0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь и светские средства массовой информации. Церковь и светские средства массовой информации Русская православная церковь представлена в сми как

Содержание

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
    • Церковь и культура
    • Светские СМИ о Церкви
    • Конкурс «Православная инициатива»
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Святейший Патриарх Кирилл: Общение со СМИ — это возможность сказать о Евангелии доступным языком в связи с вопросами, которые волнуют современного человека

«Распространять благую весть — это неотъемлемая задача Церкви с апостольских времен. При этом сегодня мы сталкиваемся с такими технологиями работы со словом, которые не имеют аналогов в прошлом, — подчеркнул в своем выступлении на Архиерейском Соборе 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Общество все более стремится к информационной открытости и к распространению максимального объема информации. В этих условиях на архиереев и их помощников по взаимодействию со СМИ ложится особая ответственность за общение в медиа-среде».

Предстоятель напомнил, что в информационной сфере наиболее важной задачей является «наполнение информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности» (Постановления Архиерейского Собора 2013 года, п. 43).

Патриарх Кирилл высоко оценил работу пресс-службы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, «благодаря которой широкий круг людей смог познакомиться с усилиями многочисленных церковных тружеников, заботящихся об обездоленных».

«Этот информационный успех привел к укреплению той поддержки, которая оказывалась церковным социально-благотворительным проектам, — отметил Святейший Владыка. — Важно, что медийная работа в этом направлении не ограничивается информационными сообщениями. В светских и церковных СМИ выходят публицистические материалы, в частности, с размышлениями представителей Церкви и общества о социальном служении в евангельском понимании. Другими словами, информационное пространство наполняется не просто фактами, но идеями, основанными на Слове Божием. Церковь через свою информационную деятельность, посвященную социальному служению, продолжает проповедь о Христе».

«В межсоборный период удалось достичь немалого в использовании технических возможностей для проповеди Евангелия, — с удовлетворением констатировал Патриарх Кирилл. — Все больше епархий и приходов активно наполняют свои сайты, развивают их мобильные версии и страницы в социальных сетях. Значительно изменился в лучшую сторону телеканал «Спас». Большим прорывом можно назвать географическое расширение вещания радио «Вера». Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ провел работу по укреплению взаимодействия с епархиями. Объединение церковного информационного пространства, понимаемого как координация всех информационных ресурсов Церкви с сохранением их автономности и специфики, продвигается вперед и продолжает оставаться среди приоритетных задач».

«Информационное пространство — это не только технологии. Это также совокупность идей и смыслов, — продолжил Святейший Владыка. — Когда епархиальные пресс-службы добиваются многочисленных републикаций в региональной прессе послания епархиального архиерея к тому или иному празднику, это важный результат, но на нем нельзя останавливаться и считать, что работа выполнена. Недостаточно и того, что местные СМИ распространяют информацию о богослужениях или церковных мероприятиях. Диалог с представителями СМИ, в том числе районными, должен выходить за рамки официоза, причем, по возможности, при живом участии архиереев и духовенства».

«Общение со средствами массовой информации ― это возможность сказать о Евангелии доступным языком в связи с теми вопросами, которые волнуют современного человека. Распространенный сегодня медийный жанр — это рассказы о конкретных людях, об их быте и увлечениях. В связи с такими рассказами порой затрагиваются глубокие социальные или нравственные проблемы. А ведь в жизни приходов найдется много интересных историй о том, как живут и активно действуют в обществе современные христиане. Наконец, было бы важно, чтобы жизнь епархий и приходов более активно отражалась на общецерковном уровне», — подчеркнул Патриарх Кирилл.

«Качество информационной работы во многом зависит от того личного внимания, которое ей уделяет архиерей. В противном случае нельзя ждать значимых результатов от епархиальных информационных подразделений. В частности, необходимо, чтобы руководитель соответствующего отдела имел прямой рабочий контакт с архиереем. К сожалению, это пока не всегда так, хотя во многих епархиях мы видим успешные примеры активного информационного присутствия при участии епархиального Преосвященного», — заключил Предстоятель Русской Церкви.

Информационная служба Архиерейского Собора

Светские средства массовой информации как источник искаженной информации о православии

Доклад на секции «Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования» на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях «Православные ценности и современное образование»

Всем нам памятна так до сих пор и не завершившаяся история пензенского подземного сидения. Эту печальную ситуацию диакон Андрей Кураев назвал провалом церковного учительства. Но только ли церковь виновна в том, что у умах значительной части наших сограждан царит хаос и невнятица? Мы можем до бесконечности публиковать миссионерские статьи, адресованные совсем несведущим в делах церковных людям, но что толку, если публикуем мы их в изданиях церковных, соответственно, попадаются они на глаза только тем, кто уже решил хоть немножко узнать о вере? А огромное количество наших сограждан, вообще не сведущих в этих вопросах, или наслышанное по принципу «что-то где-то слышал по верхам», черпают сведения из источников совсем другого рода…

В течение всего прошедшего года я внимательно следила за интернет-публикациями светских информационных изданий. Пожалуй, единственным порталом, неизменно публиковавшим грамотную информацию, был и остается РИА «Новости», справки по религиозным праздникам для которого готовятся при участии порталов «Православие и мир» и «Татьянин День». К сожалению, абсолютное большинство сайтов представляют читателям информацию в лучшем случае неточную, а то и ложную, противоположную самой сути христианского вероучения.

Наиболее ярким примером в поддержку последнего утверждения может служить, например, рождественская статья, опубликованная на Зеленоградском информационном портале. Православная церковь, суровая к гадальщикам, в эти дни меняет свой гнев на милость. Считается, что в период от Рождества до Крещения нечистая сила слабеет, и гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Нужно ли говорить, что ни при каких обстоятельствах церковь не может считать гадание допустимым времяпрепровождением? И, тем не менее, редкая публикация в январские дни обошлась без прямой рекламы гаданий и суеверий.

Вторая составляющая святок, о которой помнят и теперь — это гадания. Как правило, гадают девушки о будущем замужестве. Но прежде всего святки — это святые дни, когда прославляют Христа, Новый год и будущий урожай . ( TV 7, Вологда)

6 января по народному календарю — Рождественский сочельник. Кутейник. Коляда. Существовала такая традиция: вечером за праздничным столом собиралась вся семья, при этом ни в коем случае нельзя было опаздывать. Кроме кутьи на столе присутствовали 12 постных блюд. За столом обязательно следовало вспомнить ушедших от нас в мир иной предков. Примечали: Если кто-то чихнет за столом, то это очень хорошая примета и, наоборот, если кто-то поперхнется, то не будет ему счастья. Ясный день — к хорошему урожаю. Коли тропинки черны — урожай на гречу . ( NewsProm . ru )

Да, конечно, с одной стороны приятно, что светские издания проявляют интерес к вопросам веры, стараются снабдить читателей хотя бы минимальной информацией, касающейся праздников и постов, но порой все это подается в таком виде, что, на мой взгляд, вреда от подобных публикаций гораздо больше, нежели пользы.

Во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день . По субботам и воскресеньям можно употреблять в пищу постное масло, вино и есть два раза в день. Самый строгий пост в Великую Пятницу – тогда ничего есть нельзя . (Статья адресована мирянам-неофитам. Весь вопрос в том, кто отвечать будет за пострадавших от подобного рациона непривычных к посту людей.)

В российских церквах на период Великого поста подают записки “О здравии” и “О упокоении”, в которых надо поименно перечислить своих крещеных сродников по плоти. ( А как насчет остальных 45 недель года?)

А с понедельника — Великий пост. Почему он Великий? Потому что именно в эти дни Иисус готовился к делу, ради которого он появился среди нас. И в это воскресенье, после озорной Масленицы, надо постараться простить всех, кого вольно или невольно обидел .

По монастырскому уставу, Великий Пост — полное воздержание от пищи. Наступает аскетичный Великий пост, в котором земные радости не предусматриваются. Для верующих вообще важнее в это время соблюдение обрядовых норм (например, молитв), чем строгое следование диете. (Newsinfo)

Во время Великого Поста разрешены только поцелуи между женой и мужем, и то лишь в темное время суток.

Этот пост — подготовка к светлому празднику Пасхи, воскрешения Господня. (АиФ)

Сегодняшний день называется Чистым понедельником: верующим положено сходить в баню и очистить свой дом от духа прошедшей Масленицы, можно пить только воду . (Труд)

Пост в этом году продлится чуть больше месяца и завершится 8 апреля Пасхой. (Регнум)

Большой пост продлится 7 недель и завершится перед Пасхой, которая в этом году приходится на 8 апреля. Кстати, в этом году впервые выпадает так, что православные, католики и протестанты будут отмечать Пасху в один день. ( Называть повторяющееся раз в четыре года событие уникальным — смело, ничего не скажу!)

Великий пост — Время духовной диеты. С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда народ и отыгрывается за 48 самоограничительных дней. (Алтайское информационное агентство)

В народе в этот день пекут из теста обрядовое печенье — «лесенки», символизирующие восхождение человека на небеса в будущей жизни. Существует поверье, что на день Иоанна Лествичника домовой сбрасывает шкуру и празднует наступление весны. ( Двина-информ )

У каждого члена семьи была своя «лесенка». Если при выпечке какой-либо порожек в «лесенке» подгорал, хозяйка знала, что этот месяц грозит бедой. ( Амур-инфо )

… в этот день домовой бесится. Весь год радеет о добре, а тут своих не узнает, готов избу сокрушить. Одни говорят: старая шкура с домового слазит, больно ему. Другие — жениться на ведьме хочет. Третьи: это ему расправа от нечистой силы за все доброе, что человеку сделал. По этой причине не рекомендовалось ходить на двор. ( Newsprom . ru )

В Фомино воскресенье, 15 апреля, все тюменцы и гости города смогут еще раз встретить Пасху. Антипасха празднуется для тех, кто опоздал встретить Воскресшего.

Читать еще:  Гороскоп — Стрелец. Гороскоп — Стрелец Гороскоп здоровья — Стрелец

7-го апреля во время праздничного богослужения в церквях происходит обряд преломления хлеба. Каждый верующий может разделить радостную весть и попробовать освященные хлеб и вино.

Сегодня, 5 апреля, весь православный мир отмечает великий праздник — Чистый четверг. …вода на Чистый четверг смывает все болезни и защищает от неурядиц.

Патриарх … отслужил молебен по царевичу Дмитрию ( 1 канал )

«Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, этого дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

А влюбленные в День Духов молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в единое целое подобно луне. Повсюду продаются маленькие фонарики, которые вечером влюбленные зажигают в парках по всей стране. ( Алтайское информагентство )

Этот праздник христианской религии отмечается на 50 день после Пасхи, связывается с мифом о сошествии Бога-духа на апостолов. (Красноярское независимое информационное агентство)

Русальная неделя начинается сразу же после дня Святой Троицы. (Череповецкие новости)

Яблочный Спас по народному календарю отметят в воскресенье, 19 августа. Этот обрядовый праздник возродили в Брянской области несколько лет назад.

В Яблочный Спас ..с 14 до 16 часов в городском саду Победы на площади аттракционов выступит священник . Он освятит яблоки всех желающих . ( Челябинск.ру )

Православные верующие Среднего Урала послезавтра отметят сразу 2 праздника — Преображение Господне и Яблочный спас. ( АПИ_Урал )

В воскресенье православные отметят Преображение или Второй яблочный Спас

Православные и староверы отмечают Рождество Христово (Яндекс)

Это – малая часть той «перловки», которая скопилась у меня всего за год благодаря новостной ленте Яндекса. Поневоле задумаешься, благо ли несут читателям подобные статьи, в которых крупицы грамотной информации щедро перемешаны с языческими верованиями и малограмотными толкованиями в стиле «меня бабушка так учила».

Но информационные порталы – это еще не самое страшное место в сети. В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные «поздравительные» сайты, позволяющие поздравить родных и знакомых при помощи красочных тематических открыток. Желая идти в ногу со временем, создатели подобных сайтов открывают, помимо всего прочего, и «христианские» разделы, информация в которых вообще не выдерживает никакой критики.

Что характерно, на большинстве подобных сайтов вообще отсутствует возможность обратной связи, поэтому связаться с создателями и сообщить им о грубых ошибках и дезинформации читателей, нередко просто невозможно. Несколько примеров с белорусского сайта « Prazdnik.by »:

Раздел православных праздников открывают Первые, Вторые и Третьи Осенины, а так же рекомендации по правильному проведению этих дней. Языческие обрядовые статьи чередуются на сайте с достаточно грамотными, явно позаимствованными с разнообразных православных порталов. Вот и получается, что они незаслуженно получают кредит доверия за чужой счет, а мы потом до бесконечности сетуем на засилие абсурдных представлений в мозгах сограждан.

Радоница : Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.

Покров : Праздник этот считается покровителем свадеб, и потому сельские девицы молятся тогда о скорейшем выходе замуж. С этой целью они считают для себя непременным долгом побывать в праздник Покрова в церкви; некоторые ставят свечи перед иконою Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища тепло не выдувало.

А вот этот пассаж я так и не смогла расшифровать: Дмитриевская родительская суббота. Отмечается в ближайшую ноябрьскую субботу, приходящуюся за неделю до праздника святого Димитрия Солунского (8 ноября).

Там же на сайте были обнаружены праздник Эпитафии , термин еврейская Библия (сильно сомневаюсь, что речь шла о масоретской Библии) и Сен-хуанские костры, служившие средством очищения , а также следующие фривольные утверждения:

Шведы не слишком суетятся по поводу бородатого старика Клауса: принимая, так и быть, от него подарки, они присягнули на верность и любовь Святой Люции. Много веков назад эта сицилианская дева умерла в мучениях.

Рождество : Этот праздник отмечают не только Католическая и Протестантская церкви, но и связанные с ними религиозные направления.

Полагаю, настала пора, во-первых, налаживать серьезное сотрудничество Церкви со средствами массовой информации, помогая тем самым снизить количество недостоверной или ошибочной информации в их публикациях, и, во-вторых, не проходить мимо, когда на глаза попадается подобного рода интернет-чушь. Не так уж много времени требуется на то, чтобы написать авторам того или иного интернет-сайта (при наличии контактных адресов, конечно), чтобы привлечь их внимание к размещенной на сайте заведомо неграмотной или ложной информации.

Иначе так и будут далекие от церкви люди черпать безграмотную информацию, а мы – по старинке сокрушаться в своих православных кулуарах. А воз продолжит вязнуть в болоте…

Образ РПЦ в светских массмедиа: между мифом о государственной церкви и фольклорно-оккультным православием

Для общества православие обладает определенным историческим и духовным значением, а также моральным авторитетом. Большинство населения и общественности признает, что роль и значение православия в СМИ растут. Но при этом журналисты и священнослужители не столько высказывают свою позицию, сколько пытаются представить тот образ православия, который они хотели бы видеть, и продемонстрировать, как, по их мнению, православие должно восприниматься в народе и в самих СМИ. Об этом говорил на семинаре в Московском Центре Карнеги директор Института религии и права Роман Лункин. Модератором был Алексей Малашенко.

Официальное православие

  • Государственная церковь. Еще в 1990-е гг. представители церкви заговорили о том, что в советское время Русская православная церковь (РПЦ) пострадала больше всех, поэтому нынешняя власть должна покаяться перед церковью. По утверждениям представителей РПЦ, православие обладает исторической ролью и значением, которые ставят его даже выше светской государственной власти. Своим существованием церковь придает легитимность светской власти и государству. При патриархе Кирилле эта концепция получила дальнейшее развитие: согласно РПЦ, решение государством каких бы то ни было российских проблем (в частности, спасение страны от последствий мирового кризиса) возможно только при поддержке и в сотрудничестве с церковью. В результате, по словам Р. Лункина, церковь сама стала заложницей этой политики и перестала рассматриваться отдельно от государства.
  • Патриотической образ церкви. В постсоветский период именно православие и Московская патриархия РПЦ были объявлены хранителями русской культуры и духовности, истинно русских патриотических ценностей. Особую роль в формировании такого образа церкви играют два федеральных канала: «Россия» и Первый канал. Телеканал «Россия» делает больше программ православной тематики, причем в более прямолинейном идеологическом ключе и с определенными пропагандистскими клише и мифологемами.
  • Церковь как уникальный оплот на пути врагов России. Укрепление в СМИ образа РПЦ как носительницы величия и хранительницы русских традиций повлекло за собой антизападную и антидемократическую риторику, а также противопоставление идеальному образу РПЦ образа «страшных и безумных сект». В связи с этим в настоящее время представители РПЦ всё чаще высказывают сомнение в том, что Россия может быть демократической страной. Существование сект связывается прежде всего с влиянием Запада и распространением демократии. Делается упор на то, что России нужны не демократические ценности, а традиционная русская соборность.
  • Церковь как проповедник: феномен выступлений патриарха Кирилла. С начала 2009 г. в СМИ появился феномен, который стал оказывать огромное влияние на массовое сознание, — многочисленные выступления нового патриарха Кирилла, который сформировал новую информационную реальность и стал своеобразным психотерапевтом для общества. Поездки, встречи и комментарии патриарха Кирилла по самым различным общественно-политическим вопросам всегда отражаются в СМИ. По словам Р. Лункина, впервые в истории России появился социальный проповедник общероссийского национального масштаба.

«Народное» православие

Представители РПЦ декларируют всеобщую православность населения, оправдывая идею государственного православия и объявляя, что «православные — это все русские по крови и духу и крещенные в детстве». Но стремление распространить православие на всех привело к тому, что среди широких слоев населения православие обрело форму народной полуязыческой культуры, которая легко воспринимается обществом и без труда сочетается с оккультным массовым представлением о духовности, включающим в себя суеверия, астрологию и пр. Именно это фольклорно-сказочное православие — настоящая живая общественная культура.

При этом поверхностное и лубочное представление о настоящем православии, сформировавшееся в обществе, не предполагает знания реальных церковных проблем, миссии церкви и собственно вопросов веры.

Критика православия и РПЦ в СМИ

  • Форма критики. Критика принимала и принимает ироничные формы. Ирония является реакцией на пафосный патриотический образ государственного православия — доминирующий образ православия в СМИ.
  • Направленность критики. Критика направлена на то, что церковь воспринимается в отрыве от общества и реальной современной общественной культуры, современной жизни людей, а исполнение церковных предписаний не осознается как необходимость для граждан, считающих себя православными.

Трансформация образа РПЦ в СМИ

Усиление фактора церкви в общественно-политической сфере в последнее время в целом не привело к радикальному изменению в восприятии и понимании РПЦ.

Тенденции последнего времени:

  • При патриархе Кирилле в светских СМИ появилась риторика, которая обновляет и развивает старые образы РПЦ — «хранительница традиций и русской культуры», «носительница величия и уникальности», «оплот противостояния врагам», «государствообразующая церковь».
  • При этом социальный образ церкви становится более динамичным и открытым.
  • Фольклорно-оккультная сторона православия остается неизменной.
  • СМИ постепенно формируют критическое отношение к РПЦ.

В целом, по мнению Р. Лункина, изменению подвергся не сильный и укорененный в сознании образ РПЦ, а более слабый и несформировавшийся образ государства — теперь оно воспринимается как по преимуществу православное государство, отстаивающее самобытные ценности, основанные на православной культуре.

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви. XV. Церковь и светские средства массовой информации

XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь — как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян — располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).

Читать еще:  Зачем ехать в паломничество, разве дома — не святыни?

Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности — и епархиальных властей — при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано с освещением жизни епархии.

XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.

XV. Церковь и светские средства массовой информации

XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества , что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.

XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации , способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.

В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь — как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян — располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов [съемка, запись, репродуцирование]).

Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности — и епархиальных властей – при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано с освещением жизни епархии.

XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.

В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.

Религия в светских СМИ: чем Церковь отличается от Большого театра?

Скандальные публикации о Церкви в газетах и сети – это не обязательно результат заговора, механизм тут гораздо проще. Своими наблюдениями делится журналист Александра СОПОВА.

Типы публикаций о церковной жизни в светских СМИ — информационные справки о том или ином празднике, новости из официальной жизни, «колонки» светских экспертов (часто на тему «как обустроить РПЦ») и публикации о скандалах — к сегодняшнему дню примерно такие же, как и типы публикаций о Большом театре.

Информационные сообщения типа «Православные празднуют Крещение Господне», как и десять лет назад, имеют интонацию любительского этнографического очерка: «сегодня туземцы освящают веточки вербы». Эти публикации неплохо читают.

Каждый год в новостях информагентств возникают казусы типа «Мироносицы не обнаружили в гробу тела Иисуса, сообщили РИА-Новости». Однако процент таких «катехизических», а скорее «этнографических» публикаций все меньше — не потому что их меньше, а потому что больше публикаций других типов.

При этом родился запрос на информацию о том, как все устроено в Церкви, с большим погружением в тему и экспертными комментариями. (Вспомним, как журнал «Большой город» посвятил целый номер от 10 апреля 2013 года устройству Русской Православной Церкви, заказав статьи православным профессиональным журналистам. Речь шла и об административных структурах Церкви, и о употребимых во внутрицерковных дискуссиях терминах, и о приходском бюджете.)

Публикации с глубоким погружением бывают и в других СМИ: речь может идти и о изменениях в церковном календаре или святцах, и о монастырской жизни, и о церковном искусстве.

Официальные новости — о встречах Святейшего Патриарха с чиновниками высоких рангов, о подписании разнообразных договоров о сотрудничестве (Церкви и Министерства здравоохранения, Церкви и уполномоченного по правам ребенка, Церкви и Федеральной таможенной службы) имеют место, но при этом гораздо меньше пишут о патриаршем служении в храме и о той повседневной работе, ради которой подписываются все упомянутые соглашения.

В православных кругах стало общим местом убеждение, что в 2011–2012 году в СМИ имела место кампания по дискредитации Церкви. Об этой кампании успели выйти как минимум две книги. Во-первых, «Что это было? Весеннее антихристианское обострение» принадлежит протоиерею Владимиру Вигилянскому, на момент развития «антицерковной кампании» в СМИ — руководителя пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла (на момент выхода книги из печати он уже оставил этот пост). Еще одна книга «Территория Церкви. Информационная атака на РПЦ МП в 2011-2012 годах» — принадлежит главному редактору портала RELIGARE «Религия и СМИ» Александру Щипкову. Также на канале НТВ вышел публицистический фильм Бориса Корчевникова «Не верю», посвященный нападкам на Церковь.

Позволю себе высказать частное мнение рядового корреспондента: конечно, антицерковные настроения в России есть, в том числе у людей богатых и влиятельных. Однако внутри редакции изготовление «скандальных» публикаций о Русской Православной Церкви и о Большом театре происходит примерно одинаково.

Статья о скандале в труппе собирает на порядок больше читателей, чем рецензия на постановку. Спрос рождает предложение: скандалы ищут и находят, а раз найдя, тему развивают.

Был период, когда упоминание скандальной панк-группы в заголовке статьи на порядок повышало количество прочтений текста. СМИ, стремящееся к большому количеству просмотров текста, принято называть «желтыми», но так или иначе понятно, что во многих СМИ тему поддерживали потому, что она читалась, а читаться она продолжала не в последнюю очередь потому, что ее активно поддерживали.

В период следствия о «панк-молебне» я как журналист, например, попала в самовоспроизводящийся цикл: по несколько раз в неделю я писала о скандальной группе, притом что вовсе не нанималась к феминисткам в пиарщики. Уцепившись за этот «информационный локомотив», в топ новостей постарались попасть многие. Автоматически всякий, кто использовал «раскрученный» бренд панк-группы, получал свою долю публикаций, будь то современный художник, пририсовавший женщине в балаклаве нимб, или активист, сорвавший в городе футболку с таким изображением с прохожего. До сих пор по инерции, если в тексте хоть каким-то косвенным образом упоминается панк-группа, это выносят в заголовок, хотя такого магического действия на количество просмотров публикации, как во время следствия и судебных разбирательств, это уже не оказывает.

Может ли Церковь рассчитывать на особое отношение светских СМИ — вопрос спорный. Сотрудникам Большого театра тоже хотелось бы, чтобы у них брали интервью о балете и опере, а не о нецелевом расходовании средств или выговорах сотрудникам. С точки зрения рядового корреспондента, особое отношение к Церкви — дело доброй воли редактора СМИ. Приятно, если это особое отношение есть, но требовать его не приходится.

Конечно, обидно, если СМИ пишет об освящении Морского собора в Кронштадте не то, какой это грандиозный храм и какова его судьба, а что пришедшие на службу пенсионеры не попали внутрь и стояли на солнцепеке. Однако и говорить из-за публикаций о «гонениях» и «войне против Церкви» тоже странно.

Не «подставляться» общность такого размера, какова Русская Православная Церковь, просто не может, и, например, на патриарших богослужениях все желающие стабильно не поместятся внутрь (хотя снаружи практически всегда устанавливают панели с видеотрансляцией и звукоусилители). Соответственно, на информационном поле Церковь будет постоянно проигрывать (не пускать в здание часть прихожан, так что СМИ всегда смогут написать, что пенсионеры стояли на солцепеке/ под дождем/ просто негде было присесть).

Читать еще:  Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви

В любом случае, опыт 2012 года показал, что сама по себе дискредитация Церкви в СМИ не столько отвращает от нее прихожан, сколько способствует самоопределению людей: кто в Церкви, а кто вне. На Пасху 2012 года, в самый разгар антицерковной кампании, московские священники и Патриарх Кирилл отмечали, что в храмы пришли значительно больше людей, чем в предыдущие стабильные годы.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь и светские СМИ»

Аудио

— Требования, которые предъявляет Церковь к светским средствам массовой информации »
— Правила сотрудничества Церкви и светских средств массовой информации
— Об участии православных журналистов в светских средствах массовой информации
— Об ответственности участия Церкви в светских средствах массовой информации
— Об особой ответственности участия священнослужителей Церкви в светских средствах массовой информации
— Случаи, когда Церковь может бойкотировать светские средства массовой информации

Поделиться:
Нравится:

Предыдущие выпуски

  • 9 апреля 2013 г. О праздниках Православной Церкви
  • 25 декабря 2012 г. Слово пастыря. Выпуск от 26 декабря
  • 14 апреля 2009 г. 1. Как Церковь относится к проблеме богатства и бедности 2.Какие молитвы нужно читать
  • 5 апреля 2009 г. 1.Чем важна Проскомидия 2.Есть ли противоречие между Ветхим и Новым Заветами

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 13 октября 2021 г. Трансляции богослужений

Божественная литургия 13 октября 2021 года

13 октября 2021 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

13 октября. Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?

13 октября 2021 г. «Церковный календарь» (Санкт-Петербург)

13 октября. Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец

13 октября 2021 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

Читаем Апостол. 13 октября

13 октября 2021 г. «День ангела»

День ангела 13 октября

Вопросы и ответы

Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?

— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .

Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?

— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .

Какой была подготовка к причастию у первых христиан?

— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .

Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?

— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .

© 1999-2021 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

Дорогие друзья

Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.

Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!

Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!

Задачи православных СМИ

Об авторе: Константин Юрьевич Душенов — главный редактор газеты «Русь Православная»

Говоря о задачах церковных СМИ, в первую очередь нужно решить вопрос о том, какие средства массовой информации имеют право называть себя церковными? Обычно считается, что для этого необходимо быть официальным органом какой-либо церковной структуры: епархии или, например, ОВЦС. Между тем это не совсем так. Конечно, официальный статус и благословение архиерея являются вполне достаточными основаниями, чтобы причислить газету или радиостанцию к церковным СМИ. Но этим список таких средств массовой информации вовсе не исчерпывается.

Строго говоря, церковным СМИ может именовать себя любое периодическое издание, руководители и авторы которого являются чадами Русской Православной Церкви, то есть приняли Святое крещение, регулярно участвуют в таинствах исповеди и причастия, и заявляют о том, что в своей деятельности руководствуются церковным вероучением и каноническими правилами. Такое определение связано с тем, что православное духовенство при всей его величайшей значимости и незаменимости все же не имеет монополии на выражение общецерковного мнения, которое обретает соборную силу только в суждениях церковной полноты, а она включает в себя в качестве неотъемлемой части и всех православных мирян.

Таким образом, наиболее приемлемым представляется деление всех церковных СМИ на три группы: официальные, официозные и независимые. Официальными следует признать издания, учрежденные церковными структурами, возглавляемые действующими иерархами и отражающие официальную позицию церковного руководства, например «Журнал Московской Патриархии» или «Московский церковный вестник».

Официозными можно назвать те средства массовой информации, которые, не будучи формально официальными изданиями, тем не менее пользуются заметной поддержкой священноначалия и в значительной мере опираются на его «административный ресурс», например СМИ общества «Радонеж».

Наконец, независимыми являются те православные СМИ, которые существуют без административной и финансовой поддержки официальных церковных структур, как это имеет место быть в случае с нашей «Русью Православной». Отмечу лишь, что термин «независимые» по отношению к таким средствам массовой информации можно применять лишь условно, ибо будучи самостоятельными организационно, мы все тем не менее, безусловно, признаем свою зависимость от вероучения и канонов нашей Матери-Церкви.

Если согласиться с таким определением церковных СМИ, то все их задачи, на мой взгляд, можно будет разделить на внутренние, то есть обращенные к решению внутрицерковных проблем, и внешние, имеющие своей целью так или иначе обустроить конструктивные отношения Церкви с внешним миром.

К внутрицерковным задачам православных средств массовой информации относятся задачи катехизические (то есть вероучительные), собственно информационные (что, где, когда) и аналитические (обсуждение и анализ насущных проблем церковной жизни, важнейших решений священноначалия, общего курса церковной политики и т.п.).

Что касается катехизической деятельности церковных СМИ, то она, конечно, в наибольшей степени свойственна официальным изданиям. Сегодня практически каждая епархия Русской Православной Церкви имеет собственную газету, которая большую часть своего объема посвящает церковной проповеди, беседам с опытными священниками, ответам на вопросы читателей, пояснениям богослужебных чинопоследований и иным подобным темам.

Это, думается, вполне нормально: не стоит ожидать от официальной прессы глубокой аналитики или проблемных журналистских расследований. Хотя надо сказать, что некоторые епархиальные издания, например екатеринбургская «Православная газета» или запорожская «Летопись Православия», бывает, отличаются весьма злободневными и смелыми публикациями. Здесь, конечно, очень многое зависит от правящего архиерея: если он живет по принципу «как бы чего не вышло», то и епархиальные СМИ, естественно, будут вялыми и бесцветными. А если епископ деятелен и ревностен, то его активность неизбежно отражается и на качестве газетных публикаций. Второй существенный фактор, влияющий на уровень епархиальных изданий, — это острый кадровый дефицит: найти в провинции журналиста, одновременно православного и профессионального, весьма сложно.

Что касается информационных задач церковных СМИ, то они связаны прежде всего с тем, что Русская Церковь, будучи организацией весьма консервативной, что само по себе хорошо, с трудом приспосабливается к стремительному ритму современного мира. Поэтому сплошь и рядом можно столкнуться с ситуацией, когда православная общественность узнает о важнейших событиях церковной жизни с огромным опозданием.

Более того, даже запоздалая информация оказывается, как правило, чрезвычайно скудной и отрывочной, так что у многих невольно создается впечатление, будто наше церковное начальство хочет что-то сознательно от нас скрыть. Все это в значительной мере затрудняет для священноначалия откровенной и конструктивный диалог с собственной паствой, создает питательную почву для различного рода домыслов и слухов, нарушающих церковный мир и благочиние. Так было, например, в случае с пресловутой «проблемой ИНН», когда отсутствие достоверной информации и противоречивые действия Синода и Богословской комиссии привели к серьезному конфликту, до сих пор не погасшему.

Теперь о церковной аналитике. Аналитическая деятельность церковных СМИ вызывает наибольшее количество споров и нареканий. Это происходит в первую очередь потому, что такого рода публикации неизбежно содержат различные оценки действий высокопоставленных иерархов и их позиций по проблемам, волнующим церковную общественность. А начальство — церковное или светское, неважно, — почему-то большей частью устроено так, что не любит публичного обсуждения своих действий. В нашем случае это относится в первую очередь к тем архиереям, которые подвергаются критике за свои обновленческие или экуменические взгляды, противоречащие православному вероучению. Впрочем, аналогичная ситуация возникает и при обсуждении политических взглядов иерархов или взаимоотношений различных группировок внутри русского епископата.

Я готов согласиться, что специфика церковной жизни накладывает некоторые ограничения на тематику и стилистику церковной аналитики. Но в то же время и церковные руководители должны понять, что у мирян сегодня просто нет иного способа повлиять на положение дел в нашей Церкви.

Дело в том, что церковное управление сильно централизовано. Согласно святым канонам, вся полнота административной, дисциплинарной и финансовой власти сосредоточена в руках архиерея. Церковью управляет епископ — так нам заповедали апостолы и этот факт не подлежит никакому сомнению или пересмотру. Но такая строгая иерархичность, столь необходимая для выживания Церкви в условиях смут и гонений, сопровождающих ее на протяжении всей истории христианства, не является единственным принципом церковного управления. Она уравновешивается и дополняется принципом соборности, согласно которому решения по всем важнейшим вопросам церковного бытия обретают свою законную силу только после их соборного одобрения всей полнотой народа Божьего, или, говоря светским языком — церковной общественностью.

И вот перед нами встает вопрос: как же в современных условиях мы можем донести до нашего епископата голос этой общественности? Как можем мы повлиять на решение острейших церковных проблем? Сегодня такие решения зачастую принимаются келейно, без учета всех имеющихся мнений (даже без учета мнения провинциальных архиереев, не говоря уже о священниках и мирянах), узким кругом московских церковных бюрократов.

Я, честно говоря, в нынешних условиях не вижу иного способа изменить эту порочную практику, кроме открытого, гласного, публичного обсуждения наших проблем на страницах церковной печати. Сама жизнь доказала действенность такого способа: и в вопросе об экуменических контактах, и в вопросе о прославлении царя-мученика Николая II церковные «верхи» вынуждены были изменить свою первоначальную позицию после того, как широкое общецерковное обсуждение проблемы выявило, что подавляющее большинство православных выступает против экуменизма и за прославление.

Далее. Внешние задачи церковных СМИ можно обозначить как задачи миссионерские, церковно-государственные и межконфессиональные. Миссионерская деятельность включает в себя свидетельство о спасительной истине Христовой перед лицом нынешнего обезумевшего мира. Обсуждение церковно-государственной проблематики должно быть направлено на создание какой-то взаимоприемлемой формы соработничества Церкви и государства в деле российского государственного и русского национального возрождения. Лично я думаю, что на нынешнем этапе оптимальным вариантом было бы заключение своего рода конкордата, то есть официального договора, определяющего взаимные обязанности и права сторон и имеющего силу закона.

Наконец, межконфессиональная и межрелигиозная проблематика. Здесь надо раз и навсегда понять, что сладенькие либеральные призывы к терпимости в духе мультяшного кота Леопольда никаких плодов никогда не принесут. Чужие убеждения нужно уметь уважать, это правда. Но современный мир устроен так, что эти чужие и враждебные мне, как православному христианину, «ценности» без конца вторгаются в мою жизнь, навязываются мне различными внешними силами, оскорбляют мои религиозные чувства и мешают спасению моей души. Так что Православная Церковь до скончания веков останется на земле Церковью воинствующей. Другое дело, что брань наша, по слову апостола Павла, «не против плоти и крови». То есть не надо путать борьбу за свои святыни с поруганием чужих.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector