0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ученые эпохи просвещения и их открытия. Наука и техника эпохи просвещения

Наука Эпохи Просвещения — кратко

Средневековое мировоззрение определялось идеями, возникшими во втором – третьем веке до нашей эры. Идеи Аристотеля и Птолемея были восстановлены в Средние века, когда Западная Европа начала торговать с Востоком. Средневековые теологи, такие как Фома Аквинский, привели эти писания в гармонию с христианскими доктринами. Философия Фомы Аквинского известна как схоластика. Аристотелевский взгляд на мир поддерживал и Клавдий — неподвижная Земля в центре Вселенной, мир, состоящий из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды.

Взгляды Аристотеля и Птолемея были разрушены Николаем Коперником (1473-1543). В своей книге «О вращении небесных сфер», Коперник предположил, что Солнце является центром вселенной, а земля и планеты вращаются по круговым орбитам. Эта гелиоцентрическая теория противоречила современной научной мысли и бросала вызов традиционным учениям. Книга Коперника имела огромные научные и религиозные последствия. Характеризуя землю как просто одну из планет, он разрушил мнение о том, что земной мир отличается от небесного.

Идеи Коперника оказали влияние и на другие области науки. Датский астроном Тихо Браге (1546-1601) положил новый этап в развитии астрономии путем строительства обсерватории. Более двадцати лет он собирал данные о расположении звезд и планет.

Иоганн Кеплер (1571-1630), немецкий астроном и помощник Браге, использовал свои данные для подтверждения данных Браге и идей Коперника о том, что планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим, а не круговым орбитам.

В то время как Кеплер изучал движение планет, Галилео Галилей (1564-1642) продолжил разрушать традиционные взгляды на науку. Галилей, с помощью изобретённого к тому моменту телескопа, применил экспериментальные методы к астрономии. Используя этот инструмент, он открыл четыре луны Юпитера а также узнал, что у Луны холмистая поверхность, очень похожая на землю. Его открытие разрушило прежнее представление о том, что планеты — это кристаллические сферы. Доказательства Галилея подкрепили и подтвердили теорию Коперника.

Величайшей фигурой научной революции был сэр Исаак Ньютон (1642-1727). В своей книге « Principia Mathematica » (1687), он объединил идеи Коперника, Кеплера и Галилея в единую систему взглядов. Он свел их к математическим законам, объясняющим упорядоченное движение планет вокруг Солнца. Главным его тезисом был закон всемирного тяготения. Согласно этому закону, каждое тело во Вселенной притягивает к себе все остальные тела. Закон Ньютона доказал, что Солнце, Луна, Земля, планеты и все остальные тела двигались в соответствии с основной силой тяготения. Такие доказательства показали, что Вселенная существует согласно правилам, которые могут быть объяснены с помощью математики, и что религиозная интерпретация — не единственный способ постижения сил природы.

Научная революция также привела к лучшему способу получения знаний. Двумя важными философами были Фрэнсис Бэкон (1561-1626) и Рене Декарт (1596-1650). Оба они ответственны за важные аспекты в области совершенствования научной методологии. Фрэнсис Бэкон был английским политиком и писателем, который утверждал, что любое новое знание должно быть приобретено посредством индуктивного, или экспериментального, процесса рассуждения (с использованием специфических примеров для доказательства или вывода из общего положения). Бэкон отверг средневековую точку зрения, согласно которой знания интерпретировались на основе традиций.

Рене Декарт был французским математиком и философом. Как и Бэкон, он отвергал традиционную науку. В отличие от Бэкона, Декарт делал упор на дедуктивное мышление. Он утверждал, что нужно сомневаться во всем, в чем можно сомневаться. Его знаменитая цитата— » Cogito ergo sum » («я мыслю следовательно существую”).

Хронология научной революции

Ключевые события развития науки в эпоху Просвещения:

1543 — посмертная публикация книги Коперника «о вращении небесных сфер».

1590 — создан первый микроскоп.

1605 — публикация книги Фрэнсиса Бэкона «Развитие образования».

1608 — изобретен телескоп.

1609 — публикация книги Иоганна Кеплера «о движении Марса».

1616 — Католическая Церковь запрещает идеи Коперника.

1628 — публикация теории кровообращения Уильяма Харви.

1632 — публикация Галилеем диалога о двух главных мировых системах.

1633 — Галилей заключен в тюрьму и признан еретиком.

1637 — публикация «рассуждения о методе» Рене Декарта.

1642-1646 — Гражданская война в Англии.

1642 — рождение Исаака Ньютона.

1651 — выходит книга Томаса Гоббса «Левиафан».

1655 — Евангелиста Торричелли создает первый ртутный барометр.

1682 — Эдмонд Галлей наблюдает “новую » комету.

1687 — публикация книги Исаака Ньютона «математические начала натуральной философии».

Читать еще:  Созвездие лебедь и я. Красивое созвездие лебедя

1694 — родился Франсуа Аруэ (Вольтер).

1712 — родился Жан-Жак Руссо.

1734 — Вольтер публикует письма на английском языке.

1739-1740 — Дэвид Юм публикует Трактат о человеческой природе.

1743 — родился Антуан Лавуазье, «отец современной химии».

1751 — Дени Дидро издает первый том «Толкового словаря наук, искусств и ремёсел.

1759 — Вольтер публикует книгу «Кандид».

1768-1771 — издана Британская энциклопедия.

1776 — создается Декларация независимости Америки; Адам Смит издает книгу «богатство Наций».

Последствия развития науки в эпоху просвещения.

Главным последствием научной революции стало возникновение научного сообщества, главной целью которого было расширение знаний. Научное сообщество в лице, например Французской академии наук и Лондонскому королевскому обществу, было основано для того, чтобы продвигать научные идеи среди разных стран.

Возник современный научный метод, который был как теоретическим, так и экспериментальным, его практикующие отказались основывать свои выводы на традиционных и устоявшихся источниках или древних текстах. Появилась вера в то, что человеческий разум — источник, который откроет тайны Вселенной, положит конец господству догматов на земле. В эпоху просвещения развитие науки заметно ускорилось в сравнении с предыдущими столетиями. Величайшие умы того времени заложили основу для теоретических знаний, которые человечество применяет и по сей день.

Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.

В эпоху Возрождения с убедительной силой, смелостью, порою жертвенностью утверждает себя наука. Многие открытия меняли жизнь человечества, расширяли межкультурные коммуникации. Открытие Америки Колумбом в 1492 году и другие географические открытия создали предпосылки для колонизации Африки, Азии и развития торговли с ними.

Эпоха позднего Возрождения явила миру в совершенстве одаренных людей, создающих произведения на пределе возможного, которые оставили философски умные, жизнеутверждающие, бессмертные произведения.

Так, например, Уильям Шекспир (1564-1616) создал в своих произведениях сильные, противоречивые, страстные натуры, умеющие яростно ненавидеть и беззаветно любить («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Сон в летнюю ночь»).

Итальянский поэт, скульптор, композитор, живописец, архитектор Микеланджело Буонаротти (1475-1564) три года высекал из монолита мрамора образ Давида библейского, что стоит на главной площади Флоренции. Расписал в Ватикане Сикстинскую капеллу, соорудил гробницу Медичи с аллегорическими фигурами Ночи, Утра, Дня, Вечера; изменил проект строящегося собора св. Перта в Риме, возвёл купол и т.д.

Идеи Реформации распространились по всей Европе и привели к огромным изменениям в общественной жизни, а идеи гуманизма остались лишь мнением сравнительно небольшого кружка учёных. Потому что основной массе людей было не до философских размышлений. Они занимались ремеслами, пахали, торговали, но им мешали притеснения католического духовенства. Поэтому они требовали сильного и быстрого средства против папского произвола. Однако это возмущение не распространялось на веру в бога. Именно учению Лютера верили недовольные католицизмом.

В целом же можно отметить, что Реформация ослабила католицизм, но переделав церковь в практическом духе, на самом деле только укрепила её позиции. Жизнь показала, что учения Лютера и Кальвина, основанные на вере, быстро достигли уровня фанатизма, тогда рядом с кострами католической инквизиции запылали костры защитников новой веры.

Но вместе с тем, Возрождение заложило основу для формирования светской культуры. Её основы выражены в творчестве итальянского художника Рафаэля Санти (1483-1520). Ещё обучаясь анатомии и проекции во Флоренции он написал «Мадонну Грандука», которую приобрёл герцог Тосканский. В Риме Рафаэль расписывал Ватиканский дворец. Он папой Юлием IIбыл назначен главным художником. Крупная его фреска посвящена «Афинской школе», где изображены образы Платона, Аристотеля. После его кончины остались замечательные росписи, портреты современников, образы библейских персонажей в том числе самый светлый, чистый и возвышенный – «Сикстинская Мадонна».

Наиболее творческий, многоодаренный итальянец эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи (1452-1519 г.). Он – художник, скульптор, архитектор, анатом, мыслитель. Леонардо придумывал необыкновенные машины, механизмы, конструкции. Будучи в Милане при дворе герцога архитектором, живописцем, скульптором, военным инженером создал фреску «Тайная вечеря», картины «Мадонна в скалах», «Мадонна Литта». Во Флоренции пишет «Мадонну Лизу» (Джоконду). Леонардо принадлежат научные трактаты, где он опровергает гипотезу всемирных потоков, не считает душу особой «воздушной» флюидной субстанцией, ценил эксперименты и наблюдения. Он писал «Мудрость есть дочь опыта», сочинял басни, самая короткая такова: «Басня о языке, кусаемом зубами».

Известнейшим представителем Возрождения является испанский писатель Сервантес Мигель Сааведра (1547-1616). Судьба его необычна. Участвуя в войне против турок в 1570 году попал в плен к алжирским пиратам, был продан в рабство и лишь через 10 лет был выкуплен друзьями. Сила его духа, воображения, жизнелюбия проявлялись в том, что будучи несколько лет в тюрьме Сервантес начал писать, развлекательный по замыслу роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий», в котором показал лукавую наивность крестьянина-оруженосца Санчо Пансы и Рыцаря Печального образа – мечтателя, благородного идеалиста, который смешно и нелепо выглядит в мире жестокости, пошлости, подлости и корысти.

Читать еще:  Ребусы загадки на христианскую тему. Библейские загадки, ребусы (на логику, на внимание…)

В целом XVIIвек называют «веком гениев». Не только потому, что это была эпоха буржуазных революций в Нидерландах (1566-1609), Англии (1640-1688), расцвета абсолютистской монархии во Франции, завершающей стадии Контрреформации, усиления позиций церкви, требующих концентрации воли, умения, исторического понимания. Но прежде всего потому, что начался научный прогресс, возникновение научных обществ (Лондонское Королевское общество, Парижская естественная академия).

В обществе утверждался новый взгляд на человека, его разум, возможности.

В XVIIвеке сделано огромное число открытий и изобретений в химии, физике, астрономии, математике и механике.

Р. Декарт (1596-1650) утверждал, что человек постигает мир посредством разума.

Ф. Бэкон (1561-1626) утверждал, что главным источником знаний является опыт, а не божественное откровение. Недаром он выдвинул тогда лозунг «Знание-сила».

Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон объявили эксперимент важнейшим методом научного познания, гипотезы, модели.

Г. Галилей, И. Кеплер с помощью телескопа развили гелиоцентрическое учение Н. Коперника, открыли закон движения планет. Как отмечалось ранее Г. Галилей сконструировал подзорную трубу с 32-кратным увеличением, обнаружил на Луне вулканы и кратеры, увидел спутник Юпитера, увидел скопление звёзд Млечного пути, чем подтвердил мысль Дж. Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной. Заслуженно Г. Галилея называли «Колумбом неба».

И. Ньютон (1943-1727) – математик, механик, физик, астроном. Его открытия в области оптики (дисперсия света, интерференция и дифракция) сделали возможным конструирование мощного отражательного телескопа.

И. Ньютон также разработал дифференциальное и интегральное исчисления, открыл закон классической механики, закон всемирного тяготения. Но вместе с тем, он считал источником гармонии во вселенной в намерениях и власти «могущего и премудрого существа».

Р. Декарт – философ, математики, физик, физиолог: как математик заложил основы аналитической геометрии; как физик сформировал закон сохранения количества движения, ввёл понятие «эфира» — всеобщей среды (ныне вакуум); как физиолог ввёл представление о рефлексе. Основные его произведения «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Размышление о первой философии», «О сострадательных состояниях души». Считал, что душа сотворена Богом. Единство материи и сознания выразил так «Мыслю – значит существую».

Декарт писал: «Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить всё по сомнение». Б. Паскаль – французский писатель, религиозный философ, физик, математик (1623-1662) доказал наличие атмосферного давления, установил закон распределения давления и жидкости, принцип действия гидравлического пресса. Написал труд «Письма провинциалу», направленный против иезуитов, и свой знаменитый труд «Мысли», где в частности писал, что человек – самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая. Будем же стараться хорошо мыслить: вот начала нравственности.

Основные художественные стили европейской культуры Нового времени – классицизм, ампир, барокко, рококо.

Классицизм (лат. Classicus- образованный) – художественное направление и стиль в европейском изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуреXVII- началаXIXв., основанный на следовании принципам античного греческого и римского искусства. Характерными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность, монументальность, уравновешенность композиции, соответствие содержания произведения его форме.

Признавая высшим образцом античное искусство и традиции Высокого Возрождения, искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства мира, подчинения индивидуальности интересам общества и государства. Кроме того, рационалистическая черта классицизма предполагала рассматривать любое художественное произведение как создание искусственное, т.е. сознательно сотворенное и разумно организованное (принцип «подражания природе»). Согласно такому методологическому подходу искусство призвано воспроизводить идеальную закономерность мироздания. Объективно существующая в мире красота – симметрия, пропорция, гармония, мера и т.п. – должна воссоздаваться искусством в совершенном виде и по античным образцам. В зависимости от своей способности выразить идею совершенства все жанры искусства находятся в определенной иерархии по отношению друг к другу. Они делятся на «высокие» (трагедия, ода, живопись), мифологические (религиозные и исторические темы) и «низкие» (комедия, басня, пейзаж, натюрморт, портрет).

В истории классицизма принято выделять два этапа: 1) классицизм XVIIв. и 2) классицизм второй половиныXVIIIв. (неоклассицизм).

Классицизму XVIIв. были присущи возвышенная отвлеченность художественных идеалов, идеализированные образы природы и человека, отказ от изображения индивидуальных черт и бытовых сторон во имя величия и героики. Поэтому художественные формы классицизмаXVIIв. характеризуются уравновешенностью, четкостью, пластической ясностью и гармоничностью. Выдающимися художниками классицизмаXVIIв. были: в живописи – Никола Пуссен, Клод Лоррен, Шарль Лебрен (Ле Брен); в литературе – Вольтер, Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте; в музыке – Франц Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен.

В классицизме второй половины XVIIIв. господствующими были образы мужественных борцов против тирании, борцы за права человека с их миром чувств и переживаний. Но на рубежеXVIII-XIXвв. поздний классицизм приобретает черты парадности и пышности, наиболее полно выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве (Шарль Персье, Пьер Фонтен).

Эпоха Просвещения: «золотой век утопии»

Столетие Просвещения, по словам Иммануила Канта, вывело сознание народных масс «из состояния своего несовершеннолетия» и захватило потоком новых идей и веяний.

Философия, политика, наука и общественные отношения в Европе были радикальным образом пересмотрены в течение всего XVIII века в рамках направления, которое с легкой руки его представителей было названо эпохой Разума или просто Просвещением. Деятели Просвещения не только в Великобритании, Франции, но и по всей Европе поставили под сомнение традиционные ценности и выдвинули идею о том, что общество может быть улучшено с помощью рациональных преобразований.

Читать еще:  Молитва нерушимая. Молитва пред ее иконой Божией матери «Нерушимая стена

Благодаря Просвещению мир увидел множество произведений, изобретений, научных открытий, правовых документов, войн и восстаний. Две революции, Американская и Французская, непосредственно были вдохновлены идеалами Просвещения и, как следствие, ознаменовали пик его влияния и начало упадка. В конечном итоге Просвещение уступило место новому столетию и направлению — романтизму XIX века.

Просвещение: ранний период (1685−1730 годы)

Первыми ласточками эпохи Просвещения в XVII веке стали английские философы Фрэнсис Бэкон и Томас Гоббс, французский мыслитель Рене Декарт и ведущие представители натурфилософии эпохи Возрождения Галилео Галилей, Иоганн Кеплер и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Исторические корни эпохи восходят к 1680-м годам, когда в Англии свет увидел фундаментальный труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», а Джон Локк в 1690 году опубликовал свой «Опыт о человеческом разумении». Эти две работы предоставили научный, математический и философский инструментарий для основополагающих результатов Просвещения.

Джон Локк. Источник: thoughtco.com

В 1784 году немецкий мыслитель Иммануил Кант в эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» дал определение эпохи следующей фразой: «Дерзайте знать! Имейте мужество использовать свой собственный разум!».

Утверждение Джона Локка о том, что человеческая природа изменчива и что знания приобретаются путем накопления опыта, а не доступа к некой внешней истине, математический анализ Исаака Ньютона и его оптические теории предоставили мощную базу для философской школы эпохи Просвещения.

И все же всеохватывающего, единого Просвещения в XVIII столетии не было. Зато были французский, шотландский, английский, немецкий, швейцарский и американский века Разума. Часто мыслители высказывали диаметрально противоположные взгляды. Так, например, Локк отличался от Юма, Вольтер от Руссо, Фридрих Великий от Томаса Джефферсона. И все же эти прения и разногласия базировались на общих темах Просвещения — рациональном осмыслении и вере в исторический прогресс.

Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения

Впитавшее в себя идеи и воззрения французских мыслителей, Вольтера, Руссо, Монтескье, Бюффона, Дени Дидро, Высокое Просвещение получило характеристику, которая была дана знаковому его произведению, «Философскому словарю» Вольтера, — хаос ясных идей. Труд просветителя, в массе статей критикующий религию и церковь, подвергся осуждению со стороны теологов и властей. «»Философский словарь» — это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом безбожия…», — писал о произведении аббат Шодон. Словарь включили в «Индекс запрещенных книг» и приговорили к сожжению. Однако это только укрепило его популярность. Сочинение стало широко распространяться не только во Франции, но и за ее пределами.

Еще одним знаковым изданием этого периода стала «Энциклопедия» Дени Дидро, в которой ведущие фигуры эпохи объединили свои усилия с целью создания крупнейшего сборника человеческих знаний, проводника новых идей.

Фридрих Великий и Вольтер, около 1800 года. Источник: regnum.ru

XVIII столетие стало периодом просвещенных монархов, таких как Фридрих Великий, который, согласно его высказыванию, позволял подданным «рассуждать сколько угодно и о чем угодно, только повиноваться»; и просвещенных революционеров, таких как Томас Пейн и Томас Джефферсон, который в своей Декларации независимости отразил философско-правовые воззрения Джона Локка.

Это был век упадка веры и заката влияния церкви. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бейлем всецело отдался идее отделения последней от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты приводили ряд научных аргументов в попытке доказать, что Вселенная сама, без вмешательства Бога, определяет свой курс. Эпоха Просвещения стала временем расцвета тайных обществ. Франкмасоны, розенкрейцеры, иллюминаты, преследуя цель — «перевернуть мировую духовную систему», предлагали своим членам новую систему морали, общение в братской среде, эзотерические обряды и церемонии. Для распространения просветительских идей были созданы новые интеллектуальные площадки — городские кофейни, аристократические салоны, литературные гостиные.

Французская революция — вершина Позднего Просвещения

Великая французская революция, начавшаяся в 1789 году, стала кульминацией Позднего Просвещения. Проходившая под девизом «Свобода, равенство, братство», она привела не только к смене старого порядка новым, но и к массовому террору, который показал всю несовершенность идей Просвещения. И все же главная цель революции — эгалитаризм — вызывала восхищение (например, у матери писательницы «Франкенштейна» Мэри Шелли, феминистки Мэри Уолстонкрафт) и вдохновляла страны на борьбу за независимость.

Взятие Бастилии, 1789 год. Источник: fr. wikipedia.org

XVIII век уступил место веку XIX. Просвещенный рационализм сменился необузданным романтизмом, который, как и другие течения, либерализм, классицизм, модернизм, в большом долгу перед мыслителями эпохи Разума.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector