

Подземная церковь

Церковь в подземелье представляет собой сооружение в виде креста: длина — 34 метра, ширина — 6 метров. Чтобы в нее войти, нужно спуститься с южной стороны здания по массивной лестнице, состоящей из 48 ступенек. Примерно посередине, на 23 ступени, по обе стороны находятся могилы отца, матери и мужа Пресвятой Девы.

В Храме захоронена королева Мелисандра, при поддержке которой был построен Храм в XII веке, а именно в 1142 году. В центре часовни в гробу из вишневого дерева лежит статуя Девы Марии. Попасть в часовню можно с западного проема, выйти — через северный проем.

Убранство Храма состоит из старинных фресок и икон, одна из которых достойна особого внимания. Это Икона Божьей Матери — копия, принадлежавшая кисти Евангелиста Луки, написавшего ее в I веке. Оригинал находится в Париже.

«Как Господь мог молиться в католическом храме?»

При паломничестве на Святую Землю стоит посетить и место Успения, и место погребения Пресвятой Богородицы. Хотя тот факт, что храм на Сионской горе является католическим, православных паломников иногда смущает. Как и в целом то, что на Святой Земле не все святые места находятся в ведении православных: некоторые – в ведении представителей иных христианских конфессий, а некоторые и вовсе в ведении мусульман или иудеев.

Например, сейчас на месте древней византийской церкви в Гефсиманском саду стоит католический храм. Камень, который находится у его алтаря, почитается как место молитвы Господа в Гефсимании. И нередко паломники меня спрашивают: «А как же Господь мог молиться в католическом храме?» Конечно же, тогда храма не было, был Гефсиманский сад, была Сионская гора. Но люди, особенно те, которые болезненно воспринимают инославных и иноверцев, порой изумляются: как это святое место может быть в католическом владении?

Понятно, что православную литургию мы можем совершить только в православном храме. Далеко не везде в местах, принадлежащих иноверцам, мы можем совершить даже какое-то краткое богослужение – скажем, на Храмовой горе или у Стены плача.

В то же время внутри храма Гроба Господня диаконы различных христианских Церквей – и православные греческие в том числе – кадят не только свои престолы, но и престолы других конфессий. Этот факт очень важен. Казалось бы, для нас это странно – кадить католический престол или армянский. Но как-то и не приходится обычно в своей русской практике. А в храме Гроба Господня почитается само место и то, с чем оно связано, независимо от того, кому в настоящее время это принадлежит. И православное духовенство совершает каждение армянских и католических престолов в этих местах, в храме Гроба Господня, точно так же, как и православных.

Но это совершенно не удивительно, потому что исторически владение теми или иными местами внутри храмов менялось. То, что сегодня православное, недавно могло ещё быть не православным, а то, что сегодня не православное, пару столетий назад могло быть православным. Это менялось очень легко, особенно во времена мусульманского правления. Какая-то чёткость здесь появилась со времен статус-кво, с середины XIX столетия.

У Гробницы Пресвятой Богородицы. Фото: orthodox-jerusalem.ru

Крипта

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне. На куполе балдахина, покрывающего скульптуру изображён Иисус Христос, призывающий Свою Мать в Своё Небесное Царство словами:

«Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелии скалы под кровом утёса!»

В медальонах, окружающих купол, расположены изображения шести ветхозаветных женских образов: Евы, Мариам (старшей сестры Моисея), Иаили, Юдифи, Руфи и Эсфири.

Ева, сень в крипте, медальон Deror avi, Copyright

Священный одр окружают шесть алтарей, дарителями стали следующие страны: Австрия, Бразилия, Берег слоновой кости, Венгрия, Венесуэла, США. На них изображены свои святые и апостолы и им, естественно, присущи собственные национальные стилистические особенности.

Мариам, сень в крипте, медальон Deror avi, Copyright

Главный алтарь в крипте посвящён Успению: на фреске изображены апостолы, окружившие тело Богородицы, и Христос, возносящий Её душу на Небо. Также здесь изображены нынешняя церковь и её предшественницы. Столб под алтарём — остаток византийской колонны.

filaretuos

Друзья и враги

Успение Пресвятой Богородицы

28 августа — это День великого праздника, Успения Пресвятой Богородицы.

На этой иконе мы видим изображения тех событий, которые сопровождали её земную кончину.

Мы видим смертный одр Богородицы, а ниже под ним одного из иудейских священников, попытавшегося опрокинуть смертный одр и получившего тут же от ангела чудесное наказание и вразумление.. На иконе видим, что ангел мечём отсекает ему руку.

На иконе изображены апостолы, а так же первоиерархи тогдашней церкви , и среди них есть сам апостол Фома, который по промыслу Божьему опять же прибыл позже всех остальных и он приходит ко гробу Богородицы, но не находит там её тела, а только нашёл Её одежды и в частности пояс.

Читать еще:  Приснился зять муж сестры. К чему снится зять? Самое подробное толкование

На иконе в центре изображён Иисус Христос и в своих руках он держит Душу Богородицы, которую он сам принял после того, как душа разлучилась с телом. Тем самым богородица ни когда не переживала богооставленности.

Ну и в самом верху иконы видно, как Богородица уже пребывает в своём теле в месте, которое в Церкви именуется «Сидение Одесную», это значит в непосредственной близости с Господом.

Богородица ещё до второго пришествия и страшного суда, была воскрешена и вознесена на небо в своём теле.

Церковь не знает мощей Богородицы, мы чтим на земле только ризы Божьей Матери. А тело Богородицы неразлучно пребывает со своим Сыном на небе.

Богородица на какой-то краткий миг вкусила тление, познав что такое земная смерть, но истления тела (разложение плоти на элементы и биологические составы) она не познала.

А потому праздник Успения он духовно радостный. Мы прославляем не смерть и не разлуку с Богородицей, а обетование неразлучного Её пребывание с богом, а это радость для каждого из нас.

Путь , которым шла по земной жизни Богородица, открыт для всех нас. Многие святые угодники шли этим путём молитвы, скорби и страдания и они тоже не познали истления своих тел, отсюда мы имеем множество святых нетленных мощей.

Праздник Успения говорит нам, что нет ни чего выше той радости, которую встретила Богородица за порогом своей земной жизни.

Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию.

Гробни́ца Богоро́дицы — христианская святыня на Святой земле, где, согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон , в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу. Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора . Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.

Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.

Церковь имеет по меньшей мере девять престолов, и в настоящее время в ней совершают богослужения все христианские конфессии (православные, армяне, копты и Сиро-Яковиты), кроме католиков и протестантов.

Католики в Успение (Вознесения Девы Марии на небо) служат в своём главном храме.

Монастырь Успения Богоматери (Монастырь Дормицион) — немецкое католическое аббатство ордена бенедиктинцев в Иерусалиме на вершине горы Сион за пределами стен Старого города, около Сионских ворот. Храм построен в 1910 году латинским Патриархатом в Иерусалиме на месте, которое Католическая церковь считает местом Успения Богородицы , на месте дома апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери .

Первая византийская базилика на этом месте была построена в 415 году при иерусалимском епископе Иоанне II ( 386 — 417 ) и называлась Святой Сион .

В конце XIX века германским католикам, в лице Ордена бенедиктинцев, удалось приобрести этот участок за 120 тысяч золотых марок у султана Абдул-Хамида II, при посредничестве императора Вильгельма II во время его исторического визита в Палестину в 1898 году.

В 1890 году начинается строительство. Главным архитектором проекта, задуманного как модель каролингского собора в Ахене, стал Генрих Ренард ( de:Heinrich Renard ) ( 1868 — 1928 ) из Кёльна. Стилевые особенности архитектуры церкви аббатства необычны. Они сочетают элементы византийского и современного мусульманского стиля, как в целом, так и в деталях. Закончились работы в 1910 году. Церковь меняет своё название на Успение Богоматери (лат. Dormitio Mariae ). Здесь начинает почитаться место с криптой, где установлен камень, на котором Она почила.

В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне. На куполе балдахина, покрывающего скульптуру изображён Иисус Христос, призывающий Свою Мать в Своё Небесное Царство словами: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелии скалы под кровом утёса!» (Песн. 2:13-14 ). В медальонах, окружающих купол, расположены изображения шести ветхозаветных женских образов: Евы, Мариам (старшей сестры Моисея), Иаили, Юдифи, Руфи и Эсфири.

Священный одр окружают шесть алтарей, дарителями стали следующие страны: Австрия, Бразилия, Берег слоновой кости , Венгрия, Венесуэла, США . На них изображены свои святые и апостолы и им, естественно, присущи собственные национальные стилистические особенности. Главный алтарь в крипте посвящён Успению: на фреске изображены апостолы , окружившие тело Богородицы, и Христос, возносящий Её душу на Небо. Также здесь изображены нынешняя церковь и её предшественницы. Столб под алтарём — остаток византийской колонны.

Аббатство принадлежит Германскому обществу Святой Земли, президентом которого является архиепископ города Кёльна. С 1998 года возвращено первоначальное название: Аббатство Сиона Святой Девы Марии.

Вторник,
15 сентября

Поста нет

06:30 Начало регистрации в аэропорту Шереметьево на рейс SU№502 в Тель-Авив.

09:30 Вылет из Москвы.

13:35 Прибытие в аэропорт им. Бен-Гуриона в Тель-Авиве. Встреча с гидом в зале прилета.
Выезд в Иерусалим мимо Древнего Эммауса — место явления Господа ученикам после Своего Воскресения. Святой Елеон (Масличная гора). Спасо-Вознесенский Елеонский женский монастырь (РПЦЗ). Чудотворные иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и «Скоропослушница». Часовня Первого и Второго Обретения Честной Главы св. Иоанна Предтечи. «Стопочка» — часовня Вознесения Господня. Панорама Иерусалима.

Размещение, ужин и ночлег в гостинице Вифлеема 3*

Среда,
16 сентября

День постный

Завтрак в гостинице.

Выезд в Самарию. Древний Шхем* — храм св. Фотинии Самарянки. Колодец св. Иакова. Возвращение в Иерусалим. Долина потока Кедрон. Гефсиманский сад. Камень Моления о Чаше. Монастырь св. равноап. Марии Магдалины, где покоятся св. мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы ин. Варвары. Камень уверения св. апостола Фомы. Чудотворная икона Одигитрия «Гефсиманская». Ступени древней лестницы, ведшей с Елеона на Храмовую гору.
Гефсимания. Гробница Божией Матери, св. правв. Иоакима и Анны. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Иерусалимская».

Вифлеем. Храм Рождества Христова. Место Рождества Спасителя. Святые Ясли. Чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская».

Четверг,
17 сентября

Поста нет

Завтрак в гостинице.

Выезд в ущелье Вади-Кельт мимо Колодца Доброго Самаритянина – места, упомянутого в Новом Завете. Монастырь прп. Георгия Хозевита. Пещера св. пророка Илии — место моления о чаде св. прав. Иоакима.

Читать еще:  Ольга Синяева: «Сиротпром» снова наступает

Выезд в Галилею долиной реки Иордан. Иерихон* – древнейший город мира, у подножия горы Искушения. Подъем на Сорокадневную гору к монастырю Искушения. (По желанию: возможен подъем на канатной дороге, которая оплачивается дополнительно.) Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Пещера прп. Харитона исповедника. Мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Достойно Есть».

Вифавара. Святая река Иордан. Место Крещения Господня. Омовение в священных водах.

Монастырь преп. Герасима Иорданского. Чудотворная икона Богородицы Млекопитательницы.

Назарет. Гора Свержения. Храм в память о неудавшемся свержении Спасителя со скалы (панорама). Церковь св. Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы. Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Источник Пресвятой Богородицы.

Размещение, ужин и ночлег в гостинице Назарета 3*

Пятница,
18 сентября

День постный

Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей св. Иоанна Предтечи

Завтрак в гостинице.

Выезд в долину Армагеддон – одно из мест Ветхозаветной истории, также упоминаемое в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова. Святая гора Фавор. Храм Преображения Господня. Чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Кана Галилейская – город Первого Чудотворения Спасителя на брачном пиру. Храм в честь св. Георгия Победоносца. Каменные водоносы.

Выезд к берегам Галилейского моря. Святыни моря Галилейского. Капернаум. Монастырь Двенадцати Апостолов. Чудотворная икона Божией Матери «Страстная». Синагога, в которой проповедовал Спаситель. Дом св. апостола Петра. Бухта св. апостола Петра. Табгха — место чудесного умножения хлебов. Гора Блаженств – место провозглашения Нагорной проповеди.
Тверия. Подворье Русской Духовной Миссии в Магдале — место исцеления Господом св. равноап. Марии Магдалины. Храм во имя св. равноап. Марии Магдалины. Святой источник. Купание в радоновой купели.

Выезд из Галилеи в Иерусалим. Ужин и ночлег в гостинице Иерусалима 4*

Суббота,
19 сентября

Поста нет

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Колоссах

Завтрак в гостинице.
Иерусалим. Пешее паломничество. Гефсиманские ворота. Вифезда – «Овчая купель», в одном из притворов которой Спаситель исцелил расслабленного. Крестный путь. Камни мостовой Крепости Антония.

Лифостротон. Претория: темница Господня. Александровское подворье. Порог Судных Врат. Храм Воскресения — Храм Гроба Господня. Храм Воскресения Христова. Святая Кувуклия. Придел Ангела. Тридневное Ложе Господа. Ротонда Гроба Господня.

Кафоликон – Греческий Соборный Храм Воскресения Христова. Часовня Главы Адамовой. Придел св. равноап. царицы Елены. Придел Обретения Животворящего Креста Господня. Пещера Обретения. Другие святыни Храма.

17:00 Всенощное бдение в Троицком соборе РДМ.

Ужин в гостинице. Подготовка к ночной литургии (исповедь).

00:00 Божественная Литургия в Храме Гроба Господня.

Возвращение в гостиницу Иерусалима около 4-х часов утра. Отдых.

Воскресенье,
20 сентября

Поста нет

Поздний завтрак в гостинице.

Святая гора Сион. Панорама Елеонской и Храмовой горы с Сиона. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Сионе. Горница Тайной Вечери и сошествия Святого Духа. Геенна огненная (панорама). Гробница царя и пророка Давида.

Выезд в Тель-Авив в Древний Яффо на берегу Средиземного моря. Подворье РДМ св.прав.Тавифы в Яффо. Храм в честь св. апостола Петра. Гробница праведной Тавифы.

По благословению: свободное время на Средиземном море.

16:00 Вечернее богослужение храме в честь св. апостола Петра в Яффо (исповедь).

Понедельник, 21 сентября
Поста нет

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Завтрак сухим пайком.

Иерусалим. Эйн-Карем. Град Иудин — Место Рождества Крестителя Господня.

06:00 Божественная Литургия в Горненском женском монастыре РДМ.

Собор «Всех Святых в Земле Русской Просиявших». Малый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Чудотворная икона Божией Матери «Казанская».

Выезд в Иудейскую пустыню. Монастыри Святого Града: Монастырь прп. Феодосия Киновиарха. Пещера Волхвов. Лавра прп. Саввы Освященного — родоначальника палестинского монашества, единственная обитель в Пустыне Святого Града, которая хранит древний иноческий устав, завещанный основателем.

Выезд в Хевронское нагорье. Древний Хеврон* – первая столица Царства Иудейского. Русский православный мужской монастырь на подворье РДМ святых Праотцев в Хевроне. Дуб Мамврийский. Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница». Древние гробницы.

Вторник,
22 сентября

Поста нет

07:00 Завтрак в гостинице.

09:00 Бейт Джалла. Церковь и пещерка Св. Николая Чудотворца.

Выезд в Древнюю Лидду. Храм и гробница вмч. Георгия Победоносца.

Выезд в аэропорт им. Бен-Гуриона.

10:50 Начало регистрации на рейс SU №503.

13:50 Вылет из Тель-Авива в Москву.

17:50 Прибытие в аэропорт Шереметьев о.

В стоимость тура входит:

Дополнительно оплачивается:

* — оплата в рублях по курсу ЦБ РФ на день покупки +2%

5. Голгофа

Автор: Иерей Максим Массалитин Местоположение камеры 31° 46′ 42,5″ с. ш., 35° 13′ 45,92″ в. д. Это и другие изображения по их местоположению на OpenStreetMap — Google Планете Земля — originally posted to Flickr as Голгофа, CC BY-SA 2.0, Ссылка

Голгофа — это место распятия Господа Иисуса Христа. Название этой горы звучит по-арамейски как Гульгальта и обозначает «гора черепа» — или, в русской традиции, Лобное место. По преданию, именно под Голгофой был похоронен Адам, поэтому на фресках и иконах, изображающих Распятие, под Крестом часто помещается его череп.

Кроме того, тело распятого Господа было похоронено у склона Голгофы, поскольку раньше здесь находились сад и кладбище.

Так что подножие этой горы — это еще и место Воскресения Христова.

Когда после распятия и смерти Господа и двух разбойников римские солдаты сняли тела казненных с крестов, то сами кресты, видимо, просто были сброшены вниз под гору.

Именно поэтому в 325 году от Р. Х. святая царица Елена нашла в районе Голгофы все сразу: и Гроб Господень, и Истинный Крест Христов. Над Голгофой и ее склоном сразу было начато строительство христианского храма, который и поныне остается самым знаменитым в мире. В западной традиции он называется Храмом Гроба Господня, а в нашей восточной — Храмом Воскресения Христова. И это неудивительно — ведь архитектура здания была специально задумана так, чтобы охватить и место Распятия, и место Воскресения Христова.

Что читать: Мф 27:32-44, Мк 15:21-32, Лк 23:32-43, Ин 19:16-19.

Интересные факты о святом месте

На возвышающейся в центре города вершине располагается могила промышленника из Германии Оскара Шиндлера. Это знаменитый и уважаемый человек для всех иудеев. Благодаря ему во время Холокоста спаслось около 1000 евреев. Рядом возвели музей в память о погибших во времена Второй мировой войны.

Недавно археологам удалось раскопать лестницу из камня. По ее ступеням ходили местные жители более тысячи лет. На ней остались фрагменты, напоминающие посетителям о древности этой местности.

В церкви Успения Пресвятой Богородицы на полу из древней мозаики можно найти имена пророков и серафимов славословия, а также увидеть знаки зодиака.

У туристов есть возможность посетить музей, построенный в честь израильского скульптора Д. Паломбо. Он посвящен его жизни и творчеству, как мастеру абстракции с мировым именем.

Все композиции автора выполнены из разных материалов:

  • металл;
  • камень;
  • древесина.

Посетителей ждет множество интересных и необычных авторских работ.

Городские власти никогда официально не ставили вопрос о принятии закона, определяющего священный статус библейского холма. Эта историческая достопримечательность всегда вызывает желание его посетить. Он притягивает верующих людей и путешественников, которые имеют желание побывать на загадочном месте, которое по-прежнему таит много неразгаданных тайн.

Успение Пресвятой Богородицы в иконографии

Успение Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых двунадесятых православных праздников. Празднуется он 15 августа по старому или 28 августа по новому стилю.
В различных источниках история переселения Девы Марии в небесную обитель описана широко и подробно. В настоящей публикации мы лишь кратко вспомним о последних днях Богоматери на земле и о событиях, произошедших во время погребения и вскоре после него. Эти сведения важны для объяснения иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Сюжет является одним из излюбленных на русских и византийских иконах, изображается в стенописи храмов, часто встречается на фресках внешних стен церквей.

Читать еще:  Укусы комаров и диета кормящей мамы: 5 вопросов врачу-аллергологу

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска наружной северной закомары Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Успение Пресвятой Богородицы. фреска на треугольном фронтоне северного крыльца Успенской церкви Новодевичьего монастыря

Сосредоточимся на тех моментах, которые принято изображать в иконографии праздника Успения Пресвятой Богородицы. Напомним, что далеко не все персонажи Успения являются каноническими и обязательно включаются в живописную композицию. Например, часто на фресках и иконах отсутствуют изображения летящих на облаках апостолов и иудейского священника Афония. Чтобы было понятно насколько та или иная композиция подробна или, наоборот, схематична, обратимся к книге “Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”, вышедшей в 1911-м году и составленной Софьей Ивановной Снессоревой.

За несколько дней до Успения Пресвятой Богородицы

Последние дни своей земной жизни Дева Мария пребывала на Сионской горе в доме Иоанна Богослова. Часто Пречистая Богородица посещала Голгофу и Елеонскую гору – места, связанные с последними днями Её Божественного Сына. Не переставала Она молиться о скорейшем переселении на небо. Однажды на Елеонской горе Богородицу посетил архангел Гавриил и известил, что через три дня душа её покинет сей мир. Архангел вручил Деве Марии райскую ветвь от финикового дерева и молвил, что эту ветвь должны нести перед гробом её в день погребения.

Пречистая молила архангела Гавриила о том, чтобы избавили её от вида адских страшилищ, о том, чтобы сам Господь принял душу её. Также просила она о том, чтобы перед кончиной повидалась Она с апостолами, которые в то время проповедовали Евангелие во всех концах света.

Возвратясь домой, она рассказала Иоанну Богослову о завершении земного пути и сделала необходимые распоряжения. Похоронить себя Дева Мария завещала между Иерусалимом и Елеонской горой в Иосафатовой долине, где покоились супруг её, Иосиф Обручник и родители – благочестивые Иоаким и Анна.

Когда Богородица беседовала с Иоанном Богословом и Иаковом, сыном Иосифа Обручника, вдруг послышался шум бури и все увидели, как светлые облака окружили дом. Эти облака принесли апостолов из разных концов света, чтобы они смогли проститься с Девой Марией и получить от неё благословение.
Явление апостолов на облаках в большинстве случаев помещают в композицию Успения.

Успение Пресвятой Богородицы. Последние минуты

На третий день после получения известия об успении, в третий час пополудни в доме горело множество свечей. Богородица возлежала на ложе и молилась о кончине своей. Внезапно дом осветился светом Божественной славы и явился Царь славы, Христос, в сопровождении небесных сил. Дева Мария приподнялась с одра, увидев Сына и Бога Своего и услышала: “Прииде, ближняя Моя, прииде, возлюбленная, и вниди в обитель вечной жизни”. Пречистая Богородица повторила молитву: “Приими дух Мой с миром и огради Меня от области тёмной”. Она возлегла на одр и предала душу Свою в руки Сына Своего.
Изображение Иисуса Христа и души Богоматери в виде младенца всегда присутствует в иконографической традиции Успения.

Торжественно на глазах апостолов несена была душа Приснодевы в небесные обители руками Господа в сопровождении небесных сил.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска свода трапезной Успенской церкви Новодевичьего монастыря.

Успение Пресвятой Богородицы. Проводы

Весть об успении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по Иерусалиму. Начальники иудейские хотели помешать столь многолюдной и торжественной процессии, но сила Божия воспрепятствовала злодеянию. Гонители были ослеплены. Но один из преследователей гроба Богородицы, иудейский священник Афоний особенно неистовствовал. Он потянулся к гробу и хотел сбросить тело Пречистой наземь.
На иконе “Успение Пресвятой Богородицы” второй половины XV века из собрания Успенского собора Московского Кремля в центре нижнего регистра композиции видим фигуру в красном плаще – это Афоний.

Успение Пресвятой Богородицы.
Икона Успенского собора Московского Кремля.
Москва, около 1479. Фото с сайта
https://assumption-cathedral.kreml.ru/icons/view/mestnyy-ryad-glavnogo-ikonostasa-uspenskogo-sobora/

Но едва руки святотатца коснулись одра, как ангел Господень отсёк их. Конечности повисли на ложе, а Афоний упал на землю. Наказание вразумило Афония, он взмолился и воззвал к святым апостолам о помиловании. Апостол Пётр остановил процессию и сказал, что сами помиловать его не могут. Но может Иисус Христос, если уверовать в него. Афоний искренне уверовал в Христа и просил Господа об исцелении. Апостол Пётр велел приложить остатки рук к обрубкам, висевшим на одре. Афоний подчинился и руки здесь срослись, оставив лишь небольшой след в память о кощунстве.

Желающих проститься с Богоматерью было великое множество.

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска на северной стене Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Только к вечеру смогли апостолы смогли положить гроб в пещеру и привалить вход камнем.

Успение Пресвятой Богородицы. Новгородская икона XII века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Эту икону в собрании ГТГ называют “Облачное Успение”. Краски на иконе чистые, почти спектральные. Композиция призвана показать, что путь непорочной души Божией Матери на небо – это идеальный прообраз пути души любого человека, который, минуя мытарства, возносится к Божьему престолу.
На иконе видно, что глаза Богородицы открыты. Таким образом подчёркнуто, что Дева Мария находится отнюдь не на смертном одре. Её ожидает чудесное Успение.

Богоматерь – царица небесная. Об этом говорят Её красные туфли. Они изображены дважды – на ногах Богородицы и на коврике рядом с её ложем. Напомним, что красная обувь – атрибут византийских императоров.

Обратим внимание на очень важный композиционный приём. Между верхней и нижней группами апостолов и святителей есть расстояние, которое образует рукава креста. Крест НЕ изображён, а показан композиционно золотым фоном и явно прочитывается в иконе. Это делает энергию вознесения души Божией Матери ещё более уверенной.

Успение Пресвятой Богородицы. Московская икона Феофана Грека XV века из собрания Государственной Третьяковской галереи

Икона из собрания ГТГ приписывается блестящему иконописцу второй половины XV столетия Феофану Греку. Хотя сомнения на предмет авторства остаются. Праздник “Успение Пресвятой Богородицы” изображён на обратной стороне иконы Богоматерь Донская.

Композиция этой иконы гораздо более лаконична, чем показано в образе “Облачного Успения”. Она даже более кратка, чем принято в иконографической традиции. Здесь нет фигур апостолов, прилетевших на облаках. Лики персонажей скорее можно назвать лицами, искажёнными горем.
Один из важнейших композиционных моментов в иконе – вертикальная ось. Она подчёрнута длинной горящей свечой. Ось Вознесения подчёркивает фигура Христа, одетая в золотые сияющие одежды, которые доминируют и создают могучую вертикаль, подобную столпу света.

Воскресение Богородицы

Завершим историю успения Пресвятой Богородицы. Что же случилось после погребения Её?
Открыть воскресение Пресвятой Богородицы было даровано апостолу Фоме. По промыслу Божиему он не был в числе апостолов, принесённых на облаках, а прибыл в Гефсиманию только на третий день после погребения Её тела. Апостол Фома скорбел о том, что не попрощался с Пречистой Девой. Тогда святые апостолы решили отвалить камень от пещеры, чтобы Фома облобызал тело Богоматери и утешился тем. Но войдя в пещеру увидели они только благоухающие погребальные пелены, лежащие во гробе.
За вечерней трапезой явилась апостолам Пресвятая Богородица в воздушном пространстве, окружённая небесными силами. Она молвила им: “Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни”. Таким образом уверились святые апостолы и передали всей церкви свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена на третий день по успению и взята с телом на небо.

Источники:
“Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон”. Составитель – София Снессорева, 2013.
Впервые книга была опубликована в 1911-м году.

Лекция Е.Г.Серебряковой о собрании икон в коллекции ГТГ.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector