0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гибель Константинополя

Гибель Константинополя. Как крестоносцы предали Христа за богатую добычу

В конце XI века Византийская империя оказалась на грани падения. Турки-сельджуки, стремительно захватывавшие территории в Передней Азии, занявшие большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, подступали к стенам Константинополя.

Полный текст решения Синода

«Под председательством Его Святости Вселенского Патриарха, Священный Синод созвал очередную сессию с 9 по 11 октября 2018 года, чтобы изучить и обсудить пункты своей повестки дня.

В Священном Синоде обсуждались, в частности, церковные дела Украины, в присутствии Его Превосходительства архиепископа Даниила Памфилона и Его Преосвященства Епископа Иллариона из Эдмонтона, Патриарших Экзархов в Украину, и после широких обсуждений постановил:

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.

5. обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.

Вселенский Патриархат, 11 октября 2018 года».

skeptimist

Соотноси всё с вечностью

Освобождение Константинополя от крестоносцев

25 июля 1261 года греки взяли Константинополь, вернув себе столицу, которой были лишены почти шесть десятилетий – фактически, это означало возрождение Византии. (Было оно, правда, довольно условным – часы империи неумолимо вели обратный отсчёт…) Впрочем – по порядку.

…Как мы помним, в 1204-м участники IV Крестового похода решат не заморачиваться странствиями в Святую Землю – и разграбят удобно расположенный по пути и к тому времени уже сильно ослабевший Константинополь – после чего учредят здесь Латинскую империю.

…Впрочем, греки не отчаялись – они отступят на сопредельные земли, и организуют несколько своих государств, крупнейшим из которых станет Никейская империя на территории нынешней турецкой Анатолии. Никейские императоры считали себя прямыми наследниками византийского трона – и терпеливо готовили своё возвращение. (К слову, пару веков спустя именно отсюда начнётся Османское государство – и его вожделенной целью станет всё тот же Константинополь).

…Пока же, десятилетие за десятилетием, множество мелких соседствующих государств ведут вялотекущие войны – или вступают в союзы. (Совсем как княжества раздробленной Киевской Руси, в существовании которой мы всё больше начинаем сомневаться). Латинская империя, ничем себя не проявив, приходит в упадок – её последний император, Балдуин II, откровенно побирается то у Папы, то у близлежащих европейских государей… Дело дошло до того, что Константинополь даже не может позволить себе собственную армию – его охраняют наёмники.

…Наконец, энергичный Михаил Палеолог решается на активные действия – и посылает к городу военачальника Алексея Стратигопула. Как свидетельствуют источники, под началом у того было всего около восьмисот человек – причём, основой отряда называют половцев. (После нашествия Батыя они рассеялись по всему окрестному миру – так что подлинный состав этого подразделения оставляет вопросы).

…Изначально целью Стратигопула, по-видимому, была разведка, – но по пути он встречает своих соплеменников. Греки извещают генерала: основные силы латинян отлучились в какую-то очередную грабительскую экспедицию – и, заодно, предлагают показать тайный ход, которым сами выбираются за городские стены.

…Разумеется, решительный Алексей не стал посылать за инструкциями – средства связи тогда были несовершенны, а противник мог в любой момент вернуться. Ночью несколько его солдат проникают в город – и, без всякого троянского коня, отворяют одни из ворот…

…Что тут началось. Сонная стража во главе с Балдуином бросилась бежать; на улицы высыпают местные, радостно крича: «Да здравствует Михаил! Да здравствуют ромеи!» (Как мы помним, византийцы считали себя греками и римлянами античности в одном лице). Правда, торжествующие вояки Стратигопула, по традиции, устроят небольшой пожар – но, в целом, этот штурм можно счесть бескровным – за полным отсутствием неприятеля…

…Однако, эйфория продолжалась недолго: латинские беглецы сравнительно быстро опомнятся – повстречают своих, так неудачно отлучившихся, товарищей – и вернутся, исполненные решимости вернуть столь нелепо потерянную столицу.

…Положение Алексея стало затруднительным… но всё-таки он был Стратигопул – и быстро нашёл решение. Генерал собирает толпу гражданских, облачает их в доспехи – и выставляет на стены… Таким образом, подойдя к городу, враги видят перед собой целую армию – а, надо сказать, латиняне так толком и не разобрались, какими силами их вышибли. Увиденное произвело впечатление – после короткого совещания, бывший гарнизон сочтёт за благо уныло ретироваться… На этом Латинская империя прекратит своё существование – а менее чем через месяц в Константинополь торжественно вступит Михаил Палеолог…

PS: …Былого величия Византийская империя не вернёт – но протянет ещё без малого два века. Наконец, Константинополь будет взят в очередной раз – теперь уже османами… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 25 июля 1943 года родился Джим Стенли Маккарти, барабанщик легендарной британской группы «The Yardbirds» – той самой, из которой «вышли в свет» великие Эрик Клэптон, Джефф Бек и Джимми Пейдж.

И ещё. 25 июля 1951 года родился Вердайн Уайт – один из двух братьев-основателей и бессменный басист американской группы «Earth, Wind & Fire».

Болгарская православная церковь

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться уже в I веке. С тех пор Болгарской православной церкви пришлось пережить несколько периодов признания и отмены своей автокефалии.

Впервые болгарское православие получило автономный статус в подчинении Константинопольского патриархата еще в 870 году, однако путь к современной автокефалии был открыт лишь в 1872 году. Тогда султан Османской империи, под властью которой находилась Болгария, согласился на возобновление автокефальной православной церкви страны в форме Болгарского экзархата.

Константинополь отреагировал на попытку провозглашения автокефалии резко: иерархов болгарского православия предали анафеме и отлучили от церкви

Ее руководитель, экзарх Анфим, после нескольких безуспешных попыток согласовать автокефалию с Константинополем в мае того же 1872 года самолично провозгласил Болгарскую церковь автокефальной. Константинопольский патриархат отреагировал на это крайне резко: иерархи болгарского православия были преданы анафеме и отлучены от церкви, а сама она провозглашена «схизматической» (раскольнической).

Болгарский вопрос решился окончательно лишь в конце Второй мировой войны. 22 февраля 1945 года, в результате переговоров Константинополя и представителей Болгарской церкви, Константинопольский патриархат издал томос, признававший окончание распрей между церквями и автокефалию болгарской церкви. А в 1953 году она стала Патриархатом.

Могло ли быть иначе?

Могло, если бы сам поход собрал более престижный состав. Все-таки, короля Франции, нельзя запереть как ребенка на острове Лидо. К тому же, если бы Филипп, зачем-то, собрался бы снова в Святую Землю, он использовал бы свои собственные корабли и не просил бы о помощи Венецию. Германский Император, согласись он принять участие в походе, отправился бы в Иерусалим по суше, как делали это до него Фридрих Барбаросса (Третий крестовый поход) и Конрад III (Второй крестовый поход). А так само мероприятия с Фландрским графом в качестве лидера, изначально смотрелось убого.

Читать еще:  ДЦП и любовь: Вячеслав нашел жену после публикации «Правмира»

Это как Олимпиада без игроков НХЛ или Оскар без кинозвезд. Другой момент, когда все могло измениться, имел место уже в Задаре. Через несколько дней после его захвата, между крестоносцами и венецианцами вспыхнул конфликт, который едва не перерос в полноценное побоище на руинах разоренного города. Оперативное вмешательство Балдуина и Дандоло свело этот кризис к нулю. Но вот какая история. Если бы крестоносцы перебили венецианцев, то на Константинополь они бы уже едва ли пошли. Не пошли бы, скорее всего, и на Иерусалим. Все-таки, перспектива обогащения всегда более привлекательна, чем перспектива отпущения грехов. В Задаре была захвачена немалая добыча, в путешествие в Святую Землю в столь малых количествах могло обернуться полноценным фиаско. Разумнее было бы разойтись по домам. Но Константинополю ничего бы не угрожало. И это важно.

Война православная

Что потеряет и что может приобрести РПЦ (МП) от раскола, провоцируемого Вселенским патриархатом?

Стамбул объявил Москве войну. Константинопольский предстоятель задумал неслыханную дерзость: понизить Московский патриархат до митрополии, при этом придав киевскому престолу статус «единого русского патриархата». Смысл этой манипуляции в том, чтобы вернуть Фанару давно им утраченный статус вселенского православного арбитра. Вот только выгорит ли это скользкое дельце у святейшего владыки Варфоломея?

Отрядив в Киев двух экзархов для подготовки автокефалии – провозглашения на Украине единой поместной церкви, не соотносящейся с Московским патриархатом, – Варфоломей, похоже, не ожидал, насколько резкой окажется реакция РПЦ. Мало того, что вселенского патриарха перестали поминать в молитвах, что по церковным канонам практически дно, за которым маячит анафема, так вдобавок Москва объявила об угрозе всему мировому православию и о тупике в отношениях с константинопольским престолом. Церковники – не дипломаты, и выражения выбирают куда как пристрастнее, стараясь по возможности избегать резких формулировок. А тут Синод делает беспримерное по резкости заявление, и сложно поверить, что дело здесь в одной только украинской автокефалии.

Чужой успех как повод для зависти

В 1686 году константинопольский патриарх Дионисий признал за Москвой всеобъемлющее право на украинские земли. Таким образом, вслед за воссоединением Украины с Россией, состоявшимся в 1654 году, последовало и восстановление единства Русской православной церкви. Сегодня, как отмечает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, «Константинополь дезавуирует все документы XVII века, по которым киевская митрополия передавалась под крыло Московского патриархата», заодно ставя под сомнение высокий статус Московского патриархата, хотя патриаршество РПЦ даровал не Константинополь, а все поместные церкви. А, кроме того, патриарх Варфоломей, как справедливо подметил украинский политолог Ростислав Ищенко, «вторгся на чужую каноническую территорию, обвинив РПЦ в провокации украинского раскола, фактически поставив на одну доску псевдопатриарха Денисенко, митрополита Онуфрия и патриарха Кирилла». Что же вызвало столь резкий демарш константинопольского престола?

Среди экзархов мирового православия Варфоломей числится первым среди равных. Всё-таки константинопольский престол – старейший в мире. Считается, что основал его апостол Андрей Первозванный. Но «старейший» не означает, что самый богатый и влиятельный. Тут Москва всем православным престолам даст фору. И Варфоломея это бесит, особенно после Всеправославного собора 2016 года, когда патриарх Кирилл справедливо возмутился тем, что экзархи «не так сели». По его мнению, всем надо было сесть за круглый стол, не подчёркивая при этом чью-то большую значимость. А сели в итоге так, что во главе стола оказался Варфоломей. Но то, как сели – это был первый звонок, но не повод. А поводом стало сближение Рима с Москвой. Годами Варфоломей пытался выстроить с Римом особые отношения, подолгу оговаривая каждую мелочь. А у Москвы наладить контакты получилось, считай, на раз-два. И вот уже святейший папа Франциск с патриархом Кириллом встречаются в Гаване, а церкви при этом завязывают диалог, даже не поинтересовавшись, а что же по этому поводу думает Фанар. Обидно, да? Ещё обиднее то, что московский патриарх, даром что церковь в России отделена от государства, всегда в первых рядах президентской свиты. И это всячески афишируется, не говоря уже о полнейшем раздолье для церковного бизнеса, ещё со времён приснопамятного «Софрино». А кем себя чувствует в мусульманском Стамбуле патриарх Варфоломей? Для Реджепа Эрдогана все те, кто живёт в Турции – турки, а значит, и Варфоломей тоже турок, даром что грек. А ведь для грека нет обиды обиднее, чем назвать его турком. И мало того, что президент Турции не зовёт патриарха ко двору, так ещё и подозревает в тайных сношениях с ненавистным оппозиционером Гюленом и с ЦРУ США. Ни о каких материальных подачках, разумеется, и речь не идёт, не говоря о раздолье для бизнеса или о подачках из госбюджета на строительство храмов и прочее разное. А вот ещё штришок: хотя титулование «вселенский патриарх» зафиксировано в ряде международно-правовых актов, Анкара не признаёт за Константинопольским патриархатом статуса «вселенского», а признаёт лишь статус «главы православной общины Турции». А зависть, как известно, чувство страшной разрушительной силы.

Константинопольский престол, бедный, но жадный

Инцидент с «не так сели» помимо прочего высветил весьма неприятное для Варфоломея обстоятельство. С открытым забралом за него ринулась в бой одна только Болгарская церковь. Остальные престолы в лучшем случае сделали постные мины – мол, не наше дело, кто и как сел на соборе. Даже лояльные греки с румынами. А сербы с грузинами как-то не по-доброму на вселенского владыку посмотрели. Ну сербы – понятно. Но почему «за Кирилла» оказались грузины? Они же, кажется, теперь во всём против Москвы? Оказывается, не во всём. Грузинская церковь – одна из старейших. И РПЦ признаёт её пятой по значимости, в то время как константинопольский престол – всего лишь восьмой. Грузины, известное дело, болезненно самолюбивы. Вот вам и всё объяснение. К тому же у вселенского патриарха взаймы не попросишь – в его казне давно сдохла от голода последняя церковная мышь. А в Москве денег – несчитано. И те, кто ведёт себя правильно – вот как эфиопы, к примеру, – всегда могут попросить вспоможение на открытие новых приходов. Говорят, к слову, что за настоящей православной экспансией в Африке последних нескольких лет стоят исключительно московские деньги, но это тема для особого разговора.

Буквально до последнего времени «за Варфоломея» «топила» Элладская церковь. Но назначение двух константинопольских экзархов на Украину неожиданно изменило традиционный расклад: митрополит Китирский и Антикитирский Серафим признал действия Варфоломея ударом по церковным канонам и выразил единодушие с позицией Москвы. В греческом православном сообществе запахло расколом. Маслица подливает тот факт, что многие греки (особенно почему-то понтийские) считают Варфоломея чужаком, «турком», и склонны ориентироваться на церковные купола православной Москвы, а не на минареты мечетей магометанского Стамбула.

Такой вот расклад нынче в православии. Не следует думать, что Москве о нём не известно и для патриарха Кирилла действия его коллеги Варфоломея – «вероломное нападение» на канонические земли московского престола. Скорее это веский повод для ответного демарша, после которого православие если и расколется, то совсем даже не на равные части. В лучшем случае за Варфоломеем окажутся болгары с греками (последние, впрочем, не факт, учитывая демарш митрополита Серафима и явную приязнь священного Афона к Москве). Но если сыграть наверняка, договорившись о мелочах с Анкарой, Варфоломею в Стамбуле будет мало места. Затем-то и смотрит святейший владыка на Киев – с огромной надеждой.

Читать еще:  Молитва о снятии порчи и проклятий. Самые сильные молитвы от всех проклятий и о снятии порчи

Владимир ШМАЛИЙ, бывший секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии:

– Признаться, я не верил, что Константинополь будет действовать так, как мы видим сейчас. Мой просчёт заключался в переоценке религиозного фактора в мотивах Фанара, в частности того, что там всерьёз относятся к своей роли хранителя единства православия. Греки-националисты с нескрываемой ненавистью относятся к любому упоминанию идеи Третьего Рима, им видится в этом попытка подрыва идеи восстановления Второго Рима – Константинополя, если не в роли столицы Византийской империи, то хотя бы в роли этакого «православного Ватикана». В свете этой националистической стратегии действия Фанара выглядят совершенно логично. Константинопольский патриархат предпринимал попытки уничтожения московского патриаршества, признав обновленческий раскол. А теперь украинский конфликт и сложное международное положение России позволяют Константинополю нанести резкий и точный удар.

«Символическая юрисдикция» Киева над Россией

Ситуация на Украине такая. Президент Пётр Порошенко, огораживаясь от Москвы по всем направлениям, лелеет мечту о поместной церкви. Но кому давать томос об автокефалии? Украинская православная церковь Московского патриархата об этом не просит. Украинская православная церковь Киевского патриархата – преданные анафеме раскольники, с которыми константинопольскому престолу иметь дело не с руки. Автокефальная церковь – непредставительная и малозаметная. Но для Варфоломея такой расклад как раз на руку. Формируя новую поместную церковь, можно закрыть глаза на то, что в неё двинут иерархи из УПЦ (КП). Снимать анафему – дело хлопотное, но кто мешает сменить вывеску над публичным домом? Зато новая церковь, которую получит в личное управление украинский президент, будет всем обязана вселенскому патриарху. И, не исключено, станет его новым престолом. Тут уж никуда не денешься: будешь ошуюю от Порошенко, как Кирилл от Путина. А украинцы – народ куда более воцерковлённый, чем русские. Так что мысленно Варфоломей уже замер в шаге от настигающего его величия.

А дальше – больше. Есть мнение, что русскому святителю Ионе автокефалия в XV веке перепала, что называется, не по чину. Получить её должна была не Московская Русь, а Литва. Мнение это не то чтобы популярное, но в мировом православии (справедливости ради уточним – в греческом и болгарском) и оно имеет место. А раз так, что имеет смысл переиграть ситуацию: вернуть Москве статус митрополии, а нового русского патриарха венчать на престол в Киеве. Русская православная церковь Киевского патриархата – как вам? Дело за малым – спровоцировать официальный раскол. Чем сегодня Варфоломей не без успеха и занимается. «Не удивлюсь, если Константинопольский патриархат вынашивает планы передачи проектируемой украинской церковной структуре символической юрисдикции над Россией, – отмечает кандидат богословия Владимир Шмалий. – Разумеется, в случае если Варфоломею удастся спровоцировать долгосрочный раскол». «Цель автокефального украинского похода Константинополя, – продолжает эксперт, – не Украина, а «выдавливание» Московского патриархата из содружества православных поместных церквей, в котором Варфоломей желает играть роль не то византийского императора, не то восточного папы. В Фанаре нанесли точный и рассчитанный удар. Если Москва смирится с действиями Константинополя, то она тем самым признает и всю теорию и аргументацию константинопольского престола последних 100 лет. Если же РПЦ (МП) прервёт общение с Константинопольским патриархатом, это будет подано как раскол и будут предприняты действия для закрепления этого статуса».

Украинская автокефалия выгодна не сиюминутно, а с прицелом на века, рассуждает политолог Лев Вершинин, «ибо выводит Фанар с уровня «рудимента» до уровня «вселенского арбитра». Лет через 10–20, что для церкви не срок, юрисдикция Киевского патриархата над московской митрополией станет фактом – сперва «символически», а затем и реально. Остаётся лишь поздравить нынешних семинаристов, которым в зрелые годы предстоит возглавить поместные автокефалии Сибири, Урала и Дальнего Востока».

Ренат КУЗЬМИН, бывший замглавы Совбеза Украины:

– Порошенко собрал с украинских бизнесменов 25 млн долларов, чтобы «подмазать» Варфоломея и ускорить предоставление автокефалии. Но из собранных 25 млн 15 куда-то пропали – ничего святого. В Стамбуле об этом узнали, и Варфоломей не приехал в Киев на празднование 1030-летия крещения Руси. Но Порошенко деньги вернул, заодно устроив в июле встречу главы американо-украинской епархии Константинопольского патриархата Димитрия с госсекретарём Майком Помпео. Вероятно, какие-то обещания были даны и Варфоломею лично – он, как известно, грезит о том, чтобы перебраться из недружественного Стамбула в Киев. Перспектива кровопролития на Украине, таким образом, Варфоломея вовсе не пугает.

Варфоломей «три процента»

Такие дела. Если повезёт Варфоломею, сидеть ему не в Стамбуле, а в Киеве и возглавлять «вселенскую русскую православную церковь» с московским митрополитом на посылках. Но ежели Господь будет милостив к Кириллу, то всё будет наоборот, и русский предстоятель если и не станет «всемирным» по титулу, то уж точно займёт место во главе стола на следующем Всеправославном соборе. В Риме уже потирают руки, предвкушая, как затрещат православные митры, и прикидывают, кого выгоднее поддержать в споре, Стамбул или Москву. Но, судя по тому, как заспешил папа на встречу в Гаване два года назад, позабыв обо всех сепаратных договорённостях с константинопольским предстоятелем, выбор, пожалуй, очевиден. Вот только как этот выбор воспримет паства РПЦ (МП)?

И ещё вопрос: а чем обернётся обострение в православном мире для Украины? И без него ситуация там критическая: того и гляди киевский расстрига Филарет призовёт захватывать церкви Московского патриархата. А московские попы в Киеве, отличающиеся завидным смирением, когда дело касается русского языка, вмиг теряют терпение, когда речь заходит о церковной собственности. Украинская паства – нервная, дважды звать ратовать её не придётся. Пока Московский патриархат делал вид, что далёк от политики, но на фоне «развода» с константинопольским престолом и перспективы возвышения Киева отношение может в корне измениться – вплоть до формирования православных народных дружин. «Для Украины действия Варфоломея однозначно означают религиозную войну, в которой прольются уже не ручьи, как до сих пор, а реки крови, – констатирует политолог Ростислав Ищенко. – Украинское государство в результате будет уничтожено, и на Фанаре понимают, что провоцируют страшный религиозный конфликт, выступая при этом на стороне раскольников и сектантов против истинных православных».

Чем завершится нынешнее противостояние в православном мире, не берётся предсказать никто. Казалось бы, Москве следовало бы действовать сдержаннее – во всяком случае принимая во внимание перспективы того, о чём выше предупреждает Ищенко. Но, кажется, российские иерархи решили идти до конца – слишком заманчива перспектива «уделать» константинопольский престол раз и навсегда. «Варфоломей фактически наделил себя всеми правами папы римского, то есть явно провозгласил ересь и совершил отклонение от православной веры, – провозглашает член Синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков. – А ведь константинопольский престол представляет всего лишь 3% православной земли!» В общем, правда, как всегда, за нами. Ну а как в итоге Бога поделят – разве это так уж существенно?

Могло ли быть иначе?

Могло, если бы сам поход собрал более престижный состав. Все-таки, короля Франции, нельзя запереть как ребенка на острове Лидо. К тому же, если бы Филипп, зачем-то, собрался бы снова в Святую Землю, он использовал бы свои собственные корабли и не просил бы о помощи Венецию. Германский Император, согласись он принять участие в походе, отправился бы в Иерусалим по суше, как делали это до него Фридрих Барбаросса (Третий крестовый поход) и Конрад III (Второй крестовый поход). А так само мероприятия с Фландрским графом в качестве лидера, изначально смотрелось убого.

Энрико Дандоло. Источник: wikipedia.org

Это как Олимпиада без игроков НХЛ или Оскар без кинозвезд. Другой момент, когда все могло измениться, имел место уже в Задаре. Через несколько дней после его захвата, между крестоносцами и венецианцами вспыхнул конфликт, который едва не перерос в полноценное побоище на руинах разоренного города. Оперативное вмешательство Балдуина и Дандоло свело этот кризис к нулю. Но вот какая история. Если бы крестоносцы перебили венецианцев, то на Константинополь они бы уже едва ли пошли. Не пошли бы, скорее всего, и на Иерусалим. Все-таки, перспектива обогащения всегда более привлекательна, чем перспектива отпущения грехов. В Задаре была захвачена немалая добыча, в путешествие в Святую Землю в столь малых количествах могло обернуться полноценным фиаско. Разумнее было бы разойтись по домам. Но Константинополю ничего бы не угрожало. И это важно.

Читать еще:  Первый киевский митрополит русского происхождения. Устройство в Юго-Западной Руси

Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

«…взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.» [1] Повесть Временных Лет

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи.
Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

«В лето 907. Идущие на Царьград»
Ольшанский Б.М.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часто этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».

Приношение греками Олегу яств с отравою.

«Сей человек не просто пришел, но гнев, из-за грехов наших, послан на нас от Бога». [2] В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 2

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.

Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину [3] Уключина — приспособление в борту лодки для упора
весла при гребле. , а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу.
[1] Повесть Временных Лет

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

«Возьмем лучше обыкновенные холщовые паруса, ибо ветер не знает, что дорого, но знает, что крепко». [2] В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 2

Что было в Византийской Империи после гибели Константинополя в 1204 году

эпилог книги «Орден Тамплиеров» I ниже слушай и читай >>

29 мая

Ворота Святого Романа рухнули, содрогаясь от ударов полутонных ядер. Стены потемнели от безумных толп и двести тысяч взревели за ними. Каталонская гвардия медленно отступала к императорскому дворцу. Мимо неслись ополченцы, итальянцы, венгры, славяне.

Кто-то прокричал ему: «Мой базилевс, надо бежать на корабли!» Но он не отвечал. Его взгляд замер на куполе Софии Великой…

Осколки

После разграбления Константинополя в 1204 году Византийская империя распалась на осколки. Нищие варвары — крестоносцы сорвали куш и озолотились. Почти вся территория стала Латинской империей европейцев и была разделена между бандой Четвертого Крестового похода.

Маркграф Бонифаций – лидер похода не стал императором, франкскую династию основал герцог Балдуин Фландрский, ставший Балдуином I. Бонифаций получил свой греческий кусок западней. Основал Фессалоникийское царство, в качестве вассала Латинской империи.

Венеция получила все острова и захватила всю торговлю в мертвой Византии. Из островов дож Дандоло создал вассальное Венеции герцогство в Эгейском море. Вожди помельче создали Афинское герцогство, княжество Ахея и другие. Своим графам и баронам, простым рыцарям и сержантам, выделили по вассальной лене (поместью).

Греки поделены, их жизни и земля выкачивались под корень.

Бежавшая византийская аристократия сплотилась в далеких провинциях погибшей империи. Через Босфор на востоке, родственник Алексея III Феодор Ласкарис создал крошечную Никейскую империю. Еще восточней появилась Трапезундская империя семьи Комниных. А на западе, на берегу Адриатического моря, возник Эпирский деспотат самозванца.

Несчастливо сложатся судьбы наших героев.

Бежавший император Византии Алексей III вскоре предаст и ослепит другого беглеца, Алексея V. А в 1205 году его самого казнит маркграф Бонифаций. Через год после коронации, император Балдуин I проиграет битву за Адрианополь. И болгарский царь Калоян сгноит его в тюрьме.

Латинская империя начнет умирать сразу после рождения. В океане греческой ненависти и вражды.

Еще 50 лет все эти осколки Византийской империи будут воевать друг с другом, заключать и разрывать союзы. А потом новая византийская династия – Палеологи, начнёт победоносный путь домой. В 1261 году под давлением греков, болгар и Батыя, Латинская империя развалится.

Греки вернут Константинополь и Византийскую империю. Вернут бледную тень прошлого.

Кулак

Растасканные земли и убитые армии не вернешь. И новый, смертельный враг рода христианского ползёт из черной дыры. Пока христиане убивали друг друга, пока разбивали византийский щит против него. Он жрал. Он наливался соком.

Этот яростный кулак ислама рассудит всех. Католиков, протестантов, православных. Захватит христиан до самой Вены. И даже хитрая Венеция лишится всего.

Штурм Константинополя 1204 года определил историю Европы. Грабеж и жестокость католиков привели в ужас православный мир. О союзе и объединении церквей не может быть и речи. Россия и Европа покатились по своему пути. В разные стороны. Пройдет 800 лет.

Лишь в 2004 году папа Иоанн Павел II скажет: «Трагично что нападавшие, которые намеревались обеспечить свободный доступ христиан на Святую Землю, обратились против братьев по вере. Тот факт, что они были латинскими христианами, наполняет католиков глубоким сожалением».

В апреле 2004, в годовщину 800-летия штурма крестоносцев, Вселенский Патриарх Православной Церкви Варфоломей I примет извинения Ватикана за Четвертый крестовый поход.

29 мая 1453 года. Константинополь

Очередное полутонное ядро гигантской пушки ударило в купол Святой Софии. Император вздрогнул и оттолкнул истерящего стратига. В разбитые ворота Святого Романа и со всех стен разом, вливались 200 тысяч османов Мехмеда II безудержным потоком.

Последний час пришёл. Боевые трубы гвардии страдиотов зашлись рёвом. Выхватив меч Палеологов, Константин XI помчался навстречу судьбе.

дальше: Повесть «Армагеддон» I Том 2 «Падение Крестов» (февраль)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector