2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Триодь постная и триодь цветная. Сборник: Триодь цветная (цсл) Триода цветная

Триодь Постная и Цветная

Богослужебные последования пасхального цикла, то есть весь круг подвижных праздников года, включает в себя богослужебная книга Трио́дь. Название книги связано с тем, что содержащиеся в ней каноны большей частью состоят не из восьми, а из трех песней. Такой канон называется трипеснец, или «триодион» по-гречески. Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а с Х века встречается разделение на две части — Триодь постную и Триодь цветную. В Триодях постной и цветной содержатся службы от подготовительных седмиц к Великому посту (Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и сырной) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых).

Старообрядческая Триодь по́стная включает в себя богослужение с Недели (т. е. воскресенья) о мытаре и фарисее до Четыредесятницы, то есть оканчивается утренней службой пятницы шестой недели Великого поста. Таким образом в Постной триоди помещены службы, совершаемые в Великом посте и в дни подготовки к нему. Постная Триодь содержит песнопения в основном авторов VIII и IX вв.: преп. Роман Сладкопевец, преп. Андрей Критский, преп. Иоанн Дамаскин, преп. Иосиф Студит и Феодор Студит, император Лев Мудрый и другие. В ХII в. в молитвословия Триоди вносятся паремии, в ХIV в. — синаксари.

К подвигам Великого поста и покаяния Церковь начинает подготавливать верующих еще за четыре недели до поста. Эти недели (т.е. воскресные дни) следующие: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сырная. В народе недели до Великого поста называют также сплошной, пестрой и масленицей. В богослужении уже появляются покаянные стихеры и каноны, показывающие верующим образцы и примеры покаяния.

Первая приготовительная неделя (одновременно с началом Постной Триоди) начинается после воскресенья и называется неделей мытаря и фарисея, потому что на литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лук. 10, 10-14). Притча эта внушает нам быть смиренными в молитве и жизни нашей, потому что только смиренным дается благодать Божия. Начинается сплошная неделя, т.е. во все дни разрешается скоромная пища. В Уставе указана такая причина отмены поста: в Армянской церкви (признающей только три первых Вселенских соборов) в эту неделю был установлен пост. В противовес этому православные, признающие все семь Вселенских соборов, в это время совсем не должны поститься. Кроме евангельского чтения, Церковь располагает верующих к смирению и покаянию особым умилительным песнопением, которое с этого дня начинает петься и в следующие воскресные дни (кончая пятым воскресеньем Великого поста) на утрене, перед каноном.

Множество содеянных ми зол помышляю окаянныи, и трепещу страшнаго дне суднаго. Но надеяся на милоcть благоутробия Твоего, яко Давыд вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

(Помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, я с трепетом жду, несчастный, страшного дня суда; но, надеясь на благодать Твоего милосердия, подобно Давыду, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости).

Вторая приготовительная неделя — неделя о блудном сыне названа так потому, что на литургии читается евангельская притча о блудном сыне. Эта притча учит нас, что Господь неизреченно милосерд и ждет, чтобы, как блудный сын, мы пришли к Нему с мольбой о покаянии. В народе эта неделя носит название «пестрой», ведь среда и пятница вновь, как обычно, становятся постными днями. Иноки и те миряне, которые «понедельничают», то есть постятся и в понедельник, соблюдают в эту неделю три постных дня. На утрени в этот воскресный день (и в следующие два) после «Хвалите имя Господне» положено петь 186-й псалом. В нем изображается томление иудеев в плену Вавилонском, когда они поняли свое горькое положение и раскаялись.

На реце Вавилонстей, тaмо седохом и плaкахом, внегда помянyти нaм Сиона. На вeрбии посреде ея обе́сихом орга́ны нaша. Яко ту вопросиша нaс пленьшии нaс словeс песней, и вeдшии нaс, пения. Воспойте нaм от песней сионских, кaко воспоeм песнь Господню на земли чужде́й. Аще забyду тебе Иеросалиме, забвeна бyди десница моя. Прильпни язык мой гортaни моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иеросалима, яко в начaло весeлия моего. Помяни Господи сыны Едомския, в дeнь Иеросалимль, глаголющия истощaйте, истощaйте до основaния его. Дщи вавилоня окаянная, блажeн иже воздaст тебе воздаяние твое, еже воздaде нaм. Блажeн иже имет и разбиeт младeнцы твоя о кaмень.

(При реке Вавилона, там сидели мы и плакали, вспоминая о Сионе. На вербах посреди его (города) повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас песней, и притеснители наши (требовали) веселия: «Пропойте нам из песней Сионских». Но как воспоем мы песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть будет забвена десница моя. Прильпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым в день Иерусалима, когда они говорили: разрушайте, разрушайте до основания его. Дочь Вавилона опустошительница! Блажен тот, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень).

Плен Вавилонский есть изображение нашего состояния в плену у грехов наших. Младенцы Вавилона — это, по объяснению св. отцов, — порочные наклонности и зародыши гибельных страстей, рождающиеся в нашей душе. Мы должны их «разбивать», т.е. преодолевать, а не быть у них в плену, подобно блудному сыну из притчи.

Третья приготовительная неделя (слово «неделя» в церковно-славянском языке означает «воскресенье»), по евангельскому литургийному чтению, называется неделею воспоминания о Страшном суде (Матф. 25, 31-46). Чтобы расположить грешника к покаянию, Церковь изображением Страшного суда напоминает нам о том, что нас ждет суд Господень, на котором каждому воздастся по делам его. Вместе с тем это евангельское чтение побуждает нас к подвигам человеколюбия, которые особенно должны мы усилить в дни поста и покаяния. Неделя эта называется еще мясопустной, или «мясопуст», т.е. мяса отпуст, потому что этим воскресеньем оканчивается вкушение мяса.

Четвертая, последняя приготовительная неделя (последний день перед Великим постом) называется неделей сыропустной. Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы. Первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику Пасхи начинается с покаяния, поста и молитвы. Предшествующая этому дню седмица (сырная, масленица) наполовину есть уже время поста: в течение ее не позволяется вкушения мяса, а в среду и пятницу не положено литургии, а совершаются только часы и уже с великопостной молитвой св. Ефрема Сирина. Также в евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений (Мф. 6, 14-21). На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот называется обыкновенно прощеным воскресением.

В эту неделю Церковь еще сильнее располагает верующих к покаянию песнопением:

Покаяния отверзи ми двери, Живодавче, утренюет бо дух мой к церкви святей Твоей. Церковь ношу телесную всю осквернену, но яко щедр очисти благоутробным си милосердием. На спасеныя стези настави мя, Богородице, скверными бо грехи окалях душу мою и в лености все житие изжих. Но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

(Податель жизни, открой мне двери покаяния, потому что душа моя с утра стремится к Твоему святому храму. Правда, весь храм моего тела я ношу оскверненный, но Ты, как милосердый, очисти его по Твоей великой милости. Богородица, наставь меня па путь спасения, потому что я постыдными грехами осквернил душу свою и провел в лености всю жизнь свою; но Ты, Твоими молитвами, избавь меня от всякой нечистоты).

С понедельника начинается Великий пост или Четыредесятница. Он установлен в память о том, что Христос после своего крещения ушел в пустыню и постился там 40 дней. Сорокадневный пост означает также, что десятую часть своего времени, десятую часть года мы посвящаем, отдаем Богу. Сорок дней — это время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно. Это время именуется в старообрядческих богослужебных книгах Четыредесятницей. Каждое воскресенье Великого поста посвящено воспоминанию какого-либо события церковной истории или памяти святого.

Читать еще:  Славянские волхвы и жрецы. Волхвы и друиды

Первое воскресенье Великого поста называется неделей торжества православия. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания в Византии в IX веке, гонимого иконоборцами.

Во второе воскресенье совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.

Третья неделякрестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.

В четвертое воскресенье прославляется преподобный Иоанн Лествичник, который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути. В последующую неделю вечером в среду совершается служба со чтением Великого канона Андрея Критского. Она содержит в себе более 1000 земных поклонов и называется «Мариино стояние». Чтобы молящиеся могли немного отдохнуть, во время службы читается житие преподобной Марии Египетской;

Пятое воскресенье посвящается преподобной Марии Египетской.

Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной недели относятся уже к Цветной триоди.

Триодь цветна́я начинается со службы вечерни пятницы, накануне Лазаревой субботы, и заканчивается Неделей Всех святых, то есть следующим воскресеньем после Пятидесятницы. Название ее происходит от Недели ваий (Цветная неделя), так как начало ее связано с праздником Входа Господня во Иерусалим.

Первая неделя Триоди цветнойВербное воскресенье. Затем наступает Страстная неделя, во время которой православные христиане вспоминают крестные страдания и смерть Господа.

И вот Великий пост заканчивается, наступает Праздник праздников и Торжество торжеств — Святая Пасха.

Следует отметить, что такое деление Триоди было изменено в ходе реформы патриарха Никона в XVII веке, и у новообрядцев оно сейчас несколько другое: Триодь постная включает богослужение от Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы включительно, а Триодь цветная начинается от Недели Пасхи.

Сборник: Триодь цветная (цсл)

Здесь есть возможность читать онлайн «Сборник: Триодь цветная (цсл)» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Религиозная литература / Религия / religion_orthodoxy / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Триодь цветная (цсл): краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Триодь цветная (цсл)»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Сборник: другие книги автора

Кто написал Триодь цветная (цсл)? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Триодь цветная (цсл) — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Триодь цветная (цсл)», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

ВО СВЯТУЮ И ВЕЛИКУЮ НЕДЕЛЮ ПАСХИ

СВЕТЛАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ

О часе утреннем параекклисиарх взем благословение у настоятеля, исходит и ударяет в великое, и клеплет довольно. И вшед во храм, вжигает свещи вся, и кандила: устрояет же сосуды два со углием горящим, и влагает в них фимиама много благовоннаго, и поставляет един сосуд среди церкве, другий же во святом алтаре, яко да исполнится церковь вся благовония. Таже настоятель вшед во святый алтарь со иереи и диаконы, облачатся в весь светлейший сан. И раздает свещи братии, и вземлет Честный Крест: кадило же вземлет диакон. Иерей же святое Евангелие, ин иерей образ Воскресения Христова: и ставятся лицем на запад. И затворят врата церковная, яже к западу. Исходит настоятель со иереи в притвор, северными дверьми, предыдущим пред ним диаконом со двема свещами, и оба лика поюще

Воскресе́ние Твое́, Христе́ Спа́се, / А́нгели пою́т на небесе́х, / и нас на земли́ сподо́би / чи́стым се́рдцем / Тебе́ сла́вити.

Таже ударяют во вся кампаны и тяжкая, и клеплют довольно. И вшедше в притвор, станут со Евангелием, и со образом, лицем на запад, якоже указася прежде. Таже настоятель вземлет у диакона кадило в правую руку, Крест же в левую, и кадит образы, и клиросы, и братию по обычаю. Диакону же предносящу пред ним свещу горящу. Братия же вси стоят держаще свещи своя, со вниманием молящеся в себе, и благодаряще нас ради пострадавшаго и воскресшаго Христа Бога нашего. По скончании же каждения, приходит настоятель пред великия врата церкве, и покадит диакона, предстояшаго ему со свещею. Тогда взем кадило диакон от руку настоятеля, и покадит самого настоятеля. И паки восприим настоятель кадило, став пред церковными дверьми, зря на восток, и назнаменает великия врата церкве, [затвореная суща], кадилом крестообразно, трижды, держа в левой руце Честный Крест, и светильником стоящим со обою страну.

И велегласно возгласит:

Сла́ва Святе́й, и Единосу́щней, и Животворя́щей, и Нераздели́мей Тро́ице, всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

И нам отвещающим: Ами́нь.

Начинает настоятель, с прочими служители, велегласно настоящий тропарь, во глас 5:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

И мы тойжде поем подобне, со сладкопением. Поется же сей тропарь трижды от настоятеля, и трижды от нас.

Таже настоятель глаголет стихи:

Первый стих: Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, / и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́.

И на кийждо стих мы поем тропарь: Христо́с воскре́се: весь по единожды.

Вторый стих: Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут, / я́ко та́ет воск от лица́ огня́. Христо́с воскре́се: единожды.

Третий стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся. Христо́с воскре́се: единожды.

Четвертый стих: Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь. Христо́с воскре́се: единожды.

Слава: Христо́с воскре́се: единожды.

И ныне: Христо́с воскре́се: единожды.

Таже настоятель поет вышшим гласом: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в. И отверзает врата.

Входит настоятель с Честным Крестом, предыдущим ему со двема лампадами, и братиям поющим: И су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. Таже ударяют во вся кампаны и клеплют довольно, три звоны.

Вшед же настоятель со иереи во святый алтарь. И диакон глаголет ектению великую: Ми́ром Го́споду помо́лимся. Возглас: Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва:

И начинает предстоятель канон, творение господина Иоанна Дамаскина. Глас 1. Ирмос: Воскресе́ния день: Ирмосы на 4: и тропари на 12, с припевы: Христо́с воскре́се из ме́ртвых. И паки последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе Катавасия, ирмос тойже: Воскресе́ния день: И по нем Xристос воскре́се: весь трижды. Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель, десной или левой стране случившейся начати. И кадит в начале канона святыя иконы и оба лики, и братию по чину. И по коейждо песни бывает ектениа малая вне олтаря, якоже рехом, во святый сей день. Возглас внутрь олтаря от иереа. По 1-й песни поет десная страна. По 3-й же поет левая. Сице поем и по прочих песнех.

Канон, глас 1. Песнь 1.

Ирмос: Воскресе́ния день, / просвети́мся, лю́дие. / Па́сха, Госпо́дня Па́сха: / от сме́рти бо к жи́зни, / и от земли́ к небеси́, / Христо́с Бог нас преведе́, / побе́дную пою́щия.

Триодь постная и Триодь цветная

Триодь постная и Триодь цветная

Эти две книги содержат молитвословия для подвижных дней богослужебного года, зависящих от того, в какой день года придется Пасха. Называются эти книги так потому, что характерным содержанием их являются неполные каноны, состоящие большей частью из трех (1–ой, 8–ой и 9–ой) песней (по–гречески . =«триодион» «трипеснец»), или из четырех (четырепеснец), или из двух (двупеснец).

Читать еще:  “У нас в школе это исключено”. Но травля не закончится, пока не вмешаются взрослые

Триодь постная содержит молитвословия подготовительных недель к Великому посту, молитвословия самого Великого поста и молитвословия Страстной седмицы. Первая служба, помещенная в Триоди постной, это служба Недели Мытаря и Фарисея, а последняя служба Великой субботы. Молитвословия Триоди постной в будничные дни заменяют собою молитвословия Октоиха. Из Октоиха берутся только некоторые седальны и светильны, но они печатаются в самой Триоди, так что можно обходиться без пользования самой книгой Октоиха. Только в воскресные дни периода постной Триоди воскресные песнопения берутся для каждого данного гласа из Октоиха. Во время пения Триоди постной пение Минеи не отменяется, но есть некоторые дни, когда и Минея отлагается, а вся служба совершается только по Триоди.

Триодь цветная содержит молитвословия начиная с первого дня Пасхи и кончая неделею Всех Святых после Пятидесятницы. Цветная Триодь, подобно постной, иногда заменяет собою Минею, иногда поется вместе с ней. Воскресные песнопения Октоиха печатаются на своих местах в Триоди цветной, вследствие чего можно обходиться без Октоиха.

Некоторые последования из Триоди постной и цветной изданы отдельными книжками. Таковы: Последование Первой Седмицы Великого поста, Последование Страстной седмицы, Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу и др.

Читайте также

Триодь.

Триодь. Зиждителю горних и дольних,Трисвятую убо песнь от ангелов:Трипеснец, же и от человеков приими.Этими стихами начинается синаксарь на триодь. Триодь, или триодион, по–гречески значит трипеснец,. Так названа книга, содержащая чин богослужения в продолжение 18

4. ТРИОДЬ

4. ТРИОДЬ Великий Пост имеет свою особую богослужебную книгу: Триодь постную. В эту книгу входят все песнопения (стихиры и каноны), библейские чтения на каждый день поста, начиная с Воскресения Мытаря и Фарисея и кончая вечерней Святой и Великой Субботы. Песнопения Триоди

Цветная вкладка

Триодь постная

Триодь постная Перейдем к Триоди постной (греч. Triodion), содержащей богослужебные тексты периода от Недели о мытаре и фарисее до Великой субботы включительно. Тематически Триодь постная распадается на две неравные части: первая содержит великопостные службы, лейтмотивом

Триодь цветная

Триодь цветная Пасхальной полунощницей, совершаемой прямо перед началом пасхальной утрени, начинается Триодь цветная (греч. Pentikostarion), обнимающая период от Пасхи до 1–й недели по Пятидесятнице. В Триоди цветной гораздо меньше оригинального материала, чем в Октоихе и

Весна постная

Весна постная Подлинная природа покаяния станет более ясной, если мы рассмотрим три характерных выражения покаяния в жизни Церкви: во–первых, очень коротко, литургическое выражение покаяния в период Великого поста; затем, подробнее, его сакраментальное выражение в

Триодь постная

Триодь постная Подготовительные к Великому посту Недели и седмицы[23]1. Неделя (без предшествующей ей седмицы) мытаря и фарисея.2. Неделя о блудном сыне и предшествующая ей седмица.3. Суббота мясопустная, родительская (то есть суббота перед Неделей (воскресеньем)

Триодь цветная

Триодь цветная 1. Светлое Христово Воскресение – Пасха.2. Светлая седмица.3. Неделя 2-я по Пасхе (Аятипасха). Воспоминание уверения апостола Фомы.4. Радоница, день особого поминовения усопших (вторник 2-й седмицы по Пасхе).5. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.6. Неделя

Русская постная похлебка

Русская постная похлебка На 4 порции «Русской постной похлебки» вам понадобится: • Картофель — 550 г, • Капуста — 350 г, • Лук — 100 г, • Морковь — 100 г, • Перловая крупа — 90 г, • Соль, • Зелень укропа свежая. Крупу промойте и отварите до полуготовности. Добавьте мелко

Постная ботвинья

Постная ботвинья Щавель перебрать, припустить, добавив немного воды. То же со шпинатом отдельно. Щавель и шпинат протереть через сито, пюре охладить, развести квасом, добавить сахар, лимонную цедру, поставить в холод.Разлить ботвинью по тарелкам, добавив по вкусу ломтики

Цветная капуста, маринованная с растительным маслом

Цветная капуста, маринованная с растительным маслом ИнгредиентыКапуста цветная – 1 кг, помидоры – 200 г, перец болгарский – 1 кг, масло растительное – 200 мл, уксус 9 %-ный – 100 мл, сахар – 40 г, чеснок – 100 г, зелень петрушки – 50 г, соль – 20 г.Способ приготовленияЦветную

Цветная капуста в овощной смеси

Цветная капуста в овощной смеси ИнгредиентыКапуста цветная – 1,2 кг, помидоры – 1,2 кг, перец болгарский – 200 г, чеснок – 80 г, зелень петрушки – 200 г, масло растительное – 200 мл, уксус 9 %-ный – 120 мл, сахар – 1 кг, соль – 60 г.Способ приготовленияЦветную капусту моют,

Постная трапеза. Заговенья и разговенья

Постная трапеза. Заговенья и разговенья Что же представляет собой постный стол и что такое заговенья и разговенья?Как уже говорилось, постами разрешена только пища растительного происхождения. Многие православные хозяйки очень серьезно подходят к этому запрету и, придя

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Триодь цветная (русский перевод)

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 80

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

НА УТРЕНИ

[После отпуста полунощницы священник, держа свечу, зажженную от неугасимой лампады на св. Престоле, выходит Царскими вратами и поет, призывая верующих зажигать свои свечи:

Глас 5: Придите, примите свет / от немеркнущего Света, / и прославьте Христа, / воскресшего из мертвых.

Это же повторяют и оба хора.] Затем выходим из храма и обходим его, воспевая стихиру, глас 6:

Воскресение Твое, Христос Спаситель, / Ангелы воспевают на небесах: / и нас на земле удостой / чистым сердцем Тебя славить.

Когда же придем к закрытым дверям храма [диакон возглашает: Дабы удостоиться нам: и читаем Евангелие от Марка, зачало 70. По окончании поем: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.] Затем настоятель, покадив св. Евангелие, иконы, всех присутствующих и закрытые двери, держа в руках зажженный трехсвечник и св. Крест, возглашает, изображая крест кадилом:

Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем настоятель трижды поет:

Тропарь, глас 5

Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ / и тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

И хор поет тот же тропарь трижды.

Затем настоятель возглашает стихи:

Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, / и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

И после каждого стиха поем тропарь по одному разу:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут, / как тает воск пред лицом огня.

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся.

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Стих 4: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный!

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Слава:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

И ныне:

Тропарь: Христос воскрес из мертвых:

Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых, / смертию смерть поправ.

Хор: И тем, кто в гробницах, / жизнь даровав.

Затем ектения великая: В мире Господу помолимся: и прочее.

[Молитва 1] и возглас: Ибо Тебе подобает вся слава:

Хор: Аминь.

КАНОН

Творение преп. Иоанна Дамаскина, глас 1; ирмосы поем на 4, тропари же на 12 с припевом: Христос воскрес из мертвых. Ирмосы каждый хор исполняет поочередно. В конце каждой песни катавасия: тот же ирмос, и затем тропарь «Христос воскрес из мертвых» полностью трижды.

Каждую песнь канона начинает предстоятель, и кадит святые иконы, оба хора и братию по чину; после каждой песни бывает малая ектения вне алтаря, молитва и возглас из алтаря. После 1 песни поет правый хор, после 3 песни – левый.

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день! Просияем люди! / Пасха! Господня Пасха! / Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам / Христос Бог нас перевел, / песнь победную поющих.

Припев: Христос воскрес из мертвых.

Очистим чувства и увидим / неприступным светом воскресения / сияющего Христа, / и говорящего: «Радуйтесь!» / ясно услышим, / воспевая песнь победную.

Небеса достойно да веселятся, / земля же да радуется, / да празднует и весь мир, / как видимый, так и невидимый: / ибо Христос восстал, веселье вечное.

[Богородичны, написанные преподобными Феофаном и Иосифом поются только со второго дня Cветлой седмицы, но не в неделю Пасхи.

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Богородичен: Умерщвления предел сломила Ты, / носив во чреве жизнь вечную, Христа, / из гроба воссиявшего в сей день, / Дева всенепорочная, / и мир просветившего.

Воскресшим увидев Сына Твоего и Бога, / радуйся с Апостолами, Богоблагодатная, Чистая! / И первой слово «Радуйся», как причина радости для всех, / приняла Ты, Богоматерь всенепорочная.]

Катавасия: Воскресения день:

И после катавасии тропарь: Христос воскрес из мертвых: (3).

Ектения малая, [молитва 2] и возглас: Ибо Твоя власть, и Твои – царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Песнь 3

Ирмос: Придите, будем пить питие новое, / не из камня бесплодного чудесно изводимое, / но бессмертия источник, / пролившийся из гроба Христом, / на Котором мы утверждаемся.

Ныне все исполнилось света, / и небо, и земля и преисподняя: / пусть же празднует все творение восстание Христа, / на котором утверждается.

Читать еще:  Откуда взялись мифы о русалках. Русская русалка

Вчера я погребался с Тобою, Христе, / – с Тобою воскресшим в сей день восстаю; / распинался я с Тобою вчера: / Сам прославь меня с Собой, Спаситель, / в Царстве Твоем!

[Богородичен: К жизни непорочной / перехожу я в сей день, / по благости Родившегося от Тебя, Чистая, / и все мира концы светом озарившего.

Увидев Бога, Которого по плоти / носила Ты во чреве, Чистая, / из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, / и как Бога, Непорочная, Его величай.]

Катавасия: Придите, будем пить питие новое:

Ектения малая, [молитва 5], и возглас: Ибо Ты – Бог наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Ипакои, глас 4

Жены , пришедшие с Марией до рассвета / и нашедшие камень отваленным от гроба, / услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего / что вы ищете среди мертвых как человека? / Посмотрите на погребальные пелены, / бегите и миру возвестите, / что восстал Господь, умертвив смерть, / ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже / Богословесный Аввакум да станет с нами / и

Цветная Триодь — история самой красивой книги XVI века

В православной церкви все действия священников расписаны согласно канону. За века существования сложился определённый порядок, когда и какие обряды совершать, какие тексты в какой день читать, какие петь и т.п. Все это указано в богослужебных книгах. Одна из таких полезных священнику книг — Пентикостарион, или Триодь цветная. Первая печатная версия этой Триоди была издана в нашем отечестве в 1591 году…
В первые века христианства для богослужений использовали самые почитаемые священные тексты — Евангелия, деяния и послания святых апостолов, молитвы, распределенные по времени суток, дням недели, праздникам и т.д. Но постепенно стали появляться церковно-богослужебные книги, в которых были расписаны до мелочей все составляющие части каждой церковной службы, чтобы священнику даже не нужно было думать, как её построить.

Триодион

Типикон, например, определял порядок богослужений в монастырях. Ирмологий содержал песнопения для хоров вместе с так называемыми знаками знаменного пения, которыми обозначали высоту звуков и их длительность задолго до изобретения современных нотных знаков. В Тропарионе были собраны все известные священникам формы молитв — тропари, кондаки, величания, богородичны и т.

п. В таких книгах, как Пролог, Синаксарь, Патерик, Жития святых и тому подобные, содержались тексты и поучения на все случаи жизни. А в Тропологии были собраны все воскресные и праздничные песнопения тропарно-стихирного ряда. В VII веке этот единый комплекс священных текстов распался на три: Минея, то есть тексты богослужений на неподвижные церковные праздники, начинавшиеся с Рождества Богородицы и заканчивавшиеся Успением Богородицы; Триодь, то есть тексты богослужений на праздники с плавающей датой, это были праздники пасхального круга; и Октоих с текстами седмичных, воскресных и субботних служб. На основе Триоди появилась книга Триодион.


Триодион охватывал время от Пасхи до Троицы. Особенностью Триодей было то, что служба в полном объёме проводилась только в воскресные дни, а в будни она сокращалась до трёх или четырёх песнопений, что и отражено в самом названии «триодь». Такое упрощение службы связано с сугубо византийской точкой зрения на воскресенье как на праздник праздников и торжество торжеств. Считалось, что как Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё, ту же функцию несёт в себе и воскресная служба — она, по сравнению со службами буднего дня, более длительная и полная, то есть идеальная. И век от века Триодион становился всё полнее и полнее, учитывал всё больше мелочей. В конце концов потребовалось разбить его на две составляющие — Постную Триодь и Цветную Триодь.

Рукою святых отцов

Постная Триодь охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой. В будние дни использовались почти всегда только тексты самой Триоди. Исключения делались только для воскресных служб.
Основная тема Постной Триоди — страдания Иисуса Христа, предательство Его Иудой, суд Пилата и казнь на Голгофе.
Цветная Триодь начинается с первого дня Пасхи и продолжается до Недели всех святых, охватывая период в 50 дней. Цветной Триодью она именовалась потому, что до реформы Никона начало приходилось на праздник Входа Господня в Иерусалим, в Цветную неделю (в русском варианте — Неделя ваий). Иное название этой Триоди (в современном православии службы по Цветной Триоди начинаются с Пасхи) — Пентикостарион, то есть Пятидесятница. Именно столько дней проходит от Пасхи до Троицы. Основная тема Цветной Триоди — воскресение Иисуса Христа и нисхождение Святого духа на апостолов. Многие тексты этой Триоди составлены знаменитыми святыми отцами, в том числе Иоанном Дамаскином.

Издание Андроника Невежи

В Московском царстве до XVI века существовали только рукописные сборники текстов Цветной Триоди. Первые печатные книги появились только при Иване Грозном в типографии Ивана Фёдорова. Но бедному книгопечатнику пришлось бежать от опасностеи той эпохи в Литву. А в отечестве остался только его ученик Андроник Тимофеевич Невежа, которого часто записывают как «Невежин». о нём не известно практически ничего, ни года рождения, ни точной даты смерти — не то 1602 год, не то 1603 год.
Итак, в 1564 году Иван Фёдоров издал первую типографскую книгу «Апостол», и немного времени спустя ему вместе с Петром Мстиславцем пришлось бежать на запад. А книжным делом остался заведовать Андроник, который в 1568 году получил пост начальника типографии. В ней он по распоряжению царя издал «Псалтырь». На этом его московская деятельность прекратилась. Печатника перевезли вместе с типографскими досками в Александрову слободу. Следующую книгу Андроник издал в 1577 году — снова «Псалтырь».
Только после смерти царя его типография опубликовала две Триоди: Постную в 1589 году и Цветную в 1591 году. А с 1594-го по 1602 год — двухтомный «Октоих», «Часовник», «Апостол», «Минеи», «Служебник», ещё одна «Псалтырь», «Чиновник архиерейский священного служения». В голодные 1602-1603 годы Андронику Невеже было, вероятно, далеко уже за 60 лет, ведь после его смерти пост начальника типографии занял один из его сыновей — печатник Иван.
Цветная Триодь считается третьей книгой Андроника. Для совершенствования навыков у него было много времени. Изготовление первых книг было процессом длительным, печатались они на хорошей тряпичной бумаге с водяными знаками, текст дополнялся украшениями в виде красных строк, заглавных букв, виньеток, переплёт снабжался аккуратными замочками, чтобы книга случайно не раскрылась. Эта Триодь была, очевидно, заказана, как и Постная Триодь, недавно вступившим в должность патриархом Иовом. Считается, что это одна из самых красивых московских книг XVI века.

Масштаб впечатляет

12 лет потребовалось Андронику Невеже, чтобы избавиться от клише, по которым он верстал псалтырь за псалтырью. Самое важное в его Триодях то, что они не были псалтырями! Правда, учёные клирики того времени упрёками Андроника, что он весьма соответствует своему прозванию, поскольку в его книгах они находили массу неточностей и несуразиц. Но большинство претензий к нему было высказано уже постфактум, в XVII веке, после Смутного времени.
Для конца XVI столетия издание Триодей имело большое значение. Они разошлись, действительно, по всем городам и весям. И очень способствовали единообразию церковных канонов. Печатное дело в тогдашней Москве велось при Андронике достаточно оперативно: книга готовилась и издавалась за пару лет. Тиражи для того времени были большими. Известно, что тираж первого «Апостола», составлял от 600 до 2000 экземпляров. Триодей было издано, вероятно, не меньше. Во всяком случае о том, что издание Андроника было массовым, говорит число сохранившихся экземпляров: Постной Триоди осталось 39 штук, Цветной Триоди — 31 штука. А ведь сразу после издания книг в Московском царстве настали тяжёлые времена, шли военные действия, полыхали пожары, потом началась жёсткая церковная чистка — и теперь уже горели костры из объявленных еретическими книг.
В рукописи «Сказание известно о воображении книг печатного дела» есть строки, посвящённые мастеру Невеже: «После тех мастеров Иоанна и Петра (Фёдорова и Мстиславца, — прим, авт.) стал мастером ученик их Андроник Тимофеев сын, по прозвищу Невежа, с товарищами, и также царским повелением велено ему издавать книги в печатном виде в царствующем граде Москве и раздавать по всем городам во всей России… А после тех мастеров иные мастера были, и от того времени пошло дело крепко и без помех бесперебойно, как непрерывная вервь».

Как мужчине и женщине понять друг друга. Краткий мануал.

Женщине понять мужчину очень просто: нужно просто выбросить из головы все лишние, милые женскому сердцу детали, и посмотреть прямо перед собой.

Мужчине понимать женщину незачем, достаточно любить, улыбаться и говорить «да, моя королева» или «нет, моя королева», не отвлекаясь от своего сурового мужского пути.
Это очень просто: для любви ум не нужен.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector