9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умении мужественно и достойно подчиниться судьбе. Время нашего ухода

Умении мужественно и достойно подчиниться судьбе. Время нашего ухода

Смысл жизни нужно не искать, а выбирать для себя самому. (с). Верите в себя настолько? жизнь смысл

ДА ВЫ ПРАВЫ! ПОДОЙТИ К МУСОРНОМУ БАКУ И ОТ ТУДА ВЫБИРАТЬ ТО ЧТО ЕСТЬ ИЛИ ОСТАЛОСЬ ПОСЛЕ ДРУГИХ!

Конечно выбирать, тем более, что он очевиден. Живи так, чтобы твои дети жили лучше тебя.

в наше время только верить в себя и остается. И смысл жизни каждый выбирает для себя.

Это сложная философия. 50/50. В рождении заложен смысл, и плюс у свое стремление к цели.

Смысл жизни человека состоит в умении мужественно и достойно подчиниться судьбе.

Смысл нашей жизни дан нам изначально. Вот люди и силятся вспомнить его и найти.

Никогда не видел витрины со смыслами жизни, где-бы можно было что-то выбрать.

Если вдруг нашел смысл жизни, самое время проконсультироваться у психиатра.

Я не такой я робкий видешь бутылок рать я собираю пробки душу свою затыкать

)) Грубым дается радость, нежным дается печаль. Мне ничего не надо, мне никого не жаль.

Жалко себя немного, жалко бездомных собак

Короче — Есенина мы знаем))))

Мне родственник постоянно его декламирует после 300 грамм

А я просто кучу всего помню наизусть)

порочен уж я для этого- поэтому нужно придерживаться общего смысла жизни)

Смысл жизни — это спонтанная , не предсазуемая составляющая ваших планов.

Человеку изначально с момента сотворения даны свобода и право выбора

смысл-это своего рода цель. поставил-достиг! достиг-ставишь новую.

в себя верить нельзя. Вот выбор и смысл в жизни человек должен знать

Не ищу смысла, даже не задумываясь, просто живу, смысл приходит сам

смысл жизни в жизни, остальное попытки оправдать свои поступки

Выбрать-то я могу. Вот, жить, бороться и побеждать — это сложнее.

А чем это — не смысл?

Смысл — это ,ради чего, побеждают. А вот, сам процесс, он не каждому под силу. И именно слабость в осуществлении своей мечты и желаний загоняет людей в депрессии и в поиск альтернативных смыслов жизни.

Общепринятого смысла нет, какой смысл придашь, такой и будет!

Так а больше-то и не в кого — только в себя и остается верить.

Все ищут смысл жизни и не находят его. Смысл жизни в счастье.

ПОДВИГ

(см. также: Делание). Нашему времени дан другой подвиг, сопряженный со многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – не днем, не при солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам дано в руководство Священное и Святое Писание: это прямо говорят святые Отцы последних времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются писаниями Отцов. Не думайте, что подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! Он сопряжен с мученичеством. Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного любодеяния. И мы томимся, отовсюду окруженные умами, нарушившими верность Истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистью против Писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулой, клеветой и насмешкой адской. Наш подвиг имеет цену перед Богом: на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и само время. Некоторый великий Отец имел следующее видение: перед ним земная жизнь человеков изобразилась морем. Он видел, что подвижникам первых времен монашества даны были крылья огненные и они, как молния, перенеслись через море страстей. Подвижникам последних времен не дано было крыльев, они начали плакать на берегу моря. Тогда дарованы им были крылья, но не огненные, а какие-то слабые; они понеслись через море. На пути своем, по причине слабости крыльев, они часто погружались в море; с трудом подымаясь из него, они снова начинали путь и, наконец, после многих усилий и бедствий, перелетели через море.

Не будем унывать! Не будем безрассудно стремиться к блестящим подвигам, превышающим наши силы, примем с благоговением смиренный подвиг, очень соответствующий немощи нашей, подаваемый как бы видимо рукой Божией. Совершим этот подвиг с верностью Святой Истине – и среди мира, шумной, бесчисленной толпой стремящегося по широкому, пространному пути вслед своевольного рационализма, пройдем к Богу по стезе узкой послушания Церкви и святым Отцам. Немногие идут по этой стезе? – Что до того! Сказал Спаситель: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство. Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящий им: что узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» ( Лк. 12, 32 ; Мф. 7, 13–14 ).

Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Вам может быть интересно:

  1. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ПРАЗДНОСЛОВИЕ (См. также ЛЮБОПРЕНИЕ, МНОГОСЛОВИЕ, МОЛЧАНИЕ, РАССЕЯННОСТЬ) – святитель Игнатий (Брянчанинов)
  2. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Слезы – преподобный Ефрем Сирин
  3. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Еда (при немощи) – преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  4. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ТРАПЕЗА – схиархимандрит Иоанн (Маслов)
  5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Враг – святитель Тихон Задонский (Соколов)
  6. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Мера – святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
  7. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПРИНУЖДЕНИЕ – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
  8. Послания – Послание 306(494). Эконому – преподобный Феодор Студит
  9. Собрание сочинений. Том 5 – Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской. – архиепископ Амвросий (Ключарев)
  10. Библейская энциклопедия – Асар – архимандрит Никифор (Бажанов)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание — вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус «ЗАЧТЕНО» и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта — что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание — вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то — чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей — те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Читать еще:  Водолей самый странный знак зодиака. Что делает несчастными знаки зодиака: работа над ошибками по гороскопу Свободолюбивые знаки зодиака

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление — это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

4. стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется.

Герменевтикой

«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», – утверждал.

Ф. Ницше

Представители_________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе своего существования.

Экзистенциализма

Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для…

Экзистенциализма

Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется.

Понятием

«Бессознательное», по З. Фрейду, функционирует на основе.

2. интеллектуальной интуиции

Первичных влечений с целью получения удовольствия

4. импульсов, исходящих из области сознания

Присущая человеку способность целенаправленно и обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием.

1. «сознание»

Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

Э. Гуссерля

В иррационализме важнейшим способом познания признается…

Интуиция

Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием…

1. «закон»

К формам чувственного познания не относится

Умозаключение

К формам рационального познания не относится

Ощущение

К формам рационального познания не относится

Восприятие

Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.

Сократ

Основными представителями классического периода античной философии были …

1. софисты и Сократ

2. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Платон и Аристотель

4. эпикурейцы, стоики, скептики

В творчестве Канта выделяются периоды.

1. метафизический и диалектический

2. идеалистический и материалистический

Докритический и критический

4. логический и практический

Применив материалистическую философию к области истории, К. Маркс и Ф. Энгельс явились создателями _________________ материализма.

Исторического

Представителями эмпиризма в философии XVII века были .

1. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц

2. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах

3. Б. Паскаль, П. Бейль, Н. Мальбранш

Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк

Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является.

Т. Мор

Для эпохи Возрождения характерен.

Антропоцентризм

Вопросы философии политики в период Возрождения разрабатывались.

1. Галилео Галилеем

2. Леонардо да Винчи

Николо Макиавелли

4. Николаем Коперником

В основе натурфилософии Возрождения лежит…

Пантеизм

Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в…

1. трактате «Государь»

2. утопии «Город Солнца»

3. диалоге «Государство»

4. трактате «Левиафан»

В «Исповеди» Августина впервые поднимается вопрос о…

1. возможности построения идеального государства

Свободе воли человека

3. соотношении бытия и небытия

4. познании мира

Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется.

Креационизмом

«Всё в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», – утверждает.

Провиденциализм

Особенностью средневекового стиля мышления является…

Теоцентризм

Функция философии, связанная с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук, называется.

Методологической

Аксиологическая функция философии состоит в том, что философия.

1. разрабатывает общетеоретическую модель социума

2. накапливает и транслирует новое знание о мире

3. разрабатывает категориальный аппарат частных наук

Философия и этика стоиков

Стоицизм –философское направление эпохи эллинизма. Это одна из наиболее знаменитых школ Античной философии. Основателем ее является Зенон Китионский (333 – 262 гг. до н.э.). Он вел занятия в Афинах в галерее-портике (портик по-гречески «стоя»), поэтому школа и направление получили название стоицизм. Стоицизм прошел ряд периодов в своем развитии: Древняя Стоя, Средняя Стоя, Поздняя Стоя или «римский неостоицизм». Наиболее известными являются философские идеи представителей последнего римского периода развития стоицизма.

Представителями этого периода являются Луций Аней Сенека, который был знатным патрицием, Эпиктет (50 – 140 гг. н.э.) – вольноотпущенный раб, Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.) – римский император и другие. Среди философов этого направления были люди разных сословий, с разным образованием и жизненным опытом, но объединял их интерес к человеку, личности, проблемам отношений человека и божественного, посмертного существования души человека.

Главной философской проблемой для скептиков была проблема морали. В качестве главных задач своей деятельности они ставили исцеление нравственных недугов людей и общества, воспитание добродетелей.

Стоицизм предлагает свое решение «мудрой жизни», позволяющей человеку быть счастливым. Они придавали большое значение психологии личности и ее нравственности. В своих учениях стоики впервые рассмотрели понятия «совесть» и «воля». Понятие «совесть» впервые было рассмотрено как функциональное понятие морали, а «воля» — как механизм морального поступка. Они развивают представления о виновности и греховности человеческой природы, что сближает их с христианством. Скептики считали, что человек, даже мудрец, всегда греховное существо. Безгрешен только Бог.

Стоицизм – это философия долга, философия судьбы. Стоики видели призвание философии в том, чтобы научить человека жить «сообразно природе». Однако стоицизм исходит из представления о предопределенности всего сущего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость. Все в мире жестко детерминировано. Бог есть необходимость. Таким образом, согласно стоицизму, жизнь человека фатально предопределена, человек ничего не может изменить в порядке вещей. Этот фатализм приводит их к пассивности, к отказу борьбы за свое счастье.

Человек должен жить сообразно с природой, а поскольку природа, по мнению стоиков, тождественна с разумом, то поступать разумно – это значит жить в соответствии с законами природы. Это главный принцип этики стоицизма.

Человек не в состоянии воспрепятствовать ходу вещей и событий, он может выработать к ним надлежащее отношение. Оценка вещей и событий, справедливо считают стоики, всегда остается в нашей власти, а это самое главное. «Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что нам судьба приносит, и отдаться воле законов природы».

Стоики считают, что душа не умирает в момент смерти тела, но все же она не бессмертна. Она продолжает жить еще какое-то время, но потом, по прошествии долгого времени душа развеивается по миру. Самое главное, чтобы человек выработал свое отношение к смерти как к чему-то неизбежному и безропотно ждал смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным. Счастье человека находится внутри него и не зависит от внешнего хода событий. Человек должен правильно сориентировать себя, закалить свою волю так, чтобы напряжение души противопоставить потоку событий.

Однако, человек находится в зависимости не только от внешних вещей и явлений, на него оказывают свое негативное воздействие и психологические переживания – страсти: страх, печаль, вожделения, удовольствия. Ради полной свободы человек должен искоренить в себе страсти. Сенека в своем первом философском сочинении «О гневе» учит необходимости подавления гнева и проповедует любовь к ближнему и всепрощение.

«Мы не можем изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что нам судьба приносит, и отдаться воле законов природы».

Л.А. Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой. Ценность человека зависит от личных его заслуг. Истинная ценность человека состоит в его добродетели, но добродетель не зависит от происхождения человека. Благородство духа не передается по рождению и зависит только от личности, направленности ее воли.

Сенека утверждает, что социальный (прежде всего моральный) прогресс возможен только на основе любви к ближним, стремления к истине и духовного смирения. Он считает, что надо верить в божественное провидение, которое заботится о людях и установило в этих целях мировой порядок. Понимание этого божественного порядка показывает, что в мире все бренно и преходяще. Нетленны только душа человека и ее ценности. Главная ценность – любовь к другим людям, она внушена человеку Богом.

Человек, по мнению стоиков, постоянно стремится стать свободным. Но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти и не в его силах. Ради обретения духовной свободы человек должен мужественно переносить все трудности, которые ему посылает судьба.

Эпиктет – вольноотпущенный раб. Если нас постигнет несчастье, бедность, мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то должны безропотно подчиниться и рассматривать несчастье как благо.

С мнением раба Эпиктета перекликаются мысли римского императора Марка Аврелия. Он утверждает: «Дух роднит человека с Богом. Смерть для человека – это освобождение души от власти тела. Жизнь – это быстро проходящий момент между мгновением и вечностью».

Этические идеи эпикурейцев и стоиков оказали огромное влияние на развитие философской мысли. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

Аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022

Содержание:

  1. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная Пушкиным в трагедии, — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого музыканта Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он рисует двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки. Сальери — консерватор в музыке, сам о себе он говорит «поверил я алгеброй гармонию». Для него создание произведения — тяжелый и кропотливый труд, Моцарта он считает легкомысленным и недостойным звания музыканта. Сальери непонятна причина славы Моцарта. Этот веселый гуляка всеми любим, его музыка прославлена, а он, Сальери, всю жизнь отдавший святому делу творчества, остается не у дел. Это несправедливо. По сути, Сальери движет чувство зависти к более успешному современнику. И, как бы он ни маскировал это чувство словами о желании избавить мир от того, кто оскорбляет само понятие гения — именно зависть становится причиной убийства. Не случайно, совершив свое деяние, Сальери произносит знаменитую фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Злодейство» — то, что может совершить человек под влиянием зависти к другому. Вот в чем опасность этого чувства.
  2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». «Не убий» — евангельская заповедь. Почему люди нарушают ее? Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? Роман Ф. М. Достоевского исследует одну из причин — разрешение человеком «крови по совести». По мнению автора, это одно из самых страшных преступлений, потому что разрешение на любое убийство оправдывается теорией Раскольникова. Главный герой романа унижен, беден и горд. Раскольников — умный, образованный и внутренне нравственный человек. Как получилось, что он становится дважды убийцей? Достоевский показывает, что причиной решения преступить нравственный закон становится глубоко бесчеловечная теория, которая делит людей на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Функция первых в человеческом обществе — быть материалом для великих деяний вторых. И ради высокой цели «право имеющие» могут разрешить себе убийство — ведь допускают властители мира гибель тысяч людей на войне? Молодых, активных людей. А тут — злая и вредная старушонка, «заедающая чужой век». Так Раскольников убеждает себя в том, что «крошечное преступленьице» может загладиться «тысячей добрых дел». Проверяя, способен ли он на убийство, герой хочет доказать самому себе, что принадлежит к разряду властителей, меняющих историю мира. Эта теория, как считает Достоевский, особенно опасна тем, что маскирует свою низменную цель лозунгами о спасении других жизней и благородством помыслов. Но автор не приемлет такой дилеммы: «одна жизнь — и тысячи жизней». Для Раскольникова это «чистая арифметика», для Достоевского — преступление против человека. Именно поэтому автор показывает, что мысль героя о том, как он поможет деньгами, взятыми у убитой старухи, всем страждущим, не осуществилась. Деньги-то он взял — а воспользоваться ими для благородных целей так и не сумел. Или не захотел, ведь так и не притронулся к своему тайнику. Так обнажается единственная истинная цель преступления Раскольникова — эгоистическая, проверка себя на прочность. Нет, не может загладиться «крошечное преступленьице тысячей добрых дел». Получается, что преступление герой совершил раньше убийства — в мыслях, разработав человеконенавистническую теорию о сегрегации людей. Убил двух человек, не потому что был нищ и голоден и не ради спасения жизни — теорию Раскольникова автор считает одной из самых чудовищных причин преступления евангельской заповеди «не убий».

Читать еще:  Президент Греции Прокопис Павлопулос: Я призываю всех к единству

«Сострадание есть высшая форма человеческого существования» — писал Ф. М. Достоевский. Может ли преступник вызывать сострадание? Это ещё один вопрос, на который отвечает писатель своим романом. В нем есть не только убийца Раскольников, создавший бесчеловечную теорию, но и другие герои, окружающие его. Важная роль среди них принадлежит Соне Мармеладовой. Она, как считает Раскольников, тоже «преступила», только «убив себя» — девушке пришлось «пойти по желтому билету» (стать проституткой) ради спасения жизни голодавшей семьи. Она видит страдания Раскольникова и в то же время понимает его страстное желание справедливости. Герой романа крайне противоречив: с одной стороны — убийца «по совести», а с другой — отдает последние деньги, чтобы помочь страдающим, помогает семье Катерины Ивановны. Соня чувствует именно хорошую сторону натуры Раскольникова. И когда тот «объявляет» ей о своем страшном деянии, она сострадает ему, понимая, в какой страшный грех ввел он свою душу. Именно Соня постоянно говорит Раскольникову о необходимости повиниться в преступлении, причем не столько перед судом, сколько перед народом, людьми. В финале романа грешная душа героя наконец открывается добру и свету, который несет Соня и ее вера. Для них начинается новая жизнь. Так Достоевский показывает, что сострадание к душевным мукам любого человека, даже преступника, помогает ему обрести почву под ногами, снова вернуться к людям.

Может ли человек совершить преступление против самого себя? Раскольников думает, что «против себя преступила» Соня — но это не так. Он тоже, преступив нравственный закон и убив человека, совершил преступление против себя. Достоевский показывает, как страдает герой и до, и после убийства. Раскольников заболевает физически и нравственно, в горячечном бреду ему является убитая им старушонка, смеющаяся над ним. Он как будто чувствует себя «отрезанным» от людей, ему тяжело общаться и с Разумихиным, и даже с приехавшими матерью и сестрой Дуней. Его нравственная природа показывает ему, что он преступил против чего-то очень важного в самом себе, исказил свою человеческую сущность. Сама теория Раскольникова о праве «избранных» на убийство «тварей дрожащих» бесчеловечна и противоестественна. Осознавая это, Раскольников говорит: «Я не старушонку убил — я себя убил! Так-таки разом и ухлопал себя навеки!» И в этом смысле преступление героя — это и преступление против себя, против божественной искры, которая отличает человека от чудовища. Достоевский предупреждает: преступник решением на преступление наносит своей душе страшный удар. После него можно подняться только искренне раскаявшись. Именно такой долгий путь проходит Раскольников с помощью Сони.

  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Легко ли следовать велениям своей совести? В культовом романе «Мастер и Маргарита» переплетены два сюжета: московский и ершалаимский. Проводя параллели между событиями евангельской истории и современной жизнью советской России, автор в ершалаимских главах рассматривает ключевой эпизод: разговор между Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. Результатом его становятся страдания Иешуа на кресте и все последовавшее за ними. Умный и жестокий правитель, Пилат понимает, что стоящий перед ним бродячий философ заслуживает снисхождения, ему нравятся рассуждения Иешуа о жизни, удивляет странное спокойствие и гармония личности. Пилат готов помиловать его, отправив на казнь действительных разбойников, опасных для жителей Ершалаима. Так говорит ему совесть. Однако, чтобы прислушаться к ней, необходимо мужество. Ведь среди «преступлений» Иешуа — оскорбление величества римского кесаря. Прокуратор Иудеи — слуга кесаря, Пилат боится, что его решение станет известно правителю (доносы практиковались в Римской империи широко) и заглушает голос совести. Отныне Иешуа обречен. Всаднику Золотое копье, мужественно сражавшемуся в боях за империю, не хватило мужества противостоять собственной трусости. В мистическом мире Булгакова Пилат получает вечное наказание воспоминанием об этом решении тысячу лет назад. Несомненно, для того, чтобы следовать велениям своей совести, во все времена необходимо мужество.
  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Месть за содеянное зло — справедливое возмездие или преступление? Человек, подвергшийся унижению со стороны другого, всегда вызывает сочувствие. Он же сам часто чувствует необходимость отмщения, наказания обидчика. Кто должен определять наказание — государство или сам человек? В поэме «Песня про купца Калашникова» ответ на этот вопрос решается на историческом материале. Эпоха Ивана Грозного отличалась суровостью нравов. Созданная им опричнина привела к ситуации унижений для одних и полной безнаказанности для других. Так, опричник Кирибеевич, любимый слуга царя, полюбив красавицу жену купца Калашникова, пытается добиться ее благосклонности. Настойчивые ухаживания, преследование — все это в ту эпоху воспринималось как оскорбление честной женщины и унижение для ее мужа. Понятно, что купцу, человеку из народа, добиться правды у царя было невозможно. Желающий отомстить Калашников решает лично встретиться с обидчиком и отомстить ему. Происходит это во время кулачного боя — традиционного на Руси увеселения. Однако для купца, как и для опричника, эта встреча становится не соревнованием на бойцовские качества, а схваткой не на жизнь, а насмерть. Калашников заранее объявляет Кирибеевичу, кто он и за что вызвал его на поединок. Опричник, понимая свою вину перед народной нравственностью, «побледнел в лице, как осенний снег». Кирибеевич в бою погибает, царь казнит Калашникова за убийство своего любимца. Однако для народного сознания поступок купца — подвиг народного героя, который отмстил за поругание традиций. В данном случае отмщение становится символом восстановленной справедливости. Власть же воспринимает это как преступление.
  • М. Горький «Старуха Изергиль». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? Сказка М. Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех новелл: «Легенды о Данко», «Легенды о Ларре» и рассказа о судьбе самой Изергиль. Ларра, сын человека и орла, совершает преступление, заслуживающее вечного наказания. Гордый необычностью своего происхождения и внешней красотой, герой презирает окружающих и считает себя вправе распоряжаться их судьбами. Гордость Ларры — проявление крайнего эгоизма. Он не хочет жить с людьми своего племени, потому что презирает их и их законы. Когда понравившаяся ему девушка оттолкнула его, Ларра жестоко и равнодушно убил ее. Почему? Он привык получать в мире то, что считает своим, и не признает за другими права на их собственную жизнь. Он не умеет любить и сопереживать, потому что глаза его «холодны и горды». Чувства, доступные Ларре, — гордость собой и презрение к другим, что взаимосвязано. Именно они и лежат в основе его преступления. Ларра жестоко и справедливо наказан старейшинами: убить его «слишком просто» — и они наказывают его вечным изгнанием из общества себе подобных. Горький показывает, что чрезмерный индивидуализм может стать причиной преступления.
  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад». Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад», написанная в первой половине 19 века, оказывается удивительно современной. Она рассказывает о вечной теме — любви и ревности. И трагедии, подобные ей, разыгрываются в разных уголках мира с пугающей регулярностью. Арбенин любит свою жену Нину до умопомрачения, называет ее своим добрым ангелом, но в высшем свете, где вращаются они, нет места чистым чувствам и помыслам. Случайно оброненный Ниной на маскараде браслет становится причиной страшной ревности Евгения Арбенина. Баронесса, отдавшая браслет вместо собственной вещи на память незнакомцу, не открывает правды, боясь за собственную честь. Ослепленный ревностью и ненавистью к предательству жены, князь решает убить ее. Как мог любящий человек решиться на это? Автор на примере героя проводит мысль о том, что любовь, если она настоящая, не должна сопровождаться бессмысленной ревностью, которая заставляет считать другого своей собственностью и не слушает оправданий. Нравы большого света исказили представление Арбенина о настоящем чувстве, он увидел в Нине порок, которого в ней не было. Безумная ревность привела его к убийству жены, а затем он и сам потерял рассудок, когда понял, что погубил невинную жизнь.
  • Теодор Драйзер «Американская трагедия». Всегда ли причиной преступления являются социальные условия? В романе «Американская трагедия» Драйзер подводит читателей к мысли о том, что социальные условия могут стать причиной преступления. Интересно, что в основе произведения реальная история убийства американцем своей возлюбленной, документы расследования публиковались в газетах. Герой романа Клайд Грифитс — заурядный молодой человек, впитавший в себя идеалы буржуазного общества. Он стремится стать успешным, попасть в мир, где правят бал богатство и роскошь, и все его поступки мотивированы этой целью. Роберта Олден, находящаяся в его подчинении как работница, приглянулась юноше, он настойчиво добивается ее благосклонности, но серьезных намерений у Клайда нет. Он не собирается связывать себя узами брака. И, когда появляется на горизонте богатая наследница, его влечет к ней деловой расчет, и связь с Робертой начинает мешать достижению цели. Клайд осознает, что может стать убийцей и находится в душевном смятении. Драйзер не стремится однозначно показать вину Клайда в гибели девушки — для него важнее обвинить социальные устои, которые морально готовят возможность подобных преступлений. Описывая судебное разбирательство, автор подчеркивает, что общество, воспитавшее в молодом человеке стремление к миру богатства и роскоши как идеалу жизни, также виновно в гибели Роберты.
  • У. Голдинг «Повелитель мух». Какое преступление нельзя оправдать? Волею судеб направлявшиеся в эвакуацию после ядерного взрыва на Земле мальчики оказываются на необитаемом острове. Вскоре складывается некая общность, в которой на главенство претендуют двое: Ральф и Джек. Первый понимает, что в экстремальных условиях поможет выжить и дождаться помощи строгая дисциплина и отсутствие конфликтов. Второй затаил обиду, когда голосованием выбрали Ральфа, и вскоре отказывается подчиняться и уходит от ребят. Джек понимает, что свое право властвовать нужно доказать чем-то другим, отличным от примера Ральфа. Автор показывает, как мальчик начинает играть на самых низменных сторонах человеческой натуры. Страх перед неизвестным заставляет мальчиков слушаться того, кто кажется им смелее и жестче. Единство исчезает. К Джеку переходят те, кто олицетворяет слепую силу разрушения. Джек со своими «охотниками» совершает набег на лагерь Ральфа, призывает присоединиться к нему, соблазняет охотой и свободой. Во вспыхивающих драках убивают двух мальчиков из лагеря Ральфа. Для команды Джека это становится привычным — ведь они приняли его условия игры. Охотиться на свиней или на человека — уже не важно. Страшный образ «повелителя мух» — свиной головы, насаженной на кол и облепленной мухами, в романе становится символом того ужаса, в который погружаются дети. И виновен в этом именно Джек. Писатель подчеркивает, что преступление, совершенное этим героем — убийство в душах детей чувства добра, пробуждение в них первобытных инстинктов, разрушение их внутреннего мира. Такое преступление простить нельзя.
    • Литература
    • Темы
    • Цитаты

    Материал для подготовки к итоговому сочинению

    Б) немецкой классической философии

    в) философии марксизма

    г) философии Просвещении

    ТЕСТ №13

    1. К глобальным экологическим проблемам относится…

    а) международная преступность

    б) преодоление контраста в развитии разных стран

    В) современный энергетический кризис

    г) угроза пандемии СПИДа

    2. Сходство философии и искусства состоит в том, что и философия и искусство.

    а) являются теоретическими формами освоения мира человеком

    б) опираются на опытное научное знание

    в) направлены на выявление всеобщих и существенных связей

    Г) имеют личностный характер

    3. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и

    а) гипотеза сущности изучаемого объекта есть.

    В) теория

    4. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой.

    А) познание

    5. Открытие двух видов бытия — «мира идей» и «мира вещей» — принадлежит.

    Б) Платону

    6. Согласно принципу верифицируемости научным может быть.

    Читать еще:  Есть ли настоящие маги в интернете? Где найти мага, который не обманет? Настоящие проверенные маги которые не берут нечего.

    а) знание, прошедшее практическую проверку

    б) знание, не противоречащее аксиоматическому базису данной науки

    В) утверждение, которое можно свести к протокольным предложениям

    г) представление, получившее широкое распространение

    7. Философское учение о познании называют…

    В) гносеологией

    г) философской антропологией

    8. Идея о неисчерпаем ости материк вглубь высказана.

    Б) Лениным

    9. Содержание_____________функции философии составляет формирование у человека и общества ценностных ориентации и идеалов

    В) аксиологической

    10. Человек отличается от животного.

    А) способностью к труду

    б) заботой о потомстве

    в) потребностью в пище

    г) инстинктом самосохранения

    11. Учение о сотворении мира Богом из Ничего называется.

    В) креационизмом

    12. «Философия должна спуститься с «небес на землю» и

    решать практические, жизненные проблемы человека».- считают представители.

    Б) прагматизма

    13. Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже .

    А) XIX — XX вв.

    14. Идеи философии Просвещения ярко воплощены в первой в мире «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел», написанной в(во) .

    А) Франции

    15. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизме» является.

    А) В.И. Вернадский

    16. Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития в виде.

    б) волнового процесса

    В) спирали

    г) хаотического процесса

    17. Традиционное общество – это.

    а) массовое общество

    Б) доиндустриальное общество

    в) восточное общество

    г) общество с сильными традициями

    18. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в …

    а) стремлении бороться за справедливый общественный порядок

    Б) умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

    в) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

    г) умении наслаждаться жизнью

    19. «Техника убийственно действует на душу» — считал.

    Г) Н. Бердяев

    20. Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, — утверждает .

    В) дуализм

    21. Структура современных производительных сил включает в себя: работников производства, средства труда, технологии производства, производственно-экономическую инфраструктуру, а также.

    а) продукт труда

    Б) научное знание

    в) отношение собственности

    г) организаторов производства

    22. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как.

    А) объективный идеализм

    б) субъективный идеализм

    23. Масса в постиндустриальном обществе .

    А) создается с помощью коммуникативных технологий

    б) предполагает обязательный личный контакт индивидов

    в) воспринимает окружающих через противопоставление своих и чужих

    г) характеризуется личной идентификацией с позицией лидера

    24. Создателем знаменитой «Утопии», описывающей идеальное общество будущего, является.

    а) А. Кентерберийский

    Б) Т. Мор

    25. Современный этап в развитии культуры характеризуется.

    Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 142 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Контрольная работа: Философия человека

    по теме «Философия человека»

    Человек и природа

    Человек и общество

    Человек и культура

    Смысл жизни человека

    Проблема смысла и значения жизни и смерти была одной из центральных в философии .

    4. А. Шопенгауэра

    В бунте против абсурда видел смысл жизни человека.

    Согласно современным научным представлениям, прародиной человека является.

    Понимание всякого действия человека как предопределённого заранее есть.

    Идеи свободы, приоритета индивидуального бытия над социальным характерны для…

    Представители _________ считают, что человек обретет сущность в процессе своего существования.

    Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму, состоит в.

    1. Борьбе с тиранией

    2. Свободе от телесных страданий и душевных тревог

    3. Совершении героических поступков

    4. Служении Богу

    Согласно марксизму, человек отличается от животного всего.

    1. Способностью к коммуникации

    2. Инстинктом самосохранения

    4. Способностью к труду

    Автором книги «Происхождение человека и половой отбор» является …

    Концепция, в которой человек понимается как элемент природы, подобный животным и подчинённый единым с ними законами функционирования, называется.

    Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как .

    1. Наслаждение земными благами

    2. Стремление к успеху и власти

    3. Жизнь во благо других людей, человечества

    4. Душевный покой и удовлетворённость собой

    Буддизм считает человека существом…

    Учение, согласно которому сущность человека в своей действительности есть ансамбль общественных отношений, есть .

    «Смысл жизни личности состоит не в спасении души и служении Богу, а в служении обществу», доказывали.

    1. Камю, Сартр, Ясперс

    2. Тертуллиан, Августин, Аквинат

    3. Лиотар, Деррида, Рикер

    4. Платон, Гегель, марксисты

    Понимание человека как микрокосма характерно для философии …

    2. Нового времени

    Концепция социализации личности .

    1. Предполагает стремление индивида к коммуникации с другим индивидом

    2. Предполагает трактовку личности как человеческого индивида

    3. Подчёркивает субъективность индивидуального человека, общественное значение его внутренних ресурсов

    4. Предполагает объединение индивидов понятием со6орности

    Выдающаяся личность — это человек, который.

    1. Обладает сильной волей и умом

    2. Оказал влияние на ход истории

    3. Обладает харизмой

    4. Широко известен

    В регулировании поведения человека мораль опирается на.

    1. Общественное мнение и устоявшиеся обычаи и традиции

    2. Достижения науки и техники

    3. Официально принятые письменные установления

    4. Государственное принуждение

    «Жить, значит наслаждаться», считают сторонники …

    С умением извлекать пользу из всего связывает смысл жизни человека .

    Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в.

    1. Умении наслаждаться жизнью

    2. Стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

    3. Умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

    4. Стремлении бороться за справедливый общественный порядок

    К биологизаторским концепциям сущности человека относится.

    Свобода — это осознанная необходимость, считал.

    Как единичный представитель вида или социальной группы человек есть .

    Вопрос о смысле жизни в значительной мере порожден размышлением о том, стоит ли жить, если всякий человек .

    Духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как субъекта деятельности, есть.

    Смысл жизни человека в отечественной религиозной философии трактуется как.

    1. Жизнь во благо других людей, человечества

    2. Душевный покой и удовлетворённость собой

    3. Стремление к успеху и власти

    4. Наслаждение земными благами

    Светская философия отказывается от поиска смысла жизни в …

    1. Потустороннем мире

    2. Служении людям

    3. Преобразовании себя и общества

    Способность человека решать проблемы без осознания путей и условий своего решения называется.

    «Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни», утверждал.

    М. А. Шолохов. Судьба человека

    М.А. Шолохов написал рассказ о судьбе бывшего военнопленного, о трагедии и силе характера человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Во время и сразу после Великой Отечественной войны солдат, вернувшихся из плена, считали предателями, им не доверяли, и для выяснения обстоятельств проводилась тщательная проверка. Рассказ «Судьба человека» стал таким произведением, которое позволяет увидеть и понять жестокую правду войны.

    Слово «судьба» может быть истолковано как «история жизни» или использовано в значении «участь, доля, стечение обстоятельств». В рассказе Шолохова мы находим и то и другое, но только герой оказался не из тех, кто безропотно принимает предназначенную ему участь.

    Автор показал, как достойно и мужественно вели себя русские в плену. Предателей, «трясущихся за свою шкуру», было немного. Они, кстати, в плен сдавались добровольно, при первом удобном случае. Герой рассказа «Судьба человека» во время боя был ранен, контужен и в беспомощном состоянии взят немцами в плен. В лагере для военнопленных Андрей Соколов вынес немало страданий: издевательства, избиение, голод, смерть товарищей, «нелюдские муки». Например, комендант Мюллер, обходя строй пленных, бил кулаком (а точнее, куском свинца, заложенного в перчатку) каждого второго в нос, «пускал кровь». Такой у него был способ выражения арийского превосходства, подчёркивающий ничтожность человеческой жизни представителей всех наций (в отличие от немцев).

    Андрею Соколову довелось лично противостоять Мюллеру, и автор показал этот «поединок» в одном из кульминационных эпизодов рассказа.
    Разговор пленного солдата с комендантом состоялся потому, что кто-то донёс немцам про сказанные Андреем накануне слова о порядках в концлагере. Едва живые пленники вручную долбили камень, и норма на человека была четыре кубометра в день. Однажды после работы, промокший, измученный, голодный, Соколов сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За эти слова он и должен был ответить коменданту.

    В кабинете Мюллера за столом сидело всё лагерное начальство. Немцы отмечали очередную победу на фронте, пили шнапс, закусывали салом и консервами. И Соколова, когда вошёл, едва не вырвало (сказывалось постоянное голодание). Мюллер, уточнив слова, сказанные Соколовым накануне, пообещал, что окажет ему честь и сам лично расстреляет его. Кроме того, комендант решил проявить великодушие и предложил пленному солдату выпить перед смертью и закусить. Андрей уже взял стакан и закуску, но комендант добавил, что пить надо за победу немцев. Это очень задело Соколова: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Андрей уже не боялся смерти, поэтому поставил стакан и сказал, что он непьющий. И Мюллер, улыбаясь, предложил: «Не хочешь пить за нашу победу, тогда выпей за свою погибель». Солдат, которому терять было нечего, смело заявил, что за избавление от мук он выпьет. Опрокинул залпом стакан, а закуску отложил, хотя есть хотелось смертельно.

    Какова же сила воли была у этого человека! Он не только не унижался из-за крошки сала и кусочка хлеба, но и не терял своё достоинство, чувство юмора, и это давало ему ощущение превосходства над немцами. Он предложил Мюллеру идти во двор, где немец его и «распишет», то есть подпишет смертельный приговор, расстреляет. Мюллер позволил Соколову закусить, но солдат заявил, что после первой не закусывает. И после второго стакана объявил, что не закусывает. Сам он понимал: эту отвагу он проявляет не столько для удивления немцев, сколько для себя самого, чтобы перед смертью не трусом выглядеть. Своим поведением Соколов рассмешил немцев, и комендант налил ему третий стакан. Андрей закусил как бы нехотя; очень хотелось ему доказать, что есть у него гордость, «что в скотину фашисты его не превратили».

    Гордость, смелость и юмор русского солдата немцы, на удивление, оценили, и Мюллер объявил ему, что уважает достойных противников, а потому не будет расстреливать. За смелость Соколову дали буханку хлеба и кусок сала. Солдат не очень поверил в великодушие фашистов, ждал выстрела в спину и жалел, что не донесёт голодным сокамерникам неожиданно свалившееся угощение. И опять не о себе думал солдат, а о тех, кто от голода умирал. Ему удалось принести эти «гостинцы» пленным, и они разделили всё поровну.

    В данном эпизоде Шолохов поднял простого человека на пьедестал героя, несмотря на то что это был военнопленный. Не было вины Соколова в его пленении, не собирался он сдаваться. И в плену не пресмыкался, не предавал своих, не менял убеждений. Он оставался преданным гражданином своей Родины и мечтал вернуться в строй, чтобы снова воевать против фашистов. Этот случай из жизни солдата оказался решающим в его судьбе: мог быть Соколов расстрелян, но сам спас себя, потому что смерти боялся меньше, чем позора. Вот и остался жив.

    А «сверхчеловек» Мюллер вдруг увидел в русском солдате гордость, стремление сохранить человеческое достоинство, смелость и даже презрение к смерти, так как пленный не желал хвататься за жизнь ценой унижения и трусости. Это была одна из побед Андрея Соколова в тех обстоятельствах, какие преподносила судьба.

    Каким же характером нужно обладать, чтобы не покоряться обстоятельствам? Привычки, ставшие чертами характера, были у Андрея самыми обычными для людей того времени: трудолюбие, великодушие, стойкость, мужество, умение любить людей и Родину, умение жалеть человека, сострадать ему. И был он доволен своей жизнью, потому что имел дом, работу, его дети росли и учились. Только жизнь и судьбу людей могут легко поломать политики и милитаристы, которым нужны власть, деньги, новые территории и доходы. Способен ли человек выжить в этой мясорубке? Оказывается, иногда это возможно.

    Судьба была безжалостна к Соколову: в его дом в Воронеже попала бомба, погибли дочери и жена. Последнюю надежду на будущее (мечты о женитьбе сына и о внуках) он теряет в самом конце войны, когда узнаёт о гибели сына в Берлине.
    Бесконечные удары судьбы не уничтожили этого человека. Он не озлобился, никого не возненавидел, понимая, что проклинать можно только фашистов, погубивших миллионы человеческих жизней по всей земле. Теперь враг побеждён, и надо жить дальше. Однако тяжёлыми были воспоминания, трудно думать о будущем. Боль долго не отпускала, и появлялось иногда желание забыться с помощью водки, но и с этим справился, переборол слабость.
    Встреча Андрея Соколова с мальчишкой, сиротой бесприютным, многое изменила в его жизни. Сердце мужчины сжалось от боли, когда он увидел того, кому живётся ещё труднее и хуже, чем ему самому.

    Писатель не просто показывает нам повороты судьбы, которые или ломают, или закаляют человека, Шолохов объясняет, почему его герой поступает таким образом, что может изменить свою жизнь. Андрей Соколов дарит тепло своего сердца тому, кто в этом нуждается, и тем самым выражает протест судьбе, приговорившей его к одиночеству. Возродились надежда и воля к жизни. Он может сказать себе: отбрось свои слабости, перестань жалеть себя, стань защитником и опорой более слабому. В этом особенность созданного М.А.Шолоховым образа человека с сильным характером. Его герой поспорил с судьбой, сумел перекроить жизнь, направив её в нужное русло.

    Писатель Шолохов рассказал не только о жизни конкретной личности, гражданина Советского Союза Андрея Соколова. Он назвал своё произведение «Судьба человека», подчёркивая тем самым, что всякий человек, если он духовно богат и силён, как его герой, способен выдержать любые испытания, создать новую судьбу, новую жизнь, где у него будет достойная роль. Видимо, в этом и заключается смысл названия рассказа.
    А в современной обострившейся обстановке мог бы М.А.Шолохов напомнить нынешним русофобам и нацистам, что Соколовы среди русских людей не перевелись.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector